Срок службы аккумулятора автомобиля: срок эксплуатации и работы, как продлить

Автомобильный аккумулятор: как выбрать и продлить срок его службы

Аккумуляторные батареи нынче дороги. С каждым годом растут в цене цветные металлы, используемые в них. Немалая стоимость — один из поводов серьёзно отнестись к подбору АКБ для своего автомобиля. Сегодня мы расскажем, как выбрать лучший автомобильный аккумулятор и обеспечить его длительный срок службы.

Типы АКБ в зависимости от состояния электролита

Из множества существующих сегодня типов АКБ для легковых машин, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков применяют, в основном, три:

Свинцово-кислотные с жидким электролитом. Электроды из сплава свинца и сурьмы погружены в водный раствор серной кислоты. Такая батарея не может быть полностью герметичной. Электролит может выплёскиваться, выливаться при кипении и активно испаряться. Правда, его уровень и состав можно восстановить. При слабом заряде и слишком низкой плотности электролита жидкость может замёрзнуть и разрушить пластины и корпус. Обычные свинцово-кислотные батареи дешевле двух других типов.
Гелевый, технология GEL. Электролит представляет собой желеобразную массу, загущенную силикагелем. В таком виде электролит не выливается, не кипит, значительно меньше испаряется и обладает более высоким сопротивлением к высоким разрядным токам. Соответственно, электродные пластины подвергаются меньшему износу. Гелевые АКБ безопасны, не боятся тряски и переворачивания, меньше подвержены разрядке на морозе, дольше держат заряд при высоких тяговых нагрузках, менее чувствительны к глубокой разрядке. Недаром этот тип батарей всё больше используется в тяжёлых условиях эксплуатации: в электротранспорте, альтернативной энергетике, промышленности. Абсолютно по всем параметрам они превосходят обычные свинцово-кислотные. Недостаток единственный: автомобильные аккумуляторы лучшие — обычно самые дорогие.
АКБ с абсорбированным электролитом, технология AGM. Электролит абсорбирован до практически сухого состояния. По свойствам схожи с гелевыми, но всё же немного им уступают, в том числе по стоимости.
Классификация АКБ в зависимости от габаритов и типа

Размер, как правило, не имеет значения. Исключения бывают в некоторых моделях компактных легковушек, где площадка для установки батареи может иметь ограниченные габариты. Также изделия для японского и европейского рынков имеют разную ширину, и не всегда система крепления батареи универсальна.
Полярность тоже отличается. На отечественных авто до сих пор плюс располагали слева, минус справа. Такое расположение называют прямым. На европейских и большинстве азиатских наоборот. Это обратная полярность. У «американцев» встречаются оба типа, хотя преобладает обратный.
Клеммы на новых европейских и азиатских машинах отличаются диаметром (тип 1 — Европа, тип 3 — Азия). Причём «+» и «-» имеют разный размер, их не перепутаешь. Азиатские контакты тоньше. На старых иномарках и отечественных авто клеммы одинаковые, нужно быть внимательным, подсоединяя контакты. На японских изделиях, в отличие от европейских, клеммы выступают над корпусом. Общая высота выходит больше. В плотно «набитом» подкапотном пространстве некоторых «европейцев» японская батарея не помещается.

Типы АКБ в зависимости от возможности обслуживания

Обслуживаемые — обычные АКБ с доступом к жидкому кислотному электролиту. При нестабильной зарядке склонны к вскипанию и испарению электролита. Его необходимо доливать по мере испарения. Контролировать уровень и плотность электролита положено каждые 45-60 дней.
Малообслуживаемые схожи с предыдущим типом. Конструкция электродов снижают величину испарения электролита, но возможность обслуживания сохраняется.
Необслуживаемые батареи — неразборные батареи, состояние электролита контролировать невозможно. Нередко встречается утверждение, что необслуживаемые АКБ герметичны. Это не так, небольшие отверстия в них имеются и пары могут выходить наружу. Существует два типа данных устройств.
Первый — батареи с жидким электролитом и пластинами из сплава с низким содержанием сурьмы. Они обладают всеми свойствами и недостатками обслуживаемых аналогов. Строение корпуса, состав сплава, из которых изготовлены пластины минимизирует испарение жидкости. С другой стороны, если от перезарядки электролит всё же выкипит, долить его не получится.
Второй, намного лучший тип — необслуживаемые автомобильные аккумуляторы, что содержат загущенный или абсорбированный электролит. Они безопасны, не взрываются при зарядке, не лопаются на морозе и малочувствительны к тряске и переворачиванию.
Маркировка АКБ

Автомобильный аккумулятор: как выбрать устройство по маркировке? Обозначение на отечественных и зарубежных изделиях значительно отличаются.

Российский ГОСТ
Первая цифра должна быть 6, это 12В. Три банки устанавливают в редко применяющихся 6-вольтовых АКБ.

Третья цифра, зарядная ёмкость, измеренная в ампер/часах — наибольший полезный заряд, который способна воспринять и отдать батарея. Очень ориентировочно эта величина покажет, сколько времени в минутах можно проехать на автомобиле при неработающем генераторе, включенном свете фар и вентиляторе печки.

Значения маркировки аккумуляторных батарей

Величина тока холодной прокрутки (стартового тока) имеет решающее значение при пиковой нагрузке — пуске двигателя. По современному российскому ГОСТу и европейским нормам, измерения проводятся при морозе в -18 градусов в течение 30 секунд. Соотношение между величинами тока холодной прокрутки к зарядной ёмкости составляет примерно 6,5-8.

Ещё можно встретить немецкие АКБ, маркированные в соответствии с региональными стандартами DIN, новые изделия имеют общеевропейское обозначение. По старому ГОСТу, DIN и американским нормам стартовый ток определялся с помощью различных методик и имел разные значения.

Методика маркировки американских АКБ

Как мы видим, ёмкость вообще не указывается. Обратите внимание, что значение тока холодной прокрутки определяется иными, чем у нас, методиками. Как пересчитать, указано выше.
Важное обозначение, которое обязательно должно быть указано, — дата выпуска. Если продавец при вас маркером заполняет пустое поле на этикетке (бывает и такое — якобы в ваших же интересах, дольше гарантия), это повод насторожиться задуматься о том, каким в результате окажется срок службы автомобильного аккумулятора.

Читайте также:
Технические характеристики Рено Сценик 2002 и отзывы

Как правильно выбрать автомобильный аккумулятор для конкретного авто? Полезные советы

Помните: идеальная АКБ — это не самая дорогая, мощная и надёжная. Лучшая — значит, наиболее подходящая именно для вашей машины.

1. Грамотно выбрать автомобильный аккумулятор — значит, в первую очередь, учесть его габариты, диаметры клемм и их полярность. Конечно, можно купить переходники и «приколхозить» любую к вашей машине. Однако нужно ли?

2. В инструкции к авто указаны необходимые параметры АКБ. Основная нагрузка — стартер при пуске двигателя, бортовая сеть потребляет не так много. Рациональным решением будет приобрести соответствующее рекомендациям производителя изделие.

На рисунке показана примерная необходимая ёмкость для различных типов машин:
Емкость АКБ в соответствии с моделью авто

3. Вопреки распространённому заблуждению, автомобильный аккумулятор большей ёмкости срок его службы не уменьшает. Большая емкость не приводит к недозаряду и быстрому износу батареи. Хотите поставить более мощный аккумулятор на автомобиль — пожалуйста. Так даже лучше при наличии дополнительного электророборудования. В конце-концов, это лишь вопрос цены. АКБ меньшей, чем рекомендуется, ёмкости, применять не стоит. Разве что, летом и недолго. При постоянном использовании её «жизнь» значительно сократится, а в морозы можно просто не завестись.

4. Какой тип автомобильного аккумулятора выбрать? Для «гибридов» и машин, оборудованных системой «start-stop», рекомендованы только абсорбированные (AGM) или гелевые (GEL). Обычные свинцово-кислотные недолго прослужат условиях многократных пусковых нагрузок. AGM и GEL ощутимо превосходят батареи с жидким электролитом практически по всем характеристикам, в том числе по такому важному параметру для автомобильных аккумуляторов как срок службы и способность сопротивляться экстремальным нагрузкам. Мы бы спокойно порекомендовали их всем и каждому, если бы не высокая цена. Дольше обычного обслуживаемого на 10-15% прослужит необслуживаемый свинцово-кислотный автомобильный аккумулятор. Может, и не лучший, но вполне приемлемый выбор для авто с обычным приводом от ДВС и нормально работающей электросистемой. Поэтому для древнего «корча» с изношенным генератором и прочими «прелестями» лучше выбрать недорогой обслуживаемый автомобильный аккумулятор и постоянно контролировать состояние электролита.

5. Что касается производителей, тут особенных ограничений нет. Традиционно высокое качество имеют Bosch, Varta, Exide, Baren, Kraft. Это отнюдь не весь список качественных изделий. Хороши российский Исток, белорусский Зубр и немало других отечественных марок.

6. Крайне важный параметр, о котором нередко забывают — дата выпуска. Вопреки утверждениям продавцов, время хранения новой батареи не является неограниченным. Оно не превышает полутора лет. Также имеют значение условия хранения. Срок службы автомобильного аккумулятора, «просроченного» и хранившегося в неотапливаемом помещении, значительно меньше. Поэтому берите «посвежее» и в приличном месте.

Как продлить срок службы автомобильного аккумулятора?

Даже самый дорогой и лучший автомобильный аккумулятор можно «угробить» за считанные месяцы. Чтобы он долго радовал вас отличной работой, необходимо соблюдать следующие правила:

Наипервейшее условие — исправность электрооборудования автомобиля. Генератор и реле-регулятор должны выдавать зарядный ток положенных параметров (13,8 – 14,4 В), не должно быть утечек. Состояние стартера, двигателя и системы подачи топлива должны обеспечивать быстрый пуск. Клеммы должным быть хорошо зажаты.
Не допускать глубокого разряда батареи. Основные причины: неудачные и длительные попытки завестись, оставленный включенным ближний свет, утечка тока в электрооборудовании. Если уж разрядка случилось, сразу же поставить на зарядку.
Соблюдать правила пуска двигателя. Максимальное время непрерывной работы стартера — 10 секунд. Правильнее всего заводиться периодами по 3-5 секунд, выдерживая между ними минутный промежуток. В холодный период перед первым стартом рекомендуется включить и не забыть выключить для «разогрева» на 15 секунд дальний свет фар.
Не оставлять подключенную АКБ надолго на морозе. Решили поставить «железного коня» на зиму на прикол или уехать в отпуск — снимите клеммы. Полностью заряженную отключенную батарею можно оставить и в холоде, разряженную нужно обязательно занести в тёплое место.
Батареи с жидким электролитом нельзя переворачивать, в обслуживаемых необходимо контролировать уровень.
Рекомендуется периодически (один-два раза в месяц) на несколько часов подключать АКБ к зарядному устройству. Ток должен быть небольшим — 1-2 А.

Как продлить срок службы аккумулятора?

Содержание

Введение

Период эксплуатации обычного малосурьмянистого или кальциевого аккумулятора автомобиля обычно не превышает 4-5 лет. Исключения редки, и окружающие, как правило, относятся с недоверием к собеседнику, заявляющему, что его батарея служит уже по меньшей мере лет семь и он даже не думает покупать новый. Легче всего списать все на хвастовство или везение – зачастую все зависит от ухода и бережливого отношения к изделию, что характерно скорее для автолюбителей еще советской закалки, чем для современных. Если ухаживать за устройством должным образом и не допускать перезарядов и глубоких разрядов, то «жизнь» АКБ можно продлить на два года, а иногда и больше.

Если вы тоже задумываетесь о том, как правильно эксплуатировать аккумуляторную батарею, чтобы увеличить ее срок службы, то эта статья для вас.

Почему аккумулятор теряет заряд?

Есть несколько распространенных причин, почему даже новый кальциевый АКБ можно «убить» в течение года.

Читайте также:
Технология покраски автомобиля металликом своими руками

Несоответствие температурному режиму. Из-за повышенного электропотребления автомобиля далеко не все устройства смогут корректно работать в условиях сильного холода или жары. Во время долгого пребывания на солнце жидкость внутри может начать испаряться, что приведет к оголению пластин и сульфатации. Если аккумулятор не приспособлен к морозам, то любые крайние температуры или их сильные перепады будут губительно действовать на него, особенно если машина эксплуатируется ежедневно и в режиме коротких поездок. Холодный пуск дополнительно заберет энергию из устройства для запуска замерзшего двигателя. Плюс в мороз электролит становится вязким и кристаллизуется, чем мешает прохождению заряда.

Неподходящие характеристики автомобиля. Универсального АКБ не существует в природе. Машине с бортовым компьютером, кондиционером, мощной стереосистемой и другими техническими штучками точно не подойдет слабая малосурьмянистая модель, которая «сдаст» очень быстро от постоянных недозарядов и глубоких разрядов, тут придется выбирать среди дорогих кальциевых батарей или присмотреться к гелевым.

Утечка тока. Не секрет, что для современного автомобиля устанавливают множество электроники, для которой основным источником энергии выступает аккумулятор. Утечка тока в оставленной во дворе машине может произойти из-за некачественной сигнализации, которая в обычном режиме потребляет 20-30 миллиампер в час, а во время утечки расход может скакнуть до 200 миллиампер в час. За ночь такая проблемная сигнализация может полностью израсходовать АКБ, а утренний холодный пуск довершит дело.

Повышенное использование электроэнергии. Постоянное прослушивание громкой музыки с сабвуферами, усилителями и другими техническими девайсами приведет ровно к одному – генератор может не справиться с нагрузкой и начнет брать энергию из аккумулятора, а если музыку слушать с выключенным двигателем, то энергия начнет поступать напрямую из АКБ, и тот быстро сядет.

Перезаряд, глубокий разряд, перепады тока. Причина первого – это слишком высокое напряжение в электроцепи. Особенно он опасен для «жизни» гелевых аккумуляторов. Глубокий разряд возникает из-за сильной нагрузки от электроники автомобиля, частых коротких поездок и других причин, в результате которых у аккумуляторов нет возможности восстановить свой заряд. Несколько таких разрядов может безвозвратно «посадить» 80% емкости кальциевого АКБ или AGM. Скачки тока возникают в авто с плохой проводкой или нестабильными электросетями – особенно этим грешат отечественные автомобили. Хуже всего перепадам сопротивляются гелевые батареи.

Короткое замыкание. Может возникнуть из-за запущенного состояния клемм – когда на них образуются сульфаты или ржавчина. Или из-за осыпания пластин аккумулятора, но это является следствием выкипания электролита.

Городская среда. Или же короткие ежедневные поездки по 20-30 минут, стояние в пробках, где часто выключают и включают зажигание – все то, без чего нельзя представить жизнь типичного автовладельца в современным мегаполисе. Это постоянно нагружает АКБ и не дает ему как следует восстановить уровень заряда. В результате от постоянного недозаряда у него может серьезно уменьшится емкость и долговечность.

Каждый из этих причин и несколько одновременно начнут быстро или постепенно укорачивать срок службы аккумулятора. Чтобы предотвратить порчу устройства, читайте далее список самых эффективных способов облегчить работу АКБ и продлить его «жизнь».

Способы продлить срок службы аккумулятора автомобиля

Самое простое – держать устройство в чистоте и регулярно осматривать на предмет разнообразных проблем и повреждений. Грязь, пыль, потеки масла и электролита чем дольше остаются на корпусе АКБ, тем вероятнее, что они образуют цельный слой, через который может проходить ток, а значит, он станет источником дополнительных трат энергии и замыканий, которые в конечном итоге могут поспособствовать порче устройства.

Не допускать переворачиваний, вибраций и ударов

Автомобильный аккумулятор – это очень тонкое устройство, которое крайне чувствительно к условиям сильной тряски и особенно к переворачиваниям, так как активная масса может осыпаться на дно банки, спровоцировав короткое замыкание или даже возгорание. Более защищенными от этого являются AGM и гелевые АКБ, но и их не стоит «вращать» без веской причины.

Не давать напряжению опускаться ниже 10,8 В

Очень опасным для аккумулятора является простои в разряженном состоянии. В случае потери напряжения, в разряженном АКБ начнет падать плотность и расти сульфатация пластин. Это чревато их разрушением, а также тем, что даже на слабом морозе жидкий электролит начнет кристаллизоваться и хуже пропускать заряд.

Заряжать устройство до 100%

Регулярные профилактические зарядки АКБ важны, особенно если вы живете в регионе с длительными, суровыми зимами и практикуете короткие поездки до работы и домой, в промежутках между которыми машина простаивает на морозе. Их придется проводить, как минимум, раз в пару месяцев, чтобы не дать батарее потерять заряд окончательно, или же хотя бы раз в неделю отдайте езде 40 минут и больше, чтобы дать батарее поднабрать недополученный заряд.

Пользоваться рекомендуется не автоматическими зарядниками, лучше купить специальное программируемое зарядное устройство. Зарядите устройство до вожделенных 100% с напряжением в 12,7 В и без сильных потерь жидкости. Операцию лучше проводить в импульсном режиме при температуре 20-25 о С в сухом помещении и с полностью отогретым устройством. В результате правильной зарядки срок службы аккумулятора повысится в 1,5-2 раза.

Ездить зимой по правилам

В холодное время года АКБ испытывает экстремальные нагрузки не только в условиях низких температур, но и из-за повышенного числа электроприборов (от печки до обогрева сидений). А значит эксплуатировать его следует, придерживаясь определенных принципам, чтобы не налагать на и так загруженное устройство лишние сложности:

Читайте также:
Дефлектор капота (мухобойка): как правильно называется, и зачем нужна защита капота

Отказаться от режима коротких поездок (20-30 минут с многочасовыми промежутками) или свести их к минимуму (раз в неделю ездить на автомобиле дольше 40 минут).

Если стартер не может запустить двигатель с первого раза (или на это требуется дольше 10-15 секунд), то в ближайшее время автомобиль лучше отдать в ремонт. Между попытками должно пройти 2-3 минуты.

Не пытаться использовать разряженную батарею.

АКБ также необходимо «прогревать» как и двигатель – перед зажиганием, включите дальний свет на 30 секунд.

Перед зажиганием выжимать сцепление, чтобы разъединить двигатель и трансмиссию – так можно немного снизить нагрузку на стартер.

Выпустить гремучие газы из аккумулятора

Когда зарядка АКБ подойдет к концу, жидкость внутри разделится на составляющие элементы, обратившись взрывоопасным гремучим газом, который может даже разорвать корпус аккумулятора, если от него вовремя не избавиться. Если модель обсуживаемая, то открутите крышки банок и дайте газам покинуть короб, а потом почистите отверстия от лишнего налета. На необслуживаемых батареях нужно регулярно чистить клапан VRLA. Во время всех операций с аккумулятором запрещается курить вблизи него и проводить операции в непроветриваемом помещении.

Восполнять уровень электролита

Пластины и решетки типичного свинцово-кислотного аккумулятора находятся в банке, заполненной раствором серной кислоты, которая и выступает в качестве электролита. Без него сухая часть пластин начнет сульфироваться и осыпаться, что может привести к печальным последствиям. В результате упадет емкость, а цикл заряд-разряд будет проходить очень быстро, что приведет к скорому концу «жизни» АКБ. Более всего это актуально для сурьмянистых, малосурьмянистых и гибридных батарей, которые все еще нужно обслуживать и доливать дистиллированную воду. Однако, несмотря на заявления производителей, процесс выкипания жидкости все равно проходит и на кальциевых моделях, но медленнее, чем раньше, и в результате проблема никуда не исчезает, она просто накапливается со временем. Выкипание только ускорится, если допускать перезаряд: часть электролита газифицируется и испарится.

Для обсуживаемых аккумуляторов решение очень простое: открыть специальные отверстия и восполнить уровень жидкости. Но как быть с необслуживаемыми моделями, где короб намертво запечатан? Однозначного ответа нет, ведь производителем невыгодно, чтобы автовладельцы всеми силами продлевали срок эксплуатации своим АКБ и откладывали покупку нового. Некоторые умельцы умудряются вскрывать короб, но это отдельная обширная тема со своими «за» и «против».

Чтобы не доводить батарею до кипения, приобретите мультиметр и контролируйте токи.

Проверить плотность электролита

Особенно актуально зимой для оптимизации морозостойкости аккумулятора. Полностью заряженный АКБ имеет плотность в 1,27 г/см, и определять ее нужно после каждой полной зарядки. Чем ниже этот показатель, тем ниже заряд самого устройства и тем быстрее кристаллизуется электролит: при плотности в 1,21 г/см он замерзнет при -32 о С, а при снижении плотности до 1,13 г/см электролит начнет вязнуть уже при -9 о С.

Почистить клеммы

Окисление клемм происходит в основном из-за паров электролита, которые поднимаются через микротрещины в корпусе АКБ. Последние могут возникнуть из-за слабого крепления к кузову автомобиля (об этом см. ниже). Также клеммы могут начать ржаветь или на их появляются потеки электролита.

Налет является причиной плохого пятна соприкосновения, трудного прохождения заряда и некачественной токоотдачи. Чтобы помочь деятельности аккумулятора, клеммы придется зачистить наждачной бумагой с мелкой крошкой и обработать раствором нашатырного спирта. Для чистки также можно использовать старую зубную щетку, смоченную смесью пищевой соды и воды. После смесь придется смыть холодной водой и насухо вытереть клеммы чистой тканью, потом крепко затянуть. Чтобы продлить срок эксплуатации АКБ, их можно покрыть специальным средством для контактов. Микротрещины на корпусе вокруг клемм нужно обработать композитным клеем.

Проводить десульфатацию

Этот процесс контрольно-тренировочных циклов «разряд-заряд», при котором растворяются крупные сульфаты свинца. Он позволяет успешно восстанавливать емкость аккумулятора, но и требует специальных знаний и очень тонкой настройки оборудования (например, минимальное напряжение при разрядке должно быть 11,5 В). Такую процедуру не стоит проводить чаще одного раза в год, но и даже такая периодичность может существенно продлить срок «жизни» АКБ.

Проверить состояние генератора, стартера и бортовой сети

Целостность всех элементов бортовой сети – гарантия стабильной и бесперебойной работы аккумулятора, а также его долговечности. Любые неполадки могут поспособствовать излишнему сопротивлению для аккумулятора, и пока он преодолевает препятствие, полезный период эксплуатации становится короче.

Генератор отвечает за восполнение заряда аккумулятора, а стартер запускает двигатель. Поломка обоих часто становится причиной недозаряда или перезаряда, а значит, снижения срока службы АКБ холодов, осыпания пластин и сульфатации. Проблемы могут быть самые разные: от стершегося ремня до неполадок реле-регулятора. Если вовремя не озаботиться ремонтом, то потенциально неплохой аккумулятор можно «убить» за пару недель.

Прочно закрепить устройство на посадочном месте

Следует проверить насколько крепко аккумулятор прикреплен к кузову. Некоторые водители убирают его, чтобы расширить свободное пространство, чем только вредят своему АКБ, так как постоянная тряска и вибрация постепенно разрушает его пластины, способствует их осыпанию и появлению микротрещин на корпусе.

Заключение

На будущее всегда проверяйте выключена ли электроника на борту, прежде чем оставить автомобиль на ночь. Работающие фары, кондиционер и обогреватель могут лишить аккумулятор заряда в ноль, а несколько таких глубоких разрядов вполне могут оставить вас вовсе без работоспособного АКБ.

Читайте также:
Аккумулятор автомобильный с обратной полярностью

Если автомобиль не планируется использовать в течение продолжительного периода времени, то и аккумулятор от него не следует хранить под капотом, а лучше снять его с машины, полностью зарядить и положить отдельно, чтобы избежать увеличенного саморазряда от автомобиля. Так он сохранится в изначальном состоянии намного дольше.

Уже отработавший АКБ лучше сдать в утиль, чем бросать его на свалке. Пользуйтесь нашими советами, чтобы ваш новый аккумулятор служил вам верой и правдой долгие годы. Качественное устройство с высокими характеристиками и стойкостью к холодам вы можете заказать на сайте BlackTyres . Для вас в каталоге представлены свежие модели от лучших мировых и отечественных брендов.

Смотрите также видео – в нем есть много дельных советов о том, как продлить срок службы аккумулятора автомобиля:

Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?

Каждый водитель автомобиля хотя бы раз задумывался над тем, как продлить жизнь аккумулятору. Случаи, когда новые АКБ изнашиваются за пару лет и сдаются на переработку, становятся частыми. Обвинять во всем производителей нецелесообразно, большинство проблем связано не с заводским браком, а с неправильной эксплуатацией. При должном уходе срок жизни среднестатистического аккумуляторного устройства равен 5-7 лет.

Почему батареи быстро становятся непригодными?

  • Испарение электролита. В жаркую погоду из электролита испаряется вода. Из-за этого оголяются пластины АКБ, быстро начинается сульфатация.
  • Аккумулятор постоянно не заряжен. Провоцируется короткими поездками и большим количеством потребителей энергии в автомобиле.
  • Плотность электролита. Из-за низкой плотности жидкость внутри батареи может замерзнуть при отрицательной температуре. Вследствие этого пластины покоробятся.
  • Проблемы с проводкой авто. Неисправная бортовая сеть влечет перебои в работе аккумуляторов, чем снижает их срок эксплуатации.

Неправильная фиксация – еще одна причина быстрого износа аккумуляторного устройства. Незакрепленная АКБ во время езды подвергается ударам и опрокидываниям, из-за чего повреждается корпус, портятся клеммы, случаются замыкания.

Компенсировать часть расходов на покупку новой батареи получится, если сдать аккумулятор автомобильный в одном из пунктов приема компании «ПАК». Избежать проблем в дальнейшем помогут рекомендации профессионалов. Рассмотрим 9 способов, как продлить срок службы аккумулятора.

1. Периодичность и процесс зарядки

Все АКБ автомобиля делятся на малообслуживаемые и необслуживаемые. Первые проще в эксплуатации, их достаточно раз в полгода относить в сервисный центр для проверки. Но стандартный уход за обеими вариантами производится самостоятельно.

Аккумуляторную батарею категорически не рекомендуется держать в разряженном состоянии. Длительное нахождение без заряда способствует ускоренному разрушению пластин. Для восстановления АКБ используются специальные зарядные устройства. Сила тока не должна превышать 1/10 от номинальной емкости батареи.

Процесс зарядки аккумулятора:

  1. Снять батарею с автомобиля, перенести на место подзарядки.
  2. Оценить температуру устройства. Если АКБ принесен с мороза, то следует дождаться, пока он отогреется.
  3. Отвинтить защитные пробки и проверить уровень электролита. При снижении объема жидкости доливают дистиллированную воду (для обслуживаемых батарей).
  4. Подключить клеммы с соблюдением полярности.
  5. Проверить плотность отдельных аккумуляторных ячеек (рекомендуется). Обнаружение разницы в диапазоне 0,05 г/см – повод отказаться от батареи.

Регулярная езда на большие расстояния позволяет поддерживать нормальный заряд батареи без дополнительной подзарядки. В зимний период, когда АКБ испытывает повышенную нагрузку, рекомендуется восполнять емкость по необходимости или раз в 2 месяца. После глубокого разряда (включенные фары, музыка, обогрев стеков) требуется полноценная зарядка. Соблюдение правил и сроков подзарядки – одни из наиболее эффективных способов продлить срок службы аккумулятора.

2. Электрическая проводка автомобиля

Срок жизни АКБ напрямую зависит от исправности бортовой сети автомобиля. Электрическая проводка должна содержаться в полном порядке, особенно это касается следующих моментов:

  • работоспособность генератора и регулятора напряжения в сети;
  • отсутствие поврежденных участков проводки;
  • отсутствие незафиксированных или окисленных контактов.

Неполадки в работе бортовой сети способствуют увеличению сопротивления. Батарея начинает расходовать заряд на его преодоление, в результате ее полезный срок эксплуатации сокращается. Своевременная проверка исправности электрической проводки в автомобиле – эффективный способ продлить жизнь аккумулятора.

3. Уровень электролита

В сильную жару, а также во время езды температура внутри батареи поднимается, из-за этого из электролита начинает испаряться дистиллированная вода, а следом снижается его общий объем. Нехватка жидкости влечет за собой оголение пластин внутри АКБ. В таком состоянии они легко окисляются, постепенно разрушаются. Возможны ситуации, при которых обмазка с решеток крошится и падает на дно аккумулятора. Образовавшийся шлам нередко вызывает замыкание электродов.

Уровень электролита следует проверять регулярно, при необходимости нужно доливать дистиллят до отметки, которая покроет пластины из свинца на 1-1,5 см. Без периодической проверки количества жидкости внутри АКБ ее срок использования существенно сокращается. Единственная вторая жизнь аккумулятора после подобного износа – сдача в приемный пункт, который осуществляет выкуп БУ аккумуляторов.

4. Эксплуатация в зимнее время

Заморозки негативно сказываются на работе всех узлов автомобиля, включая аккумуляторные батареи. Загустевает масло, замерзают свечи, дольше крутится стартер, включаются все системы обогрева (печка, сидения, зеркала, стекла, руль). В таких условиях тратится гораздо больше заряда АКБ, восполнить ее емкость удается только при осуществлении поездки на большую дистанцию.

Правила эксплуатации аккумулятора в зимнее время:

  • не использовать разряженную батарею;
  • отказаться от езды на короткие дистанции (АКБ потратит больше энергии, чем успеет восполнить);
  • не перегружать стартер в момент запуска машины (не более 10-15 секунд);
  • при неудачном запуске не предпринимать новые попытки сразу же, нужно выждать 2-3 минуты;
  • до запуска двигателя рекомендуется «прогреть» АКБ, включив фары на 30 секунд.
Читайте также:
Японский тюнинг автомобилей

Опытные водители дают еще один важный совет: перед запуском нужно максимально выжать сцепление для разъединения двигателя и трансмиссии. Это позволит снизить нагрузку на стартер.

5. Профилактика состояния клемм

В процессе эксплуатации на клеммах появляется налет. Это могут быть окислы, потеки электролита или следы коррозии. Налет серьезно влияет на способность АКБ проводить ток, поэтому его следует устранить сразу после обнаружения. Способы очистки:

  • раствор пищевой соды;
  • обработка мелкозернистой наждачной бумагой;
  • раствор нашатырного спирта.

После очистки клеммы следует высушить и крепко затянуть. Для продления срока эксплуатации рекомендуется покрыть их специальным средством для контактов (продается в магазинах автотоваров).

6. Плотность электролита

Заряженная аккумуляторная батарея автомобиля имеет плотность электролита 1,27 г/см. Данный показатель снижается пропорционально уменьшению заряда АКБ. Рекомендуется проверять плотность электролита спустя некоторое время после максимальной подзарядки.

Плотность – определяющий фактор в вопросе морозостойкости аккумулятора. При значении 1,21 г/см температура замерзания электролита равна -32С, при 1,13 г/см – -9С. Параметр плотности подлежит контролю, в особенности зимой.

7. Чистота аккумулятора

Грязь на поверхности батареи снижает срок ее полезной эксплуатации. Пыль, масло, влага и подтеки электролита со временем смешиваются и превращаются в цельный слой, который способен проводить ток. Следовательно, АКБ начинает тратить заряд и на это. Поддержание батареи в чистоте – обязательный пункт к выполнению.

8. Регулярный осмотр

Увеличить продолжительность жизни АКБ позволяет своевременное обнаружение проблем. Для этого необходим периодический визуальный осмотр на предмет целостности, а также ежегодная тренировка автомобильного аккумулятора.

Под последним понимается процесс, который включает полную зарядку батареи с последующим контролируемым разрядом и повторным восполнением емкости до максимума. Как тренировать АКБ?

  1. Аккумулятор снимается, заряжается в нормальном режиме.
  2. Проверяется уровень электролита. При необходимости доводится до уровня 1,27 г/см.
  3. Проводится контролируемый разряд с помощью сборки схемы разрядного устройства. Другой вариант – параллельное подключение к батарее лампочки соответствующей мощности. В этом случае контроль тока и напряжения осуществляется мультиметром.
  4. После разрядки проводится полная зарядка с током не более 10% от емкости АКБ.

Контрольно тренировочный цикл аккумулятора, проведенный раз в год, способен ощутимо продлить ему жизнь.

9. Длительный простой

Автомобиль, который не будет использоваться в течение продолжительного периода, стоит правильно подготовить. Важный пункт – снять аккумулятор. Он сохранится в изначальном состоянии, если его зарядить и разместить отдельно от машины.

Что делать с изношенным аккумулятором?

Советы становятся бесполезными, если батарея долго эксплуатировалась без соблюдения правил и ни разу не обслуживалась. Водителю придется купить новую АКБ, но сэкономить на приобретении реально. В пунктах приема «ПАК» можно сдать свинец и изношенные аккумуляторы по высокой цене, тем самым возместить часть расходов на покупку новой батареи. Расценки, адреса приемок и условия уточняйте у менеджера.

Срок службы аккумуляторов автомобильных

Незаменимый в автомобиле, пусковой аккумулятор имеет определенный срок службы. Принцип действия прибора основан на выделении энергии при электрохимической реакции. Система динамичная, процесс зависит от многих факторов. Длительность надежной работы АКБ можно продлить и сократить ее, неправильным обслуживанием. Как выбрать автомобильный аккумулятор и увеличить срок его жизни?

Плановый срок эксплуатации аккумулятора автомобиля для списания

Роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров трудно переоценить. Но каждая единица транспорта оборудована батареями различной мощности. Срок службы аккумулятора на разных авто отличается. Техника в автопарках работает интенсивно, но находится под наблюдением специалистов. Поэтому время службы АКБ для профессионально работающих автомобилей устанавливается в зависимости от пробега или наработанных моточасов.

На основании стандартов, срок службы свинцовых кислотных аккумуляторов регламентирует норматив РД-3112199-1089-02.

Частные транспортные компании устанавливают предельный срок службы аккумуляторов на машинах, руководствуясь своими правилами. На личных авто стараются использовать все возможности, чтобы продлить время работы батареи.

Срок службы АКБ автомобиля по ГОСТу

Каждый норматив, в том числе и ГОСТ 959-2002 на батареи аккумуляторные свинцовые разработан с учетом используемых ингредиентов и особенностей эксплуатации. В разделе «Требования по надежности» предписывается: срок годности АКБ, не залитой электролитом, 3 года, с электролитом – 12 месяцев.

Средний срок службы автомобильного аккумулятора определяется при снижении емкости от первоначальной ниже 40%. Другим основанием окончания срока эксплуатации аккумулятора считается:

  • Для обслуживаемых АКБ – 24 месяца при пробеге до 90 000 км, 12 месяцев при пробеге 150 000км или 3 000 моточасов
  • Для необслуживаемых батарей – 48 месяцев, пробеге до 100 000 км или 4 000 моточасов

Аккумуляторы в импортном исполнении должны маркироваться с добавлением буквы «Т»

Срок годности автомобильного аккумулятора

На практике рабочий цикл батареи можно разделить на 3 вида – гарантийный, реальный и регламентируемый. В течение гарантии производитель устраняет только доказанный заводской брак. Реальный срок службы при правильной эксплуатации АКБ автомобиля может быть значительно длиннее регламентируемого.

Гарантийный срок работы нового автомобильного аккумулятора составляет от 6 месяцев до 4 лет, в зависимости от производителя. Замечена закономерность, чем длиннее гарантия производителя, тем больше лет срок службы аккумулятора. Самый малый гарантийный период дают производители обслуживаемых АКБ. Но все заводские дефекты обнаруживаются в 6-ти месячный срок эксплуатации аккумулятора.

Читайте также:
Как снять фару на Рено Сценик 3?

Реальный срок работы аккумулятора автомобиля зависит не только от пробега и наработанных моточасов.

  1. Конструктивный ресурс, заложенный в количестве активной массы, сплаве решеток, качестве электролита и соблюдения технологии. Важно, чтобы батарея поступила к покупателю «свежей».
  2. Состояние бортовой системы автомобиля, ее энергонасыщенность с превышением способности генератора и наличие токов утечки приводит к хронической недозаряженности аккумулятора, что снижает срок годности.
  3. Неисправность генератора может привести к глубокой посадке АКБ, приближая срок списания.
  4. Неправильная эксплуатация автомобиля зимой приводит к перемерзанию банок АКБ, если электролит потерял плотность. Служба аккумулятора может на этом закончиться.
  5. Содержание аккумулятора в чистоте, замеры напряжения на клеммах при ХХ и работе, проверка электролита и своевременная сетевая подзарядка продлят срок службы аккумулятора.

При неправильной эксплуатации, когда АКБ работает длительное время на заряде около 60%, или перезаряде, из-за неисправного регулятора напряжения автомобиля, происходит сульфатация, отслоение активной массы от свинцовой решетки, окисление свинца. Все это сокращает ресурс и средний срок службы аккумулятора.

Если автомобиль эксплуатируется интенсивно в режиме «такси», с короткими пробегами и длительными простоями, аккумулятор имеет низкий заряд, быстрее изнашивается. Чтобы авто проходило регламентируемый срок, необходим внимательный уход за батареей.

Какой срок эксплуатации аккумулятора автомобиля считают нормальным

Срок работы аккумулятора, указанный производителем, рассчитан при условии нормальной эксплуатации автомобиля. Обычно средний АКБ работает 3-4 года работы. Рейтинговые модели могут сохранять емкость по 6-7 лет, но стоимость их гораздо выше.

Следует обратить внимание, нельзя покупать аккумулятор автомобиля впрок, без регулярной эксплуатации его емкость уменьшается, происходит саморазряд.

Считается, что созданы нормальные условия для работы АКБ, если автомобиль грамотно эксплуатируется:

  • Без экстремальных температур – защищен утеплением при простоях в зимнее время, хорошо вентилируется и контролируется летом.
  • Качественное обслуживание предполагает содержание аккумулятора в чистом отсеке, хорошо закрепленным. Регулярно измеряются нагрузки, выявляются паразитные токи, соловой блок находится под контролем.
  • Производительность генератора и емкость АКБ соразмерны, бортовые системы – компьютер, музыкальный центр, кондиционер и другие соответствуют по потреблению тока возможностям энергосистемы.

При хорошем обслуживании, критичной может быть выбранная манера езды. При коротком пробеге аккумулятор не заряжается. Если дополнительно в период простоя включена музыка, подзарядка телефона, батарея получит глубокий разряд, который повлияет на срок службы. Какой аккумулятор перенесет без последствий работу в режиме постоянного дефицита? Нет таких.

При нормальном обслуживании первые 2 года аккумулятор считают новым. С 3 года зимой нужно усилить контроль уровня заряда перед длительным простоем. Если не соблюдать технические требования, срок работы автомобильного аккумулятора можно сократить до года – полутора.

Продление срока службы аккумулятора

На форумах автомобилистов встречаются посты, где владельцы отмечают, что их аккумуляторы работают по 8-10 лет. Чтобы продлить службу аппарата, необходим грамотный подход к содержанию АКБ и авто. Основное правило опытных автолюбителей – систематический контроль напряжения на выводах аккумулятора. Шесть банок в последовательном соединении дают заряд 12,6 В. Если напряжение меньше 12,5 В, батарею нужно подзарядить. При этом замерить и отрегулировать уровень и плотность электролита. Заряжать слабым током 1-2 А в течение 12-14 часов.

Правила, которые помогут продлить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля:

  • нельзя пытаться завести машину разряженной батареей;
  • если с первого раза мотор не завелся, 3 следующих попытки можно повторять с минутным интервалом;
  • облегчить зимний запуск мотора предварительным импульсом на АКБ – включением света, полностью выжатым сцеплением;
  • систематически очищать батарею, обращая внимание на вентиляционные отверстия;
  • при простое отключать всех потребителей.

Эти правила помогут продлить срок эксплуатации автомобильных аккумуляторов. Рачительный автолюбитель не будет рисковать. Зимой, в самые лютые морозы, он занесет батарею в тепло, обеспечив беспроблемный запуск мотора автомобиля утром. Это тоже ответ, как продлить срок службы аккумулятора.

Срок службы гелевого автомобильного аккумулятора

Использование гелевого пускового аккумулятора уже не редкость. Отличные эксплуатационные характеристики аппарата связаны с агрегатной формой электролита. Гелевая субстанция исключает протекание, плотно облегает пластины, увеличивая выработку энергии. АКБ обладает большим циклом заряда-разряда и сроком службы 10-12 лет. Какой срок саморазряда батареи? Примерно 20% в год. Даже при глубокой разрядке АКБ сохраняет конструкции, не происходит осыпания пластин.

Однако срок годности гелевого аккумулятора будет коротким при следующих обстоятельствах:

  • в бортовой сети автомобиля напряжение больше 14,4 В;
  • если гелеобразная масса замерзнет, ее свойства не восстанавливаются, электролит чувствителен к низким температурам;
  • любое короткое замыкание испортит батарею.

Каждая зарядка аккумулятора должна быть полной, иначе происходит потеря емкости. Перечисленные недостатки и стоимость тормозят распространение гелевых автомобильных аккумуляторов.

Видео

Предлагаем познакомиться с видео уроком на тему, на сколько можно продлить срок службы аккумулятора.

Сколько служит аккумулятор в машине. 3-4 года – не предел!

Сколько в среднем служит автомобильный аккумулятор

Когда случится та или иная неприятность, мы можем судить только по опыту эксплуатации батареи. Никакие тесты ускоренного характера не позволят спрогнозировать реальный срок службы. Это подтверждаем не только мы, но и коллеги из журнала «За рулем». В качестве примера можем процитировать слова зарулевцев: «Первый год интенсивных испытаний не позволил выявить явных лидеров и аутсайдеров. Все аккумуляторы ведут себя примерно одинаково».

Читайте также:
Литые диски: материал, маркировка, какие диски лучше стальные или легкосплавные

Цифры из опыта

Указывать средний эксплуатационный срок двенадцативольтовых изделий технически не грамотно. В основном потому, что в современном представлении АКБ, говоря простыми словами, может быть простой, навороченной и не очень продвинутой. Ссылаясь на виды и разновидности аккумуляторных батарей для автомобилей , мы имеем в виду обычный «гибрид», EFB, AGM и AGM TPPL. Так вот, у каждой из них свой средний срок службы:

  • Гибридный вариант с открытым доступом к банкам (Sb/Ca): 5-6 лет.
  • Та же гибридная версия, только с пластинами, окутанными конвертами (EFB): 6-7 лет.
  • Гибридная модификация с абсорбированным электролитом (AGM): 8-10 лет.
  • Очищенный вариант AGM (TPPL – без примеси кальция в активной массе): 10-12 лет.

Внимание! Цифры актуальны при соблюдении правил ухода за источником питания, в числе которых основным пунктом значится своевременная подзарядка от сетевого зарядника и недопущение глубокого разряда.

Такая градация по сроку годности не выдумана, а подтверждена годами. Да и теория вполне может объяснить полученные различия. Все помнят, как кальциевые батареи навсегда выходили из строя после первого глубокого разряда. В результате их вытеснили «гибриды», в легирующем пакете присадок которых наряду с кальцием присутствует серебро. Выкипание воды в таких источниках питания – явление редкое, основная проблема – осыпание активной массы и сульфатация.

С погружением пластин в конверты (EFB) ушла еще одна проблема – осыпавшаяся масса и крупные хлопья сульфатов свинца скапливаются внутри конвертов и не замыкают банки со временем. На примере AGM производители показали, как с одной единицы объема получить еще больше емкости. С появлением породистых Absorbent Glass Mat (TPPL) емкий AGM стал меньше боятся глубоких разрядов и, как результат, отслуживает солидный промежуток времени. Сульфатация – главный бич любого свинцово-кислотника, она непреодолима даже современными конструкциями АКБ.

Что говорят ГОСТы

За стартерные аккумуляторные батареи для автотехники отвечает ГОСТ Р 53165-2008. Особый интерес в этом документе могут представлять разве что нормативы испытаний. Часть из них включены «зарулевцами» в программу тестирования новых изделий. Это строгие пробы тока прокрутки в условиях холодного климата (-18°C) и суровых морозов (-29°C).

Другое дело прежний государственный стандарт ГОСТ 959-2002, который ныне утратил силу. Ценность этого документа по сравнению с настоящей версией в том, что в нем подробно раскрыты гарантии изготовителя АКБ:

  1. Гарантийный срок годности обслуживаемой версии (с крышечками в корпусе) – 18 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. В эквиваленте – это 60 тыс. км пробега или 2 500 моточасов.
  2. Гарантия на необслуживаемую модификацию – 24 месяца с момента установки под капот, что эквивалентно 75 тыс. км или 2 500 моточасам.

Как продлить срок службы аккумуляторной батареи автомобиля

Почему-то 5-7 лет полноценной службы самого простого обслуживаемого аккумулятора на борту автомобиля приравниваются к аномальному явлению. В таких случаях принято говорить, что владельцу изделия повезло, и никак иначе. Вместе с тем, из фокуса выпадает самый главный аспект – этот самый владелец, кроме всего прочего, ухаживал за АКБ. можно констатировать факт, что широко распространённая в кругу советских автомобилистов культура обслуживания бортовых источников питания ныне находится в забвении.

Сухое перечисление фактов, влияющих на срок службы АКБ, можно найти в любой статье интернет-источника, принадлежащего к аккумуляторной тематике. Мы же решили привязаться к устройству источника питания, и показать, что будет, если не соблюдать то или иное правило.

Определенный тон нашей дискуссии задал главред Autobann.su Василий Теркин, держа в руках распечатку из архивного номера «За рулем». Экземплярчик, необходимо признаться, отменный – 15-й номер, год 1934. Оказывается, в довоенное время аккумулятор был на одной полке с редкими и драгоценными вещами, и продлить ему жизнь считалось делом чести.

  • Не допускать сильных вибраций и ударов. Дело в том, что известные всем пластины аккумулятора, расположенные в каждой из шести банок, состоят из металлической решетки и намазки (активной массы). Различные встряски – лишний повод для осыпания активной массы на дно банки, отчего теряется емкость, и многократно возрастает риск замыкания банок.

  • Следить за уровнем электролита в банках. При понижении уровня электролитической жидкости открываются пластины. Сухая часть работать не будет, и засульфатируется до критической степени. Падает емкость, батарея начинает быстро заряжаться и разряжаться. Проблема на самом деле стоит остро, особенно для необслуживаемых моделей, в числе которых все прогрессивные конструкции. Суть в том, что часть воды при перезаряде и на некоторых стадиях зарядки, переходит в газ и улетучивается. Пластины оголяются не сразу, процесс носит накопительный характер. Со временем неплохо бы долить воду или смочить стекловолоконные маты (касается AGM), но как это сделать, если конструкция попросту герметична. Каждый находит выход по-разному: кто вскрывает крышку и проводит старомодное обслуживание банок, кто считает необходимым проверить генератор, не снимая с автомобиля с помощью мультиметра, кто покупает программируемое зарядное устройство. Так или иначе, необходимо стремиться не вгонять батарею в режим кипения, и она уж точно прослужит дольше.

  • Избегать понижения напряжения до 10,8 В и ниже. По мере разрядки падает плотность и прогрессирует сульфатация пластин. К тому же электролит пониженной плотности замерзает уже на небольшом морозе. Допустим, AGM-конструкциям замерзание нипочем, но от сульфатации они никак не застрахованы.
  • Не допускать сильного разрядного и зарядного тока. От этого коробятся пластины, осыпается активная масса со всеми вытекающими последствиями.
  • Дать выход гремучим газам из внутренностей аккумулятора. В завершение зарядки ток разлагает воду на кислород и водород. Эту смесь принято называть гремучим газом. К слову, смесь эта взрывоопасная и если не найдет выхода наружу, то разорвет корпус источника питания. Исходя из этого примите к сведению следующие советы: откручивайте крышки на обслуживаемых моделях и чистите в них отверстия, очищайте клапан VRLA на необслуживаемых изделиях, не курите вблизи заряжаемой батареи, и хорошо вентилируйте помещение.
  • Заряжайте АКБ до 100% уже при 12,4 В на выводах (при температуре 20…25°C). Для этих целей необходимо выбирать не автоматические зарядные устройства или, как их принято называть в среде аккумуляторщиков, «кипятильники», а программируемые ЗУ. Важно, чтобы зарядник вел «добивку» заряда до 100% с минимальными потерями воды (в импульсном режиме). Да, с программируемым ЗУ необходимо разбираться, и хорошо знать, как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством , но срок службы от этого возрастает в 1,5-2 раза.
  • Проводите десульфатацию, но не чаще 1 раза в год. Этот сложный процесс иначе называется «восстановление емкости батареи», и представляет собой набор контрольно-тренировочных циклов «разряд-заряд». Процесс требует углубленного знания аккумуляторной тематики и специального зарядного устройства с функцией десульфатации. Например, АКБ типа Ca/Ca нельзя разряжать даже до напряжения 10,8 В, максимум – до 11,5 В.
Читайте также:
Lada (Лада) ВАЗ 2114: фото, видео, отзывы, ремонт своими руками


Итого, если не допускать глубоких разрядов, вовремя заряжать аккумуляторную батарею до 100%, не допуская кипения, периодически растворять крупные сульфаты свинца (десульфатация) с целью восстановления рабочей площади пластин до заводского состояния, следить за уровнем электролита, то изделие прослужит, что-говорится, «сверх нормы».

Если не соблюдать эти простые правила, то обычного аккумулятора хватит на две с лишним зимы. Всякие перспективные технологии никак не аннулируют общие требования к обслуживанию АКБ. В качестве аргументов служат отзывы на форумах, когда владельцы уже на четвертую зиму испытывают трудности с AGM-изделиями.

Срок службы аккумулятора автомобиля: как продлить

В данной статье разберемся как долго «живет» аккумулятор и как увеличить его срок службы.

Аккумуляторная батарея автомобиля – это ключевой элемент, обеспечивающий функционирование бортовой электроники и электрооборудования машины. Основная нагрузка на аккумулятор ложится во время работы мотора на маленьких и холостых оборотах, либо при отключенном моторе. Поэтому он может выходить из строя, теряя способность удерживать заряд. Ниже приведен примерный срок службы аккумулятора автомобиля.

Как долго служит аккумулятор

Аккумулятор служит примерно столько, сколько предписано производителем в инструкции по эксплуатации . Также на срок «жизни» АКБ влияют условия эксплуатации:

  • срок службы аккумулятора сокращается установкой на автомобиль дополнительного электрического оборудования, а также неполадки в бортсети;
  • продолжительная езда способна спровоцировать закипание АКБ – это может быть вызвано уменьшением уровня электролита либо наоборот – повышением;
  • автомобильные заторы (долгая работа на холостом ходу) разряжают аккумулятор, так как генератор почти не дает ему зарядку.

Все вышеперечисленное может укоротить срок «жизни» батареи. Средний срок службы автомобильного аккумулятора – порядка 3-4 лет.

Как можно увеличить срок службы батареи

Для проверки плотности єлектролита используют ареометр

Рекомендации, которые добавят пару лет к сроку службы:

  • необходимо постоянно контролировать уровень электролита в аккумуляторе;
  • уровень плотности электролита должен строго соответствовать условиям климата, сезону эксплуатации. Плотность доводится до нужного уровня посредством зарядного устройства.

Соблюдение данных рекомендаций благотворно отражается на сроке службы батареи и может прибавить к нему несколько лет. Исправный реле-регулятор также влияет на «жизнь» АКБ, точнее — на уровень ее зарядки. Нужное напряжение, которое поддерживается реле-регулятором – в диапазоне 13,8-14,4 В.

Советы автолюбителей для продления срока службы:

  • важно знать: чем легче запускается мотор – тем меньшую нагрузку испытывает АКБ;
  • зарядка аккумулятора предпочтительна малым током (1-2 А) на протяжении продолжительного времени. Такая ежемесячная подзарядка способна добавить к сроку службы около двух лет;

Аккумулятор: причины неполадок и их устранение

Неполадка: увеличенная саморазрядка

Причина:

  1. в электролит проникают вредные примеси;
  2. доливание в батарею недистиллированной воды.
  1. батарея разряжается до уровня напряжения – 1,1 В;
  2. из батареи изымается отработанный электролит;
  3. батарея промывается посредством дистиллированной воды;
  4. заливка нового электролита (сколько требуется по регламенту).

Неполадка: короткое замыкание

  1. разрушение сепаратора и соприкосновение пластин;
  2. зарядка током высокой мощности.
  1. Разобрать АКБ;
  2. Заменить неисправные электроды и сепараторы;
  3. Собрать батарею и зарядить.

Неисправность: коробление электродов

  1. зарядный и разрядный ток высокой мощности;
  2. высокая температура электролита;
  3. несоблюдение правил запуска мотора стартером.

Устранение неисправности: замена поврежденных электродов в аккумуляторе.

Неисправность: полюсные штыри окисляются

  1. снять клеммы со штырей и зачистить их;
  2. зафиксировать клеммы на штырях и смазать их тонким слоем особой смазки.

Неполадка: образование трещин в моноблоке и его износ

Причина: непрочная фиксация аккумуляторной батареи в слоте либо небрежное обращение с ним.

Устранение проблемы: заливка трещин специальным клеем. Повреждения посерьезней устраняются квалифицированным ремонтом.

Действия при разряженном аккумуляторе

Разряженную батарею реанимируют двумя способами:

  • буксировка. Запуск двигателя осуществляется посредством разгона автомобиля с последующим включением зажигания и передачи (вторая или третья);
  • «прикуривание». Осуществляется посредством автомобиля-донора и «крокодилов» (провода для взаимодействия клемм АКБ). «Крокодилы» подключаются к нужным клеммам на обеих батареях. Красный (традиционно) провод соответствует положительным клеммам, черный провод – отрицательной машины-донора (другой конец подсоединяется к неокрашенной части «разряженного» автомобиля). Сперва нужно запустить мотор автомобиля-донора, после – авто с разрядившейся АКБ.
Читайте также:
Масло Эльф 5W40: отзывы профессионалов и характеристики

Грамотная зарядка аккумуляторной батареи

  • снять заглушки с батареи (открутить болты). Это необходимо для свободного выхода газов при зарядке;
  • правильно подключить клеммы устройства-зарядника с аккумуляторной батареей;
  • включить зарядное устройство. Зарядный ток должен соответствовать 1/10 емкости батареи;
  • подзарядка требует контроля за температурой электролита: не более 55 градусов;
  • выждать 15-ти минутную паузу (когда выйдут газы) после окончания зарядки и вкрутить пробки.

Разновидности устройств-зарядников

  • зарядно–пусковые. Используются при отсоединении клемм от бортовой сети машины. Имеют два режима: 1) автоматизированный заряд; 2) выдача максимальной мощности тока в режиме пуска.
  • зарядно-предпусковые. В комплекте идут тонкие выводные провода с малой мощностью (зарядить и не более). Данные устройства подключаются к аккумуляторным клеммам, которые не надо отсоединять от бортовой сети автомобиля. Рекомендовано для использования на авто с автоматической коробкой (отсоединение клемм чревато проблемами).

Грамотная єксплуатация

Срок службы АКБ напрямую зависит от того, сколько она уже эксплуатируется и как грамотно за ней ухаживают. Новый аккумулятор не требует к себе внимания в течение первых двух-трех лет, тогда как старому необходим постоянный уход. Но если старый аккумулятор доставляет немало дискомфорта – его стоит все же заменить.

Какими бывают необслуживаемые аккумуляторы для автомобилей и как их обслужить?

  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Лучшие модели
  4. Как проверить на работоспособность?
  5. Как обслужить самостоятельно?

Среди огромного многообразия разновидностей автомобильных аккумуляторных батарей порой бывает непросто сориентироваться. Все они разнятся не только по специфике изготовления и рабочим характеристикам, но и по условиям эксплуатации. Сейчас многие авто работают на необслуживаемых АКБ, которые дают возможность автомобилистам экономить массу времени и денежных средств.

Преимущественно подобные модели востребованы среди малоопытных водителей, у которых это первая машина. Необслуживаемые АКБ обладают рядом отличий от обслуживаемых аккумуляторов. Их следует принимать в расчет в процессе эксплуатации и зарядки устройства.

Что это такое?

Необслуживаемые аккумуляторы — это АКБ закрытого типа, их корпус всецело герметичен, поэтому у хозяина отсутствует доступ к внутренностям устройства. Это значит, что вы не имеете возможности вывернуть какие-либо детали и глянуть, что внутри. Если вы перевернете такой аккумулятор, то из него не польется электролит.

Необслуживаемые аккумуляторы обладают очевидными достоинствами.

  • Нет нужды контролировать что-либо. Владелец автомобиля должен попросту поставить АКБ на место и подсоединить. Из этой батареи вода почти не испаряется.
  • Срок службы такого источника питания определенно продолжительнее, нежели у обслуживаемого АКБ, за которым не следили. Это довольно комфортно для начинающих водителей, которые попросту не знают, как нужно обращаться с аккумуляторной батареей.
  • Необслуживаемые АКБ хранят заряд на протяжении более долгого времени, когда они не эксплуатируются. Это весьма практично, если надо оставить автомобиль на какое-то время на автостоянке. У владельца машины, эксплуатирующего необслуживаемый источник питания, больше вероятности завести мотор с первого раза.
  • Эти батареи способны функционировать в каком угодно положении.

Имеются, естественно, и минусы.

  • Стоимость. Цена таких устройств на порядок выше.
  • К процессу зарядки такой батареи следует относиться всерьез. Аккумуляторам требуется стабильный источник. К тому же запрещено перезаряжать их. При вышедшем из строя электрическом оборудовании авто необслуживаемая батарея быстро становится неработоспособной.
  • На функциональность и срок службы этих АКБ сильно воздействуют низкие температуры.

Поскольку в зимнее время зарядки от генератора может не хватать, необслуживаемые аккумуляторы желательно чаще заряжать от автономного приспособления (раз в 2 месяца).

Рассмотрим основные разновидности аккумуляторов, не нуждающихся в уходе.

  • Кислотные свинцово-кальциевые. Посредством легирования пластин изготовитель обеспечивает устойчивость к воздействию механических колебаний и коррозии. Такие аккумуляторы отличаются низкой способностью к потере емкости (саморазряд), фактически немыслимо закипание электролита.

  • AGM – кислотный аккумулятор, в корпусе которого располагаются пластины, а электролит находится в специальных тканых матах из стекловолокна. Такой вид батарей устойчив к глубокому разряду, а невысокая интенсивность образования на пластинах сульфатной пленки (сульфатация) повышает срок службы до 10 лет.

  • EFB. Эти необслуживаемые АКБ отличаются от других видов большей толщиной. Снижения сульфатации добиваются посредством обертывания пластин специализированным материалом, пропитанным электролитом. Служат эти аккумуляторы 5-10 лет.

  • GEL АКБ в своей работе используют гелеобразный электролит.

Лучшие модели

Споры насчет того, какой аккумулятор для авто лучше, не прекращаются по сей день. Поэтому стоит рассмотреть разные типы моделей.

Свинцово-кислотные батареи

В этой группе можно обратить внимание на следующие решения.

  • Bosch Silver. Производитель – Германия. Практикуемая технология литья пластин с добавлением серебра гарантирует стабильные пусковые токи и долгую эксплуатацию.

  • Varta Blue Dynamic (Чехия). Характеризуется малыми показателями саморазряда необслуживаемых АКБ. Бренд гарантирует продолжительный срок эксплуатации батареи, а также ее высокую надежность.

  • Multi Silver Evolution. Пусковой ток – 420 A при емкости в 55 А/ч.

  • Medalist. Отличается долгим сроком работы (до 7 лет) и стабильностью к перезарядам.

  • Titan Euro Silver (производство России). Эта АКБ относится к линейке Euro Silver, которая предназначается для всех типов европейских и отечественных авто. АКБ прекрасно показала себя при работе в сложных климатических условиях и в силах удовлетворить даже самые высокие требования.
Читайте также:
Литые диски: материал, маркировка, какие диски лучше стальные или легкосплавные

  • «Медведь». В рейтинге АКБ от российских производителей данная модель обладает одним из наилучших соотношений цены и качества. Производимые по современным технологиям, эти аккумуляторы гарантируют пуск мотора даже при морозах до -32°C.

AGM АКБ

Рассмотрим и такие типы решений.

  • Bosch 5951. У этой батареи один из лучших показателей. Стабильна к длительным разрядам и быстро возмещает емкость.

  • Одна из наиболее дорогостоящих в перечне AMG-батарей – Tudor AGM. Как бы то ни было, она отличилась высокими стартерными токами – 680 A при емкости в 60 А/ч.

  • Бессменный лидер среди гелевых батарей на протяжении многих лет – Optima Yellow Top. Выдает уникальные характеристики стартерного тока – 765 A при емкости в 55 А/ч. Один недостаток – высокая цена.

Как проверить на работоспособность?

Прежде всего, надо провести замер напряжения АКБ. Это очень простая, но эффективная и целесообразная диагностика работоспособности любой АКБ. Чтобы выполнить проверку, необходимо сделать следующее.

  • Сперва проверьте параметры без нагрузки. Иными словами, уберите клеммы и выньте аккумулятор из машины. АКБ должна быть до конца заряженной, корпус – чистым, а с момента зарядки пройти самое малое 3 часа.
  • Мультиметр установите в режим проверки напряжения с пределом в 20 В. Придерживаясь полярности, соедините щупы устройства с клеммами аккумулятора.
  • Если АКБ рабочая, она покажет 12,5-12,9 В.
  • Затем такая же проверка выполняется уже при запущенном движке. Здесь действия схожие, только мультиметр должен показывать 13,5-14 В.
  • Если норма превышена, то неисправен либо генератор, либо регулятор напряжения. Чересчур низкие параметры говорят о том, что необходима дополнительная диагностика батареи.

Но не только посредством мультиметра можно выполнить проверку. Имеется еще несколько приемов того, как можно в домашних условиях проверить АКБ своей машины на работоспособность. В отдельных эпизодах даже не понадобится никакого диагностического оснащения.

Для этого сделайте следующее:

  • осмотрите внешнее состояние;
  • если имеются загрязнения, удалите их;
  • также надо зажать все клеммы, если они ослаблены, и подтянуть крепежи;
  • не запускайте мотор;
  • в то же время включите все освещение, имеющееся в машине;
  • подождите 5 минут;
  • если мощность свечения не поменялась, батарея в порядке.

Гораздо эффективнее выяснять работоспособность АКБ посредством вилки нагрузки. Для диагностики подсоедините клеммы нагрузочной вилки к выводам батареи. Вольтметр должен демонстрировать напряжение от 12,6 до 12,9 В. Если оно ниже этого параметра, то надо воспользоваться зарядным устройством и полностью зарядить АКБ. После подается нагрузка на 5 секунд. По прошествии этого времени напряжение на выводах не должно просесть ниже 10,2 В.

Если напряжение опустилось ниже 9 В, то батарея уже сильно изношена, восстановление бесполезно. Такую батарею точно надо менять.

Как обслужить самостоятельно?

Прежде чем приступить к изменению конструкции аккумулятора своими руками, надо оценить все преимущества и недостатки проведения этой процедуры. Очень часто утрата необслуживаемым источником питания способности выдавать высокий разрядный ток – признак его близкой «смерти». Иными словами, отсутствие воды уже вызвало непоправимые последствия. Если даже получится его восстановить, то навряд ли он протянет долго. Чрезвычайно сложный способ – демонтировать верхнюю крышку целиком. Осуществить это возможно посредством ножовки либо электроинструмента, однако эта процедура потребует чересчур много времени, а после завершения обслуживания надо будет на должном уровне поставить этот компонент назад, что будет еще большей загвоздкой.

Потому не советуем этим заниматься. Восстановить можно лишь кислотно-кальциевую батарею. Если у вас гелевый аккумулятор, AGM или EFB, то ничего не выйдет. Самым легким способом обслужить аккумуляторы этого вида считается высверливание отверстий в крышке. Батарея на 12 вольт включает в себя 6 банок, значит, нужно сделать по одному отверстию на каждый отсек, чтобы можно было выполнять независимую корректировку уровня и плотности водного раствора серной кислоты.

Пробки на банках неразборной АКБ делаются в таком порядке.

  • Маркером наметить на верхней крышке центр каждой банки. Если вертикальные стенки не просматриваются на корпусе, то для проведения этой процедуры надо измерить ширину крышки с точностью до мм. Потом получившееся число надо поделить на 6. В итоге будет вычислена дистанция между пробок. Отступ от кромки для первой пробки можно узнать, если прежде полученный результат поделить на 2.
  • Чтобы свести к минимуму загрязнение водного раствора серной кислоты пластиковой стружкой, сверловку корпуса желательно выполнять в 2 шага. Сначала надо по ранее обозначенным маркером точкам просверлить отверстия 3-миллиметровым сверлом. Затем нужно увеличить отверстия посредством 12-миллиметрового сверла.
  • В целях плотного закрытия этих отверстий, чтобы не допустить возможности разбрызгивания электролита в процессе эксплуатации, надо взять 6 пробок от лечебных спиртовых настоек, к примеру, валерьянки, и поставить их в сделанные отверстия.

Так можно выполнить достаточно качественную переделку одного вида АКБ в другой. Двенадцатимиллиметровые отверстия дают возможность при потребности добавить дистиллированную воду либо водный раствор серной кислоты, если проблема неработоспособного состояния АКБ состояла в утечке электролита.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: