Дизельный скандал обошелся Volkswagen в 157 млн долларов

Как это было: «дизельгейт» — самый дорогой скандал XXI века

В 2009 году Volkswagen Jetta Diesel получила премию «Зелёный автомобиль года» за малое количество вредных выбросов в атмосферу, а спустя 6 лет выяснилось, что это не так. В сентябре 2015 года специалисты исследовательской группы Университета Западной Вирджинии получили распоряжение об исследовании выбросов дизельных моделей Volkswagen и Audi на ходу. Результаты первых замеров показали, что количество выбросов оксидов азота в атмосферу превышает заявленные в десятки раз! После получения таких показателей было принято решение о том, что в ходе исследования были допущены какие-то ошибки и тесты провели по новой.

В ходе дальнейших разбирательств было выяснено, что дизельные двигатели серий EA 188, 189 и 288 оснащались специальным программным механизмом, который определял, едет ли автомобиль по дороге или проверяется на специальном стенде, и, в зависимости от этого, регулировал мощность, подачу топлива и, как следствие, количество вредных выбросов. Стоит отметить, что тайна работы этого механизма до сих пор полностью не раскрыта. После таких обличающих результатов тестирования Volkswagen пришлось признать свою вину в искусственном занижении показателей.

В США очень трепетно относятся к экологии и из года в год ужесточают требования к дизельным автомобилям. Нужно ли говорить, что именно американские власти первыми предъявили к немецкому концерну претензии? По состоянию на 2016 год Volkswagen пришлось выкупить около полумиллиона дизельных автомобилей, проданных на североамериканском рынке с 2008 года. В то время интернет полнился снимками с открытыми стоянками, на которых ровными рядами были расставлены дизельные Golf, Passat, Jetta и Audi A3.

Разумеется, разбирательствами с США дело не закончилось! Европейский, российский и азиатский рынки являлись едва ли не самыми крупными рынками по сбыту дизельных машин. По итогам расследований было выяснено, что в период с 2008 по 2015 годы в мире было продано более 11 миллионов таких авто, и только около 500 000 — в США. Таким образом, скандал с дизельными моделями обошёлся Volkswagen в 31,3 миллиарда евро на весну 2020 года. Также известно, что выплаты по «дизельгейту» продолжатся вплоть до 2021 года и в итоге превысят отметку в 35 миллиардов евро! Здесь стоит отметить, что на текущий момент капитализация всего концерна VAG составляет 48,5 миллиардов евро.

Но, как говорится и это ещё не всё. Осенью 2015 года с поста директора Volkswagen AG был уволен Мартин Винтеркорн, занимавший эту должность на протяжении восьми лет. Кроме этого своих постов лишились глава отдела исследований и разработок Хайнц-Якоб Нойсер, ответственный за техническое развитие бренда Audi Ульрих Хакенберг и глава отдела исследований и разработок Porsche Вольфганг Хатц. По данным The Wall Street Journal, последние двое были авторами идеи с махинациями. Кроме того после начала «дизельгейта» похожие претензии были выдвинуты в адрес двух других немецких концернов — BMW и Daimler. Как оказалось, при тестах на выбросы автомобилей этих марок также были допущены некоторые нарушения, что привело к снижению показателей вредных выбросов. Вслед за этим руководство Европейского союза выразило желание проверить поголовно всех производителей дизельных двигателей, на что многие из них выпустили упреждающие заявления о том, что не применяют при производстве какие-либо обманные устройства. Стоит ли говорить об обрушении стоимости акций на рынке ценных бумаг на 35%?

В глобальном плане «дизельгейт» заставил большинство автопроизводителей пересмотреть свои планы на выпуск дизельных моделей. Евросоюз ввёл более изощрённый способ проверки уровня вредных выбросов и расхода топлива, известный нам как WLTP. Японские и корейские производители вообще заявили об отказе от выпуска автомобилей на тяжёлом топливе. Вместе с тем в мире возрос интерес к гибридным и полностью электрическим автомобилям.

Но не будем только о грустном. В 2016 году Volkswagen AG получил Шнобелевскую премию за «изобретённый хитроумный способ обманывать тесты на содержание в выхлопных газах окиси азота». Отметим, что наряду с VAG в том году были получены премии за написание трёхтомного труда об удовольствии от коллекционирования живых и мёртвых мух, а также исследование на предмет того, какие части мозга человека отвественны за отвращение к сыру.

Дизельгейт: Дело Volkswagen. Из преступника, в жертву.

Знаете, мне кажется на свете нет ничего более логичного, но при этом более лицемерного чем скандал вокруг так называемого “Дела Volkswagen”, или как говорят в русских деревнях — дизельгейта. Возможно это сложно понять, но я постараюсь объяснить почему я считаю что концерн VAG по итогу на сегодняшний день скорее жертва нечестной борьбы конкурентов, не смотря на то что реальная вина немцев несомненна доказана и имела место быть.

Дизельгейт: Предыстория вкратце.
Если кто успел подзабыть, то расскажу вкратце в чем там был замес. Началось всё с того что где-то в середине нулевых годов Европа готовилась к переходу на новый экологический стандарт ЕВРО-5, срок у производителей был до 2009 подготовить свои автомобили под соответствие этим нормам. И вроде бы ничего такого, но примерно в 2007 году, пока инженеры готовили новые Jetta и Passat c дизельными движками под выброс NOx (оксид азота) не более 180 мг, ох***но тупые маркетологи из руководства компании решили что было бы круто выпустить автомобиль с выбросом 20 мг. Кажется безумием, но более высоким чинам из руководства концерна идея понравилась, ведь какая реклама получится, и с таким двигателем можно идти на американский рынок, где стандарты намного более жесткие чем в родной Европе. Этот момент лишний раз доказывает правило, что жирные и спокойные времена (предшествующие много лет и влоть до 2015 Volkswagen переживал финансовый и имиджевый взлет) рождают слабых и очень недалеких людей.
Инженеры же, понимая что это не возможно, с учетом технологий тех лет, да и нынешних тоже, не придумали ничего лучше чем научить машину понимать когда её тестируют.

Читайте также:
Автомобильный рынок: что происходит с ценами?

Дело в том что машину тестируют не в условиях открытого полигона, а на специальном стенде. Это означает что данная процедура имеет четкий алгоритм, распознавать который можно научить автомобиль. Определенная последовательность и периоды движения на разных скоростях, а также самое главное отсутствие движения руля в течении многих километров пути, понималось машиной как нахождение на стенде для теста. В этот момент программа включала все необходимые агрегаты для очистки выхлопных газов (которые в нормальных условиях уничтожили бы любое возможное вождения и привели бы к просто адскому потреблению топлива), а проверяющие видели волшебные цифры на своих мониторах. Сложные манипуляции привели к успешному прохождению тестов, хотя в стране попроще, навроде нашей, чтобы обмануть стенд достаточно было бы “забыть” в бардачке символическую пачку денег. Ох, уж эти европейцы. Однако как бы там ни было, на тот момент афера удалась, но то что сделали “гении” маркетинга дальше, в конце концов привело к краху. Они начали жестко рекламировать свой невероятно “экологичный” дизель, и с новой силой пропихивать его на американский рынок. Что случилось дальше, описывать в подробностях не вижу смысла.
В 2015 году, чиновник из Агентства по охране окружающей среды, желая продемонстрировать европейским коллегам, что жесткие стандарты не помеха развитию транспорта, заказ в местном вузе исследование “сверх-чистых” дизелей VAG. Ну там с помпой, чтобы всё по взрослому и с учеными в очках и с блокнотами. Ожидалось что тесты не удивят. Однако… Показатели даже близко не были к заявленным.
А тем временем, в период этой глобальной аферы было выпущено по разным оценкам от 5 до 11 миллионов автомобилей с фальсифицированными показателями выброса NOx .
Я конечно не гениколог, но то что было дальше похоже на п**ду.

Дизельгейт: последствия.
Визг с которым набросились на VW различные экологические организации, правительства стран, СМИ и различные блогеры с большой дороги оглушил весь мир. Баснословные штрафы за преднамеренную фальсификацию данных (счет пошел на сотни миллиардов долларов, и это без учета сопутствующего ущерба), европейские власти начали устраивать маски-шоу в домах и офисах руководителей концерна, а конкурентов Daimler и BMW завалили проверками (которые к слову также выявили нарушения хоть и менее серьезные). Пострадали все связанные с VW марки, в первую очередь такие как Porsche и Audi. Продажи дизельных версий немецких компаний сильно упали. Начали поговаривать о скорой гибели титана.
И конечно же не обошлось без козлов отпущения. Нет, я не уверяю что эти люди не виноваты, но считаю что ответственных куда больше, однако я не ставлю целью найти таковых. Виновниками были признаны: председатель автоконцерна Мартина Винтеркорна, глава отдела исследований и разработок Volkswagen Хайнц-Якоб Нойсер, ответственный за техническое развитие бренда Audi Ульрих Хакенберг, и глава отдела исследований и разработок в Porsche Вольфганг Хатц.

Это не все кто понес ответственность, но самые видные из них.

Дизельгейт: Размышления.
Если честно меня удивляет с какой жаждой крови все набросились на концерн VW. Да, они конечно облажались, и да по крупному, но не настолько чтобы весь мир начал целенаправленно уничтожать одну из самых больших и уважаемых компаний. И если честно, то мне кажется что такое затяжное развитие скандала, является искусственным. И дело не в деньгах которые можно содрать на штрафах, и не в истериках двинутых на экологии малолеток из Швеции (Geely верни Volvo и ради Бога забери Тумберг). Мне видится что картина намного прозаичнее.
Весь мотив неизвестных недоброжелателей может быть в следующем: доподлинно известно, что изначально дизель был ответом VW на электрификацию автомобилей, точнее должен был быть таковым. И в принципе такие надежды не были безосновательными, ведь исследования говорят о том что дизель в целом экологичнее электромобиля. Да, да я не опечатался, это так, и статью с русскоязычного ресурса прилагаю. И в свете имиджевого и качественного превосходства немецких марок над другими, несложно догадаться что автокомпании в остальных странах достаточно сильно нервничали. Тем более что на тот момент ни одна страна не форсировала так быстро переход на электромобили, как это делают многие сейчас после скандала, спрос на них был не велик. Однако одна страна сделала на них большую ставку в тот момент, и им не нужен был конкурент которого победить честно невозможно. Нужен был лишь повод или шанс зайти за спину. И вуаля, как заказывали: несколько тупых и авантюрных решений конкурента, а также нелепое стечение обстоятельств. Готово. Самые большие потери, особенно имиджевые, концерн потерпел как раз в США. Сейчас подтянулась Канада со своими судами. Также в стороне не осталась Польша, как и многие другие, кто катил бочку под накосячившего немца.

Зачем им это? Ответ прост: в США традиционно любят всё американское, и иностранным производителям там не сладко, однако исторически VW уже ломал эту систему, и у него были шансы сделать это вновь, но теперь новое завоевание Америки под большим вопросом. В то время как в перспективе, электромобилям из США будет легче подминать под себя Европу при ослабленном Volkswagen. Холодный расчет. Не более. За счёт дизельгейта вся немецкая автомобильная промышленность теперь в опале, и теперь уже они не смогут в удобном темпе разрабатывать свои дизели, им придется резко переходить на производство электромобилей. Понятно что они бы и так стали их делать, да вот только теперь из за спешки ошибок не избежать, и на фоне этого американские форды и шевроле будут смотреться намного более удачным выбором для покупки. Mercedes и BMW хоть тоже досталось, но эти компании из другого ранга, бой идет за покупателя из среднего и ниже класса. Самого массового. Это самый прибыльный сегмент.
Именно это по моему мнению лежит в основе такой неадекватной реакции мирового сообщества. А поддержка недалеких и голосистых экоактивистов позволила выставить избиение лежачего, примером великой справедливости. На один заговор, ответили другим.
Volkswagen виноват, но его вина не соразмерна наказанию. Это факт. А значит кому то выгодно ослабить или в идеале уничтожить концерн чтобы освободить место под себя. Но уверен VW выстоит, и еще удивит нас своей жизнестойкостью, так как у цитаты неизвестного что я написал выше есть продолжение:
Хорошие времена создают слабых людей,
Слабые люди создают тяжелые времена.
Тяжелые времена создают сильных людей,
Сильные люди создают хорошие времена.

Читайте также:
26 мая дан старт продажам "белорусского" Citroёn

Дизельгейт: экологическая афера стоимостью в 35 миллиардов долларов

Стоянка «дефектных» автомобилей

Стоянка «дефектных» автомобилей

В 2016 году Volkswagen AG получил Шнобелевскую премию по химии за изобретение хитроумного способа обманывать тесты на содержание в выхлопных газах окиси азота. Возможно, вы догадались, что речь идет о так называемом «Дизельгейте». Это мировой скандал, связанный с автомобилями концерна Volkswagen. В статье разберем, в чем конкретно заключалась суть и причина обмана, как все случайно вскрылось, чем все обернулось для Volkswagen и их клиентов.

Экостандарты для автомобилей

На первый взгляд кажется, что защита окружающей среды — это исключительно современный тренд. Но это не так. Первый документ, регулирующий экологичность автомобилей, появился еще в далеком 1970 году в Европе. Это была директива 70/220/ЕЭС. Однако документ был по большей части про унификацию производства автомобилей, а не про загрязнение воздуха. Первый полноценный и проработанный экологический стандарт — Евро-0 – приняли лишь в 1988 году.

В Европе

Стандарт Евро-0 ставил своей задачей снизить загрязнение воздуха автомобилями на территории Евросоюза. Для этого документ выделял основные показатели вредных выбросов и четко ограничивал их количество. Стандарт коснулся следующих веществ:

Оксиды углерода (CO)

Оксиды азота (NOx)

Углеводороды (CH или HC)

Автоконцерны обязывались подстраивать заводы под новые нормы.

Евро-0 можно назвать своеобразной пробой пера. Уже в 1993 году приняли намного более жесткий Евро-1. Новые версии стандартов вводились не мгновенно, производителям давали время на совершенствование двигателей. Стоит отметить, что подстраивание производства под все более строгие нормы — это отнюдь не тривиальная инженерная задача. Особенно, когда новые версии стандартов снижали допустимое количество выбросов в разы. Так Евро-2 и Евро-3, одобренные в конце 90-х – начали 00-x предусматривали сокращение некоторых загрязняющих веществ в 5-6 раз.

В Америке и других странах

Аналоги европейских экологических стандартов существуют во многих других странах. Например, в США в конце 1990-х местное Агентство по охране окружающей среды разработало программу по снижению потребления топлива и вреда экологии (Vehicle Fuel Economy and Greenhouse Gas Standards). Введенные стандарты Tier-2 и Tier-3 на данный момент действуют почти по всей Северной Америке и во многом являются более строгими, чем европейский Евро-6. Похожие стандарты действуют в Японии и Южной Корее. Также автомобильные выбросы регулируются на уровне национальных программ в таких странах, как Китай, Индия и Мексика.

Как определяют экологичность автомобилей

Очевидно, что проверить выбросы всех произведенных автомобилей на дорогах невозможно. Для этой цели используются так называемые испытательные стенды. Сам стенд сконструирован так, чтобы максимально точно имитировать дорожную обстановку и перемещение автомобиля. Машина ставится на катки, в них создается сопротивление движению, которое учитывает трение колес об асфальт и аэродинамическое сопротивление (для каждой машины свое). Спереди ставится вентилятор, дующий со скоростью, с которой поток воздуха набегает на машину (для охлаждения двигателя и засасывания в него воздуха).

Испытательный стенд

Испытательный стенд

Может ли автомобиль распознать, что находится на испытательном стенде? История с «дизельгейтом» показала, что может. И тут есть две вещи. Во-первых, движение руля. Нельзя проехать 100 км по дороге и ни разу не пошевелить рулем. А вот на стенде как раз можно. Во-вторых, четко регламентированный протокол испытаний. Автомобиль должен проехать сколько-то километров на одной скорости, сколько-то на другой. Режим прописан и неизменен, так как нужно в одинаковых условиях испытать разные автомобили. Этих признаков достаточно, чтобы автомобиль понял, что находится не на дороге. Но зачем кому-то обманывать испытательный стенд, если машина проходит тесты и показывает приемлемые результаты?

Дизельгейт

В 2009 году концерн VAG (Volkswagen AG) обновил свой модельный ряд автомобилей. Одним из главных нововведений стала серия новых дизельных двигателей: EA 188, EA 189 и EA 288. Между собой они различались по литражу (1.2, 1.6 и 2.0) и рядом других, не особо значимых в контексте повествования, инженерных решений. Важно то, что три этих двигателя обладали высокой мощностью, экономичностью и экологичностью. VAG «смогла» реализовать такое комбо в своих двигателях, и это было отмечено мировой общественностью — в том же 2009 году дизельная версия автомобиля Volkswagen Jetta была удостоена премии «Зеленый автомобиль года».

Читайте также:
Edit - первый автомобиль конструктор

VW Jetta - “зеленый” автомобиль года

VW Jetta – “зеленый” автомобиль года

Возможно, в странах СНГ, учитывая тенденцию удаления катализатора и другие «не совсем» экологичные истории, такой параметр, как экологичность, не шибко ценится. Но в США и странах ЕС как для потребителя, так и для законодательства, вопрос об экологичности транспортного средства является чуть ли не первостепенным. В США на тот период предельные показатели составляли 40 мг/км оксида азота, а в Европе с 2011 года начал действовать Евро-5 с пределом в 180 мг/км. Дизельные автомобили концерна VAG, поставляемые в США, выдавали порядка 20 мг/км, а в Европе просто удовлетворяли стандартам. Удивительного в этой разнице ничего нет, зачем душить двигатель для Европы так же, как для США, если всё и так в рамках нормы?

Время шло, а автомобили продавались, принося VAG огромную прибыль.

И вот наступил 2015 год. Порядка 11 миллионов автомобилей с дизельными двигателями VAG обкатывают мир. И возникла идея: показать экологичность автомобилей в Америке. Мол, смотрите, как ведь можно. Европейцы, подтягивайтесь. Для этого наняли небольшую группу ученых — 2 профессора и 2 студента – и выдали бюджет в 50 тысяч долларов. Их задачей было на ходу, с помощью какого-нибудь устройства, замерить выхлопы и, желательно, заснять всё это действо на камеру.

Ученые, проехав порядка 10 тысяч километров на разных машинах VAG, получили результаты эксперимента. Однако полученные данные их несколько шокировали. Показатели, вместо обещанных 20 мг/км, доходили до 600, а иногда и до 800 мг/км. Проверив и перепроверив всё, что можно, они убедились в правильности результатов и решили передать эти данные в EPA (Агентство по охране окружающей среды в США, аналог МинПрироды в России). В свою очередь, EPA направил письмо в VAG: мол, автомобили вашего концерна превышают наши нормы, необходимо решить эту проблему. В ответ на это VAG сообщил, что это технический сбой, и концерн будет его устранять.

Примерно так выглядела исследовательская «установка»

Примерно так выглядела исследовательская «установка»

В сентябре 2015 года американским автовладельцам начали приходить «письма счастья» от VAG. В них сообщалось о необходимости перепрошить автомобиль, в обмен на что владельцы получат 1000$ в виде ваучера. Но ведь бесплатный сыр только в мышеловке, верно? Автовладельцы почувствовали что-то неладное и дело пошло по судам. В ходе разбирательства в программном коде автомобиля обнаружили фрагмент, отвечающий за проведение экологических тестов. Выяснилось, что автомобили VAG с дизельными двигателями в автоматическом режиме определяли, что они находятся на испытательном стенде и проходят тестирование, и путем различных махинаций снижали количество вредных выбросов в десятки раз. Но подобные манипуляции могли снижать количество выбросов только на коротком промежутке времени, а не при обычном использовании автомобиля. В суде пришли к соответствующему выводу, что это был не технический сбой. Такое решение подразумевало серьезные последствия для VAG.

Последствия

В США

Федеральный окружной суд северного округа, Калифорния, постановил, что VAG предложит своим клиентам в США существенную компенсацию и выкуп порядка 500 тысяч автомобилей. Чуть позже, федеральный судья утвердил следующее соглашение:

до 10 миллиардов долларов выплатит VAG своим клиентам в США в качестве компенсации;

Владельцы автомобилей могут отремонтировать их бесплатно или продать их VAG-у по рыночной цене до начала судебного разбирательства;

В случае аренды владелец вправе расторгнуть договор без штрафных санкций;

В независимости от того, в каком статусе был владелец (собственник/арендатор), ему обязаны выплатить компенсацию в размере от 5 до 10 тысяч долларов за каждый автомобиль в собственности/аренде;

Запрет на продажу выкупленных автомобилей с нарушением до их устранения.

В Европе

В Европе последствия были менее глобальными. ЕС решило отказаться от штрафов в отношении VAG и постановило концерну отозвать дефектные автомобили для решения проблемы. Помимо VAG, пострадала также компания Renault. К ней, на фоне скандала, заявилась проверка с целью обнаружить нарушения. Нарушения не были найдены, однако акции компании упали на 20%. В странах СНГ к VAG не были выдвинуты обвинения.

Итог для VAG

«Дизельгейт» принес VAG убытков на 35 миллиардов долларов, не считая падения стоимости акций. Ключевые персоны в компании покинули свои посты, а один из инженеров попал в тюрьму. Сейчас история «дизельгейта» считается закрытой и ответ на вопрос «зачем это было нужно?» так и не найден. Возможно, компания хотела выйти на американский рынок, но не смогла создать необходимый для этого двигатель и пошла таким путем. А, возможно, что инженерная команда попросту распилила бюджет и ничего лучше обмана не придумала.

«Дизельгейт» год спустя. Что произошло с концерном Volkswagen

Дилеры пожаловались на покупателей: они требуют новые машины вместо б/у

Ровно год назад мировой автопром потряс мощный скандал – американское Управление охраны окружающей среды обвинило концерн Volkswagen в том, что компания устанавливала на свои автомобили программное обеспечение, которое позволяло получать заниженные результаты на тестах по уровню выброса вредных веществ. Власти США и некоторых других стран обязали компанию отозвать большое количество уже проданных автомобилей и пригрозили огромными штрафами, а сам концерн понес не только финансовые, но и репутационные протери. Тем не менее, компания устояла, хотя и претерпела в течение года значительные структурные изменения.

Читайте также:
Chevrolet Camaro - на трек
Падение капитализации и рекордные штрафы

Всего через три дня после признаний руководства компании в фальсификациях, акции немецкого автоконцерна резко упали, обновив семилетний минимум. В ходе биржевых торгов 21 сентября 2015 г. стоимость ценных бумаг снизилась на 22%, а стоимость компании уменьшилась на 16 млрд евро.

Официальные лица заговорили об огромных штрафах за фальсификации. Власти США требовали 18 млрд долл. компенсации, а европейские аналитики насчитали еще больше. Если в США нелегальными были признаны около 500 тыс. машин, то на территории Германии количество подлежащих отзыву моделей концерна оценивалось в 2,4 млн, а во всей Европе – в 9 миллионов. Таким образом, сумма компенсации могла бы составить 24 млрд долл. для Германии и 90 млрд долл. для всей Европы, что стало бы абсолютным рекордом в истории мирового автопрома. Однако до столь масштабных выплат дело так и не дошло.

Смена руководства и перестановки в топ-менеджменте

В конце сентября с подачи наблюдательного совета Volkswagen в отставку ушел глава группы Volkswagen Мартин Винтеркорн, взяв ответственность за случившееся на себя. Вслед за Винтеркорном концерн покинули еще два топ-менеджера: член совета директоров по техническому развитию Audi Ульрих Хакенберг и член правления Porsche Вольфганг Хатц, которые отвечали за разработку двигателей и программного обеспечения для силовых агрегатов. Новым генеральным директором Volkswagen стал Матиас Мюллер, с 2010 г. возглавлявший Porsche и являющийся членом наблюдательного совета группы. Это назначение многие назвали политическим, поскольку Мюллер прежде конфликтовал с Винтеркорном.

Кроме того, в концерне сменился руководитель научно-исследовательского отделения. Им стал Ульрих Эйхорн, который уже занимал этот пост в начале двухтысячных, входил в состав членов совета директоров Bentley, а с 2012 г. работал управляющим директором Немецкой ассоциации автомобильной промышленности. А чуть раньше в концерне сменился глава дизайн-центра – место Вальтера де Сильвы занял Михаель Маер, который прежде занимался стилистикой некоторых моделей Porsche.

Запрет продаж, отзывы и расследования

Почти сразу после скандала власти Швейцарии и Италии запретили продавать на территории своей страны дизельные автомобили Volkswagen. Впрочем, если в Швейцарии это коснулось порядка 180 тыс. машин, то в Италии – только 2 500 экземпляров. Тогда же власти Южной Кореи объявили о начале собственного расследования. Следом о необходимости расследований заявили официальные лица Франции, впервые упомянув и о возможной проверке других автопроизводителей. А первый отзыв объявило английское подразделение концерна Volkswagen – под действие сервисной акции попало около 1,2 млн машин, реализованных в Великобритании.

Вскоре немецкое Федеральное ведомство по автомобильному транспорту заявило о планах отозвать в странах Евросоюза 8,5 млн автомобилей, а концерн согласился с этим решением. И даже приостановил продажу в Евросоюзе новых автомобилей, хотя речь шла лишь об ограниченном количестве дизельных автомобилей с двигателями Евро-5, которые вернулись в дилерские центры сразу после обновления ПО. Для осуществления масштабной операции по доводке 8,5 млн машин Volkswagen обратился за кредитом в 20 млрд евро, которые должны были покрыть расходы концерна.

План сокращения убытков

Чтобы хоть как-то выйти из финансового пике, концерн принял план сокращения убытков, который предусматривал отказ от некоторых новых разработок (по слухам, первой жертвой пал проект нового Volkswagen Phaeton) и решил сократить количество комплектаций и опций для своих автомобилей. По словам председателя производственного совета Бернда Остерло, экономия на логистике помогла концерну снизить затраты на 1,9 млрд евро. Кроме этого, Volkswagen сократил на 1 млрд евро свою инвестиционную программу. Все меры разом помогли сэкономить около 5 млрд евро в течение года. Запустив план, руководители концерна опровергли слухи о продаже активов. Как и заявлял Мюллер, компания сохранила все 12 брендов и не стала сокращать работников на заводах группы.

Обыски в Renault

Представители европейской ассоциации Transport & Environment, которая занимается контролем влияния транспорта на окружающую среду, заявили, что данные о выбросах занижают и другие производители. В январе 2016 г. в европейских офисах Renault прошли обыски, инициированные французским Министерством экономики. В ходе обысков изымались материалы, связанные с тестированием автомобилей и сертификацией двигателей. После сообщений об обысках акции Renault рухнули на 20% c 85 до 69 долларов. Доказательств фальсификации не нашли, но французы на всякий случай объявили превентивный отзыв 15 тыс. автомобилей для проверки и доработки систем нейтрализации выхлопных газов.

Скидки и выплаты для пострадавших в США

В июле Volkswagen, Министерство юстиции США, Агентство по охране окружающей среды и Федеральная торговая комиссия заключили соглашение, регламентирующее порядок и объемы выплат и компенсаций. В соответствии с документом, компания согласилась выплатить 10 млрд долларов в качестве компенсации владельцам полумиллиона дизельных автомобилей, проданных в США в 2009–2015 годах. Владельцы этих машин получили компенсацию в размере от 5 до 10 тыс. долларов.

Кроме того, 2,7 млрд долларов Volkswagen обязался внести в американский фонд компенсации экологического ущерба, и еще 2 млрд потратить на внедрение в производство «зеленых технологий» нулевого выхлопа. Более того, Volkswagen взял на себя обязательство провести сервисные работы, либо выкупить дефектные автомобили по рыночной цене. А автовладельцы, купившие машину в кредит, получили возможность получить дополнительную выплату в размере до 30% от стоимости машины на погашение долга перед банком. Таким образом, сумма трат на ликвидацию последствий «дизельгейта» в США превысила 15 млрд долларов.

Читайте также:
Ученые Санкт-Петербурга представили проект транспорта будущего
Отказ от штрафов в Европе

Правительство Германии решило не наказывать автопроизводителя денежным штрафом, а просто обязало Volkswagen исправить программное обеспечение и провести незначительные технические доработки. Автовладельцы вместо финансовой компенсации получили приглашения в сервис для устранения неполадок. Официальной причиной такого решения стали различия экологических стандартов в Европе и США – по словам главы концерна, европейские машины привести к нормам гораздо проще и дешевле. По неофициальной версии, правительство Германии просто пожалело крупного налогоплательщика, посчитав, что предположительные затраты в сумме 90 млрд евро потопят концерн и приведут к безработице.

Объявив о начале сервисной компании, концерн в Германии предложил скидки на новые автомобили владельцам машин, в которых было установлено нелегальное программное обеспечение. Речь шла об обмене по системе трейд-ин автомобилей с 1,6-литровыми дизельными двигателями.

Потеря доли европейского рынка маркой Volkswagen

Доля марки Volkswagen на европейском рынке в первом полугодии 2016 г. упала до самого низкого уровня со времен финансового кризиса. Бренд занял 11,2% рынка вместо 12,1% годом ранее. Хуже было только в 2008 году, когда доля концерна составляла 10,4%. Тем не менее, абсолютные объемы продаж даже выросли: с января по июнь на территории ЕС было продано 875 380 автомобилей Volkswagen, что на 0,8% выше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом объем европейского рынка вырос на 9,4%.

Возвращение к прибыли

После рекордного убытка, который концерн показал в 2015 г. (чистые потери достигли 1,58 млрд евро), Volkswagen вновь начал приносить прибыль в начале 2016 года. В первом квартале операционная прибыль составила 3,1 млрд евро, что на 5,9% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом чистая прибыль компании упала на 20% до 2,36 млрд евро, а выручка компании снизилась на 3,4% до 50,96 млрд евро, но в минус концерн уже не работал. При этом восточные рынки вообще не заметили «дизельгейта» – операционная прибыль Volkswagen в Китае без учета совместных предприятий выросла на 3,4%, до 3,4 млрд евро.

Сервисная кампания в России

Сразу после начала скандала глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович уверил общественность, что России «дизельгейт» не коснется, поскольку у нас рынок дизельных машин слишком мал, а в действующие экологические нормы немецкие автомобили вписываются с запасом. Тем не менее, в феврале Volkswagen объявил о начале кампании по обновлению программного обеспечения блока управления двигателем на 43 тыс. автомобилей концерна, проданных в России в период с 2008 по 2015 гг. и оборудованных дизельными двигателями серии ЕА189 объемом 1,6 и 2,0 литра.

При этом о штрафах за нарушения экологических стандартов речь не шла. В Росстандарте подтвердили, что концерн нарушил требования техрегламента, но наказания избежит, поскольку воспользовался правом добровольно исправить нарушения. Кроме того, ведомство признало, что автомобили безопасны с технической точки зрения и пригодны для эксплуатации.
Фото: Global Look Press, Lori.ru, Volkswagen

«Дизельгейт»: куда новый глава Volkswagen ведет автоконцерн

Новый глава VW Маттиас Мюллер

Канцлер Германии Ангела Меркель призвала компанию принять срочные меры, чтобы восстановить доверие к себе. Именно эту цель новый CEO концерна, Маттиас Мюллер, сменивший в разгар скандала многолетнего руководителя концерна Мартина Винтеркорна, назвал главной в первых комментариях после назначения: «Моя первоочередная задача — восстановить доверие к Volkswagen Group и сделать для этого все от меня зависящее с максимальной прозрачностью». В понедельник стало известно, что Мюллер будет сопровождать Меркель в ее поездке в Китай, которая состоится 29–30 октября. Источники Reuters утверждают, что глава концерна проинформирует канцлера о ходе внутреннего расследования.

«Дизельный скандал» стоил Volkswagen не только репутационных потерь, но и более €25 млрд капитализации. В первый торговый день после того, как 18 сентября американское Агентство охраны окружающей среды предъявило концерну претензии к качеству дизельных двигателей, акции VW обвалились на 18,31%, за сутки ее рыночная стоимость рухнула на €14,1 млрд, с €77 млрд до €62,9 млрд. Всего с 21 сентября потеряла 24,26% своей стоимости, подешевев до €55,52 млрд.

Ликвидировать последствия скандала VW придется на фоне спада продаж. В понедельник агентство Bloomberg опубликовало статистику мировых продаж автомобилей за 9 месяцев, согласно которой немецкий концерн потерял звание мирового лидера по объему продаж автомобилей, которое приобрел по итогам первого полугодия — на первую строчку вновь вышла японская Toyota. Японская группа за первые девять месяцев этого года продала 7,49 млн машин, в то время как VW достиг показателя в 7,43 млн.

Работу над восстановлением доверия Мюллер начал с кадровых решений. Выступая перед коллективом с первой после назначения речью, Мюллер фактически признал, что в махинациях замешано руководство VW. «Работники, которые не занимали руководящих позиций, не должны опасаться того, что их будут обвинять в нарушениях, совершенных на уровне топ-менеджмента», — заявил он 8 октября, обращаясь к 20 тыс. работников завода VW в Вольфсбурге . Сам Мюллер к скандалу не причастен — ни один из автомобилей Porsche не был оснащен дизельным двигателем-махинатором.

Что не так с двигателями

Разработанные Volkswagen в 2009 году двигатели серий EA 188, 189 и 2008 запрограммированы так, что при испытаниях в лабораторных условиях выдают одни результаты по выхлопам, а в реальных условиях — другие, не соответствующие экологическим стандартам «Евро-5». Выявить это смогли эксперты американского Агентства по охране окружающей среды (EPA), указавшие, что при реальной эксплуатации выброс оксидов азота мог превышать установленную в США норму почти в 40 раз.

По данным The Wall Street Journal, вслед за Винтеркорном концерн должны покинуть три ведущих инженера: главный инженер Audi Ульрих Хакенберг, глава НИОКР-подразделения Porsche Вольфганг Хац и Хайнц-Якоб Нойссер, занимающий в VW пост директора по НИОКР. Кроме того, должности лишится и глава американского подразделения VW Майкл Хорн. Всего же с махинациях с ПО были замешаны по меньшей мере 30 руководителей концерна, пишет Der Spiegel.

Читайте также:
Новое поколение Шевроле Нивы 2015-2016 модельного года проходит испытания

Фото: Dan Kitwood / Getty Images

Турция или ОАЭ: что выбрать для инвестиции в жилую недвижимость

Фото: Stephanie Keith / Getty Images

Злые и жадные: что с людьми делает недосып

Фото: Seth Wenig / AP

Стартапер в 46 лет: как айтишник сделал $1 млрд на кредитах для студентов

Фото: Из личного архива

Выполнял упражнения даже за рулем: как тренировался актер Брюс Ли

Гарвардский метод переговоров: как добиться цели и не испортить отношения

Фото: Shutterstock

Почему санкции не обрушили экономику России — 3 причины от The Economist

Фото: Mark Metcalfe / Getty Images

Как спасти свое имущество, если вы банкрот. Законные способы

Фото: Shutterstock

Какая простая ежедневная привычка поможет отодвинуть старость

Сокращать рядовых сотрудников VW не собирается, но премиальную часть из заработка снизит. По данным Handelsblatt, 115 тыс. человек, работающим в VW по постоянным контрактам, судя по всему, придется согласиться на уменьшение годового бонуса. Таким образом концерн сможет сэкономить как минимум €678,5 млн.

Как экологический скандал ударил по Volkswagen

На 11 млн автомобилей , произведенных VW, установлено программное обеспечение (ПО), которое занижает данные о реальном уровне выброса вредных веществ

В 10–40 раз превышает установленные нормы уровень выброса вредных веществ автомобилями с «антиэкологическим» ПО

На 27% упала капитализация компании с начала скандала (18 сентября). На 17:30 мск 26 октября она составляла €56,24 млрд

8,5 млн автомобилей решила отозвать VW в странах ЕС

€34 млрд — во столько может обойтись компании скандал с занижением уровня токсичности выхлопов, по оценке немецкого промышленного аналитика Штефана Братцеля

$18 млрд — такой штраф может быть наложен на VW агентством по охране окружающей среды США

€6,5 млрд зарезервировала компания на издержки, связанные с приведением устройств, позволяющих обходить экологические стандарты, к установленным законом параметрам

€5 млрд — на столько VW решила сократить инвестиции. Еще €3 млрд компания рассчитывает сэкономить на закупках у поставщиков

115 тыс. сотрудников VW, возможно, придется согласиться на понижение годового бонуса. Это позволит компании сэкономить как минимум €678,5 млн

Источники: Bloomberg, Reuters, Handelsblatt, данные компании

Экономия на всем

По оценкам международной консалтинговой группы Evercore, общие затраты автоконцерна по итогам скандала составят €28,7 млрд в течение двух лет (до конца 2017 года). По мнению аналитика банка equinet Bank AG Хольгера Шмидта, сейчас невозможно подсчитать, во сколько компании обойдутся потенциальные судебные процессы. «Если посмотреть на похожие судебные разбирательства, можно увидеть, что штрафы за аналогичные правонарушения назначались не очень большие», — сказал Шмидт РБК. По мнению судебного аналитика Bloomberg Intelligence Брэндона Барнса, только в США выплаты VW по претензиям регуляторов и искам, в том числе от инвесторов, могут превысить $20 млрд. По оценкам немецкого промышленного аналитика Штефана Братцеля, скандал обойдется VW в $34 млрд. Инвестиционно-аналитическая компания Sanford C. Bernstein & Сo оценивает издержки в €10 млрд в 2015 году и в €5 млрд в 2016-м.

Только в США компании грозит штраф Агентства по защите окружающей среды (EPA) в размере $18 млрд. Правда, ведомство может позволить компании выплачивать его в рассрочку. К этой сумме могут добавиться штрафы в других регионах присутствия VW: расследования проводятся в европейских странах, Японии, Индии и Южной Корее. Кроме того, отдельное совместное расследование против VW начали прокуратуры 27 штатов США, а Минюст США инициировал в отношении компании уголовное расследование. В довершение всего компанию ждут иски со стороны потребителей (не менее 325, по данным Bloomberg) и инвесторов — финансовая группа Bentham, представляющая интересы последних, приготовилась отсудить у немецкого автоконцерна €40 млрд.

Российский рынок вне опасности

«Дизельный скандал» Volkswagen не затронет Россию. Об этом сообщил глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович. «Рынок [дизельных двигателей] в России очень маленький — у нас по-прежнему действуют нормы «Евро-4» и обсуждается «Евро-5». Американское законодательство совершенно другое. Поэтому я не думаю, что будут какие-либо проблемы в России», — пояснил он (цитата по ТАСС). Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что Росстандарт не выявил проблем с выхлопами у автомобилей Volkswagen. «Это касается не только Volkswagen, но и других производителей и дизельных двигателей, и автомобилей с дизельными двигателями», — заверил ранее Мантуров.

Еще одна статья расходов — возврат уже проданных автомобилей. По оценке Evercore, на возврат и переоборудование отозванных автомобилей VW придется потратить €10 млрд. В эту среду концерн объявил об остановке продаж в Евросоюзе дизельных автомобилей с двигателями «Евро-5» (189) EA. Уже проданные в странах ЕС 8,5 млн и 500 тыс. автомобилей в США с такими двигателями концерн обещал отозвать на минувшей неделе, согласившись с решением Федерального ведомства ФРГ по автомобильному транспорту.

Как заявил Мюллер Frankfurter Allgemeine Zeitung 7 октября, концерн планирует построить по временному специализированному центру по переоборудованию автомобилей в каждой из стран, где были представлены его автомобили. По словам немецкого промышленного аналитика Геннадия Цикоридзе, технически провести переоснащение двигателей возможно, но это «не будет ни просто, ни дешево» (цитата по WSJ). Bloomberg отмечает, что установка карбамидного фильтра в дизельный двигатель при штатном ремонте в США обходится в $3,5 тыс.

Читайте также:
Новые штрафы за нарушение ПДД в России

Чтобы справиться с огромными непредвиденными затратами, VW придется радикально сокращать издержки. Руководитель лондонского офиса Evercore Арндт Эллингхорст напоминает, что у VW самый высокий уровень производственных издержек среди крупнейших автоконцернов мира, и работа с этими затратами должна стать первой задачей нового руководства.

Менеджмент VW уже одобрил ряд срочных мер для преодоления кризиса. Герберт Диес, глава бренда Volkswagen, объявил о сокращении инвестиций на €1 млрд в год (всего инвестиции планируется уменьшить на €5 млрд) и ускорении программы уменьшения издержек. На закупках у поставщиков VW рассчитывает сэкономить €3 млрд.

«Не смертельный удар»

Еще при Винтеркорне VW заявил, что на покрытие расходов, связанных с неисправным программным обеспечением, VW в третьем квартале выделила €6,5 млрд. По оценке Хольгера Шмидта, €6,5 млрд, которые VW отложил для решения проблемы с заменой оборудования, покрывают не только расходы на решение технических проблем, но и ущерб от потенциального снижения товарной стоимости произведенных компанией машин. VW также отложил средства на маркетинг, чтобы подготовиться к более активной рекламной кампании.

«Я не исключаю того, что VW придется продать неэффективные активы, такие как Bugatti, Lamborghini и т.п., но считаю, что пока в этом нет необходимости», — говорит аналитик. VW уже принял ряд мер, усилив действующую программу повышения эффективности до 2017 года в объеме €5 млрд. Кроме того, концерн пересматривает свою программу капитальных затрат. «Мы считаем, что в ближайшие три-четыре года VW сможет снизить этот показатель на €10 млрд. На наш взгляд, у VW нет необходимости продавать свои активы для исполнения своих финансовых обязательств», — заключил эксперт.

При €25 млрд денежных средств на счетах, для VW это не станет «смертельным ударом», говорит Арндт Эллингхорст из Evercore. Автомобильное подразделение VW располагало чистой ликвидностью в €21,5 млрд на конец июня, еще €3,4 млрд были выручены за счет продажи долей в Suzuki Motor Corp.

За что штрафуют автопроизводителей

Honda

В марте 2015 года японский производитель Honda был оштрафован Национальным управлением по безопасности дорожного движения США (NHTSA) на $70 млн. Выяснилось, что начиная с 2003 года Honda не проинформировала NHTSA о 1729 ДТП, в которых погибли и пострадали люди. В компании, обязанной отчитываться обо всех тяжелых авариях, пытались объяснить нарушение установленных правил ошибкой программного обеспечения.

Ferrari

В октябре 2014 года NHTSA оштрафовала Ferrari на $3,5 млн за непредоставление отчетов по безопасности. На протяжении трех лет Ferrari не сообщала регулятору о жалобах на качество машин и предполагаемых дефектах автомобилей. Также компания не проинформировала регулятора о трех смертельных случаях с участием своих машин. До 2011 года Ferrari не должна была предоставлять отчетность, так как считалась небольшим производителем. Но затем компанию приобрел итальянский концерн Fiat, в связи с чем такая обязанность у нее появилась.

Toyota

В марте 2014 года Toyota Motor заключила с Министерством юстиции США соглашение о выплате штрафа в размере $1,2 млрд. Соглашение стало итогом разбирательства, связанного с замалчиванием жалоб потребителей на неконтролируемое ускорение автомобилей. До этого Toyota на протяжении четырех лет пыталась доказать, что зафиксированные в 2009–2010 годах случаи неконтролируемого ускорения связаны не с дефектами автомобилей, а со смещением коврика, якобы зажимавшего педаль газа. Параллельно с разбирательством Toyota вынуждена была отозвать около 14 млн автомобилей и уплатить штрафы на сумму $66 млн за запоздалый отзыв.

В 2011 году ФАС России оштрафовала ООО «Дженерал Моторз Дэу Авто энд Технолоджи СНГ» (представительство General Motors) за незаконное использование символики олимпийского движения. GM выпустила в продажу автомобили Chevrolet с цветом кузова «олимпийский белый» (Olympic White). В ФАС пояснили, что слово olympic является охраняемым элементом товарного знака, принадлежащего Международному олимпийскому комитету (МОК). GM не заключала договора на использование олимпийской символики.

Mercedes-Benz

В 2008 и 2009 годах власти США оштрафовали Mercedes-Benz соответственно на $28,9 млн и $6,8 млн. Немецкий производитель продавал на территории США машины, не соответствующие местным нормативам. Расход топлива автомобилей, импортируемых в США, не должен превышать 8,6 л на 100 км. Mercedes-Benz не единственная компания, оштрафованная за нарушение этого правила. В 2008 и 2009 годах американские власти выписали штрафы по этому критерию на общую сумму $37 млн и $13 млн соответственно.

Как «дизельный скандал» с Volkswagen может изменить мировой автопром

Немецкий автоконцерн Volkswagen устанавливал на дизельные двигатели автомобилей 2009-2015 годов выпуска программы, позволявшие на тестах занижать реальный выхлоп. Это привело к мировому скандалу. Что это значит для компании, дизельных автомобилей и экономике Германии?

Капитал страны в Яндекс Дзен Капитал страны в Яндекс Новости

«Дизельгейт»: что это?

18 сентября этого года Агентство по охране окружающей среды США (EPA) и Калифорнийский совет воздушных ресурсов (CARB) опубликовали информацию о том, что автоконцерн Volkswagen на протяжении многих лет сознательно занижал показатели выбросов одного из своих дизельных двигателей в 40 раз. И поскольку речь идет о почти 500 тыс. автомобилей, проданных за эти годы только в США, то скандал получился нешуточный. Проверку двигателей Volkswagen уже не только этого типа собираются провести в нескольких странах и ЮВА, и Европы, так что проблема принимает масштабы весьма значительные: речь идет не только об устойчивости автоконцерна, но также о влиянии на экономику Германии и на дальнейшие перспективы дизельного легкового автопрома.

Читайте также:
Лада Гранта 2014 года

В чем суть обмана?

Сначала несколько слов об особенностях дизельных двигателей вообще. «Дизель» по сравнению с «бензиновым» двигателем, имеет более высокий КПД, но дороже в изготовлении и имеет ряд недостатков, среди которых большее, нежели у бензинового собрата, количество вредных веществ в «выхлопе». Обстоятельство это до принятия экологических стандартов ЕВРО Х мало кого волновало, кроме «зеленых» и прочих экологических организаций. Автомобили с дизельными двигателями в силу своей относительной экономичности и на фоне роста стоимости нефти набирали все большую популярность. Так, в Европе на сегодняшний день они занимают более трети всего легкового автомобильного рынка. Но с принятием экологических стандартов ЕВРО 4-5-6 ситуация для производителей «дизелей» сильно усложнилась. Для обеспечения низких показателей вредных выбросов производителям дизельных двигателей приходится прибегать ко все более сложным и дорогим системам очистки. А это, в свою очередь, делает двигатель настолько дорогим и в производстве, и в эксплуатации, что теряется изначальный смысл его приобретать. И у производителей дизельных двигателей имелись только два пути выхода из этого тупика: первый – это технологический прорыв (что в смысле результата совершенно не гарантировано, зато весьма капиталоемко), второй – придумать «обходные маневры», т.е. попросту – жульничать. Вот по этому второму пути и пошел Volkswagen, и , как выяснилось в ходе скандала, не только он.

На автомобили устанавливается программное обеспечение, которое с помощью множества датчиков может распознать, находится ли автомобиль на испытательном стенде или в дороге. В зависимости от этого программа включает разные режимы работы двигателя: либо «для протокола» – с пониженными параметрами вредных выбросов, либо в рабочий режим – с выбросами, до 40 раз превышающими предельно допустимые нормы.

Почему «попались» в США?

Отвечая на этот вопрос, эксперты приводят несколько причин. Во-первых, в США выше экологические требования к автомобилям, особенно это касается Калифорнии (требования в разных штатах различны). И упор в этих требованиях делается на азотнокислые выбросы (как раз слабое место дизельных двигателей), в то время как в Европе основным показателем является СО. Во-вторых, тема возвращения на былые высоты американского автопрома зазвучала в предвыборных программах кандидатов в очередной президентской гонке. Так, «три кита» американского автопрома – Chrysler, General Motors и Ford – занимают менее половины американского рынка легковых автомобилей, остальная часть принадлежит иностранцам. В связи с этим специалисты полагают, что США с помощью экологических норм попросту выдавливают иностранных производителей со своего рынка. Так, в 2014 году концерн Toyota был оштрафован Министерством юстиции США на 1,2 млрд долларов за «обман потребителей и несвоевременное устранение неисправностей». Для исправления дефекта концерн отозвал около 10 млн автомобилей, но повторения неисправности так и не обнаружил.

В конце прошлого года власти США обязали корейский концерн Hyundai-Kia выплатить 300 млн долларов за «несоответствие экологическим стандартам США». Причина – отклонение от заявленных норм расхода топлива.

В этом году оштрафован автоконцерн Honda на 70 млн долларов – за сокрытие числа аварий, совершенных с участием автомобилей этого производителя.

Что грозит Volkswagen?

Во-первых, американское правительство обязало концерн отозвать почти 500 тыс. автомобилей с дизельным двигателем, проданных в США с 2009 года. Также компании грозит штраф около 18 млрд долларов. Хотя в этом вопросе, по мнению экспертов, возможны компромиссы, и итоговая сумма штрафа будет снижена. Гораздо серьезнее могут оказаться частные иски. Во-вторых, будут сняты с продажи все новые автомобили автоконцерна. И это не только Volkswagen, но и Audi, и Skoda, имеющие под капотом тот же двигатель. Под вопросом получение сертификата на двигатель в США на 2016 год.

Намерение проверить автомобили Volkswagen высказали также правительства Кореи, Австралии, некоторых европейских государств. В Австралии Ассоциация Защиты Прав Потребителей подает в суд на автоконцерн, результатом и судебного решения может оказаться возврат всех проданных автомобилей с полной компенсацией, плюс моральный ущерб.

Суммы в 6,5 млрд долларов, выделенной концерном для устранения последствий скандала, по мнению экспертов, будет явно не достаточно.

Что предпринимает Volkswagen?

Для защиты в судах автоконцерн нанял юридическую компанию Kirkland & Ellis, известную по работе с BP во время нефтяной катастрофы в Мексиканском заливе. Однако в данном случае сложность задачи, стоящей перед юристами, специалисты оценивают гораздо выше, нежели в инциденте с ВР. Подал в отставку Генеральный директор концерна VW Group Мартин Винтеркорн, приняв «огонь на себя» и получив компенсацию от компании в десятки миллионов долларов. Глава представительства Volkswagen в США Майкл Хорн признался в том, что концерн поступил нечестно и пообещал исправить «эти машины». По мнению экспертов, это вряд ли возможно, так как времени на исправление было уже более чем достаточно: результаты тестов были известны уже год назад, и тем ни менее ничего не было предпринято.

Тем временем за первые два дня с начала скандала капитализация компании упала примерно на треть и «отскока» пока не наблюдается.

Что значит этот скандал для экономики Германии?

Только на предприятиях концерна занято около 270 тыс. человек и до миллиона человек в отраслях, связанных с автогигантом – т.е. более 2% всей численности рабочей силы страны. В прошлом году концерн принес в бюджет страны около 20% промышленной выручки, а это около 2,7% всего ВВП Германии. По самому оптимистичному из сценариев эксперты прогнозируют падение ВВП страны на 0,2% от сокращения производства дизельных двигателей и замены их бензиновыми. Вообще же скандал, в котором замешан Volkswagen, оказался для экономики Германии, по мнению специалистов, похлеще, чем долговой кризис в Греции.

Читайте также:
Полисы ОСАГО опять подорожают

Конец «дизелю»?

На фоне разгоревшегося скандала с Volkswagen американские власти начинают расследование всех остальных брендов с дизельными двигателями. К таким же проверкам приступают и многие европейские страны. И если подобные нарушения будут выявлены и у других компаний, то это может привести к серьезному кризису всей автомобильной отрасли. Это, конечно, самый тяжелый для автопроизводителей сценарий, который европейские правительства вряд ли допустят. Скорее всего, речь пойдет о более-менее плавном перераспределении долей рынка в пользу американских концернов и сокращении числа автомобилей с дизельным двигателем в пользу бензиновых и электромобилей.

Будущее за электромобилем?

Возможно это и так, но не в ближайшей перспективе. Так, компания Tesla Motors за первый квартал этого года продала 10030 автомобилей, что на 55% выше показателей аналогичного периода прошлого года. При этом убыток за 2014 год составил 74 млн долларов, что вдвое выше, чем в предыдущем году. Вообще же электромобилей с 2011 года до средины 2015 года в мире продано менее 1 млн штук, что для мирового автомобильного рынка является величиной малозаметной. Тем не менее, рынок этот постепенно растет. Снижается стоимость электромобилей: так, Volkswagen e-Golf SE 2016 года в США будет стоить около 30 тыс. долларов без учета местной или федеральной налоговой скидки. При этом он имеет дальность пробега до 133 км и скорость до 140 км/ч, что позволяет вписаться электромобилям в автомобильный «мейнстрим» – по крайней мере, в городских условиях.

Программы по повышению доли электромобилей в мегаполисах поддерживают правительства многих стран. Так, в центре Лондона парковка электромобиля бесплатна, в то время как для традиционного транспорта стоимость парковки составляет около 7 долларов в час. Tesla Motors пользуется господдержкой и, по мнению некоторых экспертов, скандал с Volkswagen инициирован в том числе и с целью расчистить площадку для своих игроков – Tesla и Apple, которая тоже планирует создать свой электромобиль к 2019 году.

Дизельный скандал Volkswagen – коснется ли России?

Не так давно компания Volkswagen была втянута в очередной экологический скандал вокруг дизельных автомобилей. Транспорт на поверку оказался далеко не таким чистым и невредным для природы, каковым его позиционировал производитель. Сегодня можно отыскать множество частных агентств и организаций, которые спонсируются благотворительными фондами и держат цель в создании объективной картины загрязнения окружающей среды. Именно из-за такой организации, а именно «Международного совета по эколгичности транспорт» немецкая корпорация со всеми одиннадцатью брендами попала в неприятную историю. Начало этой истории было весьма тихим, никто не мог поверить в то, что такой монстр мог обманывать своих покупателей и преднамеренно занижать данные по выбросам в атмосферу.

На деле оказалось, что корпорация Фольксваген проводила тесты своих автомобилей с дизельными двигателями только в лаборатории. Это нарушение всех правил ввода в эксплуатацию автомобилей. Первыми под раздачу попали дизельные турбированные двигатели на 2 литра, которые активно устанавливались на Passat, Jetta, Golf и Audi A3. Затем вопросов заинтересовалось Агентство по охране окружающей среды США, которое и раздуло скандал до его сегодняшних размеров. Сегодня мы постараемся вникнуть в суть вопроса и подумать о том, кто же виноват в этой неприятной ситуации, и чего ждать российским покупателям от различных санкций и изменения политики работы корпорации Фольксваген. Можно найти множество важных посланий для любителей автомобилей бренда и для противников покупки немецких машин.

Последствия для Фольксваген от экологичного скандала в США

Сегодня американские общества по защите окружающей среды и различные благотворительные организации в Америке начали настоящую борьбу против немецкого бренда. Для немцев сам по себе рынок США никогда не был первым по продажам и не приносил чрезмерно больших доходов, поэтому этот скандал оказался порочащим в первую очередь репутацию компании. Именно по этой причине сегодня рассматривается иск в американских судах, по которому VW Group могут заставить заплатить порядка 18 миллиардов долларов штрафа – почти по 40 000 долларов за каждую проданную машину с двигателем с нарушениями экологичности.

Скорее всего, адвокаты компании смогут отвоевать до половины суммы штрафа, но у судов есть и прецедент в виде корпорации Toyota, которая несколько лет назад обогатила американцев на миллиарды долларов из-за неработающих систем безопасности в машинах. Поэтому заранее говорить об исходе конфликта было бы чрезмерно самонадеянно. Осталось только смотреть за тем, что же решит предпринимать американский суд, и как на это ответит сама компания.

Главные причины вывода дизельного скандала на люди

Как известно, мир пережил буквально тысячи подобных скандалов, но ни один из них не раздувался до таких масштабов. Впрочем, многие считают, что за проверками Фольксвагена стоят многие другие корпорации из Японии или США, которые активно теряют рынок в последние годы по вине немецкого концерна. Но мы не склонны считать это правдой. Есть несколько причин, почему Volkswagen попал в столь неприятную для компании ситуацию:

  • американцы, как и многие другие нации, очень бережно стали относиться к своей окружающей среде, поскольку атмосфера у них весьма загрязнена;
  • количество общественных организаций выросло в разы за последние годы, бесследно такой скандал пройти просто не мог;
  • в американских судах немало прецедентов, которые говорят о возможности снять немалую сумму с производителя за нарушение важных правил вывода автомобиля на рынок;
  • существует реальная проблема занижения показателей выбросов в атмосферу, что и стало основной причиной возникновения всего этого скандала;
  • можно отыскать и определенный политический подтекст в этой ситуации, тем более на фоне падения продаж американских автомобилей в Америке.
Читайте также:
Ученые Санкт-Петербурга представили проект транспорта будущего

Сегодня Volkswagen окончательно перестал быть конкурентом основным американским производителям автомобилей на внутреннем рынке. Но воздействие других производителей на независимые центры тестирования автомобилей маловероятно. Скорее всего, корпорация на самом деле имеет грехи с экологичностью, тем более, за основу обвинений взят двигатель, который уже несколько лет активно ставится на многие автомобили компании. В США создана определенная антирекламная кампания, которая серьезно повлияла на бизнес корпорации в этой стране.

Как дизельный скандал Volkswagen коснется России?

В нашей стране к экологическим параметрам машины относятся довольно поверхностно. Никто не вникает в то, сколько CO2 или других веществ авто выбрасывает во время поездки. Скорее всего, в России дизельный скандал Фольксваген отразиться даже определенной выгодой для покупателей. Дело в том, что рынок сбыта в нашей стране остается постоянным, но даже в Европе продажи бренда сильно подсели.

Мы вряд ли получим определенные преимущества в виде понижения стоимости на автомобили. Скорее всего, речь пойдет именно о таких выгодах, как значительное увеличение модельного ряда автомобилей, повышение разнообразия комплектаций. Снижение цен также возможно, но оно будет незначительным, да и то после проведения компанией корректировки ее целей на наш регион.

Стоит ли покупать сегодня автомобиль Volkswagen с дизельным двигателем?

Скорее всего, вы не почувствуете никакой разницы от приобретения дизельного или бензинового автомобиля корпорации Volkswagen. Специалисты агентств по экологичности транспорта продолжают утверждать, что компания внедрила в авто некое обманное устройство, которое определяет, находится ли автомобиль на стенде проверки экологических качеств или курсирует на дороге. Но неужели компания не подумала о том, что авто могут протестировать в реальных условиях? Поэтому основа данного скандала достаточно сложная и заставляет задуматься. Скорее всего, ни одного потенциального российского покупателя такими методами от приобретения не отпугнуть.

Что будет с корпорацией Volkswagen и ее брендами в будущем?

Пока сложно сказать, какие последствия ожидают корпорацию вслед за настигшим ее скандалом. Многие специалисты утверждают, что следует ждать продажи нескольких брендов, таких как Bugatti, Ducati и Lamborghini, которые и до этого не приносили особой финансовой выгоды. Впрочем, пока это только догадки специалистов, а вот нынешнее руководство концерна заявляет о желании сберечь все бренды под крылом компании. Называют и другие возможные последствия:

  • распродажа всех брендов новым владельцам, за исключением Audi, Volkswagen и Skoda;
  • значительная реформация на производстве, огромные инвестиции в разработку новых двигателей и введение специальных программ развития;
  • предоставление новых программ лояльности для клиентов в Америке, предложение бесплатной замены дизельной машины с проблемами на новые авто без таких неполадок;
  • публичные инвестиции в защиту окружающей среды, прямые переговоры с организациями, которые являются участниками спора;
  • прекращение существования компании – если суд обяжет выплатить 18 миллиардов, корпорации будет очень несладко, и ее жизнь будет под вопросом;
  • отказ от выпуска автомобилей с дизельными силовыми агрегатами – тогда компания потеряет более половины европейского и русского рынка.

Как видите, большинство выходов для корпорации сегодня не слишком прибыльны и интересны. Скорее всего, руководство окажется благоразумным и для сохранения бизнеса сможет убедить американцев в благих намерениях и в жуткой ошибке производства. В таком случае компании придется потратить немалые средства на устранение последствий своей ошибки, но есть определенные шансы остаться на плаву и получить возможности дальнейшего роста. От того, насколько компания сможет красиво выйти из этого дизельного скандала, зависит все ее будущее. Предлагаем посмотреть небольшое видео с информацией о скандале:

Подводим итоги

Если вы собираетесь приобрести дизельный автомобиль Volkswagen, вы вряд ли будете смотреть сюжеты о том, что дизельный двигатель этого производителя травит окружающий мир. Но американцы к этому факту относятся намного сложнее. Они вряд ли смогут нормально реагировать на такую рекламу и продолжать покупать не слишком приятные для природы автомобили. Поэтому скандал с дизельными автомобилями корпорации Volkswagen и произошел именно в этой стране. Скорее всего, все претензии будут удовлетворены сравнительно небольшим штрафов и множеством благотворительных взносов от компании в американские фонды.

В таком случае могут активизироваться и другие страны, в которых продавались подобные автомобили, требуя своей компенсации. Поэтому пока сложно представить, как именно будут действовать немцы. Ситуация однозначно неприятная для всех сторон, поэтому в данном случае сложно найти выигравшего участника. Для России же этот случая оказался просто очередным доказательством того, что немецкие технологии не всегда такие, как мы их себе представляем. А вы бы купили автомобиль с не слишком экоологичным дизельным двигателем Volkswagen, если бы он стоил намного дешевле из-за скидки за дефект?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: