Тип кузова автомобиля: виды, варианты и классификация кузовов машин

Плюсы и минусы всех типов кузовов

Выбор автомобиля начинают с типа кузова. От него зависят размеры транспортного средства, вместимость салона и багажного отсека, а в некоторых случаях — проходимость и уровень безопасности. Рассказываем о преимуществах и недостатках каждого типа кузова легковых автомобилей.

Седан

Классический трёхобъёмный кузов — чётко выделяются моторный и багажный отсек, которые можно очертить отдельно от салона. Есть четыре двери и два ряда полноразмерных сидений. Когда-то седаны были самыми популярными, но в 2020 году на них пришлось менее трети автомобилей, проданных в России.

  1. Несущая структура моторного отсека и багажника поглощает больше ударной энергии в случае аварии — кузов лучше защищает людей при ударах спереди и сзади.
  2. Багажник отделён от салона — внутрь не проникают запахи.
  3. Хорошая шумоизоляция, при погрузке в салон не проникают холодный или горячий воздух снаружи.
  4. Более равномерное распределение массы по осям, улучшающее управляемость.
  5. Заднее стекло меньше пачкается при езде по мокрой дороге.
  1. Вместимость багажного отсека невелика. В большинстве машин его нельзя увеличить, разложив сидения.
  2. Длинный кузов снижает манёвренность автомобиля, вызывая проблемы на парковке и в городских пробках.

Хетчбэк

Двухобъёмный кузов автомобиля с коротким задним свесом — расстоянием от заднего колеса до кромки бампера. Для доступа к багажному отсеку используется дополнительная дверь, поднимающаяся вверх вместе со стеклом. Хетчбэки могут быть пяти- и трёхдверными — с классическими дверями наподобие седана или с одной удлинённой по каждому борту. Первый вариант отличается удобством посадки, второй — меньшей массой и повышенной жёсткостью кузова.

  1. Компактные размеры, лучшая манёвренность.
  2. Удобство погрузки багажа благодаря широкой и высокой задней двери.
  3. У большинства моделей можно трансформировать салон, сложив задние сидения и освободив больше места для грузов.
  4. Короткий задний свес облегчает манёвры на парковке и помогает лучше чувствовать габариты.
  1. Багажник не отделён от салона, поэтому воздух прогревается и охлаждается намного дольше, чем в седане.
  2. Хуже шумоизоляция, в салон проникает больше горячего или холодного воздуха.
  3. В салон проникают запахи от перевозимого груза.

Универсал

Двухобъёмный кузов машины с длинным задним свесом, в котором расположен вместительный багажный отсек. Компоновка похожа на седан, но линия крыши приподнята сзади, а для доступа к багажнику используется подъёмная дверь, как у хетчбэка. Формально к этому типу кузова относят большинство кроссоверов и внедорожников. Поэтому официальная статистика насчитывает 52,3% универсалов среди автомобилей, проданных в России в 2020 году.

  1. Очень большой багажный отсек, в котором можно возить крупногабаритные грузы.
  2. У многих автомобилей с таким кузовом грузоподъёмность выше на 100–200 кг по сравнению с седанами.
  3. В большинстве моделей легко складываются задние сидения, увеличивая объём свободного пространства.
  1. Больший вес — замедленный разгон, повышенный расход топлива.
  2. Стоимость на 10–15% выше по сравнению с седаном.
  3. Чтобы обогреть огромное пространство салона и багажника, понадобится много времени.

Купе

Трёхобъёмный кузов с двумя дверями — по одной на каждый борт. Задние сидения укорочены, доступ на них затруднён — они подходят для коротких поездок. У некоторых моделей они вовсе отсутствуют. По конструкции моторного и багажного отсека такой кузов напоминает седан.

  1. Более жёсткий кузов улучшает управляемость и лучше защищает людей при столкновениях.
  2. Меньший вес по сравнению с седаном ускоряет разгон и снижает расход топлива.
  3. Широкие двери облегчают посадку водителя и переднего пассажира.
  4. Большинство производителей оснащает купе мощными моторами и тщательно проработанной подвеской, делая автомобили более динамичными.
  1. Основной недостаток кузова купе — тесный задний ряд сидений. На нём с комфортом могут разместиться дети до 13 лет. Взрослым придётся терпеть неудобства.
  2. Выпускаются малыми сериями, запчасти более редкие, а стоимость обслуживания выше.
  3. Из-за имиджа спортивной машины купе сложнее продать на вторичном рынке.

Кроссовер

Этим словом называют легковые автомобили повышенной проходимости. Технически они представляют собой универсалы (реже седаны, купе и хетчбэки) с увеличенным дорожным просветом, укороченными свесами и колёсами большего диаметра. У многих моделей есть полный привод, но это не обязательное условие включения в категорию кроссоверов.

  1. Повышенная проходимость — переберётся через бордюры и снежные заносы, преодолеет сухую грунтовку.
  2. Выглядит более солидно по сравнению с универсалом.
  3. Размеры меньше, чем у внедорожника, манёвренность выше.
  4. Вместимость багажника и грузоподъёмность больше, чем у седана.
  1. Повышенная проходимость вводит многих водителей в заблуждение — кроссоверы беспомощны на настоящем бездорожье вроде размытых грунтовок.
  2. Стоимость на 15–20% больше по сравнению с универсалами.
  3. Полноприводные версии дороже в обслуживании.
  4. Выше расход топлива из-за худших аэродинамических свойств.
Читайте также:
Lada (Лада) ВАЗ 2106: фото, отзывы, видео, ремонт своими руками

Внедорожник

Для таких автомобилей не существует строгой классификации по типу кузова. Как правило, это полноприводные универсалы, способные передвигаться в экстремальных условиях пустынь, болот, гор и холмов с крутыми склонами.

  1. Высокая проходимость благодаря короткой колёсной базе, минимальным свесам и высокому дорожному просвету.
  2. Вместительный салон с большим запасом пространства над головой.
  3. Большой багажник, у многих моделей легко трансформируется салон.
  4. Крупногабаритные внедорожники могут быть 7- и 8-местными
  5. Двигатели обычно неприхотливы к качеству топлива
  1. Расход топлива намного выше по сравнению с кроссоверами и другими легковыми автомобилями.
  2. Из-за сложности полноприводной трансмиссии возрастают затраты на обслуживание.
  3. Высокий дорожный просвет вызывает сложности с посадкой.
  4. Скорость и динамика разгона на асфальте хуже, чем у других легковых автомобилей.

Минивэн

Вариант универсала с третьим рядом сидений и высоким потолком в салоне. Часто бывает однообъёмным — моторный отсек почти не выделяется. У многих автомобилей есть сдвижные боковые двери, облегчающие посадку и высадку пассажиров в ограниченном пространстве, например, на перегруженной стоянке.

  1. На сидениях с комфортом размещаются до 7–8 взрослых пассажиров.
  2. Есть большой багажник, салон легко трансформируется для перевозки крупногабаритных грузов.
  3. В большинстве моделей есть множество отсеков и полочек для хранения мелких вещей.
  4. Сдвижные двери в больших минивэнах облегчают посадку пассажиров.
  1. Минивэны тяжелее и дороже хетчбэков и универсалов.
  2. Крупные габариты делают автомобиль менее манёвренным.
  3. При полной загрузке управлять минивэном сложнее, чем другими легковыми автомобилями.

Компактвэн

Промежуточная ступень между минивэном и хетчбэком. От последнего отличается увеличенным задним свесом и более высокой линией крыши. Самые маленькие варианты называют микровэнами.

  1. Задний ряд сидений более комфортабельный по сравнению с хетчбэком.
  2. Вместимость багажника больше.
  3. Комплектация обычно лучше.
  1. Автомобиль тяжелее и дороже, расход топлива выше.
  2. Аэродинамические свойства хуже, чем у хетчбэка, разгон медленнее.

Фургон

Универсал, хетчбэк или минивэн, в котором грузовой отсек начинается сразу за передним рядом сидений. Чаще всего окна второго и третьего ряда закрывают металлическими заглушками вместо стёкол. Задние двери могут быть подъёмными или распашными.

  1. Идеальный вариант для грузоперевозок в большом городе — манёвренность выше, чем у крупных грузовиков, расход топлива ниже, динамика лучше.
  2. Практичная отделка в багажнике почти не пачкается, долго сохраняет презентабельный вид и легко очищается.
  3. Легко переоборудовать для специальных перевозок, например, под рефрижератор.
  1. Перевозит не больше 2–3 человек.
  2. Подходит скорее для работы, чем для повседневных поездок.
  3. Комплектация обычно скромнее по сравнению с другими кузовами автомобиля.

Пикап

Грузопассажирская машина, у которой за пассажирским салоном находится открытый кузов. Кабина бывает двух- и четырёхдверной, в ней могут устанавливаться один или два ряда сидений.

  1. Можно перевозить крупногабаритные грузы, соблюдая ограничения по ПДД.
  2. Большинство пикапов построено на базе внедорожников, у них высокая проходимость.
  3. По манёвренности такие автомобили сопоставимы с фургонами — в городе они удобнее больших грузовиков.
  1. Аэродинамические свойства хуже, чем у фургонов, а двигатели мощнее — расход топлива выше.
  2. Высокий дорожный просвет затрудняет посадку в салон и погрузку.
  3. Комплектация более скромная по сравнению с внедорожниками, отделка салона проще.

Кабриолет

Автомобиль с открытым верхом. У большинства моделей есть складная или съёмная крыша — брезентовая, пластиковая или металлическая. Это лучший автомобильный кузов для неспешных прогулок у берега моря.

  1. Удовольствие от поездки не сравнить с другими автомобилями — кабриолет дарит ощущение безграничной свободы.
  2. Обычно кабриолеты получают мощные двигатели, подходящие для динамичной езды.
  3. Отличный обзор во всех направлениях, идеально подходящий для осмотра достопримечательностей.
  1. Низкая жёсткость кузова ухудшает управляемость и снижает уровень безопасности при столкновениях.
  2. Подходит только для поездок в идеальную погоду. У моделей бюджетного и среднего класса крыша часто протекает во время дождя и пропускает холодный воздух.
  3. При открытой крыше салон быстро пачкается и выгорает.
  4. Продать кабриолет очень сложно — спрос на них низкий.

Экзотические варианты автомобильных кузовов

  • Лифтбэк — трёхобъёмная машина с силуэтом седана, у которой крышка багажника поднимается вместе с задним стеклом;
  • Двухдверный седан — автомобиль с полноразмерным салоном и двумя дверями, построенными по принципу купе;
  • Фастбэк — седан с плавно снижающейся линией крыши и коротким задним свесом. Похож на хетчбэк, но крышка багажника открывается отдельно от стекла;
  • Родстер — двухместный кабриолет без боковых стёкол. В таких моделях может не предусматриваться установка крыши;
  • Брогам — автомобиль с открытым верхом над передним рядом сидений;
  • Ландо — кузов, у которого открывается крыша над задним рядом сидений;
  • Фаэтон — четырёхдверный кабриолет с двумя рядами сидений и мягкой откидывающейся крышей;
  • Тарга — кабриолет с жёстким каркасом безопасности, выступающим сзади над сидениями;
  • Спайдер — кабриолет без лобового стекла или с низким ветрозащитным щитком;
  • Лимузин — седан с удлинённой колёсной базой (расстоянием между осями) и перегородкой за водительским сидением;
  • Шутингбрейк (Shooting Brake) — трёхдверный универсал, у которого обычно нет заднего ряда сидений. Раньше использовался в качестве охотничьего автомобиля.
Читайте также:
Подрулевые переключатели Рено Сандеро

Типы кузовов легковых и грузовых автомобилей – полная классификация

На рынке есть несколько десятков кузовов автомобилей, хотя популярностью пользуется 8-10 разновидностей. В нашей статье мы узнаем, какие существуют основные типы кузовов автомобилей и под решение каких задач они адаптированы.

  1. Самые популярные типы кузовов легковых автомобилей
  2. Седан
  3. Хэтчбек
  4. Универсал
  5. Кабриолет
  6. Пикап
  7. Купе
  8. Минивэн
  9. Классификация по типам кузова грузовых автомобилей
  10. Еврофура
  11. Jumbo
  12. Автосцепка
  13. Рефрижератор
  14. Автовоз
  15. Автомобильная цистерна

Самые популярные типы кузовов легковых автомобилей

Легковые автомобили адаптированы под перевозку пассажиров, а также небольших грузов (например, сумки с вещами или набор для приготовления барбекю на природе). Большинство автомобилей адаптированы для перевозки четырех пассажиров, хотя в последнее время появилось множество машин, кузов которых адаптирован для перевозки большего количества людей (например, для перевозки небольших семей). Ниже мы основные виды кузовов легковушек рассмотрим более подробно.

Седан

Представляет собой закрытый кузов с четкой геометрией, состоящих из трех отсеков – моторный отсек, пассажирский + багажник. Пассажирский отсек является очень просторным, а оборудован он 4 дверями. Некоторые подвиды седана на сегодняшний день устарели и применяются крайне редко. Хотя их можно встретить в музеях ретро-автомобилей.

Ранние варианты седана имели характерную особенность – у них по объему моторный отсек был примерно равен багажнику, хотя многие современные варианты седана имеют несколько иную компоновку.

Некоторые особенности седана:

  • Автомобили с подобным кузовом идеально подходят для перевозки до 4 пассажиров (например, это может быть небольшая семья). Пассажирский отсек является очень просторным, а багажник позволяет перевозить небольшие грузы.
  • Седан выпускается в нескольких разновидностях, которые немного отличаются от оригинальной компоновки. Примеры – нотчбэк, седан-хардтоп, фастбэк, двухдверный седан и другие.

Хэтчбек

Представляет собой закрытый кузов, который отличается уменьшенной длиной за уменьшения багажного отсека. При этом сам багажник оборудован дополнительной дверью. Пассажирский отсек может состоять как из одного, так и из двух рядов (соответственно пассажирских мест будет 2 или 4 соответственно). Крыша на задней части автомобиля обычно имеет наклонную геометрию, что позволяет сократить общую длину машины. Другие особенности хэтчбека:

  • Автомобили-хэтчбеки идеально подходят для городских условий, поскольку уменьшенная длина улучшает маневрирование. Четырехместные хэтчбеки вполне сгодятся для семей, а вот двухместные подойдут для одиночек.
  • Двухместные хэтчбеки обычно обладают повышенным объемом багажного отсека, поэтому их также можно использовать для доставки небольших “чувствительных” грузов на большие расстояния.

Универсал

Универсал – это закрытый кузов увеличенной длины. Его характерные черты – минимум два ряда пассажирских сидений, увеличенный объем багажника и наличие дополнительной двери на багажном отделении. Пассажирские отсеки также отличаются высокой просторностью. Раньше выпускались двухместные универсалы (с одним рядом сидений), однако на сегодняшний день такая компоновка не применяется. Основные особенности:

  • Машины-универсалы отлично подходят для семей, которые обитают в сельской местности или в небольших городах. Для крупных городов универсалы неудобны, поскольку из-за большой длины снижается маневренность.
  • Большинство современных машин-универсалов отличаются высоким клиренсом, большой мощностью движка и средней скоростью передвижения. Благодаря этому их можно использовать на пересеченной местности.

Кабриолет

Кабриолет – это кузов, который относят к открытому или полуоткрытому типу (зависит от системы классификации). Основная “фишка” этого кузова – складывающаяся откидная крышка, которую можно при желании легко и быстро убрать. Большинство кабриолетов имеют два ряда пассажирских сидений, хотя встречаются модели с одним рядом. Багажный отсек плоский и обладает небольшим объемом. Некоторые другие особенности кабриолета:

  • Отличный вариант для теплых городов. Для холодных дождливых городов он подходит слабо из-за того, что крыша не слишком плотно примыкает к машине. Для сельской местности и путешествий на большие расстояния он не подходит из-за маленького багажника. Для семейных путешествий он также не сгодится.
  • Кабриолеты обычно имеют невысокий клиренс, поэтому по пересеченной местности они ездят плохо.
  • Такие автомобили обычно обладают высокой скоростью, хотя большой разгон на них осуществляется редко (кабриолет – городская машина, а в городах часто есть много ограничений по скорости).
Читайте также:
Тормозные диски и колодки Blue Print: отзывы специалистов

Пикап

Пикап – это грузопассажирский кузов полуоткрытого типа. Основная конструктивная особенность пикапов – это закрытая кабина водителя и открытый грузовой отсек большой вместимости. Между собой грузовой и пассажирский отсеки отделены с помощью перегородки. В пассажирском отсеке можно перевозить грузы небольшого или среднего объема, а также пассажиров. Основные особенности пикапа:

  • Пикап – это отличный выбор для сельской местности, когда водителю нужен мощный автомобиль с большим грузовым отсеком. В городских условиях в таком кузове потребности нет, хотя в небольших городках он может пригодиться людям, которые задействованы в сфере мелкой торговли (грузовой отсек отлично подходит для доставки).
  • Есть так называемые компактные однотонные пикапы, которые можно использовать и в городских условиях. Они отличаются сравнительно небольшими размерами, а грузовой отсек может быть как открытым, так и закрытым (часто имеется откидная крыша, которую всегда можно снять).

Купе представляет собой кузов закрытого типа, который оборудован одним рядом сидений и двумя дверьми. Некоторые современные машины-купе имеют модифицированную конструкцию – например, у них может быть ряд дополнительных сидений, пятая (третья) дверь на багажнике и так далее. Некоторые другие особенности машин-купе:

  • Машины этого типа относятся к категории спортивных, а для семейный поездок они не подойдут. Проходимость у них не слишком высокая, поэтому для езды по плохим дорогам их также не рекомендуется использовать.
  • Современные купе часто оборудованы по последнему слову техники – сверхмощный двигатель, высококачественная трансмиссия, красивый салон, климат-система. Поэтому стоят они достаточно дорого.

Минивэн

Минивэн – капот закрытого типа увеличенной длины (до 4,5 метров). За увеличения длины в пассажирском отсеке можно разместить несколько рядов дополнительных сидений, а большинство современных минивэнов обладают 8 посадочными местами. Еще одна особенность – частое использование сдвижной двери, что упрощает посадку пассажиров. Другие особенности:

  • Минивэн – отличный вариант для крупных семей, поскольку в таком авто сможет разместиться много пассажиров и можно без проблем разместить детские кресла.
  • При необходимости один или два ряда дополнительных кресел можно демонтировать, чтобы увеличить полезное пространство авто. Поэтому минивэны также часто применяют для технических целей.

Классификация по типам кузова грузовых автомобилей

Главным назначением грузовых автомобилей является максимально комфортная и безопасная транспортировка грузов на большие расстояния. Количество мест в грузовых автомобилях обычно ограничено двумя, хотя в редких случаях встречаются и более простые конструкции кузова. Ниже мы рассмотрим основные разновидности кузовов грузовиков более подробно.

Обратите внимание! Под понятием кузова грузовика подразумевается конструкция отсека для перевозки грузов, а не основного тягача.

Еврофура

Другое название еврофуры – тентованый полуприцеп. Является основной разновидностью кузова грузовых транспортных средств. Оборудован тремя колесами, благодаря которым обеспечивается движение полуприцепа по дорожному полотну. По конструкции представляет собой металлический каркас, покрытый тканным, синтетическим или комбинированным материалом. Другие особенности еврофуры:

  • Средняя вместимость еврофур составляет 80-90 кубических метров, а грузоподъемность – до 25 тонн. Тентованый полуприцеп подходит для перевозки любым грузов, которые не нуждаются в особых правилах транспортировки (например, строительное оборудование, нехрупкая электроника и так далее).
  • При желании тканный/синтетический/комбинированный тент можно всегда снять. Благодаря этому заметно упрощается разгрузка полуприцепа. При желании Вы можете выполнить разгрузку сбоку или спереди, что заметно упрощает работу с полуприцепом этой категории.

Jumbo

По конструкции полуприцеп этой категории очень похож на еврофуру, однако есть ряд важных конструктивных отличий. Во-первых, пол Jumbo имеет Г-образную форму, что позволяет погружать на платформу больше груза. Во-вторых, на кузове применяются колеса уменьшенного диаметра, из-за которых снижается уровень опоры, которую может выдержать полуприцеп без повреждений. Основа выполнена в форме металлического каркаса, на которую натягивается ткань, синтетика или комбинированный материал. Другие особенности Jumbo:

  • Вместимость кузова этого типа составляет до 105 кубических метров за счет применения Г-образного пола. Однако грузоподъемность здесь будет ниже – до 20 тонн (колеса обладают пониженной прочностью, что создает дополнительное ограничение по весу).
  • В целом кузов категории Jumbo подходит для транспортировки не тяжелых, но объемных грузов, которые занимают большое пространство. Например, это могут быть длинные доски, специальная техника, военное снаряжение и так далее.

Автосцепка

Представляет собой грузовик с длинной грузовой рамой, к которой дополнительно прикрепляется прицеп. На раму обычно устанавливается грузовой контейнер, хотя при желании можно поставить металлический каркас с тентом. Прицеп может также быть на любым – платформа с любой установкой сверху, каркасная система и так далее. Другие особенности автосцепки:

  • Автосцепка позволяет перевозить большие партии грузов. Общая грузоподъемность может доходить до 30-35 тонн, а объем – до 150 кубических метров.
  • За счет применения дополнительного прицепа снижается маневренность грузовика. К тому же управлять им нужно очень аккуратно, чтобы он не перекинулся.

Обратите внимание! Управлять автосцепкой нужно особенно аккуратно на поворотах (разворот следует делать на низких скоростях). В противном случае прицеп может перевернуться и потянуть за собой основной грузовик, что может привести к непоправимым последствиям.

Рефрижератор

Фактически представляет собой холодильник на колесах. Рефрижератор может выполняться в виде как прицепа, так и полуприцепа. Стенки делают из бескаркасных сэндвич-панелей, которые хорошо держат холод внутри прицепа. Непосредственно холод генерирует холодильная установка, которая также устанавливается внутри прицепа.

Читайте также:
Антифриз Лукойл: G12 Red, G11 Green и ультра, отзывы специалистов

Другие особенности:

  • Средняя грузоподъемность рефрижераторов составляет 20 тонн, а общий полезный объем – 70-80 кубических метров. Рефрижераторы оптимально подходят для транспортировки скоропортящихся продуктов.
  • Температура воздуха внутри прицепа зависит от мощности холодильной установки. В большинстве случаев применяются системы, которые могут “держать” температуру в пределах от -30 до +30 градусов.

Автовоз

Представляет собой прицеп специального типа, который адаптирован для перевозки других транспортных средств (легковые машины, автобуы, мотоциклы и так далее). Имеют каркасную металлическую конструкцию, выполняемую обычно в два “этажа”. При необходимости каркас может покрываться тентом для защиты от осадков.

Другие особенности автовозов:

  • Согласно законодательным требованиям РФ длина автовоза не может превышать 20 метров, а высота – 4 метров. Один автовоз адаптирован для перевозки примерно 7-8 автомобилей.
  • Существуют также компактные автовозы, которые адаптированы для перевозки 1-3 автомобилей. На практике они часто используются в качестве эвакуаторов.

Автомобильная цистерна

Представляет собой прицеп или полуприцеп, который оборудован цистерной. Цистерна обычно выполняется из алюминия и имеет цилиндрическую или конусообразную форму. Некоторые цистерны могут иметь многосекционную конструкцию, где секции отделены друг от друга с помощью внутренних перегородок. Некоторые другие особенности автоцистерн:

  • Автоцистерны адаптированы исключительно для перевозки жидкостей. Это могут быть как пищевые (например, вода или молока), так и непищевые жидкости (например, бензин или битум).
  • Полезный объем очень сильно отличается от размеров и формы цистерны, а составляет он от 1 до 40 кубических метров. Объем большинства современных автоцистерн – 30 кубических метров.

Подведем итоги нашей статьи. Легковые и грузовые автомобили могут отличаться по конструкции кузова, а машины с разным кузовом могут иметь различное применение. Легковые автомобили системы седан и универсал относят к категории семейных, а использовать их можно как в городе, так и в сельской местности. Кабриолет и хэтчбек – городские машины, которые больше подходят для одиноких людей. Пикап – хорошая машина для сельской местности. Основные категории кузовов грузовых транспортных средств – еврофура, Jumbo, автосцепка. Они отличаются по вместимости, грузоподъемности и маневренности.

15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.

Типы кузовов легковых автомобилей

Несмотря на наличие разных решений по экстерьеру легковых машин, количество основных типов кузовов, получивших применение, несколько ограничено. Общее число вариантов не превышает и полтора десятка. Давайте разберемся, чем отличаются разные предлагаемые автопроизводителями решения.

Основные виды кузовов

Тип кузовной конструкции легко определяется по внешнему виду автомобиля. Для каждого класса характерны отличительные черты, которые легко обнаружить даже при наличии небольшого опыта. Кроме того, свою роль в классификации играет и способ реализации багажного отделения, которое может быть объединено с пассажирским салоном или отделено от него.

Наибольшим спросом пользуются легковые автомобили со следующими типами кузова.

Седан — самый распространенный вариант

Машины с таким трехобъемным кузовом встречаются на наших дорогах чаще всего. Хотя стоит отметить, что сейчас их серьезно потеснили кроссоверы и хэтчбеки. К отличительным особенностям седана относят:

  • Отделенные от салона моторный отсек и багажник.
  • Классическая четырехдверная компоновка, иногда имеет 5 дверей с учетом багажника.
  • Наличие двух рядов полноразмерных сидений, обеспечивающих комфортное размещение взрослых пассажиров.

Авто с кузовом такого типа способно обеспечить все потребности городского жителя, именно по этой причине многие автовладельцы отдают предпочтение такой классической компоновке.

Универсал — семейный автомобиль с большими возможностями

Это двухобъемный кузов, у которого багажник конструкционно объединен с салоном. Отличительная черта такого класса машин — наличие наклонной задней двери, закрывающей багажник и увеличенной до заднего габарита.

Читайте также:
Технические характеристики Рено Сценик 2012 года: фото и видео

Хэтчбек — укороченный вариант универсала

Машины этого класса отличаются только длиной свеса от задних колес. У хэтчбеков этот показатель меньше, что привело к уменьшению полезного объема багажника в большинстве случаев. Но уменьшение габаритов позволило обеспечить хорошую маневренность, что особенно важно при движении в плотном городском потоке.

Лифтбек — комбинация универсала и седана

Этот вариант сочетает черты обоих типов кузова. От универсала он отличается несколько выступающей частью багажника, что делает его похожим на седан. Но в глаза бросается то, что крышка объединена с задним стеклом, и открывается вместе с ним, кроме того, этот кузов также двухобъемный.

Купе — машина для ценителей личного пространства

Закрытый кузов, который сразу легко определить по наличию всего двух дверей. По сути, это обыкновенный седан, но укомплектованный только одним рядом сидений, в крайнем случае задние имеют уменьшенные размеры. По этой причине семье такая машина не подойдет, а вот молодым людям купе придется по вкусу.

Лимузин — показная роскошь

Машины представительского класса, могут иметь форму седанов, внедорожников, но отличаются нестандартной увеличенной базой. Еще одна отличительная черта — водительская часть салона отделена от остальной сдвигающейся перегородкой, чтобы не доставлять неудобств пассажирам.

Кабриолет всегда притягивает взгляды

Одна из немногих модификаций машин с открытым кузовом. Комплектуется мягкой или жесткой складывающейся крышей, которая в сложенном состоянии размещается в багажники или между ним и салоном.

Внедорожник — повышенная прочность и надежность

Для машин этого класса характерны:

  • Рамный кузов, выдерживающий серьезные нагрузки.
  • Увеличенный клиренс, упрощающий поездки в плохих дорожных условиях.
  • Полный привод.

Такие автомобили пользуются спросом и у городских жителей, что в первую очередь связано с представительным внешним видом.

Есть и некоторые другие варианты кузовов легковых автомобилей, но такого широкого применения они не получили. Но даже представленных решений вполне хватит, чтобы задуматься при выборе.

Типы кузовов легковых автомобилей

Автомобили могут иметь множество вариантов и видов кузовов. Классификация не всегда однозначна, различные специалисты и производители автомобилей, могут трактовать нижеприведённые названия по-разному.

Классификация автомобилей по типу кузова: закрытые, открытые и число объёмов.

Кузова закрытого типа:

Седан: лидер по распространённости в мире автомобильных кузовов, данный кузов может быть с двумя и четырьмя дверьми, иногда седан может иметь пять дверей (с учетом багажника). Кузов седан оснащается двумя рядами полноразмерных сидений, без задней двери. У седанов, есть подвид двухдверный седан (Тудор), от кузова купе отличается наличием двух рядов полноценных рядов сидений и стандартной четырёх дверной базой седана.

Хардтоп: вариант оформления многих видов кузовов, например, седана, купе, универсал. Главная отличительная особенность заключается в отсутствии центральной стойки и рамок стёкол.

Универсал: грузопассажирский двухобъёмный кузов, с пятью дверьми или реже с трёхдверным исполнением, кузов выполнен на основе седана с дополнительной дверью в задке, задний свес длиннее чем у седана или такой же.

Хэтчбек: данный двухобъёмный грузопассажирский кузов является родственником универсала, с тремя или пятью дверями. Характерное различие меньшая длинна заднего свеса, вследствие чего меньшая грузоподъёмность.

Купе: трёхобъёмный двухдверный кузов, с явно выраженным спортивным силуэтом, с одним рядом сидений, либо с задними, но менее вместительными. Существуют люксовые варианты, данного кузова, в которых увеличен уровень комфорта, как для задних, так и для передних пассажиров.

Лимузин: кузов легкового автомобиля закрытого типа, считается высшим классом, выполнен на основе кузова седана. Колёсная база удлинена, имеется перегородка за передним сидением. Не стоит путать кузов лимузин с длиннобазным седаном без перегородки.

Микроавтобус: это автобус особо малого класса, имеющее более 8 мест для сидения, имеющее небольшой диаметр колёс и высотой салона, длиной до 5 метров.

Минивэн: данный кузов может выполняться в однообъёмном и двухобъёмном исполнении.
В России минивены имеют ещё одно название — универсал повышенной вместимости.

Таун-кар: кузов с увеличенной высотой крыши.

Комби: двухобъемный кузов, с задней дверью, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров. В германии слово комби, употребляется для любого автомобиля имеющего в своей конструкции дверь в задней части.

Лифтбек: тот же хэтчбек, но с более длинной задним свесом (как у седана). Может иметь два и три объёма.

Фастбэк: кузов объединяет несколько типов кузовов, главный признак форма крыши имеет покатый силуэт, плавно переходящий в крышку багажника.

Читайте также:
Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы: срок службы, принцип работы

Кузова открытого типа:

Кабриолет: автомобильный кузов открытого типа, может выполнятся с двумя и четырьмя дверьми. Автомобили с кузовом кабриолет оснащаются складной крышей.

Родстер: кузов с двумя посадочными местами, оснащается мягкой складываемой крышей.

Фаэтон: автомобильный кузов с четырьмя дверьми, оснащённый складываемой мягкой крышой. Число посадочных мест варьируется от 5 до 6.

Ландо: кузов легковых автомобилей с открывающимся верхом, крышей для задних сидений.

Брогам: кузов легковых автомобилей, крыша которых имеет складную или съёмную часть на передними сидениями.

Тарга: тип кузова легкового автомобиля, разновидность спортивного двухместного родстера.

Спайдер: автомобильный кузов с двумя дверьми. Отличие от родстера заключается в более узком лобовом стекле.

Шутингбрейк: тип кузова автомобиля, для перевозки охотников и снаряжения.

Типы грузопассажирских кузовов:

Пикап: автомобильный кузов с открытой платформой, представляет собой модификацию легкового автомобиля или внедорожника.

Фургон: автомобильный кузов имеющий позади кабины сплошную часть кузова, предназначен для перевозки людей и грузов.

Типы кузовов по числу объёмов:

Классификация кузовов по числу объёмов – это градация по визуальному признаку объёмов, можно выделить: одно, полутора, двух и трёхобъёмные кузова.

Число внешних визуальных объёмов, определяется по явно выраженным геометрическим фигурам, если смотреть на автомобиль сбоку.

Например у кузова типа седан, можно выделить три объёма, а именно: капот, салон и багажник.

К двухобъёмникам можно отнести хэтчбек и универсал. Тот же хэтчбек, можно отнести к полуторообъёмникам, в случае слабо выраженного капота.

Виды кузовов автомобиля

Производители выпускают автомобили в самых разных типах кузова, что позволяет подобрать покупателям модель под определенные потребности.Некоторые виды кузовов автомобилей являются более популярными и пользуются спросом, другие – менее распространены, есть и типы, которые уже не встретить. В целом, можно насчитать более 20 вариаций кузовов легковых автомобилей.

Кузов – элемент несущей части, обеспечивающий размещение пассажиров и грузов, и очень часто выступающий в качестве остова для закрепления основных агрегатов и узлов автомобиля. По сути, кузов – это основа, объединяющая все составные элементы в единое устройство, называемое автомобилем.

Существует несколько критериев, по которым они разделяются между собой:

  • Назначение (пассажирский, грузопассажирский, грузовой);
  • Компоновка (одно-, двух- и трехобъемная);
  • Степень нагруженности (несущий, полунесущий, разгруженный);
  • Конструкция (открытый, закрытый);

В большинстве случаев для определения типа кузова используется его компоновка и конструкция, а также некоторые конструктивные особенности. Стоит отметить, что существуют и виды, которые запросто можно одновременно отнести к двум разным типам.

Далее рассмотрим существующие вариации несущей части легковых авто, и для разделения будем использовать их компоновку и конструктивные особенности.

Кузова-однообъемники

Однообъемные кузова отличаются увеличенным пространством для размещения пассажиров и обеспечения максимальной комфортабельности. Основным представителем этой категории авто являются минивэны. Отметим, что однообъемными легковые авто считаются лишь условно. По определению такая компоновка подразумевает, что отдельного пространства под установку силового агрегата нет (по сути, мотор установлен в салоне и отделен от пассажиров небольшой перегородкой).

Что касается же легковых авто, относящихся к этому классу, то у них двигатель располагается в отдельном моторном отсеке, но форма кузова сделана так, что визуально отсек для мотора объединен с салоном. Из-за таких конструктивных особенностей их компоновку нередко называют полутораобъемной.

Минивэн

Минивэн – тип кузова автомобиля с большими габаритными размерами, что позволяет установить три ряда сидений. Отсек для размещения груза находится в салоне, за сиденьями. Часто конструктивно предусматривается возможность складывания последнего ряда сидений для увеличения грузового пространства. Доступ к нему осуществляется через заднюю дверь.

Микровэн

Микровэн – еще один представитель с однообъемным кузовом. В отличие от минивэна у него габаритные размеры значительно меньше, поэтому используется два ряда сидений, но при этом сами автомобили все так же высокие и комфортабельные для пассажиров.

Компактвэн

Компактвэн – промежуточный вариант межу первыми двумя. Может иметь как два, так и три ряда сидений. Все три типа обладают закрытой конструкцией с жесткой крышей.

Кузова с двухобъемной компоновкой

Двухобъемный тип кузова автомобиля отличается наличием отдельного отсека для размещения силовой установки. Что касается грузового отсека, то он совмещен с салоном и для доступа к нему используется задняя дверь. Автомобили с этим видом кузова могут быть как трех-, так и пятидверными.

Универсал

Универсал – автомобиль, отличающийся увеличенным задним свесом и неизменным уровнем крыши. Есть вариации с тремя и пятью дверьми. Основное достоинство универсалов – увеличенное пространство для груза и возможность трансформации в грузопассажирский вариант за счет складывания заднего ряда сидений. Задняя дверь может быть цельной, открывающейся вверх, а также двухстворчатой, с боковым открытием.

Читайте также:
Видео тест-драйв Рено Сценик 2

Хэтчбек

Хэтчбек – один из самых сейчас популярных видов кузова. От универсала отличается меньшим задним свесом, что сказывается на объемах грузового отсека. Производители нередко размещают заднее стекло под углом, обеспечивая плавный переход от крыши к корме. Задняя дверь, выполненная заодно со стеклом, у хэтчбека – только цельная, с открытием вверх.

Внедорожник

Внедорожник – автомобиль повышенной проходимости с двухобъемной компоновкой. Зачастую кузов у него – разгруженный, поскольку в конструкции несущей части используется рама. Родоначальником этого класса являются универсалы, поэтому по конструкции кузова они во многом схожи. Но стоит отметить, что существуют разные вариации внедорожников, поэтому судить только по компоновке – не совсем верно. К примеру, для военных целей нередко создаются такие авто с открытым по конструкции кузовом. Также на базе внедорожников выпускаются пикапы, которые уже имеют трехобъемную компоновку.

Кроссовер

Кроссоверы – сравнительно «молодой» класс автомобилей. По сути, это – хэтчбек, но с повышенными показателями проходимости за счет увеличенного клиренса. В отличие от внедорожника у этих авто кузов является несущим.

Лифтбек

Лифтбек – тип кузова автомобиля, сочетающий в себе определенные черты двух- и трехобъемной компоновок. Дело в том, что визуально у авто с таким кузовом имеется отдельный багажный отсек. Особенность же заключается в том, что крышка багажника объединена с задним стеклом (поэтому ее называют задней дверью), из-за чего при ее открытии одновременно получается доступ и к грузовому отсеку, и к салону. При этом конструкция задней двери может быть цельной или составной (можно открыть только крышку багажника или поднять ее вместе со стеклом). В общем, лифтбек – спорный тип кузова автомобиля, и однозначно отнести его к какой-то конкретной компоновке невозможно.

Типы с трехобъемной компоновкой

Отличительной особенностью трехобъемной компоновки является наличие отдельного от салона грузового отсека, закрываемого своей отдельной крышкой, не объединенной с элементами, относящимися к салону. Эти автомобили могут быть как открытой, так и закрытой конструкции с двумя или четырьмя дверьми (крышка багажника в этом случае не является дверью).

Седан

Самым основным представителем такой компоновки является седан. Кузов у такого авто — закрытый, с двумя рядами сидений, четырьмя дверьми и достаточно объемным салоном, что позволяет комфортабельно разместить всех пассажиров. Некоторые автомобили с таким кузовом обладают немного увеличенной колесной базой, что еще больше обеспечивает свободного пространства для пассажиров на заднем сиденье.

Лимузин

Лимузин – автомобиль, чаще всего с трехобъемной компоновкой и значительно увеличенной колесной базой. Особенностью конструкции является наличие перегородки, отделяющей водителя от пассажиров на задних сиденьях. При этом из-за имеющейся базы пространство за водителем позволяет установить до четырех сидений, причем два из них – продольно. Дополнительно авто оснащен большим количеством оборудования и аксессуаров для обеспечения комфортабельности. Выпускаются также лимузины на базе хэтчбеков и внедорожников, то есть с двухобъемной компоновкой.

Купе – трехобъемный кузов с двумя, реже – четырьмя дверьми. От седана отличается плавным переходом крыши к корме, что уменьшает пространство салона, поэтому его часто делают с одним рядом сидений. Бывают и версии с двумя рядами, но задний при этом не может обеспечить комфортное размещение взрослых пассажиров, поэтому такие сиденья называют «детскими». В современном автомобилестроении «купе» также называют трехдверными хэтчбеками.

Пикап

Пикап – как уже упоминалось, авто с таким кузовом в основном делают на базе внедорожников, хотя есть и версии, в которых за основу взят обычный легковой автомобиль. Особенность заключается в том, что вместо багажного отсека используется грузовая платформа. Это влияет на размеры салона, поэтому в таких авто он называется кабиной. Выпускаются версии как с одним, так и двумя рядами сидений, а кабина может иметь две или четыре двери.

Кабриолет

Кабриолет – открытый кузов с трехобъемной компоновкой. У него отсутствует жесткая крыша, а ее роль зачастую играет убираемый тканевый тент. Обычно основой для создания кабриолета выступают автомобили в кузове купе. Кабриолет имеет два ряда сидений и 4 двери.

Иные варианты

Выше рассмотрены самые основные типы кузовов автомобилей, использующиеся чаще других. Но существуют и другие версии, встречающиеся значительно реже.

Хардтоп – авто, выпускавшиеся в трехобъемной компоновке, по сути это были те же седаны и купе, но с одной конструктивной особенностью – отсутствие центральных стоек, что улучает внешний вид авто, но негативно сказывается на жесткости кузова.

Читайте также:
Фары Hella: противотуманные, дополнительные и ближнего света

Таун-кар – автомобиль со значительно увеличенным по высоте салоном. Применялись такие авто в качестве такси.

Родстер – еще одна вариация открытого купе. Но в отличие от кабриолета у такого авто только две двери и один ряд сидений, крыша та же – убираемый тканевый тент.

Купе-кабриолет – переходной вариант между двумя указанными в обозначении типами кузовов. Отличается наличием жесткой складной крыши.

Фаэтон – по сути, тот же кабриолет, но с одной особенностью – отсутствием дверных стекол. Поэтому даже имеющийся убираемый тент не делает салон полностью закрытым.

Ландо – вариация кузова с чертами седана и кабриолета. Особенность его заключается в том, что в передней части салон имеет жесткую крышу, а в районе задних сидений она – тканевая или металлическая, но убираемая.

Брогам – полная противоположность ландо. То есть, у водителя крыша тентовая съемная, а у пассажиров – жесткая, металлическая.

Тарга – тот же родстер, но с металлическим каркасом жесткости позади сидений и жесткой съемной крышей.

Спайдер – еще один представитель родстеров, у авто с таким кузовом лобовое стекло либо вовсе отсутствует, или оно небольшое по высоте (ниже уровня глаз водителя).

Тудор – вариация седана, отличается от него наличием только двух дверей.

Как видно, вариаций кузовов – очень много, и вполне возможно, что количество их будет пополняться новыми видами. Но стоит отметить, что если новые типы и будут созданы, то в любом случае основой для них выступят наиболее распространенные варианты – седаны, купе, хэтчбеки и универсалы.

Виды автомобилей по типу кузова

Выбирая автомобиль, следует оценивать его внешний вид и технические характеристики. Кузов авто может быть открытым и закрытым. Закрытые модели в нашем климате пользуются значительно большим спросом. Существуют следующие виды автомобилей по типу закрытого кузова:

  1. Типы кузовов легковых автомобилей
  2. Кузова грузовиков
  3. Тип кузова внедорожник
  4. Классификация типов кузовов
  5. Выбор кузова легкового автомобиля

Седан — самый распространённый тип кузова. Багажник структурно отделён от пассажирского салона, без подъёмной двери в задней стенке, с двумя или реже тремя рядами сидений.

Хэтчбек — автомобиль имеет укороченный (по сравнению с седаном) задний свес кузова.

Лифтбек — это разновидность хэтчбека, у которого задняя дверь имеет небольшой выступ, и в закрытом положении лифтбек больше напоминает классический седан.

Универсал — закрытый двухобъёмный кузов автомобиля. Вариант седана с увеличенным багажным отделением и дополнительной подъёмной дверью в задней части машины.

Купе — кузов с двумя дверьми, одним или двумя рядами сидений и структурно отделённым багажником, без подъёмной двери в задней стенке.

Фургон — тип закрытого автомобильного кузова, предназначенный для перевозки грузов или людей.

Лимузин — закрытый кузов с жёсткой крышей, оснащённой подъёмным стеклом, обычно перегородкой между отделением водителя и остальным салоном.

Типы кузовов легковых автомобилей

Любой автомобиль оснащен несущей системой для расположения элементов, оборудования салона, механизмов двигателя, трансмиссии. Большинство современного автотранспорта имеет несущий кузов. Основное назначение кузова: перевозка пассажиров и небольших грузов.

Типы кузовов легковых автомобилей многофункциональны, разнообразны. Обычно грузопассажирские либо пассажирские бескаркасной, полукаркасной конструкции. Трехобъемные кузова имеют выступающий капот, багажник. Ввиду ограниченной трансформации конструкции наименее универсальны пикапы, купе, кабриолеты, седаны. Двухобъемные кузова – это универсалы, хэтчбеки, кроссоверы, внедорожники. Их характеризует компактный размер, вместительный багажник, который открывается с помощью крышки со стеклом, позиционируемая производителями как пятая дверь. Конструкция, разделенная на два отдельных отсека, позволяет увеличить объем багажного отделения при необходимости. К однообъемным конструкциям относят микро-вэны, мини-вэны.

Кузова грузовиков

Кузова грузовиков – платформы либо емкости конкретной конфигурации, служащие для размещения, перевозки грузов. Их разделяют на закрытые, открытые. Бортовой, самосвальный кузов имеет открытый тип конструкции, фургон, цистерна, тент – закрытый тип.

На рынке техники РФ представлены варианты: тентованный полуприцеп (транспортировка больших габаритов до 25 тонн), рефрижератор (перевозка продуктов питания, медикоментов), изотермический фургон (доставка продовольственной, непродовольственной продукции), контейнеровоз (перевозка контейнеров). Также востребованы бортовые полуприцепы, платформы, автовозы, тралы и лесовозы. Конструкции отличает вариативность грузоподъемности, способов загрузки, температурных режимов.

Тип кузова внедорожник

Тип кузова внедорожник – двухобъемная закрытая кузовная конструкция, имеющая 5-6 дверей, 2-3 ряда пассажирских кресел. Машина выше универсала, больше кроссовера. Транспорт отличает большие габариты, полный привод, понижающая передача, увеличенный дорожный клиренс (не меньше 200 мм) для маневренности на бездорожье. Многие производители выпускают модели внедорожников с укороченной базой, тремя дверями, укорачивая нишу в купе.

Читайте также:
Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы: срок службы, принцип работы

Авто считается универсальным ввиду высоких, соответствующих технических характеристик. Аналогично некоторым пикапам, фургонам имеет рамный разгруженный кузов. Современные внедорожники условно делятся по размеру: компактные, среднего размера, полноразмерные.

Классификация типов кузовов

Автомобильная промышленность за два десятилетия достигла существенного прорыва в сфере дизайна, технического оснащения авто. В современном автомобилестроении классификация типов кузовов основана на параметрах: форма, назначение, компоновка, функциональность, степень нагруженности. Легковой транспорт традиционно имеет грузопассажирский, пассажирский типы кузовной рамы полукаркасной, бескаркасной конструкции.

Кузовные рамы различают по расположению пассажиров, груза, силового агрегата, степени выдерживания веса груза и пассажиров. Так, машина может иметь три, два, один отсека. Все варианты кузовов имеют стандартные названия, используемые в мире, однако некоторые страны производят отдельные типы кузовов с иным названием.

Выбор кузова легкового автомобиля

Выбор кузова легкового автомобиля зависит от его назначения. Седан – популярная модель, оснащенная 2-4 дверями, 2 рядами полноразмерных кресел. Вместительность: 4-5 человек. Классика жанра – купе – двухдверный кузов, имеющий один рядом сидений. Современные купе похожи на седан, имеют 2 ряда полноразмерных кресел.

Универсал – грузопассажирское авто с 2 рядами сидений, дополнительной дверью, интегрированным с салон багажным отделением. Хэтчбек – современный «гибрид», объединивший комфорт седана с вместительностью универсала и функцией складывания заднего ряда сидений. Изюминка кабриолета: мягкая складная крыша из особых тканей. Пикап – легковое авто с открытой грузовой площадкой, отделенной от салона перегородкой. Особенности: технические характеристики, проходимость, аналогичные внедорожнику.

Совет от Сравни.ру: Приобретая автомобиль, обязательно заранее запишитесь на тест-драйв понравившихся моделей. Вы сможете самостоятельно оценить все технические характеристики, определить, за рулём какого авто вы чувствуете себя наиболее комфортно. Подобные услуги предлагаются во многих автосалонах.

Основные элементы и принцип работы центрального замка

Надежное закрытие дверей обеспечивает безопасность автомобиля и сохранность личных вещей, которые владелец оставляет в салоне. И если раньше каждую дверь в машине приходилось закрывать ключом вручную, то сейчас в этом уже нет необходимости. Для удобства автомобилистов был создан центральный замок, открыть и закрыть который можно одним нажатием на кнопку.

  1. Что такое центральный замок
  2. Особенности центрального замка
  3. Устройство системы
  4. Входные датчики
  5. Блок управления
  6. Актуатор
  7. Принцип работы устройства
  8. «Детский замок» в автомобиле
  9. Система двойной блокировки

Что такое центральный замок

Центральный замок (ЦЗ) позволяет блокировать одновременно сразу все двери в автомобиле. Конечно, без помощи этого механизма водитель также мог бы открывать и закрывать свою машину на замок: не дистанционно, а вручную. Наличие центрального замка никак не влияет на технические свойства транспортного средства, поэтому производители относят этот механизм к системам, обеспечивающим комфорт автовладельца.

Управлять центральным замком можно как пультом управления, так и с помощью поворота ключа в двери водителя

Блокировка дверей с помощью ЦЗ может быть произведена двумя способами:

  • централизованно (когда одно нажатие на кнопку брелка закрывает сразу все двери);
  • децентрализованно (такая система позволяет управлять каждой дверью по отдельности).

Децентрализованная система – наиболее современный вариант устройства блокировки дверей. Для того чтобы она могла выполнять свои функции, на каждую дверь дополнительно устанавливается электронный блок управления (ЭБУ). В централизованном варианте всеми дверьми автомобиля управляет единый блок.

Особенности центрального замка

Центральный замок в автомобиле имеет несколько особенностей, которые позволяют сделать взаимодействие системы и водителя максимально простым и эффективным.

  • ЦЗ может успешно функционировать в комплексе с любой сигнализацией.
  • К системе ЦЗ также подключается багажник, но управлять его открытием можно и отдельно от дверей.
  • Для удобства водителя кнопка дистанционного управления размещается на брелке и в салоне автомобиля. Впрочем, закрыть ЦЗ можно и механическим способом, повернув ключ в замке двери водителя. Одновременно с поворотом ключа будут заблокированы и все остальные двери транспортного средства.

В зимнее время года во время сильных морозов элементы центрального замка могут замерзнуть. Риск замерзания возрастает, если в систему попадает влага. Лучшим средством для решения проблемы станет химический размораживатель, который можно приобрести в автомагазине. Чтобы попасть внутрь автомобиля, достаточно разморозить водительскую дверь и запустить двигатель. Когда машина прогреется, остальные замки оттают сами собой.

Устройство системы

Кроме блока управления, система центрального замка также включает в себя входные датчики и исполнительные устройства (актуаторы).

Входные датчики

К их числу относятся:

  • концевые дверные включатели (концевики), передающие информацию о расположении автомобильных дверей на блок управления;
  • микропереключатели, фиксирующие положение конструктивных элементов дверного замка.
Читайте также:
Lada (Лада) ВАЗ 2106: фото, отзывы, видео, ремонт своими руками

Микропереключатели выполняют разные функции.

  • Два из них предназначены для фиксации кулачкового механизма передних дверей: один отвечает за сигнал lock (закрытие), второй – unlock (открытие).
  • Также два микропереключателя отвечают за фиксацию положения механизмов центрального замка.
  • Наконец, еще один переключатель определяет положение рычажного механизма в приводе замка. Это позволяет оценить положение двери относительно кузова. Как только дверь открывается, система замыкает контакты переключателя, в результате чего центральный замок не может сработать.

Сигналы, отправляемые каждым из датчиков, попадают в блок управления, который передает команды актуаторам, закрывающим двери, крышку багажника и лючка топливного бака.

Блок управления

Блок управления – это мозг всей системы ЦЗ. Он считывает информацию, получаемую от входных датчиков, анализирует ее и передает исполнительным устройствам. Также ЭБУ взаимодействует с сигнализацией, установленной на автомобиль, и может управляться дистанционно с помощью пульта.

Актуатор

Исполнительное устройство – завершающее звено цепи, отвечающее за непосредственную блокировку дверей. Актуатор – это электродвигатель постоянного тока, который объединен с самым простым редуктором. Последний преобразует вращение электродвигателя в возвратно-поступательное движение цилиндра замка.

Кроме электродвигателя в исполнительных устройствах использовался пневматический привод. Например, его применяли такие производители, как Mercedes и Volkswagen. Однако в последнее время пневматический привод использоваться перестал.

Принцип работы устройства

Центральный замок автомобиля может срабатывать как при запущенном, так и при выключенном зажигании.

Как только автовладелец запирает двери машины с помощью поворота ключа, в замке срабатывает микропереключатель, обеспечивающий блокировку. Он передает сигнал на блок управления двери, а затем дальше – к центральному блоку. Данный элемент системы анализирует полученную информацию и перенаправляет ее на актуаторы дверей, багажника и крышки топливного лючка. Последующая разблокировка происходит по такой же схеме.

Если автомобилист закрывает машину с помощью пульта ДУ, сигнал от него поступает на антенну, связанную с центральным блоком управления, а оттуда – к исполнительным механизмам, которые обеспечивают блокировку дверей. Одновременно с этим активируется сигнализация. В некоторых моделях транспортных средств при блокировке дверей на каждой из них могут автоматически подниматься стекла.

Если автомобиль попал в ДТП, то блокировка всех дверей автоматически снимается. Сигнал об этом передается от системы пассивной безопасности в блок управления центрального замка. После этого исполнительные устройства открывают двери.

«Детский замок» в автомобиле

Дети могут вести себя непредсказуемо. Если водитель перевозит ребенка на заднем сиденье, то контролировать поведение маленького пассажира сложно. Любознательные малыши могут случайно дернуть за ручку автомобильной двери и открыть ее. Последствия небольшой шалости – неприятные. Чтобы исключить такую возможность, на задних дверях автомобилей был дополнительно установлен «детский замок». Это небольшое, но очень важное устройство исключает возможность открытия двери изнутри.

Дополнительный замок, блокирующий открытие задних дверей из салона, устанавливается с обеих сторон кузова и активируется вручную.

Способ активации механизма зависит от марки и модели автомобиля. В некоторых случаях блокировка вводится в действие с помощью рычажка, в некоторых – при повороте шлица. Но в любом случае устройство находится рядом с основным замком двери. Уточнить информацию по использованию «детского замка» можно в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

“Детский замок” позволяет блокировать открытие дверей изнутри и защитить маленьких пассажиров от выпадения из автомобиля

Система двойной блокировки

В некоторых автомобилях применяется система двойной блокировки замка, когда двери блокируются как снаружи, так и изнутри. Такой механизм снижает риск угона транспортного средства: даже если похититель разобьет стекло машины, открыть дверь изнутри у него не получится.

Двойная блокировка вводится в действие с помощью двойного нажатия на кнопку центрального замка на ключе. Чтобы открыть двери, также потребуется два раза нажать на пульт дистанционного управления.

Система двойной блокировки имеет важный недостаток: если в работе ключа или замков возникнет сбой, сам водитель также не сможет открыть свой автомобиль.

Центральный замок в машине – важный механизм, позволяющий единовременно закрыть все двери транспортного средства. Благодаря дополнительным функциям и устройствам (таким как «детский замок» или система двойной блокировки), водитель может максимально обезопасить себя и своих пассажиров (в том числе маленьких детей) от внезапного открытия дверей во время поездки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: