Московские электромобили получат зарядные станции

«Энергия Москвы» растёт и ширится. Чего ждать от развития зарядной сети Дептранса Москвы?

В московском регионе, согласно статистическим данным, активно растёт автопарк электромобилей. Абсолютно точную цифру на данный момент сказать сложно, но если брать Москву и область, то она будет в районе 3000 автомобилей. Это конечно пока «капля в море», но как поётся в одном из старых советских мультфильмов «капля за каплей, и океан…». Поэтому уже сегодня в Москве и Подмосковье идёт планомерная работа по развитию зарядной инфраструктуры.

В настоящее время число зарядных портов в столичном регионе насчитывается несколько сотен, что очень хорошо видно на карте мирового агрегатора информации по зарядным станциям Plugshare. Подчёркиваю, именно зарядных портов, а не станций. В этот объём входят зарядные станции, в которых обычно по 2-3 порта, а также просто розетки, выведенные специально для подключения к ним коннекторов электромобилей. Свои фирменные сети здесь развивают Россети с МОЭСК, Мосэнерго, МГТС, Мособлэнерго. А теперь к их числу прибавился московский Дептранс, который запустил программу «Энергия Москвы» по созданию одной из самых больших сетей зарядных станций не только в Москве, но и в России.

В рамках реализации проекта «Энергия Москвы» планируется открыть 600 зарядных станций, от которых одновременно смогут заряжаться около 1000 электромобилей. Судя по карте Дептранса Москвы, на сегодня открыто и действует 34 зарядные станции.

Чтобы уточнить некоторые вопросы по развитию сети «Энергия Москвы» я обратился в Департамент транспорта за комментариями. На них ответил руководитель проекта «Энергия Москвы» Шумская Александра Игоревна.

1) Сейчас, согласно карте, установлено и действует несколько десятков зарядных станций. Планируется, что сеть будет состоять из 600 станций. По какому принципу выбирается место локации электрозарядки?

В рамках проекта «Энергия Москвы» запланировано размещение 600 зарядок для электромобилей к 2023 году. На данный момент установлено 60 зарядных станций для электромобилей, 34 из которых уже действуют. Другие в стадии подключения. Ознакомиться с картой сети городских ЭЗС можно в приложении «Московский транспорт» или на Едином транспортном портале.

Станции устанавливаются рядом с точками притяжения: бизнес-центрами, торговыми центрами, кафе, магазинами, социально-значимыми объектами. Также учитываются пожелания жителей, которые могут направить свои обращения к нам через портал по ссылке https://transport.mos.ru/electro

2) Оборудование какого производителя составит основу вашей сети?

В основе сети городских зарядных станций оборудование российских производителей.

3) Планируется ли повышать мощность зарядных станций с нынешних 22 кВт? Скажем так, по нынешним временам и технологиям, это не самые быстрые зарядки.

Мы уже начали установку быстрых зарядных станций для электромобилей мощностью 50 кВт. Естественно, мы учитываем быстрое развитие технологий и увеличение ёмкости аккумуляторов, поэтому мы также планируем увеличивать мощность станций.

4) Места для зарядки возле этих станций обозначены соответствующими знаками, говорящими, что это места для электромобилей. Уже были случаи эвакуации ДВС-автомобилей с этих мест, и какой штраф грозит тем, кто, выражусь мягко, невнимателен к знакам?

Конечно, мы внимательно следим за соблюдением правил дорожного движения. Такие места предназначены для подзарядки электрических автомобилей. Неправильная парковка там затрудняет движение и возможность подзарядки электромобилей.

С апреля 2021 года по настоящее время МАДИ и АМПП переместили на спецстоянки 2822 автомобиля, припаркованных под запрещающими знаками на электрических зарядных станциях. Ещё 212 водителям были выписаны только штрафы, так как они либо находились в машине, либо пришли на место до начала движения эвакуатора.

5) У Вас на сайте написано «Плата за пользование электрозарядной инфраструктурой не взимается». То есть зарядка сейчас бесплатна? Это промо-режим, пока вся сеть не будет создана? Когда планируется ввести плату за зарядку, и каким будет тариф? Это важные вопросы, так как многие противники развития электромобильной сферы будут говорить, что эта «бесплатность» за их счёт.

На данный момент зарядка на городских ЭЗС бесплатна.

Планируя зарядную сеть для электромобилей, мы учитывали потребности жителей. К нам часто обращаются с просьбами установить станции зарядки рядом с их офисом и домом. Мы учитываем эти пожелания при планировании сети. Большинство зарядок появятся в местах, где люди чаще всего проводят время: возле торговых и бизнес-центров, у продуктовых магазинов и кафе, возле жилых домов. Однако мы не можем поставить зарядку у каждого дома владельца электрокара. Поэтому выбираем массовые места. Так, например, мы установим зарядки справа по направлению движения из центра на крупных магистралях, чтобы водителям было удобно зарядить электромобиль по пути домой.

Читайте также:
Автоновости Москвы: новые ограничения на въезд в город

6) Скептики электромобилизации конечно спросят «А откуда электроэнергия?». Не могли бы вы подсказать каков сейчас энергобаланс в Москве, и насколько он профицитен или наоборот?

Выработка электроэнергии стабильно растёт, поэтому увеличение объёма потребления электроэнергии оказывает определенную поддержку устойчивости данной сферы. Согласно данным электросетевых организаций, в Москве мощности достаточно.

7) В московском регионе параллельно развивается несколько зарядных сетей (Россети с МОЭСК, Мосэнерго, МГТС, Мособлэнерго). Устанавливать множество приложений не слишком будет удобно для будущих электромобилистов. Сейчас есть IT платформы, которые объединяют в себе информацию и возможность подключения и пользования зарядками через один ресурс. Какие у вас планы и политика в этом направлении?

В рамках проекта город создает условия для комфортного пользования ЭЗС. Все городские станции, а также при желании станции других операторов могут быть интегрированы в приложение «Московский транспорт». Чтобы подключиться к зарядке, нужно скачать приложение – и никакие карточки или пропуска не нужны. В приложении можно увидеть статус станции: свободна она или занята, проложить маршрут, забронировать и активировать зарядную сессию.

8) Каким вы видите стратегическое развитие сети?

Сегодня вопрос экологии стоит довольно остро: «зелёная» повестка подталкивает автомобильный рынок к снижению выбросов CO2 и повышению класса экологичности. Экология и здоровье москвичей – один из приоритетов работы Транспортного комплекса. Для этого город организует пространство, где удобно ходить пешком и передвигаться на комфортном, экологичном транспорте. Поэтому мы активно развиваем проект «Энергия Москвы», который направлен на то, чтобы транспорт стал экологичнее, а воздух – чище.

Мы понимаем, что развитие электротранспорта напрямую зависит от развития зарядной инфраструктуры. Поэтому Департаментом транспорта разработана стратегия по развитию доступной сети зарядных станций. Мы планируем установить в городе новые виды зарядных станций, которые позволят водителям электромобилей подзарядить машину за время приема кофе, то есть – за 20 минут. А благодаря обслуживанию сети в течение всего жизненного цикла зарядные станции будут соответствовать мировым стандартам и своевременно обновляться.

P.S.

Благодарю за ответы Александру Шумскую. Это кстати приятно, что сеть развивается настолько быстро, что я в одном из своих вопросов несколько промахнулся с количеством установленных и действующих зарядок. «Зелёная Точка Старта» будет следить за развитием зарядной сети в нашёй столице. Мы только в начале большого пути, который сделает наш город самым чистым, красивым и инновационным.

Уважаемые читатели, чтобы не пропустить наши свежие статьи вы можете подписаться на наш Телеграм-канал . Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты (кнопки соцсетей есть в конце каждого материала). Ваше участие нам очень важно!

В Москве установят 600 зарядных станций для электрокаров к 2023 году

В столице развивается инфраструктура электротранспорта

Владельцы электрокаров в Москве год от года будут чувствовать себя все комфортнее. В столице на уровне правительства задан вектор на электрификацию общественного и личного транспорта.

РИА Новости

К концу 2021 года в Москве установят около 200 зарядных станций, к 2023 году – 600. Их разместят возле торговых и бизнес-центров, у продуктовых магазинов и жилых домов.

Город переходит на электротранспорт, чтобы улучшить экологическую ситуацию. По мнению мэра, 90 процентов экологических проблем Москвы связаны с выхлопами миллионов ТС. Власти столицы уже создали проект “Энергия Москвы” по развитию легкового электротранспорта и зарядной инфраструктуры. Часть из запланированных 600 ЭЗС будут быстрыми. “Мы планируем установить в городе новые виды зарядных станций, которые позволят водителям электромобилей подзарядить машину за время приема кофе, то есть – за 20 минут”, – сообщила Александра Шумская, руководитель проекта “Энергия Москвы”. Одной зарядки электрокара хватает в среднем на 200 километров. Среднее время “заправки” автомобиля на “медленной” ЭЗС – 2 часа.

Городские власти осознанно подходят к планированию инфраструктуры: устанавливают зарядки справа по направлению движения из центра, чтобы водителю было удобно зарядиться по пути домой. В большинстве станций используются зарядки европейского стандарта, но город обещает в будущем использовать зарядки и с разъемом американского типа.

Читайте также:
Новости АвтоВаза-2013

Пока ЭЗС в основном расположены в центре города, в наиболее проходимых местах, а в районах за Третьим транспортным кольцом их не хватает. “Но здесь на помощь приходит бизнес, например, станции зарядки от “Россетей” или МГТС, индивидуальные зарядные станции в подземных паркингах жилых домов, бизнес-центров или ТРЦ”, – говорит Андрей Кузин, финансовый директор СберАвто.

Инфраструктура электротранспорта будет развиваться в сторону удобства расположения зарядных станций и увеличения скорости зарядки

В Москве на электромобили отменен транспортный налог, отсутствует плата за парковку. Город ушел от использования карточек для подключения к зарядке, теперь к зарядным станциям можно подключиться через приложение “Московский транспорт”. “Мне кажется, москвичи вполне созрели для покупки электромобилей в личное пользование”, – говорит Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. По его словам, москвичи отказываются от электрокаров только из-за недостаточно пока развитой инфраструктуры.

Но процесс идет, изменения стали видны буквально в последние полгода. Эксперты считают, чтобы окончательно пересадить москвичей на электрокары, количество зарядных устройств должно измеряться не сотнями, а тысячами. Для сравнения: в лидирующем по количеству электромобилей штате Калифорния (США) уже установлено 73 000 зарядных станций, до 2025 года планируется установить еще 123 тысячи устройств. К 2030 году они планируют достичь цели в 1,2 миллиона зарядных станций. Тогда можно будет перестать продавать автомобили с ДВС.

“Большинство жителей Москвы живет в многоквартирных домах, у них нет возможности заряжать машину от бытовой розетки. Поэтому количество электромобилей будет расти прямо пропорционально количеству ЭЗС в жилых районах города”, – считает Елена Крившич, партнер Strategy Partners, практика “Транспорт и логистика”.

“Спрос на электромобили в России есть. По данным “Автостата”, в 2020 году россияне купили 687 новых электромобилей, но это на 95 процентов больше, чем в 2019 году. В прошлом году жители Москвы приобрели 450 электромобилей – это рекорд за последние 5 лет”, – говорит Александра Шумская.

“Автоконцерны приняли принципиальное решение к 2025 году расширить линейку электромобилей и к 2030 году разрабатывать и выпускать только этот вид транспорта. Значит, потоки машин пойдут в те страны, которые инфраструктурно к ним готовы”, – говорит Ренат Тюктеев, директор “Авилон Мерседес-Бенц”.

“Время зарядки электромобиля должно измениться в сторону уменьшения: неудобно заряжать электромобиль в городе более 2 часов. Поэтому в ближайшие год-два могут появиться сверхбыстрые зарядки, счет пойдет уже не на часы, а на минуты”, – считает Хуан Карлос Сантос Кастанеда, руководитель направления электромобильности, “Сименс” в России.

Конечно, не все упирается в сеть ЭЗС. Цены на электротранспорт в России достаточно высоки и, к сожалению, в ближайшее время они существенно не снизятся, считают эксперты. “Средняя цена нового электрокара в России – 2-4 миллиона рублей, с пробегом – 1-3 миллиона. В основном они импортируются из Европы и Китая. В 2021 году Минпромторг России анонсировал выпуск личного транспорта на электрической тяге трех брендов в ближайшие три года. Это позволит снизить цену на электрокары, соответственно, увеличить их долю в автопарке России”, – говорит Денис Мигаль, гендиректор сети автосалонов Fresh Auto.

В мире электротранспорт с каждым годом становится доступнее. Согласно отчету BloombergNEF, цены на литий-ионные аккумуляторы в 2020 году стали на 87 процентов ниже, чем в 2010 году. Если верить The Guardian, к 2024 году электрокары станут более доступными для потребителя: стоимость производства электрокаров достигнет паритета со стоимостью производства авто с ДВС.

Зарядки для электромобилей: проверяем Москву по карте

Зарядки для электромобилей: проверяем Москву по карте

Если открыть «Яндекс.Карты» или справочник 2gis по запросу «Зарядка электромобиля» и навести фокус на Москву, то схемы запестрят значками с колонками с указанием «24 часа». Да в историческом центре города ЭАЗС больше, чем обычных заправок! И у нас еще жалуются на неготовность инфраструктуры? Конечно, территория России охвачена точечно, но столица точно готова, плюс куча льгот, окупающих высокую стоимость самого электромобиля! Срочно пересаживаемся на экологически чистый и более выгодный в эксплуатации транспорт?

карта зарядок для электромобилей яндекс

Все оказалось не так просто. Читайте о расследовании зарядной инфраструктуры Москвы от Matador.Tech в подробном репортаже Светланы Парфеновой, вооруженной фотоаппаратом – разберем все на месте.

Карты бывают разные

«Яндекс», как и 2gis, настроены чересчур позитивно. Можно даже не отправляться на улицы Москвы – достаточно открыть Google Maps и увидеть всего несколько точек зарядки электромобилей в Центральном административном округе города.

Читайте также:
Франкфуртский атосалон – премьеры сезона 2013

карта зарядок для электромобилей гугл

И это – первый звоночек, что в 2020 году в России внезапно существуют неточности и разночтения в оформлении географических карт. Уже повод начать волноваться: вот заряд подходит к концу, ты открываешь в смартфоне навигацию, а там такое разнообразие в зависимости от приложения. Где больше шансов обнаружить работающую зарядку для электромобиля? И есть ли они вообще?

И зарядки бывают разные

К началу нашего расследования как раз подоспела российская премьера электромобиля iEV7S от китайской марки JAC, который сейчас является самым доступным из официально продающихся на нашем рынке. Да, 2 299 000 рублей для электромобиля, у которого самым дорогим элементом по-прежнему являются аккумуляторы, – это невысокая цена.

Представители пресс-службы в разговоре с Matador.Tech рассказали, что в рамках адаптации для нашего рынка электрокар переменил китайский тип штекера на европейский Type 2. В отличие от Tesla с ее американским разъемом, например.

зарядка для электромобиля jac

С одной стороны, владельцы привычных машин с ДВС тоже имеют дело с разными пистолетами на заправках – для бензина (к тому же с разным октановым числом) и для дизтоплива. Однако за очень редким исключением колонки разных типов собраны на одной заправке. С электрозаправками все немного иначе, и на картах ЭАЗС тип разъема не указан.

зарядка для электромобиля в москве

Зарядки могут быть компактными столбиками прямо на тротуаре вдоль уличной парковки (для электромобилей парковка в Москве бесплатна даже в самых дорогих местах) или отдельной колонкой на традиционных АЗС. И там, и там у пользователей возникают проблемы.

Проблема первая – не все зарядки с карт существуют в реальности

Это очевидно еще по тому, что все карты дают разную информацию. Исторический центр Москвы в границах Садового кольца оккупирован в основном муниципальными точками Мосэнерго.

зарядка мосэнерго

Зарядка Мосэнерго в Большом Николоворобинском переулке

Часто встречаются «Россети», которые в ряде мест обозначаются как МОЭСК.

россети электромобили

Зарядка Россети на Большой Бронной улице

Из монобрендов на картах указаны такие зарядки как ФОРА, СКТ и «Баринофф».

фора зарядка

Зарядка ФОРА на Гончарной улице

Самой точной карты нет. «Гугл» показывает меньше точек, чем в действительности, но хотя бы все собранные на Google Map зарядки есть в реальности. «Яндекс» вкупе с «2ГИС» отмечают зарядки, которых может не оказаться. Возможно, на этой улице в какой-то момент переложили асфальт или плитку, как принято сейчас развлекаться в Москве, и зарядная колонка пропала.

зарядка баринофф есть или нет

Вот так на самом деле выглядит улица Солянка, на которой на картах отмечена зарядка “Баринофф”

И наоборот, на картах обозначены порой совершенно неожиданные места. За пределами ЦАО, например, путь к обозначенной на карте зарядной точке может вести через задворки к автосервису. И там окажется непонятный порт без каких-либо инструкций, который, видимо, предусмотрен для клиентов автомастерской.

Зарядка, отмеченная на карте в районе метро Коломенская

Зарядные пункты начали встречаться даже на фонарных столбах на обычных стоянках в спальных районах. В основном они рассчитаны на малую мощность, а значит, даже компакт будут заряжать несколько суток.

Проблема вторая – не ко всем зарядкам есть доступ

«Яндекс.Карты» очень оперативно помечают новый шлагбаум, перекрывший въезд в очередной двор, а вот забор и ворота, за железными прутьями которых можно видеть какой-то пустырь (с зарядкой или без – непонятно), не показывает.

По этому адресу “Яндекс” обещает зарядку для электромобиля Мосэнерго

И если все же на обозначенном месте действительно находится уличная колонка, нет никаких гарантий, что вы сможете остановить около нее свой электромобиль и подключить его к электросети. Минимум мест помечено знаком «Парковка только для электромобилей», и даже на такой разметке, скорее всего, будет стоять обычная машина. Как и было в большинстве мест, проверенных Matador.Tech.

Зарядка ФОРА на Гончарной улице: электрокар не припаркуешь рядом с колонкой

Такие же сложности испытывают американские владельцы электрокаров (в большинстве случаев – «Тесл»). В Европе публика ведет себя немного приличнее. Явление, когда автомобиль с ДВС занимает парковку с колонкой для электромобиля, уже получило названием ICEing (от аббревиатуры ICE – двигатель внутреннего сгорания).

Читайте также:
Компания Audi официально представила А4 нового поколения

знак зарядка для электромобилей

В Большом Николоворобинском переулке место зарядки помечено знаком, но не разметкой.

Круг все сужается. И это еще не все ограничения, которые ждут в Москве незадачливого водителя Tesla, Audi e-tron, Jaguar I-Pace, JAC iEV7S или Nissan Leaf со вторичного рынка Приморья, пригнанного из Японии!

Проблема третья – к зарядкам нужен «пароль». Разные пароли.

Поблескивающие модные зарядочные колонки для электромобилей («Россети») все же существуют, как и менее симпатичные «шкафчики» от Мосэнерго или других компаний. Но не всегда можно понять, действующие они или нет. Многие безмолвствуют, не поясняя своего предназначения ни какими-либо инструкциями, ни индикаторами работы. Человек, первый раз пытающийся зарядить электромобиль в Москве, тот же турист, растеряется.

зарядка для электрокаров фора

Зарядка ФОРА на Гончарной улице

Зарядка для электромобилей в Москве заявлена как бесплатная, но шнур спрятан за закрытым лючком.

Здравствуйте.

Теоретически дверцы должен открывать определенный «ключ». Например, на монобрендовой зарядке ФОРА на улице Гончарная, 20/1 стр. 1, вл. 1, есть подсказка, что надо скачать приложение, затем, скорее всего, пополнить счет, и только потом получить возможность вытащить зарядный шнур.

Либо воспользоваться картой – какой? Угадайте.

На колонке она нарисована без всяких опознавательных знаков. Видимо, для ее приобретения нужно обращаться в компанию ФОРА.

«Россети» и Мосэнерго заботливее – на колонки наклеены более подробные инструкции. «Россети» указывают, что надо приложить некую RFID-карту – очевидно, что она должна быть куплена заранее, на инструкции есть сайт, где ее можно приобрести.

зарядка россети

Россети на Большой Бронной

Кстати, у них самые стильные колонки.

Мосэнерго поясняет про бесплатный режим «заправки» и просит за это всего лишь отметиться картой «Тройка», чтобы разблокировать доступ к проводу и подключить машину к электричеству. Вот что предлагает зарядка в Глинищевском переулке.

Зарядка Мосэнерго в Глинищевском переулке

Для немосквичей поясним, что карта «Тройка» используется в городе для проезда на общественном транспорте. Разумеется, она есть у многих столичных автомобилистов, но маловероятно, что она окажется в машине приезжего туриста из другого региона или страны. Не на всех зарядках Мосэнерго есть эти подробные уточнения. Сравните колонку в Большом Николоворобинском.

Зарядка Мосэнерго в Большом Николоворобинском переулке

То есть воспользоваться точкой «Россети» и Мосэнерго действительно можно, но нельзя просто подъехать и начать заряжать машину. Нужно заранее приобрести специальную карту. А самое обидное, что на картах эти колонки зачастую перепутаны: вот подъезжаешь ты со свой «Тройкой» к колонке Мосэнерго, а там оказываются «Россети».

россети заправка

Зарядка Россети на Большой Бронной

Как отмечают владельцы и пользователи электромобилей в соцсетях, с подобными проблемами они сталкиваются постоянно. Сеть АЗС Shell развивает и сеть зарядных точек на площадке с обычной заправкой, но отдельные кассиры порой не могут ответить, что за карточка нужна для заправки. Зато ее можно оплатить через сайт и активировать по телефону.

знак зарядка для электромобилей

Что-то подобное происходило, когда в Москве только появлялись первые платные парковки. Самым очевидным способом, то есть наличными, оплатить стоянку было нельзя, карты паркоматы не принимали, парковочные карты надо было приобретать в специально отведенных местах, приложение опять же нужно сначала скачать и пополнить счет. Но ничего, москвичи выдрессировались, так что можно отправить их и гостей столицы на те же грабли – осваивать новую инфраструктуру и учиться все узнавать и закупать заранее. Например, платную карту «Тройка» для вроде как бесплатной льготной зарядки своего электрокара.

Проблема четвертая – на картах нет подробностей

Как уже было сказано выше, на картах не указан тип разъема. Также не всегда можно понять, какова мощность зарядки. На небольшой мощности электромобиль может заряжаться долго, а при быстрой зарядке способен восстановить большую часть заряда за 30-60 минут.

Малый Ивановский переулок, например - зарядка есть только на карте

Малый Ивановский переулок, например – зарядка есть только на карте

И, как было сказано выше, в поисках отмеченной на карте зарядки можешь приехать в непонятное место, где очень вряд ли возьмут карту «Тройка». Вот точка в районе метро Коломенская оказалась блоком на стене без всяких инструкций – вероятно, для клиентов сервиса гибридных автомобилей, расположенного рядом. Что с оплатой, что за разъемом – непонятно.

Читайте также:
Седан Audi A3 для России

Но порт действующий – нам удалось заметить заряжающийся Toyota Prius. Точнее, подзаряжающийся – видимо, это версия Plug-in гибридного «Приуса».

За два съемочных дня Matador.tech удалось обнаружить ровно половину от количества заявленных на популярных картах зарядок и только один действительно заряжающийся автомобиль. Это оказался Tesla Model S у колонки Мосэнерго.

тесла модел с на зарядке в москве

Tesla заряжается от Мосэнерго в Глинищевском переулке

Хорошо, что для электромобилей не только зарядка, но и стоянка на муниципальных парковках в Москве бесплатна. Иначе бы можно было разориться, платя до 380 рублей в час – электрокары в лучшем случае заряжаются 30 минут, а на большинстве таких колонок – несколько часов.

Вот как выглядит работающая станция Мосэнерго.

станция мосэнерго зарядка электрокара

Они все-таки существуют!

Есть ли что-то позитивное?

Однозначно, мировые автопроизводители настроены отказываться от ДВС в пользу электромобилей, об этом говорят и стратегии, и конкретные новинки – электромобилей среди них все больше. И дело вовсе не в экологии, а в желании обходиться без «ископаемого топливо», в которое свято верят в России, но от которого давно не хотят зависеть другие страны. Это долгий путь, но на него вступили почти все автокомпании. И мы тоже будем его осваивать, никуда не денемся.

Инфраструктура в России по-прежнему неразвита, данные для пользователя противоречивы и порой непредсказуемы. Но она появляется. Зарядные станции есть не только в столице, но и на федеральных трассах. А на Дальнем Востоке благодаря традиционному заимствованию подержанных автомобилей из соседних Японии и Китая даже более продвинута – местные автомобилисты давно осваивают электромобили.

Электрокары все еще очень дороги, но каждый день производители отчитываются о разработке новых технологий, которые в ближайшие годы позволят снижать цены на EV. Но даже сейчас электромобиль может стать выгодным приобретением в определенных регионах РФ – с возможностью бесплатно парковаться (в Москве в центре час стоит уже 380 рублей) и даже бесплатно заряжаться, нулевым транспортным налогом для электромобилей, может, скоро дозреют и для проезда по полосам для общественного транспорта.

Но даже без льгот электромобили выгодны в эксплуатации. 100 километров пути обходятся дешевле, чем на бензиновой или дизельной машине, а техослуживание исключает десятки пунктов, которые необходимо проходить традиционным автомобилям. Заряжать такие машины можно не только на уличных зарядках, но и на подземных паркингах жилых комплексов и торговых центров, от бытовой розетки в загородном доме. Некоторые наловчились перекидывать провод из окна многоквартирного дома даже не с первого этажа. Но от простой бытовой розетки машина будет заряжаться в лучшем случае ночь, а некоторые модели – не один день.

Электромобили в Москве

Правительство Москвы выделило 130 млн рублей на реализацию программы развития общедоступной сети зарядных станций для электромобилей (ЭЗС). Соответствующее постановление подписал столичный мэр Сергей Собянин, сообщает его официальный сайт 8 декабря 2021 года.

К этому дню в Москве действуют 109 зарядных станций для электромобилей, из которых 42 соответствуют новому городскому стандарту, утвержденному столичным департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Кроме того, идет работа по установке 200 станций нового стандарта. К 2023 году количество зарядных станций в Москве собираются увеличить до 600.

Уточняется, что ЭЗС нового стандартна удобно интегрированы в мобильное приложение «Московский транспорт», что позволяет водителям забронировать и активировать зарядную сессию. Также при помощи приложения водители могут проложить маршрут до ближайшей зарядной станции. Особо отмечается увеличение скорости зарядки электромобилей на новых станциях — всего 20 минут.

По данным агентства «Автостат», на которые ссылается мэрия, за последние 6 лет количество электромобилей в Москве выросло в 8,5 раз. В городе к 8 декабря 2021 года насчитывается порядка 2 тыс. таких машин.

Правительством города в последние годы принят ряд стимулирующих мер для развития электротранспорта. В частности, владельцы электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога. Также они имеют право бесплатно парковать свои транспортные средства в зонах платной городской парковки и пользоваться городскими ЭЗС. Кроме того, для владельцев такси и каршеринга при приобретении электромобиля – в кредит или в лизинг – размер субсидии увеличен в два раза по сравнению с субсидией на покупку автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. [1]

Запуск зарядок для электромобилей возле домов в Москве, построенных по реновации

Около домов в Москве, построенных по программе реновации, запустят зарядки для электромобилей. Об этом стало известно в середине сентября 2021 года.

Читайте также:
Автоновости Москвы: тревожные кнопки на пешеходных переходах

Как сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов, зарядные станции для электрокаров установят в подземных паркингах и во дворах жилых домов. Отмечается, что кроме автомобилей, на станциях можно будет заряжать и другие виды электротранспорта: велосипеды, моноколеса, самокаты, скутеры и др.

По словам Загрутдинова, крупную технику можно будет оставлять для зарядки на ночь. По предварительным расчетам, станции, установленные во дворе, способны будут полностью зарядить электромобиль приблизительно за 120 минут, добавил он.

На официальном сайте мэра Москвы говорится, что внедрение технических инноваций в кварталы, построенные по программе реновации, связано с увеличением количества электротранспорта в Москве и, как следствие, возросшим спросом на зарядные станции в шаговой доступности от жилья.

Ранее был разработан перечень требований к ИТ-инфраструктуре строящихся зданий и дворовых территорий — «Смарт-стандарт 1.0». Он определяет необходимые условия для размещения зарядных станций для электромобилей. К середине сентября 2021 года ведется разработка норматива для установки зарядных станций для электромобилей во дворах и в подземных паркингах жилых домов, возводимых по программе реновации.

Ожидается, что в Москве к 2023 году создадут сеть из 600 зарядных станций для электромобилей, что в пять раз больше, чем было в 2020-м. Об этом говорится в проекте «Энергия Москвы», разработанном Департаментом транспорта столицы. Согласно планам властей, к 2024 году в Москве будет насчитываться порядка 2,6 тыс. электробусов против 450 в 2020 году. [2]

Запуск первой станции зарядки электромобилей за 20 минут в Москве

В Москве запущена первая станция зарядки электромобилей за 20 минут. Об этом столичный Департамент транспорта сообщил 9 сентября 2021 года.

Станция обладает высокой мощностью в 50 кВт и имеет два разъема — европейского и американского типа. Подключение и бронирование АЗС для электромобилей (ЭЗС) осуществляется через приложение «Московский транспорт». Там же можно узнать статус зарядки. К 9 сентября 2021 года зарядная сессия бесплатна для автомобилистов.

Также отмечается, что до конца года в городе появится не менее 50 быстрых зарядных станций. Их установят у продуктовых магазинов и кафе, в центре и возле жилых домов.

По словам заместителя мэра столицы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, которые приводит пресс-служба, в городе продолжают реализовывать проект «Энергия Москвы» и устанавливать новые виды зарядных станций.

К сентябрю 2021 года подавляющее большинство зарядок находится в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК). Подробнее о местоположении станций в конкретных районах можно узнать на карте. Там отмечены и проектируемые ЭЗС: со временем они появятся во многих районах в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), а кое-где выйдут за ее пределы, как это было сделано на трассе M-11.

Установка новых ЭЗС происходит не хаотично: департамент транспорта изучил обращения граждан, проанализировал, где они чаще всего оставляют и забирают автомобили каршеринга, пообщался с представителями крупных торговых сетей, компаний-девелоперов и бизнес-центров. [3] [4]

В Москве появились передвижные зарядки для электромобилей

В июле 2021 года стало известно о появлении в Москве мобильных зарядных станций для электромобилей. Реализацией соответствующего проекта занялась компания L-Charge. Подробнее здесь.

2020: АВВ открыла очередную зарядную станцию в Москве

9 сентября 2020 года компания ABB сообщила, что открыла станцию быстрой зарядки электромобилей серии Terra возле БЦ iCUBE в Москве, в котором расположен головной офис АВВ в России. Аналогичные станции уже заряжают электромобили в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Сочи, Екатеринбурге, Перми, Тюмени, Красноярске, Абакане, Благовещенске, Хабаровске. Подробнее здесь.

ЭЗС в городе: “Энергия Москвы”, которая вас заряжает

На наши вопросы отвечает Александра Шумская, руководитель проекта “Энергия Москвы” в столичном Департаменте транспорта

На наши вопросы о том, как столица переходит на электромобили, согласилась ответить Александра Шумская – руководитель проекта “Энергия Москвы” в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. И по долгу этой службы – самый компетентный в вопросах электрификации московского транспорта человек.

Что такое “Энергия Москвы”, какие у проекта задачи, как это работает? Общественный электротранспорт – тоже ваша забота?

Проект «Энергия Москвы» направлен на развитие легкового электротранспорта и городской зарядной инфраструктуры.

У этой работы несколько направлений: актуализация законодательства, принятие стимулирующих мер, расширение зарядной сети, IT-решения – всё, что способствует облегчению перехода на электромобили.

Некоторым кажется, что электромобили и электробусы – это как будто одно и то же, но нет. Развитие общественного электротранспорта – это отдельный большой проект. А в совокупности – большая программа Москвы по электрификации транспорта, направленная на улучшение качества жизни горожан.

Читайте также:
Рестайлинг японца Toyota Aqua

Два слова о себе: как вы пришли в орган исполнительной власти?

Мне очень хотелось трудиться, во-первых, для своей страны. А во-вторых, делать лучше, легче, качественнее жизнь людей вокруг и – пускай это звучит громко – во всей стране.

Работала в экологических проектах, участвовала в НИРах, а также проходила стажировку в Правительстве Москвы. Закончила я физико-математический лицей №239 в Петербурге: математика, олимпиады…

Потом поступила в Москву в Финансовый университет при Правительстве РФ на финансово-экономический факультет. Магистратуру закончила на юридическом, по направлению «Юрист в частном бизнесе и власти». А здесь, наверное, отчасти волею судьбы – искренне верю, что нахожусь на своем месте и делаю хорошее дело.

Большая ли у вас команда?

У нас небольшая, но сильная команда – мы не огромная корпорация с тысячами сотрудников. Но тут как считать: ведь юридический и финансовый отделы Департамента решают в том числе и наши задачи. Главное, чтобы людей хватало, и они всё успевали. Пока справляемся, но с ростом зарядной сети и парка электромобилей тоже будем расширяться. Работа в органах исполнительной власти – это постоянное развитие, многие вещи узнаешь на практике. Это невероятный опыт!

Это серьёзная ответственность: получается, от вас лично зависит, сколько в Москве будет зарядных станций для электромобилей и где они будут установлены?

Планируя зарядную сеть для электромобилей, мы исходим из потребности жителей. К нам часто обращаются с просьбами установить станции зарядки рядом с их офисом и домом. Мы рассматриваем адреса, анализируем возможность технологического присоединения и учитываем эти пожелания при планировании сети.

Большинство зарядок появятся в местах, где люди чаще всего проводят время: возле торговых и бизнес-центров, у продуктовых магазинов и кафе, возле жилых домов. Для удобства пользователей мы устанавливаем зарядки справа по направлению движения из центра на крупных магистралях. Так водителям будет удобно зарядить электромобиль по пути домой.

“Прежде чем в городе появится новая зарядная станция, мы изучаем, оцениваем и согласовываем огромное количество различных данных”

Моя зона ответственности в проекте – сделать так, чтобы в городе было больше экологичного транспорта. Чтобы переход на электрокары был комфортным, в городе должна быть развита современная зарядная инфраструктура. Именно этим мы с командой и занимаемся – прежде чем в городе появится новая зарядная станция, мы изучаем, оцениваем и согласовываем огромное количество различных данных, а также анализируем, как еще можем сделать переход на электромобили комфортнее.

Как определяется число зарядных станций, которое необходимо городу?

Мы хотим, чтобы покрытие зарядной инфраструктурой было равномерным, чтобы в каждом районе были зарядки и поддерживалась определённая плотность сети. Внутри Садового кольца – плотнее всего, поскольку там много офисных зданий и огромное количество людей приезжает туда на работу. В идеале зарядная станция должна стоять тут каждые 800 метров.

А всего в Москве – исходя из ее размера, количества зелёных насаждений, заводов и других параметров, с учётом роста парка электромобилей и того, что одна быстрая зарядка обслуживает 10 машин – сейчас мы считаем оптимальным числом 600 станций, которые в рамках городской программы и должны стоять к началу 2023 года.

Но понятно, что останавливаться на этом мы не будем: население, количество электромобилей, жилые и офисные площади растут, так что и зарядок понадобится больше.

С 2023 года Москва станет пилотным регионом федеральной программы развития электромобилей, решение уже принято. Пока неизвестно, сколько станций нужно будет дополнительно установить по федеральной программе, но новые станции точно будут: городские либо коммерческие, посмотрим.

Вообще коммерческую программу установки станций мы тоже собираемся активно развивать – будем смотреть на рост и действовать. Пока электромобили прибывают в геометрической прогрессии: на 01.01.2020 в Москве было зарегистрировано 594 электромобиля, на 01.01.2021 – больше тысячи.

В 2022-м точной статистики еще нет, но, по нашим расчетам, это примерно 2200 машин. То есть количество электромобилей в городе ежегодно удваивается.

А в нынешнем году увеличится, очевидно, еще сильнее: в частности, много машин ввезли прямо перед Новым годом.

Читайте также:
Самурайский дух Subaru

У ЭЗС оборудуются специальные места для электромобилей и подзаряжаемых гибридов, на которых нельзя парковаться машинам исключительно с двигателем внутреннего сгорания

Принимая решение об установке станции, Дептранс оценивает ситуацию в комплексе: анализирует трафик каршеринга, рассматривает заявки граждан, учитывает даже точки базирования коммунальных служб. Какие условия должны быть выполнены, чтобы станцию установили?

Если станция должна быть установлена по городской программе, выбирая место, мы обязательно изучаем «тепловую карту». Это карта интенсивности всевозможных событий, близких к нашему вопросу: сколько людей заканчивают тут поездки на каршеринге, сколько магазинов, офисов, и так далее.

Чем «горячее», то есть событий больше, тем больше смысла в установке станции. Конечно, прислушиваемся к пожеланиям горожан – нам приходит много обращений с просьбой установить в том или ином месте зарядку.

А если желание самостоятельно установить зарядную станцию возникает у коммерческой организации, она должна предоставить нам для согласования определенный пакет документов.

Мы должны убедиться, что там достаточно парковочных мест и несколько можно зарезервировать под электромобили. Что не придётся лишний раз вскрывать асфальт и тротуарную плитку. Что расстояние, на которое нужно тянуть кабель от трансформаторной подстанции до точки зарядки, минимальное – и строительные работы не затянутся и не будут напрягать жителей района. Мы же хотим сделать жизнь людей лучше! Поэтому наш проект координирует все кейсы по установке зарядных станций в Москве.

Недавно мэр Сергей Собянин выделил проекту 130 миллионов рублей, и до 2023 года к уже имеющимся в столице 109 и строящимся 200-м ЭЗС должно добавиться еще 50 станций быстрой зарядки нового московского стандарта. Что это за стандарт?

Мы в рамках проекта «Энергия Москвы» разработали и утвердили стандарт, которому соответствуют все станции, установленные с начала 2020 года. Но ЭЗС в городе монтировались и до этого – их устанавливали «Россети», «Мосэнерго», часть из них работает до сих пор. Это «медленные» станции переменного тока максимальной мощностью 22 кВт, подключаться к ним можно было только с помощью определённой карточки.

Чтобы подключиться к любой из наших станций, нужно скачать приложение «Московский транспорт», выбрать удобную ЭЗС на карте и приехать. Кстати, в приложении есть функция бронирования – чтобы не стоять в очереди, вы можете забронировать нужную ЭЗС и приехать в течение 15 минут, при этом парковка для электрокаров на территории города также бесплатна.

Наша сеть «Энергия Москвы» – это и «медленные», и «быстрые» станции. Первые – один зарядный порт, 22 кВт или два порта и 44 кВт на станцию с одновременной зарядкой двух машин. Мощность «быстрых» станций постоянного тока сейчас 50 кВт, но мы планируем её увеличивать: прогресс идёт, ёмкость батарей растёт, и мы стараемся обеспечить запас на будущее, чтобы не пришлось через год-два новые станции утилизировать и заменять более мощными.

В целом, на “медленной” подзарядка происходит в среднем в течение 2 часов, на “быстрых” – в течение 20 минут.

Так что городской стандарт – это, во-первых, единый дизайн и узнаваемость, чтобы у пользователей не было вопроса, а что это такое – зарядка или паркомат. А во-вторых, единые алгоритмы пользования, чтобы подзарядить автомобиль смог каждый водитель, и ему для этого не приходилось вникать в длинную инструкцию.

Все городские ЭЗС интегрированы в приложение «Московский транспорт». В нем можно найти ближайшую станцию на карте, проложить маршрут до нее, а также увидеть ее статус, забронировать время подзарядки и активировать зарядную сессию

В Европе часто бывает так, что ставят зарядную станцию, а вскоре затевают замену подводящих кабелей, поскольку они старые, не выдерживают нагрузки и т.п. Вы упомянули о планах увеличения мощности «быстрых» зарядных станций – тянуть под них новые кабели не придётся?

В нашем случае – нет, потому что мы сразу ориентируемся на будущее. Конечно, нюансы всегда есть, что-то будет зависеть от наличия свободных мощностей на подстанции спустя энное количество лет, что-то – от изменений в планах благоустройства города: в конце концов, рядом больницу могут построить, которая заберёт весь профицит энергии.

Но по большому счёту мы думаем на несколько ходов вперёд. Когда мы закладываем зарядную станцию, у нас есть несколько вариантов.

Можем заложить кабельную канализацию с запасом, то есть с учетом увеличения мощности в будущем. А можем заложить хаб: например, у нас на адресе запланированы три станции, но пока все они не нужны. Мы ставим одну, а канализацию подводим сразу на три – чтобы потом не пришлось заново копать и строить.

Читайте также:
Франкфуртский атосалон – премьеры сезона 2013

Получается, вы должны быть в курсе всех планов развития города – ведь надо же знать, построят через три года ту самую больницу рядом с будущей ЭЗС или нет?

Да, конечно. Мы изучаем стратегию развития города и также делимся планами – например, с энергетиками. У них своя программа реконструкции энергосетей и трансформаторных подстанций, у нас своя, и мы взаимодействуем. Ведь и бюджеты, и время нужно расходовать эффективно. Если сетевая организация и Комплекс городского хозяйства видят, что мы в следующем году в каком-то районе планируем установить несколько станций, они понимают, что лучше всё увязать и создавать дополнительные мощности, подстанции именно здесь. Наши планы выполняются синергично.

ЭЗС «Энергии Москвы» оснащены современными зарядными разъемами. На “медленных” станциях это Type 2, на “быстрых” – CCS Combo 2 и CHAdeMO

«Медленная» или «быстрая» зарядка – как принимаете решение, какую именно ставить? И сколько из запланированных на конец 2022-го 600 московских ЭЗС в итоге окажутся «быстрыми»?

Сейчас для нас очевидно, что увеличивать нужно количество именно «быстрых» зарядок. И уже упомянутые миллионы рублей были выделены конкретно на 50 дополнительных «быстрых» зарядных станций.

Новые станции будут повышенной мощности – 60 кВт. Это на 10 кВт больше, чем первые быстрые станции, мощность которых была 50 кВт.

Мы протестируем новые ЭЗС в реальных условиях и, в случае положительного опыта, будем увеличивать их количество. С каждым годом будем стараться наращивать мощность станций. Многие люди бояться переходить на электродвигатель, потому что думают, что зарядка электромобиля будет занимать слишком много времени.

Подзарядка машины на новых «быстрых» станциях займёт не больше 20 минут. В наших планах установить 50 таких станций в течение полугода.

Не все люди, уже эксплуатирующие электромобили, отдают себе отчёт, насколько непросто на самом деле организовать станцию в таком городе, как столица. Хочется ведь, чтобы ЭЗС росли как грибы – сегодня понадобилась, и завтра уже стоит…

Самая большая сложность для установки станции – это даже не отсутствие свободной мощности. Хотя и это проблема, конечно: где-то может не быть сетей, и сетевики скажут – нужно строить трансформаторную подстанцию, под неё нужно найти землю, это минимум год… Да, это вопрос. Но вопрос решаемый: его можно заложить в планы, в программу будущих лет.

Серьезное препятствие – огромное количество подземных коммуникаций в Москве. Уличные зарядные станции обычно ставятся в пешеходных зонах, на тротуарах, а под ними много кабелей и труб.

В каких-то местах помех может не быть, но подойти туда нельзя, потому что там охранная зона. И это уже всё – ну, нельзя в такой зоне кабели тянуть, например, у «Ростелекома» по связи свои требования особые. Так что есть места, где станции стоять не могут.

Сколько времени в среднем требуется на появление новой станции в Москве – от принятия решения до первой зарядки?

Мы планируем нашу адресную программу на будущие годы уже сейчас. Но если говорить о сроке от подачи заявки на технологическое присоединение до подключения – в среднем это 5 месяцев.

Хотя бывает и 2, и 6. Это время на проектно-изыскательские работы, строительные, монтаж и пусконаладку станции – станция некоторое время работает в тестовом режиме.

Сами электромобилем пользуетесь?

Чаще пользуюсь общественным электротранспортом, он едет по выделенкам и получается быстрее добираться, без пробок.

На электромобиле езжу 2-3 раза в неделю, когда понимаю, что торопиться не нужно и есть запас по времени.

Вся наша команда постоянно пользуется электромобилями, это обязательно. Мы же должны думать, как электромобилисты, понимать, что хорошо работает, а что нужно улучшить. Мы как пользователи сами заряжаем электромобили и заодно проверяем работу станций.

Читайте также:
Автоновости Москвы: тревожные кнопки на пешеходных переходах

В заключение – снова о работе руководителя проекта «Энергия Москвы». Что в ней приносит удовлетворение, а что оказалось вызовом?

Удовлетворение – видеть результаты, видеть довольных людей. В конце прошлого года мы на Тестовской улице поставили быструю зарядную станцию (вернее, поставили несколько, подключили пока одну, перед самыми новогодними праздниками).

Сейчас люди активно заряжаются, и когда я вижу количество зарядных сессий и слышу «спасибо за зарядку» – очень воодушевляет.

Вроде бы мелочь, не каждый внимание обратит, но для нас, для всей команды это очень важно. Во-первых, виден результат работы – вот она, зарядка стоит. Во-вторых, пользу людям принесли, а это для нас главное.

Сложности? Сфера новая, многое приходится изучать и посоветоваться бывает не с кем. Казалось бы, и раньше станции ставили, опыт есть – но тогда было другое законодательство в электроэнергетике, другие правила технологического присоединения. И город очень быстро меняется – мы не стоим на месте, машины меняются, станции меняются, протоколы меняются.

Только решил, что ты уже умеешь это делать – и тут вдруг раз, всё меняется, обновляется, и… и это неплохо! Мне нравится: работа никогда не бывает однообразной. Да, это вызов, но мы справляемся. А решать сложные задачи – это мне тоже нравится! (смеётся).

Москва потратит 130 млн рублей на электрозаправки для автомобилей

130 млн рублей выделят на установку зарядных станций в Москве

Пресс-служба мэрии столицы опубликовала сообщение о выделении средств для развития инфраструктуры для электромобилей. Речь идет о быстрых ЭЗС, которые могут зарядить машину за 20 минут. Развитие сети зарядных станций поможет улучшить экологию Москвы. Сергей Собянин уже подписал документ.

«Правительство Москвы выделило 130 миллионов рублей на реализацию программы развития общедоступной сети зарядных станций для электромобилей (ЭЗС). Постановление по данному вопросу подписал мэр Москвы Сергей Собянин», — сообщение московского правительства

На декабрь 2021 года в столице работают 109 электрозаправок . Развитием электротранспорта и сопутствующей инфраструктуры занимается проект «Энергия Москвы» . Проект разработал департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города. В конце 2020 года правительство утвердило стандарт для городских зарядных станций:

  • Медленные ЭЗС мощностью не менее 22 кВт, быстрые — 50 кВт.
  • Смешанная инфраструктура, наиболее удобная для водителей.
  • наличие в электрозаправках двух типов разъемов. Основной — европейский стандарт коннекторов. В некоторых быстрых зарядках — американский стандарт.

На текущий момент установленным стандартам соответствуют около 40% всех ЭЗС столицы (42 станции). Их количество планируют нарастить в несколько раз, в том числе и с помощью выделенных 130 млн рублей:

«В настоящее время проводится работа по размещению 200 зарядных станций нового стандарта. Выделенные постановлением правительства Москвы средства позволят установить еще 50 современных ЭЗС до конца 2022 года. Всего в планах — размещение 600 станций к 2023 году», — заявление пресс-службы мэра Москвы.

Владельцы электромобилей могут найти ближайшую зарядку, построить маршрут и забронировать очередь с помощью приложения для смартфона «Московский транспорт».

Агентство «Автостат» отмечает резкий рост регистрации электротранспорта в столице. За 6 лет количество электромобилей увеличилось в 8,5 раз. Ранее мы писали про новые правила субсидий на установку ЭЗС от Минэнерго, которые вызвали резонанс среди участников рынка.

Автопарк каршеринга электромобилей в России растет

Сервис каршеринга «Ситидрайв» особенно активно пополняет свой автопарк электрическими моделями. Несмотря на то, что

Рейтинг автопроизводителей за январь-апрель 2022 года Китай

Электромобили Илона Маска не могут побить рекорд популярности бюджетного и мобильного ситикара Wuling HongGuang

Первый серийный солечный электромобиль за 250 тысяч евро

Мировая премьера первого в мире серийного «солнцемобиля» состоялась 9 мая. Голландский бренд Lightyear представил

Новые рекомендации и планы по производству электромобилей в России

Правительство РФ не оставляет идею популяризации электромобилей в стране. Программа Минтранса РФ рассчитана до

Концепт электромобиля Jidu ROBO-01 интерьер

На мероприятии ROBODAY 8 июня стартап Jidu Auto впервые показал концепт своего суперкара-робота. Электрический

Можно ли купить немецкие электромобили в России в 2022 году

Продажи электромобилей в России в апреле 2022 года

В прошлом месяце россияне ожидаемо приобрели меньше электромобилей. Зато «нелегальная» в стране Tesla бьет

Обзор выставки Едрайв 2022

Открытие крупнейшей электрозаправки в Москве — пресс-релиз

Сезон кикшеринга: останутся ли в России электровелосипеды и электросамокаты

В 2022 году сезон компактного электротранспорта начался рекордно рано. Несмотря на совсем не мартовскую

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: