Как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства
Разряженный аккумулятор – ситуация, знакомая всем автовладельцам. Несмотря на то, что она возникает не так уж редко, не все считают нужным иметь в гараже заводское зарядное устройство, надеясь на помощь друзей, которые одолжат ЗУ, или случайных прохожих, с энтузиазмом использующих свои физические способности для запуска мотора «с толкача». Но что делать, если ни один из широко известных способов недоступен?
Оказывается, зарядить батарею можно и различными подручными средствами. Как – мы сейчас и расскажем.
Как выявить разряженный автомобильный аккумулятор
В машине о сбоях в работе АКБ свидетельствует несколько признаков. При диагностике автомобиля они чаще всего появляются задолго до того, как транспортное средство станет непригодным к эксплуатации. Нужно постоянно держать их на контроле. Это поможет вовремя сделать профилактику и провести регламентные работы.
Основные показатели проблем с аккумулятором:
- При попытке открыть авто охранная система работает неправильно — центральный замок заедает, двери открываются плохо, при нажатии кнопок брелока сигнализация реагирует медленно.
- При сильном падении напряжения в бортовой сети после остановки двигателя может произвольно отключаться магнитола. Это часто проявляется, если владелец использует мощную акустическую систему.
- Возникают проблемы с работой оптики. Свет фар становится тусклым. Освещение в салоне теряет интенсивность.
- Наблюдаются изменения в процессе запуска мотора. Появляется «провал» после включения зажигания (с последующим нормальным вращением двигателя). При сильной потере заряда может раздаваться звук срабатывания втягивающего реле стартера без попыток мотора вращаться.
- После поворота ключа в замке (нажатии кнопки старта) панель приборов гаснет, и в дальнейшем ничего не происходит.
- Обороты двигателя в момент прогрева увеличиваются или снижаются произвольно.
- Напряжение источника питания электрической сети автомобиля можно контролировать по приборам на панели, если они предусмотрены конструкцией. При отсутствии встроенных датчиков можно использовать любой переносной мультиметр для измерения значений напряжения на клеммах АКБ.
Способы зарядки аккумулятора автомобиля без зарядного устройства
Один из способов зарядить аккумулятор.
Один из самых распространенных способов завести автомобиль при потере собственной электрической батареей заряда — «прикурить» авто от другой машины. Для этого лучше использовать специальные силовые провода. Но при их отсутствии выйти из положения можно, воспользовавшись скруткой нескольких проводников более тонкого сечения. Для соединения минусовых клемм подойдет открытый проводник — проволока, другие металлические изделия подходящей формы.
Когда соединить нечем, исправную батарею переставляют на место нерабочей и запускают двигатель. После старта и прогрева мотора источники питания быстро меняют местами. При этом работа машины на время смены узлов осуществляется от генератора.
Для большинства современных моделей такой способ не рекомендуется из-за высокой вероятности сбоя в работе или полного выхода из строя бортовой электроники и компьютера.
Если в неисправном автомобиле стоит механическая коробка передач, можно применять буксировку. Можно толкнуть или «дернуть» авто, чтобы запустить двигатель или отбуксировать к месту, где присутствует возможность восстановить батарею. При отсутствии рядом других транспортных средств нужно искать способ зарядить АКБ.
Заряд АКБ с помощью портативного зарядного устройства
Если владелец авто с разряженным аккумулятором имеет портативный прибор для зарядки и пуска, то проблема запуска двигателя решается быстро. В таких устройствах производители используют гелевые АКБ небольшой мощности или изделия из лития. Их чаще всего выполняют с переходником под прикуриватель и «крокодилами» для клемм.
В состав базовых моделей входят:
- амперметр, чтобы следить за током зарядки;
- трансформатор (выдает нужное значение напряжения);
- выпрямитель (для зарядки от сети переменного напряжения).
Более продвинутые конструкции содержат стабилизаторы, дополнительные фильтры, разные варианты защиты. Некоторые устройства поддерживают работу одновременно с несколькими авто и имеют мощность до 50 Вт.
Портативный прибор не предназначен для полного восстановления батареи. Его используют, чтобы завести авто или быстро подзарядить источник питания для дальнейшей его зарядки от генератора автомобиля во время работы двигателя.
Пользоваться переносным устройством просто:
- Нужно предварительно зарядить его от сети 220 В или от прикуривателя во время движения машины.
- Подсоединить «крокодилы» к клеммам батареи в соответствии с указанной полярностью.
- Включить устройство (замкнуть цепь).
- Произвести запуск двигателя, если прибор рассчитан на требуемое количество ампер, или выждать, когда подзарядится АКБ.
Использование зарядки от ноутбука
Если под рукой есть ноутбук, то можно воспользоваться его блоком питания для пополнения автомобильной батареи. Дополнительно понадобятся:
- лампочка или резистор нужного сопротивления;
- провода;
- инструменты.
От зарядки ноутбука нужно вывести два проводника. Следует подсоединить кабель внутрь штекера блока питания портативного компьютера для плюса, отрицательный провод сосредотачивается снаружи.
Собирают схему в следующем порядке:
- Минусовую клемму автомобильной батареи соединяют с выведенным от зарядки отрицательным проводом. Надежно закрепляют, чтобы обеспечить хороший контакт. От его качества зависит весь процесс подзарядки.
- В разрыв плюсового участка включают автомобильную лампочку или резистор. Сопротивление последнего выбирается в зависимости от требуемого тока зарядки. Для 2 А понадобится 10 Ом. Для регулировки времени заряда воспользуйтесь подстроечным резистором.
- Чтобы контролировать зарядный процесс, в схему последовательно включают амперметр. Но устройство для зарядки можно применять и в отсутствие измерительного элемента.
АКБ будет готова к работе, когда напряжение на ее клеммах станет равно 14 В. Лучше, если при этом будет «кипеть» электролит. Схему можно разбирать и пытаться запустить мотор.
После такой подзарядки батарея нуждается в обслуживании в нормальных условиях с наличием полнофункциональных приборов и инструментов.
Зарядка от сети 220 вольт
Простое устройство для восстановления заряда батареи в авто от сети переменного тока 220 В можно собрать из диода и конденсатора. Полупроводниковый диод понадобится мощный, лучше с рабочим напряжением около 1000 В, но можно меньше. Емкость используют неполярную, пленочного типа, рассчитанную на 400 В и больше.
Схема зарядки аккумулятора от сети 220 вольт.
- Один провод от сети соединяют с конденсатором.
- Второй вывод последнего подводят к аноду диода.
- Его катод подключат к плюсу АКБ.
- Минус аккумулятора — к свободному контакту вилки 220 В.
Ток зарядки зависит от значения емкости. Конденсатор выбирают из расчета 70-100 мА на 1 мкФ емкости. Можно использовать правила параллельного соединения конденсаторов для подбора требуемой величины.
Также для восстановления батареи в машине подойдет блок питания от ПК. Нужно подобрать вывод с напряжением 12 В. Чаще плюс — это желтый провод, минус — черный.
Чтобы поднять напряжение на выводах блока, нужно нагрузить низковольтные шины БП. Например, соединить зеленый провод с минусом схемы (любым черным проводником). При этом на желтом выводе появится увеличенное напряжение, которого хватит для подзарядки батареи.
Если блок питания уйдет в защиту, то зеленый провод нужно временно отсоединить и подключить вновь.
При помощи лампы накаливания
Если рядом есть сеть с бытовым переменным напряжением, электрическая лампочка на 220 вольт мощностью 40-100 ватт и полупроводниковый диод с допуском больше 3 А (например, IN5408), можно использовать еще один метод подзарядки автомобильного аккумулятора, если тот сел.
В этой цепи регулятором зарядного тока является лампочка. Чем она мощнее, тем больше будет проходить зарядов.
- Катод диода соединяют с плюсом батареи. К аноду полупроводникового прибора подводят один из контактов лампы накаливания. Диод следует выбирать с допустимым напряжением более 400 В.
- Второй провод от лампочки соединяют с вилкой для включения в розетку.
- Минус аккумулятора подводят к другому контакту вилки. Если вилки нет, то можно осторожно вставить зачищенные концы проводов в розетку, соблюдая правила техники безопасности.
По возможности соединения лучше делать с помощью паяльника. После включения приборов в сеть 220 В работу схемы можно проверить по накалу лампы. Если она горит в полную силу, то зарядки нет. При нормальном функционировании интенсивность свечения будет снижена за счет подзарядки батареи.
Величину тока можно замерять, если включить в схему амперметр. Собранная цепь представляет собой однополупериодный выпрямитель.
С лампой накаливания можно собрать и более совершенную схему — выпрямитель двухполупериодный. Вместо одиночного диода следует использовать полный полупроводниковый мост. Последний бывает в готовом виде (например, в блоке питания компьютера) или делается из 4 отдельных диодов по мостовой схеме.
Лампу накаливания в этом случае можно взять 100-150 Вт.
Конечное напряжение разряда
Аккумулятор VRLA не может быть разряжен «в ноль». Часто можно встретить спецификацию напряжения отключения ~ 10,5 В для батареи «12 В» (1,75 В / элемент). Такое значение напряжения обычно устанавливается схемами, защищающими аккумулятор от чрезмерной разрядки. Разряженная батарея должна заряжаться немедленно, чтобы она не хранилась в разряженном состоянии долго.
В случае полной разрядки происходит значительное сульфатирование пластин, что сильно увеличивает внутреннее сопротивление батареи. Полностью разряженная батарея должна заряжаться напряжением 2,27 В / элемент с током не более 0,1 С 20, чтобы избежать чрезмерного нагрева. Минимальное время зарядки должно составлять 96 часов.
Напряжение отключения 10,5-10,8 В для батареи 12 В является хорошим обобщением, позволяющим, например, собрать модуль, защищающий батарею от чрезмерной глубокой разрядки. Если есть контроль над скоростью разряда батареи, можно точно контролировать напряжение отключения.
Напряжение отключения V / ячейка | Время разряда | напряжение АКБ «12 В» | напряжение «6 В» |
1.60 | 15 минут | 9.6 | 4.8 |
1.65 | 1 час | 9.9 | 4.95 |
1.70 | 5 часов | 10.2 | 5.1 |
1.75 | 8 часов | 10.5 | 5.25 |
1.80 | 10-20 часов | 10.8 | 5.4 |
Классическая зарядка с 10-часовым током заряжает все время током 0,1 C и через некоторое время отсоединяет батарею. Это безопасно, потому что именно батарея определяет окончательное зарядное напряжение и время зарядки. Ограничение зарядного тока 0,1 С является классическим.
Ускоренная зарядка устраняет проблемы классической и буферной загрузки. Дело в том что батарея, достигшая буферного напряжения, менее охотно потребляет ток, который уменьшается со степенью заряда, что значительно удлиняет полный заряд. Ускоренная зарядка выполняется таким образом, что батарея заряжается с силой тока от 0,1 С до плавающего рабочего напряжения (с учетом температуры). В этот момент ток батареи начинает падать, и ниже определенного порога источник постоянного напряжения подключается со значением, соответствующим температуре окружающей среды.
А вообще аккумулятор является элементом, который следует использовать осознанно, понимая их недостатки. Несмотря на простоту эксплуатации и применения, большинство начинающих пользователей должны консультироваться с опытными людьми по этому вопросу. К сожалению, эта штука бывает довольно опасна.
Также добавим, что разовая зарядка аккумулятора током даже 0,4 С не принесет ему большого вреда. Более важно контролировать плавающее рабочее напряжение. Несоблюдение может сократить срок службы батареи до половины.
Изготовление самодельного зарядного устройства
ЗУ выполняются по разным схемам. Для самостоятельного изготовления надежного полнофункционального устройства на 14,5 В можно использовать вариант с максимальным током 6 А с понижающим преобразователем DC-DC.
Кроме него для устройства понадобятся:
- КВРС 5010 — диодный мост;
- охлаждающий радиатор для моста;
- для подключения аккумуляторной батареи — «крокодилы»;
- ТС 180-2 (понижающий трансформатор), можно использовать другие модели с мощностью от 150 Вт;
- предохранители;
- вилка на 220 В;
- конденсаторы 50 В, 2200 мкФ;
- амперметр.
При расключении минус преобразователя DC-DC соедините с минусом своего автомобиля, а закончив присоединение отрицательных контактов, подключите плюс батареи к плюсовому выводу преобразователя. Диодный мост надежно закрепите на радиаторе.
Если есть хорошие навыки работы с электроникой, то можно реализовать и более сложные схемы. Такие ЗУ будут включать микроконтроллеры, обладать улучшенной защитой, системой индикации. Есть варианты зарядных устройств, которые используют разрядно-зарядные циклы.
Для подзарядки кислотных аккумуляторов с высокой емкостью делают мощные зарядки (24В, 120А).
Наиболее простые схемы имеют в своем составе в качестве основного узла силовой транзистор, который выполняет функцию стабилизатора выходного напряжения. Также есть модели импульсных, тиристорных и интеллектуальных ЗУ.
Несколько необычных способов зарядить телефон вдали от благ цивилизации
В походе часто появляется необходимость подзарядить накопитель энергии, а привычных розеток и пунктов зарядки поблизости нет. Что делать в таком случае? Народная мудрость предлагает несколько оригинальных способов.
Применить элемент Пельтье
Если кто не знает — это основной элемент генерации холода в переносных охлаждающих установках. Если на него подать 12 V, то одна сторона будет нагреваться, а другая — охлаждаться. Для зарядки батареи пользуются обратным эффектом.
В консервной банке сверлим большое количество отверстий маленького диаметра и отрезаем дно. Устанавливаем её кверху дном, на которое укладываем элемент. Чтобы под воздействием температуры не произошло оплавления изоляции проводников и их замыкания, надеваем на них кембрики.
Венчаем конструкцию радиатором, необходимым для отвода лишнего тепла. Приспособление в состоянии выдать напряжение не больше 1,5 V, а потому придётся использовать повышающий преобразователь. Под банкой устанавливаем зажжённую свечку, и энергия поступает на айфон практически от огня.
Можно всё сделать намного проще — пойти в магазин и купить FlameStower. В этом устройстве также используется принцип Пельтье, только в отличие от описанной нами самоделки на нём ещё можно кофе приготовить, пока будет идти зарядка.
Ещё одно похожее устройство — печка Айдара Хайруллина. Это складная печь, на которой закреплён элемент пельтье. То есть достаточно заложить и разжечь дрова, чтобы батарея начала заряжаться. Для стопроцентного результата потребуется не менее 1,5 часа.
Заряжаемся под ВЛЭП
Как утверждает автор видео, для этого надо запастись автомобильной свечой зажигания, строчным трансформатором с телевизора, диодом. Наведённые высоковольтной линией токи через свечу подаются на один вывод трансформатора, а второй надёжно заземляется. Для улавливания токов используется старая телевизионная антенна. Проходя через свечу, они образуют искру, что позволяет передать наведённый заряд на трансформатор. В эффективности этого варианта почему-то возникают сомнения.
Солнечные батареи в устройстве для зарядки смартфона
Такая батарея производится по технологии Power3S, поэтому она выдаёт хороший коэффициент. Как только подключается кабель, сразу, в автоматическом режиме начинается зарядка. Ёмкость устройства позволяет одновременно заряжать 2 устройства. Заявленная производителем мощность — 15 W.
Меры предосторожности
Аккумулятор для современного автомобиля — сложное техническое устройство. При его изготовлении применяются вредные химические вещества — свинец, мышьяк, серная кислота. При неосторожной работе можно отравиться парами и металлами, получить ожоги, вызвать возгорание и взрыв батареи.
Следует выполнять следующие правила:
- Помещение должно хорошо проветриваться.
- Поверхность кожи нужно прикрыть одеждой, глаза защитить очками.
- Нужно воздержаться от курения, использования открытого огня, искрящих приборов.
- Не допускать скопления газов, которые выделяются во время процесса.
Нужно помнить, что чем мощнее лампа накаливания, используемая в схеме, тем больше будет ток зарядки. Чтобы не допустить перегрузки АКБ, его при зарядке лучше держать ниже 3-4 А.
При самостоятельном сборе схем нужно подбирать все элементы в соответствии с требованиями, не допускать перегрева. Взорваться или загореться может не только сам аккумулятор, но и любой из электронных компонентов в цепи самодельной зарядки.
Способы зарядки аккумуляторной батареи без использования зарядного устройства
Множество автомобилистов сталкивались с проблемой разряженной аккумуляторной батареи. В такой ситуации крайне сложно завести машину и поехать по своим делам. Проблема легко решается при наличии специального зарядного устройства. Достаточно подключить к нему АКБ, подождать некоторое время, и аккумулятор снова в строю. Но далеко не всегда под рукой оказывается зарядное устройство. Оно осталось дома, лежит в гараже, а добраться до него сейчас невозможно. Потому приходится искать альтернативные решения. И они есть. Существует несколько достойных вариантов, как можно зарядить аккумулятор без зарядного устройства. Какой из них выбрать, зависит от обстоятельств и доступных девайсов, способных помочь автомобилисту выйти из сложившейся ситуации. Знать о всех способах не будет лишним. Это позволит решить проблему, если вдруг села АКБ, а специального зарядника для аккумулятора под рукой нет.
Что нужно для зарядки АКБ
Если вы остались без зарядки, но зарядить аккумулятор нужно, приходится думать, как это сделать. Для начала подключаем простейшую логику и немного знаний об устройстве автомобильных аккумуляторных батарей. На легковых машинах в основном используются АКБ, номинальное напряжение у которых составляет 12 Вольт. При этом их средняя ёмкость варьируется в пределах от 50 до 70 Ач. Отсюда делаем вывод, что выходное напряжение на блоке питания должно превышать 14 Вольт, а на выдаче должно составлять минимум 1 Ампер. Но по факту одного Ампера для зарядки стандартной автомобильной аккумуляторной батареи мало. Потому будет идеально, если в работе будет участвовать блок питания на 3-4 Ампера.
Ещё одним важным составляющим компонентом зарядки АКБ без зарядного устройства считается балласт. Здесь можно использовать резисторы или лампочки. Их подключают к схеме, когда происходит процесс пополнения заряда батареи. Многие игнорируют необходимость использования балласта, считая это лишней тратой времени и сил. Но по факту наличие балластной нагрузки позволяет предотвратить возможный выход из строя блока питания, либо же самого аккумулятора. Потому не стоит отказываться от балласта. Последним, но не менее значимым, элементом выступает прибор для контроля. Подойдёт стандартный мультиметр, либо же отдельный амперметр и вольтметр. Многофункциональным мультиметром пользоваться намного удобнее. Плюс его дополнительные возможности пригодятся в процессе обслуживания и ремонта автомобиля. Полезная вещь в арсенале любого автовладельца. Дополнительно могут потребоваться провода из меди, изолирующая лента, инструменты и пр. Тут уже всё зависит конкретно от того метода подзарядки аккумулятора, который вы выбрали для использования.
Методы зарядки
Перед тем как заряжать аккумулятор автомобиля без зарядного устройства, вспомните о всех мерах безопасности. Людям без опыта работы с автомобильной электрикой лучше вообще не использовать представленные ниже методы. Исключением будет только применение портативного устройства, которое не требует особых навыков и умений. Объективно лучшим решением станет покупка качественного зарядного устройства с его последующим применением согласно инструкции. Такой девайс стоит всегда иметь под рукой. Особенно, когда планируются дальние поездки или машина остаётся на стоянке длительное время. Обычно именно в таких ситуациях АКБ разряжается, и автомобилисты начинают судорожно искать способы пополнить заряд аккумуляторной батареи. Не забывайте, что только заводские зарядные устройства оснащаются функцией автоматического отключения, когда батарея полностью заряжается. Планируя использовать самодельную зарядку, помните об отсутствии автовыключателя. За параметрами придётся следить самостоятельно, так что на долгое время оставлять АКБ без внимания ни в коем случае нельзя. Что же касается способов зарядки батареи при отсутствии полноценного зарядного устройства, то водители могут воспользоваться:
- портативным зарядным устройством;
- зарядкой (адаптером) от ноутбука;
- бытовой сетью на 220 Вольт.
Каждый метод требует отдельного рассмотрения и более детального изучения.
Портативное зарядное устройство
Первый способ, как можно зарядить севший аккумулятор, предусматривает использование портативного зарядного устройства. Это в основном пуско-зарядные девайсы, которые широко представлены в продаже. Вариант подходит предусмотрительным водителям, которые знают, что АКБ потенциально может сесть, потому придётся её заряжать порой в полевых условиях. Приобрести такое оборудование не проблема. Девайсы компактные, занимают минимум места в машине, зато способны принести огромную пользу. Пуско-зарядные устройства предназначены для пуска двигателя автомобиля. Но также они способны обеспечить зарядку для аккумуляторной батареи. Чаще всего такие приспособления становятся актуальными, если нужно решить проблему в походных и экстремальных условиях.
Основой для изготовления портативного зарядного устройства выступает литиевый аккумулятор. Наиболее продвинутые и современные батареи сделаны из гелевых АКБ, имеющих сравнительно небольшую ёмкость. Девайсы комплектуются крокодилами и переходником для подключения к прикуривателю транспортного средства. Опытные водители и специалисты советуют выбирать именно такой вариант оснащения. Это позволит подзаряжать АКБ, используя стандартный и имеющийся во всех машинах прикуриватель. Но сами портативные устройства нуждаются в зарядке. Для этого используют бытовую электросеть, к которой девайс подключают с помощью адаптера. Либо же можно использовать бортовую сеть самого автомобиля. Подключаться следует тогда, когда двигатель запущен. Выбирая себе пуско-зарядное устройство, следует учитывать их разновидности. Они делятся на 3 категории:
- профессиональные;
- бытовые;
- комбинированные.
Стандартные бытовые модели, использующиеся простыми водителями, состоят из диодного моста, трансформатора и амперметра. У более сложных девайсов присутствуют дополнительные элементы защиты, они позволяют регулировать показатели тока и электрического напряжения. Самые дорогие профессиональные модели характеризуются повышенными показателями мощности. Применяются в основном на СТО и в автосервисах. Мощность в районе 40-50 Ватт позволяет одновременно заряжать аккумуляторы нескольких автомобилей. В использовании портативных зарядок нет совершенно ничего сложного. Потому автомобилисты без опыта работы с такими девайсами легко справятся с поставленной задачей. Для этого нужно установить клеммы зарядки на выводы АКБ автомобиля, соблюдая полярность, и выждать некоторое время. Минусом портативных зарядок является тот факт, что они не способны полностью зарядить автомобильную батарею. Маловероятно получить хотя бы 50% от полного заряда. Но возможностей таких устройств хватает, чтобы запустить двигатель. Если мотор работает, то остальной заряд обеспечит уже сам генератор.
Зарядное устройство от ноутбука
Если вы остались без специального зарядного устройства для автомобиля, есть ещё один способ, как можно зарядить АКБ. Но для этого вам потребуется устройство, которым заряжается аккумулятор на переносном компьютере, то есть ноутбуке. Для ноутбуков используют стандартные зарядки, вне зависимости от производителя и модели. Потому их возможности можно применить на благо вашего автомобиля. Помимо самой зарядки, для пополнения заряда аккумулятора потребуется взять медные провода и обычную лампочку. Лампу можно заменить резистором. Тут уже отталкивайтесь от того, что у вас оказалось под рукой. Чтобы собрать из такого комплекта зарядное устройство, вам нужно выполнить несколько последовательных действий:
- Сначала из зарядного устройства для компьютера выводится пара проводов. Нам нужен плюсовой и минусовой провод;
- Плюс располагается внутри, а минус снаружи;
- Теперь минус зарядки соединяется с минусовым выводом аккумуляторной батареи;
- В разрыв подключается лампа или подстроечный резистор. Резистор лучше, так как он позволяет менять параметры сопротивления;
- Второй вывод от резистора нужно соединить с плюсом аккумулятора.
Чем быстрее вам нужно зарядить автомобильную аккумуляторную батарею, тем меньше следует делать сопротивление. В этом компоненте и проявляется основное достоинство резистора, поскольку сопротивление на нём можно регулировать. Подобная схема позволяет выполнить полную зарядку АКБ, в отличие от варианта с использованием портативного устройства. Единственным отличием в плане удобства считается необходимость постоянного контроля процесса зарядки. Чтобы не упустить момент, нужно подключить измерительные приборы на выводах. Это позволит следить за напряжением. Если измеритель показывает значение выше 14 Вольт и остаётся неизменным, а параллельно с этим кипит электролит, то процедура завершена. Можно отключать питание и заводить машину. Параметры всё равно будут приблизительными. Но в определённых ситуациях, когда иного способа пополнить заряд аккумулятора не удаётся, вариант с использованием зарядки от ноутбука становится настоящим спасением. Способ справедливо считается спорным. Для его применения потребуется не только иметь в наличии зарядное устройство для ноутбука, но также резистор, лампочку, провода и прочие составляющие. В качестве полевого метода зарядки он точно не подойдёт. Для работы самого устройства от ноутбука потребуется питание бытовой сети.
Бытовая сеть на 220 Вольт
Если у вас есть доступ к бытовой сети, которая выдаёт стандартные 220 Вольт, существует неплохой вариант, как зарядить аккумулятор без зарядника. Здесь мы заряжаем автомобильный аккумулятор при помощи обычной розетки. Схема не самая сложная, и во многом напоминает предыдущий вариант, где было использовано компьютерное зарядное устройство. Отличие заключается в том, что применять промежуточный элемент в виде адаптера тут не потребуется. Зарядка будет идти напрямую от бытовой розетки. Но сопротивление всё равно потребуется. Для таких целей отлично подойдёт обычная лампа накаливания на 220 Вольт с мощностью от 100 до 150 Ватт. Такие лампочки недорогие, и купить их не составит большого труда. Плюс потребуется выпрямить переменный ток и преобразовать его в постоянный. Здесь нам понадобится диодный мост. Схема предусматривает подключение минуса через диодный мост от аккумулятора к розетке, а также плюс через мост, далее через лампочку и на розетку. Строго придерживайтесь схемы, чтобы соблюдать полярность и последовательность подключений. В противном случае рискуете испортить не только АКБ, но и повредить электросеть в доме.
Последние два метода, в которых используется бытовая розетка и зарядное устройство от ноутбука рекомендуется применять только людям с соответствующим опытом работы. Если вы ничего не понимаете в электрике, никогда не разбирались даже в основах электротехники, браться за представленные схемы категорически нельзя. Нарушив рекомендации и попытавшись без каких-либо знаний собрать схему, вы рискуете сжечь блок питания, выбить пробки или автомат в доме, привести в состояние полной непригодности аккумуляторную батарею. Но это также очень опасно для вашей жизни. Самым правильным решением будет покупка полноценного зарядного устройства, предназначенного для подзарядки аккумуляторных батарей. Оно устанавливается дома или в гараже, подключается к бытовой розетке, соединяется двумя клеммами и всё. Ничего сложного здесь нет. Дополнительно не лишним будет обзавестись портативным устройством. Такой девайс пригодится в походных и экстремальных условиях, когда реальной возможности воспользоваться обычной зарядкой нет.
Старайтесь всегда следить за состоянием аккумулятора, поддерживать заряд на нужном уровне. Если батарея постепенно выходит из строя и теряет свою функциональность, стоит задуматься об её замене. АКБ служат достаточно долго, и преждевременный износ ресурса аккумулятора говорит о проблемах в электросети, либо же о покупке изначально некачественного устройства. Обратитесь к аккумуляторщикам за консультацией, и проверьте, сможет ли ваша батарея прослужить несколько лет либо пора её менять.
Если нет зарядного, а зарядить надо АКБ, простые способы
Довольно популярная ситуация среди автомобилистов – это полная разрядка аккумулятора, особенно в зимнее время года и как обычно зарядного устройства под рукой не находится. Что же делать, если попали в такое положение? В этой статье вы получите самые популярные способы зарядки аккумуляторов без особых затрат.
Диод и обычная лампа в помощь. Один из самых простых способов подзарядить аккумулятор, а главное очень дешевый, ведь для работы вам понадобится лишь два элемента – простая лампа накаливания и диод.
Диод – срезает одну полуволну, благодаря чему работает как выпрямитель, но единственный минус – это и есть вторая полуволна, то есть ток все равно будет пульсировать, но аккумулятор сможет зарядиться. Правильным будет вопрос, а какой уровень тока вы получите на выходе, ведь от тока зарядки зависит, как долго прослужит вам аккумулятор. Все просто, ток зависит от лампочки, которую можно взять в пределах 40-100 ватт и все будет в порядке.
Лампа играет роль гасителя избыточного тока и напряжения, диод – выпрямитель, а так как он подключается в промышленную сеть, то должен быть довольно мощным, иначе произойдет пробой. Ток 10 Ампер, а вот номинальное напряжение диода должно быть 400 Вольт.
При работе диод выделяет большое количество тепла, а значит, его нужно охлаждать, самый простой вариант установить на алюминиевую пластину или радиатор со старой электроники.
На рисунке самый простой вариант с одним диодом, но в таком случае сила тока упадет минимум вдвое, а значит, заряд аккумулятора будет проходить в более щадящем режиме, но и дольше. Если использовать в качестве гасящее лампы 150 Ватную, то полный заряд произойдет за 6-12 часов. Если времени совсем мало, то силу току можно довольно просто увеличить, для этого лампочку меняют на более мощное оборудование, например обогреватели или даже электрические плиты.
Кипятильник для зарядки.
Данный вариант работает аналогичным принципом, но появился дополнительный плюс, на выходе после выпрямления будет чистый постоянный ток без каких либо пульсаций благодаря диодному мосту, который сглаживает обе полуволны.
В качестве гасящей нагрузки выступает обычный кипятильник, но его можно заменить на другие варианты, даже на ту же лампу с первого варианта. Диодный мост можно купить готовый или вытянуть со старых электроприборов, но его напряжение должно мыть не менее 400 Вольт, а сила тока не меньше 5 Ампер.
Диодный мост также устанавливается на теплоотвод для лучшего охлаждения, ведь он будет очень сильно разогреваться. Если готового варианта нет, то мост можно собрать из 4 диодов, но при этом их напряжение и ток должны быть равными и не меньше чем в самом мосту.
Но для надежности можно ставить и намного мощнее элементы. Шоттки – это готовые сборки из диодов, но их обратное напряжение совсем небольшое, около 60 Вольт, а значит, они моментально сгорят.
Третий, но не менее популярный вариант – конденсаторный. Главный плюс такого варианта – это конденсатор, который будет гасить пульсации. Данное зарядное устройств является более безопасным по сравнению с прошлыми вариантами. Ток заряда устанавливается с помощью емкости конденсатора исходя из формулы:
I=2*pi*f*C*U
U – напряжение сети, на входе выпрямителя примерно 210-236 Вольт.f – частота сети, но она выступает константой и равна 50 Гц.
C – Емкостный объем самого конденсатора.
pi – число Пи, равное 3,14.
Что бы зарядить автомобильный аккумулятор в течении часа придется собирать большие емкостные модули, но этот вариант сложный и очень плохой для аккумулятора, поэтому будет достаточно использовать конденсаторы около 20 мкФ. Конденсатор должен быть пленочного типа и рабочее напряжение должно составлять 250 и более Вольт.
Как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства
Вопрос о том, как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без «зарядника», может возникнуть неожиданно. Любому водителю не помешает знать способы выхода из затруднительной ситуации с севшей батареей и варианты использования подручных средств для ее восстановления.
Как выявить разряженный автомобильный аккумулятор
В машине о сбоях в работе АКБ свидетельствует несколько признаков. При диагностике автомобиля они чаще всего появляются задолго до того, как транспортное средство станет непригодным к эксплуатации. Нужно постоянно держать их на контроле. Это поможет вовремя сделать профилактику и провести регламентные работы.
Основные показатели проблем с аккумулятором:
- При попытке открыть авто охранная система работает неправильно — центральный замок заедает, двери открываются плохо, при нажатии кнопок брелока сигнализация реагирует медленно.
- При сильном падении напряжения в бортовой сети после остановки двигателя может произвольно отключаться магнитола. Это часто проявляется, если владелец использует мощную акустическую систему.
- Возникают проблемы с работой оптики. Свет фар становится тусклым. Освещение в салоне теряет интенсивность.
- Наблюдаются изменения в процессе запуска мотора. Появляется «провал» после включения зажигания (с последующим нормальным вращением двигателя). При сильной потере заряда может раздаваться звук срабатывания втягивающего реле стартера без попыток мотора вращаться.
- После поворота ключа в замке (нажатии кнопки старта) панель приборов гаснет, и в дальнейшем ничего не происходит.
- Обороты двигателя в момент прогрева увеличиваются или снижаются произвольно.
- Напряжение источника питания электрической сети автомобиля можно контролировать по приборам на панели, если они предусмотрены конструкцией. При отсутствии встроенных датчиков можно использовать любой переносной мультиметр для измерения значений напряжения на клеммах АКБ.
Способы зарядки аккумулятора автомобиля без зарядного устройства
Один из самых распространенных способов завести автомобиль при потере собственной электрической батареей заряда — «прикурить» авто от другой машины. Для этого лучше использовать специальные силовые провода. Но при их отсутствии выйти из положения можно, воспользовавшись скруткой нескольких проводников более тонкого сечения. Для соединения минусовых клемм подойдет открытый проводник — проволока, другие металлические изделия подходящей формы.
Когда соединить нечем, исправную батарею переставляют на место нерабочей и запускают двигатель. После старта и прогрева мотора источники питания быстро меняют местами. При этом работа машины на время смены узлов осуществляется от генератора.
Для большинства современных моделей такой способ не рекомендуется из-за высокой вероятности сбоя в работе или полного выхода из строя бортовой электроники и компьютера.
Если в неисправном автомобиле стоит механическая коробка передач, можно применять буксировку. Можно толкнуть или «дернуть» авто, чтобы запустить двигатель или отбуксировать к месту, где присутствует возможность восстановить батарею. При отсутствии рядом других транспортных средств нужно искать способ зарядить АКБ.
Заряд АКБ с помощью портативного зарядного устройства
Если владелец авто с разряженным аккумулятором имеет портативный прибор для зарядки и пуска, то проблема запуска двигателя решается быстро. В таких устройствах производители используют гелевые АКБ небольшой мощности или изделия из лития. Их чаще всего выполняют с переходником под прикуриватель и «крокодилами» для клемм.
В состав базовых моделей входят:
- амперметр, чтобы следить за током зарядки;
- трансформатор (выдает нужное значение напряжения);
- выпрямитель (для зарядки от сети переменного напряжения).
Более продвинутые конструкции содержат стабилизаторы, дополнительные фильтры, разные варианты защиты. Некоторые устройства поддерживают работу одновременно с несколькими авто и имеют мощность до 50 Вт.
Портативный прибор не предназначен для полного восстановления батареи. Его используют, чтобы завести авто или быстро подзарядить источник питания для дальнейшей его зарядки от генератора автомобиля во время работы двигателя.
Пользоваться переносным устройством просто:
- Нужно предварительно зарядить его от сети 220 В или от прикуривателя во время движения машины.
- Подсоединить «крокодилы» к клеммам батареи в соответствии с указанной полярностью.
- Включить устройство (замкнуть цепь).
- Произвести запуск двигателя, если прибор рассчитан на требуемое количество ампер, или выждать, когда подзарядится АКБ.
Использование зарядки от ноутбука
Если под рукой есть ноутбук, то можно воспользоваться его блоком питания для пополнения автомобильной батареи. Дополнительно понадобятся:
- лампочка или резистор нужного сопротивления;
- провода;
- инструменты.
От зарядки ноутбука нужно вывести два проводника. Следует подсоединить кабель внутрь штекера блока питания портативного компьютера для плюса, отрицательный провод сосредотачивается снаружи.
Собирают схему в следующем порядке:
- Минусовую клемму автомобильной батареи соединяют с выведенным от зарядки отрицательным проводом. Надежно закрепляют, чтобы обеспечить хороший контакт. От его качества зависит весь процесс подзарядки.
- В разрыв плюсового участка включают автомобильную лампочку или резистор. Сопротивление последнего выбирается в зависимости от требуемого тока зарядки. Для 2 А понадобится 10 Ом. Для регулировки времени заряда воспользуйтесь подстроечным резистором.
- Чтобы контролировать зарядный процесс, в схему последовательно включают амперметр. Но устройство для зарядки можно применять и в отсутствие измерительного элемента.
АКБ будет готова к работе, когда напряжение на ее клеммах станет равно 14 В. Лучше, если при этом будет «кипеть» электролит. Схему можно разбирать и пытаться запустить мотор.
После такой подзарядки батарея нуждается в обслуживании в нормальных условиях с наличием полнофункциональных приборов и инструментов.
Зарядка от сети 220 вольт
Простое устройство для восстановления заряда батареи в авто от сети переменного тока 220 В можно собрать из диода и конденсатора. Полупроводниковый диод понадобится мощный, лучше с рабочим напряжением около 1000 В, но можно меньше. Емкость используют неполярную, пленочного типа, рассчитанную на 400 В и больше.
- Один провод от сети соединяют с конденсатором.
- Второй вывод последнего подводят к аноду диода.
- Его катод подключат к плюсу АКБ.
- Минус аккумулятора — к свободному контакту вилки 220 В.
Ток зарядки зависит от значения емкости. Конденсатор выбирают из расчета 70-100 мА на 1 мкФ емкости. Можно использовать правила параллельного соединения конденсаторов для подбора требуемой величины.
Также для восстановления батареи в машине подойдет блок питания от ПК. Нужно подобрать вывод с напряжением 12 В. Чаще плюс — это желтый провод, минус — черный.
Чтобы поднять напряжение на выводах блока, нужно нагрузить низковольтные шины БП. Например, соединить зеленый провод с минусом схемы (любым черным проводником). При этом на желтом выводе появится увеличенное напряжение, которого хватит для подзарядки батареи.
Если блок питания уйдет в защиту, то зеленый провод нужно временно отсоединить и подключить вновь.
При помощи лампы накаливания
Если рядом есть сеть с бытовым переменным напряжением, электрическая лампочка на 220 вольт мощностью 40-100 ватт и полупроводниковый диод с допуском больше 3 А (например, IN5408), можно использовать еще один метод подзарядки автомобильного аккумулятора, если тот сел.
В этой цепи регулятором зарядного тока является лампочка. Чем она мощнее, тем больше будет проходить зарядов.
- Катод диода соединяют с плюсом батареи. К аноду полупроводникового прибора подводят один из контактов лампы накаливания. Диод следует выбирать с допустимым напряжением более 400 В.
- Второй провод от лампочки соединяют с вилкой для включения в розетку.
- Минус аккумулятора подводят к другому контакту вилки. Если вилки нет, то можно осторожно вставить зачищенные концы проводов в розетку, соблюдая правила техники безопасности.
По возможности соединения лучше делать с помощью паяльника. После включения приборов в сеть 220 В работу схемы можно проверить по накалу лампы. Если она горит в полную силу, то зарядки нет. При нормальном функционировании интенсивность свечения будет снижена за счет подзарядки батареи.
Величину тока можно замерять, если включить в схему амперметр. Собранная цепь представляет собой однополупериодный выпрямитель.
С лампой накаливания можно собрать и более совершенную схему — выпрямитель двухполупериодный. Вместо одиночного диода следует использовать полный полупроводниковый мост. Последний бывает в готовом виде (например, в блоке питания компьютера) или делается из 4 отдельных диодов по мостовой схеме.
Лампу накаливания в этом случае можно взять 100-150 Вт.
Изготовление самодельного зарядного устройства
ЗУ выполняются по разным схемам. Для самостоятельного изготовления надежного полнофункционального устройства на 14,5 В можно использовать вариант с максимальным током 6 А с понижающим преобразователем DC-DC.
Кроме него для устройства понадобятся:
- КВРС 5010 — диодный мост;
- охлаждающий радиатор для моста;
- для подключения аккумуляторной батареи — «крокодилы»;
- ТС 180-2 (понижающий трансформатор), можно использовать другие модели с мощностью от 150 Вт;
- предохранители;
- вилка на 220 В;
- конденсаторы 50 В, 2200 мкФ;
- амперметр.
При расключении минус преобразователя DC-DC соедините с минусом своего автомобиля, а закончив присоединение отрицательных контактов, подключите плюс батареи к плюсовому выводу преобразователя. Диодный мост надежно закрепите на радиаторе.
Если есть хорошие навыки работы с электроникой, то можно реализовать и более сложные схемы. Такие ЗУ будут включать микроконтроллеры, обладать улучшенной защитой, системой индикации. Есть варианты зарядных устройств, которые используют разрядно-зарядные циклы.
Для подзарядки кислотных аккумуляторов с высокой емкостью делают мощные зарядки (24В, 120А).
Наиболее простые схемы имеют в своем составе в качестве основного узла силовой транзистор, который выполняет функцию стабилизатора выходного напряжения. Также есть модели импульсных, тиристорных и интеллектуальных ЗУ.
Меры предосторожности
Аккумулятор для современного автомобиля — сложное техническое устройство. При его изготовлении применяются вредные химические вещества — свинец, мышьяк, серная кислота. При неосторожной работе можно отравиться парами и металлами, получить ожоги, вызвать возгорание и взрыв батареи.
Следует выполнять следующие правила:
- Помещение должно хорошо проветриваться.
- Поверхность кожи нужно прикрыть одеждой, глаза защитить очками.
- Нужно воздержаться от курения, использования открытого огня, искрящих приборов.
- Не допускать скопления газов, которые выделяются во время процесса.
Нужно помнить, что чем мощнее лампа накаливания, используемая в схеме, тем больше будет ток зарядки. Чтобы не допустить перегрузки АКБ, его при зарядке лучше держать ниже 3-4 А.
При самостоятельном сборе схем нужно подбирать все элементы в соответствии с требованиями, не допускать перегрева. Взорваться или загореться может не только сам аккумулятор, но и любой из электронных компонентов в цепи самодельной зарядки.
Как зарядить аккумулятор в авто без зарядного устройства?
В автолюбительской практике возможны случаи значительного разряда аккумуляторной батареи после стоянки. К такой ситуации заранее подготовиться нельзя. Однако при наличии определенных знаний в области электрики, умений собирать простейшие схемы можно зарядить аккумулятор в авто без зарядного устройства.
Возможные ситуации внезапного разряда аккумуляторной батареи
В процессе эксплуатации транспортного средства полный либо значительный разряд аккумулятора возможен при:
- оставлении включенных электроприборов автомобиля на стоянке;
- наличии утечки по цепям питания авто;
- неисправности электрооборудования;
- разряде аккумулятора после длительной стоянки;
- охлаждении АКБ в условиях зимней стоянки
- значительном износе аккумуляторной батареи.
В перечисленных случаях запуск двигателя может быть невозможен без заряда аккумуляторной батареи. Если автомобиль находится в сельской местности, путешествии вдали от населенных пунктов, возможно завести автомобиль «с толкача». Если рабочая сила или автомобиль для этих целей отсутствует, либо авто имеет автоматическую трансмиссию, единственно возможный способ запуска – заряд аккумуляторной батареи.
Для проведения процесса зарядки АКБ необходимо специальное зарядное устройство. Что делать, когда оно отсутствует? Можно ли зарядить аккумулятор так называемыми подручными устройствами?
Устройства для заряда аккумуляторной батареи в домашних условиях
Рассмотрим возможные методы восстановления работоспособности автомобильного аккумулятора в домашних условиях.
- Нагревание АКБ. Такой метод может помочь в ситуации стоянки транспортного средства в холодное время года. При охлаждении аккумуляторной батареи плотность электролита падает ниже критических значений (менее 1,28 грамм на сантиметр кубический). Плотность измеряется ареометром. Раньше такой прибор был в ремкомплекте практически каждого автолюбителя. Сейчас им пользуются только на специализируемых СТО. Кроме этого, необслуживаемые аккумуляторы технически не позволяют произвести измерение плотности.
Если автомобиль не заводится после стоянки в зимний период, не следует сильно «насиловать» АКБ, стартуя до его окончательного разряда. Можно попробовать снять клеммы, демонтировать аккумулятор, внести его в дом, установить в близости от отопительных приборов (батарей, вентиляции, печки). Учитывая большую массу аккумулятора, он нагреется не меньше, чем за пару часов. Лучше аккумуляторную батарею оставить дома на ночь.
После нагревания АКБ плотность электролита увеличивается. При этом возрастает емкость аккумуляторной батареи. Возможно, заряда будет достаточно для запуска двигателя.
- Использование нештатных зарядных устройств, блоков питания бытовой, компьютерной и мобильной техники. В быту часто используются устройства, которые подзаряжаются либо запитываются от блоков питания либо зарядных устройств.
Напряжение на выходе зарядных устройств для мобильной техники (смартфонов, планшетов) обычно не превышает 7 Вольт. К тому же, подключение аккумулятора к мини-USB разъему проблематично. Этот вариант следует исключить.
Наиболее приемлем вариант использования блока питания для ноутбука. Сейчас он есть практически в любом доме. Напряжение на выходе блока питания ноутбука (нетбука) обычно около 19 Вольт. На корпусе устройства обычно есть наклейка со сведениями по номинальному напряжению и максимальному току нагрузки блока питания. Кроме этого, там приводится схема полюсовки разъема. Обычно по центральному контакту разъема подается плюсовое питание, по трубчатому контакту – минусовое. Для уверенности следует подробнее изучить схему на наклейке (шильдике).
Подключать непосредственно блок питания ноутбука к аккумулятору нельзя, так как ток заряда будет превышать максимальный ток нагрузки. Минусовой контакт разъема с помощью провода сечением от 0,75 кв.мм. следует подключить к минусовой клемме АКБ. Плюсовой контакт подключается через дополнительный шунт (сопротивление, ограничивающее ток). В качестве шунта можно использовать салонную или габаритную лампочку автомобиля.
На видео вы можете увидеть, как правильно собирать такую схему:
Ток заряда в таком случае будет небольшой (не более 1 Ампера). Чтобы полностью зарядить аккумулятор емкостью 50 Ампер-часов, потребуется более 50 часов. Чтобы запустить двигатель достаточно 10 (иногда 3-4-х) часов заряда.
В качестве нештатного зарядного устройства также можно использовать блок питания струйного принтера, если таковой имеется.
- Заряд при помощи бытовых ламп накаливания, электроплит. Данный метод заряда является самым экстремальным. Без соблюдения мер предосторожности, не имея навыков в области электрики, такой метод заряда использовать нельзя.
При заряде с использованием бытовых ламп накаливания используют лампы мощностью от 60 Ватт. Нельзя использовать светодиодные или люминесцентные энергосберегающие лампы. Для подключения к аккумуляторной батарее монтируют цепь, состоящую из лампы и выпрямительного диода большой мощности. Такой диод можно найти в люминесцентной энергосберегающей лампе. Для соединения с бытовой электрической сетью используют вилку (разъем подключения к сети) от любого ненужного бытового электроприбора.
Электрическая цепь включает: контакт провода вилки – катод диода (обозначается на корпусе диода) – анод диода – минусовая клемма АКБ – плюсовая клемма АКБ – контакт лампы накаливания – другой контакт лампы накаливания – другой контакт провода вилки. После монтажа цепи, соблюдая чрезвычайные меры защиты, производят подключения вилки в бытовую сеть.
Ток заряда в этом случае также невысокий, на неполный заряд АКБ понадобится не менее 5-ти часов.
Заряд аккумуляторной батареи в полевых условиях
В полевых условиях произвести зарядку подручными устройствами затруднительно. Можно использовать следующие методы.
- Нагрев аккумуляторной батареи. Такой метод эффективен только в холодное время года, если аккумулятор разрядился в результате изменения плотности электролита после его значительного охлаждения. АКБ необходимо демонтировать с автомобиля и установить в близости от костра, следя, чтобы его корпус не перегревался. Для контроля эффективности заряда при данном методе следует использовать мультиметр, если таковой имеется в ремкомплекте.
- Механическое воздействие на аккумулятор. Данный метод помогает лишь в исключительных случаях. Аккумуляторную батарею следует снять с автомобиля. Далее установить АКБ на мягкую поверхность во избежание механического повреждения корпуса (дерн, землю). После этого выполнить небольшие движения аккумулятора вправо-влево с высокой частотой (иначе потрясывание). Не следует рассчитывать на высокую эффективность этого метода.
- Зарядка аккумуляторной батареи с помощью штатного генератора. Теоретически АКБ можно зарядить при помощи генератора автомобиля. Для этого необходимо модернизировать систему привода генератора. В любом случае, требуется снять ремень генератора. Далее необходимо приспособить ременную передачу под ручной либо иной привод. Известны случаи, когда для вращения генератора использовался велосипед. Далеко не всегда удастся создать такую конструкцию в полевых условиях.
Для проведения заряда требуется включение зажигания. Во многих случаях ток потребления авто при включенном зажигании будет больше, чем генерируемый ток заряда АКБ, то есть реально аккумулятор будет разряжаться, а не заряжаться. Можно изменить схему таким образом, чтобы напряжение возбуждения генератора поступало без включения зажигания. Для этого требуются хорошие познания в области электрики.
Чтобы избежать экстремальных ситуаций, связанных с разрядом автомобильного аккумулятора в полевых условиях, необходимо:
Как зарядить аккумулятор машины, если вы оказались без зарядного устройства
Любой автомобилист может оказаться в таких условиях, когда аккумулятор машины внезапно перестает работать, а возможности зарядить его от обычного зарядного устройства нет. Например, если автомобиль долго не использовался и стоял на автостоянке несколько месяцев, АКБ постепенно будет разряжаться и перестанет работать. Кроме этого, если оставить включенными фары, аккумулятор очень быстро «сядет» за ночь, и завести автомобиль просто не удастся. В таких случаях следует знать о том, как зарядить аккумулятор без зарядного устройства, используя способы, известные многим водителям.
Уточняем причину: диагностика
Если автомобиль не заводится, вначале следует точно выяснить, в аккумуляторе ли кроется причина. Для начала нужно обратить внимание на приборную панель. Если индикаторы на ней горят слабо, либо не горят вообще, значит, батарея точно «села». Хорошо, когда в приборную панель встроен вольтметр: в этом случае резкое снижение показателей напряжения будет свидетельствовать о проблеме с АКБ.
Также необходимо осмотреть и сам автомобильный аккумулятор. Все современные батареи снабжены индикатором зарядки, по цвету которого можно понять, разрядилась батарея, или нет. Когда индикатор горит красным цветом, значит, так оно и есть.
Если сел аккумулятор, это отразится и на характере звучания двигателя. Звук будет слабым, более монотонным и очень тягучим, с характерным пощелкиванием под капотом. При внезапном обнаружении каких-либо из этих признаков придется подумать над тем, как зарядить авто, если нет зарядки, проявив определенную долю смекалки и общительности.
Метод «прикуривания» от другой машины
Один из старых добрых способов привести в движение автомобиль — это попробовать подзарядить севший аккумулятор от АКБ другой машины, проезжающей мимо. Любой видавший виды автомобилист скажет, что при возникновении проблемы с тем, как зарядить аккумулятор без зарядного устройства, именно такой выход из положения является самым проверенным и правильным. Если беда с батареей приключилась во время пути, когда нет возможности добраться пешком до ближайшего центра технического обслуживания, другие автомобилисты охотно и с пониманием приходят на помощь.
При работе с аккумуляторами следует учитывать то, что внутри капота современных машин находится много разных электронных приспособлений. Важно добраться до АКБ, не повредив их. Хотя, по идее, производители учитывают возможность зарядки одного автомобиля от другого, и места для прикуривания должно быть достаточно. На батарее легко найти две клеммы: плюсовую и минусовую, причем, плюсовая клемма всегда выглядит больше.
Для того, чтобы осуществить процесс зарядки севшего аккумулятора от автомобиля-донора, понадобятся два толстых провода с крепкими и широкими зажимами с площадью сечения каждого не меньше 10мм 2 . Провода должны быть не менее 1,5 метров в длину и обязательно иметь плотную резиновую оплетку, иначе они не выдержат условий низких температур. Более тонкие провода использовать не рекомендуется, потому что при подаче сильного тока они могут просто перегореть. Сила тока, устанавливаемая перед его подачей, должна составлять не менее 200 А.
Лучше всего использовать профессиональные провода с широкими зажимами и стандартными цветами, принятыми в электронике: красный провод — это «плюсовой» полюс, а черный — «минусовой». Широкие зажимы обеспечивают наилучшую степень контакта, а большое сечение профессиональных проводов наиболее правильно передает ток.
После того, как будет найден водитель, который согласится помочь, можно совместно перейти к следующим действиям:
- «плюсовой» зажим вначале зафиксировать на плюсовой клемме АКБ автомобиля, принимающего помощь;
- «плюсовой» зажим также зафиксировать на плюсовой клемме АКБ машины-«донора»;
- подсоединить «минусовые» провода строго в той же последовательности «принимающий — донор», постоянно следя за полярностью;
- не допускать соприкасания проводов между собой;
- завести двигатель автомобиля-«донора» на 10-15 минут;
- на протяжении всего процесса не отсоединять провода;
- завести двигатель принимающего автомобиля только после истечения времени в 10-15 минут, заглушив перед этим «донорский» двигатель;
- снять зажимы с клемм, не заглушая двигатель принимающей машины, по принципу — «минус» с донора, «минус» с принимающего, «плюс» с донора и «плюс» с принимающего;
- пусть двигатель принимающей машины работает еще несколько минут до полноценного окончания процесса.
Метод толкания автомобиля
Не менее старый и традиционный способ «раскачки» аккумуляторной батареи, позволяющий в короткий срок завести двигатель. Однако на современном этапе важно учитывать, что он подходит только для автомобилей, оснащенных механической коробкой передач.
Суть способа: после разрядки в любом аккумуляторе остается еще определенное количество энергии, которой должно быть достаточно для того, чтобы запустить стартер. Можно попросить о помощи людей, которые проходят мимо. Когда двигатель заведется, его следует не выключать сразу, а какое-то время ездить по дороге, чтобы максимально «раскачать» аккумулятор. Существуют и более экстремальные методы, как завести машину, если сел аккумулятор.
Как зарядить аккумулятор в экстренных случаях
Безусловно, такие способы могут выручить тогда, когда автомобилист находится в черте города или на оживленной трассе, где шансы встретить потенциальных помощников достаточно велики. Но как можно зарядить АКБ, если водитель оказался в каком-нибудь глухом месте, а аккумулятор перестал работать?
В данном случае существует несколько подручных методов «оживления» аккумулятора, например:
- экстренный запуск двигателя с помощью обычной батарейки;
- просто встряхнуть аккумулятор несколько раз.
Любую обычную батарейку можно вынуть из фонарика, либо из телефона. Затем открыть капот машины и отыскать проводок, который ведет от АКБ к генератору, подающему нужный сигнал во время поворота ключа зажигания. Проводок следует разорвать, а на его место вставить батарейку. Автомобиль хорошенько подтолкнуть. Если есть возможность, лучше толкнуть его с горки, потом запрыгнуть в него на ходу и быстро повернуть ключ. Батарейку убрать после того, как двигатель заведется, не выключая его. Конечно, такой способ требует определенной быстроты реакции, но, когда нет другого выхода, может получиться абсолютно все.
Если аккумулятор свинцово-кислотный с жидкостью внутри, можно достать его из капота автомобиля и осторожно встряхнуть несколько раз для того, чтобы жидкие составляющие равномерно распределились по всему его корпусу. Разумеется, при этом важно соблюдать максимально возможную технику безопасности.
Изготовление самодельного зарядного устройства
Если у водителя есть достаточно времени и соответствующие условия, можно попробовать сделать простое устройство самостоятельно.
Изготовление самодельной зарядки увенчается успехом в том случае, если имеются такие составляющие:
- обычная лампочка (от 60 до 200 ватт);
- диод-полупроводник;
- проводки с клеммами со штекером для розетки.
Чем больше показатель мощности у лампочки, тем быстрее будет заряжаться АКБ автомобиля. Однако не стоит использовать лампочку с показателем мощности больше, чем 200 ватт: может перегореть не только полупроводник, но и батарея. Прикасаться незащищенными руками к любому элементу выстраиваемой цепи можно только в том случае, если она отсоединена от источника питания. Важно помнить о том, что цепь будет находиться под очень большим напряжением.
Полупроводниковый диод необходим для того, чтобы во время процесса зарядки переменный ток преобразовывался в постоянный. При составлении схемы нужно учитывать то, что диод будет забирать половину переменного тока, поэтому мощность горящей лампочки будет составлять вдвое меньше.
Продолжительность такой зарядки, в среднем, составляет около десяти часов.
Если в данный момент нет времени на то, чтобы заряжать аккумулятор в течение нескольких часов, а нужно срочно «оживить» его, можно воспользоваться очень простой схемой изготовления «быстрооживляющего» зарядного устройства.
Изготовление ЗУ с помощью «зарядника» от ноутбука
Для этого понадобятся:
Суть заключается в том, чтобы подать напряжение с зарядного устройства на аккумулятор. Для этого плюсовой полюс с внутреннего контакта зарядного устройства от ноутбука нужно подключить к мультиметру. Мультиметр, работающий в режиме амперметра, нужен для того, чтобы отслеживать, на каком токе идет зарядка. Далее «плюс» ведется с мультиметра к лампочке (в среднем, мощностью 20 Вт), а от лампочки проводок подсоединяется уже непосредственно на плюсовую клемму аккумулятора.
Минусовой полюс от зарядного устройства для ноутбука прямо подсоединяется к минусовой клемме АКБ.
Если собрать такую несложную схему, то быстро подзарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях можно в течение 30 минут.
Кстати, если аккумулятор разрядился на морозе, его работоспособность можно быстро восстановить, если просто занести его в теплое помещение. При этом не стоит торопиться и, тем более, нельзя проводить никаких экспериментов с использованием горячей воды или кипятка. Отогревать АКБ нужно осторожно и постепенно.
Любой опытный водитель всегда сможет ответить на вопрос о том, как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства. Многие автомобилисты с удовольствием рассказывают об этом и делятся своим опытом с начинающими. Для того чтобы применить тот или иной метод, важно всегда учитывать такие факторы, как окружающая обстановка, возможность обратиться к кому-либо за помощью, а также собственная смекалка и изобретательность.
Как и чем можно зарядить аккумулятор автомобиля если нет зарядника
Очень часто по тем или иным причинам аккумулятор оказывается разряженным, причём совсем неожиданно. Что делать, если мы оказались в такой ситуации, а зарядника под рукой нет? В этой статье мы выясним, как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства, и решим вопрос несколькими общедоступными методами.
Признаки разряженной АКБ
Выяснить, что автомобильный аккумулятор разряжен, будет несложно. Вот основные признаки того, что аккумулятор сел:
- Во время пуска двигателя стартер крутит с натугой, при этом лампочки на приборной панели «притухают».
- При попытке пуска стартер не прокручивает двигатель вовсе, но из-под капота слышны щелчки втягивающего реле.
Важно! Оба признака являются прямыми лишь в том случае, если клеммы батареи и наконечники на них в порядке и обеспечивают надёжный контакт. Поэтому прежде, чем зарядить аккумулятор, потребуется проверить состояние клемм и при необходимости почистить их.
Способы зарядки
А теперь рассмотрим способы зарядки АКБ без зарядного устройства. Как уже указывалось выше, таких способов существует немало, но сразу определимся, что некоторые из них подразумевают работу с сетевым напряжением и требуют соблюдения техники безопасности. Итак, посмотрим, как можно зарядить аккумулятор подручными средствами.
С помощью зарядки от ноутбука
Если в нашем распоряжении есть 19-вольтовое зарядное устройство (блок питания) для ноутбука, то в экстренном случае можно попытаться использовать его.
Конечно, полная зарядка севшей батареи таким способом займёт много времени, но подзарядить АКБ для одного-двух пусков двигателя этим методом будет реально. Ещё нам понадобятся провода, которые есть в каждом гараже, и автомобильная лампа головного света. Снимаем с АКБ один наконечник и собираем следующую несложную схему:
Здесь лампа представляет собой балластное сопротивление, ограничивающее ток на уровне 1,5–2 А в зависимости от степени разрядки АКБ. Чем мощнее лампа и чем сильнее батарея разряжена, тем ток будет выше. Конечно, 1,5 А для зарядки аккумулятора ёмкостью 60–70 А·ч маловато, но за несколько часов метод поможет «разбудить» АКБ, простоявшую ночь на холоде, и подзарядить до такой степени, что она запустит двигатель.
Важно! Чрезмерно увеличивать зарядный ток не нужно. Это, конечно, ускорит зарядку, но может перегрузить БП ноутбука, и он либо уйдёт в защиту, либо выйдет из строя. На фото выше, к примеру, БП не сможет выдать ток более чем 3,42 А.
Если вам интересен такой метод, то подробнее о нём можно почитать в статье.
От сети 220 вольт
А теперь выясним, как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях без зарядки непосредственно от сети 220 В. Метод достаточно быстрый, но, как указано выше, небезопасный, поскольку во время зарядки на всех узлах устройства и на самой батарее появляется опасное для жизни сетевое напряжение.
Для изготовления этого несложного зарядного устройства потребуется лампа с рабочим напряжением 220 В (о её мощности поговорим позже), провода и выпрямительный диод, рассчитанный на ток не менее 10 А и выдерживающий обратное напряжение не ниже 400 В. Подойдёт, например, отечественный диод Д246 (Д246А). Схема зарядного устройства выглядит так:
Здесь лампа играет роль ограничителя тока, а диод выпрямляет сетевое напряжение переменного тока, делая из него однополярное пульсирующее. При сборке схемы особое внимание нужно обратить на полярность включения диода. Он должен быть подключен катодом к плюсовой клемме аккумулятора. У диодов Д246 анодный вывод предназначен под пайку, а катодный оснащён резьбой.
Какой мощности лампа нам нужна? Займёмся несложными расчётами. Диод, срезая одну полуволну, понижает действующее значение напряжения примерно вдвое. Таким образом, напряжение, приложенное к лампе, с вычетом падения напряжения на батарее составит примерно 100 В.
Предположим, мы используем лампу мощностью 150 Вт и с рабочим напряжением 220 В. В этом примере ток, протекающий через неё, при нормальном напряжении питания будет составлять I = Р : U = 150 : 220 = 0,7 А. Напряжение на лампе в нашем зарядном устройстве снижено до 100 В, значит, ток, протекающий через лампу, теоретически снизится более чем вдвое. Этого явно мало для более-менее нормальной зарядки АКБ. Но здесь лампа будет гореть с недонакалом, а значит, сопротивление её плохо прогретой спирали будет существенно ниже, чем разогретой. Тогда средний ток через АКБ составит около 1 А.
Неплохо, но для быстрой зарядки всё равно мало. Поэтому увеличиваем мощность лампы до 500 Вт и получаем зарядный ток порядка 3–3,5 А, а импульсный — около 6 А. Совсем другое дело. Подзарядить таким током АКБ можно за пару часов. Если нет 500-ваттной лампы, можно собрать батарею из нескольких маломощных ламп, соединив их параллельно. При этом мощность такой батареи будет равняться сумме мощностей всех ламп.
При первом включении схемы последовательно с батареей стоит включить амперметр с током полного отклонения 10 А, чтобы проверить правильность расчётов. Делать это нужно при отключенном от сети устройстве. Если зарядка в работе, ни в коем случае не касаемся руками элементов схемы и клемм самой батареи. Во время зарядки контролируем напряжение на клеммах. Если оно достигнет напряжения 13,8 В, зарядку прекращаем.
Важно. Во время зарядки контролируем не только напряжение на клеммах батареи, но и её температуру. Если АКБ начала нагреваться, уменьшаем мощность лампы. То же самое делаем, если АКБ начала бурно «кипеть».
Схема, как мы убедились, проста и может быть собрана из подручных материалов, но она имеет один существенный недостаток — очень низкий КПД, который для этого зарядного устройства составляет порядка 10 %. Если есть желание увеличить КПД, то вместо лампы можно использовать гасящий конденсатор. В цепях переменного тока такой конденсатор представляет собой реактивное сопротивление, которое тем больше, чем ниже частота тока и меньше ёмкость конденсатора. А чем больше сопротивление, тем ниже ток.
В зависимости от того, какой ток нам нужен, выбираем ёмкость конденсатора из диапазона 5–10 мкФ. При этом конденсатор должен быть бумажным или плёночным, обязательно неполярным и рассчитан на рабочее напряжение не ниже 400 В. Правила техники безопасности при использовании такой конструкции те же, что и с лампой. Полярность включения конденсатора соблюдать не нужно.
Полезно! Если конденсатор нужной ёмкости найти не удалось, то можно собрать батарею из нескольких приборов, включив их параллельно. При этом ёмкость батареи будет равняться сумме ёмкостей всех включённых в неё конденсаторов. Естественно, все конденсаторы должны быть рассчитаны на рабочее напряжение не менее 400 В.
От генератора автомобиля
Любое транспортное средство оснащено генератором, поэтому зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства можно и от него. Но чтобы зарядить АКБ таким методом, необходимо запустить двигатель, а чтобы запустить двигатель, нужен хороший аккумулятор. Как разорвать этот замкнутый круг? Для этого нужно как-то запустить двигатель машины с разряженным штатным аккумулятором. Как это сделать? Способов много.
С «толкача»
Расталкиваем машину в одиночку (тяжело) или с помощниками (прохожими). Когда машина начнёт бодро катиться, прыгаем в кабину, включаем зажигание, отключаем сцепление, включаем вторую или третью передачу, отпускаем педаль сцепления. Колёса исполнят роль стартера, а энергией систему зажигания не сможет обеспечить только батарея, разряженная «в ноль».
Заводимся, выжимаем сцепление, отключаем передачу и «тарахтим» минут 10–15, выдерживая скорость вращения коленвала в пределах 1 500–2 000 об/мин (контролируем по тахометру). Аккуратно трогаемся и едем по делам — дальнейшая зарядка АКБ пройдёт в пути.
Важно! Если до пункта назначения не очень далеко, то либо дольше «тарахтим» на месте, либо едем на пониженной передаче, выдерживая повышенные обороты двигателя, чтобы генератор успел хоть как-то подзарядить батарею за короткое время.
Метод буксировки
Есть и ещё один вариант пуска двигателя — «через колёса». Просим соседа–автолюбителя или просто другого участника движения взять нас на буксир. Когда машины более-менее разгонятся, включаем передачу и запускаем двигатель так же, как и с толкача. Метод хорош тем, что не требует физических усилий, а значит, им сможет воспользоваться даже хрупкая девушка.
Здесь отметим, что запустить двигатель с толкача или методом буксировки можно только на автомобилях, оснащённых механической коробкой переключения передач. С «автоматом» этот метод не сработает.
Метод «прикуривания»
Для реализации этого способа понадобится автомобиль с исправным аккумулятором (донор) и специальные провода сечением не менее 16 кв. см и с зажимами «крокодил» на обоих концах. Методика «прикуривания» следующая. Проводами соединяют батареи донора и реципиента — автомобиля с разряженной батареей — по следующей схеме. Зажигание на эти автомобилях должно быть выключено.
После этого реципиент включает зажигание и запускает двигатель при помощи батареи донора. Как только автомобиль запустится, провода снимают, а мы сможем зарядить свой севший аккумулятор от собственного генератора (см. выше).
Важно! Используя этот метод, стоит учесть, что ёмкость батареи донора не должна быть меньше ёмкости батареи реципиента. Иначе мы просто разрядим батарею донора, но так и не запустимся.
Если проводов для прикуривания нет, то можно просто временно заменить свою разряженную батарею на АКБ донора, запуститься и, не глуша двигатель, вернуть свой аккумулятор на место.
От другого автомобиля
Этот способ похож на «прикуривание», только подразумевает не пуск автомобиля с разряженным аккумулятором, а подзарядку его батареи. Берём провода для «прикуривания», соединяем исправный и разряженный аккумуляторы по схеме, показанной выше. Затем двигатель запускает донор и, работая на повышенных оборотах, своим генератором подзаряжает севший аккумулятор.
Минут через 10–15 донор глушит двигатель, провода снимаем, и можно попробовать запуститься от родной аккумуляторной батареи. Окончательную зарядку АКБ можно будет сделать во время поездки, а лучше — при помощи стационарного зарядного устройства, когда мы доберёмся до гаража.
Вот мы и выяснили, как можно подзарядить внезапно севший аккумулятор, если под рукой нет зарядного устройства. Будем надеяться, что какой-нибудь из методов нам пригодится и выручит в, казалось бы, безвыходной ситуации.