Классы антифриза: S12, G48, Z40, Z42, Z65 и универсальный антифриз

Антифриз: красный, зеленый, синий – в чём разница и какой лучше заливать?

Качественный антифриз – это залог безотказной работы системы охлаждения двигателя. Многие считают, что к антифризу требования невелики: лишь бы он зимой не замёрз и летом не закипел. А зря! Чтобы, как говорят в народе, “не поймать клина” и не тратить деньги на замену вышедшей из строя помпы или потёкшего радиатора, к выбору антифриза нужно подходить серьёзно.

Из этой статьи вы узнаете о том, что такое антифриз и для чего он нужен в машине. Какие бывают виды, классы и цвета автомобильных антифризов? Какой антифриз лучше: красный, зеленый или синий, и в чем между ними разница?

Для тех читателей, кому легче информацию воспринимать на слух, советуем посмотреть видео в самом низу страницы.

Также на нашем сайте вы можете найти следующие материалы:

Кроме того, мы приведем много интересных фактов об автомобильных охлаждающих жидкостях, их особенностях и технологии производства.

Антифриз – что это такое?

Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для автомобилей. В переводе с английского слово Antifreeze обозначает «не замерзающий».

В составе всех антифризов гликолевая основа: этиленгликоль или пропиленгликоль, плюс пакет улучшающих присадок.

Этиленгликоль – это двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость, сладковатую на вкус, с температурой кипения около +200 °C и замерзания -12,3 °C. Этиленгликоль – сильный яд. Летальная доза для человека составляет всего 200-300 грамм (кстати, нейтрализуется он этиловым спиртом).

Состав концентрата антифриза примерно следующий:

  • 90% – этиленгликоль;
  • 5-7% – присадки;
  • 3-5% – вода.

Обратите внимание, что примерно на 90% все концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5% дистиллированной воды. То есть примерно процентов на 95, все антифризы одинаковые. Всё дело в присадках: от этих 5-7% зависит, будет ли ваш двигатель работать безотказно, или вы будете любимым клиентом СТО.

Давайте разберемся, в чем разница, но сделать это будет непросто. Такой неразберихи, как применяемой в классификации антифризов, нет больше ни у каких жидкостей, применяемых в автомобиле. На сегодняшний день нет единого стандарта, которому соответствовали бы все антифризы.

Каждая страна производит охлаждающие жидкости, согласно своим национальным стандартам, зачастую, очень устаревшим. Ниже приведены наиболее распространенные их версии:

  • ГОСТ 28084-89 (Россия)
  • BS 6580: 1992 (Великобритания)
  • SAE J 1034 (США)
  • ASTM D 3306 (США)
  • ONORM V5123 (Австрия)
  • AFNOR NF R15-601 (Франция)
  • CUNA NC956 16 (Италия)
  • JIS K2234 (Япония)
  • G-11 (Швеция)

Что же делать, спросите вы? Как разобраться во всем этом море охлаждающих жидкостей?

Выход нашли сами производители антифризов. Они приняли за основу классификацию, которую разработал концерн Фольксваген для самого себя. Фольксваген разделяет все антифризы на три класса:

  1. G11
  2. G12
  3. G13

Разберём все по порядку.

Антифриз G11

Под классом G11 производят антифризы, созданные по традиционной технологии. (её ещё называют силикатной). В качестве присадок, защищающих от коррозии, в таких антифризах используют неорганические вещества и их различные комбинации:

  • Силикаты;
  • Фосфаты;
  • Бораты;
  • Нитриты;
  • Амины;
  • Нитраты.

Силикатные присадки, содержащиеся в антифризах G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. И это хорошо.

Но он значительно снижает процесс теплоотдачи. И это плохо. К тому же, этот слой от перепада температур и вибрации со временем начинает разрушаться и осыпаться вниз. И это тоже плохо. Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года. Но это тоже ещё не всё. Упавшие вниз кусочки защитного слоя, захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать, как абразив, разрушая всё на своём пути.

Какой делаем вывод? Не применять антифриз G11? Нет, применять! Но не забывать менять раз в два года.

Антифризы, выполненные по традиционной технологии (силикатные), обозначаются на банках следующими надписями:

  • G11
  • Traditional coolants
  • Conventional coolants
  • IAT (Inorganic Acid Technology)

Правда, иногда встречаются силикатные охлаждающие жидкости вообще без обозначения класса на упаковке.

Антифриз G12, G12+ и G12++

Антифриз класса G12 – это следующий этап развития охлаждающих жидкостей. Недостатки силикатной технологии производители решили устранить, освоив технологию органических кислот.

В качестве антикоррозионных присадок в антифризах G12 используются карбоновые кислоты. Отсюда второе название этих антифризов – карбоксилатные. Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитного слоя по всей поверхности охлаждающей системы, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоёв толщиной не более одного микрона.

Читайте также:
Мобил 1 5W40: отзывы и характеристики

Все минусы силикатной технологии здесь стали плюсами:

  1. Очень высокая теплоотдача.
  2. Осыпаться и разрушаться в системе охлаждения нечему, поэтому и абразиву появиться просто не из чего.
  3. Срок эксплуатации антифриза увеличен до 3-5 лет. Причём, пять лет – если вы промыли, просушили систему и залили произведённый на заводе готовый антифриз, и три года – если что-то из этого списка нарушили и концентрат разбавляли самостоятельно.

Но антифризы G12 имеют и минусы – карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии. То есть начали «лечить» только тогда, когда «болезнь» уже проявилась, и ничего не сделали для её профилактики.

Карбоксилатные антифризы обозначаются следующим образом:

  • G12
  • Carboxilate coolants
  • OAT (Organic Acid Technology)

Для устранения основного недостатка, производители охлаждающих жидкостей сделали полшага назад и объединили силикатную технологию с карбоксилатной. В результате этого появился класс антифриза G12+ (гибридная технология).

Гибридные антифризы содержат кроме органических (карбоксилатных) присадок, также и неорганические. Европейцы, к примеру, применяют силикаты, американцы – нитриты, а японцы отдают предпочтение фосфатам.

Антифризы G12+ обозначаются такими терминами:

  • Hybrid coolants
  • HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)

С 2008 года появились антифризы класса G12++. Это новый вид охлаждающих жидкостей, у которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.

Антифризы G12, G12+, G12++ являются разновидностями технологии органических кислот. После полушага назад (в сторону силикатных присадок) технологи потихоньку начали двигаться вперед, играя с комбинациями минеральных составляющих. Эта технология называется лобридной и обозначается она вот так:

  • Lobrid coolants
  • SOAT coolants

Ну и венец современных охлаждающих жидкостей – класс G13.

Антифриз G13

Антифризы класса G13 появились в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих, потому что вместо ядовитой этиленгликолевой основы, имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.

На этом, собственно говоря, отличия и заканчиваются. С технологической точки зрения, антифриз G13 равноценен антифризу на этиленгликолевой основе G12++, и каких-либо преимуществ (кроме экологической чистоты) на сегодняшний день не имеет.

Антифриз G11, G12 и G13 – в чём разница?

Чаще всего автовладельцев интересуют два вопроса о видах и цветах антифриза:

  1. В чем разница между антифризом G11, G12 и G13?
  2. Какой антифриз лучше заливать: красный, зеленый или синий?

Во-первых, антифризы изначально жидкости бесцветные. А краску в них добавляют лишь для того, чтобы их можно было отделить от других жидкостей, в том числе и алкогольных.

Во-вторых, четких стандартов по цветам нет. Поэтому с уверенностью нельзя утверждать о принадлежности того или иного антифриза, к той или иной технологии. Любой производитель может красить любой свой антифриз в любой цвет.

Можно говорить лишь об общепринятой практике большинства серьёзный производителей. Она такова:

  • Антифризы G11 – синие, или зелёные, или сине-зелёные.
  • Все антифризы G12 (и с плюсами и без них) – красные со всеми оттенками: от оранжевого до сиреневого.
  • Охлаждающие жидкости G13 – фиолетовые или розовые, но теоретически они могут быть любого цвета.

А что касается того, какой антифриз лучше заливать – красный, зеленый или синий, можем дать простой совет:

  1. Если автомобильный радиатор сделан из меди или латуни, тогда лучше будет использовать красный антифриз (карбоксилатный);
  2. Если радиатор охлаждения из алюминия и его сплавов – заливайте зелёный или синий (силикатный).

Красный антифриз не лучше и не хуже зеленого, просто эти охлаждающие жидкости нужно использовать, исходя из материалов, применяемых в составных частях охлаждающей системы автомобиля. В свою очередь, лобридные антифризы G12++ и G13 без проблем подойдут для всех автомашин.

Большой видео-ликбез по антифризам

Классы антифриза

Автомобиль — это сложная техника, которая включает в себя большое количество различных систем, агрегатов и узлов. Если затрагивать конструкцию двигателя, то она, в свою очередь, также имеет большое количество механизмов, которые требуют смазки и охлаждения, во избежание быстрого износа и выхода из строя. Система охлаждения играет ключевую роль в вопросе поддержания рабочей температуры двигателя во всех режимах его работы. Сегодня мы затронем такой вопрос, как классификация антифризов, и выясним, что означает маркировка на каждой упаковке, и почему так важно обращать на нее внимание?

Читайте также:
Секвентальная коробка передач (КПП): что это такое и принцип работы

Основная классификация

Часто, придя в автомагазин для покупки охлаждающей жидкости, можно столкнуться с одной проблемой: помимо большого количества марок производителей из России и стран Европы, различных видов антифризов существует большое количество.

К примеру, на бутылке маркировка может быть z40, z42 или z65. Также нередко попадаются маркировки с буквенными обозначениями другого типа. Помимо прочего, z40 обычно имеет строго определенный цвет, отличный от z42. А если говорить о производителях, то здесь начинающему водителю запутаться и вовсе проще простого.

В чем же заключается разница между z40 и z42? Почему z65 так сильно отличается от них по численному значению и что вообще означает, скажем, цифра 48 на упаковке? На все эти вопросы можно ответить, выяснив, как и зачем была введена подобная маркировка и что можно узнать, правильно прочитав ее смысл.

Антифризы z40, z42 и z65 были введены зарубежной компанией AGA, которая достаточно давно специализируется на производстве охлаждающих жидкостей для частных и промышленных машин. Вся линейка продукции, по заверениям самого производителя, имеет большое количество различий.

К примеру, антифризы марки z40 рекомендуют для применения на дефорсированных двигателях и моторах невысокой мощности. Маркировки ниже 48, к примеру, z42, смело можно заливать на автомобили, имеющие турбированные двигатели высоких мощностей. Z65 и вовсе рекомендуется для машин грузовых или спорткаров, которые испытывают при поездках значительные механические и температурные нагрузки.

Так что же означают маркировки z40, z42 и z65? Что можно узнать, расшифровав их, и какие проблемы могут возникнуть, если залить в машину антифриз не того типа, который требует документация?

Оказывается, все достаточно просто. Z – это фирменное обозначение линейки автомобильных антифризов, которые предназначены для всесезонного применения и имеют повышенный срок службы. А цифра, которая стоит справа, означает не что иное, как порог замерзания антифриза.

К примеру, цифра 48 с ходу помогает ответить на вопрос, при какой температуре антифриз перестанет быть пригоден для пользования и потребует подогрева. Очевидно, что температурный порог для данного вида охлаждающей жидкости составляет 48 градусов ниже нуля.

Помимо z40, можно встретить антифриз с маркировкой z42. Очевидно значение данной надписи: при -42 градусах антифриз замерзнет. В свою очередь, это может привести к расширению жидкости при загустении и кристаллизации и риску повредить дорогостоящую систему охлаждения автомобиля, какой бы надежностью ни отличался радиатор.

В поисках альтернативы

Выше мы рассмотрели три основных маркировки антифризов, которые применяются производителем комплектующих и технических жидкостей AGA. Однако, это еще далеко не весь спектр продукции, который широко представлен на рынке и пользуется достаточно высоким спросом.

К примеру, нередко на полках магазинов можно встретить такое обозначение, как s11 или s12. Ошибочно можно было бы подумать, что антифриз марки s12 замерзнет при 12 градусах по Цельсию, однако это совсем не так.

История маркировок s11 и s12 такова, что первыми обозначать антифризы особым образом решил всемирно известный производитель Volkswagen, обозначив свои антифризы как g11 и g12. По своей сути, это универсальный антифриз, который отличается своими свойствами температурной устойчивости, а также цветом и количеством используемых присадок.

Антифризы с маркировкой s11 и s12 принадлежат российским компаниям, которые вскоре после выхода классификации стран Европы быстро решили начать синтез и начало производства собственной продукции.

Стоит отметить, что антифризы s11 и s12 не отличаются плохим качеством и свойством замерзать при температурах, близких к нулю. Напротив, отечественная продукция зарекомендовала себя как недорогой, но качественный продукт, отвечающий всем требованиям как российских, так и зарубежных производителей. Единственное, в чем состоит разница — это гораздо более низкая цена и различная классификация температурных свойств, которая, тем не менее, легко узнаваема и не требует дополнительного изучения документации.

Резюме

Антифриз — это основная составляющая системы охлаждения, без которой постоянное поддержание рабочей температуры двигателя не было бы возможным. Для предотвращения возможного перегрева двигателя и выхода его из строя, стоит регулярно производить проверку состояния системы охлаждения и долив антифриза до необходимого уровня. Это поможет избежать дорогостоящего ремонта и вложений, которые ощутимо ударят по кошельку владельца.

Антифризы AGA – доступное качество

Хорошо известные потребителю антифризы AGA выпускаются компанией «Автохимия-Инвест», они обладают современными характеристиками и высоким качеством. Производятся по адаптивной Z-технологии (Adaptive-Z-technology) на основе этиленгликоля.

Охлаждающие жидкости АГА не только завоевали доверие автолюбителей, но и удостоены высшей награды на IX Международной выставке «Всероссийская марка – III тысячелетие». Могут применяться в современных высокофорсированных легковых и грузовых автомобилях, сельскохозяйственной, а также спецтехнике всех марок.

Читайте также:
Кузов автомобиля - задняя и передняя часть кузова легковых машин

Выпускаемая продукция насчитывает 4 наименования:

  • AGA Z40 G12 красный;
  • AGA Z42 G11 & G12 зеленый;
  • AGA Z65 G12 желтый;
  • AGA L40 G11 сине-зеленый (тосол).

Антифриз AGA Z40

Созданный по карбоксилатной технологии красный антифриз AGA Z40 подходит для всех отечественных и зарубежных марок авто. В том числе дизельных, бензиновых, с турбонаддувом и интеркулером.

Охлаждающая жидкость АГА Z40 выпускается в готовом к применению виде. При необходимости допускается разведение дистиллированной водой, не более чем на 10%. При таком разбавлении все действующие присадки не меняют своих свойств.

Отличительная особенность AGA Z40 кроется в специальных компонентах, которые помогаю проникать жидкости в микрорельеф металлических деталей. Тем самым, не допуская образования локального перегрева, что значительно улучшает отвод тепла.

Включенные в состав присадки предотвращают образование очагов коррозии и бережно смазывают все детали охлаждающей системы двигателя. Антифриз Z40 показал отличные результаты в широком диапазоне температур. Он эффективно справляется с поставленной задачей от -40 до +123°C.

Совместим с любыми тосолами и антифризами на основе этиленгликоля, может смешиваться, причем, в большинстве случаев не теряет своих свойств.

Ресурс использования антифриза AGA Z40 достигает пяти лет или 150 тыс. км пробега, после этого периода, производитель не гарантирует заявленную защиту и охлаждение. Поэтому следует к этому прислушаться, ведь на кону дорогостоящие агрегаты и механизмы.

Охлаждающая жидкость AGA Z40 соответствует требованиям и спецификациям:

  • ASTM D 4985/5345
  • Audi, Porsche, Seat, Skoda, VWTL 774-D (type G12)
  • BMW N600 69.0
  • Daimler Chrysler DBL 7700.20
  • Ford WSS-M97B44-D
  • TTM АвтоВАЗ

Антифриз AGA Z42

Антифриз AGA Z42 зеленого цвета предназначен для бензиновых и дизельных двигателей, эксплуатируемых под высокими нагрузками или спортивном стиле езды. Когда при резком разгоне, езде на больших скоростях, происходит максимальная раскрутка коленчатого вала и как следствие огромное выделение тепла.

В состав АГА Z42 включены современные присадки, которые обеспечивают надежную защиту от окисления, кавитации (холодного кипения), а также образования пены. Защитная пленка, образуемая при циркуляции охлаждающей жидкости, надежно блокирует очаги коррозии.

Обладая малым коррозийным воздействием на металлы, антифриз AGA Z42 подходит для систем охлаждения где используется не только алюминий. Но и вставки из меди, латуни, припоя, а также для двигателей из стали и чугуна.

Предназначен для работы в диапазоне температур от -42 до +123°C, что допускает его применение практически во всех климатических зонах. В экстренных случаях, при нехватке жидкости в охлаждающей системе (испарении, протечке) можно доливать дистиллированную воду, но не более 10% от общего объема.

В составе антифриза AGA Z42 используется флуоресцирующий краситель, который облегчает поиск мест протечки. Обнаружить такие места можно при помощи ультрафиолетовой лампы, в ее свете, жидкость начинает светится.

Установленный производителем срок эксплуатации AGA Z42 равен 5 годам или 150000 км на одометре. В этот период гарантируется активность всех свойств антифриза, а также защита резиновых сальников помпы и соединительных патрубков.

Допуски, полученные на охлаждающую жидкость Z42:

  • ASTM D 4985/5345
  • Audi, Porsche, Seat, Skoda VW TL 774-D (type G12)
  • BMW N600 69.0
  • Daimler Chrysler DBL 7700.20
  • Ford WSS-M97B44-D
  • G48/ Glysantin Protect Plus (type G11)
  • TTM АвтоВАЗ

Исходя из данных допусков можно заметить, что AGA Z42 относится к классам G11 и G12. Так получается, потому что у разных компаний, свои критерии тестов.

Антифриз AGA Z65

Желтый антифриз AGA Z65 является самым технологически продвинутым в линейке, поэтому цена на него немного выше. Основным компонентом, выступает моноэтиленгликоль, а дополнительную защиту обеспечивает комплексный пакет присадок. Которые обладают хорошими антикоррозионными, антиокислительными, противопенными и антифрикционными свойствами.

Отлично подходит для современных дизельных и бензиновых, высоко оборотистых двигателей, от которых важно максимально быстро отвести тепло. AGA Z65 прекрасно себя показал в суровых зимних условиях крайнего севера, где остро стоит проблема с замерзанием в следствии очень низких температур.

АГА Z65 хорошо справляется с охлаждением в жаркую погоду, даже когда дополнительный обдув радиатора, встречным воздухом исключен. Такие условия часто встречаются в больших городах, при многочасовых простоях в пробках.

Рабочий диапазон температур очень велик, от -65 до +132°C. Также AGA Z65 можно развести умягченной или дистиллированной водой в пропорции 0,22 л воды на 1 л антифриза. Такое разбавление не изменит основные свойства, поменяется лишь температура, при которой его можно использовать, -40/+123°C.

Антифриз AGA Z65 является универсальной жидкостью, которую допускается смешивать с любыми ОЖ произведенными на основе этиленгликоля.

Применяемый состав бережно действует на резиновые детали системы охлаждения, не допуская их преждевременного старения. Также в составе применяется флуоресцентный краситель, для быстрого обнаружения проблемных мест в виде протечек.

Читайте также:
Eneos 10W-40 SAE: отзывы специалистов о моторном масле

Z65 разработан с учетом требований:

  • ASTM D 4985/5345
  • BMW N600 69.0
  • Daimler Chrysler DBL 7700.20
  • Audi, Porsche, Seat, Skoda VW TL 774-D (type G12)
  • Ford WSS-M97B44-D
  • TTM АвтоВАЗ

Тосол AGA L40

Помимо антифризов в линейке есть тосол, он выпускается под маркировкой AGA L40. Стандартное назначение которого, отвод тепла от двигателей автомобилей. К нестандартным, можно отнести его применение в качестве рабочей жидкости систем отопления.

Тосол AGA L40 относится к охлаждающим жидкостям класса G11 и может эффективно работать до 4-х лет или 120 тыс. км пробега. Гарантируя надежную защиту резины (сальники, прокладки, патрубки), а также предотвращение кавитации и коррозии.

Может смешиваться с другими жидкостями, тосолами и антифризами, основанными на этиленгликоле. В составе используется специальный краситель, который с помощью свечения ультрафиолетовой лампы указывает на места протечки.

Варианты фасовки и артикулы

Объем AGA-Z40 AGA-Z42 AGA-Z65 AGA-L40 (тосол)
1 кг AGA001Z AGA048Z AGA042Z AGA007L
5 кг AGA002Z AGA049Z AGA043Z AGA008L
10 кг AGA003Z AGA050Z AGA044Z AGA009L

Характеристики тосола и антифризов AGA

Параметры AGA-Z40 AGA-Z42 AGA-Z65 AGA-L40 (тосол)
Цвет Красный Зеленый Желтый Сине-зеленый
Плотность при температуре 20°С, г/см3 1,076 1,077 1,088 1,078
Температура начала кристаллизации, °С -41 -43 -66 -41
Фракционные данные температура начала перегонки, °С +107 +106 +104 +109
массовая доля жидкости, перегоняемой по достижении температуры 150°С, % 37 36 39 46
Щелочность, см3 16,4 16,3 16,3 13,5
Вспениваемость объем пены, см3 12 13 17 16
устойчивость пены 1,5 1,6 2 2
Водородный показатель (pH) при 20°С 7,9 8,3 8,1 8,6
Коррозионное воздействие на металлы, г/м2 . сут. медь М1 (ГОСТ 859-78) 0,03 0,02 0,03 0,03
латунь Л63 (ГОСТ 2208-91) 0,06 0,02 0,04 0,06
припой ПОС 40-2 (ГОСТ 21930-76) 0,1 0,03 0,14 0,8
сталь 20 (10) (ГОСТ 1050-74) 0,01 0,02 0,02 0,05
чугун Сч 18-36 или Сч 24-44 (ГОСТ 1412-85) 0,01 0,05 0,05 0,04
алюминий АЛ-9 (ГОСТ 2685-75) 0,06 0,03 0,03 0,01
Воздействие на резину при температуре 100°С в течение
72 часов. Изменение объема, %
стандартные образцы резины 57-5006, класс ТРП-100-60 3,4 1,2 2,2 1,5
стандартные образцы резины 57-7011, класс ТРП-160 2,8 1,2 2,3 1,3
Внешний вид Однородная прозрачная жидкость без механических примесей

Как отличить подделку

В современном мире подделки встречаются довольно часто. И многие методы, вроде качественных канистр и хорошо отпечатанного текста, не всегда работают. Так как они легко обходятся, заказать сейчас можно практически все.

Есть только один действенный метод, чтоб обезопасить себя от покупки поддельного антифриза AGA. Приобретать стоит только у официальных распространителей с требованием настоящих сертификатов.

Видео

Отзывы

Николай, 32 года
Купил себе зеленый AGA, залил, езжу. Вроде все нормально, справляется, на счет антикоррозийных свойств говорить еще рано. В общем время покажет.
Антон, 43 года
Второй раз за последнее время заливаю Z65. Все по тому, что я думал прошлая жидкость выкипает, а оказалось была протечка. Качественно подсветила подтеки флуоресцентная краска.
Артем, 33 года
В целом неплохо, но не всю информацию на этикетке стоит воспринимать всерьез. Производителю нужно продать, а для этого нужно все сделать, чтобы покупатель поверил.

50 оттенков антифриза

17 октября 2017

Цвет антифриза может быть каким угодно. Он ничего не говорит о качестве и классе охлаждающей жидкости. Однако игнорировать окрас хладагента для двигателя тоже нельзя.

В Европе и России действует классификация VolksWagen:

  • G11 — зеленый
  • G12 — красный
  • G13 — желтый, оранжевый (ранее G12+), фиолетовый (составы, разработанные после 2012 года)

Выбирать антифриз только по цвету — неправильно. Если европейские и японские производители еще придерживаются какой-то системы в окрасе, то американцы красят антифризы как придется. Поэтому первым критерием выбора должен быть класс охлаждающей жидкости.

Кроме того, современные антифризы различаются составом присадок и могут быть: традиционными, лобридными, карбоксилатными и гибридными.

Разновидности антифризов

Традиционный антифриз морально устарел и не пригоден для первой (заводской) заправки автомобиля. Неорганические ингибиторы «традиционников» портятся меньше, чем за 2 года и плохо переносят температуры выше 108 °С.

Силикаты в составе традиционных охлаждающих жидкостей покрывают стенки трубок системы охлаждения и снижают эффективность охлаждения двигателя.

Классический представитель этого класса — «Тосол».

Гибридный антифриз (G11) — зеленая, бирюзовая, синяя или желтая жидкость, содержащая силикаты или фосфаты в качестве ингибиторов. Срок службы — 3 года. Тип: неорганический. Производят «гибриды» с 90-х годов. Составы рассчитаны на любой тип радиатора. Помимо охлаждения задачей гибридного антифриза является защита от коррозии. Подклассы G1+ и G11++ отличаются процентным соотношением карбоновых кислот.

Карбоксилатный антифриз (G12) — органическая жидкость красного цвета (разных оттенков). Служит уже 5 лет и намного лучше защищает металл от ржавчины и кавитации, чем хладагенты класса G11. Красные антифризы адсорбируются только в очагах коррозии, формируя слой толщиной 0,1 микрон. То есть внутренняя поверхность системы охлаждения не покрывается полностью, а только там, где есть необходимость. Это положительно сказывается на теплообмене: эффективность охлаждения двигателя не снижается.

Лобридный антифриз G13 (ранее G12+) — органическая основа дополнена минеральными ингибиторами. Такой антифриз образует сверхтонкую защитную пленку на металле, которая реагирует только с очагом коррозии. В состав лобридных жидкостей входят органические кислоты и силикаты. Срок службы такого антифриза неограничен при условии заливки в новый автомобиль. Цвет — красный (первые составы), оранжевый и желтый (новые составы), фиолетовый (составы после 2012 года). Составы разработаны в 2008 году, активно применяются производителем «Пежо» и «Ситроен».

G13 2008 года — оранжевая или желтая охлаждающая жидкость, созданная, в отличие от предшественников, на основе стал пропиленгликоля. Из-за этого свойства антифриза намного лучше, чем у других классов, но и цена самая высокая. Так что определить G13 можно даже не по цвету, а по ценнику в автомагазине.

Требования экологов заставляют производителей искать новые формулы антифризов. Фиолетовая жидкость G13 — тестовый состав без финальной формулы.

На фото ниже два антифризма Motul, синий и оранжевый. Синяя жидкость относится к классу G11, оранжевая имеет допуск G12/G12+. На канистре или в описании к охлаждающей жидкости производители обычно указывают все допуски для своей автохимии.

Например, Motul Inugel Expert имеет следующие сертификации:

  • OEM Group OEM Specification
  • Berh Berh
  • BMW BMW GS 9400
  • Cummins Cummins 85T8-2
  • Daimler Chrysler MS-7170
  • Daimler Mercedes-Benz MB 325.0
  • Daimler Mercedes-Benz MB 325.2
  • Fiat Fiat-Lancia Fiat 9.55523
  • Fiat lveco lveco standard 18-1830
  • Ford Ford ESO-M97B49-A
  • Ford Volvo Cars 128 6083 I 002
  • General Motors Opel- GM QL 130100
  • General Motors Saab 6901 599
  • Jl Case Jl Case JIC-501
  • Lada Lada/Avtovaz TTM VAZ 1.97.717-97
  • MAN MAN 324 typ NF
  • MAN MAN Steyr MAN 324
  • MTU MTU MTL 5048
  • Perkins
  • Porsche Porsche TL-774C=G11
  • Saturn Saturn
  • Tata Motors Land-Rover
  • VolvoAB Volvo Trucks 128 6083 I 002
  • VW (VAG) Audi TL-774C=G11
  • VW (VAG) Seat TL-774C=G11
  • VW (VAG) Skoda TL-774C=G11
  • ASTM Standards ASTM 03306 I 04656 I 04985
  • British Standards BS 6580
  • French Standards NFR 15-601
  • FVV Standards Germany FVV Heft R443
  • Japanese Standards JASO M325
  • Japanese Standards JIS K2234
  • Korean Standards KSM 2142
  • MIL Standards MIL-Belgium BT-PS-606 A
  • MIL Standards MIL-France OCSEA 6151C
  • MIL Standards MIL-Italy EIL-1415b
  • MIL Standards MIL-Norway FS 6850-0951
  • MIL Standards MIL-Sweden FSO 8704
  • NATO Standards NATO S-759
  • SAE Standards SAE J1034
  • Swiss Fed. Lab Empa

Полезная информация

Весь бывший СССР производители автохимии относят к Европе, поэтому у нас действует европейская система классификации антифризов. Точнее даже, не европейская, а VAGовская. Это те самые классы G11-G13, о которых говорилось выше.

Японские антифризы тоже делятся по цвету, но окраска означает температуру замерзания, а не состав или класс. Красный «японец» держится до -30 градусов, зеленый — до -25, желтый — до -20.

В США цветовая политика отсутствует. В основном это красные и зеленые жидкости, содержащие нитриты. Нитритные антифризы запрещены к применению в Европе. Ближайшие заменители «американцев» — карбоксилатные антифризы G12/13.

Российский «Тосол» бывает синим (рабочая температура до -40), зеленым (под стандарт G11), красным (рабочая температура до -50).

Можно ли смешивать антифризы

Цвет не влияет на допустимость или недопустимость смешивания. Смешивать можно только одинаковые по составу и классу антифризы. Даже если один синий, а второй желтый. Главный критерий совместимости двух жидкостей: набор присадок. Нельзя лить в жидкость с карбоновой кислотой силикатный или фосфатный антифриз. Произойдет химическая реакция, и систему охлаждения забьют хлопья и осадок. Придется ехать в автосервис промывать!

Рекомендуется не доливать антифриз новым составом другой марки, а полностью заменять старую жидкость на новую.

Зачем антифризу цвет

Обращайте внимания на цвет антифриза после поездок. Если жидкость становиться бурой или темнее, то в системе охлаждения много накипи и ржавчины. Когда цвет становится желтоватым или просто бледнеет, то стоит проверить двигатель на перегрев.

Цвет антифриза помогает определить утечку в радиаторе или магистралях охлаждения.

Если оставить антифриз неокрашенным, то он будет напоминать простую воду. И кто-нибудь может просто спутать жидкость и сделать роковой глоток. Охлаждающая жидкость — ядовита!

Универсальный, морозостойкий, современный: антифриз AGA Z42

Что нужно автовладельцу, когда он подходит к выбору охлаждающей жидкости для своего железного друга? Антифриз AGA Z42 соответствует всем требованиям, предъявляемым к таким продуктам, и гарантирует, что автомобиль будет защищен – всегда, везде и при любых испытаниях.

Антифриз AGA Z42

  1. Описание антифриза
  2. Технические характеристики
  3. Состав, цвет, стандарт
  4. Область применения
  5. Преимущества и недостатки
  6. Варианты фасовки
  7. Как отличить подделку
  8. Видео
  9. Отзывы

Описание антифриза

Охлаждающую жидкость AGA производит «ТД AGA» – российская компания, специализирующаяся на производстве моторных масел, антифризов и прочей автохимии. Причем продукция компании пользуется спросом не только в России, но и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья.

Антифриз АГА Z42, как его называют в народе, обладает высокими охлаждающими свойствами. Эффективно защищает двигатель как от перегрева, так и от перемерзания, сохраняя все свои свойства в широком температурном диапазоне от минус 42 до плюс 123 °С.

Предотвращает образование коррозии внутри системы охлаждения, при этом защищает все виды металла – включая алюминий. Обладает высокими антипенными, антикавитационными свойствами, оберегает мотор от износа.

AGA Z42 обладает длительной работоспособностью присадки и может использоваться без замены 5 лет либо 150 тысяч километров пробега – в зависимости от того, что наступит раньше.

Технические характеристики

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ АНТИФРИЗ
AGA Z42
Методы испытаний
Цвет Зеленый ГОСТ 28084, 4.1
Плотность при 20 °С, г/см3 1,070 ГОСТ 18995.1
Температура начала кристаллизации, °С -42 ГОСТ 28084, 4.3
Температура начала перегонки, °С 106 п.7.3 СТО 79345251-008-2008
Водородный показатель (рН) при 20 °C 7,9 ГОСТ 22567.5, ГОСТ 28084, 4.1
Щелочность, мл 13,7 ГОСТ 28084, 4.9
Коррозионное воздействие на металлы, г/м2 в сутки: ГОСТ 28084, 4.5
– медь М1 (ГОСТ 859-78), не более 0,02
– латунь Л63 (ГОСТ 2208-91), не более 0,02
– алюминий АЛ-9 (ГОСТ 2685-75), не более 0,02
– чугун Сч 18-36 или Сч 24-44 (ГОСТ 1412-85), не более 0,03
– сталь 20 (10) (ГОСТ 1050-74), не более 0,02
– припой ПОС 40-2 (ГОСТ 21930-76), не более 0,11
Вспениваемость: ГОСТ 28084
объем пены, см3 18
устойчивость пены,с 1,5
Набухание резины, при 100 °С в течение 70 час., изменение объема, % ГОСТ 9.030, разд.1
стандартный образец 57-5006 класс ТРП-100-60 1,2
стандартный образец 57-7011 класс ТРП-160 1,7

Состав, цвет, стандарт

В состав охлаждающей жидкости АГА Z 42 входит качественный этиленгликоль – в качестве базы, а также пакет сбалансированных антикоррозийных, очищающих, противоизносных присадок.

Интересно! Цвет эта ОЖ имеет зеленый. И он не значит… ровным счетом ничего. В народе принято считать, что зелеными делают простенькие силикатные хладагенты, однако Эй-Джи-Эй Z42 намного их превосходит. На самом деле, цвета антифризов нигде и никем не регламентируются и зависят полностью от решения производителя. Главная функция, которую выполняет добавление красителя к бесцветному антифризу, это быстрое нахождение мест протечек. Для этого в охлаждающую жидкость z 42 добавляется еще и флуоресцентный компонент.

Что касается стандарта, то здесь также нет единой принятой международной классификации. Если использовать заимствованную у концерна Фольксваген (которой и пользуется чаще всего российский производитель), то этот зеленый антифриз можно отнести к стандарту G12.

Область применения

Антифриз AGA Z42 подходит для применения в любых двигателях легковых и грузовых автомобилей, работающих на бензине и на дизеле. Особенно – для турбированных, оснащенных интеркулером, высокофорсированных и тех, что испытывают постоянные повышенные нагрузки – высокими скоростями и интенсивным разгоном.

Подходит под требования АвтоВАЗ, БМВ, Форд, Ауди, Порше и других производителей авто.

Важно! Этот антифриз можно смешивать, как утверждает производитель, с любыми другими жидкостями на основе этиленгликоля. Однако лучше не смешивать антифризы различных технологий изготовления и разных производителей – это может привести к ухудшению характеристик ОЖ.

Преимущества и недостатки

Неплохие характеристики антифриза подтверждают отзывы автовладельцев и результаты теста. Вот какими преимуществами обладает зеленый антифриз AGA Z42:

  • отличное охлаждение и защита от перегрева и переохлаждения;
  • низкая температура начала кристаллизации;
  • отличные антикоррозийные, антипенные, смазывающие характеристики;
  • высокий уровень защиты от кавитации;
  • универсальность применения;
  • совместимость со всеми видами металлов;
  • доступная цена.

Недостатком этой ОЖ является быстрое образование осадка – как в канистре, так и внутри системы.

Варианты фасовки

Фасовка Артикул антифриза AGA-Z42
1 кг AGA048Z
5 кг AGA049Z
10 кг AGA050Z

Как отличить подделку

Чтобы случайно не купить подделку, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • осмотреть канистру на предмет целостности;
  • сравнить цвет жидкости с цветом крышки и этикетки – они должны совпадать, сама же канистра сделана из прозрачного светлого пластика;
  • изучить информацию на этикетках, она должна содержать:
    • артикул;
    • дату розлива и номер партии;
    • адрес завода-изготовителя;
    • номер телефона для жалоб и предложений;
    • состав жидкости;
    • основные характеристики.

Также обязательно надо попросить у продавца и внимательно изучить сертификат качества.

Видео

Тест автомобильных жидкостей на морозе -30С

Отзывы

Андрей, 42 год
Антифриз неплохой, в принципе. Отлично держится зимой. Даже в морозы ни разу не перемерз. Только на этикетке много маркетинга – этакой «полуправды», которая может ввести несведущего в заблуждение.

Анатолий, 41 год
Машина работает, все хорошо. Один раз закипел на дороге, плюс образуются все время белые хлопья. В остальном нормальный антифриз, всю прошлую зиму и лето на нем отъездил.

Дмитрий, 39 лет
Невысокая цена, доступность, универсальность. Неплохо справлялся с морозами. Цвет во время использования меняет, в УФ-лучах практически не светится, так, чуть-чуть. В общем, нормальный такой антифриз, но чуда не ждите.

Как выбрать антифриз. Какой антифриз лучше заливать

Антифриз, охлаждающая жидкость, тосол — варианты названий жидкости для заполнения системы охлаждения двигателя. Расшифровки:

  • Слово «антифриз» просто является транслитерацией от английского antifreeze — незамерзающий.
  • «Тосол» — первая отечественная охлаждающая жидкость общего применения, название расшифровывается как «Технология Органического Синтеза».
  • Термин «охлаждающая жидкость» наиболее точно отображает суть для обозначения подобных составов.
  • По-немецки охлаждающая жидкость называется Kuhlerfrostschutz и расшифровывается как защита радиатора от замерзания.

Для чего нужен и как работает антифриз?

Функционал современных автомобильных антифризов:

  1. Отвод тепла от двух ключевых компонентов: двигателя и автоматической коробки передач.
  2. Отопление салона в холодное время года, создание комфортного микроклимата.
  3. Обеспечение антикоррозионной защиты системы охлаждения.

Важно знать! Функция антикоррозионной защиты системы охлаждения является одной из определяющих для антифриза, поэтому влияет на конечную стоимость.

Отведение тепла и обогрев производятся за счет передачи тепла твердому телу: радиатору или рубашке охлаждения двигателя. Процесс исследован и описывается математической формулой.

Антикоррозионная защита организуется по следующему принципу. Конструкция системы охлаждения состоит из большого количества элементов, которые изготовлены из разных материалов: сталь, чугун, алюминий, медные и свинцовые сплавы, резина и другие эластомерные компоненты. Каждый из перечисленных пунктов нуждается в отдельном виде защиты, причем на длительное время. Для этого разработчиками был использован низкозамерзающий компонент — моноэтиленгликоль, который является для автомобильных антифризов основным. В зависимости от пропорций в составе он обеспечивает необходимые низкотемпературные свойства.

Различия между антифризами базируются на использовании разных пакетов антикоррозионных присадок. Последние отличаются между собой:

  • принципами антикоррозионной защиты;
  • совместимостью с материалами;
  • сроками службы.

Поэтому каждый антифриз ориентирован под определенные марки автомобилей и отдельные условия эксплуатации. Разница в присадках напрямую влияет на совместимость.

Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?

Подавляющее большинство антифризов хорошо справляется с основной функцией отвода тепла от двигателя и автоматической коробки передач. Так почему же не выбрать самый дешевый антифриз?

Как уже упоминалось выше, одной из базовых функций антифриза является антикоррозионная защита системы охлаждения. За это отвечают специальные дорогостоящие пакеты присадок. По этой причине именно качество и количество присадок напрямую влияет на конечную стоимость антифриза.

Крайне внимательно подходите к выбору марки антифриза. Помимо нужной спецификации обращайте внимание на цену. Это тот случай, когда не стоит экономить лишние несколько сотен рублей, выбирая наиболее дешевый продукт на полке. Лучше выбирайте антифриз только известных вам брендов, которым доверяете.

Антифризы Liqui Moly делаются на основе высококачественных пакетов антикоррозионных присадок и выпускаются в виде концентратов или готовых к использованию жидкостей. Подобрать рекомендованный производителем вид антифриза можно здесь.

Виды антифризов

Антифризы можно разделять по нескольким критериям. Сами потребители чаще всего их различают по цветам. Отличаются пакетами антикоррозионных присадок и индивидуальны практически под каждого автопроизводителя, имеют региональные особенности и различный цвет.

В США распространены антифризы с фосфатными присадками, а в Европе такой формат не используется. В Японии применяют гибридные антифризы, содержащие фосфаты и карбоновые кислоты, то есть нечто среднее между США и Европой.

Формула каждого антифриза разрабатывается и испытывается годами с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого автопроизводителя свои поставщики комплектующих. Даже сорта резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, из которого изготавливаются двигатели и радиаторы. Антифриз должен быть окрашен как и любая техническая жидкость, но выбор цвета ничего не говорит о качественных показателях. Один и тот же антифриз может быть любого цвета по прихоти производителя.

Важно! Выбор антифриза по цвету – заблуждение покупателя, которое может привести к серьезным негативным последствиям.

Правильная классификация антифризов

Широкий ассортимент комбинаций и цветов антифриза с легкостью вводит автомобилиста в заблуждение. Но на деле, систематизация возможна и имеет под собой основание. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей делятся на группы и подгруппы.

Неорганические (гибридные первого поколения) антифризы. Часто называемые силикатными из-за содержания силикатов. Могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые — одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:

  1. Североамериканские. Присутствуют фосфаты. Есть отдельная подгруппа антифризов, называемых Low Silicate Formula. Они имеют пониженное содержание силикатов.
  2. Европейские. Использование фосфатов запрещено. Отсутствует содержание аминов и некоторых из видов нитритов.

За последний десяток лет у большинства антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, поэтому они идут как аналог американских Low Silicate Formula.

На этикетке антифризов силикатного типа присутствует маркировка G11 или G48.

В ассортименте Liqui Moly GmbH такой антифриз называется Kuhlerfrostschutz KFS 11.

G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу практически идентичны, а также схожи с антифризами Texaco Havoline Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является содержание преимущественно двух и более типов карбоксилатных кислот, но не включают силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов. В ассортименте Liqui Moly GmbH антифризу G12+ соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 12+, а G33 соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 33.

  • Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный) содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые прокладки двигателя.
  • Лобридные (G40). Используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2 или Toyota LFC) и небольшое количество силикатов. Согласно описанию не содержит фосфатов. На деле они присутствуют в незначительном количестве. Цвета антифриза разные: желтый, зеленый или оранжевый. Этому классу антифризов соответствует Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12++. Здесь много нюансов: какой используется автопроизводитель, модель автомобиля и даже заливка (конвейер или сервис).

    Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.

    Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?

    Еще раз! Не выбирайте антифриз только по цвету! Очень велика возможность ошибки!

    Правильно использовать продукт, который заливался при производстве автомобиля. Класс антифриза вносится в инструкцию по эксплуатации и попадает в программы подбора. Поэтому не стоит обращать внимание на цвет антифриза. Например, один и тот же продукт итальянской компании Fraber может быть окрашен в синий, зеленый, красный или желтый цвет.

    Рекомендуется выбирать антифриз исключительно в соответствии с требованиями автопроизводителя!

    Нужно долить. Как не ошибиться?

    Если вы не знаете или не помните, какой антифриз залит в машине (например, предыдущим автовладельцем), мы советуем: полностью заменить содержимое системы охлаждения с промывкой на рекомендованный автопроизводителем сорт антифриза, записать или запомнить его сорт и далее по мере необходимости доливать уже только его. При доливке малого количества антифриза можно использовать дистиллированную воду.

    Если требуется незначительная доливка, а подходящего антифриза в наличии нет, то доливается дистиллированная вода. Она компенсирует потерю объема жидкости от испарения.

    Что будет, если смешать несколько разных антифризов?

    Большинство автовладельцев не знают о различии антифризов и ориентируются на цвет. Красный к красному, зеленый к зеленому и так далее. Это недопустимо. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве, поэтому цвет не несет информации о рабочих качествах и свойствах.

    При смешивании антифризов различных производителей, даже одного цвета, возможны негативные реакции, и одно из наиболее опасных и дорогостоящих последствий – потеря антикоррозионных свойств. Разные типы присадок реагируют между собой непредсказуемо.

    Возможные последствия от смешивания антифризов разных производителей:

    1. Коррозия системы охлаждения (разъедание каналов, просачивание антифриза в камеры сгорания, течи радиатора).
    2. Размягчение шлангов и прокладок, утечки по патрубкам.
    3. Образование осадков и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
    4. Забивание радиатора печки – соответственно, печка не греет в салоне автомобиля.

    Таблица смешивания антифризов различных стандартов.

    Как правильно поменять антифриз?

    Не приобретайте дешевые антифризы от неизвестных производителей!

    Если вы заметили, что антифриз стал уходить, то в системе у вас, скорее всего, образовалась течь. В этой ситуации мы советуем определить место утечки. Если это не гибкий шланг, а повреждение составляет менее 0,2 сантиметров, то не расстраивайтесь — воспользуйтесь герметиком системы охлаждения. Крайне важно выбрать герметик беспорошковой консистенции, который не забьет каналы и остатки сольются вместе с антифризом. Мы рекомендуем воспользоваться герметиком системы охлаждения Liqui Moly.

    Если вы решили заменить антифриз в системе охлаждения, то рекомендуемая последовательность действия следующая:

    1. Использование очистителя (промывки) системы охлаждения перед тем, как слить антифриз. Эта важный шаг, который позволит очистить контур охлаждения от накипи и уже накопившихся загрязнений.
    2. Слить антифриз из современного автомобиля — задача для профессионала. Достаточно часто отсутствуют специальные сливные пробки, обычно расположенные на нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров. В этом случае необходимо снять нижний патрубок радиатора и сливать антифриз с него. Важно: любой антифриз ядовит для человека и крайне вреден при попадании в почву или в водоемы. Поэтому необходимо приложить все усилия для сбора и правильной утилизации старого продукта.
    3. Заливается антифриз непосредственно в радиатор, через пробку, или, при отсутствии пробки на радиаторе, через горловину расширительного бачка.

    Европейские инструкции чаще рекомендуют использовать водорастворимые концентраты, но следует помнить, что европейские зимы более мягкие, нежели российские реалии и пропорции должны быть другими. Разбавляя 1:1 европейский концентрат, вы получите защиту от замерзания -36°С, что маловато для России, так как первые кристаллы льда появляются уже при температуре -32°С. Европейские концентраты нужно разводить в увеличенной пропорции. При разведении желательно использовать дистиллированную воду, но допускается использование и чистой водопроводной воды.

    Если перед заменой антифриза использовалась промывка, то в системе охлаждения есть остаток промывочной воды. Надо заливать сначала чистый концентрат исходя из полного объема системы. То есть, если в системе всего умещается 10 литров, то залейте 5 литров концентрата, а затем долейте водой до заполнения. Так вы получите правильную концентрацию и температуру застывания.

    Не выбирайте антифриз по цвету! Ориентируйтесь на спецификацию производителя. Старайтесь избегать дешевых антифризов. Выбирайте антифризы проверенных производителей, которым вы доверяете. Мы советуем использовать антифризы немецкого производителя Liqui Moly. Продукция великолепно выполняет функции по отводу тепла от двигателя, а также содержит дорогостоящие комплексы антикоррозийных присадок.

    Дизельный двигатель: устройство, принцип работы, преимущества

    Дизельный двигатель

    Дизельный двигатель (дизель) представляет собой поршневой ДВС, принцип работы которого основан на самовоспламенении топлива при воздействии горячего сжатого воздуха.

    Конструкция дизеля в целом мало чем отличается от бензинового двигателя, за исключением того, что в дизеле отсутствует как таковая система зажигания, поскольку воспламенение топлива происходит по другому принципу. Не от искры, как в бензиновом двигателе, а от высокого давления, с помощью которого сжимается воздух, из-за чего тот сильно разогревается. Высокое давление в камере сгорания накладывает особые требования к изготовлению деталей клапанов, которые предназначены для восприятия более серьезных нагрузок (от 20 до 24 единиц).

    Дизельные двигатели применяются не только на грузовых, но и на многих моделях легковых автомобилей. Дизели могут работать на различных типах топлива – на рапсовом и пальмовом масле, на фракционных веществах и на чистой нефти.

    Принцип действия дизельного двигателя

    Принцип действия дизеля основан на компрессионном воспламенении топлива, которое попадает в камеру сгорания и смешивается с горячей воздушной массой. Рабочий процесс дизеля зависит исключительно от неоднородности ТВС (топливно-воздушной смеси). Подача ТВС в таком типе двигателя происходит раздельно.

    Вначале подается воздух, который в процессе сжатия нагревается до высоких температур (около 800 градусов по Цельсию) , затем в камеру сгорания под высоким давлением (10-30 МПа) подается топливо, после чего происходит его самовоспламенение.

    Сам процесс воспламенения топлива всегда сопровождается высокими уровнем вибраций и шума, поэтому двигатели дизельного типа являются более шумными в сравнении с бензиновыми собратьями.

    Подобный принцип работы дизеля позволяет использовать более доступные и дешевые (до недавнего времени :) ) виды топлива, снижая уровень затрат на его обслуживание и заправку.

    Дизели могут иметь как 2, так и 4 рабочих такта (впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск). Большинство автомобилей оснащено 4-х тактовыми дизельными двигателями.

    Типы дизельных двигателей

    По конструкционным особенностям камер сгорания дизели можно разделить на три типа:

    • С разделенной камерой сгорания. В таких устройствах подача топлива осуществляется не в основную, а в дополнительную, т.н. вихревую камеру, которая располагается в головке цилиндрового блока и соединяется с цилиндром каналом. При попадании в вихревую камеру воздушная масса максимально сжимается, тем самым улучшая процесс воспламенения топлива. Процесс самовоспламенения начинается в вихревой камере, затем переходит в основную камеру сгорания.
    • С неразделенной камерой сгорания. В таких дизелях камера располагается в поршне, а топливо подается в пространство над поршнем. Нераздельные камеры сгорания с одной стороны позволяют экономить расход топлива, с другой стороны – повышают уровень шума при работе двигателя.
    • Двигатели предкамерные. Подобные дизели оснащаются вставной форкамерой, которая соединяется с цилиндром тонкими каналами. Форма и размер каналов определяют скорость движения газов при сгорании топлива, снижая уровень шума и токсичности, увеличивая ресурс работы двигателя.

    Топливная система в дизельном двигателе

    Основой любого двигателя дизельного типа является его топливная система. Основной задачей топливной системы является своевременная подача нужного количества топливной смеси под заданным рабочим давлением.

    Важными элементами топливной системы в дизельном двигателе являются:

    • насос высокого давления для подачи топлива (ТНВД);
    • топливный фильтр;
    • форсунки

    Топливный насос

    Насос отвечает за подачу топлива к форсункам по установленным параметрам (в зависимости от числа оборотов, рабочего положения регуляторного рычага и давления турбонаддува). В современных дизельных двигателях могут применяться два типа насосов для топлива – рядные (плунжерные) и распределительные.

    Топливный фильтр

    Фильтр является важной составляющей частью двигателя дизельного типа. Топливный фильтр подбирается строго в соответствии с типом двигателя. Фильтр предназначен для выделения и удаления из топлива воды, и лишнего воздуха из топливной системы.

    Форсунки

    Форсунки не менее важные элементы топливной системы в дизеле. Своевременная подача топливной смеси в камеру сгорания возможна только при взаимодействии топливного насоса и форсунок. В дизелях применяются два типа форсунок – с многодырчатым и шрифтовым распределителем. Распределитель форсунок определяет форму факела, обеспечивая более эффективный процесс самовоспламенения.

    Холодный пуск и турбонаддув дизельного двигателя

    Холодный пуск отвечает за механизм предпускового подогрева. Это обеспечивается за счет электрических нагревательных элементов – свечей накаливания, которыми оснащена камера сгорания. При запуске двигателя свечи накаливания достигают температуры в 900 градусов, подогревая воздушную массу, которая попадает в камеру сгорания. Питание со свечи накаливания снимается через 15 секунд после запуска двигателя. Системы подогрева перед запуском двигателя обеспечивают его безопасный запуск даже при низких атмосферных температурах.

    Турбонаддув отвечает за повышение мощности и эффективности работы дизеля. Он обеспечивает подачу большего количества воздуха для более эффективного процесса сгорания топливной смеси и увеличения рабочей мощности двигателя. Для обеспечения нужного давления наддува воздушной смеси во всех рабочих режимах двигателя применяется специальный турбонагнетатель.

    Остается только сказать, что споры относительно того, что лучше выбрать рядовому автолюбителю в качестве силовой установки в свой автомобиль, бензин или дизель, не утихают до сих пор. Преимущества и недостатки есть у обоих типов двигателя и выбирать необходимо, исходя из конкретных условий эксплуатации автомобиля.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: