Экстренное торможение: система помощи EBA

Безопасность на три буквы

ABS, ESC, EBA, EBD, ESP, DTC, TCS — со всеми этими аббревиатурами сам черт порой ногу сломит. Что они означают? В этой статье вы узнаете, что означают основные аббревиатуры, связанные с автомобилями.

Друзья,
Мы занимаемся созданием самого удобного поиска автозапчастей в интернете – сайт ЧиниМашину и паралельно ведем блог автомобильной тематики.
И некоторыми статьями хочу поделится с Вами!

Anti-lock braking system – ABS
С этим все относительно просто. Это антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колес при торможении. С этой аббревиатурой знакомы, пожалуй, все, однако не все понимают смысл работы самой системы. А он заключается в следующем: при торможении колеса не останавливаются, а продолжают с определенной скоростью вращаться. Это не дает автомобилю пойти юзом и позволяет эффективнее управлять автомобилем во время торможения. Таким образом можно не заморачиваться над техниками торможения, а также без проблем тормозить на входе в поворот и на дуге поворота.

ABS создает баланс между идеальным торможением и сохранением траектории движения. Сегодня эту систему ставят даже на мотоциклы, а для автомобилей она обязательна.

Пример торможения без ABS

Emergency Brake Assist — EBA
Система экстренного торможения. Контролирует давление в гидравлической системе тормозов, Снижая тормозной путь на 15%. Электроника EBA способна различать экстренное и обычное торможение по трем параметрам: текущая скорость автомобиля, скорость нажатия педали, глубину выжима педали. Система была создана для того, чтобы водитель не смог инстинктивно отпустить педаль тормоза или же ослабить нажатие на нее, что часто происходит в экстренной ситуации. Brake Assist доводит давление в тормозной системе до максимума и удерживает его таким до полной остановки автомобиля. Вместе с ABS она снижает тормозной путь без блокировки колес, позволяя продолжать корректировать траекторию движения автомобиля.

Рекламный ролик Ford о данной системе

Electronic brakeforce distribution — EBD
Система распределения тормозных усилий, которая помогает всегда, а не только при экстренном торможении. Это расширенный вариант ABS, предотвращающий занос управлением момента силы колеса. Если объяснять «наглядно», то когда возможна или произошла потеря управления автомобилем, EBD поочередно притормаживает колеса в определенном порядке, выравнивая движение автомобиля. EBD наполовину работает на датчиках ABS, а потому практически всегда устанавливается «поверх». Другая ситуация, в которой эта система помогает водителю — это неоднородное покрытие дороги или нестандартная загрузка машины. В данных ситуациях на колеса должно передаваться различное тормозное усилие. EBD позволяет это реализовать на практике, сохраняя траекторию движения, уменьшая вероятность заноса и сноса.

Electronic Stability Program — ESP
ESP — это электронная программа стабилизации или система стабилизации движения. Активация ее работы происходит в момент потери автомобилем управляемости. Срабатывание системы заключается в притормаживании определенных колес автомобиля, что способствует повышению устойчивости движения на трассе. При сносе передних колес система влияет на заднюю траекторию, притормаживая заднее внутреннее в повороте колесо, параллельно снижая обороты мотора. При заносе задних колес автомобиля будет активировать торможение передних колес. Так или иначе, система сама будет определять необходимые тормозные усилия и место их приложения в зависимости от угла и направления заноса. Реакция у ESP можно сказать мгновенная — 20 миллисекунд, кроме того, работает она в любом режиме движения и при любой скорости. С 2011 года оснащение новых легковых автомобилей такой системой является обязательным в США, Канаде, странах Евросоюза.

Сравнение траектории движении с ESP и без

Dynamic traction control – DTC (Только BMW)
Некоторые системы не пытаюся держать машину под контролем, а приспускают электронный ошейник, как например, DTC. Это система, которая допускает более высокую степень пробуксовки колес для динамичного вождения. DTC позволяет ехать более агресивно, разрешая пробуксовку при прямолинейном движении или плавном контролируемом заносе, но в случае резкого сноса или резком нажатии на тормоз, то на помощь придет электроника. Система DTC таким образом позволяет применять более динамичный стиль вождения на обычных дорогах без снега и льда. Активированная система DTC обеспечивает поклонникам спортивного стиля вождения больше свободы для выполнения маневров в поворотах. Система тем не менее всегда следит за действиями водителя и готова стабилизировать любую внештатную ситуацию.

Читайте также:
Велокрепление на крышу: позаботьтесь о безопасной транспортировке байка

У BMW моделей М-серии есть MDM (M Dynamic Mode), который дает ощутимо больше свободы в плане боковых скольжений, а также разрешает более длительную пробуксовку.

Traction Control System — TCS
TRC, TCV, ASR, ETS — это разнообразные системы предотвращения пробуксовки и проскальзывания на старте. Пробуксовка увеличивает износ трансмиссии и шин и увеличивает вероятность заноса. В работе стандартной антипробуксовочной системы ничего особенного, она просто снижает обороты двигателя когда есть вероятность пробуксовки, либо притормаживает проскальзывающее колесо. Нюансы работы каждой системы стоит уточнять у производителей. Она может облегчить управление автомобилем на неоднородном или скользком дорожном покрытии, правда, для старта ее нужно отключать, благо производители всегда оставляют эту возможность.

Run Flat Tires
Технология шин с усиленными боковинами. Ее особенность — возможность продолжения движения автомобиля с пробитой шиной, потому ее усиленные компоненты не позволяют просесть под весом автомобиля. С Run Flat можно проехать от 50 до 150 километров со спущенным колесом, оставляя шину пригодной для дальнейшей эксплуатации. Таким образом можно выехать из сплошного потока пробки, никого не задерживая и не создавая транспортный коллапс, или доехать до сервиса на трассе.

Поведение машины при резкой потере давления в колесе

Заключение
В современном автомобиле одна и та же система зачастую способна выполнять несколько функций. Создается ядро, которые следит за всеми датчиками автомобиля, а дополнительные блоки позволяют управлять элементами машины. К примеру, ABS, EBD и EBA, а также система DCS в автомобилях BMW, одновременно выполняющая множество функций.

Не забывайте, что никакая, даже самая современная система, не позволит обмануть законы физики или вести автомобиль за вас. Они не спасут от 100% аварии, они лишь снижают возможность попадания в такую ситуацию и помогают водителю. Будьте аккуратны и, как говорил Юрий Гейко, думайте за дураков.

Экстренное торможение

При достижении современными автомобилями столь высоких скоростей стандартных и не дооборудованных систем торможения явно недостаточно. Производители всего мира уже давно и успешно используют технологии EBA, BA, BAS и многие другие для того, чтобы предотвратить критическое увеличение тормозного пути, которое может привести к плачевным последствиям. В этой статье мы расскажем о том, что такое экстренное торможение, чем оно опасно, и как система экстренного торможения помогает водителю избежать неприятных ситуаций на дороге.

Основное понятие

Экстренное торможение — это понятие, знакомое, пожалуй, каждому автолюбителю. Тем не менее не все достаточно четко представляют, что это такое, и чем вообще опасно возникновение такого явления.

Представим простую ситуацию. Автомобиль развил на трассе достаточно приличную скорость, пусть даже и в рамках требований правил дорожного движения. Как правило, трасса наделена большим количеством крутых поворотов, спусков и изгибов, а по краям трассы обычно растет высокий и глухой лес, не позволяющий увидеть, что находится за поворотом.

Так как притормаживать до минимальной скорости при каждом повороте захочет далеко не каждый автолюбитель, он подвергается определенному риску не заметить другой автомобиль, сломавшийся или же неудачно припаркованный прямо за подъемом или поворотом. Очевидно, что спрогнозировать такое стечение обстоятельств водитель без помощи дополнительных средств техники, как правило, не в силах. Поэтому, обнаружив за поворотом машину, автомобилист резко надавит на педаль тормоза, стараясь максимально быстро остановить машину.

Но экстренное торможение — понятие сложное и неоднозначное. К тому же разные водители обладают разной силой мышц ноги, и экстренное торможение у них будет происходить с различным усилием. Кроме того, большое значение имеет психологический фактор: совершая экстренное торможение, автомобилист может банально не рассчитать усилие давления на педаль и увеличить тормозной путь на несколько десятков процентов, которые впоследствии могут оказаться критическими.

Системы помощи EBA, BAS и BA призваны для того, чтобы, вне зависимости от интенсивности нажатия на педаль, обеспечить максимальную блокировку колес и предотвратить катастрофу, которая может произойти при превышении тормозного пути даже на долю процента.

Принцип работы и назначение

Системы помощи при экстренном торможении EBA, BA и BAS обладают схожим устройством и имеют так называемый пневматический принцип действия. Системы автомобиля EBA и BA были разработаны чуть раньше своего третьего собрата, а потому несколько отстают от него в плане характеристик. Причем EBA имеет несколько улучшенные характеристики за счет более доработанного электромагнитного клапана, расположенного в вакуумном усилителе тормозов.

Принцип работы, которым обладает подобная система экстренного торможения, достаточно прост. В состав системы входит вакуумный усилитель, датчик скорости штока усилителя, регламентирующего быстроту перемещения тормозной педали, а также электромагнитный клапан, который ускоряет шток при определенных условиях.

Датчик постоянно отслеживает скорость перемещения штока и, как следствие, тормозной педали автомобиля. Если перемещение произошло слишком быстро, то есть сигнал, передаваемый датчиком, превышает допустимый порог, открывается электромагнитный клапан, который производит дополнительный забор воздуха под давлением. Это приводит к тому, что тормозная педаль уже автоматически доводится до своей крайней точки. При этом педаль может быть нажата автомобилистом быстро, но не очень сильно, но все равно тормозное усилие останется максимально возможным.

Читайте также:
Mobil 1 X1 5W-30: отзывы и характеристики

Помимо систем EBA, BA и BAS, на современных автомобилях часто можно увидеть такую технологию, как система автоматического экстренного торможения. Как правило, она активирует тормозную систему без участия водителя, если ее датчики сообщают, что впереди располагается непреодолимое препятствие в виде, например, стены или другого автомобиля.

Резюме

В заключение можно отметить, что система экстренного торможения EBA, BA и BAS способна позволить избежать значительных повреждений машины, а зачастую спасти жизнь водителю и пассажирам. Поэтому при покупке машины важно обратить внимание на количество и состав систем безопасности, которые позволят чувствовать себя комфортно даже на высокой скорости и не бояться внезапной потери управления.

Сайт знатоков автомобиля Ford Fusion

Все, что вы хотите знать о Форд Фьюжн, но не знали где спросить

  • · FAQ
  • · Литература
  • · Галерея
  • · Форум
  • · Поиск
  • · О проекте

Вы тоже можете стать нашим партнером

Описание и принцип действия
системы помощи при экстренном торможении (EBA)
Настоящее поступательное распространение антиблокировочных систем тормозов показало, что многие водители по причине неправильного использования тормозов теряют преимущества в безопасности, которые дает ABS.
Водители слишком нерешительно давят на тормоза. Вследствие этого антиблокировочная система тормозов (ABS) не срабатывает, и не достигается максимальная эффективность торможения.
EBA по тому, как водитель обращается с педалью тормоза, распознает, что наступила экстренная ситуация, и автоматически задействует тормозную систему на полную мощность.
Это происходит в течение нескольких миллисекунд, т.е. быстрее, чем это мог бы сделать сам водитель.
Дальше рассматривается феномен того, что после сильного поначалу нажатия на педаль тормоза водитель слишком рано уменьшает давление на нее.
EBA заботится таким образом о том, чтобы действие ABS сохранялось и после того, как усилие нажатия на педаль тормоза упадет ниже рабочего диапазона ABS. Система доступна в качестве опции в зависимости от рынка и варианта исполнения автомобиля.
В зависимости от водительских навыков EBA позволяет сократить тормозной путь от 15% у опытного водителя до свыше 40% у среднестатистического водителя.
Так как EBA тормозит автомобиль до границы блокировки тормозов, система помощи при экстренном торможении применяется исключительно на автомобилях с ABS.

Элементы

Поз.№ запасной части Наименование
1EBA

EBA работает чисто механически и полностью встроена в усилитель тормозов.
Усилители тормозов с EBA и без нее внешне идентичны. Для идентификации усилителей тормозов, оснащенных EBA, на них имеется белая наклейка с большой буквой “А”.
Двухкамерный главный тормозной цилиндр одинаков для всех автомобилей, как с EBA, так и без нее.

Читайте также:
Технические характеристики Рено Сандеро дизель

Работа
В стандартных ситуациях торможения усилитель тормозов, оснащенный EBA, ведет себя как обычный усилитель тормозов. Это означает, что водитель имеет возможность дозировать тормозное усилие в любой момент времени.
Если при торможении преодолевается заранее заданный порог подключения, в действие вступает EBA.
Для определения порога подключения за основу берется такая характеристика задействования педали тормоза, которая складывается из силы и скорости нажатия на педаль тормоза.
Порог подключения EBA для каждой модели автомобиля определяется отдельно.
Механическая система EBA использует тот факт, что в усилителе тормозов, когда начинается процесс торможения, поршень опережает корпус управляющего механизма.
За счет этого между корпусом управляющего механизма и поршнем возникает относительное перемещение, в зависимости от силы и скорости нажатия на педаль тормоза это перемещение может быть больше или меньше.
При медленном и несильном нажатии это относительное перемещение незначительно. При быстром и сильном нажатии это относительное перемещение больше.

Поз.№ запасной части Наименование
1Относительное перемещение
2Корпус управляющего механизма
3Поршень

Нормальное торможение

Поз.№ запасной части Наименование
1Шариковая втулка
2Корпус управляющего механизма
3Поршень
4стопорный шарик
5Стопорная втулка
6Сепаратор стопорных шариков

В нормальной ситуации торможения относительный ход, обусловленный характеристикой задействования педали тормоза, остается настолько малым, что конструктивно заданный фиксированный ход не превышается.
Стопорная втулка остается в своем исходном положении за счет приложенных сил упругости, сепаратор стопорных шариков остается в аксиальном положении, а шарики свободно радиально перемещаются.
Активная система помощи при экстренном торможении

Поз.№ запасной части Наименование
1Относительное перемещение
2Тарельчатый клапан
3Клин

Если вследствие экстренного торможения преодолевается порог подключения, т.е. относительный ход поршня настолько велик, что шарики въезжают по рампе шариковой втулки, в этом случае стопорная втулка может сдвинуться полностью вплоть до своей конечной позиции.
Теперь шарики заблокированы, и шариковая втулка не может быть больше сдвинута в направлении закрытия тарельчатого клапана.
EBA активируется, тормозное давление поднимается до границы блокировки тормозов, и педаль тормоза может быть нажата до максимального давления без особых усилий.
Тормозное давление поддерживается на необходимом уровне до тех пор, пока EBA снова полностью не отключается.
Выключение системы помощи при экстренном торможении

Поз.№ запасной части Наименование
1Стопорная втулка
2Клин
3Вакуумный цилиндр

Для выключения EBA необходимо полностью отпустить педаль тормоза, т.е. привести ее в исходное положение.
При этом корпус управляющего механизма вместе с поршнем возвращается в исходное положение. Клин до упора прижимается к вакуумному цилиндру, и за счет этого стопорная втулка возвращается в свое исходное положение.
Шарики возвращаются через шариковую втулку, сепаратор стопорных шариков снова находится в аксиальном положении, а шарики свободно радиально перемещаются.

Обслуживание
Ремонт системы EBA невозможен. Усилитель тормозов подлежит полной замене.

BAS — что это за система помощи при торможении автомобиля

Тормоза современного автомобиля прошли множество стадий усовершенствования, как на базе новых технологий, так и по опыту их использования в различных дорожных ситуациях. В итоге оказалось, что возможности тормозной системы стали превышать способности среднестатистического водителя. Так как человек уже не мог быстро и эффективно задействовать тормозную систему. Потребовался помощник в виде электронной системы. Аббревиатура BAS именно это и означает – ассистент для тормозов.

Зачем в машине нужна система экстренного торможения BAS

Хорошая тормозная система, а плохие сейчас к серийному производству не допускаются, так как автопромышленности с безопасностью всё очень строго, снабжена системой антиблокировки ABS, поэтому практически в любой ситуации от водителя требуется только максимально сильно и быстро нажать на тормозную педаль.

Все задачи управляемости автомобиля во время торможения, его устойчивости и максимальной эффективности замедления тормозная система выполнит самостоятельно.

Но вот именно на этом этапе у водителей и наступают проблемы. Внезапный стресс может помешать правильному выполнению задачи, даже такой простой, как резкий и сильный удар по педали тормоза. Водитель может отвлечься на другие мешающие факторы, начать вращать рулевое колесо, даже просто кратковременно ослабнуть от неожиданности. В результате нажатие на педаль станет на только запоздавшим, но и недостаточно энергичным.

Читайте также:
Ремонт Рено Сандеро Степвей своими руками: техническое обслуживание, первое и последующие ТО, регламент

В идеале электроника должна сработать вообще независимо от водителя. Так и делают самые современные активные тормозные помощники, но они только на самом начале пути своего развития, и на них пока рано надеяться, хотя серийные образцы и вполне работоспособны.

Но вначале появились только пассивные BAS, которым всё же нужна хоть какая-то реакция водителя на происходящее. Водитель должен, как минимум, нажать на тормозную педаль. Дальше автоматика отреагирует на происходящее с максимально возможной скоростью и совершит всё для экстренной остановки автомобиля без потери управляемости.

Принцип работы Brake Assist System

Судорожные действия находящегося в экстремальной ситуации водителя будут без труда распознаны электроникой системы BAS. Для этого используются сигналы нескольких датчиков:

  • концевой выключатель на педали тормоза, отвечающий, в частности, и за включение ламп стоп-сигналов;
  • датчик давления в тормозной магистрали, фиксирующий силу нажатия на педаль и скорость нарастания этого усилия;
  • датчики частоты вращения колёс, несущие информацию о скорости автомобиля;
  • датчик перемещения на штоке вакуумного усилителя тормозов (ВУТ), по показаниям которого также можно оценить скорость нажатия педали.

Разумеется, система может быть исполнена разными способами, и задействуется на конкретной машине не весь этот набор датчиков.

Все данные сводятся в электронный блок, который и принимает решение на оказание помощи, когда используется режим предельного экстренного торможения. Вырабатывается сигнал регулирующего воздействия, который подаётся на управление гидроблоком ABS и атмосферным клапаном в вакуумном усилителе.

В результате усилие со стороны ВУТ увеличивается, а на исполнительные цилиндры тормозов подаётся дополнительное давление жидкости со стороны гидронасоса и ресивера модуля ABS. Торможение становится максимально эффективным, как будто водитель сразу, резко и без промедления нажал на педаль с наибольшим усилием.

Виды BAS

Помощь может оказываться, как по увеличению давления жидкости на выходе модуля главного тормозного цилиндра с усилителем тормозов, так и внутри гидроблока ABS.

Пневматическая система

По пневматическому принципу работает вакуумный усилитель тормозов, который есть почти в каждом автомобиле. Он состоит из двух камер, разделённых гибкой мембраной, в одной из которых создаётся разрежение от впускного коллектора двигателя или отдельного вакуумного насоса, а другая может контролируемо заполняться воздухом под атмосферным давлением.

Усиление, то есть дополнительная сила, прилагаемая к штоку главного тормозного цилиндра, зависит именно от разности этих двух давлений.

При обычном торможении усилитель работает в штатном режиме, снимая часть напряжения с ноги водителя на педали. Но если шток перемещается слишком быстро и со значительным усилием, включается дополнительная система клапанов, прикладывающая к мембране сразу всю силу атмосферного давления.

Получается, что при том же усилии ноги водителя к поршню главного цилиндра приложена уже значительно большая сила. ВУТ действует по правилам чрезвычайной ситуации.

Гидравлическая система

На машинах, оснащённых ABS, уже имеется гидроблок, объединяющий в себе систему клапанов, разрешающих или перекрывающих давление жидкости к исполнительным колёсным механизмам, гидравлический насос с ресивером, создающий и аккумулирующий значительную энергию жидкости под давлением и управляющую электронику. Для создания гидропривода BAS используются также и датчики ABS.

При наличии подобных инструментов вполне достаточно распознать ситуацию возникновения экстремального случая и заставить работать гидроблок по алгоритму помощи водителю, если он сам не справляется. То есть подать давление от насоса на колёсные тормоза в максимальной мере, одновременно позволяя работать ABS и прочим системам в штатном режиме для сохранения устойчивости и управляемости.

Так и поступает электронный блок, анализируя поведения водителя иногда даже в таких мелочах, как скорость переноса ноги с акселераторной педали на тормозную.

Отличие BAS от EBD, ABS, ESP

Основное отличие системы BAS от всех прочих, базирующихся на уже ставшем типовом наборе датчиков, гидравлики и электроники, состоит в том, что только она бескомпромиссно и напрямую заточена на сокращение тормозного пути автомобиля при возникновении экстренной ситуации.

Читайте также:
Моторное масло для двухтактных двигателей

Все прочие системы в разной мере больше внимания обращают на сохранение стабильного поведения автомобиля, сохранение возможности его реагирования на рулевое управление, парирование всевозможных сносов, заносов и скольжений.

Разумеется, та же ABS, ставшая базой для всех электронных помощников, тоже во многих ситуациях способна уменьшить тормозной путь, даже скорее обратное будет исключением, подлежащим устранению в новых версиях системы.

Но она может снять давление с поршней тормозов для каких-то других целей, не связанных с сокращением пути остановки, а BAS нет. Помощь при быстром замедлении может отключиться только при снятии ноги с педали, за стабильность пусть отвечают другие системы.

Как работает система экстренного торможения (EBA)


Система экстренного торможения (Emergency Brake Assist, EBA) – это возможность иметь не только надежные, но и умные тормоза.

Для того чтобы применение тормозов в непредвиденной ситуации было эффективным, — предназначена система экстренного торможения (Advanced Emergency Braking System «AEBS» или Autonomous Emergency Braking «AEB»). Как показывает практика, тормозной путь автомобиля сокращается на 15-20%, если использовать экстренное торможение. А это в свою очередь может оказаться решающим фактором для уменьшения последствий аварий или для полного её предотвращения.

Системы экстренного торможения разделяют на два вида:

  • экстренного торможения автоматические;
  • системы помощи экстренного торможения.

Автоматическая технология функционирует без дополнительного участия водителя, она создаёт предельное или частичное тормозное давление автоматически.

Вторая, система помощи экстренного торможения, помогает при выжимании педали тормоза водителем осуществлять предельное тормозное давление. Можно сказать, что она завершает процесс торможения за водителя.

1. Система помощи экстренного торможения

Если взять во внимание принцип создания предельного тормозного давления, то конструкции в системе помощи экстренного торможения можно поделить следующим образом:

  • пневматические конструкции;
  • гидравлические конструкции.

Конструкции пневматического типа помогают правильному функционированию вакуумному усилителю тормозов, они включают в себя следующие системы:

  • на автомобилях марки BMW, Mercedes-Benz, Volvo, Toyota – Emergency Brake Assist, Brake Assist и Brake Assist System;
  • на французских автомобилях Citroen, Peugeot, Renault – AFU.

Принцип работы системы помощи при экстренном торможении

Суть работы пневматической конструкции заключается в том, что по скорости нажима на педаль тормоза определяется тип торможения, экстренное ли оно или обычное. Датчик быстроты перемещения штока внутри вакуумного усилителя регистрирует скорость, с которой произошло нажатие педали тормоза. Если уровень сигнала превышает определенное установленное значение, то с помощью электронного блока управления происходит активация электромагнита привода штока. Таким образом, при помощи вакуумного усилителя тормозов происходит дожатие педали тормоза, а экстренное торможение совершается до начала действия ABS.

В гидравлических конструкциях используются элементы из системы курсовой устойчивости, которые обеспечивают предельное давление тормозной жидкости. К системам гидравлического типа относятся:

  1. Hydraulic Braking Assistance (HBA), представленная в автомобилях марки Audi, Volkswagen. Она определяет экстренность ситуации по силе и скорости, с которой происходит надавливание на педаль тормоза. Ее работа обеспечивается выключателем стоп-сигнала, датчиком давления тормозной системы и датчиками частоты вращения колёс. Сопоставляя сигналы, поступающие со всех встроенных датчиков, электронный блок управления запускает при необходимости насос обратной подачи. Насос доводит до максимума давление в системе тормозов. Программа сработает до того момента, как начнет действовать ABS.
  2. Hydraulic Brake Booster (HBB), представленная в автомобилях марки Audi и Volkswagen. Эта технология копирует вакуумный усилитель тормозов в некоторых режимах эксплуатации автомобиля. Её работа обеспечивается выключателем стоп-сигнала, датчиком давления внутри тормозной системы и датчиком разряжения в вакуумном усилителе. В случае недостаточного разряжения внутри камер усилителя в работу запускается насос обратной подачи, что повышает до нужного уровня давление внутри тормозной системы.
  3. Sensotronic Brake Control (SBC) — в автомобилях марки Mercedes-Benz. Она производит анализ таких данных, как усилие нажима на педаль тормоза, быстроту перемещения ноги на педаль тормоза с педали газа, качество дорожного покрытия, направление движения и многие другие факторы. Определив условия движения автомашины, электронный блок управления образует в каждом колесе нужное тормозное усилие.
  4. Brake Assist Plus (BA Plus) — в немецких машинах Mercedes-Benz. Такая технология, используя радары Distronic, может контролировать расстояние до впереди движущегося автомобиля. Если между автомобилями слишком маленькое расстояние и возникает вероятность столкновения, производится звуковое и визуальное оповещения водителя. Если система устанавливает, что торможение, производимое водителем, недостаточно эффективно, то она дотормаживает за него.
Читайте также:
Масляный фильтр Рено Сандеро 1.6 и  1.4: выбор, замена, советы мастера

2. Автоматическая система экстренного торможения

В работе автоматической системы торможения используются видеокамеры и радар (лидар), которые помогают обнаружить впереди едущий автомобиль. В случае слишком быстрого уменьшения расстояния между автомобилями, система определяет возможность аварии и производит предельное либо частичное тормозное усилие, что замедляет или целиком останавливает транспортное средство. Даже в случае столкновения, последствия для обоих автомобилей, скорее всего, будут значительно меньше.

Конструкция данной системы торможения основана на принципах других систем активной безопасности. Таких как курсовая устойчивость и адаптивный круиз-контроль.

Наиболее известными автоматическими системами экстренного торможения будут:

  • PEBS (Predictive Emergency Braking System) от Bosch;
  • AEB (Automatic Emergency Braking) от TRW;
  • Pre-Safe Brake в — Mercedes-Benz;
  • City Safety в автомобилях Volvo;
  • CMBS (Collision Mitigation Braking System) в Honda;
  • Collision Warning with Auto Brake в машинах марки Volvo.

Описанные здесь системы называют иначе превентивными системами безопасности, ведь в них, кроме автоматического экстренного торможения предусмотрены следующие функции:

  • приведение в действие отдельных устройств пассивной безопасности;
  • предупреждение водителя о возможности столкновения.

Экстренное торможение: система помощи EBA

При достижении современными автомобилями столь высоких скоростей стандартных и не дооборудованных систем торможения явно недостаточно. Производители всего мира уже давно и успешно используют технологии EBA, BA, BAS и многие другие для того, чтобы предотвратить критическое увеличение тормозного пути, которое может привести к плачевным последствиям. В этой статье мы расскажем о том, что такое экстренное торможение, чем оно опасно, и как система экстренного торможения помогает водителю избежать неприятных ситуаций на дороге.

Основное понятие

Экстренное торможение — это понятие, знакомое, пожалуй, каждому автолюбителю. Тем не менее не все достаточно четко представляют, что это такое, и чем вообще опасно возникновение такого явления.

Представим простую ситуацию. Автомобиль развил на трассе достаточно приличную скорость, пусть даже и в рамках требований правил дорожного движения. Как правило, трасса наделена большим количеством крутых поворотов, спусков и изгибов, а по краям трассы обычно растет высокий и глухой лес, не позволяющий увидеть, что находится за поворотом.

Так как притормаживать до минимальной скорости при каждом повороте захочет далеко не каждый автолюбитель, он подвергается определенному риску не заметить другой автомобиль, сломавшийся или же неудачно припаркованный прямо за подъемом или поворотом. Очевидно, что спрогнозировать такое стечение обстоятельств водитель без помощи дополнительных средств техники, как правило, не в силах. Поэтому, обнаружив за поворотом машину, автомобилист резко надавит на педаль тормоза, стараясь максимально быстро остановить машину.

Но экстренное торможение — понятие сложное и неоднозначное. К тому же разные водители обладают разной силой мышц ноги, и экстренное торможение у них будет происходить с различным усилием. Кроме того, большое значение имеет психологический фактор: совершая экстренное торможение, автомобилист может банально не рассчитать усилие давления на педаль и увеличить тормозной путь на несколько десятков процентов, которые впоследствии могут оказаться критическими.

Системы помощи EBA, BAS и BA призваны для того, чтобы, вне зависимости от интенсивности нажатия на педаль, обеспечить максимальную блокировку колес и предотвратить катастрофу, которая может произойти при превышении тормозного пути даже на долю процента.

Принцип работы и назначение

Системы помощи при экстренном торможении EBA, BA и BAS обладают схожим устройством и имеют так называемый пневматический принцип действия. Системы автомобиля EBA и BA были разработаны чуть раньше своего третьего собрата, а потому несколько отстают от него в плане характеристик. Причем EBA имеет несколько улучшенные характеристики за счет более доработанного электромагнитного клапана, расположенного в вакуумном усилителе тормозов.

Читайте также:
Двигатель Рено Сандеро 1.6, 1.4, 1.2 8 и 16 клапанов: отзывы, характеристики и типичные проблемы

Принцип работы, которым обладает подобная система экстренного торможения, достаточно прост. В состав системы входит вакуумный усилитель, датчик скорости штока усилителя, регламентирующего быстроту перемещения тормозной педали, а также электромагнитный клапан, который ускоряет шток при определенных условиях.

Датчик постоянно отслеживает скорость перемещения штока и, как следствие, тормозной педали автомобиля. Если перемещение произошло слишком быстро, то есть сигнал, передаваемый датчиком, превышает допустимый порог, открывается электромагнитный клапан, который производит дополнительный забор воздуха под давлением. Это приводит к тому, что тормозная педаль уже автоматически доводится до своей крайней точки. При этом педаль может быть нажата автомобилистом быстро, но не очень сильно, но все равно тормозное усилие останется максимально возможным.

Помимо систем EBA, BA и BAS, на современных автомобилях часто можно увидеть такую технологию, как система автоматического экстренного торможения. Как правило, она активирует тормозную систему без участия водителя, если ее датчики сообщают, что впереди располагается непреодолимое препятствие в виде, например, стены или другого автомобиля.

Резюме

В заключение можно отметить, что система экстренного торможения EBA, BA и BAS способна позволить избежать значительных повреждений машины, а зачастую спасти жизнь водителю и пассажирам. Поэтому при покупке машины важно обратить внимание на количество и состав систем безопасности, которые позволят чувствовать себя комфортно даже на высокой скорости и не бояться внезапной потери управления.

Интересные статьи

Оставить комментарий:

Отзывы о Рено Дастер с дизельным двигателем

Штатная магнитола Рено Дастер

Перепечатка материалов возможно только с письменного разрешения владельцев сайта.

Одним из ключевых устройств, предотвращающих аварии или уменьшающих их последствия, является система экстренного торможения. Она необходима для эффективной работы тормозной системы в критической ситуации: в среднем, тормозной путь автомобиля сокращается на двадцать процентов. Дословно BAS или Brake assistant можно перевести как «помощник при торможении». Вспомогательная система экстренного торможения (в зависимости от вида) либо помогает водителю при экстренном торможении (через дожатие педали тормоза), либо автоматически притормаживает автомобиль без участия водителя вплоть до полной остановки. В статье рассмотрим устройство, принцип работы и типы каждой из этих двух систем.

Существуют две группы вспомогательных систем экстренного торможения:

  • помощь при экстренном торможении
  • автоматическое экстренное торможение

Первая создает максимальное тормозное давление, образующееся в результате нажатия водителем на педаль тормоза. По сути, она «дотормаживает» за водителя. Вторая – выполняет ту же функцию, но уже без участия водителя. Этот процесс происходит автоматически.

Система помощи при экстренном торможении

Исходя из принципа создания максимального тормозного давления, система этого типа делится на пневматическую и гидравлическую.

Пневматическая система помощи при экстренном торможении

Пневматическая система позволяет обеспечить максимальный КПД работы вакуумного усилителя тормозов. Она состоит из следующих элементов:

  • датчика, расположенного внутри вакуумного усилителя и замеряющего скорость перемещения штока усилителя
  • электромагнитного привода штока
  • электронного блока управления (ЭБУ)

Пневматический вариант устанавливается, в основном, на автомобили, оборудованные антиблокировочной системой тормозов (ABS).

В основе принципа работы системы – распознавание характера экстренного торможения по скорости нажатия водителем на педаль тормоза. Эту скорость фиксирует датчик, передающий результат в электронную систему управления. Если сигнал больше установленного значения, ЭБУ активирует электромагнит привода штока. Вакуумный усилитель тормозов дожимает до упора педаль тормозов. Еще до срабатывания ABS происходит экстренное торможение.

К системам помощи при экстренном торможении пневматического типа относятся:

  • BA (Brake Assist)
  • BAS (Brake Assist System)
  • EBA (Emergency Brake Assist) – устанавливается на автомобили Вольво, Тойота, Мерседес, БМВ
  • AFU – ставится на Ситроен, Рено, Пежо
Гидравлическая система помощи при экстренном торможении

Гидравлический вариант системы «брейк ассист» создает максимальное давление жидкости в тормозной системе за счет элементов ESP (системы курсовой устойчивости). Конструктивно система состоит из:

  • датчика давления в тормозах
  • датчика частоты вращения колес или датчика разряжения в вакуумном усилителе
  • выключателя стоп-сигнала

Схема устройства и работы системы экстренного торможения

  • ЭБУ
  • Система также имеет несколько типов:

    • HBA (Hydraulic Braking Assistance) устанавливается на Фольксваген, Ауди
    • HBB (Hydraulic Brake Booster) ставят также на Ауди и Фольксваген
    • SBC (Sensotronic Brake Control) – предназначен для Мерседеса
    • DBC (Dynamic Brake Control) – ставят на БМВ
    • BA Plus (Brake Assist Plus) – Мерседес

    На основании сигналов датчиков ЭБУ включает гидравлический насос системы ESP и увеличивает давление в тормозной системе до максимального значения.

    Помимо скорости нажатия на педаль тормоза система SBC учитывает силу нажатия на педаль, дорожное покрытие, направление движения и другие факторы. В зависимости от конкретных условии ЭБУ формирует оптимальное тормозное усиление на каждое колесо.

    Вариация BA Plus учитывает расстояние до впереди движущегося транспорта. В случае опасности она предупреждает водителя, либо дотормаживает за него.

    Система автоматического экстренного торможения

    Система экстренного торможения этого типа более совершенна. Она распознает движущееся впереди транспортное средство либо препятствие с помощью радара и видеокамеры. Комплекс самостоятельно вычисляет расстояние до транспортного средства и в случае вероятной аварии снижает скорость. Даже при возможном столкновении последствия будут не такими серьезными.

    Помимо автоматического экстренного торможения, устройство оснащено и другими функциями. Такими, как: предупреждение водителя об опасности столкновения посредством звуко-световой сигнализации. Также активируются некоторые устройства пассивной безопасности, за счет чего комплекс имеет другое название – «превентивная система безопасности».

    Конструктивно этот тип системы экстренного торможения базируется на других системах активной безопасности:

    • адаптивного круиз-контроля (контроль за расстоянием)
    • курсовой устойчивости (автоматическое торможение)

    Известны следующие виды систем экстренного автоматического торможения:

    • Pre-Safe Brake — для Мерседес
    • Collision Mitigation Braking System, CMBS применимы для автомобиля Хонда
    • City Brake Control — Фиат
    • Active City Stopи Forward Alert — устанавливается на Форд
    • Forward Collision Mitigation, FCM- Митсубиси
    • City Emergency Brake — Фолксваген
    • City Safety применимы на Вольво

    Конструкции систем помощи при экстренном торможении можно разделить на два типа по принципу создания максимального тормозного давления: пневматические и гидравлические.

    Системы помощи при экстренном торможении пневматического типа обеспечивают эффективную работу вакуумного усилителя тормозов. К ним относятся системы:

    · BA (Brake Assist), BAS (Brake Assist System), EBA (Emergency Brake Assist) на автомобилях Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Volvo и др.;

    · AFU на автомобилях Renault, Peugeot, Citroen.

    Конструктивно данные системы объединяют датчик скорости перемещения штока вакуумного усилителя, электронный блок управления и электромагнитный привод штока.

    Система помощи при экстренном торможении пневматического типа устанавливается, как правило, на автомобили, оборудованные системой ABS.

    Принцип работы данной системы основан на распознавании ситуации экстренного торможения по скорости нажатия педали тормоза. Скорость нажатия на педаль тормоза фиксирует датчик скорости перемещения штока вакуумного усилителя и передает сигнал в электронный блок управления. Если величина сигнала превышает установленное значение, электронный блок управления активирует электромагнит привода штока. Вакуумный усилитель тормозов дожимает педаль тормоза. Экстренное торможение происходит до срабатывания системы ABS.

    Системы помощи при экстренном торможении гидравлического типа обеспечивают максимальное давление жидкости в тормозной системе за счет использования элементов системы курсовой устойчивости. К таким системам относятся:

    · HBA (Hydraulic Braking Assistance) на автомобилях Volkswagen, Audi;

    · HBB (Hydraulic Brake Booster) на автомобилях Volkswagen, Audi;

    · SBC (Sensotronic Brake Control) на автомобилях Mercedes-Benz;

    · DBC (Dynamic Brake Control) на автомобилях BMW;

    · BA Plus (Brake Assist Plus) на автомобилях Mercedes-Benz.

    Система HBA распознает экстренную ситуацию по скорости и силе нажатия педали тормоза. В работе системы используется датчик давления в тормозной системе, датчики частоты вращения колес, выключатель стоп-сигнала. На основании поступающих сигналов электронный блок управления при необходимости включает насос обратной подачи, который доводит давление в тормозной системе до максимального. Действие программы происходит до срабатывания системы ABS.

    Система HBB в определенных режимах эксплуатации автомобиля (прогрев двигателя и др.) дублирует вакуумный усилитель тормозов. В работе системы используются датчик давления в тормозной системе, датчик разряжения в вакуумном усилителе, выключатель стоп-сигнала. При недостаточном разряжении в камерах вакуумного усилителя система HBB включает насос обратной подачи и повышает давление в тормозной системе до необходимой величины.

    Система SBC в своей работе учитывает множество факторов, в том числе: скорость переноса ноги с педали газа на педаль тормоза, силу нажатия на педаль тормоза, качество дорожного покрытия, направление движения, другие параметры. В соответствии с конкретными условиями движения электронный блок управления формирует оптимальное тормозное усилие на каждое колесо.

    Cистема BA Plus контролирует расстояние до впереди идущего автомобиля с помощью радаров системы Distronic. Если расстояние мало и существует опасность столкновения производится визуальное и звуковое предупреждение водителя. Если водитель тормозит недостаточно эффективно система дотормаживает за него.

    Система автоматического экстренного торможения с помощью радара (лидара) и видео камеры обнаруживает впереди идущий автомобиль. В случае вероятной аварии (интенсивного сокращения растояния между автомобилями) система реализует частичное или максимальное тормозное усилие, замедляет или останавливает автомобиль. Даже если столкновение произошло, последствия его для обоих автомобилей будут значительно меньше.

    Конструктивно система автоматического экстренного торможения построена на других системах активной безопасности – системе адаптивного круиз-контроля (контроль расстояния) и системе курсовой устойчивости (автоматическое торможение).

    Известными системами автоматического экстренного торможения являются:

    · Pre-Safe Brake на автомобилях Mercedes-Benz;

    · Collision Mitigation Braking System, CMBS на автомобилях Honda;

    · Collision Warning with Auto Brake на автомобилях Volvo;

    · City Safety на автомобилях Volvo;

    · Predictive Emergency Braking System, PEBS от Bosch;

    · Automatic Emergency Braking, AEB от TRW.

    Необходимо отметить, что в перечисленных системах помимо автоматического экстренного торможения реализованы другие функции, среди которых предупреждение водителя об опасности столкновения, активация некоторых устройств пассивной безопасности. Поэтому данные системы еще называют превентивными системами безопасности.

    Перечисленные системы активной безопасности конструктивно связаны и тесно взаимодействуют с тормозной системой автомобилями значительно повышают ее эффективность. Ряд систем может управлять величиной крутящего момента через систему управления двигателем.

    Имеются также вспомогательные системы активной безопасности (ассистенты), предназначенные для помощи водителю в трудных с точки зрения вождения ситуациях. Помимо своевременного предупреждения водителя о возможной опасности, системы осуществляют и активное вмешательство в управление автомобилем, используя при этом тормозную систему и рулевое управление.

    Большое количество таких систем появилось и появляется в связи со стремительным развитием электронных систем управления (появлением новых видов входных устройств, повышением производительности электронных блоков управления).

    К вспомогательным системам активной безопасности относятся:

    · система кругового обзора;

    · cистема аварийного рулевого управления;

    · система помощи движению по полосе;

    · система помощи при перестроении;

    · система ночного видения;

    · система распознавания дорожных знаков

    · система контроля усталости водителя

    · система помощи при спуске;

    · система помощи при подъёме;

    Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке. Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16% полностью груженый автомобиль должен надежно удерживаться тормозами от самопроизвольного перемещения.

    1. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: учебник / Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олфильев В.Д. – М.: Транспорт, 2009. – 432 с.

    2. Рудников Ю.М., Засорин Ю.Л., Дагович В.М. Учебник водителя автомобиля категории «В»: учебное пособие / Рудников Ю.М., Засорин Ю.Л., Дагович В.М. – М: Инфра-М, 2007

    3. Авторы: М. Митин, Н. Пчелинцев «системы современного автомобиля» Издательство: Солон-Пресс, 2013г. -72 стр.

    1. трубопровод контура «левый передний-правый задний тормозные механизмы»

    2. сигнальное устройство

    3. трубопровод контура «правый передний – левый задний тормозные механизмы»

    4. бачок главного тормозного цилиндра

    5. главный тормозной цилиндр

    6. вакуумный усилитель тормозов

    7. педаль тормоза

    8. регулятор давления

    9. трос стояночного тормоза

    10. тормозной механизм заднего колеса

    11. регулировочный наконечник стояночного тормоза

    Система распределения тормозных усилий (EBD)

    • Автомобиль – модели, марки
    • Устройство автомобиля
    • Ремонт и обслуживание
    • Тюнинг
    • Аксессуары и оборудование
    • Компоненты
    • Безопасность
    • Физика процесса
    • Новичкам в помощь
    • Приглашение
    • Официоз (компании)
    • Пригородные маршруты
    • Персоны
    • Наши люди
    • ТЮВ
    • Эмблемы
    • А
    • Б
    • В
    • Г
    • Д
    • Е
    • Ё
    • Ж
    • З
    • И
    • Й
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • П
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Ш
    • Щ
    • Ъ
    • Ы
    • Ь
    • Э
    • Ю
    • Я
    Навигация
    • Заглавная страница
    • Сообщество
    • Текущие события
    • Свежие правки
    • Случайная статья
    • Справка
    Личные инструменты
    Инструменты
    • Ссылки сюда
    • Связанные правки
    • Спецстраницы
    • Версия для печати
    • Постоянная ссылка
    Пространства имён
    • Статья
    • Обсуждение
    Варианты
    Просмотры
    • Чтение
    • Просмотр
    • История
    Действия

    Система электронного распределения тормозных сил – РТС

    У разных производителей имеет названия:
    Electronic Brake Force Distribution – EBD
    Elektronishe Bremskraftverteilung – EBV

    Система электронного распределения тормозных сил (РТС) обеспечивает одинаковое торможение всех колес автомобиля. РТС перераспределяет тормозные усилия между колесами так, чтобы обеспечить наибольшую эффективность торможения без потери управления автомобилем даже при максимальном усилии торможения. Это обеспечивается вне зависимости от количества находящихся в салоне пассажиров, массы груза и соответственно нагрузки на каждое колесо. Система также срабатывает, когда под действием сил инерции на поворотах или при торможении колеса нагружаются по-разному.
    Система РТС работает совместно с АБС и вступает в действие раньше ее.

    Рисунок:
    Схема работы РТС:
    а – вход в поворот без торможения;
    б – начало торможения (тормозное усилие равномерно распределено по колесам на осях – риск заноса);
    в – РТС подключена – перераспределение тормозных сил на колесах

    EBD заменяет собой известные по обычным тормозным системам клапаны управления давлением в тормозной системе или межосевые регуляторы тормозных сил. Задача EBD – предотвращение создания избыточного тормозного усилия на задних колесах еще до срабатывания ABS.
    Если проскальзывание одного из колес, определенное датчиком АБС, превышает критическое значение, открывается выпускной клапан и давление в тормозном контуре снижается.
    Насос высокого давления при этом не задействуется.
    Если, несмотря на это, колесо блокируется, включается система ABS. EBD требует точной регулировки давления, поэтому в ней часто применяются пропорциональные клапаны, открытием которых можно управлять плавно, тем самым точно регулируя давление в тормозных контурах.
    EBD в поворотах обеспечивает стабильность автомобиля при торможении в повороте, включается она “в предзоне” срабатывания ABS.
    Из-за динамического перераспределения нагрузок при прохождении поворота, относительные нагрузки на внешние колеса увеличиваются, а на внутренние — уменьшаются. Поэтому при торможении внутренние в повороте колеса будут более подвержены блокированию. Система распределения тормозных сил в поворотах снижает давление в тормозных контурах внутренних колес, в результате чего боковая сила остается неизменной. Оценка необходимости снижения давления в тормозной магистрали делается по степени проскальзывания колес.
    При проезде крупных неровностей на проезжей части может происходить кратковременный разрыв контакта колеса с дорогой, когда колесо не успевает “вовремя опуститься”. Если в этот момент водитель нажмет на педаль тормоза, то такое колесо окажется мгновенно заблокированным. В обычной системе ABS блокирование колеса вызовет немедленное и снижение тормозного давления в соответствующем контуре. В результате этого колесо не будет заторможено и после восстановления контакта с дорожным покрытием не будет создавать тормозного усилия, увеличивая тормозной путь. Система управления амортизаторами получает сигналы от датчиков хода подвески и на их основе оценивает состояние дорожного покрытия. Сигнал передается модулю управления ABS, и он переключается в специальный режим, в котором снижение давления в тормозных контурах замедляется.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: