Трос ручного тормоза: длина, принцип работы

Устройство и регулировка стояночного тормоза барабанного типа, как избежать ошибок

Добрый день, коллеги!

Периодически встречаю на автомобильных форумах фразы типа “отрегулировал ручник, подтянув трос”. Возможно, для некоторых конструкций стояночного тормоза так и делается, но часто это указывает на то, что человек не очень хорошо представляет себе устройство механизма стояночного тормоза.

Рассмотрим классический стояночный тормозной механизм барабанного типа. В качестве иллюстрации я использую фото тормозного механизма автомобиля Chery Tiggo 5. Он совмещает в себе дисковый рабочий (основной) тормозной механизм и барабанный стояночный механизм. Аналогичная конструкция встречается и на многих других автомобилях. Например, я встречал такую же конструкцию на KIA Sorento 1-го поколения, а также на Nissan Qashqai. Иногда рабочий и стояночный тормоз объединены в единую конструкцию, как, например, на автомобилях ВАЗ или на Suzuki Grand Vitara. Стояночный тормозной механизм дискового типа (пример — Ford Focus) в данной статье не рассматривается.

Прежде чем перейти к иллюстрациям, хочу отметить, что в рассмотренной здесь конструкции стояночного тормоза используется два вида регулировок.

Первая регулировка — натяжение троса и количество щелчков рычага “ручника” в салоне. Основная цель данной регулировки — обеспечить, чтобы трос не был перетянут, и при отпущенном рычаге тормозные механизмы колес были приведены в исходное (свободное) состояние, а при определенном количестве щелчков трос обеспечивал работу тормозного механизма (обычно 5-6 щелчков до полной блокировки колес). При отпущенном рычаге, трос не должен тянуть за привод тормозных колодок, а при начале подъема рычага, трос должен натягиваться, чтобы приводить в движение колодки. Если трос отрегулирован правильно, то при отпущенном рычаге в салоне, он будет иметь легкую слабину, и поэтому долго не вытянется, а эта регулировка будет требоваться очень редко. Пример регулировки натяжения троса можно посмотреть по ссылке Регулировка троса ручника на Chery Tiggo 5.

Вторая регулировка — положение колодок, т.е. регулировка зазора между колодками и барабаном. Она необходима для обеспечения эффективной работы тормоза. Если зазор слишком велик, то хода рычага в салоне будет недостаточно для блокировки колес, потому что хода колодок не хватит, чтобы с достаточным усилием прижиматься к тормозному барабану. Если зазор слишком мал или отсутствует, колодки будут задевать барабан или будут “схватывать” слишком рано, отсюда будет риск не полного растормаживания механизма при полностью отпущенном рычаге, колодки будут тереться о барабан на ходу. По мере износа колодок, зазор будет увеличиваться, и регулировку необходимо повторить. В конце записи, после фотографий, я приведу свои рекомендации по процедуре регулировки положения колодок. Иногда встречаются конструкции с автоматической регулировкой зазора, тогда эта регулировка не требуется (пример — задние барабанные тормоза ВАЗ).

Именно второй регулировкой часто пренебрегают неопытные автовладельцы, пытаясь регулировать положение колодок с помощью натяжения троса. В итоге имеем постоянно задействованный на ходу тормозной механизм, перегрев барабанов, вытягивание троса, необходимость повторных регулировок и пр.

Ниже на фото изображена конструкция стояночного тормозного механизма барабанного типа автомобиля Chery Tiggo 5. Работает механизм очень просто. Когда поднимаем рычаг в салоне, натягиваются тросы привода тормозных механизмов колес, они тянут за рычаги тормозных механизмов, а те разводят тормозные колодки, прижимая их к барабану. Чем меньше был исходный зазор между колодками и барабаном, тем сильнее затормаживается колесо при меньшем количестве щелчков рычага в салоне. При отпускании рычага, колодки под действием возвратных стягивающих пружин возвращаются в исходное положение. Из этого становится понятно, почему не следует регулировать зазор тросом, так как тормозной механизм на ходу всегда будет находиться в промежуточном, полурабочем состоянии.

Далее привожу иллюстрации с моими комментариями. В конце записи — рекомендации по регулировке колодок тормозного механизма.

Трос ручного тормоза: замена, регулировка

Ручной тормоз, он же стояночный тормоз, он же ручник — устройство торможения задних колес, которое обязательно устанавливается на все автомобили. Со временем ручник работает слабее, тросик растягивается, ослабевает, и когда уже некуда его натягивать, эффект ручных тормозов постепенно уменьшается.

Виды ручного тормоза

В зависимости от марки и модели авто стояночный тормоз имеют следующую классификацию по типу и принципу работы:

Читайте также:
Авто Рено Сандеро Степвей: комплектация и цены, базовая, комфорт (confort) и привиледж (privilege)

Привод стояночной тормозной системы механического типа: 1 – кнопка фиксации рычага; 2 – рычаг привода стояночного тормоза; 3 – защитный чехол; 4 – тяга; 5 – уравнитель троса; 6 – регулировочная гайка; 7 – контргайка; 8 – трос; 9 – оболочка троса

  • гидравлический;
  • электромеханический (он же электронный);
    • пневматическийПневматические ручные тормоза устанавливаются на тяжелые грузовые автомобили. Гидравлические применяются редко.

    Самый распространенный вид ручного тормоза — это механический. Вообще, легковые машин оснащаются или механическим, или электронным стояночным тормозом.

    Устройство стояночного тормоза

    Основной элемент, активирующий тормоза — это тросик. Тросик лучше, когда он состоит из большого количества тоненьких жилок диаметром 0,01 мм. Эти стальные тоненькие проволоки свиваются и свивки скручиваются в один канат. Если тросик состоит из одной проволоки, то надежность его меньше, так как он одножильный тросик легко сломать. Материал для тросика — высокопрочная сталь.

    На схемах изображено устройство механического стояночного тормоза механического типа.

    Привод стояночной тормозной системы механического типа: 1 – кнопка фиксации рычага; 2 – рычаг привода стояночного тормоза; 3 – защитный чехол; 4 – тяга; 5 – уравнитель троса; 6 – регулировочная гайка; 7 – контргайка; 8 – трос; 9 – оболочка троса

    Тросики по технологии изготовления подвергаются упрочнению и смазываются, чтобы максимально минимизировать силу трения, возникающую в кожухе троса.

    Снаружи трос обвит металлической проволокой и покрывается полимерным материалом (прорезиненный пластик). С торцов оболочка тросика имеет специальные стальные оболочки, гильзы, которые запрессовываются.1 — рычаг; 2 — кнопка; 3 — пружина тяги; 4 — тяга защелки; 5 — чехол; 6 — передний трос; 7 — направляющая заднего троса; 8 — распорная втулка; 9 — оттяжная пружина; 10 — распорная планка; 11 — рычаг ручного привода тормозных колодок; 12 — задний трос.

    Принцип работы ручного механического тормоза с барабанными тормозами:
    1. Водитель поднимает рукоятку тормоза до определенного щелчка. Если трос перетянут, то возможно можно только поставить на первую защелку с большим усилием. Если слабоват, то даже на последней защелке тормозные колодки не зафиксируют колеса на 100%.
    2. Тяга тянет основной трос, о он тянет вторичные тросы через крепежный кронштейн.
    3. Рычаг, что находится внутри тормозного барабана, начинает поворачиваться и распорная планка одинаково раздвигает колодки, в результате чего накладки колодок прижимаются к барабану и не дают ему вращаться.
    4. Когда водитель опускает ручник, тросы ослабляется, пружины в барабанах возвращают назад распорку и рычаг (тот, что в барабане), колодки сжимаются и больше не воздействуют своими накладками на барабан.

    На машинах, задние тормоза которых дисковые, принцип работы механического ручника примерно такой же. Трос тянет рычажок, который в свою очередь сжимает тормозной диск. Рычажок на дисковых тормозах устанавливается сзади ступицы и снаружи.

    Принцип работы электронного ручника:
    1. Водитель грузового автомобиля нажимает кнопку ручного тормоза, электронный блок получает команду.
    2. Контроллер включает 2 электродвигателя с редукторами, которые установлены на задних колесах.
    3. Электромоторчики сжимают тормозные колодки вокруг диска. Датчик определяет с какой силой сжимать колодки. Если колодки накладки колодок стерлись, колодки сжимаются с большей силой.
    4. Для отключения электромеханического ручника достаточно также нажать кнопку.
    Плюсы электронного тормоза:
    • Если водитель забыл отключить стояночный тормоз, то после запуска ДВС во время трогания машины, контроллер отпустит колодки.
    • Для разблокировки задних колес, водитель не сможет отключить тормоз, просто нажав. Надо сначала завести двигатель, пристегнутся, поставить ногу на тормоз и нажать на кнопку.
    • На машинах с электротормозами, есть кнопка противооткатного устройства Auto Hold (Авто удержание). Когда автомобиль останавливается с работающим ДВС, сразу автоматически включается блокировка колес. Это позволяет водителям трогаться на разных уклонах.

    Электронные тормоза надежнее механических, хоть у электротормозов есть такой минус: не будет работать с севшим аккумулятором. Механические тормоза просты в конструкции, но частая причина отказов или уменьшения эффекта, это загрязнение тросика, его растяжение или обрыв.

    Регулировка стояночного тормоза

    Если колодки в норме, то есть накладки на них до конца не стерты, то регулировка осуществляется только натяжением троса ручного тормоза.
    Как правило, регулировка тросика тормоза осуществляется прямо в салоне. Кронштейн натяжения закрыт декор панелью в районе рукоятки ручника.
    Если есть возможность, надо поставить автомобиль надо смотровой ямой или на эстакаду и осмотреть целостность всех механизмов тормозной системы.
    Если при осмотре не выявлено проблем, таких как залом тросика и т.д., то дальше действуем мы в таком порядке:

    1. Рукоять ручника поднимаем до упора. Это обычно 4-5 щелчков фиксатора.
    2. Снимаем декоративную накладку, закрывающую регулирующий узел натяжения стояночного тормоза.
    3. Ключом на 12 крутим центральную гайку по часовой стрелке — это процесс натяжки троса. При этом проверяем вращение задних колес, вращаются ли они при таком натяжении. Если все еще колесо можно вращать, то крутим гайку дальше.
    4. Отпускаем рукоять тормоза. Если при этом колодки не ослабили колеса, на пол оборота отворачиваем гайку.
    Читайте также:
    Вариатор: принцип работы, как работает на автомобиле

    После регулировки стояночного тормоза проверку его работоспособности надо проводить на уклоне 10-15 градусов.

    Как заменить стояночный тормоз

    Если после регулировки стояночный тормоз не работает, еле держит, а трос затянут по максимуму до упора, то пришло время делать замену.

    Для замены главного тросика или отходящих к колесам надо поставить также машину на смотровую яму.

    Из салона, снимаем декор накладку у основания ручника и откручиваем гайку, с помощью которой делали регулировку. Для вспомогательных тросов надо отсоединить уравнители поворотом на 90 градусов.

    Снять тормозной барабан, тормозные колодки, и отверткой надо оттянуть наконечник троса из паза на разжимном рычажке. Пассатижами (плоскогубцами) разжимаем фиксатор пружины снимаем его с щитка.

    Смазка для тросика ручного тормоза

    Лучше смазывать трос консистентной смазкой, которая имеет хорошие эксплуатационные характеристики: высокая максимальная температура плавления и стойкая к окислению.

    Отлично подходит смазка для троса Литол 24. Можно также воспользоваться его зарубежными аналогами.

    Отработанное или масло для промывки не подходит для смазки тросиком. Такие масла не имеют консервирующих свойств и содержат серу с водой, в результате чего происходит окисление.

    Видео

    В этом видео показывается, как надо менять трос ручника.

    Замена троса на авто Nissan X-Trail (Ниссан Х трейл).

    Регулировка ручника Nissan Qashqai (Ниссан Кашкай).

    Как работает стояночный тормоз автомобиля.

    Стояночный тормоз и его приводной трос. Назначение и устройство

    В статье:

    • Как функционирует стояночный тормоз
    • Что собой представляет трос ручного тормоза
    • Варианты конструкции привода ручника
    • Правильный выбор троса

    Стояночный, он же ручной, тормоз является важной составной частью тормозной системы транспортного средства, которую многие недооценивают, а кое-кто даже почти полностью игнорирует. Ручник позволяет заблокировать колеса во время стоянки, что особенно важно, если место парковки имеет даже незаметный на глаз уклон. Его использование помогает тронуться с места на подъеме без скатывания назад. Кроме того, он может служить в качестве запасной системы торможения, когда основная по какой-либо причине не сработает.

    Если не считать электромеханического привода, который встречается на относительно дорогих моделях автомобилей, и совсем редко используемой гидравлики, в большинстве случаев стояночный тормоз приводится в действие с помощью механики. Ключевым элементом механического привода является трос.

    Как функционирует стояночный тормоз

    Тормозные механизмы ручника, как правило, размещают на задних колесах. На многих старых машинах, а также бюджетных моделях, выпускаемых в наше время, на задней оси установлены барабанные тормоза. В механизмах такого типа реализация стояночного тормоза довольно простая. Чтобы заблокировать колеса во время стоянки, используются те же тормозные колодки, что и для обычного торможения движущегося транспортного средства. Только в этом случае вместо гидравлики задействуется размещенный внутри барабана специальный рычаг, который соединен с приводом ручника. Когда водитель тянет рукоятку ручного тормоза, а вместе с ней и трос, этот рычаг поворачивается и раздвигает колодки, прижимая их к рабочей поверхности барабана. Таким образом колеса оказываются заблокированными.

    Вмонтированный в рукоятку храповый механизм сохраняет трос натянутым и не позволяет стояночному тормозу самопроизвольно отключиться. При отпускании ручного тормоза возвратная пружина позволяет системе вернуться в исходное состояние.

    Нужно отметить, что существует немало машин, в которых стояночный тормоз задействуется не рукояткой, а ножной педалью. Термин “ручник” при этом оказывается не совсем уместным.

    Если на задней оси установлены дисковые тормоза, ситуация несколько иная. В этом случае организовать стояночный тормоз возможно несколькими способами. Это может быть отдельный механизм барабанного типа со своими колодками или так называемый трансмиссионный стояночный тормоз, который часто применяют на грузовых машинах, там он обычно размещается на коробке передач и тормозит детали трансмиссии (карданный вал).

    Читайте также:
    Атмосферный двигатель: отличия от турбированного, рабочее давление

    В других случаях основной рабочий тормозной механизм дополнен элементами, позволяющими привести его в действие не только с помощью гидравлики, но и механическим способом. Например, воздействующий на тормозные колодки поршень может иметь шток, который соединен с тросом ручника напрямую либо через кулачковый передаточный механизм.

    Что собой представляет трос ручного тормоза

    В приводе стояночного тормоза используется витой стальной трос. Его диаметр обычно составляет примерно 2. 3 мм. Благодаря своей гибкости он может без проблем обходить различные выступы кузова и подвески. Это значительно упрощает конструкцию привода в целом, исключая потребность в жестких тягах, шарнирных соединениях и многочисленных элементах крепления.

    Для сочленения с другими элементами привода трос имеет наконечники, которые зафиксированы на его концах. Они могут быть выполнены в виде цилиндров, шариков, вилок, петель.

    Внутрь защитной полимерной оболочки, которую часто делают армированной, набивают консистентную смазку. Благодаря смазке трос не ржавеет и не заклинивает в процессе использования. Для защиты от грязи и утечки смазки имеются резиновые пыльники.

    На концах оболочки закреплены металлические втулки различного вида и назначения. Кронштейн или упорная пластина на одном из концов позволяет закрепить трос на опорном щите тормозного механизма. Втулка с наружной резьбой предназначена для крепления к уравнителю. Возможны и другие варианты втулок в зависимости от конкретной конструкции привода.

    На оболочке также могут быть размещены кронштейны или хомуты для закрепления на раме или кузове.

    Варианты конструкции привода ручника

    В простейшем случае привод включает в себя единственный трос и жесткую тягу, размещенную между рукояткой ручного привода, которая находится в салоне, и металлической направляющей. К этой направляющей подсоединен трос, который затем разделяется на два отвода — к правому и левому колесу.

    В таком варианте неисправность единственного троса полностью выведет стояночный тормоз из строя. Поэтому подобная система почти не используется, несмотря на простоту конструкции и настройки.

    Гораздо большее распространение получил вариант с двумя тросами. Здесь также используется жесткая тяга, на ней закреплен уравнитель (компенсатор), а к нему уже подсоединяются два отдельных троса. Таким образом в случае выхода из строя одного из тросов сохранится возможность заблокировать другое колесо.

    Существует и третий вариант привода, в котором между рукояткой ручника и уравнителем вместо жесткой тяги установлен еще один трос. Такое построение дает больше возможностей для настройки, а некоторая разрегулированность элементов системы почти не сказывается на ее работе. Данная конструкция также активно используется автопроизводителями.

    Кроме того, есть еще разновидность привода, где длинный трос напрямую управляет колодками одного из колес. На определенном расстоянии от рычага к этому тросу подсоединен второй, более короткий трос, идущий ко второму колесу.

    Правильный выбор троса

    Регламентные работы должны обязательно включать в себя проверку работы стояночного тормоза и состояния его приводного троса. Со временем он может растягиваться, изнашиваться, подвергаться коррозии. Если регулировкой не удается компенсировать растяжение троса или он сильно изношен, то его придется заменить.

    Выбирать новый трос ручного тормоза для замены лучше всего по соответствующему каталожному номеру или основываясь на модели и дате выпуска автомобиля. В крайнем случае ищите подходящий аналог с учетом конструкции привода, длины троса и типа наконечников.

    При наличии в приводе ручника двух задних тросов настоятельно рекомендуется менять оба одновременно. Даже если неисправен только один из них, второй, скорее всего, тоже близок к исчерпанию своего ресурса.

    В зависимости от конкретного устройства привода замена может иметь свои нюансы и должна производиться на основе ремонтного мануала для данной модели автомобиля. Перед проведением работы убедитесь в устойчивости машины и обездвижьте ее.

    В общем случае сначала отдается крепление уравнителя к тяге, что позволяет ослабить натяжение троса. Затем откручиваются гайки и вынимаются наконечники с обеих сторон.

    Читайте также:
    Система питания инжекторного двигателя: подача топлива, давление, принцип работы

    Сборка производится в обратном порядке, после чего необходимо отрегулировать натяжение троса и убедиться в том, что тормозные колодки надежно блокируют колеса.

    Нерегулярное использование ручного привода не идет ему на пользу и вовсе не сохраняет его ресурс. Напротив, игнорирование ручника способно привести к коррозии и закисанию его элементов, особенно троса, который может заклинить и в итоге оборваться.

    Ошибаются и обладатели автомобилей с автоматической коробкой передач, считающие, что в положении переключателя “Паркинг” можно обойтись без ручника даже на уклоне. Дело в том, что в такой ситуации роль ручного тормоза фактически выполняет АКПП, и при этом она испытывает серьезную нагрузку.

    И еще раз напомним — зимой, в мороз, ручник использовать не следует, так как колодки могут примерзнуть к поверхности диска или барабана. А когда машина более одной-двух недель остается на стояночном тормозе, возможно их прикипание из-за коррозии. В обоих случаях итогом может стать ремонт тормозного механизма.

    Тросик ручного тормоза

    Каждый водитель знает, что в его автомобиле есть ручник. Рычаг стояночного тормоза может быть расположен как между водительским и пассажирским сиденьями, так и между водительским сиденьем и дверью. Второй вариант расположения чаще всего используют на гоночных автомобилях, это нужно для, того чтобы пассажир не имел случайного доступа к рычагу.

    Несмотря на разное местоположение рычага, принцип работы у всех одинаковый. Чтобы машина была зафиксирована на парковке или спуске, нужно поднять рычаг. Трос ручного тормоза связывает рычаг с задними тормозами. Его длина напрямую зависит от автомобиля, поэтому при покупке нового нужно знать длину своего автомобиля, либо знать марку.

    Устройство

    Как уже было сказано, рукоятка тормоза связывается с колодками с помощью соединяющего механизма. Он защищается специальным кожухом. Помимо защищающей роли, кожух помогает ему натягиваться. Как уже было сказано, длина троса и кожуха напрямую зависит от марки автомобиля.

    На сегодняшний день существуют такие автомобили, в которых есть не один трос стояночного тормоза (правый или левый), а несколько. Первый трос, он же передний, может отличаться от других лишь креплением на рукоятке, в длине же они практически одинаковые.

    Следует учесть, что, если у переднего соединяющего элемента будет испорчен кожух, то эффективность стояночного тормоза будет падать.

    Второй трос – центральный. Именно его длина зависит от длины кузова автомобиля. Поэтому при его покупке главное знать марку и комплектацию своего автомобиля. Бывает такое, что даже автомобили в одинаковом кузове, но с разной комплектацией имеют центральный соединитель разной длины.

    Существуют еще два вида связующих элементов на каждую сторону машины. Следует учесть, что они должны быть разной длины. Правый стояночный трос должен быть немного длиннее, а именно на 10 сантиметров левого. Поэтому при покупке главное точно знать нужную сторону. Чаще всего они разных цветов для того, чтобы была возможность отличать.

    Замена

    Если была снижена эффективность стояночного тормоза, то следует немедленно заменить связующие элементы. Главное знать, какой именно элемент был испорчен. Для этого нужно всего лишь осмотреть деталь. Если есть желание, то можно заменить все связующие элементы. Перед тем как начать заменять их, первым делом их следует приобрести.

    Купив весь необходимый комплект, можно приступать к процессу замены. Главное, что нужно для замены, — это яма и желание произвести все эти работы самостоятельно.

    1. Первым делом нужно открутить специальную гайку, которая держит трос тормоза. Быстро сделать это не получится, потому что гайка расположена в достаточно неудобном для откручивания месте. Открутив гайку надо вытащить ее из креплений.
    2. Затем следует снять крепление с крюка в барабане заднего тормоза, а после этого вытащить его из барабана.
    3. Когда он будет полностью вытащен, следует проделать все это же с тросом с другой стороны.
    4. Вытащив старые связывающие элементы, нужно приступать к установке новых элементов. Делать это нужно в обратном порядке.

    Это инструкция по замене правого и левого троса. Для того, чтобы заменить центральный или передний трос на своем автомобиле, потребуется найти инструкцию в Интернете, потому что для каждого автомобиля она индивидуальная.

    Читайте также:
    Новый Рено Сценик 2015: технические характеристики и отзывы

    Натяжение

    Заменив необходимые связующие элементы, следует натянуть их для того, чтобы ручник работал правильно. Чтобы это сделать, нужно находиться все в этой же яме и не прикручивать металлический защитный кожух на место.

    Регулировка производится посредством специальных гаек, которые мы откручивали при замене. Чаще всего их две. Одна предназначена для того, чтобы держать в натяжении ручной тормоз, а вторая чтобы вторая гайка не ослабла.

    Натянув его, следует обязательно установить защиту. Она нужна, чтобы защищать связующие элементы от попадания воды, солей и различных химических реагентов. Дело в том, что они негативно влияют на связующие элементы и быстро приводят их в негодность.

    Подводим итоги

    Чтобы автомобиль удерживался на склоне или стоянке, в нем предусмотрен ручник. В действие он приводится с помощью специального рычага, который находится в легкой доступности для водителя. Когда он не работает или работает не в полную силу, следует либо заменить тросы, либо натянуть их и вернуть эффективность ручника.

    Когда нужна замена или натяжка троса ручника и как это сделать?

    Ручной тормоз – это противооткатная система, предназначенная для фиксации автомобиля на месте во время остановок и длительных стоянок. На большинстве машин она механическая и работает от рычага с тросовым приводом, воздействующим на тормозные колодки напрямую. Уязвимое место механизма – трос, который со временем растягивается, отчего «ручник» перестает функционировать. Для решения проблемы необязательно посещать автосервис, натянуть или поменять элемент можно самостоятельно.

    Устройство стояночного тормоза

    Перед тем как заменить трос ручного тормоза или выполнить его натяжку, нужно разобраться в конструкции механизма. Он устроен довольно просто и состоит из таких основных деталей:

    1. Рычаг с подпружиненной кнопкой и защелкой. Находится в салоне по правую руку от водителя.
    2. Металлическая тяга со шпилькой на конце и коромыслом для установки троса расположена под днищем авто и прикреплена к рычагу. Это и есть натяжное устройство «ручника».
    3. Концы троса (или двух тросов), установленные на коромысле, крепятся к рычагам тормозных механизмов задних колес – дисковых или барабанных.

    Стояночный тормоз действует так: когда водитель поднимает рычаг в салоне, коромысло перемещается вперед и посредством тросового привода воздействует на колодки. В барабанных механизмах тормозные колодки раздвигаются, а в дисковых – сходятся. «Ручник» удерживает только задние колеса и функционирует независимо от основной тормозной системы, срабатывающей при нажатии педали.

    Рукоятка фиксируется в нескольких положениях благодаря защелке. Чтобы ее разблокировать и опустить в исходное положение, на торце ручки установлена специальная кнопка. Если колодки «прихватывают» колеса на втором щелчке, а после четвертого надежно удерживают автомобиль, то считается, что привод работает хорошо.

    Когда натягивать, а когда – менять?

    В процессе эксплуатации машины стальной трос постепенно растягивается и начинает провисать. Тогда часть рабочего хода рычага используется, чтобы выбрать эту слабину (первые 2-3 щелчка), а уж потом усилие передается на тормозные колодки задних колес. В результате они слабо прижимаются к поверхности дисков или барабанов и автомобиль затормаживается ненадежно.

    Первый признак неисправности – «ручник» перестает срабатывать на первых двух щелчках рукоятки и поднимается рукой без всякого усилия. В этом случае однозначно необходима натяжка ручного тормоза, точнее – тросового привода.

    Но работа механизма зависит и от других факторов:

    • от степени износа накладок на тормозных колодках;
    • от глубины выработки на поверхности стального диска или барабана.

    Истирание накладок не оказывает особого влияния на действие основной системы, поскольку ход гидравлических поршней довольно велик. А вот действие механического «ручника» постепенно ослабевает. Чтобы вернуть его в рабочее состояние, надо компенсировать износ элементов за счет натяжения привода. При удовлетворительном состоянии самого тросика вылета натяжной шпильки хватит, чтобы обеспечить работоспособность стояночного тормоза при любой степени изношенности накладок.

    Замена троса производится в таких ситуациях:

    1. Элемент вытянулся до такой степени, что при максимальном натяжении колодки не схватывают диски и автомобиль откатывается на любом уклоне.
    2. Из-за постоянного попадания воды под кожух тросика он заржавел и заклинил намертво. Так случается, когда автомобилист редко пользуется ручным тормозом.
    Читайте также:
    Гидротрансформатор АКПП: устройство, принцип работы

    Заклинивание троса также происходит в зимний период, когда вода, попавшая под кожух, замерзает внутри. При таком раскладе не спешите его менять, сначала отогрейте машину в гараже, а потом выгоните влагу с помощью аэрозольной смазки WD-40.

    Инструкция по натяжке и замене привода

    Поскольку механизм стояночной тормозной системы располагается под днищем машины, то для выполнения работ нужна смотровая канава, эстакада либо подъемник. В крайнем случае можно обойтись и без них, но тогда придется вывесить заднюю часть авто и лечь под него, что не только неудобно, но и опасно. Перед тем как подтянуть трос, следует надежно зафиксировать передние колеса автомобиля противооткатными башмаками.

    Затем действовать в такой последовательности:

    1. Установите рычаг ручного тормоза в нижнее положение.
    2. Поднимите на домкрате любое из задних колес.
    3. Вооружившись двумя рожковыми ключами, подходящими по размерам к гайкам натяжного устройства, спуститесь в смотровую яму.
    4. Удерживая основную гайку, расположенную на шпильке возле коромысла, ослабьте контргайку.
    5. Закручивайте натяжную гайку, периодически проверяя вращение подвешенного колеса рукой. Чтобы шпилька не крутилась, ее тоже нужно удерживать пассатижами либо ключом.
    6. Прекратите подтягивать трос, как только колодки начнут схватывать колесо. Сделайте 1—2 оборота гайки назад и проверьте работу «ручника». Он должен срабатывать после второго щелчка.
    7. Затяните контргайку, опустите домкрат и попробуйте действие ручного тормоза на уклоне.

    Для замены тросового привода придется выделить больше времени, особенно для разборки барабанной тормозной системы. Для вывешивания обоих задних колес приготовьте деревянные колодки, а для замены – стандартный набор инструментов, специальных приспособлений не потребуется. Алгоритм действий такой:

    1. Поставьте авто на яму и ослабьте трос до конца, как рассказано выше. Открутите обе гайки и снимите его с коромысла.
    2. Поднимите заднюю часть машины, установите ее на колодки и снимите колеса.
    3. Демонтируйте барабаны и открутите болты крепления тросика к заднему кожуху.
    4. Снимите тормозные колодки и распорную планку. Добравшись до рычажка, скиньте с него петлю троса. Извлеките его из кожуха, операцию повторите с другой стороны.

    Новый тросовой привод установите в обратном порядке начиная с механизмов колес. В конце произведите его натяжку и проверку работоспособности ручного тормоза.

    Особенности и неисправности троса ручника

    Ручной тормоз – это противооткатная система, предназначенная для фиксации автомобиля на месте во время остановок и длительных стоянок. На большинстве машин она механическая и работает от рычага с тросовым приводом, воздействующим на тормозные колодки напрямую. Уязвимое место механизма – трос, который со временем растягивается, отчего «ручник» перестает функционировать. Для решения проблемы необязательно посещать автосервис, натянуть или поменять элемент можно самостоятельно.

    Устройство стояночного тормоза

    Перед тем как заменить трос ручного тормоза или выполнить его натяжку, нужно разобраться в конструкции механизма. Он устроен довольно просто и состоит из таких основных деталей:

    1. Рычаг с подпружиненной кнопкой и защелкой. Находится в салоне по правую руку от водителя.
    2. Металлическая тяга со шпилькой на конце и коромыслом для установки троса расположена под днищем авто и прикреплена к рычагу. Это и есть натяжное устройство «ручника».
    3. Концы троса (или двух тросов), установленные на коромысле, крепятся к рычагам тормозных механизмов задних колес – дисковых или барабанных.

    Стояночный тормоз действует так: когда водитель поднимает рычаг в салоне, коромысло перемещается вперед и посредством тросового привода воздействует на колодки. В барабанных механизмах тормозные колодки раздвигаются, а в дисковых – сходятся. «Ручник» удерживает только задние колеса и функционирует независимо от основной тормозной системы, срабатывающей при нажатии педали.

    Рукоятка фиксируется в нескольких положениях благодаря защелке. Чтобы ее разблокировать и опустить в исходное положение, на торце ручки установлена специальная кнопка. Если колодки «прихватывают» колеса на втором щелчке, а после четвертого надежно удерживают автомобиль, то считается, что привод работает хорошо.


    Когда натягивать, а когда – менять?

    В процессе эксплуатации машины стальной трос постепенно растягивается и начинает провисать. Тогда часть рабочего хода рычага используется, чтобы выбрать эту слабину (первые 2-3 щелчка), а уж потом усилие передается на тормозные колодки задних колес. В результате они слабо прижимаются к поверхности дисков или барабанов и автомобиль затормаживается ненадежно.

    Первый признак неисправности – «ручник» перестает срабатывать на первых двух щелчках рукоятки и поднимается рукой без всякого усилия. В этом случае однозначно необходима натяжка ручного тормоза, точнее — тросового привода.

    Но работа механизма зависит и от других факторов:

    • от степени износа накладок на тормозных колодках;
    • от глубины выработки на поверхности стального диска или барабана.
    Читайте также:
    Lada (Лада) ВАЗ 2101: ремонт своими руками, фото и отзывы пользователей

    Истирание накладок не оказывает особого влияния на действие основной системы, поскольку ход гидравлических поршней довольно велик. А вот действие механического «ручника» постепенно ослабевает. Чтобы вернуть его в рабочее состояние, надо компенсировать износ элементов за счет натяжения привода. При удовлетворительном состоянии самого тросика вылета натяжной шпильки хватит, чтобы обеспечить работоспособность стояночного тормоза при любой степени изношенности накладок.

    Замена троса производится в таких ситуациях:

    1. Элемент вытянулся до такой степени, что при максимальном натяжении колодки не схватывают диски и автомобиль откатывается на любом уклоне.
    2. Из-за постоянного попадания воды под кожух тросика он заржавел и заклинил намертво. Так случается, когда автомобилист редко пользуется ручным тормозом.

    Заклинивание троса также происходит в зимний период, когда вода, попавшая под кожух, замерзает внутри. При таком раскладе не спешите его менять, сначала отогрейте машину в гараже, а потом выгоните влагу с помощью аэрозольной смазки WD-40.

    Из-за чего заклинивает ручник

    Начать следует с причин, из-за которых ручник может не подниматься или не опускаться. Чаще всего происходит именно так, что стояночный тормоз не хочет сниматься после довольно длительной стоянки машины на холоде.

    Выделим основные причины, из-за которых узел может заклинить, и колесо не захочет блокироваться или освобождаться из прочных объятий тормозных колодок.

    • Механические неисправности. Ручник срабатывает путём прижатия тормозной колодки к диску или барабану. Тем самым активируется тормоз, машина не может сдвинуться с места. Если колодка заклинит в таком положении, автомобиль поехать не сможет. Что касается того, почему так происходит, в основном причина кроется в самой колодке, либо в тросике. Последний требуется отрегулировать или заменить.
    • Примерзание. Самая вероятная причина, почему ручник до конца никак не отпускает, либо же не хочет включаться при попытке потянуть рычаг. Это примерзание, обусловлено налипанием снега или обледенением воды после поездки по зимним дорогам. Слой льда прочно обволакивает узел, из-за чего создавшаяся кора не позволяет опустить ручной стояночный тормоз.

    В случае примерзания или заклинивая по механическим причинам, ни в коем случае не пытайтесь решить проблему физической силой. Не тяните резко ручник на себя, не пробуйте вытянуть его двумя руками.

    Если тормоз не поддаётся при обычном усилии, есть проблема. Её нужно отыскать, а затем устранить.

    Инструкция по натяжке и замене привода

    Поскольку механизм стояночной тормозной системы располагается под днищем машины, то для выполнения работ нужна смотровая канава, эстакада либо подъемник. В крайнем случае можно обойтись и без них, но тогда придется вывесить заднюю часть авто и лечь под него, что не только неудобно, но и опасно. Перед тем как подтянуть трос, следует надежно зафиксировать передние колеса автомобиля противооткатными башмаками.

    Затем действовать в такой последовательности:

    1. Установите рычаг ручного тормоза в нижнее положение.
    2. Поднимите на домкрате любое из задних колес.
    3. Вооружившись двумя рожковыми ключами, подходящими по размерам к гайкам натяжного устройства, спуститесь в смотровую яму.
    4. Удерживая основную гайку, расположенную на шпильке возле коромысла, ослабьте контргайку.
    5. Закручивайте натяжную гайку, периодически проверяя вращение подвешенного колеса рукой. Чтобы шпилька не крутилась, ее тоже нужно удерживать пассатижами либо ключом.
    6. Прекратите подтягивать трос, как только колодки начнут схватывать колесо. Сделайте 1—2 оборота гайки назад и проверьте работу «ручника». Он должен срабатывать после второго щелчка.
    7. Затяните контргайку, опустите домкрат и попробуйте действие ручного тормоза на уклоне.

    Для замены тросового привода придется выделить больше времени, особенно для разборки барабанной тормозной системы. Для вывешивания обоих задних колес приготовьте деревянные колодки, а для замены – стандартный набор инструментов, специальных приспособлений не потребуется. Алгоритм действий такой:

    1. Поставьте авто на яму и ослабьте трос до конца, как рассказано выше. Открутите обе гайки и снимите его с коромысла.
    2. Поднимите заднюю часть машины, установите ее на колодки и снимите колеса.
    3. Демонтируйте барабаны и открутите болты крепления тросика к заднему кожуху.
    4. Снимите тормозные колодки и распорную планку. Добравшись до рычажка, скиньте с него петлю троса. Извлеките его из кожуха, операцию повторите с другой стороны.
    Читайте также:
    Атмосферный двигатель: отличия от турбированного, рабочее давление

    Виды конструкции

    Замена тросика стояночного тормоза не требует серьезного вмешательства в устройство задних барабанных или дисковых тормозов. Для замены даже не нужно снимать задние тормозные колодки. Характер работ в первую очередь зависит от того, установлены на вашем автомобиле задние дисковые или барабанные тормоза, поэтому процесс замены рассмотрим на обоих вариантах конструкции.

    На большинстве автомобилей новый трос ручника крепится к регулировочному механизму в салоне, тогда как в некоторых вариантах конструкции замена производится целиком из-под днища автомобиля.

    Причины для замены

    • Обрыв. Чаще всего причиной обрыва становится плохой крепеж, вследствие чего трос свисает из-под днища и может быть вырван. Менее распространенная причина – фиксация в кронштейнах без защитной втулки. В последнем случае вибрации, движение троса при поднятии ручника, приводят к перетиранию изоляции и самого тросика об металлический кронштейн. Если причину обрыва не устранить, то новый трос ручника в скором времени постигнет та же участь.
    • Закисание. Внутрь резиновой обоймы может попадать влага, грязь. Если в таком случае редко либо совсем не пользоваться ручником, коррозия заблокирует тросик внутри изоляции (иногда это происходит только с одним контуром).
    • Ручник не держит, но диапазона регулировки уже недостаточно для восстановления работоспособности системы. Случается такое, если часто затягивать ручной тормоз при движении или оставлять автомобиль на долгое время с активированным ручником, даже если автомобиль не стоит на уклоне.

    Растягивается трос крайне редко, поэтому если вы решили заменить его из-за плохой работы ручника, в первую очередь рекомендуем ознакомиться с процессом регулировки стояночного тормоза.

    Как бороться с прикипевшими элементами

    Именно откручивание прикипевших гаек, снятие закисших барабанов – основная проблема при самостоятельной замене троса стояночного тормоза. Как можно уменьшить количество обломанных болтов, скрученных резьбовых соединений?

    • Тщательно очищайте металлической щеткой болты, гайки, шпильки, от коррозии и грязи.
    • Перед откручиванием нанесите несколько ударов по шапке болта, гайке. Если доступ к элементу позволяет, удары нужно наносить перпендикулярно оси закручивания. Ни в коем случае нельзя наносить удары по оголенной резьбе!
    • После обстукивания залейте крепежные элементы проникающей смазкой. Если под рукой нет жидких ключей наподобие WD-40, можно использовать тормозную жидкость. Обстучав болты, гайки, и создав в местах прикипания микротрещины, вы ослабляете сопряжение и открываете доступ к прониканию внутрь смазки. Для работы проникающим смазкам нужно как минимум 20-30 мин., но если вы не спешите с заменой, то смоченные детали перед попытками откручивания лучше оставить на 40-60 мин.
    • Откручивайте болты в несколько приемов. Даже если болт поддался, чередуйте откручивание с закручиванием и применением жидких ключей.

    Смотрите также

    Комментарии 63

    не зделай хоть етого!1

    Спасибо, я не враг своему здоровью)))

    ну конечно, ты еще не забудь тормозные колодки самазать салом что бы не пищали

    при установке смзываю обычным моторным-наливаю внутрь, предыдущие не смазывал-хватило на пару лет-подкисли, хотя пользуюсь регулярно. Обязательно смазать графиткой место входа троса в салон(в направляющую)-за 2 года прикисает так что приходится выжигать.

    Если зимой не пользоваться, можно и смазать. Один тросик наверное с рождения авто(1984), а второй поменял года четыре назад, все прекрасно работает.

    Блин!Больная тема однако!Прошлой зимой поменял левый тросик, т.к. у него была подпалена оплетка о глушитель и попавшая грязь и вода, на морозе стала клинить суппорт.Поменял!В этом году стал клинить правый!Вся эта хрень достала!Заказал оба тросика, оригинальные.Пусть на 300р по дороже, но надеюсь, что проблема исчезнет!Придут, разберу, если сухие, то забью до нельзя густым силиконом.

    Смазать очень даже желательно и проще всего трансмиссионным маслом оно вязкое и температуры держит.

    Читайте также:
    Lada (Лада) ВАЗ 2101: ремонт своими руками, фото и отзывы пользователей

    Думаю оплётка плохо отреагирует на масло.

    Каким образом? сальники, пыльники норм реагируют на смазку а Оплётка из инопланетного вещества делается что ли?

    сальники и пыльники сделаны из специальной резины! Маслобензостойкой. А тросики нет!

    Да и что касается пыльников попробуй пывльники на суппортах побрызгай вэдэшкой. Через некоторое время набухнут!

    Смазать очень даже желательно и проще всего трансмиссионным маслом оно вязкое и температуры держит.

    оно вязким становится зимой в минус

    Вязким, но не теряет своего свойства смазывать!

    Согласен, но они с завода сухими идут

    Первый комплект смазал маслом, сделал воронку на рубашку, залил маслом и повесел вертикально. на утро масло покапало с другого конца. Вроде бы всё хорошо было, но когда был минус выдернул ручник и снять машину с него было не реально. Пришлось их обрубать и ждать новый комплект. Второй комплект уже залил силиконом для смазки высокооборотистых подшипников (на работе смазываю турбину стоматологическую)…уже 4 кода троса ходят

    Вот, ещё один + за силикон!

    извините случайно отправил… так можно сказать еще новый. ни чем не смазывал…я почти не пользуюсь ручником. сейчас еще не большие морозы. а на днях на ночь натянул. и утром приморозило…даже обалдел. старый даже лучше работал. тот примерзал только в мокрую погоду.и когда ночью минус… а этот в сухую погоду…

    извините случайно отправил… так можно сказать еще новый. ни чем не смазывал…я почти не пользуюсь ручником. сейчас еще не большие морозы. а на днях на ночь натянул. и утром приморозило…даже обалдел. старый даже лучше работал. тот примерзал только в мокрую погоду.и когда ночью минус… а этот в сухую погоду…

    а у меня не примерзает новый

    не знаю в чем дело. новые. даже не смазывал…а примерзли в -5…очень огорчен этим. рассчитывал что зимой буду пользоваться. а теперь получается нельзя будет…и зря походу покупал. старые были целые. просто в мороз примерзали. вот и решил поменять…

    а может стечение обстоятельств и дело в суппортах?

    суппоры стоят новые… да и проверял именно тросы держат… вот думаю что делать… на новые тросы повторно, уже не хочется тратится…

    летом менял трос ручника. вроде как можно сказать новый

    МЫ его меняем хера его мазать

    Дабы дольше прожил…

    троса менял 2года назад, ставил ни чем не смазывал, там же по идеи должна быть какая то техническая смазка, проблем нет

    Да вроде нету там никакой смазки…

    ДА пластик внутри, нафиг там смазка? У меня закусывали старые колодки, а я тоже думал что тросик

    сзади диски, суппорта в идеале, диск и колодки практически новые! Так что косяк именно из-за тросиков!

    Читать также: Сход развал nissan x trail

    купи нормальные тросики bosch к примеру и не смазывай, чем говно какое нибудь и смазывать. Bosch ставил и никаких закусов не было

    больше не бери оригинал, тот же бош или миле, только дороже…

    Машина служебная, плачу не со своего кармана, а вот меняю сам!

    Когда менял на фургоне, смазывал графитовой смазкой, прямо внутрь заливал. На пассате пока не доводилось, но принцип тот же

    Ясно! а как графитку умудрились внутр запихать?

    Там на колпачок насадка специальная, такая трубочка тонкая. Просто туда внутрь запрыскивал и потом пару раз туда сюда потаскал трос и все.

    Производителем, как правило, не предусмотрена смазка тросов ручника. Пластмасса внутри и так скользкая. Смажешь — больше шанс накопить в смазке песок и прочую грязь, плюс смазка дубеет на морозе. А закусывает в большинстве случаев не трос, а суппорт, колодка или еще что нибудь за пределами троса, если, конечно, ты его не смазал год назад и смазка не впитала кучу говна, или тросу не 10 лет…

    Производителем, как правило, не предусмотрена смазка тросов ручника. Пластмасса внутри и так скользкая. Смажешь — больше шанс накопить в смазке песок и прочую грязь, плюс смазка дубеет на морозе. А закусывает в большинстве случаев не трос, а суппорт, колодка или еще что нибудь за пределами троса, если, конечно, ты его не смазал год назад и смазка не впитала кучу говна, или тросу не 10 лет…

    Читайте также:
    Авто Рено Сандеро Степвей: комплектация и цены, базовая, комфорт (confort) и привиледж (privilege)

    Тросикам менее 5 лет. Оригинал поставленный с завода. (Caddy)

    Косяк явно в тросах…

    Думаю, что если смажешь, то хуже точно не будет

    мазать — не мазать)))

    Ну да я маслица капнул чюток, теперича ничем не мажу

    Да, масло не вариант!

    Много лет назад меняли тросы, ничем не смазывали, всё прекрасно работает, я думаю это лишнее

    Вакуумный усилитель тормозов

    Вакуумный усилитель тормозов или как говорят в простонародье «вакуумник» — является видом усилителя, применяющийся в тормозной системе авто. Служит для того, чтобы создавать дополнительное усилие педали тормоза за счет разряжения. Применение вакуумного усилителя дает облегчение работы тормозной системы.

    Устройство вакуумного усилителя тормозов

    Металлический корпус самого усилителя тормозов диафрагмой разделён на две половины – на вакуумную, идущую со стороны ГТЦ (главного тормозного цилиндрика), и на атмосферную, выходящую на тормозную педаль. К слову сказать, вакуумный усилитель и ГТЦ конструктивно и механически объединены в единую систему – тормозную.

    Вакуумный усилитель вместе с главным тормозным цилиндром включают в себя:
    1. корпус,
    2. диафрагму,
    3. следящий клапан,
    4. толкатель,
    5. шток поршня ГТЦ,
    6. возвратную пружину.

    Безвоздушная камера, то есть вакуумная, выходит при помощи клапана на впускной коллектор. На всех современных автомобилях для стабильной работы усилителя тормозов дополнительно устанавливают электронасос. При выключенном двигателе клапан обратки отсоединяет вакуумный усилитель от коллектора — тормоза просто-напросто пропадают. Точно такой же принцип и при малейшей поломке вакуумного агрегата, даже если мотор работает.

    Атмосферная камера, вторая половина устройства, при помощи клапана соединяется и с вакуумной камерой, и с атмосферой. Именно на клапане и основан весь принцип работы вакуумного усилителя – создание разницы давлений между двумя камерами. В исходном положении, когда вы не давите на педаль тормоза, давление в двух камерах одинаково.

    Нажимая педаль, толкатель двигается к следящему клапану и штоку тормозного цилиндра. Этим самым клапан закрывает канал между вакуумом и атмосферой. Что получается? Со стороны вакуумной камеры давление остаётся прежним, а со стороны атмосферной камеры происходит разряжение.

    По окончании торможения возвратная пружина возвращает диафрагму в начальное положение.

    Признаки неисправного усилителя тормозов

    Не стоит сильно пугаться, если у вас вдруг отказал вакуумный усилитель. Ничего в этом страшного нет – просто вам придётся с большим усилием давить на тормозную педаль и прилагать чуть больше усилий для управления автомобилем.

    Основные признаки:

    1. С каждым разом вам всё труднее и труднее нажимать педаль, а эффект от торможения минимальный;
    2. На холостых оборотах двигатель «троит», нажав педаль тормоза — начинает работать ровно и ритмично;
    3. Обрыв или трещина в шлаге, которые приводят к появлению шипения или посторонним звукам в усилителе;
    4. Вакуумный усилитель начинает «подсасывать» воздух;
    5. Разрыв диафрагмы, износ сальников или резины на клапанах.

    Проверка усилителя тормозов

    Проверить самостоятельно работу вакуумника не составляет особого труда. Есть несколько достаточно простых способов:

    1. Двигатель начинает «троить», а после нажатия тормозов он работает как часики. Всё дело в том, что при разгерметизации воздух засасывается во впускном коллекторе. А это ведёт к резкому смешиванию воздуха и топливной смеси, поступающие в цилиндры двигателя.
    2. При выключенном моторе прокачайте (нажмите) 5-6 раз педаль тормоза. Потом ещё раз нажмите и на середине хода остановите. Не отпуская педаль, запустите двигатель. Педаль «провалилась» до полика — вакуумный усилитель работает исправно. Если ничего не изменилось после запуска мотора, то стоит подумать о замене или ремонте.
    3. Осматривая поверхность, вы заметили подтеки, оставляемые тормозной жидкостью.

    Не стоит постоянно быть уверенным в работе вакуумника или тормозов. Они, как и вся машина, хотят получать внимания. А тормозная система особенно – она никогда не прощает ошибок.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: