Полисы ОСАГО опять подорожают

Тарифы ОСАГО в 2022 году

Тарифы ОСАГО в 2022 году

Главная цель реформы ОСАГО — сделать цену полиса более справедливой. Сейчас все платят плюс/минус одинаково. Есть лишь пять факторов, влияющих на стоимость: регион регистрации, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж за рулем, и как часто он попадает в аварии.

Этот набор факторов не менялся с 2003 года. И за это время многое изменилось. Самое главное — страховщики накопили статистику и могут пользоваться системами больших данных. То есть привязать стоимость полиса к реальному риску попадания конкретного водителя в аварию. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители — меньше.

Основные изменения в тарифах ОСАГО

Взять и сразу поменять всю систему было бы неправильно. Тогда стоимость полиса стала бы резко меняться. Поэтому в ЦБ все делают постепенно. В частности, пошагово расширяют коридор тарифных ставок. За последние годы он расширился и вверх, и вниз.

— Банк России планирует расширить тарифный коридор ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения, — говорится в сообщении ЦБ.

С сентября 2022 года минимальная базовая ставка ОСАГО для физических лиц — 1646 рублей, а максимальная — 7535 рублей. Для юридических лиц и таксистов с лицензией свои ставки.

— В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора предусмотрено для такси. Более широкий коридор позволит эффективно воздействовать рублем на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям, — пояснили в пресс-службе Центробанка.

Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2022 году (руб.)*:

Новые правила техосмотра в 2022 году

Чтобы купить ОСАГО теперь не нужно показывать диагностическую карту. Но это касается только частного транспорта — физлиц. Связано это с тем, что не везде в России исправно работают пункты техосмотров. К тому же аварий по причине неисправного состояния машин в общем числе ДТП мизерный процент (0,1% по данным ГИБДД).

Однако теперь страховые вправе продавать полисы дороже тем автовладельцам, которые не прошли техосмотр. При этом послабления в законе не освобождают от обязательства все равно проходить процедуру. С 1 марта 2022 года штраф за управление авто, которое не прошло осмотр, составит 2000 рублей (до этого максимум 800 рублей). К тому же его смогут выписывать камеры.

Популярные вопросы и ответы

Какая минимальная премия по полису ОСАГО?

Премия — это размер страхового взноса или еще проще, цена полиса. Страховая премия складывается из множества коэффициентов о которых мы писали выше. Все они перемножаются с базовой ставкой. В 2022 году минимальная премия не может быть ниже 2224 рублей.

Какие документы нужны для оформления полиса в В 2022 году?

Чтобы купить ОСАГО приготовьте:

• заявление (пишут в страховой);
• паспорт;
• документы на автомобиль;
• водительские права;
• договор купли-продажи (для тех, кто только приобрел машину).

Как рассчитать размер полиса ОСАГО?

БТ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС = цена полиса ОСАГО.

Базовый тариф для легковых машин физлиц и ИП: 1646 – 7535 рублей.

Коэффициент территории: от 0,68 до 1,88.

Коэффициент бонус-малус: от 0,46 до 3,92 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, а при получении прав он равен 1).

Коэффициент возраста и стажа: от 0,83 до 2,27 (полный список в приложении к указу ЦБ).

Количество водителей авто: 1 или 2,32 (если указан четкий перечень лиц или страховка открытая).

Коэффициент мощности двигателя: от 0,6 до 1,6 (чем больше л.с., тем выше, максимум начинается со 151 л.с.)

Коэффициент сезонности: от 0,5 до 1 (сколько месяцев в году используется авто, если более 10, то 1).

Читайте также:
Каким будет Ленинский проспект

Также встречается редкий коэффициент КП (0,2 — 1) — нужен для машин, которые зарегистрированы за рубежом, но используются в РФ, а также когда купили машину в одном регионе и погнали ее на регистрацию в другой. К тому же страховые вправе использовать свои коэффициенты, например, для семейных людей или тех, кто не предоставил диагностическую карту техосмотра.

Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс: Стоимость ОСАГО станет более индивидуальной. Как узнать, во сколько обойдется полис

13 сентября вступило в силу указание Центробанка, в соответствии с которым в очередной раз расширен тарифный коридор ОСАГО.

Электронный полис ОСАГО или бумажный - на тариф и стоимость страховки не влияет. / Сергей Михеев

Ранее вступило в силу указание, по которому при расчете стоимости восстановительного ремонта можно учитывать цены на аналоговые детали. Как изменится от этого стоимость полисов, корреспонденту “РГ” рассказал президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

Игорь Юрьевич, вот произошло очередное расширение тарифного коридора ОСАГО. Зачем оно нужно, если увеличения страховых выплат пока не предусматривается?

Игорь Юргенс: Это не первый этап расширения тарифного коридора. Ранее Банк России уже неоднократно это делал. Эта мера всегда направлена на обеспечение страховщикам возможности более точечной тарификации клиентов. Раньше тарифы были построены таким образом, что, например, все автовладельцы легковых машин в одном и том же городе получали абсолютно одинаковый тариф. Но это несправедливо: страховщики знают, что в зависимости от тех или иных особенностей разные клиенты (пусть и на одинаковых машинах) несут разный риск, с разной вероятностью становятся виновниками аварий. Логично, что разный риск должен и тарифицироваться по-разному. Каждое расширение границ коридора позволяет страховщикам устанавливать более справедливый тариф для конкретного автовладельца, исходя из его личных особенностей. И главное, дает возможность страховщикам конкурировать в борьбе за безубыточных автовладельцев, что они и делают, снижая для них цену полиса. Первый этап реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО был начат в январе 2019 года. С тех пор в течение трех лет средняя цена полиса обязательной “автогражданки” в целом по РФ или оставалась на одном уровне – в районе 5,5 тысячи рублей, или даже падала. При этом безаварийные автовладельцы платили меньше, аварийные – больше.

В этом году из-за ухода с рынка ряда производителей автозапчастей и проблем с логистикой цены на многие ходовые запчасти существенно выросли. Следствием этого стал рост выплат по ОСАГО, который также давит на тариф. В июне вступили в силу новые справочники стоимости запчастей, цены в которых выросли примерно на 30% по сравнению с предыдущими. Однако и в этих условиях средняя цена ОСАГО выросла лишь на 10%, тогда как инфляция в июле, по данным Банка России, составила 15,1%. А в августе наметилось даже некоторое снижение средней цены полиса ОСАГО. В то же время Банк России не мог не учитывать ситуацию с запчастями и принял решение о расширении тарифного коридора. Это расширение, как и все предыдущие, позволит страховщикам более точно назначать тариф убыточным клиентам, которых меньшинство (например, во втором квартале максимальный коэффициент “бонус-малус” за убыточность получили всего 815 человек на всю страну). При этом конкуренция за безубыточных никуда не денется и тарифы для них останутся выгодными.

Подорожают ли полисы?

Игорь Юргенс: Есть недотарифицированные сегменты страхователей, основной рост цен на ОСАГО можно прогнозировать именно для них. Большинство автовладельцев – аккуратные и дисциплинированные водители, которые не провоцируют ДТП, и, следовательно, страховщики не выплачивают страховое возмещение по их вине.

Для таких автовладельцев даже в нынешней ситуации с существенным подорожанием запасных частей роста стоимости полисов или не будет, или он будет не таким чувствительным, как для аварийных водителей.

Читайте также:
Новые штрафы за нарушение ПДД в России

Конкуренция страховщиков за хорошего клиента, которая наблюдается уже не первый год, не позволяет выставлять таким клиентам очень высокий тариф. Для части водителей премия может быть и вовсе меньше, чем в предыдущие периоды, ведь помимо базовой ставки в расчете страховой премии задействованы и коэффициенты, одним из которых является коэффициент “бонус-малус” (этот коэффициент отражает историю страхования), и надо не забывать, что для водителей, которые из года в год не попадают в ДТП, он постоянно снижается вплоть до минимума, который составляет 0,46. Например, во втором квартале 2022 года максимальную скидку по ОСАГО имел каждый третий водитель.

Насколько в целом может вырасти стоимость полисов? И для кого?

Игорь Юргенс: Для очень аварийных автовладельцев, которым страховщики и сейчас устанавливают цену полиса ОСАГО по верхней границе коридора, стоимость страховки, скорее всего, вырастет. Также больший рост могут ощутить регионы из “красной зоны” рейтинга регионов РСА, где велики риски мошеннических действий с ОСАГО. А вот регионы “зеленой зоны”, которых большинство, наоборот, будут тарифицироваться страховщиками ниже. Наилучшие показатели зарегистрированы в Калининградской области, Пермском крае, Новгородской области, Республике Коми и Карелии. В целом неплохая ситуация в Центральном, Северо-Западном, Приволжском (за исключением Нижегородской области), Уральском округах. А вот многие регионы Южного, Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного округов демонстрируют высокие риски мошеннических действий в ОСАГО, что, вероятно, отразится на тарифах.

А для кого и насколько может снизиться стоимость полисов?

Игорь Юргенс: Можно нарисовать примерный портрет автовладельца, для которого цена полиса, скорее всего, или сохранится на примерно том же уровне, или даже станет немного ниже. Это водитель возрастом от 40 лет, с большим стажем вождения, не становившийся виновником ДТП в последние 10 лет, выбирающий модели машин, не предполагающие спортивной езды, и проживающий в регионе “зеленой зоны” по рискам мошеннических действий в ОСАГО. Это не означает, что каждый страховщик назначит такому клиенту минимальную цену по ОСАГО. У конкретной страховой компании могут быть свои дополнительные критерии – например, кредитная история водителя или его семейное положение. При этом, напомню, инфляция по данным Банка России в июле – 15,1%, то есть когда мы говорим о том, что цена полиса ОСАГО сохраняется на прежнем уровне, то в реальном денежном выражении это означает ее снижение.

Игорь Юргенс уверен, что для большинства автовладельцев стоимость полиса не изменится. Фото: Кирилл Зыков / АГН “Москва”

С 11 сентября можно учитывать в расчете стоимость аналогов запчастей. Однако это не отразится пока на страховой корзине. Поскольку это не заложено в новых справочниках, которые вступят в силу 19 сентября. Скажется ли это на стоимости полисов?

Игорь Юргенс: Это может отразиться на стоимости полисов не раньше, чем вступят в силу справочники, подготовленные по новым правилам, а это должно случиться ориентировочно 19 октября. Кроме того, все изменения, касающиеся страховых выплат, имеют немного отложенный во времени эффект. То есть и новые правила по выплатам заработают для автовладельцев в конце октября, и примерно тогда же они могут начать сказываться и на цене полисов ОСАГО.

Почем нынче полис?

В зависимости от степени аварийности автовладельца стоимость его полиса ОСАГО может отличаться в несколько раз. Российский союз автостраховщиков привел примерные расчеты стоимости полиса.

В качестве примера взяли собственника автомобиля, живущего в Москве (территориальный коэффициент 1,8), с автомобилем “Форд Фокус” (мощность двигателя – 125 л.с., коэффициент мощности 1,4). Он покупает полис ОСАГО сроком на год, при этом период использования не ограничивает. В полис вписан только он один.

Если водитель – новичок, ему 18 лет, стаж вождения отсутствует, первый год страхования: стоимость полиса ОСАГО для него составит 50 431 рубль, при условии что страховщик установит для него максимальную базовую ставку из возможных.

Читайте также:
АвтоВАЗ закрывают на инвентаризацию

Водителю 42 года, его стаж вождения – 21 год. При этом он регулярно нарушает правила дорожного движения и несколько раз в год становится виновником ДТП. Можно ожидать, что страховщик также применит для него верхнюю границу базовых ставок из коридора, и стоимость полиса ОСАГО для него составит 67 734,71 рубля.

Водителю 42 года, его стаж вождения – 21 год, в течение 15 лет он ни разу не становился виновником аварии. Стоимость полиса ОСАГО для него составит 1736 рублей, если страховщик выберет минимальный базовый тариф как для аккуратного безаварийного водителя.

Некий “усредненный” автовладелец: водителю 31 год, стаж вождения – 12 лет, становится виновником аварии один раз в несколько лет. Можно смоделировать, что страховщик возьмет среднюю базовую ставку страхового тарифа, и тогда стоимость полиса ОСАГО для него составит 7480 рублей.

С 13 сентября ОСАГО подорожает на 26%: все подробности и расчеты

С 13 сентября тарифный коридор по ОСАГО расширили на 26%. Аварийным водителям, новичкам и жителям опасных регионов придется платить больше. Для аккуратных автомобилистов цены должны снизиться. Расчеты

Какие штрафы за сбитых животных: таблица и нюансы

Очередные нововведения в области страхования заработали в России. С 13 сентября Центробанк расширил тарифный коридор по ОСАГО сразу на 26%: для легковых автомобилей минимальную базовую ставку понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для расчетов по такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 до 15 756 рублей. Страховщики объяснили такие изменения резким подорожанием запасных частей на автомобили для ремонта — примерно на аналогичный размер. При этом эксперты в области страхования уверены: теперь за страховку придется платить больше, а вот получить выплаты или достойный ремонт будет все сложнее. Разбираемся, для кого страховка станет дороже и сколько придется платить.

Полис ОСАГО дорожает вслед за запчастями на автомобили

Позицию представителей страхового сообщества о том, что основной причиной расширения коридора стало значительное удорожание запчастей подтвердил директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Павел Нефедов. Он напомнил, что новые справочники для Единого расчет ремонта заработали еще с 19 июня 2022 года. При этом в документе, который страховщики используют для расчета выплат по ОСАГО, среднее повышение цен на запчасти составило порядка 26%.

«В связи с этим расширение тарифного коридора — максимально своевременное действие, которое позволит сбалансировать экономику страховых компаний. Действительно, расчет тарифа становится все более индивидуальным, поэтому рисковые водители могут увидеть очень резкое и сильное повышение цены, а аккуратные опытные водители могут получить небольшие скидки. Отметим, что мы не ожидаем существенных скидок по этой линии бизнеса, что связано со слишком резким ростом цен на запчасти», — сказал Нефедов.

В Российском автомобильном союзе (РСА) уверены, что новый этап индивидуализации тарифов по ОСАГО позволит сохранить текущие цены на ОСАГО для безаварийных водителей и поднять их лишь для водителей, которые представляют реальную опасность на дороге для других участников дорожного движения.

«Для них это станет экономическим стимулом к безаварийному вождению. При этом мы видим, что, работая в течение двух с половиной месяцев по новым справочникам, в которых цены на запчасти выросли почти на 30%, рост средней цены ОСАГО остался в пределах 10%, а безаварийные водители ощутили лишь минимальное увеличение стоимости полиса», — сказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Для кого и насколько подорожают полисы ОСАГО

По словам страховщиков, дорожать полисы будут в первую очередь на основе данных о вождении и аварийности водителей. Остальные параметры они называть отказались, сославшись на коммерческую тайну.

Читайте также:
В Минске пройдет выставка ретро мотоциклов

При этом в РСА уверены, что размер средней премии (стоимости самого полиса ОСАГО) в регионах будет значительно отставать от максимально возможной цены. Там посчитали, что в Москве средняя стоимость ОСАГО для легкового автомобиля физлица равняется 8357 руб.: это на 22% меньше верхней границы тарифного коридора для региона, которая равна 10 764 руб. В Санкт-Петербурге средняя цена полиса — 7746 руб., что на 21% ниже верхней границы тарифного коридора, которая составляет 9807 руб. Средняя стоимость ОСАГО в Ленинградской области равна 6055 руб. — это на 18% меньше верхней границы тарифного коридора (7415 руб.). В Московской области, в свою очередь, средняя цена полиса ОСАГО — 7485 руб., что на 20% ниже верхней границы тарифного коридора в 9329 руб.

При этом на конкретных расчетах для среднестатистического водителя получается, что полисы все-таки будут стоить значительно дороже по сравнению со средними показателями. Такие расчеты по просьбе Autonews.ru сделал руководитель проектного офиса страховой вертикали «Банки.ру» Александр Макаров.

Водитель, 25 лет, стаж пять лет, он один в полисе ОСАГО, автомобиль Kia Rio с мотором 1,6 л, 123 л.с., без аварий, Москва.
Цена полиса до изменений: минимальная (при базовой ставке 2224 руб.): 4721 руб. Максимальная при базовой ставке 5980 руб.): 12 694 руб.

После изменений: минимальная (при базовой ставке 1646 руб.): 3494 руб. Максимальная при базовой ставке 7535 руб.): 15 995 руб.

Аналогичный водитель с такими же параметрами с учетом одной аварии:
до изменений: от 6052 до 16 275 руб.;
после изменений: от 4479 до 20 507 руб.

Аналогичный водитель с такими же параметрами с учетом двух аварий в год:
до изменений: от 10 653до 28 644 руб.;
после изменений: от 7884 до 36 092 руб.

Водитель, 35 лет, стаж 10 лет, два человека в полисе ОСАГО, автомобиль Haval Jolion (1.5 MT, 143 л.c.), Москва. Без аварий. Второй водитель — супруга, 25 лет, стаж 5 лет, без аварий.

Как уточнил эксперт, в расчете стоимости ОСАГО коэффициент бонус-малус и коэффициент стажа (КВС) зависят от водителей, вписанных в полис. По обоим этим коэффициентам берется наихудший. Поэтому в данном случае премия будет такая, как если бы в полис была вписана только более молодая супруга с меньшим стажем вождения.

Таким образом стоимость такого полиса до изменения составляла бы от 4721 до 12 694 руб. А после изменений — от 3494 до 15 995 руб.

Аналогичная ситуация, только 35-летний мужчина допустил две аварии. В данном случае опять используется КБМ первого водителя как более аварийного.

Стоимость такого полиса до изменения составляла бы от 7081 до 19 041 руб. А после изменений — от 5241 до 23 993 руб.

В свою очередь, в компании «Абсолют Страхование» провели расчет для такси.

Мужнина, 35 лет, стаж 10 лет, автомобиль Kia Rio с мотором 1,6, 138 л.с., работает в такси, открытый полис ОСАГО без ограничений количества водителей. Автомобиль принадлежит физлицу, и эксплуатируют его в Москве. Водитель в аварии не попадал.

Старые ставки: 12 505 руб. × 1,8 × 1,17 × 1 × 2,32 × 1,4 = 85 538 руб.

Новые: 15 756 руб. × 1,8 × 1,17 × 1 × 2,32 × 1,4 = 107 775 руб.

Юрист и эксперт в области рынка автозапчастей Алексей Поляков в беседе с Autonews.ru выразил уверенность, что на фоне изменений цена полиса вырастет, а выплаты будут постепенно снижаться.

«Базовый тариф можно будет увеличить на 26%, а выплаты страховщики могут постепенно снижать, ведь вскоре при расчете цены ремонта начнут использовать больше аналогов. В итоге выплат не будет хватать даже для качественного проведения среднего ремонта, и потерпевшая сторона будет судиться с виновником. При этом не факт, что деньги у него найдутся», — считает Поляков.

Читайте также:
Ford испытывает радар-шпион

В свою очередь, глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что цены на запчасти в справочниках значительно занижены и проведенная индексация все равно не отражает рыночной ситуации. В итоге выходит, что потерпевший получает меньшую выплату, которой не всегда хватает на ремонт.

«Получается, что рост цен объяснили подорожанием запчастей, но реальные цифры в справочниках мы не видим. При этом стоит напомнить, что и стоимость работ по ремонту в справочниках значительно занижена. Например, в Москве для Hyundai это 860 руб., для Lada – 710 руб. В то время как средняя цена нормо-часа на СТО в столице — 2,5 тыс. руб.», — сказал Шапарин.

Почему выросли территориальные коэффициенты

Новое указание ЦБ не только расширяет тарифный коридор, но и меняет некоторые территориальные коэффициенты, на которые в том числе умножают базовую ставку для расчетов. Например, в Кызыле (Тыва) и Краснокаменске (Забайкальский край). Страховщики объяснили это токсичностью данных регионов, где у страховщиков отсуживают значительные суммы с помощью автоюристов.

«Есть «жадные» регионы, в которых с помощью судов и автоюристов по ОСАГО от страховщиков получают выплаты в несколько раз больше реального ущерба. Часть регионов на этом специализируется. Именно поэтому отменить коэффициент территории не получается», — заявил директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

Когда заработают новые тарифы по ОСАГО

Как пояснили страховщики, новые тарифы заработают прямо с 13 сентября для всех новых клиентов и для тех, кто обратится для продления полиса. По действующим договорам ставки уже не изменятся.

«ОСАГО или зимние шины?» Автомобилист — о сложном выборе осени 2022 года

Владелец двадцатилетнего Opel Omega посчитал, что отдал за страховки почти что стоимость машины

В России существенно выросли максимальные тарифы ОСАГО, и хотя власти преподносят реформу как шаг в интересах аккуратных водителей, сами аккуратные водители начали обращаться на 74.RU с негодованием по поводу подорожания полисов. Так, пенсионер Владимир со стажем 27 лет и минимально возможным коэффициентом аварийности обнаружил, что при практически идеальных параметрах он вынужден будет отдать за страховку 9 тысяч рублей. Автомобилист также посчитал, что за 11 лет оформления полиса перечислил страховым три четверти стоимости своего авто.

Владимир относит себя к тем аккуратным водителям, о которых часто упоминают представители Российского союза автостраховщиков. За 11 лет страхования по ОСАГО автомобилист попал в ДТП лишь раз и не по своей вине — такие аварии не снижают коэффициент бонус-малус. И, кстати, он остался недоволен калькуляцией ущерба: лобовую аварию по вине другого водителя, в которой была повреждена передняя часть Opel Omega Владимира, компания оценила в 15 тысяч рублей. Автомобилисту пришлось делать независимую экспертизу по альтернативной методике, которая насчитала намного больше. Поэтому целесообразность страхования вызывала у него вопросы и до нынешней реформы, а теперь вопрос встал ребром:

— Дилемма у меня такая: или зимняя резина, или ОСАГО, — признается он. — Я пенсионер, но без машины и квартал не пройду. При этом стаж вождения у меня 27 лет, в ДТП был один раз как пострадавшая сторона, этой машиной владею уже 11 лет, регулярно оформляю полис, отдав за него почти ее стоимость: рыночная цена моего «Опеля» порядка 120 тысяч. В ноябре мне предстоит оформлять новый полис ценой почти как пенсия. И почему я должен платить такие деньги, если не отношусь к аварийным водителям?

Читайте также:
Hyundai Ioniq Electric покорил сердца немцев

После реформы Владимиру предлагают полис стоимостью 9 тысяч рублей, что, с учетом его выгодных коэффициентов, означает базовую ставку в максимальные 7535 рублей. По старым правилам страховка обошлась бы ему примерно в 7 тысяч рублей.

При этом коридор базовых ставок корректировался в январе 2022 года, то есть нынешняя реформа — уже вторая за год. Относительно осени прошлого года максимальный размер базового тарифа прибавил 39%. Весной также резко возросли коэффициенты для аварийных водителей.

Кстати, Владимир может столкнуться с отказами страховых оформлять ему полис, поскольку его автомобилю исполнилось 23 года: в прошлом году такие машины ставились в стоп-лист.

Страховка привязалась к запчастям

Но у страховых — своя правда. Летом, предлагая изменения тарифов, Банк России ссылался на удорожание запчастей из-за июньской корректировки справочников, по которым считается размер ущерба.

— Самые «бьющиеся» при авариях детали подорожали в среднем на 28,7%, следует из обновленных справочников стоимости запчастей Российского союза автостраховщиков. Исходя из этих справочников рассчитывается размер страхового возмещения по ОСАГО, — заявили тогда представители банка.

С тех пор ситуация с запчастями не улучшилась, и, по данным ВТБ, с начала года средняя стоимость полиса возросла на 1000 рублей, и это — без учета сентябрьской реформы.

Очередное обновление справочника запчастей ждет нас 19 сентября 2022 года. Генеральный директор аналитического центра «БизнесДром» Павел Самиев считает это обстоятельство главной причиной изменений:

— Из-за ухода многих производителей в РФ буквально невозможно купить многие оригинальные запчасти, а оставшиеся зачастую продаются втридорога. Поэтому резко возникла потребность в увеличении размеров страховых выплат, чтобы замещать пострадавшей стороне убытки в требуемом размере. Именно ввиду сложившейся ситуации ЦБ РФ принял решение расширить тарифный коридор на основе проведенных актуарных расчетов.

Еще одна вынужденная мера Банка России — разрешение использовать для калькуляции и ремонта неоригинальные запасные части, установив ограничения: они не должны быть дешевле оригинала более, чем в пять раз.

— Сейчас, если оригинальная запчасть отсутствует на рынке, информация о ее стоимости не попадает в справочник. Из-за этого могут возникать трудности при урегулировании убытков по ОСАГО. Новый подход позволит рассчитывать выплату с учетом стоимости аналогов, при этом отсечь заведомо некачественные запчасти, — объяснили в Банке России.

Это однако может еще больше снизить реальные выплаты по ОСАГО или вынудить сервисы использовать заведомо некачественные детали, хотя регулятор и настаивает на невозможности такого сценария. Появилось даже мнение, что рынок ОСАГО ждет коллапс из-за массовых отказов автомобилистов от страхования.

ОСАГО: история подорожания

ОСАГО стало обязательным в России в 2003 году, и первые 11 лет его тарифы оставались неизменными. Большая реформа началась в 2014–2015 годах, когда впервые единую базовую ставку (1980 рублей) заменили тарифным коридором. В последующие годы коридор непрерывно расширялся в обе стороны, и его предыдущая корректировка состоялась в январе 2022 года: до нынешней реформы тарифная «вилка» составляла 2224–5980 рублей, сейчас — 1646–7535 рублей.

После начала спецоперации президент России убрал запрет на однократное изменение тарифов ОСАГО в течение года: теперь Банк России может поднимать ставку несколько раз. Нынешнее увеличение базового тарифа — второе за полгода.

Параллельно корректировались и коэффициенты ОСАГО, например для ряда регионов снизились территориальные коэффициенты, также менялась таблица коэффициентов возраста и стажа. Но сильнее всего последние изменения сказались на аварийных водителях.

В прошлом году резко участились жалобы на невозможность оформить ОСАГО, и наш рейд по страховым компаниям подтвердил эти сообщения.

«Автогражданка» раздалась вширь

С 13 сентября страховщики будут рассчитывать стоимость полиса ОСАГО для автомобилистов по новым правилам: вступает в силу указание ЦБ, расширяющее более чем на четверть ценовой коридор действующих базовых ставок. «Автогражданка» для безаварийных и опытных водителей должна обойтись дешевле, для попадающих в ДТП начинающих автомобилистов, наоборот, подорожает. Опрошенные “Ъ” страховщики говорят, что уменьшения расценок ОСАГО ждать не стоит: слишком дороги стали запчасти для ремонта. Независимые эксперты опасаются, что значительная часть автомобилистов предпочтет вовсе отказаться от приобретения полиса, но в Российском союзе автостраховщиков (РСА) эти прогнозы опровергают.

Читайте также:
Второе поколение Renault Duster

Эксперты опасаются, что стоимость ОСАГО может стать столь недоступной, что от полиса откажутся многие водители

Эксперты опасаются, что стоимость ОСАГО может стать столь недоступной, что от полиса откажутся многие водители

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Эксперты опасаются, что стоимость ОСАГО может стать столь недоступной, что от полиса откажутся многие водители

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Рассчитывая стоимость полиса для каждого водителя, страховщик умножает базовую ставку на ряд коэффициентов (территориальный, возрастной, КБМ и прочие). Размер же ставки компания определяет в пределах установленного Банком России коридора по своему усмотрению, исходя из различных факторов, таких как модель машины, семейное положение водителя и т. д.

До сих пор ставка для владельца легковой машины варьировалась в пределах 2,2–5,9 тыс. руб., а с 13 сентября, в соответствии со вступившим в силу указанием ЦБ 6209-у, коридор составит 1,6–7,5 тыс. руб.

“Ъ” взял для примера 30-летнего москвича с десятилетним (или более) опытом вождения, который, допустим, владеет 150-сильным легковым автомобилем. Москвич управляет автомобилем без аварий, а в полис вписан один водитель. Стоимость ОСАГО для него прежде составляла 2,5–6,72 тыс. руб., теперь же — 1,85–8,47 тыс. руб. Для опытного (со стажем более 14 лет) водителя 40–49 лет, который часто попадает в ДТП, ценовая вилка меняется с 19,9–53,7 тыс. до 14,7–67,7 тыс. руб. Для начинающего 18-летнего столичного автомобилиста диапазон стоимости меняется с 14,8–40 тыс. на 11–50,4 тыс. руб. Коридор базовых ставок и, как следствие, цена страховки изменятся также для водителей мотоциклов, такси, грузовиков и автобусов.

С 13 сентября, в соответствии с указанием ЦБ, также вводятся и новые территориальные коэффициенты: в Махачкале — 0,96 вместо 0,9; в Назрани, Кызыле, Севастополе, Биробиджане, Краснокаменске, Байконуре и на всей территории Чечни — 0,82 вместо 0,7. «Корректировка отразила результаты актуарных расчетов, произведенных на основании данных о выплатах по конкретным регионам»,— сообщили в пресс-службе ЦБ в ответ на запрос “Ъ”.

Банк России, напомним, в последние годы регулярно меняет правила формирования тарифов: в 2019 году коридор расширили на 20%, в 2020 году — еще на 10%. В этот раз ЦБ объяснял необходимость пересмотра цен 30-процентым (по данным РСА) подорожанием запчастей.

Рынок добровольного автострахования ожидает сокращение

Страховые компании готовятся использовать новые возможности. «Для каких-то клиентов точно будет применяться новая максимальная базовая ставка — обычно это высокорисковые и убыточные сегменты»,— рассказал “Ъ” старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантии» Павел Яковлев. Отвечая на вопрос “Ъ” о клиентах, для которых страховка станет дешевле, он ответил: «После очередного подорожания запчастей ожидать снижения стоимости ОСАГО не стоит». Расширение коридора не означает безусловное повышение стоимости полиса, пояснила “Ъ” руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО страхового дома ВСК Татьяна Кудрявцева. «Компания может производить расчет в более широком ценовом диапазоне, исходя из манеры вождения, предлагая индивидуальный тариф для каждого клиента,— поясняет она.— Для примера: стоимость полиса для аккуратного водителя из Москвы может составить 5–8 тыс. руб. в год. Это сопоставимо со средним размером премии, который сохранялся в течение трех последних лет, а для автомобилистов, часто попадающих в ДТП, стоимость полиса может достигать 20–25 тыс. руб. Вместе с тем продолжится и рост выплат по ОСАГО».

Независимые эксперты опасаются, что из-за нового тарифного коридора «автогражданка» подорожает настолько, что значительная часть автовладельцев откажется от обязательного страхования.

Читайте также:
Пасхальное сафари от Jeep. Анонс новинок

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин прогнозирует, что к концу 2022 года 30–40% всех автомобилей будут ездить без ОСАГО. Он также отметил, что автовладельцам все чаще не хватает выплат на ремонт. «Не исключаем, что такие люди (которые откажутся от ОСАГО.— “Ъ” ) могут быть, но сомневаемся, что это будут делать многие,— говорит Павел Яковлев из “РЕСО-Гарантии”.— В большинстве случаев клиенты адекватно относятся к повышению стоимости полиса, так как дорожает все — от продуктов и одежды до различных услуг». «Количество водителей без ОСАГО на дорогах стабильно уже несколько лет и составляет около 6 млн граждан,— заявили в РСА.— Массового отказа автовладельцев от покупки полисов не ожидаем, тарифы могут быть увеличены для высокоаварийных водителей. Большая часть автовладельцев демонстрирует низкую аварийность». Накануне вступления в силу указания ЦБ союз представил статистику о доле водителей, получающих максимальную скидку за безаварийную езду (КБМ 0,47): во втором квартале 2022 года их было 32% (4 млн человек), годом ранее — 29% (3,8 млн человек). Часто попадающих в аварии водителей с максимальным КБМ (3,92) всего 815 человек, или 0,01% от общего числа застрахованных автомобилистов, вдвое меньше, чем годом ранее.

Иван Буранов, Юлия Пославская

«Автодор» установил тарифы для проезда по трассе М-12

Госкомпания «Автодор» опубликовала тарифы, которые начали действовать с полудня понедельника на подмосковном участке трассы М-12 от ЦКАД до «большой бетонки» А-108. Цена проезда для легковых автомобилей и мотоциклов составляет 89 руб., для среднегабаритных транспортных средств — 133 руб., автобусов и грузовых автомобилей — 178 руб., специальных крупногабаритных грузовиков — 267 руб. Вчера же было опубликовано распоряжение правительства о введении платного режима на трассе М-12.

В «Автодоре» напомнили, что на дороге, движение по которой было открыто 8 сентября, применяется безбарьерная система взимания платы «Свободный поток», когда счет выставляется автовладельцу по номеру машины при проезде через рамку с датчиками. Деньги списываются с лицевого счета водителя автоматически либо ему выставляется счет, который нужно оплатить в течение пяти дней.

Еще два участка М-12 во Владимирской области «Автодор» планирует открыть для движения в этом году. В 2023 году планируется запустить дорогу от Москвы до Казани, в 2024 году — до Екатеринбурга. В конце прошлой недели вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о планах продлить магистраль до Владивостока. Президент Владимир Путин ранее поручил выбрать название для трассы.

«ОСАГО выходит под сотню. Это нормально?» Автомобилисты — о сентябрьском подорожании полисов

Полисы для молодых и аварийных водителей подорожали до рекордных величин

В сентябре рекордно изменились тарифы ОСАГО. Инициаторы реформы, Центробанк и Российский союз автостраховщиков, обосновывают ее ростом стоимости запчастей и подчеркивают, что изменения не должны коснуться аккуратных водителей. После первых публикаций мы получили обширную обратную связь от читателей, и вот что они говорят о новых ценах на ОСАГО.

«Сыну нужно 180 тысяч на две машины»

Игорь много лет ездит без аварий, поэтому его коэффициент бонус-малус (КБМ) минимален — 0,46, равно как и коэффициенты возраста и стажа. В прошлом году страховка обошлась автомобилисту в 4 тысячи рублей, сейчас страховые предлагают ее за 5 тысяч, установив максимальный базовый тариф.

— Почему мне повысили стоимость ОСАГО, если я не обращаюсь за выплатами, остается только гадать, но всё это меркнет на фоне цен, которые предложили моему сыну, — рассказывает Игорь.

У сына Игоря двухлетний стаж вождения, а еще — два ДТП по его вине, что сильно увеличило КБМ. В начале этого года изменилась таблица КБМ, и если раньше разница между аккуратным и аварийным водителем достигала пятикратной величины, то сейчас — восьмикратной. Вкупе с повышением максимальной базовой ставки это сильно сказалось на стоимости страховок для проблемных водителей, поэтому сыну Игоря предложили устрашающие суммы.

Читайте также:
Определен победитель конкурса на новую схему метро Москвы

— У него две машины, — рассказывает сам Игорь. — Одна из них — ВАЗ-2107 в возрасте 15 лет, которая стоит сейчас 36 тысяч рублей, а ему выставляют цену за полис в 80 тысяч — дороже автомобиля! А на вторую машину, Mitsubishi Lancer, из-за большей мощности двигателя (143 л.с.) страховка стоит 98 тысяч. То есть за два автомобиля ему нужно отдать 180 тысяч. Я думал застраховать их от своего лица с неограниченным числом водителей, но всё равно получается 36 тысяч рублей на каждый автомобиль.

Игорь признает, что аварийность — фактор, который должен повышать стоимость страховки, но считает такую накрутку абсурдной.

— Оба ДТП были легкие, ущерб там порядка 30 тысяч рублей, то есть меньше, чем стоимость полиса на год. Страховка по 100 тысяч — это вообще нормально? — удивляется он. — На какие средства покупать такой полис?

Кстати, челябинские автомобилисты ощущают на себе еще и влияние высокого территориального коэффициента 1,88 — он самый большой в России (такой же в Мурманске). В Екатеринбурге для сравнения 1,64.

«Мучился два дня, пошел к агенту. »

Несмотря на якобы решенную проблему отказов страховых продавать полисы ОСАГО «невыгодным» водителям, читатели сообщают нам о трудностях такого рода.

— Привез из Японии Toyota Prius 2019 года с пробегом 50 тысяч километров, оформил на супругу: мы оба опытные водители и много лет ездим без единой аварии, то есть мы — сказка для страховых, — рассказывает житель Хабаровска Владимир. — Решили сделать ОСАГО, но не тут-то было: пробовали через разные страховые, везде какие-то ошибки на сайтах. Обратились напрямую в офис, ставят на два месяца в очередь. Мучились два дня, решили сделать всё через агента, заплатив 2000 рублей, и не с первого раза оформили страховку за 6,7 тысячи плюс около тысячи рублей за включение в пул перестраховщиков.

Строго говоря, такая «услуга» должна быть бесплатна, потому что включение в пул перестраховщиков — это просто техническая процедура, введенная весной 2022 года Банком России. С ее помощью страховые компании могут нести коллективную ответственность за клиентов, которых они считают проблемными. Тем самым, по замыслу, должны прекратиться отказы владельцам старых и праворульных машин, таксистам, молодым водителям и другим категориям, которых страховщики считают невыгодными.

Владимир добавляет, что в прошлые годы подобных сложностей не испытывал. С аналогичной жалобой обратился к нам владелец Lada Priora 2010 года выпуска, в страховку которой были вписаны водители со стажем 10 и 17 лет, оба — безаварийные. Не могут оформить ОСАГО и владельцы некоторых мотоциклов.

«То ошибка, то попробуйте еще раз»

Мы писали, что автомобилисты имеют право оформлять полис заранее, но накануне подорожания страховые не спешили предоставлять им такую возможность. Рассказывает Александр:

— Хотел оформить электронное ОСАГО, страховая премия высветилась в 7600 рублей, но оплатить так и не получилось: то ошибка, то попробуйте еще раз. А сегодня цена уже 9336 рублей! — возмущается он.

При этом Александр относится к выгодной категории водителей: при стаже 20 лет он накопил почти идеальный КБМ = 0,52. Ездит водитель на Chevrolet Cruze 2013 года с двигателем 1,8 литра (141 л.с.).

Другому водителю, Павлу, всё же удалось оформить полис по дореформенным прайсам, но получилось всё равно дороже, чем год назад:

— В 2021 году покупал полис за 3273 рубля. Тогда страховая предложила условия лучше, чем у конкурентов, то есть шла реальная борьба за клиентов. В этом году успел оформить до 12 сентября, но тариф использовали максимальный, поэтому вышло 5290 рублей, то есть в полтора раза дороже! И это при том, что у меня стаж с 2003 года и наилучший КБМ = 0,46. А сегодня ради интереса зашел на сайт и посчитал снова — везде предлагают одинаковую стоимость в 6666 рублей. Когда говорят, что страховка для аккуратных водителей подешевеет, заведомо обманывают людей.

Читайте также:
Эксклюзивный Rolls-Royce Sweptback за 12,8 млн

Не согласен он и с аргументацией, что увеличение стоимости полисов оправдано подорожанием запчастей:

— Да пусть хоть в 100 раз дорожают, лимит выплат в 400 тысяч рублей не изменился! — констатирует он.

При этом нынешние лимиты «по железу» достаточны разве что при ремонте после небольших ДТП: сегодня фары некоторых машин стоят несколько сотен тысяч рублей. При компенсации вреда здоровью лимит выплат больше, 500 тысяч, но также не менялся уже много лет.

ЦБ сообщил о планах изменить тарифы ОСАГО из-за роста цен на запчасти

Коридор для большинства категорий автовладельцев будет расширен на 26% в обе стороны, для общественного транспорта — на 17,8%. Новые тарифы позволят за счет «аварийных» водителей удерживать цены для тех, кто не попадает в ДТП

Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС

Банк России планирует расширить коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев на 26% вверх и вниз, сообщается в Telegram-канале регулятора.

Таким образом, для легковых автомобилей граждан базовая ставка будет устанавливаться индивидуально в диапазоне от 1646 до 7535 рублей. Для общественного транспорта коридор будет расширен на 17,8% в обе стороны.

Причина — резкое подорожание автозапчастей. «Самые бьющиеся» детали, согласно данным из справочников стоимости запчастей Российского союза автостраховщиков (РСА), подорожали в среднем на 28,7%. «Корректировка базовых тарифов необходима. Это подтверждается расчетами, которые учитывают актуальные данные о стоимости запчастей», — говорится в сообщении. Новые тарифы «позволят страховщикам удерживать цены для аккуратных водителей за счет повышения стоимости страховки для аварийных».

В банке отметили, что прежде тарифный коридор ОСАГО неоднократно расширялся. Например, в сентябре 2020 года его расширили на 10% в обе стороны, в результате чего средняя премия по ОСАГО в 2021-м выросла на 1,85%.

Фото:Валерий Шарифулин / ТАСС

19 июня в России вступили в силу новые справочники оценки средней стоимости запчастей (по ним рассчитываются выплаты по ОСАГО). Они «учитывают ситуацию на рынке запчастей, сложившуюся после ухода из России ряда автопроизводителей из недружественных стран». В РСА предположили, что новые справочники приведут к дальнейшему росту средней выплаты по ОСАГО, которая в мае 2022 года по сравнению с прошлым годом увеличилась на 14% — до 74,8 тыс. руб.

В апреле ЦБ предложил временно рассчитывать стоимость ремонта по ОСАГО для автомобилей от производителей из недружественных стран с учетом цен аналогов оригинальных запчастей «из-за высокой неопределенности цен оригинальных запасных частей и проблем с их доступностью».

Фото: Drew Angerer / Getty Images

Какой метод проектирования помог iPhone победить Blackberry

Фото: fizkes / Shutterstock

Сотрудники нужны, работу не найти: что произойдет с рынком труда осенью

Фото: Shutterstock

Почему санкции не обрушили экономику России — 3 причины от The Economist

Вы открыли счет за рубежом и пользуетесь им. За что вас могут оштрафовать

Фото: Евгений Курсков / ТАСС

Время жестких: почему компаниям надоели «мягкие» навыки

Фото: Shutterstock

Каким фразами надо запастись перед переговорами на английском

Гарвардский метод переговоров: как добиться цели и не испортить отношения

Фото: Christopher Furlong / Getty Images

Богатый пенсионер: как скопить миллионы на низкооплачиваемой работе

Цены на комплектующие выросли после того, как многие иностранные автомобильные бренды прекратили поставки в Россию. Деятельность в стране приостановили Ford, General Motors, Porsche, Suzuki, Volkswagen и другие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: