Где находится датчик температуры двигателя ваз 2109. замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Проверка и демонтаж датчика включения вентилятора для авто семейства ВАЗ

Print this article Font size 16

На любом автомобиле, включая ВАЗ 2109, датчик температуры охлаждающей жидкости играет огромную роль, поскольку во многом обеспечивает должную, эффективную работу охладительной системы мотора.

Расположение

Чтобы отремонтировать или поменять датчик температуры ОЖ, первым делом необходимо знать о его расположении.

В автомобилях ВАЗ 2109 ДТОЖ располагается между термостатом и головкой блока цилиндров. Устройство имеет два контакта, один из которых служит для показаний ЭБУ, а второй обеспечивает включение вентилятора.

Стоит также отметить, что возле ДТОЖ располагается одноконтактный датчик, которые достаточно часто путают между собой.

Основная функция ДТОЖ заключается в охлаждении жидкости. Чем холоднее она будет, тем богаче окажется поступаемая в двигатель топливовоздушная смесь.


Расположение

Описание ДТОЖ и ДВВ

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости и включения вентилятора в 2109 с двигателем инжектор или карбюратор, что делать, если устройство не работает? Для начала разберем основные вопросы касательно предназначения, устройства и принципа действия.

Предназначение и функции

Основное назначение ДВВ заключается в активации и деактивации вентилирующего устройства на радиаторе двигателя с целью охлаждения силового агрегата. Устройство включает и отключает вентилятор в учетом температуры жидкости в охладительной системе. На инжекторных машинах это ДТОЖ, включение и выключение вентилятора контролирует мозг по показаниям этого датчика.

Что касается контроллера ТОЖ в ВАЗ 21093, то этот девайс предназначается для выведения показаний о температуре антифриза на приборной панели автомобиля в салоне. С его помощью водитель может узнать о возможном перегреве силового агрегата.

Место расположения

Что касается расположения, то в моделях 2108, 2109 и 21099 ДТОЖ располагается между головкой блока цилиндров мотора и термостатом, в частности, на впускном шланге. ДВВ устанавливается в резьбовое отверстие расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Если смотреть по ходу движения авто, то емкость с хладагентом устанавливается справа.

Принцип работы

Для начала рассмотрим принцип действия контроллера температуры антифриза. Этот девайс являет собой термистор-резистор, работающий с отрицательным коэффициентом. Величина сопротивления в данном случае может быть измерена в результате снижения или роста температурного диапазона. Когда происходит нагрев двигателя автомобиля, сопротивление на устройстве уменьшается, а когда силовой агрегат остывает, то эта величина увеличивается. К примеру, когда двигатель полностью прогрет, значение сопротивления на девайсе составляет 180 Ом, а при низких отрицательных температурах (-40 градусов) этот показатель увеличится до 100700 Ом.

Когда водитель активирует зажигание, повернув ключ в замке, управляющий модуль (ЭБУ) начинает подавать напряжение на контроллер с помощью резистора. Сам ДТОЖ, как сказано выше, это термистор, соответственно, поступающее напряжение поменяется в соответствии с температурой жидкости. Когда данная величина снижается, управляющий модуль анализирует это, в соответствии с чем определяется нужный объем топлива для впрыска в цилиндры. При прогреве автомобильного мотора объем топлива, использующегося для впрыска, будет падать.

Что касается ДВВ, то он устанавливается в разрыв отрицательного кабеля, который подключен к реле активации вентилирующего устройства в блоке предохранителей. Когда температурное значение увеличивается до 99 градусов, на контактах контроллера происходит замыкание благодаря биметаллической пластине. В итоге ток через девайс поступает на реле, расположенное в блоке, откуда он подается на электрический двигатель устройства на вентиляторе, в конечном итоге происходит активация последнего (автор видео — канал AndRamons).

В «Девятках», выпущенных после 1998 года и оборудованных предохранительными блоками от ВАЗ 2114, реле на данном участке цепи отсутствует. Поэтому сам регулятор также монтируется в разрыв минусового кабеля, но только того, который подключается напрямую к вентилятору. Замыкание в этом случае происходит при аналогичной температуре. Если же антифриз охлаждается, то пластина размыкает контакты, в результате чего электрический двигатель отключается.

Неисправности

Существует несколько основных неисправностей, которые приводят к выходу из строя датчика температуры охлаждающей жидкости. А именно:

  • Внутри датчика имеется электрический контакт, который может порваться либо покрыться трещинками. Если контакт порван, это приводит к полному сгоранию регулятора. При наличии трещин датчик еще может функционировать, но отсутствие должного контакта не позволяет передавать точную информацию об охлаждающей жидкости;
  • Нарушена изоляция датчика. При плохой изоляции проводки возникают замыкания. Они, в свою очередь, становятся причиной сгорания устройства;
  • Около датчика обрываются провода. Из-за этого регулятор не может включать вентилятор, что приводит к перегреву автомобиля.

В летний период времени отказ в работе ДТОЖ замечают редко, но зимой существенно усложняется запуск мотора.

Признаки поломки

Как можно определить, что датчик температуры ОЖ перестал нормально работать или перегорел полностью?

  1. Вентилятор охлаждения включается произвольно даже при нормальной температуре двигателя. Но на самом деле вентилятор должен включаться только тогда, когда силовой агрегат перегревается.
  2. На горячую сложно завести мотор. Система охлаждения отвечает за регулирование температуры, но неисправный датчик не позволяет получить объективные данные и сигнал о запуске того или иного режима работы.
  3. Заметно повышается расход топлива. Это вызвано перегрузкой двигателя, которому приходится ехать при повышенных температурах. Из-за этого растет потребление горючего.

Прежде чем делать окончательные выводы относительно поломки или нарушения работоспособности ДТОЖ на ВАЗ 21099, обязательно проведите проверочные мероприятия.

Диагностика неисправности

Как оказалось, что дело может быть как в датчике охлаждения, так и в самом указателе. А еще дело может быть в электроцепи. Делать было нечего, нужно было все проверить. Оказалось, что датчик охлаждения ввернут в блок цилиндров и доступ к нему есть. Именно с него я и решил начать, так как не хотел снимать приборную панель.

Читайте также:
Замена габаритов lada 21122 (ваз 21122) своими руками

К датчику охлаждения подходит всего один “минусовой” провод. Для начала проверки, провод нужно отсоединить от клеммы и присоединить к кузову автомобиля. Я завел машину и стрелка зашевелилась. Значит дело именно в датчике. Принцип его работы довольно прост.

Датчик вкручивается в блок цилиндров. Он имеет форму конуса. Также есть полупроводниковый терморезистор и пружина. Пружина упирается с одной стороны в терморезистор, другой в основание датчика. Есть еще уплотняющая прокладка.

Перед тем, как снять датчик, нужно было слить охлаждающую жидкость. Но ее в радиаторе у меня уже не было. А также откинуть клемму с аккумулятора. С помощью ключа на 21, датчик легко выкрутился. По совету товарища, я решил сделать еще одну проверку. В кастрюльку я налил антифриз и поставил нагреваться. Также я опустил в жидкость щупы вольтметра. Жидкость нагревалась, но показатели не менялись. Значит, точно датчик неисправен.

Хорошо, что магазин с запчастями был не далеко. Новый датчик я тоже решил проверить в кастрюле, для чистоты эксперимента. При нагревании показатели вольтметра менялись.

Проверка

Сегодня автовладельцы ВАЗ 2109 применяют два способа для проверки состояния датчика температуры охлаждающей жидкости. Скажем сразу, что второй более надежный, но первый легче. Каким из представленных ниже методов воспользоваться, решайте сами.

Согласно таблице, проверьте, соответствует ли сопротивление требуемому при той или иной температуре ОЖ или простого кипятка.

Температура (в градусах Цельсия) Сопротивление (Ом)
100 градусов 177
80 градусов 332
60 градусов 667
40 градусов 1459
20 градусов 3520
0 градусов 9420
-20 градусов 28680
-40 градусов 100700

При наличии отклонений от нормы делаем вывод, что датчик уже не выполняет свои функции должным образом, потому требует обязательной замены.


Замена

Установка датчика

Установка датчика трудностей не вызвала. Достаточно вкрутить его в блок цилиндров и присоединить “минусовой” провод. После этого нужно залить охлаждающую жидкость в радиатор и подключить аккумулятор. По сути, из инструментов нужны:ключ на 21 и вольтметр (на всякий случай).

Поставив машину на прогрев, какое то время спустя я увидел, что стрелка двигается.Хочу заметить, что если на Вашем ВАЗе стоит карбюратор, то все действия, которые я описал можно смело повторять, так как процесс замены датчика там аналогичен.

Замена

Заменить ДТОЖ своими руками на инжекторном ВАЗ 2109 не сложно. Следуйте пошаговой инструкции, чтобы решить возникшие проблемы.


Снятие устройства

  1. Первым делом проверьте состояние предохранителей. Не редко они перегорают, что становится причиной отказа в работе датчика температуры охлаждающей жидкости.
  2. Дождитесь, пока автомобиль полностью остынет. Проводить замену ДТОЖ на горячем двигателе ни в коем случае нельзя.
  3. Отключите провода, идущие на ваш ДТОЖ. Только делать это нужно в ситуации, когда при включении зажигания стрелка показателя температуры начинает резко поднимается вверх и порой доходит до максимального уровня.
  4. Если же изменений со стрелкой не происходит, виной всему не сам датчик, а провод, идущий к нему.
  5. Если при включении зажигания стрелка начинает опускаться, датчик температуры ОЖ вышел из строя и нуждается в замене.
  6. Снимать половину агрегатов, чтобы добраться до ДТОЖ, не приходится. Доступ к устройству свободный, проблем возникать не должно.
  7. Слейте охлаждающую жидкость из системы. Это отличный повод заодно поменять тосол на новый, если в этом есть необходимость. Если же охлаждающая жидкость свежая, для слива используйте чистую емкость.
  8. Отключите проводку от датчика.
  9. С помощью торцевой головки выкрутите регулятор, чтобы его без проблем снять рукой.
  10. Зачистите место посадки устройства. Так обычно накапливается приличное количество грязи, пыли, которые могут стать причиной некорректной работы нового датчика температуры тосола.
  11. Для очистки воспользуйтесь любой ветошью, которая не оставляет после себя ворс, нитки.
  12. Обработайте гнездо обезжиривателем.
  13. Вставьте новый регулятор. Ошибка многих заключается в том, что якобы для повышения надежности установки они уплотняют датчик герметиком. Делать этого не стоит, поскольку так ДТОЖ может работать только хуже.
  14. Верните на место питающий провод. Только если проверка показала, что в нем есть обрыв или он поврежден, провод лучше сразу заменить. Ремонтировать его изолентой не советуем.
  15. Залейте охлаждающую жидкость обратно в систему. Даже если вы меняли ОЖ пару месяцев назад, лучше заодно заменить ее на свежую. Хуже от этого точно не будет.
  16. Запустите мотор, проверьте в действии новый датчик ТОЖ.

Самостоятельная замена ДТОЖ — процесс достаточно простой. Вам не придется тратить деньги на услуги автосервиса, плюс получите необходимый опыт по ремонту автомобиля своими собственными руками.

Датчик

Не спешите сразу менять вентилятор. Не редко проблема заключалась в датчике, реле, предохранителях или просто в нарушенной проводке. Первым делом проверим датчик, а также расскажем об особенностях его замены.

Датчик включения вентилятора располагается в нижней части радиатора. От него отходит пара проводов.


Искомое устройство

Точная проверка

Дабы не торопиться с выводами, специалисты сначала советуют проверить датчик на предмет работоспособности.

  1. Если вентилятор не хочет включаться по стандартной схеме, попробуйте замкнуть между собой провода, которые идут на датчик. Если вентилятор заработал, а датчик горячий, проблема кроется в нем. При горячем радиаторе во время проверки корпус датчика может оказаться теплым. Это говорит о том, что следует проверить состояние термостата и уровень ОЖ в бачке. Возможно, придется поменять и долить соответственно.
  2. Если после замыкания проводов вент не включается, звука сработавшего реле не наблюдается, проверьте состояние реле и предохранителя. Он под номером 4 в монтажном блоке.
  3. Замкнув провода, вентилятор не запустился, но сработало реле. Тут следует проверить предохранитель под номером 8.
  4. При произвольном запуске вента на холодном двигателе он долгое время не выключается, попробуйте отключить от датчика один проводок. Если вентилятор остановился, контакты датчика залипли. Если же вент продолжает крутить, залипание произошло на контактах управляющего реле.
Читайте также:
Замена генератора lada 21121 (ваз 21121) своими руками

Обнаружив, что регулятор вышел из строя, не остается ничего другого, кроме как поменять датчик активации вентилятора радиатора.

Замена датчика

Поменять датчик достаточно просто:

  • Выключите зажигание;
  • Слейте жидкость охлаждения из расширительного бачка;
  • От клеммной колодки датчика отключите пару проводов;
  • Гаечным ключом на 30 выкрутите регулятор со своего посадочного места. Прикладывать большое усилие не стоит, рискуете нарушить посадочное гнездо;
  • Следуя в обратной последовательности, поставьте новый датчик.


Отключение датчика
Можно поменять датчик без слива жидкости охлаждения. Для этого нужно быстро выкрутить старый регулятор и на его место вкрутить новый. Небольшая часть ОЖ выльется, но зато не придется долго ее сливать, а затем заливать обратно.

Датчик температуры двигателя ваз 2109 карбюратор

08.03.2021 10 255 ВАЗ 2109

Каждый двигатель автомобиля оборудуется устройством измерения температуры силового агрегата. Этот компонент позволяет водителю вовремя выявить перегрев и устранить эту проблему. Что представляет собой датчик включения вентилятора на автомобиле ВАЗ 2109 с двигателем карбюратор, каково его устройство и как его заменить, — читайте далее.

Месторасположения

Начинающие автолюбители спрашивают, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2109. Он находится между прибором для поддержания постоянной температуры и цилиндрами. К нему подведены два проводника. Один требуется для определения показаний блока управления. Второй запускает вентилятор. Если датчик нашли, то можно приступать к его замене. Но перед этим необходимо разобраться, как определить, что ДТОЖ нужно поменять.



Проверка датчика


Ваз 21093 датчик температуры охлаждающей жидкости

Есть два способа проверки. Чтобы проверить датчик температуры первым способом, следует:

  • ​ Подсоединить «минусовой» конец вольтметра к двигателю.
  • ​ Включить зажигание.
  • ​ С помощью вольтметра определить, какое напряжение выделяется в процессе езды на машине.
  • ​ Важно, чтобы это напряжение составляло не меньше 12 В (при заряженном аккумуляторе).

Примечание: в противном случае придется либо ремонтировать, либо менять датчик на новый.

Ваз 21093 датчик охлаждающей жидкости

Второй способ проверки является более надежным. Для его осуществления надо:

  • ​ Выставить мультиметр в режим вольтметра. Измеряться напряжение должно в пределах от 100 Ом до 10 кОм.
  • ​ Взять термометр, который способен изменять температуру до 100 градусов и выше.
  • ​ Опустить датчик в емкость с охлаждающей жидкостью.
  • ​ Подогреть его. При этом следует постоянно следить за температурой, в чем и поможет термометр.
  • ​ Измерить сопротивление датчика при различных температурах.

Примечание: этот способ можно слегка видоизменить. В емкость залить кипяток и погрузить в нее только рабочую часть датчика. Следить за сопротивлением датчика по мере остывания воды.

Как понять, что есть неисправность

  1. Плохо заводится холодный двигатель. Подобная ситуация характерна для автомобилей оснащенных карбюраторными двигателями. Например, на ВАЗ-2109 карбюратор заводится и сразу глохнет. Чтобы холодный мотор нормально работал, требуется «подгазовка». Многие спрашивают, почему подобное происходит. Все достаточно просто — датчик передает на контроллер неправильные показания.
  2. Плохо заводится прогретый двигатель. Датчик может передавать заниженные показатели. Чтобы запустить холодный мотор, нужно больше топлива. В свою очередь, в прогретый движок будет поступать слишком много бензина. Также может появиться ошибка P0172 «Богатая смесь». Она характерна только для машин, оснащенных инжекторными движками.

  • Вентилятор беспорядочно работает. На первый взгляд может показаться, что с мотором все в порядке, но резко происходит включение вентилятора. При этом датчик температуры начинает показывать хаотичные показания. Например, температура повысилась на 2 градуса, а ДТОЖ показывает, что на все 10.
  • Датчик температуры Ваз 2109

    Если Вы обратили внимание на то, что указатель температуры охлаждающей жидкости показывает некорректное значение, то существует необходимость его проверки. Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен для контроля температуры двигателя. Конечно, на работу системы охлаждения у данного автомобиля этот датчик никак не влияет. На работу системы охлаждения влияет термостат и датчик на радиаторе, который включает вентилятор охлаждения радиатора при температуре охлаждающей жидкости более 90 градусов. Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен только для индикации температуры двигателя на панели приборов девятки. Однако, это тоже важно, Вы как водитель должны знать температуру двигателя.


    Датчик температуры

    Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термосопротивление, то есть электрический элемент, который меняет свое сопротивление в зависимости от температуры. В руководстве по эксплуатации машины написано, что для проверки датчика температуры охлаждающей жидкости его необходимо снять, потом опустить в стакан с водой известной температуры и измерять его сопротивление. Как всегда разработчики пошли самым сложным путем: чтобы достать датчик из двигателя необходимо слить тосол до уровня датчика (а это сделать не очень то и просто,учитывая,что придется снимать какой-нибудь шланг для слива), идти куда-то греть воду проверять потом идти обратно к машине, вкручивать датчик на место и снова заливать охлаждающую жидкость.

    Можно сделать гораздо проще: взять три резистора — один 600 Ом, второй 160 Ом, третий 100 Ом. Эти резисторы и будут у нас имитировать датчик температуры. Открываем капот, снимаем фишку с датчика температуры и подносим её к аккумулятору. Резистор 600 Ом одним концом вставляем в массу аккумулятора, на другой конец насаживаем фишку датчика.

    Читайте также:
    Замена датчика скорости лада xray: своими руками


    Проверяем датчик температуры Ваз 2109

    Идем в салон и включаем зажигание — стрелка указателя температуры должна показать около 50 градусов.


    Смотрим показания указателя температуры

    Затем вместо резистора 600 Ом вставляем резистор 160 Ом — стрелка указателя температуры должна показывать 90 градусов.


    Проверка датчика температуры


    Смотрим показания указателя температуры

    На третьем резисторе номинала 100 Ом стрелка указателя температуры должна показывать больше 100 градусов. Если при подключении резисторов и их смене указатель температуры показывает приведенные выше значения (могут немного отличаться) — значит провод от датчика к указателю, и сам указатель исправны. Обратите внимание,если при езде на автомобиле более 10 минут, то есть на наверняка прогретом двигателе, но указатель не показывает температуру — значит у Вас действительно неисправен датчик температуры и его необходимо заменить, стоит он недорого, порядка 2-3 $ и продается в любом автомагазине. Если же Вы подключаете резисторы между массой и разъемом датчика, и при включенном зажигании стрелка мертво стоит на месте — то дело тут не в датчике. Необходимо проверить провод от датчика к указателю и сам указатель температуры.

    Почему датчик выходит из строя

    1. Внутри ДТОЖ находятся несколько контактов. Иногда один из проводников может покрыться трещинами, и тогда наблюдается плохой контакт с электронным блоком управления. Регулятор перестает правильно передавать показания.
    2. При нарушении изоляции проводников происходит замыкание. Показания температуры начинают скакать. Контроллер не может обработать сигнал.
    3. При обрыве проводов не запускается вентилятор. С учетом повышенной температуры жидкости в охладительной системе, двигатель может заглохнуть.

    Проверка на правильную работу ДТОЖ

    Инструкция для проверки работоспособности:

    1. Подключить к движку минусовый провод вольтметра.
    2. Завести транспортное средство.
    3. С помощью вольтметра проверить, какое напряжение наблюдается во время поездки на машине.
    4. Нормальное значение — это 12 вольт (при учете, что аккумуляторная батарея имеет полную зарядку).
    5. Если номинальное значение ниже, то рекомендуется заменить ДТОЖ.

    Инструкция по замене

    Заменить ДТОЖ на ВАЗ-2109 (инжектор) достаточно просто, все можно сделать своими руками, необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

    1. Сначала следует провести проверку предохранителей. Если они перегорели, то именно из-за них ДТОЖ показывает неправильные значения. Если предохранители не перегорели, нужно переходить к следующему шагу.
    2. Необходимо дождаться охлаждения двигателя. Затем требуется слить жидкость из охладительной системы.
    3. Далее нужно отключить все провода, идущие к ДТОЖ.

  • Используя торцевую головку, выкрутить терморегулятор и вынуть его из отверстия, находящегося в патрубке.
  • С помощью тряпки и очистителя нужно обработать отверстие, куда крепится ДТОЖ. Если обработку не проводить, то вновь могут возникнуть перепады температуры.
  • Далее нужно поставить новый датчик и подключить к нему проводник.
  • Залить в радиатор тосол.
  • Проверить работу двигателя.

    Терморегулятор на ВАЗ-2109 можно поменять самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. В основном, неполадки происходят из-за обрыва провода или плохого контакта. Первый признак поломки — хаотичное включение вентилятора.

    Неисправности

    Существует несколько основных неисправностей, которые приводят к выходу из строя датчика температуры охлаждающей жидкости. А именно:

    • Внутри датчика имеется электрический контакт, который может порваться либо покрыться трещинками. Если контакт порван, это приводит к полному сгоранию регулятора. При наличии трещин датчик еще может функционировать, но отсутствие должного контакта не позволяет передавать точную информацию об охлаждающей жидкости;
    • Нарушена изоляция датчика. При плохой изоляции проводки возникают замыкания. Они, в свою очередь, становятся причиной сгорания устройства;
    • Около датчика обрываются провода. Из-за этого регулятор не может включать вентилятор, что приводит к перегреву автомобиля.

    В летний период времени отказ в работе ДТОЖ замечают редко, но зимой существенно усложняется запуск мотора.

    Признаки поломки

    Как можно определить, что датчик температуры ОЖ перестал нормально работать или перегорел полностью?

    1. Вентилятор охлаждения включается произвольно даже при нормальной температуре двигателя. Но на самом деле вентилятор должен включаться только тогда, когда силовой агрегат перегревается.
    2. На горячую сложно завести мотор. Система охлаждения отвечает за регулирование температуры, но неисправный датчик не позволяет получить объективные данные и сигнал о запуске того или иного режима работы.
    3. Заметно повышается расход топлива. Это вызвано перегрузкой двигателя, которому приходится ехать при повышенных температурах. Из-за этого растет потребление горючего.

    Прежде чем делать окончательные выводы относительно поломки или нарушения работоспособности ДТОЖ на ВАЗ 21099, обязательно проведите проверочные мероприятия.

    Ремонт ваз 21099 своими руками. руководство по ремонту и обслуживанию ваз 21099 – страница 4



    руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
    ваз 2108, ваз 21081, ваз 21083, ваз 21083-20, ваз 2109, ваз 21093, ваз 21093-20, ваз 21099, ваз 21099-20

    бензиновые двигатели:
    ваз 21081 (1,1 л), ваз 2108 (1,3л), ваз 21083 (1,5 л) и ваз 2111-80 (1,5 л)

    Это руководство по ремонту, обслуживанию и эксплуатации автомобилей семейства ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 будет вашим верным другом и надежным помощником в таком непростом занятии, как самостоятельный ремонт автомобиля. На страницах сайта каждая операция проиллюстрирована фотографией, сопровождается необходимыми комментариями и советами, позволяющими произвести ремонт автомобиля грамотно, качественно, быстро и с минимальным риском повреждения деталей. Инструмент можно увидеть только тот, который есть у любого уважающего себя умельца или который можно купить в ближайшем магазине автозапчастей. Устройство и работа агрегатов автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 подробно описаны для того, чтобы лучше представлять условия их правильной эксплуатации и ремонта. В руководстве по ремонту, обслуживанию и эксплуатации автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 вы найдете таблицу диагностики, которая поможет определить неисправность автомобиля и способ ее устранения.
    В руководстве по эксплуатации доступно изложено описание работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 на базе готовых запасных частей в условиях гаражной мастерской. Все рабочие операции сопровождаются фотографиями и подробными комментариями, что позволяет экономить время, силы и средства, а также свести к минимуму риск повреждения деталей автомобиля. Для автомехаников, а также для автомобилистов, занимающихся самостоятельным обслуживанием и ремонтом автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.

    Раздел 2. Рекомендации по эксплуатации автомобиля
    Что необходимо иметь в автомобиле
    При повседневной эксплуатации
    Отправляясь в дальний путь
    Правила техники безопасности и рекомендации
    Правила техники безопасности
    Рекомендации по эксплуатации
    Подготовка автомобиля к выезду
    Проверка колес
    Проверка уровня и доливка охлаждающей жидкости
    Проверка уровня и доливка масла в систему смазки
    Проверка уровня и доливка жидкости в бачок омывателя
    Проверка уровня и доливка масла в коробку передач
    Проверка уровня и доливка тормозной жидкости

    Раздел 3. Неисправности автомобиля в пути
    Двигатель не заводится
    Двигатель холодный
    Двигатель теплый или горячий
    Неисправности системы пуска
    Проверка системы зажигания
    Проверка системы питания карбюраторного двигателя
    Неисправности системы впрыска топлива
    Диагностика
    Считывание кодов
    Стирание кодов
    Датчики системы впрыска
    Пропал холостой ход
    Перебои в работе двигателя
    Диагностика состояния двигателя по внешнему виду свечей зажигания
    Автомобиль движется рывками
    Рывок в момент начала движения
    Рывки при разгоне
    Рывки при установившемся движении
    Автомобиль плохо разгоняется
    Регулировка привода сцепления
    Двигатель заглох во время движения
    Упало давление масла
    Проверка системы смазки
    Перегрев двигателя
    Проверка системы охлаждения
    Аккумуляторная батарея не подзаряжается
    Проверка электрооборудования
    Проверка регулятора напряжения
    Неисправности электрооборудования
    Монтажные блоки
    Цепи, защищаемые плавкими предохранителями,
    и специализированные реле
    Типы и расположение ламп
    Электросхемы
    Появились посторонние стуки
    Стуки в двигателе
    Стуки в подвеске и трансмиссии
    Вибрация и удары на рулевом колесе
    Проблемы с тормозами
    Прокачка тормозной системы
    Проверка тормозной системы
    Прокол колеса
    Замена колеса

    Раздел 4. Бензиновые двигатели ваз 2108, ваз 2111-80
    Особенности конструкции
    Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения
    Полезные советы
    Замена охлаждающей жидкости
    Замена масла в двигателе и масляного фильтра
    Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
    Расположение меток ВМТ
    Замена ремня привода распределительного вала и регулировка его натяжения
    Замена натяжного ролика
    Снятие, установка и дефектовка маховика
    Замена прокладки головки блока цилиндров
    Замена прокладки масляного картера двигателя
    Замена маслосъемных колпачков
    Замена сальников коленчатого вала
    Передний сальник
    Задний сальник
    Замена сальника распределительного вала
    Головка блока цилиндров
    Ремонт
    Притирка клапанов
    Регулировка зазоров в приводе клапанов
    Снятие и установка двигателя
    Снятие двигателя
    Установка двигателя
    Ремонт двигателя
    Разборка
    Дефектовка
    Сборка двигателя
    Система смазки
    Снятие и установка масляного насоса
    Ремонт масляного насоса
    Промывка деталей системы вентиляции картера
    Система охлаждения
    Замена радиатора системы охлаждения
    Замена водяного насоса
    Снятие и установка термостата
    Система выпуска отработавших газов
    Замена глушителя
    Замена резонатора
    Замена каталитического нейтрализатора
    Замена приемной трубы
    Система питания
    Снятие, установка и дефектовка топливного бака
    Снятие и установка воздушного фильтра
    Проверка топливного насоса
    Снятие и установка топливного насоса
    Ремонт топливного насоса
    Замена фильтра тонкой очистки и клапана обратного слива топлива
    Снятие и установка карбюратора
    Ремонт карбюратора
    Регулировка карбюратора

    Раздел 5. Трансмиссия
    Сцепление
    Особенности конструкции
    Возможные неисправности сцепления,
    их причины и способы устранения
    Полезные советы
    Ремонт сцепления
    Замена подшипника выключения сцепления
    Замена вилки выключения сцепления
    Замена троса привода выключения сцепления
    Замена втулок оси педали сцепления
    Регулировка привода выключения сцепления
    Коробка передач
    Особенности конструкции
    Возможные неисправности коробки передач,
    их причины и способы устранения
    Полезные советы
    Снятие и установка коробки передач
    Разборка коробки передач и дефектовка деталей коробки передач
    Ремонт вторичного вала
    Ремонт первичного вала
    Ремонт синхронизатора
    Ремонт дифференциала
    Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала
    Ремонт механизма выбора передач
    Замена сальников коробки передач
    Ремонт рычага переключения передач
    Регулировка привода управления механизмом переключения передач
    Приводы передних колес
    Особенности устройства
    Возможные неисправности привода передних колес,
    их причины и способы устранения
    Снятие и установка приводов передних колес
    Замена шарниров равных угловых скоростей (ШРУС)

    Раздел 6. Ходовая часть
    Передняя подвеска
    Особенности конструкции
    Проверка технического состояния деталей подвески на автомобиле
    Возможные неисправности передней подвески,
    их причины и способы устранения
    Снятие и установка телескопической стойки
    Ремонт телескопической стойки
    Замена шаровой опоры
    Замена рычага передней подвески
    Замена растяжки
    Замена деталей стабилизатора поперечной устойчивости
    Замена подшипника ступицы
    Задняя подвеска
    Особенности конструкции
    Замена амортизатора и пружины подвески
    Возможные неисправности задней подвески,
    их причины и способы устранения
    Замена подшипника ступицы
    Замена балки задней подвески
    Проверка и регулировка углов установки колес развал, схождение

    Раздел 7. Рулевое управление
    Особенности конструкции
    Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле
    Рулевая колонка
    Снятие и установка рулевого колеса
    Снятие, установка и разборка рулевой колонки
    Рулевая трапеция
    Замена рулевой тяги, наружного наконечника рулевой тяги и
    защитного чехла шарового шарнира
    Рулевой механизм
    Снятие и установка рулевого механизма
    Проверка зазора между упором рейки и гайкой упора
    Ремонт рулевого механизма

    Раздел 9. Электрооборудование
    Монтажный блок
    Расположение предохранителей и реле
    Снятие и установка монтажного блока
    Ремонт монтажного блока
    Генератор
    Особенности инструкции
    Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения
    Проверка натяжения ремня привода генератора
    Замена и регулировка натяжения ремня привода генератора 37.3701
    Замена и регулировка натяжения ремня привода генератора 94.3701
    Снятие и установка генератора 37.3701
    Снятие и установка генератора 94.3701
    Замена шкива генератора 37.3701
    Замена шкива генератора 94.3701
    Ремонт генератора 37.3701
    Ремонт генератора 94.3701
    Стартер
    Особенности конструкции
    Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
    Снятие и установка стартера
    Ремонт стартера
    Замок зажигания
    Проверка
    Снятие и установка
    Замена контактной группы
    Проверка и замена свечей зажигания
    Бесконтактная система зажигания
    Особенности устройства
    Возможные неисправности бесконтактной системы зажигания,
    их причины и способы устранения
    Установка момента зажигания
    Снятие и установка распределителя зажигания
    Проверка датчика Холла
    Ремонт распределителя зажигания
    Замена катушки зажигания
    Проверка катушки зажигания
    Проверка и замена коммутатора
    Освещение, световая и звуковая сигнализация
    Особенности конструкции
    Возможные неисправности освещения и световой сигнализации,
    их причины и способы устранения
    Полезные советы
    Замена ламп
    Регулировка света фар
    Замена блок фары
    Замена бокового повторителя указателя поворота
    Замена заднего фонаря
    Замена плафона освещения салона
    Замена плафона направленного света
    Проверка и замена подрулевых переключателей
    Регулировка и замена звукового сигнала
    Стеклоочистители
    Особенности конструкции
    Снятие, ремонт и установка стеклоочистителя ветрового стекла
    Снятие, ремонт и установка стеклоочистителя двери задка
    Электродвигатель отопителя
    Особенности конструкции
    Снятие и установка вентилятора отопителя
    Разборка вентилятора и ремонт электродвигателя
    Замена дополнительного резистора отопителя
    Обогрев стекла двери задка ваз 2108, ваз 2109, заднего стелка ваз 21099
    Комбинация приборов
    Особенности конструкции
    Возможные неисправности контрольных приборов,
    их причины и способы устранения
    Снятие и разборка комбинации приборов
    Методика поиска неисправностей приборов
    Проверка приборов
    Проверка датчиков контрольных приборов
    Проверка блока управления электромагнитным клапаном карбюратора
    Особенности электрооборудования автомобиля ваз 21093
    Противотуманные фары
    Электростеклоподъемники передних дверей
    Система блокировки замков дверей
    Маршрутный компьютер

    Раздел 10. Кузов
    Особенности конструкции
    Возможные неисправности кузова, их причины и способы устранения
    Замена бамперов
    Передний бампер
    Задний бампер
    Снятие и установка облицовки радиатора
    Снятие и установка переднего крыла
    Капот
    Снятие и установка капота
    Регулировка положения капота
    Регулировка замка капота
    Дверь задка автомобилей ваз 2108 и ваз 2109
    Снятие и установка двери задка
    Замена замка двери задка
    Крышка багажника автомобиля ваз 21099
    Снятие и установка
    Замена и регулировка замка крышки багажника
    Боковые двери
    Снятие и установка обивки
    Замена стекла и стеклоподъемника передней двери
    Замена стекла и стеклоподъемника задней двери автомобиля ваз 21099
    Ремонт замков дверей
    Снятие и установка дверей
    Сиденья
    Снятие и установка переднего сиденья
    Снятие и установка заднего сиденья
    Ремни безопасности
    Замена переднего ремня
    Замена заднего ремня автомобиля с кузовом типа хэтчбек
    Замена заднего ремня автомобиля ваз 21099
    Зеркала заднего вида
    Замена внутреннего зеркала заднего вида
    Замена наружного зеркала заднего вида
    Ремонт неподвижного остекления кузова
    Замена ветрового стекла, двери задка, стекол боковин и задка кузова
    Приклейка кронштейна крепления внутреннего зеркала заднего вида
    Панель приборов
    Снятие и установка «низкой» панели приборов
    Снятие и установка «высокой» панели приборов
    Отопитель
    Снятие и установка радиатора отопителя
    Снятие и установка отопителя
    Уход за кузовом
    Полировка лакокрасочного покрытия
    Смазка кузова
    Антикоррозионная защита кузова
    Подготовка и антикоррозионная обработка скрытых полостей
    Восстановление антикоррозионного и противошумного покрытия низа кузова и арок колес
    Герметизация кузова

    Раздел 11. Особенности автомобилей ваз 21083-20 и ваз 21093-20, оснащенных системой впрыска топлива
    Комплексная система управления двигателем (система впрыска топлива)
    Особенности конструкции
    Система зажигания
    Система улавливания паров топлива
    Работа системы впрыска топлива
    Диагностика
    Контроллер (блок управления)
    Датчики
    Замена модуля зажигания
    Система питания
    Воздушный фильтр
    Дроссельный патрубок
    Система подачи топлива
    Система улавливания паров топлива
    Особенности ремонта двигателя с системой впрыска топлива
    Снятие и установка силового агрегата
    Разборка и сборка двигателя
    Блок цилиндров
    Шатунно-поршневая группа

    Раздел 14. Покупка запасных частей
    Моторное масло
    Пластичные смазки
    Охлаждающие жидкости

    Раздел 16. Зимняя эксплуатация автомобиля
    Как подготовить автомобиль к зиме
    Рекомендации по пуску двигателя в сильный мороз
    Что полезно купить к зиме
    Полезные зимние советы

    Ремонт и техническое обслуживание ВАЗ 21099 (Самара)

    Модель ВАЗ-21099 Спутник / Samara Forma – это четырехдверный седан Волжского автозавода.

    Модель ВАЗ 21099 выпускается с 1990 года. “Девяносто девятая” – это, в сущности, “девятка” с четырехдверным кузовом седан. Завершающая модель семейства “самар” отличалась от своих старших сестер габаритной длиной, которая за счет увеличения заднего свеса увеличилась на 200 мм по отношению к другим автомобилям семейства. У этой модели оригинальная облицовка радиатора, капот и передние крылья были выполнены без пластиковой “маски”, а салон отличался новой панелью (народное название “высокая”) с тахометром в комбинации приборов. Впоследствии эти решения перешли на все семейство “Самара”. До выпуска автомобилей семейства ЛАДА 110 эта модель была наиболее престижной и популярной. Достоинства и преимущества автомобилей ВАЗ-21099, как и всех моделей семейства “Самара”: высокие скоростные качества, хорошая управляемость и устойчивость на различных типах дорог. Дополнительные преимущества дает 3-объемный кузов с просторным багажником.

    ВАЗ 21099 – переднеприводной седан с бензиновым двигателем объемом 1,5 литра и 5-скоростной механической коробкой передач. Модель ВАЗ-21099i с экономичным 1,5 литровым двигателем с распределенным впрыском топлива(инжектор), удовлетворяющим международным нормам по токсичности системы выпуска отработавших газов. Оснащение панели включает в себя оригинальную комбинацию приборов, переключатели с подсветкой, обеспечивающие электроуправление стеклоподъемниками и блокировкой дверей. Бортовая система контроля оповещает водителя о работоспособности отдельных узлов автомобиля. В комплекте с новой панелью применяется рулевая колонка с регулируемым углом наклона. Более удобную посадку водителя и пассажиров обеспечит использование нового материала набивок сидений и регулировка точек крепления ремней безопасности по высоте. Установка противотуманных фар оптимизирует светотехнические характеристики автомобиля в ненастную погоду. ВАЗ-21099 сохраняет достоинства независимо от внешних обстоятельств. Позитивно откликаясь на ужесточение экологических требований, и стремясь к повышению комфорта для своих потенциальных обладателей, завод устанавливает на ВАЗ-21099 более экономичный двигатель с распределенным впрыском топлива, удовлетворяющий международным нормам по токсичности системы выпуска отработавших газов с нейтрализатором.

    С момента начала производства в разные годы выпускались модификации с карбюраторными и впрысковыми двигателями рабочим объемом 1,3л (ВАЗ-210993) и 1,5л (ВАЗ-21099). Предусмотрены следующие варианты исполнения для автомобилей с карбюраторными двигателями – “стандарт” (ВАЗ-21099-00), “норма” (ВАЗ-210992-01) и “люкс” (ВАЗ-21099-02), для автомобилей с распределенным впрыском топлива – “стандарт” (ВАЗ-21099-20), “норма” (ВАЗ-210992-21) и “люкс” (ВАЗ-21099-22).

    В настоящее время ВАЗ-21099 все еще считается одной из самых престижных отечественных моделей и по-прежнему высоко котируется на рынке как самый удобный и теперь уже привычный и практичный автомобиль. Достаточно сказать, что на этом, в принципе, городском седане все же можно регулярно выезжать на дачу. Уже изначально высокая для отечественной малолитражной машины цена ВАЗ-21099 намекает на то, что автомобиль не предназначен для перевозки товара на рынок. Зато для представителей “среднего класса” (тем более пострадавших от кризиса) “девяносто девятая” – просто отличный вариант. Автомобиль достаточно представителен, универсален (спинка заднего сиденья пусть и не по частям, но откидывается, позволяя перевозить длинномерные грузы). В меру приличные отечественные обивочные материалы, доступные для завода, не отпугивают “нашего” потребителя своим несовершенством.

    Однако, учитывая ранг модели, приготовьтесь переплатить! Если это “Спутник” ВАЗ-21099 – заплатите чуть меньше, если это реэкспортная Samara Forma – чуть больше. Если продавец молодой, а его “тачка” облеплена наклейками и начинена “игрушками”, словно витрина мини-маркета, то лучше оценить не столько возраст и износ машины, сколько ее возможное криминальное прошлое (модель долго лидировала внутри страны по “угоняемости”). Встречающиеся на рынке реэкспортные “Самары” должны быть оборудованы каталитическим нейтрализатором отработавших газов (берегитесь этилированного бензина!), установку которого ведут с 1993 года. Среди всех версий двигателей наиболее предпочтительным будет стандартный 1,5-литровый 70-сильный карбюраторный, ремонт которого автосервисы, слава Богу, все-таки освоили. Однако все еще большой популярностью в силу распространенности на ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 пользуется 1,3-литровый 64-сильный карбюраторный двигатель (единственным его существенным недостатком является опасность погнуть клапаны при обрыве ремня привода распредвала). Относительно целесообразности новомодной системы впрыска топлива и ее ремонта все же пока остаются сомнения по причине некоторой дороговизны и ненадежности электронного блока, который этим впрыском и управляет. Хотя, надо признать, распространенность запчастей к системе впрыска (по крайней мере, в столице), а также возможности для ее ремонта неуклонно растут. Преимущества же впрыска по сравнению с карбюратором – стабильность работы, экономичность и экологичность – очевидны. Тем более что в последнее время на внутренний рынок идет все больше машин с “адаптированной” системой впрыска без нейтрализатора, что позволяет эксплуатировать ее на этилированном бензине.

    “Острое” рулевое управление, столь характерное для всех автомобилей первого переднеприводного поколения ВАЗа (также именуемых “зубило”), на “девяносто девятой” несколько размыто большей валкостью удлиненного седана в виражах. Жесткая подвеска не хуже и не лучше, чем у многих иномарок. Поэтому комфорт при езде не самое лучшее, что есть в этой машине. Впрочем, сиденья мягкие, потолок – тоже, а все остальное выполнено из резины и пенополиуретана, так что этот седан среди всех соотечественников еще и безопасен внутри.

    Как противоположность ВАЗ-21099, для использования в утилитарных целях можно рассматривать пятиместный пятидверный ВАЗ-2109Ф “Челнок”, изначально предназначенный для перевозки мелких партий грузов . Однако вследствие невысокой грузоподъемности (два человека и 300 кг груза) машина великолепно подходит в качестве выездного семейного автомобиля на дачу. Автомобиль изготовлен на базе хэтчбека, поэтому список стандартного оборудования почти ничем не отличается от ВАЗ-2109 и ВАЗ-21093. Высота по крыше пластикового верха составляет 1900 мм. Вкупе с передним приводом, позволяющим хорошо “держать” дорогу, этот автомобиль по потребительским качествам стоит на голову выше фургонов ИЖ-2715.

    Copyright © 2007-2022 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.

    ВАЗ-2108, 2109, 21099. Иллюстрированное руководство по ремонту и эксплуатации

    cкачать в формате PDF

    Автомануал по ремонту ВАЗ 2108 – 2109 в электронном виде. Руководство будет всегда под рукой во время обслуживания и ремонта автомобиля, для этого его достаточно бесплатно скачать на планшет или телефон в формате rar.

    Перед использованием автомануала проверьте соответствие года выпуска и двигателя автомобиля.

    Язык: Русский

    Формат: rar

    Размер файла: 79,7 Mb

    электронная книга в формате rar

    • Предупреждение
    • Загрузка

    Помните, что в комплектацию Вашего автомобиля могут входить не все описанные в руководстве функции. В руководстве по ремонту возможны расхождения с описанием Вашего конкретного автомобиля, а также вы можете встретить описание таких вариантов исполнения и такого оборудования, которые отсутствуют на вашем автомобиле.

    Чтобы скачать книгу по ремонту ВАЗ 2108 – 2109, вам необходимо перейти по ссылке Скачать , подтвердить ознакомление с условиями использования и загрузить файл на ваше устройство. Мы не ограничиваем скорость загрузки. Если у вас возникнут трудности – воспользуйтесь формой обратной связи. Мы постараемся решить проблему и ответить вам как можно быстрее.

    Что вы найдете в книге по ремонту ВАЗ 2108 – 2109?

    Подробную информацию об устройстве автомобиля.

    Алгоритм определения неисправностей, систему ежедневных и периодических проверок, справочную информацию по самодиагностике ВАЗ 2108 – 2109.

    Инструкцию по своевременному обслуживанию автомобиля.

    Пошаговое руководство по самостоятельному ремонту ВАЗ 2108 – 2109.

    Описание книги

    Книга по ремонту ВАЗ 2108 – 2109

    Эксплуатация любого автомобиля ВАЗ 2108 – 2109 невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, – каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.

    Книга по ремонту ВАЗ 2108 – 2109 содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.

    Руководство по ремонту ВАЗ 2108 – 2109 разделено на главы:
    Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
    Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
    Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
    Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
    Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта ВАЗ 2108 – 2109);
    Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы ВАЗ 2108 – 2109).

    Любая из процедур ремонта ВАЗ 2108 – 2109 приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.

    Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки ВАЗ 2108 – 2109 высококвалифицированными автомеханиками.

    Книга “ВАЗ-2108, 2109, 21099. Иллюстрированное руководство по ремонту и эксплуатации” необходима, чтобы диагностика и ремонт ВАЗ 2108 – 2109 могли быть сделаны профессионально и быстро даже владельцем автомобиля, который ещё имеет мало практического опыта.

    Бесплатно скачать руководство по ремонту ВАЗ 2108 – 2109 Вы можете в формате rar. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.

    Руководство по ремонту ВАЗ-2108, 2109, 21099 — излагаем в общих чертах

    Навигация
    Личные инструменты
    Инструменты
    Пространства имён
    Варианты
    Просмотры
    Действия

    Материал из Энциклопедия журнала «За рулем»

    Перейти к: навигация, поиск

    За > Ремонт и обслуживание > Ремонт ВАЗ-2108-21099

    Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

    Ремонт и эксплуатация автомобиля ВАЗ-2108

    Мультимедийное руководство по эксплуатации и ремонту ВАЗ-2108.

    Автор:
    Издательство:
    Год издания:
    Страниц:
    Формат:
    Размер: 136,1 Mb

    Автомобиль ВАЗ-2108 Спутник. Устройство и ремонт

    Руководство по ремонту ВАЗ-2108.

    Автор: коллектив авторов
    Издательство: Транспорт
    Год издания: 1987
    Страниц: 221
    Формат: DjVu
    Размер: 4,8 Mb

    Переднеприводные автомобили ВАЗ

    Руководство с описание конструкции и рекомендациями по техническому обслуживанию автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций.

    Автор: коллектив авторов
    Издательство: ДОСААФ СССР
    Год издания: 1989
    Страниц: 337
    Формат: DjVu
    Размер: 3,9 Mb

    Руководство по ремонту ВАЗ-2108/2109

    Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций.

    Автор: коллектив авторов
    Издательство: Третий Рим
    Год издания: 1999
    Страниц: 171
    Формат: DjVu
    Размер: 17,3 Mb

    ВАЗ 21099 — Руководство по ремонту и эксплуатации

    Видео ВАЗ (Samara) -2108, -2109, -21099 замена радиатора печки и обслуживание своими силами


    ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099 общая информация

    Автомобиль малого класса ВАЗ-2108 «Спутник» (экспортный вариант «Лада-Самара») с трехдверным кузовом типа комби/хэтчбек (по международной классификации класс С) оснащают двигателем модели 2108 рабочим объемом 1,3 л, мощностью 64 л.с., расположенным поперек моторного отсека. Производство ВАЗ-2108 началось в 1984 году, он стал первым переднеприводным автомобилем Волжского автозавода. В свое время модель считалась самым безопасным отечественным автомобилем. Острое и чуткое рулевое управление (доводкой шасси занималась фирма Porsche), отличная устойчивость на крутых и скользких виражах, огромны е резервы для тюнинговой доводки делают ВАЗ-2108 в руках опытного водителя настоящим спортивным автомобилем. В 1988 году появилась модификация ВАЗ-21083 с более мощным 1,5-литровым 79-сильным двигателем 21083 и пятиступенчатой коробкой передач, которая со временем стала основной для модели. На экспорт предназначена модификация ВАЗ-21081 с 1,1-литровым двигателем 21081 мощностью 54 л.с.
    С 1997 года начато производство модификации ВАЗ-21083-20 1,5i с двигателем, оснащенным систем ой распределенного впрыска топлива, что улучшает экономичность, тяговые и экологические параметры автомобиля. Особенности устройства автомобиля с системой впрыска топлива рассмотрены в разд. 11. Автомобиль малого класса ВАЗ-2109, имеющий то же название, что и ВАЗ-2108, с пятидверным кузовом типа комби/хэтчбек (по международной классификации класс С) оснащают двигателем 21083 рабочим объемом 1,5 л, мощностью 79 л.с., расположенным поперек моторного отсека.
    Производство ВАЗ-2109 началось в 1988 году, он является дальнейшей модернизацией автомобиля ВАЗ-2108 и отличается от последнего наличием двух задних дверей. Наличие багажника и возможности его увеличения за счет складывания заднего ряда сидений делают «девятку» семейным автомобилем. Реже встречаются автомобили (в основном первых выпусков), оснащенные двигателем 2108 рабочим объемом 1,3 л, мощностью 64 л.с. Существенным недостатком двигателя является то, что обрыв ремня привода механизма газораспределения приводит к серьезному повреждению двигателя и дорогостоящему ремонту. На экспорт предназначена также модификация ВАЗ-2109 1.1 с 1,1-литровым двигателем 21081 мощностью 54 л.с. С 1997 года начато производство модификации 2109-20 с двигателем, оснащенным системой распределенного впрыска, что улучшает экономичность, тяговые и экологические показатели автомобиля. Особенности устройства автомобиля с системой впрыска топлива рассмотрены в разд. 11.
    В 1988 году начато производство модели ВАЗ-21099 с четырех дверным кузовом типа седан, представляющей собой дальнейшую модернизацию модели ВАЗ-2109 и оснащенной двигателями рабочим объемом 1,5 л с карбюратором или системой распределенного впрыска (мод. 21099-21 с 1997 года). Анатомические передние сиденья оснащены подголовниками и механизмом продольного перемещения, обеспечивающим, как и широкие боковые двери, достаточно удобную посадку на задний ряд сидений, который, в свою очередь, можно сложить, и тогда вместимость багажника увеличится с 330 до 940 л, что позволяет перевозить громоздкие вещи.
    Привод на передние колеса помимо упрощения трансмиссии и повышения экономичности значительно улучшает управляемость и устойчивость автомобиля при высоких скоростях и на скользкой дороге. Тем не менее при движении с тяжело нагруженным верхним багажником или прицепом значительно меняется распределение масс по осям и соответственно ухудшается управляемость. В таких случаях следует быть особенно осторожными не совершать резких маневров на дороге при обгоне и в повороте. В настоящее время переднеприводные модели Волжского автозавода хорошо изучены в эксплуатации, запчасти для них доступны везде на территории страны, поэтому техническое обслуживание и ремонт не доставляют больших хлопот и относительно недороги.

    ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
    На автомобили могут быть установлены четырехцилиндровые четырехтактные карбюраторные двигатели семейства 2108 различного объема цилиндров и двигатель 2111-80, оснащенный системой впрыска топлива, с рядным расположением цилиндров и с распределительным валом, размещенным в головке блока цилиндров. Все двигатели разработаны на базе двигателя 2108, специально спроектированного для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Поэтому его компоновка и основные размеры выбраны такими, чтобы он вместе с коробкой передач мог разместиться поперечно между брызговикам и передних колес.
    Три унифицированных двигателя рабочим объемом 1100, 1300 и 1500 см³ созданы сочетанием трех различающихся по высоте и диаметру цилиндров блоков, двух головок блока цилиндров с различным и по диаметру впускными каналам и, а также двух поршней, отличающихся по диаметру (76 и 82 мм), и двух коленчатых валов, радиусы кривошипов которых соответствуют ходам поршня 60,6 и 71 мм. Блок цилиндров отлит из специального высокопрочного чугуна, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность.
    Протоки для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, сделаны по всей высоте блока, это улучшает охлаждение поршней и уменьшает деформации блока от неравномерного перегрева. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока цилиндров расположено пять опор коренных подшипников коленчатого вала, крышки которых прикреплены болтами. В опорах установлены тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, выполняющие функцию подшипников коленчатого вала. В средней опоре имеются проточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый вал от осевых перемещений.
    Коленчатый вал отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные каналы, закрытые заглушками. Для уменьшения вибраций предназначены восемь противовесов, которые расположены на коленчатом валу. На переднем конце коленчатого вала установлен масляный насос, зубчатый шкив ремня привода распределительного вала и шкив привода генератора или демпфер (у двигателя мод. 2111-80). На заднем конце коленчатого вала установлен маховик, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод. Шатуны стальные кованые с крышками на нижних головках. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные вкладыш и, в верхнюю головку запрессована сталь-бронзовая втулка. Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлены три кольца: два верхних — компрессионные и нижнее — маслосъемное. На днищах поршней выполнены углубления под камеру сгорания.

    Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен к блоку цилиндров снизу болтами. Сверху на блок цилиндров установлена головка блока, отлитая из алюминиевого сплава. В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания. В верхней части головки установлен распределительный вал. Он вращается в опорах, в верхней части головки блока и двух корпусах подшипников, закрепленных гайками на шпильках, ввернутых в головку блока. Распределительный вал отлит из чугуна. Для уменьшения износа рабочие поверхности кулачков, поверхности под сальник и эксцентрика привода топливного насоса термо обрабатывают — отбеливают. Кулачки распределительного вала через толкатели приводят в действие клапаны. В верхней части толкателей установлены стальные регулировочные шайбы, подбором которых регулируют зазоры в приводе клапанов.
    Двигатели имеют по два клапана на цилиндр: один впускной и один выпускной. На каждом клапане установлены две пружины. Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока. Направляющие втулки, кроме того, имеют стопорные кольца, удерживающие их от выпадания. На направляющих втулках установлены маслосъемные колпачки, уменьшающие попадание масла в цилиндры. Распределительный вал приводится в действие резиновым зубчатым ремнем от коленчатого вала.

    Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных каналов. Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, центробежного водяного насоса, термостата и шлангов. Система питания состоит из воздушного фильтра, топливного бака, топливного насоса, топливопроводов и карбюратора. Топливный насос установлен на головке блока и приводится в действие от эксцентрика на распределительном валу через толкатель. Система зажигания бесконтактная с распределителем зажигания, установленным на головке блока и приводимым в действие от распределительного вала.

    Ваз 21099: ремонт и правильная эксплуатация

    Ваз 21099 ремонт и эксплуатация

    Как известно, автомобиль Ваз 21099 выпускается с 1990 года автоконцерном Самара. В сущности, это та же классическая «девятка», только с четырехдверным кузовом типа седан.
    На ваз 21099 ремонт и эксплуатация проводится в соответствии с инструкцией, которая выдается вместе с машиной. Ремонт и эксплуатация ваз 21099 – это ответственный и нужный процесс, который обязан правильно выполнять водитель данного транспортного средства.

    Характеристики автомобиля

    Ваз 21099 эксплуатация и ремонт

    Данная модель семейства Самара отличается от своих аналогов габаритной длиной, которая увеличилась на целых 200 мм за счет заднего свеса.
    Кроме того, отличают данную модель следующие составляющие:

    • Облицовка радиатора;
    • Капот, смотрящийся более изысканно;
    • Передние крылья без пластиковой маски;
    • Новая панель приборов салона, в народе названная высокой, где имеется тахометр в комбинации приборов.

    Все эти нововведения впоследствии перешли на другие модели автоконцерна Самара довольно успешно.
    Если рассматривать преимущества и достоинства модели Ваз 21099, по отношению к другим моделям семейства, то они следующие:

    • Высокие скоростные качества автомобиля;
    • Отменная управляемость;
    • Прекрасная устойчивость на различных типах дорожных покрытий;
    • Просторный 3-объемный багажник и многое другое.

    Теперь про технические характеристики этого автомобиля. Ваз 21099 является седаном с передним приводом, имеющим 1,5 литровый бензиновый ДВС.
    Наделен автомобиль 5-ступенчатой коробкой передач. Автомобиль очень экономичен и потребляет на трассе мало топлива, что частично объясняется системой распределенного впрыска, попросту называемое инжектором.
    Данный двигатель также отвечает всем международным нормам по токсичности выпускных отработавших газов.Что касается оснащенности панели приборов, то и здесь все в отличной форме.
    Имеются различные переключатели с подсветкой, которые обеспечивают электроуправление стеклоподъемниками и блокируют двери также автоматически. Отдельного внимания заслуживает бортовая система контроля, которая в состоянии оповещать водителя о нормальной эксплуатации отдельных деталей и узлов автомобиля.

    Ваз 21099 руководство по ремонту и эксплуатации

    • Рулевая колонка автомобиля Ваз 21099 устанавливается не просто так, а с регулируемым углом наклона. Что касается сидений, то и они сделаны с учетом того, чтобы обеспечить более удобную посадку водителя и пассажиров.
      Это удается сделать, благодаря регулировке точек крепления, в том числе и ремней безопасности по высоте.
    • Фары устанавливаются противотуманные(см.Устанавливаем на ваз противотуманные фары), которые оптимизируют светотехнические показатели автомобиля даже в ненастную погоду.

    На сегодняшний день Ваз 21099 все еще в состоянии конкурировать даже с зарубежными моделями авто, считаясь престижной отечественной моделью бюджетного класса. На рынке Ваз 21099 котируется, как самый удобный и практичный автомобиль, заслуживший множество похвал и положительных оценок мировых специалистов в данной области.

    Задние тормозные цилиндры

    В первую очередь, для ваз 21099 руководство по эксплуатации и ремонту предусматривает замену задних тормозных цилиндров. В инструкции даются дельные советы о том, как сделать ремонт тормозов своими руками.
    Для начала поднимаем автомобиль на подъемник. Вернее, поднимается на домкрат задняя часть Ваз 21099.
    Продолжаем:

    • выворачиваем колесо;
    • находим две направляющие на тормозном барабане и тянем их на себя.

    Примечание. На ваз 21099 они легко снимаются и практически никаких усилий прикладывать не нужно. Если конечно, автомобиль не старый и там все не изъела коррозия.

    • находим теперь болты, фиксирующие тормозной цилиндр;
    • выворачиваем их;

    Замена тормозных цилиндров

    Примечание. Прежде чем начать выворачивать данные болты, следует извлечь из тормозного цилиндра трубку из меди, через которую поступает ТЖ.
    Для этого нужно будет немного смочить место крепления специальной жидкостью, такой как ВД 40 и подождать некоторое время. После извлечения трубки, данное место следует заглушить намертво, чтобы оттуда не лилась ТЖ.

    • после откручивания болтов, фиксирующих тормозной цилиндр, его вынимаем;
    • устанавливаем новый;
    • собираем все детали в обратной последовательности.

    В конце нужно обязательно прокачать тормоза. Как это грамотно сделать, будет представлено ниже.

    Прокачка тормозной системы Ваз 21099

    Прокачивают тормозную систему Ваз 21099 не только, когда меняются цилиндры, то и в том случае, если тормозная педаль становится слишком мягкой или, другими словами, легко проваливается. После нескольких подкачек педаль вновь становится тугой.
    Такое состояние также означает, что в систему проник воздух, который следует грамотно выкачать из всей системы.
    Проводить данную процедуру желательно с помощником, который будет сидеть за водительским креслом и подкачивать, когда это требуется педаль тормоза. С этим делом даже может справиться подросток, нога которого достает до педали.
    Приступим:

    • открываем бачок на главном тормозном цилиндре (убеждаемся, что в нем полно ТЖ);
    • теперь нужно будет найти штуцер для прокачки, который находится на одном из задних тормозов и очистить его от грязи;

    Ваз 21099 эксплуатация и ремонт инжектор

    • берем специальный резиновый шланг и одеваем его в штуцер (шланг должен быть нужного диаметра и быть сделанным из такого материала, который бы выдержал тормозную жидкость);
    • конец шланга опускаем в сосуд с небольшим количеством ТЖ (желательно, чтобы емкость была прозрачной, чтобы видеть сколько жидкости поступает);
    • просим помощника нажать несколько раз на педаль тормоза, а затем удержать ее в нажатом до пола положении;
    • теперь следует отвернуть штуцер ключом до такого момента, пока педаль тормоза не провалится автоматически, а из шланга потечет ТЖ, обязательно с пузырьками воздуха;

    Прокачка тормозов ваз 21099

    Примечание. Нужно предупредить помощника, чтобы он ни в коем случае не отпускал педаль тормоза.

    • затягиваем штуцер;
    • повторяем процедуру точь в точь, как было сделано.

    Примечание. Выкачивать воздух таким манером нужно будет до тех пор, пока не прекратится выход из штуцера пузырьков. Да и помощник, сидящий за рулем, почувствует, как педаль тормоза становится тугой.

    После того, как прокачали заднее колесо, нужно перейти на переднее.

    Это важно.Инструкция по ремонту и эксплуатации ваз 21093 и ваз 21099 предупреждает, что на данных моделях применяется диагональный тормозной привод.
    Другими словами, после прокачки заднего правого колеса, нужно переходить на прокачку переднего левого, которое по отношению к первому стоит диагонально. Кроме того, при проведении прокачки тормозной системы нельзя забывать об уровне ТЖ в главном бачке.
    Если уровень жидкости низкий, то нужно обязательно долить туда жидкость такого же цвета.

    Инструкция по эксплуатации и ремонту ваз 21093 и ваз 21099 – это возможность быстро найти любую неисправность в автомобиле, а также определить причину возникновения. Кроме того, четкие и ясные советы дают понять, как быстро все эти неисправности устранить.

    Сердце машины

    Самая главная и важная часть любого автомобиля, это его двигатель. Другими словами, его называют сердцем машины, и доля правды в этом есть.
    Ведь автомобиль без двигателя становится просто грудой ненужного металла. Рассмотрим двигатель Ваз 21099, из чего он состоит и как его демонтировать, если что.

    Основные узлы и детали

    Двигатель Ваз 21099, если на него посмотреть сверху, представляет следующую картину:

    Двигатель ваз 21099 вид сверху

    • Виден узел с проводами от карбюратора (цифра 1);
    • Цифрой 2 отмечен шланг, который отвечает за обратный слив топлива (обратка, попросту говоря);
    • Цифрой 3 отмечены шланги отопительной системы автомобиля;
    • Шланг вакуумного усилителя отмечен цифрой 4;
    • Топливо подается посредством шланга под цифрой 5;
    • Наконечник троса сцепления автомобиля отмечен цифрой 6;
    • Цифра 7 показывает провод КЗ;
    • Шланги радиатора отмечены цифрой 8;
    • Тяга дроссельной заслонки под цифрой 9;
    • Цифрой 10 на картинке отмечена тяга воздушной заслонки;
    • Наконец, цифрой 11 отмечен провод датчика ДДМ.

    Если посмотреть на ДВС Ваз 21099 снизу, то видим подкапотное пространство и основные детали:

    ДВС Ваз 21099 вид снизу

    • Цифрой 1 отмечен сам ДВС;
    • Цифрой 2 отмечен стартер;
    • КПП Ваз 21099 отмечена цифрой 3;
    • Дальше под цифрой 4 находится приемная труба глушителя;
    • Стабилизатор отмечен цифрой 5;
    • Затем под цифрой 6 отмечен рычаг передней подвески;
    • Под цифрой 7 привод, идущий на передние колеса;
    • Цифрой 8 отмечен картер, где помещается масло для двигателя;
    • Под цифрой 9 растяжка;
    • Наконец, генератор отмечен цифрой 10.

    Тем, кому интересна работа двигателя Ваз 21099 более подробно, могут посмотреть это в данном видео-ролике.

    Демонтируем мотор с Ваз 21099

    Полезно будет также узнать, как снять двигатель с автомобиля.
    Приступим:

    • сливаем ОЖ;
    • сливаем масло из картера, открыв сливное отверстие внизу поддона.

    Примечание. Помним, что снимать двигатель нужно в сборе с КПП.
    ДВС легко выходит не вверх, а вниз. Поэтому удобнее снимать двигатель, заранее установив автомобиль на подъемнике.

    • выворачиваем болты, фиксирующие ДВС;
    • снимаем защиту картера;
    • демонтируем приемную трубу, как показано на фото;

    Снимаем приемную трубу

    • демонтируем воздушный фильтр;
    • ослабляем затяжку хомута, отсоединяя вакуумный шланг от трубы ДВС;
    • находим болт, который подсоединяет провод массы от картера сцепления и отсоединяем его;
    • находим хомуты шлангов термостата и ослабляем их;
    • отсоединяем шланги;
    • теперь нужно будет отсоединить провод высоковольтный от клеммы КРЗ;
    • демонтируем также узел проводов от клеммы трамблера;
    • шланг, подающий топливо, также следует отсоединить;
    • демонтируем наконечник троса сцепления;

    Демонтируем наконечник сцепления

    • отсоединяем провода от катушки стартера;
    • переходим на провода генератора, которые также снимаем;
    • снимаем все навесное оборудование карбюратора;
    • демонтируем тяги воздушной и дроссельной заслонок;
    • демонтируем шланг отопителя;
    • отсоединяем трос спидометра;
    • демонтируем узел проводов от электричества фонарей заднего хода на КПП;
    • ослабляем гайки, фиксирующие растяжку к подвеске;
    • снимаем шплинт, который фиксирует рулевую тягу к поворотному рычагу;
    • отсоединяем шаровой шарнир от поворотного кулака;
    • снимаем щиток картера сцепления;
    • ослабляем затяжку ГБЦ к картеру;
    • цепляем ДВС за рымы и натягиваем тросы;
    • теперь получаем доступ к двум гайкам, фиксирующим крепление задней опоры ДВС к кузову;
    • выворачиваем их;
    • теперь отворачиваем переднюю фиксирующую гайку ДВС;
    • теперь выворачиваем гайку левой передней опоры;
    • опускаем ДВС на специальные подставки.

    Примечание. Перед поднятием автомобиля нужно убедиться в том, что все ли провода и шланги отсоединены от ДВС.

    На этом закончим статью. Как видим, производитель позаботился о том, чтобы водитель своими руками мог легко выполнять ряд несложных операций.
    Если каждый раз из-за таких мелочей, как например, прокачка тормозов, «бежать» в автосервис, то никаких денег не останется, а цена на услуги подобного рода сегодня не маленькая.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: