Проверка рулевого управления и подвески

Как провести диагностику ходовой части и рулевого управления

Ходовая часть – важнейшая система любого автомобиля, которая всегда должна находиться в безукоризненном состоянии. Рассказываем, как провести диагностику подвески и рулевого управления самостоятельно.

Диагностика состояния элементов ходовой части автомобиля и рулевого управления обычно производится профессиональными механиками в сервисных центрах. Однако, при желании, вы можете провести осмотр этих важнейших элементов самостоятельно. Для этого достаточно воспользоваться несколькими советами.

Зачем это нужно

Ходовая часть — важнейшая система любого автомобиля, которая всегда должна находиться в безукоризненном состоянии. Именно от неё во многом зависят ваши безопасность и комфорт. Подвеска машины принимает на себя огромные нагрузки — вес автомобиля, пассажиров, багажа, а также сглаживает удары от дорожного полотна. Пояснять важность исправного состояния рулевого управления не нужно ни одному водителю. Любые неприятности с этими элементами чреваты серьёзной аварией.

Поскольку несущие конструкции подвески и ходовой части подвергаются колоссальным нагрузкам, это приводит к относительно быстрому выходу из строя многочисленных деталей. Рулевое управление также принимает на себя все тяготы работы в российских реалиях — неблагоприятные погодные условия и множественные удары. В итоге возникают стуки, писки, ухудшается управляемость и появляется люфт на руле, начинают быстро и неравномерно изнашиваться шины.

Когда лучше проводить диагностику

Любой из перечисленных выше признаков неисправности — серьёзный повод для проведения тщательного и вдумчивого осмотра ходовой части автомобиля. Посторонние звуки, исходящие из-под днища машины или передающиеся на кузов и руль, нельзя оставлять незамеченными. Равно как и увод автомобиля в сторону либо плохую управляемость.

Не забывайте об ограниченности ресурса деталей: в ходовой части и рулевом управлении применяются резинометаллические изделия (к примеру, сайлентблоки, пыльники) и всевозможные шаровые соединения — их ресурс, как правило, не превышает нескольких десятков тысяч километров или нескольких лет. Помните об амортизаторах и пружинах подвески, ступичных подшипниках и стабилизаторах. Самостоятельная диагностика ходовой поможет избежать дополнительных трат при обслуживании в сервисном центре, самостоятельно выбрать и приобрести запасные части и даже сэкономить внушительные суммы на ремонте — в случае, если вы сами выполните операции по замене изношенных деталей.

На что смотреть

Если вы решили поближе познакомиться с конструкцией своего автомобиля и хотите научиться находить и устранять «болячки» рулевого управления и ходовой, будьте готовы заглянуть под днище — именно там сосредоточено большинство интересующих нас деталей. А значит, нелишним будет заехать на смотровую яму или поднять автомобиль на подъёмнике, а также запастись терпением и временем.

Ходовая часть автомобиля связывает колёса с кузовом, а также гасит колебания, возникающие в процессе движения, что обеспечивает мягкость хода и комфорт в поездке. Она состоит из рамы или подрамника, сайлент-блоков, балок мостов или системы рычагов, стабилизаторов, системы амортизации и колёс с шинами.

Рулевое управление, помимо собственно «баранки», включает в себя карданный вал, редуктор или рейку, а также систему тяг и шаровых наконечников. В большинстве случаев на легковых машинах система снабжена усилителем — гидравлическим либо электрическим.

Проверка

Для начала внимательно осмотрите все элементы ходовой части и рулевого управления. На них не должно быть подтёков технических жидкостей и следов запотевания. Пыльники и сайлент-блоки не допускают наличия надрывов и трещин (шарнир, лишённый защиты пыльника, очень быстро приходит в негодность под воздействием внешних загрязнений, а рваный сайлент-блок приводит к плохой управляемости и проблемам с износом шин). Следы жидкости на амортизаторах — стопроцентный повод для их замены, равно как и трещины или видимые деформации рессор или пружин (все эти детали меняются только парами и оказывают большое влияние на комфорт и поведение автомобиля на дороге). Чтобы дополнительно проверить амортизаторы, раскачайте автомобиль: незатухающие колебания кузова — признак выхода их из строя. Недостаточная высота клиренса (заметно, что кузов просел) — свидетельство «усталости» или поломки пружин.

После внешнего осмотра можно приступать к более глубокой проверке подвески. Прежде всего оцените состояние сайлент-блоков рычагов или балки. Вставьте мощную монтажку между ними и подрамником или рамой и сильно надавите — детали не должны свободно смещаться. Видимые трещины или надрывы в резине — повод для замены сайлент-блоков.

То же самое проделайте со стабилизаторами поперечной устойчивости. Если в них имеются шаровые соединения, обратите внимание на целостность резиновых пыльников. Рваные уплотнители или заметный люфт — диагноз для незамедлительной замены этих деталей.

Проверьте монтажной лопаткой шаровые опоры, вставив инструмент между рычагом и поворотным кулаком. В сочленении не должно быть никаких люфтов и стуков, деформаций или расслоений.

Проверка подвески и рулевой системы перед покупкой автомобиля

Часть 14 большого руководства “Как выбрать и проверить авто с пробегом перед покупкой”: Проверка рулевой системы, подвески автомобиля перед покупкой. Ссылки на остальные части внизу статьи.

Обратите внимание на видео-версию статьи. Статья полностью повторяет текстовый материал видеоролика, но в видеоролике больше иллюстраций.

На сколько это возможно в полевых условиях, выполните внешний осмотр сайлентблоков, резиновых втулок подвески, пыльников. Для этого можно вывернуть колесо и заглянуть в колёсную арку, заглянуть под днище автомобиля или посмотреть вниз через подкапотное пространство.

На пыльниках ШРУСа, рулевых наконечников, шаровых опор, рулевой рейки не должно быть трещин и разрывов. Если пыльники повреждены, узлы теряют смазку, в них попадает грязь и вода, что приводит эти детали к выходу из строя.

Обратите внимание и на пыльники амортизаторов, они не должны иметь повреждений и признаков замасливания. Если амортизатор весь в масле, то он уже не выполняет своей функции гашения колебаний в полной мере, так как он потерял рабочую жидкость. Поэтому все пыльники должны быть герметичные и сухие, без следов масла. Осмотрите пружины, они могут быть банально сломаны или иметь разное количество витков, что недопустимо.

Особое внимание уделите пыльникам рулевой рейки. Если нарушается их герметичность, то попадание влаги и грязи на вал рейки, а также потеря смазки ускоряет его окисление. Сама грязь и абразивная коррозия вала активно изнашивает втулки и сальники рейки, это влечет утечку жидкости через сальники, появление люфта на втулке и выход из строя рулевой рейки. Рулевая рейка должна быть сухая. Если рулевая рейка замаслена – её необходимо ремонтировать и ремонт может оказаться недешевым.

Чтобы выявить неисправность рулевых наконечников, шарнира рулевой тяги или рулевой рейки, энергично покрутите руль в разные стороны с небольшой амплитудой. Вы не должны услышать или почувствовать на руле стука. Расширенный способ требует участие двух человек. Колёса выкручиваются так, чтобы обеспечить доступ к рулевому наконечнику. Один человек кладет руку на рулевой наконечник, а второй выполняет такое же раскачивание руля, как описано выше. Если люфты есть, рукой можно будет ощутить их, как несильные удары.

Причиной появления стука может быть как неисправный рулевой наконечник, шарнир рулевой тяги, так и сама рулевая рейка, если втулка её корпуса или механизм сильно разбиты.

За одно оцените, как отзываются колёса на движения руля. Стоя рядом с автомобилем, через открытое окно покачайте руль влево-вправо с небольшой амплитудой – колёса должны отзываться в точном соответствии с движением руля. Если до начала поворота колеса у руля есть свободный ход, значит где-то в рулевом управлении присутствует люфт. Причина этого люфта может крыться в разных точках рулевого управления. Начиная от кардана рулевого вала, разбитых сайлентблоков крепления рулевой рейки, самой рейки и заканчивая рулевыми тягами, наконечниками и ступичным подшипником.

Когда автомобиль оборудован гидро- или электро-усилителем руля и он исправен, то вращение рулевого колеса, с заведенным двигателем, должно быть явно лёгким. Если вращение рулевого колеса напоминает автомобиль без усилителя руля, начните с проверки уровня и состояния жидкости гидро-усилителя в расширительном бачке.

Если уровень в порядке, но складывается ощущение, что ГУР не работает, возможно, именно так и есть – к примеру, неисправен насос ГУР и жидкость не создаёт необходимое давление для усиления поворота колёс. В случае, если автомобиль оборудован электро-усилителем руля, расширительного бачка для жидкости вы не найдете, так как увеличение усилия в данном случае происходит за счёт электромотора.

В любом случае, и насос ГУР и электромотор ЭУР не должны гудеть, при вращение рулевого колеса. Но не спешите радоваться, если они не гудят – они могут вообще не работать. Гул может говорить о том, что в систему попал воздух. Как меньшее из зол – жидкость ГУР потеряла свои рабочие свойства и просто требует замены. Но проблема может скрываться в самом насосе или электромоторе электро-усилителя и он вскоре потребует ремонта или замены.

Чтобы проверить работу амортизаторов, упритесь руками сверху в крыло или бампер автомобиля так, чтобы не деформировать деталь. Перенося вес тела на руки, раскачайте автомобиль вертикально двумя-тремя нажатиями и отпустите. Исправный амортизатор должен сразу погасить раскачивание. Если автомобиль совершает по инерции дополнительные колебания, это может свидетельствовать о неисправности амортизатора. Проверьте все четыре амортизатора поочередно. Чтобы выявить люфты и стуки передних амортизаторов или опорных подшипников, положите руку на шток амортизатора и раскачайте автомобиль. Если в руку передается стук – значит имеется неисправность.

Для проверки шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) сядьте за руль автомобиля, выверните руль влево до упора, начните движение по кругу. Зачастую, достаточно только тронуться с места, чтобы услышать хруст шарнира, что сулит его скорую замену. Проделайте тоже самое, вывернув руль вправо.

Проверьте автомобиль в движении. Выключите магнитолу, если она работает. Возможно, это уловка продавца, чтобы скрыть звуки проявляющие неисправности. Попросите продавца провести дополнительный тест-драйв на неровной дороге, с ямами и выбоинами. Если вы за рулём, проезжайте неровности, выкрутив руль поочередно влево и вправо или попросите об этом продавца, если за рулем он. Прислушайтесь ко всем возникающим звукам.

Источников стука может быть предостаточно, но чаще всего – это отслужившие свой срок резинки различного калибра и назначения (втулки и сайлентблоки). Если тест-драйв сопровождается посторонними стуками в подвеске, но в остальном автомобиль вас устраивает, не пожалейте тысячу рублей и посетите станцию технического обслуживания для диагностики подвески. Выявление недостатков может стать поводом для торга с продавцом и исключить дорогостоящей ремонт в будущем, за ваш счёт.

При тест-драйве на ровной дороге, если вы слышите вой или гул, причина может заключаться в изношенном подшипнике ступицы. Проверьте автомобиль в разных скоростных режимах и разных режимах замедления и торможения, исключите неисправность коробки переключения передач. Иногда вой начинает проявляться только на определенной скорости или при торможении. Поэтому, постарайтесь охватить весь спектр режимов движения.

Если при движении автомобиля ощущается биение руля, то возможно причина кроется в неверно отбалансированных колёсах. Самая простая причина — на колесо налипла грязь или снег, что вызвало временную разбалансировку.

Но если резина старая, то возможно, не поможет даже балансировка на шиномонтаже, так как необратимо нарушена геометрия резины, а может быть и колёсного диска, в следствии удара.

Чтобы в полевых условиях проверить ступичный подшипник, возьмитесь двумя руками за верх колеса и, используя весь вес тела, раскачайте автомобиль. Если при раскачивании ощущается люфт или стук, скорее всего неисправен ступичный подшипник или шаровая опора. Чтобы точнее определить причину, вам понадобится помощник. Попросите продавца зажать педаль тормоза и повторите раскачивание автомобиля за колесо. Если люфт и стук исчезли, скорее всего, проблема именно в подшипнике ступицы

А взявшись руками за колесо по сторонам от центра и пошатав с усилием колесо вправо-влево, можно проверить состояние рулевого наконечника и шарнира рулевой тяги. Если есть стук или люфт – проблема, скорее всего, в системе рулевого управления. В идеале, данные проверки с раскачиванием колеса следует производить на вывешенном колесе, хотя бы поддомкратив на пару сантиметров от земли. Но если выезжать на осмотр общественным транспортом, то возить с собой домкрат – не лучшая идея, да и не каждый продавец захочет, чтобы его машину домкратил незнакомец для проведения загадочных тестов.

Убедившись в безопасности, активно разгоняя автомобиль, кратковременно ослабьте хват руля или попросите это сделать продавца. Автомобиль не должно уводить в сторону, если дорожное полотно не имеет уклона. Если машину ведет, причин этому может быть достаточно много. Например, виной может быть подклинивающий тормозной суппорт, о чем я упоминал в главе посвященной проверке тормозной системы.

Причиной могут быть даже банально неверно установленные направленные покрышки, если их установили не в соответствии с направлением рисунка протектора. Также, причина может заключаться в нарушенном сход-развале, неисправности ступичного подшипника или ШРУСе. Но хуже, если автомобиль тянет в сторону по причине деформации деталей подвески после удара снизу или в следствии ДТП и выставить корректно сход-развал просто не представляется возможным без серьезного ремонта.

При движении автомобиля, после поворота руля в любую сторону, он должен беспрепятственно стремиться в исходное положение, если сход-развал корректен. Если руль «закусывает» в одном и том же положении, при каждом обороте, то скорее всего требует ремонта или замены карданная передача рулевого вала. Чаще всего на рулевом валу два, так называемых, «карданчика» — один в салоне автомобиля, в ногах водителя, а второй (нижний) в подкапотном пространстве, при входе вала в рейку.

Обычно именно нижний карданчик первым выходит из строя, так как подвержен попаданию на него влаги и грязи. Игольчатые подшипники крестовины разрушаются, а сама крестовина подвергается сильной коррозии, что и вызывает закусывание руля, при вращении.
Проверяйте автомобили перед покупкой!

Порядок проверки технического состояния элементов рулевого управления

Перед проверкой технического состояния элементов рулевого управления следует подготовить объект диагностирования:

  1. Установить транспортное средство на горизонтальную ровную площадку с асфальто- или цементобетонной поверхностью.
  2. Установить управляемые колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению.
  3. Перевести рычаг переключения передач (селектор автоматической трансмиссии) в нейтральное положение. Под неуправляемые колеса транспортного средства подложить противооткатные упоры.
  4. Определить наличие или отсутствие гидроусилителя на транспортном средстве; при его наличии — определить способ привода насоса и расположение основных его элементов.

Далее в указанном порядке проверяется рулевое управление без вывешивания колес:

Способы фиксации резьбовых соединений рулевого управления

  1. Оценить соответствие всех элементов рулевого управления конструкции транспортного средства.
  2. Осмотреть рулевое колесо на предмет отсутствия повреждений. В случае применения оплетки рулевого колеса следует оценить надежность ее крепления.
  3. Оценить надежность крепления рулевого колеса к валу рулевой колонки, для чего приложить знакопеременные ненормируемые усилия к его ободу в направлении вдоль оси рулевой колонки.
  4. Осмотреть элементы рулевой колонки, находящиеся в кабине автомобиля. Проверить работоспособность устройства регулировки положения колонки (при его наличии) и надежность ее фиксации в заданных положениях.
  5. Оценить надежность крепления рулевой колонки, для чего приложить знакопеременные ненормируемые усилия к ободу рулевого колеса в радиальном направлении в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
  6. Проверить работоспособность устройства, предотвращающего несанкционированное использование транспортного средства и воздействующего на рулевое управление, для чего извлечь ключ зажигания из замка и произвести запирание рулевой колонки.
  7. Оценить легкость вращения рулевого колеса во всем диапазоне угла поворота управляемых колес, для чего повернуть рулевое колесо по направлению движения и против направления движения часовой стрелки до упора. При повороте обратить внимание на легкость вращения без рывков и заеданий, а также отсутствие посторонних шумов и стуков. На транспортных средствах с гидроусилителем рулевого управления проверку осуществлять при заведенном двигателе. После окончания проверки вернуть рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному движению.
  8. На транспортных средствах с гидроусилителем определить отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса от нейтрального положения при работающем двигателе.
  9. Осмотреть карданные шарниры или эластичные муфты рулевой колонки, оценить надежность их крепления и убедиться в отсутствии не предусмотренных конструкцией люфтов и биений в данных соединениях.
  10. Осмотреть рулевую передачу на предмет отсутствия повреждений и подтеканий смазочного масла и рабочей жидкости (если рулевая передача является элементом системы гидроусилителя). При возможности убедиться в отсутствии люфтов входного и выходного валов или их биения при повороте рулевого колеса. Оценить надежность крепления картера рулевой передачи к раме (кузову) по наличию всех крепежных деталей и отсутствию его подвижности при вращении рулевого колеса в обе стороны.
  11. Осмотреть детали рулевого привода на предмет отсутствия повреждений и деформаций. Оценить надежность крепления деталей друг к другу и к опорным поверхностям. Проверить наличие элементов фиксации резьбовых соединений. Фиксация резьбовых соединений производится, как правило, тремя способами: с помощью самоконтрящихся гаек, шплинта и контровочной проволоки.
    Самоконтрящаяся гайка может иметь либо снабженный пластмассовой вставкой, либо деформированный участок резьбы для обеспечения плотного охвата резьбы винта.

Рис. Способы фиксации резьбовых соединений рулевого управления:
а — самоконтрящейся гайкой; б — шплинтом; в — проволокой

Измерить суммарный люфт в рулевом управлении с помощью люфтомера и сравнить полученные значения с нормативными. Проверку транспортного средства, оборудованного гидроусилителем, проводить при заведенном двигателе. Перед началом проверки убедиться, что управляемые колеса находятся в положении, соответствующем прямолинейному направлению движения транспортного средства. Угол поворота управляемых колес измеряется на удалении не менее 150 мм от центра окружности обода колеса. Крайними положениями рулевого колеса при замере суммарного люфта считаются положения начала поворота управляемых колес. Рулевое колесо поворачивают до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес транспортного средства в одну сторону, а затем — в другую до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в сторону, противоположную положению, соответствующему прямолинейному движению. Начало поворота управляемых колес следует фиксировать по каждому раздельно или только по одному из них, дальнему по отношению к рулевой колонке. При этом измеряется угол между указанными крайними положениями рулевого колеса, который и является суммарным люфтом в рулевом управлении.

Диагностика рулевого управления автомобиля: почему без нее никак

Диагностика рулевого управления автомобиля: почему без нее никак

Опытные автомобилисты прекрасно понимают, зачем нужна диагностика рулевого управления. Дело в том, что механизмы со временем изнашиваются, и данной системы это тоже касается. В результате она начинает работать со сбоями.

И если с обследованием некоторых не столь важных автомобильных узлов можно повременить, то при наличии малейших подозрений на некорректную работу системы рулевого управления действовать нужно незамедлительно. Ведь от этого зависит безопасность движения.

3 способа самостоятельной проверки рулевого управления

Эти методы больше применимы в случае приобретения подержанных машин. Однако никто не мешает пользоваться ими для поиска неисправностей автомобиля и в других случаях. Главное поставить для себя цель и постараться посмотреть на личное авто как бы со стороны, свежим взглядом.

1. Диагностика системы рулевого управления по звуку

Предполагает поездку на машине по ровному асфальту и грунтовой дороге. Никаких лишних звуков в салоне, отключить музыку, окна должны быть закрыты. Тщательно прислушиваться ко всем шумам, издаваемым автомобилем. Всевозможные хрусты, поскрипывания, стуки, шум и лязг – явный сигнал о неполадках в автомобиле.

Диагностика системы рулевого управления по звуку

Если рулевой механизм расшатан:

  • Стук рейки хорошо слышен в салоне – при плохом качестве дорог быстро срабатываются и расшатываются комплектующие подвески.
  • Посторонний звук во время поворота колес – при первых таких признаках уважающий себя автовладелец сразу же ремонтирует рулевую систему, так как эксплуатация автомобиля с подобными дефектами небезопасна. Если же шум при повороте обнаруживается во время предпродажного осмотра машины, это серьезный аргумент в пользу недоверия к прошлому хозяину.
  • Шум от насоса гидроусилителя, если таковым оснащен автомобиль, свидетельствует о необходимости его замены.

Поездка по ровной дороге не всегда проявляет посторонние звуки в автомобиле. Тогда нужно проехать препятствия – отлично подойдут «лежачие полицейские» или просто дорога без асфальта. Просто повторить тест в таких условиях, прислушиваясь к шуму.

2. Диагностика рулевого управления во время движения

Подразумевает наличие некого шестого чувства, то есть способности ощущать и понимать неполадки. Нужно занять место в водительском кресле и повращать рулевое колесо в обе стороны. О скорой поломке рулевой системы свидетельствуют следующие признаки:

  • тяжелое вращение руля – признак сбитых углов установки колес. При этом руль стоит неровно;
  • слишком легкое вращение руля. Этот момент нецелесообразно проверять на скользком дорожном покрытии, так как в таких условиях легко дается поворот даже исправного рулевого колеса;
  • заедание или люфт руля – признак изношенности шарниров наконечника рулевой тяги или подшипника вала рулевого механизма;
  • вибрация во время поворота, – вероятно, нужно обратить внимание на подшипник вала рулевой колонки.

Следует знать и учитывать, что усилитель рулевого управления при наличии ведет себя по-разному в зависимости от скорости автомобиля. Скорость растет – снижается усилие поворота руля, падает скорость – оно возрастает. При движении по ровной прямой трассе машину не должно уводить в сторону. Если же такое случается, налицо явный дефект рулевой рейки.

3. Визуальный осмотр

Допустим, не обнаружено явных дефектов рулевой во время движения, таких как люфты и стуки, шум. Если машина хорошо держит дорогу, рулевой механизм и подвеска работают в штатном режиме, тогда нецелесообразно самостоятельно осматривать болты, шарниры и наконечники. Вероятнее всего, данные узлы в исправном состоянии. Но если осмотр вызывал некоторые подозрения, тогда стоит обследовать проблемный узел с ямы или на эстакаде.

Диагностика рулевого управления во время движения

Обратить внимание на следующее:

  • наличие или отсутствие масляных подтеков на рулевой рейке и насосе гидроусилителя. В случае обнаружения следов масла нужно проверить герметичность данных узлов;
  • зазоры шарниров рулевых тяг; обязательно уделить внимание этому моменту, так как часто встречается ослабление крепежа;
  • надежность затяжки гаек шарниров;
  • отсутствие видимых механических дефектов.

При диагностике неисправностей рулевого управления надо обратить внимание не только на посторонний шум, стук и склонность терять направление движения, но также осмотреть колеса. В первую очередь оценить равномерность износа протектора всех покрышек, наличие балансировки, проверить давление в шинах (должно соответствовать требованиям завода). Данные дефекты могут быть как следствием неполадок в рулевом механизме, так и признаком изменения геометрии кузова, неисправности подвески, нарушенным сходом-развалом и других неисправностей. Совершенно однозначно, что игнорировать такие дефекты нельзя!

2 типа диагностики рулевого управления на СТО

Применяется два типа диагностики рулевого управления – узконаправленная и комплексная. Комплексная используется, если автомобиль не ездил длительное время. Тогда обязательной проверке подвергаются детали и узлы рулевого механизма для определения степени их работоспособности. Дело в том, что простой плохо сказывается на состоянии комплектующих – они закисают, подвергаются коррозии, а масло без движения изменяет свои рабочие параметры из-за воздействия температуры.

При частой езде по плохим дорогам с ухабами и неровностями, с грунтовым покрытием нужна комплексная диагностика технического состояния рулевого управления. Первым делом повреждаются детали подвески и рулевого механизма. После эксплуатации авто в таких условиях расшатываются рулевые наконечники и тяги, появляется люфт в штоке рейки, на валах колонки и распределителя, наблюдаются подтеки масла, гудение насоса, прерывистое, с провалами, либо затрудненное вращение руля.

Кроме того комплексная диагностика нужна, если в ГУР залито старое и загрязненное масло. Безусловно, недопустимо так запускать автомобиль.

2 типа диагностики рулевого управления на СТО

Если факт эксплуатации просроченного масла имел место, будьте готовы вскоре к полной диагностике, разборке и чистке всей системы рулевого управления.

Старое масло накапливает мелкие частицы металла, образующиеся в процессе износа комплектующих. Эти примеси очень опасны для насоса гидроусилителя, могут негативно сказаться на работе рулевой рейки, закупорить шланги и трубки.

Не обойтись без комплексной диагностики при покупке машины с рук. В данном случае актуальна проверка не только рулевой, но всех систем автомобиля. Ведь точно не известно, сколь хорошо предыдущий хозяин следил за автомобилем и какое состояние у транспортного средства в настоящее время.

Комплексный осмотр поможет выявить причину неисправности, если персонал СТО затрудняется это сделать. Вряд ли на профессиональных или специализированных сервисах вообще возможна подобная проблема. Но случается, что самые опытные сотрудники не в силах быстро найти источник неполадок в автомобиле, именно тогда и прибегают к диагностике всех механизмов и узлов рулевого управления с гидроусилителем.

Рекомендуем

Узконаправленное обследование используется в тех случаях, когда удалось обнаружить поломку при первом осмотре. В этом случае неисправный узел демонтируют с авто и исследуют при помощи стендов для проверки рулевых механизмов или специальных инструментов, чтобы точно локализовать неполадку и определить ее причину.

Оборудование для диагностики рулевого управления

Рулевая система диагностируется на специальном оборудовании, способном точно определить источники проблем и последствия неполадок. Такое оборудование в основном приобретается и эксплуатируется на специализированных сервисах, занимающихся именно рулевыми механизмами. Ниже приведем перечень оборудования, используемого для дефектовки рулевого управления легковых машин:

  • неподвижные стенды для проверки гидронасосов и рулевых реек в демонтированном виде;
  • мобильные стенды, позволяющие промывать компоненты ГУР и проводить диагностику механизма;
  • подвижные установки для дефектовки рулевых реек с гидроусилением непосредственно на машине;
  • переносные тестеры, позволяющие проверять систему рулевого управления на авто;
  • контроллеры компонентов и деталей электрических усилителей рулевых колонок, реек и электродвигателей автомобильных насосов после демонтажа.

Оборудование для диагностики рулевого управления

Станции техобслуживания, оснащенные парком высококачественной и точной диагностической аппаратуры, пользуются повышенным спросом у автовладельцев. Ведь оборудование для диагностики и ремонта рулевого управления позволяет оперативно оказывать услуги, также повышается срок работы и безотказность починенных узлов.

Чаще всего в результате диагностики рулевой системы автовладелец получает вердикт о необходимости неотложного ремонта. Содержание будущих работ всецело обусловлено неисправностями, которые были выявлены. Часто мастером СТО находятся очень изношенные детали, и он закономерно задается вопросом, как они могли до сих пор выполнять свою функцию. В такой ситуации для возврата узла в исправный вид заменяют критически изношенные комплектующие на совместимые.

Если в результате проверки обнаружены лишь небольшие неисправности, например мелкие деформации и трещины, допустимо прибегнуть к косметическому ремонту. Соответственно, и стоить такая работа будет немного. Но чаще всего так легко отделаться могут только те автовладельцы, которые отдали машину для диагностики оперативно после обнаружения неполадок. Иначе вряд ли можно исправить проблему только косметическим ремонтом за небольшие деньги.

Для устранения неисправности в большинстве случаев необходимо снять рулевое колесо. Диагностика рулевого управления считается легкой по сравнению с аналогичными операциями для других узлов. А вот ремонт этой системы требует от исполнителя не только опыта, но и высокой квалификации и даже особого чутья. Кроме того, исправление неполадок подразумевает более широкий парк оборудования, чем необходимо для диагностики.

Лучше всего, чтобы диагностика и ремонт рулевого управления проводились на одной и той же СТО специалистами, тесно взаимодействующими друг с другом. Именно таков рецепт качественного сервиса, позволяющего забыть о проблеме на много лет. По этой причине не рекомендуется в погоне за экономией отдавать автомобиль в разные места для диагностики и ремонта. Сэкономить удастся небольшую сумму, а вот результат будет далеко не таким качественным, как хотелось бы.

Порядок диагностики рулевого управления автомобиля

При диагностике рулевого механизма сначала проводят первичную проверку. Специалист оценивает ход руля, слушает звуки работы рейки и ГУР, проверяет масло, оценивает износ ремня ГРМ, наконечников, тяг и пыльников. По результатам первичной проверки выбирают один из трех вариантов дальнейших шагов:

  1. При неисправности узла его демонтируют и продолжают работу на стенде для диагностики и ремонта рулевого управления. Затем снова подвергают стендовым испытаниям, чтобы убедиться в устранении проблемы. После чего возвращают на штатное место и проверяют работу всей системы в сборе.
  2. Если неисправен только один элемент, к примеру наконечник либо тяга, ремень ГРМ, то просто происходит замена детали. Затем проверяют работу рулевого механизма с новыми комплектующими.
  3. Если не удалось выяснить первопричину неисправности при первой проверке, прибегают к комплексной диагностике системы целиком.

Порядок диагностики рулевого управления автомобиля

Основные неисправности рулевого управления

Рулевое управление часто всего подвержено таким неполадкам:

1. Слишком большой холостой ход.

  • крепеж рулевого механизма, гайки шаровых пальцев рулевых тяг недостаточно хорошо затянуты;
  • большой зазор в ступичных подшипниках передних колес, шаровых шарнирах, в червячной паре, между втулками и осью маятникового рычага, между гайкой и упором рейки, в червячных подшипниках;
  • разболтанное соединение на заклепках.

2. Затруднен поворот руля.

  • нарушение геометрии составляющих рулевого механизма;
  • некорректные углы установки передних колес;
  • неправильный зазор в зацеплении червяка с роликом;
  • перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага (касается червячных рулевых механизмов);
  • мало воздуха в передних покрышках;
  • количество смазки в корпусе рулевого механизма ниже минимума;
  • изношены составляющие шаровых шарниров, упор рейки или опорной втулки, подшипник верхней опоры стойки, комплектующие телескопической стойки.

3. Стук или шум при работе рулевого управления.

  • большие зазоры в подшипниках передних колес, между втулками и осью маятникового рычага, в червячной паре или в подшипниках червяка (если в конструкции руля применяется червяк), между гайкой и упором рейки, в шаровых шарнирах рулевых тяг;
  • незатянутая гайка шаровых пальцев рулевых тяг или болтов, удерживающих механизм руля, болта фиксации нижнего фланца подвижной муфты на валу шестерни (если механизм реечный);
  • ослаблен крепеж настроечной гайки оси маятникового рычага.

4. Самопроизвольные колебания передних колес в угловой плоскости.

  • плохая затяжка болтов, удерживающих рулевой механизм или кронштейн маятникового рычага, гаек шаровых пальцев на рулевых тягах;
  • изменение зазора в паре зацепления червяка и ролика.

5. Потеря устойчивости машины.

Основные неисправности рулевого управления

  • сбиты углы установки передних колес;
  • велики зазоры в шарнирах рулевых тяг, ступичных подшипниках, не затянуты гайки пальцев рулевых тяг, увеличился зазор в зацеплении червяка и ролика (в случае наличия червячной пары);
  • искажение геометрии рычагов подвески или поворотных кулаков.
Рекомендуем

6. Подтеки масла из корпуса.

  • выработка сальников червяка или вала рулевой сошки (для системы с червячной парой);
  • негерметично затянуты болты, удерживающие крышку картера механизма руля;
  • разрушение уплотнительной прокладки.

Неполадки рулевой системы с гидроусилителем схожи по характеру с поломками обычного рулевого механизма, но из-за присутствия дополнительных узлов появляются неисправности, присущие гидравлическим приводам:

  • тугое вращение руля, вызванное слабой натяжкой ремня привода насоса усилителя, недостатком жидкости в расширительном бачке ГУР, выходом из строя клапана или самого насоса;
  • большой люфт, обусловленный выработкой промежуточного или главного вала колонки, дефектом или плохой регулировкой механизмов руля;
  • громкий шум во время управления автомобилем, связанный с неполадками в насосе или сбитыми регулировками рулевого механизма.

Мнение автолюбителей насчет комплексной диагностики рулевого управления

«Такие вопросы откровенно удивляют. Если нет ощущения неправильной работы, то и в диагностике нет нужды. Если же чувствуется, что есть проблемы, нужно обращаться в сервис. А там перед ремонтом обязательно займутся диагностикой рулевого управления. Если будет нужно, то и комплексную сделают. В некоторых ситуациях это единственный вариант».

Мнение автолюбителей насчет комплексной диагностики рулевого управления

«Отдавать машину на комплексную диагностику системы рулевого управления нужно исключительно в проверенную СТО. Или же в такой сервис, который порекомендовали хорошие друзья. В одной фирме мне сообщили о необходимости замены рулевой рейки. Но я решил подумать и за это время обратился к другому специалисту. С его помощью выяснилось, что неисправен только датчик».

«Для меня это впустую выброшенные деньги. С большой долей вероятности водитель почувствует, что с рулевой что-то не так. Нужно лишь иметь знания об устройстве машин. Если руки растут откуда надо, самостоятельный ремонт будет несложным. Можно также прибегнуть к помощи компетентного помощника».

«Наши реалии таковы, что очень мало осталось спецов, способных по работе машины найти и локализовать неполадки. А вот СТО оснащены кучей стендов для диагностики рулевого управления. В хорошем сервисе ремонт проведут добротно и оперативно. Поэтому незачем обращаться к доморощенным мастерам».

«Почему полная диагностика только рулевой системы? Иногда нужно обследовать весь автомобиль. Весьма актуально при покупке подержанной машины. В противном случае можно нарваться на кота в мешке. А кот, в отличие от авто, для езды не предназначен».

Неполадки в системе рулевого управления и подвески

Проблемы с системой рулевого управления: причины, последствия

Неполадки в системе рулевого управления и подвески

Подвеска машины представляет собой целую систему, которая состоит из множества взаимосвязанных элементов. Они обеспечивают плавную и гладкую езду, даже когда автомобиль передвигается по бездорожью. Но если хотя бы один из компонентов подвески приходит в негодность, транспортное средство превращается в настоящий аттракцион с препятствиями. Схожая проблема ожидает и тех водителей, которые столкнулись с неполадками в системе рулевого управления.

Чтобы избежать неприятностей, которые ожидаемо обернутся дорогостоящим ремонтом, необходимо периодически проводить диагностику системы рулевого управления, а также подвески. Такая мера поможет исключить ненужные траты в будущем.

Если Вы столкнулись с подозрительным посторонним шумом в процессе езды, то лучше перестрахуйтесь. Вместе с тем, не стоит впадать в панику и тут же мчаться на автомобиле в дорогостоящий сервисный центр.

Экономия денег

Возможно, не все так страшно, как кажется на первый взгляд. Для начала проверьте все крепежные гайки и болты — они могли разболтаться и являются источником постороннего шума. Также существуют и другие симптомы, которые можно ошибочно принять за неисправность системы рулевого управления или подвески. Например, если транспортное средство все время тянет в сторону при езде, то, не исключено, что проблема в следующем:

– низкое или неравномерное давление в шинах (чтобы проверить, так ли это на самом деле, используйте манометр);
– неравномерный износ шин (внимательно осмотрите передние колеса на предмет их равномерного износа, и если заметите диспропорцию, замените обе шины).

Тем не менее, существуют и более серьезные проблемы, устранить которые не так просто, как предыдущие:

– разрегулированы так называемые углы установки колес;
– произошла разбалансировка рулевой тяги и рейки;
– залипает тормозной суппорт.

Нередки случаи, когда все 4 колеса в процессе движения начинает тянуть в разные стороны. С одной стороны, они вроде и подчиняются рулевому управления. А с другой – иногда позволяют себе странные движения. Причин может быть несколько:

– низкое или неравномерное давление в шинах (опять же поможет манометр);
– произошла разбалансировка колес;
– неравномерный либо излишний износ шин (так же, как и в предыдущем случае, осмотрите колеса и при необходимости осуществите их замену);
– рулевая тяга и рейки подверглись разбалансировке, из-за чего во время езды появляется слишком заметный люфт;
– разрегулированы углы установки колес.

Настораживающие симптомы

Порой некоторые автолюбители сталкиваются с тем, что в процессе езды по неровной проселочной дороге их машина начинает вести себя подобно взбешенному зверю. Вместо того, чтобы планомерно и плавно преодолевать препятствия в виде кочек и ложбинок, она словно пытается перепрыгнуть через них, из-за чего транспортное средство все время бросает то вверх, то вниз.

Возможными причинами столь странного поведения транспортного средства могут быть:

– изношенные амортизаторы либо стойки (поможет только их полная замена);
– просели или сломались рессоры (в первом случае их можно отремонтировать, во втором их необходимо заменить).

В некоторых случаях водители сталкиваются и с такой проблемой, когда рулевое колесо перестает их слушаться. Вернее, требуется прилагать дополнительные усилия, чтобы повернуть его в нужном направлении. Причины могут быть следующими:

– недостаточный уровень рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля (необходимо ее долить до оптимального показателя);
– ослаблен или износился приводной ремень насоса рулевой системы (подтяните или замените его);
– в системе гидроусилителя руля наблюдаются протечки (осмотрите рулевую рейку и замените стойку, при необходимости);
– сломались крепления рулевой рейки.

Следующая проблема практически идентична предыдущей. С той лишь разницей, что автолюбитель испытывает трудности с рулевым управлением при движении на маленькой скорости. Как правило, это может происходить из-за:

– низкого уровня рабочей жидкости в системе гидроусилителя рулевого колеса (довести его до оптимального значения);
– ослабленного или изношенного приводного ремня насоса системы рулевого управления (требуется подтянуть/заменить его);
– недостаточного давления в усилителе насоса;
– протечек в системе гидроусилителя (проверьте рулевую рейку и замените стойку, если в этом есть необходимость).

Также в один прекрасный день водитель может столкнуться с вибрацией рулевого колеса во время движения на большой скорости. Зачастую это связано с:

– разбалансировкой колес;
– неравномерным или излишним износом шин;
– разболтанными гайками (проверьте все крепления на колесах);
– покоробленным тормозным диском (осмотрите роторы и в случае необходимости замените их).

Но, как правило, большинство автолюбителей обращаются в специализированные сервисные центры с такой распространенной проблемой, как чрезмерный люфт рулевого колеса. Происходить подобное может по следующим причинам:

– недостаточно жидкости в системе гидроусилителя руля (требуется долить ее до нужного уровня);
– изношены опоры подшипников (внимательно осмотрите стойки подшипников и при необходимости замените их);
– сломана или изношена рулевая тяга, рейка;
– изношены шаровые шарниры.
– сломано крепление рулевой рейки (в некоторых моделях авто эту проблему можно устранить локальным способом, а другие машины требуют замены всей рулевой рейки).

Но больше всего водителей бесит, когда все неровности дороги начинают отдаваться в рулевое колесо. Причем последнее реагирует даже на незначительные трещины в асфальте. В таком случае проблема может заключаться в:

– изношенных амортизаторах или стойках (поможет их замена);
– изношенных опорах подшипников (осмотрите стойки подшипников и в случае необходимости замените их);
– изношенных шаровых шарнирах (иногда можно обойтись ремонтом, но зачастую требуется полная замена шарниров).

Знакомы многим водителям и раздражающие звуки, которые начинает издавать рулевое колесо при его резких поворотах на низких скоростях. В особенности они проявляют себя во время парковки. Возможные причины:

– низкий уровень рабочей жидкости в системе гидроусилителя рулевого колеса;
– разбалансировка гидроусилителя руля (отрегулируйте так называемый силовой пояс);
– изношен приводной ремень насоса системы рулевого управления.

Не забывайте, что это только поверхностное руководство, которое поможет Вам диагностировать самые распространенные неисправности систем рулевого управления иvподвески. В отдельно взятых случаях проблемы могут быть более серьезными и неоднозначными.

Как устранить неполадки в системе рулевого управления и подвески

Статья о том, как устранять неполадки в системе РУ и подвески. Важные рекомендации. В конце статьи — видео о диагностике передней подвески автомобиля. Статья о том, как устранять неполадки в системе РУ и подвески. Важные рекомендации. В конце статьи — видео о диагностике передней подвески автомобиля.

Как устранить неполадки в системе рулевого управления и подвески

Особенность рулевого управления и подвески состоит в том, что при выходе из строя некоторых деталей автомобиль продолжает работать. Часто случается, что водитель даже не замечает, что с машиной что-то не так, пока неисправность не превратиться в основательную поломку, требующую дорогостоящего ремонта.

Можно ли самостоятельно диагностировать и исправить неполадки

Со временем любой механизм изнашивается, даже если эксплуатируется в идеальных условиях. А автомобили ежедневно сталкиваются с ухабами, рытвинами, проходят сотни километров по бездорожью и т.д. И в первую очередь от этого страдает подвеска и рулевое управление.

К признакам неисправности относят:

    посторонние шумы и стуки во время езды;

Если вы заметили что-то подобное во время движения, стоит проверить, все ли в порядке с подвеской. Также существуют приемы, которые позволят даже несведущему в автомобилях человеку определить отклонения от нормы в системе управления и вовремя прибегнуть к помощи специалиста. Достаточно лишь иметь представление об устройстве системы. А подкованный знаниями о механике хозяин сможет без труда устранить возникшую проблему.

Рулевое управление — назначение и конструкция

Рулевое управление служит для передачи сигнала от водителя к системе подвески и колесам. Конструктивные особенности РУ зависят от габаритов, назначения и модели машины, но, тем не менее, конструируются по одному принципу.

Любая система РУ состоит из 4 элементов:

    Рулевое колесо. Служит для передачи команды водителя рулевому механизму через колонку.

Подвеска автомобиля

Автомобильная подвеска (или система подрессоривания) представляет собой соединяюще-направляющий механизм, который обладает амортизирующими свойствами. Основные функции подвески:

    Соединение колес и неразрезных мостов с каркасом автомобиля.

Конструкция

Система подвески имеет 6 основных составляющих:

    Упругие элементы. Их задача — принимать и сглаживать колебания от неровностей дорожного полотна: ям, ухабов, лежачих полицейских. К упругим элементам относят пружины, рессоры, пневманические и гидропневманические системы.

Наиболее распространенные проблемы РУ и подвески, их выявление и устранение

Как устранить неполадки в системе рулевого управления и подвески

Чаще всего водители обращают внимание на состояние автомобиля, когда признаки неисправности налицо — что-то стучит, машину уводит в сторону и трясет даже на минимальных неровностях дорожного покрытия. Прежде чем всерьез заняться починкой или отогнать машину в сервис, стоит проверить, действительно ли все так серьезно.

Неисправность подвески. Ложная тревога

    Шум в процессе движения. В первую очередь следует проверить состояние крепежных деталей. Возможно, машина стучит по причине того, что они плохо зафиксированы. В этом случае достаточно будет зажать покрепче все разболтавшиеся элементы.

    неравномерное/низкое давление в шинах — следует проверить колеса с помощью манометра и, если проблема в этом, устранить неполадку;

Серьезные поломки и их устранение

Иногда признаки неисправности ускользают от внимания автовладельца. Происходит это в том случае, если механизм изнашивается постепенно — водитель так же постепенно привыкает к изменениям в работе системы, не обращая внимания на то, что ситуация ухудшается.

Вышел из строя амортизатор

Как определить? Методом раскачивания. То есть, поочередно надавливая на каждый угол кузова. Хорошо раскачав машину, следует посмотреть, как быстро она примет свое обычное положение. Идеально, если сразу же, но одно-два плавных раскачивания по инерции допустимы. Если же автомобиль после того, как вы его отпустили, продолжает качаться, значит, его амортизирующая система вышла из строя.

Визуальные признаки: масляные подтеки на корпусе амортизирующего устройства.

Что делать? Снять старый амортизатор и заменить на новый. Иногда можно ограничиться заменой наиболее изношенных частей. Для того, чтобы снять встроенное в стойку амортизирующее устройство, придется ее разобрать. Извлечение отдельно стоящего устройства не требует разбора подвески.

Следует отметить, что менять амортизаторы необходимо в паре, даже если из строя вышел только один.

Прежде чем установить новое устройство на машину, следует произвести его прокачку:

    Установить амортизатор книзу штоком.

Просевшие пружины

Как определить? Замерить расстояние между колесом и аркой кузова над ним. У легкового не загруженного автомобиля в пространство между шиной и аркой свободно помещается 3-4 пальца, поставленных ребром. Если расстояние уже, причина почти всегда в проседании пружин.

Что делать? Заменить пружины. Следует учесть, что пружины меняются в паре, обе задние и/или обе передние. Также в обязательном порядке необходимо сменить резиновые прокладки, даже если старые еще не износились.

    Приобрести съемник для пружин — без него демонтаж детали невозможен. Съемники бывают внешними (подходят для работ с пружинами расположенными в стойке) и внутренними (их лучше выбрать для замены отдельных пружин).

Неисправность рулевого наконечника

Как определить? Провести внешний осмотр. Для этого машину лучше всего загнать на эстакаду или же прибегнуть к помощи домкрата.

    Осматриваются детали соединения, так как они наиболее уязвимы. При необходимости крепежи следует заменить или исправить недочеты.

К первичным признакам неполадок рулевых наконечников относят:

    стуки и скрипы при движении по неровной поверхности, а также во время торможения и ускорения;

Что делать? Произвести замену детали. Сам процесс монтажа несложный и его вполне реально произвести самостоятельно, однако по окончании обязательно следует проверить углы установки колес на техстанции.

    Нанести на места нарезного соединения проникающую смазку и оставить на непродолжительное время.

Признаки неисправностей

Если руль перестает слушаться водителя,то, возможно:

    Понижен уровень жидкости в гидроусилителе. Необходимо залить жидкость до требуемого уровня.

Руль вибрирует при езде на большой скорости:

    Произошла разбалансировка колес.

Неровности дорожного полотна отдают в рулевое колесо:

    Износились амортизаторы. Требуется заменить.

Исправить некоторые неполадки и заменить пришедшие в негодность элементы системы вполне возможно самостоятельно, если вас не пугает мысль о ремонте своими руками. Но даже если вы предпочитаете обслуживать «железного друга» на СТО, умение обнаружить неполадку всегда пригодится.

Видео о диагностике передней подвески автомобиля:

Как проверить рулевую рейку

Увод автомобиля с правильной траектории во время движения, увеличенный люфт рулевого колеса и стук при проезде неровностей – типичные признаки неисправности рулевой рейки. Однако эти же симптомы могут указывать на износ рулевого вала или наконечников, а также выход из строя деталей подвески – шаровых опор, сайлентблоков и ступичных подшипников.

В этой статье мы расскажем, как проверить рулевую рейку на автомобиле без снятия, исключив другие неисправности, и как диагностировать контрактную рулевую рейку при покупке для замены изношенной.

Признаки неисправности рулевой рейки

Список неисправностей рулевой рейки варьируется в зависимости от конструктивных особенностей, в первую очередь наличия или отсутствия усилителя руля. Подробнее обо всех неполадках данного узла с ГУР, ЭУР, их признаках и последствиях можно прочитать в материале неисправности рулевой рейки. В этой статье выделим наиболее подверженные неполадкам детали, причины выхода из строя и их характерные симптомы.

  • Хруст, вибрации и люфт при повороте рулевого колеса.
  • Подклинивание руля.
  • Нарушение курсовой устойчивости.

Все механические неисправности деталей рулевой рейки, помимо перечисленных симптомов, сопровождаются характерным стуком при проезде неровностей со стороны моторного отсека.

Как проверить исправность рулевой рейки

Большинство признаков неисправности рулевой рейки совпадают с симптомами износа других элементов рулевого управления и подвески. Достоверно установить источник проблемы можно только после снятия и разборки узла. Однако для начала имеет смысл провести предварительную проверку исправности рулевой рейки на автомобиле, и убедиться, что дело именно в ней. Сделать это можно двумя способами: проверить стучит ли рулевая рейка и оценить ее люфт.

Предварительная проверка рулевой рейки без снятия за 10 секунд

Быстрая диагностика рулевой рейки. Наглядный метод: видео

Для предварительной проверки рулевой рейки при появлении вибраций или люфтов на руле необходимо проверить рулевую рейку на стук. Для этого достаточно ударить ногой по боковой части покрышки передних колес стоящего автомобиля.

Этот метод позволяет исключить неисправность шаровых опор или сайлентблоков подвески, которые пробить под нагрузкой не удастся. Если при ударе возникает характерная вибрация, рейка стучит в трубе, а во время проезда лежачих полицейских звучит особенно жесткий стук, то скорее всего, имеет место именно износ деталей рейки.

Порядок проверки рулевой рейки на исправность

Проверка рулевой рейки на подъемнике с помощником: видео

Более тщательная диагностика рулевой рейки осуществляется на смотровой яме или на подъемнике. Для некоторых операций потребуется помощник и фонарик. Ряд последовательных действий позволят легко определить ее состояние.

В первую очередь проверяем целостность пыльников шарниров рулевых тяг, убеждаясь в отсутствии разрывов. Затем осматриваем корпус рейки и распределителя (на авто с ГУР) на предмет наличия подтеков жидкости, указывающих на негерметичность.

Просим помощника покачать руль влево-вправо, повернуть его в крайние положения. При наличии посторонних звуков стараемся локализовать их источник.

На автомобилях с ключом зажигания необходимо предварительно вставить его в замок и повернуть в положение зажигания для снятия блокировки руля. В моделях с ГУР и ЭУР завести двигатель для более легкого вращения руля и предотвращения выхода из строя усилителя.

Проверка наличия люфтов

Как правильно подтянуть рулевую рейку: видео

  1. Со стороны днища при помощи зажимных или переставных клещей зафиксируйте шток рулевого вала, входящий в корпус рулевой рейки. Попросите помощника в салоне авто немного покачать руль влево-вправо. Наличие люфтов и стуков говорит о проблемах в рулевой колонке или креплении рулевого колеса. В случае отсутствия свободного хода и посторонних звуков в таком положении и появления симптомов после отпускания вала проверяем детали рейки.
  2. Попросите помощника повернуть руль влево, возьмитесь за левую (по ходу движения) рулевую тягу ближе к пыльнику, одной рукой, а второй нащупайте под пыльником шарнир. Покачивая тягу в продольном и поперечном направлении, второй рукой убедитесь в отсутствии люфта шарнира.
  3. Переместите руку ближе к корпусу рейки и покачайте вал. Для более удобного доступа можно снять хомут и сдвинуть пыльник. В данном случае наличие поперечных люфтов будет указывать на разрушение опорной втулки, а продольных на повреждение зубцов рейки или шестерни рулевого вала.

Ощутить люфты также можно, попросив помощника покачивать вывешенное колесо колеса автомобиля, имитируя движение руля влево-вправо с небольшой амплитудой. В этом случае предварительно необходимо аналогичным способом убедиться в исправности рулевых наконечников и шаровых опор.

Незначительный свободный ход рулевого вала относительно зубчатой рейки может возникнуть вследствие недостаточного прилегания червяка из-за ослабления регулировочной гайки или прижимной пружины. Данная проблема не является неисправностью и легко устраняется регулировкой зазора червячной передачи.

Как проверить контрактную рулевую рейку

Не стоит покупать рейку с следами коррозии

Во многих современных автомобилях рулевая рейка является неремонтопригодной и меняется только в сборе. Так как стоимость оригинальной запчасти может достигать 100 000 рублей, часто автовладельцы приобретают аналог или узел с разбора. В этом случае актуален вопрос: как проверить контрактную и б/у рулевую рейку без разборки перед покупкой.

Выявить все возможные неисправности на снятой рулевой рейке без разбора и установки на автомобиль сложно, а определить ресурс б/у практически невозможно. Однако по некоторым косвенным признакам можно выявить побывавший в ремонте или заведомо неисправный узел.

Проверка контрактной или б/у рулевой рейки производится в следующем порядке:

Если поврежден резиновый пыльник, значит попадает влага и грязь

  1. Тщательно осматриваем корпус. На нем не должно быть трещин, вмятин, сварных швов и других повреждений. От покупки рулевой рейки в подтеках масла также лучше отказаться, если есть другие варианты.
  2. Проверяем подшипник рулевого вала на люфт. Для этого взявшись за шток, пытаемся покачать его в разные стороны – свободный ход более 1,5 мм в любую сторону недопустим даже для б/у.
  3. Убеждаемся в отсутствии износа зубцов вала и рейки. Для этого, зафиксировав рейку, при помощи зажимных клещей или иного подходящего инструмента вращаем вал влево и вправо до упора. Движение должно быть плавным и равномерным без люфтов, закусываний и посторонних звуков.
  4. В рейке с ГУР определяем состояние поршня. Для этого также вращаем вал с помощью инструмента, закрыв пальцами отверстия, к которым подсоединяются гидроприводы. У исправной детали из одного отверстия воздух будет выходить, а во второе всасываться.
  5. Проверяем втулки. Взявшись за вал рейки, покачиваем его перпендикулярно оси относительно корпуса. Люфта и стука при этом быть не должно. Данную процедуру надо повторить с левой и с правой стороны.
  6. Если рейка идет в сборе с тягами, также проверяем соединяющий их с валом рейки шарнир на люфт и осматриваем пыльник (при наличии) на предмет разрывов. Если есть возможность, снимаем пыльник и осматриваем также состояние вала под ним – на нем не должно быть следов коррозии и грязи.

Проверка рулевой рейки с ГУР И ЭУР на стенде

В некоторых СТО доступна услуга проверки рулевой рейки с ГУР на стенде. Стоимость её составляет от 1500 рублей. Суть процесса заключается в имитации работы насоса ГУР.

Проверка рулевой рейки с ГУР на стенде: видео

В простом стенде в корпус рейки при помощи специальной установки через отверстия под трубки для гидроусилителя нагнетается масло под давлением, после чего осуществляется вращение рулевого вала вручную с помощью инструмента.

В более продвинутых стендах дополнительно можно протестировать рейку под варьируемой нагрузкой. Для этого она размещается между нагрузочными гидроцилиндрами. Проверка рулевой рейки с ГУР на стенде позволяет убедиться в отсутствии утечек и достоверно проверить работоспособность без установки на автомобиль в условиях, максимально приближенных к реальным.

Существуют и специальные стенды для диагностики рулевой рейки с ЭУР. Оборудование представляет собой аналог диагностического сканера для специальных задач. Наибольшим функционалом обладает контроллер MS561. Стенд позволяет просматривать информацию из блока управления, осуществлять чтение и удаление ошибок, обновлять ПО, калибровать датчики, а также тестировать установленные на автомобиле и снятые с него агрегаты. Стоимость такого оборудования около 1 млн рублей, поэтому есть он в основном в крупных СТО и дилерских центрах.

Часто задаваемые вопросы

Как проявляются проблемы с рулевой рейкой?

Характерные признаки неисправности рулевой колонки: стук при проезде неровностей, неадекватное поведения руля (заклинивание, люфты), отсутствие обратной связи с колесами, отклонение от траектории при прямолинейном движении. На автомобилях с ГУР возможно самопроизвольное вращение руля, появление следов жидкости под автомобилем.

Как быстро проверить рулевую рейку не снимая?

Для предварительной быстрой проверки рулевой рейки достаточно ударить по боковой части шины колеса стоящего автомобиля. Если при этом будет слышен характерный стук, скорее всего, неисправна рулевая рейка или наконечники.

Как проверить контрактную рулевую рейку?

Самостоятельно проверить контрактную рулевую рейку можно визуально, убедившись в отсутствии повреждений на корпусе, а также вращая рулевой вала и наблюдая за работой механизма. Состояние зубцов и втулок можно продиагностировать лишь косвенно по отсутствию люфтов. Более достоверная диагностика контрактных и б/у рулевых реек возможна на стенде в СТО.

Как долго можно ездить с неисправной рулевой рейкой?

Это зависит от характера повреждений. Износ опорных втулок проявляет себя в основном лишь посторонними звуками, что никак не отражается на управлении. Нарушения в работе гидросистемы, разрушение подшипников или износ зубьев червячной пары могут привести к увеличению люфта руля свыше допустимого, его неравномерному вращению и заклиниванию. Ездить на машине с такой неисправностью опасно, поэтому при первых признаках неполадок необходимо проверить и отремонтировать или заменить рулевую рейку.

Автомеханик с 20-летним стажем работы по ремонту и обслуживанию автомобилей разных марок. Основное направление: диагностика и механика.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: