Hi-Fi cабвуфер для авто или дома

Когда и для чего нужен сабвуфер?

Создание правильной звуковой атмосферы при прослушивании музыки или просмотре кинофильма невозможно без низкочастотной составляющей. То есть, без баса. В нижнем частотном регистре играет немало музыкальных инструментов, как акустических, так и электронных, а большинство эффектных сцен в кино создано при помощи низких частот. Именно низкие частоты фонограммы добавляют объём, создают ощущение музыки, добавляют эмоций в воспроизведение остального спектра звукового излучения. Для правильного их воспроизведения необходима специально подготовленная для этого акустическая система. Это и есть сабвуфер.

Акустические системы, охватывающие весь слышимый человеческим ухом диапазон, традиционно представлены напольными колонками большого размера. Однако, в ряде случаев даже их недостаточно для полноценного воспроизведения звуковой дорожки. Причиной может быть как сам характер записи, так и особенности помещения, в котором эта запись воспроизводится. И здесь положение спасает сабвуфер – специализированная акустическая система, диапазон воспроизведения частот которой, как правило, ограничивается 150 Гц в верхней границе и может опускаться до внушительных 12 Гц в нижней, в зависимости от конструкции и назначения.

Одной из основных особенностей сабвуфера является то, что это, как правило, активная акустическая система. То есть, это колонка с собственным (обычно встроенным) специализированным усилителем. Имеются и пассивные конструкции, но это отдельный класс аппаратуры, редко используемый в традиционных домашних системах. Поэтому, под термином «сабвуфер» мы сегодня будем подразумевать активную низкочастотную акустическую систему.

Использование в стерео

Традиционно сабвуфер используют в составе домашнего кинотеатра, где он отвечает главным образом за звуковые эффекты. Однако существует вполне успешная практика использования сабвуфера в стереосистемах. Такая схема называется «трифоник» и обозначается, как 2.1. У неё есть определённые преимущества перед применением полноразмерных колонок с собственным низкочастотным трактом.

Трифоник включает пару фронтальных колонок и сабвуфер

Первое преимущество вполне прагматично. Сабвуфер чаще всего используют вместе с полочной акустикой. Так как последней требуется меньше пространства, а ещё она может одинаково эффектно звучать как на большой, так и на малой площадях, то сабвуфер будет весьма органично дополнять собой общую звуковую картину, добавляя в неё необходимый бас. А владельцу системы не придётся ломать голову, куда установить крупногабаритные колонки.

Второе преимущество не столь очевидно, хотя и напрямую взаимосвязано с первым. Дело в том, что звучание полочной акустической системы, зачастую обладает более высокой степенью локализации по сравнению с напольными колонками, поэтому слушатель получает намного более объёмную звуковую панораму. При этом, одним из самых проблемных моментов в домашней аудиосистеме является согласование ее звучания с комнатой прослушивания и, в частности – корректное воспроизведение баса. А использование сабвуфера позволяет получить более управляемый, глубокий и чёткий бас, направление звучания которого человеческое ухо не так чётко локализует.

Регулировки

В корпусе сабвуфера помимо большого динамика (8-15 и даже до 21 дюйма), располагается усилитель и блок обработки сигнала: регулировка громкости, верхней частоты среза, а также переключатель или плавная регулировка сдвига фазы. Самая логичная и понятная регулировка для неподготовленного человека – громкость, позволяющая выставить комфортный уровень баса в комнате.

Вот так выглядит хороший динамик сабвуфера

Для регулировки частоты среза уже необходимо знать частотные характеристики своей акустической системы и выставленные настройки в усилителе или ресивере, если они предусмотрены. Этот параметр позволяет получить равномерный переход от нижней границы звучания основных АС к сабвуферу. В результате мы не слышим провала, либо наоборот, существенного увеличения громкости звука в диапазонах так называемых «верхнего баса» или «нижней середины». Обратите внимание на то, что бюджетные модели сабвуферов зачастую не имеют регулировки этого параметра, а значит – подружить их с акустикой в стереосистеме будет затруднительно, поскольку в отличие от AV-ресиверов для домашнего кинотеатра, в большинстве стерео усилителей нет соответствующей регулировки.

Панель регулировок хорошо оснащенного сабвуфера

Регулировка фазового сдвига необходима для того, чтобы сабвуфер и основная АС не имели временнЫх разногласий. Например, если сабвуфер стоит довольно далеко от колонок, то его звучание может запаздывать. Чтобы этого избежать и используют корректировку фазового сдвига.

Дорогие сабвуферы иногда оснащаются пультом дистанционного управления, с помощью которого удобно корректировать их характеристики, контролируя звук в реальном времени, что называется – не вставая с дивана – REL G2.

Элегантный пульт ДУ сабвуфера REL G2

Существуют сабвуферы с весьма продвинутыми электронными схемами настройки вплоть до систем акустической коррекции помещения на основе цифрового процессора и возможностью управления всеми их характеристиками с помощью iOS или Android планшета или смартфона. Пример такого сабвуфера – модель ELAC SUB 2050.

Так выглядит интерфейс управления сабвуфера ELAC SUB 2050

Установка

Слуховой аппарат человека устроен таким образом, что он не чувствителен к направленности низких частот, они не имеют чёткой локализации в помещении. И это развязывает нам руки при установке сабвуфера. Для него можно подобрать практически любой уголок в комнате. Однако стоит соблюсти несколько правил.

Во-первых, сабвуфер должен стоять на ровной прочной поверхности. Помните, что этот аппарат подвержен солидным вибрациям, которые могут негативно повлиять на звук, а также испортить сам сабвуфер.

Само место установки должно находиться на некотором расстоянии от стен и мебели. Особо пристальное внимание нужно уделить фазоинвертору (при его наличии), «труба» которого не должна быть ближе 20-30 сантиметров к какой-либо поверхности. Нежелательно размещать сабвуфер возле ёмких шкафов, стеклянных конструкций, посудных витрин. Все они – отличный источник резонансов. Они добавят к звучанию собственные призвуки, которые вам вряд ли захочется слышать, наслаждаясь любимыми записями. По этой же причине не стоит класть или ставить какие-либо предметы на корпус. Очень большой соблазн использовать этот деревянный куб в качестве дополнительного столика. Но, поверьте, положенный на него пульт ДУ не сможет улучшить звуковую картину, даже если будет очень сильно стараться.

Читайте также:
Простой сабвуфер для автомобиля своими руками

Третье условие – доступность розетки питания и возможность удобной прокладки сигнального кабеля. Усилителю сабвуфера требуется электрическая энергия, но не стоит тянуть к нему простой дешевый удлинитель, снижая качество подводимой энергии. К тому же это выглядит не эстетично и заметно снижает эргономику. Кому нравится регулярно спотыкаться или путаться в проводах? Лучше установить сабвуфер возле отдельной розетки либо озаботиться подводкой стационарного электричества к нужной точке в комнате.

Выбор сабвуфера

Итак, самое интересное – выбор сабвуфера. Важной особенностью конструкции сабвуфера является акустическое оформление, в котором работает его динамик. Бывают три основные типа акустического оформления: закрытое, пассивный излучатель и фазоинвертор. Для работы с музыкальным материалом лучше подходят первые две конструкции, поскольку они обеспечивают более точный музыкальный бас. В качестве превосходного сабвуфера для прослушивания музыки можно порекомендовать закрытую модель Penaudio Charm.

Penaudio Charm – элегантная модель от финского производителя

Еще один отличный музыкальный саб, но уже с пассивным излучателем – Monitor Audio Bronze W10.

Этот сабвуфер имеет акустическое оформление «пассивный излучатель»

Универсальная и очень продвинутая модель с двумя восьмидюймовыми драйверами, усилителем D-класса и DSP процессором, да еще в столь оригинальном сферическом корпусе – B&W PV1D.

Этот шарик от B&W не только оригинально выглядит, но и отлично звучит

Высококлассный универсальный сабвуфер, способный «дать жару» в кино и при этом – деликатно воспроизвести тончайшие нюансы басовой составляющей музыкальных произведений – REL G1.

Высококлассный сабвуфер REL G1

Наконец, настоящий громовержец и повелитель самых глубоких басов класса High End – пассивный сабвуфер ICE 15.2P умеет басить на частотах вплоть до 28 Гц, оснащен двумя 15-дюймовыми головками, имеет чувствительность 98дБ и может развивать звуковое давление вплоть до 134 дБ!

Пассивный сабвуфер ICE 15.2P

Сабвуферы с фазоинвертором представляют собой мейнстрим, они, как правило, менее дороги, но при этом могут обеспечивать глубокий насыщенный бас при меньших финансовых затратах. Труба фазоинвертора в некоторых случаях может давать слышимые призвуки, которые помешают при прослушивании музыки, но обычно не ощущаются при воспроизведении саундтреков к кинофильмам.

Так выглядит труба фазоинвертора

Также эти сабвуферы более чувствительны при установке – необходимо обеспечить достаточное расстояние от фазоинвертора до прилегающих стен или мебели.

Приведем несколько примеров моделей с фазоинвертором из разных ценовых категорий. Элегантный и относительно недорогой сабвуфер с качественной внешней отделкой DALI Zensor Sub E-9 F.

Недорогой качественный сабвуфер DALI Zensor Sub E-9 F

Великолепный сабвуфер для просторных помещений – флагманская модель компании Waterfall HF3-500 – вооружена парой девятидюймовых драйверов под управлением 500 ваттного усилителя
Мощная модель для просторных помещений Waterfall HF3-500

Без преувеличения – гигант, который весит целых 88 кг, имеет на борту драйвер с диффузором 21 дюйм и усилитель мощностью 1200 Ватт – Cerwin-Vega CVHF-A21S.

Гигант Cerwin-Vega CVHF-A21S имеет драйвер с диффузором 21 дюйм

Как уже было упомянуто – сабвуферы с фазоинвертором достаточно «басовитые», а имеющие оформление «закрытый ящик» или «пассивный излучатель» – более музыкальные, но при выборе в любом случае встает вопрос самой нижней частоты, которую сможет воспроизводить сабвуфер. Как правило – чем дороже «машина для извлечения баса», тем более крупный драйвер в ней установлен и тем более глубоко она может нырнуть в басовые глубины. Не всегда стоит гнаться за рекордными значениями нижней частоты, т.к. воспроизведение глубокого баса на большой громкости в необработанном жилом помещении обычно приводит к ненужным резонансам, которые выражаются в дребезжании мебели, дребезжании оконных стекол и неприятных гулких призвуках. Кроме того, низкие частоты очень коварны с точки зрения проникновения по перекрытиям жилых домов в соседние квартиры, и могут доставить много проблем вашим соседям.

Помимо акустической обработки помещения, в котором установлен сабвуфер – отличным средством обуздать и укротить басы является применение специализированных электронных устройств, которые помогут снизить негативное влияние помещения и более точно согласовать звучание сабвуфера с остальной акустикой, – например, цифровой акустический корректор DSPeaker.

Цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core

Еще одна характеристика баса – его скорость, т.е. насколько быстро саб отвечает на резкий всплеск звучания – удар по мембране барабана, выстрел, взрыв и т.д. Зачастую, сабвуферы, имеющие не самый большой по диаметру драйвер и не способные похвастаться очень глубоким басом, бывают как раз очень скорострельными, умеющими практически мгновенно отрабатывать самые быстрые пассажи записи. С другой стороны с увеличением диаметра диффузора выше 12 дюймов звучание басов обычно приобретает некую бархатистость и натуральность, которой не достает моделям с более скромными размерами драйверов.

Напомним, что если у вашего AV-ресивера или усилителя нет регулировки граничной частоты сигнала, который подается на акустику и сабвуфер – обязательно проверьте, есть ли соответствующая регулировка у той модели сабвуфера, к которой вы присматриваетесь. То же самое касается и интерфейсов подключения – самые продвинутые сабвуферы имеют минимум по две пары низко- и высокоуровневых клемм для подключения к AV-ресиверу или усилителю. Первые из них обеспечивают подключение к линейным выходам Preout усилителей либо – специализированным выходам для сабвуфера AV-ресиверов или стерео усилителей. Вторые – для соединения с акустическими клеммами усилительной электроники в тех случаях, когда у нее отсутствуют низкоуровневые выходы. В наиболее доступных моделях сабвуферов панель разъемов может ограничиваться всего лишь одним RCA входом без каких-либо дополнительных возможностей, поэтому обязательно обратите внимание на этот аспект, чтобы не только правильно подключить приобретенную модель, но и получить от нее наилучшее качество звучания.

Читайте также:
Колонки в передние двери ВАЗ

Этот сабвуфер имеет широкие возможности коммутации

Отдельная категория сабвуферов – компактные дизайнерские модели. Они разрабатываются специально для тех случаев, когда спрятать громоздкий ящик с глаз долой не получается и лицезреть его – тоже не хочется. Примером такого сабвуфера может служить REL Habitat 1 – с беспроводным блоком передачи сигнала, способный воспроизвести отличный бас, несмотря на свои небольшие габариты. А еще, при желании – его можно взять и повесить на стену!
Дизайнерский сабвуфер REL Habitat

Полезные советы

В заключение приведем несколько, так называемых, лайфхаков по использованию сабвуфера. Первый заключается в том, что резонансы (а значит – проблемы с частотной характеристикой аудио системы) типичного жилого помещения лежат именно в области низких частот, там, где и работает сабвуфер – 20-150Гц. Поэтому, заранее найдя наилучшее расположение основной пары акустических систем (неважно – полочных или напольных) с точки зрения их звучания, а также – эстетики и удобства, можно легче справиться с резонансами комнаты прослушивания путем перемещения и нахождения идеального места расположения сабвуфера в ней. Как мы уже говорили, низкие частоты отличаются крайне малой направленностью звучания, поэтому имея в системе несколько СЧ/ВЧ колонок, часто можно вполне обойтись одним сабвуфером. Однако, в достаточно просторных помещениях для получения равномерного баса с минимумом искажений наилучших результатов удается добиться, используя сразу два сабвуфера. В таком случае можно использовать как две одинаковых модели, так и совершенно разные, например, один компактный и максимально «скорострельный», а второй – с большим динамиком (от 12” и выше) для придания басу глубины и «бархатистости».

Еще одна проблема в воспроизведении высококачественных фонограмм состоит в том, что многие из них записаны с обрезанным ниже 50 Гц басом (чтобы их можно было без существенных искажений воспроизвести на массовой бюджетной аппаратуре), а другие – наоборот, с его избытком (в коммерческих целях продвижения конкретного релиза). Современные высококачественные усилители, как правило, не оборудованы режимом тонкомпенсации, поэтому в системах «трифоник», имея, по сути, раздельное усиление и регулировку низких и всех остальных частот можно легко и быстро отрегулировать количество и глубину баса – при необходимости, чуть ли не для каждого трека или альбома (для этого как раз наилучшим образом пригодится сабвуфер с пультом ДУ или под управлением планшета или смартфона). Те же самые регулировки баса будут очень кстати и в том случае, если вам хочется послушать музыку в позднее время, когда соседи или домашние уже отдыхают – это можно будет делать на вполне комфортной громкости, просто «прибрав» баса на сабвуфере.

Итак, мы в общих чертах разобрались, что же такое сабвуфер, и зачем он нужен. В данной статье даны лишь основы использования этого компонента домашней аудиосистемы, а для того, чтобы он идеально вписался в вашу звуковую среду, рекомендуем обратиться к специалистам компании Аудиомания, которые учтут все нюансы вашего жилища и предложат лучшее решение.

Hi-Fi cабвуфер для авто или дома

В этой инструкции я собираюсь показать вам, как я построил мой сабвуфер. Возможно эти инструкции дадут толчок к своим вариантам, или вы используете это в качестве руководства. Желаю вам быть инновационным и творческим, когда вы строите свой собственный саб для дома или для автомобиля!

Hi-Fi cабвуфер для авто или дома

Необходимые детали и материалы.

Динамик (MGR FAT-104, 10 дюймов)
Фазоинвертор (3 дюйма)
Усилитель (или кроссовер для пассивного сабвуфера)
Виниловые обои
Резиновые ножки
МДФ толщиной19 мм
Стекловата или другой амортизирующий материал
Шкурка, шлифовальный станок
Деревянный клей
И некоторые другие мелочи и инструменты, что будет видно по ходу работы.

Hi-Fi cабвуфер для авто или дома

Я выбирал громкоговоритель для моего проекта, с хорошими характеристиками в закрытом ящике. В основном я обращал внимание на АЧХ, частоту среза фазоинвертора Fb и частоту среза на уровне 3дБ( F3), потому что я хотел довольно глубокий бас.

Вырезание МДФ частей.

2

Внутренний объем в соответствии с планом был 60,64 л и внутренние размеры должны были быть 550x350x315мм. Я решил сделать куски ДВП этих размеров (не совсем так, как в плане):

Передняя стенка: 588×388мм
Боковые стороны: 588×334мм
Сверху и снизу: 350×334мм
Задняя стенка: 550×350мм

3 4  cабвуфер для авто

Я хорошо отшлифовал все кромки МДФ.

6 7 8

Затем я сделал отверстия для громкоговорителя и фазоинвертора на передней панели и отверстие на задней панели для усилителя.

9 10

Сборка ящика.

11 12 13 15

Все части были склеены и скреплены шурупами. До завинчивания я предварительно просверлил 2 мм отверстия, чтобы избежать трещин.

Читайте также:
Преобразователь напряжения для сабвуфера

16 17

Когда коробка была собрана я отшлифовать все внутри, чтобы удалить заусеницы и т.д. Потом ручным фрезерным станком закруглил верхние боковые кромки, чтобы виниловые обои ложились без лишних углов.

Чтобы прикрыть шурупы я сделал свою замазку из МДФ порошка, который собрался в мешке шлифовальной машины, и древесного клея.

20

Она работала очень хорошо, но я рекомендую использовать некоторые “реальные” замазки вместо этого. Когда она высохла, она стала очень твердой и было действительно трудно шлифовать МДФ вокруг нее.

21

Заполнение ящика звукопоглощающим материалом.

Теперь пришло время, заполнения стекловатой. Это увеличит виртуальный объем, что приведет к лучшему звучанию.

22

Я просто побрызгал немного столярного клея на стенки ящика и приклеил стекловату, также закрепил несколькими шурупами с пластиковой шайбой, чтобы уменьшить шум и обеспечить лучшее прилегание.

23 24 25

26

Влажной тканью очистил все стороны ящика после шлифования.

Наконец работа внутри была закончена, я мог перейти к испытаниям звука, и я был очень доволен результатом!

Теперь пришло время применить виниловые обои. Я выбрал черные под дерево, которые надеюсь, будет выглядеть очень красиво.

Я убедился, что поверхность была чистой и приклеил внешний край винила и медленно приклеивал остальное, чтобы это было ровно, без пузырьков и т.д.

29

Тогда я использовал острый нож, чтобы отрезать остатки. Оклеил все стороны, и добавил четыре резиновые ножки, чтобы избежать царапин на виниле и так же снизить уровень шума от вибраций.

30 31

Теперь просто вкладываем всю электронику, и все готово!

33

Результаты.

Я очень доволен результатом. Это, кажется, работает очень хорошо до примерно 25 Гц, ниже он начинает звучать странно, но до 25Гц действительно хорошо. Глубина звука в при просмотре фильмов гораздо лучше, и иногда чувствуется, как моя квартира трясется!

32

А также сабвуфер делает музыку намного лучше,. Я использую его с Canton 490 и Canton 416 и он работает очаровательно. Я не думаю, что смог бы купить динамик такого же уровня за те же деньги, которые я потратил на материалы . Эти сабвуферы, которые вы покупаете в магазине, как правило, настолько тонкие и маленькие, что диапазон частот очень узкий по сравнению с построенным самостоятельно.

Я надеюсь, что мои инструкции вдохновили вас на постройку своего собственного сабвуфера.

Автозвук. Бюджетная Hi-Fi система. Такое бывает?

Теории написано достаточно, для понимания моего подхода к звуку. Почему именно моего? Очень просто. Идеального и единственно верного подхода не существует. Как не существует единственно верной аудиосистемы. Группы или оркестра. Если б было иначе, с одной стороны было бы очень просто, с другой — скучно. Но наша голова и руки не для скуки. Посему посвящаю сегодняшнее эссе конкретной системе в конкретном автомобиле.
В 2002-м году я купил свой второй автомобиль. Красное спортивное купе, пригнанное специально для меня. Мечта!

Дома с 1997 года была приличная hi-fi система. Без хорошего звука я уже не мог. А тут такой автомобиль. Руки сами зачесались поставить туда хороший звук. Но отсутствие гаража и достаточных навыков установки, заставило меня доверить это профессионалам. Но я был бы не я если б сам не разработал схему установки и не подобрал компоненты.

Итак. Мой принцип — “лучше меньше да лучше” в действии.
Вспомним азы. Что самое главное в системе? Головное устройство, акустика, провода?
Внимательные читатели уже знают правильный ответ.
Да! Это — сбалансированность. А достичь ее, мы сможем лишь подобрать усилитель и акустику. Причем не по отдельности, а вместе. Помните, как им тяжело между собой ужиться?

И в лучших традициях своего подхода, вооружившись дисками начал выбирать связку усилитель — акустика. Почему не голова — акустика? Очень просто. На тот момент я не был полностью уверен в конечной конфигурации системы, зато точно знал сколько хочу на это потратить.

Прослушивание быстро расставило все по своим местам. За те деньги, что я мог позволить, подошла система на основе головы и акустики. Почему без отдельного усилителя? Во-первых послушав, понял что усилитель не тяну по бюджету. Во-вторых, нашел голову способную переиграть усилители ценой до 200-300 долларов.

Это была голова всех времен и народов! Nakamichi CD 45z. Можно было купить голову попроще и на сдачу купить усилитель? Можно, но послушав эти варианты, понял что действительно лучше играет система на основе усилителя от 400 $. Тогда и стоимость выбранных мной колонок, пришлось бы увеличивать для достижения максимального результата. А это, в свою очередь увеличивало бюджет раза в два, три.
К чему я был не готов.

Основные компоненты были найдены. Встроенный усилитель Nakamichi CD 45z плюс акустика Focal Polyflex Kit 165H.
Голова

Те кто разбирается в Car audio, скажут этого не достаточно. И будут правы. Несмотря на то, что Nakamichi CD 45z плюс Focal Polyflex Kit 165H играли очень живо и естественно, для полноценного звучания, необходима поддержка снизу. Да. Да. Я о сабвуфере. Готовые корпусные варианты отпали сразу. Из-за неспособности справляться с музыкой. Те гудящие и бубнящие звуки, что я услышал никак не сочетались с понятиями высокой верности. Посоветовавшись с установщиками, было решено поставить в заднюю полку два низкочастотных динамика. Нашлось очень нетривиальное решение от Hertz. Это было два овальных вуфера 6″Х 9″. Работали они в закрытом оформлении. В качестве ящика, использовался объем всего багажника.
Итоговая схема выглядела, крайне необычно. По словам установщиков на их памяти такая была первая!
Voilà!

Читайте также:
Усилитель для сабвуфера на основе микросхемы TDA7294

Так как в Nakamichi был отдельный выход на сабвуфер, акустические выходы на перед и зад оставались свободными, чем я воспользовался запитав отдельно высокочастотники (через фильтр) и мид вуферы (напрямую). Такая схема, называется бай ампинг. То есть усиление, каждой полосы своим усилителем. Что это дает? Облегчает работу усилителей, ведь каждому приходится работать всего на один динамик. Уменьшает реактивную составляющую от работы разделительного фильтра.

Низкочастотные динамики подключались к стерео усилителю Calcell, тот в свою очередь был подключен к Nakamichi через сабвуферный выход.

Все это было установлено в заранее шумоизолированную машину.
После настройки сабвуфера было проведено контрольное прослушивание. По мнению установщиков это была лучшая из бюджетных систем, которые им довелось послушать.

Почему бюджетная? Из-за отсутствия отдельного усилителя на фронт. Не самой дорогой акустики (143$). И отсутствия ящика в багажнике, на который потребовались материалы и деньги на изготовление.

Надеюсь после прочитанного, вам стало окончательно понятен мой подход к строительству систем. “Больше звука за меньшие деньги”.

Как же все это звучало? Живо, естественно с четким правильным не затянутым басом.

Были и недостатки. Не совсем верная стреопанорама. Недостаточная телесность среднечастотных звуков и небольшая шероховатость наверху. Но все эти погрешности не мешали получать удовольствие от красивого, правильного звучания музыки.

Несколько слов о сабвуферах и том, почему они подойдут почти всем

Сабвуферы давно и плотно вошли в жизнь современных меломанов. Но существует великое множество предубеждений, в отношении тех или иных конструкций сабвуферов, их необходимого количества, частотного диапазона и вообще в полезности этого изобретения для человечества.

Знатоки, эксперты и просто “очень знающие люди” часто считают предпочтительнее использование или неиспользование тех или иных технологий, иные вообще принципиально не хотят использовать отдельную НЧ-акустику, ибо не кошерно не соответствует представлениям о т.н. тру АС. Также есть люди, которые убеждены, что сабвуферов должно быть 2 (или более по количеству каналов воспроизведения), для них даже выпускают соответствующие продукты.

В этом материале я постараюсь отделить «мух» от «котлет», мифы от реальности, домыслы от существующих физических явлений, чтобы помочь нашим читателям сделать наиболее подходящий выбор. Я постараюсь обстоятельно рассказать о том, почему сабвуферы подходят почти всем, а также коснусь вопросов акустического оформления и частотного диапазона.

Каналов много — сабвуфер один

Нередко мне приходится слышать о том, что системы оснащенные сабвуферами — это “устройства для дилетантов” и ”эти жуткие бубнелки”, так как сабвуфер, как правило, один, а каналов несколько, соответственно, разделение каналов на низких частотах не происходит, что, якобы, вредит верности воспроизведения. Такие люди в большинстве своем приобретают классическую двухполосную акустику с НЧ-секциями в каждой колонке.

Естественно, разделение каналов происходит в системах с конфигурацией 2.1, 5.1, 7.1 и пр. только на средних и высоких частотах. При этом, существует ли смысл в разделении каналов в НЧ-спектре, сторонники низкочастотной многоканальности либо не знают, либо умалчивают.

Первыми, для кого не имеют смысла НЧ в стерео, должны стать любители винила. Дело в том, что технология грамзаписи в принципе не предполагает многоканальный НЧ-звук, все виниловые басы пишутся в моно, и для винила вполне естественным было бы использование одного сабвуфера и двух сателлитов. Поэтому для меня остаётся не понятным, зачем в некоторых хайэнд системах, которые позиционируются как якобы идеально адаптированные для винила, используются 2 мощных сабвуфера вместо одного.

Кроме того, психоакустические исследования демонстрируют крайне низкую восприимчивость к локализации источников на низких частотах. При частотах ниже 300 Гц, чувствительность слуха к локализации источника существенно снижается. Подавляющее большинство людей не способны определить направление с частотой ниже 150 Гц. Следовательно, для большинства стерео в НЧ практически бесполезно.

Зависимости разности интенсивности звука от угла его прихода для разных частот

Безусловно, для удовлетворения тех немногих, кто способен различать направление звука в низкочастотном спектре, созданы системы с двумя и более сабвуферами (НЧ-секциями), но таких людей крайне мало.

Совершенно логичным будет звучать вопрос, а почему при фактической невосприимчивости слуха человека к локализации низкочастотного источника 2.0 системы не потеряли актуальности. Дело в том, что многие из них (чаще полочные) строятся по двухполосной схеме и имеют НЧ/СЧ-секции, которые воспроизводят как низкие, так и средние частоты (в диапазоне значительно выше и 150 Гц и 300 Гц). Кроме того, наличие второго НЧ-драйвера увеличивает звуковое давление на НЧ, что также может оказаться полезным.

Частотный диапазон

Для классических АС, чем шире частотный диапазон, тем лучше, но это правило не действует для сабвуферов, для них лучше применить более специфический термин «оптимальный частотный диапазон». В идеале такой диапазон должен начинаться от т.н. “глубоких” 20 — 30 Гц и заканчиваться пороговой частотой, выше которой мы можем локализовать источник, т.е. 150 Гц.

Такими характеристиками обладают не все сабвуферы, среди бюджетных образцов нередко встречаются сабы с диапазоном от 80-90 до 300 Гц и выше. Более широкий диапазон говорит о том, что устройство рассчитано на более приземленного пользователя, который не будет вслушиваться в детали и заморачиваться по нюансам стереопанорамирования в НЧ-спектре.

Читайте также:
Подиумы своими руками в двери

Для астрономически дорогой хайэнд техники иногда создают сабвуферы, способные воспроизводить частоты ниже 20 Гц, которые не слышны, но можно ощутить кожей и внутренними органами, в качестве вибраций волн давления (акустический резонанс). Такие частоты практически не используются в музыке, поэтому мне неизвестно, зачем это нужно.

Акустическое оформление

От акустического оформления сабвуфера зависит большинство его свойств, таких как громкость, габариты, АЧХ и ряд особенностей в звучании. Сегодня принято использовать такие конструкции как закрытый ящик, фазоинвертор, саб с пассивным излучателем и акустический лабиринт.

Фазоинвертор
Этот тип самый распространённый, при этом с ним часто возникают проблемы. Фазоинверторный тип полюбился производителям за сравнительно высокий КПД, что также нередко подкупает пользователей. Но технически грамотные меломаны часто пишут о том, что такие сабвуферы могут вносить существенные искажения.

Не секрет, что низкие частоты в сабвуфере усиливаются за счет акустического резонанса. Саб с ФИ как раз и представляет собой вариацию на тему классического резонатора Гельмгольца. Совершенно естественно, что у резонатора существует резонансная частота. В неправильно рассчитанных, как правило, бюджетных сабвуферах эта частота может представлять собой большую проблему, так как ноты на частоте резонанса звучат значительно громче прочих. Существует правило для хорошего саба с ФИ, гласящее, что:

“Частота резонанса ФИ должна быть не более чем на 33% ниже резонанса динамика в том же корпусе с закрытым ФИ”

Правильно рассчитанный сабвуфер с фазоинвертором

Также некоторые проблемы с такими сабвуферами возникают в связи с турбулентными процессами в трубе фазоинверов. В качественных сабах эти проблемы решают при помощи специальных ухищрений, таких как конические рассекатели от Polk и нарезки в трубе фазоинвертора, устраняющей турбулентные потоки у Monitor Audio.

Как и в прочих вариантах акустического оформления для ФИ-саба важно оптимальное демпфирование

Таким образом, наиболее приемлемыми сферами применения ФИ-сабов являются кино и цирк игры.

Подробнее о распространенных ошибках при создании ФИ-сабвуферов в одной крайне полезной статье.

Закрытый ящик
Один из самых простых и самых эффективных типов акустического оформления для сабвуфера. Лишен практически всех недостатков фазоинверторного типа, равно как и его достоинств. Обладает сравнительно низким КПД, ровной АЧХ, большими габаритами и массой. Не слишком сильно искажает звук. Этот тип один из наиболее распространенных среди компаний, специализирующихся на выпуске сабвуферов. Как правило, закрытые ящики пользуются популярностью у критичных и притязательных аудиофилов.

Лабиринт
Сравнительно редкий вид акустического оформления сабвуферов, основанный на принципе резонанса. КПД — выше, чем у закрытого ящика, и сравним с фазоинверторным типом. При этом искажений значительно меньше. В связи с тем, что конструкция такого корпуса сложна при проектировании и производстве, стоимость лабиринтных сабвуферов не бывает низкой.
Подробнее о лабиринтах можно узнать здесь и здесь.

Акустический лабиринт

Пассивный излучатель
Оригинальный тип акустического оформления, где установлен второй не подключенный излучатель, который работает в качестве пассивного резонатора. Такой тип оформления позволяет уменьшить габаритные размеры по сравнению с закрытым ящиком, работающим с теми же частотами. Также очевидным плюсом является отсутствие резонансных и других паразитных призвуков от фазоинвертора.

Схема работы пассивного излучателя

К недостаткам можно отнести достаточно большие потери, соответственно, более низкую чувствительность, а также то, что большая масса пассивного излучателя негативно сказывается на передаточной характеристике.

Я ничего не имею против классических 2.0 стерео АС, но применение сабвуфера, мне (как человеку с ушами не локализующими источники в НЧ-спектре) кажется значительно более рациональным. Искренне надеюсь, что материал окажется полезным, даст необходимые представления о некоторых критериях выбора сабвуфера. Если тема заинтересует читателей, можно будет продолжить тему сабов и особенности коммутации оных, мощность и чувствительность, особенности акустического оформления помещений, где планируется установка мощных НЧ-колонок.

Буду признателен за вашу активность в комментариях и участие в размещенном ниже опросе.

Джинса
В нашем каталоге , представлен широкий ассортимент сабвуферов с высокой верностью воспроизведения.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Что только не пытаются нам сегодня продать под названием «сабвуфер»! Начиная от малюсеньких настольных кубиков размером со стакан и заканчивая встроенными в ноутбук 20-мм пищалками на широком подвесе. Конечно, никаких ноутбуков, планшетов и даже саундбаров с настоящим встроенным сабвуфером не существует. Зато есть целый подраздел домашних акустических систем, предназначенный для качественного воспроизведения нижней части частотного диапазона. Именно о таких аппаратах и о том, какие они бывают и как их правильно выбирать, и пойдет речь в данной статье.

Откуда они взялись?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Собственно, отдельные низкочастотные модули появились на свет практически одновременно с появлением многополосных акустических систем. Задача создания адекватного звукового давления в низкочастотном диапазоне ниже 100 Гц стояла перед создателями АС с самого начала. А поскольку человеческий слух гораздо более чувствителен к средним и высоким частотам, то настроенная, что называется, в линейку акустическая система субъективно может восприниматься как лишенная должного басового фундамента. И это при воспроизведении музыки, что же тогда говорить о передаче низкочастотных эффектов в кино? Конечно, настоящую революцию в этой области совершил Джордж Лукас с внедрением своего стандарта THX в 1981 году, однако и задолго до этого в кинотеатрах устанавливались акустические системы с отдельными низкочастотным модулями. Именно оттуда, а также из студий звукозаписи, они и перекочевали в домашний кинотеатр и домашние стереосистемы, став их неотъемлемой частью.

Читайте также:
Подиумы без эпоксидки, полиэфирки, пены…

Конструкция сабвуфера

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Сабвуферы бывают активными, то есть со встроенными усилителями и другой электроникой, и пассивными, которые требуют внешнего усиления. Последние в настоящее время практически полностью перекочевали в раздел профессионального и инсталляционного оборудования. Такая конфигурация удобна тем, что вынесенная за пределы корпуса электроника может устанавливаться, где угодно, а сам сабвуфер раз и навсегда размещается в необходимом месте. И для управления его настройками нет нужды даже подходить к нему.

Конструктивно сабвуфер представляет собой одну или несколько динамических головок большого диаметра, установленную в корпусе. Бескорпусные модели используются для установки в ниши помещений в составе инсталляционных проектов.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Акустическое оформление активных сабвуферов, чаще всего, представляет собой фазоинвертор либо закрытый корпус. Популярны также варианты с фазоинвертором в виде пассивного излучателя, то есть лишенного магнитной системы динамика. Однозначного преимущества ни один из видов оформления не имеет, все зависит от мастерства разработчика и используемых динамиков, каждый из которых рассчитан на оптимальную работу в определенном акустическом оформлении.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Обычно в сабвуферах устанавливаются динамические головки диаметром от 200 мм (8 дюймов) и до 457 мм (18 дюймов), диффузоры большего диаметра, как правило, встречаются редко и в очень дорогих моделях. Существует два подхода к конструкции современных активных низкочастотных модулей. Первый заключается в установке мощных головок диаметром 8-12 дюймов с длинным ходом и усилителей повышенной мощности, позволяющих держать в узде тяжелый диффузор и большую катушку. Второй подход предполагает использование «быстрых» динамиков 12-18 дюймов с низкой добротностью и соответствующих им усилителей, в этом случае перемещение нужного объема воздуха достигается не за счет большого хода диффузора, а за счет его увеличенной площади. Однако на практике разработчику приходится сочетать два подхода для получения сбалансированного результата.

Обязателен ли отдельный сабвуфер в домашнем кинотеатре?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Если вы хотите получить ощущения, близкие к тому, что вы слышите при походе в кино, то да – обязателен. Без него можно обойтись в том случае, если фронтальные пары имеют активную басовую секцию, оснащенную солидными динамиками и мощными встроенными усилителями. В том же случае, если у вас есть только AV-ресивер и обычные напольные колонки типа «столбик», то сабвуфер вам однозначно потребуется. Только в этом случае вы получите нужный уровень звукового давления в диапазоне, в котором сосредоточены все низкочастотные спецэффекты.

Нужен ли сабвуфер в стереосистеме?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Это дело вкуса и личных предпочтений. Учитывая, что многие современные акустические системы не отличаются громоподобным басом, то желание добавить несколько лишних децибелов на НЧ абсолютно естественно. Однако необходимо учитывать, что правильная настройка сабвуфера может оказаться затруднена из-за ограничений по месту его размещения, а также в силу конструкции АС. Но об этом мы расскажем ниже.

Какой сабвуфер покупать?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Ответ, казалось бы, очевиден – чем больше и дороже, тем лучше. Однако выбор зависит не только от бюджета, но и от того, как и где вы планируете использовать аппарат. В отношении правильно спроектированных аппаратов размер действительно имеет значение, и чтобы прокачать большое помещение, нужны серьезные мускулы. Может показаться странным, но дороже всего даются последние несколько герц нижней октавы, за создание нужного звукового давления на которых фанаты правильного баса готовы платить серьезные деньги.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Поэтому рекомендацию лучше сформулировать так – покупать нужно качественный сабвуфер, соответствующий вашим задачам и площади помещения. Если речь идет о небольшой типовой комнате площадью около 20 квадратных метров, то вполне можно удовлетвориться одной моделью из той же линейки акустических систем, к которой относятся все остальные колонки вашего домашнего кинотеатра. Как правило, это будет сабвуфер средней мощности с динамиком 8-10 дюймов. Однако если вы хотите озвучить большой зал размером от 40 квадратных метров, то лучше озаботиться приобретением нескольких сабвуферов, причем лучше всего производства фирм, специализирующихся на их выпуске. К таковым можно отнести SVS, REL, M&K Sound, Velodyne, JL Audio.

На что обращать внимание

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Помимо большого динамика и мощного встроенного усилителя хороший сабвуфер должен иметь расширенные возможности по подключению и настройке, если только он не предназначен для включения в систему THX, где все настройки низкочастотного канала обычно производятся на уровне процессора.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Наиболее гибкий в настройке сабвуфер должен иметь двухканальный низкочастотный вход на разъемах RCA с регулируемой частотой среза, отдельный монофонический вход LFE с фиксированной частотой среза, высокочастотный вход на акустических терминалах, общий регулятор уровня, плавный или двухпозиционный регулятор фазы. Не лишней будет и возможность беспроводного подключения по Bluetooth или даже Wi-Fi, равно как и система автоматической калибровки.

Сколько платить?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Вопрос вопросов. Практика показывает, что выдавать действительно правильный бас и предоставить возможность гибкой настройки способны сегодня модели стоимостью около 1000 евро и выше. Маленькие кубики в диапазоне 500-600 евро тоже имеют право на существование, но их удел – совсем небольшие комнаты. Скажем откровенно – серьезный аппарат, способный работать на частотах от 16 Гц с нужным уровнем звукового давления обойдется весьма недешево.

Читайте также:
Апгрейд аудиосистемы для Hyundai Tucson 2007

Где устанавливать?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Несмотря на то, что на частотах ниже 100 Гц звук не обладает выраженной направленностью, устанавливать сабвуфер где попало нельзя. За счет отраженного звука и интермодуляционной составляющей он все может иногда выдавать свое истинное местоположение. Желательно размещать низкочастотный модуль в передней полусфере звукового поля, оптимально – на той же линии, что и фронтальные громкоговорители. При наличии нескольких сабвуферов в системе можно поиграть их взаимным расположением для того, чтобы в точку прослушивания звук приходил одновременно и в фазе.

Что с настройкой?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

До недавнего времени вопрос настройки сабвуфера был одним из самых сложных при инсталляции даже недорогого домашнего кинотеатра. Однако с появлением систем автоматической калибровки сначала в AV-ресиверах и процессорах, а затем и в самих сабвуферах, существенно упростил задачу. Тем не менее, определенная корректировка результатов работы автоматического настройщика может потребоваться. Дело в том, что алгоритмы обычно по умолчанию работают таким образом, чтобы в точке прослушивания вы получали максимум прямого излучения, не затушеванного отраженными сигналами. И в зависимости от акустических условий в зале система настройки иногда может серьезно занижать уровень сигнала в канале LFE, если при помощи введения временной задержки и фазовой коррекции не получается добиться нужного результата. То есть сигнал в итоге получится чистым, но слабым. В большинстве случаев достаточно будет затем в ручном режиме поднять уровень на несколько децибелов, чтобы получить искомый бас.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Более того, для интеграции активного сабвуфера в музыкальную стереосистему потребуется большая степень ручного труда. Любители трифоника знают, насколько трудным иногда бывает процесс грамотного согласования, например, полочных мониторов и единственного на два канала сабвуфера. Детальная инструкция по настройке в разных сценариях не входит в задачу данной статьи, однако главное правило для любого правильно настроенного сабвуфера давно известно и не менялось. Сабвуфера не должно быть слышно! То есть слушатель не должен на слух определить не только местоположение аппарата, но и вообще догадаться, что в системе работает сабвуфер. А это означает, что низкочастотный модуль должен быть идеально согласован с основными АС по уровню, фазе и временным характеристикам. Качественный и правильно настроенный сабвуфер выводит звучание системы на другой уровень, делая его более объемным, воздушным и масштабным, не меняя его основного характера.

Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть

Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть

Что ж, друзья, довольно теории. Переходим к практике. В этой статье я максимально подробно постараюсь описать все манипуляции, которые позволили мне успешно интегрировать сабвуфер в домашнюю систему.

Полагаю, что у большинства обывателей при упоминании слова «сабвуфер» в голове сразу же возникает картина неистово скачущего драйвера, в такт которому кулаком о стену подыгрывает сосед; дребезжащая мебель, плачущие дети и жена, грозящая разводом. Даже среди моих товарищей, с которыми я поделился радостью после приобретения сабвуфера, оказались те, кто в ответ поинтересовался: «А соседи как? Не ругаются?» Нет, представьте себе, не ругаются. И сейчас я постараюсь в деталях объяснить, почему.

О сабвуфере

Решение было осознанным и вполне созревшим. Знакомый меломан, уже обладающий трифоником, только подливал масла в огонь. Позже, в ходе одного из тестов аудиоаппаратуры, мне довелось объединить и настроить трифоник собственноручно. Конечно же, желание применить этот практический навык в домашних условиях только усилилось.

И вот, наконец-то, заветный день настал.

Мой выбор остановился на сабвуфере в закрытом ящике M&K Sound SB12. Черный глянцевый красавец, под стать моей полочной акустике. Размеры саба не очень-то скромные: высота и ширина — 381 мм, глубина — 438 мм. Вес при этом превышает 20 кг.

На лицевой панели расположен 12-дюймовый драйвер из целлюлозы. Боковые и верхняя панели остались нетронутыми. На нижней панели установлено пять резиновых опорных ножек. Тыльная сторона разместила на себе все имеющиеся у саба терминалы подключения, элементы управления и радиатор охлаждения. Пиковая мощность, которую указал производитель — 250 Вт. Частотный диапазон: 20–200 Гц.

Касаемо функционала, опишу лишь те нюансы, с помощью которых было осуществлено подключение, настройка и доводка сабвуфера.

Тумблер питания имеет три положения: «On», «Off» и «Auto». Последний режим пришелся очень кстати — сабвуфер сам включается при поступлении входящего сигнала и так же сам отключается, когда сигнал какое-то время отсутствует. В моем сценарии эта опция оказалась востребована.

Регулировка фазы плавная: от 0 до 180. Регулировка кроссовера реализована от 40 Гц до положения «Bypass», когда кроссовер дает сабу полную волю. Последний регулятор управляет громкостью сабвуфера.

Ниже расположились две пары терминалов подключения по высокому уровню. Еще ниже — идентичные две пары терминалов, но другого предназначения. С их помощью можно подключить к сабу стереопару.

Подключение и настройка

1. Подключение сабвуфера через высокоуровневый вход

Я использую интегральный усилитель, в котором нет специального выхода для сабвуфера. Так что в моем случае подключение будет реализовано через высокоуровневый вход сабвуфера. Для этого в закромах был найден медный кабель сечением 4 кв.мм.

Один из его концов я подключил к усилителю, взяв «-» с левого канала и «+» с правого. На сабвуфере подключение произвел аналогичным способом: на верхней паре клемм использовал черный терминал левого канала и красный терминал правого.

Кабель питания подключен в сеть, тумблер питания установлен в положение «Auto». По окончании этих нехитрых манипуляций саб включился и заиграл, когда на него поступил сигнал от интегральника.

Читайте также:
Выбор автомобильного усилителя мощности

2. Поиск места для сабвуфера

Место для установки сабвуфера было определено интуитивно еще до того, как саб оказался у меня. Как бы странно это ни звучало, но мой выбор полностью оправдал ожидания. Сейчас объясню, в чем дело.

Видимо, вследствие специфики моей комнаты для прослушивания, после определенного уровня громкости воображаемая сцена начинала смещаться левее от центральной точки. Приходили в голову самые ужасные мысли — к примеру, неисправность драйвера на левой колонке. Но развеялись такие мысли быстро и легко: поменяв полочники местами, я услышал все тот же эффект — сцена «уезжает». При рокировке каналов усилителя эффект также сохранялся.

Видимо, пустой угол в левом верхнем углу комнаты (см. схему ниже) после определенного уровня громкости вносил в звук свои коррективы. План был таков: урегулировать этот резонанс в левом углу размещением сабвуфера ближе к правому спикеру. И план сработал! По прошествии нескольких минут упражнений с 20-кг ящиком оптимальное место было определено.

Сабвуфер стоит правее от центра комнаты, по линии АС. Динамик его направлен на диван. Вариант, когда саб стоит еще ближе к правому спикеру, мне не понравился. Все-таки, несмотря на бытующее мнение о том, что низкочастотное излучение до определенных частот не локализуется в пространстве, моим слухом саб определяется как источник звука.

И общая звуковая картина выглядит гармоничнее, когда сабвуфер расположен ближе к центру, по линии АС. Таким образом, я, как говорится, «убил двух зайцев», удовлетворив данным расположением саба обе свои хотелки.

3. Поиск фазы

Следующий этап — регулировка фазы. Перед тем, как приступить к решению этой задачи, я повернул регулятор громкости сабвуфера в его максимальную позицию, чтобы бас был слышен «во всей красе». В положении «180» низкие частоты заполнили помещение полностью, заставив кое-какую мебель дрожать от восторга.

В положении «0» деградация НЧ была слышна невооруженным ухом. Саб, в силу гораздо большей отдачи по низким частотам в сравнении с полочниками, не только смог подавить их бас, но и вырваться из их плена. Результат такой настройки печален — звук, словно «из бочки». К тому же, на передний план выходят средние и высокие частоты. В общем, с этой настройкой определиться достаточно просто, даже не имея какого-либо опыта.

Кроме того, в целях эксперимента были опробованы разные положения фазы в пределах «0–180». Полезных результатов такой эксперимент не принес: по мере продвижения регулятора в сторону позиции «0» бас ослабевал, так как постепенно смещался в противофазу с акустикой.

Таким образом, очередная настройка сабвуфера прошла успешно.

4. Работа с кроссовером

Настало время определиться с не менее важным параметром — установкой частоты среза на кроссовере саба.

Производитель заявляет, что мои полочники играют от 47 Гц до 54 кГц при неравномерности ±6 дБ . Фазоинвертор настроен на 55 Гц. По итогам приключений с генератором тона, информация о низкочастотном диапазоне вполне достоверна, и ее можно использовать при дальнейших настройках сабвуфера.

Но стоит учесть еще один момент: резонанс комнаты, на мой слух, совпадает с настройкой фазоинвертора. Примерно на 55 Гц в комнате для прослушивания ощущается довольно неприятный гул. Сглаживает ситуацию тот момент, что этот резонанс дает о себе знать только на достаточно высокой громкости, которая выше той, что я использую для длительного прослушивания.

Таким образом, первая из настроек кроссовера, которая пришла мне на ум, это крайнее левое положение регулятора — 40 Гц. Несколько коротких прослушиваний на половине громкости саба — и результат мне понравился. Далее, плавно подкручивая кроссовер по часовой стрелке, я проводил такие же короткие прослушивания. Но в конечном итоге вернулся к первоначальной настройке.

При смещении среза кроссовера в сторону увеличения частоты ощущался явный избыток баса в том диапазоне, где трудится фазоинвертор акустических систем. Фильтр в крайнем правом положении, на мой слух, придает гулкости общей картине низких частот. Так что, исходя из вышесказанного, было принято решение оставить настройку фильтра на 40 Гц.

5. Регулировка громкости саба относительно стереопары

Я где-то читал, что в студиях звукозаписи принято согласовывать сабвуфер и акустику с помощью генератора тона по частоте то ли 80, то ли 85 Гц. Почему бы не попробовать?

Запуская на генераторе тона сначала 80, потом 85 Гц, с помощью подручных инструментов я отслеживал пиковые значения на полочниках, а следом и на сабвуфере. Пиковое значение саба оказалось ниже, поэтому ручку громкости пришлось докрутить с 12 часов примерно на два.

Беглое прослушивание дало негативный результат: на мой слух, бас оказался слишком акцентированным. Тонкой доводкой в обратную сторону было найдено оптимальное для меня положение регулятора — чуть-чуть больше половины.

Итак, что имеем по итогам настройки:

• саб подключен по высокому уровню к терминалам усилителя;

• размещение — правее от центра, по оси АС;

• регулятор фазы в положении «180»;

• срез кроссовера минимально возможный — 40 Гц;

• регулятор громкости в положении чуть более 12 часов.

Прослушивание и впечатления

Наконец-то быстрые прослушивания остались позади, и можно неспешно, комфортно и с расстановкой оценить результаты настройки.

Читайте также:
Короб для сабвуфера своими руками

Помните, как в детстве бывало? Хочешь какую-нибудь игрушку, мечтаешь, копишь денежку… Рано или поздно покупаешь ее. Радость! Но потом оказывается, что эта игрушка еще круче, чем ты себе представлял. Восторг!

Это именно то ощущение, которое я испытал. Звуковая картина стала полной, насыщенной, глубокой и объемной. Мои опасения по поводу того, что локализация саба испортит воображаемую сцену, развеялись в тот же момент. Все случилось с точностью наоборот: очертания инструментов стали еще более осязаемы, чем до этого. Магия, не иначе!

В композициях с вокальной частью меня ждал еще один сюрприз: голоса вокалистов получили хорошую, весомую опору. Даже в случае с женским вокалом изменения очевидны: на фоне массивной и точной отработки низких частот женский вокал воспринимается совсем иначе.

Сложно описать все впечатления от изменений в звуке, так как в каждой композиции выходят на свет нюансы, которые ранее были недоступны. Это тот случай, когда хочется переслушать всю фонотеку заново. Чем я, собственно, и займусь.

Вечером, когда начала ощущаться приятная усталость, я решил выключить сабвуфер и послушать, как было до него. Долго описывать впечатления не буду — скажу лишь, что хватило меня не надолго. Тот звук, к которому я стремился, начинается после включения сабвуфера.

Пару слов о соседях: на комфортной для меня громкости диффузор саба даже не выходит на свойственную ему амплитуду колебаний. При этом его вклад в общее звучание системы заставляет нервничать большинство из тех напольных АС, что мне доводилось слышать. Но ни в коем случае не соседей.

Выводы

Несомненно, трифоник, как одна из ветвей развития домашней Hi-Fi-системы — отличный вариант апгрейда. Действительно, его настройка и компоновка требует времени. Но если настройка была проведена с должной подготовкой и вниманием к деталям — поверьте, результат будет более чем впечатляющим. По крайней мере, в моем случае именно так и произошло.

Обзор сабвуферов – рейтинг Pult.ru

Компания PULT.ru нередко проводит обзоры, предлагаемой к продаже техники по разным параметрам: по популярности, соотношению цена-качество, производителям, ценовому сегменту. Сегодня вниманию покупателей представляется обзор сабвуферов в малобюджетном и премиум сегментах. Для этого были отобраны по семь моделей из одной и другой категорий. Ценность такого обзора в том, что он обращает внимание на новые технологии, которые реализуются в современной технике и демонстрирует в сравнении технические характеристики современных аппаратов.

Обзор сабвуферов - наш рейтинг

Это не будет обзоров сабвуферов Yamaha, Pioneer, Урал, Polk или других производителей. Модели отбирались по принципу различия в характеристиках, наличия тех или иных функций и интересных технологий, реализованных в них.

Хороший бас – это всегда выгодное вложение в домашнюю акустическую систему с возможностью получения большего удовольствия от прослушивания музыки или звукового сопровождения фильмов. Это касается как элитных моделей сабвуферов, так и бюджетных. Разница лишь в том, насколько владелец домашней акустики готов к расширению частотного диапазона получаемого звука за счёт дополнительных басов и, сколько он готов за это удовольствие заплатить.

Обзор сабвуферов - наш рейтинг

При этом никто не говорит, что сабвуфер – это месть соседям. Просто чем выше запас мощности, тем лучше амплитудно-частотная характеристика и, как следствие, качество звука. При этом важными условиями являются надёжность корпуса и аппаратуры в целом, характеристики усилителя, возможность тонкой регулировки выходных параметров и настройки под конкретное помещение, уровень совместимости с другой акустикой и множество других особенностей. Другие покупки, отличающиеся от идеальной, – это серия компромиссов, из которых каждый покупатель может сделать выбор, исходя их своих предпочтений и возможностей.

Премиум-модели

Paradigm Prestige 2000SW

Paradigm Prestige 2000SW

Активный аппарат High End-класса, отличающийся звуком с исключительной акустической точностью, широкой дисперсией, сверхмалыми искажениями и усиленными глубокими басами.

Эта модель с успехом может применяться в качестве мощнейшей низкочастотной поддержки, как в многоканальном музыкальном комплексе, так и в системе элитного домашнего кинотеатра.

JL Audio g213V2-GLOSS-220/240

JL Audio g213V2-GLOSS-220/240

Откровенно дорогая техника высшего класса, выпущенная известным американским производителем JL Audio, которая благодаря своему безупречному качеству пользуется огромной популярностью. Эта модель потрясает всем – великолепной сборкой, надёжностью, дизайном, а главное – высочайшим качеством басов без малейших искажений.

Благодаря высокой мощности и безукоризненным техническим характеристикам этот сабвуфер можно использовать как в домашних условиях, так и для поддержания глубокими басами разных профессиональных аудиосистем.

SVS PB-4000 black ash

SVS PB-4000 black ash

Недорогой в своём классе и поэтому популярный активный сабвуфер с усовершенствованным усилителем DSP, способный отлично поддержать басами аудиосопровождение фильмов или прослушивание музыки.

В этой модели реализовано интересное управление, в котором вместе с возможностью регулирования фазы, громкости и частотой среза, есть эквалайзер, понижающий и повышающий отдачу на любой частоте, благодаря чему можно подбирать интенсивность подавления комнатных резонансов.

Sonance R10SUB KIT

Sonance R10SUB KIT

Комплект, состоящий из двух встраиваемых в стену пассивных сабвуферов с двумя установочными коробами и усилителя DSP 2-150. Наряду с превосходными техническими характеристиками, обеспечивающими глубокие, бархатные басы, этот комплект решает ещё одну важную задачу. Он значительно экономит пространство помещения и привносит в интерьер особую эстетику. Любой видеобзор сабвуфера этой модели может продемонстрировать, как он встраивается и великолепно смотрится в современном интерьере.

В этой акустике реализованы новые технологии, а каналы согласованы по всей линии, что обеспечивает хорошую производительность и упрощает использование сабвуфера в любой конфигурации динамиков.

Читайте также:
Хороший сабвуфер с недорогим динамиком
Paradigm Signature SUB2 cherry

Paradigm Signature SUB2 cherry

ТОП-модель сабвуфера, которую смело можно назвать настоящим «гуру» в мире низкочастотной акустики. В нём поражает фундаментальное звучание с чудесными низами, безграничная мощность, благодаря которой можно озвучить целый микрорайон, потрясающий дизайн, подходящий к любому без исключения интерьеру.

Интересная шестигранная форма выбрана неслучайно. На трёх противоположных сторонах установлены по два мощнейших динамика, которые при синхронной работе эффективно гасят взаимные колебания, сводя в ноль искажение сигнала и тряску самого корпуса, делая его абсолютно неподвижным даже на самой большой громкости.

REL No. 25

REL No. 25

Премиум-аппарат с пультом дистанционного управления и со встроенным усилителем NextGen3 D-класса, который всегда входит в обзоры активных сабвуферов, признанных лучшими в мире. Наряду с большой громкостью звучания, он позволяет ощущать различия между громкими и особо мягкими пассажами, что столь ценится меломанами.

Этот сабвуфер устанавливает новые стандарты изготовления корпуса, как с точки зрения дизайна, так и с технической стороны. Его изогнутая форма позволяет компенсировать мощнейшую энергию, появляющуюся при обратном движении динамика, поглощая, отражая и рассеивая эти волны.

Velodyne DD-18

Velodyne DD-18

Сабвуфер серии Digital Drive Plus, в котором реализованы новые технологии получения глубоких, точных басов, автоматической настройки под параметры помещения и эффективной интеграции в аудиосистемы. Его цифровая сервосистема обеспечивает контроль диффузора с периодичностью порядка 16 тыс. раз в секунду, добиваясь снижения искажений до рекордно низкого уровня – 0.5%.

Эта модель является отличным сабом как для малых, так и для больших помещений и обязательно порадует тех, кто ценит в басах чёткость и сфазированность.

Характеристики премиум-сабвуферов
Модель Максимальная мощность (Вт) Диапазон частот (Гц) Акустическое оформление
ParadigmPrestige 2000SW 3400 35 – 150 Закрытый корпус
JL Audio g213V2-GLOSS-220/240 4500 12 – 112 Закрытый корпус
SVS PB-4000 black ash 1200 16 – 200 С фазоинвертором
Sonance R10SUB KIT 500 30 – 250 Открытый тип
Paradigm Signature SUB2 cherry 9000 35 – 150 Закрытый корпус
REL No. 25 1000 20 – 90 Закрытый корпус
Velodyne DD-18 3000 8.8 – 300 Закрытый корпус

Бюджетные модели

Mission MS-200

Mission MS-200

Прекрасный вариант активной акустики для Hi-Fi систем или домашнего кино от известного бренда по вполне доступной широкому кругу пользователей цене. Аппарат прошёл стендовые испытания на фабриках Mission и имеет соответствующий сертификат качества. Этот сабвуфер способен удивить мягкими, глубокими басами даже заядлого меломана.

Audio Pro Addon SUB

Audio Pro Addon SUB

Довольно компактный и недорогой сабвуфер, выполненный в аскетическом дизайне, подходящем под большинство моделей современных акустических систем. Он прост в эксплуатации, имеет надёжный корпус и возможность настройки фазы, чистоты среза, выдавая бархатные басы при хорошем акустическом давлении.

MT-Power Blust 2

MT-Power Blust 2

Активный сабвуфер с плавной регулировкой частоты среза по приемлемой цене. Если добавить его в систему домашнего кинотеатра, то можно расширить звуковую палитру за счёт приличных басов. Аппарат для тех, кто не гонится за огромной мощностью и просто хочет смотреть фильмы, получая удовольствие.

JBL Stage A120P

JBL Stage A120P

Представитель новой бюджетной серии Stage, выпущенный известной компанией JBL, который способен придать стереосистемам и домашним кинотеатрам интересное звучание с насыщенными басами без потери «текучести». Дизайн его новый и в то же время напоминает классику, что позволяет сочетать этот сабвуфер с любыми акустическими системами.

Harman Kardon Enchant Subwoofer

Harman Kardon Enchant Subwoofer

Беспроводный сабвуфер с антирезонансным корпусом и с базовым портом Bass Reflex, которые идеально подходят для работы с саундбарами серии Enchant. Несомненным преимуществом этой модели являются глубокие красивые басы и беспроводное подключение, что делает этот аппарат достойным дополнением к элитной аудиоаппаратуре.

Focal CUBE EVO

Focal CUBE EVO

Компактный сабвуфер, принадлежащий известной театральной линейке Focal, рассчитанный на совместное функционирование с фирменными сателлитами. Внешне эта модель напоминает куб, а её конструкция с выведенным на переднюю стенку солидным раструбом фазоинвертора и низкочастотной головкой, направленной в пол, обеспечивают хорошие бархатные басы и согласованность работы с «родными» сателлитами.

Характеристики бюджетных сабвуферов
Модель Максимальная мощность (Вт) Диапазон частот (Гц) Акустическое оформление
Mission MS-200 120 35 – 150 С фазоинвертором
Audio Pro Addon SUB 150 35 – 130 С фазоинвертором
MT-Power Blust 2 150 35 – 200 С фазоинвертором
JBL Stage A120P 150 32 – 150 С фазоинвертором
Harman Kardon Enchant Subwoofer 200 35 – 160 С фазоинвертором
Focal CUBE EVO 200 35 – 150 С фазоинвертором
Выводы.

Представленный обзор сабвуферов демонстрирует, что модели в закрытом исполнении и с большим запасом мощности являются классом выше, чем фазоинверторные, но при этом даже бюджетные модели способны качественно расширить диапазон музыки и аудиосопровождения фильмов. Наглядно видны существующие зависимости, такие как, например, равенство мощности и других характеристик в бюджетных моделях и значительный разброс их в премиум-аппаратуре. Причём с каждым дополнительным ваттом цена модели растёт в прогрессии, начиная с бюджетных вариантов, стоимость которых порядка 20-30 тыс. рублей и заканчивая ценами далеко за миллион. Выбирать есть из чего. Было бы желание и возможности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: