Что такое гайка и зачем она нужна

История обычной гайки и интересные факты о ней

История обычной гайки и интересные факты о ней

Обычная гайка представляет собой строительные изделие из металла, которое дает возможность крепит детали и производить разные работы.

Часто применяют следующие виды гаек – шестигранные, узкоспециализированные, с фланцами, простые, корончатые, квадратные и под барашек. В качестве материала изготовления часто применяют нержавеющую сталь, оцинкованную или высокопрочную.

Каждая из них используется для разных типов работ и обладает своими особенностями.

Общие сведения

Она выглядит как шестигранник по форму, а внутри оснащена резьбой, которая бывает дюймовой или метрической. Закручивать гайку можно при помощи гаечного ключа,

а крепят ее обычно в сочетании с такими изделиями:

  • Винтом.
  • Болтом.
  • Шпилькой.
  • Шайбой.

Виды гаек

Шестигранная гайка

Часто ее используют для разных креплений, и такие гайки имеют форму с шестью гранями, а также внутреннюю глубокую резьбу, которая прочно держится на болте. Закрутить гайку можно при помощи гаечного ключа или плоскогубцев, если позволяет размер.

Корончата гайка

Такая гайка используется в тех местах, где постоянно большой уровень вибрации, к примеру, в часах или других подобных механизмах. Она по-особенному прочно фиксирует и не расшатывается. Название вовсе не случайно, потому что форма гайки будет сильно напоминать корону.

Гайка колпачкового типа

Тут речь идет про глухие шестигранные гайки, которые прекрасно фиксируют крепление. Чаще всего их используют для крепления предметов мебели, сантехники и в местах, где требуется закрывать острые предметы или даже торчащие болты. Название в полной мере соответствует внешнему виду детали.

Гайка-барашек

Эта гайка в форме рожка барашка используется для производства и в прочих работах. Предметы мебели, сантехнические устройства, техника, декора, электротовары и прочие предметы обихода человека будут сделаны при помощи такой гайки. Стоит обратить внимание на то, что закручивать барашковую гайку можно даже вручную, и у нее нет граней по краям.

Квадратная

Такие гайки применяют там, где требуется обеспечивать очень мощное крепление. Как правило, деталь имеет отверстие (под обычные размеры) в виде подходящей для гайки квадратного типа. Она будет полностью фиксировать внутри, а вкручиваться в таком случае буде шуруп или болт внутрь нее. При производстве сложных и важных деталей такую гайку нужно приварить, что даст возможность сделать особо прочный монтаж.

Гайка шлицевого типа

Подобную гайку можно применять при создании канцтоваров, деталей авто, сантехники и просто техники, а еще она может быть выполнена из разных материалов и отличаться размерами, прочностью. Закрутить ее можно будет при помощи отвертки вилочного типа.

Гайка, оснащенная фланцем

Речь идет о шестигранных гайках с фланцем, которая нужна для того, чтобы можно было выполнить регулировку делания на поверхности (уменьшить или повысить). Чем меньше будет гайка, тем слабее получится соединение, и наоборот.

Интересные факты

Такое изделие для крепления, как гайка, будет незаменимо фактически в каждой сфере. При ее помощи вы сможете собрать любые предметы мебели, даже многотонные станки.

Предлагаем вам кратко рассмотреть историю гайки и интересные факты про этот крепежный элементы.

  1. Самая первая гайка появилась еще во времена рыцарей. За счет усовершенствования оружия и военного дела в целом, еще в 15 веке люди пришли к тому, что доспехи не должны сковывать движения, а наоборот, должно быть удобно двигаться. Все это привело к тому, что была обеспечена подвижность всех частей обмундирования – кирасы, поножей, латной юбки и наплечников. . Естественно, что в то время гайки были не такими удобными и хорошими, как сейчас, но уже в то время они выполняли нынешние функции.
  2. Гайки весьма часто применяют как приманку. Хотя это может показаться странным, но опытные рыбаки натирают до блеска гайки, и тогда рыба начинает воспринимать гайку как чешуйку более мелких водоплавающих особей.

Гайки – это часто предметов искусства. Есть такой известный скульптор, как Мануэль Марти Морено, который делает свои шедевры только из таких деталей. За счет такой изюминки, автор стал известным на весь мир.

Надеемся, что эта образовательная статья помогла узнать вам больше про такие простые крепления, как гайки.

Разновидности гаек и их особенности

Гайки – это, преимущественно, металлические крепежные детали. В них обязательно имеется отверстие с нарезанной резьбой. Соединение образуется при закручивании болтов, винтов или шпилек. В сегменте крепежа современного рынка встречается достаточно много видов такой продукции. Рассмотрим некоторые из них.

Гайки шестигранные

Эти изделия нашли наиболее широкое применение. Шестигранные гайки можно легко закручивать не только с помощью рожкового ключа, но и от руки.

Отличаются они не только параметрами резьбы, но и высотой. В целом же, технические характеристики таких изделий регламентируются нормами стандартов DIN 934, а также ГОСТ 5927-70. Еще один критичный параметр шестигранных гаек – так называемый «размер под ключ». Значение вышеуказанных показателей данной продукции выборочно приведено в следующей таблице.

Параметры шестигранной гайки

Диаметр резьбы номинальный

Размер под ключ

Следует знать, что риск «зализать» грани при необходимости создания максимального крутящего момента будет минимальным, если использовать для этого торцовый ключ.

Низкие гайки

Низкие шестигранные гайки, как правило, применяются:

  • в механизмах регулировочного типа в качестве контргаек;
  • в приборостроительной отрасли для надежного закрепления панелей, разъемов кабелей и т.д.

Производители этой продукции руководствуются положениям таких нормативных документов, как DIN 936 и российского ГОСТа 5916-70. Изготавливаются низкие шестигранные гайки, преимущественно, на основе технологии, получившей название «холодная деформирующая пластика». Массовое производство таких изделий повышенной прочности в настоящее время широко не налажено, вместе с тем возможно их изготовление под заказ. В качестве сырья в таком случае обычно используется сталь: Ст10, Ст20, Ст45, Ст35 и некоторые другие марки.

Основными характеристиками низких шестигранных гаек являются высота (принято обозначать буквой «m») и расстояние между параллельными противоположными гранями (обозначается латинской буквой «s»). Их значения в зависимости от параметров резьбы выборочно приведены в следующей таблице:

Высокие гайки

В категорию высоких относят гайки, высота которых составляет не менее полутора диаметров резьбы. Их параметры регламентирует стандарт DIN 6330, а также действующий на территории нашей страны ГОСТ 15523-70. Высокие шестигранные гайки подходят для соединений, работающих на растяжение, на которые действуют значительные знакопеременные нагрузки.

Вышеуказанное соотношение высоты и диаметра способствует возрастанию т.н. ползучести соединения. Этот фактор препятствует срезу резьбы соединения гайка-болт. Часто можно встретить высокие гайки в конструкциях рессорного типа, где применяются П-образные болты, на которых они и, собственно, и закручиваются. Если провести сравнение, то по высоте такие изделия – ничто иное, нежели промежуточный вариант между соединительной гайкой и гайкой стандартного образца.

Очень часто высокие гайки, отвечающие вышеуказанным стандартам и изготовленные из углеродистой стали, подвергаются процедуре оцинковки. Основные характеристики таких изделий выборочно представлены ниже (буквы «s» и «m» обозначают те же параметры, что и в предыдущей таблице).

Прорезные (корончатые) гайки

Эта гайка представляет собой шестигранник, в котором вертикально пропилены прорези. Количество таких шлицов зависит от размера сечения резьбового соединения.

В болте высверлено специальное отверстие. В него после завинчивания гайки вставляется шплинт. Допускается также фиксация с помощью отрезка контровочной проволоки. Эти манипуляции придают соединению дополнительную жесткость.

Помимо различных отраслей промышленности такой крепеж нашел широкое применение в мебельном производстве. Предприятия-изготовители прорезных (корончатых) гаек руководствуются нормами стандарта DIN 935. Ниже представлены присутствующие там значения основных параметров наиболее ходовых видов данных изделий.

Здесь приняты такие сокращения:
РПК – Размер Под Ключ;
МКД – Максимальный Диаметр Коронки;
ВМ – Высота Максимальная;
ШР – Шаг Резьбы;
М – Мелкой;
К – Крупной.

Значение всех параметров указано в миллиметрах. Аналог DIN 935, действующий на территории нашей страны, – ГОСТ 5932-73.

Гайки с фланцем или буртом

Такие изделия нашли в промышленности широкое распространение. Фланцы и бурты увеличивают опорную поверхность гайки. Это ведет к возрастанию площади контакта сопрягаемых деталей, благодаря чему нагрузка на них распределяется более равномерно.

Параметры фланцевых гаек указаны в следующих нормативных документах: DIN 6923 и ГОСТ 50592-93. Сам фланец бывает с рифленой опорной плоскостью либо гладкой. Помимо всего прочего, его наличие увеличивает площадь прижима. Поэтому нет необходимости дополнительно подкладывать шайбу.

Из-за того, что на рифленой поверхности зубцы расположены под неким углом, вращение гайки блокируется и затяжка не ослабляется.

Сферой применения гайки с буртиком (см. рисунок) является станкостроение. Чаще всего она выступает в качестве элемента станочного приспособления. Созданные с применением такого изделия крепежные узлы отличаются устойчивостью к нагрузкам вибрационного характера.

Для повышения срока службы и улучшения эксплуатационных свойств на завершающем этапе производства гайку с буртиком, изготовленную из углеродистой стали, нередко покрывают слоем цинка. В ниже расположенной таблице выборочно приведены параметры этого метиза, указанные в стандарте DIN 6331.Единица измерения – миллиметры.

Какие бывают гайки и для чего применяются

Гайка – это строительное металлическое изделие позволяющее крепить детали и производить различные необходимые работы. Выглядит гайка как шестигранник по форме и имеет внутри резьбу, которая может быть метрическая или дюймовая.

Закрутить гайку можно с помощью гаечного ключа, а крепится она в сочетании с такими изделиями:

  • болтом;
  • винтом;
  • шайбой;
  • шпилькой.

Какие гайки часто применяются?

  • Гайки под барашек.
  • Квадратные.
  • Корончатые.
  • Простых и заканчивая.
  • С фланцем.
  • Узкоспециализированные.
  • Шестигранные.
  • высокопрочные гайки;
  • нержавеющие гайки;
  • оцинкованные гайки.

Каждая из гаек применяется для разных работ и имеет свои особенности.

Описание гаек

Шестигранная гайка

Чаще всего используются шестигранные гайки для различных крепежей. Такая гайка имеет форму с шестью гранями и внутри глубокую резьбу, которая очень прочно удерживается на болте. Закрутить гайку можно используя гаечный ключ или плоскогубцы, если позволяет размер.

Корончатая гайка

Эта гайка применяется там, где происходит постоянный уровень вибрации, например, в часах и прочих механизмах. Она особо прочно фиксируется и не расшатывается. Название такое не случайно, форма гайки напоминает корону.

Колпачковая гайка

Это глухая шестигранная гайка, которая отлично фиксирует крепеж. Чаще всего применяется для изготовления мебели, сантехники и там где необходимо закрыть острые предметы или торчащие болты. Название тоже соответствует внешнему виду гайки.

Барашек гайка

Гайка в форме рожек барашка применяется при разном производстве и работах. Мебель, сантехника, декор, техника, электротовары и многие другие предметы обихода человека изготавливаются с помощью такой гайки. Обратите внимание на то, что закрутить барашковую гайку можно вручную, и она не имеет граней по краям.

Квадратная гайка

Такая гайка используется там, где необходимо создать очень мощное крепление. Обычно деталь же имеет отверстие (под стандартные размеры) в форме подходящей для квадратной гайки. Она полностью фиксируется внутри, а вкручивается в данном случае болт или шуруп в нее. При производстве важных и сложных деталей такую гайку приваривают, что позволяет делать особо прочный монтаж.

Шлицевая гайка

Такую гайку можно использовать при изготовлении канцтоваров, сантехники, деталей машин и техники, она может быть изготовлена из различного материала и отличаться прочностью, размерами. Закрутить ее можно с помощью вилочной отвертки.

Гайка с фланцем

Эта шестигранная гайка с фланцем предназначена для того чтобы можно было регулировать давление на поверхность (снижать или повышать). Чем гайка меньше, тем слабее соединение, а чем больше, тем крепче.

Применение гаек в быту

Где принять гайки особенно удобно, и при этом не надо «изобретать велосипед»?

  • Сменить веревки на балконе для сушки белья, очень просто с помощью гаек и без вызова мастера. Особенно, если у вас высокий этаж!

Понадобится лишь срезать старые веревки, продеть торс и закрепить его, можно посередине, если нет возможности дотянуться до основания прохода торса.

  • Если хочется украсить стен или окно мигающими гирляндами, то можно использовать колпачковую гайку, которая скроет некрасивые концы гвоздиков или саморезов.
  • И конечно, сантехника не обходится без гаек, если некоторые детали пришли в негодность, то их легко заменить с помощью гаек.

Применение гаек очень широко не только в быту, при производстве товаров, но и на многих заводах, которые изготавливают военную технику, машины и многое другое.

Особенности гаек

Кроме стандартных изделий, есть еще ряд специальных гаек. Рассмотрим, какие они бывают и для чего применяются.

Невысокие гайки

Тот же шестигранник, только узкий, как на рисунке. Применяется для более точных деталей.

Длинные гайки

Такая длинная гайка применяется при скрытых деталях и для того чтобы максимально надежно закрепить тяжелые детали.

Гайки, которые применяют там, где есть высокие нагрузки на детали

Такое соединение особо прочное и, конечно, используется при строительстве, соединении, тяге грузов, подъемных работах и т.д.

Корончатые гайки

Данный вид гаек может иметь разную длину и ширину, конечно, это изделие крепит деталь очень прочно и выдерживает большие нагрузки. Корончатая гайка обычно изготавливается из оцинкованной стали и не подвергается коррозии и ржавчине.

Приварные гайки

Само собой разумеется, что такие гайки служат элементом капитального крепежа.

Самостопорящиеся гайки

Если посмотреть внимательно, то вы заметите, что в отличие от гайки с фланцем, здесь гайка перевернута, то есть шестигранник внизу, и выполняет функцию прочной фиксации. При этом открутить самостопорящуюся гайку нельзя будет.

Такие гайки применяют обычно при сборке или ремонте машин и техники.

Квадратные гайки

Эти изделия могут быть разными по размеру, высоте и ширине.

Их отлично применяют при изготовлении ПК, техники, сантехники и более масштабных разработках.

На крупных деталях не редко такие гайки приваривают, чтобы избежать механических воздействий.

Квадратные гайки обладают высокой прочностью.

Круглые гайки

Цилиндрические части поверхностей необходимо соединять с такими же деталями, поэтому круглые гайки здесь незаменимы, и они облегчают процесс работы механизмов. Еще такие гайки используют для кабелей и прочих электронных работ.

Гайки-барашки

Существует два варианта выпускаемой продукции:

  • Гайки барашки с округленными концами – это отечественный производитель.
  • Рожки гаек с остренькими концами – это американские.

Оби модели очень высокого качества и прочно крепят детали.

Мебельные гайки

Здесь имеется 4 разновида гаек:

  • Забивная – вбивается в отверстие мебели, так как она имеет шипы, то после вбивание прокручивание гайки исключено.

  • Мебельная муфта – вкручивается в мебель и благодаря своей резьбе крепко удерживает детали. Ее можно закреплять дополнительными гайками, шурупами и прочими крепежами.
  • Декоративная гайка

Имеется сквозное отверстие? Тогда эта гайка то, что вам нужно. Винт вкручивается внутрь и очень надежно крепит элементы.

Потайная гайка

Такая гайка устанавливается внутрь изделия и в нее закручивается винт. Это очень прочное крепление. Применяется для мебели, сумок и т.д.

Кузовная гайка

До сих пор считается гайкой, хотя на самом деле – это сборка, где присутствует скоба, в которой спрятана квадратная гайка. Сделана она из пружинной стали и применяется при монтаже машин. Кроме того, такие гайки используют для электрических систем.

Антивандальная гайка

У гайки антивандальной гайки есть две особенности:

  • Резьба, с помощью которой можно крепко и надежно затянуть деталь.
  • А верхняя часть абсолютно гладкая и поэтому выдернуть гайку невозможно.

Такие гайки можно увидеть на кораблях, катерах и т.д.

Выбирайте гайки, которые необходимы для работ и применяйте не только для строительства, а еще и для внутренних отделок помещений. С их помощью можно разнообразить интерьер!

Виды гаек – применение, зачем нужны, классификация

Стоит отметить, что строительство – не финальный перечень работ. После возведения, сооружение не готово к дальнейшему использованию. Поэтому осуществляется подготовка объекта. В противном случае, эксплуатация сооружения будет невозможна. Для осуществления этого процесса применяют различные компоненты. Одним из наиболее популярных элементов для соединения необходимых объектов является гайка.

Одной из ключевых особенностей является крайне надежное соединение, которое создает гайка. Это обусловлено наличием резьбы. Последняя усиливает прочность и надежность соединения.

Также различные виды гаек можно применять для выполнения практически любых задач. Крепежный элемент можно использовать не только для проведения монтажных работ, но и для решения ряда высокосложных задач в отделочных работах, ремонте и реконструкции старых сооружений.

Гайка: виды, чем обусловлена востребованность

Гайка отлично себя показывает при работе с любыми крепежными элементами, включая болты и резьбовые компоненты. Поэтому такое соединительное средство широко используется в крупномасштабных работах.

Для чего используют гайки? Крепежные элементы широко задействуют для соединения следующих объектов:

  • тяжелых и габаритных оконных, и дверных рам;
  • элементов лестничных конструкций;
  • подвесных потолков;
  • светильников и люстр;
  • строительных лесов для выполнения отделочных работ и мероприятий по возведению сооружений;
  • ворот и калиток;
  • компонентов инженерных коммуникаций, включая воздуховоды, кабельные трасы, водопроводы;
  • балюстрады и консоли.

Технические характеристики гайки

Монтажное изделие имеет две основные отличительные характеристики – высокая прочность и надежность. Также компонент для создания высококачественных соединений отличается следующими техническими свойствами:

  • высокой устойчивостью к механическим повреждениям, отрицательному воздействию окружающей среды;
  • удобством эксплуатации;
  • быстрым созданием крепежей высочайшего качества;
  • устойчивостью к коррозийному воздействию – изготовляется из наиболее качественного материала – сертифицированной стали, поэтому он отличается высокими техническими свойствами.

Непосредственно крепежные элементы отличаются многофункциональностью. Также для предотвращения самооткручивания компоненты оснащаются специальными стопорными средствами. Основа такой гайки выступает гарантией усиленного натяга и увеличения трения.

Разновидности гаек

Наиболее распространенная и широко используемая гайка – шестигранная DIN 934. Они отличаются несложной спецификой использования – ее легко закручивать и от руки. Однако для затяжки необходимо применять ключ соответствующего размера.

Также существуют следующие типы гаек:

  • крепежные элементы для обустройства высоконагружаемых резьбовых соединений – она отличается увеличенным размером под ключ. Маркируется как DIN 6915;
  • корончатые и прорезные гайки – имеет характерную форму. Верхняя часть оснащена прорезями для усиления соединения. Касательно высоты, то гайки бывают как обычными, так и низкими. Могут иметь обычные и мелкие резьбы;
  • гайки с буртом или фланцем. Такой тип гаек крайне распространенный в промышленности. Бурт или фланец увеличивает опорную поверхность. За счет увеличения площади нагрузка равномерно распределяется по всей детали. Детали с буртом маркируются DIN 6931, а фланцевые – DIN 6923;
  • колпачковые гайки и приварные – бывают низкими и высокими. Вторые характерны выступами по 3-м ребрам. Колпачковые обозначаются DIN1587 – высокие, DIN 917 – низкие. Ребра обеспечивают контактную стыковую сварку гайки и основания. Деталь обозначается DIN 929.

Помимо вышеупомянутых типов существуют еще самостопорящиеся гайки. Они являются разновидностью шестигранных крепежных элементов. Однако в их структуре есть конструкционные элементы, обеспечивающие защиту от самооткручивания в процессе эксплуатации или при вибрационном воздействии.

Также существуют антивандальные гайки. Они защищены специальной системой, которая предотвращает несанкционированный доступ.

Гайки: специфика монтажа, где купить

Такие крепежные элементы отличаются несложным методом использования. Непосредственно для максимально правильной установки необходимо подобрать соответствующий вид гайки, затем для монтажа следует воспользоваться ключом подходящего размера.

Как происходит установка гайки:

  • накручивается стопорная гайка. Перед этим необходимо установить подшипник на место монтажа. Таким образом, обеспечивается максимальная надежность и прочность соединения;
  • гайка затягивается при помощи накидного или ударного ключа. При этом необходимо следить, чтобы не было чрезмерной натяжки. Последняя может спровоцировать скручивания резьбы;
  • необходимо аккуратно затянуть стопорные винты. Затягивать до тех пор, пока штифты не зацепятся с резьбой вала;
  • по очереди затягиваются стопорные винты ключом до затяжки.

Стопорные гайки типа KMT и KMTA отличаются возможностью частого монтажа и демонтажа. Однако это возможно при условии исправного состояния крепежных элементов. Также они имеют пазы для использования накидного или ударного ключа.

Непосредственно стопорные гайки KMTA оснащены специальными отверстиями, который размещены по радиусу окружности. Также крепежные элементы имеют 3 резьбовых отверстия и фиксирующие винты. Для работы с такими компонентами необходим штифтовый или плоский штыревой ключ.

Стоит отметить, что вышеупомянутые типы гаек являются регулируемыми. За счет 3-х равноудаленных друг от друга стопорных штифта можно определять расположение гайки под прямым углом к валу. Также элементы позволяют компенсировать угловые отклонения при сопряжении деталей.

Как осуществляется регулировка гаек:

  • стопорные винты ослабляются в том месте, где происходит наиболее отклонение;
  • оставшиеся винт или винты затягиваются с идентичной затяжкой;
  • ослабленные винты затягиваются;
  • если регулировка недостаточная, тогда необходимо повторить процедуру.

Касательно демонтажа, то тут могут возникнуть некоторые сложности. Гайки типа KMT и KMTA могут не выйти из пазов и зацепления даже после ослабления установочных винтов. Для демонтажа необходимо постучать резиновым молотком вблизи стопорных штифтов.

Что предлагает наша компания?

Интернет-магазин «ЮНИФОРМ-МЕТАЛЛ» имеет широчайший ассортимент различных изделий для создания высококачественных крепежных соединений. Мы предлагаем свыше 15 групп товаров для решения различной специфики задач по обустройству и дальнейшей подготовки к эксплуатации сооружений.

Также у нас вы найдете материалы для осуществления любого фронта работ, включая строительство под ключ и подготовку старого объекта к реконструкционным мероприятиям.

Все виды монтажных компонентов, включая разновидности гаек и другие элементы нашего ассортимента отличаются гарантированным качеством и подтвержденными техническими характеристиками. Мы сотрудничаем исключительно с проверенными производителями, а потому предоставляем вам высококачественные наименования для строительства, ремонта, монтажа любых конструкций как промышленных, так и бытовых.

Постоянным и оптовым клиентам предлагаем индивидуальные условия сотрудничества с выгодными ценовыми программами. Корпоративным заказчикам предоставляем отдельные предложения с дисконтной системой.

Обращайтесь прямо сейчас, и уже в кратчайшие сроки вы получите необходимые крепежные элементы по самой доступной цене.

Гайка

Гайка — крепёжное изделие в виде детали с резьбовым отверстием, образующее соединение с помощью винта, болта или шпильки. Гайки бывают двух видов исполнения резьбы: метрическим или дюймовым.

Содержание

Описание

Обычно, гайки изготавливаются шестигранной формы под гаечный ключ, но могут быть и квадратными, круглыми с насечкой, с выступами под пальцы («барашки») или другой формы.

Гайки из углеродистых нелегированных и легированных сталей разделяются по классу прочности 4; 5; 6; 8; 9; 10; 12 — для гаек с нормальной высотой, равной или более 0,8d; 04; 05 — для гаек с номинальной высотой от 0,5d до 0,8d. Класс прочности обозначен числом при умножении которого на 100 получают значение напряжения от испытательной нагрузки в МПа и указывает на наибольший класс прочности болтов, с которыми они могут создавать соединение. При этом сочетании, происходит разрушение стержня болта раньше, чем резьбы, что позволяет легко выявить разрушение крепёжного изделия.

Гайки, как правило, производятся на станках-автоматах из автоматной стали.

Области применения

В основном гайки применяются в механико-сборочных производствах от конструктора детского автомобиля до строительства мостов и других инженерных идей. Гайка имеет множество разновидностей и названий от сантехники и прочих наименований таких как :

  • шестигранные,
  • шестигранные с фланцем,
  • круглая со шлицем на торце,
  • корончатые,
  • прорезные,
  • колпачковые,
  • гайки-барашки,
  • рым-гайки[источник не указан 474 дня] .

Нестандартное использование

См. также

  • Болт
  • Винт
  • Винт (простейший механизм)
  • Винтовая передача
  • Резьбовое соединение
  • Шайба
  • Шуруп

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Уэйкман, Рик
  • Лас-Пальмас (провинция)

Полезное

Смотреть что такое “Гайка” в других словарях:

ГАЙКА — жен. металлическое кольцо, обод, обручь, нагоняемый на деревянную или иную вещь, для скрепы. На ножевые черенья и колодочки долот набиваются гайки. | Железная пластинка со сквозной дырой, образующая при заклепках супротивную шляпку; для винтов… … Толковый словарь Даля

ГАЙКА — деталь с внутренней резьбой, образующая с винтом (болтом) винтовую пару. Крепежные гайки, навинчиваемые на болт или шпильку, составляют болтовое соединение. Гайка ходового винта служит для сообщения поступательного движения, напр. суппорту или… … Большой Энциклопедический словарь

ГАЙКА — ГАЙКА, и, жен. Навинчивающаяся на винт или болт скрепляющая деталь (обычно многогранная металлическая плашка со сквозным отверстием). • Гайка слаба у кого (прост.) о том, кто слаб, у кого не хватает сил на какое н. дело. Гайки закрутить (прост.)… … Толковый словарь Ожегова

ГАЙКА — ГАЙКА, гайки, жен. (тех.). Многогранная металлическая пластинка с отверстием, имеющим винтовую нарезку внутри. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ГАЙКА — (Nut) деталь, навертываемая на нарезку болта или винта. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

гайка — сущ., кол во синонимов: 13 • барашек (12) • бонка (5) • гаечка (5) • … Словарь синонимов

гайка — – навинчивающаяся скрепляющая деталь. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

Гайка — Гая Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

гайка — Крепежное изделие с резьбовым отверстием конструктивным элементом для передачи крутящего момента. Примечание. Конструктивным элементом гайки для передачи крутящего момента может быть многогранник, накатка на боковой поверхности, торцевые и… … Справочник технического переводчика

Гайка — – крепежное изделие с резьбовым отверстием конструктивным элементом для передачи крутящего момента. Примечание. Конструктивным элементом гайки для передачи крутящего момента может быть многогранник, накатка на… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ГАЙКА — замыкающая крепёжная деталь резьбового соединения или деталь винтового механизма, имеющая резьбовое отверстие и участвующая в передаче движения; по форме различают: Г. четырёх и шестигранные, круглые, корончатые, Г. барашки, накидные. В некоторых … Большая политехническая энциклопедия

Гайка это.

Гайка – крепежное изделие с резьбовым отверстием. Используется совместно с болтом, винтом или шпилькой для создания надежного крепежного соединения. Для производства гаек применяется углеродистая или легированная сталь, латунь.

Выпускаются гайки в большом разнообразии, различаются по форме, величине, назначению, характеру нагрузок на будущее соединение.

Разновидности гаек

Шестигранные

Универсальный крепеж, оснащенный гранями, обеспечивающими удобство захвата шестигранным ключом с любого угла.

Высокие

Метизы высотой 0,8-1,2d, использующиеся для соединений, которые поддаются растягивающим и знакопеременным нагрузкам. Высокие гайки существенно повышают ползучесть крепежного соединения, предупреждают его разрушение под нагрузкой, повышают прочность болта при растяжении.

Низкие

Применяются при устройстве соединений, поддающихся малым растягивающим нагрузкам и работающим на срез.

Соединительные

По форме напоминают вытянутый цилиндр, используются с двумя винтами или болтами (по одному с каждой стороны) для создания соединений, при эксплуатации подвергающимся повышенным нагрузкам.

Фланцевые

Оснащены бортиком (фланцем) с одного конца, который служит встроенной шайбой. Гайки такого типа уменьшают давление на деталь, снижают риск повреждения поверхности, увеличивают надежность соединения неровных поверхностей. В некоторых моделях на фланце имеются насечки (зубцы), предотвращающие послабление и самоотвинчивание.

Прорезные и корончатые

Для получения ответственных соединений, на которые воздействуют вибрационные, динамические и/или статические нагрузки. Для стопорения гаек на болтах используются шплинты.

Гайки с диаметром резьбы до 10 мм относятся к прорезным, от 12 мм – к корончатому типу. Последний тип метизов также применяется в качестве гаечного замка.

Колпачковые

Круглые сферические с куполообразной заглушкой с одного конца, которая защищает резьбу, придает эстетический вид. Исключают воздействие изгибающих нагрузок на болт.

Приварные

Гайки оснащены выступами по трем ребрам для обеспечения контактной стыковой сварки крепежного элемента и основания.

Стопорные

Оснащены специальным вкладышем, который при навинчивании гайки деформируется и создает трение, чем и предупреждает послабление и самоотвинчивание крепежного элемента, обеспечивает надежность соединения.

Квадратные

Используются при скреплении тонколистовых материалов и тонкостенных деталей. Квадратная гайка относится к потайному типу – в процессе монтажа полностью помещается в паз соответствующей формы, монтажное соединение осуществляется путем вращения болта или винта.

Круглые

Гайка служит для соединения цилиндрической части детали с поверхностью такой же формы. Применение круглой гайки облегчает работу механических устройств. Круглая гайка используется в машиностроении, станкостроении, при монтаже сантехнического оборудования и и в электронной промышленности.

Барашковые

Гайки-барашки оснащены двумя металлическими лопастями, с помощью которых крепежные изделия легко закручиваются и откручиваются без использования инструмента. Используется метиз в случае, если необходимо быстро изменить положение скрепляемых деталей, например, при регулировании высоты седла велосипеда или настольной лампы.

Кузовные гайки

Состоят из обычной квадратной гайки, которая служит вкладышем, и обоймы – изогнутого элемента, выполненного из пружинной стали. Применяются при сборке транспортных средств.

Антивандальная гайка

Конструкция состоит из верхней шестигранной гайки, отвечающей за затягивание крепежа, и нижней – с внешней гладкой поверхностью, исключающей выдергивание гайки.

Мебельные гайки

Забивные

При монтаже располагаются цилиндрической стороной в подготовленное отверстие и забиваются, чтобы острые шипы, расположенные по периметру, вошли в деревянное основание и препятствовали самоотвинчиванию крепежа.

Ввертные муфты

За счет внешней резьбы гайка вкручивается в готовое отверстие и прочно удерживается в нем. Функционал внутренней резьбы как в стандартной гайке.

Гайки Эриксона

Помещаются в сквозное отверстие вместе с подходящим винтом.

Потайные

Вкладываются внутрь деталей, затем в полость закручивается винт, образуя высокопрочное крепежное соединение.

Что такое пневмоподвеска и для чего она нужна

Что такое пневмоподвеска и для чего она нужна
Современные автомобили оснащаются различными типами подвесок, однако в подавляющем большинстве случаев используются те их разновидности, которые в качестве основных демпфирующих элементов включают в себя телескопические гидравлические амортизаторы и винтовые пружины. Пневматические же конструкции применяются пока не столь широко, а если и устанавливаются, то преимущественно на автомобилях премиального класса и коммерческих транспортных средствах. Во многом поэтому у многих не очень искушенных в тонкостях и особенностях конструкции техники автомобилистов возникает вопрос: что такое пневмоподвеска и зачем ее используют?

Что такое пневмоподвеска
Пневматической принято называть такую подвеску автомобиля, в которой для достижения определенного положения его кузова относительно поверхности дорожного полотна используются специальные баллоны, наполненные воздухом и при этом являющиеся одними из основных элементов конструкции.

Что касается легкового автомобильного транспорта, то пневмоподвески чаще всего используются в конструкции представительских авто, а также дорогих внедорожников. Гораздо шире пневматические подвески используются в грузовых автомобилях, причем не только тех, что имеют относительно небольшую грузоподъемность, но и в магистральных и седельных тягачах.

Что входит в конструкцию пневмоподвески
Конструкция пневмоподвески

Пневматическая подвеска состоит из таких основных конструктивных частей, как:

Упругие элементы или пневмоподушки;
Компрессор;
Ресивер;
Система управления.
Что такое пневмоподвеска и для чего она нужна, изображение №10
Каждый из этих компонентов пневмоподвески играет определенную роль.

Упругие элементы. В качестве упругих элементов в пневмоподвесках используются пневматические баллоны. Они устанавливаются по одному на каждое колесо, а основная их функция состоит в том, чтобы удерживать кузов машины на определенной высоте относительно дорожного покрытия. Пневмобаллоны изготавливаются из плотной многослойной резины, заполняются сжатым воздухом. Чаще всего они имеют форму «таблеток», разделенных на несколько секций. Встречаются также и пневмобаллоны, монтируемые непосредственно на стойках амортизаторов, и в таких случаях они являются заменой витым пружинам.

Компрессоры. Поскольку подвеска является пневматической, то для выполнения ею своих функций она требует наличия источника сжатого воздуха. Таковым является компрессор, с помощью которых он закачивается в упругие элементы. Конструктивно он состоит из таких частей, как осушитель воздуха и электрический двигатель, а также нескольких электромагнитных клапанов, обеспечивающих следование сжатого газа по определенному контуру. В зависимости от того, какое именно количество этих клапанов имеется в системе, упругие элементы могут накачиваться или по отдельности, индивидуально, или же попарно.

Ресивер. Из компрессора сжатый воздух попадает в упругие элементы не напрямую, а через так называемый ресивер. Он представляет собой металлический баллон, имеющий емкость от 3 до 10 литров. Именно в него закачивается воздух, который далее через магнитные клапаны следует в упругие элементы. Ресивер позволяет осуществлять корректировку характеристик подвески без включения компрессора, за счет имеющегося в нем запаса сжатого воздуха.

Система управления. Любая современная пневмоподвеска в обязательном порядке оснащается собственной системой управления, включающей в себя датчики:

Текущего уровня кузова машины над дорожным покрытием;
Ускорения транспортного средства;
Давления в системе;
Температуры компрессора.
Информация от них поступает в электронный блок управления, который ее обрабатывает в режиме реального времени и формирует сигналы, передающиеся на исполнительные устройства. Практически всегда блок управления пневматической подвеской находится в тесном взаимодействии с системой курсовой устойчивости и электронным блоком управления (ЭБУ) двигателя. Что касается исполнительных устройств, то таковыми являются клапаны создания, поддержания и сброса давления, а также реле включения компрессора.

Как работает пневмоподвеска?
Кнопки управления пневмоподвеской

Функционирование пневматической подвески современного автомобиля основано на том, что в зависимости от дорожной ситуации и положения кузова авто относительно дороги в пневматических подушках изменяется давление. При его увеличении упругие элементы становятся жестче, а клиренс машины возрастает. Если давление падает, то происходит обратный процесс.

Обычно предусмотрено три режима работы пневмомподвесок:

Нормальный;
Повышенный;
Пониженный.
В нормальном режиме пневматические подвески функционируют тогда, когда транспортные средства следуют по ровным дорогам с твердым покрытием на скоростях, не превышающих 100 км/ч. Если передвижение происходит на низких скоростях, то клиренс повышается, причем это делается водителем вручную, с помощью установленного в кабине переключателя. Чаще всего этот режим используется при движении по бездорожью. При езде по дорогам с ровным твердым покрытием со скоростями, превышающими 100 км/ч, используется пониженный режим. Переключение в него также осуществляется водителем вручную.

Автоматическая корректировка осуществляется тогда, когда автомобиль проходит повороты. Производится она путем закачивания в соседние подушки большего количества воздуха для того, чтобы снизить боковые крены. После того, как поворот пройден, «лишний» воздух стравливается через клапаны.

Разновидности пневмоподвесок
Разновидности пневмоподвесок

В современных автомобилях используется три вида пневматических подвесок:

Одноконтурная;
Двухконтурная;
Четырехконтурная.
Что такое пневмоподвеска и для чего она нужна, изображение №11
Одноконтурная пневматическая подвеска является, по сути дела, вспомогательной и устанавливается пикапы и небольшие грузовики совместно с основной. Она монтируется только на одну ось, причем чаще всего на заднюю для того, чтобы обеспечить возможность регулирования ее жесткости в зависимости от степени загруженности авто.

Двухконтурные пневматические подвески могут устанавливаться как на две оси автомобиля одновременно, так и на одну ось. Во втором случае автомобилист получает возможность регулировать положение колес самостоятельно.

Что касается четырехконтурных пневмоподвесок, то они являются наиболее сложными и включают в себя все те элементы, которые описаны выше.

Плюсы и минусы пневмоподвески
Главным плюсом пневмоподвески является очень высокая степень адаптивности. Она позволяет быстро, просто и точно настраивать такие параметры, как клиренс и жесткость.

Автомобили, на которых установлены пневматические подвески, обладают лучшей управляемостью. Особенно хорошо это проявляется при прохождении поворотов. Кроме того, пневмоподвеска обеспечивают водителю и пассажирам больший комфорт при поездках, поскольку они лучше, чем подвески традиционные, демпфируют горизонтальные колебания кузовов автомобилей, особенно при движении по дорогам с покрытием низкого качества и бездорожью.

Есть у пневматических подвесок и минусы. Основными из них являются сложность конструкции и высокая стоимость обслуживания. Кроме того, пневмоподвески достаточно чувствительны к воздействию низких температур, что особенно актуально в российских климатических условиях.

Читайте также:
Технические характеристики Megane 2 2 литра
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: