Система зажигания двигателя: схемы, устройство, принцип работы, блок управления и крышка распределителя

Виды, устройство и принцип работы системы зажигания

Система зажигания двигателя – это комплекс устройств, приборов и датчиков, необходимых для его запуска. Ее главной задачей является создание высокого напряжения для формирование искры, воспламеняющей топливовоздушную смесь, в точно определенный момент времени. Это обеспечивает правильный режим работы мотора, а потому от исправности системы зажигания зависит расход топлива, мощность и безопасность движения автомобиля.

  1. Устройство и принцип действия типовой системы зажигания
  2. Виды систем зажигания
  3. Характерные особенности контактной системы
  4. В чем отличия контактно-транзисторной системы зажигания
  5. Принцип работы бесконтактной системы
  6. Электронная и микропроцессорная системы

Устройство и принцип действия типовой системы зажигания

С технической стороны система зажигания входит в комплекс электрооборудования двигателя. Конструктивно она состоит из следующих элементов:

  • Аккумулятор или другой источник питания. Он подает в сеть низкое напряжение 12 вольт.
  • Переключатель. При повороте ключа переключатель замыкается и низкое напряжение поступает в накопитель энергии.
  • Накопитель энергии. Бывает двух видов: индуктивный (катушка зажигания трансформаторного типа, преобразующая низкое напряжение в высокое до 30 тысяч вольт) и емкостной (конденсатор).
  • Блок управления аккумулированием и распределением энергии. В зависимости от типа системы зажигания это может быть прерыватель, транзисторный коммутатор или ЭБУ (электронный блок управления).
  • Распределитель. Этот узел может быть механическим или электронным. Он осуществляет снабжение определенных свечей энергией в заданный момент времени.
  • Провода цепи высокого напряжения. По ним поступает высокое напряжение к электродам свечей.
  • Свечи зажигания.

Работа системы зажигания основана на следующем принципе: при подаче в сеть низковольтного напряжения, происходит накопление и преобразование энергии, что затем распределяется по свечам, на электродах которых формируется искра, провоцирующая воспламенение топливовоздушной смеси.

Виды систем зажигания

В современном автомобилестроении системы зажигания классифицируют в зависимости от способа управления процессом. При этом выделяют три основных типа схем:

  • контактная (контактно-транзисторная);
  • бесконтактная (транзисторная);
  • электронная (микропроцессорная).

Характерные особенности контактной системы

Исторически контактная система является одной из первых и сегодня ее можно встретить лишь на старых моделях автомобилей. В таких конструкциях формирование высокого напряжения происходит в трансформаторной катушке, а распределение его на свечи реализуется механическим способом – замыканием и размыканием контактов цепи прерывателем-распределителем.

Устройство контактной системы зажигания

Помимо основных элементов, такие системы включают в себя центробежный регулятор опережения зажигания, необходимый для преобразования угла опережения зажигания относительно частоты вращения коленвала. Он представляет собой два груза, воздействующих на мобильную пластину, контактирующую с кулачковым механизмом прерывателя.

Угол опережения зажигания – определенное положение коленвала, при котором осуществляется подача высокого напряжения на свечи. В таком режиме зажигание происходит до момента достижения поршнем верхней мертвой точки, что позволяет обеспечить максимально эффективное сгорание топливовоздушной смеси.

Также в контактных схемах применяется вакуумный регулятор опережения зажигания, изменяющий угол опережения соответственно режиму работы (нагрузке) мотора. Он соединен с полостью, находящейся за дроссельной заслонкой, и при нажатии на педаль газа изменяет угол опережения в зависимости от величины разрежения.

При замыкании контактов низкое напряжение подается на первичную обмотку катушки, где аккумулируется энергия и в момент размыкания контакта происходит формирование высокого напряжения на вторичной обмотке. Затем энергия поступает к распределителю зажигания и далее на соответствующую свечу.

Если нагрузка на силовой агрегат повышается, увеличивается частота вращения вала прерывателя-распределителя, и грузы центробежного регулятора расходятся, изменяя положение пластины. Это способствует более раннему размыканию контактов, что увеличивает угол опережения. При снижении нагрузки на двигатель происходит обратный процесс.

В чем отличия контактно-транзисторной системы зажигания

Следующим поколением системы зажигания стала контактно-транзисторная, предполагающая установку в первичной цепи катушки транзисторного коммутатора. Он позволяет снизить силу тока в обмотке низкого напряжения, что повышает срок эксплуатации контактов.

Контактно-транзисторная система зажигания

За счет установки транзистора напряжение, поступающее на свечи, больше, чем в классической контактной системе на 30%. Зазор между электродами и, как следствие, длина искры при этом также больше, а значит возрастает и площадь контакта с топливовоздушной смесью, что способствует ее полному сгоранию. В контактно-транзисторной системе зажигания прерыватель воздействует не на катушку, а на коммутатор.

При повороте ключа через транзистор начинают проходить два типа токов:

  • управления;
  • основной ток первичной обмотки.

Когда контакты размыкаются, ток цепи управления исчезает, а транзистор запирается, препятствуя протеканию тока первичной обмотки. В этот момент магнитное поле формирует высокое напряжение на вторичной обмотке. Для ускорения запирания транзистора в контактной системе зажигания этого типа может устанавливаться импульсный трансформатор.

Принцип работы бесконтактной системы

Эволюционным продолжением транзисторно-контактной системы, является бесконтактное зажигание. В таких конструкциях вместо прерывателя устанавливается специальный датчик импульсов. Это дает возможность увеличить срок службы системы зажигания за счет отсутствия неисправностей, связанных с контактами прерывателя.

Датчик формирует электрические импульсы низкого напряжения. Он бывает трех типов:

  • Датчик Холла. Конструкция такого датчика включает в себя постоянный магнит, и пластину-полупроводник, оснащенную микросхемой.
  • Индуктивный. Принцип его работы основан на изменении величины индукции чувствительного элемента в зависимости от величины зазора между датчиком и движущимся пластинчатым ротором, воздействующим на магнитное поле.
  • Оптический. Он состоит из светодиода, фототранзистора и микросхемы согласования. При попадании света от диода на фототранзистор датчик подает массу (минус питания) на коммутатор. Перекрытие потока света провоцирует исчезновение тока в катушке и способствует дальнейшему формированию искры.

Конструктивно датчик импульсов интегрирован в распределитель и регулируется режимом вращения коленвала двигателя. Прерывание тока в первичной обмотке катушки зажигания бесконтактной системы осуществляется также транзисторным коммутатором, но реагирующим на сигналы датчика.

В момент вращения коленвала датчик посылает импульсы напряжения на коммутатор. Последний, соответственно, формирует импульсы тока в обмотке низкого напряжения катушки. Когда ток не поступает, на вторичной обмотке возникает высокое напряжение, которое передается распределителю и далее по высоковольтным проводам к нужной свече. Изменение угла опережения в бесконтактной системе зажигания также выполняется центробежным и вакуумным регуляторами.

Электронная и микропроцессорная системы

Самой современной системой считается электронная. Она не имеет механических контактов, а потому ее также можно назвать бесконтактной. Электронное зажигание является частью системы управления двигателем.

Электронная система зажигания

Выделяют два типа электронных бесконтактных систем зажигания:

  • С распределителем. В подобной схеме применяется механический распределитель зажигания, подающий высокое напряжение на заданную свечу.
  • Прямого зажигания. При такой схеме высокое напряжение поступает к электродам свечи напрямую с катушки.
Читайте также:
Антифриз красный, зеленый, синий: в чем разница, какого цвета бывает, чем отличается

Помимо базовых элементов электронная система зажигания включает:

  • Входные датчики. Они регистрируют данные о текущем режиме работы мотора и подают их в виде электронных сигналов блоку управления.
  • Электронный блок управления. Он выполняет обработку сигналов и передает соответствующие команды на воспламенитель.
  • Исполнительное устройство, или воспламенитель. Фактически является транзисторной платой, обеспечивающей в открытом режиме поступление напряжения на первичную обмотку, а в закрытом – отсечку и формирование высокого напряжения на вторичной обмотке катушки.

Такие системы могут оснащаться одной общей (в конструкциях с распределителем), индивидуальными (при подаче энергии прямо на свечу) или сдвоенными катушками зажигания.

Разновидностью электронной системы является микропроцессорная. В ней применяется целый комплекс датчиков, сигналы которых обрабатываются ЭБУ. Он рассчитывает оптимальный режим работы системы в заданный момент времени. Преимуществами такой конструкции является снижение расхода топлива и улучшение динамических характеристик автомобиля.

Система зажигания двигателя

Двигатель автомобиля запускается всего одним легким движением. Уже давно не нужно вращать ручку кривого стартера, чтобы привести ДВС в движение, да и сам запуск теперь стал более вероятен, тогда как раньше в холодное время года оживить машину было делом весьма трудоемким. Сегодня мы расскажем о незаметной глазу системе, за счет которой происходит запуск двигателя и его постоянная работа и сгорание топливной смеси. Система зажигания автомобиля является темой данной статьи, и сегодня мы расскажем именно о ней.

Общий принцип

Система зажигания состоит всего из нескольких функциональных элементов. Все они связаны друг с другом в единую схему и тесно взаимодействуют все то время, пока двигатель внутреннего сгорания находится в рабочем состоянии и функционирует. Главная задача системы зажигания — обеспечение постоянного сгорания смеси, состоящей из бензина и воздуха. За счет горения смесь расширяется и толкает поршни ДВС, именно поэтому начинает вращаться вал и соединенные с ним ведущие колеса.

Система зажигания запитывается от аккумуляторной батареи: она снабжает распределитель, свечи, катушку зажигания и все те элементы, которые так или иначе причастны к работе двигателя и его исправному функционированию.

Начало работы системы зажигания знаменуется поворотом механизма замка. В этот момент начинает вращаться моторчик стартера, который приводит во вращение распределитель, шкивы и валы двигателя. Также в моторном отсеке присутствует катушка зажигания, призвание которой – преобразовывать малое напряжение в большое.

Принцип работы системы зажигания таков, что сначала ток от катушки попадает на распределитель. Распределитель, который не имеет многочисленных датчиков и собственного блока управления, в свою очередь, занят тем, что распределяет усиленный импульс с катушки по всем цилиндрам, так, что именно в нужную секунду искра подается и поджигает нагнетенную заранее смесь.

Ток, который идет от механизма распределителя к двигателю, не может быть подведен к цилиндрам непосредственно. Для передачи искры в систему встраиваются свечи, которые посредством резьбового соединения вкручиваются в цилиндры и выводят в них свои электроды. Таким образом, свеча не просто передает искру, но и нагревается. Это позволяет обеспечить более эффективную и экономичную работу мотора, а также более высокий ресурс всех его составляющих.

Как устроен трамблер?

Современные системы зажигания являются бесконтактными. Они обладают большим числом датчиков и элементов управления, которые способны подстраивать характеристики системы зажигания таким образом, чтобы достигалась наибольшая эффективность работы двигателя. Тем не менее контактные и бесконтактные системы зажигания устроены по-разному, и схема их работы различна.

Механизм распределителя представляет собой цилиндр небольшого диаметра, который закрывается крышкой и имеет несколько клемм под провода. Один, центральный, провод подводится к распределителю от катушки зажигания. Еще четыре провода отводятся к свечам и имеют к ним контактную подводку. Датчики и блоки управления здесь отсутствуют, и схема работы трамблера характеризуется лишь наличием механического привода.

В нижней части механизма располагается ротор, который связан с валом ДВС посредством шестеренчатой передачи: один оборот коленчатого вала равняется по частоте одному обороту трамблера. Система зажигания устроена так, что контактная группа трамблера, привязанная к датчикам, блоку управления и свечам зажигания, вращается таким образом, что контакт, подведенный ко входному проводу, поочередно соединяется с теми, что привязываются к выходным.

В результате такой схемы работы системы зажигания и ее механизмов смесь в соответствующих цилиндрах поджигается ровно в те моменты, когда поршень достигает своей нижней мертвой точки и максимально заполнен парами топлива. Это позволяет добиться достаточно высокой эффективности работы ДВС, а экономия топлива весьма существенна.

Трамблер может подвергаться регулировке. За счет этого управление свечами зажигания будет производиться в более точно подобранной фазе, а эффективность работы ДВС серьезно повысится. Для настройки необходимо поворачивать крышку трамблера против или по часовой стрелке. Благодаря тому, что на ней закреплены все провода и их выходные контакты, искра, передаваемая контактом ротора, будет подаваться в смещенный момент времени, что неизбежно повлияет на работу мотора и его характеристики.

Тем не менее, как уже было сказано, в последнее время стали особенно популярны так называемые бесконтактные системы зажигания. Их механизм основывает свою работу на сигналах многочисленных датчиков. Эти датчики позволяют сделать команды управления, которые подает блок зажигания, более рациональными, не запрограммированными, а действительно тщательно подобранными и проанализированными.

Бесконтактная система зажигания лишена большего числа недостатков, которыми обладает контактная система и ее механизмы. К примеру, контакты здесь отсутствуют, и здесь вместо них выступают магнитные импульсы, которые могут передаваться «по воздуху». Благодаря этому систему попросту не нужно постоянно настраивать, изменяя зазоры контактов должным образом.

Вдобавок ко всему полностью отсутствует проблема механизма контактов, залипающих на морозе. Именно поэтому старт двигателя внутреннего сгорания на морозе стал более простым, и даже при экстремально низких температурах машина гарантированно находится в работоспособном состоянии.

Преимущества электроники

Так как уже была затронута тема, в которой обсуждалась электронная система зажигания и механизм ее действия, расскажем подробнее о том, как работает блок зажигания, как он формирует команды управления, и каким образом датчики, встроенные в мотор, позволяют прогнозировать его поведение и менять характеристики всей системы различным образом.

Читайте также:
Ручное сцепление автомобиля: автоматическое, двойное, мокрое сцепление

В основе электроники, которой наделена система зажигания, лежит электронный блок зажигания, принимающий непосредственное участие в функционировании системы зажигания. Главная задача, которую выполняет блок зажигания, — выдавать команды управления, которые будут направлены на изменение характеристик как системы, так и самого мотора.

Эти команды формируются посредством сигналов датчиков, которые располагаются в ДВС и снимают с него целый ряд показаний, за счет которых и работает система зажигания. Эти датчики, подключенные к системам двигателя внутреннего сгорания, могут оказывать влияние на характеристики авто. Кроме того, именно электронный блок зажигания, перестраивающий режимы работы системы, самостоятельно определяет такты работы ДВС и без дополнительной настройки способен понимать, когда такт ДВС завершается, и необходима подача электрического импульса.

Как устроены свечи

Схема, по которой работает система зажигания, не могла бы быть столь полной, если бы не свечи. Это не удивительно, ведь именно через них проходит ток, эквивалент силы которого равен нескольким десяткам киловольт. В связи с этим изготавливаются свечи из специальных материалов, а технология, по которой их делают, является достаточно сложной и трудоемкой.

Устройство системы зажигания таково, что в основе свечи лежат два электрода. Они всегда изготавливаются из благородных и редких материалов, которые обладают уникальными свойствами токопроводимости, и при этом практически не нагреваются. Такими материалами является платина, иридий и другие металлы. Электроды выполняются таким образом, что расстояние между ними составляет порядка 2–3 мм. Расстояние выдерживается с той целью, чтобы искра несколько задерживалась и успевала поджечь смесь полностью, не оставив несгоревших или сгоревших не полностью частиц.

Эти электроды всегда встраиваются в оболочку, которая изготавливается из диэлектрика. Это делается с той целью, чтобы ток, проходящий по электродам, не перекинулся на головку блока цилиндров и не вывел из строя те системы, которые подведены к самому ДВС. Кроме того, такой материал не подвергается нагреву, а потому металл головки блока и свеча не будут соединены термически.

Еще одной составляющей свечи является клемма. К клемме подсоединяются высоковольтные провода, которые соединяют ее с трамблером. Обычно клемма изготавливается из более недорогих проводников, наподобие меди или алюминия, однако в некоторых случаях контакты могут быть выполнены из платины или иридия.

Резюме

Система зажигания современного автомобиля устроена достаточно сложно. Однако это позволяет сделать вывод о том, что такие системы являются более долговечными и эффективными. Такие свойства позволили полностью исключить сторонние вмешательства в сложную технику и практически лишить владельца необходимости проводить настройку регулярно и следить за состоянием отдельных комплектующих и запасных частей.

Контактная Система Зажигания

Предназначение системы зажигания – образование и передача искры на свечи за­жи­га­ния в строгом соответствии с работой цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Система зажигания эволюционировала вместе с усовершенствованием технологий в ав­то­мо­би­ле­стро­е­нии и на данный момент существуют несколько принципиально различных систем зажигания современных автомобилей:
Контактная
Контактно-транзисторная
Конденсаторная
Электронная
Бесконтактно-транзисторная

Один из давнейших видов системы зажигания – это система контактного типа или кон­такт­ная система зажигания. В контактной системе зажигания создание, последующее пе­ре­рас­пре­де­ле­ние по цилиндрам высокого напряжения производится через контакты.

Также существует единая система управления как зажиганием, так и подачей топ­лив­ной смеси при помощи компьютерного микропроцессора, и эта система получила название микропроцессорной системы управления двигателем, а отличается от других систем отсутствием кулачка и ротора. Кроме того в этой системе каждой свече соответствует своя катушка, а, соответственно, количество коммутаторов равно количеству цилиндров. Такая система на сегодняшний день устанавливается практически на все новые марки автомобилей. Однако параллельно продолжают существовать и успешно выполнять свои функции и другие системы зажигания.
Рассмотрим общие характеристики систем зажигания:
КСЗ (KSZ) — самая распространенная контактная система зажигания. В прин­ци­пи­аль­ной схеме этой системы имеется катушка, распределитель и прерыватель.
КТСЗ (HKZk, JFU4, HKZ-2) — у этой системы имеется контактный датчик, в то время как энергия в этой системе предварительно накапливается.
БТСЗ (HKZh, EZK)— в этой системе используются транзисторы, а контакты от­сутст­ву­ют, в схему включен индукционный датчик.
БТСЗ (TSZk) — также бесконтактная система, имеющая в основе транзисторную схему, однако в системе установлен датчик Холла и система накопления емкости.
КТСЗ (TSZi) — система, имеющая контакты и транзисторы, а также накопитель энергии за счет индукции.
БТСЗ (TSZh) — система бесконтактная, снабженная датчиком индуктивности.
БТСЗ (VSZ, EZL) — работает без контактов, однако имеет датчик Холла и работает за счет накопленной индуктивности энергии.
МСУД — система работает под управлением микропроцессора, вращающиеся детали отсутствуют.

Самой простой МСУД была оборудована небольшая часть автомобилей оте­чест­вен­но­го производства ВАЗ 2108 (ВАЗ 21088-02).

Если в автомобиле используется контактная система зажигания – это означает, что рабочая смесь в камере сгорания воспламеняется в принудительном порядке искрой, которая возникает на свече зажигания. Сама же искра возникает на электродах свечи вследствие подачи тока высокого напряжения, который, в свою очередь, генерирует катушка за­жи­га­ния. По сути, эта катушка является трансформатором, у нее имеется первичная и вторичная обмотки, намотанные на железный сердечник. Соответственно, при прохождении тока через первичную обмотку в катушке генерируется ток. При размыкании цепи в первичной обмотке (это функция прерывателя) магнитное поле исчезает, но силовые линии направлены на вторичную обмотку, где и возникает ток с высоким (до 25 000 вольт) напряжением. В то же время в первичной обмотке возникает ток до 300 вольт, он имеет определение как «ток самоиндукции». Этот ток и вызывает искры и обгорание контактов прерывателя. Таким образом, величина вторичного напряжения находится в прямой зависимости от собственно величины магнитного поля, а также степени интенсивности уменьшения тока в первичной обмотке катушки зажигания. Для того, чтобы повысить вторичное напряжение и уменьшить степень обгорания контактов прерывателя, подключают конденсатор (параллельно контактам). Таким образом, в процессе размыкания контактов при самом минимальном зазоре идет подзарядка конденсатора. Разрядка же конденсатора происходит через первичную обмотку, через создание импульса тока обратного напряжения. Это спо­собст­ву­ет исчезновению магнитного поля и ведет к заметному росту вторичного напряжения. Совершенно очевидно то, что для каждой системы зажигания подбирается свой конденсатор. Как правило, емкость конденсаторов находится в диапазоне от 0,17 до 0,35 микро Фарад. К примеру, в отечественных «Жигулях» емкость конденсатора, обес­пе­чи­ва­ю­щая рабочую частоту тока в 50-1000 Герц, равна 0,2-0,25 микро Фарад. При нормальном функционировании системы зажигания вторичное напряжение должно возрастать с увеличением величины зазора между электродами свечи и с увеличением давления в камере сгорания. Нормальным при контактной системе считается вторичное напряжение величиной от 8 до 12 кВ, однако, для надежности системы этот показатель увеличивают до 16-25 кВ. Этот почти двукратный запас предназначен для того, чтобы перекрыть возможные изменения в работе самой системы зажигания (к примеру, изменения зазора между электродами) или же изменения в составе рабочей смеси, поступающей в двигатель. Обеднение смеси ведет к необходимому повышению напряжения до 20 кВ. Но как ни старались разработчики полностью избежать искры на контактах, а значит и их подгорания, им это не удалось. Единственный вариант уменьшить этот эффект (кроме установки конденсатора) – соблюдение минимального зазора в диапазоне от 0,3 до 0,4 миллиметра.

Читайте также:
NordGlass: отзывы про лобовое стекло

В отечественных автомобилях ВАЗ зазор варьирует от 0,35 до 0,45 миллиметра, а это отвечает углу 52-58 градусов при замкнутых контактах. Если этот угол увеличить (или уменьшить), уменьшается вторичное напряжение, и искрят не только контакты, но и бегунки, а значит идет снижение качества искры и двигатель теряет свою мощность. С технической точки зрения надежность системы зажигания, проявляющаяся в сгорании смеси в камере сгорания, зависит от ряда факторов. Это энергия, которой обладает искра, время, которое искра существует, форма самой искры, ее длина и даже число искр на единицу площади, но одной из самых важных характеристик определяющих все вышеизложенные показатели, является вторичное напряжение. Чем выше этот показатель, тем меньше система зависит от состава смеси и степени чистоты электродов свечи.
Устройство контактной системы зажигания
В устройстве контактной системы зажигания можно выделить следующие эле­мен­ты:
— аккумуляторная батарея ( см. устройство автомобильного аккумулятора );
— механический распределитель (ток высокого напряжения);
— механический прерыватель (ток низкого напряжения);
— замок зажигания;
— катушка зажигания ( см. катушка зажигания двигателя );
— свечи зажигания ( см. свечи зажигания для двигателя );
— центробежный регулятор опережения зажигания;
— вакуумный регулятор опережения зажигания;
— высоковольтные провода;

Распределитель необходим для раздачи тока на свечи цилиндров дви­га­те­ля. Конструкция распределителя: ро­тор и крышка, в которой размещены контакты. Напряжение от катушки по­да­ет­ся сначала на центральный контакт, а затем через боковые контакты пос­ту­па­ет на свечи.
Прерыватель нужен для разъ­е­ди­не­ния цепи низкого напряжения. Во вторичной цепи катушки зажигания при осуществлении разъединения контактов наводится высокое напряжение. Чтобы предотвратить обгорание контактов пре­дусмотрен конденсатор, раз­ме­ща­е­мый параллельно контактам.
Предназначение катушки зажигания — ток низкого напряжения с ее помощью пре­об­ра­зу­ет­ся в ток высокого напряжения. Также она имеет обмотку высокого напряжения и низ­ко­го.
Распределитель, прерыватель тока размещены в одном корпусе. Их приводит в работу коленвал двигателя. Устройство подобного типа получило название «трамблер».
Предназначение вакуумного регулятора — изменение угла опережения в результате изменений нагрузки на двигатель, которая определяется расположением педали газа. Регулятор соединяется с полостью за дросселем и меняет угол опережения в зависимости от уровня (степени) разряжения.
Угол опережения зажигания — величина угла поворота коленвала, при котором на свечи зажигания производится подача тока. Для обеспечения полного сгорания топливной смеси зажигание осуществляется с опережением.
Предназначение центробежного регулятора — в зависимости от числа оборотов коленвала двигателя обеспечивает смену угла опережения. Регулятор представляет собой два грузика, которые оказывают воздействие на пластину с размещенными на ней кулачками прерывателя (пластина сама по себе подвижна). Угол опережения устанавливается за счет положения «трамблера» двигателя.
Функция свечи зажигания – обеспечение воспламенения топливной смеси.
Назначение высоковольтных проводов — по ним осуществляется подача тока от катушки к распределителю, а далее на свечи зажигания.

Работа контактной системы зажигания
Рассмотрим работу контактной системы зажигания. При замкнутом контакте пре­ры­ва­те­ля ток низкого напряжения нап­рав­ля­ет­ся по первичной обмотке катушки. При разъединении контактов во вторичной обмотке ток низкого напряжения ин­ду­ци­ру­ет­ся в ток высокого напряжения, ко­то­рый далее по высоковольтным про­во­дам направляется на крышку ме­ха­ни­чес­ко­го распределителя тока, а уже от нее разделяется по свечам зажигания с не­ко­то­рым углом опережения.
При большем количестве обо­ро­тов коленвала двигателя, обороты рас­пред­ва­ла также увеличиваются. Грузики центробежного регулятора расходятся под воз­дейст­ви­ем центробежной силы, перемещают передвижную пластину с кулачками. Разъе­ди­не­ние контактов прерывателя осуществляется ранее, при этом угол опережения становится больше. При уменьшении оборотов коленвала двигателя происходит уменьшение угла опе­ре­же­ния.
Последующее продолжение системы зажигания контактного типа — контактно-тран­зис­тор­ная система зажигания. В данном случае в цепи первичной обмотки катушки ис­поль­зу­ет­ся транзисторный коммутатор, управление которым производится контактами прерывателя. В подобной системе за счет использования транзисторного коммутатора сила тока в цепи уменьшена, в результате чего срок эксплуатации контактов прерывателя увеличен.
Частые неисправности контактной системы зажигания
1. Между электродами свечей нет искры
Возможные причины:
— в цепи низкого напряжения не­дос­та­точ­ный контакт проводов или вообще их обрыв;
— контакты прерывателя обгорели, между ними отсутствует зазор;
— поломка катушки зажигания, ро­то­ра, конденсатора, крышки распределителя, высоковольтных проводов, а также самой свечи.
Методы устранения поломки:
— проверка цепи высокого и низкого напряжения;
— регулирование зазора контактов прерывателя;
— произведение замены неисправных компонентов системы зажигания.
2. Двигатель работает не на полную мощность или с постоянными перебоями
Возможные причины:
— свеча зажигания вышла из строя;
— между электродами свечей, в контактах прерывателя нарушен не­об­хо­ди­мый зазор;
— повреждена крышка рас­пре­де­ли­те­ля, ротор;
— произведена неверная установка угла опережения зажигания.
Методы устранения поломки:
— регулирование первоначального угла опережения;
— замена неисправных элементов;
— установление между электродами свечей, в контактах прерывателя необходимых зазоров.

Читайте также:
Beru Ultra X 79, UXF79 и Titan: отзывы специалистов о свечах зажигания

Контактно-транзисторная система зажигания
В контактно-транзисторной системе зажигания основным компонентом является транзистор, благодаря применению которого новая схема имеет намного лучшие ха­рак­те­рис­ти­ки в сравнении со стандартной системой зажигания. По причине использования тран­зис­то­ра в системе зажигания появился новый узел — коммутатор.
Главная отличительная черта транзистора — это то, что ток небольшой величины, который направлен в базу (на управление), дает возможность управлять большим по ве­ли­чи­не током, проходящим через устройство.
Контактно-транзисторная система зажигания на первый взгляд незначительно от­ли­ча­ет­ся от классической системы зажигания, имеет тот же принцип работы, но все-таки приобрела некоторые характеристики, которые недоступны стандартной системе за­жи­га­ния. Перед тем, как давать оценку преимуществам и недостаткам, которые присущи контактно-транзисторной системе зажигания, нужно разобрать отличия в работе от стан­дарт­ной системы зажигания ( см. система зажигания двигателя ).
Основным отличием контактно-транзисторной системы зажигания является то, что воздействие прерывателя осуществляется на базу транзистора, а не на бобину. В остальном контактно-транзисторная система зажигания работает аналогично стандартной системе зажигания. При остановке тока в первичной обмотке бобины во вторичной обмотке происходит настройка высоковольтного напряжения. Не обращая внимания на элементы внутренней конструкции коммутатора, а также его подключения, необходимо отметить, что схема зажигания транзисторного типа даже в подобном упрощенном виде имеет следующие положительные характеристики: управление контактно-транзисторным способом про­цес­са­ми, которые происходят в катушке зажигания, дают возможность повысить значение тока в первичной обмотке, в результате чего можно:
— увеличить вторичное напряжение;
— сделать больше зазор (промежуток) между электродами свечи;
— улучшить и сделать наиболее устойчивым процесс искрообразования;
— улучшить при пониженной температуре запуск двигателя;
— увеличить число оборотов двигателя;
— увеличить мощность двигателя.
Контактно-транзисторная схема подобного типа требует применения катушки за­жи­га­ния с индивидуальной первичной, а также вторичной обмоткой.
Контактно-транзисторная система зажигания дает возможность уменьшить в зна­чи­тель­ной степени нагрузку на контакты прерывателя, в результате значение протекающего через них тока намного меньше, вследствие чего контакты подгорают меньше. Данный факт характеризует повышение надежности системы в целом.
Но, не смотря на множество положительных характеристик, контактно-тран­зис­тор­ной системе зажигания присущи и собственные недостатки, которые вызваны применением прерывателя (система с началом работы формирует искру, когда цепь протекания тока в обмотке бобины контактно разрывается). Величина тока, который поступает в базу транзистора, в зна­чи­тель­ной степени оказывает влияние на его работу, и снижение тока по причине качества кон­так­тов сказывается на эксплуатационных характеристиках контактно-транзисторной системы зажигания в целом.

Система зажигания автомобиля. Устройство и работа

В систему зажигания, кроме источника тока и проводов низкого и высокого напряжения, входят следующие приборы:

  1. прерыватель, служащий для прерывания электрического тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания;
  2. распределитель, служащий для распределения тока высокого напряжения по искровым зажигательным свечам цилиндров двигателя;
  3. катушка зажигания, которая преобразует док низкого напряжения в ток высокого напряжения;
  4. искровые зажигательные свечи, подводящие ток высокого напряжения в цилиндр двигателя и образующие электрическую искру;
  5. выключатель зажигания (замок зажигания), служащий для включения приборов системы зажигания при запуске двигателя и для отключения их при его остановке.

Работает система зажигания следующим образом. Ток низкого напряжения от положительной клеммы аккумуляторной батареи 10 (или от положительной щетки генератора) поступает через контакт включателя 11 стартера, амперметр 9, выключатель зажигания 8, через добавочное сопротивление 7, первичную обмотку 6 катушки зажигания на подвижной контакт 3 прерывателя. При вращении кулачка 1 подвижной контакт то замыкается, то размыкается с неподвижным контактом 4. С этого контакта ток поступает на отрицательную клемму аккумуляторной батареи (или ка отрицательную щетку генератора).

Когда ток движется по первичной обмотке катушки зажигания, вокруг -нее возникает магнитное поле. В момент размыкания контактов прерывателя магнитное поле первичной обмотки исчезает и его магнитные силовые линии пересекают витки вторичной обмотки катушки зажигания. При этом во вторичной обмотке возбуждается ток высокого напряжения, поступающий на ротор 13, помещенный под крышкой 42 распределителя, и далее к искровым зажигательным свечам 14.

В цепи прерывателя параллельно его контактам присоединен конденсатор 15.

Рис. Схема системы зажигания: 1 — кулачок; 2 — пружина; 3 — подвижной контакт прерывателя; 4 — неподвижный контакт прерывателя; 5 — катушка зажигания; 6 — первичная обмотка; 7 — добавочное сопротивление; 8 — выключатель зажигания; 9 — амперметр; 10 — аккумуляторная батарея, 11 — включатель стартера; 12 — крышка распределителя; 13 — ротор распределителя; 14 — искровая зажигательная свеча; 15 — конденсатор

Конденсатор состоит из двух лент тонкой алюминиевой фольги, называемых обкладками, и изолировочных прокладок из парафинированной бумаги. Бумажные и алюминиевые ленты свернуты в рулон, который, после того как его пропитали парафином, устанавливается в металлический кожух. Отводной проdод одной обкладки соединен с кожухом и через нее с массой, а изолированный провод другой обкладки выводится наружу и присоединяется через клемму распределителя к первичной обмотке катушки зажигания.

Конденсатор поглощает (накапливает) ток самоиндукции, возникающий в первичной обмотке катушки зажигания при размыкании контактов прерывателя, уменьшая искрение между контактами прерывателя и обгорание контактов. В момент полного размыкания контактов конденсатор разряжается, т.е. отдает поглощенный ток самоиндукции, который идет по первичной обмотке катушки зажигания в обратном направлении и вызывает очень быстрое исчезновение магнитного поля, вследствие чего напряжение тока во вторичной обмотке значительно повышается.

Прерыватель и распределитель монтируются в одном приборе, называемом распределителем.

Распределитель состоит из цилиндрического корпуса 18, внутри которого закреплена чашка 2 шарикоподшипника 1. На подшипнике установлен подвижной диск 3, на котором смонтирован прерыватель, состоящий из рычажка с подвижным контактом 9 и стойки 14 с неподвижным контактом 10. Контакты прерывателя изготовляются из тугоплавкого металла вольфрама. Стойка неподвижного контакта укреплена двумя винтами, один из которых имеет эксцентричную головку и служит для регулировки зазора между контактами в разомкнутом состоянии, а другой винт 12 служит для крепления стойки.. Величина этого зазора должна быть 0,35—0,45 мм.

Рычажок прерывателя сидит на оси и прижимается своим подвижным контактом к неподвижному пластинчатой пружиной 7. Неподвижный контакт соединен с массой. Подвижной контакт изолирован от массы и гибким проводом 4 через клемму 5 соединен с первичной обмоткой катушки зажигания. В средней части рычажка прерывателя имеется текстолитовая пята 8, на которую набегают выступы кулачка 6 прерывателя.

Читайте также:
Моторчик стеклоподъемника: привод, редуктор, схема и электромоторчик

Кулачок соединен с валиком 19 привода распределителя и при вращении то размыкает, то замыкает контакты. Конденсатор 28 крепится снаружи корпуса распределителя винтами. Кожух конденсатора, таким образом, соединен с массой. Изолированный провод конденсатора присоединен к подвижному контакту 9.

Рис. Распределитель: 1 — шарикоподшипник; 2 — чашка; 3 — подвижкой диск; 4 — гибкий провод; 5 — клемма; 6 — кулачок; 7 — пластинчатая пружина; 8 — текстолитовая пята; 9 — подвижной контакт; 10 — неподвижный контакт; 11 — стойка; 12 — винт; 13 — коробка вакуумного регулятора; 14 — тяга; 15 — трубка; 16 — пружина; 17 — диафрагма; 18 — корпус; 19 — валик привода распределителя; 20 — регулировочные гайки октан-корректора; 21 — ротор; 22 — токораздаточная пластина; 23 — крышка; 24 — угольный контакт; 25 — центральный контакт; 26 — пружина; 27 — сегмент; 28 — конденсатор

На верхнюю часть кулачка 6 надевается ротор 21 из изоляционного материала, на котором закреплена металлическая токораздаточная пластина 22. Для фиксирования ротора в определенном положении на кулачке имеется лыска, а внутри ротора — выступ. Сверху корпус распределителя закрывается карболитовой крышкой 23, закрепляемой при помощи двух пружин-защелок. На крышке имеются гнезда для центрального контакта 25, соединяемого проводом высокого напряжения с контактом вторичной обмотки катушки зажигания, и боковых контактов по числу цилиндров. Боковые контакты соединяются проводами высокого напряжения с искровыми зажигательными свечами.

Центральный контакт 25 при помощи угольного контакта 24 с пружиной 26 соединен изнутри с токораздаточной пластиной ротора, а боковые контакты выведены внутрь в виде сегментов 27. Для обеспечения полного сгорания рабочей смеси ее воспламеняют ие в верхней мертвой точке такта сжатия, а несколько раньше, т. е. с некоторым опережением. Величина опережения зажигания должна изменяться в зависимости от режима работы двигателя.

Для автоматического изменения величины опережения зажигания распределитель имеет вакуумный и центробежный регуляторы, работающие совместно.

Вакуумный регулятор состоит из корооки 13, привернутой винтами к корпусу распределителя; внутри коробки находится диафрагма 17 с пружиной 16. Пружина отжимает диафрагму и прикрепленную к ней тягу 14, которая шарнирно соединена с подвижной пластиной прерывателя. Полость вакуумного регулятора трубкой 15 соединена с преддроссельным пространством смесительной камеры карбюратора.

При повышении нагрузки двигателя, когда величина открытия дроссельной заслонки карбюратора увеличивается, разрежение в смесительной камере карбюратора, а следовательно, и в полости вакуумного регулятора уменьшается. Пружина регулятора, разжимаясь, начинает прогибать диафрагму в сторону корпуса распределителя, а связанная с ней тяга поворачивает подвижную пластину по ходу вращения кулачка. Вследствие этого опережение зажигания уменьшается и рабочая смесь воспламеняется позже. С уменьшением нагрузки двигателя, когда дроссельная заслонка карбюратора прикрывается, разрежение в смесительной камере карбюратора, а следовательно, и в полости регулятора возрастает. Под действием атмосферного давления диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, начинает прогибаться в сторону крышки коробки регулятора. Связанная с диафрагмой тяга поворачивает подвижную пластину прерывателя против хода вращения кулачка, увеличивая тем самым опережение зажигания.

Центробежный регулятор служит для изменения опережения зажигания поворотом кулачка 1 относительно валика 8 привода распределителя, с которым кулачок соединен через регулятор. На втулке 2 привода жестко укреплена пластина 3, имеющая вырезы, в которые входят пальцы 4 грузиков 5.

Грузики сидят на осях 7 и удерживаются от расхождения пружинами 6.

При работе двигатели с увеличением числа оборотов коленчатого вала грузики под влиянием центробежной силы начинают расходиться, преодолевая сопротивление пружины. При этом пальцы грузиков поворачивают пластину, а вместе с ней и кулачок относительно валика привода распределителя по ходу его вращения, увеличивая тем самым опережение зажигания.

Рис. Центробежный регулятор опережения зажигания: а — устройство регулятора; б — схема работы регулятора; 1 — кулачок прерывателя; 2 — втулка привода; 3 — пластина; 4 — пальцы грузиков; 5 — грузики; 6 — пружина; 7 — ось грузиков; 8 — валик привода распределителя

Помимо указанного автоматического регулятора, у распределителя имеется октан-корректор, позволяющий вращением регулировочных гаек 20 изменять угол опережения зажигания. Для этого поворачивают корпус распределителя против хода вращения кулачка (раннее зажигание) или по ходу вращения (позднее зажигание). Величина поворота корпуса распределителя в градусах отсчитывается по шкале, имеющейся на октан-корректоре.

Распределители некоторых армейских автомобилей (Урал-375 и др.) изготовляются в герметичном исполнении. Герметизация распределителя достигается применением специального корпуса и сопряженных с ним деталей, резиновых уплотнительных колец в местах разъемов и тщательным уплотнением выводов проводов и контактных разъемов.

Для нормальной работы карбюраторного двигателя очень важно правильно установить зажигание. Устанавливать зажигание рекомендуется в такой последовательности. Вначале нужно проверить и отрегулировать зазор между контактами прерывателя и открыть крышку люка маховика. Затем вывернуть свечу из первого цилиндра и, закрыв отверстие для свечи пальцем, вращать вал двигателя рукояткой до тех пор, пока поршень не придет в верхнюю мертвую точку в конце такта сжатия. Этот момент определяется по сильному шипению воздуха, выходящего из-под пальца. После этого следует медленно вращать коленчатый вал до тех пор, пока указатель на картере маховика не совместится с меткой на его ободе (с риской или шариком).

На автомобилях ЗИЛ-157К, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-157, ЗИЛ-164 и Урал-375 момент, когда в первом цилиндре поршень приходит в верхнюю мертвую точку, определяется по установочному пальцу, входящему в отверстие крышки распределительных шестерен.

Далее надо отсоединить трубку от вакуумного регулятора, снять крышку распределителя и ротор и установить стрелку октанкорректора на нулевую метку шкалы. Затем, пользуясь переносной лампочкой, надо точно определить начало размыкания контактов. Один провод от лампочки присоединяют к массе, а другой — к клемме прерывателя; включив зажигание, медленно поворачивают корпус распределителя против хода вращения кулачка до тех пор, пока лампочка не загорится, это и будет момент размыкания контактов-прерывателя.

В таком положении необходимо закрепить корпус распределителя, поставить на место ротор, надеть крышку распределителя и присоединить трубку к вакуумному регулятору. В гнездо крышки распределителя, напротив которого устанавливается токораздаточная пластина, нужно вставить провод, идущий к свече первого цилиндра. Остальные провода вставляются в гнезда с учетом направления вращения ротора и порядка работы цилиндров двигателя.

Читайте также:
Масло полусинтетика: состав полусинтетического масла для легковых автомобилей

Правильность установки зажигания уточняется во время пробега автомобиля. Для этого выбирают ровный горизонтальный участок шоссе, на котором ведут автомобиль с хорошо прогретым двигателем на прямой передаче со скоростью 15—25 км/час. Затем резко нажимают на педаль управления дроссельной заслонкой.

Если скорость движения быстро возрастает, а появившиеся вначале небольшие звонкие детонационные стуки в двигателе при скорости 30—35 км/час исчезают, значит, зажигание установлено правильно. Если стуки вообще не появились, то зажигание установлено слишком позднее, и, наоборот, резкие, не проходящие с увеличением скорости стуки свидетельствуют о слишком раннем зажигании.

Катушка зажигания типа Б-1 состоит из сердечника 4, корпуса 2, первичной 8 и вторичной 6 обмоток и добавочного сопротивления (вариатора) 9.

Сердечник собирается из большого числа железных отожженных полосок. Окалина на полосках является своего рода изоляцией. Такая конструкция сердечника уменьшает образование в нем вредных вихревых токов. Пластины сердечника помещены внутри картонного цилиндра 3, на который наматывается вторичная обмотка из тонкой медной проволоки диаметром 0,06—0,1 мм, покрытой эмалевым лаком. Поверхность вторичной обмотки снаружи изолирована кабельной бумагой 7, пропитанной парафином и канифолью. На вторичную обмотку наматывается первичная обмотка из толстой медной изолированной проволоки диаметром 0,6—0,8 мм. Такое расположение первичной обмотки способствует лучшей теплоотдаче через корпус катушки.

Рис. Катушка зажигания: 1 — клемма вывода первичной обмотки; 2 — корпус; 3 — картонный цилиндр; 4 — сердечник; 5 — пластина; 6 — вторичная обмотка; 7 — изоляционная кабельная бумага; 8 — первичная обмотка; 9 — добавочное сопротивление (вариатор); 10 и 11 — клеммы; 12 — центральный контакт

Поверх изоляции первичной обмотки устанавливаются пластины 5 из мягкой стали в виде полуколец, служащие для направления магнитного силового поля сердечника. Внутренняя полость катушки заполнена специальной массой, предохраняющей обмотки от замыкания. Один конец первичной обмотки выведен на крышку катушки к клемме 11 (обозначена буквами В К), другой — к клемме 1. Один конец вторичной обмотки подведен к центральному контакту 12 крышки, другой соединен внутри катушки с первичной обмоткой.

Добавочное сопротивление 9 (вариатор) изготовлено из стальной проволоки в виде спирали и своими концами соединено с клеммой 10 (обозначена буквами ВК-Б) и клеммой 11. К клемме 11 подведен и один конец первичной обмотки; таким образом, добавочное сопротивление соединено с первичной обмоткой последовательно.

При малых оборотах коленчатого вала двигателя вследствие относительно продолжительного времени, в течение которого контакты прерывателя замкнуты, вариатор нагревается, сопротивление его возрастает и он ограничивает ток в первичной обмотке катушки. При больших оборотах коленчатого вала контакты замыкаются на очень короткое время и вариатор несколько охлаждается. Уменьшение сопротивления вариатора обеспечивает прохождение по первичной обмотке большего тока. Надежность зажигания при этом на больших оборотах возрастает.

Рис. Искровая зажигательная свеча: 1 — боковой электрод; 2 — медно-асбестовая прокладка; 3 — корпус; 4 — наконечник провода от распределителя; 5 — центральный электрод; 6 — изолятор

На время запуска, двигателя стартером вариатор автоматически выключается, этим обеспечивается большая надежность воспламенения рабочей смеси.

Если вынужденно осуществляется запуск холодного двигателя пусковой рукояткой, то рекомендуется замкнуть контакты вариатора ВК и ВК-Б накоротко проволокой, которую после запуска и непродолжительного (в течение 3—5 мин) прогрева двигателя надо снять во избежание перегорания обмоток катушки. Искровые зажигательные свечи для автомобильных двигателей изготовляются неразборными.

Корпус 3 свечи стальной, с резьбой на нижней части для ввертывания свечи в отверстие головки блока цилиндров. На нижней части корпуса укреплен боковой электрод 1. Центральный электрод 5 отделен от корпуса свечи керамическим изолятором 6.

Центральный электрод и изолятор, особенно их нижние части, подвергаются действию высокой температуры и давления.

Устройство свечи предусматривает отвод излишнего тепла на корпус, с тем чтобы рабочая температура нижней части свечи была, 500—600° С. При такой температуре свечи самоочищаются: частицы нагара и капельки масла, попавшие на электроды, сгорают.

Для теплоотводящих качеств свечи решающее значение имеет длина нижнего конуса (юбки) изолятора: чем длиннее конус, тем свеча «горячее». Для многооборотных двигателей с повышенной степенью сжатия подбирают более «холодные» свечи, для малооборотных, наоборот, — «горячие».

Для бесперебойной работы двигателя очень важно применять только рекомендованные заводом-изготовителем искровые зажигательные свечи, имеющие соответствующие размеры и тепловую характеристику.

Таблица. Искровые зажигательные свечи

Марка автомобиля Маркировка свечи Диаметр ввертной части, мм Нормальный зазор между электродами, мм
ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51 А М12У 18 0,7-0,8
ЗИЛ-157К, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-157, ЗИЛ-151, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150 А16У 14 0,6-0,7 (при эксплуатации зимой — 0,4)
Урал-375 СН300 14 0,6-0,7

Между корпусом свечи и головкой блока ставится уплотнительная медно-асбестовая прокладка 2.

Выключатель зажигания (замок зажигания) расположен на переднем щитке кабины. Он представляет собой металлический корпус 1, в котором закреплены замок 2 с ключом и собственно выключатель, состоящий из поводка 3, контактной пластины 4 и панели 5 из текстолита с тремя контактными винтами — клеммами AM, КЗ и ПР.

К клемме AM подводится провод от амперметра, к клемме КЗ — от катушки зажигания (от клеммы ВК-Б). Клемма ПР остается свободной. Она служит для подключения радиоприемников и других приборов.

Рис. Устройство и схема работы выключателя зажигания: а — устройство выключателя; б — зажигание и контрольные приборы выключены; в — зажигание и контрольные приборы включены; 1 — корпус; 2 — замок; 3 — поводок; 4 — контактная пластина; 5 — панель; КЗ, AM и ПР — клеммы

Когда зажигание выключено, клеммы ПР и КЗ отсоединены от клеммы AM. При повороте ключа зажигания вправо контактная пластина соединяет клеммы AM и КЗ между собой. При этом ток от аккумуляторной батареи через амперметр или от генератора (с клеммы Б реле-регулятора) идет через замкнутые контакты AM и КЗ по первичной обмотке катушки зажигания и одновременно по цепи электрических контрольно-измерительных приборов (термометр, указатель уровня горючего, манометр).

Описание трамблера. Прерыватель-распределитель зажигания – подробно изучаем механизм

Разновидности систем зажигания

Благодаря системе зажигания авто в определенный момент работы двигателя производится подача на свечи зажигания искрового разряда. Данная схема системы зажигания применяется в бензиновых моторах. В дизельных двигателях система зажигания работает следующим образом, в момент сжатия происходит впрыск топлива. Существуют некоторые марки американских автомобилей, в которых система зажигания, а точнее ее импульсы подаются непосредственно в блок управления погружаемым топливным насосом.

Читайте также:
Коленчатый вал: клапан, размер подшипников, типы, стандартные размеры

Все существующие системы зажигания разделяются на три вида:

  • Контактная схема, в которой импульсы создаются непосредственно во время работы на разрыв контактов;
  • Бесконтактная схема, где при помощи электронно-транзисторного устройства (коммутатора) создаются управляющие импульсы. Коммутатор нередко еще называют генератором импульсов.
  • Микропроцессорная схема, в которой электронное устройство управляет моментом зажигания.

В двухтактных двигателях без внешнего источника питания применяется система зажигания типа «магнето». Принцип работы «магнето» заключается в создании ЭДС, в момент вращения в катушке зажигания постоянного магнита по заднему фронту импульса.

Все описанные типы систем зажигания отличаются только способом создания управляющего импульса.

Электронное (бесконтактное) зажигание

Его можно встретить на автомобилях ВАЗ классической серии второй половины 90-х годов выпуска, а также на всех машинах, начиная с 2108, выпущенных до начала 2000-х. Дело в том, что в начале 21 века начали активно использовать инжекторные системы впрыска, а для управления ними требуется несколько иная конструкция зажигания. Основное отличие бесконтактной системы от рассмотренной выше — отсутствие контактного прерывателя.

Вместо него трамблер 2109, например, оснащается бесконтактным датчиком, работающим на Все управление происходит по цепям с низким током и напряжением. Необходимую частоту импульсов задает а вот от него идет один управляющий провод к коммутатору. Кроме того, он же служит для работы тахометра в приборной панели. Обратите внимание на то, что некоторые умельцы делают своеобразные противоугонные системы. Провод от тахометра при помощи тайного выключателя соединяют с массой. В результате этого зажигание полностью не работает.

Устройство системы зажигания

На рисунке представлена система зажигания, которая применяется в бензиновых автомобилях.

Рассмотрим более подробно устройство и схему системы зажигания авто.

  • источник питания (аккумуляторная батарея и автомобильный генератор);
  • накопитель энергии;
  • выключатель зажигания;
  • блок управления накоплением энергии (микропроцессорный блок управления, прерыватель, транзисторный коммутатор);
  • блок распределения энергии по цилиндрам (электронный блок управления, механический распределитель);
  • свечи зажигания;
  • высоковольтные провода.

Источником питания для системы зажигания выступает аккумуляторная батарея непосредственно в момент запуска мотора, и генератор во время работы двигателя.

Рекомендуемая статья: Почему современные моторы ломаются чаще старых атмосферников

Накопитель применяется для аккумуляции и преобразования достаточного количества энергии, которая используется на создание электрического разряда в электродах свечи зажигания. Современная система зажигания автомобиля может применять емкостной или индуктивный накопитель.

Индуктивный накопитель представляет собой катушку зажигания (автотрансформатор), первичная обмотка у которой, подключается к полюсу плюсовому, а минусовой полюс подключается через устройство разрыва. В процессе работы устройства разрыва, возьмем для примера кулачки зажигания, в первичной обмотке наводится напряжение самоиндукции. В это время во вторичной обмотке создается повышенное напряжение, необходимое для пробоя на свече воздушного зазора.

Емкостной накопитель представлен в виде емкости, которая заряжается при помощи повышенного напряжения. В нужный момент отдает всю энергию на свечу зажигания.

Блок управления накоплением энергии предназначен для определения начального момента накопления энергии, а также момента его передачи на свечу зажигания.

Выключатель зажигания – электрический или механический контактный блок для подачи в систему зажигания напряжения. Выключатель зажигания многим автомобилистам известен, как «замок зажигания». Ему отводится две функции: подача напряжения непосредственно на втягивающее реле стартера и подача напряжения в бортовую сеть автомобиля.

Устройство распределения по цилиндрам применяется для подачи в определенный момент энергии к свечам зажигания от накопителя. Данный элемент системы зажигания двигателя состоит из блока управления, коммутатора и распределителя.

Автомобилистам наиболее известно это устройство, как «трамблер», который является распределителем зажигания. Трамблер распределяет по проводам высокое напряжение на свечи цилиндров. Как правило, в распределителе присутствует кулачковый механизм.

Свеча зажигания – устройство с двумя электродами, которые находятся друг от друга на определенном расстоянии от 0.15 до 0,25 мм. Свеча состоит из фарфорового изолятора, который плотно насажен на металлическую резьбу, электродом служит центральный проводник, а вторым электродом выступает резьба.

Рекомендуемая статья: Карбюратор Солекс 21083 жиклеры: виды и подбор

Высоковольтные провода представляют собой одножильные кабеля с усиленной изоляцией. Проводник может быть выполнен в виде спирали, что поможет избавиться от помех в радиодиапазоне.

Принцип работы системы зажигания

Разделим работу системы зажигания на следующие этапы:

  • аккумуляция электрической энергии;
  • трансформация (преобразование) энергии;
  • разделение по свечам зажигания энергии;
  • образование искры;
  • разжигание топливно-воздушной смеси.

На примере классической системы зажигания рассмотрим принцип работы. В процессе вращения вала привода трамблера приводятся в действие кулачки, подаваемые на обмотку первичную автотрансформатора напряжение 12 вольт.

В момент подачи напряжения на трансформатор, наводится ЭДС самоиндукции в обмотке и вследствие этого, возникает высокое напряжение до 30000 вольт на вторичной обмотке. После чего в распределитель зажигания (бегунок) подается высокое напряжение, который в момент вращения подает напряжение на свечи. 30000 вольт достаточно, чтобы пробить воздушный зазор свечи искровым зарядом.

Система зажигания автомобиля должна быть идеально отрегулирована. Если будет позднее или раннее зажигание, то двигатель внутреннего сгорания может потерять свою мощность или появится повышенная детонация, а это очень не понравится вашей шестерке (ВАЗ 2106).

Также на эту тему вы можете почитать:

Вопросы при покупке нового недорогого автомобиля?

Освежитель для автомобиля сделает запах в салоне приятнее

Как выбрать автомобильный компрессор — Плюсы и Минусы

Как выбрать видеорегистратор для автомобиля правильно и недорого

Игольчатый и электромагнитный клапаны карбюратора ВАЗ 2109

Поделитесь в социальных сетях

Alex S 12 октября, 2013

Опубликовано в: Полезные советы и устройство авто

Метки: Как устроен автомобиль

Установка своими руками и схема подключения

Итак, определившись с выбором, предлагаем ознакомится с необходимым инструментарием, порядком действий по замене и видеоинструкциями.

Инструмент

Из инструмента вам понадобится:

  1. Ключ на 13 — снять и поставить трамблёр
  2. Отвёртка — закрутить саморезы.
  3. Дрель со сверлом по металлу, диаметром для саморезов
  4. Два самореза — прикрутить коммутатор.
  5. Ключи на 10 и 8 — снять и поставить катушку.
Читайте также:
Кастрол Магнатек 10W-40 полусинтетика: отзывы про моторное масло

Как установить пошагово

  1. Отсоедините минус аккумулятора.

Перед тем как начинать работу с системой зажигания, отсоедините минусовой контакт аккумулятора

Снимите крышку трамблёра с высоковольтными проводами.

Снятие крышки распределителя зажигания

Отключите высоковольтный провод на катушке.

Отсоединение провода от катушки зажигания

Короткими включениями стартера выставите бегунок распределителя зажигания перпендикулярно мотору.

Так должен быть установлен трамблёр относительно мотора

  • Сделайте отметку положения трамблёра маркером на двигателе. Установка бегунка распределителя зажигания
  • Открутите гайку, удерживающую трамблёр, ключом на 13. Отключите провод, соединяющий устройство с катушкой.

    Перед снятием распределителя зажигания отключите провод, который идёт на него с катушки

    Новый распределитель зажигания вставьте в двигатель, сняв с него крышку.

    Распределитель зажигания необходимо вставить в штатное гнездо

  • Поверните корпус тремблера так, чтобы средняя метка на нём совпала с поставленной вами ранее отметкой на моторе.
  • Закрутите гайку крепления нового распределителя зажигания.

    Крепление распределителя зажигания удерживает гайка

    Наденьте крышку трамблёра и подсоедините к ней провода.

    Так устанавлвается крышка на трамблёр

    Замените катушку зажигания новой.

    Для новой системы нужна новая катушка

    Подсоедините штатные и новые провода к катушке. Чтобы подключить всё правильно, используйте схему.

    Все соединения должны соответствовать схеме

    Установите коммутатор в любое удобное место. Дрелью высверлите отверстия, в них закрутите саморезы, которые будут удерживать устройство. Проверьте подключение всех систем ВАЗ-2106.

    Коммутатор много места под капотом не займёт и его расположение не играет роли

  • Заводите мотор. Если не завёлся с первого раза, можно немного повернуть трамблёр. Тем самым вы поменяете угол опережения зажигания.
  • Видео: как заменить контактное зажигание на ВАЗ-2106 на бесконтактную систему

    Принцип действия распределителя зажигания

    К металлическому основанию бегунка подведен высоковольтный провод. Контакт с ротором распределителя реализован в виде подпружиненных пропускающих ток щеток, постоянно касающихся основания бегунка, но не затрудняющих его вращение.

    На валу ротора имеется выступ или кулачок, который при вращении надавливает на рычаг механического приспособления, которое называется прерывателем. Когда кулачок вала распределителя раздвигает контакты прерывателя, в катушке зажигания появляется высоковольтный ток, который затем раздается на свечи. Кстати, в автомобильных учебниках распределитель официально называется «распределителем-прерывателем зажигания».

    Однако и это еще не все функции, которые выполняет распределитель. В нем реализован механизм, отвечающий за установку опережения зажигания (параметра, необходимого для того, чтобы возгорание топливо-воздушной смеси в каждом цилиндре происходила в оптимальный момент такта сжатия, то есть с небольшим опережением). Механизм опережения зажигания построен на принципе центрифуги – к валу двигателя прикреплен набор грузиков на подвижных рычагах, которые, раскручиваясь, воздействуют на пластину с контактами прерывателя и, двигая ее, увеличивают опережение зажигания, когда коленвал двигателя раскручивается до высоких оборотов. Кроме центрифуги на корпусе распределителя смонтирован вакуумный корректор зажигания, соединенный трубкой с впускным коллектором, который также занимается корректировкой опережения зажигания.

    Отремонтировать центробежный механизм механического распределителя зажигания может разве что специалист по починке швейцарских часов. Поэтому распределитель, как правило, меняют целиком

    Кроме этих элементов в корпусе распределителя установлен коденсатор, подключенный параллельно контактам прерывателя. Его задача – препятствовать образованию искр на контактах прерывателя, что существенно снижает их обугливание и износ.

    В семидесятые годы механический прерыватель постепенно исчезает из конструкции распределителя ввиду общей ненадежности конструкции. В относительно современных карбюраторах его заменил датчик Холла или оптический датчик. Применение этих устройств позволило реализовать бесконтактный прерыватель, конструкция которого на порядок проще. С распространением датчика Холла отпала необходимость следить за состоянием контактов прерывателя, прижимной пружины и кулачка на валу — возможно, самого капризного механизма во всей конструкции автомобильного двигателя.

    Принцип работы прерывателя-распределителя в двух словах

    Принцип работы прерывателя-распределителя не сложный. Контакты размыкаются, и в первичной обмотке зажигания появляется магнитное поле, которое необходимо для образования высоковольтного тока. Он с катушки возвращается на крышку распределителя, в которой есть контакт, касающийся бегунка. Он распределяет ток по контактам крышки и дальше по проводам на . Прерыватель может прийти в негодность по «старости», из-за попадания влаги внутрь или впоследствии механических повреждений.

    Со временем в автомобиле все детали и механизмы изнашиваются, и рассматриваемая конструкция также грешит этим. Например, самая обычная выработка во втулке корпуса уже приведет к неустойчивой работе машины, поскольку вал прерывателя будет болтаться. Во время мойки автомобиля или когда вы попали в большую лужу, на прерыватель может попасть влага, и если он не защищен, то работать перестанет. В случае с механическим повреждением все просто: кто-то что-то уронил, чем-то случайно ударил и повредил механизм.

    Конструкция трамблера

    Или трамблер (что это такое, знает каждый автолюбитель), состоит из нескольких элементов. Во-первых, это металлический корпус. Изготовлен он из сплава алюминия, это благоприятно влияет на уровень защиты от помех. Во-вторых, ротор трамблера, который соединяется с бегунком и распределительным валом. В-третьих, сам бегунок, у которого имеются два контакта — внешний и внутренний (в центре). На внутренний подается с внешнего оно снимается и поступает на контакты в крышке трамблера. Между внутренним и внешним контактами находится сопротивление. Оно необходимо для поглощения помех. Внутри корпуса расположено несколько элементов — датчик Холла, вакуумный и центробежный регуляторы угла зажигания. Все эти элементы позволяют функционировать двигателю в нормальном режиме при любых условиях.

    Регулировка бесконтактного зажигания

    На автомобилях ВАЗ-2108 и более новых, на которых установлено электронное зажигание, выставлять момент опережения очень просто. Самое главное — это установить распределительный и коленчатый валы по меткам. Обратите внимание на то, что неправильно невозможно поставить трамблер (что это такое, вы уже знаете). Дело в том, что он устанавливается на распределительный вал в одном положении, повернуть на 90 или 180 градусов попросту невозможно.

    Итак, когда выставили метки на валах и установили ремень привода газораспределительного механизма, можно приступить к точной регулировке. Трамблер должен располагаться на оси таким образом, чтобы метка на крышке головки блока находилась напротив средней черты. В этом случае опережение зажигания будет 0 градусов. Вращая корпус трамблера по или против часовой стрелки, вы можете изменить угол опережения в меньшую или большую сторону. Совершать эти действия необходимо при условии, что у вас есть как минимум стробоскоп.

    Читайте также:
    Инструмент для полировки кузова автомобиля своими руками: оборудование и приспособления

    Система зажигания очень важна для автомобиля

    Разновидности систем зажигания

    Благодаря системе зажигания авто в определенный момент работы двигателя производится подача на свечи зажигания искрового разряда. Данная схема системы зажигания применяется в бензиновых моторах. В дизельных двигателях система зажигания работает следующим образом, в момент сжатия происходит впрыск топлива. Существуют некоторые марки американских автомобилей, в которых система зажигания, а точнее ее импульсы подаются непосредственно в блок управления погружаемым топливным насосом.

    Все существующие системы зажигания разделяются на три вида:

    • Контактная схема, в которой импульсы создаются непосредственно во время работы на разрыв контактов;
    • Бесконтактная схема, где при помощи электронно-транзисторного устройства (коммутатора) создаются управляющие импульсы. Коммутатор нередко еще называют генератором импульсов.
    • Микропроцессорная схема, в которой электронное устройство управляет моментом зажигания.

    В двухтактных двигателях без внешнего источника питания применяется система зажигания типа «магнето». Принцип работы «магнето» заключается в создании ЭДС, в момент вращения в катушке зажигания постоянного магнита по заднему фронту импульса.

    Все описанные типы систем зажигания отличаются только способом создания управляющего импульса.

    Устройство системы зажигания

    На рисунке представлена система зажигания, которая применяется в бензиновых автомобилях.

    Рассмотрим более подробно устройство и схему системы зажигания авто.

    • источник питания (аккумуляторная батарея и автомобильный генератор);
    • накопитель энергии;
    • выключатель зажигания;
    • блок управления накоплением энергии (микропроцессорный блок управления, прерыватель, транзисторный коммутатор);
    • блок распределения энергии по цилиндрам (электронный блок управления, механический распределитель);
    • свечи зажигания;
    • высоковольтные провода.

    Источником питания для системы зажигания выступает аккумуляторная батарея непосредственно в момент запуска мотора, и генератор во время работы двигателя.

    Накопитель применяется для аккумуляции и преобразования достаточного количества энергии, которая используется на создание электрического разряда в электродах свечи зажигания. Современная система зажигания автомобиля может применять емкостной или индуктивный накопитель.

    Индуктивный накопитель представляет собой катушку зажигания (автотрансформатор), первичная обмотка у которой, подключается к полюсу плюсовому, а минусовой полюс подключается через устройство разрыва. В процессе работы устройства разрыва, возьмем для примера кулачки зажигания, в первичной обмотке наводится напряжение самоиндукции. В это время во вторичной обмотке создается повышенное напряжение, необходимое для пробоя на свече воздушного зазора.

    Емкостной накопитель представлен в виде емкости, которая заряжается при помощи повышенного напряжения. В нужный момент отдает всю энергию на свечу зажигания.

    Блок управления накоплением энергии предназначен для определения начального момента накопления энергии, а также момента его передачи на свечу зажигания.

    Выключатель зажигания – электрический или механический контактный блок для подачи в систему зажигания напряжения. Выключатель зажигания многим автомобилистам известен, как «замок зажигания». Ему отводится две функции: подача напряжения непосредственно на втягивающее реле стартера и подача напряжения в бортовую сеть автомобиля.

    Устройство распределения по цилиндрам применяется для подачи в определенный момент энергии к свечам зажигания от накопителя. Данный элемент системы зажигания двигателя состоит из блока управления, коммутатора и распределителя.

    Автомобилистам наиболее известно это устройство, как «трамблер», который является распределителем зажигания. Трамблер распределяет по проводам высокое напряжение на свечи цилиндров. Как правило, в распределителе присутствует кулачковый механизм.

    Свеча зажигания – устройство с двумя электродами, которые находятся друг от друга на определенном расстоянии от 0.15 до 0,25 мм. Свеча состоит из фарфорового изолятора, который плотно насажен на металлическую резьбу, электродом служит центральный проводник, а вторым электродом выступает резьба.

    Высоковольтные провода представляют собой одножильные кабеля с усиленной изоляцией. Проводник может быть выполнен в виде спирали, что поможет избавиться от помех в радиодиапазоне.

    Принцип работы системы зажигания

    Разделим работу системы зажигания на следующие этапы:

    • аккумуляция электрической энергии;
    • трансформация (преобразование) энергии;
    • разделение по свечам зажигания энергии;
    • образование искры;
    • разжигание топливно-воздушной смеси.

    На примере классической системы зажигания рассмотрим принцип работы. В процессе вращения вала привода трамблера приводятся в действие кулачки, подаваемые на обмотку первичную автотрансформатора напряжение 12 вольт.

    В момент подачи напряжения на трансформатор, наводится ЭДС самоиндукции в обмотке и вследствие этого, возникает высокое напряжение до 30000 вольт на вторичной обмотке. После чего в распределитель зажигания (бегунок) подается высокое напряжение, который в момент вращения подает напряжение на свечи. 30000 вольт достаточно, чтобы пробить воздушный зазор свечи искровым зарядом.

    Система зажигания автомобиля должна быть идеально отрегулирована. Если будет позднее или раннее зажигание, то двигатель внутреннего сгорания может потерять свою мощность или появится повышенная детонация, а это очень не понравится вашей шестерке (ВАЗ 2106).

    Сколько масла заливать в двигатель при замене

    Нередко случаются ситуации, когда водитель не знает, сколько масла заливать в двигатель. Ведь величина заливаемого масляного раствора или необходимость его полной замены зависят от многих факторов. Этот показатель для каждого двигателя свой.

    Сколько масла нужно заливать в двигатель

    Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Транспортные средства разных производителей и марок имеют свою конструкцию системы смазки. Кроме картера, масляная жидкость находится в трубопроводе, фильтре, коленвале, других узлах. Сколько литров масла нужно заливать в собственный двигатель, можно найти в руководстве по эксплуатации. Это актуально, когда необходимо залить смазку первый раз. Производитель указывает должный показатель заправки, если силовой агрегат полый, только собранный.

    После слива масляного раствора из системы, некоторое его количество остается не слитым. Это 300-500 грамм смазки. Определить, сколько литров масла заливать в автомобильный двигатель возможно следуя разработанным для этого рекомендациям. В двигатели отечественных автомобилей, с объемом от 1.8 до 2.4 литра, может войти от 3.5 до 4.0 литров масляной жидкости. В такие же силовые агрегаты импортного производства войдет от 4.0 до 4.3 литра смазки. Чтобы определить, сколько масла заправлено в двигателе, необходимо воспользоваться щупом и выполнить несколько действий:

    1. В заправочную горловину необходимо первоначально лить 3.5-3.8 литра смазки.
    2. Подождать 2-3 минуты и проверить щупом уровень смазочного раствора.
    3. Если величина недостаточная, то необходимо добавить 100-200 грамм и снова проверить степень заправки.
    Читайте также:
    NordGlass: отзывы про лобовое стекло

    Процедуру необходимо повторять до тех пор, пока нужный показатель заправки не будет достигнут. При заливке смазки надо помнить, что лучше понемногу доливать, чем сразу получить перелив. Обратная откачка смазки из системы – это очень проблематичное занятие. Если смазки будет входить слишком много, она зальет детали двигателя и агрегаты возле него. Это приведет к вспениванию масла и тяжелой работе силового агрегата. Если заправочный показатель будет меньше нормы, трущиеся узлы и детали будут быстро изнашиваться.

    Необходимый показатель заправки смазки можно изложить таблицей-шпаргалкой.

    Величина объема силовой установки, л Объем масла в двигателе, л
    Отечественные агрегаты Зарубежные агрегаты
    1.6 3.3-4.0 3.5-4.2
    1.8 3.6-4.1 3.8-4.3
    2.0 3.9-4.4 4.0-4.5
    2.2 4.0-5.5 4.2-5.6
    2.5 4.0-5.7 4.2-5.8
    3.0 4.5-7.5 4.6-7.7
    4.0 7.0-8.5 7.2-8.7
    4.4 7.5-9.5 7.7-9.7
    5.5 8.0-10.0 8.2-10.2

    Чтобы избежать сомнений и точно узнать, сколько смазочного материала идет для транспортного средства, можно обратиться к специалистам на станцию технического обслуживания.

    Определить уровень масла — методы

    Чтобы узнать количество масла в автомобильном двигателе, необходимо выполнение нескольких требований. Они являются обязательными:

    • автомобиль необходимо установить на ровной площадке;
    • силовой агрегат должен быть остывшим. Если проверка проводиться после остановки транспортного средства, то необходимо подождать 15-20 минут. За это время температура пускового агрегата снизиться, давление в системе смазки упадет, а масляный раствор стечет в картер;
    • замер уровня смазки необходимо производить штатным щупом.

    На поверхности щупа набиты отметки: min и мах. Они обозначают минимально и максимально допустимый заправочный объем масла в автомобильном двигателе. Процесс определения уровня смазки состоит из следующих пунктов:

    1. Мерный щуп необходимо изъять из штатного места и стереть с него чистой тряпкой остатки смазки.
    2. Установить измерительный стержень на штатное место.
    3. Снова изъять измеритель и осмотреть масляный слой. Он должен располагаться между отметками min и мах.
    4. Если слой смазки ниже минимальной отметки, то в систему смазки нужно долить масляный раствор.
    5. При уровне смазки выше максимальной отметки, необходимо лишнюю смазку отлить из системы.

    В нынешнее время почти все автомобили оснащены компьютерными системами оповещения наличия масляного раствора и его расхода. Не рекомендуется полностью доверять компьютерным данным. Иногда, особенно перед длительной поездкой и после нее, необходимо самому проверить показатель уровня смазки в силовой установке.

    Интервалы когда нужно производить замену

    В сервисной книжке на транспортное средство определен пробег, после которого проводиться замена смазочного раствора. При отсутствии напряженного режима эксплуатации, езде по трассе за городом, пробег между сменой смазки может составлять до 15000 км. Эксплуатация транспорта в городском потоке снизит пробег до 9000-11000 км. Но и эти данные не точны до конца, так как на состояние смазки оказывают влияние некоторые факторы, к которым относятся:

    1. Вид и качественное состояние заправляемого топлива.
    2. Объем силовой установки.
    3. Тип смазки, который был залит ранее, и ее состояние.
    4. Наработка моточасов, отработанных двигателем.
    5. Техническое состояние транспортного средства.
    6. Условия работы автомобиля и режимы эксплуатации силовой установки.

    Эти факторы способны изменить качество смазки. Потеря смазкой своих характеристик приведет к быстрому износу силовой установки. В такой ситуации дать точный ответ о качестве смазочной жидкости и необходимости ее замены может анализ масляного раствора, проведенный в лабораторных условиях.

    Пробег масла в двигателе

    Необходимость замены масляного раствора в двигателе можно вычислить не обращаясь к лабораторным специалистам. Для это модно воспользоваться двумя методиками расчета: по моточасам и по расходу топлива.

    Необходимость замены по моточасам

    Исходными данными служат стабильная средняя скорость транспортного средства по городу рекомендации завода-изготовителя по замене смазки. Допустим, скорость по городу составляет 40 км/ч, а рекомендации завода по замене 15000 км.

    Для расчета моточасов необходимо дистанцию разделить на скоростной режим. В данной ситуации, 15000/40=375 м/ч. Полученное значение означает, что через 375 моточасов работы силовой установки необходимо провести замену масла.

    Международным стандартом АРІ разработана сводная таблица замены масел, в зависимости от их типа и наработки моторесурса.

    Тип масляного раствора Наработка в моточасах
    Минеральное 130-150
    СинтетическоеАРІ SJ/SHАРІ SL/SMПолиальфаолефиныЭстеры 230-250320-350370-400430-450
    Полусинтетическое 230-250

    Допустим, что в двигатель транспортного средства была проведена заливка масляного раствора SL/SM с рабочим ресурсом 330 моточасов. Для определения пробега, необходимо 330 м/ч умножить на средний трафик 40 км/ч. В результате получим пробег до следующей замены смазки 13200 км.

    Необходимость замены по расходу топлива

    Исходными данными должны стать расход топлива на 100 км движения по паспортным данным и фактический. Например, по паспорту расход составляет 9 литров на 100 км, а фактический – 11 литров. Согласно паспорту, смена масла должна проводиться через 15000 км движения машины.

    Расчет расхода топлива проводится методом пропорции для паспортных и фактических данных отдельно. Для паспортных данных: 15000х9/100=1350 литров. Для фактических данных: 15000х11/100=1650 литров.

    Реальное расстояние, через которое необходимо заливать новое масло рассчитывается подобной пропорцией: 1350х15000/1650= 12270 км.

    Каждый из методов можно использовать для любого транспортного средства. Необходимо лишь зафиксировать данные в момент заливки смазки в мотор.

    Подведем итоги

    Для того, чтобы определить, сколько масла нужно заливать в автомобильный двигатель, необходимо придерживаться нескольких рекомендаций:

    1. Выбирайте автомасло для транспортного средства, которое будет постоянным в процессе всей эксплуатации. Смазка должна выбираться с учетом условий эксплуатации транспорта.
    2. Если автотранспорт активно эксплуатируется, проверяйте степень заливки масла при помощи щупа не реже, чем раз в 3-4 дня.
    3. Следите за межпробеговым периодом замены смазки.
    4. Проводите моторный залив смазки в соответствии с технологией. Не допускайте недолива или перелива раствора.
    5. При отсутствии опыта, знаний или наличии сомнений, обратитесь на станцию технического обслуживания, на которой есть необходимое оборудование. Специалисты проведут необходимые работы с двигателем, независимо от того, дизельный он или бензиновый.

    Соблюдение рекомендаций гарантирует вам длительную эксплуатацию силового агрегата.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: