Автомобильный рынок: что происходит с ценами?

Что происходит с авторынком в России: главное

За 2021 год в России продали 1,6 млн автомобилей, из них 1,3 млн собрали в России — причем производство росло.

В июне 2022 продажи новых машин упали на 82%. За этот месяц дилеры продали всего 27 тысяч импортированных и собранных в России моделей. По сравнению с июнем 2021 года выпуск новых автомобилей обвалился на 89%. За месяц собрали только 13,4 тысячи.

Продажи с рук тоже рухнули на 32% — до 353 тысяч единиц.

Весной почти все заводы иностранных брендов прекратили работу, поставки автомобилей остановились и вряд ли возобновятся в обозримом будущем. Пока дилеры продают оставшиеся на складах машины по завышенным ценам и наращивают число китайских марок.

Сколько продлится такой кризис — неизвестно.

Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black

Какие заводы остановили выпуск

До 2022 года в России работало больше десятка крупных заводов, которые выпускали автомобили иностранных брендов: как дорогие кроссоверы БМВ, так и популярные у таксопарков Хендай и Шкода.

В марте 2022 многие зарубежные производители остановили работу в России, и за этот месяц с конвейеров вышло всего 40,9 тысячи машин — на 72,1% меньше, чем в марте 2021 года.

Заводы иностранных марок, которые работали в России в 2021 году

Завод Какие автомобили выпускали
«Тойота мотор» Тойота: RAV4, Камри
«Ниссан мэнуфэкчуринг рус» Ниссан: Икс Трейл, Мурано, Кашкай
«Рено Россия» Рено: Логан, Сандеро, Дастер, Каптюр, Аркана, Мастер
Ниссан: Террано
«Хендэ мотор мануфактуринг» Хендай: Солярис, Крета
Киа: Рио
«Фольксваген груп рус» Фольксваген: Таос, Тигуан, Поло
Шкода: Рапид, Кодиак, Карок, Октавия
«ПСМА рус» Пежо: 408, Эксперт, Тревеллер, Партнер, Партнер Кроссвей
Citroen: С4 Седан, Джампи, Спейс Турер, Берлинго
Опель: Зафира Лайф, Комбо Карго, Комбо Лайф, Виваро
Мицубиси: Аутлендер, Паджеро Спорт
«Мазда соллерс мануфэкчуринг рус» Мазда: CX-9, CX-5, 6
«Вольво груп» Вольво Тракс, Рено Тракс
«Форд соллерс Елабуга» Форд Транзит
«Мерседес-Бенц мануфэкчуринг рус» Мерседес-Бенц: E-класс, GLC, GLE, GLS
«Хавейл мотор мануфэкчуринг рус» Хавейл: Джолион, F7, F7x, H9, Дарго
GWM: POER, Вингл 7
«Автотор» Хендай: Тусон, Элантра, Палисад, Санта-Фе, Соната, H1
Киа: Пиканто, Сид, Сид SW, Про-сид, Церато, K5, Стингер, K900, Соул, Селтос, Икс Сид, Спортейдж, Соренто, Мохав
Генезис: G90, G90 Лимо, G80, G70
БМВ: X5, X6, X7

Пежо: 408, Эксперт, Тревеллер, Партнер, Партнер Кроссвей
Citroen: С4 Седан, Джампи, Спейс Турер, Берлинго
Опель: Зафира Лайф, Комбо Карго, Комбо Лайф, Виваро
Мицубиси: Аутлендер, Паджеро Спорт

Хендай: Тусон, Элантра, Палисад, Санта-Фе, Соната, H1
Киа: Пиканто, Сид, Сид SW, Про-сид, Церато, K5, Стингер, K900, Соул, Селтос, Икс Сид, Спортейдж, Соренто, Мохав
Генезис: G90, G90 Лимо, G80, G70
БМВ: X5, X6, X7

После введения санкций заводы остановили работу — временно или навсегда. Вновь запустили производство только два предприятия: китайский «Хавейл» работает в одну смену, а «Автотор» собирает некоторые автомобили в ограниченном объеме, после того как получил необходимые комплектующие. Но запасов там хватит до конца лета.

Остальные заводы пока не работают — и неизвестно, какие компании возобновят производство и в каком объёме. Например, предприятие «Мазда соллерс» отправило сотрудников в простой из-за дефицита компонентов, а не ушло полностью.

Какие марки авто ушли из России

Формально полностью из России ушли только несколько иностранных автомобильных брендов. Например, «Рено» избавился от активов — продал свой завод в Москве, а также долю в «Автовазе» с возможностью обратного выкупа в течение шести лет.

Российский рынок был для него вторым по значимости: за 2021 год компания продала в стране 482 264 машин, в родной Франции за тот же период — всего на 39 тысяч больше. Компания уже отчиталась, что продажи в первом полугодии упали на 30% после ухода из России и из-за дефицита полупроводников, который все еще не закончился.

Читайте также:
Samsung испытает фирменные беспилотные технологии в США

О полном уходе из России объявил и «Дженерал моторс», который продавал в России только внедорожники и кроссоверы Кадиллак и Шевроле. Но официально об этом компания не сообщала, информация появлялась только в СМИ. Журналисты ссылались на сообщения, разосланные дилерам.

Остальные бренды просто прекратили поставки или приостановили сборку машин на местных заводах. Вот какие производители пока не будут официально продавать автомобили в России:

  1. «Ауди».
  2. БМВ.
  3. «Феррари».
  4. «Хонда».
  5. «Инфинити».
  6. «Ягуар».
  7. «Лендровер».
  8. «Мерседес-Бенц».
  9. «Ламборгини».
  10. «Ниссан».
  11. «Порше».
  12. «Роллс-Ройс».
  13. «Тойота».
  14. «Фольксваген».
  15. «Шкода».
  16. «Бентли».
  17. «Вольво».
  18. «Форд».
  19. «Мазда».
  20. «Лексус».
  21. «Пежо».
  22. «Ситроен».
  23. «Опель».

Какие автомобили теперь будут выпускать в России

Из всех иностранных брендов выпускать автомобили в России продолжает только компания «Хавейл». На заводе в Тульской области собирают кроссоверы F7, F7x и Джолион, а также внедорожник H9.

После ухода «Рено» машины под этим брендом выпускать в стране пока не будут. Но губернатор Самарской области рассказывал, что на заводе «Автоваза» будут собирать Сандеро и Дастер. Под каким брендом — неизвестно. Глава «Автоваза» позже частично опроверг его слова: собирать Дастер в 2022 году не будут, хотя разрешение от «Рено» на это есть.

Заводом «Рено» теперь владеет правительство Москвы. Мэр столицы Сергей Собянин уже пообещал, что там в партнерстве с «Камазом» до конца 2022 года начнут выпускать Москвичи — но не те самые культовые автомобили. Во время подписания договора о сотрудничестве с «Камазом» стало известно, что вначале на заводе будут собирать машины иностранных брендов, а затем займутся разработкой собственной платформы электромобилей под названием «Москвич».

Какие именно машины будут выпускать на бывшем заводе «Рено», который теперь называется «Москвич», пока неизвестно. Рассматривают разные варианты, но конкретный модельный ряд пока не объявлен, так что пока никаких данных о Москвичах нет. Скорее всего, под этой маркой все же будут выпускать китайские автомобили. Быстро наладить выпуск новой отечественной модели сейчас практически нереально из-за санкций и нехватки комплектующих.

Из-за дефицита запчастей российские производители тоже не могут стабильно выпускать привычные линейки автомобилей, как раньше. Например, «Автоваз» уже несколько месяцев не собирает Ладу Икс Рей из-за нехватки импортных комплектующих, которые пока не заменить на отечественные. Иностранные запчасти нужны и для Ларгуса. Но «Автоваз» пообещал выпустить ограниченную партию этих автомобилей, которую соберут из оставшихся на складах деталей. Компания также планирует позже восстановить серийное производство.

По данным «Росстата», в июне в России собрали 13,4 тысячи легковых автомобилей — в 3,6 раз больше, чем в мае нынешнего года. Вероятно, такой рост связан с возобновлением производства «Автоваза». Но по сравнению с июнем 2021 года выпуск сократился на 89%.

Меры правительственной поддержки автопрома

Для поддержки отечественных производителей правительство РФ смягчило требования к выпускаемым автомобилям. С мая «Автоваз», ГАЗ, УАЗ и «Камаз» могут собирать машины без дефицитных компонентов, которые раньше были обязательными: антиблокировочной системы, подушек безопасности и функции автоматического срабатывания системы ЭРА-ГЛОНАСС при аварии. Разрешение действует до 1 февраля 2023 года.

Первый упрощенный автомобиль выпустил «Автоваз» — Ладу Гранту Классик. Без скидок ее можно купить за 678 300 Р . В ней нет подушек безопасности, преднатяжителей ремней, иммобилайзера, системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, АБС, системы вспомогательного торможения BAS и запасного колеса. «Автоваз» также возобновил производство Нивы Ледженд и выпустил ее упрощенную версию — тоже без АБС, ЭРА-ГЛОНАСС и единственной подушки безопасности.

Читайте также:
Пасхальное сафари от Jeep. Анонс новинок

УАЗ рассказывал, что в 2022 году выпустит упрощенные варианты Патриота и Буханки. Упрощенный пазик уже сфотографировали на испытаниях: его снова начали оснащать классическими семидюймовыми фарами советского образца, от которых отказались в 2014 году. А более современный ПАЗ Вектор Некст лишился передних дисковых тормозов. Вместо них установили барабанные.

Послабления сделали и для граждан, им разрешили ввозить и регистрировать в ГИБДД автомобили без установки ЭРА-ГЛОНАСС , которая была обязательной. Это можно делать до 1 февраля 2023 года, но срок могут продлить. Послабления приняли на фоне дефицита устройств и возросшей цены за установку до 100 тысяч рублей.

Правительство также разрешило ввозить автомобили без ЭРА-ГЛОНАСС индивидуальным предпринимателям и организациям. Раньше они должны были получать одобрение типа транспортного средства от правообладателя, а теперь достаточно заключения экспертной организации. Это упростит параллельный импорт.

Что происходит с ценами на автомобили

Когда производители стали заявлять об уходе из России, а курсы валют подскочили, в автосалонах резко выросли цены. Тогда никто не понимал, что будет с рынком дальше.

В марте 2022 цены достигли пика. По данным «Автостата», в марте зафиксирована рекордная средневзвешенная стоимость проданных автомобилей — 2 807 000 Р . Год назад она составляла 1 872 200 Р . Она рассчитывается на основе средних значений рекомендованных цен и объемов продаж по каждой модели с учетом модификаций. «Автостат» учитывает только рекомендованные розничные цены производителя без наценки салонов за дополнительное оборудование и услуги.

В мае цены начали снижаться. Майская средневзвешенная цена нового автомобиля — 2 380 000 Р . Вероятно, за июнь она еще немного упала. Стоимость новых автомобилей начала опускаться и на «Авто-ру»: средняя в марте — 4,94 млн рублей, а в июне — уже 3,7 млн рублей. Представители сервиса считают, что в феврале дилеры хотели защитить себя от нестабильного курса рубля и подняли цены, а весной начали постепенно их снижать.

Но до уровня 2021 года цены точно не упадут. Тем не менее из-за сокращения поставок стоимость новых автомобилей в салонах не вернется даже к значениям 2021. Дилеры будут продавать запасы по максимальной возможной цене, потому что заполнить склады снова пока не получится. Уже больше 100 дилерских центров прекратили работу: в апреле их было 3203, а в июле — 3102. В основном закрылись салоны, продававшие европейские и американские автомобили: Опель, Вольво, Пежо, Шевроле.

Что происходит с поставками и продажами новых автомобилей

Новые автомобили практически не поставляют. Некоторые машины не получится завезти в страну даже неофициальным продавцам — из-за санкций США и Евросоюза. Например, «Теслы»: их не продавали официально через дилеров, но можно было приобрести их у компаний, которые завозили их в Россию.

Сейчас дилеры в основном распродают машины, которые были поставлены до санкций. Если отгрузки так и не возобновится, уже осенью склады могут сильно опустеть.

Вместе с ростом цен и прекращением поставок ожидаемо рухнули продажи новых автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в марте в России продали всего 55 129 новых легковых и легких коммерческих автомобилей — на 62,9% меньше показателей марта 2021 года.

В июне ситуация стала еще хуже: за месяц продали 27 761 автомобилей. Это на 82% меньше, чем годом ранее. В статистику не включены продажи БМВ, Мерседес-Бенц, Чери, Шевроле и Кадиллаков.

Вряд ли ситуация сильно улучшится в июле: поставок все еще нет. За полгода больше всего автомобилей продал «Автоваз» — 74 714 машин. Далее идут «Киа», «Хендай» и «Рено». У всех продажи упали более чем в два раза. Самые популярные автомобили — Лада Гранта, Лада Веста и Киа Рио.

Читайте также:
Двигатель PureTech стал лучшим

Третий месяц рынок автомобилей на дне, но есть хорошие новости. Хотите б/у авто в 2 раза дешевле?

Ну, что время продавцов прошло, а время покупателей наступило. Продажи в апреле рухнули на 90 % и в таком же состоянии находятся четвертый месяц. Авторынок встал, что новый, что б/у. Покупатели послали дилеров на три буквы и перестали покупать брички по овер ценам.

01.Ну, наконец-то люди одумались. Кому нужны Рав 4 за 5 миллионов, Кодиак за 6, Дастер за 3 или трехлетний Санта Фе за 5? Как ни странно, все равно люди покупали по таким ценам до поры до времени. Им теперь остается только грустить. Машины по нереальным ценам теперь никому не нужны, а цены на новые пошли немного вниз. Рынок же б/у машин и вовсе откатился на конец прошлого года. Хоть и там цены были нереально высокими. Покупателей же все равно не сильно прибавилось, продаж минимум.

02.Дилеры привыкли срубать сверхприбыли и хотят также продолжить, только не выйдет, ответочка пришла. Теперь на сверх прибыли пусть содержат своих сотрудников и придется считаться с покупателями. Кушать захотят — будут сливать машины по адекватным ценам, что сейчас уже и происходит. Некоторые салоны закрываются, рынок сокращается. Сотрудники сами увольняются из-за отсутствия перспектив, а кого-то увольняют.

03.Еще момент. Дилеры обманывали нас с дефицитом машин. Большинство запасов новых авто распродано, но как ни странно, сейчас пусть не полно машин, но еще много в продаже 2021 года выпуска, которые не купили. Можно даже выбирать комплектации и цвета. То есть никакого дефицита машин раньше не было, а дилеры нас решили нагреть в прошлом году и в начале этого. Покупатели же охотно доплачивали по 300-500 тысяч за коврики с сигнализацией и подобную ерунду.

04.Если раньше был искусственный дефицит машин, то теперь реальный. Поставок нет. У кого сейчас с наличием машин все в порядке, так это у китайских дилеров. Машин много, даже скидки дают. Неспроста китайцев на дорогах становится все больше. Если раньше люди воротили нос, то сейчас китайская машина воспринимается нормально.

05.У кого с продажами туго, те дилеры переквалифицируются в продажи китайцев. Вполне возможно, скоро увидим передел рынка новых авто, потому что цены зачастую абсурдные. Правда сейчас уже всем все равно на дилеров, и что сколько стоит. Кто хотел — купил, а по over прайсу желающих единицы.

06.Я уже делал статью раньше, когда дилеры обнаглели с допами. Посыл такой был: перестаньте покупать допы и дилеры сами снизят цены. Эксперты из комментариев же писали что это бред, невозможно и тому подобное. Ну и где эти эксперты? Как видите: люди перестали покупать — цены упали. Это закон рынка и он так работает.

07.Ну а где же хорошие новости? Сейчас все будет. Хотите б/у Ленд Крузер в 2 раза дешевле или может что другое? Праворульные машины массово заполоняют рынок. Когда авторынок новых и б/у автомобилей на дне, то кое у кого праздник. Это я про правый руль и б/у машины из других стран. Сейчас настоящий бум на покупку таких авто и непроста. Курс доллара и евро упал, а значит, из-за границы привезти машину можно значительно дешевле, чем раньше.

08.За 1 миллион привозят Toyota Corolla 18-19 года с пробегом типа 30-50 тысяч. За 700-800 продаются авто поменьше типа Honda Fit, да даже за 500 тысяч из Японии везут микролитражки и внедорожники типа Pajero Mini. Небольшой пробег хорошее состояние, комплектация на выбор. Можно купить с пробегом больше сотки и будет еще дешевле.

Читайте также:
Продление программы лояльности от Акура

09.У нас за эти деньги купишь только хлам. У них же за полтора-два миллиона выбор огромный. Вот к примеру Subaru XV 2 литра 19 год с пробегом 30 тысяч 1.4 млн, бывает и дешевле. У нас такие на миллион дороже! Выбрать можно что угодно, хоть седан типа Камри, любой трехлетний кроссовер или бусик.

10.Есть и внедорожники. К примеру Prado 18-19 года — 3 млн выходит. Посмотрите сколько они стоят у нас — по 5-6 миллионов за б/у. Новые же продают по 9 и в принципе норм, все покупают. Есть еще вариант купить из ОАЭ за те же 5-6, но все равно переплата в два раза будет.

11.С такой разницей в цене вообще непонятно зачем покупать левый руль. По цене левого Прадика можно купить два правильных. Или можете пойти купить Дастер за эту цену, если вам так нужен левый руль. Да и не слушайте диванных экспертов из комментариев, что правый руль запретят завтра или в ближайшее время. Еще с 90-х годов ходят эти байки, постоянно кто-то там пишет эту чушь и поднимает волну обсуждений. Как ездили на правом руле, так и будут ездить. Успокойтесь уже. По мне выбор очевиден. Тут и думать нечего. Цены просто подарок! Почему так?

12.Был момент недавно, когда курс йены откатился на 7 лет назад. Таможня привязана к курсу евро. Только не рассказывайте, что по такому курсу невозможно купить. Все покупают машины, только эксперты из коментов в это не поверят и будут дальше думать, что так дешево машины из Японии не привезти. Пусть думают, а кому надо, тот везет. У компаний по привозу машин полно работы, очереди стоят из желающих. Такого давно не было!

13.Только не ведитесь на предложения мошенников, которых сейчас пруд пруди. Сейчас есть еще хорошая новость, обязательную кнопку Глонасс скоро отменят и теперь сэкономите еще 50 тысяч. Кто не в курсе, без этой кнопки было невозможно поставить машину на учет, если ты не дальневосточник.

14.Так что не покупайте б/у ведра втридорога, пусть падают цены дальше. Лучше купить правый руль, либо на крайняк левый из ОАЭ, Кореи, Европы. Благо курс супер и условия просто сказочные по сравнению, с теми, что предлагают нам официалы, а обнаглевшие дилеры пусть сидят далее без продаж со своими старыми шушлайками. Кто будет сговорчивее — тот и выживет в условиях конкуренции.

В следующий раз расскажу, как друга развели в салоне официального дилера при сдаче своей машины в трейд-ин в зачет другой. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. За комментарии и репосты (нажать красную кнопку D под этой записью) всем огромное спасибо! Меня это очень мотивирует писать новые интересные фоторассказы.

Самые свежие новости из путешествий, что происходит здесь и сейчас выкладываю только в Telegram @di_artphoto, а на Ютубе видео из путешествий.

«С таким курсом предложений станет больше». Что будет с ценами на бу авто

Что будет с ценами на подержанные автомобили, будут ли они дешеветь и стоит ли покупать машины сейчас?

Дилеры пожаловались на покупателей: они требуют новые машины вместо б/у

В условиях высоких цен и дефицита новых машин российские водители все чаще обращают внимание на рынок подержанных автомобилей. Autonews.ru с помощью экспертов и профессиональных автоподборщиков разобрался, что сейчас происходит на вторичном рынке, как обстоят дела со спросом и что будет с ценами в дальнейшем.

Высокие цены и падение спроса

Как рассказал эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, ситуация со спросом на рынке подержанных машин находится в критической стадии. По словам эксперта, б/у автомобили не интересуют россиян на данный момент. Единственное исключение — водители, у которых есть необходимость в машине, а они неожиданно остались «без колес». Одна из причин такого тренда — высокие цены на вторичке.

Читайте также:
Седан Audi A3 для России

«Сейчас на рынке сложилась интересная ситуация. Если открыть сайт с объявлениями о продаже подержанных авто, то мы увидим просто фантастически высокие цены. После их просмотра у потенциального продавца возникает уверенность, что он сможет реализовать свой автомобиль как минимум не за меньшую сумму. Но по факту он получает ноль звонков от покупателей, а машина надолго зависает в разделе продаж», — объяснил Чернов.

Вторичка 3 августа Какую иномарку купить за 1 млн руб. Модели, цены, предложения в России

Новости 27 июля Продажи подержанных автомобилей в России рухнули на треть

Эксперт подчеркнул, что чаще всего реальная стоимость машины оказывается почти в два раза меньше, чем за нее изначально хочет получить продавец. Впрочем, даже кардинальное снижения стоимости не дает продавцу никаких гарантий на быструю реализацию машины.

«На данный момент на рынке мы имеем кучу предложений по неадекватным ценам. Понять, что стоимость машин сильно завышена, достаточно легко. Для этого нужно просто перевести эту сумму в иностранную валюту по нынешнему курсу. В результате оказывается, что, например, BMW X7 могут продавать более чем за €300 тыс. За рубежом за эти деньги можно Bentley купить», — резюмировал эксперт.

Отмена утилизационного сбора и льготы на растаможку

Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает, что на фоне острого дефицита новых автомобилей на отечественном рынке многие россияне обратили внимание на вторичку. При этом, по его словам, цены на подержанные машины также выросли.

«Однако число предложений не увеличивается. Причем эта тенденция, скорее всего, сохранится, так как автомобилей в страну практически не завозится. Какой-то поток машин к нам есть благодаря различным схемам. Правильным решением для властей на данный момент стала бы отмена утилизационного сбора и введение льгот на растаможку», — заявил эксперт.

Напомним, чтобы поставить на учет привезенный из-за рубежа автомобиль, необходимо заплатить утилизационный сбор: 3400–5200 руб. в зависимости от возраста машины.

«Адекватных предложений все же хватает»

При этом Кирилл Чернов отметил, что даже сейчас можно встретить объявления по продаже подержанной иномарки за адекватные деньги. Чаще всего это бывает, когда продавцу нужны средства. При этом он добавил, что стоимость таких машин может быть даже ниже цен, которые были в начале 2022 года.

По словам Чернова, на вторичке стали появляться объявления о продаже редких машин, которые ранее до массовых площадок вряд ли бы дошли. Более того, «эксклюзивные» модели сейчас предлагаются по цене обычных машин. В качестве примера эксперт привел несколько объявлений по продаже BMW-Alpina и редких модификаций Porschе.

Аналогичное мнение высказал менеджер крупного подмосковного автосалона. Сотрудник дилерского центра уверил Autonews, что компания серьезно снизила цены по сравнению с концом весны, правда, спрос при этом сильно не увеличился.

«На данный момент мы можем предложить целый ряд интересных вариантов, среди которых есть и премиум. Причем за эти деньги на рынке новых автомобилей максимум на что вы сможете рассчитывать — это недорогие корейские или отечественные седаны. Цены мы снизили еще в начале лета, правда, не могу сказать, что это сильно повлияло на спрос, который по-прежнему низок», — резюмировал менеджер шоурума.

Цены на вторичке могут упасть, а машин из-за границы станет больше

Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский ожидает, что цены на автомобили в России должны снизиться уже в 2022 году. Причем коснется это как рынка новых машин, так и вторички.

Читайте также:
Mercedes-Benz S-класса

«На вторичке ситуация будет идентична рынку новых автомобилей. Там и там многое зависит от дефицита машин, который сейчас имеет место. Однако есть положительные прогнозы на его скорое преодоление благодаря новым схемам, над которыми работают как частники, так и торговые компании», — пояснил Александр Шумский.

Кирилл Чернов не стал делать прогнозов по изменению цен на рынке подержанных машин, но признал, что в ближайшее время количество подержанных машин из-за рубежа должно увеличиться. По его словам, несмотря на логистические трудности, такие машины уже активно возят из Европы и США.

«Да, нынешний курс способствует покупке автомобиля в других странах. Однако к цене сразу следует приплюсовать расход на ее доставку, оформление документов и другие сложности, связанные с перегоном. В итоге автомобиль из Европы обойдется покупателю примерно в ту сумму, если бы сейчас курс евро был 80 руб.», — подчеркнул эксперт.

Ситуация может измениться к лучшему в случае восстановления логистических цепочек. В таком случае, по словам Чернова, при нынешнем курсе машины из Европы сильно подешевеют и станут выгодным приобретением.

Какие авто сейчас покупают на вторичке

Самой популярной иномаркой на российском рынке подержанных автомобилей во втором квартале 2022 года стал Ford Focus. Как отмечают аналитики «Авито.Авто» (соответствующее исследование было ими предоставлено Autonews.ru), на долю этой модели пришлось 2,2% от всех продаж автомобилей с пробегом. Второе место занимает Hyundai Solaris, а третье — Kia Rio. На четвертой и пятой строчке — Volkswagen Polo и Toyota Camry.

Как рассказал представитель одной крупной компании по продаже подержанных машин, сейчас все больше покупателей, выбирая автомобиль на вторичном рынке, обращают внимание на стоимость обслуживания. По его словам, это связано со стремительным ростом цен на запчасти.

«Скажем так, у нас популярностью пользуются доступные модели, неприхотливые в ремонте, на которые даже сейчас можно найти детали, и не потратить на это большие деньги. Однако тут к выбору машины стоит подходить с большой осторожностью. На сайте объявлений таких машин много. Однако львиная доля из них — бывший таксопарк. У этих машин не осталось ресурса, и их покупка обернется большими проблемами для водителя. Поэтому в этом случае лучше обращаться в автосалон или попросить помощи у автоподборщиков», — рассказал менеджер торговой компании.

Аналогичное мнение высказал его коллега из подмосковного автосалона. Он подчеркнул, что клиентов последнее время интересуют «недорогие седаны». Точные модели при этом называть отказался. «Совсем недавно популярностью пользовались подержанные автомобили премиальных марок. Теперь тренд изменился. Думаю, это связано со стоимостью обслуживания», — заключил он.

Стало понятно, как изменятся цены на автомобили. Ответ дан по каждой категории

Цены на машины начали резко расти примерно год назад. Началось всё на рынке “вторички”, а потом, с ускорившейся мировой инфляцией, перешло и на новые автомобили. Что будет дальше? Рынок достиг пика и ждёт коррекции? Рынок вышел на плато стабильности, где продержится пару лет? Рынок только начал мощный взлёт?

Глава Минпромторга Денис Мантуров полагает, что к концу года цены на авто снизятся. Ну, ему положено так полагать – иначе премьер поинтересуется, как идёт работа с ростом цен. Мантуров ни разу не был наказан за свои ошибки, и нет никаких оснований предполагать, что это произойдёт в будущем.

Автодилеры не верят Мантурову. Другой вопрос, что мы не верим и им. Ибо ни один вменяемый продавец не скажет вам “Не покупайте сегодня, завтра будет дешевле”. Царьград много раз показывал, как та или иная организованная профессиональная группа по предварительному сговору анонсирует кошмарное подорожание, чтобы поднять продажи и выбить помощь из правительства. Тут и хлеб, и масло, и мясо, и многое другое.

Читайте также:
Новинка российского автопрома – Lada Vesta уже на конвейере

С автомобилями происходит то же самое.

Так кому верить, если верить никому нельзя?

Машина машине рознь

Говорить о неких совокупных “ценах на машины” в современной России бессмысленно. Потому что это слишком общее понятие. Всё равно как “цены на продовольствие” летом, когда огурцы дешевеют, а рыба и мясо – наоборот.

Сейчас в России можно выделить шесть типов легковых автомобилей. И по каждому из них можно писать отдельное исследование – сегодня мы пройдёмся по проблеме лишь очень бегло.

  1. Иномарки производства компаний, прекративших поставки в Россию (в том числе машины, произведённые в иных странах по лицензии). Возможен только параллельный импорт.
  2. Подержанные автомобили этой категории. Возможен параллельный импорт запчастей или подбор аналогов.
  3. Иномарки производства иных компаний – главным образом из Японии, Южной Кореи (внесены в список недружественных, но продолжают поставки авто) и Китая.
  4. Подержанные автомобили этой категории, причём стоило бы отдельно выделять с пробегом по России и привезённые из-за рубежа, у них разная экономика.
  5. Автомобили русских марок: семейство “Лада” и УАЗ, в перспективе “Москвич”; едва ли сюда стоит включать элитный Aurus, к тому же критически зависящий от импортных комплектующих.
  6. Подержанные автомобили этой категории.

И это мы ещё не выделили в отдельную категорию электромобили, которые всё-таки не прижились пока толком в России.

По сути, это шесть разных рынков, тенденции в которых могут быть – и бывают – разнонаправленными.

Анатомия цены на новое авто

В своём прогнозе мы будем исходить из того, что санкционный режим ближайшие сто лет будет только ужесточаться. То есть никакого массового возвращения “Рено”, “Фордов” и “Мерседесов” мы не ожидаем.

В рублёвой себестоимости нового автомобиля калькулируются главным образом следующие переменные (есть и постоянные величины типа аппетита дилера):

  • курс национальной валюты;
  • стоимость металла;
  • стоимость пластиков и резины;
  • стоимость интеллектуальной собственности;
  • с недавних пор – функциональность гарантии (не всегда понятно, как производители из недружественных стран будут выполнять свои гарантийные обязательства);
  • наличие программ льготного автокредитования и лизинга.

Последний пункт требует разъяснения. Чем дешевле кредит, тем дороже товар. Для профессионалов это один из базовых законов рынка, для потребителя – ловушка, в которую попадают, например, участники программы льготной ипотеки. Процент у них действительно низкий, зато жильё – дороже, чем могло бы быть.

Это прямое следствие из законов баланса спроса, предложения и цены. Льготное кредитование резко увеличивает спрос, а поскольку предложение так же быстро вырасти не может (дом построить или машину собрать – это вам не бизнес-тренинг провести), продавец имеет все возможности для увеличения ценника.

Анатомия цены на подержанное авто

С подержанными автомобилями проще – там актуальные цены материалов роли не играют, а высокая стоимость запчастей часто даже снижает общую цену машины (что немыслимо с новыми авто). Здесь переменных огромное количество, но базовый калькулятор следующий:

  • возраст и состояние автомобиля;
  • престижность и репутация марки;
  • соотношение спроса и предложения в данной категории.

В последние полгода, однако, неожиданно добавился ещё один:

  • доступность запчастей.

В самом деле, серьёзный ремонт европейских и американских иномарок в обозримом будущем превратится в настоящий квест с неясным результатом, но гарантированно очень высокой стоимостью. Соответственно, встаёт вопрос, зачем покупать даже хорошего “европейца”, если неизбежный ремонт встанет в очень ощутимую копеечку.

С другой стороны, массовый выброс “европейцев” на рынок как раз по этим причинам может сделать стоимость этих машин слишком привлекательной – устоять будет невозможно.

Что с того?

Исходя из наличия программы льготного автокредитования, перспектив ослабления рубля (Мантуров опять воскликнет “Awesome!”), отсутствия перспектив удешевления материалов, спада реальных доходов населения и, разумеется, особенностей национального автоменталитета, можно сделать следующие выводы.

  • Новые “санкционные” иномарки, закупленные перед прекращением поставок, будут распроданы до конца года по нынешним ценам; завезённые по параллельному импорту окажутся ещё дороже.
  • Подержанные автомобили этой категории будут дорожать в высокой ценовой категории (престиж!) и дешеветь в нижней (дорогой ремонт) – как и в любой кризис, у нас увеличивается разрыв между богатыми и бедными.
  • Новые иномарки из дружественных и полудружественных стран будут плавно дорожать вместе с практически неизбежным ослаблением рубля.
  • Б/у иномарки этой категории будут дорожать из-за того, что на них перетечёт часть спроса на “санкционные” машины.
  • Новые русские автомобили будут дорожать, потому что они пытаются стать лучше – так, в “Лады” уже возвращают подушки безопасности, что, естественно, скажется на цене.
  • Наконец, и это лучшая новость, русские автомобили б/у будут дешеветь.
Читайте также:
Ford испытывает радар-шпион

С дальнейшим углублением разрыва между Россией и миром автомобиль постепенно будет вновь становиться предметом роскоши. Конечно, в СССР мы не вернёмся – до унизительных очередей и блата, надеюсь, не дойдёт, – но настало время беречь то, что имеем.

Подписывайтесь на канал “Царьград” в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Куда движется российский авторынок

Российский авторынок продолжает медленно и мучительно восстанавливаться, несмотря на то что большинство производителей не поставляет машины дилерам. Локомотивами продаж сегодня являются АвтоВАЗ и китайские бренды, однако их возможности тоже ограничены.

АвтоВАЗ смог продать в августе почти 16 тысяч машин, заняв рекордную долю рынка в 36,9%. / Александр Щербак / ТАСС

АвтоВАЗ смог продать в августе почти 16 тысяч машин, заняв рекордную долю рынка в 36,9%. / Александр Щербак / ТАСС

Автомобильный рынок России, который в мае достиг дна, третий месяц подряд постепенно восстанавливается. Согласно данным агентства “Автостат” и АО “Электронный паспорт”, в августе россияне купили 42,6 тысячи легковых машин – это все еще на 64% ниже показателя годичной давности, но на 20% больше, чем в июле текущего года.

Во многом рост спроса обеспечила госпрограмма льготного автокредитования, несмотря на то что в этом году по ней можно приобрести только отечественные машины Lada, УАЗ и ГАЗ. А вот иномарки российской сборки по льготным кредитам на этот раз оказались не доступны: в настоящее время они не производятся в нашей стране из-за нехватки комплектующих, хотя у дилеров все еще можно найти машины, выпущенные ранее. Впрочем, из-за возросших на фоне дефицита цен и дилерских накруток иномарки также стали чаще покупать в кредит, благо банковские ставки в последнее время вернулись к прошлогодним значениям.

1,5 миллиона рублей – это даже не цена, а точка отсчета, от которой автодилеры начинают сейчас разговор о продаже автомобилей европейских марок. Разброс на остатки модельного ряда огромный: от двух до 12 миллионов рублей. Это цены не на премиум-авто, а на машины массмаркета

“Сегодня спрос на автомобильном рынке находится на умеренном уровне. При этом по сравнению с весной наблюдается рост доли кредитных продаж: в сегменте новых автомобилей этот показатель находится в диапазоне от 30% до 60% в зависимости от марки”, – комментирует заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ “Авилон” Алексей Стариков.

В свою очередь, исполнительный директор компании Expocar Сергей Фирсов отмечает, что возобновление госпрограммы льготного автокредитования позитивно сказалось на реализации АвтоВАЗа, некоторые модели которого вышли на докризисные объемы продаж.

Действительно, АвтоВАЗ в августе смог реализовать 15,7 тысячи легковых машин (-32%), заняв рекордную за многие годы долю рынка в 36,9%. Однако настоящий прорыв совершил китайский автопром, чья доля растет с нарастающей скоростью. Как подсчитали в “Автостате”, если в январе – марте она находилась на уровне 9,5%, то в последующие месяцы стремительно увеличивалась и по итогам августа достигла небывалых 25,9%.

Читайте также:
Женевский автосалон 2013: планы на будущее

Стоит при этом отметить, что только “китайцы” смогли показать рыночный рост по отношению к августу прошлого года (+20%), в то время как российские, корейские, японские, европейские и американские марки остаются “в минусе”.

Показательно, как китайские бренды, которые изо всех сил стараются компенсировать дефицит на рынке, планомерно вытесняют прежних лидеров из рейтинга продаж. Так, по итогам августа Haval, Chery и Geely стройным рядом вошли в топ-5 российского авторынка, уступая лишь АвтоВАЗу и Kia. А вот в модельном шорт-листе революция уже случилась: самой популярной иномаркой в нашей стране впервые стала модель из Поднебесной – компактный кроссовер Haval Jolion. При этом Kia Rio, которая была бестселлером среди иномарок до этого, уже уступает его “соотечественникам” – Geely Coolray и Chery Tiggo 7 Pro.

В Россию активно поставляются автомобили китайских брендов, а также с небольшими задержками – корейские машины

По мнению гендиректора ГК “АвтоСпецЦентр” Андрея Терлюкевича, популярность китайских автомобилей растет каждый месяц благодаря оптимальному соотношению цены и качества, а также регулярному обновлению модельного ряда. В сентябре можно ждать дальнейшего роста доли “китайцев” в сегменте новых машин, так как традиционно спрос в первом месяце осени увеличивается.

“Текущие рыночные условия лишь ускорили экспансию китайских автопроизводителей на наш рынок. Насколько может вырасти их доля в перспективе, будет зависеть от многих факторов: возврат или невозврат приостановивших свою деятельность автопроизводителей, карантинные меры в Китае и прочие непредвиденные обстоятельства. Если в целом конъюнктура рынка останется без значительных изменений, то “китайцы” могут занять до половины объема продаж в штуках. Сложно сказать, кто из большой китайской тройки станет лидером по итогам 2022 года, но борьба точно будет нешуточной”, – рассуждает Фирсов.

Всего с начала года россияне приобрели 430,3 тысячи новых автомобилей, что на 59% ниже показателя за январь – август 2021 года. Очевидно, что в дальнейшем падение авторынка сохранится, при этом динамика продаж продолжит постепенно улучшаться, несмотря на то, что по многим иностранным маркам дилерские запасы подходят к концу.

Согласно базовому прогнозу “Автостата”, за весь нынешний год в России будет реализовано 620 тысяч новых легковых автомобилей – почти в 2,5 раза меньше, чем годом ранее. Что касается дальнейшего восстановления рынка, то оно будет затяжным. При этом продажи вряд ли уже вернутся к “досанкционным” значениям в 1,5 млн единиц, поскольку для этого нужно, чтобы и цены “откатились” на прежний уровень, а этого, скорее всего, не случится. Наиболее реальным сценарием видится достижение рынком отметки в 1 млн штук в 2024-2025 годах.

Как считает Терлюкевич, результаты продаж новых автомобилей в 2022 году будут зависеть от наличия машин в дилерских центрах и программ господдержки. В текущих условиях в Россию поставляются автомобили китайских брендов, с небольшими задержками – корейские машины. В целом же перебои в логистике и дефицит электронных компонентов сохраняются, в связи с чем дефицит автомобилей, скорее всего, продлится на протяжении всего 2023 года.

“У покупателей еще есть выбор, но складские запасы сокращаются с каждым месяцем. При этом положительно сказываются поставки с помощью каналов параллельного импорта, однако это не панацея – благодаря параллельному импорту дефицит не исчезнет. Также не стоит ожидать снижения цен на автомобили: наиболее значимые ценовые колебания на рынке уже преодолены. Не исключено, что стоимость премиальных моделей на фоне сокращения складских запасов дилеров, наоборот, станет выше”, – резюмирует Стариков.

Читайте также:
Продление программы лояльности от Акура

Подержанные автомобили в России: рынок покупателя?

Подержанные автомобили в России: рынок покупателя?

Юрий Ветров

Поставок новых машин европейских и японских марок нет и не предвидится, выбор стремительно сокращается, а цены заоблачны. Все это ­волей-­неволей заставляет покупателей смотреть в сторону подержанных автомобилей. Но за первую половину 2022 года рынок бэушек в России сжался на 22%. Что сейчас происходит с сегментом подержанных автомобилей — и каков прогноз на ближайшее будущее?

Картина маслом

В прошлом году, когда в России был «рынок продавцов», доля продаж ­подержанных машин через официальных дилеров достигла исторического максимума — 21%. Иными словами, 12 месяцев назад каждая пятая бэушная машина продавалась более-менее цивилизованно. Понятно, что «гарантия юридической чистоты», «доскональная техническая проверка» и все остальное, чем любят козырять дилеры, в российских реалиях понятия весьма эфемерные. Но, как ни крути, покупка в автосалоне, который платит налоги, — сделка все же более безопасная, чем в случае с перекупщиком, меняющим в телефоне симки как перчатки и исчезающим в неизвестном направлении, как только он получает деньги.

Сейчас же продажи через официалов снизились до 10%, рекордных с 2015 года, — только каждая десятая машина! Рынок после начала спецоперации вошел в зону турбулентности и стремительно «сереет» и «чернеет» прямо на глазах. В абсолютных цифрах это выглядит так. За первые шесть месяцев этого года продано 2,17 млн подержанных машин (минус 22% по отношению к прошлому году). А официальные дилеры реализовали за тот же период 216,4 тысячи бэушек (на 46% меньше).

Причины называются разные, но большинство опрошенных нами участников рынка склоняются к трем основным негативным факторам. Первый — падение продаж новых автомобилей: обвал на 56% по итогам полугодия, а если брать помесячную реализацию, то в ­июне—июле продажи рухнули более чем на 70%. Дилеры, привыкшие пополнять свои запасы (так называемый сток) подержанных машин за счет их приема в трейд-ин (в зачет стоимости новых), теперь вынуждены искать другие возможности.

Второй фактор — массовое сворачивание фирменных программ поддержки трейд-ина от представительств. Это когда дистрибьютор марки, а не дилер давал дополнительный бонус покупателю, чтобы тот поменял свою подержанную машину на новую. Ну а третья и наиболее значимая причина — изменение настроений и поведения покупателей. В пандемийные годы люди видели неуклонный рост цен, спровоцированный дефицитом новых автомобилей, и стремились купить хоть что-то, дабы спасти свои сбережения. А теперь никто уже не швыряется деньгами из страха, что «потом все равно будет дороже». Более того, статистика онлайн-порталов объявлений говорит о том, что люди сейчас сужают выбор марок и моделей, но при этом совершают больше звонков в поисках наиболее выгодного варианта. А продавцы отмечают, что даже наиболее ходовые подержанные машины — например, RAV4, Tiguan или СХ-5 — теперь требуют усилий для реализации и гораздо дольше задерживаются на площадках.

Хорошие и плохие

Вы слышали когда-нибудь о подержанных машинах категории А? Почему они намного лучше D-бэушек? Дилеры, агентства и представительства уже довольно давно используют буквенную A-B-C-D-шкалу для обозначения «качественного уровня» б/у автомобилей.

Хотя классификация и деление подержанных машин весьма условны, большинство участников рынка сходятся на том, что «самые-самые» автомобили категории А — это машины в возрасте до семи лет, с пробегом менее ста тысяч километров, максимум с двумя владельцами и не бывавшие в крупных авариях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: