Ученые Санкт-Петербурга представили проект транспорта будущего

Прибытие поезда. Как в «Автово» встретили ближайшее будущее нашего метро

На проходной депо «Автово» утром 13 сентября стояла малоподвижная очередь из сотрудников метрополитена. Охранник флегматично перелистывал огромный список на пропуске и не спеша выискивал очередную фамилию. Скорость решили засекать по человеку с компрометирующим для утренней смены брендированным пакетом «РосАЛ». За полчаса он практически не сдвинулся с места, и стало тоскливо — если учесть, сколько журналистов созвали на презентацию нового состава. В итоге кто-то внутри решил, что смена сменой, а приезд замминистра по расписанию — и прессу провели в обход очереди под недружелюбными взглядами обгоняемых.

Золотой ключик

Сам состав расположился на путях в дальнем конце депо. Рядом с ним — символически, надо думать — поставили «старика» с Кировско-Выборгской линии: «Ема-502», построенный, судя по бортовому номеру, в 1975 году. Вот именно такие вагоны и призван заменить новый «Балтиец». По соседству примостился красный «Юбилейный» из последней поставки, собранный в конце 2021 года в том же Трансмашхолдинге (ТМХ), что привез на презентацию и новый подвижной состав.

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

«Фонтанка» подробно рассказывала о контракте на 242,6 млрд рублей, который метро заключило на 25 лет с входящим в ТМХ «Трансхолдлизингом». В его рамках предполагается поставка до 2031 года составов сначала для самой ветхой в этом смысле красной линии, потом синей, а затем фиолетовой — все это вместо выбывающих старых вагонов. Изначально речь шла о фиксированном количестве — 950 вагонов, однако в итоге в контракт включили формулу цены — стоимость вагона будут пересчитывать ежеквартально, от нее будет зависеть итоговый парк поставки. Общая сумма включает лизинговые платежи: то есть привозить технику будут до 2031 года, а расплачиваться метро предстоит в течение четверти века. Натуральная стоимость вагонов оценивается примерно в 129 млрд рублей, 75% от этой суммы выделяет Фонд национального благосостояния через ВЭБ.РФ.

Первые составы будут собирать на подмосковной площадке ТМХ («Метровагонмаш», а затем — на Октябрьском электровагоноремонтном заводе в Петербурге. Всего именно на красной линии ждут 37 составов (296 вагонов). В 2022 году планируют принять 8 составов, в следующие два года — по 10.

К моменту презентации нового состава для метро ни его облик, ни характеристики, ни схема закупки секретом не были. Года полтора все ждали первой поставки и за это время успели обсудить большинство деталей. Тем не менее побывать в самом вагоне довелось немногим, так что журналисты торопились внутрь практически под окрики «куда по намытому?»: «Балтиец» и правда приводили в порядок перед приездом гостей, так что несколько десятков непредвиденных ботинок не радовали принимающую сторону. Когда первое любопытство было удовлетворено и вагон в очередной раз окончательно помыли, припозднившейся съемочной группе натурально пришлось услышать: «Куда? Стоять!»

Церемонию вывели на федеральный уровень: Минпромторг представлял замминистра Альберт Каримов. «Это замечательный новый состав, который представлен на новом российском приводе, имеет множество современных функций, может проходить до 200 метров на автономном ходу, — заявил он. — Наши компании, несмотря на все имеющиеся сложности, готовы, имеют возможности и перспективы производить самую качественную, высококонкурентную продукцию».

О новом транспорте отечественного производства — или из стран ЕврАзЭС — говорил и вице-губернатор Кирилл Поляков, вспоминая об автобусах и трамваях. «Сегодня такая первая ласточка большой партии подвижного состава, которая должна поступить в наш город, — сообщил чиновник. — Мы приняли решение назвать эту серию поездов «Балтиец», такое абсолютно ленинградское название».

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Про «Балтийца», кстати, в толпе шептались. Кто-то увидел в этом аллюзию с одноименным бронепоездом 1941 года и ежился от военных аналогий для максимально гражданской техники. Но нет, закладывали исключительно морской смысл. «Мы чествуем наших моряков и Балтийский флот, который был заложен еще Петром I», — пояснил начальник метрополитена Евгений Козин. Так что, когда над толпой показалась белая фуражка, кто-то облегченно произнес: «А, ну вот и адмирал». Адмирал не адмирал, но капитан первого ранга, заместитель командира Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы Евгений Валыка к микрофону вышел: «Для нас, моряков, это не просто важное политическое событие, отражающее величие и мощь нашего российского государства. Название «Балтиец» — это сохранение памяти наших моряков, которые воевали в годы Великой Отечественной войны, которые сегодня выполняют задачи Балтийского флота на специальной военной операции».

Символически передачу состава оформить непросто — не посадишь же в кресло машиниста сначала производителя, а потом главу метро. Однако для «Балтийца» изготовили внушительных размеров ключ, который и вручили Евгению Козину. Замдиректора Трансмашхолдинга Андрей Васильев несколько раз подчеркнул, что ключ не декоративный, им и правда можно открыть вагон. Ну и конечно ленточка. Разрезали ее теми самыми ножницами, которые обычно привозят на открытие новых станций метро; по прямому назначению их, как известно, не использовали несколько лет и еще пару лет не будут.

Что внутри

Для осмотра открыли только головной вагон — в других даже не снимали полиэтилен с сидений. Делегация прошла в кабину, где заместителю министра не только представили состав, но и нарисовали беспилотные перспективы. Представители Смольного и производителя сообщили, что уже сейчас в технику закладывают функции, которые впоследствии позволят ей стать частью целой системы автономного движения с минимальным влиянием человеческого фактора: «Машинист становится бортинженером».

Читайте также:
Ужесточение наказания за езду в пьяном виде

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Фото: Павел Каравашкин/«Фонтанка.ру»

Но это, прямо скажем, не завтрашний день. Пока же в Петербург привезли, по официальной информации, на 90% отечественный состав. Не секрет, как иногда отчитываются по импортозамещению в сложносоставных агрегатах: арифметически приравнял отечественный винтик к японскому двигателю — и вот у тебя почти российская продукция. Но в этот раз считали и в деньгах, и в деталях. Роман Миронов, представитель дирекции ТМХ по развитию городского транспорта, пояснил «Фонтанке», что и по количеству узлов, и в стоимостном выражении этот вагон действительно на 90% отечественный. Оставшиеся 10% — импорт из дружественных стран, но и от него к концу года должен остаться лишь один процент. «Мы ведем процесс реинжиниринга ключевых узлов, это касается, например, тормозных систем, автосцепных устройств, — говорит Миронов. — Эти узлы мы перепроектируем заново с учетом возможностей отечественных производителей. Но останется один процент электронной элементной базы, которая в России мало производится, — транзисторы, диоды и др. Правительством приняты все необходимые программы, чтобы локализовать и их, но это перспектива».

В частности, теперь здесь стоит отечественный тяговый привод компании КСК, также входящей в ТМХ, а не японский Hitachi, как на «Юбилейных». Как сообщает подземка, он, в частности, обеспечивает электродинамическое торможение до нуля километров в час. Тем не менее стоят и колодки. «Преимущество колодочных тормозов перед дисковыми состоит в том, что они позволят очищать круг катания колеса, — поясняет Миронов. — Кроме того, имейте в виду, что торможение в этом составе вообще электродинамическое, практически до нуля он тормозит за счет тягового привода. А колодки используются больше как стояночный тормоз во избежание откатки».

Внутри от 36 до 46 сидячих мест в зависимости от вагона и впервые в петербургском метро — прислонно-сдвижные двери, которые открываются «наружу», а не уходят внутрь корпуса, и тем самым обеспечивают звукоизоляцию. Сообщается, что и сам проем стал шире, чем обычно, — 1400 мм. Это, впрочем, явно посчитали по верхней раме. Внизу сантиметров 15 съедается за счет поручней и кожухов привода двери. Из нового также — наддверные плазмы с информацией о движении состава и экраны под потолком.

Это — если о том, что есть. В Сети больше обсуждают, чего нет: сквозные проходы и кондиционеры, которые вовсю используются в Москве. Работники метро читают те же форумы, что и журналисты, и вопрос «Фонтанки» начальника депо Романа Екимова врасплох не застал. «В петербургском метрополитене воздух насыщен кислородом, что самое главное для обеспечения комфорта пассажиров, он подается сверху, и у нас стоит задача этот воздух подать пассажирам, — подчеркнул он. — У нас есть здесь вентиляционная установка и система обеззараживания воздуха». «Фонтанка» писала, что ранее метрополитен указывал на увеличение массы вагона в случае установки кондиционеров и необходимость отводить нагретый воздух.

Про сквозные проходы комментировали менее охотно. «Мы с точки зрения безопасности сквозные проходы не рассматривали изначально, — заявил Екимов. — У нас есть двери, которые позволяют в случае необходимости переводить пассажиров из одного вагона в другой». На вопрос — как же мы разошлись с Москвой в правовом поле безопасности — сотрудник метрополитена подчеркнул, что это вопрос «не права, а подхода»: «Мы считаем, что конкретная подвижная единица, вагон, — здесь сосредоточены все условия для перевозки пассажиров». После уточнения, связано ли это с изоляцией на случай взрыва или распыления опасных веществ, Екимов ответил: «В том числе». Ранее аргументами были также S-образные кривые с малыми радиусами в петербургских депо и неравномерное распределение пассажиров, которые все равно жмутся к дверям.

Те, кто ориентировался на представленную в 2019 году модель «Смарт», ждали в салонах и USB-разъемов. Их нет в опытном образце, который привезли на обкатку в Петербург, но вся разводка под них сделана. Так что подобную модернизацию вполне могут и провести, это быстро и несложно.

Что снаружи

Состав смотрится крупнее того же «Юбилейного». «У нас есть определенные ограничения по массе, которые нам диктует заказчик: это нагрузка от оси колесной пары на рельс 15 тонн. «Балтиец» не достигает этой нагрузки. — пояснил Роман Миронов. — Да, если посмотреть на него и на «Юбилейный», вы увидите, что даже дверная группа выглядит массивнее на новых вагонах: это более совершенный механизм, звукоизолирующий, прислонно-сдвижной, и сам он тяжелее. Это я просто на примере дверей показываю, что увеличение массы есть, но оно совершенно не критичное, не проблемное. Мы с запасом не достигаем того лимита, который нам выставляет инфраструктура метрополитена».

Об экстерьере состава говорил шеф-дизайнер Трансмашхолдинга Евгений Маслов: «Мы рады показать вам совершенно новый облик, который создает интеллигентный, дружелюбный и в какой-то степени ироничный характер городского транспорта». Основным элементом паттерна, который используется внутри салона, стал Дворцовый мост, который назвали символом единения — даром что он изображен разведенным.

Читайте также:
Женевский автосалон 2013: планы на будущее

Ученые Санкт-Петербурга представили проект транспорта будущего

27 августа «Я - Ульяновск - Будущее» объединит все креативные проекты в одном месте

Количество погибших в ДТП в Николаевском районе увеличилось до 16 человек

Футбольная «Волга» потерпела еще одно поражение

В Ульяновске жёны военнослужащих 31-й бригады организовали автопробег для поддержки военных

Ульяновск тепло принял эвакуированных жителей Донбасса

Уфа ждёт. Алексей Русских возглавит ульяновскую бизнес-делегацию

Алексей Русских попросил ульяновцев присылать вопросы на его прямую линию

Поездка в Мордовию и делегация из Белоруссии: на областном штабе обсудили внешнее сотрудничество

Конкурентные и легитимные: Дмитрий Травкин оценил ход и результаты прошедших муниципальных выборов

Алексей Русских изменил положение о Едином градостроительном совете при губернаторе

Продолжается трехдневное голосование на выборах депутатов в Новоульяновске и Барышском районе

Ульяновская область и Мордовия наторговали на 16 миллиардов рублей

Правительство России утвердило новый порядок заключения СЗПК

Ульяновск купит новый «Метеор», чтобы ходить в Самару и Казань

Ульяновское зерно отправят в Китай прямым контейнерным поездом

Корпорации развития дадут 25 миллионов на димитровградский индустриальный парк «Мастер»

На 2,5 миллиарда рублей. Инвесторам Ульяновской области продлили срок

17 ульяновских бизнесменов получат 8 миллионов рублей грантов

Алга! Башкирия приехала за новым опытом в Ульяновск

За прошедшую неделю зарегистрировано 32 факта мошеннических действий

В пожаре в Старой Кулатке погиб мужчина

Житель Архангельского осуждён за ведро с наркотиками

За сутки в Ульяновске сбили мотоциклиста и двух пешеходов на зебре

Сезон активности клещей продолжается. Известно о 1668 пострадавших жителях Ульяновской области

В ДТП в Цильнинском районе один погиб, двое госпитализированы

В Ульяновске сбили пешехода. Неопознанный мужчина госпитализирован

Мусор из переполненных контейнеров в Новоспасском вывезли после обращения жительницы

Фейк! Российских учителей в Донбассе ждут пытки и казни

Ульяновцев призывают принять участие в проекте #Бумбатл и получить «экореспект» от звезд

105 доноров Авиастара сдали в больницы 50 литров крови

Ульяновские родители могут рассказать, как кормят детей в школах

Ульяновский ГАУ признан одним из самых эффективных вузов России

В российском календаре появился новый праздник

В ВСА зрители увидят болевые приёмы в честь Дмитрия Донского

Смотрим видео, болеем за «Волгу» в Кубке России!

«Волга» похвалилась, что попала в топ-20 самых посещаемых команд России

«Чувствуется недостаток большого льда»

Открытые юношеские игры единоборств «Спортивное братство» в Ульяновской области объединили 300 спортсменов

В Старой Майне открылся тренировочный центр для занятий каратэ киокусинкай

В «ВСА» обещают новый ценник на хоккей с мячом, а лёд — в октябре

Готова вдохновлять на открытия. На днях в Ульяновске откроется обновлённая библиотека №7 имени Алексея Трёшникова

В Ульяновске заработала выставка «Габима – 100 лет»

Ульяновск стал площадкой фестиваля креативных городов ЮНЕСКО «Перекрёсток»

Ульяновск первым представил свои креативные бренды на онлайн-витрине WONDERUSSIA

Ульяновск налаживает творческое сотрудничество с Казанью, Каргополем и Санкт-Петербургом

На Дне города для ульяновцев выступят творческие коллективы Ленинского мемориала

Куда сходить ульяновцам? Афиша событий на 10 и 11 сентября

Ульяновская студентка Анна Ракова: «Поcтупила на инженерный по совету родителей и не прогадала»

Тимур Артыков: «Мы должны научить детей учиться»

Доброволец из Павловки рассказал о своем опыте участия в СВО

Анастасия Нерадовских развивает свой бренд одежды и борется с тенденциями «быстрой моды»

Восстановление исторического дома в Измайлово объединило людей из разных городов страны

Самир Инкин – альпинист, который рисует на деревьях: «Просто хочется дарить людям радость»

В России отмечают День пионерии – каково пионерское движение в Ульяновской области сейчас

Губернатор Алексей Русских договорился с Москвой о закупке первого для области пассажирского судна на подводных крыльях, чтобы развивать водный транспорт и речные перевозки.

Первый раз вопрос с возрождением перевозок пассажиров по Волге на скоростных судах поднимался главой Ульяновской области прошлой осенью. С тех пор Русских последовательно вёл работу для того, чтобы ульяновцы вспомнили поездки в Казань, Сенгилей, Белый Яр, Самару на «Метеорах». И не только вспомнили, но и смогли осуществить их. Речь, правда, пока идёт о 2024 годе, но дело сдвинулось, договорённости есть, а в Нижнем Новгороде эти самые суда на подводных крыльях вовсю строят. Центральное конструкторское бюро имени Ростислава Алексеева представляет «Циклон», «Комету», «Метеор», «Валдай» и «Антарес». Можно, как это сделала Чувашия, приобрести «Валдаи», но они класса «Р». Нам нужен класс «О». Это «Метеор 120Р». В КБ в Нижнем уверены, что в акватории Ульяновской области «Валдай» ходить не может, слишком большая волна. Цену билета для пассажиров региональный Минтранс считал год назад, она может составить от 800 до 1,5 тысячи рублей. Впрочем, мы немного забегаем вперёд. Давайте посмотрим, что за «Метеор 120Р» такой и кто его выпускает.

Крылья под водой, комфорт наверху для людей

Головное пассажирское судно на подводных крыльях проекта 03580 спроектировано, построено и спущено на воду в 2021 году нижегородским АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» совместно с петербургским «НПП «Радар ммс». Этим летом на Неве в Санкт-Петербурге «опробовали» ещё одно, а потом корабль отправили в Ханты-Мансийск. Назначение судна, как говорят в КБ, скоростная перевозка пассажиров в светлое время суток в комфортабельных салонах. Длина — 35,8 м, ширина — 9,3, осадка — 2,3 м. Водоизмещение «Метеора» 67 тонн, а скорость — 65 км/ч. Двигатели дизельные. Пассажиров он принимает на борт 120, при этом экипаж — 6 человек. Дальность плавания указана в 700 км при автономности хода в 13 часов. До Самары и Казани — без проблем.

«Над интерьером «Метеора 120Р» трудились дизайнеры, новый теплоход сохранил узнаваемые черты «Метеоров» предыдущего поколения, но обрёл яркую и запоминающуюся оранжевую ливрею. Салон теплохода тоже изменился в лучшую сторону. Здесь установлены удобные кресла, мультимедийные системы, системы кондиционирования, в кормовой части расположены кафе и бар», – рассказывают в КБ Алексеева.

«Метеор-120Р» – инновационный теплоход, где применена самая современная радиоэлектроника, в частности, интегрированная система управления с элементами искусственного интеллекта, позволяющая сделать более безопасными длительные переходы и снизить нагрузки на экипаж. А кто же делает это чудо?

Великий изобретатель Алексеев и его корабли-самолёты

Ростислав Алексеев появился на свет в городе Новозыбков, что на Брянщине, в 1916 году. Окончив школу, работал слесарем по ремонту радиоаппаратуры, после переезда в Горький учился на рабфаке, был чертёжником, художником-оформителем. Закончил кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института. В 1941 году, уже во время войны, защитил диплом на тему «Глиссер на подводных крыльях» и получил звание инженера-кораблестроителя. Всю свою жизнь увлекался парусным спортом, причём много лодок и яхт придумал и построил своими руками, выиграл много соревнований. Прыгал с парашютом, занимался подводным плаванием, горными лыжами, умел управлять вертолётами и самолётами, был знаком с лётчиком Валерием Чкаловым.

Истоки всемирно известного Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева уходят на завод «Красное Сормово». Причём работал там Алексеев над… танками Т-34. В 1943 году на заводе сформировали новое направление в военном кораблестроении, и Алексеев был его участником. Он придумал судно на подводных крыльях (СПК) для уничтожения немецких подводных лодок, но проект «завернули». Однако дирекция давала молодому инженеру время для работы над СПК, что в будущем стало делом всей его жизни. Сначала он сделал катер на подводных крыльях, потом другие разработки, стал руководителем Научно-исследовательской гидролаборатории, а в 1947 году на катере А-5 пришёл по Оке в Москву. Годы труда принесли Алексееву в 1951 году Сталинскую премию 2-й степени.

25 августа 1957 года состоялся первый рейс нового речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета» по маршруту «Горький – Казань». По мнению специалистов, именно этот момент — начало скоростного судостроения в СССР и России. «Всем стало ясно, что в судостроении произошел скачок высшего порядка – свершилась техническая революция на водном транспорте», – писала советская пресса.

Через год Ростислав Алексеев возглавил КБ, в 1959-м на воду спустили первый «Метеор», имеющий вдвое большую вместимость, чем «Ракета». Серийный выпуск «Метеоров» был налажен в Зеленодольске, их сделали всего 400 штук! Ходили они по рекам СССР, Китая, Венгрии, Германии, Въетнама, Болгарии, Италии, Египта, Голландии, Румынии, Чехословакии, Польши, Греции и даже Марокко. Чуть позже появилась «Комета», которая могла совершать плавания вдоль морских берегов. Все эти суда выпускались в СССР сотнями. В 1962 году Алексеев получил Ленинскую премию. Нижегородский гений изобрёл первый экраноплан, развитие этого проекта потом «направили» в сторону армии и флота Союза. В 1972 году первый 140-тонный экранолёт был спущен на воду, через год первый в мире десантный корабль-экранолёт был принят как боевая единица в состав ВМФ. Видели фотографии туристов с Каспия, где изображён необычный корабль-самолёт? Это знаменитый Каспийский монстр, послуживший основой для разработки экраноплана «Лунь». В 1991 году он входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. А потом развалился СССР… Впрочем, до этого момента Ростислав Алексеев не дожил. При Брежневе многие работы были засекречены, он противился этому, пытаясь перевести проекты в гражданскую сферу, на пользу людям, что называется. Учёные и партийные аппаратчики боролись за власть и проекты, в родном КБ Алексеева сначала отстранили от руководства, а через какое-то время вообще понизили до начальника отдела. И это человека, портрет которого даже разместили в зале славы Конгресса США! Многие модели экранопланов на чкаловской испытательной базе просто сожгли. В феврале 1980 года Алексеев умер от плеврита.

Читайте также:
Второе поколение Renault Duster

В России имя гения отряхнули от пыли и забвения. КБ в Нижнем названо в его честь, как и улица, площади, сквер, музей и школа в Чкаловске и Новозыбкове. Нижегородский государственный технический университет также имеет приставку «Имени Р. Е. Алексеева». Есть парусная регата на Кубок Алексеева, один из новых «Метеоров» – «алексеевский».

Транспорт будущего

Фото: pexels.com

Чтобы не допустить технологического отставания и преодолеть кадровый голод, транспортной отрасли необходим баланс в развитии цифровизации.

Будущее транспортной отрасли мало будет отличаться от представлений фантастов, за исключением, пожалуй, путешествий во времени и между планетами. Уже вполне осязаемы беспилотники, управляемые через человеко-машинный интерфейс, всевозможные дроны-доставщики, летающие такси. Мечты же действующих представителей индустрии завязаны на решение текущих проблем. Как показала дискуссия «Цифровое будущее транспорта: переходный период», состоявшаяся в рамках X Digital Forum РБК, даже реализация концепции автономного транспорта и безбарьерных системы взимания платы — free-flow — имеет пока ряд ограничений.

Умные дороги и интеллектуальный транспорт

Весомая часть участников дискуссии видит будущее транспортной отрасли в тесной связи с технологиями обработки и анализа данных. Старший менеджер по развитию и продажам цифровых и ИТ-решений ПАО «ВымпелКом» Василий Мальцев считает, что именно за Big Data будущее индустрии, однако, чтобы оно стало реальным, в него надо инвестировать уже сейчас. Среди перспективных data-направлений на стыке с технологиями искусственного интеллекта — анализ с помощью нейросети пассажиропотоков и загрузки общественного транспорта для оптимизации его работы. Например, недавно Билайн представил алгоритм, подсчитывающий количество пассажиров в общественном транспорте и предлагающий варианты оптимизации движения автобусов, чтобы снизить скопления людей на остановках. Это дает возможность сэкономить до 20% топлива и замедлить износ и амортизацию транспорта до 10%. Кроме того, алгоритм способен анализировать, сколько пассажиров оплатили проезд, а сколько – нет. Пилотные проекты были запущены в ряде регионов России.

Василий Мальцев, ПАО «ВымпелКом»

Заместитель начальника Управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС — начальник отдела транспортных интеллектуальных систем Валерий Пальчик уверен: «Наиболее целесообразно сейчас инвестировать в интеллектуальное управление дорогами. Город подал заявку и должен до конца года начать получать финансирование для того, чтобы полностью покрыть территорию города светофорами и подключить их к АСУДД [автоматизированной системе управления дорожным движением – ред.] и перейти к интеллектуальному ситуативному управлению. Это дало бы наибольший эффект параллельно с приоритетом общественного транспорта».

Валерий Пальчик, Управление по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС

Ресурсная экономика

Заместитель директора макрорегионального филиала — директор по прикладным проектам МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Максим Ситников считает, что залогом успешного отраслевого будущего должны быть инвестиции в ресурсы. «Это и технологии, и образование, — поясняет он. — В настоящее время есть стратегия цифрового развития, есть понимание, к каким результатам мы должны прийти через несколько лет. Сейчас целесообразно разрабатывать методологию или внедрение тех или иных технологий, это позволит создать фундамент для их дальнейшего использования в разных отраслях. Биометрическая система — яркий пример: планировалось ее использовать в банковской сфере, но сейчас понятно, что сфера применения гораздо шире. В транспортной отрасли — это оплата проезда в метро, следующий шаг — зеленый коридор в аэропортах».

Максим Ситников, ПАО «Ростелеком»

В АО «ГЛОНАСС» сейчас также делают ставку на технологическую часть. Директор коммерческой дирекции компании Леонид Парамонов полагает, что это позволит продвинуть отрасль вперед: «Мы понимаем, что сегодня актуальны проекты с позиционированием. С ростом уровня цифровизации возрастает зависимость работы важных инфраструктур от доступности и достоверности навигации. Поэтому мы уже создаем принципиально новую технологию — систему «Консул» [сокращенно от комплексированная навигационная система услуг локации – ред.], которая позволяет обеспечить позиционирование с точностью до 10 см. Это значит, что с ее помощью даже можно определить, в какой полосе двигается транспорт — эта перспективная технология будет использована и для работы беспилотников».

Леонид Парамонов,АО «ГЛОНАСС»

Еще одно направление, в которое стоит инвестировать прямо сейчас — мультимодальные перевозки и, в частности, микромобильность как их составная часть. «Микромобильность уже получила распространение в Петербурге и в стране в целом. Кикшеринг удобен для пользователей, потому что позволяет добираться до места назначения без использования общественного транспорта. Но пока кикшеринг недостаточно проработан — в этом направлении надо двигаться. Решение вопроса мультимодальных перевозок позволит довести современные цифровые технологии до граждан», — убежден Леонид Парамонов.

Важным компонентом индустрии будущего является инфраструктура, и в том числе ее телекоммуникационная часть. Директор по реализации проектов Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Петр Солодовник объясняет: «Например, учитывая огромный поток машин на ЗСД, мы постоянно мониторим, достаточно ли существующей сети для безопасного и комфортного передвижения жителей города. И мы понимаем, основываясь на данных о растущих потребностях пользователей, что важно продолжать инвестировать в это направление. Но развивать необходимо всю экосистему транспортной сети — как инфраструктуру, так и сервисы. В части телекома наряду с голосовой связью востребованы и высокоскоростные сервисы передачи данных. Показательны данные по другим дорогам, которые можно отнести к числу самых оснащенных цифровой инфраструктурой. В прошлом году мы покрыли сетью LTE трассу М-11, и за последние 3 месяца объемы интернет-трафика, которые генерируют абоненты на этой магистрали, стали сопоставимы с объемом интернет-трафика всех абонентов Ленинградской области за двухнедельный период».

Читайте также:
Автоновости Москвы: В «Крокус Экспо» начала свою работу выставка внедорожников

Петр Солодовник, «МегаФон»

Сам ЗСД тоже развивается. «Через 5 лет на ЗСД должно быть 98–99% распознавания пользователей, но пока технология недоступна нам, — отметил генеральный директор оператора трассы ООО «Магистраль северной столицы» Алексей Бнатов. — Система контроля движения изменится настолько, что станет возможно контролировать движение между полосами, и денежные барьеры [речь про штрафы за нарушение рядности движения – ред.] снизят количество ДТП настолько, что мы сможем принять еще 25–30% трафика».

Алексей Бнатов, ООО «Магистраль северной столицы»

Среди целей ЗСД также внедрение зеленых технологий: снижение шумовой нагрузки за счет размещения экранов, которые могут поглощать больше шума, чем сейчас, нового асфальтового покрытия и новых битумных технологий, которые позволят снизить шум от колес.

Искусство готовить цифровизацию

Еще одним фактором, без которого цифровое будущее транспортной индустрии не состоится, эксперты считают подготовку кадров, которые и будут цифровизацию «готовить». Генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани подчеркивает: «Надо инвестировать в людей. Ты можешь выстроить большие хранилища данных, но, если нет специалистов, результата не будет. Сейчас уже есть кадровый голод, стратегия импортозамещения и ряд других причин только стимулируют его. Поэтому сейчас необходимо как никогда много внимания уделять образованию: создавать центры компетенций, вести научную деятельность. Мы планируем выращивать специалистов совместно с госучреждениями. Это общий тренд цифровизации».

Фарид Мадани, ГК «Деловые Линии»

Согласен с необходимость инвестировать в человеческий капитал и директор по развитию ООО «Дорнадзор» Петр Атаев: «Цифра на транспорте — сфера новая, поэтому нет программ подготовки — они лишь разрабатываются. Пока этот процесс завершится и программы будут внедрены в учебные планы, пройдут годы. К сожалению, это направление отдано на откуп вузам, и лишь некоторые из них (только, пожалуй, Политех и ИТМО) развиваются в этой сфере. Так что надо помогать вузам или искать другие пути решения проблемы кадрового голода».

Петр Атаев, ООО «Дорнадзор»

По мнению заместителя генерального директора — начальника управления развития транспортной инфраструктуры «Стройпроект» Виктории Калининой, сейчас остро стоит вопрос наличия достаточных компетенций в данной сфере. «Цифровизация — процесс сложный, требующий знаний и умений. И по-хорошему за внедрение ИТС и за строительство должны отвечать разные люди — каждый со своим набором компетенций, — говорит Виктория Калинина. — Кроме того, нужно понимать, что максимально высокий уровень цифровизации не везде нужен. Задел на перспективу это хорошо, но в ряде случаев сейчас достаточно применить локальные решения. Это понимание тоже приходит с определенным опытом».

Виктория Калинина, «Стройпроект»

Заместитель генерального директора — директор проектного офиса ООО «РЖД-Технологии» Наталья Ефремова резюмирует: «Есть большое количество направлений, в которые уже сейчас можно инвестировать. Но, чтобы понять, во что именно вкладывать деньги и силы, нужно заглянуть в послезавтра, комплексно оценить наиболее приоритетные сферы, одновременно обеспечивая подготовку кадров и развитие технологий. Это позволит достичь определенного баланса. Ведь если заниматься только разработкой технологии, можно потерять людей, и ее просто никто не сможет внедрить и поддерживать. Если сконцентрироваться только на обучении, технология уйдет в другую сторону и окажется, что необходимы другие знания и навыки».

Наталья Ефремова, ООО «РЖД-Технологии»

Главный специалист Управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Владислав Самойлов согласен с тем, что только комплексный подход позволит не упустить цифровое будущее транспортной отрасли.

Владислав Самойлов, АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Владислав Самойлов, АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (Фото: РБК Петербург)

«Нельзя разрывать технологии и обучение тех, кто цифровые проекты будет воплощать в жизнь. Равномерное и сбалансированное внимание к обоим направлениям позволит сделать цифровое будущее индустрии реальностью», — заключает он.

Петербургские ученые создали модель авиационного двигателя

В Санкт-Петербурге ученые разработали мастер-модель авиационного двигателя. Он был создан по технологии цифровых двойников.

Петербургские ученые создали модель авиационного двигателя

фото: сайт Администрации Санкт-Петербурга

Инженеры НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» создали глобальную модель авиационного двигателя. Об этом сообщает пресс-служба вице-губернатора Санкт-Петербурга Владимира Княгигина в понедельник, 15 августа.

Модель представляет трехмерное изображение газотурбинного двигателя. Ученые создали проект в сжатые сроки благодаря цифровой платформе CML-Bench, на которой можно создать цифровой двойник настоящего двигателя. Она поможет в будущем строить авиационные двигатели быстрее и дешевле.

Ученые планируют продолжать работу над улучшением концепции цифровых двойников для создания реального двигателя самолета.

Ранее Neva.Today сообщала о том, что петербургские ученые изобрели биоразлагаемую упаковку на основе вещества из древесины лиственницы.

Ирина Гребенщикова http://neva.today/index.php/author/irene-28 Автор: Ирина Гребенщикова

15 сентября 13:50

Петербургским водителям объяснили, когда следует доставать зимнюю резину

15 сентября 13:39

Гендиректор «дочки» Газпрома предложил ввести «газовую ипотеку»

15 сентября 13:29

«Я сильно испугался»: детей шокировало появление обнаженного мужчины на детской площадке на Маршала Захарова

15 сентября 13:24

Зимой петербургские улицы от снега будут убирать 1185 «беларусов»

Читайте также:
Ferrari 458 Spider - лицом к ветру

15 сентября 13:22

Незнакомец из кустов дважды выстрелил в спину подростку во Всеволожске

15 сентября 13:11

Зарплата за отработанное время и премии в последний рабочий день: эксперт рассказала, что полагается попавшему под сокращение сотруднику

15 сентября 12:50

Дрозденко призвал гатчинцев вместе работать над устранением запаха от мусорного полигона «Новый свет — ЭКО»

15 сентября 12:46

Сырые подсоленные семечки и кукуруза: эксперт рассказал, чем можно подкармливать птиц

Зимой петербургские улицы от снега будут убирать 1185 «беларусов»

Школьник из Петербурга изобрел уникальный фильтр для очистки воды

В Петербурге промышленные инвесторы начали оформлять заявки на «рублевую» землю

В Египте российский рубль станет резервной валютой

Незнакомец из кустов дважды выстрелил в спину подростку во Всеволожске

Петербургский стоматолог чуть не лишился зубов, открыв дверь троим молодым грабителям на Кузнецовской

Петербуржца девять раз ударили по голове и ограбили в лесополосе на улице Дыбенко

Уголовник выстрелил в своего брата ради 100 тысяч рублей на улице Есенина

Два электрика сгорели заживо после пьянки с дворником в заброшенном доме в Луге

Двухлетняя девочка чуть не утонула в бассейне из-за недосмотра родителей в Ленобласти

196084, г. Санкт-Петербург,
ул. Смоленская, д. 33, литера В, пом. 1-Н, оф. 1В

© 2011 – 2021 Neva.Today / “Нева.Тудэй” Учредитель: Акционерное общество “Нева Тудей” Свидетельство о регистрации СМИ. Номер: ЭЛ № ФС 77-77016 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.10.2019 Генеральный директор — Н.Л. Окишева Главный редактор — С.В. Корунный +7-812-509-25-64 | red@neva.today

При цитировании сайта гиперссылка на Neva.Today обязательна.

Редакция обращает внимание, что в Российской Федерации запрещены следующие террористические и экстремистские организации: Meta (Meta Platforms Inc), Национал-Большевистская партия, «Сеть», религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации, «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «ИГИЛ», «Аль-Каида», «Меджлис крымско-татарского народа», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Талибан», «Джабхат Фатх аш-Шам» (ранее «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), «УНА-УНСО», «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА). Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК), «Альянс врачей» – некоммерческие организации, выполняющие функции иноагентов. Общественное движение «Штабы Навального» включено Росфинмониторингом в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Instagram и Facebook запрещены на территории Российской Федерации.

Ученые Санкт-Петербурга представили проект транспорта будущего

В минувшие выходные состоялась официальная презентация вагона “Витязь-Ленинград” руководству города. Во время обкаточного рейса Губернатор одобрил комплексную программу модернизации ГУП “Горэлектротранс”; суммарно она оценивается в 123 млрд рублей до 2028 года. Что же представляет из себя эта программа и насколько она может стать явью в ближайшие 7 лет? “Питертранспорт” проанализировал предлагаемый план действий.

Сразу отметим, что сам директор “Горэлектротранса” на пресс-подходе говорил об этой программе лишь в общих чертах без особых подробностей. Однако детали чуть позднее раскрыло интернет-издание “Фонтанка.ру”.

За чей счёт?

Основными источниками финансирования станут средства из городского бюджета, которые будут идти по линии Комитета по транспорту (на подвижной состав) – 72,26 млрд рублей и по линии Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (на инфраструктуру) – 14,38 млрд рублей. Также вложится и ГУП “Горэлектротранс” – 36,81 млрд рублей пойдут на модернизацию трамвайных и троллейбусных парков.

Также рассматриваются и другие источники финансирования – например, привлечение кредитных средств или получение льготного лизинга на новый подвижной состав по национальному проекту “Безопасные и качественные дороги”. Кредитные средства может выделить такая банковская структура, как ВЭБ.РФ, которая является одним из основных инициаторов федерального проекта “Модернизация пассажирского транспорта городских агломераций”.

Если говорить о нацпроекте, то по нему предприятие может сэкономить до 60% стоимости от рыночного лизингового договора. В проекте есть лимит – 2000 рублей на одного жителя агломерации; путём несложных подсчётов получаем, что если агломерацию населяет 6,2 млн человек, то “Горэлектротранс” может рассчитывать на покупку более сотни трёхсекционных трамваев.

Санкт-Петербург готов обновить весь парк трамваев

Большая часть средств, предусмотренных на обновление подвижного состава, пойдёт на покупку новых трамваев. До 2028 года запланировано приобрести 629 новых вагонов, тем самым может быть обновлён чуть ли не весь трамвайный парк города. К подготовке масштабной закупки трамваев город начал готовиться с лета прошлого года – “губернаторской поправкой” из бюджета Санкт-Петербурга и в 2022-м, и в 2023 году планируется выделить по 10 млрд рублей.

Планы по закупкам настолько амбициозные, что представители заводов-изготовителей с нетерпением ждут тендеров на поставки трамваев. Немаловажно и то, что Москва в 2022 году планирует завершить масштабное обновление трамвайного парка, а объёмы заказов за пределами МКАД невелики.

От производителей уже поступают интересные предложения в адрес предприятия:

  • Холдинг “Синара – Транспортные машины” предлагал использовать механизм контракта жизненного цикла, в рамках которого машиностроители были готовы вложить свои деньги в модернизацию трамвайного парка №3. Однако “Горэлектротранс” решил вкладывать в модернизацию площадки собственные средства.
  • Другой производитель – АО “Усть-Катавский вагоностроительный завод” – в техническом задании тендера на оказание услуг по перевозке трамвайных вагонов автомобильным транспортом указал Санкт-Петербург как место поставки. По информации “Питертранспорт”, “Горэлектротранс” присматривается к двум трамвайным новинкам завода – моделям 71-628 и 71-142, причём последняя разработана конструкторским бюро ООО “Петербургский трамвайно-машиностроительный завод”.
Читайте также:
Седан Audi A3 для России

Автор фото: Александра Алексеева.

Фотошоп, который может стать реальностью:

трамвай модели 71-142-01 в окраске “Горэлектротранса”.

  • Компания “Транспортные системы” идёт по пути индивидуализации (и, как следствие, удорожания) своей продукции. Полностью алюминиевый трамвайный вагон, безусловно, может дать производителю большое преимущество на торгах, если заказчик пропишет такое требование. Тем более обосновать его весьма несложно – использование алюминия позволяет сделать трамвай долговечнее и сэкономить на его эксплуатации.
  • Также официально было объявлено о закупке новых вагонов в “ретро-стиле” – подобные вагоны сейчас выпускает “Уралтрансмаш”. Правда, переплата за такой вагон может составить от 10 млн рублей по сравнению с обычным – не так давно это выяснил нижегородский филиал фонда “Городские проекты”.

Источник: https://transphoto.org/photo/1466681/?aid=3722

Екатеринбург, 17 апреля 2021 года.

“У нас родилась идея, что центр города надо обеспечить группировкой трамваев в ретро-футуристическом дизайне. Снаружи это будет ретротрамвай, а внутри абсолютно современное транспортное средство. Дизайн будут обсуждать с гражданами; скорее всего, это будет реплика на «американку» или на «стилягу». Всего таких вагонов будет 85, они охватят весь центр — Васильевский остров, Петроградскую сторону, Садовую и др. Это будут не туристические маршруты, а регулярные.” – рассказал директор “Горэлектротранса” изданию “Фонтанка.ру”.

Новым трамваям – новая инфраструктура!

К сожалению, новые трамваи нельзя просто взять и запустить на существующую инфраструктуру: пути, энергохозяйство, трамвайные парки – всё нуждается в модернизации.

“Новые трамваи на существующей энергосистеме не поедут, она не предназначена под сегодняшние мощности, под сегодняшний комфорт. И по неотремонтированным рельсам гонять новые трамваи — это кощунство. Поэтому мы будем приводить всё в соответствие в едином комплексе”,— заявил руководитель “”Горэлектротранса” газете Коммерсантъ.

Предприятие может начать процесс модернизации с 3-го и 7-го трамвайных парков, куда планируется приобретать новые вагоны. Отметим, что в оборот планируется взять и трамвайный парк на Васильевском острове, площадку которого могут задействовать и под троллейбусы с увеличенным автономным ходом.

На веере трамвайного парка №7; апрель 2021 года.

Предприятие в своей программе развития заявляет планы по строительству двух новых линий – в Балтийскую Жемчужину по “нетрамвайной” части улицы Маршала Казакова и в Усть-Ижору. Также говорится о необходимости восстановления трамвайной линии по Пискарёвскому проспекту. В то же время надо понимать, что строительство и капитальный ремонт трамвайных линий – задача Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, который скорее будет опираться на Комплексную схему организации дорожного движения, нежели на планы ГУПа.

15 ускоренных маршрутов

“Горэлектотранс” заявил о намерении создать 15 ускоренных маршрутов со средней скоростью движения до 30 км/ч (при нынешней около 15 км/ч на большинстве маршрутов). Примерно с такой средней скоростью ездят трамваи, например, в Праге – там этот результат достигается за счёт обособления путей и приоритета на перекрёстках и пешеходных переходах. Наш “Горэлектротранс” также говорит о необходимости физического обособления – на Среднем проспекте В.О. и Наличной улице, на Садовой улице, на улице Савушкина, Лесном проспекте, проспекте Обуховской Обороны и других адресах.

Проект ускорения трамвайных маршрутов начали подготавливать ещё два года назад при прошлом руководителе предприятия. Всего планировалось “ускорить” 4 пилотных маршрута: 27, 55, 60, 100. Но от неоптимальных светофорных фаз на перекрёстках уйти не удалось. Как пойдёт работа дальше (с учётом передачи “Дирекции по организации дорожного движения” под крыло Комитета по транспорту) – покажет время.

А что троллейбусы?

Троллейбусы продолжат уезжать от контактной сети на аккумуляторах – город планирует увеличить количество маршрутов, обслуживаемых машинами с увеличенным автономным ходом. Количество такого транспорта по сравнению с текущим к 2028 году может увеличиться почти в 2 раза.

В опубликованном недавно проекте Документа планирования регулярных перевозок упоминаются продление маршрутов 9 (с заездом на Морскую набережную), 23 (до ЖК “Чистое небо” и станции метро “Старая Деревня”), 47 (до Московских ворот) и запуск двух новых линий – 51 (от станции метро “Старая Деревня” до Арцеуловской аллеи) и 52 (от станции Ручьи к станции метро “Парнас”). Есть у предприятия и другие чаяния; возможно, некоторые из них также будут реализованы.

Продолжится и замена парка “классических” троллейбусов: по информации издания “Фонтанка.ру”, до 2023 года в Петербург должны приехать 314 троллейбусов, а с 2024-го по 2028-й – ещё 273 машины.

“Глава «Горэлектротранса» Денис Минкин заявил, что за выполнение программы «готов ответить головой»” (цитата из материала издания “Фонтанка.ру”).

Творческий проект «Транспорт будущего»

Панкратова, Е. Ю. Творческий проект «Транспорт будущего» / Е. Ю. Панкратова, К. С. Корото, А. Н. Коломенский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8.2 (246.2). — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56681/ (дата обращения: 15.09.2022).

В своей работе я уже более 10 лет использую метод проектов. Студенты не только овладевают знаниями и умениями по преподаваемому мною предмету «Инженерная графика», но также имеют возможность добывать эти знания, проводить исследования, формировать свое мышление. Это способствует развитию не только их творческих способностей, но и развитию личности в целом.

Проектная деятельность является основой реализации предлагаемого ФГОС системно-деятельного подхода. При использовании метода проектов в образовательном процессе учитываются возрастные, физиологические, психологические, а также индивидуальные особенности учащихся.

Работа над проектом начинается с представления о будущем проекте, планировании и с последующей реализацией этого плана. В этом 2018–2019 учебном году темой проекта стала «Транспорт будущего».

Читайте также:
Автоновости Москвы: новые знаки на МКАД

Представляю вашему вниманию работу студентов 2 курса творческий проект «Транспорт будущего».

На начальном этапе работы студенты обозначают проблему: «Мы очень любим читать. Наши самые любимые книги — это фантастика. Аркадий и Борис Стругацкие, Роберт Шекли, Рэй Бредбери, Гарри Гаррисон самые любимые авторы. Первая фантастическая книжка, которую мы читали, была про приключения Алисы Селезневой. Эта книга была написана в 70-х годах ХХ века, автор Кир Булычев. Вместе с Алисой мы попали в будущее, где перемещались по воздуху в автомобиле — капсуле. По этой книге был создан мультфильм «Тайна третьей планеты» и сериал «Гостья из будущего». И теперь, собирая информацию об электромобиле, мы мечтаем о будущем. Поэтому и выбрали специальность, связанную с автомобилями, поступив в Академию транспортных технологий».

В России сейчас насчитывается почти четыре тысячи автотранспортных предприятий, которые заняты грузовыми и пассажирскими перевозками. Также существует огромное количество коммерческих машин, например, маршрутки. И практически все они с бензиновыми и дизельными двигателями.

Санкт-Петербург сейчас уже пятимиллионный мегаполис, в котором существует огромная транспортная проблема. Экология в черте города давно нарушена. Почти в каждой семье теперь есть одна или даже две машины. Выбросы в атмосферу от автомобильного транспорта увеличиваются с каждым годом приблизительно на 3 %. Кроме того, многие автомобили сильно изношены, т. к. их эксплуатируют 15 и больше лет. А такие старые машины загрязняют атмосферу еще больше. На таких машинах ездить нельзя!

За год каждый автомобиль поглощает из атмосферы четыре тонны кислорода, а выбрасывает восемьсот килограммов угарного газа, двести килограммов углеродов, сорок килограммов оксидов азота. Получается, что в атмосферу России попадает двадцать миллионов тонн канцерогенных веществ только от движения автомобилей! Это очень большой ущерб для экологии нашей страны.

Резкий рост заболеваемости жителей Санкт-Петербурга связан с нарушениями иммунитета человека. По словам врачей, главная причина — это загрязнение окружающей среды. Поэтому все острее становится проблема экологической безопасности.

Цель проекта студенты описывают так: «Многие наши ровесники задумываются о будущем. И автомобиль будущего мы по-разному себе представляем. Кто-то думает, что он будет летать, а кто-то считает, что просто он будет выполнять свое назначение — перевозить людей и грузы. Но мы думаем, что он не будет обычным сегодняшним автомобилем. Через несколько лет многое может измениться. Возможно, не будет традиционных двигателей внутреннего сгорания. Их могут заменить электродвигатели или новые двигатели на альтернативном топливе, например, на водороде. Ведь главный признак прогресса автомобилей — это жесткие экологические нормы. Мы считаем, что автомобиль будущего будет экологически чистым и в тоже время технически сложным механизмом. В будущем все машины будут управляться роботами, которые быстро реагируют на обстановку на дороге, не устают и не отвлекаются на телефонные звонки. Уже сейчас в автомобилях есть GPS, роботизированные коробки передач, автоматическая парковка, и даже синтезатор речи как в фильме «Пятый элемент» в машине Брюса Уиллиса. Таким образом, целью проекта стала проблема: возможно ли использовать электромобили на дорогах С.-Петербурга».

Далее студенты делают анализ ранее проведенных исследований: обзор исторических сведений об электромобилях в России и за рубежом. Рассматривают вопрос распространения электромобилей в мире и перспективы их применения. Использование электрической энергии для самоходных экипажей в России началось на стыке XIX и XX веков. Русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков (1847–1894) занимался разработкой электродвигателя для экипажа. Он получил авторское свидетельство на одну из выдвинутых им идей электромобиля.

Известный теоретик в области электротехники Чиколев Владимир Николаевич (1845–1898) разработал в 1879 году теорию регулирования скорости движения электрических экипажей с помощью контроллеров. Он создал конструкцию для пуска электродвигателей.

Самый знаменитый изобретатель в этой области — это русский инженер — Романов Ипполит Владимирович.

у Б

Рис.1 Электромобиль Ипполита Владимировича Романова

Он придумал и сконструировал двухместный электромобиль. Такой электромобиль существовал в двух вариантах. Первый — кэб с полностью закрытым кузовом. Второй — коляска с капюшоном сверху и дополнительными панелями от дождя и снега, которые выдвигались в нужный момент — когда шел снег или дождь.

Известно, что Ипполит Романов спроектировал также и четырехместный электромобиль, подробное описание которого до нашего времени не сохранилось. Однако детали конструкции электрического омнибуса на семнадцать человек (пятнадцать сидящих и двух стоящих) дошли до наших дней. Эту машину Романов построил в 1899г.

Ипполит Романов хотел организовать в Петербурге акционерное общество для использования восьмидесяти электрических омнибусов. Но Городская Дума решила, что на этот проект не хватает достаточных средств. Поэтому изобретатель не смог продолжить работу. А в тот момент у него был уже готов проект экипажа на 24 человека!

Студенты провели анализ качеств электромобилей в настоящее время.

«Несмотря ни на что, машины, работающие на электроэнергии, не исчезли. Разные электромобили стали использовать для передвижения грузов на заводах, в парках аттракционов, на стадионах. Создали также и детские электромобили!

Рис.2 Детский электромобиль Mini Racer

Учитывая плохую экологическую обстановку во всем мире, использование электромашин становится все более актуальным. Ведь в отличие от обычных автомобилей, электромобиль не засоряет атмосферу продуктами сгорания топлива.

В ВУЗах, где готовят специалистов — экологов, уделяют особое внимание информированию общества об электромобиле, как современном виде безопасного транспорта. Ведь электротранспорт имеет массу преимуществ: экологическая чистота привода, надежность и долговечность, недорогая стоимость использования. В современных аккумуляторных батареях можно использовать энергию, накопленную в электромобиле за ночь.

Читайте также:
Автомобили KIA признаны самыми надежными

В электромобиле вместо бензинового двигателя используют электромотор, который питается от контроллера, регулирующего количество энергии. Батареи аккумуляторов можно заряжать от простой электрической розетки.

Существуют еще гибридные модели, которые заправляются бензином. Они использует и батарею, и мотор. Это повышает эффективность двигателя».

http://cs304115.vkontakte.ru/u125140050/-14/x_50340cb4.jpg http://www.voom.ro/stiri/guvernul-sprijina-achizitia-de-masini-electrice/gallery/guvern-masini-electrice?size=8

Рис.3 Зарядка электромобиля

В проекте рассмотреныпреимущества электромобилей: главное достоинство электрических автомобилей состоит в экологичности. У этих машин нет вредных выхлопов, потому что не используются моторные и трансмиссионные масла, нефтяные топлива, антифризы. Поэтому во много раз уменьшается взрывоопасность машины. Электромобили предельно просты по конструкции и в техобслуживании, отличаются невысокой стоимостью техобслуживания. Используемая в них энергия, вырабатываемая на электростанциях, гораздо дешевле бензина. Тяговый электродвигатель имеет коэффициент полезного действия (90–95) %, в то время как двигатель внутреннего сгорания — всего 42 процента. Аккумуляторы могут подзаряжаться днем от солнца, ночью от сети, во время движения — со склона. Кроме того, электромобиль легко управляется даже неопытными водителями.

энерг

Рис.4 Энергетически независимый электромобиль с солнечной батареей

В проекте также рассмотреныинедостатки электромобилей: большая масса аккумуляторов и необходимость длительной зарядки. Производство недорогих и безвредных аккумуляторов сейчас является большой сложностью. Некоторые аккумуляторы стоят очень дорого — тысячи долларов. Есть свинцовые энергоемкие батареи, но они слишком тяжелые. В сегодняшних высокоэнергоемких аккумуляторах используются драгоценные металлы. Поэтому они очень дорогие и быстро разряжаются. Проблемой является и утилизация использованных аккумуляторов. Ведь в них содержатся ядовитые вещества. У электромобилей малый пробег между зарядами. При скорости электромобиля менее 90 км/ч можно проехать лишь около 160 км с плавным разгоном и торможением, без отопления и кондиционера. Пока в нашем городе мало заправочных станций. Поэтому необходимо создавать автозарядную инфраструктуру в городах по всей нашей стране. Но при массовой подзарядке большого количества электромобилей возможны перегрузки электросетей. Сейчас такие перегрузки бывают только в сильные морозы. Бесшумность работы электродвигателя создает опасность для пешеходов. По статистике аварийности, наезды электромобилей на пешеходов на 20 % выше, чем бензиновых. Разработчики предлагают снабдить электромобили звуковым сигналом. Этот сигнал должен имитировать звук двигателя внутреннего сгорания. Сейчас этот генератор звукового сигнала обязателен лишь в одной стране — Японии. Высокая продажная цена также существенный недостаток электромобиля. По расчетам специалистов электромобиль в России будет стоить больше полутора миллиона рублей. Кроме того, к этой стоимости добавятся налоги и НДС.

В проекте рассмотрены и перспективы развития электрозаправочных станций в Санкт-Петербурге.

В Петербурге ООО «Револьта» собирается вложить 16 миллионов рублей в строительство 40 зарядных станций для электрокаров под брендом Revolta. А по всей России компания собирается построить 2 тысячи электрозаправок общей стоимостью 1,5млд. рублей. Международный инвестиционный фонд Enerfund финансирует этот проект. Зарядная станция для электромобиля размером (1,5 х 0,18) м не требует строительства отдельной площадки. Напольное или настенное устройство зарядки может разместиться и на парковке, и в гараже. Сейчас компания «Револьта» ищет партнеров, которые заинтересованы в установке и эксплуатации зарядных станций. Ими могут стать владельцы обычных бензиновых автозаправочных станций.

Компания «Вектор МП Групп» еще летом 2011 года объявила о запуске в Петербурге 10 зарядных станций для электромобилей. Проект остановили высокие цены на подключение к электросетям. Сейчас владельцы территорий их устанавливают на своих собственных условиях. Ведь зарядная станция требует существенного увеличения мощностей. На специализированной станции аккумулятор заряжается за 30 минут на 80 %, а от дома от электрической розетки с напряжением 220 В — за шесть часов.

Кроме того, для развития электрозарядной инфраструктуры необходимо, чтобы государство контролировало тарифы.

Отсутствие инфраструктуры сдерживает рост продаж электромобилей в Петербурге. А если ее не развивать, то все усилия по продвижению электромобилей пойдут насмарку. Недавно импортеры электромобилей добились от правительства России отмены ввозных таможенных пошлин, это может позволить снизить их розничную цену (в среднем она составляет 1,8 млн. рублей), что составляет примерно 20 %.

C:UsersАленушкаDesktop2018-20192018 -ДТ-23 Транспорт будущегоавтоВАЗ.JPG

Рис. 5 Электромобиль ELLada от АвтоВАЗ

Студентыищут и предлагают свое решение проблемы: «Мы считаем, что решение проблемы возможно следующими путями.

  1. Альтернативные источники энергии — для решения экологических проблем.

Для работы электромобиля нужна электрическая энергия. Человек еще не научился получать энергию безотходным способом. В процессе производства энергии окружающая среда превращается в экологически опасное пространство. Реальный путь для улучшения экологической ситуации в стране — поиск альтернативных источников энергии. Сегодня существуют следующие альтернативных источников энергии:

a) солнечные электростанции, которые используют энергию солнечной радиации и преобразуют солнечную энергию в электрическую. Электрическая мощность действующих солнечных электростанций свыше 30 МВт. В Санкт-Петербурге, правда, этот источник энергии не актуален, но в южных районах страны вполне пригоден. Например, в Краснодарском крае;

b) ветроэнергетика — энергетика, связанная с преобразованием энергии ветра в механическую, тепловую или электрическую энергию. Ветровая энергия может быть использована везде, т. к. это возобновляемый источник энергии. Например, на Мурманском шоссе недалеко от С.- Петербурга есть такая станция;

c) приливные электростанции — они преобразует энергию морских приливов в электрическую. В России несколько морей, поэтому это решение актуально. Уже действуют такие приливные электростанции в России на Баренцевом море, во Франции, в Китае;

Читайте также:
Продление программы лояльности от Акура

d) геотермальные электростанции — теплоэлектростанции, преобразующие внутреннее тепло Земли (энергию горячих источников) в электрическую энергию. В России на Камчатке в 1966 году заработала первая геотермальная электростанция мощностью 5 МВт. К восьмидесятым годам ее мощность достигла 11 МВт. Такие электростанции имеются в Японии, США, многих странах Европы, а также Новой Зеландии.

  1. Для снижения стоимостиэлектромобилей мы предлагаем:

a) выделить отдельные полосы для движения электромобилей на тех трассах, где не менее 3-х полос. Ведь скорость движения электромобилей ниже, чем привычных для нас бензиновых автомобилей, а по отдельной полосе они смогут двигаться с комфортом, без пробок. Например, такие полосы можно сделать в Петербурге во Фрунзенском районе по улице Бухарестской, по проспекту Славы, по самой длинной улице города — Софийской, длина которой 16 километров. Тогда и покупателей станет больше, а значит, и стоимость снизится;

b) снизить, или лучше отменить транспортный налог на электромобили хотя бы на первое время;

c) в) построить зарядные станции возле гипермаркетов «Лента», «Метрика», «Мега», «Карусель», на парковках автомобилей;

d) сделать бесплатные зарядные станции для всех частных электромобилей, как в Норвегии;

e) для того, чтобы электромобили перестали быть мечтой, и для развития должного уровня всей инфраструктуры нужна помощь государства».

На основе изученной литературы и интернет — источников студенты делают выводы: «Сегодня электричество еще не может соревноваться с двигателями внутреннего сгорания, особенно в климате северных районов России. Сейчас компромиссным вариантом является производство гибридов — машин, где бензиновый или дизельный двигатель дополняется электрическим мотором. Принцип у всех гибридных машин одинаков — они могут работать и от бензина, и от аккумуляторных батарей. Гибриды потребляют меньше бензина по сравнению с обычными машинами, и поэтому более экологичны. Энергию гибридный электромотор получает из аккумуляторов, которые подзаряжаются от двигателя внутреннего сгорания. У многих гибридов установлено два вида тормозных систем: это и обычные гидравлические тормоза, и регенеративные. Иначе говоря, энергия торможения поступает вновь в аккумуляторы.

Каким будет автомобиль будущего? Мы уверены, что будущее именно за электромобилем. В городах России будут построены электрозарядные станции, а цена на электромобили постепенно снизится. Мы надеемся, что возможно скоро по дорогам нашего родного города Санкт-Петербурга будут ездить красивые и экологически чистые электромобили. И водить его станет так же легко, как велосипед. В ближайшем будущем такой транспорт будет использоваться не только, как помощник в сфере услуг и развлечений. Красота, простота управления, бесшумность работы сделает его самым популярным транспортом.

И может быть, то, что нам кажется сейчас чем-то невероятным, завтра окажется вполне привычным».

  1. Бусыгин Б. П., Техника-молодежи, № 3, Изд. Техника Молодёжи, 1994;
  2. Жук А. З., Клейменов Б. В., Фортов В. Е., Шейндлин А. Е. Электромобиль на алюминиевом топливе. — М: Наука, 2012. — 171 с.
  3. Программа проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся уровня основного общего образования
  4. http://spbkk.edumil.ru/images/stories/docs/obrazovateknaya_programma/2016_10_pprogramma_proektnoi_d.pdf
  5. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС: сборник материалов конференции/ Агентство образоват. Инициатив, прикладного исследования и консалтинга «Перспективы»; сост., отв. ред.: Осколкова Н. В.]. — Северодвинск, 2016. — 112 с.: ил.
  6. http://perspektivs.ru/assets/images/27.03/Projektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): электромобиль, Россия, внутреннее сгорание, Петербург, машина, электрическая энергия, автомобиль, автомобиль будущего, альтернативный источник энергии, Санкт-Петербург.

Сибирский магнитоплан. В США презентован «транспорт будущего» по проекту российского инженера

Сибирский магнитоплан. В США презентован «транспорт будущего» по проекту российского инженера

О гениальном российском ученом и изобретателе Борисе Вейнберге на его родине почти никто не помнит, неизвестно даже место его захоронения, в то время как его труды до сих пор востребованы в мире.

Мировые средства массовой информации, в том числе и российское телевидение, с придыханием сообщили недавно о сенсации: супертоннель, по которому пассажиры будут передвигаться в специальных капсулах соединит Лос-Анджелес с Сан-Франциско – 600 километров можно будет преодолевать всего за полчаса.

Среди восторгов по этому поводу как-то незаметно и «в скобках» прозвучали слова о том, что оригинальная идея этого сверхбыстрого транспорта, которую реализуют сегодня американцы, на самом деле принадлежит российскому инженеру Борису Вейнбергу, не только обнародовавшему ее ровно сто лет назад, но и построившему миниатюрную модель «вакуумного поезда».

Родился великий изобретатель в Петергофе в 1871 году. Окончил гимназию в Петербурге, где сразу заинтересовался физикой. А затем поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Стал одним из инициаторов открытия в столице высших женских курсов, но в 1909 году переехал в Томск, заведовал кафедрой в технологическом институте и одновременно читал лекции в местном университете.

Круг интересов молодого энергичного ученого не ограничивался одной только физикой. В 1909 году Борис Вейнберг вместе с группой единомышленников предложил создать в институте кафедру воздухоплавания. А потому обратился в томскую городскую думу с просьбой выделить участок земли под строительство аэротехнической лаборатории и аэродрома на окраине города. В думе – а тогда в Томске самолетов еще почти никто не видел – удивились, но участок все-таки выделили. Однако в Петербурге, куда он отправил свой проект, ему отказали в финансировании, ссылаясь на нехватку средств в бюджете. Может быть потому, что Вейнберг отправил его в министерство народного просвещения, в ведомстве которого сам трудился: министерства авиации тогда еще попросту не существовало.

Но отказ бюрократов не обескуражил смелого изобретателя: в 1910 году в Томске был создан второй в России – первым это сделал в Москве знаменитый Николай Жуковский – аэротехнический кружок.

Читайте также:
Edit - первый автомобиль конструктор

Там энтузиасты строили летательные аппараты собственной конструкции. В 1911 году первый такой аппарат в Сибири поднялся в воздух. В работах участвовали будущие знаменитые потом в СССР конструкторы Николай Камов и Михаил Миль. Вейнберг поддерживал связи с лучшими авиаторами того времени: американцами братьями Райт, французом Блерио и другими.

В 1913 году в этом кружке была создана первая в мире действующая установка электрической дороги на магнитной подушке. А чуть позже ученый выступил в Петербурге с докладом о «безвоздушной дороге», в котором предложил проект вакуумного транспорта на магнитном подвесе, чем поразил присутствующих. В своей работе «Движение без трения» он рассказал о вагонах, которые силой электромагнитного поля движутся по медной трубе безо всякой опоры с громадной скоростью.

Яков Перельман в своей знаменитой книге «Занимательная физика» так описывал это изобретение: «В железной дороге, которую предлагал устроить проф. Б.П. Вейнберг, вагоны будут совершенно невесомы; их вес уничтожается электромагнитным притяжением. Вы не удивитесь поэтому, если узнаете, что согласно проекту вагоны катятся не по рельсам, не плавают на воде, даже не скользят в воздухе – они летят без всякой опоры, не прикасаясь ни к чему, вися на невидимых нитях могучих магнитных сил… Вагоны движутся внутри медной трубы, из которой выкачан воздух, чтобы его сопротивление не мешало движению вагонов. Подхватываемый все время электромагнитами, вагон мчится без трения, без толчков, в пустоте, как планета в мировом пространстве…».

В опытах Бориса Вейнберга десятикилограммовый вагончик, выполненный из железной трубы с колесами впереди и сзади, двигался внутри медной трубы, изготовленной в виде кольца диаметром 6,5 метра. В таких условиях вагончик достигал скорости 6 километров в час. Автор изобретения был уверен: если сделать соленоид станции отправления длиной в 6 тысяч метров, то легко можно достичь скорости в 800-1000 километров в час.

Весть об удивительном открытии сибирского ученого облетела весь мир.

В 1914 году в Россию специально приехала группа американских кинематографистов, которая сняла фильм «Сибирское чудо» о профессоре Вейнберге и феноменальном безрельсовом поезде, окрестив его «сибирским магнитопланом».

Только через много лет японцы запустили первый скоростной поезд на магнитной подвеске. А теперь в США презентовали на днях проект «Гиперлуп» – «Гиперпетля» – транспорта будущего, представляющего из себя вакуумный туннель, по которому почти со скоростью звука будут передвигаться капсулы с пассажирами. «Если проект удастся построить, и этому не помешают вопросы экологии, политики и огромных затрат, то это будет фантастический скачок вперед, который откроет абсолютно новый рынок и предоставит невиданные по сей день возможности для пассажиров», – уверен президент компании-разработчика.

И как же все это будет работать? «Гиперлуп» представляет собой большую стальную трубу, проложенную под землей или на поверхности, по которой будут летать алюминиевые челноки. Достаточно крупные, чтобы вместить 28 человек или три автомобиля. Давление внутри туннеля будет как в верхних слоях атмосферы. Но пассажиры не должны испытывать никакого дискомфорта. Разве что в начале пути, пока капсула не наберет нужную скорость – почти тысячу километров в час!

А ведь если бы эта идея нашла свое воплощение там, где она возникла, то это мы сегодня могли бы добираться из Москвы в Санкт-Петербург или обратно именно за те же тридцать минут. Не такими ли удивительными отечественными проектами и должны заниматься наши «сколковцы»? В самом деле, зачем мы покупаем сегодня немецкие «Сапсаны», чтобы добираться из Москвы до Санкт-Петербурга за 4,5 часа, если изобретение отечественного инженера, сделанное век назад, позволяет преодолеть этот путь быстрее, чем реактивный самолет?

Ну, а самому изобретателю чудо-транспорта, увы, так и не удалось увидеть воплощения своей смелой идеи в жизнь. Грянула Первая мировая война, а затем революция, и в России быстро забыли о гениальных предложениях русского ученого.

Несмотря ни на что, он не покинул страну, а продолжал работать уже не в Российской империи, а в СССР. Стал автором учебников по физике, по которым учились многие поколения студентов. В 1923 году Борис Вейнберг создал и возглавил Институт изучения Сибири. Позднее стал членом Главной геофизической лаборатории в Санкт-Петербурге, а в 1940 году – руководителем отдела в Научно-исследовательском институте земного магнетизма. Этой теме посвящены 65 его научных работ. Был редактором журнала «Природа в школе», стал автором одного из лучших проектов солнечного двигателя. Вейнберг изучал также арктические ледники, создал в Сибири метеорологическую станцию, руководил экспедициями по изучению ледников Алтая и Средней Азии. Наверное, именно поэтому в энциклопедиях он назван «известным гляциологом».

Во время блокады Ленинграда ученого привлекли – как «специалиста по льдам» – к строительству знаменитой «Дороги жизни» по льду Ладожского озера, которая спасла жизни десятков тысяч горожан. Но лишения и страдания ленинградцев не обошли стороной изобретателя – Борис Вейнберг умер в осажденном городе от голода. Его обледенелое тело сбросили где-то на окраине города в общую могилу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: