Снятие и ремонт рулевой рейки ваз 2108. фото инструкция по снятию и ремонту рейки

Ремонт и замена рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 21099

Не всегда появление неполадок в функционале говорит о том, что нужна замена, часто достаточно сделать ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109 и 21099 своими руками. Эти модели автомобилей комплектуются механизмом довольно простой конструкции.

Основные признаки неисправности механизма:

  • стук;
  • люфт;
  • загрязнение и поломка уплотнителей;
  • тугой поворот руля;
  • утечка смазки;
  • гул в гидроусилителе.

Часто точно определить дефект можно только при полной разборке устройства. Чтобы работы выполнить корректно, нужно понимать устройство узла. Для этого следует внимательно изучить схему.

Необходимые запчасти

Для замены ремкомплекта рулевой рейки ВАЗ 2109 или восстановления работоспособности узла, согласно виду работ, потребуются такие запчасти:

  1. Рулевая рейка с артикулом: 21080-3401067-00, 21080340106700 или 2108-3401067
  2. Натяжной ролик с артикулом: 406.1308080-21-088-01, №088-01, 406.1308080-21.
  3. Кольцо гайки с артикулом: 21080-3401075-00, 21080340107500, 2108-3401075.
  4. Чехол с артикулом: 2108-3401224, 2108-3401224К.
  5. Смазка высокотемпературная, артикул 4003/2017.

Инструменты, которые нужны для корректного ремонта

Чтобы выполнить работы по ремонту или установке нового узла подготовьте такие инструменты:

  • плоская и крестообразная отвертка;
  • ключ для отворачивания пробки упора;
  • ключ на 17;
  • щипцы для монтажа стопорного кольца;
  • 2-палый съемник подшипника;
  • ключ для отворачивания гайки подшипника;
  • тиски;
  • острогубцы;
  • выжимной съемник;
  • ремкомплект с артикулом: РК2108-3401120/23, 2108-3401120.

Самостоятельное восстановление работоспособности узла вполне оправдано – вы экономите деньги на ремонт или замену рулевой рейки ВАЗ 2109, цена первой операции в автосервисах на 18.02.2021 года – от 2500 рублей, установка нового механизма в среднем – 2900 рублей.

Порядок выполнения работ

Чтобы снять механизм, нужно воспользоваться эстакадой, смотровой ямой или домкратом. Надежно зафиксировав автомобиль можно приступать в процедуре. Сначала нужно выполнить демонтаж узла.

  1. Согласно выбранной стратегии нужно снять правое переднее или оба передних колеса.
  2. Для создания доступа к механизму нужно отсоединить фильтр и провода.
  3. Выкрутить болт шлица, предварительно выровняв колеса рулем.
  4. Снять крепежные гайки тяг, предварительно удалив в них загрязнения.
  5. Демонтировать рулевые тяги, отсоединив их от картера рейки. Обратите внимание! Есть рекомендации по демонтажу картера с тягами. Снятие в тисках выполняется проще и быстрей.
  6. Рейка готова к изъятию. Она вынимается через арку колес. Перед фиксацией в тисках узел нужно очистить и помыть.

Теперь нужно решить вопрос о замене или возможности ремонта узла. Второе лучше делать с помощью оригинального ремкомлекта.

  • Выполнить дефектовку упоров, пыльника и торцевых колпачков.
  • Извлечь упорные втулки, пружины и стопорные кольца (после демонтажа резьбовых пробок).
  • Проверить подшипник на наличие люфта.

    Так же ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 вы можете посмотреть на видео, в котором детально показаны все этапы восстановления работоспособности самого узла.

    По аналогу с этим видео выполняются работы для ВАЗ 2108, 2113, 2114, 2115.

    Операция выполняется на эстакаде или смотровой яме. Нужно найти регулировочную гайку и подтянуть ее 17-м ключом.

    Рулевая рейка на ВАЗ 2108

    Отечественный автомобиль ВАЗ 2108 прошел с нами долгий непростой путь, став безмолвным свидетелем многочисленных жизненных, политических, социальных коллапсов, переломов. «Восьмерка» появилась еще с восьмидесятых, когда страна потихоньку выбиралась на новый путь, еще такой туманный и манящий.

    Конечно, как и любой автомобиль, ВАЗ порой дает сбои. Одной из наиболее распространенных проблем авто является неисправность рулевой рейки. А без руля какое может быть вождение? Давайте рассмотрим, какие особенности имеет рулевое управление «восьмерки», по каким причинам оно ломается и как проводится ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108.

    С чего начинаются проблемы

    Сегодня, как и много лет назад, ВАЗ 2108 довольно популярен даже несмотря на то, что новое время открыло дорогу многочисленным интересным импортным проектам. К числу достоинств, которые и держат модель на плаву, можно отнести надежность, долговечность и невысокую по сравнению с иномарками цену. На такой машине не страшно поехать и в глубинку, отнюдь не славящуюся своими хорошими дорогами, и на дачу, и в городе появиться не стыдно.

    Чаще всего в «восьмерке» выходит из строя ходовая

    Когда автомобиль находится в исправном состоянии, и тяга хорошая, и динамика не вызывает нареканий, то наслаждаешься поездкой, скоростью. Но приходит время испытаний, и машина начинает напоминать о том, материальные вещи не вечны. И это всегда неприятное открытие.

    Отечественные автомобили ломаются чаще иномарок, причина кроется и в технологии конструирования, и в качестве деталей. Наши всегда стараются сэкономить на всем, даже там, где нельзя. Говоря о неисправностях хорошо всем знакомой «восьмерки», стоит вспомнить о таком механизме, как рулевая рейка, так как именно она довольно часто ломается.

    Сначала проблема не слишком заметна, лишь на сложных участках дороги руль начинает биться, словно испугавшись проблем, поджидающих автомобиль на ухабистых трассах бескрайней России. Но вскоре он начинает колотиться почти постоянно, отчего водитель чувствует себя бурильщиком асфальта. После такой поездки непросто привести свои нервы в порядок и не трястись самому. Кроме того, часто слышится стук. Эти два симптома сигнализируют об одном: сдала рулевая рейка.

    Перед нами два пути: либо идти в ближайший автомагазин и искать замену механизму, либо проводить ремонт рулевой рейки. Последний вариант считается наиболее оптимальным, экономичным, но требующим ответственного подхода.

    Причины неисправности рейки

    Перед тем как взяться за ремонт рулевой рейки, давайте уясним, какие действия автовладельца ведут к ее неминуемому износу. Во-первых, это лихая езда по ухабистым, испещренным ямами и буграми дорогам. Встретившись с такой проблемной трассой, не гоните на всех парусах, лучше притормозите, а потом наберете скорость. Если махнуть рукой на сложности дорожного покрытия, то в ближайшее время от рулевой рейки, как и от остального оборудования, не останется ровным счетом ничего.

    Вот этот узел автомобиля

    Вторая причина кроется в дефектах пыльников. Следует регулярно проверять их состояние, так как даже маленькая трещина может привести к нехорошим последствиям: в рулевую рейку будут попадать пыль, грязь и даже влаги, что является катастрофой для любого устройства. Загрязнение приводит к износу уплотнителей и течи. Как результат — необходимость замены или срочного ремонта рулевой рейки.

    Третьей причиной проблемы с рулем является небережливость хозяина автомобиля. Порой автовладельцы оставляют машину на морозе, причем еще и с вывернутыми колесами. Рулевая рейка, как и другие механизмы, не выдерживает таких испытаний на прочность.

    Вовремя меняйте гидравлическую жидкость в механизме гидроусилителя, забывчивость в этом вопросе приводит к необратимым последствиям.

    Ремонт рулевого управления

    Выполняется ремонт подвески

    Управление ВАЗ 2108 — штука сложная, но доступная пониманию, так что ремонт возникших неисправностей вполне можно провести и самостоятельно. Чаще всего изнашиваются такие детали, как шток, уплотнители и ползун, ведь на них и держится вся работа системы. Если вы услышали предательский стук и скрежет в подвеске, значит, скорее всего, пришли в негодность шаровые соединения (тяги). Придется идти в автомагазин или на рынок, чтобы купить эту деталь.

    Сегодня авторынок радует изобилием товара. Можно выбрать тяги оригинальной конструкции, которые гарантируют повышенную жесткость руля, надежность и долговечность. Некоторые же готовы поэкспериментировать с более дешевыми тягами, которые не так плохи, но значительно проще. Цены варьируются в зависимости от модели. Например, на японские машины тяга стоит недорого, тогда как на мерседес влетит в копеечку. Но в советской «восьмерке» все экономично, так что особо тратиться не придется.

    Нередко слабнут крепления подшипника, что и вызывает стук. Могут возникать и другие повреждения. Чтобы разобраться в этом букете проблем, необходимо провести демонтаж рулевого механизма и подвергнуть его тщательной проверке.

    Рулевая рейка 2108 ремонтируется следующим образом. Чтобы работалось удобнее, устанавливаем какие-нибудь упоры под колеса. На всякий пожарный ставим машину на ручной тормоз. Откручиваем все гайки тяг и ключом на 13 демонтируем рулевое управление. Обезопасим себя: отключаем аккумулятор, чтобы ненароком не столкнуться с плюсовым проводом. Демонтируем хомуты и откручиваем левый вал, который расположен у самого пола.

    Теперь дело непростое: нужно отсоединить рейку. Вся сложность заключается в том, что детали шестеренки, как правило, не хотят отсоединяться. Так что придется повозиться. Отсоединив рейку, чистим ее щеткой по металлу и протираем уайт-спиритом.

    Следующим, не менее важным шагом является проверка состояния сайленблоков. Если вы вдруг заметили какие-либо дефекты или же люфт, детали однозначно подлежат замене. Продолжаем демонтаж остальных составляющих, которые тщательным образом промываем и сушим.

    Обязательно нужно заняться тягами. Деталь не должна содержать повреждений, если они имеются, тяга меняется. Осматриваем шарниры. Проверив все, выявив изъяны и подобрав новые детали, проводим монтаж в обратном порядке аккуратно, неспешно, внимательно. По окончании работ нужно убедиться в том, что они дали нужный результат.

    Проверка работоспособности

    Время от времени необходимо проводить осмотр рулевого управления. С чего лучше начать? Обязательно изучите состояние тяг, плотность их посадки, не забывайте и о защитном чехле. Обнаружили трещины или другие повреждения, которые делают устройство негерметичным? Меняйте.

    Следует проверить, располагается ли в горизонтальной плоскости спица руля, когда колеса автомобиль поставлены в прямом положении. Если наблюдается хотя бы незначительное отклонение, необходимо выявить причину неисправности и устранить ее, пока она не переросла в опасную проблему.

    Чтобы убедиться в исправности рулевого управления автомобиля, нужно покрутить руль до упора по часовой и против часовой стрелки. При этом не должно возникать никаких звуков и заеданий. Руль должен быть закреплен прочно, надежно, зазоры в шарнирах и других деталей недопустимы. Проверьте, затянуты ли до упора болты и гайки креплений.

    Если при проверке управления что-то не так, появились стуки или другие проблемы, демонтируйте тяги поворотных рычагов подвески и еще раз проверьте состояние рулевого механизма. Это позволит убедиться в том, что стуки и неполадки вызваны неисправностями именно руля, а не другими причинами, которых может быть немало.

    Также важно сделать регулировку. Советуем вам воспользоваться следующими правилами грамотной настройки реек.

    1. Проверяя работу механизма, исключите в тягах вертикальный люфт, он должен соответствовать 15 градусам.
    2. Рулевой ход должен быть мягким, легким. Зажевывания возникают из-за неправильной установки рулевой рейки.
    3. Не забудьте через 700 километров провести следующую регулировку, дабы избежать каких-либо серьезных проблем с рулевым управлением.

    Шаровые шарниры — деталь непрочная, хрупкая, она довольно часто выходит из строя. Но есть вполне эффективный способ продлить ее срок эксплуатации — нужно иногда протыкать шприцем пыльники и впрыскивать туда один куб смазки, используемой для трансмиссии. Прокол небольшой, поэтому деформации детали не произойдет, отверстие сразу же затянется слоями резины.

    Проводим ремонт рулевой рейки ваз 2108 самостоятельно

    Вид рулевой рейки ВАЗ 2108

    На ваз 2108 ремонт рулевой рейки доставляет много хлопот своему владельцу. Начинается все с дискомфорта, который владелец ощущает за рулем.
    После этого летания по станциям, на которых у вас найдут проблемы, о которых вы даже не подозревали, а может которых и вовсе нет. Эту работу можно выполнить своими руками и не прибегая к посторонней помощи.
    О чем речь и пойдет в этой статье.

    Когда рейка выходи со строя

    Чтобы вовремя сделать ремонт, надо выявить на начальной стадии неисправности, которые могут привести к непоправимым последствиям. И облегчат основную работу.
    Ведь если механизм несправен, тогда чем дальше, тем больше приходят в негодность детали, которые с ним взаимодействуют.

    Выявляем неполадку

    Для определения неисправности нужно знать, как они проявляются. Это можно увидеть по ряду симптомов.
    Итак:

    • Когда при движении вы слышите стук, который доносится, как правило, с правой стороны;
    • Наблюдается увеличение люфта руля. Это водитель сразу может ощутить по виляниям при скорости, причем они не так хорошо контролируются.
      А при прибытии на станцию выясняется, что и развал-схождение плохо делается;
    • Когда вы едите, чувствуете трудности с управлением, и туго идет руль. Его словно закусывает. Это тоже сигнал, чтобы проверит рейку;

    Все вышеперечисленные нюансы служат поводом для проведения осмотра и регулировки. Вполне вероятно потребуется и полная замена.

    Устройство механизма

    Прежде чем делать ремонт, надо знать устройство и принцип работы механизма. Иначе может ничего не получиться.
    Из отечественной классики Ваз 2108 отличается более простой и надежной системой рулевого управления.
    Давайте посмотрим, из чего состоит рулевая рейка:

    • Помещается в закрытом картере всего рулевого механизма;
    • Есть рулевая шестерня, которая соединяется эластичной муфтой с валом рулевым;
    • Движение рейки к рулевым тягам передает пластина соединительная;
    • Скобы для крепления.

    Это основные детали всего механизма. В общей сложности их порядка сорока. Но основные вы должны знать.
    Работа этого узла довольно проста. Вращение руля передает усилие на шестерню, которое осуществляется через эластичную муфту и вал.
    В свою очередь шестерня двигает рейку с помощью зубчатого соединения. Поворачиваются ступицы колес с помощью рулевых тяг на соединении шарнирном.

    Варианты исправления неполадок

    Прежде чем делать работу, следует знать и способы устранения неисправности.
    Их есть несколько:

    • Исправление путем регулировки, которая позволяет избавиться от люфта и поможет восстановить работоспособность механизма на определенный промежуток времени;
    • Приобрести ремкомплект и провести замену. Это следует сделать, когда сильно изношен вал и простая регулировка не может помочь справится с этим;
    • Полная замена узла, которая делается, как правило, когда нарушается целостность всего корпуса.

    Ремонт рейки

    В ваз 2108 ремонт, рулевая рейка может быть сделана своими силами. Для этого сначала следует подготовить инструмент и нужные материалы, который потребуется во время работы.

    Инструменты и материалы

    Кое что может быт и в гараже, но некоторые вещи при деется и докупить:

    • Хомуты пластиковые 200/4;
    • Для протирки деталей нам понадобится уайт-спирит;
    • Для смазки подшипников потребуется смазка;
    • Ветошь, только не стоит брать с ворсом. Он может только навредить при работе;
    • Как называется в народе WD-шка. Это воющее в некоторых случаях незаменимая жидкость которая поможет снять детали поврежденные коррозией и накипью;
    • Так же купите банку мовили.

    Теперь пройдемся по инструменту.
    Пожалуй такой набор есть у каждого автолюбителя:

    • Торцовые головки в наборе;
    • Ручка, которая удлиняет головки, желательно с трещеткой;
    • Не у всех есть, но надо, это съемник, который позволит снять наконечники;
    • Потребуется спец-ключ для гаек подшипника, он изготовлен в виде восьмигранника.

    Внимание: Перед тем как приступить к работе, все соединения стоит обработать жидкостью WD. Пролить надо пару раз через час после обработки первого. После этого можно не бояться, что гайки не будут откручиваться.

    Правила проведения ремонта

    Когда все подготовлено, закуплен материал и инструмент, можно приступать к работе. Самое главное здесь не торопиться, делать все осознанно и аккуратно.

    • Для начала устанавливаем под колеса упоры. Поднимаем и фиксируем ручной тормоз;
    • Блокируем руль. Обесточиваем аккумулятор;
    • Домкратом автомобиль и снимаем колеса. Но для этого варианта лучше просто поставить машину на опоры. Если конечно есть возможность;
    • Ослабляем и откручиваем гайки наконечников, вытаскиваем пальцы из рычагов стоек. В этом случае нам пригодится съемник.
      Прикладываем его и до упора закручиваем винт, после этого бьем молотком по рычагу. Делаем это умеренно, нам не надо поломать, следует починить.
      Когда наносим удары, ключом держим винт съемника;

    При помощи ключа на 13 освобождаем рулевой механизм

    • Откручиваем гайки хомутов. Мы и отключили аккумулятор, чтобы не попасть на плюсовой провод;
    • В салоне есть болт, который держит левый вал, откручиваем и его. Он находится у пола;
    • Тянем рейку на себя, и одновременно перемешаем ее, делаем колебательные движения. Дело в том. что тяжело будет отделяться хвостовик шестеренки.
      Но следует набраться терпения и сделать это. После отсоединения, рейка свободно вытаскивается через правую дырку;
    • Зажимаем элемент в тисках и чистим при помощи щетки по металлу. После этого смачиваем ветошь в уайт-спирите и протираем;
    • После полной очистки поверхности откручиваем болты, которые крепят «усы». Теперь мы можем проверить и состояние сайленблоков.
      Сразу смотрим наличие механических повреждений и люфта. Если это есть, тогда требуется их замена;
    • Снимаем усы, для этого отгибаем пластину при помощи зубила и полностью откручиваем болты;
    • Снимаем язычки с концов рейки, снимаем чехол. Снимаем резинки с вала. Чехол придется точно выбросить, это не та деталь, которая применяется дважды.
      Остальные детали тщательно промываем и высушиваем, не стоит ложить их на солнце;
    • Снимаем стопорную шайбу подшипника при помощи отвертки. Для съема гайки надо применит специальный ключ;
    • На губки тисов ложим прокладки и зажимаем шлицевой вал. Не сильно, а аккуратно постукиваем молотком и снимаем подшипник, после этого вал и шестерни;

    Снять подшипник поможет двухлапый съемник

    • Опять моем все снятые детали в уайт-спирите. Родной подшипник не стандартный и его довольно сложно приобрести, поэтому его тоже моем.
      Он довольно редко выходит из строя, поэтому снимаем его аккуратно;
    • Вытаскиваем зубчатую рейку из корпуса, освобождаем гайку зажимную. Промываем ее,высушиваем;
    • Вытаскиваем вставку из пластика через щель. Она довольно сложно снимается, но не стоит волноваться, можно найти замену в ремкомплекте.
      Вытаскиваем упор и делаем замену уплотнительного кольца;
    • Теперь осматриваем усы. Вид наконечников должен быть нормальным, без внешних повреждений.
      Обратите внимание, движение должно выполняться без люфта. Если он есть, тогда следует произвести замену.
      При проведении которой следует соблюдать длину рычага. Промовильте резьбу, это предохранит от образования коррозии;
    • Делаем осмотр шарниров. На вид не должно быть механических повреждений, если они есть, тогда выполните замену;
    • Пластиковую втулку ставим новую, направляем отверстиями в корпус. Делаем обрезку резинки;
    • Со стороны шестерни надо вставить рейку. При этом следует выдержат расстояние от корпуса и до торца, оно должно быт порядка 28мм. Сама рейка не может выступать наружу;
    • Теперь нам надо запрессовать шестерню и подшипник, и при чем сделать это до упора. Для этого вал вместе с корпусом надо зажать в тисах. Только давит надо с чувством, а не со все силы;
    • Вставляем упор. Гайку. Пружину;
    • Надо вставить новое кольцо из резины со стороны вала. Это тоже можно найти в ремкомплекте. Закручиваем еще одну гайку. Совмещаем метки и надеваем контровочную шайбу, крышку;
    • Теперь одеваем кольцо резиновое и чехол. На чехле затягиваем хомуты;

    Установка чехла и закрепление его хомутом

    • Делаем установку усов. Надеваем шайбы на шарнирах. Необходимо чтобы с обеих сторон чехла была шайба;
    • Устанавливаем пластину после этого контрпластину, заворачиваем плотно болты. Делаем подгиб стопорной пластины. И устанавливаем заглушки из резины.

    • Теперь, для того чтобы установит рейку на место, нам надо чтобы вал попал в отверстие в кузове. Накидываем хомуты, одеваем шайбы, наживляем гайки;
    • Для выполнения дальнейшей работы лучше конечно прибегнуть к помощи. Нам понадобиться совместить концы вала рулевого ( со стороны салона), соединить и совместить с валом шестерни.
      Надо чтобы болт муфты попал в нужное место на валу;
    • Как мы наживили все детали, нам надо наживит муфту. Для этого надо постукивать молотком по поверхности муфты, и постепенно подавать ее глубже.
      О правильности установки может просигнализировать сигнал, который работает. Муфта будет работать, когда будет слышен сигнал;
    • Вставляем болт в ушко муфты и зажимаем его достаточно сильно;
    • Затягиваем контргайки на хомутах. Шпильки перед установкой обработайте мовилью;
    • Соединяем рычаги стоек с наконечниками рулевыми. Затягиваем гайки;
    • Выполняем подключение аккумулятора, крепим тормоза и проверяем их работу. Делаем регулировку развала и схождения.
      Для всей работы потребуется не так много времени, около 4-5 часов. Цена запчастей окупится. Все можно видеть на фото и видео нашего сайта.

    Внимание: Если вам требуется поменять просто пыльник, тогда такого объема работ можно не делать. Для этого не нужно снимать весь рулевой механизм полностью.

    Проверяем и регулируем выполненную работу

    Когда в ваз 2108 рулевая рейка ремонт выполнен и все стоит на своих местах, следует провести и регулировку оборудования.
    Итак:

    • При проверке не допускается вертикальный люфт в рулевых тягах;
    • Люфт должен быть отрегулирован на рулевом колесе, и соответствовать порядка 15-ти градусов;
    • Ход руля должен быть легкий. Не должно быть никаких закусываний. Количество витков в разные стороны должно быть равным;
    • После поворота руля, он должен сам возвращаться в прежнее положение без посторонней помощи;
    • Следующая регулировка должна делается после 500-700 км пробега. Но если проблемы возникают раньше, тогда не следует затягивать.

    Проверяем зазор между упором рейки и гайкой

    Вот и была выполнена серьезная работа. Зато теперь вы уверенны в работе рулевого управления своего автомобиля.
    Иногда бывает сложно снять отдельные детали, но не следует опускать рук. С новыми попытками вы неуклонно приближаетесь к нужному результату.

    Замена рулевой рейки lada 2108 (ваз 2108)

    Внешний вид узла

    Признаки поломки

    Изучив признаки появления неисправностей в конструкции рулевой рейки, вы сможете своевременно определить поломку и предпринять соответствующие действия по ее устранению.

    Представленные ниже признаки неисправности могут указывать не только на поврежденную рейку, но также и на проблемы с рулевой колонкой, шаровыми опорами или тягами. Потому будьте внимательны.

    Определив наличие признаков неисправностей, важно понять, что же именно стало причиной их появления.

    Ремонт рулевого управления

    Выполняется ремонт подвески

    Управление ВАЗ 2108 — штука сложная, но доступная пониманию, так что ремонт возникших неисправностей вполне можно провести и самостоятельно. Чаще всего изнашиваются такие детали, как шток, уплотнители и ползун, ведь на них и держится вся работа системы. Если вы услышали предательский стук и скрежет в подвеске, значит, скорее всего, пришли в негодность шаровые соединения (тяги). Придется идти в автомагазин или на рынок, чтобы купить эту деталь.

    Подготовка к ремонту

    Поскольку речь идет о вмешательстве в рулевую систему, подвеску, подготовке должно быть уделено особое внимание.

    1. Если у вас будет подъемник или смотровая яма, выполнить операции вам удастся намного быстрее и проще, что самое главное.
    2. Обязательно обзаведитесь набором головок и накидных ключей. Без них работать крайне проблематично. Помимо ключей, вам потребуются кусачки, плоскогубцы, молоток, плоская отвертка и съемник для рулевых наконечников.
    3. Чтобы снять все крепежи, затянутые достаточно давно, точно не помешает баллончик с WD40. Он снимает окисления с гаек, удаляет ржавчину. Помимо всемогущего средства WD40, купите графитную смазку или солидол. Обработав ими крепежные элементы, вам удастся намного проще снять их в будущем.
    4. Наличие ветоши, щетки по металлу, свежего бензина или растворителя только приветствуется.
    5. Попросите своего товарища помочь в работе. В четыре руки поменять рулевые намного проще.

    Непременно снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи, дабы обесточить автомобиль. Короткие замыкание и перегорание проводки нам не нужно.

    Вывешиваем ось

    Чтобы безопасно и самостоятельно поменять рулевую рейку в условиях вашего собственного гаража, крайне необходимо грамотно и надежно вывесить переднюю ось автомобиля.

    Порой этому вопросу не уделяют должного внимания, в результате чего автомобиль падает, это приводит в лучшем случае к повреждению элементов машины, а в худшем — к травмам самого ремонтирующего.

    Дабы все сделать в соответствии с нормами безопасности, вам необходимо:

    • Установить свой ВАЗ 2109 на ровную площадку. Обычно пол в гаражах достаточно ровный;
    • Под задние колеса установите противокаты, башмаки, бруски или другие подобные средства. Каждое колесо заблокируйте спереди и сзади;
    • Вытяните до упора ручной тормоз, чтобы застопорить колеса. Только прежде убедитесь, что ручник работает;
    • Руль установите в нейтральном положении;
    • Немного ослабьте затяжение крепежей на колесах;
    • Переднюю часть автомобиля нужно поднять. Тут лучше использовать сразу два надежных домкрата;
    • Около домкратов дополнительно поставьте металлические упоры, которые регулируются. Если специальных приспособлений нет, подойдет обычная колодка из дерева, доски или какой-то пень. Главное, чтобы при контактах с корпусом, когда вы его будете дергать, толкать, автомобиль не опрокинулся;
    • Снимите полностью передние колеса и приступайте к замене рулевых реек.

    Оптимальные условия для работы

    Демонтаж

    Прежде чем поставить новую рулевую рейку, необходимо избавиться от старой. Для этого:

    1. Доберитесь до места крепления рейки в подкапотном пространстве. Для этого вам вероятно придется снять сигнализацию и адсорбер газов, заодно демонтировав шланги.
    2. Отсоедините рейку от вала рулевой колонки. Перед этим снимается пластиковый кожух, закрывающий путь к шлицевым соединениям. Вал рейки освобождается путем откручивания одного болта.
    3. Далее снимаем рулевые наконечники с рычагов. Тут спешка вам может существенно повредить. Постепенно обработайте щеткой по металлу резьбовые соединения, палец наконечника и крепежную гайку. Затем нанесите на эти участки WD40. Дайте средству немного времени, чтобы вступить в реакцию. Затем можно плоскогубцами и отверткой извлечь шплинт из соединения. Как только растворитель подействует, гайки должны откручиваться без особых усилий.
    4. Если наконечник находится в нормальном состоянии, снимать с рычага стойки данный элемент рекомендуется съемником. Более варварский метод может привести к повреждению, потому придется менять и наконечники.
    5. Крепежи рейки открутите с помощью ключей. Их лучше заранее также обработать ВД40.
    6. Открутив гайки, подденьте рулевую рейку плоской отверткой, снимите ее со шпилек.
    7. Позовите напарника, чтобы совместными усилиями извлечь элемент через проем в колесной арке.

    Сборка нового узла

    Поскольку рейку извлекали вместе с тягами и наконечниками, перед процессом обратной сборки следует собрать конструкцию из новых деталей.

    • Внимательно изучите состояние пыльника. Если защитный чехол имеет следы трещин, дефектов и прочих повреждений, пыльник подлежит замене;
    • Чтобы заменить тяги или пыльник, открутите пару крепежных болтов, предварительно отогнув стопорную пластину отверткой или зубилом;
    • Далее кусачками удалите хомуты, которыми держится пыльник;
    • Снимите резиновую опору, распорное кольцо и демонтируйте поврежденный пыльник;
    • Новые элементы устанавливаются в обратной последовательности.

    Подготовка к сборке

    Установка

    Обратная сборка узла с уже новой рулевой рейкой выглядит так:

    1. Зачистите посадочное место, обработайте резьбовое соединение графитной смазкой или солидолом.
    2. С помощью напарника вставьте рейку в подкапотное пространство. Вращая рейку вдоль оси, вы сможете обогнуть все встречающиеся на пути препятствия.
    3. Когда вы насадите механизм на шпильки, наденьте хомуты и наживите крепежные гайки вместе с новыми шайбами.
    4. Не давайте помощнику уходить далеко, поскольку без второй пары рук вы не справитесь со следующим этапом. Один должен направить вал рейки в салон, а второй — соединить вал с крестовиной колонки. Следите за лыской на валу, дабы она совпала с отверстиями на муфте. Так вы сможете без проблем закрепить болт. После этого зажмите и установите пластиковую обшивку колонки.
    5. Закрутите гайки, крепящие рулевую рейку в подкапотном пространстве.
    6. Соедините рулевые наконечники с рычагом стойки и затяните соответствующие крепежные гайки.
    7. Не забудьте в обязательном порядке обработать резьбовое соединение с помощью графитовой смазки или обычного солидола.

    По завершению замены рулевой рейки обязательно проверьте результат ремонта в движении. Для этого достаточно выехать на дорогу и посмотреть, как будет вести себя автомобиль с новыми рейками.

    Когда рейка выходи со строя

    Чтобы вовремя сделать ремонт, надо выявить на начальной стадии неисправности, которые могут привести к непоправимым последствиям. И облегчат основную работу. Ведь если механизм несправен, тогда чем дальше, тем больше приходят в негодность детали, которые с ним взаимодействуют.

    Выявляем неполадку

    Для определения неисправности нужно знать, как они проявляются. Это можно увидеть по ряду симптомов. Итак:

    Все вышеперечисленные нюансы служат поводом для проведения осмотра и регулировки. Вполне вероятно потребуется и полная замена.

    Устройство механизма

    Прежде чем делать ремонт, надо знать устройство и принцип работы механизма. Иначе может ничего не получиться. Из отечественной классики Ваз 2108 отличается более простой и надежной системой рулевого управления. Давайте посмотрим, из чего состоит рулевая рейка:

    Это основные детали всего механизма. В общей сложности их порядка сорока. Но основные вы должны знать. Работа этого узла довольно проста. Вращение руля передает усилие на шестерню, которое осуществляется через эластичную муфту и вал. В свою очередь шестерня двигает рейку с помощью зубчатого соединения. Поворачиваются ступицы колес с помощью рулевых тяг на соединении шарнирном.

    Варианты исправления неполадок

    Прежде чем делать работу, следует знать и способы устранения неисправности. Их есть несколько:

    Как поменять рулевую рейку на ВАЗ 2109?

    1. Поставьте под задние колеса упоры, затяните ручник, заблокируйте руль, отсоедините питание, то есть деактивируйте клеммы аккумулятора.
    2. Поставьте автомобиль на домкрат и снимите колеса, желательно, если таковые элементы есть в наличии, поставьте машину на опоры. Стоит сразу предупредить, что может понадобиться замена пыльника рулевой рейки на ВАЗ 2109.
    3. Открутите гайки с наконечников, вытащите пальцы из рычагов стоек. В данном случае вам понадобится съемник – приложите его, закрутите до упора винт и ударьте молотком по рычагу, придерживая ключом винт съемника. Ударить необходимо достаточно сильно.
    4. На следующем этапе открутите гайки хомутов. Попробуйте воротком попасть на плюс питания, если забыли отключить аккумулятор. В целом ремонт рулевой рейки своими руками осуществлять достаточно легко, если четко следовать рекомендациям данного материала.
    5. У самого пола на рулевом валу внутри салона открутите болт.
    6. Потяните на себя рейку поступательно-колебательным движением. Помните, что хвостовик шестеренки будет отсоединяться от вала весьма проблематично. Как только отсоединится рейка, через дыру вправо вытяните всю конструкцию.
    7. Зажмите все с помощью тисков и прочистите металлической щеткой, далее обработайте материей и Уайт-спиритом. Как только алюминий будет сиять как новенький, открутите болты усов. На данном этапе актуальнее всего произвести контроль состояния сайлентблоков. При наличии люфта, резины в трещинах или прочих дефектов, поменяйте их.
    8. Отогните пластинку с помощью зубила, открутите болты и снимите усы.
    9. Стяните затычки с концов рейки, также следует избавиться от резинки вала и чела. От чехла можно сразу же избавиться, остальные же элементы рекомендуется тщательно промыть и высушить, но не на солнце.
    10. Избавьтесь от стопорной шайбы подшипника, поддев ее отверткой. Открутите гайку специальным ключом, далее вы обнаружите подшипник.
    11. Затяните в тиски шлицевый вал. На их губки желательно что-либо подложить. Осторожно направляя движения молотка на корпус, дождитесь, пока подшипник не выйдет. За ним должен последовать вал, далее шестеренки и прочие детали.
    12. Все полученные элементы тщательно промойте Уайт-спиритом с помощью кисточки. Найти подшипник такого типа весьма проблематично, поскольку он нестандартный, именно поэтому аккуратно его вымойте и сохраните. Воспользуйтесь съемником, если все-таки решили его снять. Рекомендуется все же его оставить, поскольку условия его функционирования весьма сносные.
    13. Вытряхните из корпуса зубчатую рейку и промойте ее Уайт-спиритом. Просушите, смажьте.
    14. Аккуратными движениями через отверстие в корпусе извлеките пластмассовую вставку и выкрутите зажимную гайку. Обычно данное действие может проходить весьма туго, но в ремкомплекте имеется новая, даже если эту вы повредите. Замените кольца уплотнения, предварительно вытряхнув упор.
    15. Рассмотрите усы, наконечник не должен люфтить, пальцы при этом должны двигаться с приложением разумного усилия, на чехлах не должно быть никакого рода дефектов. Если вы чувствуете, что в какой-то из деталей есть дефекты или наблюдается неправильная работа, промойте элемент и высушите, в противном случае можно заменить, но постарайтесь сохранить длину рычага по максимум. Для защиты от коррозии лучше всего на данном этапе обработать резьбу Мовилем.
    16. Далее займитесь шарнирами, установите новые, если в них вам что-либо не понравится или покажется подозрительным.
    17. Установите в корпус новую пластиковую втулку, выступы должны быть направлены в отверстия. Отрежьте резинки.
    18. Уставьте со стороны шестеренки рейку. Приблизительное расстояние от корпуса до торца рейки должно составлять около двадцати восьми миллиметров. При этом, рейка не должна выступать наружу.
    19. Подшипник вместе с шестерней необходимо запрессовать до упора, зажмите вал в тисках вместе с корпусом. В данном случае не следует прикладывать особые физические усилия.
    20. По шестеренке сориентируйте зубчатую рейку, вставьте упор, гайку и пружину. Пластилин можно использовать, чтобы залепить отверстие в гайке.
    21. Установите со стороны вала новое резиновое кольцо, затем накрутите еще одну гайку. На следующем этапе наденьте крышку и контршайбу, совместите метки.
    22. Наденьте резиновое кольцо вместе с чехлом, затяните плотно хомутки.
    23. Установите усы. Затягивать их необходимо с большим усилием, стопорную пластину подогните. Прикрепите резиновые заглушки.
    24. Всю полученную конструкцию аккуратно перетащите в моторный отсек.
    25. Поставьте на место рейку, накиньте хомуты, наживите гайки и ни в коем случае не забудьте про шайбы.
    26. Было бы неплохо, если бы снятие рулевой рейки на ВАЗ 2109 и дальнейшая ее замена осуществлялась на пару с помощником. Концы рулевого вала необходимо совместить со стороны салона таким образом, чтобы они совпадали с валом шестеренки. В обязательном порядке обратите свое внимание на специальную валовую лыску, в которую должен попасть болт муфты.
    27. Как только вы завершите наживлять, начните аккуратно постукивать по муфте молотком, насадите ее, при этом, поглубже. Работа сигнала в данном случае может расцениваться в качестве критерия правильности установки. Если сигнал не гудит, продолжайте работать молотком, как только сигнал заработает, можете считать, что рейка рулевая 2109 почти готова к дальнейшей эксплуатации.
    28. Вставьте болт на муфте в ушки и сильно зажмите. Возьмите самоконтрящиеся гайки и затяните рейки на хомутах, шпильки обработайте Мовилем.

    Если у вас есть опыт в замене сцепления на ВАЗ 2109 или в каких либо других операциях по ремонту вашего авто, то заменить рулевую рейку для вас не составит труда.

    Неисправности рулевой рейки — видео. А так-же замена рулевых наконечников ваз 2109 своими руками, идет как бонус!

    Причины неисправности рейки

    Перед тем как взяться за ремонт рулевой рейки, давайте уясним, какие действия автовладельца ведут к ее неминуемому износу. Во-первых, это лихая езда по ухабистым, испещренным ямами и буграми дорогам. Встретившись с такой проблемной трассой, не гоните на всех парусах, лучше притормозите, а потом наберете скорость. Если махнуть рукой на сложности дорожного покрытия, то в ближайшее время от рулевой рейки, как и от остального оборудования, не останется ровным счетом ничего.

    Вот этот узел автомобиля

    Вторая причина кроется в дефектах пыльников. Следует регулярно проверять их состояние, так как даже маленькая трещина может привести к нехорошим последствиям: в рулевую рейку будут попадать пыль, грязь и даже влаги, что является катастрофой для любого устройства. Загрязнение приводит к износу уплотнителей и течи. Как результат — необходимость замены или срочного ремонта рулевой рейки.

    Ремонт рулевой рейки ВАЗ

    Рулевая рейка, доставляет немало хлопот владельцам переднеприводных ВАЗов, часто увеличенные люфты в ней, является источником постоянных стуков и плохой управляемости автомобиля. Типичными неисправностями рулевой рейки без гидроусилителя, на автомобилях ВАЗ (2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112,2113,2114,2115, Калина, Приора), являются:

    • стук при движении (в основном с правой стороны);
    • увеличенный люфт рулевого колеса (как следствие, виляние автомобиля на скорости, невозможность выставить «развал – схождение», увод автомобиля в сторону);
    • «закусывание» рулевого вала (трудности с управлением, вероятность заклинивания руля на ходу);
    • износ внутренних частей рейки и так далее;

    Существует несколько вариантов исправления проблемы с рулевой рейки:

    1. регулировка;
    2. замена ремонтного комплекта;
    3. замена целиком всего узла;

    Регулировка позволяет устранить люфты, и на некоторое время восстановить работоспособность рейки. При сильном износе внутренних валов, регулировка не может убрать люфты («тугой руль»), и необходимо поменять рем комплект. Целиком, рулевую рейку, обычно меняют при деформации или нарушении целостности корпуса.

    1. Снятие рулевой рейки
    2. Разборка
    3. Ремонт
    4. Установка
    5. Проверка и регулировка

    Снятие рулевой рейки

    Для того чтобы извлечь рейку, необходимо:

    • поднять перед и снять колеса;
    • открутить и снять рулевые наконечники;
    • отсоединить рулевой вал в салоне;
    • открутить крепление рулевой рейки и вывести ее в сторону;

    Разборка

    Для разборки рулевой, понадобятся «спец ключи» (они же используются для регулировки).

    Начинать необходимо со следующего:

    • снять рулевые тяги (предварительно пометив или запомнив сторону);
    • снять резиновый пыльник и резиновый наконечник;
    • открутить регулировочную и упорную втулки и вытащить валы;
    • извлечь пластиковую втулку, изнутри корпуса;
    • очистить валы, детали и корпус от смазки и грязи;

    Ремонт

    После разбора и очистки, необходимо произвести «дефектовку» деталей, и определить степень замены:

    — визуально осматривается корпус. На предмет сколов, трещин и так далее;

    — осмотр валов на заусенцы, износ, царапины и тому подобное;

    После того как определятся дефектные детали, можно начинать сборку:

    — запрессовывается новая пластиковая втулка;

    — запрессовываются новые подшипники;

    — вставляются и собираются валы;

    — обильно смазываются подходящей смазкой (литол, фиол, униол)

    — производится предварительная регулировка (регулировочная втулка затягивается до упора, затем ослабляется до того момента, как вал можно будет провернуть рукой);

    — одеть и закрепить резиновый пыльник (желательно использовать новый);

    — установить рулевые тяги с наконечниками, не затягивая их;

    Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109 (Видео):

    Установка

    При установке рулевой рейки, необходимо помнить о таких условиях:

    1. когда устанавливается рулевая колонка, рулевое колесо должно быть по центру, и иметь равное количество оборотов в одну и в другую сторону (допускается небольшие отклонения, они будут исправлены на стенде «развал — схождения»);
    2. прикрутить рейку к кузову;
    3. вставить и затянуть рулевые наконечники;
    4. надеть колеса и опустить автомобиль;
    5. стабилизировать подвеску и затянуть рулевые тяги на сайлентблоков;

    Проверка и регулировка

    После установки, рейку, необходимо окончательно отрегулировать. Не должно быть вертикального люфта, в рулевой рейке, при проверке рулевых тяг. Люфт на рулевом колесе, должен быть в пределах нормы (прим. 15 град). Руль должен вращаться легко, без закусываний, с равным количеством витков в обои стороны. При движении и повороте, рулевое колесо должно само возвратится в исходное положение, без помощи водителя.

    Следующая регулировка должна быть на первых 500 – 800 км пробега, после ремонта.

    Еще, после ремонта, необходимо проверить и отрегулировать углы установки колес. P.S Если у вас не получилось самостоятельно отремонтировать рулевую рейку, то обратитесь за помощью к профессиональному автосервису.

    Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками

    В автомобилях марки ВАЗ 2109 рулевая рейка отвечает за управление поворотом колёс, преобразуя вращение руля в поступательное движение рулевой тяги. Износ или поломка деталей приводят к увеличению люфта, в результате чего управляемость автомобилем ухудшается, увеличивается износ автомобильной резины от неуправляемого «рысканья», а само движение машины становится опасным на разнонаправленных поворотах. Владелец отечественного легкового автомобиля сможет выполнить ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками, руководствуясь данной детальной инструкцией и схемой этого узла.

    Принцип действия и устройство рулевой рейки

    Рулевая стойка в автомобиле ВАЗ 2109 имеет простую конструкцию, включающую в себя:

    • зубчатую рейку с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутренних наконечников тяг;
    • приводную шестерёнку со шлицевым валом для соединения с рулевой муфтой;
    • опорные полукольца, создающие плавное скольжение;
    • механизм упора, регулирующий необходимый конструктивный зазор зубчатой пары;
    • картер, в который детали собираются и неподвижно крепятся к корпусу автомобиля;
    • элементы уплотнения и защиты от пыли и грязи.

    Схема рулевой рейки ВАЗ 2109

    Признаки неисправности

    Признаками неисправностей в этом узле управления легковым автомобилем являются:

    • стук во время совершения поворотов,
    • увеличение люфта,
    • тугое вращение руля,
    • проблемы регулировки развала-схождения колёс.

    Своевременный ремонт рулевой рейки позволит устранить все эти неисправности и обеспечит безопасность управления автомобилем.

    Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

    Для проведения ремонтных работ следует приобрести ремонтный комплект, который в зависимости от вида неисправностей рулевой стойки может быть неполным или полным. Неполный ремкомплект включает в себя детали, одноразовые хомуты и резиновые изделия, требующие периодической замены.

    Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109

    При поломке или износе зубьев и шлифованной поверхности нужно будет приобрести полный ремкомплект, в который могут входить все детали, начиная с зубчатой пары, игольчатого и шарикового подшипника, заканчивая прижимной пружиной. В такой ремонтный комплект не входит только картер.

    Также потребуется стандартный набор инструментов и ряд специальных приспособлений и инструментов:

    • внутренний восьмигранник 24 мм с отверстием посередине диаметром 18,5 мм;
    • восьмигранник 17 мм;
    • выжимной съёмник шаровой опоры;
    • съёмник для шарикового подшипника;
    • ключ для снятия игольчатого подшипника;
    • острогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
    • слесарные тиски;
    • смазка «Фиол-1», «Литол-24» или аналогичные смазочные материалы, которые не будут терять свою текучесть при низких температурах.

    Для снятия рулевой рейки автомобиль ВАЗ 2109 нужно поставить над смотровой ямой для обеспечения свободного доступа к передним колёсам и подкапотному пространству.

    Затем следует затянуть ручной тормоз, упереть задние колёса, а передние поставить прямо. Домкратом приподнять передние колёса до провисания и подставить под них опоры. После этого открутить гайки крепления и снять правое колесо.

    Для обеспечения доступа через моторный отсек следует снять воздушный фильтр и отсоединить аккумулятор. Все снимаемые детали и крепёж нужно складывать в специально подготовленную тару. Это обеспечит сохранность деталей и упростит процесс сборки.

    Этапы демонтажа рулевой стойки:

    1. Внутри салона между педалями шарнирной головкой открутить на два оборота стопорный болт, который стягивает рулевую муфту на шлицевом хвостовике зубчатого вала. Если муфта не разожмётся, можно с помощью слабого постукивания молотком освободить шлицы;
    2. Снять наконечники рулевых тяг, выпрямляя плоскогубцами загнутый конец шплинтов наконечников. Шплинты вытаскиваются накидным ключом 19 мм. После чего скручиваются гайки и съёмником выжимаются шаровые опоры из поворотных рычагов стоек подвески;
    3. Через моторный отсек снимается защитный кожух, прикреплённый трёмя гайками с шайбами и граверами. Головкой 13 мм откручивают две самостопорящиеся гайки, которые удерживают скобу крепления картера рулевой рейки к автомобильному корпусу;
    4. Картер через алюминиевые пластины нужно зажать в слесарных тисках;
    5. Зубилом и молотком отогнуть углы стопорной пластины, защищающей от самопроизвольного откручивания болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг;
    6. Головкой 22 мм открутить болты, снять стопорную и соединительную планки, отсоединить обе тяги;
    7. Снять резиновую опору, распорное кольцо с одной стороны, а с другой отсоединить резиновый колпачок и разъёмную опору, вытащить отверткой резиновый пыльник, защищающий вал шестерни;
    8. Кусачками срезать два пластиковых хомута и снять защитный чехол.

    После разборки следует произвести осмотр резиновых элементов для выявления их степени износа. При отсутствии повреждений и изнашивания их можно использовать снова при сборке. Старые детали следует заменить на новые.

    После этого можно разбирать механизм упора рулевой рейки:

    1. Восьмигранным ключом 17 мм выкрутить гайку упора, регулирующую зазор зубчатой пары, потом при сборке её следует затянуть так, чтобы оставался гарантированный зазор порядка 0,12 мм;
    2. Отвёрткой вынуть стопорное и уплотнительное кольца, пружину, прижимающую через упор зубчатую рейку к шестерне и компенсирующую появление большего зазора. Упор вынимается при переворачивании картер отверстием вниз, если он не выпадет, нужно постучать картером по деревянной колодке, зажатой в тисках.

    Для разборки приводной шестерни картер снова зажать в тисках, вынув из него стопорную шайбу восьмигранной головкой 24 мм открутить гайку подшипника.

    Рожковый ключ 14 мм нужно вставить в пазы на шлицевом хвостовике, подобрав удобную по высоте опору, затем, ключом, как рычагом, приводную шестерню вытащить вместе с подшипником. После этого можно демонтировать зубчатую рейку.

    При разборке шестерни острогубцами разжать и снять стопорное кольцо, и съёмником вытолкнуть валик из подшипника.

    Если нет съёмника, валик шестерней вниз вставить в тиски с небольшим зазором, подшипник при этом должен опираться на щеки тисков. Легким постукиванием по торцу выбить валик из подшипника.

    Восьмигранный ключ для разборки механизма упора

    Если нет ключа для вынимания игольчатого подшипника и не получается вытянуть его крючком, нужно сверлом с сечением 1,2 — 2,0 мм сделать отверстие в картере напротив торца подшипника и вытолкнуть подшипник обычным гвоздем. После сборки следует залить отверстие эпоксидным клеем или заделать холодной сваркой.

    Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

    Если износ рабочей части рулевой рейки небольшой, то её можно немного подтянуть без полной разборки, увеличив её эксплуатационный срок еще на несколько десятков тысяч километров.

    Гайка размером 17 мм, которую необходимо подтянуть, крепит рулевой вал к рейке, для подтягивания гайки нужно использовать специальный ключ соответственного размера. Процесс регулировки рейки выглядит следующим образом:

    1. Установите автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде для удобного доступа к рулевому механизму;
    2. Снять защиту картера;
    3. Очистите рейку от грязи;
    4. Найти гайку, отвечающую за регулировку механизма;
    5. Подтянуть гайку;
    6. Проверить силу сопротивления с помощью поворота рулевого колеса и при необходимости подтянуть гайку сильнее;
    7. Настроить оптимальное усилие на рулевом колесе.

    Подтягивание без полной разборки позволит устранить постукивания и убрать небольшой люфт. При сильно изношенных деталях рулевой рейки потребуется произвести полную разборку и купить полный ремкомплект для замены изношенных деталей этого узла.

    Если подобные процедуры не повлияли на негативный эффект постукивания рулевой рейки, придется продвинуться дальше и проверить рулевые наконечники и тяги. Часто стук возникает именно в этих частях механизма.

    Причиной стука могут быть также наконечники и рулевая тяга. В этом случае нужно будет затянуть полностью крепления тяг и наконечников для исключения люфта.

    Затягивание наконечников должно проводиться с учетом следующих особенностей:

    • Крепкой фиксации всего механизма, для предотвращения смещения развал-схождения;
    • При затягивании до упора нельзя перетягивать;
    • После болтов наконечников провести проверку развала-схождения;
    • Если стук остался, значит проблема во внутренней части рейки, или в рулевых тягах.

    Также следует каждые 500 — 1000 км проверять состояние пыльников рулевой рейки, с учетом условий эксплуатации авто. Замену пыльника на российском автомобиле приходится производить чаще чем на иномарках.

    Видео: ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115

    Если подтягивание рулевой рейки и замену пыльников а также резиновых деталей можно произвести самостоятельно, то ремонт крепления рулевых тяг в большинстве случаев вызывает затруднения у автовладельцев. Трудоемкий демонтаж и необходимость использования специального оборудования заставляют владельцев российского легкового автомобиля этой марки обращаться в автосервис к опытным специалистам. Провести безошибочно диагностику, разборку и сборку узла лучше в специализированной мастерской с помощью квалифицированного персонала. Полная замена изношенных элементов рулевой рейки может быть проведена только в оборудованном гараже опытным водителем с наличием большой практики в ремонте отечественных авто.

    Инструкционная карта. Ремонт рулевой рейки ВАЗ-2108.

    В автомобилях марки ВАЗ 2109 рулевая рейка отвечает за управление поворотом колёс, преобразуя вращение руля в поступательное движение рулевой тяги. Износ или поломка деталей приводят к увеличению люфта, в результате чего управляемость автомобилем ухудшается, увеличивается износ автомобильной резины от неуправляемого «рысканья», а само движение машины становится опасным на разнонаправленных поворотах. Владелец отечественного легкового автомобиля сможет выполнить ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками, руководствуясь данной детальной инструкцией и схемой этого узла.

    • 2 Признаки неисправности
    • 3 Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109
    • 4 Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

    4.1 Видео: ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115

    Устройство рулевой рейки Ваз 2109


    Устройство рулевой рейки Ваз 2109

    1 наконечник рулевой тяги
    2 шаровой шарнир наконечника
    3 поворотный рычаг
    4 контргайка
    5 тяга
    6 внутренние наконечники рулевых тяг
    7 болты крепления рулевых тяг к рейке
    8 внутренние наконечники рулевых тяг
    9 скоба крепления рулевого механизма
    10 опора рулевого механизма
    11 защитный чехол
    12 соединительная пластина
    13 стопорная пластина
    14 резинометаллический шарнир
    15 демпфирующее кольцо
    16 опорная втулка рейки
    17 рейка
    18 картер рулевого механизма
    19 стяжной болт муфты
    20 нижний фланец эластичной муфты
    21 верхняя часть облицовочного кожуха
    22 демпфер
    23 рулевое колесо
    24 шариковый подшипник
    25 вал рулевого управления
    26 нижняя часть облицовочного кожуха
    27 кронштейн крепления вала рулевого управления
    28 защитный колпачок
    29 роликовый подшипник
    30 приводная шестерня
    31 шариковый подшипник
    32 стопорное кольцо
    33 защитная шайба
    34 уплотнительное кольцо
    35 гайка подшипника
    36 пыльник
    37 уплотнительное кольцо упора
    38 стопорное кольцо гайки упора
    39 упор рейки
    40 пружина
    41 гайка упора
    42 палец шарового шарнира
    43 защитный колпачок
    44 вкладыш шарового пальца
    A метка на пыльнике
    B метка на картере рулевого механизма
    C поверхность шарового шарнира
    D поверхность поворотного рычага

    Итак, ВАЗ 2109 имеет довольно простую рулевую рейку. Она состоит из ряда определенных элементов – это:

    • зубчатая рейки с 2-мя резьбовыми отверстиями — для закрепления внутренних наконечных тяг,
    • опорные кольца, предназначенные для обеспечения плавного скольжения,
    • приводная шестеренка со шлицевым валом,
    • механизм упора (регулирует нужный зазор зубчатой пары),
    • картер, объединяющий все детали и закрепляющий эти детали к корпусу авто,
    • некоторые элементы, предназначенные для защиты рассматриваемого узла от грязи и пыли.

    Способы регулировки

    Управляющая реечка а может быть отрегулирована 2-мя методами.

    Способ регулировки

    Особенности

    Если рейка снимается и регулируется, речь в большинстве случаев идет о ремонте по другому говоря подмене узла на новый. Проводить схожую настройку советуют только в почти всех ситуациях

    Без демонтажа узла

    Таковой метод регулировки животрепещущ тогда, если нужно подтянуть немного рейку, убрать свободный ход, избавиться от стуков. Тут не исключено обойтись без демонтажных работ, другими словами настроить механизм конкретно на автомобиле

    Ремонт рулевой рейки ауди 80 своими руками.



    Рассмотрим схему рейки и варианты ремонта

    Существует три способа ремонта:

    • Полная замена рейки (если возиться особо некогда и устраивает цена, либо механизм не пригоден для ремонта)
    • Замена деталей из ремонтного комплекта (тут придется повозиться, снять механизм, разобрать и собрать)
    • Альтернативный ремонту и самый быстрый способ — подтягивание гайки на рулевой рейке с помощью специального ключа

    Такой способ дает положительный эффект (только не всегда и не на долго), но может иметь плохие последствия. Например, если затянуть гайку слишком сильно, тогда повысится усилие необходимое для вращения рулевой баранки, что усложняет управление машиной. Более тяжелые последствия, это заклинивания руля во время движения машины, потерять управление да еще на скорости чрезвычайно опасно для вас и окружающих

    Нужные материалы и инструменты

    Замена рулевой рейки ваз 21093 — 2199 требует наличия необходимых материалов:

    • Аэрозоль «Мовиль»
    • Чистая ветошь
    • Пластиковые хомуты длиной 200 и шириной 4миллиметра (три штуки)
    • Смазка проникающая WD-40 («жидкий ключ») чтобы открутить заржавевшие и закисшие соединения
    • Литр Уайт — спирита
    • Смазка для подшипников типа ФЕОЛ либо нечто подобное

    Также для ремонта потребуются следующие запчасти:

    • Сайлентблоки(см.Замена сайлентблоков Ваз: делаем самостоятельно)
    • Чехол рейки
    • Наконечники
    • Специальный набор (ремкомплект) для ремонта

    Замена рулевой рейки на ваз 21093 — 2109 потребует наличия следующего инструмента:

    • Съемник наконечников
    • Молоток
    • Головки торцевые
    • Специальный ключ для рейки, (он надевается на нажимную гайку и имеет внутренний восьмигранник)
    • Удлинитель ключа с трещоткой
    • Специальный ключ для откручивания гайки подшипника, (восьмигранный стержень на «24» с углублением)
    • Щетка по металлу
    • Узкая кисточка

    Совет: Прежде чем заняться процедурой на ваз 2109 замена рулевой рейки, вам необходимо обработать заранее (за сутки) все соединения «жидким ключом» (резьбы наконечников, четыре гайки, крепящих рейку, гайку затяжки упора). Затем, через полтора — два часа повторите обработку всех мест и через сутки можете начинать процедуру.

    Последовательность замены и ремонта

    Чтобы быстро и без проблем заменить рейку выполните порядок действий, как гласит инструкция:

    • Закатываем авто на яму (смотровую канаву)
    • Поставляем упоры под задние колеса, затягиваем ручник (стояночный тормоз), блокируем руль
    • Отсоединяем питание, для этого снимаем обе клеммы с аккумулятора
    • Ставим машину на домкрат и снимаем передние колеса, ( при этом желательно поставить автомобиль на опоры (подпорки в виде деревянных брусков).
    • Откручиваем гайки наконечников, и вытаскиваем пальцы из рычагов
    • В таком случае вам непременно понадобится съемник для пальцев — прикладываем его, закручиваем винт до упора и ударяем по рычагу молотком, придерживаем ключом винт съёмника
    • Теперь, когда обе тяги свободны, откручиваем гайки хомутов (на фото внизу гайка указана стрелкой)
    • Внутри салона у самого пола открутите болт на рулевом валу
    • Затем потяните рейку на себя покачивающим движением
    • Хвостовик шестерни часто отсоединяется от вала не сразу, придется повозиться
    • Отсоединив рейку, вытаскиваем агрегат через правую дыру со стороны колеса



    Регулировка

    Что необходимо, ситуация складывается таким макаром, что подтяжка управляющий рейки тем ни наименее дает положительный результат. Поэтому требуется выяснить, как подтянуть узел и что для этой цели для вас будет нужно.

    Ремонт рулевой рейки вольво хс90 своими руками.

    Отрегулировать рейку можно через днище автомобиля, сняв защиту двигателя, либо через верх. Во втором случае работу придется выполнять на ощупь. Так что решайте сами, как вам будет удобнее.

    1. Чтоб отрегулировать управляющую рейку, необходимо подтянуть регулировочный винт. Найти его вы сможете без заморочек в управляющем механизме. Если быть конкретнее, то в торцевой крышке.
    2. Нормально иметь в распоряжении эстакаду как еще его именуют яму в гараже. В этом случае схожих критерий нет, многие обходятся поднятием машины средством домкрата. Только в этом случае будет нужно непременно дополнительно зафиксировать автомобиль, чтобы избежать его соскальзывания с домкрата и возможных последствий.
    3. Пока подымать кузов с применением домкрата, непременно выставите прямо фронтальные колеса.
    4. Замерить свободный ход есть вариант средством люфтметра. При этом они бывают древние или электрические. Последние более животрепещущи и комфортны в процессе внедрения, но неким выбирать не приходится. Что отыщите, тем и будете воспользоваться.
    5. Согласно действующим нормам и эталонам, для ВАЗ 2109 свободный ход управляющего колеса не должен превосходить 10 градусов.
    6. Найдите регулировочный винт и начинайте равномерно его подтягивать. Операция проводится медлительно. Временами инспектируйте ход руля, наличие свободного хода по другому говоря стука в управляющий колонке.
    7. Для регулировки используйте особый ключ. Он доступен в каждом магазине автозапчастей.
    8. Ключ вставляется в регулировочный винт
      и проворачивается против движения часовой стрелки. Прокрутив малость, проверьте итог.
    9. Процедура затягивается. И далее не спешите.
    10. Когда ощутили, что регулировка дошла до подходящего уровня, сделайте пробный заезд на собственном автомобиле, почувствуйте, как двигается руль, пропал ли стук, свободный ход, как туго крутится управляющее колесо.
    11. Если руль стал очень тугим, придется мало ослабить натяжение регулировочного винта.
    Ремонт рулевой рейки ваз 2110 с гур.

    При отсутствии положительного результата после проведенной регулировки, вам придется устранять люфт и стук методом демонтажа, ремонта или полной замены узла. Тут уж решайте сами.

    Полагаться только на корректировку рейки как лечущее средство от всех ее заболеваний не надо. Да и дополнительно спешить с выводами что нужно подмены рейки также не надо. Попытайтесь отрегулировать, а там уже действуйте по ситуации.

    Когда резко поворачиваете руль из положения нейтрально (колеса прямо) и слышите посторонние стуки либо шумы рулевой рейки, биение руля, увод автомобиля в сторону и самопроизвольное отклонение от движения прямо значит, необходим ремонт либо замена рулевой рейки ваз 2109, причем срочно. Рулевая рейка — важнейший узел управления направлением движения машины, люфты и другие неполадки затрудняют управление, и создают опасность для вашего здоровья и жизни. Как часто вы слышите в новостях: водитель не справился с управлением автомобиля? Вы сами прекрасно понимаете, к каким последствиям это приводит. Наша инструкция поможет вам выполнить ремонт и замену рейки самостоятельно.


    Проверка работоспособности

    Время от времени необходимо проводить осмотр рулевого управления. С чего лучше начать? Обязательно изучите состояние тяг, плотность их посадки, не забывайте и о защитном чехле. Обнаружили трещины или другие повреждения, которые делают устройство негерметичным? Меняйте.

    Следует проверить, располагается ли в горизонтальной плоскости спица руля, когда колеса автомобиль поставлены в прямом положении. Если наблюдается хотя бы незначительное отклонение, необходимо выявить причину неисправности и устранить ее, пока она не переросла в опасную проблему.

    Чтобы убедиться в исправности рулевого управления автомобиля, нужно покрутить руль до упора по часовой и против часовой стрелки. При этом не должно возникать никаких звуков и заеданий. Руль должен быть закреплен прочно, надежно, зазоры в шарнирах и других деталей недопустимы. Проверьте, затянуты ли до упора болты и гайки креплений.

    Если при проверке управления что-то не так, появились стуки или другие проблемы, демонтируйте тяги поворотных рычагов подвески и еще раз проверьте состояние рулевого механизма. Это позволит убедиться в том, что стуки и неполадки вызваны неисправностями именно руля, а не другими причинами, которых может быть немало.

    Также важно сделать регулировку. Советуем вам воспользоваться следующими правилами грамотной настройки реек.

    1. Проверяя работу механизма, исключите в тягах вертикальный люфт, он должен соответствовать 15 градусам.
    2. Рулевой ход должен быть мягким, легким. Зажевывания возникают из-за неправильной установки рулевой рейки.
    3. Не забудьте через 700 километров провести следующую регулировку, дабы избежать каких-либо серьезных проблем с рулевым управлением.

    Шаровые шарниры — деталь непрочная, хрупкая, она довольно часто выходит из строя. Но есть вполне эффективный способ продлить ее срок эксплуатации — нужно иногда протыкать шприцем пыльники и впрыскивать туда один куб смазки, используемой для трансмиссии. Прокол небольшой, поэтому деформации детали не произойдет, отверстие сразу же затянется слоями резины.

    Неисправности

    Бывают несколько соответствующих дефектов управляющий реечки, с которыми сталкиваются обладатели ВАЗ 2109. В неких ситуациях многие обходятся обычный регулировкой, в других будет нужно более детализированное вмешательство в конструкцию узла и его составляющие.

    Поломки управляющий рейки бывают последующие:

    • Ослабели крепления управляющий рейки;
    • Износилась сама рейка
      либо ее шестерни;
    • Зацепление пары не отрегулировано как положено;
    • Произошел износ втулок в месте соединения рейки с управляющими тягами.

    Читайте

    Читайте также:
    Ремонт и замена шаровой опоры на ваз (lada) 2110/2111/2112 своими руками
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: