Индикатор заряда аккумулятора.

Глазок на аккумуляторе

Некоторые автомобильные АКБ оснащены индикатором заряда, который часто называют глазком. Обычно зеленый цвет его говорит о том, что батарея в порядке, красный указывает на необходимость зарядки, а белый или черный — на необходимость доливки воды. Многие водители принимают решение об обслуживании аккумулятора, ориентируясь на встроенный индикатор. Однако его показания не всегда соответствуют реальному состоянию батареи. О том, что находится внутри глазка АКБ, как он работает и почему ему нельзя безоговорочно доверять, вы можете узнать из этой статьи.

Где находится и как работает глазок аккумулятора?

Глазок индикатора АКБ снаружи выглядит как прозрачное круглое окошко, которое находится на верхней крышке батареи, чаще всего возле центральных банок. Сам индикатор аккумулятора представляет собой жидкостный ареометр поплавкового типа. О работе и использовании этого прибора подробно написано здесь.

Зачем нужен глазок в аккумуляторе и как он работает: видео

Принцип действия индикатора заряда аккумулятора основан на измерении плотности электролита. Под глазком на крышке находится световодная трубка, наконечник которой погружен в кислоту. В наконечник помещены разноцветные шарики из разных материалов, всплывающие при определенном значении плотности заполняющей батарею кислоты. Благодаря световоду цвет шарика отчётливо виден через окошко. Если глазок остаётся черным или белым, это указывает на недостаток электролита и необходимость доливки дистиллированной воды либо на неисправность батареи или индикатора.

Что означает цвет индикатора заряда АКБ

Цвет индикатора заряда АКБ при определенном его состоянии зависит от производителя. И хотя единого стандарта не существует, чаще всего в глазке можно увидеть следующие цвета:

Цвета индикаторов заряженности аккумулятора

  • Зеленый — АКБ заряжен на 80—100%, уровень электролита в норме, плотность электролита выше 1,25 г/см3 (∓0,01 г/см3).
  • Красный — уровень заряда ниже 60—80%, плотность электролита упала ниже 1,23 г/см3 (∓0,01 г/см3), но его уровень в норме.
  • Белый или чёрный — уровень электролита упал, нужно долить воду и зарядить АКБ. Такой цвет также может указывать на низкий уровень заряда.

Точная информация о цвете индикатора и его значении содержится в паспорте батареи либо сверху на его этикетке.

Что означает черный глазок на аккумуляторе?

Черный глазок индикатора зарядки

Черный глазок на аккумуляторе может появиться по двум причинам:

  1. Упала емкость АКБ. Этот вариант подходит для аккумуляторов, в индикаторе которых нет красного шарика. Из-за низкой плотности электролита зеленый шарик не всплывает, поэтому вы видите черный цвет нижней части трубки световода.
  2. Снизился уровень электролита — из-за низкого уровня кислоты ни один из шариков не может всплыть на поверхность. Если по инструкции в такой ситуации индикатор должен быть белым, значит он загрязнился продуктами распада пластин АКБ.

Почему глазок АКБ показывает неправильно?

Даже среди обычных ареометров приборы поплавкового типа считаются наименее точными. Это касается и встроенных индикаторов АКБ. Ниже перечислены варианты и причины, по которым цвет глазка батареи не отображает ее реальное состояние.

Принцип работы индикаторов аккумулятора

  1. Глазок на разряженном АКБ в мороз может остаться зеленым. Плотность электролита АКБ растет с понижением температуры. При +25°С и плотности 1,21 г/см3, соответствующей заряду 60%, глазок индикатора был бы красным. Но при -20°С плотность электролита повышается на 0,04 г/см³, поэтому индикатор остается зеленым, даже если батарея наполовину разряжена.
  2. Индикатор отражает состояние электролита только в той банке, в которой он установлен. Уровень и плотность жидкости в остальных могут быть иными.
  3. После доливки электролита до нужного уровня показания индикатора могут быть неверны. Вода смешается с кислотой естественным образом через 6—8 часов.
  4. Индикатор может помутнеть, а шарики в нем деформироваться или застрять в одном положении.
  5. Глазок не позволит узнать состояние пластин. Даже если они осыпались, замкнули либо покрылись сульфатом, плотность будет в норме, но аккумулятор по факту не будет держать заряд.
Читайте также:
Блок питания или зарядное устройство своими руками

По вышеописанным причинам полагаться исключительно на встроенную индикацию не следует. Для достоверной оценки состояния обслуживаемого аккумулятора необходимо измерить уровень и плотность электролита во всех банках. Заряд и износ необслуживаемой АКБ можно проверить при помощи мультиметра, нагрузочной вилки или диагностического прибора.

Почему после зарядки глазок на аккумуляторе не показывает зеленым

Конструкция индикатора заряда аккумулятора

Часто возникает ситуация, когда после зарядки АКБ глазок не зеленеет. Это происходит по следующим причинам:

  1. Застряли шарики. Чтобы высвободить, нужно постучать по окошку или по возможности выкрутить ареометр и встряхнуть его.
  2. Разрушение пластин привело к загрязнению индикатора и электролита, поэтому шарик не виден.
  3. При зарядке выкипел электролит и его уровень опустился ниже нормы.

Частые вопросы

Что показывает глазок на аккумуляторе?

Цвет глазка на аккумуляторе указывает на текущее состояние батареи в зависимости от уровня электролита и его плотности.

Каким цветом должен гореть индикатор на аккумуляторе?

При нормальном уровне и плотности электролита индикатор АКБ должен гореть зеленым цветом. Следует учитывать, что иногда, например, на морозе, это может не отражать реальное состояние аккумулятора.

Как работает индикатор зарядки в аккумуляторе?

Индикатор зарядки работает по принципу поплавкового ареометра. В зависимости от показателей плотности электролита на поверхность всплывают разноцветные шарики, цвет которых виден через окошко благодаря световодной трубке.

Как узнать, что аккумулятор полностью заряжен?

Это можно сделать с помощью вольтметра или нагрузочной вилки. Встроенный индикатор аккумулятора определяет плотность электролита с невысокой точностью, зависящей от внешних условий, и лишь в той банке, где он установлен.

О чем говорят разные цвета индикатора на аккумуляторе: обозначение и неполадки

Очень часто на необслуживаемых, а порой и на обслуживаемых автомобильных аккумуляторах можно встретить так называемый глазок – индикатор, который светится разными цветами. Для чего он нужен и что обозначает тот или иной цвет? Сегодня мы выясним этот вопрос.

Как работает индикатор заряда?

Индикатор на аккумуляторе, о котором шла речь выше, является простейшим ареометром. Он предназначен для отображения состояния АКБ и примерной оценки ее готовности к работе. Чтобы лучше понять, как им пользоваться, кратко рассмотрим принцип работы этого индикатора.

О чем говорят разные цвета индикатора на аккумуляторе: обозначение и неполадки

Глазок состояния аккумулятора

Такие индикаторы имеют разную конструкцию, но все имеют один принцип работы, основанный на всплытии поплавков при определенной плотности электролита. Рассмотрим однопоплавковую конструкцию.

О чем говорят разные цвета индикатора на аккумуляторе: обозначение и неполадки

Из рисунка мы видим, что зеленый шарик, имеющий заданный вес относительно своего размера, всплывает при определенной плотности среды и тонет, если плотность этой среды уменьшается. Предположим, плотность электролита (а это и есть среда), равняется нормальной, для заряженной АКБ – примерно 1.27. Шарик всплыл, а световод отобразил его присутствие на поверхности. Мы увидели зеленый «глазок» – батарея в порядке.

В процессе разряда аккумулятора плотность электролита в нем падает. В определенный момент (для шарика, конечно) она становится критической, и шарик тонет. Конусная линза-световод не видит его, а смотрит на корпус ареометра, который выполнен из черного пластика. Что это означает? В результате мы наблюдаем черный “глазок” – плотность электролита низкая, а значит, батарея разряжена до определенной степени. До какой – зависит от того, при какой плотности тонет шарик.

То есть у нас есть два варианта: батарея в норме или разряжена. Но есть третий вариант: уровень электролита очень низкий. В этом случае независимо от плотности шарик никак не может добраться до своего места у световода, но свет отражается уже не от черного корпуса ареометра, а от пониженного уровня электролита. Мы видим совсем другой цвет. Обычно это белый, но при загрязнении электролита он может меняться от желтого до светло-серого. В любом случае спутать его с любым другим тестовым невозможно.

Читайте также:
Защита от переполюсовки, преобразователя 12-220

однопоплавковый ареометр

Есть и еще один вариант ареометра – двухпоплавковый. Здесь в работе участвуют два шарика: зеленый и красный. Основное отличие от однопоплавковой системы – присутствие кольцевой призмы, передающей изображение на световод. Поднимаясь, шарик того или иного цвета оказывается в поле зрения призмы. Если он поднимется еще выше, то из ее поля зрения он уйдет.

О чем говорят разные цвета индикатора на аккумуляторе: обозначение и неполадки

В зависимости от плотности электролита в поле зрения световода оказывается тот или иной шарик, при критическом снижении уровня ни один шарик не виден: один располагается слишком низко, другой – чересчур высоко.

Обозначения цветов

А теперь разберемся, какие есть обозначения цвета индикатора на аккумуляторе. Как мы выяснили, цветов в зависимости от конструкции ареометра может быть несколько.

Зеленый

Зеленый цвет индикатора присутствует во всех типах ареометров. Если «глазок» имеет такой цвет, то с батареей все в порядке, она заряжена минимум на 80%. О состоянии АКБ можно не беспокоиться.

Красный

Красный индикатор на аккумуляторе означает, что уровень электролита слишком низкий. Требуется доливка воды и связанное с этим техническое обслуживание: зарядка, проверка плотности и т. п. Такой цвет может появиться только в двухпоплавковых конструкциях. Правда, тут возникает один существенный вопрос – как произвести все эти манипуляции в необслуживаемых батареях. Похоже, производители таких батарей с индикаторами просто издеваются.

Белый

Белый цвет индикатора означает необходимость либо долить воды, либо просто зарядить аккумулятор. Все будет зависеть от типа встроенного ареометра. В однопоплавковой системе это низкий уровень, в двухпоплавковой – низкий заряд.

Черный

В однопоплавковой конструкции черный “глазок” (“лампочка” не горит) означает низкий заряд батареи. Насколько он низкий, сказать сложно. В аккумуляторах российских производителей это порядка 70%. У зарубежных он может оказаться на уровне 40-50%. В двухпоплавковых ареометрах черного цвета нет. За низкий заряд отвечает белый цвет.

Почему на аккумуляторе не горит индикатор заряда?

Вопрос покажется странным – ведь ничто нигде не горит, но, задавая его, люди имеют в виду отсутствие реагирование агрегата на заряд-разряд. Мы уже знаем конструкцию встроенных ареометров и можем ответить на этот вопрос. Тут есть два варианта:

  1. Уровень электролита в ячейке (банке) слишком низок: заряжай не заряжай – ничего в показаниях прибора не изменится.
  2. Шарик-поплавок просто «залип». Конструкция и исполнение ареометра не предусматривает какие-либо трения, воздушные пробки и прочее. Все сделано предельно просто обычной штамповкой и отливкой.

Полезно! Если индикатор не реагирует на наши действия с зарядкой/разрядкой, просто пробуем в буквальном смысле встряхнуть аккумуляторную батарею. Поплавки оживут и покажут реальное состояние АКБ.

Как узнать, какой ареометр установлен?

Для того чтобы узнать, какой ареометр установлен в батарее и на какой цвет ориентироваться, конечно, не нужно демонтировать прибор из АКБ. Для этого достаточно просто посмотреть на сопроводительные надписи, нанесенные рядом с индикатором, и сориентироваться в цветах.

Судя по сопроводительным надписям и цветовой индикации этот ареометр имеет однопоплавковую конструкцию

Судя по сопроводительным надписям и цветовой индикации, этот ареометр имеет однопоплавковую конструкцию

Насколько точен индикатор?

Начнем с того, что индикатор отображает состояние только одной ячейки (банки). Что творится в остальных пяти, неизвестно. Кроме того, обычно индикатор устанавливают в средние ячейки, а они меньше подвержены износу, чем крайние.

Далее, поскольку ареометр имеет один-два поплавка, то ни о какой точности вообще речи быть не может. У отечественных производителей за низкий заряд принято 70% емкости, у зарубежных – нередко 50%. То есть более-менее точно узнать степень заряда в этих диапазонах просто невозможно.

Ну и, конечно, подобные ареометры имеют простую конструкцию. В них могут создаваться газовые пробки, шарик может «залипать», что приводит не только к большой погрешности, но и к полному отказу индикатора. Таким образом, доверять встроенному в аккумулятор ареометру не стоит. Взглянуть перед поездкой под капот машины можно, но нужно быть готовым, что состояние АКБ совсем не то, какое показывает «глазок».

Читайте также:
Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов

На этом разговор о встроенных в автомобильные аккумуляторы ареометрах можно закончить. Теперь мы знаем, как он устроен, что показывает и насколько его показаниям можно доверять.

Спасибо, помогло! 102

Почему при зарядке аккумулятора на машине кипит электролит

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Нет зарядки аккумулятора ВАЗ 2110 инжектор: причины и способы их устранения

Как зарядить автомобильный аккумулятор зарядкой от ноутбука

Как найти утечку тока в автомобиле или почему разряжается аккумулятор?

Акумы.ру

Прокомментируйте такую ситуацию:
аккумулятор TAB POLAR 60Ah довольно новый, около года, зарядка на машине нормальная (замерял напряжение – 14,2 В), индикатор горел всегда зелёный.
Сейчас зима, смотрю – стартер не быстро заводит. Замеряю напряжение – около 11,8 В. Приношу на зарядку: индикатор чёрный, заряжаю небольшим током (4…3 А), причём недолго, постоянно контролирую ток и напряжение (чтобы не превышало 14…14,5 В), и в течении примерно 6-ти часов зарядка почти прекращается (т.е. через 6 часов при напряжение 14,2 В зарядный ток упал до 1 А). Индикатор по прежнему чёрный, если аккумулятор слегка покачивать, виден подвижный зелёный шарик. Проверяю уровень электролита: в двух крайних банках – 47 мм от уровня верха корпуса, во второй банке, где индикатор – 43 мм, в средних – 42 мм. Какие отметки на корпусе показывают мах и мин уровня – не знаю, возможно – какие-то сдвоенные “выступы” на боковых стенках; если они, то уровень (в средних) как раз по ним. Уровень электролита (в средних) над пластинами – 19 мм.
Ареометра нет.
Через час после зарядки – 12,8 В.
Характер зарядки сильно напоминает старый аккумулятор перед заменой (5 лет прослужил), только тот переставал принимать зарядку ещё быстрее, часа за 4. И индикатор у старого вёл себя точно так же. Уж подумал грешным делом: а не кинул ли меня Шинторг, подсунув точно такой аккумулятор, какой я им сдал, только малость подремонтированный (десульфатация и прочее).

Здравствуйте! Я с удовольствием прочитал ваш развёрнутый вопрос. Первое что могу сказать, купите ареометр и «посмотрите» плотность электролита. Не совсем понял, насчет уровня электролита. Вот картинка как должно быть. Возможно у вас нужно доливать, но я не уверен, так как не совсем вас понял. Как вы меряли уровень? Смотрели на просвет?

По уровню: если ориентироваться по картинке слева, то там видно два уровня, на “средний” опирается трубочка и это, похоже, пластины, а крайние – это, надо полагать, массивная литая часть, соединяющая пластины между собой. У меня разница между ними по высоте – около 5 мм. Замеры я делал не от средней части, а от крайних, получалось в (средних банках) около 18…19 мм. Прибавим 5, и в середине получится 23…24 мм. А у вас на картинке – 10…15.
Какой сделаем вывод? Слить лишнее (после проверки ареометром)?

Может быть и так. Если аккумулятор не новый и его продавец мог обслуживать и перелить электролита, но сначала замерьте плотность. Если долили воды много, может быть она упала.

К св.
(устоявшаяся мной норма проверки) – Если после данных действий – и плотность – норма, и напряжение – 13,7 в, то аккумулятор – хорош.
Данные действия – на сутки (24 ч) заряд-разряд: т.е. заряд от выпрямителя (первый полупериод (60 Гц)) – 13,7 в, а разряд – второй полупериод (те же 60 Гц) – через не перегораемое сопротивление 6-7 ом, то же самое Авто лампу 21 Вт.
И в случае, если аккумулятор хорош, далее нужно подозревать либо генератор, либо стартер. И их анализировать.

Схема индикатора заряда аккумулятора на светодиодах

Автомобильный аккумулятор

Индикатор заряда аккумулятора – нужная штука в хозяйстве любого автомобилиста. Актуальность такого устройства возрастает многократно, когда холодным зимним утром автомобиль, почему-то, отказывается заводиться. В этой ситуации стоит определиться, то ли звонить другу, что бы тот приехал и помог завестись от своей батареи, либо аккумулятор приказал долго жить, разрядившись ниже критического уровня.

Читайте также:
ЗУ для малогабаритных аккумуляторов

Зачем следить за состоянием аккумулятора?

Автомобильный аккумулятор состоит из шести последовательно соединённых аккумуляторных батарей с напряжением питания 2,1 — 2,16В. В норме АКБ должен выдавать 13 — 13,5В. Нельзя допускать значительного разряда аккумуляторной батареи, поскольку при этом падает плотность и, соответственно, повышается температура промерзания электролита.

Чем выше износ аккумулятора, тем меньшее время он удерживает заряд. В тёплое время года это не критично, а вот зимой забытые во включённом состоянии габаритные огни к моменту возвращения способны полностью «убить» аккумулятор, превратив содержимое в кусок льда.

В таблице можно увидеть температуру промерзания электролита, в зависимости от степени заряженности агрегата.

Зависимость температуры промерзания электролита от степени заряда аккумулятора
Плотность электролита, мг/см. куб. Напряжение, В (без нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1110 11,7 8,4 0,0 -7
1130 11,8 8,7 10,0 -9
1140 11,9 8,8 20,0 -11
1150 11,9 9,0 25,0 -13
1160 12,0 9,1 30,0 -14
1180 12,1 9,5 45,0 -18
1190 12,2 9,6 50,0 -24
1210 12,3 9,9 60,0 -32
1220 12,4 10,1 70,0 -37
1230 12,4 10,2 75,0 -42
1240 12,5 10,3 80,0 -46
1270 12,7 10,8 100,0 -60

Критическим считается падение уровня заряда ниже 70%. Все автомобильные электроприборы потребляют не напряжение, а ток. Без нагрузки даже сильно разряженный аккумулятор может показывать нормальное напряжение. Но при низком уровне, во время запуска двигателя, будет отмечаться сильная «просадка» напряжения, что является тревожным сигналом.

Своевременно заметить приближающуюся катастрофу возможно лишь в том случае, когда непосредственно в салоне установлен индикатор. Если во время работы автомобиля он постоянно сигнализирует о разрядке – пора ехать на СТО.

Какие существуют индикаторы

Встроенный индикатор заряда

Многие АКБ, особенно необслуживаемые, имеют встроенный датчик (гигрометр), принцип работы которого основан на измерении плотности электролита.

Этот датчик контролирует состояние электролит и ценность его показателей относительна. Не очень удобно по несколько раз залазить под капот автомобиля, что бы проконтролировать состояние электролита в разных режимах работы.

Как устроен встроенный индикатор заряда АКБ

Для контроля состояния АКБ значительно удобнее электронные приборы.

Виды индикаторов заряда аккумуляторной батареи

В автомагазинах продаётся множество таких устройств, различающихся дизайном и функционалом. Фабричные приборы условно делятся на нескольких типов.

По способу подключения:

  • к разъёму прикуривателя;
  • к бортовой сети.

По способу отображения сигнала:

Индикаторы заряда АКБ

Принцип работы у них одинаков, определение уровня заряда АКБ и отображение информации в наглядном виде.

Принцип работы индикатора заряда

Принципиальная схема индикатора

Как сделать индикатор заряда аккумулятора на светодиодах?

Существуют десятки разнообразных схем контроля, но результат они выдают идентичный. Подобное устройство возможно собрать самостоятельно из подручных материалов. Выбор схемы и комплектующих зависит исключительно от ваших возможностей, фантазии и ассортимента ближайшего магазина радиотоваров.

Вот схема для понимания как работает индикатор заряда аккумулятора на светодиодах. Такую портативную модель можно собрать «на коленке» за несколько минут.

Схема простейшего индикатора заряда АКБ

Д809 – стабилитрон на 9В ограничивает напряжение на светодиодах, а на трёх резисторах собран сам дифференциатор. Такой светодиодный индикатор срабатывает на силу тока в цепи. При напряжении 14В и выше сила тока достаточно для свечения всех светодиодов, при напряжении 12-13,5В светятся VD2 и VD3, ниже 12В — VD1.

Более продвинутый вариант при минимуме деталей можно собрать на бюджетном индикаторе напряжения — микросхеме AN6884 (KA2284).

Схема led индикатора уровня заряда АКБ на компараторе напряжения

Индикатор заряда АКБ на компараторе напряжения

Схема работает по принципу компаратора. VD1 – стабилитрон на 7,6В, он служит в качестве эталонного источника напряжения. R1 – делитель напряжения. При первоначальной настройке он выставляется в такое положение, чтобы при напряжении 14В светились все светодиоды. Напряжение, поступающее на входы 8 и 9, сравнивается через компаратор, а результат дешифруется на 5 уровней, зажигая соответствующие светодиоды.

Читайте также:
Мощное импульсное зарядное устройство

Контроллер зарядки АКБ

Что бы отслеживать состояние аккума во время работы зарядного устройства, делаем контроллер заряда АКБ. Схема устройства и используемые компоненты максимально доступны, в то же время обеспечивают полный контроль над процессом подзарядки батарей.

Принципиальная схема контроллера заряда АКБ

Принцип работы контроллера следующий: пока напряжение на аккумуляторе ниже напряжения заряда – горит зелёный светодиод. Как только напряжение сравняется, открывается транзистор, зажигая красный светодиод. Изменение резистора перед базой транзистора меняет уровень напряжения, необходимого для открытия транзистора.

Это универсальная схема контроля, которую можно использовать как для мощных автомобильных аккумуляторов, так и для миниатюрных литиевых батареек-аккумуляторов.

Индикатор заряда аккумулятора автомобиля — обозначения цветов

Когда в машине стоит необслуживаемая батарея, владельцу не нужно откручивать крышки, следить за плотностью электролита, доливать дистиллированную воду и т.д. В плане обслуживания может потребоваться разве что периодическая подзарядка с помощью зарядного устройства, и то в тех случаях, когда отсутствует время или километраж, чтобы АКБ подзарядилась от генератора. Многие, у кого есть автомобиль, сталкивались с ситуацией, когда он отказывается заводиться. Причина – севшая АКБ. В связи с этим от водителя требуется отслеживать уровень заряда. Для этого можно воспользоваться вольтметром, но куда удобней ориентироваться на индикатор заряда аккумулятора, показывающий, в каком состоянии батарейка.

Индикатор заряда аккумулятора автомобиля

Индикатор заряда аккумулятора автомобиля позволяет быстро определить текущее состояние АКБ.

Что такое индикатор заряда АКБ и для чего он нужен

Индикатор заряда батареи – довольно удобный инструмент, в особенности в зимнее время. С помощью этого «помощника» можно точно и быстро, без применения приборов, сделать вывод о состоянии аккумулятора, выявить неисправность. Сам источник питания представляет собой шесть «банок», соединенных последовательно.

Чем дольше АКБ в работе, тем слабее она держит заряд. И индикация как раз-таки помогает определить работоспособность батареи. Если отталкиваться от практики, чем больше в машине установлено электропотребителей, тем быстрее исчерпывается заряд.

Зимой это особенно заметно, ведь, чтобы согреться, водитель включает печку. Но и летом, если забыть отключить габаритные огни, батарейка «сядет» за ночь, и это негативно на ней скажется. По этой причине и стали устанавливать особый указатель, по которому легко определить текущую степень заряженности и в целом состояние АКБ.

Принцип работы

Принцип работы индикатора

Принцип работы индикатора.

Производителями встраивается индикатор с целью облегчить эксплуатацию элемента питания. Сначала идет индикаторный глазок, а под ним – ареометр, для определения плотности электролита. И уже по этому показателю делают вывод – требуется зарядка и другие меры или нет. Ареометр – измерительный прибор в виде трубки, на конце которой разноцветные поплавки в виде шариков из разных материалов. Принцип работы таков: при повышенной плотности жидкости на шарик начинает действовать архимедова сила, в результате чего он поднимается и просматривается через глазок. Когда электроэнергии в источнике питания практически не осталось, шарик тяжелее рабочего раствора, и тонет в нем. Дополнительно есть обозначение, указывающее на низкий уровень жидкости.

Где находится индикатор

Индикатор поплавкового типа встречается обычно на необслуживаемых источниках питания для автомобилей. Его можно найти снаружи корпуса батареи, на верхней крышке, обычно рядом с центральными «банками». Найти его легко – это маленькое прозрачное окно круглой формы.

Значение цветов индикатора

Видя, какой цвет «горит», надо понимать, о чем это говорит. Всего их три: зеленый, черный и белый. По ним судят о степени заряда и состоянии рабочего раствора. Есть батареи, встроенный ареометр, который имеет еще и красный цвет.

Читайте также:
Защита для зарядного устройства

Цвета обозначения свидетельствуют о тех или иных проблемах, или их отсутствии:

  • зеленый. Если при взгляде на датчик виден этот цвет, значит с аккумулятором все в порядке. То есть электролит в норме, заряд полон (минимум – 80%), и подзарядка не требуется. Поводов для беспокойств нет – можно смело ездить;
  • красный. Не зря этот цвет много где используется как «тревожный», и для автомобильной батареи не исключение. Если через глазок виден красный шарик, значит аккумулятор сильно разряжен, и рекомендуется его подключить к ЗУ в ближайшее время. Маловероятно, что мотор заведется при таком состоянии батареи;
  • черный. Этот цвет означает то же, что и красный: плотность рабочего раствора упала, в результате чего утонул зеленый шарик. Через глазок при этом видна только черная поверхность трубки. Что делать – ставить батарею на подзарядку;
  • белый. Шарик этого цвета говорит о недостатке электролита. Тут или обращаться в автомастерскую, или самому заливать дистиллированную воду, для чего надо будет разобрать АКБ.

Если подытожить, зеленый – все в порядке, черный или красный – требуется подзарядка. С белым несколько сложнее, так как это значит, что в аккумуляторе мало рабочего раствора, по причине его «выкипания» или утечки. Сперва рекомендуется осмотреть корпус на наличие дефектов. Электролит, точнее его водная составляющая, в ходе химической реакции испаряется, и выходит через особые клапаны давления. Обычно в необслуживаемых АКБ испарение минимально, но бывает.

Производители нарочно делают АКБ необслуживаемыми, чтобы не было возможности их разбирать. Но умельцы нашли способ доливки дистиллированной воды, один из них – просверливание отверстий. Метод рабочий, но все же применять на практике его не рекомендуется.

Перед тем как оценивать состояние источника питания по индикатору, стоит взглянуть на корпус батареи, где самим производителем должно быть указано, какой цвет о чем говорит.

Точность показаний

Целиком верить индикатору, встроенному в корпус батареи автомобиля, не стоит. Многие водители утверждают, что эта система определения порой сбоит, и точно установить состояние АКБ не всегда удается.

В пластиковом корпусе ареометра находятся несколько разноцветных шаров, имеющих разный удельный вес. Какой из них всплывет – зависит от плотности рабочего раствора. Каких-либо ламп или схем контроля стандартный индикатор не предполагает. Бывает, измеритель выдает ложные показания.

По каким причинам бывают погрешности:

  • температура влияет на параметр плотности электролита. Если на улице мороз – плотность увеличивается. В глазке при таком раскладе виден зеленый шарик, а по факту батарея может быть сильно разряжена;
  • температура влияет на состояние самого ареометра. Сделано это устройство обычно из пластика и стекла – материалов, имеющих малую устойчивость к температурным изменениям;
  • после добавления электролита индикатор стал неверно показывать. Добавлять рабочий раствор в принципе нельзя, АКБ от этого не станет выдавать заданные параметры, и по факту находится в разряженном состоянии. Ареометр в то же время показывает, что подзарядка не нужна;
  • аккумулятор включает в себя шесть последовательно соединенных «банок», а измеритель находится только в одной. То есть вывод о состоянии батареи делается на основе единственной «банки», а что с остальными – неясно. А в них может быть понижена плотность, а то и вовсе короткое замыкание, что сказывается на работе самой АКБ;
  • в АКБ оплыла активная масса. Обычно это случается со старыми источниками питания или при несоблюдении правил эксплуатации. Напряжение под нагрузкой в такой ситуации падает, и стартер не может прокрутить и раза;
  • ареометры в плане конструкции достаточно просты, в них порой создаются газовые пробки, шарик «залипает», что и может стать причиной погрешности или вовсе отказа индикатора.

Все, что требуется от водителя – заглянуть под капот, отыскать глазок на корпусе источника питания, и посмотреть на цвет. Если увиденное устраивает – можно ехать. Если нет – проверяют состояние аккумулятора другими способами, например, с помощью вольтметра. Значения для исправного устройства – 12.6 – 13.2 Вольт.

Нормальное напряжение АКБ при проверке мультиметром

Нормальное напряжение АКБ при проверке мультиметром.

Читайте также:
Регулируемый стабилизатор напряжения для зарядного устройства

Как сделать индикатор своими руками

Специальных схем в сети масса, но направлены все они на один результат. Реально сделать своими руками прибор из подручных средств, все зависит от возможностей, желания и наличия тех или иных товаров в магазинах радиоэлектроники.

Вот схема контроля индикатора на светодиодах. Если есть опыт, собрать ее можно меньше, чем за пол часа.

Схема контроля индикатора

Схема контроля индикатора на светодиодах.

Д809 – стабилитрон на 9 В, ограничивающий напряжение на диодах. Дифференциатор же собран на трех резисторах. Сам индикатор срабатывает на значение силы тока в электроцепи. Когда напряжение 14 В и более – силы тока достаточно, чтобы светили все светодиоды. Когда в диапазоне 12 – 13.5 В – горят VD2 и VD3, а если падает ниже 12 В – VD1.

Глазок на батарее – удобный инструмент для проверки уровня заряда, но многие владельцы автомобилей считают его лишним «наворотом», так как он может показывать неверно. Чтобы действительно убедиться, необходима ли подзарядка или нет, используют проверенные способы: с помощью нагрузочной вилки, мультиметра или других диагностических приборов. Тут уже кому как удобно, но в любом случае, следить за состоянием аккумулятора и соблюдать правила эксплуатации необходимо. Это позволит источнику питания дольше проработать и меньше сталкиваться с неполадками.

Глазок индикатор заряда аккумулятора

Глазок

Практически каждому владельцу автомобиля знакома ситуация, когда ни с того ни с сего машина не заводится, а в последствии выясняется, что причина в разряженном аккумуляторе. Чтобы избежать такого, нужно следить за уровнем заряда, а для проверки достаточно только заглянуть под капот.

Для чего нужен глазок у автомобильного аккумулятора

Многие автомобильные аккумуляторы оснащены специальным прибором, который измеряет и показывает степень заряженности батареи. Встроенный индикатор заряда находится на лицевой (верхней) стороне устройства и похож на глазок – посмотрев на него, автовладелец быстро понимает, что всё в порядке либо необходима подзарядка.

Интересно! Многие думают, что это лампочка, которая загорается разными цветами. Однако никакой лампочкой устройство не оснащено. Всё, что видит человек, заглядывая в глазок – это цветной шарик или пустота.

Как работает индикатор и насколько он точен

Под маленьким глазком скрывается встроенный аэрометр (прибор, измеряющий плотность жидкости). Внутри аккумулятора электролит и, измеряя его плотность, прибор сообщает, есть ли необходимость в зарядке.

Принцип работы

Устройство прибора

Аэрометр представляет собой небольшую трубку, в конце которой находится поплавок в виде цветного шарика. Если аккумулятор заряжен хорошо, плотность электролита высокая, и шарик поднимается наверх. Именно его и видит автовладелец через лупу глазка.

При недостаточном заряде плотность электролита падает, и зеленый шарик тонет. Вместо него видна только трубка устройства черного цвета и глазок кажется черным. В некоторых аккумуляторах помимо зеленого есть еще и красный шарик. Именно он всплывает наверх при понижении плотности, сменяя зелёный.

Помимо недостаточного заряда в аккумуляторе может быть недостаток электролита. В таком случае в глазке видна поверхность жидкости, и индикатор приобретает белый цвет.

Погрешности в работе индикатора

Не стоит безоговорочно верить показателю индикатора и полностью на него полагаться. Судя по многочисленным отзывам автолюбителей, в его работе есть погрешности, и он не всегда показывает реальное состояние аккумулятора. Причина может быть в следующем:

  • плотность электролита меняется в зависимости от температуры – холод повышает его плотность, и индикатор будет показывать норму при том, что аккумулятор на самом деле почти разряжен;
  • стеклянные и пластиковые части прибора могут повредиться из-за высокой температуры и повлиять на его точность;
  • аккумулятор состоит из 6 банок, а прибор установлен только в одной и отображает данные только по ней, ситуация же в остальных банках может существенно отличаться и влиять на общую работу всего АКБ.
Читайте также:
Адаптер для зарядки ноутбука в автомобиле

Автолюбители отмечают еще один недостаток такого индикатора – чтобы проверить заряд нужно открыть капот и заглянуть под него. Конечно же, гораздо удобнее, когда данные отображаются прямо в салоне автомобиля.

Вид индикатора

Обозначения цветов

Глазок у аккумулятора предполагает три цвета – зелёный, белый и черный, в зависимости от заряда батареи и состояния электролита. В некоторых устройствах используется еще один цвет – красный. У каждого цвета есть своё значение, благодаря которому автолюбитель понимает, заряжен или разряжен аккумулятор.

  • Зеленый индикатор на аккумуляторе. Если глазок зелёный – можете быть спокойны. Это означает, что батарея заряжена, и подзарядка не требуется. Можно пользоваться автомобилем в обычном режиме.
  • Красный индикатор на аккумуляторе. Красный глазок — то тревожный сигнал, сообщающий автомобилисту, что АКБ разряжен и требует срочной подзарядки. В этом случае нужно незамедлительно достать его из авто и полностью зарядить.

Внимание! Не оставляйте АКБ полностью разряженным надолго, это может вывести его из строя.

  • Черный индикатор на аккумуляторе. Черный глазок имеет то же значение, что и красный. Плотность электролита понизилась, зелёный шарик утонул, и вы видите в глазке черноту трубки. Требуется зарядка.
  • Белый индикатор на аккумуляторе. Если глазок белый, значит в аккумуляторе недостаточно электролита. Это можно поправить самостоятельно, разобрав устройство и долив в него дистиллированную воду.

Расположение индикатора заряда на батареи

Почему после зарядки может не загореться зеленый цвет

Некоторые сталкиваются с тем, что даже после длительной зарядки цвет глазка не становится зелёным. У этого есть несколько причин:

  • зелёный шарик просто застрял в узком проходе и не встал на нужное место – слегка потрясти АКБ, чтобы сдвинуть его;
  • грязь от пластин, которые со временем осыпаются, мешает индикатору показывать правильное значение;
  • аккумулятор вышел из строя.

Глазок на аккумуляторе – удобный способ проверить степень его заряженности, однако многие автолюбители утверждают, что это бесполезный наворот и полностью полагаться на его значения не стоит. Для точной проверки заряда лучше измерьте напряжение с помощью нагрузочной вилки

.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.

Индикатор заряда аккумулятора

Электрические аккумуляторы повсеместно применяются в нашей жизни. Они используются как первичные электрохимические источники электропитания для переносных или передвижных электроприборов. К примеру, для телефонов, ноутбуков, автомобилей, шуруповёртов, квадрокоптеров, игрушек.

Индикатор заряда аккумулятора

Аккумулятор представляет собой сложную конструкцию. Он при зарядке накапливает в себе электроэнергию за счёт физико-химических процессов (электролиза), при подключении нагрузки отдаёт энергию, то есть происходит разряд (разряжается).

При правильном обслуживании необходимо постоянно следить за основным параметром – уровнем зарядки. В этом владельцу поможет индикатор заряда аккумулятора. Он вовремя подскажет, какой параметр вышел из нормы (плотность, уровень электролита), и требуется ли вмешательство.

Применяются разнообразные индикаторы. По назначению они равные, по функциональным элементам – многообразные: от электромеханических до интеллектуальных.

Технические данные аккумуляторов

Основные применяемые типы аккумуляторов:

  • Щелочные – Ni-Cd,
  • Ni-MH – никель-металлогидридные,
  • кислотные – аккумуляторы для автомобилей,
  • Li-ion – литий-ионные,
  • Li-po – литий-полимерные.

При эксплуатации аккумулятора необходимо учитывать его функциональные характеристики, такие как:

  • значение ёмкости,
  • выходное напряжение,
  • размеры,
  • сколько весит,
  • допустимое минимальное напряжение,
  • срок эксплуатации,
  • коэффициент полезного действия,
  • диапазон рабочей температуры,
  • рабочий ток заряда и разряда.

К сведению. Все параметры указываются для 20 или 25 °С.

Аккумулятор для автомобиля (АКБ) состоит из 6 последовательно соединённых аккумуляторных секций с напряжением питания каждой 2,1-2,16 В, на хорошей батарее напряжение 13-13,5 В.

Важно! Не допускается снижение напряжения ниже 9 вольт, поскольку из-за особенностей процессов, происходящих в батареях, садится плотность, что повышает температуру промерзания электролита и ускоряет разрушение электродов. В свою очередь, уменьшается и срок службы аккумулятора.

Читайте также:
Зарядное устройство для автомобиля на основе готового модуля

Разновидности индикаторов заряда аккумулятора

Разделяют индикаторы по методу подключения и индикации сигнала. Зарядка – это сложный процесс, поэтому в основном индикаторы информируют только об окончании зарядки в аналоговом или цифровом виде.

Для каждого типа аккумулятора необходимы адекватные схемы и конструкции зарядки, электроизмерительные или электронные. Так, для телефонов и ноутбуков используются импульсные зарядки, которые должны обладать интеллектом, в них используют микропроцессоры. Электронный контроллер ШИМ Weswen применяется для зарядки аккумуляторных батарей для независимого электроснабжения домов.

Одним из простых является встроенный индикатор заряда батареи, который выполнен в виде глазка. Устанавливается в одну из банок автомобильного аккумулятора. Разновидность работы индикатора с двумя шариками показана на рис. ниже.

Встроенный индикатор зарядки аккумулятора

Индикатор представляет собой пластмассовый цилиндр с плавающими шариками зелёного и красного цветов. В работе индикатора используется принцип ареометра. Красный шарик реагирует только на уровень электролита, зелёный – на уровень и плотность электролита. Есть варианты и с одним зелёным шариком.

Используются ещё и электроизмерительные индикаторы в виде стрелочных вольтметров. Один из них показан на рис. ниже. Подключается параллельно, в цепи аккумулятора.

Электроизмерительный индикатор напряжения на батареи

Устанавливается как на приборной панели, так и в удобном месте. При нормальном напряжении на аккумуляторе стрелка должна находиться в пределах последнего зелёного сектора. Если стрелка показывает ниже 75%, то требуется подзарядка. Нахождение стрелки в начале шкалы (красный сектор) говорит о том, что аккумулятор неисправен.

Опытные владельцы аккумуляторов могут использовать простые готовые цифровые индикаторы. Один из таких изображён на рис. ниже

Цифровой вольтметр

Он просто показывает напряжение в данное время. Владельцу самому решать, что делать. При диагностике аккумулятора можно использовать стрелочный или цифровой тестер.

Радиолюбители могут использовать индикацию, сделанную своими руками. В основном изготавливают схемы разнообразных индикаторов для контроля заряда аккумулятора на световых индикаторах, двух или больше. Схемное решение устройств индикации зависит от сложности зарядки.

Важно! Чем проще зарядка, тем сложнее должна быть схема индикации.

На рис. ниже изображена схема проверки степени зарядки на 5 индикаторах.

Схема контроля напряжения на светодиодах

На рисунке изображена одна из возможных эл.схем, собранная на компараторе Lm339 с термокомпенсацией. HL1 будет гореть при недозаряженном или плохом аккумуляторе. HL2 – это недозаряд, значит, требуется зарядка. HL3 – напряжение в норме. HL4 – небольшой перезаряд. HL5 – недопустимый перезаряд. Остановить зарядку необходимо при загорании HL4.

Нужно отметить! Во время работы будет гореть только один световой индикатор. Таких вспомогательных плат можно разработать столько, на сколько хватит знаний и необходимости.

В современных гаджетах, использующих питание от аккумуляторных батарей, зарядки делают более сложными, чтобы создать оптимальные условия работы батареи. Например, в зарядках для шуруповёртов используются импульсные блоки с применением запрограммированных контроллеров. В таких автоматических зарядках два состояния индикации: разряжен и заряжен. Для удобства в качестве световых индикаторов применяются и жидкокристаллические индикаторы.

В нынешних авто за состоянием аккумулятора следят главный модуль, модуль управления двигателем и датчик, который следит за параметрами батареи. Электронная система автомобиля сама следит за правильной эксплуатацией аккумулятора. Водителю остаётся только наблюдать за информацией на экране дисплея.

Развивается использование батарей при автономном электроснабжении домов. Ветрогенераторы и солнечные панели объединяются в общую электросеть, и аккумуляторы управляются с помощью ШИМ контроллера, например, от компании WESWEN.

Необходимо постоянно следить за работоспособностью аккумуляторных батарей. Для этого предназначены указатели заряда. Простые устройства – просто следят, а контроллеры контролируют и управляют подзарядкой аккумулятора.

Видео

Дешевый индикатор заряда аккумулятора.

Началось все честно говоря давно, я только купил TS100, но не дошел до PD повербанков, стояла задача питать паяльник от аккумуляторов, при этом была важна компактность, удобность зарядки и индикатор уровня заряда прямо на банке. Кроме того, напряжение до 15в, дабы питать видео свет.
решение напросилось простое -3S1p аккумуляторная сборка из 18650 для ноутбука. Конечно сразу стоит сказать что емкость такой сборки не супер как и ток, но отборные аккумы на 2000mAh, и небольшое потребление паяльника при 12в, развеяли все сомнения, надо собирать.
BMS был выбран в виде зеленой платы, ссылка.
Корпус по началу сделан и коретки на 3 аккумулятора, но потом были напечатаны ячейки, а аккумуляторы спаяны. Заряжалось все через плату понижающего преобразователя, с контролем тока.
Оставались 2 части пазла, корпус и индикатор уровня заряда. О последнем и поговорим.

Читайте также:
Простое пусковое устройство, схема

Для начала хотел купит обычный народный мини вольтметр,
https://aliexpress.ru/item/32672092022.html
Стоит дешево, показывает напряжение, а после калибровки, даже с неплохой точностью.

Но пока листал али, нашел интересный вариант. Без цифр а сразу с индикатором аккумулятора и его заполнения, как на телефоне. Точность не супер за счет всего четырех состояний экрана, но почему нет.

Характеристик никаких не заявлено, лишь фото где видно что заряд отображается четырьмя диодами, а так же выбор индикатора для 1S 2S 3S 4S аккумулятора.

Заказ был обработан за 4 дня, и отправлен почтой «Cainiao Super Economy» при том с треком который так никогда и не заработал. Посылка шла доолго, около 70 дней, иногда почта не любит своих пользователей.
Упаковка в виде стандартного желтого пакета + целофановый пакет в котором само устройство.

Судя по виду, пришло то что заказывал. Сам экран в пленочке. Проводов нет.
Общие размеры — 42х20х9мм.
Плата 42х17х1мм.
Экран отдельно -32х20х6мм.

Сзади платы находится вся электроника.
А именно операционный усилитель LM324. Защита от переплюсовки в виде диода, и куча резисторов.
Конкретно за определение уровней заряда отвечают r6 r9 r11 r12.
Так как модуль на низкое напряжение, линейный понижающий стабилизатор не распаян, а на его месте стоит перемычка.

Легкое свечение модуль начинает уже при напряжении 3в

На 10в, силуэт аккумулятора хорошо виден и далее не становится ярче.

Все что ниже 10.3в для индикатора — 0 делений.
Первое деление появляется при напряжении 10.32в

Второе деление появляется при напряжении 10.92в и выше

3 деление при напряжении 11.42в

И последнее четвертое деление загорелось после 12.03в

Пример того как загораются деления.

Ток потребления при разных уровнях индикатора.

Теперь немного лирики.
Начнем с нижнего порога в 10.3в. Так как это индикатор для 3S аккумулятора, поделив напряжение на 3 аккума, получаем 3.44в, которые индикатор считает малым уровнем заряда, что вполне нормально.
Верхний порог в 12в тоже приемлем, так как полный заряд 3 банок будет на уровне 12.6в. Как видим, по уровням все в целом неплохо. И при полном разряде, плата защиты BMS — Отключит напряжение на выходе, и не даст разрядить аккумулятор. Но раз у нас есть место на плате и красная окантовка, то почему бы не выключать ее при напряжении ниже уровня например в 8.1в ( 2.7в на каждом аккумуляторе).
Вторым моментом что не понравилось — контакты питания. Их на модуле 4 штуки, все помечены, но те что на торце не работают. Они сделаны для исполнения модуля с кнопкой, и запитывают модуль если кнопка нажата.

В остальном же модуль понравился. Он вполне выполняет свои задачи и пригодится для самоделок, в которых будет наглядно показывать уровень заряда батареи. Но если вам хочется следить за зарядом точнее, то конечно лучше взять вольтметр за ровно ту же цену.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: