В 2022 году в России подорожает топливо

В Совфеде заявили о риске подорожания бензина и дизеля в регионах России

По словам сенатора Юрия Федорова, регионы могут столкнуться с подорожанием бензина и дизеля из-за прекращения субсидирования железнодорожных перевозок топлива. В Минэнерго «Известиям» сообщили, что не ожидают роста цен

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

В ближайшее время регионы России могут столкнуться с подорожанием бензина и дизельного топлива из-за прекращения субсидирования железнодорожных перевозок топлива в ДФО, заявил «Известиям» первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров.

«Исчерпание финансирования перед осенне-зимним сезоном может привести к росту стоимости топлива. Необходимо выделить дополнительные средств на данную субсидию, особенно на фоне увеличения оптовых биржевых цен на топливо», — заявил он.

По словам сенатора, в случае отказа в выделении необходимых ресурсов на эти цели в Совфеде будут инициировать рассмотрение этого вопроса в период осенней парламентской сессии с приглашением представителей Минфина и Минэнерго.

Субсидия в 9,8 млрд руб., которая действовала до июля, компенсировала затраты РЖД на перевозку бензина и дизеля. Таким образом, АЗС могли экономить на оплате монополисту за доставку груза.

С июня ж/д тарифы выросли на 11% и, соответственно, увеличились затраты заправщиков на логистику, сообщал «Известиям» глава Приморского топливного союза (входит в Российский топливный союз) Владимир Чирсков.

Субсидия распространялась на моторное топливо пятого экологического класса (Евро-5), в том числе бензины марок Аи-92, Аи-95, дизельное летнее и зимнее топливо, а также авиакеросин.

В то же время в Минэнерго газете сообщили, что не ожидают роста цен, однако уже ведут работу по возобновлению субсидирования перевозок топлива совместно с Минфином. «На данный момент АЗС сформировали валовую оптово-розничную маржу, которая в несколько раз выше уровня аналогичного периода 2021 года. При этом внутренний рынок обеспечен топливом в полном объеме», — подчеркнули в министерстве.

Фото:Евгений Одиноков / РИА Новости

В Минэнерго еще 22 июля сообщили, что министерство готовит расчеты для возобновления выплат субсидий на железнодорожные перевозки нефтепродуктов в направлении ДФО. Замглавы Минфина России Алексей Сазанов ранее говорил, что выплаты субсидий для перевозки топлива могут осуществляться из резервного фонда правительства. Однако пока решения нет, и министерство ждет от Минэнерго соответствующие расчеты.

Фото: Shutterstock

Визу какой европейской страны легче всего получить в 2022 году

Фото: Guang Niu / Reuters

Доллар за 120: когда ждать новой реальности

Фото: Christopher Furlong / Getty Images

Богатый пенсионер: как скопить миллионы на низкооплачиваемой работе

Фото: Shutterstock

Что грозит российским металлургам и как поведут себя акции

Мир охватила волна «тихих увольнений». К чему она приведет в России

Фото: wikipedia.org

Акции будущего: как братья Либерман продают доли в собственных жизнях

Какие навыки важны для российских работодателей, но бесполезны в Европе

Какие операции по зарубежным счетам сейчас разрешены россиянам

В настоящий момент до 50% всего потребляемого в ДФО топлива поступает по железной дороге от НПЗ из Сибирского федерального округа и Центральной России. На новую субсидию в федеральном бюджете предварительно заложено 9,8 млрд рублей в 2022 году, 8,9 млрд рублей в 2023 году и 8,3 млрд рублей в 2024 году.

Что будет с ценами на бензин: водителям объяснили, к чему готовиться

В начале марта 2022 наблюдалось небольшое повышение цен на топливо на АЗС. Рост более чем на 3,5 руб. средней цены за литр 95-го бензина был зафиксирован в Москве по сравнению с весной прошлого года. По данным Московской топливной ассоциации (МТА) на 15 марта, средняя цена Аи-92 составила в столице 47,86 руб. за литр, Аи-95 стоил 53,04 руб., а литр дизельного топлива — 54,27 руб.

Читайте также:
АвтоВАЗ закрывают на инвентаризацию

Теперь же (по состоянию на 5 апреля 2022 года) средняя цена за литр 92-го составляет 53,04 руб., 95-го бензина – 47,83 руб., а дизеля – 54,15 руб. То есть за прошедшие три недели роста цен на топлива не зафиксировано.

Оптовые цены начали расти

При этом биржевые цены на нефтепродукты, которые снижались с конца февраля, во второй половине марта на фоне неопределенной геополитической ситуации вновь вернулись к росту. Но по заявлениям экспертов конечные цены на бензин на заправках в России напрямую от стоимости нефти не зависят: доля налогов и акциза составляет более 75%.

Топливо 15 марта 55 руб. за литр — это не предел: что будет с ценами на бензин

Топливо 21 февраля Как снизить цены на бензин в России. Изучаем на примере Польши

Ранее в интервью Autonews.ru главный аналитик ГК Алор Алексей Антонов заявлял, что в современной истории России было только два коротких периода снижения цен на бензин: с сентября 2008 года до июня 2009 года и с августа 2009 года до января 2010 года. Но связаны они были скорее с колебаниями курса рубля, чем с ценой топлива.

«Цена на бензин всегда растет, в кризисные времена она также растет, потому что абсолютно все участники производственной и торговой цепочек добавляют к цене некую, по их мнению, справедливую плату за возросшие риски. А для синхронного повышения цен производителям даже не обязательно вступать в сговор: они просто поступают с ценой так же, как ближайший конкурент», — рассказывал Антонов.

Однако в нынешней ситуации, когда мировые цены на нефть растут, искать прямой корреляции со стоимостью бензина и дизеля на АЗС не стоит. Дело в том, что параллельно с повышением стоимости нефти на мировом рынке снижается и спрос на сорт российского Urals, который из-за низкой востребованности теперь торгуется с большим дисконтом.

По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева этот фактор практически нивелирует для отечественных производителей рост стоимости нефти на мировом рынке. Наполнение внутреннего рынка из-за сокращения экспорта и снижение стоимости российской нефти для иностранных покупателей — главные факторы, которые могут оказать влияние и привести к снижению стоимости бензина и дизеля в стране.

Что будет с ценами

По словам руководителя аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, сейчас сложно прогнозировать сохранение цен на текущем уровне, не то что их снижение.

«Ситуация непростая. Так что давать какие-то прогнозы сейчас крайне сложно. Потому что на конечную стоимость бензина действует два важных фактора. Во-первых, пока неясно какие изменения нас ожидают в налоговом кодексе, как поправки будут внесены и как будет меняться НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых, прим. ред.). Изменения по части в НДПИ в налоговом кодексе наверняка будут. Во-вторых, влияние на цену будет оказывать переизбыток нефтепродуктов на нашем внутреннем рынке», – рассказал Григорий Баженов.

По словам эксперта «российская нефть становится очень токсичным товаром и многие страны отказываются ее покупать», а некоторые транспортные компании даже перевозить.

Читайте также:
Автомобильный рынок: что происходит с ценами?

Баженов также отмечает, что этот поток нефти, скорее всего, будет направлен на внутренний рынок, который может стать фактором изменения цены из-за появления более конкурентоспособных предложений со стороны некоторых нефтеперерабатывающих предприятий.

«Так что, учитывая оба этих фактора, никаких долгосрочных и даже краткосрочных прогнозов о стоимости топлива я пока сделать не могу, все меняется каждый день. Могу только предположить, что цены на топливо могут играть как дефляционный инструмент. Сдерживание цен может стать способом сдерживания инфляции», — подытоживает Павел Баженов.

Схожего мнения придерживается и ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков. По его словам, в ближайшее время бензин если и будет дорожать, то только в пределах инфляции.

Эксперты ждут подорожания бензина и дизельного топлива на АЗС

Цены на АЗС радовали население нашей страны с марта. Они если и не снижались существенно (хотя в некоторых регионах бензин дешевел) то, по крайней мере, не росли. Но в конце июля тренд изменился. По данным Росстата, топливо в рознице стало дорожать. Пока не существенно, но эксперты считают, что умеренный рост продолжится. Одной из причин станет изменение в формуле демпфирующего механизма с сентября этого года.

iStock

В среднем по России бензин марки АИ-95 с начала весны к концу июля подешевел на 40 копеек, почти вернувшись к уровню декабря 2021 года. Схожие процессы происходили с ценами на АИ-92 и АИ-98. Дизельное топливо за тот же период сбросило в цене 64 копейки. Снижение не превышало 1,5% от цены, но после почти непрерывного роста цен на АЗС в 2021 году и на фоне скачка инфляции в первой половине этого года – более чем на 11%, было неожиданно.

С конца июля цены на АЗС понемногу вернулись к росту. Сильнее всего, по данным Росстата, они выросли с 16 по 22 августа. В среднем на 9 копеек, но, например, бензин марки АИ-98 и выше подорожал за неделю сразу на 27 копеек, а дизельное топливо на 11 копеек.

С начала 2022 года цена на топливо практически не увеличились, отмечет исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК “ИВА Партнерс” Артем Тузов. По его мнению, это не нормально, учитывая прогнозную инфляцию в 14% в этом году. Поэтому должен начаться рост цен на АЗС, который пока тормозится переизбытком продукции на рынке и снижением курса доллара к рублю. По мере перераспределения спроса на других покупателей и роста курса доллара к рублю бензин должен начать дорожать, причем существенно. Можно ждать 55-57 рублей за литр бензина АИ-95, считает эксперт. При этом Тузов подчеркнул, что по итогам года рост цен на топливо не может превысить уровня инфляции.

С этим не совсем согласен аналитик ФГ “Финам” Сергей Кауфман. По его мнению, ожидать сильного подорожания бензина на АЗС не стоит. Умеренный рост розничных цен на бензин в ближайшие месяцы может продолжиться, но о значениях, сопоставимых с общим уровнем инфляции, речи сейчас не идёт. Кроме того, в феврале 2023 года заработает эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из нашей страны, что приведет к увеличению предложения топлива внутри России и будет сдерживать цены, считает эксперт.

Читайте также:
Эксклюзивный Rolls-Royce Sweptback за 12,8 млн

Если разбираться с причинами, почему топливо в рознице не дорожало пять месяцев, а именно сейчас цены на АЗС стали расти то, по мнению Кауфмана, с весны этого года из-за сложностей с экспортом на внутреннем рынке образовался избыток нефтепродуктов. Это снизило цены на них в опте и соответственно повлияло на стоимость в рознице. Сейчас же экспорт стабилизировался, что вместе с сильным внутренним спросом в летний сезон, привело к восстановлению оптовых цен, потянувших за собой розницу. Кроме того, свою роль сыграло приближение изменений в расчёте выплат по демпферу с сентября этого года. Это также толкает цены вверх, отмечает эксперт.

Демпфирующий механизм (демпфер) компенсирует из бюджета нефтяникам часть возможной прибыли от экспорта, когда они поставляют бензин и дизель на внутренний рынок. Соответственно, это сдерживает рост розничных цен на АЗС. С весны этого года, когда возникли проблемы с экспортом российской нефти и нефтепродуктов, механизм, фактически, стал мерой поддержки отрасли. Поставки за границу стали ограничены, а демпфер сделал выгодными отгрузки на внутренний рынок, позволяя получать дополнительную прибыль. За семь месяцев этого года выплаты из бюджета по демпферу составили 1,5 трлн рублей.

Здесь, правда, необходимо отметить, что именно нефтяные компании компенсируют половину расходов государства на демпфер за счет роста налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). А если учесть дополнительные доходы бюджета в этом году от нефтяной отрасли из-за роста мировых котировок, то можно допустить и полную компенсацию.

С сентября, в формуле демпфера будет учитываться дисконт на российскую нефть, который с марта по август колеблется от 20 до 30%. Соответственно, эта скидка будет снижать выплаты отечественным нефтеперерабатывающим компаниям.

В 2022 году цены на бензин будут регулировать по-новому: На сколько подорожает топливо

В правительстве разработали комплекс мер, чтобы сдержать рост цен на бензин в 2022 году. Что нового ждать автомобилистам после праздников и на сколько реально подорожает топливо?

” height=”667″ />

С января по конец декабря розничные цены на бензин выросли на 8,7%. При этом инфляция составила 7,98%. Таковы данные Росстата.

Вице-премьер Алексей Новак рассказал о том, как будут сдерживать цены на бензин в 2022 году. Меры правительства направлены, в частности, на снижение темпов роста оптовой цены. От неё рассчитываются компенсации нефтяникам.

В 2022 году начнётся очередной этап налогового маневра. Он предполагает снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Вместе с этим на 4% проиндексируют ставки акцизов на бензин и дизтопливо.

Кроме того, будет вестись работа в ручном режиме с нефтяными компаниями для обеспечения необходимого объёма торгов на бирже и согласования планов-графиков ремонта НПЗ, чтобы не было дефицита топлива.

На наш взгляд, самой действенной мерой из перечисленного станет снижение темпов роста оптовой цены. Сейчас существует острая проблема дисбаланса между темпами роста оптовых и розничных цен. Если в течение месяца на бирже возможен скачок на порядка 10%, как это было в 2021 году, то розничные цены, напротив, растут медленно, то и дело откатываясь на несколько копеек назад, — отметила управляющий партнёр аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

Читайте также:
Chevrolet Camaro - на трек

В конце года появилась новая угроза для сбережений: Откуда экономисты советуют забирать деньги

По её словам, ситуация бьёт прежде всего по независимым сетям АЗС и несетевым заправкам. За последние полтора года такие компании работали даже в убыток в моменты скачков цен. Но чтобы сохранить конкурентоспособность, розничные цены сохранялись на уровне сетей российских нефтяных гигантов, которые тоже работали в убыток, но это не так критично для их бизнеса.

Порой независимые заправки не могут достичь выгоды в три рубля с литра между закупочной и отпускной ценой, чтобы работать хотя бы “в ноль”. При этом отрасль так и не признали пострадавшей от коронавируса, несмотря на очевидный спад спроса на бензин в связи с масштабным переходом на удалёнку и самоизоляцией-2020, — рассказала Екатерина Косарева.

Она считает, что, если государство возьмёт под контроль рост оптовых цен, это поспособствует уверенности игроков рынка в завтрашнем дне. Они смогут планировать работу, корректно оценивать свои возможности. Тем не менее важно и не разрушить баланс, и не навредить также и продавцам бензина на оптовом рынке, которые платят акцизы и налоги в госбюджет. Так что, по её мнению, интересны конкретные шаги, которые кабмин планирует принять в данном направлении, за счёт чего такой контроль установят.

В среднем по году стоимость топлива растёт на 8–10%. Для России это нормальные цифры, учитывая, что 2/3 цены литра — это акцизы, сборы, налоги. Как именно, исходя из этого, планируется сдерживать рост цен, неясно. Можно предположить, что контролирующие органы будут наблюдать за приростом расходов на логистику, транспорт, хранение, фонд оплаты труда. Все эти издержки неминуемо окажутся в стоимости литра в рознице. Очень сложно контролировать параметры оптовой цены топлива, этот показатель достаточно чувствителен к внешнему фону и новостям, —считает старший аналитик ИАЦ “Альпари” Анна Бодрова.

Можно сказать, что в 2022 году подорожание бензина в России будет близко к темпам подорожания 2021 года, в диапазоне 6–8% за год. Литр АИ-95 в таком случае к концу 2022 года будет стремиться к 55,5–56,5 рубля, а литр АИ-92 — 50,80–51,00 рубля. Такой прогноз даёт старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.

По его словам, противостоять этому инфляционному процессу будут меры правительства. Речь идёт о “скидке” при повышении расчётной цены демпферного механизма в 2022 году на 3 процентных пункта от годового уровня инфляции в 8%.

“Скидка” — это хорошо, но повышение на 5% — это существенно для рынка, так что эта мера вряд ли сможет помочь в сдерживании цен. Более действенными мерами можно считать повышение компенсации с 68 до 83% от разницы между экспортной и индикативной ценой на бензин для вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), а также увеличение доли продаж на бирже (по бензину с 11 до 12%) от производимого бензина. Сдерживающее влияние двух этих мер можно оценить в 2–2,5 процентных пункта. То есть с учётом этих мер и при отсутствии шокового падения курса рубля рост цен на бензин в 2022 году пройдёт по нижней границе указанного диапазона подорожания на 6–8%. АИ-92 в этом случае может подорожать к концу 2022 года до 50,8 рубля за литр, а АИ-95 до 55,5 за литр, — пояснил Александр Розман.

Читайте также:
Ученые Санкт-Петербурга представили проект транспорта будущего

Существующие и вводимые механизмы регулирования достаточно действенны. Бензин дорожает, ориентируясь на Росстат с его показателем инфляции, чуть опережая его, но не удаляясь из “пределов видимости”. Средняя цена начала год с 48 рублей за литр АИ-95, а 28 декабря она составила 52,3 рубля. Рост — на 8,9%. Такие данные привёл главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

По его словам, в следующем году предполагается некоторое ослабление инфляции по отношению к сильно подросшим ценам в 2021 году. Для этого есть немало оснований, такое положение вполне реалистично.

Вероятно снижение темпа подорожания топлива до 5–6%. К концу 2022 года, соответственно, можно прогнозировать и повышение цен на бензин, укладывающееся в данные рамки. В частности, для АИ-95 это может быть уровень до 56 рублей за литр, — заключил Марк Гойхман.

Расход на топливо: эксперты спрогнозировали подорожание бензина на 8–10%

В 2022 году автомобильное топливо может подорожать на 8–10%, или примерно на 5 рублей за литр, считают опрошенные «Известиями» эксперты. По словам аналитиков, такого скачка стоимости можно ожидать в связи с ростом инфляции, а также с увеличением издержек бизнеса. По официальным данным, в 2021 году подорожание бензина фактически сравнялось с инфляцией и составило чуть более 8%. Растущий спрос, ограниченный выезд за рубеж, рост акцизов стали основными факторами формирования относительно высоких цен, отметили участники рынка.

Высокий уровень

В среднем за год цены на топливо в России поднимаются на 8–10%, в 2022 году они вырастут так же, сказала «Известиям» старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Подорожание в рознице произойдет вслед за увеличением издержек бизнеса на оплату труда, логистику, хранение, заявила эксперт.

— Помимо этого цены на топливо в России в принципе не могут снижаться: 2/3 стоимости литра — это акцизы, сборы, налоги, а они как минимум не сокращаются, — добавила она.

По данным Росстата, с января по 20 декабря 2021 года бензин в России подорожал на 8,7%, превысив инфляцию за тот же период в 7,98%. К концу года такой темп сравнялся с инфляцией, которая, как заявляла глава ЦБ Эльвира Набиуллина, по итогам года составит чуть более 8%.

бензин

Розничные цены на бензин росли весь 2021 год, самой низкой цена топлива была в начале года, сказал «Известиям» эксперт в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. Аналитик отметил, что в январе 2021-го литр АИ-92 стоил около 43 рублей за литр, АИ-95 и дизель — примерно 47 рублей. На исходе года средние цены по стране достигли 46,5 рубля за литр АИ-92, 50,1 рубля за АИ-95 и более 52 рублей за дизель, добавил он.

В 2022 году ЦБ ожидает замедления инфляции с нынешних 8% до 4–4,5%, что и дает ориентир по росту цен на топливо в следующем году, отметил исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

Впрочем, президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов считает, что с учетом инфляции в 2021 году около 8% и в 2022-м справедливо ожидать схожих темпов роста цен на топливо.

Читайте также:
Российские внедорожники пользуются повышенным спросом

канистра

Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев добавил, что в 2022-м планируется увеличение акциза, так что все виды топлива к концу 2022 года могут прибавить примерно 5 рублей за литр.

Цены вслед за спросом

Основными факторами влияния на рынок нефтепродуктов остаются мировые цены и фискальная политика государства по отношению к ТЭК, сказал «Известиям» член комитета ГД по энергетике Юрий Станкевич.

— После стрессового 2020 года, когда цены на нефть опускались до отрицательных значений, в 2021-м оптимизм в стоимости топлива был значительно выше оптимизма экономики в целом. Растущий спрос, ограниченный выезд за рубеж, продолжающие рост акцизы стали основными факторами формирования высоких оптовых цен, — отметил депутат.

Проблема рынка — постоянно догоняющие меры регулирования, считает Дмитрий Гусев.

нефть

— Начиная с марта начался резкий рост потребления, обычно характерный для лета, активизировался внутригосударственный туризм и вырос спрос на нефтепродукты. Предложения ФАС и Минэнерго в части регулирования рынка не успевали за ростом цен, — заявил Дмитрий Гусев.

Эксперт подчеркнул, что ни увеличение на 1% обязательных к реализации объемов на бирже, ни угрозы запрета экспорта, ни изменение механизма расчета демпфера не смогли уберечь рынок от достижения новых исторических пиков как по бензину, так и по дизтопливу. Как писали «Известия», Минэнерго рассматривало возможность временного ограничения поставок нефтепродуктов за рубеж для стабилизации цен. Меру в итоге не приняли.

Регулирование рисков

Дмитрий Гусев напомнил, что осенне-зимний сезон 2021 года был осложнен снижением производства зимнего дизеля на нефтебазах в связи с тем, что Минфин изменил позицию насчет доначисления акцизов. «Известия» писали, что в 2021 году министерство напомнило производителям зимнего дизельного топлива о необходимости платить дополнительный акциз при изготовлении смеси летнего дизеля и авиакеросина. Хотя, по словам представителей бизнеса, ранее власти разъясняли, что платить сбор при производстве ДТЗ не требуется.

— Все эти факторы влияли лишь на оптовую цену. Розничная цена на топлива оставалась в пределах инфляции, что создавало дополнительные неудобства собственникам АЗС, — подчеркнул Дмитрий Гусев.

нефть

Как эксперты заявляли «Известиям» ранее, с 2019 года власти пытаются сдерживать подорожание бензина в рознице выше темпов инфляции посредством воздействия регуляторов, в первую очередь ФАС, на нефтяные компании. Их розничные сети работают в минус, но свои убытки крупные холдинги способны компенсировать доходами от оптовых продаж нефтепродуктов, а также за счет механизма демпфера, предусматривающего выплаты из федерального бюджета, поясняли специалисты. В итоге независимые АЗС из-за диспаритета оптовых и розничных цен вынуждены ставить цены на 5–7 рублей выше, чем у ВИНК, потребитель уходит за ценой в крупные сети, а независимый сектор теряет клиентов. Такая ситуация приводит к банкротству независимых заправок, но во многих регионах они составляют подавляющее большинство и граждане сталкиваются с труднодоступностью топлива, добавил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо понизить налоговую составляющую в стоимости бензина, считает Андрей Лобода. По его словам, более 70% в розничной цене автомобильного топлива — это акциз и другие налоги.

Цены на бензин рухнули на бирже, но на АЗС «стабильность». Объясняем, что происходит

Цены на бензин стабильны, но в этом есть подвох

С конца февраля цены на бензин в России практически не изменились, что выглядит аномалией — предыдущие 15 лет розничная стоимость топлива непрерывно росла. С другой стороны, это происходит на фоне значительного падения оптовой цены, которая с начала года упала примерно на треть.

Читайте также:
Новая Лада Калина станет лучше

Почему же не дешевеет бензин для населения? И уместно ли говорить о сверхприбыли нефтяников? В этих вопросах разбирались наши коллеги с 74.RU.

Как изменились цены на бензин

После январских праздников оптовая цена топлива достигла 51,9 тысячи рублей за тонну АИ-92 и 55 тысяч рублей за тонну АИ-95 (данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи). В начале июня эти показатели составили 36,6 и 40,7 тысячи рублей за тонну соответственно, то есть стоимость бензинов в опте упала почти на треть.

Однако, по данным Росстата, розничная цена бензина остается стабильной и с конца 2021 года по 27 мая 2022 года даже возросла в пределах 0,2–0,5%. В последнее время наблюдается незначительное удешевление, но темпы его микроскопические — порядка 0,1% в неделю. Для сравнения: оптовая цена в последнюю неделю мая снизилась сразу на 5%.

Вот так менялась цена на топливо с начала 2018 года. Ступенька в левой части графика — это «топливный кризис», после которого стоимость менялась лишь в пределах общей инфляции. С начала 2022 года розничные цены стабильны с небольшой тенденцией к снижению

Вот так менялась цена на топливо с начала 2018 года. Ступенька в левой части графика — это «топливный кризис», после которого стоимость менялась лишь в пределах общей инфляции. С начала 2022 года розничные цены стабильны с небольшой тенденцией к снижению

Разница между оптовой и розничной ценами покрывает расходы на доставку топлива до АЗС и содержание заправок, а также формирует прибыль предприятия. Несложно посчитать, например, что в январе с каждого литра бензина АИ-92 на балансе АЗС оседало около 5 рублей, сейчас же эта разница возросла примерно до 15 рублей.

АЗС получают сверхприбыли?

Это не совсем так, считает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

— С 2009 года на розничном рынке нефтепродуктов действует система ценообразования под условным названием «инфляция минус», то есть фактически цены регулируются государством, хотя это правило носит негласный характер, — объясняет он. — Регуляторы рынка часто повторяют, что цены растут на уровень инфляции, и эти заявления являются вербальным давлением на рынок.

То есть цены на топливо в России в принципе не подчиняются рыночной логике, и временами это работает против розничного сектора (например, во время резкого роста оптовых цен в 2018 году), но иногда помогает ему.

— То есть этот подход работает в обе стороны: розничные цены не взлетают вместе с оптовыми, но они и не падают вслед за ними, — добавляет Григорий Баженов. — Когда у участников рынка появляется возможность снизить стоимость топлива на АЗС, они не делают этого, потому что потом им не дадут поднять.

Прежде российские цены на нефтепродукты определялись не только (и не столько) внутренним рынком, сколько состоянием глобального рынка, и для регулирования этой сферы было введено несколько инструментов, например, так называемый нетбэк — условная биржевая цена топлива, при которой экспорт становится рентабельнее сбыта внутри страны. Сейчас подобные ориентиры потеряли смысл, например, по словам Григория Баженова, нетбэк составляет около 120 тысяч рублей, что в разы превосходит биржевую цену. То есть в обычных условиях нефтяные компании отгружали бы топливо за границу, и это бы толкало внутренние цены вверх. Но спад экспорта нефти и нефтепродуктов привел к избытку топлива внутри страны и, как следствие, снижению биржевой цены.

Читайте также:
Рестайлинг японца Toyota Aqua

Это снимок сделан 23 декабря 2021 года

Это снимок сделан 23 декабря 2021 года

Фото: Дарья Пона / 74.RU

А вот эта же АЗС в июне 2022 года. Дизтопливо прибавило 70 копеек, бензин АИ-92 подешевел на 22 копейки, АИ-95 подорожал на 10 копеек

А вот эта же АЗС в июне 2022 года. Дизтопливо прибавило 70 копеек, бензин АИ-92 подешевел на 22 копейки, АИ-95 подорожал на 10 копеек

Фото: Илья Бархатов / 74.RU

Так подешевеет ли бензин?

Получается, что топливо могло бы подешеветь, но ему мешает сложившаяся в России практика, с помощью которой государство боролось с волатильностью цен на нефть и нефтепродукты. Изменится ли это в ближайшее время?

— Сейчас многие говорят, что ценовое регулирование будет доминировать в разных секторах экономики, но я не уверен, что это справедливо применительно к бензину, потому что сейчас сокращается экспорт и производители ориентируются на внутренний рынок, — говорит Григорий Баженов. — И если мы отвяжемся от прежних критериев, от нетбэка, то можем вернуться к рыночному ценообразованию и выиграть от этого.

То есть уход от регулирования бензиновых цен в пользу рыночных не исключен, но это палка о двух концах: в этом случае они могут падать при избытке топлива на внутреннем рынке, но могут и расти, например, в периоды дефицита (именно с этим боролось правительство в последние годы).

Как повлияет на ситуацию новый пакет антироссийских санкций, которые урезают экспорт нефти и ее производных из России до конца года? Григорий Баженов считает, что эмбарго лишь формализует то, что происходит уже сейчас.

— Танкерные поставки уже затруднены, а многие компании отказываются от российской нефти или покупают ее через третьи руки, — объясняет он.

В начале июня Европейский союз принял шестой пакет антироссийских санкций, который в числе прочего предполагает существенное сокращение импорта сырой нефти (в течение полугода) и нефтепродуктов (в течение 8 месяцев). Запрет касается поставки нефти и ее продуктов танкерами, что является основным способом экспорта такого сырья из России в ЕС, а также по трубопроводам. Исключение оставлено для ряда зависимых от России стран Восточной Европы, которые смогут получать нефть по трубопроводу «Дружба».

Фактически отказ Европы от российской нефти должен привести к увеличению предложения внутри России и дальнейшему снижению цен. Однако сохранение объемов производства, от которых зависит биржевое предложение нефтепродуктов, также под вопросом из-за технологических санкций.

— Я не говорю об этом как о прогнозе, но как о риске: на нас влияют технологические санкции, — продолжает Григорий Баженов. — Для нефтеперерабатывающих заводов требуются импортное оборудование плюс его обслуживание, доступ к которому частично отрезан, поэтому сохранение объемов производства не гарантировано.

В сухом остатке получается, что по сложившейся традиции стоимость бензина в России зависит от политической воли, а она в последнее время не очень предсказуема. И отказ от неявного регулирования цен может нести как выгоды, так и риски.

Нефтезаводы России могут производить топливо в избыточном для внутреннего рынка объеме. Но не факт, что будут

Нефтезаводы России могут производить топливо в избыточном для внутреннего рынка объеме. Но не факт, что будут

Фото: Иван Рейзвих / NGS55.RU

Почему не снижают акцизы

В мае Национальный автомобильный союз (НАС) направлял в Минфин предложение вдвое снизить акцизы на топливо для уменьшения его розничной цены. Акцизы являются формой «бензинового налога» и формируют до четверти стоимости топлива. Например, для автомобильных бензинов пятого класса акциз в 2022 году составляет рубля за тонну, что в пересчете на более привычные единицы эквивалентно более чем 10 рублям за литр топлива. Предложение НАС предполагало уменьшение стоимости бензинов примерно на пять рублей.

Читайте также:
Новая подушка безопасности

Вице-президент НАС Антон Шапарин так объясняет ситуацию на топливном рынке:

— Сейчас действительно наблюдается жесткая диспропорция: цены в опте продолжают снижаться, в то время как цены в рознице абсолютно стабильны, и это прямо говорит о том, что заправки решили, откровенно говоря, пошиковать: они фиксируют огромную дополнительную прибыль, их никто за это не трогает, — говорит он. — Сейчас ключевая задача — повысить потребление на внутреннем рынке, а для этого нужно понизить цену для конечного пользователя, а не в опте. Поэтому, если уж ФАС молчит (а ей действительно сложно что-либо сделать на конкурентном рынке, она не докажет просто факт сговора), то единственный путь — это снижение доходов государства. Тем более государство получает сейчас сверхдоходы (из-за высоких мировых цен на нефть. — Прим. ред.) и фиксирует рекордные прибыли в Фонд национального благосостояния.

Однако Минфин не согласился с таким предложением: по оценкам компании «Петромаркет», выпадающие доходы бюджета от двукратного снижения акцизов при сохранении уровня спроса составили бы 270 миллиардов рублей в 2022 году. Эта сумма делится в определенной пропорции между федеральным бюджетом и регионами, например, в 2021 году баланс был 25:75 в пользу региональных бюджетов.

Антон Шапарин считает снижение розничных цен на бензин особенно важным в разгар сезона отпусков:

— За счет этого мы получили бы дополнительный спрос на рынке, тем более закрыты перелеты на юг, и многие люди поедут отдыхать на машине. Но сейчас, с учетом стоимости топлива, желающих будет меньше.

Цены на топливо в микроскопических дозах снижаются с начала спецоперации на Украине. Эксперты сразу связывали это с ограничением спроса на российскую нефть и нефтепродукты на западных рынках, из-за чего возник избыток внутри страны. В том числе поэтому специалисты исключают возможность дефицита топлива. Стоимость топлива является социально значимым вопросом, что подтверждают январские беспорядки в Казахстане.

РТС предупредил о росте стоимости топлива в 2022 году

Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) во второй раз за год обратился к правительству в связи со сложной ситуацией в ценообразовании на топливном рынке, указав на возможное усугубление текущих проблем в 2022 году. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на обращение союза к премьер-министру Михаилу Мишустину во вторник, 12 октября.

Союз считает, что нужно создать условия, чтобы демпфер для нефтепродуктов максимально устранял дисбаланс оптовых и розничных цен, при этом параметры налогового маневра не должны способствовать росту экспортного паритета.

В обращении говорится, что за январь–сентябрь 2021 года оптовые цены на топливо выросли на 27–30% в зависимости от марки, что в несколько раз больше величины, на которую увеличились розничные цены. Топливные операторы считают, что это привело к «хронической отрицательной рентабельности розничного ритейла», но ситуация может ухудшиться в 2022 году из-за изменений в законодательстве.

Отмечается, что с 1 января планово вырастут на 4% ставки акцизов на легковые автомобили, а также на бензины, дизельное топливо и моторные масла. Увеличится индикативная цена (оптовая цена, которую устанавливает правительство) в формуле демпфера для бензина и дизельного топлива, а экспортные пошлины на светлые нефтепродукты снизятся.

Читайте также:
Ford испытывает радар-шпион

Рост налоговой нагрузки перенесется на оптовые цены, а снижение экспортных пошлин при одновременном росте акцизов приведет к повышению уровня экспортного паритета, влияющего на увеличение оптовых цен, считают в РТС.

«Для приведения оптовых цен в соответствие с розничными и предотвращения банкротства предприятий топливного ритейла считаем необходимым внести изменения в Налоговый кодекс, откорректировав параметры демпфирующего механизма и налогового маневра, а также решить ряд других давно назревших проблем», — добавили в союзе.

В РТС подчеркнули, что если не скорректировать этот механизм и параметры налогового маневра, цены на оптовом рынке бензина могут вырасти в начале 2022 года и многие АЗС станут банкротами.

В РТС дали рекомендации для приведения оптовых цен в соответствие с розничными. Так, правительству предложили с 1 января 2022-го вернуться к формуле расчета демпфера по автобензинам, действовавшей во второй половине 2019-го, и для дизтоплива, действовавшей в 2020-м. Также там предлагают повысить экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, уменьшить процент роста цены на нефтепродукты, при которой демпфер обнуляется, и увеличить нормативы биржевых продаж минимум до 15% для бензинов и до 10% — для дизтоплива.

Также в союзе заявили о необходимости субсидировать железнодорожные перевозки нефтепродуктов в регионы Дальневосточного федерального округа и не учитывать в объемах биржевых продаж нефтяных компаний объемы, приобретенные на бирже в интересах вертикально интегрированных компаний и аффилированных с ними предприятий в основную торговую сессию через третьих лиц.

Помимо прочего, РТС предлагает уменьшить для автозаправок ставки эквайринга при расчетах за топливо с 1,5% до 0,9% и разрешить продавать на АЗС слабоалкогольные напитки, а также уменьшить ставки при оплате топлива на заправках безналичными средствами.

Согласно прогнозу отдельных показателей инфляции Минэкономразвития, который изучили «Известия» 8 октября, к концу года сильнее всего вырастут цены на непродовольственные товары (инфляция в этом секторе составит 7,2%), в эту группу входит и бензин.

Биржевые цены на бензины растут с лета этого года. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на 12 октября бензин марки Аи-95 стоит 58,2 тыс. рублей за тонну по европейскому территориальному индексу. В конце сентября биржевая цена на бензин этой марки побила несколько рекордов, в том числе 24 сентября его стоимость поднялась до 60 570 рублей за тонну.

В начале сентября независимые АЗС предложили ФАС принять меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. Предприниматели попросили решить проблему несоответствия оптовых и розничных цен на бензин, сообщали «Известия» со ссылкой на письмо Независимого топливного союза (НТС) главе ФАС Максиму Шаскольскому. Объединение предложило в том числе увеличить нормативы биржевой торговли — до 25% по бензину и 15% — по дизелю, внести корректировки в механизм демпфера и рекомендовать нефтяным компаниям привести розничные цены в соответствие с оптовыми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: