Как правильно заряжать аккумулятор?

Как заряжать аккумулятор автомобиля правильно

Далеко не каждый автолюбитель знает, как правильно зарядить аккумулятор так, чтобы не навредить ему. Чаще всего проблему решают прикуриванием, но этот экстренный способ снижает срок службы батареи. Разберемся, как же сделать это правильно?

В статье рассказывается:

  1. Как работает аккумулятор автомобиля
  2. Как проверить заряд аккумулятора
  3. Когда батарею нужно заряжать
  4. Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля
  5. Сколько времени необходимо заряжать автомобильную АКБ
  6. Техника безопасности при зарядке АКБ

Автомобильный аккумулятор относится к так называемым «расходникам» – элементам, срок службы которых гораздо меньше среднего срока эксплуатации машины. Хороший автомобилист тем и отличается от плохого, что знает, как правильно эксплуатировать расходники так, чтобы они прослужили как можно дольше.

Если вы относите себя к первой категории, то обязательно стоит разобраться в том, как устроена аккумуляторная батарея (АкБ) и как ее правильно заряжать.

Оценка заряда аккумулятора

Фото: Shutterstock

Как работает аккумулятор автомобиля

Главная и, по сути, единственная функция аккумулятора под капотом вашего авто – завести двигатель. Когда вы проворачиваете ключ в замке зажигания (или нажимаете кнопку «Engine»), АкБ передает электрический импульс на стартер, который приводит во вращение коленвал и заводит мотор.

В исправном заведенном автомобиле аккумулятор не питает никакое электрооборудование, это задача электрогенератора. Если часто давать нагрузку на АкБ, не свойственную ее основной функции (то есть включать электропотребители мощнее магнитолы при неработающем двигателе), то она может быстро выйти из строя.

Автомобильная АкБ представляет собой компактный (хоть и весьма нелегкий) блок, который преобразует электрическую энергию в химическую для ее «заморозки» и обратно. Она состоит из пластикового корпуса, внутри которого находятся:

банки – узкие емкости;

электроды – два комплекта соединенных между собой свинцовых пластин (именно они придают АкБ такой вес);

сепараторы – непроводящие ток перегородки, которые препятствуют замыканию электродов между собой;

электролит – как правило, серная кислота.

Снаружи на блоке имеются две клеммы: плюсовая (анод) и минусовая (катод). Они обозначаются соответствующими символами «+» и «–».

Вся эта система позволяет накапливать на клеммах мощный электрический потенциал и выдавать его при подключении к нагрузке (электрооборудованию авто) в виде постоянного тока.

Величина накапливаемого потенциала называется емкостью АкБ и измеряется в ампер-часах (Ач). Для новых аккумуляторов на легковых авто она обычно в пределах 55-60 Ач. Буквально это означает, что исправная заряженная АкБ может вырабатывать постоянный ток силой 1 А в течение 55-60 часов.

Главное отличие любого аккумулятора от обычных батареек в том, что его можно заряжать – то есть восстанавливать потенциал на электродах, после того, как он снизился. Для этого нужно подать на него напряжение.

В заведенном автомобиле этим занимается все тот же электрогенератор. То есть получается замкнутый круг: аккумулятор через стартер инициирует работу двигателя, который приводит в действие генератор, а последний в свою очередь восстанавливает заряд на АкБ, израсходованный на запуск стартера.

Но что делать, если АкБ разрядилась, а запустить мотор не удалось? Ответ – зарядить другими способами, которые мы рассмотрим ниже.

Как проверить заряд аккумулятора

Самый простой вариант – оценить уровень заряда по встроенному индикатору, которым оснащено большинство АкБ. Он располагается на крышке батареи.

Правила безопасности при зарядке аккумулятора

Фото: Shutterstock

Индикатор представляет собой прозрачную колбу, внутри которой плавает зеленый шарик-поплавок. Если уровень и плотность электролита достаточные, поплавок будет наверху и в «окошечке» мы увидим зеленый сигнал. Если шарик не виден, скорее всего, пришло время проверить уровень электролита и зарядить аккумулятор.

Также можно проверить уровень заряда мультиметром. Для этого измеряют показания напряжения на клеммах. Заряженный на 100% аккумулятор покажет ≥ 12,6 В. Соответственно:

12,4 В – 80% заряда;

10,5 В – АкБ полностью разряжена.

Самый надежный способ проверить аккумулятор – использовать нагрузочную вилку. Она оценивает падение напряжения при подаче нагрузки, из чего можно судить одновременно об уровне заряда и емкости батареи.

Воспользоваться этим прибором можно в любом автосервисе или автомагазине в отделе с аккумуляторами. Часто такую услугу можно получить бесплатно.

Когда батарею нужно заряжать

Чаще всего автолюбители приходят к этой мысли, только когда уже не могут завести машину. АкБ имеет свойство разряжаться со временем, даже если двигатель заглушен и ключ вынут из замка зажигания.

Во-первых, некоторые электропотребители работают и в таком положении – например, часы и автосигнализация.

Во-вторых, заряд на клеммах медленно падает даже от контакта с атмосферным воздухом. Чем он холоднее, тем быстрее происходит разряд.

Таким образом, зарядить АкБ нужно в случаях, если:

автомобиль не заводится (возможно, вы давно не запускали двигатель, а на улице была низкая температура);

АкБ заряжена менее чем на 85%, а в ближайшую неделю вы не собираетесь пользоваться машиной;

на приборной панели горит индикатор «АкБ разряжена»;

вы совершаете короткие частые поездки (генератор не успевает зарядить АкБ);

индикатор АкБ показывает, что она разряжена.

Поддерживать аккумулятор заряженным нужно не только для того, чтобы легко завести двигатель. В разряженном состоянии свинцовые пластины сильнее подвержены процессу сульфатации – покрытию их разрушающими солями. В какой-то момент процесс может стать необратимым, и при очередной зарядке соли не растворятся.

Читайте также:
Делаем новый чип ключ

Таким образом, чем чаще АкБ находится в полуразряженном состоянии, тем быстрее она выйдет из строя.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Далее рассмотрим способы зарядки АкБ при помощи зарядного устройства (ЗУ). Его можно приобрести в любом автомагазине или заказать в интернет магазине.

С Халвой приобрести полезные девайсы для вашего «железного коня» стало еще проще. Более 30 автомагазинов по всей России являются партнерами «сладкой» карты. Среди них такие популярные бренды, как интернет-маркеты автозапчастей и аксессуаров AUTO 3N, RS-Мотор, «Руль» и VIRBACauto, а также автосервис Baltmotors. Покупайте автотовары в рассрочку до 6 месяцев без каких-либо переплат.

Топ-5 лучших зарядных устройств для аккумулятора автомобиля

Фото: ozon.ru

Заряжать можно как постоянным током, так и постоянным напряжением (т. е. переменным током от промышленной сети).

Зарядка постоянным током

Этот способ хорош тем, что позволяет привести АкБ в готовность к эксплуатации быстрее, чем переменным током. Последовательность действий следующая:

Включите на ЗУ защиту от скачков напряжения не выше максимально допустимого значения для аккумулятора (при наличии такой функции).

Установите силу тока в диапазоне 8-10 А. При меньшем значении зарядка будет дольше, но безопасней и даже эффективней, так как фактическая емкость батареи станет больше.

В процессе зарядки напряжение будет возрастать, поэтому нужно следить за его значением на дисплее или по индикаторам ЗУ.

Когда напряжение приблизится к предельному значению для батареи, нужно снизить силу тока в два раза. Нельзя допускать кипения электролита. Если вы услышите булькающий звук, нужно также срочно снизить силу тока.

Ослабление тока снизит напряжение, но через некоторое время цифры опять поползут вверх. Продолжайте заряжать агрегат с тем же значением тока до достижения максимально допустимого напряжения.

Когда процесс зарядки подойдет к концу, нужно уменьшить подаваемый ток до минимума (0,25-0,5А). Оставьте аккумулятор подключенным к ЗУ еще на час или два, при этом значение напряжения не должно расти.

Зарядка постоянным напряжением

Этот способ безопаснее, хоть и продолжительнее. Если всегда заряжать АкБ постоянным напряжением, она прослужит дольше.

Проверьте, имеется ли у зарядного устройства функция автоматического ограничения тока. Значение не должно превышать 25 А. Если автоматическая настройка не предусмотрена, сделайте это вручную.

Отрегулируйте подаваемое напряжение до максимального значения для АкБ. Сначала сила тока резко вырастет, но вскоре начнет снижаться.

Можно оставить аккумулятор заряжаться без присмотра (ток постепенно упадет без вмешательства извне). Время зарядки АкБ будет зависеть от емкости и ее состояния. Часто процесс длится более суток.

Периодически следите за уровнем заряда батареи.

Когда сила тока упадет до 0,25-0,5 А, отключите зарядное устройство.

В случае закипания электролита отсоедините ЗУ от батареи, оставьте ее остывать. Через некоторое время продолжите процедуру зарядки.

Многие современные ЗУ оборудованы встроенной автоматикой, которая отслеживает значения тока и напряжения. Это значительно упрощает процесс зарядки. По завершении цикла зарядки система автоматически отключает питание или держит его на минимальном уровне.

Бывают устройства со звуковой сигнализацией. Тем не менее, мы не рекомендуем оставлять заряжающуюся АкБ без присмотра надолго. Периодически проверяйте индикацию дисплея или уровень заряда с помощью мультиметра.

Сколько времени необходимо заряжать автомобильную АкБ

Все зависит от уровня заряженности батареи и ее остаточной емкости – со временем из-за сульфатации она снижается. Чем меньше емкость, тем быстрее АкБ восстановится.

Зарядка постоянным током позволяет привести полностью разряженную исправную АкБ в стопроцентную готовность примерно за 10 часов. Если же применить двухэтапный подход (с уменьшением силы тока в два раза на втором этапе), то такой же результат можно будет достичь примерно за 15 часов. Снижение силы тока увеличивает продолжительность процедуры, но зарядка будет более полноценной и щадящей для батареи.

При зарядке такой же АкБ вторым способом (постоянным напряжением от промышленной сети) процесс затянется и займет 20-25 часов. Конкретно это зависит от напряжения – чем оно выше, тем быстрее.

Техника безопасности при зарядке АКБ

Зарядка АкБ сопряжена сразу с несколькими опасностями. При несоблюдении требований безопасности батарея может:

закипеть и расплескать опасный электролит через трещины или пробки (если они имеются);

стать причиной пожара – в процессе зарядки в воздух выделяется огнеопасный водород;

взорваться и облить кислотой людей и окружающее имущество.

Зарядка постоянным напряжением

Фото: Shutterstock

Поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО соблюдайте следующие правила:

Никогда не заряжайте АкБ в жилом помещении.

Обеспечьте хорошее проветривание пространства вокруг и не вздумайте курить рядом с аккумулятором.

Перед зарядкой тщательно почистите АкБ от грязи и промойте раствором соды.

Проверьте уровень электролита (только для обслуживаемых АкБ с пробками). Если он низкий, долейте дистиллированную воду. Именно нехватка жидкости в банках АкБ приводит к скапливанию в них водорода, что чревато взрывом.

Используйте только исправное ЗУ. Сначала подсоедините клеммы к аккумулятору и только потом включайте ЗУ. Отключение – в обратном порядке.

Надеемся, что эта информация оказалась для вас полезной. Относитесь к аккумулятору бережно, и он не только не подведет вас в самый ответственный момент (как это всегда бывает), но и прослужит дольше.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Наверняка с каждым автовладельцем, который эксплуатирует свою машину хотя бы более пяти лет, случались проблемы, когда севший аккумулятор не мог запустить мотор, а если быть точнее — то напряжения было недостаточно для того, чтобы крутить стартер. Если у вас такой проблемы никогда не было за несколько лет, то можно сказать, что вам крупно повезло, так как средняя продолжительности жизни аккумулятора составляет порядка 3 лет. Хотя не исключено, что при бережном отношении и эксплуатации, АКБ может прослужить 4 или даже 5 лет.

Читайте также:
Как сделать тиснение на коже своими руками

Общие правила и советы по безопасности во время зарядки автомобильных аккумуляторов

Техника безопасности при выполнении подобных процедур должна стоять на первом месте, так как ее несоблюдение может вызвать повышенный риск для здоровья.

Крайне не рекомендуется выполнять эту работу в жилом помещении, лучше для этого использовать гараж или иное место.
Помещение, в котором заряжается батарея, должно быть хорошо проветриваемым, чтобы выделяющиеся газы не скапливались в одном месте.
Запрещается курить, или использовать другие элементы огня или искрообразования вблизи, так как это может привести к взрыву.
Подключается сначала АКБ к устройству, и лишь после этого оно включается в сеть.
Подключение проводов производится красный к плюсу, а черный к минусу.
Не оставляйте процесс без присмотра, даже если используете автоматическое устройство.
Пробки каждой банки должны быть откручены, а если их нет, то обязательно прочтите ниже рекомендации для необслуживаемых А.Б.
Какое устройство необходимо для зарядки автомобильного аккумулятора?

Несколько дней назад в одной из предыдущих я рассказывал о покупке зарядного устройства для АКБ автомобиля. Так было несколько слов о параметрах, на которые следует обращать внимание. Но здесь постараюсь все рассказать еще более подробно.

Во-первых, нужно знать, какого напряжения ваш АКБ: 12 или 6, а может 24 или даже 48 Вольт? Самые слабые в данный момент можно найти в стареньких советских мотоциклах. Более мощные используются, к примеру, в крупной сельскохозяйственной технике и т.д. А вот самый распространенный является аккумулятор с напряжением в 12 Вольт. В соответствии с этим необходимо выбирать зарядное, которое будет поддерживать напряжение вашей батареи.
Обратите внимание на силу тока, которую выдает устройство. Здесь в первую очередь нужно отталкиваться от того, какова емкость батареи. Если у вас, к примеру, установлена А.Б. 60 Ампер*час, то вам необходимо устройство, которые будет выдавать как минимум 6 Ампер. Ведь при зарядке оптимальным является значение тока в 0,1 от полной емкости АКБ.
Лучше всего использовать приборы, которые имеют полностью автоматический режим зарядки. Таких сейчас большинство. К примеру, вы подсоединили устройство к батарее, выставили необходимое значение тока, а напряжение будет подаваться автоматически в зависимости от степени текущего заряда батареи. Когда аккумулятор полностью зарядится, устройство автоматически сбавляет ток и напряжение до минимума, что предотвращает перезаряд.
Как определить степень разряда аккумуляторной батареи автомобиля?

В большинстве случаев АКБ разряжается не полностью, то есть напряжение падает до минимально допустимого при невозможности крутить стартер. Обычно в таком случае световые приборы еще продолжают функционировать, хоть и не на полную мощность.

Но есть и более опасные случаи, когда батарея разряжается полностью и напряжение падает до такого уровня, что даже световые приборы отказываются работать совсем. Это бывает, к примеру, когда вы забыли выключить габариты на ночь, или же оставили включенной магнитолу даже без звука. Ниже будет приведена таблица, которая наглядно показывает степень разряда аккумулятора по данным выходного напряжения на клеммах при определенной температуре воздуха.

Многие автомобилисты сильно удивятся тому, что установленный на их автомобиле аккумулятор в данный момент находится в состоянии 75 % заряда. Дело в том, что не всегда генератор способен зарядить батарею полностью по тем или иным причинам. Поэтому иногда требуется заряжать батарею зарядным устройством до тех значений, которые указаны в таблице выше.

Какой ток и напряжение необходимы для нормальной зарядки АКБ автомобиля?

Как уже говорилось выше, что устройство необходимо выбирать такое, чтобы оно смогло полноценно произвести зарядку А.Б. и ниже будет еще раз приведен перечень значений токов и напряжения.

Оптимальный ток для заряда должен составлять 1/10 от полной емкость АКБ. То есть, иными словами, если ваша батарея имеет емкость в 55 Ампер*час, значит необходимый ток нужен 5,5 Ампер. Это рекомендации производителей как самих устройств, так и приборов ЗУ. Но идеальным вариантом будет пуск меньшего тока на клеммы аккумулятора. То есть, при аналогичном случае подавать ток не 5,5, а уже 2,75 Ампер. Конечно процесс будет происходить немного медленнее (в два раза), но качество от этого только повысится.
Что касаемо напряжение, то большинство зарядных устройств, которые продаются сейчас, имеют автоматически режим. Но, следует обратить внимание именно на ориентацию АКБ: в некоторых устройствах есть переключатель, который меняет напряжение для различного типа АКБ: 6, 12, 24 Вольт. Соответственно, выбирать нужно режим, необходимый для вашего аккумулятора. А дальше ЗУ все сделает за вас, то есть сначала напряжение будет подаваться сильнее, а при достижении 75 % заряда, оно автоматически уменьшается, в конечном случае до минимального значения, чтобы не допускать саморазряда батареи.
Как заряжать необслуживаемые аккумуляторные батареи автомобилей?

Читайте также:
Делаем тёплый пол в автомобиле

Немалое количество современных АКБ являются так называемыми необслуживаемыми. То есть, за весь срок службы не нужно доливать электролит или проверять его плотность в банках. Более того, сделать все эти операции не представляет возможным, так как отсутствует доступ к банкам, пробок просто напросто нет.

Разумеется, что если такой А.Б сел, то заряжать его можно и даже нужно, но следует иметь ввиду, что по причине отсутствия пробок, газообразование внутри корпуса может быть повышенным, что может грозить опасности взрыва. В связи с этим, производители таких экземпляров настоятельно рекомендуют использовать номинальный ток заряда не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если емкость равна 50 Ампер*час, то пускать ток нужно уже не 5, а 2,5 Ампер.

Сколько по времени заряжать автомобильный аккумулятор?

Во многих технических руководствах говорится, что при полностью разряженном АКБ его необходимо заряжать 15 часов (током 1/10 от емкости) до 100 %. Для примера, «пациент» имеет емкость 50 Ампер*час, значит силой тока 5 Ампер его нужно «гонять» 15 часов.

Так как рекомендуется для большей эффективности нагружать меньший ток, то такой расчет будет следующим: Уменьшив ток до 2,5 Ампер, 50-ый аккумулятор нужно будет «грузить» примерно 30 часов. Но имейте ввиду, что это условия для полностью разряженного элемента питания(смотрите таблицу выше). Если же у вас при постановке на заряд напряжение на клеммах, скажем, соответствует 50 % заряда (смотрим таблицу выше), то в расчет берем не 50 Ампер* час, а всего 25. Ток в этом случае не обязательно сбавлять до 2,5 или даже 1,75 Ампер.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

Скорее всего, каждый автовладелец со стажем не менее трёх лет сталкивался с ситуацией, когда он не смог завести свою машину по причине того, что аккумулятор полностью разрядился. Вы можете спросить, почему стаж не менее трёх лет? А потому, что средняя продолжительность жизни аккумулятора составляет 3 года. Хотя в отдельных случаях возможна более длительная эксплуатация аккумулятора, но это уже зависит от того, насколько качественно и вовремя он обслуживался.

Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.

Не рекомендуется производить зарядку в жилом помещении по причине того, что из аккумулятора выделяются взрывоопасный газ. Это актуально для обслуживаемых АКБ с пробками.

По этой же причине запрещается курить или производить любые другие работы с открытым огнем или искрообразованием.

Сначала подключается зарядное устройство к клеммам батареи, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. Такой порядок действий позволит избежать образования искры при подключении ЗУ.

В обслуживаемых аккумуляторах обязательно выкручиваем все пробки. Это удобно сделать с помощью обычной монеты номиналом 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки нужно положить обратно в отверстия, но не закручивать. Такое положение пробок позволит свободно выходить газам и одновременно защитить батарею от возможного попадания во внутрь неё пыли и грязи. Также это уменьшит потерю электролита при его испарении.

Аккумулятор с выкрученными пробками.

Пробки выкручены и вставлены в свои гнёзда.

Перед выкручиванием пробок обязательно стираем всю пыль и грязь с рабочей поверхности аккумулятора. Это также позволит избежать попадания грязи во внутрь батареи.

Если же зарядка производиться в квартире, то необходимо это делать на балконе с открытым окном или в помещении, где есть вытяжка, например, туалет.

Как определить заряжен или разряжен аккумулятор

Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.

В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12.7В. В разряженном соответственно 11.7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0.1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.

Например, напряжение на контактах равно 12.2В, следовательно, заряд составляет 50%.

Таблица - зависимость степени заряда АКБ от напряжения.

Таблица — зависимость степени заряда АКБ от напряжения.

Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.

В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.

Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1.27-1.28 г/см3.

Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1.1 г/см3.

Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0.01 г/см3 =6%заряда).

Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.

График -зависимость плотности электролита от температуры.

График -зависимость плотности электролита от температуры.

Таблица -зависимость плотности электролита от температуры.

Таблица -зависимость плотности электролита от температуры.

Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.

Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор

Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.

Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14.7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.

Читайте также:
Как дополнительно очистить масло

Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.5А.

Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.

По мере заряда напряжение будет расти до 14.7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14.7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0.5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.

После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.

Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1.27-1.28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16.3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0.5А. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.

Напряжение близкое к 16В подходит не для всех типов АКБ. Таким напряжением можно их “убить”. Гелиевые и гибридные батареи могут максимум выдерживать напряжение до 14.4В! Лучше всего максимальное напряжение заряда посмотреть на корпусе или в паспорте АКБ. Обозначаться оно будет как cycle use , а максимальная сила тока как max initial current.

Аккумулятор с обозначением максимального напряжения заряда.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Нет точного определения времени требуемого для полного заряда , так как есть несколько факторов, влияющих на это. Поэтому время заряда может быть от пары часов и до нескольких суток.

Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.

  • Процент разряженности аккумулятора. Полностью разряженную АКБ по времени придется заряжать намного дольше, чем разряженную на 50%.
  • Степень износа батареи. Со временем пластины АКБ осыпаются и её емкость уменьшается. Возьмём для примера изношенную АКБ емкостью 60А*час. Но её ёмкость по факту не будет равна 60А*час, а будет меньше, например, 50-45 А*час. Следовательно, изношенный аккумулятор зарядится быстрее, чем аналогичный, но новый.
  • Сила тока и напряжение зарядки. Чем меньше сила тока, тем медленнее происходит зарядка.
  • Скорость приема заряда. Например, холодный аккумулятор хуже заряжается. Это связано с тем, что скорость химической реакции (электролиза) зависит от температуры. Поэтому перед зарядкой его необходимо отогреть при комнатной температуре, если он занесен зимой с улицы.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0.5А зарядное устройство прекращает зарядку.

Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0.5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.

Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12.7В. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.

Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого

При глубоком разряде происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их. При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора. Три, четыре полных разряда и практически все пластины будут забиты, а аккумулятор можно будет выкинуть.

Пластины АКБ забитые кристаллами сульфата свинца.

Пластины АКБ забитые кристаллами сульфата свинца.

При штатных режимах работы (заряд – разряд) — образуются кристаллы небольших размеров и при заряде они растворяются в электролите. Таким образом очищаются пластины и ёмкость АКБ восстанавливается. Этого не происходит если произошел глубокий разряд, так как при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения нужно использовать другой режим зарядки.

Читайте также:
Убираем царапины на пластике, просто.

Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16.3В и малой силой тока — 1-0.5А. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление его ёмкости. За один цикл восстановить ёмкость и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.

Но не следует забывать, что напряжение выше 14.5В подходит не для всех АКБ. К таким относятся гелиевые и гибридные.

Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).

Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.

После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.п.

Инструкция: как правильно заряжать автомобильный аккумулятор

В зимние морозы бывает так: поворачиваешь ключ, а в ответ слышишь только жалобный треск стартера — разрядился аккумулятор. Приходится либо прикуривать от соседа, либо вызывать такси, чтобы доехать по делам. Но вечером всё равно придётся подумать, а что теперь делать с севшей батареей и где взять деньги на новую.

Чтобы избежать таких проблем, следите за зарядом аккумулятора в автомобиле и вовремя его восполняйте. Рассказываем, как правильно это делать.

Шаг 1. Какой инвентарь понадобится

Зарядное устройство (ЗУ). Это небольшой прибор, который нужно подключить к обычной розетке на 220 В и с помощью проводов-«крокодильчиков» подсоединить к батарее. Так прибор заряжает аккумулятор током. Он бывает двух видов:

  • Зарядное устройство с постоянным напряжением. Эти приборы позволяют восполнить ток аккумулятора на 80% в течение примерно 24 часов.
  • Зарядное устройство с постоянным током. Эти приборы позволяют на 100% зарядить аккумулятор за 8–10 часов.

Если вы только планируете купить зарядное устройство, взвесьте плюсы и минусы каждого типа и выберите тот, который вам подходит:

  • ЗУ с постоянным напряжением. Заряжает аккумулятор не меньше суток и только на 80%, но процедура практически безвредна, потому что напряжение подаётся только определённой величины. Именно так в самом авто генератор подзаряжает батарею, а это считается самым безопасным способом.
  • ЗУ с постоянным током. Оно может зарядить автомобильный аккумулятор за короткое время на 100%. Но от этого сокращается срок службы батареи, потому что из-за быстрой и агрессивной подачи тока её пластины осыпаются.

Все современные зарядные устройства делают автоматическими, они сами следят за процессом и не допускают перезаряда или недозаряда аккумулятора. Вам лишь остаётся подключить ЗУ и выставить величину тока или напряжение.

Если вам достался «дедовский» прибор без автоматики, в нём придётся вручную контролировать процесс и следить, до скольки вольт зарядился аккумулятор. Это сложная задача для неподготовленного человека, поэтому рекомендуем не пользоваться устаревшими зарядниками, а купить современное ЗУ. Иначе есть риск безнадёжно испортить батарею.

На Яндекс.Маркете можно найти ЗУ от 1 140 до 4 000 рублей

Набор гаечных ключей. Понадобится, чтобы вытащить аккумулятор из машины. Обычно нужны инструменты от 10 мм до 17 мм в зависимости от типа крепления батареи.

Если у вас необслуживаемый аккумулятор, гаечных ключей и зарядного устройства достаточно. Как это понять: если корпус полностью герметичный и цельный, нет никаких пробок, которые можно открутить, — это необслуживаемая батарея.

Второй способ — найти модель по названию в онлайн-магазине, например на Яндекс.Маркете. В характеристиках должен быть указан тип батареи.

На корпусе нет никаких элементов, которые можно было бы открутить. Это необслуживаемый аккумулятор

На обслуживаемом аккумуляторе в верхней части есть пробки — круглые элементы с крестовиной. Пример на фото ниже. Кроме того, характеристики батареи можно прочитать на Яндекс.Маркете.

Характеристики батареи можно прочитать на Яндекс.Маркете, если вбить модель

Для обслуживаемого аккумулятора нужен дополнительный инвентарь.

Широкая плоская отвёртка. Нужна, чтобы выкрутить пробки батареи. Если её нет, подойдёт и пятирублёвая монета.

Ареометр. Прибор для измерения плотности электролита. Но если его нет, это не критично, можно будет обойтись визуальным контролем уровня жидкости в батарее.

Шаг 2. Вытащите аккумулятор из машины

Отсоедините обе клеммы от контактов аккумулятора гаечным ключом на 10 мм. Потом открутите крепление, которое удерживает батарею, обычно для этого нужен ключ на 13–17 мм.

1 — пример одного из вариантов крепления аккумулятора; 2 — контакты, которые надо откинуть

Шаг 3. Отнесите аккумулятор в гараж или другое помещение

В идеале аккумулятор надо заряжать в вентилируемом тёплом гараже, потому что в процессе выделяются вредные для человека газы. Но можно занести батарею на балкон или в крайнем случае в ванную, на кухню или в любое другое помещение, где есть вытяжка. Обязательно откройте форточку, чтобы накопившиеся газы уходили из помещения.

Читайте также:
Прослушка в автомобиле

А ещё при плюсовой температуре автомобильный аккумулятор зарядится быстрее.

Шаг 4. Очистите клеммы

Клеммы батареи покрываются окислами, которые ухудшают контакт с зарядным устройством и увеличивают время зарядки автомобильного аккумулятора. Поэтому клеммы надо обязательно очистить, для этого подойдёт наждачная бумага. Потрите ей клеммы, пока они не заблестят.

Так выглядит окислившаяся клемма. Её нужно тереть наждачкой, чтобы удалить налёт

Потом протрите клеммы содовым раствором. Готовить его нужно в таком соотношении: 1–2 столовых ложки соды на стакан воды. После протрите клеммы сухой тряпкой.

Шаг 5. Выкрутите пробки аккумулятора, если он обслуживаемый, и проверьте электролит

Если у вас необслуживаемый аккумулятор, этот шаг можно пропустить.

Пробки надо открутить, чтобы газы, выделяющиеся во время зарядки, могли свободно уходить. Если забудете об этом, батарея может взорваться.

Если под рукой нет отвёртки, открутите пробки пятирублёвой монетой

Проверьте плотность электролита ареометром: погрузите его щуп в каждую банку аккумулятора. Нормальный показатель — 1,27 г/см³. Если прибора нет, придётся обойтись визуальным контролем: электролит должен быть выше пластин внутри банок примерно на 5 мм.

Это пластина внутри банки. Электролит должен быть выше неё примерно на 5 мм

Если электролита мало, долейте дистиллированной воды, она продаётся в любом магазине автозапчастей или хозяйственном супермаркете. Наливайте воду в каждую банку, чтобы она оказалась примерно на 5 мм выше пластин.

Не пропускайте проверку плотности электролита. Если уровень жидкости внутри банок будет низким, пластины начнут интенсивно окисляться и осыпаться. Аккумулятор быстро выработает ресурс, придётся покупать новый.

Шаг 6. Подключите аккумулятор к зарядному устройству

Подсоедините ЗУ к розетке на 220 В и настройте его в зависимости от типа:

  • Если у вас ЗУ с постоянным напряжением, установите показатель в пределах 14,4–14,6 В — это универсальная величина, которая применяется для всех типов батарей в легковых авто.
  • Если у вас ЗУ с постоянным током, установите его в 10% от номинальной ёмкости аккумулятора. Например, если батарея на 60 ампер, на зарядном устройстве нужно поставить 6 ампер.

На клеммах аккумулятора и проводах ЗУ указаны «+„и “−», соедините их друг с другом, как на фото ниже.

Красный «крокодильчик» — плюс, чёрный — минус

Ждите, пока аккумулятор зарядится. Обычно современные ЗУ сами сообщают об этом зелёным индикатором. Вмешиваться в процесс, настраивать что-то дополнительно не требуется.

Вот вариант ЗУ, в котором, если аккумулятор заряжен, гаснут все лампочки. Сейчас горит крайний индикатор на 75% — на столько процентов батарея заряжена

Шаг 7. Отключите зарядное устройство и установите аккумулятор в авто

После окончания зарядки отключите ЗУ от розетки и отсоедините провода от клемм аккумулятора. Контакты батареи рекомендуем обработать медной смазкой, чтобы они не покрылись окислами. Купить её можно в магазине автозапчастей или строительном супермаркете.

На Яндекс.Маркете вы можете купить медную смазку в виде спрея или пластичной консистенции

Далее поставьте батарею в машину, соедините контакты и установите крепление на место. Включите зажигание автомобиля и на приборной панели посмотрите напряжение бортовой сети, оно должно составлять 14,4–14,6 В. Если показатель меньше, но машина заводится, ничего страшного: батарея доберёт заряд из генератора. А если двигатель не запускается, аккумулятор вновь придётся подключать к ЗУ.

Вот пример индикатора на бортовом компьютере. Аккумулятор заряжен на 14,4 В, значит, подзаряжать его пока не надо

Как часто нужно заряжать аккумулятор

Аккумулятор нужно заряжать минимум раз в полгода — осенью и весной, независимо от того, запускает он двигатель или нет. Генератор не может на 100% восполнить батарею, и уровень её заряда медленно, но верно падает. Особенно во время коротких поездок, например до магазина и обратно.

Также нужно заряжать аккумулятор после долгого простоя автомобиля. Например, если два месяца вы вообще никуда не ездили. Даже если после этого батарея заводит двигатель, её всё равно надо подзарядить.

Способ зарядить аккумулятор, если нет ЗУ

Если у вас нет ЗУ, а покупать его пока не планируете либо опасаетесь, что не справитесь с зарядкой, можно обратиться в автосервисы или к частным мастерам. Они заберут ваш аккумулятор, подзарядят и помогут установить обратно. Найти хорошего специалиста можно на Яндекс.Услугах. Там можно почитать отзывы автовладельцев о понравившемся мастере.

Зарядка аккумулятора: как это делать правильно, чтобы ничего не испортить

Аккумуляторная батарея может разрядиться, но ее во многих случаях удается реанимировать. Тут потребуется не дефибриллятор, а другие устройства, которыми тоже надо уметь пользоваться.

Когда заряжать аккумулятор

Аккумуляторная батарея (АКБ) служит источником электропитания для стартера, который запускает двигатель, а при отключенном ДВС он дает энергию светотехнике и мультимедиа автомобиля. Но аккумулятор может и разрядиться. Когда это происходит?

  1. Если АКБ новая, но с момента ее производства до установки на автомобиль прошло более полугода. Тогда вполне вероятна существенная саморазрядка АКБ.
  2. Если автомобиль не используется более месяца.
  3. Если срок службы свинцово-кислотной АКБ превысил 3–4 года.
  4. Если на несколько часов оставить автомобиль с включенной светотехникой и/или музыкальной системой при заглушенном ДВС.
  5. Если неисправна электросеть автомобиля.
  6. При частых поездках на малые расстояния и в пробках.
Читайте также:
Детектор элеткромагнитного поля

Как проверить зарядку аккумулятора

Не дожидаясь, когда АКБ сядет, лучше периодически проверять ее состояние. Для этого есть несколько способов:

  1. Часто у АКБ имеются индикаторы, которые называют лампочками, хотя в действительности во встроенных ареометрах используются шарики-поплавки разного цвета. Зеленый глазок означает, что АКБ полностью заряжена. Белый (или черный, в зависимости от конструкции индикатора) — низкий уровень электролита или заряда. Красный — критически низкий уровень электролита.
  2. При выключенном зажигании с помощью мультиметра замерить напряжение на клеммах АКБ. У полностью заряженной батареи легковых автомобилей оно 12,6 В и более. Подзарядка рекомендуется при напряжении 12,45 В, что соответствует примерно 85% емкости свинцово-кислотной АКБ. Эта процедура становится необходимой при показателях 12,10 (50%) летом и 12,44 (75%) зимой. Чтобы показания мультиметра не оказались завышенными, замеры следует проводить через несколько часов после отключения ДВС.
  3. Точнее определить состояние аккумулятора позволяет измерение напряжения на ее клеммах с помощью нагрузочной вилки (НВ) с правильно подобранными характеристиками. Если через 5 с с момента подключения вилки напряжение опускается ниже 10 В, то такой батарее требуется зарядка.

У полностью заряженной батареи легковых автомобилей напряжение должно быть 12,6 В и более.

У полностью заряженной батареи легковых автомобилей напряжение должно быть 12,6 В и более. (Фото: Shutterstock)

Чем заряжают аккумулятор автомобиля

Оставим в стороне экзотику вроде запитывания АКБ от зарядников батарей ноутбуков и рассмотрим специализированные устройства. Выбирая их, следует прежде всего проверить:

  • соответствие напряжению АКБ (12 или 24 В) вашего автомобиля;
  • возможность выдавать необходимое для зарядки напряжение. Так, для некоторых батарей требуются токи в 16–16,5 В, на что способны не все зарядники.

Конспекты 24 февраля Что такое АКБ? Всё об автомобильном аккумуляторе

How to 7 мая 2021 Что делать, если сел аккумулятор: 8 способов

По конструкции различают два типа зарядных устройств:

  1. Трансформаторные. Устаревшие, достаточно габаритные и громоздкие устройства, но у них есть неоспоримый плюс — простота конструкции и связанная с ней надежность. Средняя цена трансформаторных зарядников — около 3 тыс. руб.
  2. Импульсные. Они значительно компактнее трансформаторных. Кроме того, у импульсных зарядников, как правило, имеется множество защитных механизмов (от перезаряда, короткого замыкания, переполюсовки) и выше степень автоматизации. Таким устройством сложнее повредить АКБ при зарядке. Вилка цен на импульсные зарядники широка: от менее чем 1 тыс. руб. до более 10 тыс. руб. за многофункциональные устройства, которые подходят не только для свинцово-кислотных, но и AGM/Gel АКБ.

Гарантийный срок на зарядные устройства обоих типов, как правило, составляет один год.

При выборе зарядного устройства следует обратить внимание на наличие у них ряда полезных функций:

  • режим десульфатации. Используя циклы заряда-разряда, такие устройства за несколько часов (в запущенных случаях — дней) очищают пластины АКБ от образующихся в жару и при глубоких разрядах сульфатов свинца, которые снижают работоспособность батареи;
  • индикация емкости АКБ поможет понять, на сколько и за какое время пополнился заряд батареи.

Как ставить аккумулятор на зарядку

Наиболее распространенные АКБ свинцово-кислотного типа заполнены химически агрессивным жидким электролитом, в процессе зарядки выделяющим горючие газы. Следовательно, при работе с аккумулятором, сопряженной со вскрытием его банок (отсеков), необходимо соблюдать правила техники безопасности:

  • Использовать защитные очки и перчатки.
  • Не курить рядом с АКБ.
  • Исключить наличие источников искрения и открытого огня рядом с АКБ.
  • Проводить обслуживание АКБ в хорошо проветриваемых помещениях.

Время зарядки АКБ зависит от ее состояния и длительности эксплуатации.

При соблюдении этих правил снимать аккумулятор с автомобиля на время зарядки не обязательно — необходимо лишь отключить зажигание и все бортовое электрооборудование. И все же демонтировать батарею целесообразно по крайней мере по двум причинам:

  1. Снятую АКБ проще очистить перед зарядкой. Удалить с клемм масло и окислы можно металлической щеткой, а корпус протереть тряпкой, сухой или смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или соды.
  2. Если гараж неотапливаемый, то при минусовых температурах АКБ стоит перенести в теплое помещение для ускорения зарядки.

Решив вопрос с местом проведения зарядки батареи, выполняем следующие действия:

  1. У обслуживаемых АКБ выкручиваем крышки банок, чтобы обеспечить свободный отвод паров электролита, интенсивно образующихся при зарядке, и не допустить создания в корпусе батареи избыточного давления. Для гарантированного предотвращения взрыва необслуживаемых АКБ при зарядке надо, во-первых, проверить, не засорилась ли газоотводная трубка батареи, а во-вторых — использовать устройства, автоматически поддерживающие установленное компанией-производителем напряжение и отключающиеся при полном заряде батареи.
  2. В открытые банки обслуживаемых АКБ при недостаточном уровне электролита доливаем дистиллированную воду.
  3. Подключаем зарядное устройство к соответствующим клеммам АКБ: красный провод — к плюсовой, черный — к минусовой.
  4. Включаем зарядное устройство в сеть. После окончания операции отключение происходит в обратном порядке.

Как правильно заряжать аккумулятор

Единого мнения по поводу того, как правильно заряжать АКБ, нет — хотя бы потому, что для этого используются два метода и их комбинация.

Зарядка постоянным напряжением

На автомобиле АКБ заряжается именно так, поэтому считается, что данный метод является наиболее щадящим для батареи. Кроме того, этот способ самый простой. Необходимо лишь задать величину напряжения (обычно 14,6–15 В) на зарядном устройстве. Однако этот метод позволяет зарядить АКБ не более чем на 90–95%, требует значительного количества времени (до суток) и вызывает сильный нагрев батареи из-за большой силы тока в начале заряда.

Читайте также:
Автовинил: виды, нанесение, уход.

Зарядка постоянным током

Метод обеспечивает полный заряд батареи, для этого требуется порядка 10 ч при выборе оптимальной силы тока. Отклонения от этого значения в любую сторону нежелательны: результатом будет либо существенное увеличение времени зарядки, либо недозаряд.

В отличие от зарядки постоянным напряжением зарядка постоянным током — процесс не одноступенчатый и требующий контроля. Изначально сила зарядного тока должна численно равняться 10% номинальной емкости АКБ (например, 7,2 А при 72 А·ч). Когда же напряжение на клеммах батареи вырастает до 14,4 В, силу тока уменьшают вдвое. Явным недостатком данного метода является обильное газовыделение, чреватое выкипанием батареи.

Как правильно заряжать аккумулятор — полезные советы «За рулем»

Пора заряжать или пока не стоит? Можно ли делать это на морозе? Снимать батарею с автомобиля или нет? Как заряжать при нечастых поездках? На эти и другие вопросы автовладельцев отвечают эксперты.

Наполнять банку электричеством — выражение из словаря В. И. Даля: так он пояснил значение слова «заряжать». К современным автомобильным батареям из шести банок оно подходит идеально. Правда, банки на поверку оказываются разными — как по конструкции, так и по состоянию. Как же заполнять их ­электричеством?

Все АКБ условно можно разбить на малообслуживаемые, необслуживаемые и полностью необслуживаемые. Самые древние из них — малообслуживаемые, с решетками из свинцово‑сурьмянистого сплава, самые крутые — полностью необслуживаемые, с решетками из максимально чистого свинца. Надо отметить, что под «необслуживаемостью» понимаются увеличенные интервалы доливки воды или полное отсутствие этой процедуры в течение всего срока службы. Но любая необслуживаемая батарея требует периодического контроля наравне с другими компонентами автомобиля. Вопреки распространенному заблуждению, особой разницы в зарядке батарей этих трех типов нет.

Надо заряжать или не надо?

Существует простой объективный способ оценить состояние батареи. Нужно измерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора, при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять 12,6–12,7 В. Важно, чтобы между остановкой двигателя и замером напряжения прошло несколько часов (в идеале — не менее десяти), иначе показания могут оказаться завышенными.

В малообслуживаемых и необслуживаемых батареях с пробками или блоком пробок в крышке можно проверить еще и плотность электролита — понадобится ареометр (он же денсиметр). Это позволит оценить заряженность батареи «побаночно». Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть 1,27 г/см³. Это значение идеально с точки зрения эффективности работы активных материалов и внутреннего сопротивления аккумулятора. Плотность меньше 1,25 г/см³ используют в жарких странах, где характеристики коротких разрядов не так важны. Кстати, при такой плотности снижается скорость коррозии, что продлевает срок службы. Плотность выше 1,29–1,30 г/см³ используют на Крайнем Севере, где недозаряженная батарея подвергается опасности замерзнуть.

Возможен ли заряд на морозе?

Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже батарея принимает заряд. Нормальный температурный ди­апазон для заряда — 0…+ 25 °C. ­Поэтому зимой вероятность, что аккумуляторы успеют восстановиться за время поездки, зависит от скорости прогрева электролита. А на нее сильно влияет расположение батареи на автомобиле — под капотом, в багажнике или вообще снаружи. С этой точки зрения в наихудшем положении ­оказываются развозные грузовички с наружным расположением АКБ.

Как заряжать при нечастых поездках?

Многие автомобили чаще стоят на приколе, чем ездят. Их владельцы нередко применяют так называемые подзарядки — зарядные устройства, постоянно подпитывающие аккумуляторы малыми токами для поддержания 100‑процентной заряженности. Такой режим нельзя назвать полезным: он увеличивает скорость коррозии решеток пластин и сокращает срок службы батареи. Поэтому, если машина находится без движения более трех недель, лучше подзарядить батарею привычным способом — от зарядного устройства или от генератора после пуска мотора. А перед очередной постановкой «на хранение» батарею следует полностью зарядить, иначе высока вероятность столкнуться с глубоким разрядом, отказом автомобиля нормально пускаться и необходимостью покупать новую батарею.

Зарядное устройство или генератор — что лучше заряжает?

При нормальных условиях эксплуатации зарядное устройство не нужно. Батарея должна заряжаться от генератора. И заряд при постоянном напряжении исправного автомобиля — самый правильный и полезный для АКБ.

Задача стационарного зарядного устройства — восстановить батарею пусть не полностью, но достаточно для того, чтобы генератор уже дозарядил на 100%. При заряде постоянным током во избежание перезаряда и «выкипания», то есть расхода воды из электролита, стационарное зарядное устройство прерывает работу на уровне 14,4 В, переходя в режим подзаряда минимальным током при хранении. Это обычно не позволяет зарядить батарею полностью. А генератор заряжает ее в режиме постоянного напряжения.

В зависимости от настроек системы электроснабжения автомобиля ди­апазон регулирования напряжения составляет 13,8–14,5 В. Ток заряда определяется внутренним сопротивлением батареи, которое характеризует ее состояние в данный момент, и снижается по мере приближения значения напряжения на клеммах батареи к напряжению генератора. То есть стационарное зарядное устройство выдает конкретный ток в соответствии со своим алгоритмом, а от генератора батарея забирает ток, который ей нужен. Вот почему зарядное устройство не может зарядить так же, как генератор.

Читайте также:
Как увеличить мощность бесперебойника
Какой должен быть режим заряда?

При напряжении разомкнутой цепи менее 12,3 В батарея имеет право покапризничать при пуске мотора, особенно зимой. И если она пребывает в таком состоянии уже долго, то полностью восстановить ее сможет заряд при постоянном напряжении, но малым током — около 1 А. После того как батарея сможет принимать бóльшие значения, ток увеличится. В любом случае такую «реанимацию» желательно проводить в специализированном сервисе. Не запускайте ситуацию и контролируйте заряженность батареи, особенно перед длительным хранением — например, если улетаете в отпуск.

Когда НРЦ падает ниже 10,5 В, это уже сверхглубокий разряд. Если батарею посадили за короткое время, ее можно быстро зарядить большим током 10–20 А (10% от значения номинальной емкости) от стационарного устройства в течение нескольких часов. Если же батарея испытывала хронический недозаряд и помирала медленно, заряд необходимо начинать минимальным током при постоянном напряжении. Для этого придется обратиться в специализированный сервис.

Снимать ли батарею с автомобиля для заряда?

Нет, это перестраховка. Хотя теоретически газовыделение действительно может стать причиной взрыва батареи. Правила поведения очень простые: не курить рядом с батареей во время заряда и не закорачивать клеммы.

Можно «прикуривать» от другой машины?

Мнения на этот счет часто расходятся, но споры идут лишь о сохранности электрооборудования автомобиля и соответствии его инструкции по эксплуатации. Неоспоримо одно: аккумулятор при этом точно не пострадает! По нашему мнению, «прикуривание» безопасно, если соблюдается нехитрая схема: положительные клеммы донора и акцептора соединяем между собой, а отрицательный вывод донора сажаем на кузов «прикуриваемого» авто­мобиля.

Редакция благодарит эксперта Национальной ассоциации производителей источников тока Дмитрия Тищенко за помощь в подготовке материала.

Как заряжать автомобильный аккумулятор: требования безопасности, советы

Автовладельцы со стажем хотя бы раз в жизни сталкивались с тем, что аккумулятор полностью разрядился, из-за чего машину нельзя завести. Те, кто за рулём меньше трёх лет, могли лично не попадать в такую ситуацию. Если аккумуляторная батарея новая, то она способна прослужить в среднем 3-4 года, после чего начнёт разряжаться. Рекомендуется разобраться в вопросе, как заряжать аккумулятор и проверять его состояние.

Зачем заряжать автомобильный аккумулятор?

Зачем заряжать аккумулятор?

Автолюбители попадают в разные ситуации, поэтому им нужно знать, как правильно заряжать аккумулятор, чтобы его не портить. Например, такая необходимость возникнет при полной зарядке. Она случается, если долгое время были включены потребители электроэнергии, а движок находился на холостых оборотах или не работал. Например, водители забывают выключить фары на ночь, а с утра думают, как зарядить автомобильный аккумулятор.

Также батарея истощается при замыкании в проводке ТС. Если машина часто стоит с отключенной клеммой, тогда тоже придётся разобраться, как правильно зарядить аккумулятор в домашних условиях.

Есть и другие причины разрядки, допустим, неисправность электросети. Если транспортное средство будет 1-2 месяца простаивать, то это тоже негативно отразится на батарее. Придётся думать, как зарядить аккумулятор автомобиля. Причина возникновения проблемы не так важна, потому как решение одинаковое для всех ситуаций.

Способы проверки заряда аккумулятора

Способы проверки зарядки АКБ

Батарею рекомендуется проверять не меньше двух раз в год. Первый раз – весной, а второй раз – осенью. Если соблюдать рекомендации по техобслуживанию, потом не придётся думать, как зарядить аккумулятор в домашних условиях.

Если машина долго стояла, либо АКБ разрядился, то придётся выполнить внеплановую проверку. Для этого нужно обратить внимание на индикатор, он установлен на многих моделях. Степень заряда можно определить по его оттенку. Если он красный, то требуется зарядка. Если зелёный, то всё в порядке, и не придётся думать, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством.

Можно проверить напряжение следующим образом:

  1. На мультиметре нужно выставить режим 20 В.
  2. Далее следует замерить напряжение в покое и под нагрузкой. Во втором случае нужно завести автомобиль.
  3. Номинальное напряжение составляет 12 В. Под нагрузкой показатель не должен падать ниже 9 В.

По результату проверки можно сделать определённые выводы. Если наблюдаются проблемы, то придётся разобраться, как зарядить АКБ.

Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор зарядным устройством?

Как заряжать автомобильный аккумулятор зарядным?

От правильности процесса зависит результат, поэтому необходимо учесть все нюансы. Если человек ранее не проводил процедуру, ему придётся разобраться, как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.

Перед подзарядкой нужно снять батарею, а затем очистить от грязи и кислоты. Можно смочить лоскут ткани в растворе воды и соды, чтобы быстро привести в порядок поверхность. После чистки нужно выкрутить пробки, если они присутствуют. Рекомендуется проверить уровень электролита и восполнить недостаток жидкости.

Далее нужно тщательно изучить, как зарядить аккумулятор зарядным устройством, чтобы не допустить ошибок. Следует выставить ограничения силы тока и напряжения. Безопасным считается порог в 14,7 В. Количество ампер зависит от типа АКБ. Рекомендуемое ограничение – 1/10 от ёмкости батареи. Чем меньше будет сила тока, тем ниже риск перегреть аккумулятор. Необходимо придерживаться показателя, который лучше восстанавливает ёмкость. То есть, сила тока должна быть 2-3 А.

Читайте также:
Автоматическое включение доп. оборудования в авто

Сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор?

Сколько времени нужно заряжать аккумулятор?

Отдельно следует рассмотреть вопрос, сколько времени заряжать аккумулятор. Обычно на это дело уходит от 8 до 10 часов. Чтобы узнать точный ответ, можно использовать калькулятор зарядки аккумулятора. Если столько времени нет, можно попробовать другой метод. Например, люди увеличивают потолок амперов, а затем каждые 2 часа уменьшают. Такая зарядка занимает от 4 до 6 часов, но не считается качественной. Из-за неё можно сократить срок эксплуатации батареи. По этой причине нужно помнить, сколько по времени заряжать автомобильный аккумулятор.

Когда завершится цикл зарядки, нужно проверить плотность электролита. Если они достигла нормального значения, то всё в порядке. В ином случае нужно зарядить напряжением 16,3 В и уменьшить силу тока до 0,5.

Важно разобраться не только в том, сколько нужно времени, чтобы зарядить аккумулятор. Рекомендуется запомнить, что глубокий заряд батареи уменьшает ёмкость, так как происходит химическая реакция свинца из-за влияния тока. Рабочая поверхность пластин забивается, и обычно уже спустя 3-4 процедуры можно выбрасывать АКБ. Чтобы этого избежать, следует проводить зарядку при силе тока 0,5-1А. Максимальное напряжение должно быть 16,3 В. По этой причине важно знать, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля. Если не учесть некоторые нюансы, наступят вышеуказанные последствия.

Средства для зарядки АКБ

Средства для зарядки автомобильного аккумулятора

Разобравшись с вопросом, сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством, можно перейти к следующему моменту. Есть разные средства, которые используются для выполнения данной задачи. Это поможет понять, как зарядить аккумулятор без зарядного устройства. Бывают разные ситуации, и не всегда под рукой есть нужная вещь. Можно с особой осторожностью попробовать другие средства, но помнить о том, что лучше правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством дома. Так будет безопаснее и надёжнее.

У людей возникает вопрос, сколько нужно времени, чтобы зарядить аккумулятор авто зарядкой для телефона. Этот способ можно даже не пробовать, так как он неэффективен. Зарядка для телефона не подойдёт для выполнения рассматриваемой задаче. Максимальное напряжение, которое она выдаёт, в 10 раз меньше нужного.

Зарядка ноутбука больше подходит для этого дела. Она способна выдавать до 18 В, а автомобилю нужно не больше 16,7 В. Опытные электрики добавляют в цепь дополнительный источник потребления тока. Допустим, им может выступить лампочка от фар. Сколько времени нужно заряжать аккумулятор этим способом? Около суток.

Некоторые автомобилисты создают самодельные зарядки, которые не всегда правильно работают. Если их вовремя не выключить, то батарея может сломаться. Когда человек слишком рано отключает зарядку, то приходится повторять процедуру. По этой причине важно точно знать, сколько времени заряжать аккумулятор зарядным устройством, и почему лучше не использовать самодельный вариант.

Проблемы возникают, если были неверно подобраны провода, резисторы, транзисторы. Любые недоработки нарушают технику безопасности. Сколько времени заряжать АКБ самодельным устройством? Данный процесс может занять недели, так как придётся устранять допущенные ошибки.

Как заряжать автомобильный аккумулятор, чтобы не навредить?

Как зарядить аккумулятор без вреда?

Сначала разбираемся, как зарядить аккумулятор, заряжаем правильно и соблюдаем требования безопасности. Только в этом случае не придётся рисковать батареей и покупать новую. Также нужно соблюдать технику безопасности, чтобы не навредить людям и имуществу. Необходимо запомнить, как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством правильно и без последствий.

  1. Нельзя курить сигареты рядом с зарядкой.
  2. Запрещено проводить процедуру в жилых помещениях и недалеко от открытого огня.
  3. Сначала АКБ нужно подключить к зарядному устройству, затем к сети. Отключать нужно в обратной последовательности.
  4. Если у батареи есть пробке, их нужно будет выкрутить и поставить на место, но не затягивать.

Теперь должно быть понятно, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Важно придерживаться всех требований, чтобы никому не навредить.

Полезные советы

Советы по зарядке аккумулятора

Если нужно быстро оживить батарею, то есть несколько простых способов — это сделать. В этом случае не придётся разбираться, как правильно зарядить аккумулятор зарядным устройством.

  • Можно «прикурить» АКБ от другой работающей машины, используя пусковые провода.
  • Можно попробовать буксиром или с толчка завести транспортное средство.
  • Сначала следует поставить живой аккумулятор, а потом поменять на свой.

Сколько времени нужно заряжать аккумулятор автомобиля в этих случаях? Обычно на это уходит от нескольких минут до часа.

Как рассчитать время зарядки аккумулятор?

Точное время сложно назвать, так как оно зависит от некоторых факторов. Можно использовать калькулятор расчёта зарядки аккумулятора, если хочется быстро узнать ответ. На время влияет процент разряженности и степень износа батареи. Также важную роль играют сила тока, скорость приёма заряда. Сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля? При правильной эксплуатации устройства от 2-3 часов до нескольких суток.

Калькулятор времени зарядки аккумулятора точно ответит на вопрос, эта новинка решит проблемы водителей. Главное, ответственно подойти к процессу, хорошо подготовиться и учесть требования безопасности. В этом случае процедура пройдёт успешно, а батарею не придётся выбрасывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: