Терморегулятор для вентилятора автомобиля, автоэлектрика

Терморегулятор для вентилятора автомобиля, автоэлектрика

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

электронный термостат делал и сделал ещё фиг пойми когда, очень давно. идея казалась логичной. обычный штатный механический тогда было или не достать (дефицит) или же они “летели” один за другим только успевай менять. а жигули оказались очень чувствительны к температуре двигателя: чуть перегрел и клапана начинали стучать, регулировки хватало лишь до очередного перегрева. так вот термостат. электронику сделал на обычном компараторе, исполнительное реле управляло пневмоклапаном. механически к обычному термостату к его подвижной части взамен выброшенного термоактивного элемента (жигули-“классика”) была добавлена пневмокамера с мембраной (наподобие как используется в вакуумном регуляторе опережения), тяга от мембраны сквозь корпус уплотнялась резиновым колечком (наподобие как в кранике отопителя у тойоты).
всё было готово, сделано и проверено на стенде но на машину так никогда и не установлено. отвечаю почему. схема и идея была “тупой”. ступенчатой. при превышении уставки срабатывало реле и включался исполнительный элемент. ступенчато. в данном случае клапан термостата имел всего 2 положения: закрыто и открыто. подразумевалось что исходно клапан закрыт, после запуска двигателя (холодного) происходил прогрев до рабочей температуры, затем клапан открывался и из радиатора в двигатель поступала холодная ОЖ. мотор несколько остывал, клапан закрывался и далее циклически. при больших нагрузках температура сильно росла и клапан постоянно оставаясь открытым обеспечивал бы максимальное охлаждение, далее в работу включался бы автоматический вентилятор обдува радиатора. казалось бы, всё правильно, логично и жизнеспособно. но это только кажется.
на самом деле такая схема нежизнеспособна и гораздо хуже самого обычного, примитивнейшего, механического термостата на термоактивном элементе. именно по причине ступенчатости. штатный термостат бесступенчатый и обеспечивает плавное изменения соотношения горячей и холодной воды на выходе. как в сантехническом смесителе в раковине на кухне. по моей же схеме легко представить что произойдёт при полностью прогретом до рабочей температуры (80-90 градусов) моторе и резком ступенчатом переключении термостата, если на улице зима (и в радиаторе) и температура минус 30-40 градусов или около того. произойдёт тепловой удар. деформаций и поломок в этом случае не избежать.
если уж и делать электронный термостат, то по своим “качествам” он само-собой должен быть хоть чем то лучше штатного простого механического, из-за чего весь сыр-бор. электронный должен поддерживать температуру исходя из скорости её изменения а не только по абсолютной величине. алгоритм должен обрабатывать информацию с трёх датчиков (на входе воды в двигатель, на выходе из двигателя и на выходе радиатора) и выдавать команду на пропорциональное смешивание с учётом как абсолютного значения температур так и скоростей их изменения и на включение электровентилятора. а вот это уже не очень просто поэтому я это дело забросил.

Читайте также:
Чтобы магнитола не выкл. при запуске двигателя.

Высокое качество при конкурентной стоимости позволяет DC/DC-преобразователям MORNSUN конкурировать с аналогами ведущих мировых производителей. Продукция данного бренда, такая как семейство UWTH1D, может с успехом применяться в железнодорожных приложениях. Для телекоммуникационного оборудования подходят DC/DC-преобразователи семейств VCB и VCF, для систем распределенного электропитания – малогабаритные импульсные PoL-стабилизаторы напряжения семейства K78, а для автоматизированных системах производства и робототехники, незаменима серия KUB. Есть и уникальные решения, например, миниатюрный DC/DC-конвертер B0505ST16-W5 в корпусе микросхемы, предназначенный для медицинских приборов.

to *miko*

Интересная тема, но почему заглохла?
Клапан использовать можно, но управлять им надо наверное в режиме ШИМ, допустим период равен 1 сек, а дальше процентовка между закрыто / открыто, получиться некоторое подобие открывающегося краника, линейно или нелинейно.
При широком выборе микроконтроллеров, эту задачу реализовать вобщем не так сложно.

Какой у вас клапан? С прогой, схемой, и печаткой помогу.

Высокое качество при конкурентной стоимости позволяет DC/DC-преобразователям MORNSUN конкурировать с аналогами ведущих мировых производителей. Продукция данного бренда, такая как семейство UWTH1D, может с успехом применяться в железнодорожных приложениях. Для телекоммуникационного оборудования подходят DC/DC-преобразователи семейств VCB и VCF, для систем распределенного электропитания – малогабаритные импульсные PoL-стабилизаторы напряжения семейства K78, а для автоматизированных системах производства и робототехники, незаменима серия KUB. Есть и уникальные решения, например, миниатюрный DC/DC-конвертер B0505ST16-W5 в корпусе микросхемы, предназначенный для медицинских приборов.

+3 к надежности. Термореле управления вентилятором с aliexpress

Теперь управление вторым вентилятором для охлаждения радиатора происходит умным термореле в автоматическом режиме. Надоело включать его в ручном режиме с кнопки, когда встаю в пробку.

Сейчас всё расскажу, но сначала хочется поблагодарить SERGB3NN , MAXIM242 , stalkersib666 , fatiano , AnDRoSx , Am89 , anna191 , YanaPRO , c47 , 36apple36 за то, что выбираете именно мой автомобиль в предвыборной гонке. Отмечаю вас за тем, что вам возможно понравится бортжурнал этой машины. Вот кстати пост о планах на переделки.

В общем это термореле — штука чрезвычайно полезная штука в хозяйстве (на ней можно делать хоть инкубатор и птицефабрику, хоть морозильную камеру) и для машины она тоже годиться. Электронное термореле с Aliexpress. Стоит 144 рубля, и около 100 рублей выйдет доставка в Россию (с отслеживанием). Пришло в центральную часть России за 2 недели. Внутри реле на 20А при 12V, что нам в машине и нужно.

Приходит в обычном пакете, обернутое в пупырчатую пленку и zip-пакет:

Фото в бортжурнале Suzuki Esteem

Функции именно такого термореле (а их на али много разных вариаций) следующие:
1) красными циферками отображается текущая температура с датчика (диапазон от -50 до 110 градусов цельсия). Удобно, всегда знаешь какая сейчас температура охлаждающей жидкости, не стрелочкой, а в цифровом эквиваленте.
2) синими циферками вы выставляете необходимую температуру срабатывания реле, к которому подключается вентилятор. Нажимаете set и стрелочками можете менять её с точностью в 0,1 градуса. Например встали в большую пробку — уменьшили температуру срабатывания на 5-10 градусов, чтобы вентилятор срабатывал раньше и не допускал опасного приближения температуры к закипанию.
3) Так же можно отрегулировать погрешность измерения (+/- 5 градусов). Я поставил +2 градуса, потому что датчик находится не в самой охлаждающей жидкости, а на поверхности термостата, и пару градусов там как-раз таки теряется. Проверял это обычным спиртовым градусником, засунутым в крышку радиатора. Разница в 1,5 градуса при таком монтаже датчика температуры:

Читайте также:
Не забудете выключить фары

Фото в бортжурнале Suzuki Esteem

И плюс защита от охлаждения извне:

Фото в бортжурнале Suzuki Esteem

4) Еще можно поставить задержку срабатывания, например на 4 градуса, тогда когда температура доходит например до 89 градусов, то термореле будет открыто до момента охлаждения температуры до 85. И выключится. Снова включится опять в заданные 89.
5) Есть и другие функции, но они для машины особо не пригодны. Можете прочитать их на странице товара на али.

Пока установил его временно на тест вместо пепельницы. При ближайшей перекраске приборной панели установлю его уже в другое место.

Фото в бортжурнале Suzuki Esteem

Светит он ярко, поэтому вам однозначно потребуется его тонировать. Я для этого использовал ATR 05 от LLumar

Фото в бортжурнале Suzuki Esteem

В тонированном (клеил изнутри) варианте смотрится отлично, ночью в глаза не бьет.

Фото в бортжурнале Suzuki Esteem

Хоть в самом термореле уже есть реле на 20А, я не стал цеплять к нему вентилятор (хотя как тест цеплял, работал отлично), а подключил через дополнительное реле, которое валялось в бардачке. Оно пятиконтактное, я его заменю на нормальное четырехконтактное, с площадкой под контакты.

Фото в бортжурнале Suzuki Esteem

Вариант подключения не колхоз, а тест:

Фото в бортжурнале Suzuki Esteem

Схема подключения вот такая:

Фото в бортжурнале Suzuki Esteem

В жизни выглядит вот так:

Фото в бортжурнале Suzuki Esteem

Все работает как положенно. Я доволен как слон. По времени заняло 2 часа с экспериментами и тщательной настройкой. После выключения зажигания — настройки сохраняются.

Что я этим получил?
У меня есть штатный вентилятор, который срабатывает на 94 градусах. Он теперь у меня работает как дополнительный/резервный.
Через это термореле подключен второй вентилятор от субарика, с большим количеством лопастей.
Он у меня работает как основной и помогает поддерживать рабочую температуру двигателя в пределах 85-90

Теперь у меня две дублирующие друг друга системы, и если одна навернется — вторая поможет не допустить перегрева двигателя.
В идеале (уже заказал) поставить реле с таймером отключения, чтобы после выключения зажигания вся эта инкубаторная птицефабрика работала еще минут 5-10, если температура двигателя выше нормы.
В сферическом идеале — еще и электропомпу. Но с этим я пока повременю.

Терморегулятор для вентилятора автомобиля, автоэлектрика

Терморегулятор для вентилятора, с уверенностью можно использовать для автомобиля, в помощь приходит автоэлектрика. Подобная система, неоднократно доказала свою доступность, простоту и надёжность. Основу устройства, составляют всего лишь три компонента – подстроечный резистор, силовой транзистор и термистор на 10 килоОМ. Терморегулятор – сделай сам!

Читайте также:
Способы подключения дневных ходовых огней

Терморегулятор для вентилятора автомобиля, автоэлектрика

Потребуется мощный транзистор, поскольку он будет являться, силовой частью регулятора и во время подключения вентиляторов повышенной мощности, именно через него, протекает большой ток. В качестве датчика температуры, будет использоваться термистор. Для более точной настройки устройства, подстроечный резистор, на 10 килоОМ, лучше взять многооборотный.

Терморегулятор для вентилятора автомобиля, автоэлектрика

Установку нужной температуры, также как и чувствительность к температуре, регулируют путём вращения переменного резистора. Термистор, по сути, является переменным резистором, его сопротивление, напрямую зависит от температуры, чем она выше – тем меньше сопротивление у термистора. Куллер, следовательно, будет увеличивать вращения, именно при больших температурах.

Терморегулятор для вентилятора автомобиля, автоэлектрика

Термистор, играет роль термодатчика и крепится либо на радиатор, либо на блок двигателя.

Подобная система, буквально создана, для старых, отечественных марок автомобилей, в которых вентилятор работает, не зависимо от того, какая температура воды в двигателе. При желании, можно заменить полевой транзистор более мощным, например IRF3205, IRZF44, IRL3705, IRFZ40, IRFZ48, IRFZ46. Кстати, IRF3205 является достаточно сильным, его рассеивающая мощность составляет 200 ватт. Вне зависимости от вашего выбора, транзистор необходимо укрепить на теплоотвод (но при маломощных нагрузках, до 50, теплоотвод не потребуется), его просто прикрепляют на кузов автомобиля, через изолирующие пластинки и обязательно, шайбы.

Снимок3

Следом, необходимо добиться нужной степени температурного срабатывания системы. Этого можно добиться, медленно вращая переменный резистор.

Известно, что термисторы делятся на два вида, с отрицательным и положительным температурным коэффициентом. И, как следствие, при понижении температуры, сопротивление уменьшается, а с повышением, соответственно увеличивается. В рассмотренном опыте, был использован термистор с положительным коэффициентом температуры.

для вентилятора автомобиля, автоэлектрика

Когда термистор разогревается и достигает определённой температуры, то его сопротивление резко увеличивается и на затвор силового ключа, прекращается подача тока. Благодаря этому, закрывается полевой ключ и при прекращении нагрева, уменьшается сопротивление термистора (в данном опыте, 220 – 230 Ом при температуре в комнате 19 градусов). На затвор ключа, возобновляется подача тока, благодаря чему он открывается и подаёт напряжение на вентилятор.

Если поставить вместо нагрузки (маленького вентилятора) автомобильное реле, то с лёгкостью можно подсоединить автомобильный вентилятор включения охлаждения, то есть карлсона))), а если ещё и переменный резистор вывести на панель приборов или просто в салон авто, то можно будет регулировать порог срабатывания вентилятора прямо на ходу.

Снимок6

Используя эту простейшую схему, можно соорудить довольно чувствительный датчик температуры, который с успехом можно применить в быту. А если использовать более точные переменные резисторы (многооборотные), вполне реально добиться, срабатывания и отключения разного устройства от температуры человеческого тела.

Читайте также:
Тройной индикатор АКБ 12В на LM393/358

Терморегулятор, автоэлектрика

Управлять мощными сетевыми нагрузками, становится, возможно, подключив вместо вентилятора, электромагнитное реле на необходимое напряжение и ток. Автоматическое включение и выключение обогревателя, когда температура в комнате выше или ниже нормы, может служить тому примером.
Также, схожее устройство, можно соорудить, используя биполярные транзисторы, применяя германиевые диоды, вместо термодатчиков.

И ещё хочу отметить один момент, если у вас произошла неприятность или вы просто решили починить кузов своего автомобиля, то есть отличный центр, который занимается именно кузовным ремонтом машины. Доверьтесь профессионалам и ваш кузов снова будет как новенький.

Автоматическое термореле для охлаждения двигателя в автомобиле

У многих, даже у большинства, легковых автомобилей в системе охлаждения двигателя работает электрический вентилятор, периодически обдувающий воздухом радиатор системы охлаждения двигателя. В разных автомобилях, схема управления этим вентилятором решена по-разному, в одних на радиаторе установлен датчик-термовыключатель, который уже на заводе-изготовителе настроен на определенную температуру, и при её достижении, замыкает контакты, подающие ток на обмотку реле включения электромотора электровентилятора.

В других, используется общий датчик датчик температуры двигателя, представляющий собой терморезистор, а решение включать электроветилятор или не включать принимает ЭБУ (электронный блок управления)автомобиля.

И там и здесь, есть одна и та же проблема, – температурный порог включения вентилятора не регулируется ни в зависимости от погоды, времени года, режима эксплуатации, используемой охлаждающей жидкости, или просто, желания водителя. В результате, машина летом перегревается и может вскипеть, а зимой печка греет плохо. К тому, же возникают большие проблемы при замене одного типа охлаждающей жидкости на другой.

У современных автомобилей, у которых решение о включении вентилятора принимает ЭБУ на основе сопротивления датчика температуры, проблему можно решить внесением изменений в прошивку ЭБУ, но это дорого и не всегда возможно. У автомобилей с термовыключателем есть возможность один термовыключатель заменить другим, на другую температуру, но это процесс трудоемкий и не всегда можно найти подходящий датчик.

А ведь, хотелось бы, просто иметь возможность подкрутить отверткой некий подстречный винтик, и им отрегулировать необходимую (или желаемую) температуру включения вентилятора системы охлаждения. Понятно, что решить вопрос можно обыкновенной схемой терморегулятора, где информацию о температуре можно будет брать с датчика температуры. Это может быть тот самый датчик, который взаимодействует с ЭБУ, либо датчик на стрелочный индикатор температуры, все зависит от конкретного автомобиля, вернее, его схемы.

Схема термореле

Схем терморегуляторов в радиолюбительской литературе описано великое множество, поэтому, ни сколько не претендуя на оригинальность, привожу ту схему, которую собрал лично для своего автомобиля. Как уже сказал выше, схема практически типовая. Состоит она из компаратора на операционном усилителе и двух цепей, задающих напряжение на его входах.

Читайте также:
Простой пробник для автолюбителя

Напряжение на неинвертирующем входе устанавливается подстроечным резистором R2, а напряжение на инвертирующем входе берется с датчика температуры двигателя, который представляет собой терморезистор, образующий, вместе с другими деталями схемы автомобиля, термозависимый делитель напряжения.

Принципиальная схема термореле для включения охлаждения двигателя в авто

Рис. 1. Принципиальная схема термореле для включения охлаждения двигателя в авто.

На выходе схемы есть ключ на транзисторе VT1, его коллектор подключают к обмотке реле, управляющего электровентилятором. А питание на схему подают с выхода замка зажигания автомобиля, так, чтобы питание на схему поступало только при включенном зажигании. Это нужно потому, что при выключенном зажигании напряжение на цепь датчика температуры обычно не поступает, соответственно, напряжение на датчике температуры падает до нуля, независимо от величины температуры.

Работа схемы

Подстроечным резистором R2 устанавливается некоторое напряжение на выводе 3, которому соответствует температура включения вентилятора.

Когда температура охлаждающей жидкости ниже заданной, сопротивление датчика температуры высоко, и напряжение на нем существенно выше напряжения на выводе 3 А1. Поэтому, на выходе операционного усилителя А1, работающего как компаратор, будет низкое напряжение. Транзистор VT1 будет закрыт, и ток через него на обмотку реле включения вентилятора поступать не будет.

Так как в качестве компаратора здесь используется обычный операционный усилитель типаКР140УД608, минимальное напряжение на его выходе несколько отлично от нуля, поэтому, чтобы улучшить закрывание транзистора VT1 в цепь его эмиттера включены два диода типа 1N4004. Если при налаживании этого окажется недостаточно, количество этих диодов нужно увеличить.

Когда температура охлаждающей жидкости достигает и превышает заданную, сопротивление датчика температуры низко, и напряжение на нем ниже напряжения на выводе 3 А1. Поэтому, на выходе операционного усилителя А1 высокое напряжение. Транзистор VT1 открывается и пускает ток на обмотку реле включения вентилятора. Подстроечный резистор R2 – многооборотный.

Автоэлектрика. Терморегулятор для автовентилятора

Терморегулятор от вентилятора есть возможность приспособить и на автомобиль. Такая система будет надежной, простой, она доступна, что доказывалось неоднократно. Состоит устройство из трех составляющих – термистора рассчитанного на 10 кОм, силового транзистора и подстраиваемого резистора.

Автоэлектрика. Терморегулятор для автомобильного вентилятора

Нам необходим транзистор большой мощности, который будет играть роль силовой составляющей регулятора и при подключении мощного вентилятора, по нему пойдут большие токи. Роль датчика температуры отдана термистору. Так же потребуется многооборотный подстраиваемый резистор 10-ти кОм, он позволит выполнить настройки приспособления точнее.

Автоэлектрика. Терморегулятор для автомобильного вентилятора

Терморегулятор для авто

Чтобы отрегулировать необходимую нам температуру воспользуемся резистором переменным. Термистор, в сущности, является резистором переменным, сопротивление его зависит от температуры, то есть чем температура выше – тем меньшим будет у термистора сопротивление. Поэтому в момент увеличения температуры, увеличится частота вращения куллера.

Термистор в нашем случае представляет собою некий терма датчик, его следует закрепить на двигательном блоке либо на радиаторе автомобиля.

Читайте также:
Регулируем паузу дворников на Ваз сами

Описываемая система прекрасно подходит для авто советского образца, ведь у них работа вентилятора не зависит от того какую температуру имеет жидкость охлаждения. При желании автолюбителя может быть заменен штатный транзистор, транзистором мощнее, к примеру (IRFZ40, IRFZ46, IRFZ48, IRF3205, IRZF44, IRL3705). К слову мощность рассеивания транзистора типа IRF3205 довольно велика – двести Ватт.

 Терморегулятор для вентилятора

Транзистор должен быть закреплен на теплоотводе. При не больших нагрузках до 50 Ватт отвод тепла не нужен, транзистор просто должен быть зафиксирован на автомобильном кузове при помощи изолирующих пластинок и в обязательном порядке шайбы.

Далее медленными оборотами резистора переменного, нужно установить необходимую температуру срабатывания системы.

Автоэлектрика. Терморегулятор для автомобильного вентилятора

Существует два вида термисторов, у одних температурный коэффициент положительный, у других отрицательный. Из чего следует уменьшение сопротивления, если температура понизится и наоборот увеличение сопротивления, если температура повысится. В нашем случае термистор имеет положительный коэффициент температуры.

При разогреве термистора и достижении ним определенной температуры, тока подача к затвору ключа силового прекратится, по причине резкого увеличения сопротивления. Полевой ключ благодаря этому закроется, прекратится нагрев, уменьшится сопротивление термистора (в проводимом нами эксперименте, 220-230 Ом, температура в помещении 19С). Возобновление к затвору ключа подачи тока приведет к его открытию, и вентилятор снова окажется под напряжением.

Автоэлектрика вентилятора

Установка реле автомобильного вместо нагрузки, даст возможность подключить автомобильный вентилятор охлаждения. При выводе резистора переменного в удобное для нас место кабины авто, мы сможем выполнять регулировку порогового значения включения и отключения вентилятора при движении машины.

Использование такой незамысловатой схемы дает возможность сконструировать чувствительный температурный датчик, ему можно найти достойное применение и в быту. Использование очень точных (многооборотных) переменных резисторов, с большой вероятностью позволит включить либо отключить разного рода устройства даже от температуры тела человека.

Автоэлектрика. вентилятора

При подключении взамен вентилятора, электромагнитного реле с определенным током и напряжением, мы сможем управлять мощными нагрузками сети. В качестве примера послужит нам выключение и включение обогревателя в автоматическом режиме, при изменении комнатной температуры.

При использовании биполярных транзисторов можно создать подобное устройство, если терма датчики заменить германиевыми диодами.

Т Е Р М О С Т А Т

Электронный блок управления электровентилятором системы охлаждения двигателя.

Возможность регулировки температуры включения позволит вам самостоятельно установить максимальную температуру двигателя – не зависимо от параметров штатного датчика включения вентилятора или параметров запрограммированных в компьютере вашего автомобиля.

Дополнительные возможности

Это устройство может управлять стандартным авто-реле и коммутировать нагрузку до 30А включая и выключая ее при определенной температуре датчика. Вы можете использовать его для управления дополнительными сигнализаторами – например о температуре масла турбодвигателей либо температуры в АКПП. Если вам надо поддерживать температуру до 40 градусов – установите резистор R11 (принципиальная схема устройства) на 100кОм.

Читайте также:
Описание датчиков ДМРВ, ДК, ДФ – теория

Вам надо собрать вот такую схему:

Как это работает?

На большинстве автомобилей (отечественных и зарубежных) в качестве датчика указателя температуры двигателя применяют терморезистор с уменьшающимся при возрастании температуры сопротивлением – чем горячее двигатель тем меньшее сопротивление имеет датчик. Соответственно (при неизменном напряжении в сети автомобиля) напряжение на датчике более высокое при холодном моторе – понижается при нагреве мотора. Аналогично ведет себя и напряжение на датчике.

Указатель температуры в комбинации приборов показывает отношение напряжения на датчике температуры к напряжению в бортовой сети автомобиля. Если мы хотим включить электровентилятор при определенной температуре двигателя – то нам нужно устройство переключающее контакты реле при определенном соотношении напряжения на датчике температуры к напряжению в сети автомобиля. Именно это и делает предлагаемое устройство.

Напряжение с датчика поступает в блок через фильтр низких частот R2 C1 (см. принципиальную схему) на инвертирующий вход “-” первого операционного усилителя (ОУ1). Если температура двигателя не достигла установленной точки включения реле (устанавливается изменением положения движка резистора R2. положение “ниже” соответствует более высокой температуре включения реле) то потенциал на входе “-” выше чем потенциал на не инвертирующем входе “+” ОУ1 и на выходе ОУ1 имеется низкий уровень – такой же уровень и на входе ОУ2 и на его выходе – поэтому транзистор закрыт и реле обесточено.

Принцип работы ОУ в том, что он сравнивает потенциал на входах “+” и “-” и если (V+) > (V-) на выходе будет высокий уровень а если неравенство направлено в другую сторону то на выходе потенциал близок к уровню “земли”.

При повышении температуры датчика выше точки установленной вами для включения вентиляции, потенциалы на входах ОУ1 сравниваются и на выходе генерируется типа ШИМ сигнал – т.е. сигнал с определенным соотношением времени низкого уровня и высокого уровня – этот сигнал интегрируется цепочкой R5 C2 и когда напряжение на C2 достигнет примерно 2/3 напряжения питания (такой потенциал на входе “-” ОУ2 благодаря резисторам R6-R8) ОУ2 переключится и на его выходе возникнет высокий уровень транзистор откроется и реле включится. При открытии транзистора на входе “-” ОУ2 потенциал скачком уменьшиться примерно до 1/3 напряжения питания – это задает минимально возможное время переключений реле – равно оно времени изменения напряжения С2 на 1/3 напряжения питания и определяется примерно так С2*R5 секунд. Благодаря этому не происходит бесконечного переключения реле (опасного выгоранием его контактов) несмотря на довольно медленно меняющуюся температуру двигателя.

По мере снижения температуры мотора скважность ШИМ сигнала будет уменьшаться и С2 будет разряжаться – когда потенциал на нем опуститься ниже 1/3 напряжения питания ОУ 2 переключиться в свое исходное состояние и реле выключиться.

Читайте также:
Дорабатываем реле стеклоочистителя

Этот процесс периодически повторяется – каждый раз когда температура двигателя достигает установленного вами предельного уровня и затем благополучно опускается благодаря вовремя включенному вентилятору.

При показанных на схеме номиналах элементов и учитывая инертность системы охлаждения мотора – время работы вентилятора составляет примерно 40 секунд на автомобиле ГАЗ-3110 с 406 двигателем.

Устройство достаточно надежно благодаря следующим конструктивным особенностям – R10, С3 и С4 – образуют фильтр от помех по питанию, а диод D1 делает безопасным ошибочное подключение устройства обратной полярностью. Короткого замыкания вывода Х3 на “землю” устройство не боится, а если вы опасаетесь замыкания на “+” (это очень мало вероятно) то можете в разрыв провода идущего от точки Х3 вмонтировать резистор на 10 – 15 ом 0,5 вт – он защитит транзистор от короткого замыкания в цепи включения реле ограничивая максимальный ток через него.

Принципиальная схема устройства

Печатная плата устройства (крупный план)

Блок смонтирован в металлическом корпусе автомобильного реле РС508. Имеет два вывода длиной около 20 см и провод (от Х1) для подключения к датчику длиной 0,7 м. Корпус имеет ушко для крепления.

Регулировочный винт подстроечного резистора установки температуры срабатывания – доступен снаружи.

Размещение компонентов на плате:

Электронные компоненты

Микросхема: LF442CN или ACN – сдвоенный операционный усилитель с полевым входом и напряжением питания от 6 до 40 вольт.

Транзистор я использую КТ815Г, подойдут с буквами Б и В, можно применить КТ817Б2 или Г2 у них коэффициент усиления не менее 100. Ниже есть рисунок с расположением выводов транзистора.

Диоды – обычно применяют КД105 и КД522Б но в принципе любой подойдет средней мощности на ток 0.2 и более ампер и напряжение 60 и более вольт.

Постоянные резисторы – для уменьшения размеров, я применил “чип-резисторы” на 0.125 вт.

Резисторы R6 R7 R8 – могут иметь номинал от 5 ком до 2 мОм – главное чтобы они были одинакового номинала.

R2 – 10 кОм – я использовал многооборотный подстроечник с гибкими выводами типа СП5-3. Многооборотным удобней настраивать температуру включения (можно использовать номинал от 2.2 ком до 22 ком).

Конденсаторы малогабаритные либо “чипы”.

Внимание! Устройство собирается и испытано с компонентами указанными на схеме. Я не проверял работу устройства с другими номиналами элементов – хотя это вполне возможно.

Подключение и Настройка

Когда все спаяно и припаяны выводы (лучше по цвету штатной проводки автомобиля) – обязательно промойте плату кистью с ацетоном или растворителем от остатков флюса. Покройте нитро-лаком или силиконом.

Поставьте движок подстроечника R1 в среднее положение. Поместите устройство в корпус. Подключите провода согласно схеме.

Обратите внимание, что авто-стандартом является: черные провода подключаются к “массе” автомобиля. Обычно реле вентилятора включено так как указано на схеме устройства. “85” это вывод обмотки реле подключенный к плюсу питания при включенном зажигании, “86” это второй конец обмотки реле и если его замкнуть на “массу” по обмотке потечет ток и контакт “30” реле переключится с “87” на “88”. При этом включается нагрузка последовательно которой включены контакты “30” и “88”. На четырех контактных реле контакт “87” отсутствует. Вам нужно отыскать реле включения вентилятора своего автомобиля и посмотреть на нумерацию его выводов. Если ни к “85” ни к “86” контактам не подходят черные провода – значит ваше реле включено “как надо” т.е. по схеме устройства.

Читайте также:
Доработка магнитолы в Приоре

Для автомобиля ГАЗ-3110 и для большинства других машин с которыми я имел дело – температуре двигателя в 90 градусов соответствует напряжение на датчике равное примерно половине напряжения сети автомобиля – однако есть небольшие отличия. Подключив устройство (снимите временно провод со штатного датчика включения вентилятора – если он имеется) заведите мотор и подождите пока он прогреется. Если устройство сработает раньше желаемой вами температуры то поверните винт регулировки по часовой стрелке на один оборот (переместите движок подстроечника вниз по схеме) и подождите следующего включения вентилятора. Если температура достаточно высока, а вентилятор не включился – поверните винт регулировки на два оборота против часовой стрелки и подождите не менее 30 секунд, повторите эти операции до достижения желаемой температуры срабатывания реле.

Замечание: Устройство позволяет установить практически любую температуру срабатывания – но при размещении датчика на двигателе температура должна быть выше температуры открытия клапана термостата! В противном случае вентилятор включиться но не сможет выключиться так как термостат не даст мотору охладится ниже определенной температуры.

Если ваш автомобиль имеет реле включения электровентилятора – то Вы можете просто подключить контакты Х2 и Х3 к штатному реле в соответствии со схемой. Если Вы затрудняетесь в определении как правильно подключить устройство – то вы можете использовать дополнительно любое авто-реле а его нормально-разомкнутые контакты подключить к контактам штатного датчика включения вентилятора либо параллельно силовым контактам штатного реле включения электровентилятора.

Материал размещен с согласия Симонова Сергея. Если у Вас возникли вопросы, Вы можете их задать автору по адресу termostat@yandex.ru

Терморегулятор для вентилятора

Схема

Такая система была проверена не однократно, как вариант – простой и доступный. Устройство из себя представляет терморегулятор для вентилятора, который с успехом можно использовать для автомобиля. Устройство состоит всего из 3-х компонентов – силовой транзистор, термистор на 10 килоОм и подстроечный резистор.

Терморегулятор для вентилятора своими руками

Транзистор нужен мощный, поскольку он является силовой частью регулятора и при подключении мощных вентиляторов через него будет протекать большой ток. Термистор работает в качестве датчика температуры. Подстроечный резистор на 10 кОм желательно взять многооборотный, для более точной настройки устройства.

Читайте также:
12-вольтовые реле указателей направления движения авто

Терморегулятор для вентилятора своими руками

Чувствительность к температуре, т.е температуру срабатывания устройство регулируют вращением переменного резистора, устанавливают на нужную температуру. Термистор, по сути переменной резистор, сопротивление которого напрямую зависит от температуры, чем больше температура, тем меньше сопротивление термистора, следовательно, при больших температурах кулер будет вращаться все быстрее.
Термистор как термодатчик укрепляется на блок двигателя или же на радиатор.

Терморегулятор для вентилятора своими руками фото

Система идеально подходит для старых отечественных автомобилей, где вентилятор вращается независимо от температуры воды в двигателе. Полевой транзистор можно заменить на более мощный, к примеру IRZF44, IRFZ40, IRFZ46, IRFZ48, IRL3705, IRF3205 и другие – последний довольно мощный, рассеиваемая мощность на этом транзисторе составляет 200 ватт. В любом случае, транзистор нужно будет укрепить на теплоотвод, его просто можно укрепить к кузову автомобиля – через изолирующие пластинки и шайбы (обязательно), при маломощных нагрузках до 50 теплоотвод не потребуется.

Терморегулятор для вентилятора

Медленно вращая переменный резистор добиваемся нужной степени температурного срабатывания системы.
Как известно, термисторы бывают двух основных видов – с положительным и отрицательным температурным коэффициентом. В случае первого при повышении температуры сопротивление возрастает, а с отрицательным коэффициентом – уменьшается. В моем опыте был использован термистор с положительным коэффициентом температуры, поскольку второй разновидности под рукой в тот момент не оказалось.

Терморегулятор для вентилятора фото

Когда термистор нагревается до определенного уровня, то его сопротивление резко возрастает и прекращается подача тока на затвор силового ключа, в следствии чего, полевой ключ закрывается, при прекращении нагрева сопротивление термистора уменьшается (в моем случае 220-230 Ом, при комнатной температуре порядка 19гр) и опять возобновляется подача тока на затвор ключа, последний открывается, подавая напряжение на вентилятор.

Терморегулятор для вентилятора схема

На базе такой простейшей схемы можно построить довольно чувствительные датчики температуры, которые можно будет использовать в быту, для реализации самых разных идей, при использовании более точных переменных резисторов (многооборотный резистор) можно добиться срабатывания и отключения того или иного устройства от температуры человеческого тела.

Терморегулятор для вентилятора св

Снимок2

Подключив вместо вентилятора электромагнитное реле на нужное напряжение и ток, мы можем управлять довольно мощными сетевыми нагрузками. Один из примеров – автоматическое включение обогревателя, когда температура в комнате ниже нормы и его выключение, когда на комнате уже жара.
Аналогичное устройство можно построить и на биполярных транзисторах, с применением германиевых диодов вместо термодатчиков, но об этом поговорим в другой раз. Спасибо за внимание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: