Тягачи: область применения и назначение

Виды и основные критерии выбора тягачей

Грузы большого общего веса перевозят тягачами с полуприцепами или в составе автопоездов. Популяризация этой техники связана с её высокими логистическими и тяговыми характеристиками. Конструкция таких грузовых автомобилей позволяет использовать их на дорогах с любым типом покрытия, а также в условиях бездорожья и на пересечённой местности. На какие параметры надо обращать внимание при покупке этих грузовиков?

Назначение и область применения

Грузовые автомобили облегчают транспортировку грузов на разные расстояния. Первый в мире грузовик с двигателем внутреннего сгорания сконструировал Готлиб Даймлер в 1891 году. Перевезти он мог 1500 кг грузов. Сейчас промышленность выпускает грузовые машины, которые различаются назначением, мощностью и грузоподъёмностью. Высоким спросом у грузоперевозчиков пользуются тягачи.

Тягач — это автомобиль для буксировки полуприцепов, платформ с тяжёлыми грузами большого размера, несамоходных машин, артиллерийских систем и другой техники. Их классифицируют по назначению, типу машины и сцепного устройства, количеству осей, а также тяговым характеристикам. Производители выпускают следующие типы тягачей:

  • магистральные;
  • балластные;
  • карьерные;
  • буксирные;
  • аэродромные.

Магистральные или седельные тягачи наиболее распространённый вид такого грузового транспорта. Их задача — перевозка по трассам общего назначения полуприцепов, которые крепятся к грузовику при помощи седельного устройства, расположенного на раме автомобиля. В сцепке с прицепом фура образует автопоезд. Количество присоединенных прицепов зависит от тяговой мощности головной машины. Подробнее рассмотреть тягачи производства известных автомобилестроительных компаний и узнать их характеристики можно на крупнейшей в Украине интернет-площадке «Autoline», специализированном ресурсе по продаже различной спецтехники и транспортных средств. Также на сайте компании можно узнать цены на данный вид грузовых автомобилей, а об особенностях их конструкции речь пойдет далее в статье.

На раме балластных тягачей предусмотрена платформа, на которую устанавливают балласт, увеличивающий сцепной вес. Такие машины применяют для транспортировки грузов, весом до 1000 тонн. У некоторых моделей грузоподъёмность достигает 1500 тонн. Это многоосные автомобили с двигателем до 1000 л.с.

Во время разработки месторождений полезных ископаемых для вывоза большого объёма породы наряду с карьерными самосвалами используют карьерные тягачи . Эти машины также применяют на строительстве крупных промышленных объектов. Полная масса загруженного автопоезда, состоящего из автомобиля и нескольких прицепов, достигает 250 тонн.

Буксирными тягачами на грузовых платформах перевозят грузы большого веса, несамоходную технику, а также тяжелую гусеничную спецтехнику, которой запрещено передвигаться по автомобильным дорогам, чтобы не повредить покрытие. Военными буксирами перевозят ракетные и артиллерийские системы.

Для буксировки самолётов и вертолётов по территории аэродрома применяют низкопрофильные аэродромные тягачи . Они сконструированы так, чтобы грузовик с механизмом для сцепки тянущей или толкающей штанги с передней стойкой шасси самолёта смог подъехать под его нос. Конструкция таких грузовых автомобилей зависит от их назначения. Разберём её на примере востребованных грузоперевозчиками седельных тягачей .

Основной отличительный признак магистральных грузовиков — наличие у них седельно-сцепного механизма (седла) для крепления полуприцепа. Он обеспечивает поворот полуприцепа во время движения. Конструкция седла влияет на маневренность, плавность хода и устойчивость фуры.

Седельно-сцепные устройства бывают шкворневыми и бесшкворневыми. При сцепке в механизме первого типа шкворень полуприцепа заходит в прорезь опорной плиты тягача и фиксируется захватами. Обычно это происходит в автоматическом режиме. Разблокируются захваты при расцепке вручную.

В бесшкворневых ССУ вместо шкворня роль фиксирующих устройств выполняют ролики. Такие механизмы устанавливают на автомобили небольшой грузоподъёмности, доставляющие грузы на короткие и средние расстояния. Производителями тягачей выпускаются машины американского и европейского типа. В машинах американского типа двигатель расположен спереди кабины водителя. В европейских бескапотных моделях моторный отсек находится под кабиной.

В зависимости от модели их оборудуют 2,3,или 4 осями с разными колесными формулами, тормозами и типом подвесок. На дальнемагистральных тягачах устанавливают пневматические подвески, которые демпфируют ударные нагрузки во время движения. На ближне- и среднемагистральных грузовиках могут стоять рессоры.

От назначения седельного тягача также зависит конструкция водительской кабины. В машинах, предназначенных для межрегиональных и региональных перевозок, предусмотрено одно или два спальных места для отдыха водителя. Грузовики, работающие на ближних расстояниях, спальниками не оборудованы.

Основные параметры выбора магистральных тягачей

При выборе этой техники надо определить заранее её назначение, объём и вес грузов, которые планируется перевозить. Большую роль играет высота сцепного устройства. От этого параметра зависит совместимость тягача и полуприцепа. Для надёжной сцепки разница в высоте сцепных механизмов грузовика и полуприцепа не должна превышать 5 см. При покупке автомобиля бывшего в употреблении нужно проверить его комплектацию, пробег, исправность систем управления, а также состояние резины. К наиболее распространенным в нашей стране седельным тягачам относятся такие марки грузовых автомобилей из большой семерки европейских производителей:

  • VOLVO;
  • SCANIA;
  • MAN;
  • MERCEDES;
  • DAF;
  • IVECO;
  • RENAULT.

Среди американских марок высоким потребительским спросом пользуются грузовики, выпущенные компаниями KENWORTH, FREIGHTLINER, CATERPILLAR, MACK, WESTERN STAR. Купить новые и б/у тягачи этих и других марок поможет компания «Автолайн», на сайте которой размещены объявления более чем из 60 стран мира.

Грузовые автомобили, тракторы, пневмоколесные тягачи

Грузовыми автомобилями, тракторами, пневмоколесными тягачами и созданными на их основе прицепными и полуприцепными транспортными средствами общего и специального назначения осуществляются основные перевозки строительных грузов в строительстве. Кроме того, автомобили, тракторы и тягачи используются как тяговые средства прицепных и полуприцепных строительных машин, а также в качестве базы для кранов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков, бурильных установок, коммунальных и других машин. Автомобили, тракторы, тягачи изготовляются серийно, поэтому многие их сборочные единицы широко используются в конструкциях различных строительных машин.

Читайте также:
Замена жидкости гидроусилителя руля лада vesta. проверка тормозной жидкости. чем официалы, лучше сам!

Грузовые автомобили. Основными частями грузового автомобиля массового производства являются двигатель 1, кузов 2 и шасси 3 (рис.50.). Шасси включает силовую передачу (трансмиссию), несущую раму, на которой установлены двигатель, кабина, передний и задние мосты с пневмо-колесами, упругая подвеска, соединяющая мосты с рамой, механизм управления и электрооборудование.

Рис.50. Грузовые автомобили общего назначения: а – с открытой платформой и бортами; б ‑ повышенной проходимости; в — тягач с седельно-сцепным устройством

По конструкции кузова различают автомобили общего назначения и специализированные. Автомобили общего назначения имеют кузов в виде неопрокидывающейся открытой платформы с откидными бортами для перевозки любых видов грузов, специализированные — для перевозки определенного вида груза. Кроме того, грузовые автомобили классифицируются по типу двигателя, проходимости, грузоподъемности и другим факторам. На грузовых автомобилях применяют поршневые двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине или газе (карбюраторные), на тяжелом топливе (дизельные), газотурбинные. Дизельные двигатели получили преимущественное распространение, газотурбинные применяют на автомобилях очень большой грузоподъемности. В зависимости от грузоподъемности мощность двигателей автомобилей общего назначения 60. 220, а автомобилей тягачей достигает 500 кВт.

По проходимости автомобили делятся на дорожные, рассчитанные для эксплуатации по всем дорогам общей дорожной сети, повышенной и высокой проходимости по всем видам дорог различного состояния и внедорожные (карьерные). Автомобили повышенной и высокой проходимости в зависимости от типа движителя разделяются на колесные, колесно-гусеничные, на воздушной подушке и автомобили-амфибии. Внедорожные автомобили применяют на стройках и разработках полезных ископаемых открытым способом и используются на дорогах со специальным основанием.

Главным параметром, определяющим конструкцию автомобиля, является нагрузка на одиночную ось. Правилами дорожного движения установлены предельные нагрузки на одиночную ось автомобиля — 100 кН для дорог с усовершенствованным покрытием и 60 кН для общей дорожной сети. Эти требования не распространяются на внедорожные автомобили. Для обеспечения высокой проходимости и требований по нагрузке на ось бортовые автомобили и седельные тягачи выпускаются с двумя, тремя ведущими осями и более. Такие автомобили получили большое распространение. Прицепы и полуприцепы разделяются на прицепы, буксируемые автомобилем с помощью дышла (одно-, двух- и многоосные), прицепы-роспуски для перевозки длинномерных грузов, полуприцепы, буксируемые седельными тягачами. Седельные тягачи изготовляют на базе шасси бортового автомобиля, но с укороченной базой. На раме такого тягача укрепляется опорная плита с седельно-сцепным устройством, которое воспринимает нагрузку от полуприцепа и передает ему тяговое усилие, развиваемое двигателем автомобиля.

Тракторы гусеничные и колесные используются для перемещения тяжелых грузов по грунтовым и временным дорогам. Агрегатируются они с бортовыми и саморазгружающимися прицепами, а также с прицепными и навесными строительными машинами (скреперами, бульдозерами экскаваторами, кранами – трубоукладчиками и др.). Гусеничные тракторы обладают малой нагрузкой на грунт и большой силой тяги. Поэтому они имеют более высокую проходимость, чем колесные. Максимальная скорость их перемещения составляет 12 км/ч. Колесные тракторы более маневренны, имеют большую транспортную скорость — 40 км/ч. Давление на грунт колесных машин 0,2. 0,35 МПа, гусеничных 0,1 МПа. Главным параметром тракторов является максимальное усилие на крюке, по которому их разделяют на классы. Максимальное усилие на крюке измеряют при скорости 2.6. 3 км/ч для гусеничных и 3,0. 3,5 км/ч — для колесных. Усилие на крюке гусеничных тракторов примерно равно их массе, а колесных — 0,5. 0,6 от массы.

Промышленностью выпускаются тракторы сельскохозяйственного типа классов тяги 6, 9, 14, 20, 30, 40, 50, 60, 90, 150 и 250 кН и промышленного типа классов тяги 100, 150, 200, 250, 350, 500 кН. Тракторы промышленного типа изготовляются различных модификаций, т.е. с учетом установки на них погрузочного, бульдозерного, рыхлительного, кранового и другого оборудования. Мощность двигателей тракторов достигает 800 кВт, а иногда и более. Трактор состоит из рамы, силовой передачи, гусеничного или колесного движителя и управления. Кроме того, все тракторы комплектуются гидравлической системой для привода навесного или прицепного рабочего оборудования.

У пневмоколесных тракторов с шарнирно-сочлененными полурамами каждая из полурам опирается на ведущий и управляемый мосты. Поворот передней полурамы относительно задней осуществляется с помощью двух гидроцилиндров на угол до 40 ° в каждую сторону. Такие тракторы обладают большей маневренностью по сравнению с тракторами с передней управляемой осью. Силовая передача трактора существенно отличается от силовой передачи автомобиля. В ней отсутствует дифференциал, а поворот машины осуществляется торможением одной из гусениц. Силовые передачи тракторов выполняются механическими, гидромеханическими и электрическими.

На гусеничной раме 4 установлены ведомые звездочки с натяжным устройством гусеничной цепи. Бортовые редукторы увеличивают крутящий момент на ведущих звездочках. Бортовые фрикционы представляют собой многодисковые фрикционные муфты, которые в замкнутом (включенном) состоянии обеспечивают прямолинейное движение трактора. Изменение направления движения достигается частичным или полным выключением одного из бортовых фрикционов с одновременным торможением его ведомых дисков с помощью ленточного тормоза. Ленточные тормоза используются также для торможения обеих гусениц при движении на уклонах и как стояночные тормоза. Для плавного бесступенчатого регулирования скорости в широком диапазоне в зависимости от внешней нагрузки силовая передача дополняется гидравлическим ходоуменьшителем, позволяющим работать на пониженных (до 1 км/ч) скоростях.

Читайте также:
Замена вариатора lada 2101 (ваз 2101) своими руками

В силовых передачах гусеничных и колесных тракторов, одно- и двухосных тягачей, специальных шасси одноковшовых погрузчиков, самоходных кранов автомобильного типа широко применяют гидродинамические передачи. В таких передачах вместо муфты сцепления устанавливают гидравлический трансформатор, а жесткую кинематическую связь между двигателем и ведущими колесами (звездочками гусениц) заменяют жидкостной. Такие силовые передачи называются гидромеханическими.

При больших сопротивлениях движению (при трогании с места, движении на подъем или в трудных дорожных условиях) используется способность гидротрансформатора увеличивать крутящий момент двигателя с высоким коэффициентом трансформации.

По мере снижения сопротивления движению постепенно снижается трансформация момента, плавно возрастает скорость ведущих колес, а работа трансформатора переходит в режим с болен высоким КПД. При этом переключение передач осуществляется автоматически т.е. высшие передачи включаются тогда, когда вторичный вал достигает определенной частоты вращения. При этом двигатель работает в режиме максимальной мощности, а переключение передач происходит без разрыва крутящего момента. Отсутствие жесткой кинематической связи двигателя с ведущими звездочками снижает динамические нагрузки на двигатель, повышает долговечность двигателя и силовой передачи.

В гусеничных тракторах с электрической силовой передачей момент ведущим звездочкам гусениц сообщается тяговым электродвигателем постоянного тока через бортовые фрикционы и редукторы. Тяговый электродвигатель получает питание от генератора, вращаемого дизелем трактора. Система привода дизель—генератор—двигатель значительно упрощает кинематическую схему силовой передачи (отсутствуют коробка перемены передач, карданные валы), а главное — обеспечивает в широких пределах бесступенчатое регулирование скорости движения и момента в зависимости от внешней нагрузки. Гидромеханическая и электрическая силовые передачи наиболее полно отвечают режиму работы тракторов с прицепным и навесным рабочим оборудованием строительных машин.

Пневмоколесные тягачи. Такие одно- и двухосные тягачи предназначены как базовые машины для работы с различного рода прицепным (одноосные) и навесным и прицепным (двухосные) рабочим оборудованием строительных машин

Пневмоколесные тягачи обладают высокими тяговой характеристикой, транспортными (до 50 км/ч и более) скоростями, большим диапазоном рабочих скоростей, хорошей маневренностью, что способствует достижению высокой производительности строительных машин, создаваемых на их базе.

Пневмоколесные тягачи собирают из узлов и деталей серийного производства тракторов и тяжелых автомобилей при широкой степени унификации, что делает их конструкцию более долговечной. Мощность дизелей тягачей достигает 900 кВт при нагрузке на ось 750 кН и более, что обеспечивает реализацию одного из главных направлений развития строительной техники — создания машин большой единичной мощности.

Одноосный тягач состоит из шасси, на котором установлены двигатель, силовая передача, два ведущих колеса, кабина и опорно-сцепное устройство. Опорно-сцепное устройство выполнено в виде стойки, которая может качаться вокруг продольной горизонтальной оси, закрепленной в раме тягача, что позволяет полуприцепу перекашиваться относительно тягача в вертикальной плоскости. Соединяется полуприцеп с тягачом вертикальным шкворнем. Поворот тягача относительно оси полуприцепа обеспечивается двумя гидроцилиндрами на угол до 90° в обе стороны. Гидромеханическая силовая передача включает в себя раздаточную коробку, гидротрансформатор, коробку перемены передач, карданные валы, мост с главной передачей и дифференциалом, полуосями и планетарные редукторы, встроенные в ступицы ведущих колес. Оба ведущих колеса являются одновременно и управляемыми.

Рис.51. Прицепное и навесное оборудование одно- и двухосных тягачей: а – скрепер; б– землевоз; в ‑ кран; г ‑ цистерна для цемента и жидкостей; д – тяжеловоз; е ‑ кран-трубоукладчик; ж ‑ траншейный экскаватор; з ‑ корчеватель; и ‑ бульдозер; к- рыхлитель; л- погрузчик

Коробку перемены передач и гидротрансформатор часто монтируют в одном корпусе, что делает конструкцию более компактной. От раздаточной коробки через вал приводится в действие один или несколько масляных насосов, обеспечивающих работу исполнительных органов полуприцепной машины. Управление тягачом и прицепным оборудованием осуществляется гидрораспределителем.

Двухосные тягачи состоят из двух полурам, шарнирно сочлененных между собой. Поворот полурам, так же как и одноосного тягача, осуществляется с помощью двух гидроцилиндров двустороннего действия. Тягачи имеют один или два ведущих моста, одну или две двигательные установки. Силовая передача к ведущим колесам аналогична рассмотренной выше. Коробки перемены передач одно- и двухосных тягачей трехступенчатые при одинаковых скоростях движения передним и задним ходом. Последнее особенно важно для машин цикличного действия, требующих особой маневренности при частом реверсировании рабочих движений (одноковшовые фронтальные погрузчики, бульдозеры и др.).

Рис.52. Одноосный тягач

В последние годы одно- и двухосные тягачи комплектуются мотор – колесами с шинами до 3м в диаметре и шириной более 1м с автоматически изменяющимся в зависимости от дорожных условий давлением воздуха. Мотор-колесо представляет собой самостоятельный агрегат с гидравлическим или электрическим двигателем и планетарным редуктором, встроенным в колесо. Рабочие двигатели питаются от масляных насосов или генератора, приводимых в действие основным двигателем тягача. Система управления двигателями мотор – колес позволяет каждому из них сообщать различные по величине моменты и частоту вращения, а при разворотах — и направление вращения, что особенно важно при работе в сложных дорожных условиях.

Тягачи. Назначение и область применения

Пневмоколесные тягачипредназначены для работы с различны­ми видами сменного навесного и прицепного строительного оборудования. По сравнению с гусеничными тракторами они более просты по конструкции, имеют меньшую массу, большую долговечность, дешевле в изготовлении и эксплуатации. Большие скорости тягачей (до 50 км/ч) и хорошая маневренность в значительной мере способствуют повышению производительности агрегатированных с ними строительных машин.

Читайте также:
Замена воздушного фильтра lada 21054 (ваз 21054) своими руками

Различают одно- и двухосные тягачи, на которых применяют дизели, и два вида трансмиссий – механическую и гидромеханическую. Наиболее распространены тягачи с гидромеханической транс­миссией.

Одноосный пневмоколесный тягач состоит из двигателя, трансмиссии и двух ведущих управляемых колес. Самостоятельно передвигаться или стоять на двух колесах без полуприцепного рабочего оборудования одноосный тягач не может. В сочетании с полуприцепным рабочим оборудованием такой тягач составляет самоходную строительную машину с передней ведущей осью. Управление сцепом тягач-полуприцеп осуществляется путем поворота на 90° вправо-влево относительно полуприцепа с помощью гидроцилиндров двустороннего действия.

Двухосный тягач в отличие от одноосного имеет возможность самостоятельно перемещаться без прицепа, работать в агрегате с двухосными прицепами при незначительных затратах времени на их смену. Двухосные четырехколесные тягачи имеют один или два ведущих моста и шарнирно сочлененную раму. Схема поворота полурам такая же, как и у пневмоколесного трактора. Гидромеханическая трансмиссия одно- или двухосных тягачей имеет раздаточную коробку, от которой основной крутящий момент через гидротрансформатор, коробку передач и соединительные валы сообщается ведущему мосту (или двум мостам). Часть мощности, отдаваемой двигателем через раздаточную коробку и карданный вал, может передаваться к исполнительным органам управления рабочим оборудованием. Все агрегаты привода, отбора мощности и трансмиссии ходовой части тягачей унифицированы и могут быть использованы для различных модификаций машин той же или смежной мощности. Мощность дизеля тягача составляет до 880 кВт.

В конструкциях двухосных тягачей применяют гидро- и электромеханические трансмиссии с мотор-колесами.

Двухосные тягачи в отличие от одноосных могут перемещаться самостоятельно без прицепа, что позволяет осуществлять быструю смену агрегатируемых с ними прицепных машин. Тягачи бывают с одним или двумя ведущими мостами и задними управляемыми колесами. Двигатель 5 двухосного тягача расположен сзади машины для уравновешивания рабочего оборудования. Трансмиссия имеет те же элементы, что и одноосные тягачи, но с передачами для привода перед­них и задних колес при двух ведущих мостах: сцепление 4,коробку перемены передач 2,карданные валы 3,ведущие мосты 1. Коробка передач с гидротрансформатором унифицирована с одноосным тягачом; особенностью ее является то, что она одновременно служит раздаточной коробкой и имеет механизм отключения одного из мостов. Двухосные тягачи имеют специальное устройство 6 для размещения агрегатируемого оборудования.

На базе колесных тягачей, используя различное сменное рабочее оборудование, возможно создание многих строительных и дорожных машин.

Различные виды сменного оборудования одноосных и двухосных тягачей: скрепер, землевозная тележка, кран,цистерна для цемента или жидкостей, трайлер,кран-трубоукладчик, траншеекопатель,корчеватель, бульдозер,рыхлитель, погрузчик.

4. Специализированные транспортные средства

Такие транспортные средства приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных грузов, отличающихся специфическими условиями их транспортировки, и оборудованы различными приспособлениями и устройствами, которые обеспечивают сохранность и качество доставляемых на строительные объекты грузов и комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ.

Применение специализированного транспорта способствует повышению эффективности и качества строительства, позволяет снизить себестоимость перевозок, свести к минимуму потери строительных материалов и полуфабрикатов, а такте повреждение строительных изделий и конструкций, которые весьма значительны при использовании транспортных средств общего назначения. В настоящее время без применения специализированного транспорта практически невозможна доставка многих грузов на объекты строительства. Большинство специализированных транспортных средств представляют собой сменные прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям, пневмоколесным тягачам и тракторам, что позволяет более эффективно использовать базовую машину.

В условиях строительства широко применяется автомобильный специализированный транспорт. Современные специализированные транспортные средства для строительства выпускаются в соответствии с утвержденным Госстроем «Типажом специализированных автотранспортных средств для строительства» и предназначены для перевозки грунта, сыпучих и глыбообразных грузов (самосвалы), жидких и полужидких (битумовозы, известковозы, бетоно- и растворовозы), порошкообразных (цементовозы), мелкоштучных и тарных грузов (контейнеровозы), длинномерных грузов (трубовозы, металловозы, лесовозы), железобетонных конструкций (панелевозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, блоковозы, сантехкабиновозы), технологического оборудования и строительных машин (тяжеловозы).

Автомобили-самосвалы (рис. 1,г)перевозят строительные грузы в металлических кузовах с корытообразной, трапециевидной и прямоугольной формой поперечного сечения, принудительно наклоняемых при разгрузке с помощью подъемного (опрокидного) механизма назад, на боковые (одну или две) стороны, на стороны и назад.

По назначению различают специальные карьерные и универсальные общестроительные самосвалы. В условиях городского строительства применяют универсальные самосвалы грузоподъемностью 4. 12 т, предназначенные для перевозки грунта, гравия, щебня, песка, асфальта, бетонной смеси, строительного раствора и т. п.

Современные универсальные самосвалы выпускают на шасси грузовых бортовых автомобилей общего назначения (иногда с укороченной базой) и оборудуют однотипными гидравлическими системами, обеспечивающими быстрый подъем и опускание кузова, высокую надежность и безопасность работы.

Основными узлами таких систем является масляный бак, гидравлический насос с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, один или несколько (в зависимости от грузоподъемности) телескопических гидроцилиндров одностороннего действия, непосредственно воздействующих на кузов, распределитель или кран управления, соединительные трубопроводы и предохранительные устройства.

Гидроцилиндры подъемных механизмов могут иметь горизонтальное, наклонное и вертикальное расположение и устанавливаются на раме автомобиля под передней частью кузова или на переднем его борту. Разделитель или кран управления направляет поток рабочей жидкости от насоса к гидроцилиндру (или синхронно работающим гидроцилиндрам) при опрокидывании кузова, соединяет полости гидроцилиндров со сливным баком при опускании кузова, ограничивает давление в системе и обеспечивает фиксацию кузова в определенных положениях (крайних или промежуточных).

Читайте также:
Технические характеристики Рено Меган Грандтур 1 и 3

Наиболее распространены в строительстве самосвальные автопоездав составе автомобиля-самосвала и прицепа-самосвала или седельного тягача и полуприцепа-самосвала. Автомобиль-самосвал разгружается на стороны, а прицеп-самосвал – на стороны и назад. Прицепы-самосвалы могут иметь разъемные (сдвоенные) кузова, передний из которых разгружается на две (боковые), а задний – на три (боковые и назад) стороны. Современные автомобили-самосвалы и самосвальные прицепы имеют унифицированные кузова, ходовую часть, подъемные механизмы и оборудуются системой автоматического открывания и закрывания бортов с управлением из кабины водителя.

Для перевозки керамзита и других сыпучих материалов с небольшой плотностью применяют специализированные прицепы и полуприцепы – керамзитовозыгрузоподъемностью до 12 т, т. е. самосвалы с увеличенной вместимостью кузова.

При перевозках на строительные объекты мелкоштучных и тарных грузов (санитарно-технической и вентиляционной аппаратуры, отделочных, изоляционных и кровельных материалов, кирпича, оконных и дверных блоков, небольших по массе и размерам сборных железобетонных конструкций и т. п.) все шире используют контейнеризацию и пакетирование. Для доставки контейнеров и пакетов применяют бортовые автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения и специализированные транспортные средства – автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы.

Автомобили-самопогрузчикинаряду с выполнением транспортных функций могут осуществлять погрузку и разгрузку перевозимых тарных грузов, перегружать грузы на рядом расположенные автомобили и прицепы с помощью гидравлических погрузочно-разгрузочных устройств, установленных на самом автомобиле. Автомобили-самопогрузчики оборудуют бортовыми манипуляторамами, качающимися порталами, грузоподъемными бортами и навесными грузоподъемными устройствами.

Автомобили-самопогрузчики с качающимся порталом (бокового или заднего расположения предназначены для перевозки, погрузки и разгрузки контейнеров массой до 5 т.

Автомобили-самопогрузчики и контейнеровозыоборудуют выдвижными и откидными гидравлическими опорами,действующими при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и обеспечивающими устойчивость машины и разгрузку ее ходовой части.

Автомобили-самопогрузчики с бортовыми гидравлическими манипуляторами осуществляют самопогрузку и саморазгрузку базового автомобиля и прицепа, погрузку-разгрузку других расположенных рядом транспортных средств, а также могут быть использованы на строительно-монтажных работах небольшого объема.

Манипулятор грузоподъемностью 2,5 т состоит из поворотной колонки, шарнирно сочлененного стрелового оборудования, двух выносных гидравлических опор,механизма поворота стрелы в плане, двух пультов управления и комплекта сменного рабочего оборудования.

Для перевозки жидких вяжущих материалов (битум, гудрон, эмульсии) в разогретом состоянии от предприятий-изготовителей к местам производства дорожных, кровельных и изоляционных работ применяют битумовозы и автогудронаторы. Они представляют собой цистерны эллиптической формы, смонтированные на шасси автомобилей или на полуприцепах к седельным тягачам, и оснащаются системами подогрева (для поддержания температуры пере возимого материала не ниже 200°С) и выдачи мастик. Вместимость цистерн гудронаторов 3500. 7000 л, битумовозов – 4000. 15000 л.

Для перевозки труб длиной 6. 12 м диаметром до 1420 мм и сварных секций из труб (плетей) длиной 24. 36 м применяют специ­альные автопоезда – трубовозы и плетевозы. В состав трубовоза входят автотягач, одноосный прицеп-роспуск с жестким дышлом или полуприцеп. Тяговое усилие на груженый прицеп-роспуск передается у трубовозов через тягово-сцепное устройство и дышло, у плетевозов – непосредственно трубами (плетями), закрепленными на тягаче и двухосном прицепе-роспуске. Количество одновременно перевозимых труб устанавливается, исходя из грузоподъемности автопоезда. При многорядной укладке трубы увязывают предохранительным канатом. Для перевозки изолированных труб в городских условиях обычно применяют специализированные полуприцепы-трубовозы о гидравлическими разгрузочными механизмами, обеспечивающими сохранность изолирующего слоя и подготовлен­ных для сварки торцов труб при транспортировке, погрузке и разгрузке.

Для перевозки крупноразмерных железобетонных конструкций и деталей с заводов-изготовителей на строительные площадки применяют специализированные прицепы и полуприцепы: панелевозы, фермовозы, балковозы, плитовозы, блоковозы и сантехкабиновозы. Выбор типа транспортного средства определяется габаритами, мае сой и условиями перевозки изделий.

Панелевозывыполнены в виде полуприцепов к седельным автотягачам и предназначены для перевозки в вертикальном или крутонаклонном положении стеновых панелей, перекрытий, перегородок, плит, лестничных маршей и т. п. Различают ферменные и рамные полуприцепы-панелевозы.

Несущий металлический каркас ферменных панелевозов выполняют в виде пространственной фермы («хребта») трапециевидного или прямоугольного сечения или в виде двух плоских продольных ферм, соединенных между собой передней и задней опорными площадками и горизонтальными связями. Хребтовая ферма располагается по продольной оси симметрии полуприцепа, а перевозимые панели – в кассетах по обеим сторонам от нее под углом 8…12° к вертикали. Передняя и задняя площадки фермы имеют поручни для такелажников. У панелевозов с плоскими несущими фермами панели располагаются в несколько рядов вертикально в кассете между фермами. Некоторые конструкции панелевозов имеют также дополнительные боковые наклонные кассеты для перевозки укороченных панелей в один ряд,что позволяет лучше использовать грузоподъемность автопоезда. Для крепления панелей используют винтовые зажимы, прижимные планки и канаты, затягиваемые с помощью ручной лебедки.

Рамные прицепы-панелевозы имеют раму, несущую кассету и воспринимающую основную нагрузку. Панели устанавливаются внутри кассеты на деревянный настил и удерживаются бокового перемещения зажимными винтами. Передняя часть полуприцепов-панелевозов опирается на седельно-сцепное устройство тягача, а задняя – на одноосную или двухосную тележку с управляемыми или неуправляемыми колесами. Грузоподъемность полуприцепов-панелевозов 9. 22 т.

Ферменные и рамные панелевозы можно переоборудовать в полуприцепы платформенного типа и использовать для перевозки плит, балок, фундаментных блоков и других грузов. Это повышает их универсальность и коэффициент использования пробега за счет возможности загрузки машины при движении в обратном направлении.

Читайте также:
Особенности приобретения автомобиля с пробегом

Длиннобазовые полуприцепы-фермовозы предназначены перевозки ферм длиной 12. 30 м, установленных и закрепленных в положении, близком к рабочему. Полуприцепы-фермовозы имеют ферменную или балочную конструкцию с кассетной платформой и двухосной со сдвоенными колесами управляемой неуправляемой тележками. В условиях стесненных строительных площадок применяют полуприцепы-фермовозы с гидравлическим управлением тележки, у которой каждое колесо поворачиваете на соответствующий угол в зависимости от угла «складывания» автопоезда.

Полуприцепы-сантехкабиновозы и блоковозыпредназначены для перевозки объемных элементов жилых и промышленных зданий (унифицированных санитарно-технических кабин, блок-комнат, маршей), технологического оборудования (секций лифтов, трансформаторов, котлов, бункеров, баков и др.) и контейнеров. По конструкции они имеют много общего с панелевозами рамного типа и отличаются низким расположением грузовой площадки и отсутствием специальных средств крепления.

Полуприцеп-сантехкабиновоз представляет собой сварной из гнутых и прокатных профилей каркас кассетного типа, передняя часть которого опирается на седельно-сцепное устройство автомобиля-тягача, а задняя – на одно- или двухосную тележку с управляемыми или неуправляемыми колесами. Оборудуются они механическими или управляемыми гидравлическими опорными устройствами. Грузоподъемность 4. 30 т.

Полуприцепы-плитовозы применяют для перевозки плит перекрытий и покрытий в горизонтальном положении, балок, колонн, ригелей, пиломатериалов и др. Несущей частью грузовой площадки плитовоза является хребтовая рама с консолями для настила и выдвижными боковыми стойками. Полуприцепы имеют одноосную или двухосную заднюю тележку. Некоторые конструкции гшитовозов выполняют с раздвижной телескопической рамой. Грузоподъемность плитовозов до 22 т.

Для перевозки тяжеловесного крупногабаритного оборудования и строительных машин применяют трех-, четырех- и шестиосные многоколесные прицепы и полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью 20. 120 т с низкорасположенной платформой. Прицепы транспортируют балластными автомобильными тягачами, а полуприцепы – седельными. Прицепы и полуприцепы большой грузоподъемности оборудуют гидравлическими подъемными механизмами для опускания платформы при погрузке и подъеме ее при транспортировке грузов. Для погрузки и выгрузки грузов на тягаче устанавливают лебедку с приводом от коробки отбора мощности автомобиля.

Основными направлениями развития специализированных транспортных средств являются: расширение их серийного производства и номенклатуры с одновременным снижением количества типоразмеров, создание транспортных средств многоцелевого назначения, совершенствование механизмов крепления грузов, опорных, зажимных и погрузочно-разгрузочных устройств, повышение единичной грузоподъемности и широкая унификация машин.

Тягачи: область применения и назначение

Рис. 1. Грузовые автомобили общего назначения

На базе стандартных шасси с укороченными базой и задним свесом рамы промышленностью выпускаются автомобильные тягачи седельного типа, работающие в сцепе с одно- и двухосными полуприцепами. На раме шасси такого тягача крепится опорная плита и седельно-сцепное устройство 4, воспринимающее силу тяжести груженого полуприцепа и служащее для передачи ему тягового усилия, развиваемого автомобилем. Применение автомобильных тягачей седельного типа с полуприцепами позволяет лучше использовать мощность двигателя и значительно увеличить грузоподъемность автомобиля. Седельные автотягачи способны работать с гружеными полуприцепами массой 4…25 т.

На грузовых автомобилях применяют двигатели внутреннего сгорания — карбюраторные и дизели (наиболее распространены). Шасси состоит из гидромеханической или механической трансмиссии (силовой передачи), ходовой части и механизмов управления машиной. Мощность двигателя автомобилей 50… 220 кВт.

Трансмиссия передает крутящий момент от вала двигателя к ведущим колесам, а также приводит в действие различное оборудование, установленное на автомобиле.

Рис. 2. Схемы механических трансмиссий грузовых автомобилей

В него входят:
— постоянно замкнутая дисковая фрикционная муфта (сцепление) для плавного соединения и быстрого разъединения работающего двигателя с трансмиссией;
— ступенчатая коробка передач с переменным передаточным числом для изменения величины крутящего момента, подводимого к ведущим колесам в зависимости от условий движения, обеспечения движения автомобиля задним ходом и разъединения работающего двигателя с трансмиссией при длительных остановках машины;
— карданный вал, передающий крутящий момент под меняющимся углом от коробки передач к подрессоренному заднему мосту;
— главная передача (одинарная или двойная), передающая движение под прямым углом к полуосям и увеличивающая тяговую силу на ведущих колесах;
— дифференциал для распределения крутящего момента между ведущими колесами, обеспечивающий их вращение с различными угловыми скоростями при движении автомобиля на поворотах и по неровной поверхности;
— полуоси (валы), передающие крутящий момент к закрепленным на них ведущим колесам.

Главную передачу, дифференциал и полуоси, заключенные в кожух, называют ведущим мостом.

Грузовые автомобили обозначают колесной формулой АхБ, где А — общее количество колес, Б — число ведущих колес, причем сдвоенные скаты задних мостов считают за одно колесо. Отечественная промышленность выпускает бортовые автомобили и седельные тягачи: двухосные с колесной формулой 4×2 и 4×4, трехосные с колесной формулой 6×4, 6×6. Автомобили с колесной формулой 4×2 и 6×4 относят к машинам ограниченной (дорожной) проходимости и предназначены для эксплуатации по усовершенствованным и грунтовым дорогам. Автомобили с колесной формулой 4×4 и 6×6 относят к машинам повышенной и высокой проходимости и могут эксплуатироваться в условиях пересеченной местности и бездорожья. На рис. 2.2, а показана схема механической трансмиссии автомобиля с колесной формулой 4×2, на рис. 2.2, б — с колесной формулой 6×4. У автомобиля с колесной формулой 6×6 (рис. 2.2, в) передний ведущий мост с управляемыми колесами и задние ведущие мосты приводятся в действие от раздаточной коробки через карданные валы 4.

Читайте также:
Замена замка двери lada 2109i (ваз 2109i)

Составными частями дифференциала (рис. 2.2, г) являются полуосевые шестерни 15, закрепленные на полуосях 7, сателлиты 13 и коробка 14, на которой закреплена ведомая шестерня главной передачи 5. При прямолинейном движении автомобиля по ровной дороге полуоси с шестернями 15 вращаются с одинаковой скоростью, равной скорости вращения коробки 14, а сателлиты остаются неподвижными относительно своих осей. Если одно из ведущих колес будет испытывать большее сопротивление дороги, сателлиты начнут перекатываться по замедлившей свое вращение полуосевой шестерне, при этом вторая полуосевая шестерня за счет вращения сателлитов относительно своих осей начнет вращаться быстрее.

В трансмиссии автомобилей, работающих с автономным погру-зочно-разгрузочным оборудованием, самосвальными прицепами и полуприцепами, а также используемых в качестве базы строительных машин, дополнительно включена коробка отбора мощности для привода насосов гидросистемы подъемных механизмов и навесного рабочего оборудования. Ходовая часть автомобиля состоит из несущей рамы, на которой монтируются все агрегаты, кузов и кабина водителя, переднего и заднего мостов с пневмоколесами и упругой подвески, соединяющей несущую раму с мостами. Колеса автомобилей нормальной проходимости имеют пневматические шины высокого (0,5…0,7 МПа) давления, а автомобилей повышенной проходимости — шины низкого (0,17…0,49 МПа) давления с увеличенной опорной поверхностью. Механизмы управления объединены в две независимые системы: рулевую — для изменения направления движения автомобиля посредством поворота передних управляемых колес и тормозную — для снижения скорости и быстрой остановки машины.

Тракторы применяют для транспортирования на прицепах строительных грузов и оборудования по грунтовым и временным дорогам, вне дорог, в стесненных условиях, а также передвижения и работы навесных и прицепных строительных машин. Они делятся на сельскохозяйственные, промышленные и специальные (для горных, подводных, подземных и других специальных работ). По конструкции ходового оборудования различают гусеничные и колесные тракторы. Главным параметром тракторов является максимальное тяговое усилие на крюке, по величине которого (в тс) их относят к различным классам тяги. В строительстве используют тракторы сельскохозяйственного типа классов тяги 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 9; 15 и 25 (по сельскохозяйственной классификации) и промышленного типа классов тяги 10; 15; 25; 35; 50 и 75 (по промышленной классификации). Тракторы промышленного типа по своим конструктивно-эксплуатационным параметрам наиболее полно соответствуют требованиям, предъявляемым к тяговым средствам и базовым машинам в строительстве. Класс тяги по промышленной классификации означает максимальную силу тяги без догрузки навесным оборудованием на передаче со скоростью 2,5…3 км/ч для гусеничных и З…3,5 км/ч для колесных тракторов, обеспечивающей эффективную работу с землеройным оборудованием.

Пневмоколесные тракторы обладают сравнительно большими (до 40 км/ч) скоростями передвижения, высокой мобильностью и маневренностью. Их используют как транспортные машины и как базу для установки различного навесного оборудования (погрузочного, кранового, бульдозерного и землеройного), применяемого при производстве землеройных и строительно-монтажных работ небольших объемов на рассредоточенных объектах. Наиболее эффективно пневмоколесные тракторы используют на дорогах с твердым покрытием. Сравнительно высокое удельное давление на грунт (0,2…0,4 МПа) снижает проходимость машин. Мощность их двигателей 47…220 кВт.

Гусеничные тракторы характеризуются значительным тяговым усилием на крюке (не менее 30 кН), надежным сцеплением гусеничного хода с грунтом, малым удельным давлением на грунт (0,02…0,06 МПа) и высокой проходимостью. Их скорость не превышает 12 км/ч. Мощность двигателей гусеничных тракторов 55…600 кВт.

Основные узлы пневмоколесных и гусеничных тракторов — двигатель, силовая передача (трансмиссия), остов (рама), ходовое устройство, система управления, вспомогательное и рабочее оборудование. Рабочее оборудование предназначено для использования полезной мощности двигателя при работе трактора с навесными и прицепными машинами. К рабочему оборудованию относят прицепное устройство, валы отбора мощности, приводные шкивы и гидравлическую навесную систему.

Гусеничные тракторы оснащают дизелями, гидромеханическими и электромеханическими Расположение двигателя может быть передним (рис. 2.3, а), средним и задним (рис. 2.3, о). Наибольшее распространение получили гусеничные тракторы с передним расположением двигателя и механическими трансмиссиями. Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от вала двигателя к ведущим звездочкам гусеничных лент (гусениц), плавного трогания и остановки машины, изменения тягового усилия трактора в соответствии с условиями движения, изменения скорости и направления его движения, а также привода рабочего оборудования.

Рис. 3. Гусеничные тракторы механическими, трансмиссиями.

Рис. 4. Схемы механических трансмиссий гусеничных тракторов

В состав .механической трансмиссии входят: фрикционная дисковая муфта сцепления, коробка передач, соединительные валы, главная передача, механизм поворота с тормозами и бортовые редукторы, соединенные с ведущими звездочками гусениц. Муфта сцепления и коробка передач выполняют те же функции, что и одноименные узлы автомобиля. Главная передача (аналогичная автомобильной) и бортовые редукторы увеличивают крутящий момент, подводимый от двигателя к ведущим звездочкам гусениц.

На поперечном валу трансмиссии между главной передачей и бортовыми редукторами установлен фрикционный или планетарный механизм поворота, предназначенный для изменения направления движения трактора. Наиболее распространенный фрикционный механизм поворота (рис. 2.4, а) выполнен в виде двух постоянно замкнутых многодисковых фрикционных муфт (бортовых фрикционов). При обоих включенных фрикционах ведущие звездочки гусениц вращаются синхронно, что обеспечивает прямолинейное движение машины. Частичным или полным включением одного из фрикционов уменьшают скорость движения соответствующей гусеницы, в результате чего происходит поворот трактора в сторону отстающей гусеницы. На наружные (ведомые) барабаны фрикционов действуют ленточные тормоза 8, осуществляющие торможение отключенной от трансмиссии гусеницы для более крутого поворота трактора, а также торможение обеих гусениц при движении трактора на уклонах и затормаживание его на месте.

Читайте также:
Зеркальный элемент с подогревом Рено Меган 2: установка и подключение

Прямолинейное движение трактора с планетарным механизмом поворота обеспечивается при затянутых тормозах до полной остановки солнечных шестерен. При этом водила и вал будут вращаться с одинаковой скоростью. Для поворота трактора необходимо отпустить правый или левый тормоза, в результате чего один из планетарных механизмов полностью или частично прекратит передавать крутящий момент ведущей звездочке гусеницы. Включением тормоза достигается уменьшение радиуса поворота трактора. При одновременном включении обоих тормозов обеспечивается снижение скорости или полная остановка машины. Планетарный механизм поворота одновременно выполняет функции редуктора.

Механические трансмиссии серийных гусеничных тракторов, используемых в качестве базы строительных машин, передвигающихся при работе на пониженных (до 1 км/ч) рабочих скоростях, дооборудуются гидромеханическими ходоуменьшителями, состоящими из аксиально-поршневого гидромотора и зубчатого редуктора. Гидромеханические ходоуменьшители позволяют плавно (бесступенчато) регулировать скорость движения машины в зависимости от меняющейся внешней нагрузки.

В гидромеханической трансмиссии используется механическая ступенчатая коробка передач и гидротрансформатор, заменяющий муфту сцепления. Гидротрансформатор обеспечивает автоматическое бесступенчатое изменение крутящего момента, а также скорости движения трактора в пределах каждой передачи коробки в зависимости от общего сопротивления движению машины. Это позволяет снизить число переключений передач, повысить долговечность двигателя и трансмиссии, уменьшить вероятность остановки двигателя при резком увеличении нагрузки.

В электромеханической трансмиссии крутящий момент дизеля передается через постоянно замкнутую фрикционную муфту, карданный вал и ускоряющий редуктор силовому генератору, питающему постоянным током тяговый электродвигатель. Крутящий момент якоря тягового электродвигателя передается главной конической передачей планетарным механизмам поворота, бортовым редукторам и ведущим звездочкам гусеничных лент. Электромеханическая трансмиссия по сравнению с механической и гидромеханической имеет простую кинематику (отсутствует ступенчатая коробка передач) и обеспечивает высокие тяговые качества трактора за счет плавного бесступенчатого регулирования скоростей движения машины в зависимости от нагрузки. Основные недостатки такой трансмиссии — сложность конструкции, сравнительно большие габаритные размеры и масса, высокая стоимость.

Рис. 5. Пневмоколесные тракторы

Пневмоколесные тракторы оснащаются дизелями, механическими и гидромеханическими трансмиссиями. По типу системы поворота различают тракторы с передними управляемыми колесами, со всеми управляемыми колесами и с шарнирно сочлененной рамой. Наиболее распространены пневмоколесные тракторы с дизелями, механической трансмиссией и передними управляемыми колесами. Размещение, назначение и устройство основных узлов пневмоко-лесного трактора с механической трансмиссией и передними управляемыми колесами примерно такие же (за исключением рабочего оборудования), как у рассмотренного выше автомобиля. Пневмоколесные тракторы с шарнирно сочлененной («ломающейся» в плане) рамой обладают высокой маневренностью, малым радиусом поворота и применяются для работы в стесненных условиях. Рама такого трактора состоит из двух полурам — передней и задней, соединенных между собой универсальным шарниром. Маневрирование машины производится путем поворота передней полурамы относительно задней вокруг вертикальной оси шарнира на угол до 40° в плане от продольной оси машины с помощью двух гидроцилиндров двустороннего действия. Каждая из полурам опирается на ведущий мост с управляемыми колесами. Трансмиссия тракторов с шарнирно сочлененной рамой — механическая и гидромеханическая.

Пневмоколесные тягачи предназначены для работы с различными видами сменного навесного и прицепного строительного оборудования. По сравнению с гусеничными тракторами они более просты по конструкции, имеют меньшую массу, большую долговечность, дешевле в изготовлении и эксплуатации. Большие скорости тягачей (до 50 км/ч) и хорошая маневренность в значительной мере способствуют повышению производительности агрегатированных с ними строительных машин.

Различают одно- и двухосные тягачи, на которых применяют дизели, и два вида трансмиссий — механическую и гидромеханическую. Наиболее распространены тягачи с гидромеханической трансмиссией.

Одноосный пневмоколесный тягач состоит из двигателя, трансмиссии и двух ведущих управляемых колес. Самостоятельно передвигаться или стоять на двух колесах без полуприцепного рабочего оборудования одноосный тягач не может. В сочетании с полуприцепным рабочим оборудованием такой тягач составляет самоходную строительную машину с передней ведущей осью. Управление сцепом тягач-полуприцеп осуществляется путем поворота на 90° вправо-влево относительно полуприцепа с помощью гидроцилиндров двустороннего действия.

Двухосный тягач в отличие от одноосного имеет возможность самостоятельно перемещаться без прицепа, работать в агрегате с двухосными прицепами при незначительных затратах времени на их смену. Двухосные четырехколесные тягачи имеют один или два ведущих моста и шарнирно сочлененную раму. Схема поворота полурам такая же, как и у пневмоколесного трактора. Гидромеханическая трансмиссия одно- или двухосных тягачей имеет раздаточную коробку, от которой основной крутящий момент через гидротрансформатор, коробку передач и соединительные валы сообщается ведущему мосту (или двум мостам). Часть мощности, отдаваемой двигателем через раздаточную коробку и карданный вал, может передаваться к исполнительным органам управления рабочим оборудованием. Все агрегаты привода, отбора мощности и трансмиссии ходовой части тягачей унифицированы и могут быть использованы для различных модификаций машин той же или смежной мощности. Мощность дизеля тягача составляет до 880 кВт.

В конструкциях двухосных тягачей применяют гидро- и электромеханические трансмиссии с мотор-колесами.

На базе колесных тягачей, используя различное сменное рабочее оборудование, возможно создание многих строительных и дорожных машин.

Рис. 6. Различные виды сменного оборудования одноосных и двухосных тягачей:
1 — скрепер; 2 — землевозная тележка; 3 — кран; 4 — цистерна для цемента или жидкостей; 5 — трайлер; 6 — кран-трубоукладчнк; 7 — траншеекопатель; 8 — корчеватель; 9 — бульдозер; 10 — рыхлитель; 11 — погрузчик

Читайте также:
Как купить Фольксваген в кредит?

Тяговые расчеты. При движении автомобиля, трактора или тягача возникает общее сопротивление движению машины (Н):
W = Wo ± Wt,
где Wo — основное сопротивление движению на прямом горизонтальном участке пути, представляющее собой сумму сопротивлений качению колес (гусениц) и трения в трансмиссии, Н; W, — дополнительное сопротивление движению на подъеме (со знаком плюс) или на уклоне (со знаком минус), Н.

Такие виды сопротивлений, как сопротивление воздуха, сопротивление при движении на криволинейных участках пути и сопротивление ускорения при тяговых расчетах средств горизонтального транспорта, используемых на строительстве, обычно не учитываются. При выполнении тяговых расчетов, как правило, пользуются величинами удельных сопротивлений движению w. Значения основного удельного сопротивления движению автомобилей, тракторов, тягачей и прицепов приводятся в справочниках.

Тягач

Что такое тягач?

В этой статье мы ответим на вопрос, что же такое тягач.
Тягач — автогрузовик, сконструированный исключительно для транспортировки грузов в прицепах и полуприцепах, безмоторных машин, крупногабарита, неисправного автотранспорта и даже самолётов.

На сегодняшний день грузовые перевозки стали неотъемлемой частью нашей жизни, а их объемы к каждым годом возрастают все больше и больше. Самым простым и надежным вариантом доставки груза все же является автотранспорт, он особенно востребован в межрегиональных перевозках. Хотя по сути, тягачом может стать любой автомобиль, трактор или другая самоходная техника.

Виды тягачей

Разделяют два вида тягачей, а они в свою очередь подразделяются на разные типы грузовиков:

по тяговому классу
по количеству осей
по типу машины:

  1. дорожные и внедорожные тягачи для работы с прицепами (буксиры)
  2. тягачи седельные

Буксирные тягачи — грузовой автотранспорт (с бортовой платформой), который предназначен для транспортировки прицепов, и оборудован специальным тягово-сцепным механизмом. При этом давление необходимое для тягового усилия обеспечивает масса самого тягача. Такие буксиры состоят из платформы и водительской кабины. Кузов у таких прицепных автомобилей предназначен для распределения груза или балласта. Буксирные тягачи производятся на базе двух-, трех- и многоос­ных шасси грузового автотранспорта. Любая автомашина, оборудованная сцепным устройством, может быть буксирным тягачом.

Седельный тягач МАЗ купить в компании «Авто-Флит» +7 (495) 773-3494

Седельные тягачи – это грузовики, которые используют для перемещения прицепов или полуприцепов. Сцепка седельного тягача с полуприцепом осуществляется с помощью специально предназначенного седельно-сцепного устройства (седла). Тяговое усилие создается за счет давления прицепа и передается через седло на раму тягача. У седельных тягачей кузов не предусмотрен. Полуприцепы могут быль: тентованные, холодильные установки, цистерны и другие, единственное условие — возможность соединения с седельным тягачом.

По тяговой мощности различают несколько видов тягачей, тяговое усилие может превышать 30 тонн., при этом тоннаж может варьироваться от самых легких грузов до 380 тонн.

Что касается количества осей, то их может быть две и более. Большое количество осей характерно для автопоезда. Длинна автопоезда зависит от нормативной базы страны, так в странах ЕС общая длина седельного автопоезда ограничена 16,5 м, а тандемного — 18,75 м., а в Швеции и Финляндии до 24 метров, в России же автопоезд не должен превышать 20-ти метров.

Существуют так же и другие разновидностей буксирных тягачей, такие как сверхмощные тягачи Pull-Push (тяни-толкай) или балластные транспортеры на базе карьерных тягачей, и собственно, сами карьерные тягачи .

Scania G420 — тягач седельный купить в «Авто-Флит» Звоните:+7 (495) 773-3494

Балластный тягач или как его еще называют — тягач тяжеловоз , это грузовой автомобиль, предназначенный для буксировки крупногабаритных грузов. На балластном тягаче предусмотрена специальная платформа для размещения балласта, при установке которого увеличивается сцепной вес тягача.

Применение тягача

Основная ценность тягача — это его возможности по транспортировки груженых прицепов и полуприцепов. Не зависимо от вида тягачи могут буксировать крупногабаритные платформы, цистерны, рефрижераторы, военную технику, самолеты и прочее. Тягачи существенно снижают количество грузовых перевозок, что позволяет значительно экономить финансовые расходы по грузоперевозкам.

Грузовые авто такого плана нередко используется в горнодобывающей, строительной, промышленной и сельскохозяйственной сферах.

Преимущества тягача

Тягач имеет множество преимуществ перед другими грузовыми транспортными средствами, но основными можно назвать:

— маневренность
— мощность
— увеличенная вместимость
— транспортировка длинномерных и крупногабаритных конструкций
Все эти преимущества выступают весомым аргументом в пользу приобретения тягача, а не обычного грузового автомобиля.

Компания «Авто-Флит» предоставляет широкий ассортимент всех видов грузовиков. Наша техника проходит предпродажную подготовку, что гарантирует качественную и бесперебойную работу. Выбранный Вами автомобиль будет надежным помощником в решении всевозможных бизнес задач.

Приезжайте: г. Москва, поселение «Московский», в р-не дер. Саларьево, 10/41
Часы работы офиса с 9 до20, площадки — с 9 до 20

Типы и виды тягачей

В условиях огромного многообразия категорий грузов, перевозимых автомобильным транспортом, для грузовых авто используется обширная видовая классификация, поэтому вопрос правильного выбора машины в процессе покупки, играет важную роль.

В компании «Транссервис» можете подобрать седельный тягач под любую задачу и для работы с любом регионе — осуществляем доставку.

При рассмотрении типологии отдельное внимание уделить техническим характеристикам автомобилей тягачей, как наиболее распространенному и одновременно универсальному виду грузовой техники. Тягач — транспортное средство, которое относится к числу машин с высоким тяговым усилием и тягового устройства, обеспечивающего присоединение полуприцепов различного назначения и иных навесных устройств с формированием подвижной сцепки. Модели отличаются по году выпуска и цене производителя (новые как правило дороже, чем БУ).

Читайте также:
Объем топливного бака Рено Меган 1 и 2 (литры), снятие крышки бензобака

Виды тягачей

В зависимости от конструктивных особенности машин и их функционального предназначения принято выделять:

Седельные тягачи

Использование опорно-сцепного устройства обеспечивает машине работу с полуприцепами. Использование поворотной сцепки обеспечивает необходимый уровень маневренности автопоезда, обеспечивает работу с длинномерными грузами, заднюю или бортовую выгрузки. В зависимости от кабины все автомобили тягачи принято разделять на:

  • «европейские» (бескапотные с мотором под кабиной)
  • «американские» (капотные с вынесенным вперед силовым агрегатом).

Буксирные тягачи

Специальная надежная техника, предназначенный для буксировки тяжелых полуприцепами. Сцепное устройство создается на основе набора скоб и крюков, закрепленных на поперечных элементах автомобильной рамы, передавая тяговое усилии. Оснащаются дополнительным оборудованием, осуществляют грузоперевозки материалов по дорогам общего пользования.

Карьерные тягачи

Автомобили отличаются большой мощностью. Мощная техника с седельным сцепным устройством и короткой рамой для работы в карьерах и в условиях сложных дорожных и погодно-климатических условий, например, в добывающей промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе. Допускает работу с полуприцепами двухзвенной сцепки и самосвальную разгрузку.

Водителю на заметку: какой самый экономичный тягач, рейтинг самых рентабельных грузовиков, актуальный список!

Балластные

Тяжелые тягачи отличаются платформой для установки балласта (металлические или бетонные грузы). Балласт необходим для прироста веса, а установленное сцепное устройство относится к беззазорному «петля-шкворень». С его помощью перемещаются полуприцепы в тяговом или толкающем режиме.

Седельно-балластные

Машины имеют смешанную конструкцию с седельно-сцепным устройством, дополненным балластным и тягово-сцепным механизмами. Сцепление элементов осуществляется посредством шкворня с креплением к раме. Такая схема соединения обеспечивает преимущества при эксплуатации машин в составе тяжеловесных автопоездов.

Аэродромные тягачи

Специализированная техника, необходимая для перемещения летательных аппаратов. Является специализированным классом тягача на базе шасси. Для машин данного типа предусматривается использование жесткой сцепки с фиксацией за переднюю стойку самолета (вертолета). Возможно применение безводильного способа, когда захват за стойку тягачом осуществляется при помощи манипулятора.

Другие критерии

Существует типы тягачей, например:

По числу осей бывают:

  • Двухосные
  • Трехосные
  • Четырехосные и так далее.

Количество осей грузовиков может быть разным. Самые легкие из них имеют всего две оси, в то время как для тяжеловозов от пяти осей и больше.

С целью защиты дорог от ускоренного разрушения существуют предельно допустимые нагрузки на ось — правила в России. Они определяются путем деления массы транспортного средства на число осей. При превышении установленных показателей владельцев грузового транспорта ожидают высокие штрафы. Например, при осевых нагрузках до 12 тонн предельная масса двухосного грузовика не может превышать 24 тонн. Учесть неравномерность некоторых нагрузок, в результате чего на одной оси могут фиксироваться допустимые значения, а на другое недопустимые.

Узнайте, какие колесные формулы у тягачей и сколько выбрать количество осей, в зависимости от планируемой нагрузки на грузовик

Практика показывает, что на дальних маршрутах при транспортировке грузов большой массы целесообразен выбор моделей грузовиков от трех осей и больше.

По составу:

  • Одиночные.
  • Автопоезд.
  • Седельный тягач.
  • Прицепной тягач.

Одиночными признаются транспортные средства, в которых кабина и грузовая платформа составляют части единого автомобиля.

Автопоезд представляет собой тягач с присоединенным полуприцепом. Относится к числу транспортных средств, не обладающих способностью самостоятельного движения, и буксируемых другими транспортными средствами.

Он к транспортным средствам не относится, так как не может эксплуатироваться самостоятельно, и соединяется с тягачом. Нагрузки от полуприцепа воспринимаются не только на его оси, но и оси тягача. Устройство позволяет соединять их только с седельными тягачами. Отличается по параметрам: длина и высота и еще несколько.

Седельный автопоезд или в простонародье «фура», представляет собой сочетание тягача и полуприцепа.

Прицепной автопоезд представляет собой автопоезд или фургон, к которому дополнительно присоединяется полуприцеп. Есть так же другие варианты — рефрижераторы, кран и т.д, в зависимости от сферы применения.

По используемому топливу:

  • Дизельные.
  • Бензиновые.
  • На газовом топливе.

Подавляющее большинство грузовых авто сегодня используют дизельные двигатели, сочетающие в себе производительность и топливную экономичность. На фоне бензиновых моторов их расход топлива ниже на 5-10%, что весьма актуально для машин с большими ежегодными пробегами. Плюс ко всему дизельные моторы более долговечные, а их выбросы представляют меньшую безопасность для окружающей среды.

По грузоподъемности:

  • Большой (5-16 тонн).
  • Особо больше (свыше 16 тонн).

Грузоподъемность выступает важнейшим параметром любого грузового автомобиля при его оценке. Она показывает максимальную массу груза, допустимую к транспортировке. Выбор грузоподъемности во многом зависит от задач, которые предстоит решать транспортному средству.

По полной массе:

  • 8-14 тонн.
  • 14-20 тонн.
  • 20-40 тонн.
  • Более 40 тонн.

Полная масса транспортного средства определяется его массой вместе с запасами топлива, расходных жидкостей на борту и экипажа. Данная величина (предельное значение) указывается в техпаспорте автомобиля, и превышать ее в процессе эксплуатации не рекомендуется, так как это ведет к преждевременному износу деталей и более частым поломкам.

Читайте также:
Как снять молдинги с Рено Меган 2

Автопоезда массой в диапазоне 20-40 тонн сегодня активно используются на дальних межрегиональных маршрутах и при организации международного автосообщения. Их характеристики оптимальных для больших расстояний.

По кузову:

  • Открытые.
  • Закрытые.
  • Специальные.

Данное деление укрупненное, и каждый из представленных типов имеет дополнительно разделение внутри себя.

Открытые делятся на:

  • Бортовые.
  • Платформы.
  • Низкорамные платформы.
  • Контейнеровозы.

Закрытые подразделяются на:

  • Тентованные.
  • Промтоварные.
  • Цельнометаллические.
  • Изотермические.
  • Рефрижераторные.

Для специальных кузовов характерны:

  • Цистерны.
  • Строительные.
  • Специальные надстройки.

На сегодня по объемам перевозимых грузов за автотранспортом закрепилось неоспоримое лидерство. Высокий спрос на перевозки сделал его лидером в сравнении с другими существующими вариантами. На сегодня это единственный вид транспорта, способный обеспечить доставку «от двери до двери» в пределах страны, обеспечить перевозку небольших партий грузов получателям. Широкий ассортимент доступного автотранспорта позволяет под каждую конкретную задачу подобрать оптимальный по характеристикам автомобиль, позволяющий получить оптимальные издержки и качество транспортной работы.

Автотранспорт позволяет перевозить практически всю существующую товарную номенклатуру, главное правильно определиться с типом используемого грузового автомобиля. За счет готовой классификации машин провести грамотный подбор не представляет большой сложности.

Если на небольших расстояниях грузовые авто просто не имеют конкурентов, то и на дальних маршрутах они зачастую оказываются предпочтительней железных дорог, морского транспорта или самолетов, где грузы не менее защищены.

Перед тем, как совершить покупку грузовика, четко определитесь с параметрами предстоящей эксплуатации, размеры перевозимых грузов, после чего подобрать модель исходя из грузоподъемности, предназначения, кузова и других параметров. Должное внимание уделите экономичности эксплуатации, так как это один из основных аспектов финансовой эффективности работы машины, как целостной системы.

Чтобы связаться со специалистами нашей компании и получить профессиональную консультацию по выбору автомобиля, воспользуйтесь контактами на нашем сайте в интернете.

Эвакуатор в Москве 24/7 от 1000 руб.

Предоставляем СКИДКУ на ремонт авто в партнерских автосервисах

🔔 Телефон 24/7 +7(499)348-93-77, 🔔 Работаем быстро и дешево ⭐⭐⭐⭐⭐

Московская служба круглосуточной эвакуации недорого предлагает услуги транспортировки любого автомобиля. В наличии 20 единиц спецтехники, манипулятор с краном, бриль со сдвижной платформой и авто с частичной погрузкой. Возможно заказать перевозку легковых машин, минивенов, микроавтобусов, спецтехники и грузов по выгодным ценам и лучшим тарифам.

👉ПРАЙС-ЛИСТ И КАЛЬКУЛЯТОР ЦЕН ТУТ👈

Также мы готовы предоставить профессиональную помощь на дороге и перечень дополнительных опций: транспортировку грузового транспорта (до 7т, грузовую технику тяжелее мы не возим), поможем эвакуировать машину из паркинга и гаража, вытащим авто из грязи если он заглох, проконсультируем при поломке машины если двигатель не заводится и посоветуем ближайший автосервис.
Возможны междугородние и международные перевозки (ближнее зарубежье) по предварительному согласованию с диспетчерской.

Круглосуточный эвакуатор

Диспетчер всегда онлайн и готов принять звонок, заявку с сайта или ответить в WhatsApp 24 часа в сутки. Эвакуация автомобилей в Москве проводится круглосуточно без праздников и выходных.

  • оперативный вызов эвакуатора;
  • перевозка автомобилей с заблокированным рулевым управлением;
  • большой парк спецтехники – автоэвакуаторы грузоподъемностью до 7 т;
  • у нас недорого – тарифы на 20% ниже рынка;
  • быстрый выезд к заказчику в Московскую Область;
  • перевозки любой сложности;
  • вежливые водители и чистые салоны автомобилей;
  • услуги оказывают опытные водители и диспетчеры компании;
  • быстрая подача любого типа техники;
  • недорогие услуги на транспортировку для грузовых машин;
  • наличие пропуска в центр Москвы;
  • есть партнерский автосервис со скидкой;
  • 4 разновидности новых современных эвакуаторов;
  • профессиональная помощь автомобилистам даже на бездорожье;
  • аккуратная погрузка разгрузка и фиксация на платформе;
  • режим работы – круглосуточно.

При эвакуации транспорта мы идем на контакт в каждой отдельной ситуации. Для постоянных клиентов и юридических лиц есть система скидок.

Если нужно забрать и перевезти кабриолет учтите, что крытых эвакуаторов у нас нет. Мы укомплектованы стандартным автопарком спецтехники: краны, лебедка, подъемно-сдвижная платформа. Поэтому учитывайте погоду на улице.

Эвакуатор Дешево

Ниже мы ответим, почему эвакуация по Москве стоит недорого. Мы предоставляем услуги эвакуатора, без посредников, поэтому тарифы низкие. Стоимость заказа перевозки легкового транспортного средства от 2000 рублей. Спецтехнику мы эвакуируем от 5000 руб. Это стало возможно благодаря удлиненной платформе на базе Man. Перевезти джип, минивэн или газель стоит тоже дешево от 4000 руб.

Цена на эвакуатор фиксированная по городу, а в МО считается за км. Это делает перевозку прозрачной для клиента и дешевой. Оператор производит точные расчеты и озвучивает финальную стоимость до вызова. Исключения могут быть если:

  • заблокированы колеса + 500 ₽ за колесо;
  • смена маршрута в Москве + 500 ₽;
  • отказ от эвакуации – 50% от заказа;
  • простой по вине клиента 500 ₽ за 30 мин.

В вопросе расценок, мы готовы идти на уступки и предоставлять качественный сервис настолько дешево, насколько можем.

Отзывы заказчиков

Водители автомобилей высоко ценят компанию “Эвакуатор Шмель”. На Яндекс картах с Москвы и Области мы получили более 66 оценок, 96% из них с самой высокой оценкой. Клиенты высоко оценили цены, скорость вызова эвакуатора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: