Как отремонтировать подвесы динамиков в авто

Обслуживание подвесов динамиков., Несо Р 4302

Даже если ESR электролитического кондёра в 25 раз выше допустимого, а ёмкость в полтора раза выше? Нет уж, лучше я закажу качественные конденсаторы и заменю уставших старичков. Неделю назад я на пищалках Варфедейл феррофлюид заменил, старый высох за почти 20 лет и верхи закончились. Теперь играют не хуже новых.
А конкретные советы по обслуживанию у Вас есть? За высказанный даже как-то благодарить неудобно.

Цитата
Alexander Voronin пишет:
Даже если ESR электролитического кондёра в 25 раз выше допустимого, а ёмкость в полтора раза выше?

ОК. Возможно Вы правы. Подождём что другие спецы скажут. На Ютубе глицерином резинки протирают, говорят полезно. А я сомневаюсь, может полезно, может кто его знает. Лучше сначала у знающих людей спросить.

Цитата
Alexander Voronin пишет:На Ютубе глицерином резинки протирают, говорят полезно.

Очки радиомонтажника оденьте и хорошенько проверьте подвесы басовиков на микротрещины.
Если там натуральный каучук, то им сноса не будет – у меня скандинавские басовики постарше, и не жужжат.

Благословляю АЧХ. Кручу взглядом фазу. Режу полосы без скальпеля.Привораживаю бас. Дорого.

Цитата
Анатолий Гаврилов пишет:
Очки радиомонтажника

Что бы тут не говорили, мол, при замене кондёров звук уплывёт, а если заменить оригинальную проводку так вообще пиши пропало – кмк всё это бред из области эзотерики.
Кондёры хорошо бы поменять на нормальные, максимально хорошие, которые можете себе позволить.
Клеммы тоже, хотя тут момент скорее косметический. У меня в древних Telefunken TL90 родная проводка была тоненьким проводом, похожим на советский телефонный, и я ни за что не поверю, что оно звучит лучше, чем нормальный современный кабель, тем более, что все современные сделаны из так любимой аудиофилами бескислородной меди и по сути разницу в сигнале может сделать разве что толщина.
Насчёт подвесов – у меня сч/нч тоже на “вечной” резине. Один НЧ отдавал на сервис – гильза тёрла о керн, мастер с золотыми руками перебрал всё, отцентровал, собрал. Динамик выглядит как новый – подвес блестит. Я принёс домой, сравнил со вторым – матовым и серым. Звоню ему и спрашиваю, а чем обработали то? Он – а ничем, протёр ацетоном! Причём это дейстительно мастер от бога, работает столько, сколько я не живу. Не думаю, что резиновому подвесу стало хуже, но второй я не рискнул протирать именно ацетоном, оставил как есть.
Как по мне – лучше ничем не обрабатывать, максимум просто почистить.
ЗЫ. Я вот тоже перебрал фильтры:

А вот так выглядит НЧ после отклейки диффузора, снятия пыльника, центровки и сборки:

Цитата
Alexander Voronin пишет:
Купил колонки 40-летней давности, Несо Р 4302. Как звучат – пока не знаю, я их разобрал, там в фильтрах конденсаторы надо менять.

Может стоило вначале послушать? А то потом сравнить не с чем будет.

Цитата
Alexander Voronin пишет:
Теперь вопрос – хоть динамики и все в отличном состоянии – колонки раньше не вскрывались, учитывая возраст может им какое обслуживание провести? По низкочастотникам, например – подвесы там резиновые, все целые. Может их помазать чем?

Немецкая резина на подвесах не нуждается в обслуживании.
Были у Хеко и полиуретановые подвесы. Те только менять.
Все пропитки и мазьня не для немецких динамиков.
Они или в идеале любого возраста или подвес под замену.
Даже центрирующие шайбы у немцев не дубеют.

У япов,с засохшими подвесами, часто мажут пропитками подвесы, не обращаявнимания на дубовые шайбы. Обратить внимание на их подвижность может тот, кто их много лет назад щупал. Новички думают что так и надо, а их только менять на новые.

Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей

Замена подвесов на динамиках

Прошло около 2,5 лет, с последнего ремонта динамиков. Был произведён ремонт подвесов, после того как старые вспененные подвесы рассыпались, как прах тысячелетней мумии после того, как вскрыли её гробницу. Подвес изготовленный мною, за прошедшие 2,5 года нисколько не пострадал и не обнаружил признаков усталости и разрушения. Что в очередной раз подтвердило легенду о вечности шкуры дикого дермантина.

Читайте также:
Твиттер для автомобиля

Читая в очередной раз DRIVE2, перед обедом, я наткнулся на запись, где человек придумал новый способ изготовления подвесов и успешно его реализовал. Вот ссылка на его запись: изготовление и установка подвеса динамика (надеюсь не запрещено размещать ссылки на записи др. людей).

Начитавшись и вдохновившись этой статьей, решил повторить опыт. Благо у меня сохранился ещё очень большой кусок от шкуры дермантина (зверь был очень большим, когда я проткнул его копьём пару, тысяч лет назад).

Для начала раздобыл 2-е парафиновые свечи. Взял новый отрезной диск от 125мм УШМ и 2-е уже пустые банки из под сгущённого молока. Все эти компоненты идеально подходят для восстановления подвеса 13 дюймового динамика. Диск от УШМ был обвёрнут стальной лентой в 3-и слоя. Слои ленты были закреплены между собой каплями суперклея. Это было сделано для того, что бы по завершению, нагреть её и она сама распустится, освободив готовую матрицу.

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Так как изначально, конструкция держится исключительно на силах трения и паре капель суперклея, воск заливался поэтапно. Первый слой, закрывает все щели, а вторым уже заполняется вся форма.

Для того, что бы без проблем извлечь банку сгущёнки, предварительно она была обвёрнута в 4 слоя бумаги (не плотно).

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Сразу предупрежу, что точить парафин нужно на небольших оборотах, иначе он плавится под резцом, да и не безопасно это. Поэтому устанавливаем УШМ на низкие обороты (примерно 1500-2000об./мин.).

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Далее занялся подготовкой к заливке гипсом. Вообще правильная гипсовая смесь для последующей заливки горячим металлом состоит из 1-ой части гипса и 1-ой части чистого песка. Но песок искать было лень и я подумал и так сойдёт… А зря, так как в последующем я решил заливать гипс не свинцом, а алюминием, форма пошла трещинами. Пришлось склеивать суперклеем.

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Диск аккуратно снят, так что бы стальная лента не размоталась. Так как в него я намеревался залить алюминий.

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Моя импровизированная муфельная печь. Можно заметить 2-ую банку сгущённого молока внутри печи. Она послужила одноразовым тиглем.

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Заливка прошла не совсем удачно, сохранившаяся влага в гипсе создала каверны в литье. И оно было признанно не перспективным направлением.

Склеив растрескавшийся гипс, решил испробовать другой способ. Достал из закромов банку автомобильной шпатлёвки, размешал с отвердителем и залепил ею остатки формы. После застывания обрезал лишнее, пока она была ещё пластичной. Окрылённый успехом, решил заменить и гипсовую формы на авто шпатлёвку. Для этого, уже готовую форму из шпатлёвки положил в полиэтиленовый фасовочный пакет и облепил шпатлёвкой. После застывания обрезал лишнее. Так как шпатлёвки было много, всё обрезать не успел, пришлось частично выпиливать электролобзиком.

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Далее встал вопрос, как равномерно прогреть дермантин, что бы он не сгорел, но при этом был в достаточно расплавленном состоянии. С начала был испробован прогрев газовой горелкой. Но как оказалось, прогрев неравномерен, и потому первые образцы были мягко говоря не лучшего качества. И тут я в очередной раз пожалел, что так и не удосужился приобрести строительный фен. При его наличии можно было бы поместить форму с вырезанной дермантиновой заготовкой в коробку и прогреть её феном. Но на нет и суда нет и потому было решено запечь сей пирог непосредственно в газовой духовке до 300 градусов в течении минуты.

Происходило это следующим образом. Нижняя часть формы с наложенной поверх дермантиновой заготовкой помещалась в уже прогретую духовку на одну минуту. Там она пропекалась, дермантин начинал плавится и начинал курится белой дымкой. После чего духовка открывалась и прижималсь 2-ая половинка формы подвеса. И сразу же форма в собранном состоянии извлекалась из духовки. Духовка закрывалась, что бы не терять температуру. После остывания формы, заготовка подвеса извлекалась из формы. Далее процедура повторялась 3-ре раза (по количеству динамиков). На формовку ушло около 10-15 минут. Но запаху горелого дермантина было на 2-3 часа… так что имейте ввиду, если решите повторить :)

Читайте также:
Стойки ВЧ своими руками

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Вот так выглядит почти готовый подвес. Местами есть складки, но как выяснилось, на ход динамика они не влияют.

Далее была обрезка и вклейка готового подвеса. Хотя и тут получилась небольшая история :)
Так как предыдущий подвес был приклеен на клей момент, то отдираться он ни в какую не хотел, разве что с кусками самого динамика. Но экспериментальным путём, было выяснено, что если прогреть место склеивания дермантина и бумаги динамика, газовой горелкой (тут главное не увлекаться), то он легко и без проблем отдирается. Жаль, что в месте склеивания подвеса и корзины такое не повторить, так как последняя из пластика… плавится при прогреве. Но и так вполне отдирается.

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Клей момент очень прочная штука, особенно когда склеивается бумага с бумагой. Поэтому отклеить центральный колпачок, мне так и не удалось. Что затруднило центрирование диффузора. Но удалось справиться и так. Склейка происходила следующим способом. С начала подвес приклеивается к диффузору. И затем только он клеится к корзине. За счёт того, что динамик небольшой, демпфера держащего диффузор внизу, хватает для сохранения центровки.

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Запчасти на фото: 1225050. Фото в бортжурнале Renault Laguna II

Заключение. Для того, что бы оценить/сравнить звучание полученных динамиков с теми что были, с начала переделал только 2-а передних динамика. Прослушивая различные композиции пересаживался то вперёд то назад, сравнивал… Как выяснилось, медведь наступил мне на оба уха… Но разницу всё же удалось услышать при прослушивании некоторых песен. Так при звучании инструментальных, новые подвесы съедают один инструмент. Если в старых динамиках (условно) играет пианино, флейта, скрипка, арфа и духовые, их явно слышно. То в новых динамиках арфы практически неслышно. Если же слушать например R’n’B, то разница почти незаметна. Разве что низкие частоты звучат более выражено, сочнее что ли. В общем сложилось спорное впечатление от проделанной работы. Даже задумался переделывать ли два оставшихся динамика. Но затем всё же переделал. Как ни будь надо поездить по магазинам авто акустики и прикупить парочку хороших динамиков и сравнить…

Клей для ремонта динамиков

Для ремонта поломанных устройств, воспроизводящих звуковые колебания, в некоторых случаях понадобиться клей для ремонта динамиков, связано это с устранением неисправности подвеса. Перед тем как перейти непосредственно к выбору клея и способу восстановления работоспособности этих элементов акустической системы, необходимо разобраться, что такое подвес динамика и его частые дефекты.

Подвес динамика или любого громкоговорителя является одним из самых часто ломающихся элементов, потому что при работе акустики он работает на износ, при движениях диффузора. Режим его работы схож с работой амортизатора, который при резких колебаниях, басах, и звуковых ударах принимает на себя часть механического растяжения. Основная причина выхода из строя подвесного механизма динамика связана с работой на большой громкости, и имеет свой временной режим эксплуатации. Несомненно, ремонт подвеса не является максимально эффективным, нежели его полная замена, но может с легкостью продлить жизнь и эксплуатацию акустической системы, а в частности, основного её элемента динамика, на продолжительный срок. Проведение данных работ можно выполнить самостоятельно ил же отдать в руки мастера с соответствующей квалификацией и опытом.

После отрыва подвеса от динамика или же диффузора, во время работы акустической системы на максимальной или предельной громкости, будут слышны характерные потрескивания, шум, хрип. При этом посторонние звуки слышны даже при прослушивании музыки на небольшой громкости. Материал, из которого, выполнен этот элемент динамика выполняется достаточно упругим, но в то же время прекрасно работающим на сжатие или растяжение, за счёт гибкости и эластичности. Однако, их недолговечность из-за пересыхания и разрушения, одна из минусов, с которыми постоянно борются производители качественной акустической системы.

Нужно отметить что клей для ремонта динамиков применяется не только для ремонта подвеса, но и для крепежа выводных проводов к диффузору, а также приклеивания катушек и центрующей шайбы.

Каким клеем клеить динамики — обзор

Итак, для того чтобы выполнить ремонт подвеса, а именно его подклеивание нужно пользоваться специальными предназначенными для этого склеивающими веществами. Рассмотрим самые популярные и получившие распространение, среди мастеров этой отрасли, клеи. Они разнятся как по своему составу, так и по характеристикам.

  • Клей SL. Универсальный однокомпонентный клей разработанный выполненный на основе полихлоропрена, который применяется специально для ремонта, а также сборки громкоговорителей. После склеивания он образует прозрачный, по своей структуре шов, схватывающийся в течение двух часов. Отличается высокой прочностью, но пользоваться данной аудиотехникой можно только через сутки, тесть после полного высыхания, а не только схватывания. Предлагается покупателям в пластиковой ёмкости, объём которой 100 мл, а цена колеблется в районе 500–650 рублей.
  • Клей DKD. Однокомпонентное склеивающее вещество, имеющее низкую вязкость, что очень удобно при ремонте динамиков, разной мощности и размеров. Имеет эпоксидную основу поэтому чаще всего используется для крепления катушек и их витков. При нагревании строительным феном до температуры 110–130 градусов он полимеризуется, образуя при этом надёжное сцепление поверхностей из стеклотекстолита и материалов, из которых выполнены катушки индуктивности применяемые в аудиотехнике.
  • Клей AK FIX 705. Является двухкомпонентным клеем, который состоит из жидкого геля и активирующего вещества, которое выполнено в форме аэрозоля. За счёт высокой вязкости не капает и не растекается по поверхности, а после засыхания обеспечивает высокую прочность мест склеивания. Подходит для соединения резины, множества видов материалов из пластика. Набор состоит из активатора 200 грамм и 50 г клея. Цена около 450 рублей.
  • Клей универсальный B7000. Применяется для склеивания элементов и компонентов акустических систем выполненных из дерева, пластика, стекла, или же металла. При нагревании его до температуры около 100 градусов, становится пластичным, и если появляется необходимость от очистки его, то в таком мягком состоянии это выполнить легко. Имеет прозрачную структуру. Также применяется для ремонта и сборки различных электронных гаджетов. Цена около 200 рублей за упаковку ёмкостью 15 мл.
  • Клей универсальный T7000. Чёрное склеивающее вещество на основе силикона, нашедшее применение во многих сферах деятельности и ремонта человека, а в частности, и для восстановления работоспособности динамиков.
  • Клей «Супер-Хват» эпоксидный равнокомпонентный. Изготовленный на эпоксидной основе клей, который применяется для склеивания различных материалов, а также для создания лакового покрытия. Имеет не водопроницаемую структуру после полного засыхания, а также наделён отличными диэлектрическими свойствами, поэтому часто используется для ремонта динамиков. Готовится он непосредственно перед применением путём смешивания отвердителя и смолы, идущей в комплекте, процедура занимает около 5–10 минут, а после нанесения преобразуется в вязкую, нетекучую структуру через полчаса.
Читайте также:
Ремонт динамиков пострадавших от влаги

Как правильно клеить подвесы на динамиках

Для того чтобы правильно выполнить работы по замене подвеса динамиков необходимо:

  1. Удалить повреждённый или разрушенный подвес и его элементы от диффузора и корпуса, а также снять защищающий от пыли колпачок. Для этого используется строительный фен. При этом выполнять данную процедуру нужно очень аккуратно, чтобы не повредить сам диффузор.
  2. Очищается корзина и диффузор от остатков старого клея, с помощью специального удалителя клея «АнтиКлей» секунда.
  3. Обезжиривается растворителем, или другим предназначенным для этого веществом, место нанесения нового клея.
  4. Выполняется центровка диффузора, таким образом, чтобы он свободно двигался, не зацепив катушку.
  5. Наносится слой клея около 2–3 мм с помощью кисточки или даже ватной палочки. Выполнять это нужно на поверхность диффузора и подвеса.
  6. Выполняется непосредственное склеивание, при этом нужно выдержать паузу для надёжного соединения элементов, указанную в инструкции. Подвес к диффузору прикладывается равномерно и прижимается.

К выбору клея для ремонта и склеивания элементов динамиков и других акустических систем, нужно подойти тщательно, нельзя использовать любой попавшийся под руку, так как вибрации при работе данной техники являются нормальным режимом работы.

Акустика Ural Sound AK-74.C. Ремонт поврежденного подвеса

Предыстория
Жизнь полна приключений — это я вам как жопа говорю. Добравшись до замены тыла, решил я на свою беду ускорить процесс установки динамиков и прибегнуть к помощи шуруповерта. На левую заднюю дверь успешно закрепил динамик отверткой, а на правой захотел расслабиться. И вот итог:

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

Решил, называется, ускориться и поднажать на шуруповерт, чтобы закрутить побыстрее. Ясное дело, битка соскочила с головки самореза и смачно с хлюпом влетела в подвес динамика.

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

Как говорится, думающие задницей через неё и получают удовольствие. Собственно, получением этого удовольствия я и занялся.

Ремонт подвеса динамика
Оставлять подвес в таком виде совсем не хотелось, ведь при работе динамика от места пробоя разрыв будет расползаться дальше. Почитав умные и не очень мысли людей решил запастись парой зубочисток и приобрести эластичный клей для резиновых поверхностей.

Читайте также:
Твитеры в уголки зеркал – на примере Калина

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

Процесс не обещал быть сложным, как мне казалось, хотя опыта подобных работ я ранее не имел.

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

Пробой вышел такой формы, что можно было проклеить лоскуток по периметру и вклеить обратно в положенное ему место. Первым слоем так и сделал, попутно с обеих сторон тонким слоем распределив каплю клея по поврежденной поверхности для лучшего закрепления.

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

Пока клей не высох, отремонтированный подвес выглядел отлично, и я спокойно пошёл на полчаса позаниматься другими делами. Через полчаса картина меня уже не так радовала:

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

Из чего сделан подвес на динамике Ural AK-74.C я так и не смог узнать, однако предполагаю, что это вспененный полиуретан. После высыхания в месте ремонта подвес почему-то покоробился.

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

Нанес второй слой клея и разровнял его чистой зубочисткой, подправив дефект после высыхания первого слоя. Опять та же картина — пока клей не высох, все дефекты ушли, а после высыхания снова как было:

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

На этом решил остановиться и дал подвесу просохнуть сутки, после чего проверил на эластичность.

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

Увы, к первозданному состоянию подвес в месте пробоя вернуть не удалось. Да, клей эластичный, но всё равно покрытая клеем поверхность стала жестче, чем остальная часть подвеса.

Итоги
Динамик установлен и работает, на слух отличий от соседнего динамика без пробоя нет, но осадочек остался… Почему-то вспомнилось “у некоторых людей руки из жопы, а некоторые как будто целиком оттуда вылезли”.

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

Фото в бортжурнале Hyundai Solaris Hatchback

На основе личного опыта теперь могу сказать, что с клеем лучше не перебарщивать. Нужно было изначально ограничиться проклеиванием по периметру прорванного лоскутка и не покрывать всю поверхности целиком. Про второй слой я вообще молчу ибо стыдно.
Кстати, про клей-гель Момент Кристалл продавцы сказали, что он создает ещё менее эластичный слой, так что готов выслушать советы о подходящем клее и способе ремонта таких недоразумений.

Успехов в ремонте! Будьте аккуратны и внимательны — это экономит время и нервы.

Восстановление гибкости тканевого подвеса АС Diatone

Подвес электродинамической головки является важной частью её подвижной системы. Он располагается по периметру диффузора и обеспечивает упругое перемещение акустического излучателя. У мощных громкоговорителей амплитуда колебаний диффузора может быть большой, поэтому подвес должен обеспечивать свободный ход системы и осуществлять демпфирование резких колебаний.

подвесы динамиков своими руками

У акустических излучателей малой мощности диффузор и амортизатор составляют одно целое и штампуются из полужидкой бумажной массы с последующим формованием кольцевых канавок, которые образуют гофрированный демпфер. Мощные громкоговорители оснащаются подвесом из резины или полиуретана. Механическое повреждение этой части является самым распространённым дефектом акустических систем.

Из чего можно сделать подвес для динамика

самодельный подвес для динамика

При экстремальной эксплуатации акустических систем, и от времени, крепление диффузора разрушается в первую очередь. При этом сам диффузор и звуковая катушка не повреждаются, поэтому электродинамическая головка остаётся вполне работоспособной. Остаётся решить проблему с возникшим дефектом. Учитывая, что высококачественные изделия от брендовых производителей стоят очень дорого, многие умельцы делают самодельный подвес для динамика. Материалом для этого может послужить любой эластичный синтетический материал. Сначала на динамической головке нужно полностью удалить вышедшую из строя старую часть. С периметра диффузора и металлического корпуса удаляются остатки клея. Если диффузор нужно очищать очень аккуратно, то клей с диффузородержателя смывается любым активным растворителем.

Замена подвеса на акустическом динамике

Акустический динамик одновременно сложное и простое устройство. Так он в себе сочетает некую гениальность и простоту ей свойственную, ведь по сути при колебании диффузора излучаются звуковые механические волны (низкой частоты), которые и слышит наше ухо. Однако такая простота требует точности, ведь любое осевое смещение относительно движущей электромагнитной силы в катушке, будь то смещение литой корзины или диффузора или подвеса, приведет к тому, что появиться дополнительное сопротивление, а что еще хуже искажение воспроизводимых звуковых волн. Именно поэтому динамик требует определенных технологий при его производстве, а соответственно и при его ремонте. Именно о ремонте динамика, а вернее о замене его подвеса, мы и расскажем в нашей статье.

Читайте также:
Колонка из старой автомагнитолы

Пример замены подвеса будет приведен на широкополосном динамике 10 ГД-36. Изначально подвес выполнен из поролона, материал очень подходящий для подвеса, так как легкий и эластичный, но с одним минусом — он недолговечный. Именно участь тлена, чему подвержено все на нашей планете и постигла подвес, который будет заменен на резиновый. Благо подвесы для динамиков в наше время можно купить в интернет — магазинах, при этом самых разных типоразмеров. Именно наиболее подходящий подвес и должен быть подобран для динамика. Под наиболее подходящим подвесом мы подразумеваем условие, когда поверхности для приклеивания выходят на диффузор и на корзину динамика. Теперь давайте непосредственно к процессу замены подвеса. Вот в таком виде были динамики до ремонта. Подвесы превратились в тлен, что случается и о чем мы говорили…

Надо сперва оторвать резиновое кольцо по периметру. Затем удалить то, что осталось от старого подвеса.

Теперь самая муторная часть работы — отмыть остатки подвеса и старого клея от корзины. Используем ацетон. Много ацетона и ватные палочки. Должно получиться как-то так.

Включаем вытяжку, выгоняем пары и отмываем сам диффузор. Тут надо аккуратно, дабы не помять диффузор.

Затем отклеиваем рупорок. Для этого мочим мягкую кисть и мочим ацетоном ВНУТРИ рупорка. Ждем 2-3 и аккуратно поднимаем его. Ни в коем случае не мочим по внешнему периметру — отклеится звуковая катушка, а этот уже тянет на сборку динамика от А до Я. Так скажем проблем поприбавится, особенно с центрированием катушки и ее обратным приклеиванием.

Между керном магнита и катушкой вставляем то, что будет центрировать диффузор во время работы. Кто-то использует фотопленку, у нас это бумага.

Важно также по возможности не смещать диффузор вверх или вниз. При этом диффузор не должен быть приклеен внатяг. В противном случае его жесткость возрастет, резонансная частота сместится, чувствительность упадет. В общем, стараемся все восстановить как было… Обрезаем новый подвес по рискам на нем же, там все понятно как.

Новый подвес мажем клеем. Ничего страшного, что его покорежило — подсохнет — выпрямится.

Намазываем клеем корзину и диффузор. Видно, что подвес уже распрямился.

Собираем динамик. Тут есть один нюанс. Подвес прилипает сразу и намертво, отодрать сложно. Поэтому нужно сперва аккуратно «набросить» его на корзину, чтобы зазоры по периметру были равномерными. Затем по противоположным краям прихватить к диффузору, не допуская натягивания, и не смещая диффузор. Затем постепенно прижимать по периметру. Как приклеили — на каплю клея сажаем рупорок. Необходимость приклеивания резинки по периметру зависит от способа установки динамика.

Вот собственно и все, динамик получил новый подвес и теперь будет жить новой и полноценной жизнью, радую вас своим звучанием.

Подвес диффузора динамика своими руками

подвесы динамиков своими руками

Чтобы понять, как самому сделать подвесы динамиков своими руками нужно определить свойства материала. Он должен легко обрабатываться, быть эластичным и долговечным. Кроме того материал должен хорошо клеиться. Этим условиям отвечает обычный кожзаменитель. На кусок кожзаменителя, по размеру немного больше внешнего диаметра изделия, укладывается динамическая головка и обводится по периметру карандашом. При разметке внутреннего отверстия лучше всего использовать старое крепление диффузора. Затем готовую выкройку нужно положить на упругий материал, для удобства работы, и острым скальпелем вырезать заготовку по намеченным контурам. Если скальпеля нет, то изготовление подвески диффузора динамика выполняется бритвенным лезвием.

Для того чтобы материал был более эластичным, рекомендуется удалить с заготовки из кожзаменителя слой ткани, оставив только синтетическую основу. Приклеить новую деталь к диффузору и диффузородержателю можно резиновым клеем. Поскольку клей густой, его нужно развести бензином и наносить кисточкой в несколько слоёв. Изготовленные своими руками подвесы для динамиков из кожзаменителя могут несколько ухудшить работу акустической системы, поэтому для качественного звуковоспроизведения нужно воспользоваться другим способом.

Читайте также:
Акустическая полка своими руками

ЦЕНА РЕМОНТА САБВУФЕРА В МАСТЕРСКОЙ «АС-РЕМОНТ»

Стоимость ремонта сабвуфера складывается из двух частей. Это стоимость работы и стоимость деталей, которые необходимо заменить. Принцип установки цен на ремонт сабвуфера в мастерской «АС-РЕМОНТ» заключается в том, чтобы сделать ремонт звукового оборудования максимально целесообразным. Простыми словами, мы гарантируем то, что ремонт у нас всегда выгоднее ремонта своими руками или покупки нового сабвуфера. С нами Вы не только экономите время на поиск новых деталей или техники, но и уверены в результате.

Неисправность Причина неисправности Цена ремонта
Не включается Неисправность блока питания от 600 руб.
Отсутствует звук в устройстве Поломка платы усилителя от 1100 руб.
Нет звука в одном из каналов Окисление контактов от 700 руб.
Тихий сигнал, шумы, потрескивание Неисправность динамика от 400 руб.
Не работает дисплей Неисправность защитного механизма усилителя от 700 руб.

Самодельные подвесы для динамиков

Изготовление качественного подвеса динамика своими руками

Изготовление качественного подвеса динамика своими руками, работа не слишком сложная. Если есть всё необходимое, то можно изготовить дефектный элемент почти не отличающийся от фирменного. Хорошие результаты получаются при использовании в качестве материала подвеса диффузора динамика пористой резины или этилен-пропиленового каучука (EDPM).

сделать подвес для динамика

Для этого понадобятся пуансон, матрица и основание. Для получения «волны» на материале используется алюминиевая проволока толщиной 6 мм. Из текстолита вырезаются две заготовки. Ещё потребуется алюминиевая пластина толщиной 8-10 мм. Лист пористой резины прокладывается между заготовками. В паз между ними укладывается кольцо из толстой алюминиевой проволоки. Оно обеспечит полукруглый выступ на готовом изделии, так как это сделано у фирменных подвесов. Весь пакет прикручивается винтами на алюминиевую пластину. Для того чтобы форма изделия сохранилась резиновую заготовку нужно нагреть. Для этого пластина укладывается на утюг. Его регулятор мощности нужно установить на максимальное значение и нагревать заготовку 20-25 минут. При этом слой резины разогревается до 160 градусов, а от заготовки начинает исходить характерный запах подгорелой резины и появляется небольшой дым. Нагревание следует тут же прекратить. Подвес для динамика из резины, сделанный своими руками, обрезается точно по размерам динамической головки и приклеивается резиновым клеем. Если всю работу выполнить аккуратно, то готовый продукт почти ничем не будет отличаться от фирменного. Таким способом можно реставрировать практически любые громкоговорители.

Что делать, если порвались подвесы динамиков: заменить или отремонтировать?

В далёком 2010-м году на eBay я купил двухполосную полочную акустику фирмы JBL, которая служила мне верой и правдой на кухне, подключённая к усилителю NAD. Колонки приличного качества, и мне доставляло удовольствие прослушивание музыки на них.

Технические характеристики
Частоты 75 Hz — 20 kHz
Сопротивление 8 ohm
Чувствительность 86 dB
Размеры
Ширина 16,5 см
Глубина 18,5 см
Высота 27,5 см
Вес одной колонки 3 кг
Размер низкочастотного динамика 5 дюймов (13 см)
Вес Н/Ч динамика 830 грамм
Размер В/Ч динамика 2 дюйма

К сожалению, однажды я случайно крутанул ручку громкости усилителя и динамики, не рассчитанные на мощность в 100 ватт, издали противный хрип. Вскрытие показало, что порвались подвесы. Вернее они рассыпались в прах.

Первое, что пришло мне в голову – купить новые динамики там же на eBay. Затея не удалась по причине повальной проблемы с этими колонками. На американской барахолке продавалась куча лотов с моделью JBL 10-601 под восстановление (такие же порванные). По-видимому, это заводской брак или плохое качество диффузора, который разлагается от старости.

Также на eBay продавались, и до сих пор есть, ремонтные наборы (Speaker Foam Surround Repair Kit — 2A5) для разных моделей динамиков по цене от 34 долларов с доставкой в Россию. У меня часто возникает мысль купить такой набор, но внутренняя жаба отговаривает от приобретения. Я даже выставил акустику на русской барахолке в надежде, что какой-нибудь умелец с руками заберет и отремонтирует её. Предложений не последовало.

В итоге решил спросить мнение читателей блога: стоит ли овчинка выделки? Возможно у кого-то была такая акустика и он смог отремонтировать динамики. Хотелось бы услышать пошаговое руководство из уст владельца JBL ARC10.

Читайте также:
Твиттер для автомобиля

Что делать, если порвались подвесы динамиков: заменить или отремонтировать?

Для систем, построенным по принципам ФИЛОСОФИИ HIENDMUSIC, я рекомендую винтажную акустику Золотой Эры hi-fi, но всегда предупреждаю, что лучшие модели колонок, как правило, нуждаются в серьезной восстановительной работе. Десять лет назад еще можно было услышать хорошее звучание от винтажных колонок в состоянии «как есть», но процессы деградации определенных технических узлов – главным образом, подвесов – нарастают лавинообразно, и сегодня почти невозможно найти колонки Diatone или Technics, которые могли бы хорошо звучать без реставрационного вмешательства. (прим. у колонок Technics резиновые подвесы — в названии статьи осталось упоминание тканевых, тк на момент новой редакции статьи ссылка проиндексирована)

Кроме того, неспадающий спрос на винтажную акустику с каждым днем уменьшает на рынке количество сохранных экземпляров, и желающим приобрести топовые и предтоповые модели колонок все чаще приходится довольствоваться экземплярами в таком состоянии, как на фото ниже.

Можно ли восстановить подобную акустику? Начнем с Diatone, раз уж фото этих колонок было выложено первым. Hiendmusic рекомендует приобретать акустику Diatone не ниже 2000 серии:

Diatone DS 5000 и Diatone V5000 могут стать основой системы самого высокого уровня;

Diatone DS 3000 – прекрасный вариант топового сетапа для небольших помещений;

Diatone DS 2000 – отличные колонки для недорогого сетапа.

Все «Диатоны» отличаются сочным драйвовым звуком, который иногда может показаться чересчур ярким и резким, что скорее объясняется сочетанием цифровых источников с транзисторным усилением, чем особенностью колонок, созданных в эру аналога.

Внутренние фильтры «диатонов» надежно собраны из качественных элементов и по сей день работают отлично – с ними проблем нет, а если возникнут, то заменить «уставшие» детали несложно – можно этого не бояться. Твитеры и купольные среднечастотники имеют мембраны из титана и титан-бора. Это хрупкий материал, и разбитые ВЧ и СЧ динамиков – частый результат неаккуратной транспортировки колонок. В этом случае купола приходится менять на «донорские», но это форс-мажорная авария, и, если купола целы – делать с динамиками ничего не нужно. Разве что аккуратно почистить мембраны.

Единственный элемент акустики Diatone, который требует обязательного вмешательства – тканевые подвесы басовых и мидбасовых динамиков. Они покрыты с внутренней стороны специальной смолой, которая на всех, без исключения, колонках высыхает до состояния янтаря. Подвесы с такой смолой, вместо нормального эластично-упругого состояния, становятся жесткими, и колонки звучат неправильно.

Гулкий коробчатый бас или полное отсутствие баса, резкая крикливая середина – обычный результат использования Diatone с жесткими подвесами. На фото ниже вы видите засохшую смолу на внутренней стороне подвеса мидбасового динамика Diatone DS 5000. Обратите внимание: под действием гравитации смола постепенно стекала с верхней части подвеса к нижней, в результате чего внизу образовалась толстая прочная корка. Из-за этого диффузор не только лишен требуемой подвижности, но и работает с перекосом.

Распространенный способ размягчения жестких подвесов – покрытие их специальной жидкостью, которая растворяет смолу. Эта жидкость продается в Японии, и в сети можно легко найти несколько предложений. Проблема в том, что размягчение подвесов таким способом помогает на короткий срок – от трех месяцев до полугода. Потом процесс нужно повторять заново, и через некоторое количество циклов смола на подвесе окончательно деградирует, лишая колонки правильного звучания навсегда, или, вернее, до глубокого реставрационного вмешательства.

Еще одна проблема, связанная с японской жидкостью — глупые ролики на ю-тубе, где владельцы Diatone демонстрируют, какой мягкий у них получился подвес. Из-за этих роликов многие считают, что подвесы нужно размягчать до предела, превращают их в сопли, и опять же, лишают колонки возможности звучать правильно до полной их реставрации.

Предлагая заказчикам hiendmusic акустику Diatone, я сразу провожу полное восстановление подвесов по рецепту, который методом проб и ошибок разрабатывал в течение трех месяцев. На фото часть экспериментальных смесей, которые были забракованы в результате десятков опытов.

В конце концов, удалось подобрать правильную рецептуру и теперь, после моей обработки, динамики Диатонов звучат идеально, а полученный результат остается на много лет. Сразу должен предупредить, что секрет обработки я не раскрываю.

Читайте также:
Акустическая полка своими руками в Ваз 2107

Кроме восстановления подвесов акустика Diatone часто нуждается в косметическом ремонте корпусов и покраске золоченых ободков динамиков – они почти всегда покрыты некрасивой коррозией.

Читайте также: Из чего только не делают проигрыватели виниловых пластинок. Часть вторая: керамика, карбон, стекло и камень

В результате реставрации акустика приобретает коллекционный вид и отлично звучит. На фото ниже запечатлена та самая пара, фотографии которой были в начале статьи. Сейчас она великолепно играет в системе одного из моих заказчиков.

Другая модель акустики, которая в обязательном порядке требует восстановления, причем более серьезного, чем Diatone – это Technics SB 8000. Это прекрасная фазолинейная акустика с бумажными диффузорами, способная воспроизводить не слишком тяжелую (до хард-рока включительно) музыку с натуральностью живой клубной сцены. Каково было мое удивление, когда несколько клиентов, которым я рекомендовал послушать эти колонки в различных точках продаж, вернулись разочарованными. «Резкий, отвратительный звук, невозможно слушать», — был единодушный вердикт.

Ситуация прояснилась, когда одни такие «техниксы» оказались в моей мастерской. Второй сверху динамик этих колонок – бумажный mid-high, отвечающий за частоты 1100-4000Hz должен иметь с внутренней стороны специальный поролоновый демпфер. На всех, без исключения, колонках этих моделей такой демпфер высох и рассыпался от времени, в результате чего диффузор работает не в том режиме, в котором должен.

Кроме того, бумажные диффузоры, на которые в течение долгих лет оседала влага, копоть и жир, потеряли требуемую жесткость и стали мягче, чем нужно. То же самое касается тонких резиновых подвесов. Все эти факторы, складываясь друг с другом, превращают Technics SB 8000 в «расстроенный рояль», и неудивительно, что звучание этих колонок даже в лучшем косметическом состоянии многих разочаровывает. Чтобы вернуть им звук, а не только внешнюю свежесть, требуется серьезная работа с динамиками.

Специальным составом возвращается упругость дряблым резиновым подвесам.

Очищаются и с обеих сторон покрываются двумя специальными составами бумажные диффузоры.

Рассохшийся демпфер заменяется новым поролоновым кольцом со специальной пропиткой.

После проведения всех работ Technics SB 8000 звучат совершенно иначе. Некоторые спрашивают, как я могу быть уверен, что это именно тот звук, который был сорок лет назад? Мне не нужно уверенности в том, что это «тот» звук – достаточно просто абсолютно натурального звучания. С аналоговым источником эти колонки после реставрации играют так, что чувствуешь себя на живом концерте в первом ряду хорошего музыкального клуба. Что еще нужно? Послушать небольшой фрагмент можно на этом ВИДЕО — рекомендую подключить наушники.

Еще несколько слов нужно сказать об усилении для перечисленной акустики. Лучше всего работает лампово-транзисторный биампинг, когда верхняя секция акустики работает от лампового двухтактного интегральника, а нижняя — от интегральника на транзисторах.

При этом штатную возможность подключения двух усилителей имеет только Diatone DS 5000. Биампинговые сетапы с Diatone DS 3000 и Technics SB 8000 требуют установки дополнительных терминалов и включения в систему активного кроссовера или предусилителя со встроенным активным кроссовером. Такой апгрейд позволяет выжать из акустики максимум и получить систему с выдающимся звучанием.

Описания таких сетапов можно найти на этой странице.

Заказать предусилитель со встроенным кроссовером для своей биампинговой системы вы можете, написав по адресу Предварительно рекомендую проконсультоваться.

Давайте разберемся, что такое подвес, и какие бывают их разновидности?

Подвес динамиков предназначен для крепления диффузора к корзине, представлен в виде мягкого ободка, для ремонта и замены не обязательно разбирать динамик. Выход из строя этой детали является следствием неаккуратной эксплуатации, потеря физических свойств со временем.

Материал для изготовления подвесов может применяться разный, от него будут зависеть эксплуатационные характеристики детали.

Характеристики и виды подвесов динамиков

Пенополиуретановые подвесы

– в народе называются поролоновые, по истечении определенного срока начинают разлагаться. Срок службы этой детали будет зависеть от условий эксплуатации. Такие факторы, как солнечный свет, нестабильная температура и влажность воздуха будут негативно влиять на пенополиуретановые подвесы.

Читайте также:
Простой сабвуфер для автомобиля своими руками

Качество подвесов динамика этого класса можно легко проверить, в первую очередь разрушение начинается в колонках, располагающихся в торпеде автомобиля.

Тканевые подвесы динамиков

также имеют свои недостатки – у них очень плохая герметизация, и постоянно требуется нанесение пропиточного состава, в прошествии некоторого времени рвутся, так как теряется эластичность поверхности. Также поврежденные подвесы могут не давать диффузору динамика двигаться в свободном ритме, и после чего происходит его надлом или разрыв. Ремонт детали, конечно, возможен, но если нужен качественный звук, то лучше подвес заменить.

Самыми прочными и надежными считаются резиновые подвесы динамиков

, и редко самостоятельно выходят из строя, совсем маленький процент деталей теряют свои эксплуатационные характеристики с течением времени. Главной причиной непригодности является неаккуратная эксплуатация подвесов динамика, например, легко могут повредить дети или животные.

В нашем сервис центре всегда можно выбрать нужный резиновый подвес динамика. Если не можете определиться, то специалист компании всегда поможет с выбором, а также качественно произведет замену детали и на проделанную работу даст гарантию.

  • Новости автозвука
  • Автозвук: как правильно определить размер динамика

Автозвук: как правильно определить размер динамика

Задумались над сменой акустики в вашем автомобиле, но не знаете, подойдут ли новые динамики по размеру? На самом деле все не так сложно, как кажется на первый взгляд. В подавляющем большинстве случаев динамики, даже штатные, имеют стандартные размеры, пишут Pioneer Russia в Facebook.

Специалисты отмечают, что самые популярные «калибры» – это 10 см (4 дюйма), 13 см (5,25 дюймов), 16,5 см (6,5 дюймов) и овальные динамики в размере 6х9 дюймов. Есть, конечно, менее распространенные вроде 6-дюймовых или 4х7 дюймов, но они встречаются гораздо реже.

Чтобы определить калибр динамиков в вашем автомобиле, достаточно снять панель, чтобы добраться до них. При этом нужно помнить, что размер определяется не по диаметру диффузора, а по внешнему диаметру самого динамика. Мерить всё с точностью до миллиметра не нужно, ведь калибр динамиков – величина номинальная, физические размеры могут немного отличаться. Определив этот размер, можно смело выбирать новые акустические системы.

Читать дальше: Coleman northstar dual fuel

Типоразмер динамиков обычно отражается в названии модели. В акустических системах Pioneer, например, TS-G1021F – это 10-сантиметровые динамики, а TS-G1320F – это 13 см. Что касается размера 16,5 см (6,5 дюймов), то иногда в названиях могут фигурировать цифры 65, 165 или 17. Это означает, что при стандартном посадочном размере динамик имеет увеличенный диффузор, а значит, при прочих равных имеет выше чувствительность и увереннее работает на нижних частотах. Как, например, Pioneer TS-A1733I.

«И последний момент. Выбирая для замены новые акустические системы, обратите внимание на отверстия для крепления динамиков. Во многих моделях Pioneer имеется универсальный набор отверстий, который позволяет без проблем поставить динамики в большинство штатных мест. Но не расстраивайтесь, если вдруг окажется, что штатные динамики имеют собственную сложную форму. Для таких случаев в продаже можно найти переходные кольца для конкретных моделей автомобилей, которые решат эту проблему», отмечают эксперты.

Качественное звучание в автомобиле зависит от многих факторов, начиная от выбора магнитолы и заканчивая размерами, а также расположением динамиков. Этот материал поможет вам узнать, какие лучше установить колонки автомобильные – на 10, 13 или 16 см. Только при соблюдении всех основных требований у водителя будет возможность добиться наиболее качественного звука.

Параметры Тиля – Смолла

Каждая модель сабвуферов индивидуальна. Так как для их изготовления используются разные материалы, и технологии. Визуально они тоже отличаются. Вид корзины, магнитная система, диаметр катушки, высота намотки и многое другое.В результате, сабвуферы имеют разные электрические и механические параметры. Все эти показатели можно измерить, всего их насчитывается около 35.

Известны они как параметры Тиля – Смолла. Названы так в честь математиков Альберта Невила Тиля и Рихарда Смолла. Не стоит пугаться такого большого количества параметров. Для того чтобы выбрать сабвуферный динамик, нам понадобится всего три из них

Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века»

Петр зодниев подвесы

Вот подумал может на ПГ имеются люди знающие. Ситуация такая нужны подвесы для НЧ динамиков, а также один ВЧ динамик для колонок С90, может кто-то сталкивался и знает где можно заказать, в интернете ничего толкового ненашел, все какое-то сомнительное. А также вопрос, имел ли кто опыт использования усилителя Радиотехника у? Валяется с погоревшими выходами, стоит ли востанавливать?!

Читайте также:
Ремонт динамиков пострадавших от влаги

Подскажите, где у нас в городе посмотреть можно просечку для грилей, шестигранник, восьмигранник,круг?

Замена подвеса на акустическом динамике

Акустический динамик одновременно сложное и простое устройство. Так он в себе сочетает некую гениальность и простоту ей свойственную, ведь по сути при колебании диффузора излучаются звуковые механические волны (низкой частоты), которые и слышит наше ухо. Однако такая простота требует точности, ведь любое осевое смещение относительно движущей электромагнитной силы в катушке, будь то смещение литой корзины или диффузора или подвеса, приведет к тому, что появиться дополнительное сопротивление, а что еще хуже искажение воспроизводимых звуковых волн. Именно поэтому динамик требует определенных технологий при его производстве, а соответственно и при его ремонте. Именно о ремонте динамика, а вернее о замене его подвеса, мы и расскажем в нашей статье.

Пример замены подвеса будет приведен на широкополосном динамике 10 ГД-36. Изначально подвес выполнен из поролона, материал очень подходящий для подвеса, так как легкий и эластичный, но с одним минусом – он недолговечный. Именно участь тлена, чему подвержено все на нашей планете и постигла подвес, который будет заменен на резиновый. Благо подвесы для динамиков в наше время можно купить в интернет – магазинах, при этом самых разных типоразмеров. Именно наиболее подходящий подвес и должен быть подобран для динамика. Под наиболее подходящим подвесом мы подразумеваем условие, когда поверхности для приклеивания выходят на диффузор и на корзину динамика.
Теперь давайте непосредственно к процессу замены подвеса. Вот в таком виде были динамики до ремонта. Подвесы превратились в тлен, что случается и о чем мы говорили.

Надо сперва оторвать резиновое кольцо по периметру. Затем удалить то, что осталось от старого подвеса.

Теперь самая муторная часть работы – отмыть остатки подвеса и старого клея от корзины. Используем ацетон. Много ацетона и ватные палочки. Должно получиться как-то так.

Включаем вытяжку, выгоняем пары и отмываем сам диффузор. Тут надо аккуратно, дабы не помять диффузор.

Затем отклеиваем рупорок. Для этого мочим мягкую кисть и мочим ацетоном ВНУТРИ рупорка. Ждем 2-3 и аккуратно поднимаем его. Ни в коем случае не мочим по внешнему периметру – отклеится звуковая катушка, а этот уже тянет на сборку динамика от А до Я. Так скажем проблем поприбавится, особенно с центрированием катушки и ее обратным приклеиванием.

Между керном магнита и катушкой вставляем то, что будет центрировать диффузор во время работы. Кто-то использует фотопленку, у нас это бумага.

Важно также по возможности не смещать диффузор вверх или вниз. При этом диффузор не должен быть приклеен внатяг. В противном случае его жесткость возрастет, резонансная частота сместится, чувствительность упадет. В общем, стараемся все восстановить как было. Обрезаем новый подвес по рискам на нем же, там все понятно как.

Новый подвес мажем клеем. Ничего страшного, что его покорежило – подсохнет – выпрямится.

Намазываем клеем корзину и диффузор. Видно, что подвес уже распрямился.

Собираем динамик. Тут есть один нюанс. Подвес прилипает сразу и намертво, отодрать сложно. Поэтому нужно сперва аккуратно “набросить” его на корзину, чтобы зазоры по периметру были равномерными. Затем по противоположным краям прихватить к диффузору, не допуская натягивания, и не смещая диффузор. Затем постепенно прижимать по периметру. Как приклеили – на каплю клея сажаем рупорок. Необходимость приклеивания резинки по периметру зависит от способа установки динамика.

Вот собственно и все, динамик получил новый подвес и теперь будет жить новой и полноценной жизнью, радую вас своим звучанием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: