Климат контроль и кондиционер: отличия, что лучше

Климат-контроль и кондиционер – что лучше, что хуже и как сберечь

Спросите любого, кто имеет отношение к обслуживанию и ремонту автомобильных кондиционеров, чем от кондиционера отличается климат-контроль, и в ответ наверняка услышите, что климат-контроль позволяет поддерживать заданную вами температуру в салоне, а кондиционер только охлаждает воздух, но делать холоднее или теплее вам придется самостоятельно.

Однако одной возможностью работы в автоматическом режиме преимущества климат-контроля над кондиционером не ограничиваются. В зависимости от исполнения климат-контроль способен обслуживать определенные зоны в салоне автомобиля, обеспечивая в них тот микроклимат, который был выбран сидящим в каждой из этих зон. В некоторых более продвинутых системах могут быть предусмотрены датчики солнца, позволяющие определить интенсивность и даже угол падения солнечных лучей. По информации этих датчиков подается дополнительный прохладный воздух в ту часть салона, где пассажирам приходится особенно несладко от прямых солнечных лучей. Есть климат-контроль с датчиками качества воздуха, определяющими концентрацию угарного газа и окислов азота в окружающем воздухе и при необходимости автоматически переключающимися в режим рециркуляции, отсекая поступление в салон излишне загазованной атмосферы.

В общем, много чего придумали с тех пор, как электроника позволила разработать и внедрить в производство системы климат-контроля. Но у любой медали, как известно, есть две стороны. То, что водитель в автомобиле с кондиционером делал своей рукой, при наличии климат-контроля выполняют сервоприводы. Увеличилось количество датчиков, на показания которых ориентируется блок управления, а сам он существенно усложнился. У конструктивной сложности опять-таки две стороны. Кондиционер отнюдь не дешев, а климат-контроль еще дороже. Чем больше узлов, каждый из которых может сломаться, тем хуже надежность. В снижении надежности и увеличении сумм, в которые обходится устранение неисправностей, заключаются эксплуатационные недостатки климат-контроля по сравнению с кондиционером.

В чем климат-контроль и кондиционер одинаковы, так это в конструкции узлов, обеспечивающих прохладу, для создания которой первый и второй собственно предназначены. В любом из случаев это замкнутая система, по которой циркулирует фреон, превращаясь из жидкости в газ и обратно. В салоне расположены только управление и дефлекторы, но основные узлы находятся в моторном отделении и под передней панелью. Состоит система из компрессора, двух радиаторов: один, предназначенный для охлаждения воздуха, поступающего в салон, называется испарителем, другой, где охлаждается сам фреон, – конденсором, а также терморегулирующего вентиля и ресивера-осушителя либо расширительной трубки и аккумулятора фреона при другом исполнении системы. Поэтому по обслуживанию и ремонту холодильного оборудования разницы между климат-контролем и кондиционером фактически нет.

Все упирается в количество фреона. Он не только хладагент, но и носитель масла, которое смазывает трущиеся детали компрессора, а также обеспечивает защиту от внутренней коррозии, инициируемой влагой, способной при определенных условиях, как и масло, перемещаться вместе с фреоном внутри системы. Кроме того, фреон еще и отводит тепло от компрессора, а при работе с высокой нагрузкой охлаждение бывает не менее важно, чем смазка.

Компрессор как раз наиболее уязвим к недостаче фреона, однако для него вредна и заправка в систему избыточного количества хладагента. Лишний фреон создает повышенное давление на трущиеся детали компрессора, что даже при достаточной смазке ведет к их преждевременному износу. При этом стоимость нового и тем более оригинального компрессора в у.е. превышает сумму с тремя нулями. Поэтому при ремонтах, как правило, используются восстановленные либо “бэушные” компрессоры, что позволяет снизить затраты на покупку запчасти до 80-200 у.е.

Не менее опасно повышенное давление от избытка фреона для конденсора и металлических трубопроводов. В первую очередь они страдают от наружной коррозии, обусловленной воздействием грязи и рассолов, а повышенное давление, прорывающее металл изнутри в местах, где его истончила коррозия, помогает конденсору и трубопроводам досрочно отправиться в утиль.

Стоит новый радиатор кондиционера не меньше компрессора с “разборки”.

Вот почему так важно не дожидаться, когда климат-контроль и кондиционер перестанут холодить, а даже при их исправной работе не реже раза в год проверять количество фреона в системе.

При этом лучше обращаться не к “частникам”, промышляющим услугой заправки кондиционеров, а на крупные СТО, где есть установки, позволяющие точно определять вес имеющегося в системе фреона и при заправке строго выдерживать норму.

Читайте также:
Замена АКПП, КПП и МКПП

Если же система перестала холодить, что означает убыль фреона, требуется срочная проверка герметичности. Способов много – вакуумирование, галоидный, ультрафиолетовый. С помощью какого из них специалисты будут искать место утечки – не важно. Важно найти прореху и устранить, потому что место улетучившегося фреона займут грязь и влага, способствующие износу компрессора и коррозии в системе.

Разгерметизация пагубна для ресивера-осушителя, внутри которого находится фильтр и упаковка с силикагелем. Работа кондиционера на неосушенном фреоне становится нестабильной из-за того, что может обмерзать терморегулирующий вентиль. И он же от коррозии способен закиснуть. Ресивер, забитый грязью, становится пробкой, что увеличивает нагрузку на компрессор.

Стоимость ресивера-осушителя доходит до 100 у.е., но в некоторых моделях предусмотрена возможность замены только картриджа с силикагелем, что дешевле.

Если система герметична и заправлена необходимым количеством фреона, большинство ее узлов способны долго не беспокоить. Исключение – подшипник шкива компрессора, который может исчерпать свой ресурс за 4-6 лет. Это породило у отдельных автовладельцев мнение, что чем реже кондиционер включать, тем дольше он прослужит. Однако подшипник шкива вращается всегда независимо от того, включены кондиционер и климат-контроль или нет, а для поддержания работоспособности холодильного оборудования его как раз надо включать чаще. Проблема в том, что при продолжительном простое масло стекает с трущихся деталей и скапливается в нижних точках системы. После включения, пока фреон не разгонит масло по системе, возможен период работы с сухим трением. Другое дело, что в сильные холода включению может воспрепятствовать предохранительный датчик, предупреждающий обмерзание некоторых узлов. Надо пользоваться любым подходящим случаем, например, оттепелью, заездом на мойку. В первую очередь это касается кондиционеров, которые в отличие от климат-контроля не объединены с отопителем салона.

Периодически с радиатора кондиционера и трубок нужно струей воды удалять соль и грязь – это предупредит внешнюю коррозию. К тому же конденсор, забитый грязью, насекомыми и тополиным пухом, препятствует нормальному обдуву воздухом радиатора системы охлаждения, перед которым расположен, что может стать причиной перегрева двигателя.

Для защиты от грязи неплохо поставить перед конденсором сетку. Рекомендуется также покраска конденсора и трубок нитроэмалью, но чтобы она не стала работать как термоизоляция, эмаль должна быть черной матовой, ее слой – тонким.

Уход за вторым радиатором, предусмотренным в системе, заключается в замене не реже раза в год салонного фильтра. Пострадать испаритель способен лишь от коррозии, но конденсирующаяся на нем влага – дистиллят.

Грязь помогает дистиллированной воде превратиться в электролит и инициировать коррозию. К тому же грязная среда благоприятствует не только коррозии, но и размножению бактерий. Именно им поступающий в салон воздух обязан появлением неприятного запаха. Еще один минус несвоевременной замены фильтра – увеличение сопротивления проходу воздуха, что повышает нагрузку на моторчик вентилятора салона.

Нормальную работу вентиляторов конденсора и салона, датчиков, сервоприводов могут нарушить окисления в контактах, обрыв проводки, перегорания электрических элементов в блоках управления, проблемы в щеточных узлах моторчиков привода, люфты в подшипниках, заклинивания заслонок. Все эти нюансы проявляются индивидуально в зависимости от пробега, состояния и условий эксплуатации каждой конкретно взятой машины, а также модели автомобиля или, вернее, особенностей конструкции и качества изготовления указанных узлов, отражающихся на их надежности и долговечности.

Отличия между климат-контролем и кондиционером

Многих автовладельцев интересует, как устроен климат контроль и кондиционер, отличия, плюсы и минусы каждого из вариантов. Климат контроль — это усовершенствованная версия кондиционера с блоком управления, датчиками и более сложной системой управления. Ниже рассмотрим, в чем особенности каждого из устройств, каковы отличия, и что лучше выбрать автовладельцу.

Отличия

Для начала разберемся, чем отличается климат контроль от кондиционера в машине, и есть ли вообще разница в этих двух системах. Выделим основные моменты

Принцип действия

Кондиционер в машине работает по принципу классического холодильника. Внутри герметичной системы находится хладагент и немного масла, которые циркулируют по компрессору, радиатору, ресиверу-осушителю и трубкам. В компрессоре происходит сжатие рабочего состава и его переход в жидкое состояние. В дальнейшем хладагент нагревается, а после прохождение через осушитель снова возвращается в газообразную форму и охлаждается. Как результат, в салон попадает холодный воздух.

Читайте также:
Амортизатор подвески: устройство, срок службы, принцип работы, конструкция

Рассматривая, в чем отличие кондиционера от климат контроля в автомобиле, стоит также отметить особенности климатической системы. Здесь предусмотрены датчики, контролирующие температуру внутри салона и снаружи, которые отправляют сигнал на блок управления. Последний анализирует данные и дает команду исполнительным механизмам на подачу холодного или теплого воздуха. При этом система поддерживает определенную температуру, заданную пользователем.

Рассматривая разницу между климат контролем и кондиционером в авто, стоит учесть отличия в разновидности этой техники. Так, кондиционер бывает только одного вида, а его главная задача — охлаждать салон автомобиля без какого-то конкретного разделения. В случае с климат контролем выделяется несколько вариантов по количеству зон:

  • однозонный — предусматривает установку общей температуры для всего салона;

  • двухзонный — позволяет выставить индивидуальную температуру для области водительского кресла и переднего пассажирского сиденья;

  • трехзонный — отличается возможностью установки персонального температурного режима для водительского / пассажирского кресла, а также заднего дивана;

  • четырехзонный — позволяет выделить четыре отдельные зоны и обеспечить в них свою температуру.

Отличия в функциях

При поиске различий климат контроля и кондиционера всплывает вопрос функционала такой техники. Сравнивать эти два устройства — все равно, что искать отличия между инжекторным и карбюраторным двигателем. Пропасть в возможностях огромная.

К отличиям климат контроля стоит отнести возможность сохранения установленной температуры в полностью автономном режиме. Для сравнения кондиционер просто охлаждает воздух. Если нужно нагреть салон, придется включать печку.

Кроме того, отличие современных климатических систем состоит в возможности тонкой регулировки, позволяющей избежать простуды.

Управление

Сравнивая, в чем разница кондиционера и климат контроля в автомобиле, достаточно обратить внимание на отличия в управлении этими устройствами. В случае с кондиционером все просто — достаточно включить девайс и дождаться охлаждения воздуха в салоне. Выполнять каких-либо дополнительных требований не нужно.

Если в авто установлена климатическая система, все проще. Необходимо один раз установить температуру и запустить систему, после чего она выполняет работу самостоятельно.

Также стоит отметить, что у климат контроля имеется два режима управления:

  1. Ручной. Подразумевает самостоятельный выбор скорости вращения вентилятора, направления потока воздуха и т. д.
  2. Автоматический. В этом случае достаточно один раз установить температуру, после чего система сама создает заявленные условия в машине.

Внешние отличия

Много вопросов, как отличить климат контроль от кондиционера, к примеру, при покупке автомобиля. Эти системы различаются не только функционально и конструктивно, но и по внешнему виду. Тот же кондиционер чаще всего представлен обычной кнопкой включения / отключения.

А вот в случае с климат контролем управляющих органов и отличий больше. Здесь должен быть дисплей для отображения температуры и скорости работы вентилятора, регуляторы упомянутых параметров, кнопка включения и другие клавиши. Такие устройства занимают больше места на приборной панели.

Плюсы и минусы климата

При рассмотрении, чем отличается кондей или климат контроль, важно знать преимущества и недостатки каждого из устройств.

Начнем с преимуществ климат контроля:

  • создание комфортных условий для водителя и пассажира внутри машины;
  • способность автоматически поддерживать установленную один раз температуру без привлечения водителя;
  • множество регулировок;
  • широкий выбор вариантов — с одной, двумя, тремя и четырьмя зонами работы;
  • простой и удобный интерфейс;
  • возможность настройки в ручном режиме.

Рассматривая, что лучше — климат контроль или кондиционер в машине, стоит учитывать и минусы климатической системы:

  1. существенное удорожание автомобиля;
  2. более дорогостоящий ремонт / обслуживание;
  3. повышение расхода топлива;
  4. невозможность самостоятельного ремонта.

Преимущества и недостатки кондея

В вопросе, есть ли в климат контроле кондиционер, мы пришли к положительному ответу. Это логично, ведь климатическая система способна охлаждать и нагревать воздух внутри машины. Но что делать, если в авто установлен только кондиционер.

Здесь также имеется ряд положительных моментов:

  • простота эксплуатации;
  • возможность просушивания воздуха в салоне зимой и спасение от запотевания стекол;
  • легкость и высокая скорость включения;
  • отсутствие необходимости выполнения дополнительных настроек.
Читайте также:
Задняя подвеска: устройство, схема, детали, пружины и стабилизатор

Но есть и ряд минусов:

  1. риск простудиться из-за постоянного холода;
  2. неприятных запах после включения из-за накопления внутри устройства бактерий;
  3. необходимость регулярного технического обслуживания и ремонта;
  4. существенный расход топлива и заряда АКБ;
  5. высокий уровень шума;
  6. повышение стоимости авто.

Что лучше

С учетом сказанного несложно подвести итог, что лучше в машине — климат контроль или кондиционер. При наличии финансовой возможности стоит отдать предпочтение первому варианту. Все-таки климатическая система более функциональна и дает расширенные возможности автовладельцам. В крайнем случае, можно довольствоваться кондиционером, который не спасет от мучительной жары летом.

Теперь вы знаете, в чем особенности и отличия разных видов устройств, какие преимущества климат контроля перед кондиционером, и чему лучше отдать предпочтение. В комментариях расскажите, какой вариант предпочитаете именно вы и почему.

Кондиционер против климат-контроля – В чем разница?

Кондиционер или климат?

В 1930 году производители автомобилей начали устанавливать на транспортные средства, электрические обогреватели, которые были встроенные в приборную панель. Затем спустя несколько лет компания Nash Motors создала систему подачи горячего воздуха в салон. Двигатель нагревал воздух, а отопительная система подавала горячий воздух в салон, обогревая водителя и пассажиров. С тех пор автопромышленность прошла долгий путь развития различных технологий, обогрева салона. Сегодня довольно необычно встретить на автомобильном рынке машину, которая не имеет кондиционера в качестве стандартной опции. Кондиционеры охлаждают горячий воздух в вентиляционной системе, с помощью компрессора, чтобы понизить температуру в салоне машины. Принцип тот же и в холодильники.

Но помимо кондиционера многие современные автомобили поставляются с климат-контролем в стандартных комплектациях или в качестве дополнительного оснащения. Климатическая установка также как и кондиционер способна охлаждать воздух в салоне, но, тем не менее, есть существенное отличие в принципе работы этой системы от обычного кондиционера. Поясним.

Отопление и вентиляция

Эти системы имеет каждый автомобиль. Принцип работы системы отопления и вентиляции очень прост. Как правило, система подают воздух с улицы в салон и при необходимости нагревает его. Но, к сожалению, система вентиляции не охлаждает воздух. Поэтому если вы путешествуете на машине в Южных регионах, то вам будет не комфортно, когда система вентиляции будет подавать с улицы раскаленный воздух.

Кондиционер

Кондиционер создан, для того чтобы охладить воздух поступаемый с улицы в вентиляционную систему. Охладив воздух до температуры ниже окружающий среды, он подается в салон через вентиляционную систему машины. Охлаждение воздуха происходит в компрессоре, в который заправлен хладагент (фреон). Фреон циркулирует по замкнутому кругу, попадая в испаритель, где жидкий охладитель переходит в газообразное состояние. При этом явлении поглощается большая часть тепла. В результате воздух остужается. Далее фреон из газообразного состояния опять переходит в жидкий вид, и все повторятся сначала.

Как правило, если машина оборудована простым кондиционером, то охлаждение воздуха может быть установлена только на одну температуру по всему салону машины. Простая система кондиционирования подразумевает только регулировку скорости вентиляции и степень охлаждения салона. То есть поменять температуру воздуха вы не можете. Можно регулировать только интенсивность охлаждения. К примеру, включив кондиционер, вы вручную должны понизить скорость обдува, чтобы остановить резкое снижение температуры или выключить кондиционер.

Поэтому если ваша машина оснащена обычным кондиционером, то вы можете либо включить его, чтобы воздух непрерывно охлаждался, или выключить его чтобы салон машины отапливался системой обогрева.

Климат-контроль

Климат-контроль это более сложная система, чем обычный автомобильный кондиционер. Климатическая система использует дополнительные датчики и компьютер, чтобы управлять температурой в салоне. Важно отметить, что климат-контролем проще пользоваться, чем кондиционером. Все дело в том, что климат-контроль позволяет вам выставить определенную температуру воздуха в салоне, которую автоматически будет поддерживать климатическая установка.

Это позволяет водителю и пассажирам не думать и не следить за интенсивностью обогрева или охлаждения. За них в этом случае следит компьютер. К примеру, выставив определенную температуру охлаждения, климатическая система климат-контролем самостоятельно без вашего участия будет следить за климатом в салоне.

Как только температура достигнет заданных значений, то скорость вентиляции и охлаждения автоматически уменьшиться. Интенсивность охлаждения будет постепенно уменьшаться по мере приближения заданной температуры на приборной панели климат-контроля. Далее компьютер будет автоматически поддерживать определенную температуру, добавляя или снижая интенсивность охлаждения и обдува салона при необходимости.

Читайте также:
Ремонт Lada (Лада) ВАЗ 2123 совими руками: фото, отзывы

Многие климатические системы в современных автомобилях позволяют устанавливать водителю и пассажирам свои личные настройки температуры. Как правило, такие системы климат-контроля называются двухзонным (к примеру, для водителя и переднего пассажира). В последние годы также появились трехзонные климатические установки, которые могут охлаждать или нагревать с различной температурой разные участки салона машины (водитель, передний пассажир, задние пассажиры). Таким образом, подобные климатические установки прекратили вечные семейные споры в борьбе за температуру в салоне. Теперь каждый может выставить свою личную температуру охлаждения или обогрева.

Какой купить автомобиль: С кондиционером или климат-контролем?

Это часто определяется вашим бюджетом и выбором автомобиля, который вы хотите приобрести. Если приглянувшийся автомобиль, имеет в стандартной комплектации кондиционер, то нет смысла переплачивать, в качестве опции, за климат-контроль, поскольку установка в качестве доп.опции климатической системы не дешевое удовольствие. Помните, что сэкономленные деньги вы можете потратить на интегрированную спутниковую навигацию, если приобретаемый автомобиль не имеет этой опции. Если же приобретаемая машина не имеет кондиционер, то тогда стоит в качестве опции оснастить машину системой охлаждения, поскольку ваши поездки без кондиционера в летнее время будут не комфортны.

Тем не менее, если у вас есть лишние деньги, то вместо кондиционера вы можете приобрести автомобиль с климат-контролем или заказать его в качестве опции, если в стандартной комплектации завод производитель не поставляет машину с климатической установкой. К тому же помните что машина с климат-контролем более востребована на подержанном рынке. Это конечно не означает что машина с климат-контролем будет стоить на б/у рынке больше, чем транспортное средство с обычным кондиционером, но тем не менее, продать подержанный автомобиль с климатической системой будет легче.

Отличия кондиционера от климат-контроля

Разберемся в отличиях между автомобильными кондиционером и климат-контролем.

На то, будет ли пользоваться автомобиль спросом у потенциальных покупателей, влияет и комфорт при нахождении в его салоне. И каким бы ни был роскошным салон, какие бы материалы ни использовались при его отделке, но если температура внутри его слишком низкая зимой или слишком высокая в летнюю жару, то удовольствия машина доставлять уже не будет. Автопроизводители это прекрасно понимают, и поэтому оснащают современные автомобили климатическими системами и системами кондиционирования и вентиляции.

Первый оснащенный системой кондиционирования автомобиль увидел свет еще в далеком 1953 году. Это был Крайслер Империал. И хотя этот первый автомобильный кондиционер не идет даже близко в никакое сравнение даже с самыми простыми современными автокондиционерами, на тот момент это был просто инновационный прорыв. С тех пор автопроизводители всерьез начали задумываться об установки кондиционеров в свои автомобили.

Различия между кондиционером и климат-контролем

Вначале стоит отметить, что разница между этими двумя понятиями очень существенная. Многие путают эти вещи из-за их схожей основной функции – поддержания комфортной для людей температуры внутри салона автомобиля. Следует знать, что автокондиционер был изобретен и начал устанавливаться на авто намного раньше, чем климат-контроль. Намного позже появилась система, контролирующая климат в салоне, и содержит она в себе намного больше: и сам кондиционер, и печку, и другие устройства для контроля температуры в салоне. А некоторые автомобили (например, Infiniti) даже имеют встроенный ионизатор воздуха!

Автомобильный кондиционер

Автокондиционер предназначается только лишь для охлаждения воздушного пространства внутри автомобиля. Имея специальный термодатчик за бортом, кондиционер не будет включаться, если температура окружающей среду опустилась ниже определенного значения. После включения кондиционера интенсивность его работы регулируется скоростью вращения вентилятора. Салон охлаждается сильнее при увеличении скорости его работы. На заметку – забитый фильтр салона может не пропускать достаточное количество охлажденного воздуха, и многие автолюбители спешат на специализированный сервис, хотя достаточно просто поменять салонный фильтр.

В случае необходимости нагрева салона, тепло поступает от автомобильной печки и разгоняется тем же вентилятором.

Необходимо добавить, что перед подачей воздуха (неважно, теплого или холодного) в салон при работающем кондиционере он предварительно подсушивается перед охлаждением или подогревом.

Читайте также:
Тормозные колодки TRW: отзывы специалистов

Управляется же кондиционер либо ручным механическим переключателем, либо кнопками на панели. Это зависит от модели вашего авто.

Система климатического контроля

Климат-контроль отличается от обычного кондиционера тем, что может поддерживать в салоне машины постоянную заданную температуру, которая задается при помощи системы управления, она же и отвечает за интенсивность работы автокондиционера, печки и вентилятора.

Климат-контроль имеет в своей конструкции несколько встроенных систем, связанных между собой при помощи электронного блока управления, который с помощью датчиков осуществляет контроль за внутрисалонной температурой и влажностью, и наружной температурой и влажностью соответственно. Некоторые климатические системы контролируют даже солнечную радиацию снаружи, но это скорее бесполезная опция.

Помимо наличия электронного блока управления (ЭБУ) других отличий между двумя описанными выше понятиями и нет, но ЭБУ и делает более комфортным нахождение в салоне автомобиля, оснащенного климатическим контролем. Все, что нужно от водителя – выставить комфортную температуру и все. Управление работой печки, кондиционера и скоростью работы вентилятора, переключение потоков воздуха между воздуховодами (в ноги, на лицо, на стекло и т.д.) не будут больше отвлекать вас от дороги (это все будет делать за вас ЭБУ), а значит, такая система еще в некоторой мере повысит безопасность передвижения.

Принцип работы ЭБУ

Специальные датчики, установленные в салоне автомобиля и за его пределами, считывают данные, и передают их на ЭБУ. Он в свою очередь анализирует информацию и сравнивает полученные данные с заданной водителем температурой. Далее ЭБУ, видя разницу между желаемым и действительным, делает расчет необходимых действий и уже либо добавит, либо убавит температуру печки, либо увеличит, либо уменьшит интенсивность обдува, и направит воздух в определенный дефлектор. При этом, как не удивительно, снижается потребление топлива, ведь работа вентилятора и печки будет на допустимо минимальных значениях, что потребует меньшего электричества, вырабатываемого генератором, что в свою очередь ведет к меньшему потреблению топлива.

Created with Raphaël 2.1.0

Что такое автомобильный генератор? Ответ здесь.

Органы управления кондиционером и климат-контролем

Обычный автомобильный кондиционер управляется только вручную. Обычно на панели приборов присутствует кнопка с изображением снежинки или с символами «А/С». Включение компрессора кондиционера осуществляется нажатием на эти кнопки. Климат контроль включается обычно кнопкой «Auto». После ее нажатия анализируется температура в салоне автомобиля, и ЭБУ запускает определенные действия, чтобы довести показатели до установленных водителем. Устанавливаются показатели либо вращением ручки, либо кнопками «+» и «-» на панели управления климатом.

Особенности зимней работы климат-контроля

На различных моделях автомобилей установлены разные системы климатического контроля, имеющие свои особенности зимней эксплуатации. Например, зимой во время прогрева двигателя некоторые системы не подают в салон холодный воздух, хотя могут пускать его на обдув центрального стекла принудительно, а по мере прогрева мотора начинают аккуратно подавать его в салон. Некоторые системы при зимнем передвижении стараются подавать теплый воздух в лицо водителю при достаточном его подогреве салона, считая, что так ему будет комфортнее передвигаться.

Некоторые системы, например, не подают воздух на лобовое стекло с выключенным кондиционером, считая, что так оно будет запотевать. В общем, каждая система индивидуальна.

Как избежать простуды от кондиционера

Но помимо комфорта система кондиционирования, а точнее неправильное ее использование, может принести вред здоровью. Если установить очень низкую температуру в салоне, которая будет сильно контрастировать с температурой окружающей среды, то можно запросто простудиться. Для того чтобы не нанести вред здоровью, не стоит устанавливать температуру в салоне ниже более чем на пять градусов по сравнению с улицей. Все дело в том, что при кратких передвижениях ваш организм будет находиться в постоянном контрастном перепаде температур, а это верный способ простудиться. Если же поездка предстоит дальняя, и из машины не планируется выходить длительное время, то температуру можно снизить и на большее значение, но опускать ее нужно постепенно.

В зимнее же время, тоже самое можно сказать относительно жары в салоне, ведь выйдя распаренному из авто на мороз, также можно подхватить простуду. В автомобиле с климат-контролем в морозное время года температуру желательно установить на отметку 22-23 градуса. Это, кстати, еще один неоспоримый плюс контроля климата. Ведь в машине с обычной печкой придется сначала включить ее на полную мощность, и по мере прогрева салона постепенно уменьшать ее до комфортного состояния, отвлекаясь от дороги.

Как наиболее эффективно использовать климат-контроль

Для максимально эффективной работы климат-контроля необходимо следить за состоянием его радиатора. Нужно проводить регулярную его чистку, для удаления грязи, в которой обычно селятся болезнетворные микробы, способные поселиться и в дыхательной системе человека, пройдя через воздуховоды автомобиля. Для такой чистки не требуется много усилий, но эффект от нее будет значительным. Также в продаже есть специальные составы (дымовые «шашки») для чистки систем вентиляции. Смысл ее в том, что закрываются все окна и двери, включается кондиционер на максимальную мощность с забором воздуха из салона и открывается шашка. Дым из нее засасывается внутрь системы вентиляции, убивая там болезнетворные бактерии.

Добиться максимально эффективной работы летом систем кондиционирования воздуха можно только с плотно закрытыми окнами и люком. После этого включить режим рециркуляции, чтобы не заставлять автомобиль постоянно тратить энергию на охлаждение горячего наружного воздуха. Но стоит не реже чем раз в полчаса включать забор воздуха с улицы, чтобы получать свежую порцию кислорода.

Если же вы сели в раскаленный от длительного стояния на жаре автомобиль, то стоит наоборот, пользоваться только наружным воздухом, чтобы не заставлять авто охлаждать горячий внутрисалонный воздух. После того, как автомобиль и воздух внутри его остынут можно включать режим рециркуляции.

Некоторые хитрости

Во-первых, стоит правильно использовать компрессор кондиционера. Стоит знать, что максимально эффективно он работает при высоких оборотах двигателя. Значит, чтобы быстрее опустить температуру в салоне вашего автомобиля до комфортной стоит переключиться и некоторое время проехать на пониженной передаче для увеличения производительности компрессора.

В сырую погоду стоит включать кондиционер, даже если на улице не жарко. Это подсушит салон, и предотвратит запотевание окон. Для скорой просушки кондиционер стоит включить в паре с печкой.

Видео о правилах эксплуатации климатических систем автомобиля:

Климат-контроль vs кондиционер: чем отличаются, как работают, что лучше

Такая климатическая система контролирует влажность, температуру, интенсивность солнечного излучения, количество углекислого газа в кабине и другие параметры. Климат-контроль также регулирует циркуляцию воздуха, скорость вращения вентилятора и устраняет запотевание стекол. Что еще может климат-контроль и чем он лучше кондиционера?

Что такое климат-контроль

Климат-контроль — установка для настройки комфортной температуры и влажности в салоне автомобиля. Он не только охлаждает или нагревает воздух, но и поддерживает заданную температуру. Помимо комфорта, климатические системы помогают удалить лед, иней и конденсат на стеклах. Они также синхронизируют работу других настроек:

  • Направление потока. Контролируется углом наклона дефлектора. Позволяет перенаправлять основной поток, например, в ноги или по центру салона.
  • Скорость обдува. Регулируется при помощи настроек вентилятора. Выбирается вручную или корректируется компьютером автоматически.
  • Рециркуляция. В этом режиме используется воздух внутри салона. Удобно при движении в пробке или тоннеле, чтобы выхлопные газы впереди идущего авто не попадали в салон. При помощи циркуляции можно быстрее прогреть или охладить салон.
  • Фильтрация. Для очистки воздуха от пыльцы, пыли и других частиц. В некоторых моделях также есть опция ионизации воздуха.
  • Ароматизация. Климатические системы преимущественно премиальных марок не только регулируют температуру, но и наполняют салон авто ароматом.

Как работает климат-контроль

Климат-контроль объединяет отопитель, вентилятор и кондиционер. Их работу синхронизирует компьютер или электронный блок управления (ЭБУ). Благодаря информации от множества датчиков внутри и снаружи авто, он строит оптимальный алгоритм работы. В расчет принимаются данные о погоде за бортом, интенсивности солнечных лучей, загазованности воздуха и др.

Климат-контроль управляется вручную и автоматически через включение кнопки «AUTO». В этом случае система сама регулирует все настройки, основываясь на информации о предпочтениях водителя и внешних факторах. При ручном управлении часть настроек все равно продолжит контролировать компьютер.

На практике работа климат-контроля выглядит следующим образом:

  • Водитель выбирает необходимое значение температуры.
  • Электроника анализирует информацию от термодатчиков, сравнивая ее с заданными условиями.
  • Если температура выше или ниже, то система автоматически распределяет в нужных пропорциях холодные и теплые воздушные потоки.
  • Чтобы быстрее достичь установленных водителем значений климат-контроль сам включит вентилятор на ту или иную скорость обдува. При необходимости, компьютер запустит рециркуляцию.
  • По мере того как температура будет приближаться к заданной, компьютер снизит скорость обдува.

Климат-контроль и кондиционер: отличия

В кондиционере водитель устанавливает нужную температуру воздуха и все. Это значит, что для ее поддержания, придется ориентироваться на ощущения и постоянно корректировать настройки. Климат-контроль позволяет сохранять ее неизменной и не требует постоянного участия водителя.

Есть у двух систем и другие отличия:

  • Если кондиционер сушит и охлаждает воздух, то климат-контроль сперва делит его на два потока. Один направляет в отопитель, другой — в кондиционер. На входе в салон они смешиваются в разных пропорциях, соответственно заданным настройкам.
  • Климат-контроль управляется электроникой, которая определяет оптимальную работу заслонок, вентилятора и других систем. Например, в холодное время года при запуске автомобиля компьютер направит больший поток теплого воздуха на лобовое стекло.
  • Сегодня кондиционеры устанавливают почти на все автомобили и даже в стартовых комплектациях. Климат-контроль чаще предлагают в виде опции или в дорогих версиях. В итоге стоимость с автоматизированной системой оказывается выше.

Что лучше кондиционер или климат контроль в автомобиле

Часто, покупая машину, автолюбители не задумываются, что лучше для водителя и пассажиров, кондиционер или климат контроль в автомобиле. А зря.

Если автолюбителям задать вопрос, чем климат контроль в автомобиле может отличаться от автомобильного кондиционера, то не все смогут ответить правильно.

Большинство из них наверняка ответят, что климат-контроль поддерживает заданную водителем температуру в салоне автомобиля. Кондиционер в машине может только охлаждать воздух, но делать прохладнее или теплее нужно будет вручную. И они будут в основном правы. Ведь это и есть основное различие систем охлаждения салона автомобиля.

Чем отличается кондиционер от климат контроля

Но только одной возможностью работать в автоматическом режиме отличие климат контроля от кондиционера не ограничивается. В зависимости от модификации машины, климат-контроль может обслуживать различные зоны салона автомобиля. Он обеспечивает в них тот микроклимат, который самостоятельно выбирает каждый сидящий пассажир в своей зоне.

Также эти системы кондиционирования могут комплектоваться датчиками солнца. Он позволяют определять интенсивность и угол падения солнечных лучей. Информация от датчиков позволяет подавать дополнительный прохладный воздух в ту часть салона, где пассажиры испытывают дискомфорт от прямых солнечных лучей.

Существуют ещё и датчики для контроля качества воздуха. Эти датчики определяют концентрацию угарного газа в окружающем воздухе. В случае его превышения они могут автоматически переключиться в режим рециркуляции, перекрыв поступление в салон загазованного воздуха.

В общем, много чего придумали конструкторы для удобства водителей и пассажиров. Но у любого изобретения есть свои плюсы и минусы. Для улучшения комфорта в салоне инженеры добавили конструктивные изменения, что повлияло на конечную цену автомобиля. Ведь все знают, что климат – контроль гораздо дороже, чем автомобильный кондиционер.

Кроме того, большое количество дополнительных узлов снижает надежность и увеличивает денежные расходы на их обслуживание и устранение неисправностей. В этом и заключаются основные недостатки климат- контроля если сравнивать его с кондиционером.

Как работает климат контроль и автомобильный кондиционер

У климат– контроля и кондиционера много общего. В первую очередь, это конструкция узлов, обеспечивающих прохладу. Это замкнутая система с циркулирующим фреоном, который превращается из жидкости в газ и обратно. В салоне машины расположены только панель управления и дефлекторы, а основные узлы крепятся в моторном отсеке и под передней панелью.

В систему кондиционирования входит компрессор и два радиатора. Один, предназначен для охлаждения воздуха, поступающего в салон. Второй радиатор охлаждает сам фреон, затем терморегулирующий вентиль и ресивера- осушитель либо расширительная трубка и аккумулятор фреона. Поэтому обслуживание и ремонт холодильного оборудования у климат- контроля и кондиционера практически одинаков.

Основной компонент системы, за которым нужен постоянный контроль, это количество фреона в системе. Ведь фреон не только хладагент, но и носитель масла. Он смазывает трущиеся детали компрессора. Кроме того фреон способен обеспечивать защиту от внутренней коррозии. Этот газ еще и охлаждает компрессор, что немаловажно при работе с высокой нагрузкой.

Но основное отличие кондиционера от климат – контроля в том, что вторая система объединена с отопителем салона. Она используется в холодное время года для обогрева. О том, как правильно пользоваться климат контролем автомобиля можно узнать из инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля. Там же рассказано про обозначение кнопок климат контроля.

Покупая подержанный автомобиль нужно всегда проводить проверку авто с пробегом, особенно работоспособность кондиционера или климат контроля.

Как правильно заправить автокондиционер

Заправлять автокондиционер хладагентом рекомендуется раз в 3-5 лет или по мере необходимости. Этот интервал обусловлен тем, что даже при нормальной работе кондиционера происходит утечка хладагента в размере 15 % в год. Но если автомобиль старше трех лет, то и более.

Заправка авто кондиционера фреоном состоит из следующих этапов:

  1. Откачка старого хладагента и удаление из него остатков масла.
  2. Вакуумирование системы, чтобы удалить из нее остатки воздуха и влаги. Это очень важный этап заправки кондиционера. Для достижения вакуума необходимой глубины применяется специальное оборудование, которое выполняет эту операцию примерно за 30-40 минут.
  3. Тест на герметичность, который позволяет обнаружить возможные причины утечки хладагента.
  4. Заправка автокондиционера маслом, которое служит для смазки механизмов компрессора.
  5. Загрузка хладагента, после которой необходимо завести двигатель, включить кондиционер и понаблюдать за работой системы.

Как правило, качественно заправить автокондиционер без профессионального оборудования невозможно. Особенно если необходимо выявить причину утечек хладагента. Чтобы правильно заправить кондиционер автомобиля, нужно знать и понимать различные требования к обращению с хладагентом разных типов.

Самостоятельно заправлять кондиционер в машине не рекомендуется. Лучше всего приехать на СТО или вызвать специалиста. Такая услуга для автомобилистов востребована и есть в каждом городе.

В заключении хочется сказать. Самым простым способом самостоятельного обслуживания кондиционера автомобиля является включение системы кондиционирования на пять – десять минут каждый месяц. Это нужно делать вне зависимости от погоды. Такая процедура позволит равномерно распределить компрессорное масло по системе. Кроме того не даст высохнуть и затвердеть манжетам.

Кроме самостоятельного обслуживания кондиционера, желательно ежегодно проводить проверку всей системы кондиционировая автомобиля. Она включает в себя слив хладагента, проверку системы на утечку, ваккумирование системы и заправку требуемым количеством хладагента и компрессорного масла. Не откладывайте решение проблемы «на лето», потому что за зиму неисправность из небольшой утечки может перерасти в дорогостоящий ремонт автокондиционера

Заправка кондиционера в автомобиле

  • 150
  • 10
  • 190k
  • 6
  • 9k

Автокондиционер является агрегатом, создающим и поддерживающим в салоне автомобиля заданный микроклимат. Кондиционер авто, так же как и любое другое оборудование, требует своевременного обслуживания. Именно поэтому, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, требуется периодическая дозаправка кондиционера автомобиля, чистка системы кондиционирования, и ряд других процедур, предотвращающих выход его из строя. Те автовладельцы, которые часто пользуются кондиционером, скорее всего, уже не раз посещали сервис центры по его обслуживанию, уплачивая энную сумму денег (цена заправки кондиционера авто стартует от 1000 руб.). Однако на этой процедуре можно сэкономить, о том, как производится самостоятельная заправка автокондиционера и расскажем в нашей статье.

Принцип работы автокондиционера

Принцип работы кондиционера в машине

Прежде чем приступать заправке кондиционера в машине своими руками, дабы процедура была успешной, желательно разобраться с устройством и принципом его работы. Система имеет три основные части:

  • компрессор;
  • конденсатор;
  • испаритель.

Процесс кондиционирования происходит приблизительно так:

  • Фреон, циркулирует по замкнутому контуру, проходя все 3 части.
  • Компрессор кондиционера сжимает газ и повышает его температуру.
  • Далее хладагент (уже горячий и под давлением) поступает в конденсатор, где он охлаждается и конденсируется (становится жидким).
  • После чего фреон идет в контур с высоким давлением и подводится к расширительному клапану, где распыляется и попадает в испаритель.
  • Именно в испарителе и происходит процесс охлаждения, поскольку там хладагент подвергается испарению, как следствие из воздуха отводится тепло, а он охлаждается.
  • В замыкание кругооборота фреон снова поступает в компрессор (в виде холодного газа) по стороне низкого давления, а там процесс обратно повторяется.

Как часто заправлять кондиционер в машине?

В процессе работы автокондиционера происходит небольшая утечка фреона. Норма такой потери газа за 1 год может достигать до 15%. Так что, каждые три года, если не происходила разгерметизация контура, в машине требуется заправлять хладагент в кондиционер. А в том случае, когда автомобиль уже довольно старенький, естественная утечка еще больше, поэтому заправка может потребоваться на год чаще, но метод заправки будет аналогичным.

Когда имеется большая утечка фреона, заправлять кондиционер автомобиля не имеет смысла, нужно сначала определить поврежденный участок и устранить (это можно сделать только на специализированном сервисе с применением ультрафиолета). Поэтому прежде всего нужно проверить работоспособность автокондиционера.

Когда утечка фреона больше нормы, то, скорее всего:

  • либо трубки системы кондиционера через механическое/коррозийное повреждение потеряли герметичность;
  • либо внутри конденсатора появились коррозийные процессы.

Какой фреон в автомобильном кондиционере?

Виды хладагента применяемые в автокондиционерах

Ранее для заправки кондиционера использовали фторсодержащий фреон R-12, хоть он и более продуктивный, но из-за того, что очень вредный, в 1992 г. его применение запретили, и заменили на хладагент R-134а. Поэтому владельцам автомобилей с кондиционером выпускавшимся до 1992 года выпуска, приходится либо самостоятельно заправлять, либо переходить тоже на новый вид фреона. Ведь хотя они и работают на R-12, но на сервисных станциях заправка хлорфторосодержащего газа запрещена. Так что все новые модели машин с автомобильным кондиционером заправлены фреоном R-134а. Кстати, какой фреон в автомобильном кондиционере конкретной системы, можно увидеть на табличке, подняв капот. Хотя перепутать сложно, ведь даже заправочные штуцеры разные (в трубке под R-134а он выше и с большим диаметром). На наклейке под капотом также можно увидеть и норму заправки фреона в автокондиционере.

Количество фреона в кондиционере автомобиля

Перед тем как заправлять кондиционер своими руками, желательно точно определится, какое количество фреона в кондиционере автомобиля, чтобы рассчитать с покупкой требуемого количества баллончиков. Посмотреть норму заправки фреона в автокондиционере, как уже выяснили, можно на табличке под капотом, где указан как тип хладагента, так и его количество в системе.

Когда по каким-то причинам таблица отсутствует, то узнать, сколько нужно хладагента можно также и у автодилера или посмотреть в мануале. Для российских автомобилей норма заправки обычно составляет около 600-900g. Хотя, в принципе, точность по большому счету и не нужна, ведь, как правило, своими руками производится дозаправка системы, а не полное заполнение кондиционера. Заправка автокондиционера производится или еще на заводе, или же после ремонта, когда газ полностью вышел, а при плановом обслуживании, мы можем только дозаправить фреоном до нормы, когда он сможет работать на полную мощность. Но при такой частичной заправке автомобильного кондиционера мы не можем знать, сколько граммов фреона осталось. Поэтому заправка кондиционера в машине происходит по давлению, отображающемся на манометре. Поэтому, если вы не смогли узнать точных цифр и определить количество фреона в кондиционере автомобиля, то следите за стрелкой прибора.

Долив масла при заправке кондиционера

В таблице количества фреона в машинном кондиционере всегда есть цифры и заправочных норм масла, но мало кто знает, как его долить, да и зачем. Некоторые водители, при заправке автокондиционера, советуют всегда доливать масло. Но ведь избыток смазки часто приводит к поломке поршневого компрессора, поскольку масло, проходя через агрегат вместе с газообразным хладагентом, нагорает на узлах. Так как же быть в этой ситуации?

Ответ довольно прост — для заправки автомобильного кондиционера лучше использовать фреон с добавлением масла (такая информация указывается на баллончике с хладагентом), поскольку оно там уже дозировано. Но если, все же, предусмотрена отдельная заправка смазки, то следует использовать полиалкиленгликолевое масло – PAG (на фото по средине). Масло заливается в компрессор через картер (указано стрелкой на фото справа).

Вакуумирование кондиционера своими руками

Далеко не все это учитывают, но не менее важной процедурой, кроме норм заправки фреона и количества масла в системе, также является и вакуумирование кондиционера!

Вакуумирование кондиционера автомобиля

Когда в системе автокондиционера осталось менее чем 50% хладагента, то завоздушивание и попадание внутрь влаги — неизбежно. Естественно, агрегат сможет работать, хотя и не на всю возможность, но, скорее всего, компрессор выйдет из строя, а на трубках системы образуется коррозия, и тогда ремонт обойдется куда дороже, чем вакуумирование. Для удаления из кондиционера атмосферного воздуха и паров влаги потребуется вакуумный насос.

Чтобы вакуумировать автокондиционер самостоятельно вам потребуется:

  1. Включить отопитель и прогреть авто, чтобы влага конденсировалась в испарителе;
  2. Подключить вакуумный насос к штуцеру компрессора, а затем, выкрутив ниппель, повернуть под ним краник (против часовой стрелки);
  3. Включить насос на 15 минут, затем перекрыть вентили и выключить его. Процедуру повторить несколько раз.

После завершения процедуры нужно подождать часа 2-3, и только потом можно производить заправку кондиционера автомобиля.

Оборудование для заправки кондиционера авто

Самостоятельная заправка автокондиционера требует как базовых навыков, так и определенного комплекта оборудования. Поэтому, для проверки давление в системе и последующей заправки автомобильного кондиционера, нужно приобрести:

Набор оборудование для заправки кондиционера автомобиля

  • метрологическую станцию;
  • шланги;
  • переходник с краном, позволяющий подключится к системе;
  • баллон хладагента соответствующего типа (R-12 или R-134а).

Все необходимое оборудование для заправки кондиционера автомобилей своими руками можно приобрести в любом автомагазине.

Стандартный магазинный комплект для заправки подключается следующим образом:

  1. Баллон с фреоном, на нем имеется резьба и плоскость, которая прокалывается иглой во время подсоединении переходника (когда такой переходник с краником отсутствует, то нужно докупить отдельно).
  2. Соединительная муфта дает возможность подключить через тройник, манометр и шланг.
  3. Другой конец шланга подключается к метрологической станции (приобретается отдельно) к которой подсоединяется еще один шланг.

Как отличить где какой штуцер

Каким образом заправляется и как отличить, где какой штуцер?

Системы кондиционирования имеют две стороны: низкого (показана красной стрелкой) и высокого давления (на нее указывает синяя стрелка).

Заправка автокондционера производится в магистраль низкого давления, поэтому, первым делом вам понадобится найти нужный штуцер. Чтобы исключить заправку со стороны высокого давления, размеры входных отверстий различны. У некоторых моделей колпачки штуцеров обозначаются буквами «H» и «L» или имеют разный цвет.

Этапы самостоятельной заправки автокондиционера

Заправка кондиционера авто своими руками — наглядное видео

Независимо от модели авто и внешнего вида узлов, общая инструкция по заправке кондиционера автомобиля будет аналогична.

Итак, чтобы заправить фреон в систему автокондиционера, делаем следующее:

  1. Очищаем от грязи защитный колпачок и участок магистрали низкого давления, затем открываем его.
  2. На заправочный штуцер надеваем шланг от собранного ранее оборудования.
  3. Инструкцией по заправке автокондиционеров предусмотрен запуск двигателя и поддержка 1500 оборотов. Держать их нужно для того, чтобы компрессор прокачивал фреон по магистралям. Поэтому на данном этапе либо нужна помощь, либо можно поместить что-нибудь под педаль газа.
  4. Включаем рециркуляцию воздуха по салону на максимум.
  5. Открываем краник магистрали низкого давления, перевернув баллон с хладагентом вверх дном, и потихоньку открываем вентиль. Кондиционер начинает заправляться (на работающем двигателе).
  6. Заправка кондиционера автомобиля сопровождается постоянным контролем показаний манометра.

Как продлить срок службы кондиционера на автомобиле?

Для продления работоспособности автокондиционера следует соблюдать простые рекомендации по самостоятельному обслуживанию:

  • периодически мыть радиатор автокондиционера (конденсер);
  • в зимний период заезжать в теплое помещение и давать поработать кондиционеру минут 10-15, хотя бы раз в месяц.

Как видите, самостоятельная заправка автокондиционера не является сложной, и если нет необходимости искать утечку фреона или ремонтировать систему кондиционирования, то можно справится с обслуживанием своими руками. Хотя, естественно, чтобы была выгода от самостоятельных действий, нужно иметь в наличии весь необходимый набор для заправки хладагента, ведь его стоимость обойдется вам в ту же цену, что и заправка кондиционера на СТО. Поэтому данную процедуру выгодно делать при регулярном, раз в 2-3 года, обслуживании автокондиционера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: