Ремонт и замена катушки зажигания на ваз (lada) 21099 своими руками

Катушка зажигания ваз 2109 карбюратор – неисправности и ремонт

Вне зависимости от типа установленного двигателя (карбюратор или инжектор), на ВАЗ 2109 мы имеем дело с трамблерным типом системы зажигания. Это с одной стороны хорошо, поскольку замена и ремонт узла стоит дешево. Но ресурс деталей оставляет желать лучшего.

Внешний вид устройства

Особенности устройства

Катушка зажигания служит для получения искры, выходящей из электродов свечей зажигания. Если говорить коротко и просто, то это маленький трансформатор, который работает в импульсном режиме и преобразует 12 вольт от автомобиля в 20-30 тысяч вольт на выходе. Для передачи импульса используют высоковольтные провода, которые также иногда становятся причиной неисправности катушки.

Конструктивно катушка ВАЗ 2109 состоит из пары обмоток — вторичная и первичная.

  • Первичная обмотка имеет меньше витков, но провода с большим сечением;
  • Вторичная обмотка катушки с большим количеством витков, но меньшим сечением провода.

Признаки поломки

Зачастую искра на карбюраторе пропадает неожиданно, когда водитель не готов к подобному повороту событий. Но при наличии достаточно опыта и внимательному отношению к поведению своего автомобиля, можно обнаружить признаки неисправности до того, как пропала искра и двигатель не заводится.

Итак, почему пропадает искра, в чем причины и какие признаки могут указывать на выход из строя катушки зажигания?

  1. Примерно за 500 километров до того, как ресурс катушки закончится, на холодном двигателе устройство нормально включается в работу только через пару минут прогрева. Мотор начинает запускаться с трудом, но некоторые думают, что проблема в системе холостого хода. Одновременно с этим движок начинает нестабильно вести себя на малых оборотах. Это явление происходит в течение 10-30 секунд, потому не всегда успеваешь на него обратить внимание.
  2. Другой кратковременный признак — это активное троение двигателя при запуске холодного двигателя и удержании педали газа. Это будет происходить буквально 3-5 секунд, и после повторного нажатия на педаль все вернется в норму.
  3. При ускорениях или смене передачи на КПП движок может выдавать рывки, вибрации, кратковременно ухудшается динамика. Минус в том, что такой симптом может появиться на несколько мгновений, но так же быстро исчезает.
  4. Самый очевидный признак — это полный отказ двигателя от попыток запуститься. Искра пропадает, а потому шансы тронуться равно нулю.

Проверка

Если вы заметили признаки неполадки катушки зажигания, либо пришлось столкнуться с ситуацией, когда движок «умер», обязательно проверьте состояние данного элемента.

По мере проверки вы сможете определить, что стало причиной отказа катушки и как эти неполадки можно устранить.

Как же проверить устройство? Инструкция не сложная, с ней справится и новичок.

Для начала проверим состояние узла, после чего проверим на правильность сопротивлением непосредственно самой катушки.

  1. Если движок не удается запустить, убедитесь, что сама катушка вообще подает искру. Для этого из трамблера извлекается центральный провод и к нему подключается запасная свеча зажигания.
  2. Возьмите теперь свечу плоскогубцами и положите металлическим корпусом на прерыватель или двигатель.
  3. Если при кручении стартера двигателя искра не появилась, в системе зажигания произошел сбой.
  4. Так что проверьте питание на катушку, точнее его наличие. Для этого потребуется мультиметр. Одна клемма соединяется с контактом Б на катушке, а вторая идет на массу. Включите зажигание. Если напряжение отсутствует, виновником является замок зажигания.
  5. Можно запустить мотор в аварийном режиме. Для этого плюс от АКБ кидается на контакт Б катушки.

Если напряжение идет, а искры нет, проверьте, цела ли первичная обмотка. Для этого от катушки отсоединяют боковые низковольтные провода и мультиметром выполняются замеры сопротивления. Потом проверяется вторичная обмотка.

Об этой процедуре расскажем более подробно.

Мультиметр для проверки

Проверка сопротивлений катушки

  1. Обесточьте свой автомобиль. Для этого достаточно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
  2. Отсоедините все провода и выводы, идущие на катушку и от нее.
  3. Обязательно вооружитесь необходимыми инструментами и тестером. Универсальный мультиметр или омметр вполне подойдут.
  4. Сделайте замеры на первичной обмотке. Для этого щупы тестера нужно подключить к низковольтным клеммам, расположенным по краям катушки. Не забудьте перед этим зачистить клеммы от скопившейся грязи, следов окисления. Наверняка они образовались за время эксплуатации автомобиля.
  5. Запишите данные.
  6. Теперь проверяются сопротивления вторичной обмотки. Чтобы это сделать, нужно один щуп омметра перекинуть на клемму Б катушки, а второй — на высоковольтник.
  7. Отметьте получившиеся результаты.
  8. Последний этап проверки подразумевает замеры сопротивления изоляции на массу. Чтобы сделать это, вам нужно один вывод вашего тестера подключить к массе (это корпус катушки зажигания), а второй поочередно подключить ко всем трем выводам — паре низковольтных выводов и одному высоковольтному, расположенному посередине устройства. Если катушка исправна, тогда во всех трех случаях измерения вы получите сопротивление не менее 50 Ом.
  9. Сверьтесь с таблицей по записанным ранее данным.
Тип катушки Обмотка Показатели сопротивления
3122.3705 Первичная обмотка 0,43 Ом +/- 0,04 Ом
8352.12 0,42 Ом +/- 0,05 Ом
3122.3705 Вторичная обмотка 4,08 Ом +/- 0,40 Ом
8352.12 5,00 Ом +/- 1,00 Ом

Ремонт

На самом деле единственный способ отремонтировать неисправную катушку зажигания на карбюраторном или инжекторном ВАЗ 2109 — это заменить устройство.

Тут нужно лишь выбрать, какой элемент заменит вашу старую катушку.

  • МЗАТЭ-2. Это стандартная катушка, которой оснащались с завода все ВАЗ 2109. Стоит около 600 рублей, служит неплохо;
  • Отличный альтернативный вариант, отличающийся надежностью, долговечностью и эффективностью в работе. Но стоит уже около 1800-2000 рублей;
  • Валео. Нечто среднее между заводским и бошевским вариантом, имеющий хорошие характеристики и положительные отзывы. Сегодня такая катушка стоит в среднем 1500 рублей.

Модернизация системы зажигания

Так как мне захотелось немного модернизировать свою систему зажигания, а именно поменять старую катушку на что нибудь другое из за того, что по всем признакам и приговору СТОшника уже подходит время её менять. Перелопатив весь форум и интернет, видел как применяют по четыре катушки, две релюшки, кучу проводки и полнейшего разноса трамблера )) чтоб впихнуть невпихуемое, дошел даже до способа “божья искра”, понял что это очень хлопотно и из за неправильной установки можно влететь есчо на более крупную сумму.

Читайте также:
Замена ламп ближнего/дальнего света в передней фаре лада ларгус своими руками. видео как поменять лампочку ближнего света lada largus

Короче, нашел на мой взгляд самый простой способ как заменить надоедливую катушку 027.3705 за которой нужен “уход” и теперь я очень сильно сомневаюсь в качестве новых “российско — китайских” катушек такого типа:

на более современный вид инжекторной катушки 2111-3705010-03 с несильно большой доработкой самой проводки

Получается что в схеме практически ничего не надо менять, просто заменяется сама катушка зажигания.

В цепи бесконтактной системы зажигания ВАЗ 2108 остаются все детали — коммутатор электронный 0529.3734, ВАЗовский трамблер во всей своей красе с одним бесконтактным датчиком холла.

При подключении катушки можно выбрать левую или правую сторону в этом случае другая сторона будет резервной, получается один провод от катушки подключается к корпусу “масса”, другой идет на трамблер как от стандартной катушки зажигания.

Сам центральный высоковольтный провод который идет на трамблер надо будет переделать, потому что вывод на катушке инжекторный значит тот конец провода который идет на катушку нужно установить инжекторный наконечник.

На свечах рекомендуемый зазор 1,0 — 1,13 мм.

Схема подключения инжекторной катушки:

Для сравнения это схема подключения катушки старого образца:

Чтобы было понятней расскажу как подключить своими словами:

1. отключаете родную катушку зажигания, на неё идут два провода (запомните какой куда шол) и конец высоковольтного провода который идет потом на трамблер

2. Устанавливаете на конце вв провода который будет идти на инжекторную катушку инжекторный наконечник, дополнительно ставите есчо один провод тоже с инжекторным наконечником который будет идти на корпус “масса”

3. Далее прикручиваете катушку в удобном месте но чтобы провода дотягивались как до катушки так и до массы.

4. подключение проводки происходит через штекер предварительно купленного для этой катушки:
— провод который шол на старой катушке к клеме с буквой “Б” подсоединяется по центру выхода из инжекторной катушке;
— провод который шол на старой катушке к клеме с буквой “К” подсоединяете слева или справа в зависимости какую вы сторону катушки будете использовать

В конце проверяете зазор на свечах, рекомендую высоковольтные провода с сердцевиной из медной жилой минимальным “нулевым” сопротивлением. Такое изменение улучшит ездовые характеристики.

Можно конечно в трамблер установить параллельно два датчика холла чтобы отказаться от подключений ВВ проводов к крышке трамблера и иметь подключение аналогично инжекторной системы, но я счел это излишним.

Этот способ замены катушек зажигания старого образца на более мощные современные варианты можно применять и на других карбюраторных двигателях, к примеру у нас на форуме уже имеется пример применения такого типа на машине Лада Ока.

И в конце видео работы от автора этой идеи модернизации:

Как заменить катушку зажигания на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

1) В самом начале, отсоедините от аккумуляторной батареи, клему «-».

2) Далее отсоедините от центральной части катушки зажигания, один единственный высоковольтный провод.

3) Далее взяв в руки гаечный ключ, отверните им две гайки, которые крепят кончики проводов, к катушки зажигания.

4) И после чего отсоедините эти кончики проводов, от малых клемм катушки.

5) Затем отверните две гайки, которые крепят катушку.

6) И после чего снимите катушку, совместно с кронштейном, с кузова автомобиля.

Примечание! Если вам вдруг понадобится отсоединить кронштейн, от катушки зажигания, то в таком случае отверните гайку болта, и после чего снимите кронштейн с катушки!

1) Сперва установите катушку зажигания, на свое место.

2) И после чего закрутите две гайки болтов, ее крепления.

3) Далее установите на малые клеммы катушки, кончики проводов, и после чего закрутите их удерживающими гайками.

Примечание! Подсоединяйте кончики проводов таким образом, что бы кончик красного провода, был подсоединен строго к клеме «К», а кончик синего провода, был строго подсоединен к клеме «Б»!

4) И в завершение операции, к центральной части катушки зажигания, подсоедините один единственный, высоковольтный провод.

Важно! На старых катушках зажигания, вместо маркировки «К», и «Б», указывается маркировка «-» и «+», в таком случае красный провод будет подсоединятся к малой клеме «+», а синей к малой клеме «-»!

Неисправности катушки зажигания ВАЗ 2109: ремонтируем самостоятельно

Одной из причин возникновения проблем с возникновением искры в ДВС на ВАЗ 2109 является неисправность катушки зажигания (КЗ). Чтобы диагностировать точно неисправность нужно знать конструкцию узла, уметь провести проверку и в случае необходимости установить новое изделие.

Особенности конструкции катушки

Этот узел предназначен преобразовывать низкое бортовое
напряжение (12 В) в высоковольтное (15-30 тыс. В), которое подается на свечи
системы зажигания, чтобы воспламенить ТВС в цилиндрах мотора. Импульс
передается по проводам высокого напряжения.

Как на моторах с инжектором, так и на карбюраторных
установлена система зажигания с трамблером (распределителем). Схема работы не
сложная. На трамблер поступает низковольтный ток, передающийся далее на КЗ.
Поступивший импульс преобразовывается в высоковольтный ток. Затем трамблер
распределяет его в определенном порядке на свечи.

Основными элементами катушки являются первичная и вторичная обмотки, намотанные на наружный магнитопровод. На первой небольшое количество витков медной проволоки – от 100 до 150, но она большого сечения. У второй количество витков значительно больше – от 15000 до 30000, провода также из меди, но с меньшим сечением. Сверху идет первичная обмотка, а внутри нее вторичная обмотка.

Во вторичной обмотке высоковольтный ток возникает благодаря
действию электромагнитной индукции и накоплению заряда в первичной обмотке,
которые возникают после отсечки тока в первичке. Высоковольтный ток поступает
на центральную клемму КЗ, а далее трамблер распределяет его на свечи зажигания.

Признаки и причины неисправностей

Чаще всего искра пропадает неожиданно, но внимательные водители с опытом, могут предугадать исчезновение искры по следующим признакам:

  • За 500 км до окончания срока службы КЗ автомобиль
    порой с трудом можно заводится, лишь после нескольких минут прогрева. Некоторое
    водители связывают это с холостым ходом.
  • Во время запуска неразогретого мотора и нажатой
    педали акселератора двигатель начинает активно троить. Это длиться несколько
    секунд и после последующего нажатия на акселератор, мотор работает нормально.
  • Провалы или рывки при старте.
  • Неустойчивый холостой ход, нестабильная работа
    движка на малых оборотах.
  • При сильном нажатии на акселератор вместо
    увеличения скорости, появляются провалы.
  • Слабая искра или полное ее исчезновение.
Читайте также:
Замена коленвала lada 2114 (ваз 2114)

Характерные неисправности КЗ:

  • на крышке присутствуют потеки масла;
  • замыкание между витками любой из обмоток;
  • пробой изоляции вторичной обмотки на корпус
    (массу) КЗ;
  • разрыв в электрической цепи обмоток;
  • механические повреждения или дефекты на корпусе
    или крышке КЗ;
  • показания на измерительном тестере не
    соответствуют требованиям.

Неисправность КЗ может быть вызвана такими причинами:

  • Недорогие низкокачественные свечи зажигания.
    Экономия на свечах выливается в дорогостоящий ремонт.
  • Перегрев – часто встречающаяся причина выхода из
    строя КЗ. Если двигатель постоянно перегревается, то КЗ долго не прослужит.
    Изделие имеет допустимое количество циклов нагрева и остывания.
  • Со временем КЗ изнашивается, как и любое изделие.
    Эксплуатационный срок катушки – 50-70 тыс. км пробега.

Как проверить КЗ в условиях гаража

При обнаружении признаков неполадки КЗ ВАЗ 2109 следует ее
проверить на работоспособность. Во время проверки можно определить, что вызвало
неисправность и как ее устранить. Сначала делаем визуальный осмотр узла. Если
есть повреждения на крышке или корпусе, меняем на новый.

Если мотор не заводится, нужно убедиться, что КЗ не дает
искру. Для этого извлекаем центральный провод из распределителя и подключаем
запасную свечу зажигания. Затем зажимаем ее плоскогубцами и кладем корпусом на
силовой агрегат или трамблер. Если после того как закрутиться стартер, не будет
искры, это означает, что в системе зажигания есть проблемы.

Прежде всего нужно проверить наличие питания на КЗ. Один крокодил мультиметра присоединяем к выводу Б на КЗ, а второй бросаем на массу.

При наличии напряжения и отсутствии искры проверяем
целостность проводки первичной обмотки. Отсоединяем от КЗ провода с низким
напряжением и мультриметром или тестером производим измерения сопротивления
обмоток обмотку.

Для проведения проверки нужно приготовить рожковый ключ на «8» и измерительный прибор: тестер или мультиметр. Кроме того, следует отключить питание авто, сняв отрицательную клемму с аккумулятора.

Проверка КЗ состоит из этапов:

  • На обесточенной машине откручиваем с помощью
    ключа на «8» гайки крепления проводов с высоким напряжением к контактам КЗ и
    отсоединяем их. Перед этим запоминаем, как они были подключены, чтобы не
    ошибиться при установке. Очищаем контакты на катушке от остатков окисления и
    грязи.
  • На следующем этапе поверяем первичную обмотку
    КЗ. Мультиметр переключаем в режим измерения сопротивления. Один его крокодил
    подключаем к выходу К на первичке, второй – к Б. На ВАЗ 2109 устанавливаются
    катушки двух типов: 3122.3705 – сухая, у
    которой замкнутый магнитопровод и 8352.12 и аналоги, наполненные маслом с магнитопроводом,
    который разомкнут. Контрольные сопротивления у них немного отличаются. При
    исправной первичке для 3122.3705 оно находится в пределах 0,43 Ом +/- 0,04 Ом,
    для 8352.12 . – 0,42 Ом +/- 0,05 Ом.

  • Далее выполняем проверку вторичного элемента
    узла. Один крокодил присоединяем к разъему для высоковольтного кабеля, второй –
    к выходу Б. Если вторичная обмотка в рабочем состоянии, сопротивление для 3122.3705
    будет в пределах 4,08 Ом +/- 0,40 Ом, для 8352.12 – 5,00 Ом +/- 1,00 Ом.

  • На завершающем этапе проверяем изоляцию, то есть
    ищем короткое замыкание. Одину клемму мультиметра бросаем на массу, в качестве
    которой можно использовать корпус КЗ, а вторую присоединяем поочередно сначала к
    контакту Б, а затем к контакту К. При исправной работе тестер должен показывать
    значение не ниже 50 мОм. Если параметр сильно отличается, то есть замыкание.

Если выявилась неисправность на любом из этапов, узел
нуждается в замене на новое изделие. На ВАЗ 2109 могут устанавливаться КЗ Если
катушка исправна, нужно проверить трамблер, свечи и кабели высокого напряжения.

Ремонту неисправные КЗ не подлежат, их можно только заменить
новыми. На ВАЗ 2109 с завода устанавливают МЗАТЭ-2. На рынке есть ее бошеский
аналог по стоимости дороже оригинала, они эффективнее работают, надежнее и
долговечнее. Существуют аналоги средние в ценовом сегменте – изделия фирмы Валео
с хорошими эксплуатационными характеристиками.

Замена узла своими руками: пошаговая инструкция

Процедура замены КЗ на ВАЗ 2109 несложная, ее можно провести
самостоятельно в собственном гараже. Занимает по времени не более получаса. Для
проведения работ нужно купить новую КЗ, приготовить стандартный набор
инструментов и WD-40 для прикипевших креплений.

Процесс замены состоит из последовательности шагов:

  • Снимаем
    с аккумуляторной батареи отрицательную клемму, чтобы отключить электропитание
    автомобиля.

  • Отсоединяем
    от КЗ кабель, подключенный к центральной части распределителя.
  • Сверху катушки откручиваем 2 гайки, фиксирующие
    провода. Если они покрыты следами окисления, обработать средством WD-40 и дать
    постоять некоторое время.
  • Снятые провода нужно пометить, чтобы правильно
    присоединить при дальнейшей установке и начертить схему расположения на листке
    бумаги.
  • На кузове машины КЗ крепится двумя гайками. Их
    можно не до конца откручивать, тем более со стороны батареи к ним трудно
    добраться.

  • Ослабив крепления, расшатываем узел и вынимаем
    его с посадочного места.
  • Очищаем гнездо от загрязнений, ржавчины и устанавливаем
    новую катушку.
  • Закручиваем крепежные гайки. Присоединяем
    провода согласно меткам и схеме.

Самостоятельная замена дает возможность сэкономить на
техобслуживании и получить дополнительный опыт авторемонтных работ.

Катушка зажигания – один из важнейших элементов системы зажигания, поэтому за ее исправностью нужно следить, чтобы в дороге не попасть в неприятную ситуацию, когда машина не заведется по причине исчезновения искры из-за неисправности КЗ. Диагностику узла провести несложно выполнить своими руками в домашних условиях, действуя по вышеизложенной инструкции.

Катушка зажигания ВАЗ и ее возможные неисправности.

Как снять модуль зажигания ваз 2109 инжектор

Один из самых сложных электрических приборов в автомобиле ВАЗ 2109 на системе инжектор, несомненно, модуль зажигания. Этот элемент бывает в инжекторных автомобилях, для карбюраторных машин ставиться обыкновенная катушка. Фактически модуль зажигания выполняет всего одну, но очень важную функцию – генерирует ток высокого напряжения, вплоть до 30 тысяч ватт. Далее, по высоковольтным проводам ток направляется на свечи, а уже они дают искры, от которых воспламеняется топливо в блоке цилиндров.

Традиционная катушка также входит в состав модуля зажигания, но является лишь одной из его составных частей. На самом деле устройство прибора гораздо сложнее.

Давайте разберем его на примере того, как работает система зажигания ВАЗ 2109 на системе инжектор.

Читайте также:
Ремонт и замена коллектора на ваз (lada) 2113/2114/2115 своими руками


ВАЗ 2109

Конструктивные особенности

Разобрать, как устроен модуль зажигания, возможно, только на примере всей системы целиком. Итак, она включает в себя следующие компоненты:

  • Катушка зажигания в автомобиле ВАЗ 2109 инжектор. Катушек всегда две и это тот самый механизм, который генерирует ток.
  • Высоковольтные ключи коммутаторы, их также два, через них ток уходит на свечи, кроме того, контроллер регулирует сколько времени ток будет включен, необходимо время он рассчитывает на основе данных полученных от датчика коленчатого вала.
  • Электронный блок управления.
  • Корпус самого устройства, выполнен из прочного пластика.

Кроме того, в электронной системе зажигания можно выделить следующие элементы:

  • Датчик положения коленвала.
  • Высоковольтные провода.
  • Шкив с зубчатым венцом.
  • Контроллер.
  • Свечи зажигания, которые дают искры.

Более подробно останавливаться на этих узлах мы не будем и обсудим принцип действия самого модуля зажигания.

Расположение модуля

Тем, кто слабовато знаком с устройством автомобиля, следует знать, что прибор расположен в подкапотном пространстве автомобиля. Отыскать его очень просто. Первым делом, найдите высоковольтные провода. Один их конец подходит к свечам зажигания, а другой выходит непосредственно от искомого устройства. Сам прибор не очень большого размера и заключен в пластиковый корпус.


Модуль зажигания на ВАЗ 2109



Модуль зажигания Ваз 2109 инжектор | Ремонт Ваз 2108 2109 21099

Инжекторные Ваз 2109 имеют отличную от Ваз 2109 карбюратор систему зажигания. Система зажигания предназначена для формирования искры на свече в нужный момент времени. На карбюраторных Ваз 2109 система зажигания работала следующим образом(смотри рисунок):

Система зажигания Ваз 2109 карбюратор

катушка зажигания формировала искру на свечу в момент, управляемый коммутатором. Коммутатор в свою очередь знал момент, когда нужно подавать искру по сигналу от датчика Холла. Последовательность работы выглядит следующим образом:при вращении распределительного вала двигателя сигнал поступает на коммутатор, он его обрабатывает и подает массу на катушку зажигания, формируя искру, искра через распределитель зажигания подводится к нужной свече в двигателе. На инжекторной Ваз 2108,Ваз 2109 следующие отличия: 1) Отсутствует распределитель зажигания. 2) Отсутствует датчик Холла. 3) Две катушки зажигания и два коммутатора смонтированы в один корпус модуля зажигания.

Принципиальное отличие зажигания инжекторной Ваз 2109 в том, что управляющие импульсы на модуль зажигания идут от ЭБУ. ЭБУ по сигналам от ДПКВ и датчика распределительного вала формирует управляющие импульсы на модуль.

Основные неисправности модуля зажигания

Пожалуй, главный показатель неисправности – это когда нет искры на свечах зажигания. Однако бывают и другие признаки нестабильной работы модуля:

  • Нет динамики при ускорении. Чувствуются явные провалы в момент резкого набора скорости.
  • У автомобиля нет привычной мощности, бывает даже так, что автомобиль просто не тянет в гору.
  • Плавающий холостой ход.
  • Не работает одна из пар цилиндров. В этом случае, скорее всего, нет тока от катушек зажигания.

В случае если вы столкнулись с подобными проблемами, следует проверить свечи, на которых нет искры, датчик положения коленчатого вала и собственно сам модуль зажигания.

Проверяем систему на работоспособность

Итак, начинать лучше всего именно со свечей, на которых нет искры. Делается это элементарно и с подобной задачей справится даже человек весьма далекий от ремонта автомобилей. Для большей наглядности разделим весь процесс на этапы:

  • Первым делом свечи нужно выкрутить. Делается это довольно просто. Снимайте высоковольтные провода и, далее просто выворачивайте свечи специальным ключом.
  • Теперь, когда свечи, от которых нет искры, демонтированы, внимательно осмотрите их. На запчастях не должно быть нагара или механических повреждений.
  • Испорченные свечи выбрасывайте и ставьте на их место новые, скорее всего, это решит проблемы. Если все в порядке, значит, искры, нет по другой причине.

Далее, прежде чем приступать непосредственно к диагностике самого модуля зажигания, следует проверить колодку высоковольтных проводов, которые к нему подходят. Возможно, искры нет по их вине. Делается это с помощью специального тестера. Напряжение на проводах во время проверки должно быть в районе 12 вольт.

Если все в порядке и с проводами, скорее всего, искры нет именно по причине того, что неисправен модуль зажигания. Существует множество вариантов проверки работоспособности этого прибора. Разберем подробно самые основные из них:

  • Самый элементарный – можно просто заменить модуль на заведомо работоспособный. Правда. Проблема в том, что часто дополнительный модуль просто негде взять, а покупать просто для проверки новый прибор, не очень умно.
  • Еще один не очень сложный способ проверки – путем шевеления модуля. Делается это следующим образом: во время работы двигателя шевелите и стучите по прибору. Если работа двигателя в этот момент будет каким-либо образом меняться, скорее всего, проблема в том, что нет необходимого контакта. Фактически неисправность не катастрофическая и в этом случае все поправимо. По крайней мере, тратиться на новый модуль нет необходимости.
  • Этот вариант является самым точным и предусматривает наличие тестера. Ставим тестер в режим омметра, после чего, замеряем сопротивление на проводах, тех самых высоковольтных, которые проводят ток. Сконцентрироваться необходимо именно на выводах модуля зажигания между 2 и 3 цилиндрами и между первым и вторым. Если модуль исправен значение, должно быть идентичным, в районе 5,4 кОм.

Профилактика неисправностей модуля зажигания

Несмотря на то что модуль зажигания весьма надежный прибор случаи, когда он выходит из строя все-таки встречаются.

Однако если использовать несколько простых советов, устройство проработает намного больше:

  • Всегда обращайте внимание на то, чтобы высоковольтные провода соответствовали необходимым порядком. Если они имеют сопротивление выше или ниже необходимого, из строя может выйти катушки зажигания.
  • Очень важна и своевременная замена свечей. Большой зазор на этих запчастях очень негативно сказывается на работе модуля.
Читайте также:
Замена лампы дальнего света lada 2111

Видео «Наглядное руководство по замене МЗ»

Канал STO TONN представил наглядное пособие по выполнению замены модуля зажигания на отечественном автомобиле ВАЗ 2114.

По причине неисправности модуля зажигания в работе инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 могут возникнуть следующие неисправности: двигатель «троит», «двоит» (работает или пытается завестись на двух цилиндрах), неустойчивый холостой ход, «провалы», «рывки», «дерганье» и пр.

— Мультиметр, автотестер или иной прибор с режимами омметра и вольтметра

— Торцовые ключи или головки на «13» и «17»

Подготовительные работы

— Снимаем модуль зажигания с двигателя

Отсоединяем наконечники высоковольтных проводов. Ключом на «13» отворачиваем два верхних болта крепления, ключом на «17» ослабляем затяжку нижнего болта. Снимаем модуль вместе с его кронштейном.

— Очищаем от загрязнения

Протираем сухой ветошью.

Порядок проверки модуля (катушки) зажигания системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с инжекторным двигателем

В гаражных условиях можно проверить вторичные обмотки модуля зажигания на «обрыв» и первичные на короткое замыкание, а так же подачу напряжения на модуль от ЭБУ. Этого вполне достаточно для диагностики неисправности.

— Проверка на короткое замыкание

Плюсовой щуп мультиметра в режиме омметра на вывод «D» соединительной колодки модуля зажигания, минусовой на кронштейн («масса»). Если короткого замыкания нет, показания прибора стремятся к бесконечности.

— Проверка на «обрыв»

Мультиметром в режиме омметра поочередно замеряем сопротивление между выводами «1» и «4», «2» и «3» модуля зажигания.

Сопротивление при каждом измерении должно быть в пределах 4 кОм. Если оно различно или не соответствует требуемому показателю модуль следует заменить.

— Проверка подачи напряжения на модуль зажигания

Если предыдущие проверки не выявили неисправности необходимо проверить подачу напряжения на модуль зажигания. Включаем зажигание. Мультиметром в режиме вольтметра замеряем напряжение между выводами «С» и «D» колодки жгута проводов идущих к модулю (выводы промаркированы на самой колодке). Напряжение должно находиться в пределах напряжения бортовой сети автомобиля (12В). Если оно меньше или отсутствует, то возможно разряжена аккумуляторная батарея, неисправны провода от ЭБУ к модулю зажигания или неисправен блок управления (ЭБУ).

Примечания и дополнения

— Зачастую одним из визуальных признаков выхода из строя модуля зажигания может служить две мокрые и две рабочие свечи зажигания, так как модуль состоит из двух попарно соединенных катушек зажигания выдающих искру поочередно в два цилиндра -1-4, 2-3. Выход из строя одной из катушек приводит к работе (или попытке завестись) двигателя на двух свечах.

— Перечисленные выше проблемы в работе двигателя автомобиля могут иметь в своей основе не только неисправность модуля зажигания, но и неисправность свечей зажигания, высоковольтных проводов, а так же системы питания и управления (ЭСУД).

Еще статьи по системе зажигания инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Сравнительный тест-ремонт

Модуль зажигания ВАЗ-2114 еще называют высоковольтной катушкой, что служит для передачи тока на свечи зажигания. Этот модуль имеет свои признаки неисправности, по которым необходимо определять момент замены вышедшей из строя детали. Что относят к таким признакам? Об этом пойдет речь в данной статье.

Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)

Модуль зажигания на инжекторных ВАЗ 2109 заслужено считается одним из наиболее сложных электрических узлов. Если на инжекторах стоит именно модуль, то на карбюраторах предусмотрена самая простая катушка.

Фактическая, но невероятно важная задача модуля — это генерация тока высокого напряжения, который может достигать 30 тысяч Ватт. Ток следует по высоковольтным проводам на свечи, которые создают искру для воспламенения топливовоздушной смеси.

Классическая катушка зажигания — это один из компонентов модуля, потому система работает по куда более сложному принципу, нежели на карбюраторах.

Устройство модуля зажигания на ВАЗ 2109

Один из самых сложных электрических приборов в автомобиле ВАЗ 2109 на системе инжектор, несомненно, модуль зажигания. Этот элемент бывает в инжекторных автомобилях, для карбюраторных машин ставиться обыкновенная катушка. Фактически модуль зажигания выполняет всего одну, но очень важную функцию – генерирует ток высокого напряжения, вплоть до 30 тысяч ватт. Далее, по высоковольтным проводам ток направляется на свечи, а уже они дают искры, от которых воспламеняется топливо в блоке цилиндров.

Традиционная катушка также входит в состав модуля зажигания, но является лишь одной из его составных частей. На самом деле устройство прибора гораздо сложнее.

Давайте разберем его на примере того, как работает система зажигания ВАЗ 2109 на системе инжектор.

Как заменить модуль зажигания на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

Снятие: 1) Снимается модуль не тяжело, но вот с его проверкой будут проблемы, потому что для этого во-первых специальное оборудование нужно, хотя и при помощи обычного мульти-метра можно проверить модуль на работоспособность (О том как модуль можно проверить мы опишем в этой же статье), но для начала его нужно снять, для этого сперва отсоедините колодку проводов от модуля (см. фото 1) которая крепиться к нему за счёт фиксатора, поэтому фиксатор на колодке ещё отогнуть не забудьте, иначе можно отломать её, как только колодка будет отсоединена берите в руки гаечный ключ и с его помощью отверните полностью верхний болт (см. фото 2) крепления модуля, затем боковую гайку выворачивайте (см. фото 3, указана красной стрелкой она) болта и чтобы болт не потерять, можете вынуть его так же, ну и в завершение переберитесь по ниже (Под автомобиль если можете) и там разыщите последний болт крепления модуля в нижней части (см фото 4, болт указан стрелкой), данный болт немножко ослабьте и после чего полностью снимите модуль зажигания с автомобиля, при этом отсоедините от него все четыре провода которые к нему подсоединены, а иначе они не дадут вам снять модуль с автомобиля.

Как снять модуль зажигания ваз 2109 инжектор

Один из самых сложных электрических приборов в автомобиле ВАЗ 2109 на системе инжектор, несомненно, модуль зажигания. Этот элемент бывает в инжекторных автомобилях, для карбюраторных машин ставиться обыкновенная катушка. Фактически модуль зажигания выполняет всего одну, но очень важную функцию – генерирует ток высокого напряжения, вплоть до 30 тысяч ватт. Далее, по высоковольтным проводам ток направляется на свечи, а уже они дают искры, от которых воспламеняется топливо в блоке цилиндров.

Традиционная катушка также входит в состав модуля зажигания, но является лишь одной из его составных частей. На самом деле устройство прибора гораздо сложнее.

Давайте разберем его на примере того, как работает система зажигания ВАЗ 2109 на системе инжектор.

Читайте также:
Замена лампы ближнего света на автомобиле ваз 2110


ВАЗ 2109

Конструктивные особенности

Разобрать, как устроен модуль зажигания, возможно, только на примере всей системы целиком. Итак, она включает в себя следующие компоненты:

  • Катушка зажигания в автомобиле ВАЗ 2109 инжектор. Катушек всегда две и это тот самый механизм, который генерирует ток.
  • Высоковольтные ключи коммутаторы, их также два, через них ток уходит на свечи, кроме того, контроллер регулирует сколько времени ток будет включен, необходимо время он рассчитывает на основе данных полученных от датчика коленчатого вала.
  • Электронный блок управления.
  • Корпус самого устройства, выполнен из прочного пластика.

Кроме того, в электронной системе зажигания можно выделить следующие элементы:

  • Датчик положения коленвала.
  • Высоковольтные провода.
  • Шкив с зубчатым венцом.
  • Контроллер.
  • Свечи зажигания, которые дают искры.

Более подробно останавливаться на этих узлах мы не будем и обсудим принцип действия самого модуля зажигания.

Расположение модуля

Тем, кто слабовато знаком с устройством автомобиля, следует знать, что прибор расположен в подкапотном пространстве автомобиля. Отыскать его очень просто. Первым делом, найдите высоковольтные провода. Один их конец подходит к свечам зажигания, а другой выходит непосредственно от искомого устройства. Сам прибор не очень большого размера и заключен в пластиковый корпус.


Модуль зажигания на ВАЗ 2109



Модуль зажигания Ваз 2109 инжектор | Ремонт Ваз 2108 2109 21099

Инжекторные Ваз 2109 имеют отличную от Ваз 2109 карбюратор систему зажигания. Система зажигания предназначена для формирования искры на свече в нужный момент времени. На карбюраторных Ваз 2109 система зажигания работала следующим образом(смотри рисунок):

Система зажигания Ваз 2109 карбюратор

катушка зажигания формировала искру на свечу в момент, управляемый коммутатором. Коммутатор в свою очередь знал момент, когда нужно подавать искру по сигналу от датчика Холла. Последовательность работы выглядит следующим образом:при вращении распределительного вала двигателя сигнал поступает на коммутатор, он его обрабатывает и подает массу на катушку зажигания, формируя искру, искра через распределитель зажигания подводится к нужной свече в двигателе. На инжекторной Ваз 2108,Ваз 2109 следующие отличия: 1) Отсутствует распределитель зажигания. 2) Отсутствует датчик Холла. 3) Две катушки зажигания и два коммутатора смонтированы в один корпус модуля зажигания.

Принципиальное отличие зажигания инжекторной Ваз 2109 в том, что управляющие импульсы на модуль зажигания идут от ЭБУ. ЭБУ по сигналам от ДПКВ и датчика распределительного вала формирует управляющие импульсы на модуль.

Основные неисправности модуля зажигания

Пожалуй, главный показатель неисправности – это когда нет искры на свечах зажигания. Однако бывают и другие признаки нестабильной работы модуля:

  • Нет динамики при ускорении. Чувствуются явные провалы в момент резкого набора скорости.
  • У автомобиля нет привычной мощности, бывает даже так, что автомобиль просто не тянет в гору.
  • Плавающий холостой ход.
  • Не работает одна из пар цилиндров. В этом случае, скорее всего, нет тока от катушек зажигания.

В случае если вы столкнулись с подобными проблемами, следует проверить свечи, на которых нет искры, датчик положения коленчатого вала и собственно сам модуль зажигания.

Проверяем систему на работоспособность

Итак, начинать лучше всего именно со свечей, на которых нет искры. Делается это элементарно и с подобной задачей справится даже человек весьма далекий от ремонта автомобилей. Для большей наглядности разделим весь процесс на этапы:

  • Первым делом свечи нужно выкрутить. Делается это довольно просто. Снимайте высоковольтные провода и, далее просто выворачивайте свечи специальным ключом.
  • Теперь, когда свечи, от которых нет искры, демонтированы, внимательно осмотрите их. На запчастях не должно быть нагара или механических повреждений.
  • Испорченные свечи выбрасывайте и ставьте на их место новые, скорее всего, это решит проблемы. Если все в порядке, значит, искры, нет по другой причине.

Далее, прежде чем приступать непосредственно к диагностике самого модуля зажигания, следует проверить колодку высоковольтных проводов, которые к нему подходят. Возможно, искры нет по их вине. Делается это с помощью специального тестера. Напряжение на проводах во время проверки должно быть в районе 12 вольт.

Если все в порядке и с проводами, скорее всего, искры нет именно по причине того, что неисправен модуль зажигания. Существует множество вариантов проверки работоспособности этого прибора. Разберем подробно самые основные из них:

  • Самый элементарный – можно просто заменить модуль на заведомо работоспособный. Правда. Проблема в том, что часто дополнительный модуль просто негде взять, а покупать просто для проверки новый прибор, не очень умно.
  • Еще один не очень сложный способ проверки – путем шевеления модуля. Делается это следующим образом: во время работы двигателя шевелите и стучите по прибору. Если работа двигателя в этот момент будет каким-либо образом меняться, скорее всего, проблема в том, что нет необходимого контакта. Фактически неисправность не катастрофическая и в этом случае все поправимо. По крайней мере, тратиться на новый модуль нет необходимости.
  • Этот вариант является самым точным и предусматривает наличие тестера. Ставим тестер в режим омметра, после чего, замеряем сопротивление на проводах, тех самых высоковольтных, которые проводят ток. Сконцентрироваться необходимо именно на выводах модуля зажигания между 2 и 3 цилиндрами и между первым и вторым. Если модуль исправен значение, должно быть идентичным, в районе 5,4 кОм.

Профилактика неисправностей модуля зажигания

Несмотря на то что модуль зажигания весьма надежный прибор случаи, когда он выходит из строя все-таки встречаются.

Однако если использовать несколько простых советов, устройство проработает намного больше:

  • Всегда обращайте внимание на то, чтобы высоковольтные провода соответствовали необходимым порядком. Если они имеют сопротивление выше или ниже необходимого, из строя может выйти катушки зажигания.
  • Очень важна и своевременная замена свечей. Большой зазор на этих запчастях очень негативно сказывается на работе модуля.
Читайте также:
Замена направляющих втулок клапанов - ваз 2106

Видео «Наглядное руководство по замене МЗ»

Канал STO TONN представил наглядное пособие по выполнению замены модуля зажигания на отечественном автомобиле ВАЗ 2114.

По причине неисправности модуля зажигания в работе инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 могут возникнуть следующие неисправности: двигатель «троит», «двоит» (работает или пытается завестись на двух цилиндрах), неустойчивый холостой ход, «провалы», «рывки», «дерганье» и пр.

— Мультиметр, автотестер или иной прибор с режимами омметра и вольтметра

— Торцовые ключи или головки на «13» и «17»

Подготовительные работы

— Снимаем модуль зажигания с двигателя

Отсоединяем наконечники высоковольтных проводов. Ключом на «13» отворачиваем два верхних болта крепления, ключом на «17» ослабляем затяжку нижнего болта. Снимаем модуль вместе с его кронштейном.

— Очищаем от загрязнения

Протираем сухой ветошью.

Порядок проверки модуля (катушки) зажигания системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с инжекторным двигателем

В гаражных условиях можно проверить вторичные обмотки модуля зажигания на «обрыв» и первичные на короткое замыкание, а так же подачу напряжения на модуль от ЭБУ. Этого вполне достаточно для диагностики неисправности.

— Проверка на короткое замыкание

Плюсовой щуп мультиметра в режиме омметра на вывод «D» соединительной колодки модуля зажигания, минусовой на кронштейн («масса»). Если короткого замыкания нет, показания прибора стремятся к бесконечности.

— Проверка на «обрыв»

Мультиметром в режиме омметра поочередно замеряем сопротивление между выводами «1» и «4», «2» и «3» модуля зажигания.

Сопротивление при каждом измерении должно быть в пределах 4 кОм. Если оно различно или не соответствует требуемому показателю модуль следует заменить.

— Проверка подачи напряжения на модуль зажигания

Если предыдущие проверки не выявили неисправности необходимо проверить подачу напряжения на модуль зажигания. Включаем зажигание. Мультиметром в режиме вольтметра замеряем напряжение между выводами «С» и «D» колодки жгута проводов идущих к модулю (выводы промаркированы на самой колодке). Напряжение должно находиться в пределах напряжения бортовой сети автомобиля (12В). Если оно меньше или отсутствует, то возможно разряжена аккумуляторная батарея, неисправны провода от ЭБУ к модулю зажигания или неисправен блок управления (ЭБУ).

Примечания и дополнения

— Зачастую одним из визуальных признаков выхода из строя модуля зажигания может служить две мокрые и две рабочие свечи зажигания, так как модуль состоит из двух попарно соединенных катушек зажигания выдающих искру поочередно в два цилиндра -1-4, 2-3. Выход из строя одной из катушек приводит к работе (или попытке завестись) двигателя на двух свечах.

— Перечисленные выше проблемы в работе двигателя автомобиля могут иметь в своей основе не только неисправность модуля зажигания, но и неисправность свечей зажигания, высоковольтных проводов, а так же системы питания и управления (ЭСУД).

Еще статьи по системе зажигания инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Сравнительный тест-ремонт

Модуль зажигания ВАЗ-2114 еще называют высоковольтной катушкой, что служит для передачи тока на свечи зажигания. Этот модуль имеет свои признаки неисправности, по которым необходимо определять момент замены вышедшей из строя детали. Что относят к таким признакам? Об этом пойдет речь в данной статье.

Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)

Модуль зажигания на инжекторных ВАЗ 2109 заслужено считается одним из наиболее сложных электрических узлов. Если на инжекторах стоит именно модуль, то на карбюраторах предусмотрена самая простая катушка.

Фактическая, но невероятно важная задача модуля — это генерация тока высокого напряжения, который может достигать 30 тысяч Ватт. Ток следует по высоковольтным проводам на свечи, которые создают искру для воспламенения топливовоздушной смеси.

Классическая катушка зажигания — это один из компонентов модуля, потому система работает по куда более сложному принципу, нежели на карбюраторах.

Устройство модуля зажигания на ВАЗ 2109

Один из самых сложных электрических приборов в автомобиле ВАЗ 2109 на системе инжектор, несомненно, модуль зажигания. Этот элемент бывает в инжекторных автомобилях, для карбюраторных машин ставиться обыкновенная катушка. Фактически модуль зажигания выполняет всего одну, но очень важную функцию – генерирует ток высокого напряжения, вплоть до 30 тысяч ватт. Далее, по высоковольтным проводам ток направляется на свечи, а уже они дают искры, от которых воспламеняется топливо в блоке цилиндров.

Традиционная катушка также входит в состав модуля зажигания, но является лишь одной из его составных частей. На самом деле устройство прибора гораздо сложнее.

Давайте разберем его на примере того, как работает система зажигания ВАЗ 2109 на системе инжектор.

Как заменить модуль зажигания на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

Снятие: 1) Снимается модуль не тяжело, но вот с его проверкой будут проблемы, потому что для этого во-первых специальное оборудование нужно, хотя и при помощи обычного мульти-метра можно проверить модуль на работоспособность (О том как модуль можно проверить мы опишем в этой же статье), но для начала его нужно снять, для этого сперва отсоедините колодку проводов от модуля (см. фото 1) которая крепиться к нему за счёт фиксатора, поэтому фиксатор на колодке ещё отогнуть не забудьте, иначе можно отломать её, как только колодка будет отсоединена берите в руки гаечный ключ и с его помощью отверните полностью верхний болт (см. фото 2) крепления модуля, затем боковую гайку выворачивайте (см. фото 3, указана красной стрелкой она) болта и чтобы болт не потерять, можете вынуть его так же, ну и в завершение переберитесь по ниже (Под автомобиль если можете) и там разыщите последний болт крепления модуля в нижней части (см фото 4, болт указан стрелкой), данный болт немножко ослабьте и после чего полностью снимите модуль зажигания с автомобиля, при этом отсоедините от него все четыре провода которые к нему подсоединены, а иначе они не дадут вам снять модуль с автомобиля.

Катушка зажигания на ваз 2108 — ремонт, стоимость, замена

Модернизация системы зажигания карбюраторных ВАЗ 2108 — 21099

Так как мне захотелось немного модернизировать свою систему зажигания, а именно поменять старую катушку на что нибудь другое из за того, что по всем признакам и приговору СТОшника уже подходит время её менять. Перелопатив весь форум и интернет, видел как применяют по четыре катушки, две релюшки, кучу проводки и полнейшего разноса трамблера )) чтоб впихнуть невпихуемое, дошел даже до способа «божья искра», понял что это очень хлопотно и из за неправильной установки можно влететь есчо на более крупную сумму.

Читайте также:
Замена катушки зажигания lada 21071 (ваз 21071)

Короче, нашел на мой взгляд самый простой способ как заменить надоедливую катушку 027.3705 за которой нужен «уход» и теперь я очень сильно сомневаюсь в качестве новых «российско — китайских» катушек такого типа:

на более современный вид инжекторной катушки 2111-3705010-03 с несильно большой доработкой самой проводки

Получается что в схеме практически ничего не надо менять, просто заменяется сама катушка зажигания.
В цепи бесконтактной системы зажигания ВАЗ 2108 остаются все детали — коммутатор электронный 0529.3734, ВАЗовский трамблер во всей своей красе с одним бесконтактным датчиком холла.

Установка :
При подключении катушки можно выбрать левую или правую сторону в этом случае другая сторона будет резервной, получается один провод от катушки подключается к корпусу «масса», другой идет на трамблер как от стандартной катушки зажигания.

Сам центральный высоковольтный провод который идет на трамблер надо будет переделать, потому что вывод на катушке инжекторный значит тот конец провода который идет на катушку нужно установить инжекторный наконечник.
На свечах рекомендуемый зазор 1,0 — 1,13 мм.
Схема подключения инжекторной катушки:

Для сравнения это схема подключения катушки старого образца:

Чтобы было понятней расскажу как подключить своими словами:

1. отключаете родную катушку зажигания, на неё идут два провода (запомните какой куда шол) и конец высоковольтного провода который идет потом на трамблер

2. Устанавливаете на конце вв провода который будет идти на инжекторную катушку инжекторный наконечник, дополнительно ставите есчо один провод тоже с инжекторным наконечником который будет идти на корпус «масса»

3. Далее прикручиваете катушку в удобном месте но чтобы провода дотягивались как до катушки так и до массы.

4. подключение проводки происходит через штекер предварительно купленного для этой катушки:
— провод который шол на старой катушке к клеме с буквой «Б» подсоединяется по центру выхода из инжекторной катушке;
— провод который шол на старой катушке к клеме с буквой «К» подсоединяете слева или справа в зависимости какую вы сторону катушки будете использовать

В конце проверяете зазор на свечах, рекомендую высоковольтные провода с сердцевиной из медной жилой минимальным «нулевым» сопротивлением. Такое изменение улучшит ездовые характеристики.

Можно конечно в трамблер установить параллельно два датчика холла чтобы отказаться от подключений ВВ проводов к крышке трамблера и иметь подключение аналогично инжекторной системы, но я счел это излишним.

Этот способ замены катушек зажигания старого образца на более мощные современные варианты можно применять и на других карбюраторных двигателях, к примеру у нас на форуме уже имеется пример применения такого типа на машине Лада Ока

И в конце видео работы от автора этой идеи модернизации:

Катушка зажигания ВАЗ 2108: виды, описание, характеристики, неисправности

С чего начинается движение автомобиля? Можно сказать, что с поворота ключа, а можно — что с “запуска” двигателя. Но если быть предельно точными и конкретными, то ответ однозначно будет таким: все начинается с катушки зажигания.

Итак, почему же катушка играет столь важную роль? Дело в том, что эта часть машины запускает процесс выработки электрической энергии, которую двигатель затем превращает в механическую работу. Путем нехитрых махинаций катушка зажигания трансформирует низкое напряжение в высокое. В свече зажигания образуется искра, а от ее запала воспламеняется топливно-воздушная смесь в камере сгорания. Так и образуется та самая энергия, которая приводит в движение поршни.

Устройство катушки зажигания на ВАЗ 2108

У катушек зажигания для каждой отдельно взятой модели автомобиля есть свои нюансы. На ВАЗах ее помещают в моторном отсеке, прямо под капотом. Внешне она представляет собой металлический цилиндр (его еще называют бобиной), внутри которого спрятана простая система: трансформатор со стальным сердечником внутри, расположенный между двумя обмотками. Сама бобина закреплена с левой стороны брызговика с помощью длинных шпилек.

Отдельно стоит сказать про обмотку. На ВАЗах первоначальное напряжение, которое дается на катушку зажигания, составляет всего 12 вольт. Первоначально в дело включается первичная обмотка (выглядит как медный провод на 130-140 витков). Вторичная обмотка наложена поверх первой и устроена она уже солиднее — это более тонкий медный проводок, в котором можно насчитать до 25 тысяч витков.

Отметим, что схема подключения на ВАЗах — одна из самых сложных, если сравнивать с другими автомобилями. Но как раз это, во многом, и гарантирует надежность и хорошую работу ВАЗов.

Виды катушек зажигания

Чтобы определить вид катушки зажигания для конкретной машины, нужно обратить внимание на несколько вещей: модель автомобиля, тип системы зажигания и, в случае с ВАЗ, год выпуска. Дело в том, что до 1987 на ВАЗы устанавливали только контактные системы зажигания. Историческая “перестройка” отразилась и на строении автомобиля — после 87-го года стали устанавливать и БЗС, то есть бесконтактные системы.

Принципиальное отличие контактной и бесконтактной системы — коммутатор. В БЗС его используют вместо прерывателя, а в контактной он просто-напросто отсутствует.

На модели ВАЗ 2108, так же известной как “Спутник” или “восьмерка”, система зажигания бесконтактная. А значит, что для установки подходят катушки отечественного, в том числе нашего производства: 027.3705;

  • Данные для проверки при +25º
  • Сопротивление первичной обмотки: 0,43 Om
  • Сопротивление вторичной обмотки: 4,7 kOm
  • Сопротивление изоляции: не менее 50 МОm

Неисправности катушки зажигания

От того, как работает катушка зажигания, зависит эффективность и надежность работы всего ДВС. Именно поэтому регулярная проверка и забота об этой части автомобиля — это приоритетная задача любого автомобилиста.

Читайте также:
Ремонт и замена коллектора на ваз (lada) 2110/2111/2112 своими руками

Неполадки в работе катушки можно определить по следующим признакам:

  • Двигатель работает нестабильно (особенно при повышенной влажности);
  • Расход горючего повышается;
  • Снижается мощность двигателя;
  • Возникают рывки и провалы (особенно при резком нажатии на педаль газа).

Если же катушка зажигания вышла из строя, вы увидите довольно очевидный признак — автомобиль просто не заведется после поворота ключа. Однако, чтобы точно убедиться, что дело именно в катушке, следует обратить отдельное внимание на ряд знаков.

  • Самая очевидная проблема — на свечах не будет искры;
  • На ВВ-проводах нет напряжения;
  • Из-под капота тянет гарью;
  • На корпусе катушки треснул металл, появился крупный скол и тд;
  • На катушке видны следы расплавленного (такое бывает, если перегорела обмотка).

Как правило, катушка ломается из-за некачественных свечей, перегрева двигателя, повреждения каких-то частей в самой катушке (например, резинового наконечника). Однако причин может быть много, и определить точную причину поломки сможет только опытный мастер. Но прелесть катушек зажигания в том, что любую из этих проблем можно решить простой заменой бобины.

Замена катушки зажигания на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Когда нужно менять катушку зажигания?
• Катушка подлежит замене, при появление на самой катушки зажигания, а именно на ее пластмассовой части, различного рода дефектов:
1. Трещин.
2. Сколов.
3. А так же следов перегрева.
4. И следов подтеков масла.

Как заменить катушку зажигания на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

Снятие:
1) В самом начале, отсоедините от аккумуляторной батареи, клему «-». (О том как отсоединить, от аккумулятора клему «-», см. «в этой статье»)

2) Далее отсоедините от центральной части катушки зажигания, один единственный высоковольтный провод.

3) Далее взяв в руки гаечный ключ, отверните им две гайки, которые крепят кончики проводов, к катушки зажигания.

4) И после чего отсоедините эти кончики проводов, от малых клемм катушки.

5) Затем отверните две гайки, которые крепят катушку.

6) И после чего снимите катушку, совместно с кронштейном, с кузова автомобиля.

Примечание!
Если вам вдруг понадобится отсоединить кронштейн, от катушки зажигания, то в таком случае отверните гайку болта, и после чего снимите кронштейн с катушки!

Установка:
1) Сперва установите катушку зажигания, на свое место.

2) И после чего закрутите две гайки болтов, ее крепления.

3) Далее установите на малые клеммы катушки, кончики проводов, и после чего закрутите их удерживающими гайками.

Примечание!
Подсоединяйте кончики проводов таким образом, что бы кончик красного провода, был подсоединен строго к клеме «К», а кончик синего провода, был строго подсоединен к клеме «Б»!

4) И в завершение операции, к центральной части катушки зажигания, подсоедините один единственный, высоковольтный провод.

Важно!
На старых катушках зажигания, вместо маркировки «К», и «Б», указывается маркировка «-» и «+», в таком случае красный провод будет подсоединятся к малой клеме «+», а синей к малой клеме «-»!

Проверка катушки зажигания автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Параметры катушки зажигания даны при температуре окружающей среды 25°С. Замените катушку зажигания, если параметры не соответствуют данным.

1. Снимите катушку зажигания с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Замена катушки зажигания»).
2. Проверить катушку зажигания можно, не снимая ее с автомобиля. Для проверки катушки зажигания отсоедините от ее клемм провода (предварительно отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи).

3. Для проверки сопротивления первичной обмотки катушки зажигания подсоедините омметр к низковольтным клеммам катушки зажигания. Сопротивление должно составлять (0,43±0,04) Ом у катушки зажигания 3122.3705 и (0,42±0,05) Ом у катушки зажигания 8352.12.

4. Для проверки сопротивления вторичной обмотки катушки зажигания подсоедините омметр к высоковольтной клемме и низковольтной клемме «Б» катушки зажигания. Сопротивление должно составлять (4,08±0,40) кОм у катушки зажигания 3122.3705 и (5,00±1,00) кОм — у катушки зажигания 8352.12.

5. Для проверки сопротивления изоляции на «массу» подсоедините омметр к корпусу катушки зажигания и поочередно к каждой из клемм. Во всех случаях омметр должен показать сопротивление не менее 50 МОм.

Катушка зажигания ваз 2109 карбюратор – неисправности и ремонт

Вне зависимости от типа установленного двигателя (карбюратор или инжектор), на ВАЗ 2109 мы имеем дело с трамблерным типом системы зажигания. Это с одной стороны хорошо, поскольку замена и ремонт узла стоит дешево. Но ресурс деталей оставляет желать лучшего.

Внешний вид устройства

Особенности устройства

Катушка зажигания служит для получения искры, выходящей из электродов свечей зажигания. Если говорить коротко и просто, то это маленький трансформатор, который работает в импульсном режиме и преобразует 12 вольт от автомобиля в 20-30 тысяч вольт на выходе. Для передачи импульса используют высоковольтные провода, которые также иногда становятся причиной неисправности катушки.

Конструктивно катушка ВАЗ 2109 состоит из пары обмоток — вторичная и первичная.

  • Первичная обмотка имеет меньше витков, но провода с большим сечением;
  • Вторичная обмотка катушки с большим количеством витков, но меньшим сечением провода.

Признаки поломки

Зачастую искра на карбюраторе пропадает неожиданно, когда водитель не готов к подобному повороту событий. Но при наличии достаточно опыта и внимательному отношению к поведению своего автомобиля, можно обнаружить признаки неисправности до того, как пропала искра и двигатель не заводится.

Итак, почему пропадает искра, в чем причины и какие признаки могут указывать на выход из строя катушки зажигания?

  1. Примерно за 500 километров до того, как ресурс катушки закончится, на холодном двигателе устройство нормально включается в работу только через пару минут прогрева. Мотор начинает запускаться с трудом, но некоторые думают, что проблема в системе холостого хода. Одновременно с этим движок начинает нестабильно вести себя на малых оборотах. Это явление происходит в течение 10-30 секунд, потому не всегда успеваешь на него обратить внимание.
  2. Другой кратковременный признак — это активное троение двигателя при запуске холодного двигателя и удержании педали газа. Это будет происходить буквально 3-5 секунд, и после повторного нажатия на педаль все вернется в норму.
  3. При ускорениях или смене передачи на КПП движок может выдавать рывки, вибрации, кратковременно ухудшается динамика. Минус в том, что такой симптом может появиться на несколько мгновений, но так же быстро исчезает.
  4. Самый очевидный признак — это полный отказ двигателя от попыток запуститься. Искра пропадает, а потому шансы тронуться равно нулю.
Читайте также:
Снятие и замена передних тормозных колодок ваз 2110, 2111, 2112

Проверка

Если вы заметили признаки неполадки катушки зажигания, либо пришлось столкнуться с ситуацией, когда движок «умер», обязательно проверьте состояние данного элемента.

По мере проверки вы сможете определить, что стало причиной отказа катушки и как эти неполадки можно устранить.

Как же проверить устройство? Инструкция не сложная, с ней справится и новичок.

Для начала проверим состояние узла, после чего проверим на правильность сопротивлением непосредственно самой катушки.

  1. Если движок не удается запустить, убедитесь, что сама катушка вообще подает искру. Для этого из трамблера извлекается центральный провод и к нему подключается запасная свеча зажигания.
  2. Возьмите теперь свечу плоскогубцами и положите металлическим корпусом на прерыватель или двигатель.
  3. Если при кручении стартера двигателя искра не появилась, в системе зажигания произошел сбой.
  4. Так что проверьте питание на катушку, точнее его наличие. Для этого потребуется мультиметр. Одна клемма соединяется с контактом Б на катушке, а вторая идет на массу. Включите зажигание. Если напряжение отсутствует, виновником является замок зажигания.
  5. Можно запустить мотор в аварийном режиме. Для этого плюс от АКБ кидается на контакт Б катушки.

Если напряжение идет, а искры нет, проверьте, цела ли первичная обмотка. Для этого от катушки отсоединяют боковые низковольтные провода и мультиметром выполняются замеры сопротивления. Потом проверяется вторичная обмотка.

Об этой процедуре расскажем более подробно.

Мультиметр для проверки

Проверка сопротивлений катушки

  1. Обесточьте свой автомобиль. Для этого достаточно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
  2. Отсоедините все провода и выводы, идущие на катушку и от нее.
  3. Обязательно вооружитесь необходимыми инструментами и тестером. Универсальный мультиметр или омметр вполне подойдут.
  4. Сделайте замеры на первичной обмотке. Для этого щупы тестера нужно подключить к низковольтным клеммам, расположенным по краям катушки. Не забудьте перед этим зачистить клеммы от скопившейся грязи, следов окисления. Наверняка они образовались за время эксплуатации автомобиля.
  5. Запишите данные.
  6. Теперь проверяются сопротивления вторичной обмотки. Чтобы это сделать, нужно один щуп омметра перекинуть на клемму Б катушки, а второй — на высоковольтник.
  7. Отметьте получившиеся результаты.
  8. Последний этап проверки подразумевает замеры сопротивления изоляции на массу. Чтобы сделать это, вам нужно один вывод вашего тестера подключить к массе (это корпус катушки зажигания), а второй поочередно подключить ко всем трем выводам — паре низковольтных выводов и одному высоковольтному, расположенному посередине устройства. Если катушка исправна, тогда во всех трех случаях измерения вы получите сопротивление не менее 50 Ом.
  9. Сверьтесь с таблицей по записанным ранее данным.
Тип катушки Обмотка Показатели сопротивления
3122.3705 Первичная обмотка 0,43 Ом +/- 0,04 Ом
8352.12 0,42 Ом +/- 0,05 Ом
3122.3705 Вторичная обмотка 4,08 Ом +/- 0,40 Ом
8352.12 5,00 Ом +/- 1,00 Ом

Ремонт

На самом деле единственный способ отремонтировать неисправную катушку зажигания на карбюраторном или инжекторном ВАЗ 2109 — это заменить устройство.

Тут нужно лишь выбрать, какой элемент заменит вашу старую катушку.

  • МЗАТЭ-2. Это стандартная катушка, которой оснащались с завода все ВАЗ 2109. Стоит около 600 рублей, служит неплохо;
  • Отличный альтернативный вариант, отличающийся надежностью, долговечностью и эффективностью в работе. Но стоит уже около 1800-2000 рублей;
  • Валео. Нечто среднее между заводским и бошевским вариантом, имеющий хорошие характеристики и положительные отзывы. Сегодня такая катушка стоит в среднем 1500 рублей.

Модернизация системы зажигания

Так как мне захотелось немного модернизировать свою систему зажигания, а именно поменять старую катушку на что нибудь другое из за того, что по всем признакам и приговору СТОшника уже подходит время её менять. Перелопатив весь форум и интернет, видел как применяют по четыре катушки, две релюшки, кучу проводки и полнейшего разноса трамблера )) чтоб впихнуть невпихуемое, дошел даже до способа “божья искра”, понял что это очень хлопотно и из за неправильной установки можно влететь есчо на более крупную сумму.

Короче, нашел на мой взгляд самый простой способ как заменить надоедливую катушку 027.3705 за которой нужен “уход” и теперь я очень сильно сомневаюсь в качестве новых “российско — китайских” катушек такого типа:

на более современный вид инжекторной катушки 2111-3705010-03 с несильно большой доработкой самой проводки

Получается что в схеме практически ничего не надо менять, просто заменяется сама катушка зажигания.

В цепи бесконтактной системы зажигания ВАЗ 2108 остаются все детали — коммутатор электронный 0529.3734, ВАЗовский трамблер во всей своей красе с одним бесконтактным датчиком холла.

При подключении катушки можно выбрать левую или правую сторону в этом случае другая сторона будет резервной, получается один провод от катушки подключается к корпусу “масса”, другой идет на трамблер как от стандартной катушки зажигания.

Сам центральный высоковольтный провод который идет на трамблер надо будет переделать, потому что вывод на катушке инжекторный значит тот конец провода который идет на катушку нужно установить инжекторный наконечник.

На свечах рекомендуемый зазор 1,0 — 1,13 мм.

Схема подключения инжекторной катушки:

Для сравнения это схема подключения катушки старого образца:

Чтобы было понятней расскажу как подключить своими словами:

1. отключаете родную катушку зажигания, на неё идут два провода (запомните какой куда шол) и конец высоковольтного провода который идет потом на трамблер

2. Устанавливаете на конце вв провода который будет идти на инжекторную катушку инжекторный наконечник, дополнительно ставите есчо один провод тоже с инжекторным наконечником который будет идти на корпус “масса”

3. Далее прикручиваете катушку в удобном месте но чтобы провода дотягивались как до катушки так и до массы.

4. подключение проводки происходит через штекер предварительно купленного для этой катушки:
— провод который шол на старой катушке к клеме с буквой “Б” подсоединяется по центру выхода из инжекторной катушке;
— провод который шол на старой катушке к клеме с буквой “К” подсоединяете слева или справа в зависимости какую вы сторону катушки будете использовать

Читайте также:
Замена лампы дальнего света lada 2111

В конце проверяете зазор на свечах, рекомендую высоковольтные провода с сердцевиной из медной жилой минимальным “нулевым” сопротивлением. Такое изменение улучшит ездовые характеристики.

Можно конечно в трамблер установить параллельно два датчика холла чтобы отказаться от подключений ВВ проводов к крышке трамблера и иметь подключение аналогично инжекторной системы, но я счел это излишним.

Этот способ замены катушек зажигания старого образца на более мощные современные варианты можно применять и на других карбюраторных двигателях, к примеру у нас на форуме уже имеется пример применения такого типа на машине Лада Ока.

И в конце видео работы от автора этой идеи модернизации:

Как заменить катушку зажигания на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

1) В самом начале, отсоедините от аккумуляторной батареи, клему «-».

2) Далее отсоедините от центральной части катушки зажигания, один единственный высоковольтный провод.

3) Далее взяв в руки гаечный ключ, отверните им две гайки, которые крепят кончики проводов, к катушки зажигания.

4) И после чего отсоедините эти кончики проводов, от малых клемм катушки.

5) Затем отверните две гайки, которые крепят катушку.

6) И после чего снимите катушку, совместно с кронштейном, с кузова автомобиля.

Примечание! Если вам вдруг понадобится отсоединить кронштейн, от катушки зажигания, то в таком случае отверните гайку болта, и после чего снимите кронштейн с катушки!

1) Сперва установите катушку зажигания, на свое место.

2) И после чего закрутите две гайки болтов, ее крепления.

3) Далее установите на малые клеммы катушки, кончики проводов, и после чего закрутите их удерживающими гайками.

Примечание! Подсоединяйте кончики проводов таким образом, что бы кончик красного провода, был подсоединен строго к клеме «К», а кончик синего провода, был строго подсоединен к клеме «Б»!

4) И в завершение операции, к центральной части катушки зажигания, подсоедините один единственный, высоковольтный провод.

Важно! На старых катушках зажигания, вместо маркировки «К», и «Б», указывается маркировка «-» и «+», в таком случае красный провод будет подсоединятся к малой клеме «+», а синей к малой клеме «-»!

Проверка и замена модуля зажигания ВАЗ 21099

Совершенствование бесконтактных систем зажигания движется по пути исключения из них компонентов, которые могут явиться источником потерь энергии. Наиболее уязвима в этом плане высоковольтная часть системы – чем больше в цепи проводников и соединений, тем выше вероятность, что энергия израсходуется впустую, не дойдя до свечей.

Применение модуля зажигания на инжекторном ВАЗ 21099 позволило убрать из системы искрообразования трамблёр, который «раздавал» искру свечам зажигания. Высоковольтная цепь карбюраторных машин состояла из вторичной обмотки катушки зажигания, с вывода которой высокое напряжение подавалось на крышку трамблёра, с неё снималось при помощи угольного токосъёмника на ротор («бегунок») и далее, при вращении ротора, поочерёдно раздавалось через контакты крышки на высоковольтные свечные провода.

Такое механическое распределение искры, благодаря многочисленным соединениям высоковольтной цепи вызывало потери электрической энергии.

На модуль зажигания инжекторного авто подаётся лишь низкое напряжение от ЭБУ, а высокое попарно раздаётся свечам 1-4 и 2-3 цилиндров. Конструктивно модуль состоит из двух высоковольтных катушек, на первичные обмотки которых попарно передаётся импульс. Переключение катушек осуществляет полупроводниковый коммутатор, детали которого установлены либо в корпусе модуля, либо в ЭБУ. Каждая катушка имеет 2 вывода для подсоединения свечных проводов.

Проверка и замена модуля зажигания ВАЗ 21099

Неисправности модуля зажигания вызваны следующими причинами:

  • обрыв цепи питания модуля;
  • выход из строя коммутатора;
  • обрыв или замыкание обмоток;
  • пробой изоляции.

Пробой изоляции или выход из строя одной из катушек проявляется в неравномерной работе двигателя на холостых оборотах, обрыв питающей цепи – в полном отказе.

Самый надёжный способ проверки модуля состоит в замене его исправным, для чего потребуется снять узел с автомобиля.

Снятие модуля зажигания

Узел установлен в задней верхней части двигателя. Для его замены потребуется отсоединить высоковольтные провода и разъём проводов питания, после чего открутить болты крепления кронштейна модуля к блоку, корпусу КПП и подушке двигателя.

Потом останется лишь открутить гайки, крепящие деталь к кронштейну.

Проверка модуля мультиметром

Разобраться в схеме подключения модуля Вам помогут следующие изображения:

Для проверки цепи питания мультиметром установите его в режим вольтметра с пределом измерения 15-20 вольт и подключите к контактам разъёма «D» и «C» при включенном зажигании. Вольтметр должен показать около 12В – то есть напряжение бортовой сети. Если этого не произошло – ищите обрыв в цепи питания.

Для проверки подачи напряжения на коммутатор модуля попеременно подключите «+» мультиметра к клеммам «А» и «В» разъёма, а «-« соединяя с клеммой «С», то есть с «массой». Показания должны быть около 0,3В.

Для проверки вторичных обмоток модуля попарно измерьте мультиметром, включенным в режим омметра, сопротивление между выводами 1-4 и 2-3 высоковольтных проводов. Нормальное его значение – 5,4 кОм. Меньший показатель говорит о частичном или полном замыкании обмотки, стремящийся к бесконечности – о её обрыве.

Если Вы с помощью мультиметра выявили повреждения вторичных обмоток, то модуль подлежит замене. Если проверка не выявила их, а также если модуль не работает при отсутствии нарушений питающей цепи, то его можно попытаться отремонтировать.

Ремонт модуля зажигания

Снятый узел потребуется вскрыть, для чего можно нагреть его примерно до 50-60 О С, положив на обогреватель – для того, чтобы размягчился герметик.

Вскрыв модуль, очистите его плату и промойте её спиртом.

Иногда причиной отказа коммутатора модуля становятся оторванные провода вследствие некачественной пайки. Если же произошёл пробой полупроводниковых элементов, можно попытаться приобрести такие же и перепаять их, но лучше всё же заменить узел новым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: