Ваз 2105 – как снять стартер

Замена стартера на ВАЗ 2107

Нередко поломки возникают неожиданно. Они могут повлиять на работу автомобиля. К числу таких проблем можно отнести неисправность стартера на ВАЗ-2105. Для того чтобы быстро выполнить ремонт, нужно понимать устройство и технологию работы этого узла. Тогда починить стартер будет намного легче.

Устройство

Такой механизм, как стартер, играет очень важную роль в системе запуска ВАЗ-2105. Он представляет из себя электрический двигатель, который имеет напряжение 18 вольт. Блок состоит из следующих элементов:

  • якоря стартера;
  • коллекторных пластин;
  • полюсов, или сердечников;
  • обгонной муфты (бендикса);
  • стального цилиндра.

Также к прибору относятся 4 обмотки возбуждения, расположенные внутри стенок корпуса блока. Стартер ВАЗ-2105 инжектор имеет схожее строение. Ресурс работы этой детали может быть различным. Обычно поломки происходят не раньше, чем машина проедет 80-90 тыс. км, а при условии регулярного технического обслуживания эта цифра может составить до 150 000 км.



Какой подходит, расположение, конструкция?


На Ваз-2105 подходит стартер с планетарным редуктором производителя КЗАТЕ под номером 5722.3708. Закручивается он на трёх болтах. Его номинальная мощность составляет 1,3 кВт, потребляемая сила тока — 290 А.

Также подходят следующие образцы СУ:

  • 3708 с торцевым коллектором;
  • СТ—221 с цилиндрическим коллектором и особенным устройством задней части.

Стартер на пятой модели Ваза прикручивается болтами в трёх точках к картеру сцепления. Находится он справа от ДВС. От высокой температуры мотора деталь защищена специальным жаростойким щитком.

Стартер Ваз 2105 состоит из крышек и корпуса. Они стягиваются между собой длинными болтами. Якорный вал держится с обеих сторон на втулках или подшипниках качения.

Другие важные элементы агрегата:

  • втягивающее реле — служит для ввода приводной зубчатки в зацепление с колесом маховика, а также активации питания агрегата;
  • муфта свободного хода или обгонная муфта — передаёт вращение в сторону двигателя автомобиля и разобщает стартер с ДВС после осуществления запуска, таким образом, ещё и защищая детали от повреждения.

Принцип работы

Обгонная муфта связана с маховым венцом. Она закреплена таким образом, чтобы ее движения были не ограничены. Реле стартера ВАЗ-2105, производящее втягивающие-вытягивающие движения, установлено на корпусе. Внутри этого прибора впаяны силовые контакты, которые водители называют между собой пятаками. Эта деталь представляет из себя простые болты, запрессованные в эбонитовую крышку втягивающего реле. Там же размещается подвижный контакт в виде перемычки.

Все элементы стартера соединены между собой так, чтобы вовремя подачи крутящего момента на обгонную муфту ролики этого элемента, которые находятся внутри сепаратора, могли фиксировать шестерню в обойме. Положительные и отрицательные контакты стартера должны соединяться соответствующими полюсными пластинами. Как только срабатывает втягивающее реле, сердечник начинает выталкивать бендикс к маховику. После этого якорь раскручивает маховик.

Во время действия сердечника на подвижный контакт и замыкания силовых пятаков происходит подача тока от аккумуляторной батареи. Если водитель начал заводить двигатель, повернув ключ в замке зажигания, то может произойти такой момент, когда обороты мотора будут выше оборотов стартера. Тогда сработает обгонный механизм бендикса.

Электрические причины неисправности

Если установлено, что не крутит стартер ВАЗ-2105, или скорость оборотов слишком низкая, то обязательно нужно проверить электрическую цепь. Диагностика неисправностей начинается с аккумулятора. Водитель должен убедиться, что:

  • батарея хорошо заряжена;
  • провод, соединяющий клеммы втягивающего реле, закреплен надежно;
  • контактная группа замка зажигания не повреждена;
  • провод между стартером и аккумулятором исправен.

На этом этапе выявления проблем нужно обратить внимание на то, как срабатывает втягивающее устройство и вращается якорь. Иногда повреждается обмотка тягового реле, в это же время происходит замыкание между витками. Тогда ВАЗ-2105 не заводится, а стартер крутит. Еще одна причина поломки стартера, которая относится к разряду электрических, – медленное прокручивание маховика.

Если видимые проблемы не обнаружены, то нужно будет демонтировать стартер для дальнейшего осмотра. Скорее всего, произошло подгорание коллектора из-за замыкания пластин. Другие электрические причины поломки стартера — это:

  • выход из строя тягового реле;
  • щетки, неплотно прилегающие к коллектору;
  • износ коллектора якоря.

Самостоятельная замена стартера на ВАЗ 2107-2105

Пробуксовка муфты свободного хода

1. Проверьте стартер на стенде, замените муфту 2. Поломка рычага включения муфты или выскакивание его оси 2. Замените рычаг или установите на место его ось 3. Поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины 3. Замените муфту Необычный шум стартера при вращении якоря 1. Ослабло крепление стартера или поломана его крышка со стороны привода 2. Стартер закреплен с перекосом 3. Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря 4. Ослабло крепление полюса статора (якорь задевает за полюс) 5. Повреждены зубья шестерни привода или обода маховика 6. Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: — заедание рычага привода; — заедание муфты на шлицах вала якоря; — ослабли или поломаны пружины муфты или тягового реле; — соскочило стопорное кольцо со ступицы муфты; — заедание якоря тягового реле; — неисправна контактная часть выключателя зажигания: не размыкаются контакты «30» и «50» 1. Подтяните гайки крепления или отремонтируйте стартер 2. Проверьте крепление стартера 3. Замените стартер 4. Затяните винт крепления полюса 5. Замените привод или маховик 6. Проделайте следующее: — замените рычаг; — очистите шлицы и смажьте их моторным маслом; — замените муфту или тяговое реле; — замените поврежденные детали; — замените тяговое реле или устраните заедание; — проверьте правильность замыкания контактов при различных положениях ключа; неисправную контактную часть замените

Механические неисправности

Если есть подозрение на то, что проблема в механике, нужно проверить такие запчасти, как буферная пружина, кольцо муфты, венец маховика, рычаг. Обычно водитель может сделать вывод, что произошел сбой в механической системе, если слышен нетипичный звук во время работы стартера. Тогда рекомендуется посмотреть его со стороны подкапотного пространства. Такой шум может свидетельствовать о том, что сломались следующие элементы:

  • подшипник;
  • крепящие болты стартера;
  • крепление полюса.
Читайте также:
Замена рулевой тяги lada kalina hatchback (ваз калина)

Кроме того, могут повредиться зубья. Нередко встречается неисправность, когда стартер продолжает крутиться без отключения. Это происходит из-за заедания рычага привода тягового реле или износа обратной пружины выключателя зажигания.

Как снять стартер на ВАЗ 2107

Стартер, как и любая другая деталь, со временем изнашивается и выходит из строя, поэтому рано или поздно любой владелец автомобиля может столкнуться с необходимостью его демонтажа с целью дальнейшего ремонта или замены. Сегодня речь пойдет о том, как снять стартер на ВАЗ 2107 в гаражных условиях без привлечения сторонних специалистов. Если по каким-либо причинам нет возможности самостоятельно осуществить данные работы, то автомобиль можно предоставить в распоряжение работников СТО, однако в таком случае надо быть готовым к дополнительным финансовым затратам.

Как извлечь стартер

Для начала необходимо выполнить отключение этого блока от аккумулятора. С втягивающего реле снимаются все токопроводящие кабели и клеммы. Теперь можно открутить болты крепления. Обычно их всего 2 или 3. Для это берут шарнирный удлинитель. Извлечение стартера на ВАЗ-2105 проводится на смотровой яме, так как только этот способ является самым удобным для снятия всех деталей, закрывающих устройство. В числе блоков, которые придется демонтировать, находится также обшивка защиты двигательного отсека.

Снятие стартера ВАЗ 2105

Конечно, чтобы отремонтировать стартер, его для начала нужно снять с автомобиля. Этим мы и займемся:

Совет! Перед снятием стартера ОБЯЗАТЕЛЬНО (!) отключите минусовую клемму с аккумуляторной батареи!

  • Снимаем воздушный фильтр для удобства. Если автомобиль инжекторный, то необходимо открутить растяжки впускного коллектора.
  • Далее нужно будет ключом на 10 (удобнее всего головкой) открутить болт крепления щитка стартера.
  • Затем берем ключ на 13 и откручиваем провода от втягивающего реле стартера, чтобы не по отрывать их в процессе снятия.
  • После чего откручиваем три болта крепления стартера. Эта операция выполняется тем же ключом на 13.
  • Открутите щиток стартера полностью.
  • Аккуратно выньте стартер из моторного отсека автомобиля.
  • Снятие закончено.

Совет! Лучше выполнять работы на холодном двигателе, чтобы не обжечь руки об коллектора.

Диагностика

Чтобы понять, в какой из частей стартера произошла поломка, следует тщательно его очистить. Для начала проверяется втягивающее реле. Если оно исправно, то будет слышен громкий щелчок. Еще одно свидетельство исправности этого механизма – перемещение бендикса немного вперед. Отсутствие щелчка говорит о том, что реле сломано и нужно заменить его на новое.

Если же проблема не в этой детали, то нужно удостовериться, что вся изоляция исправна. Все повреждения можно восстановить пропиточным лаком, а затем проверить специальными электроизмерительными приборами.

Когда после полного осмотра все детали оказались исправными, обязательно проверяется изоляция ротора. Следы гари и копоти на якоре говорят о том, что нужно произвести замену этого устройства. Коллектор должен быть чистым, без налета, а при наличии этого дефекта можно почистить элемент наждачной бумагой. После всех процедур проверяется муфта. Она должна крутиться свободно в одном направлении и фиксироваться в другом.

Неисправности

Различают несколько дефектов стартера Ваз 2115. Рассмотрим каждый из них более детально.

  1. Пускатель вообще не реагирует на поворот ключа, не крутит. Чаще всего, такой признак намекает на севший аккумулятор. Ему нужно минимум 12 вольт, чтобы суметь прокрутить стартер. Поэтому в первую очередь проверяется АКБ. Лучший способ это сделать — использовать мультиметр. Другая причина — втягивающее реле. Здесь возможно несколько сценариев: слабо затянуты контакты или они окислены, произошёл обрыв в обмотке.
  2. Стартер крутит вяло или не срабатывает. Тут проблема также может затрагивать контакты — их надо проверить. Не стоит исключать и подгорание коллектора или износ щёток. Также следует рассмотреть вариант обрыва якоря.
  3. Слышны щелчки, но стартер не работает. Как правило, такое сопровождается сильным перепадом напряжения в цепи питания. Сначала проверяется реле, если оно в порядке — тестируется состояние цепи до него. Цель — найти место, где периодически пропадает контакт. Не исключен и вариант слабого зажима клемм на пусковом устройстве или аккумуляторе.
  4. Стартер вращается, но маховик нет. В этом случае буксует обгонная муфта или бендикс. Проблема решается разборкой устройства и заменой повреждённых деталей.
  5. Пускатель сильно шумит при вращении. Нужно проверить состояние вкладышей подшипника приводного вала и якоря. Сильно изношенные детали немедленно заменить. Также вариант, что сломалось крепление стартера или крышка на одном из его концов. По этой причине механизм функционирует с перекосом, создавая много шума. Сам маховик тоже должен быть подвергнут внимательному осмотру. На его зубчатке не должно быть следов выработки, иначе деталь нуждается в замене. В некоторых случаях неисправность можно устранить, обработав шлицы маслом.

Замена стартера на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Добро пожаловать!
Стартер – как никак но без него было бы трудно, потому что если данного агрегата не будет, то кто тогда будет заводить машину. Конечно можно выйти из машины, чуть её толкнуть включить скорость и она заведётся, но зачем такие трудности нужны? Поэтому и был придуман стартер, благодаря котором автомобиль можно будет завести лишь от прокрутки личинки замка зажигания. Но со временем данный агрегат выходит из строя и поэтому его приходиться менять на новый, но о том как его заменить знает не каждый, и поэтому мы специально для вас подготовили инструкцию в картинках, по замене стартера на автомобилях «Классического» семейства.

Примечание!
Для замены вам нужно будет запастись: Основным набором гаечных ключей «на 10» и «на 13», а так же вам нужно будет ещё взять с собой отвёртку, головку «на 10» и удлинитель для данной головки!

Читайте также:
Снятие и замена стартера ваз 2108, 2109, 21099

Краткое содержание:

Когда нужно менять стартер?
Его нужно менять, если:

  • Он стал очень плохо крутиться и в связи с этим он по долгу стал заводить двигатель у автомобиля. (В данном случае стартер так же можно будет починить, о том как починить его смотрите в статье под названием: «Ремонт стартера на ВАЗ»)
  • А так же его нужно менять, если он вообще перестал заводить двигатель у автомобиля и тем самым ремонту он уже тоже не подлежит.

Как заменить стартер на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Примечание!
Обязательно прежде чем начинать заменять данный агрегат, убедитесь что его работоспособность не связана с другими причинами, допустим разрядилась аккумуляторная батарея, или же окислились её клемы, или же проводка которая идёт на стартер не исправна!

А так же ещё учтите тот факт, то что замену стартера нужно осуществлять на смотровой канаве, а иначе его будет неудобно и очень проблематично снять с автомобиля!

Снятие:
1) Для начала ослабьте затяжку хомута, который крепит шланг подвода теплого воздуха к корпусу воздушного фильтра.

2) Затем ослабьте затяжку хомута, который крепит шланг уже к самому воздухозаборнику.

3) И после чего снимите данный шланг с двигателя автомобиля.

4) Следом ослабьте нижнюю гайку, которая крепит воздухозаборник.

5) Далее отверните уже верхнюю гайку, которая крепит этот же самый воздухозаборник.

6) И после чего снимите данный воздухозаборник с двигателя автомобиля.

7) Теперь отверните обе гайки, которые крепят теплоизоляционный щиток к двигателю.

8) И после чего воспользовавшись удлинителем совместным с торцевой головкой, отверните оставшийся болт, который крепит теплоизоляционный щиток к кронштейну правой опоры двигателя. (О том как отвернуть оставшийся болт, который крепит теплоизоляционный щиток к кронштейну, см. в самом низу статьи в рубрике «Для новичков!»)

9) После отворачивания болта, снимите теплоизоляционный щиток с двигателя.

10) Далее отверните нижний болт, который крепит стартер.

11) После чего отверните оставшиеся два верхних болта, которые так же крепят стартер.

12) Сдвинув стартер немножко вперед…(Продолжение в пункте 13)

13) Отсоедините колодку проводов от вывода тягового реле стартера на стартере.

14) Затем отверните гайку, которая крепит провод, к верхнему контакту тягового реле.

15) И после чего отсоедините провод от верхнего контакта, а так же снимите при этом болт с гайкой которые этот контакт удерживали.

16) Далее снимите стартер с двигателя автомобиля.

Установка:
1) Установка нового стартера осуществляется в обратном порядке снятию.

Важно!
1) Перед началом работы отсоедините «минусовую» клему, от аккумулятора! (О том как отсоединить данную клему, см. в статье: «Про аккумулятор»)

Для новичков!
Вопрос: Как отвернуть болт крепления теплоизоляционного щитка, к кронштейну правой опоры двигателя
Ответ: Воспользовавшись удлинителем совместным с торцевой головкой «2», отверните болт «1» крепления теплоизоляционный щиток к кронштейну правой опоры двигателя.

Дополнительный видео-ролик:
Чтобы более подробно понять то как нужно заменять стартер, посмотрите интересный видео-ролик в котором процесс замены будет подробно описан:

Где находится стартер на ваз 2105 инжектор

Замена стартера

После года эксплуатации автомобиля, много чего было поменяно! И пришло время менять стартер.

На самом деле вышло из строя втягивающее реле.
Давайте рассмотрим, что вообще может выйти из строя у стартера.
1. Втягивающее реле

Проверяется при помощи мультиметра. Контакты прибора следует присоединить к выводам втягивающего реле и замкнуть их надавливанием пятака. Если прозвонка работает или показывает сопротивление близкое к нулю – значит реле работает. Если нет – реле меняется. Сердечник втягивающего реле должен свободно перемещаться в нем. На корпусе не должно быть сколов, царапин, задиров и так далее. Легкость перемещения проверяется руками. В случае не соответствия требованиям сердечник следует заменить.
2. Обмотки

Категорически запрещены следы подгорания. Если подгорела обмотка якоря, то увы и ах, его следует заменить. Если же следы подгорания обнаружены на коллекторе, то это можно зачистить наждачной бумагой.
3. На поверхности коллектора не допускается наличие сколов и прочих механических повреждений
4. Бендикс стартера

5. Щетки должны иметь высоту 12 мм – это минимум. Если щетки на вашем стартере стерлись более чем допустимо (проверяется при помощи штангенциркуля), то их нужно заменить!

6. Планетарный механизм

Внимательно рассмотрите все шестерни – каждую из них на наличие механических повреждений. Негодные шестерни следует заменить. А если повреждены они все, то менять следует целиком механизм. После сборки проверить легкость вращения шестерен.
Вообщем много всего, не долго думая, решил поменять стартер полностью( после дефектовки конечно).

Ничего сложного в замене стартера нету. Единственное, что вызывает трудность — это откручивание металлического щитка ( неудобно подлезать гайкам).

Вся замена занимает по времени около часа. Вот схема подключения стартера

Как на Жигулях (ВАЗ- 2105), открутить стартер?

Чтобы снять стартер на ВАЗ-2105, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО обесточить автомобиль. Для этого просто скиньте минусовую клемму с аккумулятора. Впрочем, с этого надо начинать всегда и на всех автомобилях, если дело касается демонтажа электрических деталей.

Запаситесь заранее необходимым инструментом:

• Гаечный ключ на 10;

• Гаечный ключ на 13;

Порядок снятия стартера следующий:

  1. Снять воздушный фильтр. На инжекторном двигателе открутить растяжки впускного коллектора;
  2. Ключом на 10 (удобнее, кстати, работать головкой) откручивается болт, который крепит щиток стартера;
  3. Ключом на 13 откручиваются провода от втягивающего реле. Сделайте это обязательно, если не хотите в процессе работы оборвать их;
  4. Тем же ключом откручиваются три болта крепления стартера. Замечу, кстати (проверено на личном опыте), что со стартером, закрепленным двумя болтами, как это делают многие горе-механики, Т/О Вы не пройдете;
  5. Теперь щиток стартера откручивается и снимается полностью;
Читайте также:
Замена стоп сигнала lada 2110 (ваз 2110) своими руками

Все — можно извлекать стартер

Это видео еще лучше поможет Вам освоить процесс демонтажа и монтажа стартера.

Как разобрать втягивающее ваз 2106

Нередко поломки возникают неожиданно. Они могут повлиять на работу автомобиля. К числу таких проблем можно отнести неисправность стартера на ВАЗ-2105. Для того чтобы быстро выполнить ремонт, нужно понимать устройство и технологию работы этого узла. Тогда починить стартер будет намного легче.

Устройство

Такой механизм, как стартер, играет очень важную роль в системе запуска ВАЗ-2105. Он представляет из себя электрический двигатель, который имеет напряжение 18 вольт. Блок состоит из следующих элементов:

  • якоря стартера;
  • коллекторных пластин;
  • полюсов, или сердечников;
  • обгонной муфты (бендикса);
  • стального цилиндра.

Также к прибору относятся 4 обмотки возбуждения, расположенные внутри стенок корпуса блока. Стартер ВАЗ-2105 инжектор имеет схожее строение. Ресурс работы этой детали может быть различным. Обычно поломки происходят не раньше, чем машина проедет 80-90 тыс. км, а при условии регулярного технического обслуживания эта цифра может составить до 150 000 км.

Принцип работы

Обгонная муфта связана с маховым венцом. Она закреплена таким образом, чтобы ее движения были не ограничены. Реле стартера ВАЗ-2105, производящее втягивающие-вытягивающие движения, установлено на корпусе. Внутри этого прибора впаяны силовые контакты, которые водители называют между собой пятаками. Эта деталь представляет из себя простые болты, запрессованные в эбонитовую крышку втягивающего реле. Там же размещается подвижный контакт в виде перемычки.

Все элементы стартера соединены между собой так, чтобы вовремя подачи крутящего момента на обгонную муфту ролики этого элемента, которые находятся внутри сепаратора, могли фиксировать шестерню в обойме. Положительные и отрицательные контакты стартера должны соединяться соответствующими полюсными пластинами. Как только срабатывает втягивающее реле, сердечник начинает выталкивать бендикс к маховику. После этого якорь раскручивает маховик.

Во время действия сердечника на подвижный контакт и замыкания силовых пятаков происходит подача тока от аккумуляторной батареи. Если водитель начал заводить двигатель, повернув ключ в замке зажигания, то может произойти такой момент, когда обороты мотора будут выше оборотов стартера. Тогда сработает обгонный механизм бендикса.

Замена реле стартера ВАЗ 2107

Для замены реле стартера ВАЗ 2107 понадобится гаечный ключ на 10. Чтобы заменить реле, необходимо выполнить такие действия:

  • отключить провод “массы” от аккумулятора, сняв “минусовую” клемму;
  • при помощи ключа открутить гайку, удерживающую реле на правом крыле;

На этом замена реле стартера ВАЗ 2107 завершена. Остается проверить его работу, повернув ключ зажигания.

Электрические причины неисправности

Если установлено, что не крутит стартер ВАЗ-2105, или скорость оборотов слишком низкая, то обязательно нужно проверить электрическую цепь. Диагностика неисправностей начинается с аккумулятора. Водитель должен убедиться, что:

  • батарея хорошо заряжена;
  • провод, соединяющий клеммы втягивающего реле, закреплен надежно;
  • контактная группа замка зажигания не повреждена;
  • провод между стартером и аккумулятором исправен.

На этом этапе выявления проблем нужно обратить внимание на то, как срабатывает втягивающее устройство и вращается якорь. Иногда повреждается обмотка тягового реле, в это же время происходит замыкание между витками. Тогда ВАЗ-2105 не заводится, а стартер крутит. Еще одна причина поломки стартера, которая относится к разряду электрических, – медленное прокручивание маховика.

Если видимые проблемы не обнаружены, то нужно будет демонтировать стартер для дальнейшего осмотра. Скорее всего, произошло подгорание коллектора из-за замыкания пластин. Другие электрические причины поломки стартера — это:

  • выход из строя тягового реле;
  • щетки, неплотно прилегающие к коллектору;
  • износ коллектора якоря.

Ремонт стартера

Итак, стартер у нас в руках и можно приступать к его разборке. Рабочее место должно быть чистым и на нем не должно быть ничего лишнего — в стартере много мелких деталей. Они мелкие, но очень важные! Не теряйте их.

Разборка стартера

Совет! Перед разборкой стартера обязательно очистите его от грязи! Так будет гораздо удобнее.

  • Снимаем втягивающее реле. Для этого ключом на 13 откручиваем гайку, крепящую провода вывода статорной обмотки. После чего откручиваем снизу реле два крепящих его винта и аккуратно вынимаем реле вместе с пружиной и сердечником, который необходимо отсоединить от вилки.
  • Теперь приступаем к разборке статора. Он крепится двумя шпильками. Их откручиваем головкой на 10 или обычным ключом. Снимаем статор со шпилек.
  • Теперь перед нами предстает планетарный механизм, который тоже нужно разобрать.
  • Вначале подденьте отверткой главную шестерню, а затем все остальные. Обратите внимание на степень их износа.
  • Теперь необходимо снять привод стартера. Для этого поддеваем опору рычага (вилки) и извлекаем привод, вал, рычаг и внешнюю шестерню в сборе.
  • Сбиваем стопорное кольцо с шестерни, извлекаем его.
  • Затем следует снять привод с вала. Там тоже есть стопорное кольцо — снимите и его.
  • Вернемся к разборке статора. Задняя крышка прикручена двумя винтами, выполненными под крестовую отвертку. Открутите их и снимите крышку.
  • Щеточный узел снимается достаточно просто — подденьте его отверткой и извлеките.
  • Далее снимается упорная шайба и извлекается якорь из статора.

Собственно говоря, разборка стартера окончена.

Дефектовка стартера ВАЗ 2105

Теперь обратим наше внимание на то, какие детали могли придти в негодность, а также стоит ли их менять или «походят еще»:

  • Втягивающее реле. Проверяется при помощи мультиметра. Контакты прибора следует присоединить к выводам втягивающего реле и замкнуть их надавливанием пятака.
  • Если прозвонка работает или показывает сопротивление близкое к нулю — значит реле работает. Если нет — реле меняется.
  • Сердечник втягивающего реле должен свободно перемещаться в нем. На корпусе не должно быть сколов, царапин, задиров и так далее. Легкость перемещения проверяется руками. В случае не соответствия требованиям сердечник следует заменить.
  • Обмотки. Категорически запрещены следы подгорания. Если подгорела обмотка якоря, то увы и ах, его следует заменить. Если же следы подгорания обнаружены на коллекторе, то это можно зачистить наждачной бумагой.
  • На поверхности коллектора не допускается наличие сколов и прочих механических повреждений.
  • Бендикс стартера. Описание его неисправности было изложено выше. При необходимости необходимо заменить.
  • Щетки(см.Замена щетки стартера и все про это) должны иметь высоту 12 мм — это минимум. Если щетки на вашем стартере стерлись более чем допустимо (проверяется при помощи штангенциркуля), то их нужно заменить!
  • Планетарный механизм. Внимательно рассмотрите все шестерни — каждую из них на наличие механических повреждений. Негодные шестерни следует заменить.
  • А если повреждены они все, то менять следует целиком механизм. После сборки проверить легкость вращения шестерен.
  • И последнее — тестирование обмоток якоря и статора. Статор проверяется следующим образом. Один провод мультиметра подключается к корпусу самого стартера, второй к выводу статорной обмотки (поочередно). Должно показывать сопротивление близкое к 10 кОм.
  • Мультиметр подключаем к выводам обмотки и смотрим на показания — сопротивление не должно стремится к бесконечности.
  • Один провод мультиметра подключаем к корпусу, второй к контактным пластинам. Сопротивление в таком случае также должно быть около 10 кОм.
  • Если что-то не так, как в этой инструкции — деталь подлежит замене.
Читайте также:
Замена сцепления на ваз 2110 фото
Сборка стартера

Всем знакомы слова — порядок сборки обратный порядку разборки. Как бы это банально не звучало — это действительно так. И поэтому углубляться мы не будем в этот процесс, а обратим внимание лишь на некоторые мелкие моменты, о которых не стоило бы забывать.

  • Смазка. Где она должна быть? Смажьте вал якоря, полукольцо держателя якоря, обгонную муфту и бендикс (шестерню привода). Масло не должно попадать на корпус якоря, статора и коллектора. Будьте внимательны.
  • Все крепежные детали затягивайте без фанатизма — не ищите себе лишних проблем.
  • Осевой люфт кожуха вала якоря не должен превышать 0,5 мм (проверяется штангенциркулем). Регулируется регулировочными шайбами в случае отклонения от нормального.
  • Устанавливайте стопорные кольца осторожно, так как они имеют очень плохое свойство улетать вон в тот конец гаража, и его потом не найдешь. А без него устанавливать ни в коем случае нельзя. Так что лучше будет хотя бы руки подставить так, чтобы, в случае чего, своими руками удержать это кольцо.

Ну вот, наш стартер собран и теперь можно со спокойной совестью устанавливать его на автомобиль.

Механические неисправности

Если есть подозрение на то, что проблема в механике, нужно проверить такие запчасти, как буферная пружина, кольцо муфты, венец маховика, рычаг. Обычно водитель может сделать вывод, что произошел сбой в механической системе, если слышен нетипичный звук во время работы стартера. Тогда рекомендуется посмотреть его со стороны подкапотного пространства. Такой шум может свидетельствовать о том, что сломались следующие элементы:

  • подшипник;
  • крепящие болты стартера;
  • крепление полюса.

Кроме того, могут повредиться зубья. Нередко встречается неисправность, когда стартер продолжает крутиться без отключения. Это происходит из-за заедания рычага привода тягового реле или износа обратной пружины выключателя зажигания.

Как извлечь стартер

Для начала необходимо выполнить отключение этого блока от аккумулятора. С втягивающего реле снимаются все токопроводящие кабели и клеммы. Теперь можно открутить болты крепления. Обычно их всего 2 или 3. Для это берут шарнирный удлинитель. Извлечение стартера на ВАЗ-2105 проводится на смотровой яме, так как только этот способ является самым удобным для снятия всех деталей, закрывающих устройство. В числе блоков, которые придется демонтировать, находится также обшивка защиты двигательного отсека.

Замена стартера и втулки кожуха

К счастью, снимать пусковое устройство на пятнадцатой модели Ваза — задача несложная. Производитель предусмотрел данную возможность для любителя, здесь не нужно демонтировать чуть ли двигатель целиком, как на некоторых иномарках. Замену и ремонт стартера Ваз 2115 надо проводить, вооружившись следующими инструментами:

  • трещоткой с удлинителем;
  • головками и ключами на 8, 10 и 13;
  • метчиком на 14.

Из деталей нужно подготовить собственно сам стартер и детали, которые предположительно следует заменить. Например, втулку.

Далее подробная инструкция по снятию:

  • скинуть минусовую клемму с АКБ, затем плюсовую;
  • отсоединить датчик воздуха;
  • демонтировать кожух воздушного фильтра;
  • отсоединить от стартера управляющую клемму;
  • открутить болты крепления — их три, сложнее снимается нижняя гайка;
  • вытащить стартер.

Совет. Чтобы легче было открутить нижнюю крепёжную гайку стартера, рекомендуется воспользоваться удлинителем с трещоткой. Удлинитель с головкой вдевается на гайку, а трещотка — соединяется с удлинителем. Таким манером можно легко выкрутить фиксатор сверху или снизу.

Замена втулки


Если после проверки выясняется, что в замене нуждается втулка кожуха, продолжаем:

  • зачистить щёткой и промыть внутреннюю часть кожуха очистителем карбюратора или бензином;
  • выкрутить с помощью метчика на 14 втулку;
  • поставить новую деталь.

Напомним, что втулка стартера моделей Ваз 2108 и 2115 сделана в самой коробке передач. И она частенько повреждается, поэтому нуждается в замене. Вытаскивать элемент отсюда удаётся не только с помощью метчика, но последний вариант самый эффективный и быстрый. Метчик с номером М14 врезать до конца не нужно. Достаточно, чтобы он прорезал часть резьбы. Далее берётся болт соответствующего диаметра, который аккуратно наживляется во втулку. А потом надо чем-нибудь поддёрнуть болт, и втулка легко выйдет.

Другие способы: разрубить втулку, загнать какую-то швайку и т. д. Но все эти способы имеют нежелательное последствие. В отверстии может появиться заусеница, которая будет мешать вхождению вала стартера. Перед установкой, место под втулку надо тщательно осмотреть на наличие оставшихся кусочков старой детали, тех же заусениц и других неровностей.

Читайте также:
Видео по замене бензофильтра на ваз 2107i своими руками.замена топливного фильтра на инжекторной ваз 2107

Диагностика

Чтобы понять, в какой из частей стартера произошла поломка, следует тщательно его очистить. Для начала проверяется втягивающее реле. Если оно исправно, то будет слышен громкий щелчок. Еще одно свидетельство исправности этого механизма – перемещение бендикса немного вперед. Отсутствие щелчка говорит о том, что реле сломано и нужно заменить его на новое.

Если же проблема не в этой детали, то нужно удостовериться, что вся изоляция исправна. Все повреждения можно восстановить пропиточным лаком, а затем проверить специальными электроизмерительными приборами.

Когда после полного осмотра все детали оказались исправными, обязательно проверяется изоляция ротора. Следы гари и копоти на якоре говорят о том, что нужно произвести замену этого устройства. Коллектор должен быть чистым, без налета, а при наличии этого дефекта можно почистить элемент наждачной бумагой. После всех процедур проверяется муфта. Она должна крутиться свободно в одном направлении и фиксироваться в другом.

Как самому проверить и отремонтировать стартер ВАЗ 2105

Успешный запуск автомобильного двигателя зависит от множества факторов, но главным из них является работоспособность стартера. Это он, вращая коленчатый вал, заставляет работать все системы и механизмы, пока силовая установка ещё «спит».

Стартер ВАЗ 2105

Стартер — это электромеханическое устройство, применяемое для пуска двигателя автомобиля, путём проворачивания его коленчатого вала. Конструктивно — это обычный электрический двигатель, питающийся от аккумуляторной батареи. С завода «пятёрки» оснащались пусковым устройством типа 5722.3708. Такими же стартерами комплектовались и другие представители «классических» ВАЗов.

Таблица: основные характеристики пускового устройства 5722.3708

Рабочее напряжение, В 12
Развиваемая мощность, кВт 1,55–1,6
Ток пуска, А 700
Ток холостого хода, А 80
Вращение ротора слева направо
Рекомендуемое время работы в режиме пуска, не более, с 10
Вес, кг 3,9

Конструкция стартера

Как мы уже говорили, пусковое устройство автомобиля является электрическим двигателем. Однако конструкция стартера отличается от обычного электромотора тем, что в ней присутствует механизм, с помощью которого его вал входит в краткосрочное зацепление с маховиком.

Стартер состоит из таких узлов:

  • статор, выполняющий функцию корпуса;
  • две крышки, закрывающие статор с двух сторон;
  • якорь (ротор) с обгонной муфтой и шестернёй привода маховика;
  • втягивающее реле.

Статор устройства составляют четыре электромагнитных обмотки. Корпус и две крышки объединены в один узел посредством двух шпилек, которые их стягивают. Ротор расположен в корпусе и установлен на двух металлокерамических втулках, играющих роль подшипников. Одна из них установлена в передней крышке, а другая, соответственно, в задней. В конструкцию ротора входит вал с шестернёй, электромагнитная обмотка и щёточный коллектор.

Во фронтальной крышке размещён механизм зацепления якоря с маховиком. Он состоит из подвижной шестерни, обгонной муфты и приводного рычага. Функция этого механизма заключается в том, чтобы передавать вращающий момент от ротора к маховику во время работы стартера, а после пуска двигателя рассоединять эти узлы.

Реле тягового типа также установлено в передней крышке. Его конструкцию составляют корпус, электромагнитная обмотка, контактные болты и подвижный сердечник с возвратной пружиной.

Принцип работы

Запуск устройства происходит в тот момент, когда ключ зажигания становится во второе положение. Ток с аккумулятора подаётся на один из выводов реле тягового типа. В его обмотке образуется магнитное поле. Оно втягивает сердечник, благодаря чему приводной рычаг двигает шестерню, вводя её таким образом в зацепление с маховиком. Одновременно с этим напряжение подаётся на обмотки якоря и статора. Магнитные поля обмоток взаимодействуют и провоцируют вращение ротора, который, в свою очередь, раскручивает маховик.

После пуска силового агрегата количество оборотов обгонной муфты возрастает. Когда она начинает вращаться быстрее самого вала, происходит её сработка, вследствие чего шестерня выходит из зацепления с венцом маховика.

Видео: как работает стартер

Какие стартеры можно установить на ВАЗ 2105

Кроме штатного пускового устройства на «пятёрку» можно поставить один из аналогов, которых сегодня в продаже достаточно много.

Производители стартеров

Среди всех отечественных и импортных деталей, представленных на сайтах, в автомагазинах и на рынке, можно выделить те, которые в наиболее полной мере отвечают характеристикам двигателя ВАЗ 2105:

  • КЗАТЭ (Россия, Самара) – отличается надёжностью, но имеет сравнительно небольшую мощность (1,35 кВт);
  • Oberkraft (Германия) – по мощности сопоставим со штатным, но существенно превосходит по сроку службы (как заявляет производитель устройство способно работать более шести лет без ремонта);
  • Eldix (Болгария) – надёжный аналог мощностью 1,4 кВт;
  • БАТЭ (Беларусь) – неплохая альтернатива мощностью 1,4 кВт;
  • АТЭК (Беларусь) – наиболее популярный и мощный аналог (1,55 кВт).
Можно ли поставить на «пятёрку» стартер от иномарки или другой модели ВАЗ

Что касается установки на ВАЗ 2105 пускового устройства от автомобиля импортного производства, то вряд ли получится это сделать без соответствующих доработок. Да и стоит ли это делать? Гораздо проще установить стартер от «Нивы». Это единственная модель ВАЗ, стартер от которой подходит на любую «классику» без каких-либо переделок.

Редукторный стартер

Для тех водителей, которые хотят, чтобы двигатель их автомобиля запускался с пол-оборота в любую погоду и независимо от заряда аккумуляторной батареи, есть отличное решение. Это редукторный стартер. Он отличается от обычного наличием в конструкции редуктора — механизма, позволяющего существенно увеличить количество оборотов ротора и, соответственно, крутящий момент коленвала.

Если для запуска карбюраторного двигателя ВАЗ 2105 коленчатый вал необходимо раскрутить до 40–60 об/мин, то редукторный стартер может обеспечить его вращение с частотой до 150 об/мин даже при «севшей» аккумуляторной батарее. С таким устройством двигатель без проблем запускается даже в самые сильные морозы.

Читайте также:
Замена ремня грм ваз 21063 своими руками

Среди редукторных пусковых устройств для «классики» хорошо зарекомендовали себя белорусские стартеры АТЭК (каталожный номер 2101–000/5722.3708). Даже при разряде АКБ до 6 В такое устройство может без особых проблем обеспечить старт силовой установки. Стоит такой стартер на 500 рублей дороже обычного.

Распространённые неисправности стартера 5722.3708 и их признаки

Каким бы надёжным и долговечным ни был стартер у «пятёрки», рано или поздно он выйдет из строя. Наиболее часто его поломки возникают вследствие проблем по электрической части, но не исключены и механические неполадки.

Признаки неисправности пускового устройства

Симптомами поломки стартера могут быть:

  • отсутствие какой-либо реакции на поворот ключа в положение «II» (устройство не крутит и не щёлкает);
  • щелчки (одиночные или множественные) при запуске стартера без включения его электродвигателя;
  • треск во время работы;
  • медленное прокручивание вала устройства, сопровождающееся прерывающимся «воем»;
  • нехарактерный для работы стартера гул.

Поломки

Рассмотрим каждый из приведённых признаков в разрезе возможных неисправностей.

Стартер не запускается вообще

Отсутствие реакции на попытки запуска двигателя может свидетельствовать о таких поломках:

  • сильный разряд АКБ;
  • нарушение контакта между полюсными клеммами АКБ и зажимами силовых проводов или в соединении плюсового провода и вывода на втягивающем реле;
  • обрыв в управляющей цепи устройства;
  • поломка группы контактов замка зажигания.

Более точно установить, по какой причине стартер отказывается запускаться, нам поможет обычный автомобильный тестер. Диагностика цепи и электрических соединений устройства выполняется в таком порядке:

    Включаем тестер в режиме вольтметра и производим замеры напряжения, выдаваемого АКБ, подключив щупы прибора к его полюсным выводам. Если прибор показывает ниже 11 В, скорее всего, проблема заключается в уровне его зарядки.

Щелчки

Начало работы стартера всегда сопровождается одиночным щелчком. Он говорит нам о том, что тяговое реле сработало, и контактные болты замкнулись. Вслед за щелчком должен начинать вращаться ротор устройства. Если щелчок есть, а стартер не заработал, значит, поступающего напряжения не хватает для его запуска. Такие симптомы проявляются при сильном разряде аккумулятора, а также при потере тока из-за ненадёжных соединений в силовой цепи АКБ. Для поиска неисправности, как и в предыдущем случае, используется автомобильный тестер, включённый в режиме вольтметра.

В некоторых случаях поломка стартера сопровождается частыми щелчками. Они характерны для неисправности самого тягового реле, а именно для обрыва или замыкания в его обмотке.

Треск

Треск в стартере может возникать по двум причинам: вследствие поломки обгонной муфты и износа шестерни привода. В любом из этих случаев движение лучше не продолжать, во избежание разрушения венца маховика.

Медленное вращение вала

Бывает и так, что стартер запускается, крутит, но очень медленно. Его оборотов не хватает для запуска силовой установки. Нередко подобная неисправность сопровождается характерным «воем». Подобные симптомы могут свидетельствовать о:

  • разряде аккумулятора;
  • нарушении контактов в цепи стартера;
  • подгорании (износе) коллектора или щёток;
  • короткого замыкания или обрыва в электромагнитных обмотках устройства.

Обычно гул является следствием износа опорных втулок. При значительной их выработке вал устройства перекашивается, вследствие чего появляется мелкая вибрация. В наиболее запущенных случаях вал может «коротить» на корпус, вызывая потерю тока.

Проверка и ремонт стартера ВАЗ 2105

Ремонт пускового устройства можно произвести самостоятельно. Этот процесс включает демонтаж узла, его разборку, дефектовку и замену неисправных деталей.

Снятие стартера с двигателя ВАЗ 2105

Чтобы снять стартер с автомобиля нам потребуются:

  • крестовая отвёртка;
  • ключи на «10» и на «13»;
  • головка с удлинённым держателем на «10».

Демонтажные работы производятся в таком порядке:

    При помощи отвёртки ослабляем винт стяжного хомута, крепящего патрубок воздухозаборника. Отсоединяем патрубок.

Разборка, дефектовка и ремонт

На этом этапе ремонтных работ нам потребуются следующие инструменты и средства:

  • ключи на «8», «10» и «13»;
  • оправки для запрессовки втулок;
  • крестовая и шлицевая отвёртки;
  • молоток;
  • автотестер;
  • плоскогубцы;
  • линейка или штангенциркуль;
  • сухая чистая тряпка.

Работы производим в соответствии с таким алгоритмом:

  1. При помощи тряпки удаляем со стартера грязь, пыль и влагу.
  2. Откручиваем гайку, которая крепит провод к нижнему контакту реле, ключом на «13».
  3. Снимаем прижимные шайбы, отключаем провод.

Видео: ремонт стартера

Ремонт тягового реле

Из всей конструкции стартера именно тяговое реле выходит из строя чаще всего. К наиболее распространённым его неисправностям можно отнести:

  • обрыв или ненадёжный контакт в цепи;
  • подгорание или окисление контактных болтов;
  • обрыв (замыкание) в обмотке.

Признаком, характеризующим неисправность реле, является отсутствие того самого щелчка, который происходит при подаче напряжения на его обмотку и втягивании якоря.

При выявлении подобного признака, первым делом рекомендуется проверить проводку и надёжность контакта в электрической цепи. Если это не помогло, реле необходимо демонтировать. Кстати, для этого не нужно снимать весь стартер. Достаточно убрать воздухозаборник и теплоизоляционный щит. О том, как это делается, мы говорили ранее. Дальше выполняем следующие работы:

    Отсоединяем силовые провода от реле, предварительно открутив гайки крепления их наконечников к контактным выводам ключом на «13».

Видео: проверка тягового реле путём прямого подключения к АКБ

Ремонт стартера ВАЗ 2105 своими руками не представляет особой сложности даже для новичка. Главное иметь под рукой необходимые инструменты и желание разобраться во всём самому. Что же касается запасных частей, то любую из них можно приобрести в автомагазине или на рынке. В крайнем случае, можно заменить стартер целиком.

Частый вопрос: Как снять стартер на ваз 2105?

Как вытащить стартер 2105?

Снятие и замена стартера на ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 (видео)

  1. Стартер крепится 3-я болтами к картеру сцепления, откручиваем их головкой на 13.
  2. Так же головкой на 13 откручиваем еще 2 болта крепления щитка стартера
  3. Теперь откручиваем гайку крепления плюсового провода стартера и снимаем колодку

Как снять стартер на ваз 2107?

Берем ключ на “13”, находим сам стартер и откручиваем болты крепления. Сначала нужно выкрутить нижний болт, а затем верхние два. Чтобы вывести стартер наружу, отсоедините колодку провода, которая подходит от тягового реле. После отсоединения контакта тягового реле, стартер можно снимать.

Где стартер 2107?

Автостартер состоит из статора, якоря (ротора), щеткодержателя со щетками, а также тягового реле и привода. Во всех ВАЗовских классических моделях, в т. ч. и в «семерке», он расположен в нижней части двигателя, и закреплен на картере сцепления.

Как снять стартер на ваз 2106?

снятие и установка стартера ВАЗ 2106

  1. Ослабьте затяжку хомута и снимите шланг воздухозаборника с корпуса воздушного фильтра.
  2. Ослабьте затяжку хомута и снимите шланг с воздухозаборника.
  3. Ослабьте затяжку нижней гайки крепления воздухозаборника на два-три оборота.
  4. Отверните верхнюю гайку крепления воздухозаборника.
  5. Снимите воздухозаборник.

Как снять стартер на ваз 2101?

Ключом «на 13» отворачиваем два верхних болта крепления стартера. Снизу, этим же ключом, выкручиваем нижний болт крепления стартера. Сдвигаем стартер вперед, чтобы обеспечить доступ к наконечникам проводов на тяговом реле стартера. Снимаем разъем с вывода тягового реле стартера.

Где находится реле стартера на ваз 2107?

Реле стартера на ваз-2107 установлено в моторном отсеке с правой стороны по ходу машины. Оно зафиксировано на правом крыле, там есть специальная шпилька с гайкой крепления реле. Чтобы не перепутать, проследите направление провода от стартера на реле.

Где находится стартер в жигули?

Для начала нужно понять, где же находится стартер в авто ВАЗ 2106, 01-07. Он устанавливается на двигателе сзади справа, внизу под воздухозаборником, а также теплоизоляционным щитком.

Как крепится стартер 2107?

Стартер прикреплен тремя болтами к картеру сцепления с правой стороны двигателя. От разогретой приемной трубы выпускной системы его защищает теплоизоляционный щиток. Ключом «на 10» отворачиваем болт нижнего крепления теплозащитного щитка стартера (он расположен в труднодоступном месте) и вынимаем его. Снимаем щиток.

Как снять генератор на ваз 2107 без ямы?

Как снять генератор ВАЗ 2107

  1. Снять защиту двигателя и правый передний подкрылок.
  2. Отключить провода от генератора (при этом необходимо запомнить, как они были подключены.
  3. Ослабить гайку, удерживающую генератор и снять с него ремень.
  4. Открутить гайку с болта, крепящего генератор к кронштейну. …
  5. Достать болт крепления.

Почему не работает стартер на ваз 2107?

Наиболее простая, но частая поломка стартера на ВАЗ 2107 – это окисление контактов. Причем контакты окисляются как на самом устройстве, так и на АКБ. Более сложная поломка обычно связана с неисправностью втягивающего реле, а также выработкой ротора, обрыва обмоток, щеток и контактных колец.

Как проверить стартер работает или нет?

Чтобы проверить якорь стартера, нужно подать напряжение 12V с аккумулятора напрямую на стартер, в обход реле. Если он крутит, то с ним все в порядке, если нет, значит, либо проблемы с ним, либо со щетками.

Как снять стартер на ваз 2110?

  1. Снять защитный брызговик силового агрегата.
  2. Отсоединить провод управления от реле.
  3. Открутить на реле гайку с плюсового провода. Понадобится ключ 13 размера.
  4. Снять провод «+» с тягового реле.
  5. Открутить 2 гайки крепления стартера.
  6. Демонтировать стартер.

Как снять стартер на ваз 2114?

Трещоткой с головкой «на 13» откручиваем три гайки крепления стартера. Снимаем сам стартер. Меняем стартер на новый, собираем всё в обратной последовательности.

Инструмент, который потребуется для замены стартера:

  1. новый стартер ВАЗ 2114;
  2. ключи на «8», «13»;
  3. трещотка с набором насадок «на 13», «на 14», «на 15».

Как снять стартер на ваз 2109?

Чтобы снять стартер, отсоедините провод от клеммы “–” аккумуляторной батареи.

Поломка стартера ВАЗ 2105

Реле стартера вводит шестерню привода в зацепление с маховиком, приводя в действие основной агрегат. Аналогичным образом срабатывает реле включения стартера ВАЗ 2105. Зафиксирован механизм при помощи 3 болтов. Корпус данного агрегата и его крышка стянуты 2 болтами.

Причины неисправности агрегата

Вот этот узел авто

Ремонт стартера ВАЗ 21053 осуществляется своими руками либо с помощью автомехаников при выходе из строя различных агрегатов. Реле включения может не срабатывать (при этом не крутит стартер) по следующим причинам:

  • разряжен аккумулятор,
  • окислены провода либо слабо затянуты наконечники,
  • замыкание в обмотке реле включения стартера ВАЗ,
  • разрыв цепи,
  • заедает якорь.

Многократное срабатывание рассматриваемого агрегата ВАЗ 2105 и его отключение связано со следующими причинами:

  • разряжен аккумулятор,
  • сильно окислены провода,
  • обрыв либо замыкание в обмотке.

Если стартер не крутит, потребуется его разобрать. Важным моментом является проверка реле включения ВАЗ 21053. Для этого потребуется установить между кольцом и шестерней прокладку, толщина которой составляет 12,8 мм. Затем реле стартера включается. Нормальным показателем напряжения считается 9 В при температуре (20±5) °С. Если полученные значения не соответствуют норме, реле стартера ВАЗ 2105 потребуется заменить новым.

Если автомобиль оснащен стартером СТ-221 с однообмоточным тяговым реле, проверяется сила потребляемого тока. Этот показатель не должен превышать 23 А.

Не крутит стартер либо его механические данные отклонились от нормы, сломалось реле включения ВАЗ 21053, вышел из строя якорь — все эти и некоторые другие причины свидетельствуют от необходимости проведению ремонтных работ. При проверке механических показателей нужно выполнить следующие действия.

  1. Измерить с помощью динамометра давление пружин на щетки. Для новых агрегатов этот показатель должен равняться 9,8±0,98 Н. Если значения для изношенных достигает 12 мм, детали заменяются новыми.
  2. Переместить привод стартера ВАЗ 2105 по шлицевому концу, чтобы убедиться, насколько свободно он двигается. Важно его четкое возвращение из рабочего положения в исходное под влиянием пружины якоря реле включения.
  3. В случае поворота шестерни к якорю последний элемент должен находиться на своем месте.

Вернуться к оглавлению

Правила замены стартера

Когда не крутит стартер либо реле стартера вышло из строя, потребуется заменить данные детали. Процесс замены стартера проводится с помощью ключа на «10». Им отворачивается нижний болт, который крепит теплозащитный щиток. Ключом на «13» скручивают гайки крепления щитка, после чего он снимается. С помощью этого же ключа откручиваются болты фиксации стартера. Стартер ВАЗ 2105 сдвигается вперед. Далее колодка отсоединяется от вывода реле тяги. После отключения проводов от последнего агрегата к аккумулятору демонтируется основная деталь.

Новое оборудование монтируется в обратном порядке. При установке большое внимание нужно уделить надежной фиксации провода питания реле стартера ВАЗ 21053. Сложным процессом считается разборка данного агрегата. Для этого потребуются ключи на «13» и на «10». После отворота 3 винтов снимается реле стартера. Из корпуса детали вытаскиваются шток и пружина. Для последующей разборки стартера применяется крестообразная отвертка. С ее помощью отворачиваются винты и снимается крышка. Состояние щеток можно проверить после их демонтажа.

При разборе рассматриваемой детали особое внимание уделяется изоляции свободных выводов обмотки. После снятия стопорного кольца потребуется демонтировать изоляционные трубки. Одновременно визуально проверяется состояние всех обмоток и коллектора ВАЗ 2105. Если последний элемент незначительно нагревается, пластины зачищаются с помощью шлифовальной шкурки. В случае сильного нагревания заменяется якорь.

Следующий шаг заключается в демонтаже резинового уплотнителя и снятии регулировочной шайбы. Сборочный процесс предусматривает установку этого элемента на его место. Якорь снимается вместе с приводом. При снятии рычага нужно учесть, что шестерня должна свободно вращаться в определенную сторону. Изношенная деталь заменяется новой.

Сборка узла осуществляется в обратной последовательности. Ограничитель надевается на вал в сторону кольца стопора. Для этого используются молоток и ключ на «14». Важным моментом является выдувание пыли из стартера ВАЗ 21053. Для смазки деталей применяется «Литол-24» либо смазка №158. Моторным маслом смазываются следующие детали:

  • подшипник,
  • втулка,
  • шлицы якоря,
  • ступица.

Автомеханики рекомендуют перед сборочным процессом вставить болты в нужные отверстия. При изоляции первого болта соответствующая труба надевается на тот элемент, который касается медной шины. Проблему, из-за которой не крутит стартер, рекомендуется решать в кротчайшие сроки.

13.24 Снятие стартера

Снятие стартера ВАЗ 2105

Конечно, чтобы отремонтировать стартер, его для начала нужно снять с автомобиля. Этим мы и займемся:

Совет! Перед снятием стартера ОБЯЗАТЕЛЬНО (!) отключите минусовую клемму с аккумуляторной батареи!

  • Снимаем воздушный фильтр для удобства. Если автомобиль инжекторный, то необходимо открутить растяжки впускного коллектора.
  • Далее нужно будет ключом на 10 (удобнее всего головкой) открутить болт крепления щитка стартера.
  • Затем берем ключ на 13 и откручиваем провода от втягивающего реле стартера, чтобы не по отрывать их в процессе снятия.
  • После чего откручиваем три болта крепления стартера. Эта операция выполняется тем же ключом на 13.
  • Открутите щиток стартера полностью.
  • Аккуратно выньте стартер из моторного отсека автомобиля.
  • Снятие закончено.

Совет! Лучше выполнять работы на холодном двигателе, чтобы не обжечь руки об коллектора.

Ремонт стартера

Итак, стартер у нас в руках и можно приступать к его разборке. Рабочее место должно быть чистым и на нем не должно быть ничего лишнего — в стартере много мелких деталей. Они мелкие, но очень важные! Не теряйте их.

Разборка стартера

Совет! Перед разборкой стартера обязательно очистите его от грязи! Так будет гораздо удобнее.

  • Снимаем втягивающее реле. Для этого ключом на 13 откручиваем гайку, крепящую провода вывода статорной обмотки. После чего откручиваем снизу реле два крепящих его винта и аккуратно вынимаем реле вместе с пружиной и сердечником, который необходимо отсоединить от вилки.
  • Теперь приступаем к разборке статора. Он крепится двумя шпильками. Их откручиваем головкой на 10 или обычным ключом. Снимаем статор со шпилек.
  • Теперь перед нами предстает планетарный механизм, который тоже нужно разобрать.
  • Вначале подденьте отверткой главную шестерню, а затем все остальные. Обратите внимание на степень их износа.
  • Теперь необходимо снять привод стартера. Для этого поддеваем опору рычага (вилки) и извлекаем привод, вал, рычаг и внешнюю шестерню в сборе.
  • Сбиваем стопорное кольцо с шестерни, извлекаем его.
  • Затем следует снять привод с вала. Там тоже есть стопорное кольцо — снимите и его.
  • Вернемся к разборке статора. Задняя крышка прикручена двумя винтами, выполненными под крестовую отвертку. Открутите их и снимите крышку.
  • Щеточный узел снимается достаточно просто — подденьте его отверткой и извлеките.
  • Далее снимается упорная шайба и извлекается якорь из статора.

Собственно говоря, разборка стартера окончена.

Дефектовка стартера ВАЗ 2105

Теперь обратим наше внимание на то, какие детали могли придти в негодность, а также стоит ли их менять или «походят еще»:

  • Втягивающее реле. Проверяется при помощи мультиметра. Контакты прибора следует присоединить к выводам втягивающего реле и замкнуть их надавливанием пятака.
  • Если прозвонка работает или показывает сопротивление близкое к нулю — значит реле работает. Если нет — реле меняется.
  • Сердечник втягивающего реле должен свободно перемещаться в нем. На корпусе не должно быть сколов, царапин, задиров и так далее. Легкость перемещения проверяется руками. В случае не соответствия требованиям сердечник следует заменить.
  • Обмотки. Категорически запрещены следы подгорания. Если подгорела обмотка якоря, то увы и ах, его следует заменить. Если же следы подгорания обнаружены на коллекторе, то это можно зачистить наждачной бумагой.
  • На поверхности коллектора не допускается наличие сколов и прочих механических повреждений.
  • Бендикс стартера. Описание его неисправности было изложено выше. При необходимости необходимо заменить.
  • Щетки(см.Замена щетки стартера и все про это) должны иметь высоту 12 мм — это минимум. Если щетки на вашем стартере стерлись более чем допустимо (проверяется при помощи штангенциркуля), то их нужно заменить!
  • Планетарный механизм. Внимательно рассмотрите все шестерни — каждую из них на наличие механических повреждений. Негодные шестерни следует заменить.
  • А если повреждены они все, то менять следует целиком механизм. После сборки проверить легкость вращения шестерен.
  • И последнее — тестирование обмоток якоря и статора. Статор проверяется следующим образом. Один провод мультиметра подключается к корпусу самого стартера, второй к выводу статорной обмотки (поочередно). Должно показывать сопротивление близкое к 10 кОм.
  • Мультиметр подключаем к выводам обмотки и смотрим на показания — сопротивление не должно стремится к бесконечности.
  • Один провод мультиметра подключаем к корпусу, второй к контактным пластинам. Сопротивление в таком случае также должно быть около 10 кОм.
  • Если что-то не так, как в этой инструкции — деталь подлежит замене.

Сборка стартера

Всем знакомы слова — порядок сборки обратный порядку разборки. Как бы это банально не звучало — это действительно так. И поэтому углубляться мы не будем в этот процесс, а обратим внимание лишь на некоторые мелкие моменты, о которых не стоило бы забывать.

  • Смазка. Где она должна быть? Смажьте вал якоря, полукольцо держателя якоря, обгонную муфту и бендикс (шестерню привода). Масло не должно попадать на корпус якоря, статора и коллектора. Будьте внимательны.
  • Все крепежные детали затягивайте без фанатизма — не ищите себе лишних проблем.
  • Осевой люфт кожуха вала якоря не должен превышать 0,5 мм (проверяется штангенциркулем). Регулируется регулировочными шайбами в случае отклонения от нормального.
  • Устанавливайте стопорные кольца осторожно, так как они имеют очень плохое свойство улетать вон в тот конец гаража, и его потом не найдешь. А без него устанавливать ни в коем случае нельзя. Так что лучше будет хотя бы руки подставить так, чтобы, в случае чего, своими руками удержать это кольцо.

Ну вот, наш стартер собран и теперь можно со спокойной совестью устанавливать его на автомобиль.

Стартер ВАЗ 2105

Стартер — это электромеханическое устройство, применяемое для пуска двигателя автомобиля, путём проворачивания его коленчатого вала. Конструктивно — это обычный электрический двигатель, питающийся от аккумуляторной батареи. С оснащались пусковым устройством типа 5722.3708. Такими же стартерами комплектовались и другие представители «классических» ВАЗов.

Таблица: основные характеристики пускового устройства 5722.3708

Рабочее напряжение, В 12
Развиваемая мощность, кВт 1,55–1,6
Ток пуска, А 700
Ток холостого хода, А 80
Вращение ротора слева направо
Рекомендуемое время работы в режиме пуска, не более, с 10
Вес, кг 3,9

Конструкция стартера

Как мы уже говорили, пусковое устройство автомобиля является электрическим двигателем. Однако конструкция стартера отличается от обычного электромотора тем, что в ней присутствует механизм, с помощью которого его вал входит в краткосрочное зацепление с маховиком.

Стартер состоит из таких узлов:

Статор устройства составляют четыре электромагнитных обмотки. Корпус и две крышки объединены в один узел посредством двух шпилек, которые их стягивают. Ротор расположен в корпусе и установлен на двух металлокерамических втулках, играющих роль подшипников. Одна из них установлена в передней крышке, а другая, соответственно, в задней. В конструкцию ротора входит вал с шестернёй, электромагнитная обмотка и щёточный коллектор.

Во фронтальной крышке размещён механизм зацепления якоря с маховиком. Он состоит из подвижной шестерни, обгонной муфты и приводного рычага. Функция этого механизма заключается в том, чтобы передавать вращающий момент от ротора к маховику во время работы стартера, а после пуска двигателя рассоединять эти узлы.

Реле тягового типа также установлено в передней крышке. Его конструкцию составляют корпус, электромагнитная обмотка, контактные болты и подвижный сердечник с возвратной пружиной.

Принцип работы

Запуск устройства происходит в тот момент, когда ключ зажигания становится во второе положение. Ток с аккумулятора подаётся на один из выводов реле тягового типа. В его обмотке образуется магнитное поле. Оно втягивает сердечник, благодаря чему приводной рычаг двигает шестерню, вводя её таким образом в зацепление с маховиком. Одновременно с этим напряжение подаётся на обмотки якоря и статора. Магнитные поля обмоток взаимодействуют и провоцируют вращение ротора, который, в свою очередь, раскручивает маховик.

После пуска силового агрегата количество оборотов обгонной муфты возрастает. Когда она начинает вращаться быстрее самого вала, происходит её сработка, вследствие чего шестерня выходит из зацепления с венцом маховика.

Видео: как работает стартер

Какие стартеры можно установить на ВАЗ 2105

Кроме штатного пускового устройства на «пятёрку» можно поставить один из аналогов, которых сегодня в продаже достаточно много.

Производители стартеров

Среди всех отечественных и импортных деталей, представленных на сайтах, в автомагазинах и на рынке, можно выделить те, которые в наиболее полной мере отвечают характеристикам двигателя ВАЗ 2105:

Можно ли поставить на «пятёрку» стартер от иномарки или другой модели ВАЗ

Что касается установки на ВАЗ 2105 пускового устройства от автомобиля импортного производства, то вряд ли получится это сделать без соответствующих доработок. Да и стоит ли это делать? Гораздо проще установить стартер от «Нивы». Это единственная модель ВАЗ, стартер от которой подходит на любую «классику» без каких-либо переделок.

Редукторный стартер

Для тех водителей, которые хотят, чтобы двигатель их автомобиля запускался с пол-оборота в любую погоду и независимо от заряда аккумуляторной батареи, есть отличное решение. Это редукторный стартер. Он отличается от обычного наличием в конструкции редуктора — механизма, позволяющего существенно увеличить количество оборотов ротора и, соответственно, крутящий момент коленвала.

Если для запуска карбюраторного двигателя ВАЗ 2105 коленчатый вал необходимо раскрутить до 40–60 об/мин, то редукторный стартер может обеспечить его вращение с частотой до 150 об/мин даже при «севшей» аккумуляторной батарее. С таким устройством двигатель без проблем запускается даже в самые сильные морозы.

Среди редукторных пусковых устройств для «классики» хорошо зарекомендовали себя белорусские стартеры АТЭК (каталожный номер 2101–000/5722.3708). Даже при разряде АКБ до 6 В такое устройство может без особых проблем обеспечить старт силовой установки. Стоит такой стартер на 500 рублей дороже обычного.

Установка

  • Вставляем стартер ВАЗ 2105 в посадочное место.
  • Затем закрепляем его тремя крепежными болтами.
  • После чего следует установить обратно щиток стартера.
  • Теперь следующий шаг — подключение обратно всех необходимых проводов ко втягивающему реле.
  • Далее установите обратно растяжки (на инжекторном автомобиле) или же установите корпус воздушного фильтра (на карбюраторном автомобиле).
  • Подключите минусовую клемму обратно к аккумулятору и можно пробовать заводить свой любимый автомобиль.

Краткое заключение. Ремонт стартера своими руками — дело не сложное, но достаточно экономное. Цена на запчасти плюс цена за работу мастерам на ближайшей СТО — уже хорошие деньги. А так придется потратиться только на запчасти. Надеемся, что эта статья вам помогла. Следите за своим автомобилем, вовремя ремонтируйте и, когда вам будет очень нужно, он послужит вам верой и правдой!

Реле стартера вводит шестерню привода в зацепление с маховиком, приводя в действие основной агрегат. Аналогичным образом срабатывает реле включения стартера ВАЗ 2105. Зафиксирован механизм при помощи 3 болтов. Корпус данного агрегата и его крышка стянуты 2 болтами.

Проверка и ремонт стартера ВАЗ 2105

Ремонт пускового устройства можно произвести самостоятельно. Этот процесс включает демонтаж узла, его разборку, дефектовку и замену неисправных деталей.

Снятие стартера с двигателя ВАЗ 2105

Чтобы снять стартер с автомобиля нам потребуются:

Демонтажные работы производятся в таком порядке:

Разборка, дефектовка и ремонт

На этом этапе ремонтных работ нам потребуются следующие инструменты и средства:

Работы производим в соответствии с таким алгоритмом:

Видео: ремонт стартера

Ремонт тягового реле

Из всей конструкции стартера именно тяговое реле выходит из строя чаще всего. К наиболее распространённым его неисправностям можно отнести:

Признаком, характеризующим неисправность реле, является отсутствие того самого щелчка, который происходит при подаче напряжения на его обмотку и втягивании якоря.

При выявлении подобного признака, первым делом рекомендуется проверить проводку и надёжность контакта в электрической цепи. Если это не помогло, реле необходимо демонтировать. Кстати, для этого не нужно снимать весь стартер. Достаточно убрать воздухозаборник и теплоизоляционный щит. О том, как это делается, мы говорили ранее. Дальше выполняем следующие работы:

Видео: проверка тягового реле путём прямого подключения к АКБ

Ремонт стартера ВАЗ 2105 своими руками не представляет особой сложности даже для новичка. Главное иметь под рукой необходимые инструменты и желание разобраться во всём самому. Что же касается запасных частей, то любую из них можно приобрести в автомагазине или на рынке. В крайнем случае, можно заменить стартер целиком.

Причины неисправности агрегата

  • разряжен аккумулятор,
  • окислены провода либо слабо затянуты наконечники,
  • замыкание в обмотке реле включения стартера ВАЗ,
  • разрыв цепи,
  • заедает якорь.
  • разряжен аккумулятор,
  • сильно окислены провода,
  • обрыв либо замыкание в обмотке.

Если автомобиль оснащен стартером СТ-221 с однообмоточным тяговым реле, проверяется сила потребляемого тока. Этот показатель не должен превышать 23 А.

Не крутит стартер либо его механические данные отклонились от нормы, сломалось реле включения ВАЗ 21053, вышел из строя якорь — все эти и некоторые другие причины свидетельствуют от необходимости проведению ремонтных работ. При проверке механических показателей нужно выполнить следующие действия.

Электрические причины неисправности

Если установлено, что не крутит стартер ВАЗ-2105, или скорость оборотов слишком низкая, то обязательно нужно проверить электрическую цепь. Диагностика неисправностей начинается с аккумулятора. Водитель должен убедиться, что:

  • батарея хорошо заряжена;
  • провод, соединяющий клеммы втягивающего реле, закреплен надежно;
  • контактная группа замка зажигания не повреждена;
  • провод между стартером и аккумулятором исправен.

На этом этапе выявления проблем нужно обратить внимание на то, как срабатывает втягивающее устройство и вращается якорь. Иногда повреждается обмотка тягового реле, в это же время происходит замыкание между витками

Тогда ВАЗ-2105 не заводится, а стартер крутит. Еще одна причина поломки стартера, которая относится к разряду электрических, – медленное прокручивание маховика.

Если видимые проблемы не обнаружены, то нужно будет демонтировать стартер для дальнейшего осмотра. Скорее всего, произошло подгорание коллектора из-за замыкания пластин. Другие электрические причины поломки стартера – это:

  • выход из строя тягового реле;
  • щетки, неплотно прилегающие к коллектору;
  • износ коллектора якоря.

Правила замены стартера

Новое оборудование монтируется в обратном порядке. При установке большое внимание нужно уделить надежной фиксации провода питания реле стартера ВАЗ 21053. Сложным процессом считается разборка данного агрегата. Для этого потребуются ключи на «13» и на «10». После отворота 3 винтов снимается реле стартера. Из корпуса детали вытаскиваются шток и пружина. Для последующей разборки стартера применяется крестообразная отвертка. С ее помощью отворачиваются винты и снимается крышка. Состояние щеток можно проверить после их демонтажа.

Следующий шаг заключается в демонтаже резинового уплотнителя и снятии регулировочной шайбы. Сборочный процесс предусматривает установку этого элемента на его место. Якорь снимается вместе с приводом. При снятии рычага нужно учесть, что шестерня должна свободно вращаться в определенную сторону. Изношенная деталь заменяется новой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: