Самурайский дух Subaru

Конец легендарных воинов: почему исчезли самураи

Самураи — одни из самых распиаренных в массовой культуре воинов. Они отличались преданностью своему сюзерену, отличным владением мечом и отсутствием страха смерти. Эти воины правили феодальной Японией более 700 лет, но постепенно потеряли своё влияние и вымерли как класс примерно к середине XIX века. Но почему они исчезли? Тому есть несколько причин.

Недовольство самих самураев

К началу XIX века всё больше самураев были недовольны существующим положением дел. Причиной послужило устройство японского общества, заданное ещё в начале XVII века. Сёгун, верховный главнокомандующий, по значимости находившийся чуть ниже императора Японии, делегировал власть на местных даймё — глав кланов, которые были кем-то вроде губернаторов. Даймё содержали самураев и платили им за службу. Но самураи получали разную зарплату, в зависимости от рода и звания.

Из-за такого подхода лишь небольшая часть самураев была обеспечена, тогда как воины среднего и низшего класса нередко находились в нужде и были вынуждены заниматься, помимо служения господину, и другими делами. Недовольство положением дел постоянно росло и привело к расколу внутри сословия.

Конец изоляционизма

Почти всю свою историю Япония находилась в изоляции, но не из-за географического положения, а из-за осознанных действий правителей. До того момента, пока коммодор Мэтью Перри не приплыл в Японию по указу президента США для установления торговых связей и подписания договоров на взаимовыгодных условиях. Несмотря на то что экспедиция была мирной, Перри прибыл на нескольких боевых кораблях, чтобы при необходимости силой склонить японцев к соглашению.

Поняв, что с такой мощью японцы тягаться не смогут, сёгун Токугава Иэмоти принял решение открыть порты для иностранных судов, но император Комей был против такого решения. Сёгунат проигнорировал волю императора и подписал договоры о торговле, закончив более чем двухсотлетнюю изоляцию. Император же, нарушив традицию подчинения сёгуну, издал указ об изгнании варваров. На следующий год Перри вернулся с семью военными кораблями и угрожал обстрелять Эдо (старое название Токио). Это вынудило японцев подписать Договор о мире и дружбе с США, а затем — с Россией, Францией и Великобританией.

Отказ подчиниться воли императора, которого в то время считали божественным существом, расколол самураев ещё сильнее. Одни выступали за сёгуна как представителя своего сословия, а торговлю воспринимали как благо. Другие же были за императора и изоляцию.

Реставрация Мэйдзи

В 1868 году в Киото произошёл государственный переворот — к власти пришёл император Мацухито, и это ознаменовало возрождение абсолютной монархии в Японии. Но вопреки надеждам самураев, выступавших за императора и изоляционизм, правительство Мэйдзи продолжило начатый сёгунатом Токугавы курс на открытость. Более того, император распорядился сделать страну полноценным участником международного сообщества, ясно дав понять, что Япония будет торговать с другими государствами.

Также указ, названный Клятвой пяти пунктов, ломал стену между сословиями и отменял различия между людьми высших и низших классов, на которых зиждилось японское общество в течение нескольких столетий. Изменению подлежали почти все структуры, включая внутреннюю политику, экономику и военную сферу. Всё это привело к ещё большему расколу среди самураев и следующим событиям.

Гражданская война

После переворота и воцарения императора Мацухито между проимператорскими силами и сторонниками сёгуната началась гражданская война. Силы сёгуната обучались французскими военными советниками и превосходили императорские войска в три раза. Однако последних успели оснастить современным вооружением, включая пулемёты. В итоге армия сёгуна была разбита, а императорская армия вошла в Эдо и положила конец правлению самураев.

В этой войне погибло несколько тысяч самураев, что приблизило конец данного сословия, но ещё не уничтожило его полностью.

Окончание феодализма

Когда сёгунат пал, это стало концом и для феодализма. В Японии начались массовые реформы, император нацелился на вестернетизацию, организуя все сферы по типу западных, адаптируя их под японское общество. Одним из первых решений была ликвидация кастовой системы, существовавшей с XII века, и её замена на централизованное имперское правительство. Даймё были отстранены от власти, а их владения превращены в префектуры.

Так как не было даймё, больше некому было платить самураям. Кроме того, у них не было господина, а значит, они становились ронинами (самураями без хозяина) и создавали угрозу для правительства. Самураи из привилегированного класса стали на одну ступень с крестьянами, торговцами и даже бывшими «неприкасаемыми», что ещё сильнее обозлило их и заставило многих бывших воинов идти в разбойники. Но они ещё имели право носить оружие, поэтому угроза никуда не пропадала.

Эдикт Хайто

Одним из финальных решений по уничтожению самурайского сословия был Эдикт Хайто, который был принят в 1876 году. Он запрещал носить мечи, одеваться и стричься как самураи и в целом делал незаконным любые отличительные черты этих воинов. Теперь самурай, уже ставший равным с крестьянином, но ещё внушавший страх наличием холодного оружия и боевой подготовкой, превратился в безоружного человека, который не имел никаких привилегий.

Призыв на военную службу

Столетиями самураи обладали монополией на военную службу. Иметь оружие и воевать могли только самураи, которые были верны своему сёгуну или даймё. Из-за этого в Японии практически не прекращались гражданские войны, так как феодальные правители постоянно грызлись из-за любой мелочи и атаковали друг друга даже после невинной шутки, неуместно произнесённой за столом.

Правительство Мэйдзи положило конец этой монополии и начало формировать национальную имперскую армию, введя всеобщий призыв. Впервые за несколько столетий самурай и крестьянин воевали в одном полку и под одним флагом, что ещё сильнее стёрло границы между сословиями и уничтожило саму цель существования класса самураев. В них больше не было нужды.

Ненависть простых людей

Самураев было сравнительно немного. Основную же массу составляли крестьяне, ремесленники и торговцы, которые жили в постоянном страхе. Любой самурай, какого бы низкого происхождения он ни был, мог проверить заточку своего меча с помощью ближайшего к нему мирного жителя, порубив того на куски. И никто не имел права ему возразить. Что бы ни пожелал самурай, простолюдин был обязан это сделать.

Когда самураи стали вне закона, народный гнев вылился на внушавших когда-то страх воинов, ведь теперь они ничем не отличались от других людей. Быть самураем во время Реставрации Мэйдзи стало опасно для жизни, и некоторые из воинов даже скрывали своё происхождение для собственной безопасности.

Гибель последних самураев

Клан Сацума, который ранее помог свергнуть сёгунат и восстановить императорскую власть, был разочарован действиями императора и в 1877 году поднял восстание на острове Кюсю. Во главе с Сайго Такамори три тысячи самураев осадили замок Кунамото, но были вынуждены отступить под ударами оснащённой современным оружием императорской армии. Им удалось бежать в Кагосиму, но с большими потерями. В живых осталось только 400 человек.

Читайте также:
Ferrari 458 Spider - лицом к ветру

Там самураи столкнулись с более чем 30-тысячной армией профессионально обученных солдат, которые смяли воинов пулемётами, артиллерией и поддержкой кораблей из близлежащей гавани. Так как у самураев были только мячи и копья, шанса у них не оставалось. После боя в живых осталось лишь 40 человек, а Сайго был ранен. Его друг помог самураю скрыться с поля битвы, где он совершил сэппуку — ритуальное самоубийство. В то же время оставшиеся в живых самураи пошли в последнюю атаку и были уничтожены пулемётным расчётом. Так погибли последние самураи.

Оставшиеся в живых уже бывшие самураи постепенно ассимилировались с новым обществом, и это сословие растворилось в истории, оставив после себя богатую культуру и традиции, почитаемые японцами и по сей день.

Какие правила соблюдали японские самураи, и Что должны были делать их жёны, если овдовели

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Это лишь один из многих японских «-до», что означает «путь». Бусидо – это путь воина, который неизменно вел к смерти, причем – самой короткой дорогой. Такой акцент на идее внезапного завершения жизненного пути пронизывает всю философию бусидо. На первый взгляд, идея жутковатая и мрачная, но при ближайшем рассмотрении даже европеец увидит в ней уважение к жизни и красоту.

Как появился кодекс самурая

Если переводить с японского, «бусидо» – это «путь воина». Обычно бусидо понимают как кодекс самурая, хотя это не совсем точно: воин – несколько более широкое понятие. Самураями назывались представители дворянского сословия, начиная от крупных князей и до мелких феодалов. Еще в VIII веке борьба за земли айнов, коренного населения Японии, приводила к увеличению числа воинов. Правящим сословием самураи с сёгуном во главе стали в XII веке. Несмотря на то, что следующие три века были относительно мирным периодом японской истории, самураем в те времена был каждый пятый мужчина.

Самурай в XIX веке

По-видимому, свод самурайских обычаев начал зарождаться еще в первом тысячелетии, он представлял собой систему правил поведения воина на службе сюзерену. К XII веку бусидо уже стал отражением жизненной философии самураев – кодекс чести, напоминающий рыцарский, европейский. Это были правила, которыми воин руководствовался во время сражений, на службе сюзерену, в личной жизни – всегда и везде, до самого последнего вздоха, вокруг которого, собственно, и строилась вся философия. Именно равнодушие к жизни и своеобразное, не типичное для западного мировоззрения отношение к смерти и стали характерными чертами самураев.

Бусидо - часть японского мировоззрения; самураи воспринимали не только военную службу, но и красоту природы, искусства

Бусидо – часть японского мировоззрения; самураи воспринимали не только военную службу, но и красоту природы, искусства

Бусидо возник не на пустом месте, его источниками стали предписания буддизма и японской религии – синтоизма, а еще учения Конфуция и других мудрецов: японцы перенимали многое из китайской культуры. Единого бусидо на протяжении всей его тысячелетней истории не существовало.
Но главное свое назначение – сформировать дух и дисциплину воина-самурая – бусидо выполнял на протяжении более чем десятка веков.

Кодекс самурая

На первый взгляд, что-то похожее можно найти и у средневековых рыцарей, и русских богатырей – давние обычаи, которые когда-то были правилами, а со временем стали частью легенд и сказок. Но у японцев все, как всегда, сложнее, и не скажешь, что бусидо ушел в прошлое, скорее, так и остался одной и составляющих культуры этой страны.

Главной целью жизни самурая было служить хозяину

Долгое время принципы бусидо нигде не фиксировались, но в XVI веке появились первые книги, в которых предпринимались попытки сформулировать правила для самураев.
Свою жизнь воин должен был посвятить хозяину – феодалу; во время службы следовало забывать дом, семью – все, что могло отвлекать от выполнения обязанностей или даже просто привязывать к жизни. Самураю полагалось в любой момент быть готовым к бою. Уважение к хозяину, преданность ему проявлялись не только в требовании любой ценой выполнить приказ, существовали интересные обычаи: например, во время сна самураю нельзя было ложиться ногами в сторону господина.

Доспехи самурая

О том, насколько далеко заходили японские воины в своем стремлении выполнить свой долг по отношению к господину, существует много легенд. В обычае было ритуальное самоубийство вслед за гибелью господина. Правда, Ямамото Цунэтомо, самурай, чьи собрания книг считаются руководством воина, трактатом о бусидо, после смерти господина не последовал этой традиции, поскольку умерший хозяин был ее противником. Ямамото удалился в горы и стал отшельником.

Готовность принять смерть самурай воспитывал в себе с самого детства. Японцы различали два вида бесстрашия, одно было связано с природной дерзостью, безбашенностью, другое подразумевало сознательное презрение к своей гибели – в первую очередь, основанную на вере в перерождение после смерти.
Смерть полагалось встретить спокойно, с улыбкой на лице, а в некоторых случаях самурай должен был выполнить харакири – ритуальное самоубийство. Так поступал воин в случае бесчестья – оно могло быть смыто собственной смертью или убийством обидчика. Кстати, сам ритуал тоже регулировался бусидо, отступлений от него не допускалось.

Этика самурая обычно и ассоциируется с отвагой и бесстрашием в бою и легким отношением к смерти, но ее суть гораздо глубже. Именно сознание того, что любой миг мог стать последним, позволяло достичь того отношения к жизни, которое и отличает истинного самурая.

Воин учился ценить каждую минуту, обращать внимание на то, что люди в суете не замечают: красоту природы, то, как она воспета в стихах. Свободное от службы время самурай посвящал медитации, изучению наук, искусствам, каллиграфии, участию в чайной церемонии. Существовала даже традиция написания предсмертных стихов, они создавались перед тем, как совершить харакири.
Кодекс бусидо первоначально включал презрение к богатству и к деньгам вообще, часто воины жили, довольствуясь лишь тем, что давал господин. Лучшим украшением оружия и доспехов самурая становились следы, полученные во время боя. Но с течением времени это правило становилось все менее популярно.

Короткий кинжал кайкэн

Бусидо предписывал самураю быть безупречно честным, каждое слово требовалось обдумать, перед тем как произнести. В любой ситуации воин сохранял спокойствие, был немногословен, его манеры были безукоризненны; все это свидетельствовало о силе духа и достоинстве самурая.

Читайте также:
Пасхальное сафари от Jeep. Анонс новинок

Женщины и бусидо

Бусидо стал кодексом поведения, который был призван создать совершенного мужчину, но и женщине в этой парадигме отводилась своя роль. Если самураю предписывалось самоотверженно служить хозяину, то для жены самурая господином становился ее муж. Но не одна лишь слепая преданность дому становилась уделом благородных японок. Женщины из сословия самураев могли сами осваивать воинское мастерство.

Женщины тоже могли становиться воинами-самураями

Они учились искусству владения древковым оружием – копьем и нагинатой. Кроме того, женщины осваивали технику сражения маленьким кинжалом – кайкэном. Этот вид оружия носили при себе – прятали в складках одежды или в прическе. Кинжал становился и орудием ритуального женского самоубийства – да, и представительницы прекрасного пола подчинялись все той же философии.

В отсутствие самурая на его жену могла ложиться обязанность по защите дома. В случае, если самурай погибал, вдова могла вставать на путь мщения.

Женщина с нагинатой

О женщинах-воинах, их называли онна-бугэйся, сохранилось множество историй. Одна из них, Хангаку Годзен, жившая в XII веке, была дочерью воина и сражалась наравне с мужчинами – «бесстрашная, как мужчина, и красивая, как цветок».

Хангаку Годзен, женщина-самурай

Одним из занятий, которыми полагалось украшать досуг самурая, была традиционная японская чайная церемония.

Путь самурая: как философия бусидо помогает сохранить честь в сложные времена

О том, что такое философия бусидо и как современный человек может рассматривать кодекс чести самурая как свод принципов, позволяющих управлять собой, сохранять спокойствие ума, репутацию и преданность важным вещам, — рассказывает эксперт по герменевтике и критическому мышлению, популяризатор философии Дмитрий Скворцов

Как возникло бусидо?

Японское бусидо — неписаный кодекс воинов-самураев. Наряду с философией стоицизма или прагматизма, бусидо можно рассматривать как свод принципов, позволяющих управлять собой, — быть честным и верным, вежливым и скромным, готовым к самопожертвованию и заботящимся о хорошей репутации. В бусидо мы находим рекомендации для сохранения самоконтроля и мотивации — психологические качества, которые нужно поддерживать и развивать, важность постоянного роста, ценность искусства, сохранение преданности важным вещам в нашей жизни.

Сословие самураев появилось после того, как в 645 году 36-й император Японии Котоку (645-650) был возведен на престол в результате победы в борьбе за власть, которую необходимо было защищать. Слово «самурай» в японском словаре древнего языка переводится так: «служить великому человеку», «защищать хозяина». Самураи представляли собой сословие воинов — «буси», чье единственное предназначение заключалось в службе господину — «даймё» — и участию в войнах с другими феодалами. «Кодекс самурая» или «Будосёсинсю» («Путь воина для начинающих» в переводе с японского языка. — Forbes Life) был написан конфуцианским монахом XVII века, которого звали Тайра Шигесуке. Он был военным историком, сформулировавшим в тексте поучения для самураев, которые пять веков вырабатывали стандарты поведения японского воина.

Если разделить слово «бусидо» на слоги, то получится смысловая конструкция:

«бу» — «воин», в значении «останавливающий копье». Не «ударяющий копьем», а именно «останавливающий». Смысл в том, что человек обладает способностью быть сильнее оружия и любых инструментов, обладает над ними управляющей властью. В современном смысле это может означать быть стойким перед пороками и соблазнами, тебя окружающими.

«си» — мастерство, в значении социальной роли. Это то, что мы называем «профессионализм». Об этом емко написано в книге предшествовавшей «Бусидо» — «Хагакурэ», что в переводе означает «Скрытый под листьями»: «Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Всю жизнь изо дня в день отшлифовывать свое мастерство —это и есть Путь. Совершенствование не имеет конца».

«до» — путь, метод. Добавляется смысл развития, роста, перспектив самосовершенствования. Мир подвижен, в нем нет ничего статичного. Самурай рассматривает жизнь как некий духовный Путь, и чтобы его реализовать, необходимо проживать каждое мгновение жизни достойно, ибо никому не дано знать, в какой момент придется пожертвовать ею.

Синтоизм, буддизм, конфуцианство: фундамент самурайской этики

Соединение трех блоков дает нам приблизительный образ самурая — человека, который следует в жизни принципам бусидо. Обратимся к фундаменту самурайской этики — из чего он состоит? Мораль самураев формировалась преимущественно на религиозной основе. Японский просветитель и писатель рубежа XIX-XX веков Нитобэ Инадзо называл в качестве основных источников бусидо три религиозные системы: синтоизм, буддизм и конфуцианство.

Синтоизм (что переводится как «путь богов») — это древние политеистические верования японцев, до 1945 года он был официальной национальной религией Японии, в основе которых лежит вера в магию, культ природы и культ божеств, считавшихся предками императорского дома.

Влияние буддизма состоит в идее перевоплощения: каждый человек проживает бесчисленное количество жизней, пока не достигнет духовного освобождения. В прикладном значении идея выражается в том, что самурай помнит о смерти и использует этот образ для самосовершенствования. Каждый человек рано или поздно умрет, поэтому нужно жить так, чтобы состояние ума оставалось как можно более качественным и совершенным. Для этого надо следовать своим целям, быть честным, помогать людям — это влияет на спокойствие ума. «Жить, как будто ты уже мертв» — или, говоря иначе: «Каким ты будешь в последний день?».

От конфуцианства бусидо взяло учение о том, что из себя представляет нравственный человек. Согласно Конфуцию, существует пять добродетелей, которые позволяют человеку находиться в гармонии с природой и обществом:

  • Человеколюбие. Человек уподоблен образу дерева: оно укреплено в земле корнями, тянется к солнцу и при этом организует вокруг себя целую экосистему. Дает воздух, тень, пищу. Так же с человеком: он должен быть щедрым к другим людям.
  • Мудрость. Мало быть просто человеколюбивым, потому что иногда другие этим пользуются нам во вред. Или, наоборот, мы навязываем другим свои представления о том, как надо жить. Второе качество — способность понимать других людей, их мотивацию и образ жизни. Речь идет о критическом мышлении, способности грамотно коммуницировать с людьми и взаимодействовать с информацией.
  • Справедливость. Согласно конфуцианству, надо быть принципиальным человеком и понимать, что на «добро отвечают добром, а на зло — справедливостью». Это мораль и этика.
  • Искренность. Это качество противоположно лицемерию: когда мы говорим одно, а думаем обратное, притворяемся и лжем. Конечно, очень трудно быть искренним в современном сложном мире. Однако, по Конфуцию, слишком большая разница между лицом и маской рано или поздно приведет к коррозии личности.
  • Соблюдение ритуалов. Само слово «ритуал» происходит от санскритского «рита» — «порядок». Каждый из нас совершает множество ритуалов: убирает постель, принимает душ и чистит зубы, гладит одежду и так далее. Все это нужно, чтобы поддерживать себя в порядке. Значение ритуалов огромно — это позволяет нам поддерживать порядок внешне и внутренне, не деградировать, а, напротив, двигаться вперед. И быть при этом хорошим человеком. Как сказал Конфуций: «Почтительность без Правил переходит в суетливость; осторожность без Правил переходит в трусость; смелость без Правил порождает смуту; прямота без Правил переходит в грубость».
Читайте также:
Новинка швейцарского автопрома

Идеи трех религиозных идей были воплощены в клятве, которую давал самурай:

«Я даю клятву исполнить четыре задачи:

1. Ни перед чем не отступать при выполнении долга.

2. Быть полезным своему владыке.

3. Быть почтительным к родителям.

4. Быть великим в милосердии».

Бусидо: почему служение необходимо?

На трактатах Конфуция как на «буквах закона» воспитывались самураи. Тем не менее слишком углубленный анализ интеллектуальных трудов не поощрялся у самураев: бытовало мнение, что худшее для воина — встать на путь философа. Самураи сравнивали философию с «подгнившим овощем, который нужно долго варить, прежде чем съесть». Человек, долго рассуждающий, не мог быть хорошим воином, которому необходимо действовать молниеносно, а тот, кто много рассуждает, утрачивает воинский дух и склонен к неуместным для воинам состояниям сомнения.

Но философия самураями не обесценивалась: она высоко ценилась как интеллектуальное подручное средство. Вот почему бусидо — это не сборник теоретических размышлений, а методика постижения мудрости.

Поэтому учение бусидо хорошо понимает, как строится процесс обучения. Оно выделяет несколько этапов обучения. На первом человек учится, но этот процесс не приводит к значимым результатам. Это нужно «для общего развития». Второй этап — осознание своей некомпетентности и некомпетентности других людей. Это начало действительно эффективной учебы. Третий этап — осознание своей компетентности и некомпетентности других людей. Это уровень профессионализма. И, наконец, последний этап: «человек выглядит так, словно ничего не знает». Это уровень мастерства. Можно назвать это неосознанной компетентностью, или сформировавшимся навыком, не требующим постоянной корректировки. Например, мы плаваем в море или катаемся на велосипеде, с видимой легкостью выступаем публично или проводим собеседования, когда действительно умеем это делать очень хорошо. Однако кодекс самураев предполагает, что после четвертого есть еще более важный этап, когда человек понимает, что совершенствование навыка бесконечно и оно может переходить в разряд искусства.

Интерес к искусству среди самураев совершенно прикладной. Оно нужно для упорядочения ума: будь то каллиграфия, поэзия или театр. Смысл искусства состоит в создании совершенных форм — визуальных, словесных, пластических или драматических. Занимаясь искусством, человек привыкает вести себя точно, выверенно, образцово. Кроме того, любовь к искусству позволяет понять одну из ярких идей бусидо, относящихся к искусству жизни: «К важным делам следует относиться легко, к несущественным делам следует относиться серьезно».

Что это означает? К важным делам следует относиться легко: ведь обычно сложные проекты и решения вызывают у нас тревогу и напряжение именно из-за масштабов и обилия факторов, которые нужно учесть. Разве можно к важным решениям подходить легко? Вроде бы нет. Но если разобраться в том, что значит «легко», то мы увидим, что имеется в виду, что невозможно проглотить сразу слишком большой кусок. Любое важное дело состоит из множества мелких, каждое из которых по отдельности легкое. Поэтому вместо ступора перед большой задачей следует разделить ее на как можно большее количество шагов, которые мы сделать в состоянии, и двигаться по плану. Вопрос корректного целеполагания и детального анализа ситуации. Именно искусство и сила технологии в этой ситуации позволяет понять, что «не боги горшки обжигают», «глаза боятся, а руки делают» и «путь в тысячу ли начинается с первого шага».

Вторую часть высказывания — «к несущественным делам следует относиться серьезно» — можно интерпретировать так: жизнь состоит из мелочей, и даже в таком будничном действии, как заправка автомобиля или прогулка с собакой, можно найти источник размышлений и удовольствие. Об этом же говорят и современные фразы «лови момент» и «прошлое ушло, будущее не наступило, есть только настоящее».

И если идеи обучения и самосовершенствования сегодня кажутся весьма современными, то краеугольная самурайская идея служения господину звучит старомодно и кажется совершенной архаикой. Как сказал Ямамото Цунэто-мо, вассал Набэсима Мицусигэ, третьего правителя земель Хидзэн: «Если нужно в нескольких словах выразить самое главное в жизни самурая, я скажу: душой и телом служи своему господину. Если же меня спросят, что еще важно для самурая, я отвечу: совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость».

Но в этой системе человеческих отношений есть актуальная для современного человека идея — идея саморегуляции и самоподдержки. Оставим в стороне этические нормы старинного уклада жизни и обратимся к прикладной психологической стороне идеи служения. Вопрос поиска мотивации в нашей жизни — один из ключевых, и важно постоянно отыскивать для себя ее источники. Можем ли мы черпать мотивацию в самих себя? Чаще всего источники мотивации мы ищем снаружи — в рабочих задачах, семье, хобби, путешествиях, искусстве. Бусидо предполагает, что наилучшая техника мотивирования — верность наиболее важному и прекрасному в жизни. Функционально этому источнику соответствует понятие «мечта». Это образ, направленный на будущее и выражающий желания человека. Однако это не пустые мечтания, а образ, насыщенный деталями, эмоционально привлекательный, и, что самое важное, достаточно величественный, без полумер. При этом — достижимый, так чтобы можно было проложить к нему путь.

Система отношений «господин — самурай» приравнивалась к системе отношений «отец — сын»: то есть господин, по сути, становился «отцом» для самураев, которые выражают ему свою благодарность,— что обозначалось японским понятием «гири», возникшим еще в дофеодальной эпохе Японии, когда только складывалось самурайское сословие. Понятие «гири» — это чувство признательности человека по отношению к тем, кто занимает более высокое социальное положение. Как сын благодарит отца за свое рождение, так самурай благодарит господина за все, что у него в этой жизни есть, причем этой благодарности всегда будет недостаточно.

Понятие верности, включающей в себя принцип гири, до сих пор оказывают значительное влияния на повседневную жизнь и бытовую культуру современных японцев. В числе негативных следствий принципа верности и нравственного долга в современной Японии отмечается такое явление как «кароси» — смерть от переработки, когда японские служащие стараются сделать все возможное ради процветания своей компании и ее владельцев.

Читайте также:
TOP GEAR шоу прошло в Москве

Но важно понимать, что верность самурая своему феодалу не должна была быть слепой: если господин требовал от самурая действий, противоречащих убеждению самурая, последний должен был убедить в своей правоте своего господина, чтобы тот не совершил поступок, который может его опорочить. Также самураю запрещалось лгать кому-либо — ложь накладывала на него несмываемое пятно позора. Говорить правду, даже неприятную и горькую, — в этом заключался долг вассала перед феодалом. Ведь самурай не мог допустить ситуации позора перед врагами.

Поэтому в философии бусидо высока роль стыда. Антрополог и автор книги «Хризантема и меч» Рут Бенедикт определяет стыд как ядро всей японской культуры, в том числе и сегодня. Фигура врага была воплощенной совестью самурая, которая всегда бодрствует и никогда не спит, поэтому самурай всегда помнит своих врагов. Чтобы защитить свою честь, самурай должен постоянно спрашивать себя: «Не опозорю ли я себя перед врагами? Не будут ли враги презирать меня?». Каждый самурай понимал: важно быть честным перед собой, чтобы не дать повод конкурентам одержать победу.

20 правил жизни японского самурая, которые перевернут ваше сознание

20 правил жизни японского самурая, которые перевернут ваше сознание

Невероятные факты

Японский буддист утверждает, что есть 20 правил, которые помогут вам прожить счастливую и полноценную жизнь.

Незадолго до своей смерти Миямото Мусаси создал список из основных правил, которыми он руководствовался в жизни.

Профессиональный самурай и известный воин родился в 1584 году, а его учения до сих пор изучают, черпая вдохновение из его изречений.

В своей книге “Путь одиночества” он оставил правила, согласно которым нам всем стоит жить свою жизнь.

Миямото Мусаси

samurai-1.jpg

1. Научитесь принимать жизнь такой, какая она есть.

Ради своего психического здоровья вам нужно принять ту жизнь, которая была вам дана. Стресс, тревога и отчаяние – это неотъемлемая часть жизни человека, и с ними не надо бороться. Умение принимать самые сложные аспекты жизни сделает вас сильнее.

2. Избавляйтесь от одержимости получить удовольствие.

Мы, люди тратим много времени в погоне за удовольствиями. Мы сдаемся перед пристрастиями к еде, стремимся к продвижению на работе и повышению зарплаты и стали частью общества, зацикленного на сексуальном удовольствии. Самурай объяснил, что мы должны просто жить моментом, наслаждаться удовольствиями, которые приходят к нам естественным образом, а не гоняться за ними.

3. Не действуйте импульсивно.

Нам часто говорят слушать свое сердце, но Мусаси утверждает, что это не самая лучшая идея. Когда у нас возникает чувство, возникшее будто ниоткуда, следование по этому пути может привести вас к неверным решениям. Он советует придерживаться того, что нам уже знакомо, и не поддаваться импульсивным желаниям.

4. Не зацикливайтесь на себе.

В современном мире человек становится одержим собой, думает о том, как лучше преподнести себя в социальных сетях и стремится к совершенству. Но в этой погоне он забывает о самом важном. Стремитесь отделять себя от своего эго, чтобы лучше понимать, что по-настоящему имеет значение в жизни.

Японские самураи

samurai-3.jpg

5. Не позволяйте зависти управлять вашей жизнью.

Зависть – это сильная форма ненависти, и если она вас поглотила, она может полностью разрушить вашу жизнь. Никогда не завидуйте другим, и будьте благодарны за то, что у вас есть.

6. Избавляйтесь от привязанности к своим желаниям.

Так же, как и стремление получить удовольствие, наши желания заставляют нас хотеть то, чего мы не можем достичь. Идея этого послания состоит в том, что вам не нужно желать больше, чем у вас есть, а хорошее само к вам придет.

7. Никогда не живите сожалениями

Как известно, прошлое нельзя изменить. Мусаси считал, что всему есть своя причина, и это является частью нашего пути в жизни. Размышления о том, что вы когда-то сделали, никогда не изменит нынешнего положения вещей.

8. Не печальтесь в расставании.

Постоянные мысли о печальном расставании с друзьями и членами семьи мешает нам продолжать жить. Так как нет никакого способа вернуть ушедших в мир иной, их нужно оставлять в прошлом.

9. В вашей жизни не должно быть места жалобам.

Многие из нас привыкли жаловаться, когда что-то идет не так. Однако согласно учениям Мусаси нам нужно просто позволить этим вещам уходить. Размышления о том, что происходит не так, как мы задумали, только заставляют вас еще больше держаться за прошлое.

Путь самурая

samurai-5.jpg

10. Не позволяйте вожделению управлять вашей жизнью

Люди сексуальны по натуре, и многие из нас тратят свою жизнь на похотливые мысли. Мусаси говорит о том, что вместо этого нам нужно стремиться к любви и длительным отношениям.

11. Оставайтесь открытым

Не загоняйте себя в узкие рамки, ограничивая себя только одним вариантом будущего. Всегда будьте открыты, чтобы позволить лучшим возможностям войти в вашу жизни.

12. Не будьте рабом ваших владений

Владения и роскошный дом кажутся важными, но существуют вещи, ценность которых намного важнее.

Любовь, здоровье и саму жизнь нужно беречь больше всего в жизни.

13. Научитесь избавляться от ненасытности

Мы часто зацикливаемся на еде и удовольствиях. Однако Мусаси считал, что мы не должны так много предаваться удовольствиям в еде, а еда должна насыщать, но не обязательно быть вкусной.

14. Избавляйтесь от вещей в пользу минимализма

Не держитесь за вещи, которые вам больше не нужны. Даже если они когда-то были важны для вас, от них нужно избавляться, чтобы прожить чистую и простую жизнь.

15. Не верьте чему-то только потому, что вам так сказали

Оставляйте пространство своим мыслям и представлениям. Не следуйте за толпой и не слушайте слепо мнение остальных. Формируйте свои собственные идеи.

Правила самурая

samurai-4.jpg

16. Уважайте Богов, но не полагайтесь исключительно на их помощь

На Бога нужно смотреть, но он не может руководить каждым вашим действием. Он должен быть вашим наставником, но, в конечном итоге, человек сам должен проложить свой путь.

17. Не бойтесь умирать

Страх смерти мешает вам жить полной жизнью. Проживайте каждый день по-своему и не бойтесь последствий любого действия.

Читайте также:
Ford испытывает радар-шпион

18. Не используйте оружие без необходимости

Несмотря на мастерское владение мечом, самурай считал, что оружие нужно использовать в редких случаях, и только если это действительно необходимо. Он говорил о том, что человек может себя защищать, но нападение без всякой причины является грехом.

19. Не имейте желания владеть чем-то даже в старости

Многие люди откладывают деньги на старость, чтобы иметь возможность жить безбедно. Однако самурай утверждает, что нам не нужны вещи, чтобы жить счастливо. Он говорил о том, что мы должны жить моментом и не стремиться к счастью в форме владений или материальных вещей.

20. Всегда защищайте вашу честь

Мусаси говорил о том, что единственный способ оставаться собой заключается в том, чтобы следовать своим убеждениям и прожить жизнь с честью.

Миямото Мусаси прожил полноценную и удивительную жизнь, и эти правила, возможно, помогут вам обрести счастье. Некоторые из его идей считали сумасшедшими, призрачными и оторванными от реальности. Но, если он достиг счастья, может быть это поможет кому-то еще?

Дух самурая – дух Японии.

Древних японских воинов называли буси – вооруженные люди. История относит их появление к VII–VIII столетиям. В Европе тогда царили «темные» века, возникшие на обломках Римской империи варварские королевства трещали под ударами арабской конницы. Слово «самурай» в военной среде стало употребляться примерно с X века и переводится как служить. Тогда же сформировалась тактика, просуществовавшая почти в неизменном виде до XVI века и выражавшаяся в стремлении воинов к одиночным схваткам. За службу господин должен был кормить самурая, предоставлять ему дом, а порой и землю. Схожие процессы происходили на Западе, где к XI веку утвердилась вассально-ленная система, рыцари также стремились свести сражение к одиночным поединкам и, как и их дальневосточные коллеги, отличались презрением к простолюдинам.
Своего расцвета европейское рыцарство и самураи достигли в период феодальных войн, красной нитью проходящих через Средневековье. На первый взгляд, перед нами схожие тенденции и направления в развитии военных сословий и, казалось бы, общность менталитетов. Однако есть существенное различие. Оно заключается в отношении к смерти и восприятии мира в целом.

Рыцарь, как и самурай, был готов умереть без страха на поле боя, ибо христианское миросозерцание давало ему надежду на будущую жизнь в Царствии Небесном. В эпоху Крестовых походов многие верили, что если погибнут в битве с мусульманами, то непременно попадут в рай, что им и обещал в 1095 году папа Урбан II, вдохновивший европейских воинов на борьбу за освобождение гроба Господня. В какой-то степени виноваты здесь сами христианские миссионеры, утверждавшие Спасителя среди германских племен, для которых война была естественным состоянием и разговоры о любви и прощении не имели смысла. Поэтому Христа проповедовали как Бога победы, что, безусловно, способствовало крещению германцев.

Рыцари не боялись смерти, но и не стремились к ней, и в этом их существенное отличие от самураев. Кроме того, в эпоху феодальной раздробленности и междоусобных войн на Западе и в Японии складывается принципиально различное отношение к плену. Для рыцаря он не являлся чем-то предосудительным. Да и противники не горели желанием убить друг друга, скорее захватить для последующего выкупа. Пленный рыцарь, как правило, находился у своего победителя на положении почетного гостя. В Стране восходящего солнца все было иначе. Войны велись на уничтожение противника, плен считался несмываемым позором.
Смысл жизни – смерть

Для японского воина смерть не являлась антиценностью. Самурай не просто не боялся умереть, он стремился к гибели.

Нечто подобное встречается и в христианстве, если обратиться к словам апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение». Однако в данном случае сходство внешнее. Апостол видит свое Отечество на небе, понимая, что здесь, на земле, он только странник. Тем не менее православные авторы никогда не писали о необходимости самоубийства, напротив, Церковь осуждает добровольный уход из жизни. Добавим, что ментальные установки дружинников, а позже дворян, детей боярских и казаков, также построенные на христианской системе ценностей, отличались готовностью наших воинов умереть за веру и Отечество, но исключали стремление к самоубийству. Даже когда русский воин шел на верную смерть, то, как правило, это выражалось в желании исполнить евангельскую заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Стремление к самоуничтожению чуждо и исламу: с позиции веры средневекового воина-мусульманина его храбрая смерть в войне с неверными гарантирует райские обители, но ритуального расставания с жизнью и эта традиция не знает. Для самурая гибель была не просто ценностью. Японская воинская культура создала целую эстетику смерти, совершенно чуждую западному менталитету. Самурай должен был расстаться с жизнью красиво, пройдя через изощренную процедуру ритуального самоубийства – сэппуку.
Чем было обусловлено подобное стремление к самоуничтожению? Причин несколько. Ключ к пониманию ментальных установок самурая дает термин «буси», означающий не просто воина, а человека меча и учености. Самурай с детских лет не только обучался владению оружием, но и получал приличное по средневековым меркам образование. Это выгодно отличало японского воина от европейских рыцарей периода раннего Средневековья.

Менталитет самурая во многом сформировался под воздействием дзен-буддизма, в основе которого так называемые четыре благородные истины, первая из которых гласит: «Существование есть страдание». Для преодоления страдания следует убить в себе их источник – желания. Человек, сумевший добиться этого, становится буддой – просветленным и достигает нирваны.

В каком-то смысле буддизм, с точки зрения европейца, призывает к небытию, а само бытие есть иллюзия, вследствие чего в данной религиозной системе моста между временем и вечностью нет. Подобные мировоззренческие установки, воспринятые самураями, делали их земную жизнь и связанные с ней ценности ничего не значащими: раз жизнь – иллюзия, следовательно, смерть не трагедия.

Теперь о синтоизме. Это сугубо национальная религия японцев переводится как «путь богов». Она основана на культе предков, а в нем не просто почитание умерших, но и формирование в сознании воина представлений о цельности и единстве бытия, что также по сути приводит к отрицанию смерти и притупляет страх перед ней.Сами японцы, и самураи прежде всего, верят, что их император – потомок богини Аматэрасу. Отсюда чувство превосходства над другими народами Индокитая и одна из составляющих (наряду с мощным экономическим стимулом) стремления в годы Второй мировой войны объединить этот регион под своей властью. Религиозная доктрина синтоизма основана на вере в ками – божественные существа, пронизывающие вселенную. После смерти самурай также становится ками. Строго говоря, японский воин считал, что он не умирает, а просто меняет форму бытия.

Читайте также:
Toyota Land Cruiser получил эксклюзивную систему связи

Как самурай мог сохранить абсолютное спокойствие в момент сэппуку – весьма мучительной формы ухода из жизни? Здесь на помощь воину приходил дзэн, медитативная практика которого позволяла отречься от самого себя и тем самым избавиться от страха смерти. При полном понимании того, что человек делает.
Еще одна причина, повлиявшая на мировоззрение самураев, заключается в их преданности роду. Западный рыцарь, как и русский дружинник, благодаря христианству воспринимал себя как уникальную личность и исходя из этого осознавал неповторимую ценность собственной жизни, дарованной Богом, жертвовать которой можно только в крайнем случае, например защищая Отечество или сражаясь за веру. В японской воинской традиции неизвестны подвиги, совершенные за прекрасную даму или ради личной славы. Основные поведенческие доминанты самурая – преданность роду и господину. Последнее – следствие проникновения конфуцианства в культуру Японии, влияние которого, впрочем, несравнимо с буддизмом и синтоизмом.

Кроме того, нужно принять во внимание длительную гражданскую войну, сотрясавшую страну с 1467 по 1568-й, когда смерть стала некой прозаической реальностью, неотъемлемым спутником жизни самурая. Для сравнения: кровопролитная Война Алой и Белой розы в Англии длилась 32 года.
Плюс специфические географические особенности Страны восходящего солнца: ее островное положение, обеспечивавшее относительную недоступность для иноземцев, горный ландшафт с фактически изолированными друг от друга областями консервировали мировоззренческие установки самураев и делали их не особенно восприимчивыми к внешнему воздействию. Пожалуй, в этом одна из причин духовной цельности и неизменности японского менталитета.

Самурайскому роду нет переводу

Сегодняшние японцы чтят традиции на уровне внешних символов, но несут ли они в себе менталитет воинов прошлого? Думается, да. В V веке великий христианский мыслитель Блаженный Августин говорил: нет прошлого, настоящего и будущего, существуют настоящее прошедшего, настоящее настоящего, настоящее будущего. Увы, в России иное восприятие времени, мы давно разорвали связь с бытием, упустили незримую нить из прошлого и потому легко взрывали храмы, а ныне рассказываем анекдоты про недавно ушедших вождей, каждые полвека переписываем собственную историю. Для нас прошлое – это «они», а не «мы».

Фото: glavpost.com

На долю Страны восходящего солнца выпало немало потрясений: в 1867 году рухнула власть сегуната, началась реставрация Мэйдзи, в результате которой привилегии самураев были уничтожены. Япония вступила на путь бурного военно-экономического развития и внешней европеизации, подобно той, что испытала Россия в первой четверти XVIII столетия. Казалось бы, самураев ожидала участь нашего дворянства после петровских реформ. Ведь именно тогда появились две России: маленький и уютный мир барских усадеб, в котором по-французски говорили лучше, нежели по-русски, и враждебное ему необъятное крестьянское царство.

Однако историческая судьба Страны восходящего солнца сложилась иначе. Лишенные сословных привилегий, в значительной массе пережившие нищету и унижения, самураи не только выстояли, но и привнесли в военно-техническую мощь страны свой дух. Дело в том, что японскому обществу оказались близки их мировоззренческие установки, основанные на общей для всего населения религиозной традиции. Заметим, что крушение империй (трех христианских – Российской, Австро-Венгерской, Германской и одной мусульманской – Османской) в результате Первой мировой войны стало следствием в том числе религиозного индифферентизма и нежелания умирать за прежние идеалы.
В 1945 году Япония оказалась в более тяжелой, нежели названные страны, военно-экономической и политической ситуации. Однако никаких признаков революции в Стране восходящего солнца не наблюдалось, а вера в императора оставалась непоколебимой, несмотря на то что янки заставили Хирохито публично выступить с опровержением его божественного происхождения. Показательно, что американцам практически не удавалось брать пленных. Японцы предпочитали смерть неволе, один пленный приходился на 120 убитых (у американцев – 1 к 3). Ярким проявлением самурайского духа стали камикадзе, среди которых далеко не все были потомками сословия воинов. Для рационально мыслящих американцев действия этих летчиков стали потрясением, недаром они поручили крупнейшему своему антропологу Рут Бенедикт написать книгу, посвященную менталитету японцев, и уже в 1946-м была издана ее глубокая, написанная в кратчайшие сроки работа «Хризантема и меч».
Интересная деталь: в императорской армии не было традиции награждать лучших при жизни, и это считали в порядке вещей. Такое отношение невозможно представить в любой европейской или американской армиях. Быть может, ментальные установки японцев, унаследованные ими от эпохи самураев, постепенно уходят в небытие в нынешней эпохе постмодерна, когда мир приходит к единому знаменателю в культуре, когда стираются не столько государственные границы, сколько национальные и религиозные особенности народов? Вряд ли. Есть основания полагать, что самурайский дух жив и сегодня. Не на уровне внешних символов и антуража, как на Западе или в России, а именно в качестве составной части менталитета и доминанты поведения. Подавляющее большинство жителей Страны восходящего солнца по-прежнему исповедует синтоизм – систему ценностей, определявшую образ мыслей самураев много веков назад. Напомним также, что с 90-х годов японские военнослужащие участвовали в миротворческих операциях – в Анголе, Руанде, Мозамбике, на Голанских высотах, в Восточном Тиморе, в 2004 году в качестве американских союзников оккупировали Ирак, то есть имеют реальный боевой опыт.

Игорь Ходаков, кандидат исторических наук

Топ-10 Примеров того, почему самураи были совсем не такими, какими вы их себе представляли

Самураи были гораздо более сложным классом, чем представление современного общества о самоотверженном военном сословии. Хотя они иногда были легендарными войнами, которые ставили честь превыше всего, среди них также были наёмники, охотившиеся за золотом, пираты, путешественники, христиане, политики, убийцы и бомжи.

Топ-10 Примеров того, почему самураи были совсем не такими, какими вы их себе представляли

10. Самураи не были настолько элитными

Несмотря на то, что мы думаем о самураях как об элитной боевой силе, большинство армии Японии были пешими воинами, называемыми асигару (ashigaru), и именно пехотинцы выигрывали войны.

Асигару начинался как общий сброд разношёрстных людей, приведённый с рисовых полей, но когда даймё поняли, что хорошо обученная постоянная армия была лучше случайных необученных воинов, они обучили их воевать. В древней Японии было три вида воинов: самураи, асигару и дзи-самураи. Дзи-самураи были самураями лишь тогда, когда это было необходимо, работая в качестве фермеров остальную часть года.

Когда дзи-самурай решал стать полноценным самураем, он присоединялся к асигару, а не к рядам своих более богатых коллег. Дзи-самураи, конечно были не настолько уважаемы, как истинные самураи, но их ассимиляция в асигару едва ли была понижением в статусе. Японские асигару были почти на равных условиях с самураями. В некоторых районах, эти два класса даже нельзя было различить.

Читайте также:
Двигатель PureTech стал лучшим

Военная служба в качестве асигару была одним из путей, чтобы подняться по социальной лестнице феодальной Японии, кульминацией которой стало событие, когда Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi), сын асигару, поднялся настолько высоко, что стал выдающимся правителем Японии. Затем он выбил лестницу из-под тех, кто на тот момент не был самураем, заморозив, таким образом, распределение социальных классов Японии.

Топ-10 Примеров того, почему самураи были совсем не такими, какими вы их себе представляли

9. Христианские самураи

Фотография: Боак Мариндюк (Boac Marinduque)

Приход миссионеров-иезуитов на юг Японии привёл к тому, что некоторые даймё приняли христианство. Их обращение, возможно, было более практичным, чем религиозным, так как связь с христианским миром означала доступ к европейской военной технике. Принявший христианскую веру даймё, Арима Харунобу (Arima Harunobu) выставил европейские пушки, для использования против своих врагов в битве при Окиты-Навате (Okita-Nawate). Поскольку Харунобу был христианином, миссионер-иезуит присутствовал на сражении и записывал как его самурай, довольно ошибочно преклонял колени и читал молитву Господню перед каждым выстрелом, который они совершали из своих драгоценных пушек.

Верность христианству помешала даймё Дом Джусто Такаяма (Dom Justo Takayama) действовать также как любой другой военачальник-самурай во время его правления. Когда Япония выгнала христианских миссионеров и заставила японских христиан отречься от веры, Такаяма предпочёл сбежать из Японии с 300 другими христианами, но не отказываться от своей веры. В настоящее время рассматривается вопрос о придании Такаяме статуса католического святого.

Топ-10 Примеров того, почему самураи были совсем не такими, какими вы их себе представляли

8. Церемонии осмотра отсечённых голов

Голова врага была доказательством выполненного долга самурая. После битвы головы собирались с плеч их мёртвых владельцев и представлялись даймё, которые наслаждались расслабляющей церемонией просмотра отрубленных голов, чтобы отпраздновать свою победу. Головы тщательно промывали, а их волосы расчёсывали и зубы чернили, что было признаком дворянства. Каждую голову затем устанавливали на небольшой деревянный держатель и помечали именами жертвы и убийцы. Если времени было мало, устраивалась поспешная церемония, во время которой головы расставляли на листьях, чтобы они впитали в себя кровь.

В одном случае, просмотр завоёванных голов привёл к тому, что даймё потерял свою собственную. После взятия двух фортов Ода Нобунаги (Oda Nobunaga), даймё Имагава Ёсимото (Imagawa Yoshimoto) провёл марш к церемонии просмотра голов и музыкального представления. К сожалению, для Ёсимото, остальная часть сил Нобунага выдвинулась и совершила внезапное нападение, в то время как головы готовились для просмотра. Силы Нобунаги подкрались прямо к армии Ёсимото и напали после случайной грозы. Затем отрубленная голова Ёсимото стала центральным украшением на церемонии просмотра голов у своего врага.

Система вознаграждения на основе отрубленных голов эксплуатировалась по-чёрному. Некоторые самураи говорили, что голова вражеского пехотинца на самом деле была головой великого героя и надеялись, никто не узнает правду. После того, как самурай на самом деле снимал с плеч ценную голову, он мог покинуть поле боя, так как деньги были уже у него в кармане. Ситуация стала настолько серьёзной, что даймё иногда даже запрещали принятие голов, чтобы их воины сосредотачивались на победе, а не на получении денег.

Топ-10 Примеров того, почему самураи были совсем не такими, какими вы их себе представляли

7. Они отступали во время битв

Многие самураи предпочитали бороться до смерти, чем жить в бесчестии. Даймё, однако, знали, что хорошая военная тактика включала в себя отступление. Тактические и истинные отступления были настолько же распространены в древней Японии, как и везде, особенно когда даймё были в опасности. Помимо того, что он был одним из первых кланов самураев, которые использовали огнестрельное оружие, клан Симадзу (Shimazu) из южной Японии славился использованием отрядов воинов, проводивших ложное отступление, чтобы заманить своих врагов в уязвимое положение.

Отступая, самураи использовали вздымавшийся плащ, называемый хоро, который защищал их от стрел во время бегства на лошадях. Хоро надувался, как воздушный шар, и его защитная изоляция также защищала лошадь. Убить лошадь было легче, чем целиться во всадника, который мог быстро погибнуть, как только его придавливала его же убитая лошадь.

Топ-10 Примеров того, почему самураи были совсем не такими, какими вы их себе представляли

6. Самураи были великолепными

Фотография: Samurai Antique World

В первые годы, самураи произносили долгие речи, описывая родословные воинов до сражений один-на-один. Позже, монгольские нашествия и включение низших классов в войну сделали провозглашение родословных линий самураев непрактичными в бою. Желая сохранить свой важный статус, некоторые воины начали носить флаги на спине, на которых была подробно описана их родословная. Однако, так как противники, вероятно, не были заинтересованы в чтении семейных историй в пылу сражения, практика так никогда и не прижилась.

В 16 веке воины начали носить сасимоно, небольшие флажки, которые были предназначены для ношения на спине самурая, чтобы отобразить их личность. Самураи шли на многое, чтобы выделиться из толпы, и сасимоно не ограничивались только флагами, они также включали в себя такие предметы, как веера и деревянные изделия в виде солнца с лучами. Многие шли ещё дальше и отмечали свою личность витиеватыми шлемами с рогами оленей, буйволов, павлиньими перьями – в ход шло всё, что помогало привлечь достойного противника, чьё поражение обеспечивало им честь и богатство.

Топ-10 Примеров того, почему самураи были совсем не такими, какими вы их себе представляли

5. Самураи-пираты

Примерно вначале 13-го века монгольское нашествие отодвинуло от своего побережья корейскую армию. Из-за неурожая в Японии осталось мало пищи, и, учитывая тот факт, что столица располагалась далеко на востоке, безработные ронины на западе начали отчаянно нуждаться в доходе и при слабом надзоре. Всё это привело к зарождению эры азиатской пиратства, главными игрокам которой были самураи.

Пираты, которых называли вокоу (wokou) вызвали столько хаоса, что именно из-за них появились многие международные споры между Китаем, Кореей и Японией. Несмотря на то, что вокоу со временем начали включать в себя всё большее число других национальностей, ранние рейды проводились в первую очередь японцами и продолжались в течение многих лет, так как пираты были под защитой местных семей самураев.

Корея, в конечном итоге, перешла под контроль монголов. После этого врагом вокоу стал Хубилай (Kublai Khan), которому корейские послы сообщили, что японцы были «жестокими и кровожадными» и монголы начали нашествие на японские берега.

Вторжение не удалось, однако оно помогло приостановить дальнейшие рейды вокоу вплоть до 14-го века. К тому времени вокоу были смешанной группой людей из разных частей Азии. Однако, из-за того, что они совершали свои многочисленные вторжения в Корею и Китай с японских островов, император Мин (Ming) пригрозил вторжением в Японию, если ей не удастся решить свою проблему с пиратами.

Читайте также:
Автомобильный рынок: что происходит с ценами?

Топ-10 Примеров того, почему самураи были совсем не такими, какими вы их себе представляли

4. Харакири активно порицалось

Харакири, или ритуальное самоубийство, было способом самурая сохранить свою честь после определённого поражения. Все в любом случае вели на него охоту, и ему было нечего терять за исключением нервов перед процедурой вываливания своих кишок на пол. Однако в то время как самураи были готовы покончить жизнь самоубийством этим почётным способом, даймё больше беспокоились о сохранении своих армий. Самые известные исторические примеры массовых самоубийств отодвигают на задний план простую истину, состоящую в том, что не было никакого смысла в том, чтобы терять талантливых воинов. Победившие в битве даймё зачастую хотели, чтобы враги приносили им клятву верности, а не совершали харакири.

Одним из видов харакири был джунси (junshi). Совершая этот тип самоубийства, самурай следовал за своим павшим владыкой в загробную жизнь. Это было весьма проблематичным для наследника владыки. Вместо того, чтобы унаследовать армию самураев своего отца, у него оказывался двор, полный трупов лучших воинов. А учитывая тот факт, что новый даймё был обязан честью финансово поддерживать семью павшего самурая, джунси также было непривлекательной финансовой перспективой. В конце концов, практика джунси была запрещена сёгунатом Токугава (Tokugawa shogunate), хотя это и не остановило некоторых самураев от следования ей.

Топ-10 Примеров того, почему самураи были совсем не такими, какими вы их себе представляли

3. Самураи за границей

В то время как самураи, состоявшие на службе, редко покидали территорию своего даймё, за исключением вторжений на чужие территории, многие ронины искали счастья за рубежом. Среди первых зарубежных стран, которые начали нанимать самураев, была Испания. В заговоре с целью завоевать Китай для христианского мира, испанские лидеры на Филиппинах добавили тысячи самураев в многонациональные силы вторжения. Вторжение так никогда и не началось из-за отсутствия поддержки со стороны испанской короны, но другие самураи-наёмники часто служили под испанским флагом.

Самураи удачи особенно отличились в древнем Таиланде, где японский гарнизон самураев, состоявший приблизительно из 1500 человек помогал в военных походах. Колония состояла в основном из ронинов, искавших счастья за рубежом и христиан, спасавшихся от сёгуната. Военная поддержка, оказанная тайскому королю лидером Ямада Нагамаса (Yamada Nagamasa) принесла ему как принцессу, так и дворянский титул. Нагамасе дали власть над областью на юге Таиланда, но после выбора проигравшей стороны в войне за наследство, он скончался от полученных ранений в бою. После его смерти японское присутствие в Таиланде быстро уменьшилось, так как многие бежали в соседнюю Камбоджу, из-за того, что новый король был настроен против японцев.

Топ-10 Примеров того, почему самураи были совсем не такими, какими вы их себе представляли

2. Поздние самураи были бедными и могли убивать крестьян

Фотография: PHGCOM /Wikimedia

После того как Япония была объединена, самураям, которые зарабатывали на жизнь участием в бесконечных гражданских войнах своей страны, оказалось не с кем бороться. Отсутствие войны означало отсутствие голов. А отсутствие голов означало отсутствие денег, и немногие счастливчики из тысяч японских самураев, которые сохранили свои рабочие места, теперь работали на даймё, плативших им рисом.

По закону, самураям было запрещено работать, чтобы поддерживать себя. Торговля и сельское хозяйство считались крестьянской работой, из-за чего единственным источником дохода самурая стали фиксированные выплаты рисом в экономике быстро переходившей на торговлю с помощью монет. На горстку риса уже нельзя было купить столько сакэ, как можно было в прежние времена, поэтому самураи вынуждены были обменивать свой рис на реальные деньги. К сожалению, для высшего класса, находившегося под сильным давлением, дарить хорошие подарки, обладать качественными вещами, и носить стильную одежду было частью должностной обязанности самурая. Поэтому в период Эдо многие самураи попали в чёрную дыру долга у кредиторов.

Это может объяснить то, почему им дали право кирисуте гомен (kirisute gomen), юридическое право на убийство дерзких простолюдинов. Это было заманчивым правом для разорённых самураев, которые теперь могли покрыть свои долги с помощью меча. Тем не менее, документально подтвержденные случаи использования этого права практически отсутствуют, поэтому, кажется, что в целом самураи не использовали это право.

Топ-10 Примеров того, почему самураи были совсем не такими, какими вы их себе представляли

1. Как всё это закончилось

На протяжении приблизительно последних 250 лет своего существования, самураи постепенно превращались в поэтов, учёных и чиновников. Хагакурэ (Hagakure), возможно, величайшая книга о том, как быть самураем, представляла собой комментарии самурая, который прожил и умер, так и не приняв участия ни в одной войне.

Тем не менее, самураи оставались военным классом Японии и, несмотря на преобладающий мир, некоторые из лучших фехтовальщиков Японии были именно из эпохи Эдо. Те самураи, которые не хотели менять свою катану на перо, усердно обучались фехтованию, дрались на дуэлях, чтобы завоевать достаточно славы для открытия своих собственных боевых школ. Самая известная книга о японском ведении войны, «Книга Пяти Колец» (The Book of Five Rings), появилась в этот период. Автор Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi) считался одним из величайших фехтовальщиков Японии, он участвовал в двух из нескольких крупных сражений того периода, а также в многочисленных дуэлях.

Между тем, те, самураи, которые ступили на политическую арену, неуклонно росли во власти. В конце концов, они набрали достаточно силы, чтобы бросить вызов сёгунату. Им удалось свергнуть его, сражаясь во имя императора. Свергнув правительство и поставив номинального императора, они, по сути, захватили контроль над Японией.

Этот шаг, наряду с многочисленными другими факторами, обозначил начало модернизации Японии. К сожалению, для остальных самураев, модернизация включала в себя призывную армию в западном стиле, что резко ослабило военный класс Японии.

Растущие разочарования самураев, наконец, завершились Сацумским Восстанием (Satsuma Rebellion), очень свободно изображённым в фильме «Последний самурай». Несмотря на то, что реальное восстание значительно отличалось от того, как его изобразили в Голливуде, можно с уверенностью сказать, что самураи, верные своему воинскому духу, закончили своё существование яркой вспышкой славы.

Самурайский дух, ядерный «меч» и судьба камикадзе

Самурайский дух, ядерный «меч» и судьба камикадзе

Японии под предлогом развития гражданских атомных электростанций удалось аккумулировать большое количество ядерного топлива.

«Затаившейся» ядерной державой назвало на днях Японию китайское издание Sohu («Соху») и призвало мировое сообщество, прежде всего соседние с ней страны, включая Россию, быть бдительными. В подтверждение тому «Соху» пишет, что Япония воспользовалась поддержкой США и вмиг превратилась в мощную экономическую державу. Сейчас она преисполнена амбиций и хочет играть более активную роль на международной арене. Причём даже бросить вызов авторитету пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. И это находит отражение в современном военном развитии Японии.

Читайте также:
Samsung испытает фирменные беспилотные технологии в США

«Взлётная площадка» японских камикадзе войны

По сути не согласиться с этими выводами китайского издания нельзя. Действительно, Япония уже не одно десятилетие последовательно проводит курс на восстановление своего международного статуса, который был утрачен в связи с капитуляцией во Второй мировой войне. С точки зрения Токио, это должно найти своё проявление в создании современных вооружённых сил, которые были бы в состоянии не только обеспечивать безопасность страны, но и отстаивать её интересы в любой точке мира.

Генерал Кузьма Деревянко подписывает Акт о безоговорочной капитуляции милитаристской Японии.

Как известно, по итогам войны Япония взяла на себя ряд обязательств в области вооружений и военной инфраструктуры. Так в 9-й статье конституции страны, принятой в 1947 году, указывается, что в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признаётся». Правда, уже в 1954 году в стране был сформирован аналог профессиональной армии – силы самообороны, включавшие сухопутный, морской и воздушный компонент. Однако в Токио считали, что ряд продолжавших сохраняться ограничений, главное из которых – отказ от содержания собственных регулярных вооружённых сил, значительно снижал вес страны на международной арене.

А посему с начала 1970-х годов японские власти начали проводить политику, направленную на отказ от пацифистских статей конституции страны, формирование мощной армии и повышение роли военной силы как одного из важных средств внешней политики. Эта политика значительно активизировалась с приходом к власти кабинета премьер-министра Синдзо Абэ. В частности, им на базе управления национальной обороны было создано министерство обороны, а также проведён через парламент закон о коллективной самообороне, который позволил Японии взаимодействовать с зарубежными вооружёнными силами не только на территории страны, но и за её пределами.

И сегодня Токио направляет уже боевые корабли в зону Персидского залива для поддержки действий там американских вооружённых сил. Присутствуют японские воинские контингенты и в других регионах мира.

По большому счёту, осталось лишь формально отменить 9-ю статью основного закона, чтобы устранить, как подчеркнул Абэ, все разговоры о неконституционности национальных вооружённых сил. И, скорее всего, это будет сделано уже в следующем году. А пока японское правительство предпринимает немалые усилия по созданию современной профессиональной армии, способной выполнять широкий круг боевых задач, в том числе и за пределами страны.

Политика Японии значительно активизировалась с приходом к власти кабинета премьер-министра Синдзо Абэ.

Политика Японии значительно активизировалась с приходом к власти кабинета премьер-министра Синдзо Абэ.

Взять те же вертолётоносцы «Идзумо», которые упоминаются в статье китайского издания «Соху». Их в составе японских ВМС – два, и на каждом из них можно разместить до 14 вертолётов. Однако, как можно судить по сообщениям из Токио, ударные возможности этих вертолётоносцев уже не устраивают японские власти, и поэтому они решили превратить их в лёгкие авианосцы. По предварительным расчётам, после перестройки «Идзумо» станет взлётной площадкой для 10 новейших истребителей пятого поколения F-35B с возможностью вертикальной посадки и короткого взлёта.

Создала Япония и собственные силы быстрого реагирования. Главная их задача состоит в том, чтобы самостоятельно или во взаимодействии с американскими десантниками захватывать острова, представляющие особый интерес для Японии, и удерживать их до подхода главных сил.

Одно пишем, два – в уме, третье – в недрах

Что касается ядерного оружия, то им в Японии интересуются уже давно. По некоторым данным, она начала исследования в этой области ещё до Второй мировой войны и вела их на всём её протяжении. Более того, незадолго до капитуляции Японии, в ночь с 12 на 13 августа 1945 года, в районе корейского города Хыннам на побережье Японского моря было даже произведено испытание прототипа ядерной бомбы.

Казалось бы, капитуляция и принятие пацифистской конституции должны были закрыть для Японии ядерную тему. Тем не менее уже в 1950-х годах японские учёные и инженеры начали реализацию плана развития программы создания атомных реакторов-размножителей на быстрых нейтронах. А эти реакторы, как известно, работают на плутонии, что вело к накоплению этого ценнейшего источника для изготовления ядерного заряда.

Новое пепси-поколение японцев считает, что США правильно сделали, сбросив атомные бомбы на мирное население их страны.

Новое пепси-поколение японцев считает, что США правильно сделали, сбросив атомные бомбы на мирное население их страны.

Кроме того, в 1970-1980-е годы Япония более десяти раз втайне завозила плутоний из Англии, а в 1990-е – многократно перебрасывала его из Франции. В результате, как отмечают специалисты, сейчас Токио располагает запасами плутония, значительно превышающими возможности его использования в мирных целях.

Впервые же в Японии открыто заговорили о том, чтобы стать ядерной державой, в 1960-х годах. Например, после первого ядерного испытания Китаем в 1964-м премьер-министр Японии Эйсаку Сато сказал президенту США Линдону Джонсону, когда они встретились в январе 1965 года, что если Пекин создаст ядерное оружие, то и японцы должны также иметь его. Правда, Сато тут же добавил, что «японское общественное мнение не допустит этого в настоящее время, но я считаю, что общественность, особенно молодое поколение, может быть “образованным”».

Насколько удалось Токио «образовать» молодёжь в этом плане, мне удалось прочувствовать гораздо позже – в одной из поездок в Японию, в ходе которой я посетил Нагасаки и находящийся там Музей атомной бомбы. Экспозиция, посвящённая ядерной бомбардировке города, потрясает до глубины души. Смотреть её без слёз практически невозможно. На выходе подошёл к одной заплаканной молодой японской паре и попросил поделиться своими впечатлениями.

– Страшно. Невозможно смотреть на всё это спокойно! – ответила девушка.

– А как вы относитесь к США? – спросил я.

– А причём здесь США? – переспросил меня юноша.

– Ну как же. Ведь это США (в музее нигде не указано, какая страна это сделала) сбросили на Нагасаки ядерную бомбу. А сейчас модернизируют и наращивают ядерный потенциал, в том числе создают новую бомбу В61 12, более точную и управляемую.

– То, что США тогда сбросили на наш город и Хиросиму атомные бомбы, ускорило окончание войны и, естественно, сократило число её жертв. Сегодня же США – наши друзья и защитники. Увеличивая свой ядерный потенциал, они тем самым обеспечивают и нашу безопасность. А вообще нам тоже надо создавать своё ядерное оружие, – заявил юноша и, поклонившись, отошёл с девушкой в сторону.

Преобладает ли сегодня это мнение в японском обществе, трудно сказать. Но в 2006 году газета «Санкэй» обнародовала уже правительственный документ, в котором говорилось о планах создать небольшие ядерные боеголовки. Генеральный секретарь кабинета министров Ясухиса Сиодзаки опроверг информацию газеты, сказав, что «правительству ничего не известно о существовании подобного документа».

Читайте также:
Пасхальное сафари от Jeep. Анонс новинок

Интересно, что месяцем ранее, выступая на заседании комитета по безопасности палаты представителей, тогдашний министр иностранных дел Японии Таро Асо заявил, что «Япония владеет технологиями для создания ядерного оружия, но не планирует этого делать». При этом министр разъяснил позицию кабинета о том, что конституция страны якобы не запрещает ей иметь ядерное оружие. «Обладание минимальным объёмом вооружений в целях самообороны не запрещается положением 9-й статьи конституции, – сказал Асо, – и не запрещено даже ядерное оружие, если его объёмы подпадают под это определение».

Такие «маленькие шарики плутония»

Между тем авария на АЭС в Фукусиме, произошедшая в марте 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами, вновь привлекла внимание мировой общественности к вопросу производства в Японии ядерного оружия. Особенно после того, как японские власти категорически отказались допустить на аварийную станцию международную группу специалистов, а затем стало известно, что под АЭС был обнаружен тайный туннель, где осуществлялись секретные операции военного назначения.

В свою очередь, бывший главный редактор влиятельнейшей японской газеты «Джапан таймс» утверждал, что Токио скрывает военные ядерные исследования, ведущиеся на АЭС. По его словам, лихорадочно ликвидируются следы этой деятельности, которые после катастрофы могли попасть в поле зрения иностранных журналистов и специалистов. Такая огласка скомпрометировала бы политическую линию, декларируемую многими сменявшими друг друга правительствами Страны восходящего солнца.

Авария на АЭС в Фукусиме, произошедшая в марте 2011 года, вновь привлекла внимание мировой общественности к вопросу производства в Японии ядерного оружия.

Авария на АЭС в Фукусиме, произошедшая в марте 2011 года, вновь привлекла внимание мировой общественности к вопросу производства в Японии ядерного оружия.

А японский писатель-эколог Йочи Шимацу провёл собственное расследование аварии и пришёл к выводу, что на самом деле в недрах атомной станции велись работы по созданию японской ядерной бомбы. Причём секретная программа, по его мнению, «достаточно продвинулась для возможности быстро собрать арсенал боеголовок, и что подземные испытания на субкритических уровнях были проведены с маленькими шариками плутония».

Шведская газета «Свенска дагбладет», комментируя эти факты, уточняет: «Япония располагает всем, что нужно для немедленного производства ядерного оружия, и уже изготовила ядерные боеголовки для наполнения их необходимым количеством плутония». А английская «Санди таймс», ссылаясь на доклад министерства обороны Великобритании, сообщила, что Япония обладает плутонием, всеми ключевыми компонентами и технологиями для изготовления ядерной бомбы и, возможно, уже бомбу сделала.

В экспертном сообществе преобладает мнение, что процесс создания ядерного оружия в Японии займёт не более шести недель. Причём это будет не какое-то примитивное устройство, а отвечающие всем современным требованиям ядерные боеприпасы. Будь то авиабомбы или боеголовки для ракет.

Кстати, есть у Японии и средства доставки ядерного оружия. Одним из них может стать трёхступенчатая твёрдотопливная ракета-носитель лёгкого класса «Эпсилон». Она создана японским космическим агентством JAXA и концерном IHI в конце 2000-х для вывода в околоземное пространство различных спутников. По оценке специалистов, при установке в качестве полезной нагрузки боевой части «Эпсилон» может считаться полноценной баллистической ракетой.

Готова ли Япония сбивать самолёты Китая, Северной Кореи и России? И где?

Следует отметить, что до поры до времени ядерные амбиции японцев, как и в целом процесс создания полноценных вооружённых сил Страны восходящего солнца, сдерживали США, которые опасались, что, решив эти задачи, националистически настроенные японские политики могут отказаться и от «американского зонтика». Ситуация резко изменилась в связи с приходом в Белый дом Дональда Трампа. Ещё в бытность кандидатом в президенты, прагматичный Трамп заявил, что богатые Япония и Южная Корея способны сами защищать себя в военном отношении. И допустил, что для этого они могли бы обзавестись собственным ядерным оружием.

Не исключено, что это может подтолкнуть японцев к ещё большему наращиванию милитаристских усилий, в том числе и к созданию ядерного оружия. Тем более что в Токио считают, что существуют реальные угрозы безопасности страны. В первую очередь к ним относят ракетно-ядерную программу Пхеньяна и возможное объединение Северной и Южной Корей и получение последней ядерных военных технологий.

Ещё большая опасность, полагают японцы, исходит от Китая. Согласно опросу газеты «Иомиури», 82% населения страны считает своего соседа источником военной угрозы. Эти цифры не вызывают удивления на фоне газетных новостей о браконьерской добыче кораллов в экономической зоне Японии и опасном сближении самолётов двух стран, о нарушении китайскими патрульными кораблями территориальных вод. Настоящим театром борьбы между Китаем и Японией стало Южно-Китайское море, являющееся для Страны восходящего солнца своеобразным шёлковым путём, через который она торгует с большинством государств Восточной Азии, Индией, Ближним Востоком, Африкой и Европой.

В последнее время явно наметилась тенденция на обострение и проблемы «северных территорий» – так в Японии называют южную часть российских Курил. Во всяком случае наряду с заявлениями премьер-министра Абэ о том, что надо решать эту проблему за столом переговоров, в Японии всё чаще звучат призывы к более решительным действиям в этом вопросе.

Депутат парламента Ходака Маруяма нынешним летом вообще заявил о необходимости отвоевать южную часть Курильских островов. В прошлом месяце министр обороны Такэси Ивая пригрозил сбивать российские самолёты, пролетающие над этой территорией. «Итуруп, Кунашир, Шикотан – неотъемлемая часть Японии. Любое несогласованное с нами военное присутствие на них третьих стран мы считаем прямым проявлением агрессии. В соответствии с этим Япония оставляет за собой право сбивать российские самолёты и другие военные объекты, следующие на южные острова гряды», – сказал он при этом. А 1 декабря в Токио прошёл митинг, участники которого требовали немедленно «вернуть северные территории» Японии.

Совершенно очевидно, что воинственный самурайский дух у Японии не исчез. Поэтому нетрудно представить, к чему может привести получение японцами ядерного меча. И это не может не беспокоить мировое сообщество, в том числе и Россию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: