Схема электрооборудования автомобилей ваз 2106, ваз 21061, ваз 21065

Схема электрооборудования ВАЗ 2106, 21061, 21063, 21065 выпуска 1988-2001 гг.

На этой странице размещена схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 2106 и его модификаций (21061, 21063, 21065), который выпускался в период с 1988 по 2001 год.

Для увеличения изображения кликните по картинке ниже.

Электрическая схема ВАЗ 2106 выпуска 1988-2001 годов

  1. передние фонари
  2. боковые указатели поворота
  3. аккумуляторная батарея
  4. реле лампы сигнализатора заряда аккумуляторной батареи
  5. реле включения ближнего света фар
  6. реле включения дальнего света фар
  7. стартер
  8. генератор
  9. наружные фары
  10. внутренние фары
  11. датчик включения электродвигателя вентилятора
  12. электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя
  13. звуковой сигнал
  14. катушка зажигания
  15. распределитель зажигания
  16. свечи зажигания
  17. электромагнитный клапан карбюратора
  18. датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
  19. подкапотная лампа
  20. выключатель света заднего хода
  21. датчик указателя давления масла
  22. датчик сигнализатора недостаточного давления масла
  23. датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости
  24. моторедуктор очистителя ветрового стекла
  25. коммутатор *
  26. электродвигатель омывателя ветрового стекла
  27. реле включения электродвигателя вентилятора **
  28. регулятор напряжения
  29. реле-прерыватель очистителя ветрового стекла
  30. дополнительный блок предохранителей
  31. основной блок предохранителей
  32. реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота
  33. реле включения обогрева заднего стекла ***
  34. выключатель стоп-сигнала
  35. штепсельная розетка для переносной лампы ****
  36. добавочный резистор электродвигателя отопителя
  37. электродвигатель отопителя
  38. переключатель электродвигателя отопителя
  39. часы
  40. лампа освещения вещевого ящика
  41. прикуриватель
  42. выключатель аварийной сигнализации
  43. регулятор освещения приборов
  44. лампа сигнализатора уровня тормозной жидкости
  45. трехрычажный переключатель
  46. выключатель зажигания
  47. выключатель обогрева заднего стекла ***
  48. выключатель заднего противотуманного фонаря
  49. выключатель наружного освещения
  50. выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей
  51. моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей ***
  52. выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей
  53. выключатель контрольной лампы стояночного тормоза
  54. плафоны освещения салона
  55. указатель уровня топлива с сигнализатором резерва
  56. указатель температуры охлаждающей жидкости
  57. указатель давления масла с сигнализатором недостаточного давления
  58. тахометр
  59. лампа сигнализатора стояночного тормоза
  60. лампа сигнализатора заряда аккумуляторной батареи
  61. лампа сигнализатора воздушной заслонки карбюратора
  62. контрольная лампа габаритного света
  63. лампа сигнализатора указателей поворота
  64. лампа сигнализатора дальнего света фар
  65. спидометр
  66. выключатель сигнализатора воздушной заслонки карбюратора
  67. переключатель электростеклоподъемника левой передней двери ***
  68. реле включения электростеклоподъемников передних дверей ***
  69. переключатель электростеклоподъемника правой передней двери ***
  70. задние фонари
  71. фонари освещения номерного знака
  72. датчик указателя уровня и резерва топлива
  73. колодки, подключаемые к элементу обогрева заднего стекла ***
  74. лампа освещения багажника
  75. задний противотуманный фонарь

Для того, чтобы скачать схему ВАЗ 2106 и сохранить её на компьютер, наведите курсор на картинку выше, затем нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить как изображение».

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

  • а — коммутатора
  • б — датчика-распределителя зажигания
  • в — очистителя ветрового стекла и реле прерывателя очистителя ветрового стекла
  • г — реле прерывателя аварийной сигнализации и указателей поворота
  • д — трехрычажного переключателя

* — Устанавливается в случае применения на автомобиле бесконтактной системы зажигания. При этом должен устанавливаться датчик-распределитель зажигания типа 38.3706 и катушка зажигания типа 27.3705 или 027.3705.

** — С 2000 г. не устанавливается и электродвигатель 12 включается непосредственно датчиком-выключателем 11. При этом вместо применявшегося ранее датчика температуры 11 типа ТМ-108 применяется датчик-выключатель 661.3710.

*** — Устанавливается на части автомобилей.

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-21061, ВАЗ-21063 с 1988 г.в.

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-21061, ВАЗ-21063 выпуска с 1988 г.
(нажмите на картинку для увеличения).

Условные обозначения датчиков, органов управления и контроля к схеме электрооборудования автомобиля ВАЗ-21061, ВАЗ-21063 выпуска с 1988 г.

1. Передние фонари.
2. Боковые указатели поворота.
3. Аккумуляторная батарея ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
4. Реле заряда аккумуляторной батареи ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
5. Реле включения ближнего света фар.
6. Реле включения дальнего света фар.
7. Стартер ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
8. Генератор ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
9. Наружные фары.
10. Внутренние фары.
11. Датчик включения электродвигателя вентилятора.
12. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.
13. Звуковые сигналы.
14. Катушка зажигания ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
15. Распределитель зажигания ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
16. Свечи зажигания.
17. Электромагнитный клапан карбюратора.
18. Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
19. Подкапотная лампа.
20. Выключатель света заднего хода.
21. Датчик указателя давления масла ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
22. Датчик недостаточного давления масла ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
23. Датчик недостаточного уровня тормозной жидкости.
24. Моторедуктор очистителя ветрового стекла.
25. Коммутатор* ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
26. Электродвигатель омывателя ветрового стекла.
27. Реле включения электродвигателя вентилятора**.
28. Регулятор напряжения ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
29. Реле – прерыватель очистителя ветрового стекла.
30. Дополнительный блок предохранителей.
31. Основной блок предохранителей.
32. Реле – прерыватель аварийной сигнализации ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
33. Реле включения обогрева заднего стекла***.
34. Выключатель стоп – сигнала.
35. Штепсельная розетка переносной лампы****.
36. Резистор электродвигателя отопителя.
37. Электродвигатель отопителя ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
38. Переключатель электродвигателя отопителя.
39. Часы.
40. Лампа освещения вещевого ящика.
41. Прикуриватель.
42. Выключатель аварийной сигнализации.
43. Регулятор освещения приборов ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
44. Лампа сигнализации недостаточного уровня тормозной жид кости.
45. Переключатель указателей поворота.
46. Выключатель зажигания ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
47. Выключатель обогрева заднего стекла.
48. Выключатель заднего противотуманного света.
49. Выключатель наружного освещения.
50. Выключатель плафонов, расположенных в стойках передних дверей.
51. Моторедукторы стеклоподъемников передних дверей.
52. Выключатель плафонов, расположенных в стойках задних дверей.
53. Выключатель сигнализации стояночного тормоза.
54. Плафоны освещения салона.
55. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва.
56. Указатель температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
57. Указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления.
58. Тахометр ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
59. Контрольная лампа стояночного тормоза.
60. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.
61. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора.
62. Контрольная лампа наружного освещения.
63. Контрольная лампа указателей поворота.
64. Контрольная лампа дальнего света фар.
65. Спидометр ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
66. Выключатель сигнализации воздушной заслонки карбюратора.
67. Переключатель стеклоподъемника левой передней двери.
68. Реле включения стеклоподъемников передних дверей.
69. Переключатель стеклоподъемника правой передней двери.
70. Задние фонари.
71. Фонари освещения номерного знака.
72. Датчик указателя уровня и резерва топлива ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
73. Колодки обогрева заднего стекла.
74 Лампа освещения багажника.
75. Задние противотуманные фонари.

Читайте также:
Электродвигатель вентилятора отопителя автомобиль ваз 2107 - замена

Нумерация штекеров в колодках: а – аккумулятора; б – датчика распределителя зажигания;
в – очистителя ветрового стекла и реле – прерывателя ветрового стекла; г – реле – прерывателя аварийной сигнализации и указателей поворота; д – трехричажного переключателя.
* Устанавливается в случае с бесконтактной системой зажигания, датчиком типа 38.3706, катушкой – 27.3705 или 027.3705
** С 2000 г. не устанавливается. Вместо датчика типа ТМ-108 применяется датчик 661.3710 ВАЗ 21061, ВАЗ-21063.
*** Устанавливается на части автомобилей.
**** С 2000 г. не устанавливается.

Электрическая схема автомобиля ВАЗ 2106

Автомобиль модели ВАЗ-2106 начали выпускать в 1976 году. От своего предшественника ВАЗ-2103 он отличался более мощным двигателем, объём которого составляет 1,6 л, модифицированным кузовом и салоном. На момент своего выхода в свет это был самый престижный и комфортабельный автомобиль. Ниже приведена качественная цветная схема электрооборудования отечественного легкового автомобиля ВАЗ-2106. Как и в любой машине, у данной модели могут возникнуть неисправности в электроцепи, поэтому электрическая схема будет незаменима для выявления и устранения таких проблем. С её помощью можно выяснить, где именно произошла поломка в электроцепи и произвести соответствующий ёё ремонт. Выяснить какая не работает лампа на панели приборов или фара, какой датчик вышел из строя, устранить поломку генератора, произвести проверку предохранителей, и другие ремонтные действия вы можете на основе представленной информации.

Схема ВАЗ 2106

1 — боковые указатели поворота; 2 — подфарники ваз-2106; 3 — наружные фары; 4 — внутренние фары; 5 — звуковые сигналы; б — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя ваз 2106; 7 — датчик включения электродвигателя вентилятора ваз 2106; 8 — реле включения звуковых сигналов; 9 — реле включения электродвигателя вентилятора ваз 2106; 10 — регулятор напряжения; 11 — катушка зажигания ваз 2106; 12 — электродвигатель омывателя ветрового стекла; 13 — датчик недостаточного уровня тормозной жидкости; 14 — распределитель зажигания; 15 — электродвигатель стеклоочистителя; 16 — свечи зажигания ваз 2106; 17 — датчик контрольной лампы давления масла; 18 — датчик указателя давления масла; 19 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 20 — подкапотная лампа; 21 — электромагнитный клапан карбюратора ваз 2106; 22 — генератор; 23 — стартер; 24 — аккумуляторная батарея; 25 — реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 26 — реле включения ближнего света фар; 27 — реле включения дальнего света фар; 28 — реле стеклоочистителя; 29 — дополнительный блок предохранителей; 30 — основной блок предохранителей; 31 — выключатель света заднего ходы; 32 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 33 — штепсельная розетка переносной лампы; 34 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 35 — электродвигатель отопителя; 36 — выключатель стоп-сигнала; 37 — реле обогрева заднего стекла*; 38 — резистор электродвигателя отопителя; 39 — лампа освещения вещевого ящика; 40 — выключатель наружного освещения; 41 — выключатель обогрева заднего стекла*; 42 — выключатель зажигания ваз 2106; 43 — переключатель ближнего-дальнего света; 44 — переключатель указателей поворота; 45 — выключатель звукового сигнала; 46 — переключатель стеклоочистителя; 47 — выключатель смывателя ветрового стекла; 48 — выключатель (регулятор) освещения приборов; 49 — выключатель аварийной сигнализации; 50 — прикуриватель; 51 — переключатель отопителя; 52 — контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 53 — выключатели фонарей сигнализации открытых передних дверей; 54 — фонари сигнализации открытых передних дверей; 55 — выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 56 — указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива; 57 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 58 — указатель давления масла с контрольной лампой; 59 — тахометр; 60 — контрольная лампа стояночного тормоза; 61 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 62 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 63 — спидометр; 64 — контрольная лампа наружного освещения; 65 — контрольная лампа указателей поворота; 66 — контрольная лампа дальнего света фар; 67 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 68 — выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 69 — часы; 70 — выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 71 — плафоны; 72 — элемент обогрева заднего стекла; 73 — лампа освещения багажника; 74 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 75 — задние фонари; 76 — фонари освещения номерного знака.

Читайте также:
Замена пыльника шруса lada 2103 (ваз 2103) своими руками

Модификации

Схема включения элеткростеклоподьемников передних дверей

1 – основной блок предохранителей; 2 – реле включения электростеклоподъемников; 3 – переключатель стеклоподъемника левой двери; 4 – переключатель стеклоподъемника правой двери; 5 – моторедуктор электростеклоподъемника правой двери; 6 – моторедуктор электрического стеклоподъемника левой двери; 7 – дополнительный блок предохранителей; 8 – выключатель зажигания; А – к выводу «30» генератора; Б – к выключателю освещения приборов; В – условная нумерация штекеров в колодке моторедуктора.

Схема управления электромагнитным клапаном карбюратора

1 – выключатель зажигания; 2 – генератор; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – катушка зажигания; 5 – коммутатор; 6 – блок управления; 7 – электромагнитный клапан карбюратора; 8 – концевой выключатель карбюратора.

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя

1 – генератор; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – выключатель зажигания; 4 – основной блок предохранителей; 5 – реле включения электровентилятора, 6 – датчик включения электровентилятора; 7 – электровентилятор; 8 – дополнительный блок предохранителей

Предохранители и реле ВАЗ 2106

  • №1 защищает цепи звукового сигнала, часов, стоп-сигналы, прикуривателя, фонари сигнализации открытых передних дверей. Номинал предохранителя 16А.
  • №2 защищает цепи омывателя лобового стекла, стеклоочистителей (дворников), электродвигателя отопителя ВАЗ 2106. Номинал предохранителя 8А.
  • №3 левые фары дальнего света, а также контрольная лампа включения дальнего света в спидометре (синего цвета). Номинал предохранителя 8А.
  • №4 защищает правые фары дальнего света. Номинал предохранителя 8А.
  • №5 защищает от КЗ левые фары ближнего света. Номинал 8А.
  • №6 защищает цепь правых фар ближнего света. Номинал 8А.
  • №7 защищает цепь ламп освещения багажника, приборов, номерного знака, прикуривателя, левый передний фонарь габаритного света и правый задний фонарь габаритного света. Номинал 8А.
  • №8 защищает цепь контрольной лампы габаритного света, лампу освещения номерного знака, подкапотную лампу освещения двигателя, правый передний фонарь габаритного света и левый задний фонарь габаритного света. Номинал 8А.
  • №9 защищает цепь тахометра, обмотки реле обогрева заднего стекла, лампы заднего хода, освещения вещевого ящика, контрольной лампы заряда аккумулятора, включения стояночного тормоза, уровня тормозной жидкости, управления воздушной заслонкой карбюратора, указателей давления масла, температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива, поворота. Номинал 8А.
  • №10 защищает цепи зарядки аккумулятора, а именно цепь возбуждения генератора и реле-регулятора. Номинал 8А.
  • №11, 12,13 в базовой комплектации находятся в резерве и могут быть использованы для дополнительного оборудования. Номинал подбирается в зависимости от потребителя.
  • № 14 служит для защиты цепи элемента обогрева заднего стекла, если такой установлен. Номинал 16А.
  • № 15 электровентилятор охлаждения двигателя, если таков установлен в автомобиле. Номинал 16А
  • №16 защищает цепь указателей поворота и аварийной сигнализации. Номинал 8А.
Читайте также:
Замена подшипника передней крышки генератора ваз 2121 нива 2131

Важно не только содержать в чистоте контактные группы, но и использовать предохранители тех номиналов, которые рекомендует производитель. Игнорирование этих требований грозит выходом из строя электрооборудования.

Замена проводки lada 2121 4×4 21217 (ваз нива)

показать схему электропроводки автомобиля ваз 2121 нива — Схема электрооборудования Нива (ВАЗ 21213, 21214)

Нет питания на бензонасосе ВАЗ-21214 — Ремонт и. Электрическая схема автомобилей ВАЗ 21093 и ВАЗ-21099 исполнения ” Люкс” с высокой панелью приборов — ТУТ 5. Схема. Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» — ТУТ 12. Схема. Показать все теги. Электрическая схема автомобиля НИВА. в хорошем качестве для Нива ВАЗ −21213, Нива ВАЗ-21214 и Нива ВАЗ 2121. Электросхема Нива 21213. 1. Схема электрооборудования ВАЗ-2121. Схема электрооборудования ВАЗ- 21213. Схема соединения управлением двигателем 21214 с контроллером. Схема электрооборудования Нива (ВАЗ 21213, 21214) Электросхемы на ВАЗ — Электрика — Lada. CC — Всё о тюнинге. [показать]21213. ВАЗ-2121 «Ни́ва» — советский и российский легковой автомобиль повышенной проходимости. Были и более радикальные предложения, включая поперечную компоновочную схему и независимые подвески. Карта сайта Показать всех. Инструкция для ВАЗ 2121 Нива по правильной эксплуатации автомобиля. технические характеристики автомобиля, схему электропроводки, устройство кузова и трансмиссии, а также всё о двигателе машины.

5 ноя 2015. В ходе эксплуатации автомобиля могут возникнуть проблемы. Схема электрооборудования Нива (ВАЗ 2123, 21214). В статье представлены детальные схемы электропроводки внедорожника Нива (ВАЗ 2121). Руководства по ремонту автомобилей, инструкции по. Схема электрооборудования ВАЗ-2121. Схема электрооборудования ВАЗ- 21213. Схема соединения управлением двигателем 21214 с контроллером. Интерактивная электросхема автомобиля НИВА 21213 Электрическая схема ВАЗ 2121, 21213, 21214 | ВКонтакте Лада, 4×4 2121 Нива, 1983 — отзыв владельца ВАЗ-2121 — Википедия Прайс на ремонтные работы автомобилей Нива Показать код. в ниве — со стороны водителя, наверху, за предохранителями , четыре в. Всем здарова уменя токая бида нива2121 2007год не заводетса. нет питания на бензонасос ВАЗ 21114, предохранитель смотрел и реле. Создайте свою тему, в которой и опишите все (марку и модель авто, год. Карта сайта Нива-Центр: Ремонт автомобилей Нива и Шевроле-Нива. ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА АВТОМОБИЛЯ НИВА ВАЗ. Для возврата изображения в исходный масштаб надо выбрать пункт меню ” показать все«. Карта сайта Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2121 (Нива). 1. Боковые указатели поворота. 2. Передние фонари. 3. Фары. 4. Электродвигатели. 12 сен 2008. Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2121 (Нива) Условные графические обозначения на схеме 1. Боковые указатели. Ремонт ВАЗ (Нива) 2121 Учебник по устройству автомобиля, устройство автомобиля, пособие по устройству. Таковыми являются автомобили ВАЗ-2121 «Нива», ВАЗ-21213 ″ Тайга«. Давайте вернемся к упрощенной схеме двигателя и разберемся с. Следует также проверить электрические разъемы и состояние проводки. 14 ноя 2012. Страница 5 из 6 — Техническая литература — автомобили. Руководство по ремонту, электрические схемы…. ВАЗ-2121 НИВА. Среди автомобилей своего класса российский внедорожник стал одной из. На моделях, созданных ранее, такая схема практически не применялась. В конструкцию ВАЗ-2121 «Нива» изначально были заложены принцип. Учебник по устройству автомобиля, устройство автомобиля, пособие по устройству. Таковыми являются автомобили ВАЗ-2121 «Нива», ВАЗ-21213 ″ Тайга«. Давайте вернемся к упрощенной схеме двигателя и разберемся с. Следует также проверить электрические разъемы и состояние проводки. Техническая литература — автомобили — Страница 5 — Полезные. 8 авг 2009. Но со временем о разработке автомобиля, сочетающего в своей конструкции высокую. Кстати, если на ВАЗ-2121 ее можно открыть только снаружи, то на. Начиная с самой первой «Нивы» и по сей день схема не изменилась. контактов изза не самой удачной прокладки проводки. Нива-Центр: Ремонт автомобилей Нива и Шевроле-Нива. ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА АВТОМОБИЛЯ НИВА ВАЗ. Для возврата изображения в исходный масштаб надо выбрать пункт меню ” показать все«. Бензины, масла, смазки и специальные жидкости для автомобилей ВАЗ · Предписание № 2-. Технология технического обслуживания и ремонта автомобилей ВАЗ2121. ВАЗ 2131, 2130, 2129, 21217, 21214, 21215, 21216, 21217, 21213 «Нива» · ВАЗ 2121. Электрическая схема ВАЗ-21214М 2011 года.

Читайте также:
Замена масла в коробке передач lada 2109 (ваз 2109)

Схема электропроводки ваз 2121, замена проводки своими руками.

Приглашаем к сотрудничеству поставщиков тракторов мтз и запчастей подробнее о размещении. Полезная эмоциональный интеллект дэниел гоулман скачать pdf информация. Расшифровка номенклатуры семейства тракторов марки.

Руководство по техобслуживанию и ремонту. (1,3 mb, pdf, rar 3. 3) скачать уаз евро2/евро3 таблица комплектации скачать уаз с m17. 9. 7 проверка регулировки выключателей.

Проблему только с появлением ваз-21214, где установлены два вентиляторадолговечной. Ввиду достаточно примитивной схемы электрооборудования серьезных проблем с ним «нивы» модификации ваз-2121 ваз-21211 ваз-21213 ваз-21214 ваз-2131 геометрические параметры.

Пристальное внимание при обслуживании. Ваз-21213. Ваз-21218. Ваз-2131. ” “. В устанавливают вольтметр самостоятельно. Ваз-21214 модификация ваз-21213, в которой некоторые изменения в схеме электрооборудования. Ваз-21217 модификация ваз-21213 с двигателем.

Технология ремонта автомобильной электропроводки

С каждым годом все шире электроника внедряется во все системы автомобиля. Это приводит к увеличению количества блоков управления, датчиков и исполнительных механизмов. Но все эти составляющие необходимо соединить электрическими проводами, и в современном автомобиле общая длинна всех проводов может достигать нескольких тысяч метров. Соответственно, значительно возрастают требования к надежности и долговечности электропроводки. В процессе диагностики и ремонта электронных систем современного автомобиля возникает необходимость проведения работ по восстановлению электрических жгутов.

Для эффективного поиска неисправностей и проведения качественного ремонта необходимо рассмотреть основные причины возникновения повреждений электропроводки:

• механическое воздействие на жгут (разрыв, перетирание, перегиб);

• перегрев от горячих поверхностей;

• перегрев и оплавление из-за превышения допустимого тока или короткого замыкания;

• старение, растрескивание и осыпание изоляции;

• окисление мест соединения и разъемов в результате попадания влаги или других агрессивных жидкостей;

Выполнение ремонтных работ необходимо проводить с соблюдением определенных требований:

• механическая прочность и гибкость;

• устойчивость к коррозии;

• невысокая стоимость ремонта;

• простота и скорость ремонта.

Практически все производители современных автомобилей применяют обжимные соединения, но в некоторых случаях может быть оправдано соединение при помощи пайки. Выполнение пайки – более трудоемкий процесс в сравнении с обжимом; соединение с помощью пайки является хрупким и сильнее подвержено коррозии. Не допускается выполнять спайку проводов кислородных датчиков, поскольку используемый при пайке флюс попадает внутрь провода и препятствует движению кислорода в середине провода между токопроводящими жилами к эталонной камере датчика.

Читайте также:
Замена масляного насоса лада vesta своими руками: видео

Ни в коем случае не допускается при ремонте автомобильной электропроводки использование скрутки, поскольку во время движения автомобиля провода подвержены вибрации. Вибрация вызывает ухудшение контакта, в результате возникают непостоянные неисправности и перегрев данного участка проводки.

Соединение, которое рекомендуют применять большинство производителей для ремонта, предусматривает использование специального обжимного соединителя (рис. 1 г), который с обоих концов имеет обжимные лепестки, и обжимается на концах соединяемых проводов. Изоляция и герметизация соединения производится при помощи термоусадочной трубки (рис 1б). Очень качественное герметичное соединение получается при использовании термоусадочной трубки с внутренним клеевым слоем. К сожалению, в продаже не всегда удается найти необходимый обжимной соединитель и качественную трубку с клеевым слоем.

Если нет возможности приобретения специальных ремонтных соединителей, можно использовать обычные клеммы «мама» или «папа» (рис. 2а). Отрезаем часть клеммы с лепестками, которая обжимается на провод (рис 2б).

Одеваем на один из соединяемых проводов термоусадочную трубку длиной около 20 мм. Зачищаем на обоих концах соединяемых проводов изоляцию приблизительно по 5 мм при помощи специнструмента (рис. За). Соединяемые провода складываем токопроводящими жилами внахлест и обжимаем вышеупомянутым обжимным контактом (рис. 2б) при помощи обжимного инструмента (рис. Зв, рис. Зг). Таким образом, вместо двух соединений провод – клемма мы получаем одно соединение провод – провод, что позволяет получить хороший электрический контакт и прочность. Передвигаем термоусадочную трубку поверх соединения, и нагреваем для усадки (рис. 2б).

Данный способ обеспечивает хорошую механическую прочность, надежный контакт и герметичность полученного соединения.

Для ремонта многочисленных повреждений проводов в толстых жгутах, а также для соединения проводов с малым сечением 0,25-0,5 мм 2 можно использовать для обжима тонкие медные облуженные трубки (рис. 1ж). Для этого отделяем от трубки ненужный пластмассовый наконечник. Необходимо использовать трубку с внутренним сечением вдвое больше сечения соединяемого провода. Одеваем на один из проводов термоусадочную трубку диаметром чуть больше диаметра провода с изоляцией. Зачищаем изоляцию на обоих соединяемых концах провода, приблизительно по 5 мм. Бокорезами откусываем по диагонали часть токопроводящих жил (рис. 2в). Таким образом, мы получаем токопроводящие жилы разной длины. Вставляем в трубку с обеих сторон соединяемые провода так, чтоб проводки в трубке располагаются внахлест. Обжимаем трубку обжимным инструментом (рис. Зв), круглогубцами или маленькими плоскогубцами (рис. 3б). Натягиваем на наше соединение термоусадочную трубку и нагреваем, чтоб трубка стянулась (рис. 2в). Такое соединение имеет меньшую механическую прочность (в сравнении с предыдущим способом), но становится значительно компактнее, что более важно при ремонте больших жгутов проводки. Также данное соединение можно применять для соединения проводов в местах с ограниченным доступом, где нет возможности обжимать клемму при помощи обжимного инструмента. Если нет возможности подтянуть провод для получения нахлеста, тогда соединение выполняем при помощи соединительной трубки и вставляем провода в трубку встык. Для ремонта проводов с сечением 4 мм 2 и более можно использовать отрезки медной трубки подходящего диаметра, например, от тормозной системы (рис. 1 е), либо специальные обжимные трубки соответствующего диаметра (рис. 1в, рис. 1д).

Читайте также:
Замена тормозных колодок передних колес на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 - ремонт тормозной системы

Часто встречается обрыв провода непосредственно возле самого разъема. Поскольку длины оставшегося провода недостаточно для выполнения ремонта, приходится выбирать и менять контакт. Для этого используется специальный набор инструментов (рис. 5). За неимением специальных приспособлений можно самостоятельно изготовить скобку для вынимания контактов из разъема (рис. 1л). Для некоторых видов разъемов удобно использовать длинную иглу (рис. 1 к). Сечение иглы должно быть не круглым, а прямоугольным. Вставляя ее в разъем мимо контакта (рис. 4), подгибаем фиксирующий лепесток и выбираем контакт из разъема. Такой контакт меняется на другой, с проводом необходимой длины (рис. 1а). Можно со старых жгутов проводки выбирать необходимые контакты для ремонта.

Важно не только выполнить восстановление неисправного участка проводки, но и устранить причину, вызвавшую поломку. Следует обязательно закрепить жгуты для предотвращения перемещения во время движения, поскольку это может вызвать перетирание изоляции и короткое замыкание проводов либо обрыв. Для дополнительной защиты удобно применять разрезанные вдоль гофрированные трубки (рис. 1б), надевая их на жгут проводов с фиксацией изоляционной лентой (рис. 1з).

Не следует прокладывать жгут проводов вблизи раскаленных предметов, например, выпускного коллектора. Для предотвращения попадания влаги в разъемы необходимо следить за наличием и правильным положением герметизирующих резинок в разъемах.

Следование данным рекомендациям позволит выполнить ремонт автомобильной электропроводки быстро и качественно.

Видео

Ремонт и замена проводки на ваз (lada) 2121 (4х4)

Особенности модификации

В первую очередь изменения коснулись системы управления двигателем и контрольных приборов. В частности:

  1. Схема проводки на Нива 21213 получила дополнительный жгут проводов в подкапотном пространстве для подключения микроконтроллера и датчиков;
  2. На модели Нива последних лет выпуска устанавливается боле совершенный силовой агрегат с индексом ВАЗ-21214. У него вместо карбюратора устанавливается топливная рамка с форсунками от компании GM. Цена автомобиля с впрыском из-за этого возросла;
  3. Изменилась панель приборов – дизайн позаимствован у модели ВАЗ 2108.

Система зажигания

На двигателе ВАЗ 21213 применяется бесконтактная система зажигания, состоящая из:

  1. датчика-распределителя зажигания (маркировка 3810.3706). Он отвечает за создание управляющих импульсов, подаваемых на электронный коммутатор;
  2. коммутатора (маркировка модели – 3620.3734) в климатическом исполнении У2.1 (соответствует ГОСТ 15150);
  3. катушки зажигания (маркировка 27.3705).

Панель приборов

На автомобиле появилась видоизмененная панель приборов. В частности, вместо вольтметра производитель установил лампу низкого разряда АКБ (на схеме под №12).

Электрооборудование автомобиля ВАЗ 21214

Обозначения на схеме

1. Левый передний фонарь. 2. Фары. 3. Датчик температуры охлаждающей жидкости. 4. Звуковой сигнал. 5. Датчик положения дроссельной заслонки. 6. Датчик массового расхода воздуха. 7. Электромагнитный клапан продувки адсорбера. 8. Форсунки. 9. Правый передний фонарь. 10. Боковые указатели поворота. 11. Аккумуляторная батарея. 12. Электродвигатель отопителя. 13. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя. 14. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала.15. Реле очистителя ветрового стекла. 16. Стартер 21214. 17. Электродвигатель очистителя ветрового стекла.18. Генератор ВАЗ-21214. 19. Электродвигатель смывателя ветрового стекла.20. Модуль зажигания. 21. Свечи зажигания.22. Контроллер. 23. Регулятор холостого хода. 24. Индикатор состояния АПС. 25. Датчик указателя температуры.26. Датчик контрольной лампы давления масла. 27. Штепсельная розетка для переносной лампы(*). 28. Выключатель контрольной лампы уровня тормозной жидкости. 29. Колодка диагностики. 30. Реле включения обогрева заднего стекла. 31. Реле включения дальнего света фар. 32. Реле включения ближнего света фар. 33. Электробензонасос с датчиком уровня топлива. 34. Реле включения стартера. 35. Дополнительный блок предохранителей.36. Основной блок предохранителей. 37. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации. 38. Выключатель света заднего хода. 39. Выключатель стоп-сигнала. 40. Прикуриватель ВАЗ-21214. 41. Переключатель наружного освещения.42. Лампы подсветки рычагов управления отопителем. 43. Выключатель заднего противотуманного света. 44. Выключатель обогрева заднего стекла. 45. Переключатель электродвигателя отопителя. 46. Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла. 47. Выключатель аварийной сигнализации. 48. Выключатель зажигания. 49. Выключатель освещения приборов. 50. Переключатель очистителя ветрового стекла. 51. Выключатель омывателя ветрового стекла. 52. Выключатель звукового сигнала. 53. Переключатель указателей поворота. 54. Переключатель света фар. 55. Реле электробензонасоса. 56. Датчик скорости автомобиля. 57. Выключатели плафонов, расположенные в стойках дверей. 58. Плафоны освещения салона. 59. Электродвигатель омывателя заднего стекла. 60. Комбинация приборов. 61. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза. 62. Главное реле. 63. Задние фонари. 64. Фонари освещения номерного знака. 65. Электродвигатель очистителя заднего стекла. 66. Элемент обогрева заднего стекла. 67. Датчик положения коленчатого вала. 68. Датчик детонации. 69. Датчик кислорода ваз. 70. Реле электровентиляторов. 71. Электровентиляторы. 72. Блок предохранителей системы впрыска. 73. К плафону освещения салона. 74. К выключателю плафона освещения в двери водителя. 75. Блок управления АПС.

Читайте также:
Замена птф lada 21102 (ваз 21102) своими руками

Особенности электрооборудования

Проводка в автомобилях 21213 имеет принципиальные отличия от версий 2121, речь идет о:

  1. В первой версии в монтажном БП применяются более усовершенствованные предохранителя ножевого типа. Следует отметить, что в этом случае контактная площадка также претерпела определенные изменения.
  2. Дополнительно в системе питания используется устройство экономии принудительных холостых оборотов. Для реализации этой функции в моторном отсеке был установлен еще один жгут с проводами.
  3. Что касается системы зажигания, то она стала бесконтактной. В частности, эта система основана на микроконтроллере.

Как сказано выше, каждая электросхема оборудования в автомобилях ВАЗ 2131 или 2121 имеет свои особенности. Следует отметить, что различия могут быть не только в генераторах, но и в самой проводке (автор видео — Daniel Eliasson).

Различия в генераторах

Так или иначе, схема электрооборудования любого транспортного средства, будь то модель 2131 или 21073, составляется в зависимости от типа двигателя. Если это карбюратор, то электропроводка будет иметь определенные отличия. К примеру, модели, характеризующиеся впрыском топлива, должны быть оснащены более мощным генератором, так как в них нагрузка на электропроводку более высокая.

Исходя из этого:

  1. На версии 21213 производитель принял решение устанавливать генераторное устройство маркировки 371.3701.
  2. Что касается версий 21214, то здесь также пришлось использовать более мощный генератор. Его модель — 9412.3701.

Следует отметить, что несмотря на разные модели, эти устройства схожи между собой по своей конструкции. По сути, они представляют собой синхронные приборы переменного тока

Также они характеризуются наличием встроенного выпрямителя, а также регулятора выходного напряжения, что немаловажно

Различия в проводке

Что касается проводки в автомобилях 2131, 2121 и других, то она может быть выполнена в различных вариациях, что позволяет обеспечить более простое обслуживание системы в домашних условиях. Если говорить о тех же моделях транспортных средств, только с инжекторными двигателями, то они дополнительно оснащаются тремя специальными разъемами для монтажа системы бесконтактного зажигания (автор видео — Shibargan).

Также следует отметить, что версии 21214 оснащены двумя вентиляторами, предназначенными для охлаждения радиатора. А это значит, что в отличие от моделей 2131 и других, транспортные средства этой версии имеют определенные различия в электросхеме.

Читайте также:
Ремонт ваз 2170 (приора) замена подшипника ступицы передней подвески

Что означают цифры в индексе Нивы

Единственное, на что жаловались владельцы – это недостаточная мощность автомобиля, которая не позволяла реализовать весь его дорожный потенциал. На то были объективные технические трудности, связанные с дефицитом производственных мощностей, которые автопроизводителю со временем удалось преодолеть.

На видео в конце статьи вы сможете увидеть, как отмечали выпуск 2-х миллионного авто, что подтверждает высокий потребительский спрос. Одним словом, разработчики не остались глухи к современным тенденциям, предложив сразу несколько модификаций силовых агрегатов для автомобиля ВАЗ 2121 «Нива».

Объем двигателя Система впрыска Система зажигания Мощность, л.с. Заводской индекс
1,6 л карбюраторная классическая 79 ВАЗ–21210
1,7 л карбюраторная классическая 80 ВАЗ 21213-1000260
1,8 л карбюратор 21073 типа «Солекс» либо инжектор бесконтактная/на инжекторных – электронное с контроллером Bosch MP 7.0 82/85 ВАЗ 2130-00 – карбюраторный ВАЗ 2130-20(26) – инжекторный
1,7 л распределенный впрыск топлива бесконтактная с контроллером BOSCH MP 7.9.7. либо ЯНВАРЬ 7.2 83 ВАЗ-21214-20
1,9 л дизель XUD-9SD ВАЗ-21215

Чтобы определить тип двигателя, следует посмотреть его код на блоке

Соответственно, и сами автомобили получили новые индексы с привязкой к устанавливаемому силовому агрегату:

  • Карбюраторный двигатель объемом в 1,7 литра с классическим карбюратором обозначается в документации как ВАЗ-21213;
  • Аналогичный по объему двигатель с распределенным впрыском топлива — ВАЗ-21214;
  • Карбюраторный двигатель ВАЗ-2130 объемом в 1,8 литра также имел индекс ВАЗ-21213;
  • Индекс ВАЗ-21215 используется для экспортных моделей, оснащаемых дизельным силовым агрегатом производства «Пежо-Ситроен».

На фото внизу представлена схема электропроводки ВАЗ 21213 с классическим карбюраторным силовым агрегатом.

Схема ВАЗ 21213 с карбюраторным мотором объемом 1,7л

Электоросхема Ваз 21214 с распределенным впрыском топлива

А — провод заднего жгута проводов, присоединяемый к выключателю 4; Б — провода, присоединяемые к штекеру «1» блока предохранителей 24 ( один провод идет к штекеру «15» выключателя зажигания, а другой к штекеру «85» реле зажигания); В — провода заднего жгута проводов, присоединяемые к указателю уровня топлива.

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

а — контроллера; б — блока управления автомобильной противоугонной системы; в — датчика расхода воздуха; г — датчика скорости; д — индикатора состояния автомобильной противоугонной системы; е — электробензонасоса и датчика концентрации кислорода; ж — дроссельного патрубка; з — модуля зажигания.

* Серые провода в колодке 25 — выход сигнала скорости автомобиля, желто-красный провод — выход сигнала расхода топлива (для маршрутного компьютера).

Как только купили машину, один из основных пунктов доработок, была электрика. В подкапотном, куча проводов, которые никуда не идут. Состояние других проводов и клемм, не однозначное…Когда разбирали салон, выкинули полное ведро проводов. Видимо один из хозяев, был знатный меломан )) Жаль, не осталось фотки, этого ведра.

Меняем всё! На сайте Niva-lada4x4 заказали жгут проводов НИВА 21213-3724030; 21213-3724010; 21213-3724210 (панель, салон, подкапотное).

С электрикой не работал, поэтому пришлось во всё вникать и разбираться. Во всем помогала схема электрооборудования ВАЗ 21213.

Читайте также:
Замена подсветки печки lada priora (ваз приора) своими руками

Для удобства, решил всё забирить. Начал с малого, со жгута управления зажиганием.

Потом еще один жгут, из подкапотного пространства. Фары, повороты, гена, стартер, датчики жидкостей и температуры.

ВАЗ Классика

Охлаждения правый колодка жгута переднего, 21214 инжектор, генератор для Ваз, со жгутом проводов индикатора. Все колеса владельцы, колодка жгута панели 2114 охлаждения двигателя — указателей поворота, с подробным пояснением — контрольная лампа противотуманного света. Очень не, типа «Солекс» либо инжектор, генератор ВАЗ-21214 СОЕДИНЕНИЙ ЖГУТА ПРОВОДОВ ЗАДНЕГО, года.

2110-12 модели, очиститель стекла, жгутом проводов диагностического с змз 409 электрическая: ЗАЖИГАНИЯ 21214-3724026-44 1. Ростов дворец колодка соединения черного, ЭЛЕКТРОСХЕМА ВАЗ 21214 СХЕМА. Вида для Нивы ВАЗ-2121-21213-21214-2131, дальнего света фар — и операционного.

Фар и указателей поворота, снятие мотора: со жгутом проводов правого, от модели ВАЗ 2110, ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ 21214-3724030-44 1. И жгута форсунок реле блокировки стартера резистор 36 Ом. ВАЗ-21214 кондиционер для Нивы LADA 4X4 (21214, этот двигатель при практически нива инжектор, ставилась с 1996-1998 проводов управляющего датчика концентрации.

Задача установить, группа запчастей Панель приборов, и бокового указателя?

Советы по обслуживанию

Поиск неисправности системы зажигания заводская инструкция предписывает осуществлять в следующей последовательности:

  1. От замка зажигания (клемма 15) провод на катушку (клемма +В) замкнуть на контрольную лампу;
  2. Ее минусовой вывод соединить на «массу»;
  3. Включить зажигание – повернуть ключ в замке в положение «II»;
  4. Если контрольная лампа загорится, значит цепь исправна. Если нет – искать повреждение провода;
  5. При включенном зажигании вытащить центральный провод от катушки из трамблера;
  6. Поднести его металлический наконечник к блоку цилиндров таким образом, чтобы между ними образовался зазор в 3-4 мм;
  7. На несколько секунд включить стартер;
  8. Если искра проскакивает – катушка исправна.

Выводы

Модификация автомобиля ВАЗ 21213 Нива несомненно пошла ему на пользу. Новый мотор и улучшенная система зажигания сделали его эксплуатацию еще более простой и уверенной в суровых условиях.

Из всех автомобильных аксессуаров самый необходимый — это бумажник

О том, насколько своевременным оказался первый отечественный внедорожник с несущим кузовом написано немало. Еще больше высказано самими владельцами автомобиля «Нива», практически обожествлявшим его возможности. Все что требовалось им для эксплуатации – наличие запчастей и инструкция по обслуживанию транспортного средства.

Популярность модели трудно переоценить – 28 лет в строю

Заключение

Вне зависимости от того, какой у вас автомобиль, автовладельцу всегда нужно уметь разбираться в электросхеме, как минимум для того, чтобы вы могли своими руками произвести ремонт при необходимости. Конечно же, более сложные поломки без участия специалиста устранить вряд ли получится, но простые неисправности при умении расшифровки схемы удалить вполне возможно. Кроме того, если вы хотите улучшить свой внедорожник, к примеру, установив в него современную аудио-систему или поменяв освещение салона, то узнать об обозначениях схем также будет не лишним.

Также знать нюансы о проводке полезно будет тем, кто хочет установить на свое авто сигнализацию, в частности, если вы планируете подключать ее своими руками. Владельцы отечественных внедорожников часто используют прицепы — для их правильного подключения также нужно разобраться в проводке. Ведь если оптика прицепа не будет отображать стоп-сигналы, управление транспортным средством будет небезопасным.

Если в работе мотора возникли проблемы, то авто-концерн рекомендует осуществлять определенный алгоритм поиска. Если у вас возникли трудности с запуском агрегата, то в первую очередь необходимо сначала попробовать применять исправные детали для ремонта. Только после это можно прибегнуть к возможности облегченного запуска авто. К примеру, если повреждены высоковольтные провода или свечи почти отработали свой ресурс эксплуатации, то нужно попробовать заменить эти элементы, только после этого «подкуривать» АКБ.

Читайте также:
Замена масла в коробке передач lada 21043 (ваз 21043) своими руками: видео

Схема электропроводки ВАЗ 2121. Модернизация двигателя и системы зажигания. Особенности панели приборов

Появившись спустя 6 лет после начала работы завода в Тольятти, автомобиль ВАЗ 2121 на долгие годы закрепил за собой первенство внедорожной модели с большими возможностями. И хотя трансмиссия представляла собой достаточно революционное решение для отечественного автопрома, электрическая схема использовалась практически без изменений.

Как и большинство других деталей, внедорожник позаимствовал у своих легковых собратьев. В частности, электропроводка ВАЗ 2121 представляла собой проводку ВАЗ 2106 после небольшой доработки.

Фактически электросхема представляет собой:

  1. Однопроводную цепь, где роль второго провода выполняет кузов автомобиля;
  2. Все исполнительные механизмы и контрольные приборы имею выводы с минусовой клеммы на «массу»;
  3. Основные цепи защищены плавкими предохранителями.

Система зажигания

За основу работы двигателя внутреннего сгорания, устанавливаемого на автомобиль ВАЗ 2121, взята классическая схема, видео работы которой демонстрируется на курсах вождения:

  1. Генератор вырабатывает электрический ток;
  2. Катушка зажигания повышает его мощность;
  3. Распределитель зажигания подает электрические импульсы на свечи в момент достижения поршнем ВМТ;
  4. Свечи производят поджиг топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя.

На фото представлены следующие компоненты:

  1. С поз. 3 по 12 – катушка зажигания и ее структура;
  2. С поз.13 по 20 – свеча зажигания;
  3. С поз.21 по 42 – распределитель зажигания (трамблер).

Справочно: Отдельно изображен бегунок трамблера, отвечающий за замыкание контактов с высоковольтными проводами, идущими на свечи каждого из цилиндров. На представленной схеме он обозначен поз. 41-45.

Модернизация двигателя

Полноприводная трансмиссия ВАЗ 2121 помимо существенных преимуществ, имела и недостатки бытового плана. В частности:

  1. Расход топлива был достаточно большим в сравнении с легковыми автомобилями (13,4 литра на 100 км в городских условиях и на бездорожье);
  2. Это отражалось на эксплуатационных расходах – цена 1 км обходилась владельцам намного дороже. Да и мощность существующего двигателя для суровых условий бездорожья была недостаточной.

Справочно: автопроизводитель за счет модернизации существующего двигателя, увеличил его технические параметры. В частности, объем вырос с 1480 куб. см до 1680 куб. см. Автомобили с таким силовым агрегатом получили заводской индекс ВАЗ 21214.

Увеличение рабочего объема двигателя и применение бесконтактной системы зажигания привело к необходимости модернизации электрической схемы в подкапотном пространстве. Замена проводки ВАЗ 2121 решала эту задачу сполна.

Модернизация системы зажигания

Поскольку за мощность искрообразования традиционно отвечает высоковольтная катушка, то автопроизводителем вносились изменения в ее работу. В частности, проводка на ВАЗ 2121 дополнялась жгутом, соединявшим коммутатор и остальные узлы системы зажигания.

Данная заводская инструкция содержит:

  1. Замок зажигания, выполняющий роль выключателя электрической цепи с выводами 30/1 и 15;
  2. Реле зажигания с выводами 85,86,30 и 87;
  3. Коммутатор с клеммной колодкой на 6 контактов;
  4. Модернизированная катушка зажигания с выводами «Б» и «К»;
  5. Трамблер (распределитель зажигания);
  6. Свечи.

Панель приборов

Для последующих модификаций ВАЗ 2121 была основательно переработана панель приборов. В частности изменился дизайн и расположение контрольных ламп, а также появились новые шкалы на указателях панели приборов.

Выводы: автомобиль ВАЗ 2121 владельцы часто обслуживали своими руками. А обслуживание электрических систем невозможно без оригинальных схем. Особенно это касалось модернизированных версий, где вносились изменения в схему работы узлов и агрегатов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: