Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы, что это такое и что дает, какой чип лучше

Плюсы и минусы чип-тюнинга

Смысл этой операции понятен с английского языка, который означает “улучшение микросхемы. Примерно с той же целью осуществляется перепрошивка современных смартфонов, которая помогает существенно расширить его функционал и избавиться от лишних приложений, которые не используются, но занимают память. Тюнинг автомобильных чипов, чаще всего, ограничивается только операциями с штатной программой. Но этим он не заканчивается, так как может затронуть комплексную замену конкретных модулей, установку вспомогательных микрокомпьютеров, блоков-заглушек, обманок.

Чаще всего от операции ждут увеличения оборотов. Во вторую очередь это желание оптимизировать или снизить расход топлива после чип-тюнинга. Иногда такое улучшение применяется для исправления ошибок изготовителя, выявившихся в процессе эксплуатации. Есть и профильные настройки для снятия ограничений и подготовки к спортивным соревнованиям.

Чип-тюнинг двигателя, плюсы и минусы

Изменение, в основном, делают ради большей экономичности, повышения оборотов. В современных стальных сердцах электронный блок управления полностью регулирует их, следовательно, его можно подшаманить. Дело в том, что производитель ограничивает параметры для различных целей – это и соответствие экологическим нормам, увеличение ресурса, снижение налога на количество лошадиных сил. Иногда конструкторы ограничивают мощность с целью перевода двигателя на менее качественный бензин. Изменение вышеперечисленных параметров помогает обойти эти проблемы, особенно если он турбированный.

Но за все приходится платить, наступают и проблемы после чип-тюнинга. Повышенная нагрузка приближает момент усталости, цилиндропоршенвые, газораспределительные системы, коренные вкладыши и другие элементы быстрее вырабатываются. Прошивки, поставленные не профессионально, повышают риск детонации. В целом, излишнее обеднение топливной смеси приводит к износу мотора.

Чип-тюнинг дизельного двигателя, плюсы и минусы

Грамотный тюнинг дизельного движка обеспечивает экономию около 5-10% в смешанном цикле, так, на дизельном Тигуане в сертифицированной мастерской расход топлива снизился на 7%, потому что наибольший расход ГСМ в смешанном режиме приходится на постоянно меняющиеся моменты разгона и торможения. Крутящий момент на дизеле можно поднять на 15-30%, это сделает езду в городских условиях более комфортной.

Как и с бензиновыми, последствия после чип-тюнинга тоже имеются, помимо уменьшения ресурса мотора. Неквалифицированные спецы зачастую убирают систему рециркуляции отработавших газов, что со временем может привести как минимум к рывкам. Удаляют и сажевые фильтры, прирост от такой операции практически не ощутим, а ваш железный любимец со временем начинает пахнуть как старый армейский грузовик.

Как правильно его сделать

Хочется предупредить тех, кто решится на подобное. Сэкономленные несколько тысяч, при обращении к гаражным механикам, в дальнейшем приведут к десяткам тысяч убытков на ремонт. Кроме того, разгон после чип-тюнинга, в большинстве случаев, снимает с гарантии поломки, которые будут в дальнейшем.

В специализированных мастерских сначала проведут полную диагностику, чтоб понять, какая именно из программ подойдет. Затем специалисты снимут на стенде скоростные характеристики и запишут изначальные данные, выдаваемые блоком управления. Это для того, чтоб в случае, если клиента модернизация не устроит, откатить обратно заводские настройки. С учетом полученных данных подбирается и корректируется необходимая и загружается в электронное устройство. Но не спешите сразу радоваться, магическая фраза о том, что все установилось нормально, дарит неопытным водителям эффект, что под капотом движок от гоночного болида, и им кажется, что авто стало гораздо мощней и стремительней, даже если это не так. Поэтому, после установки, мастера вновь снимают показатели на стенде и сравнивают их с изначальными. Не стоит говорить о том, что при обращении в авторизованные центры, дается гарантия.

Что еще меняется в транспортном средстве

Все элементы в такой сложной конструкции тоже ощущают влияние на себе.

Коробка передач

Независимо от того, какой ДВС в машине, все части коробки подвергаются повышенному давлению и преждевременно изнашиваются.

Турбокомпрессор

У каждой турбины есть свой предел оборотов вала. Модернизация чрезмерно загружает вал и систему смазки.

Электрическая часть

Если прошивка относительно свежая, в процессе эксплуатации могут возникнуть неприятные ситуации. К примеру, генератор может перестать давать зарядку, или начнет быстро разряжаться аккумулятор.

В каких случая лучше всего решиться на него

Прежде чем решиться на такой ответственный шаг, необходимо проконсультироваться со специалистами и посмотреть информацию на форумах. Бывает, что для некоторых моделей чипирование не имеет значимого эффекта, и вы зря потратите деньги. Есть смысл в нем, если вы хозяин новой модели и не собираетесь им долго владеть, тогда скорый износ не страшен, это будет головная боль следующего владельца. Нужно оно в случае, если вы много времени проводите за рулем, и это поможет значительно сэкономить на ГСМ. Ну и конечно если вы участвуете в различных спортивных мероприятиях, тут уже не думают о последствиях, а стараются выжать из машины по-максимуму. Еще услугу заказывают некоторые хозяева, продавая сильно изношенный авто, это даст кратковременное увеличение маркетинговых характеристик, показав, что железный конь не такой уж и старый.

Читайте также:
Febi Bilstein: отзывы о запчастях и страна-производитель

Лишние лошадки: опасный и бессмысленный чип-тюнинг атмосферных моторов

Очень многие автолюбители слышали о чудесном способе повышения мощности мотора. Всего-то нужно поменять управляющую программу – и тут же машина обретет много мощности и станет «пулять», как спортивное авто.

Лучше всего перспективность подобного подхода демонстрируют, как ни странно, сами автопроизводители. Вот два почти одинаковых Polo Sedan, но у одного мотор мощностью 85 л. с., а у другого – 110, а отличие только в прошивке электронного блока управления двигателем. А турбонаддувный мотор 1,8 есть и 152 л. с., и 180 л. с.! При этом по «железу» снова никаких отличий, только по «софту». Значит, чип-тюнинг работает, дает результаты… И вот уже владелец машины решает, что получить 30 сил сверх отведенного заводом не так уж сложно, нужно только поставить новую прошивку.

Проблема в том, что как не все йогурты одинаково полезны, так и чип-тюнинг бывает и вовсе даже вредным. Заводские прошивки не только крайне консервативны и соответствуют строгим экологическим нормам и оптимизированы по расходу топлива, но и очень тщательно обкатаны во всех возможных режимах. Чего нельзя сказать о программах ECU от сторонних поставщиков, даже весьма недешевых, не говоря уже о совсем кустарных.

Что приобретают и что могут потерять владельцы машин в результате изменений? Тюнинг турбированных и атмосферных моторов стоит рассмотреть отдельно, потому что подход и требования к таким прошивкам очень уж отличаются. И начнем с наиболее распространенных, простых, надежных и не особенно мощных атмо-моторов малого и среднего объема. С которыми чаще всего и ощущается недостаток мощности.

«Атмосферный» тюнинг

Казалось бы, вот у уже упомянутого VW Polo заводской «тюнинг» дает 20-25 сил, что составляет солидную прибавку для его мотора. Но не обманывайтесь, подобный результат лишь следствие того, что более слабая прошивка на самом деле просто специально урезана по мощности от оптимального.

Тюнинг 110-сильной версии двигателя тоже может прибавить лошадиных сил, но, во-первых, совсем немного, а во-вторых, даже это дополнение почти не ощутить на деле. Фактически это будет плацебо для водителя. И суть проблемы – в особенностях тюнинга атмосферных моторов.

Давайте вспомним немного теории. Мощность – это работа в единицу времени, а в случае с двигателем внутреннего сгорания – это произведение крутящего момента на число оборотов в единицу времени. Нетрудно догадаться, что для повышения максимальной мощности можно увеличить либо момент, либо обороты.

Крутящий момент на промежуточных режимах увеличить можно, но поднять максимальное его значение без переделки «железа» уже намного сложнее. А если еще и нельзя ничего поменять в самой начинке двигателя, то вся прибавка максимальной мощности будет строго за счет меньшего падения момента на самых высоких оборотах и сдвига «отсечки» на 500-1 000 оборотов.

К счастью, для ощущения динамики при езде важна не только максимальная мощность, которую так сложно поднять. Момент и мощность на промежуточных режимах можно увеличить более существенно, в результате чего мотор будет лучше раскручиваться, и улучшится его эластичность. Нет, не надейтесь, на разгон до сотни это почти не повлияет, тут-то как раз важна именно максимальная мощность, особенно если коробка передач у машины многоступенчатая и быстрая. Но ездить с «тюнингом промежуточных режимов» будет приятнее.

Читайте также:
Рено Сандеро 2013: фото, технические характеристики и отзывы владельцев

Помимо минусов, для двигателя возможны и другие «фокусы», связанные с неумелым вмешательством, но в абсолютном большинстве случаев «тюнеры» не трогают работу вспомогательных систем. Часто они даже избегают очень желательного вмешательства в алгоритмы работы управляемого термостата, координируемого маслонасоса и помп системы охлаждения. Это бывает крайне полезным для многих современных моторов, в частности – на BMW.

Так что же, сплошные минусы? Конечно нет. Обычно в плюсах «атмосферного» чип-тюнинга – улучшение отзывчивости на средних оборотах за счет отказа от соблюдения жестких экологических норм, иногда даже может быть небольшое улучшение экономичности, и присутствует призрачная надежда на повышение объективных динамических параметров за счет увеличения максимальной мощности.

Вряд ли плюсов будет больше, ибо комплексная работа с прошивками пока остается областью работы «больших» тюнинговых фирм и чаще всего касается машин премиальных марок или хотя бы чего-то очень харизматичного и спортивного, вроде Honda или Mazda. И даже они, серьезные тюнеры, мало что обещают без изменений в самом моторе.

Если вы все же решились

Конечно же, при выборе прошивки стоит отдать предпочтение «брендированной» версии ПО или редкому случаю, когда есть заводская прошивка большей мощности. Если у вас имеется возможность хотя бы найти отзывы обладателей таких же моторов с подобным чип-тюнингом, то это уже большой плюс.

А гарантии Дяди Васи из гаража, который «да уже много кому ее залил и все летает», как вы понимаете, действуют вплоть до выезда за ворота этого самого гаража. Вряд ли Дядя сам знает, какие особенности несет прошивка.

Гарантия серьезного тюнингового ателье уже куда весомее, вот только цена за совершенно незначительное улучшение характеристик машины может оказаться несоразмерной. Ведь лишние 5-10 л. с. с мотора мощностью в 150-250 сил обойдутся не дешевле 40 тысяч рублей, а зачастую еще раза в два-три дороже. Потому-то, собственно, и шьют неизвестно что.

Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.

Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО
Модель До чип-тюнинга, л.с. После чип-тюнинга, л.с.
Lada Vesta 122 135
Volkswagen Polo 125 150
Hyundai Solaris 123 135
BMW 320i 184 285
Skoda Octavia 180 220
Volkswagen Tiguan 220 315
Skoda Kodiaq 180 250
Toyota Camry 249 300
Mercedes E-Class 184 230
Jaguar XF 340 400
Volvo XC60 163 270

Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».

С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.

Читайте также:
Лукойл Авангард Экстра 15w40: характеристики

«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).

Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.

Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.

«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.

Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».

Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.

Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.

Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.

Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.

«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.

Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.

Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.

Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.

Читайте также:
Диск сцепления: ведомый и нажимной диски

Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.

Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».

К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.

Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.

Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.

Плюсы и минусы чип-тюнинга: каковы результаты эксперимента?

В сегодняшней статье мы рассмотрим плюсы и минусы чип тюнинга. Это процедура принудительной прошивки электронного блока управления автомобиля (ЭБУ) с целью изменить его заводские настройки. На новых машинах выполняется через диагностический разъем OBD 2, без механического вмешательства. На старых требуется демонтаж и вскрытие блока с целью замены чипа.

ЭБУ – это электронный мозг любой тачки. Он координирует работу АКПП, трансмиссии, системы кондиционирования, газораспределения, безопасности, контролирует процесс подачи бензина в двигатель и т.д. Согласно общепринятым правилам, заводские настройки блока выставлены на средние значения. Это позволяет оптимизировать его износ, сохранив максимум динамики в работе авто.

Однако, со временем данные настройки могут сбиваться, требовать корректировки. Это происходит по разным причинам, от погодных условий в зоне эксплуатации автомобиля, до стиля вождения (слишком агрессивный) и даже качества заливаемого в бак топлива.

Также существуют условия, при которых чип тюнинг выполнить необходимо, например, если тачку перевели с бензина на газ. Также, некоторые автовладельцы прибегают к чиповке без видимой причины, просто с целью повысить мощность двигателя, улучшить работу АКПП, «подкрутить» датчики до максимума. Автомобиль становится более мощным, резвым и спортивным.

Адекватных водителей интересует резонный вопрос: стоит ли делать чип тюнинг двигателя? Специально для них мы подготовили развернутый перечень плюсов и минусов прошивки автомобиля. Ознакомьтесь и примите верное решение!

Плюсы и минусы чип тюнинга

Традиционно для подобных публикаций, начнем с плюсов — это позволит лучше понять, что именно дает автомобилю прошивка:

  1. Это реальный способ повысить мощность движка (плюс 15-30%);
  2. Предыдущий плюс неизбежно вызовет увеличение расхода топлива, но на этот счет можно не беспокоиться. Дело в том, что чип тюнинг одновременно помогает снизить трату бензина, за счет корректировки угла опережения зажигания и оптимизации впрыска. Другими словами, минуса здесь не наблюдается. Мощность и крутящий моменты возрастают, а бензин тратится меньше! Экономия топлива, примерно, плюс 12%;
  3. Появляется реальная возможность адаптировать режим работы движка под индивидуальный стиль езды (например, молодежь сегодня поголовно стремится к спортивному режиму);
  4. Зачем еще прошивают машину? В тачках с турбонаддувом оптимизируется система включения и давления. В результате, снижается потеря крутящего момента (минус 30-40%);
  5. Еще одним существенным плюсом является улучшение работы системы кондиционирования, что благотворно сказывается на функциях холодного хода и запуска;
  6. Из предыдущего плюса вытекает перспектива сокращения времени разгона авто от 0 до 100 км/ч. Попробуйте сами и Вы увидите разницу, как говорится, не вооруженным глазом, а убедиться можете с помощью специальных приложений для замера разгона;
  7. Процедура позволяет раскрыть силовую динамику АКПП до максимума, устраняет рывки и дергания, делает ход плавным и мягким;
  8. Чип тюнинг активирует повышенный контроль за снижением токсичности выхлопов. Это важный плюс для окружающей среды;
  9. Все электронные системы начинают работать в полную силу, что ощущается при первом же после чиповки запуске двигателя;
  10. Чип тюнинг позволяет исправить заводские настройки ЭБУ (да, и там могут ошибаться), которые мешали мотору раскрыть потенциал;
  11. Еще одним весомым плюсом или положительным последствием чип тюнинга становится возможность перехода на бензин с более низким октановым числом (что финансово выгодно);
  12. Смельчакам, решившимся на выполнение чип тюнинга своими руками, мы назовем еще один плюс – они, однозначно, начнут лучше понимать устройство своего автомобиля, смогут легко устранять ошибки двигателя и, вообще, всей электронной начинки тачки.
Читайте также:
Принцип работы турбины на бензиновом двигателе: устройство турбины, как работает, ресурс, плюсы и минусы

Это были плюсы прошивки автомобиля, позволившие понять, на что она влияет. Однако, не спешите так сразу отвечать на вопрос «нужно ли прошивать машину» положительно, ведь вы еще не ознакомились с минусами данной процедуры!

  • Самостоятельный чип тюнинг отнимет у автовладельца массу времени. Ему придется тщательно вникнуть в теорию, детально разобрать этапы чиповки, приобрести оборудование, скачать нужный софт. А если еще и требуется демонтаж ЭБУ и замена микросхемы – на это отваживаются единицы. Однако, сделать прошивку своими руками — реально, мы вас не отговариваем! Просто будьте готовы к тому, что это непросто. Увы, но для многих такая сложность — минус;
  • Есть и альтернатива – можно обратиться в профессиональное тюнинговое ателье, но тут минусом станут финансовые затраты. Минимальная цена чиповки в нормальном сервисе – 3000 рублей. Обращение же в официальный дилерский центр «встанет» в десятку. Мастера-одиночки (самоучки) могут прошить авто за 2000 рублей. Если склонитесь к последнему варианту, ищите спеца по отзывам и рекомендациям!

  • Нелегальный чип тюнинг лишает автовладельца права на гарантийный ремонт;
  • Задумайтесь, почему завод-изготовитель устанавливает настройки на средние позиции? Чтобы снизить расход ресурсов ЭБУ. Один из главных минусов прошивки двигателя – чем больше она повысит его мощность, тем сильнее снизится срок его службы. Это касается всех систем, на которые влияет чип тюнинг;
  • Для качественного чип тюнинга требуется подобрать подходящий софт. Да, его легко скачать с Интернета, но сохраняется риск нарваться на подделку или «кривую» прогу. Или того хуже, на вредоносное ПО. Словом, качайте программы только с проверенных порталов;
  • Вот к каким минусам приводит неправильный результат чип тюнинга: увеличивается токсичность выхлопов (на 10%), расход топлива (до 20%) и других параметров. Происходит полная подмена показателей (вместо ожидаемого эффекта наблюдается деструктивно-обратный, плюсы становятся минусами);
  • Самое печальное последствие – полный сбой ЭБУ, с необходимостью его перенастройки или даже замены. Не доверяйте электронный мозг своей «малышки» дилетантам и трезво оценивайте свою готовность (если решили сделать чиповку своими руками).

Ну что, задумались, стоит ли делать прошивку автомобиля? Все минусы можно обобщить одной фразой – слишком высокая цена ошибки. И все же, плюсов у процедуры гораздо больше, чем минусов. В заключение, давайте порассуждаем над вопросом ее целесообразности!

Стоит ли делать чип тюнинг?

Итак, стоит ли прошивать автомобиль – быть или не быть чиповке? Насколько реально нарваться на последствия, перечисленные в разделе с минусами? Дилемма, почти как у Гамлета.

Детальный обзор минусов показывает – большинство имеют место только при неудачном чип тюнинге. Если процедура пройдет корректно – машина, буквально, «оживет». Особенно, если не усердствовать и не задирать параметры до пределов. Мы – за чип тюнинг, тем более, бывают ситуации, когда он необходим:

  • Для устранения текущих ошибок в работе ЭБУ;
  • Если автомобиль переведен на ГБО (газ);
  • После удаления противосажевого фильтра в топливной системе;
  • После удаления катализатора;
  • Для исправления ошибок в заводских настройках;
  • Если позарез требуется снять ограничения на скорость, обороты движка или холостой ход;
Читайте также:
Что лучше – тосол или антифриз: в чём разница, чем различаются, и что лучше использовать

Также чип тюнинг необходим машинам с турбонагнетателем. Если не поменять характеристики чипа, смысла в данной системе не будет.

Если вы спросите нас, нужно ли прошивать авто своими руками, мы ответим – «да», но только после тщательного изучения всех шагов процесса. Плюсом самостоятельного подхода станет экономия средств и получение нового полезного опыта. Если же вы не до конца в себе уверены, лучше обратитесь к профессионалам. Да, здесь есть минус — вы переплатите, зато не повредите машине «кукушку».

Что такое чип тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Слово «чип-тюнинг» знакомо уже каждому. И мифов вокруг себя это понятие собрало уже немало: кто-то верит, что с помощью него можно превратить старую «пятнашку» в болид Формулы-1, кто-то, напротив, сразу советует купить запасной двигатель. Что такое чип-тюнинг автомобиля на самом деле и какие у него плюсы и минусы?

Диагностика двигателя автомобиля, снимаются параметры блока управления, подготавливается программа и выполняется перепрограммирование контроллера электронного блока

Теоретическая база

В основе работы блока управления двигателем лежат табличные преобразования. Алгоритм, обрабатывающий данные при чип-тюнинге не меняется (написать новый – это очень серьезная работа), а вот с помощью редактора таблиц калибровок можно добиться очень многого.

На иллюстрации выше – базовая карта угла опережения зажигания, открытая в программе-редакторе. Как происходит расчет? На входе мы имеем два параметра: текущие обороты двигателя и фактор нагрузки. Алгоритм же для любого сочетания этих двух параметров находит точное значение угла, применяя интерполяцию по соседним ячейкам.

В редакторе можно произвольно изменить любую ячейку или их область: сделать зажигание пораньше, чтобы в разумных пределах поднять КПД, или, напротив, сделать его позже, чтобы уменьшить риск детонации на низкокачественном топливе.

Аналогично считается и количество топлива, которое подается в цилиндры двигателя. Редактирование топливных карт и является основой чип-тюнинга: дело в том, что даже на устаревших эконормах моторы вынуждены «питаться» отнюдь не оптимальной смесью. Максимальную мощность и КПД бензиновый двигатель дает на обогащенной топливовоздушной смеси, максимальную экономичность – на слегка обедненной. Система управления двигателем же отслеживает состав смеси по узкополосному лямбда-зонду, который является пороговым элементом. Он отслеживает момент, когда смесь из богатой превращается в бедную или наоборот, но не более того. В итоге автомобиль и не едет так, как мог бы, и топлива при этом расходует больше, чем стоило бы.

С ужесточением эконорм и вовсе стремятся загнать моторы в область обедненных смесей на максимальном числе режимов, одновременно уводя углы зажигания в поздние, чтобы избежать детонации. В результате один и тот же автомобиль под «Евро-5» внезапно становился гораздо «тупее», чем тот же, но под «Евро-4», да еще и расход у него вырастал из-за крайне неоптимального сгорания смеси.

Поэтому неудивительно, что чип-тюнинг становится все популярнее. Если Вас уже не заботит экологичность автомобиля, то возможность заметно улучшить динамику и снизить при этом расходы на бензин придется по душе. Тюнинговая прошивка, выверенная грамотным специалистом, начнет «кормить» мотор обогащенной смесью на разгоне, меньше будет «насиловать» его переобедненными смесями, обеспечит «правильные» углы зажигания. Автомобиль действительно станет гораздо интереснее на ходу.

В современных моторах чип-тюнингу есть где развернуться. Здесь ЭБУ управляет не только впрыском и зажиганием, но и электронным дросселем (чип-тюнинг устранит замедленные реакции на педаль газа, вызванные требованиями экологов и прописанные в калибровках дросселя), системами изменения фаз газораспределения и так далее. В совокупности грамотное изменение прошивки может серьезно поменять характер автомобиля.

За и против

Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя тоже нужно отчетливо понимать. Начнем с того, что любая серийная прошивка не только удовлетворяет требованиям экологов, но и должна работать на любом автомобиле в многотысячной партии (а разбег параметров двигателей может составлять ощутимый процент). Тюнинговая прошивка, откатанная на одном моторе и показывающая на нем отличные результаты, может хуже работать на другом, хотя внешне он абсолютно тот же. Небольшие различия в геометрии камер сгорания, впускного коллектора и так далее в сумме дадут явную разницу в реальной наполняемости цилиндров воздухом относительно той, для которой писалась прошивка. Поэтому, кстати, приличные мастера чип-тюнинга дают гарантию на свою работу с бесплатным возвратом старой прошивки, если новая клиента не удовлетворит.

Читайте также:
Как быстро накачать колеса на своем автомобиле?

Пожалуй, самый простой и гарантированно безопасный чип-тюнинг – это замена одной заводской прошивки на другую. Для рынков разных стран один и тот же автомобиль поставляется с разной мощностью из-за разницы в законодательствах. Если в эпоху карбюраторов это делалось механически, рестрикторами на впуске (владельцам мототехники этот способ известен лучше всех, пожалуй), то сейчас достаточно просто использовать прошивки – например, «для России» и «для Европы». Замена одной на другую фактически вернет двигателю «урезанную» мощность.

Гнаться же за дополнительной мощностью сверх штатной путем только чип-тюнинга не всегда возможно. Проще всего владельцам турбомоторов с электронным управлением давлением наддува: корректировка прошивки легко добавит лишнее давление на выходе турбокомпрессора, обеспечив мотор и дополнительным топливом для правильной работы. Тут прибавка в мощности будет ощутимой.

Для атмосферников же многого чип-тюнинг не даст. Красивые цифры на мощностном стенде обернуться не только перерасходом горючего и ростом требований к его качеству, но и резким снижением ресурса катализатора. Конечно, его можно и снять, заодно проведя другие доработки… А вот на доработанных моторах чип-тюнинг не просто раскрывается в полной мере, но и жизненно необходим. Серьезное изменение конфигурации мотора приведет к таким отклонениям наполняемости цилиндров относительно штатных, что «родная» прошивка не сможет эффективно работать, в худшем случае выйдя за пределы заложенных возможностей адаптации и с горением Check Engine переключаясь в аварийный режим.

Даунгрейд в чип-тюнинге

В компьютерной сфере под даунгрейдом принято понимать «обновление наоборот» — установку более слабого «железа» или более старых версий программного обеспечения. Нечто подобное есть и в сфере чип-тюнинга.

Выше мы уже писали о том, как ужесточение эконорм отражается на характере автомобиля. Переход на Евро-5 подстегнул интерес к чип-тюнингу и увеличил число предложений на рынке. Если полноценная тюнинговая прошивка – это плод серьезного труда с соответствующей ценой, то залить в ЭБУ заводскую прошивку под «Евро-4» вместо «Евро-5» нетрудно, сама прошивка «сливается» из блока управления или находится в Интернете совершенно бесплатно. А клиенты будут довольны и такому «даунгрейду»: зачастую автомобиль, только выехав из автосалона, сразу отправляется к мастерам анти-чип-тюнинга, если так можно выразиться.

Отдельная сфера автомобильного «даунгрейда» — это устранение части элементов системы впрыска: удаление лямбда-зондов, вихревых заслонок, адсорберов и так далее. Эта услуга востребована на современных дизелях с сажевыми фильтрами. Замена такого фильтра крайне недешева, в то время как программное его отключение с последующей вырезкой стоит не то что в разы, а на порядок дешевле.

Влияет ли чип-тюнинг на ресурс двигателя?

Грамотный чип-тюнинг реального влияния на ресурс двигателя не оказывает. Более того, двигатель, работающий на более оптимальном для себя режиме, проработает дольше. Например, заменяя переобедненную смесь обогащенной, мы снизим температуру выхлопных газов, уменьшив тем риск прогорания выпускных клапанов. Проблемы возникают либо после вмешательства «горе-мастеров», бездумно переписывающих карты, либо по вине самого владельца автомобиля. Мол, раз уж в машине теперь «мощностная» прошивка, то и педаль в пол нужно топить почаще – двигатель, естественно, при этом изнашиваться будет быстрее.

Даже определенное снижение ресурса катализатора на практике заметить трудно: низкокачественное топливо «убьет» его быстрее, чем корректировка топливных карт. Недаром же катализаторы часто сыплются и на самых что ни на есть заводских прошивках, не так ли?

Видео: К чему приводит чип тюнинг двигателя!

Что такое чип-тюнинг двигателя: минусы и плюсы

Содержание:

Мы постараемся наиболее развернуто ответить на эти вопросы.

Читайте также:
Чип-тюнинг Рено Сценик 2: пошаговый мануал

Что такое чип тюнинг двигателя?

Все банально просто, с развитием цифровых технологий, уже практически каждый знает, что такое электронный чип – микросхема (chip) и что такое тюнинг (tuning). В микросхеме (чипе) установленной в электронный блок управления “ЭБУ” которая непосредственно управляет двигателем и зачастую имеет отношение к стороннему оборудованию автомобиля, с завода установлено программное обеспечение. Вот это самое программное обеспечение “ПО” еще называют, дампом или файлом прошивки, которая сначала вычитывается специальными флешерами (Galletto, Kess v2, K-TAG, MPPS, BDM 100, Chiploader, CombiLoader, Multiflasher, OpenBox и д.р) подвергается модификации, попросту говоря – редактируется высококвалифицированными специалистами, специальными редакторами (WinOLS, ECM Titanium, EcuEdit Pro, ChipTuningPRO, MasterEditorPro, ChipExplorer и др.) и потом снова записывается обратно в ЭБУ теми же флешерами-программаторами. Всю эту процедуру можно сравнить заменой windows на вашем ноутбуке или компьютере, делается всё это для улучшения ездовых характеристик автомобиля.

Минусы чип тюнинга

Как в любом деле, в данной процедуре есть свои минусы, постараемся перечислить их:

  • Все манипуляции с вашем автомобилем трудозатраты, поэтому требуют вложения денежных средств;
  • Автомобиль становится требователен к качеству топлива, особенно на бензиновых моторах, как атмосферных так и турбо;
  • При переходе на нормы токсичности евро 2 или евро 0, в атмосферу увеличивается вредных выбросов;
  • Использование плохо откорректированной прошивки, не квалифицированными специалистами, можно получить отрицательный эффект.

Мифы о вреде чип тюнинга

Среди автомобилистов ходят слухи о снижения ресурс двигателя. Среди них есть и “Эксперты” которые заявляют:

У людей в голове не укладывается, что прирост мощности и крутящего момента, не может бесследно отразится на двигателе. Автовладельцы упираюсь рогом, продолжают утверждать, то что сделано заводом производителя является эталоном мощности, а все остальные манипуляции с ПО наносят вред, так как несут повышенную нагрузку на узлы агрегата, уменьшая его ресурс.

Дело в том, что занижение мощности программно производителем, это нормальное явление, мы постараемся пояснить почему. Почему производители все же занижают мощность своих агрегатов:

  • Один из самых главных факторов, это экологическая обстановка во всем вире, для снижения вредных выбросов в атмосферу приходится занижать мощность, так как в некоторых режимах работы, выбросы с нынешнем количеством автомобилей очень высоки.
  • Налоговая база в каждой стране разная и не секрет, что производителям приходится адаптировать свои автомобили под эти факторы, ды бы из-за пары лошадей не увеличивать налоговую нагрузку на покупателя.
  • Занижение мощности программно наиболее целесообразно, так как производитель не несет дополнительных затрат по изменению конструктивных особенностей, т.е. железо остается прежним, а справляется своим штатом программистов которые ограничивают мощность программно.

По этому мы должны разрушим этот миф, что прирост крутящего момента и мощности не может взяться из не откуда, а достигается путем оптимизации некоторых параметров в программном обеспечении ЭБУ. Ни каких перегрузок железо двигателя не испытывает. Даже многие автодилеры в больших городах ни чего не скрывая, заявляют об этом, тем самым предлагают свои услуги по чип-тюнингу.

Неисправности после прошивки

  1. Если дядя Вася в гараже не знает, что такое диагностика. То-есть, до программирования, автомобиль был неисправен и эти неисправности не были выявлены и устранены. Первое правило чип-тюнинга – это шить только исправные автомобили.
  2. Выполнен репрог бесплатной прошивкой не надлежащего качества от энтузиастов с различных форумов. Низкокачественная калибровка, может нанести вред вашему силовому агрегату и ЭБУ.
  3. Криворукость мастера дяди Васи из гаражного кооператива “Луч”, так же может нанести вред как двигателю так и электронике в целом.

Что получаем в реальности

  • Корректная, хорошо отстроенная прошивка ни как не влияет на ресурс силового агрегата;
  • Необходимость использовать топливо только хорошего качества, не заправляться на малоизвестных заправочных станциях;
  • Если используется прошивка выше Stage1, необходимо более внимательнее следить за техническим состоянием и более чаще делать ТО.

Плюсы чип тюнинга

Замер мощности и крутящего момента Hyundai Solaris 1.6L:

В стоке мощность 115,6 hp крутящий момент 157,7 Nm

Читайте также:
Антиблокировочная система тормозов (ABS): что это такое, как работает, устройство системы АБС

после чип-тюнинга Sage1: мощность 129 hp крутящий момент 175,4 Nm.

  • Наблюдается прирост мощности и крутящего момента, без внесения изменений в железо двигателя.
  • Прирост динамики тем самым улучшение ездовых характеристик автомобиля;
  • Возрастание безопасности и уверенности при обгонах из-за снижения времени разгона автомобиля;
  • Увеличение эластичности двигателя, автомобиль начинает вытягивать на более высоких передачах;
  • Улучшается работа на холостых оборотах;
  • Наблюдается некое снижение топлива, при езде с малыми и частичными нагрузками.
  • Работа с механической коробкой передач так и с АКПП становится более комфортной, пропадают провалы и задумчивость, переключение происходит более мягче;
  • Тяга в низком диапазоне возрастает, что дает преимущество при движении в городе;
  • Адекватная работа педали газа: повышается ее отзывчивость, уменьшается ее притупленность;
  • Более комфортная езда при использовании кондиционера, снижение затупов при его активности;
  • На турбированных автомобилях возможно снизить турбояму;
  • Возможно изменить нормы токсичности, корректно отключить клапан ЕГР, катализатор или сажевый фильтр, AdBlue “мочевина”, а так же отключить по ним ошибки;
  • Изменить отсечку двигателя и снять ограничения скорости “speed limit” в некоторых авто.
  • Возможно вернуться на заводскую прошивку, но с оговоркой, если не были выполнены работы по железу, удаление катализатора, сажевого фильтра, егр и т.д..

Нужно быть реалистом и понимать, что не все выше перечисленные пункты возможно применить и реализовать в каждой прошивке. Так же каждый человек индивидуален и чесать всех под одну гребенку было бы не корректно: для одного, какой-то пункт очень важен, для другого он совершенно безразличен. Одному нужно что бы валило, остальное не важно, другому что бы меньше кушало, третьему не тупило, четвертому хочется плавности переключений и комфортной езды.

Как делается чип тюнинг

  1. Производится подключение к ЭБУ автомобиля, для считывания заводской прошивки, через диагностический разъем, если это не возможно на данном авто, то к самому блоку, в некоторых случаях даже со вскрытием.
  2. Выполняется калибровка заводской прошивки в специальных редакторах таких как WinOls и др.

Что будет с гарантией автодилера

Гарантийные обязательства в основном продолжают выполняться дилером без изменения, по ряду причин:

  • Корректировки в прошивке возможно увидеть только скачав ее и сравнив с заводской. Соответственно, если авто работает корректно, автодилеру это делать незачем, а при плановом техобслуживании это не выполняется;
  • Согласно закону «О защите прав потребителей» отказать в обслуживании автодилер не может. Если все же факт модифицированной прошивки был раскрыт, её попросту заменят на заводскую;
  • Так же, в больших городах, многие автодилеры сами предлагают свои услуги прошивке.

Если автовладелец плохо спит и переживает по поводу гарантии, то перед каждой поездкой на ТО можно возвращать родную прошивку. Но опять же с оговоркой, если не было выполненных работ по физическому вмешательству в железо по изменению экологии.

Людские предрассудки

  1. На автомобиле производятся манипуляции с проводкой врезаются различные коробочки для изменения алгоритма роботы.
    Работой двигателя полностью управляет ЭБУ, непосредственно алгоритмы программы в нем, которая и подвергается модификации.
  2. После чип тюнинга, гарантийное обслуживание больше не выполняется дилером.
    По поводу гарантии мы уже ответили ранее, что ни кто не будет скачивать и анализировать вашу прошивку без каких либо причин, не визуально ни на ТО это не видно.
  3. Больная тема автовладельцев, это расход топлива и после прошивки некоторые утверждают что он вырос.
    Мы в своих прошивках мы иногда стараемся снизить расход топлива на эко режимах. Но нужно понимать, что при увеличении динамики, автомобиль начинает провоцировать некоторых автовладельцев, тем самым кардинально меняя стиль езды, до и после чип тюнинга, тапка в пол становится обычным делом. Соответственно растет и расход топлива, мощность то тоже выросла.
  4. После прошивки ни чего не изменилось.
    Это так же человеческий фактор, некоторые автовладельцы хотят не из чего получить самолет и при этом ограничившись прошивкой. Здесь скорее всего, можно сказать, не оправдал ожидания.

Но нужно понимать, что атмосферный мотор можно разогнать только некоторые до 10-14% прироста, но в основном это 5-7%, естественно с двигателя 100лс вы получите 5-7лс, которые попо-измерителем некоторые даже не способны ощутить. На турбо моторах уже прирост в 20% будет уже заметен очень хорошо. Все так же зависит от конкретного мотора, так как турбо, это отдельная тема для разговора.

Глубокая и защитная полировка своими руками!

Всем привет! Во время отпуска-поездок в леса и в непролазные дебри, моя North Star показал себя с хорошей стороны! Ни поломок, ни каких либо эксцессов…всё просто замечательно и она мне нравится всё больше и больше! Но ЛКП после таких поездок было не очень красивое-сколы и царапины не придавали вида моей Звёздочке! К тому же и пятая дверь начала немного цвести под пластмассовой накладкой ручки открывания двери! И поэтому было принято решение по приезду заняться заделыванием сколов и полировкой кузова! самое главное для начала полировки нужно было правильно очистить, обработать и обезжирить кузов. В отпуске были заказаны нужные материалы

В первую очередь это-очиститель кузова фирмы Pingo, керосин и уайт-спирит, обезжириватель, преобразователь ржавчины и наждачная бумага 1000, 1500 и 2000.
Для подкраски сколов была заказана оригинальная краска и лак, остался от предыдущей машины

Для хрома была приобретена паста для хрома Doctor Wax

Для глубокой очистки была заказана глина от Soft99 и WILLSON! Сама абразивная паста для полировки Farecla G3 и круги-средний и мягкий (оранжевый и чёрный).

Антисиликон mipa, антидождь AQUAPEL

и защитная полироль от Soft99 с арт. 00298!

И так об подготовки вроде бы всё!
Местом для полировки кузова был гараж моего брата, а подготовку производил возле гаража.
Итак, начал я с обклеивания кузова не нужных к полировке деталей!

Разбору двери багажника, т.к. нужно было снять заднюю пластмассовую накладку!
Очистке кузова керосином, сильные загрязнения очистителем и проходим уайт-спиритом!
Затем начал зачищать наждачкой места сколов, чтобы сгладить немного края!

Моей мыльницей не очень получилось, но царапины были по лаку-некоторые и глубокие!
После разбора пятой двери занялся немного зацвёвшей краской-зашкурил ржавчину почти до метала, обработал преобразователем ржавчины, обезжирил и загрунтовал…

Обезжирив, начал подкрашивать сколы-аккуратно заливая краску в скол! После подсыхания первого слоя-сделал эту процедуру ещё раз, чтобы скол получился с небольшой горочкой…
Фото получились не ахти…, поэтому и не выкладываю! Затем наждачной бумагой 1500 убрал образовавшуюся горочку с краской…после ещё раз обезжирил и нанес лак-тоже с небольшой горочкой!

Затем поехал домой-первый день закончился! На следующее утро поехал продолжать полировку. Лак высох и стал прозрачным…подравнял горочки с лаком наждачкой 2000! И начал дальше очищать кузов глиной от Soft99.

Глиной пользовался первый раз и эффект очень понравился, хотя она и не дешевая, но того стоит! Следующим шагом была сама полировка кузова! Загнал машину в гараж, протёр её всю антисиликоном

набрал в ведро чистой воды, нацепил на шлифовальную машинку круг и начал полировать-сначала хром…был не в очень хорошем состоянии

Всё убрал с помощью пасты, очистилась быстро и хорошо-хром сразу заблестел…
Фото самой полировки не делал, т.к. не до них было и фотоаппарат не очень!
Сначала полировал на небольших оборотах машинки-1500-2000 оборотов, но отполировав заднее крыло и дверь понял, что ни все царапины и скольчики заполировались((( Нанёс пасту ещё раз, смочил водой и начал полировать на оборотах выше, чтоб разогреть лак на машине! И вот радость-царапины начали исчезать и скольчики заполировываться! Ура…всё пошло как надо! Немного разогрев лак-паста G3 начала делать своё дело!
Выехав из гаража просмотрел весь кузов-вроде ничего не забыл отполировать! Вот так выглядела North Star!

Т.к. машина стала вся грязная-поехал я на мойку, чтоб помыть свою красавицу! И офигел как преобразился цвет машины после мойки-он стал более насыщенным и ярким!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: