Выбираемся из снежного плена
Машина застряла в снегу и не может сдвинуться с места – такие случаи нередки в зимнее время. Что нужно иметь с собой в багажнике, как правильно выезжать из. РИА Новости, 31.12.2021
МОСКВА, 31 дек — РИА Новости. Машина застряла в снегу и не может сдвинуться с места – такие случаи нередки в зимнее время. Что нужно иметь с собой в багажнике, как правильно выезжать из сугроба на заднем приводе, отличия “механики” и “автомата” при раскачке, – в материале РИА Новости.Как выбраться из снегаЗимой никто из автомобилистов не застрахован от попадания в снежный плен. В городе с этой проблемой чаще сталкиваются автовладельцы, которые оставляют свое транспортное средство на открытых парковках и обочинах, куда обычно счищают снег с проезжих частей. Тем, кто собрался за город, необходимо подготовить авто к поездке и позаботиться о выборе качественных шин, соответствующих сезону. Резина должна быть шипованная, а в багажнике всегда находиться минимальный набор инструментов.Что нужно иметь с собойВ зимнее время автолюбителям пригодятся:Дополнительно можно запастись комплектом теплой одежды, средством для розжига костра, фонарем и несколькими банками консервов.Основные правилаДаже если водитель достаточно опытен и знает, как вести себя на зимней дороге, чтобы не застрять в снегу, бывают ситуации, когда это происходит неожиданно и не зависит от мастерства автолюбителя.Не паниковатьПервое правило – успокоиться и трезво оценить ситуацию. Чтобы не усугубить положение, нельзя давить на газ. Лучше всего выйти из машины и осмотреться.”Во время поездки в принципе всегда нужно оценивать ситуацию, например, какой перед вами снег: глубокий или нет, рыхлый, уплотненный и так далее. Исходя из этого уже принимать решение, как выбираться из сугроба”, – говорит Игорь Боярский, директор по сервису и запасным частям “Авилон Jaguar Land Rover”.Расчистить местоНеобходимо освободить колеса, бампер и днище авто от снега и расчистить колею для них, используя лопату или подручные средства.”Можно ногами утрамбовать снег под колесами, если ничего нет под рукой. Еще один вариант — использовать домкрат, если под него можно организовать площадку, поднять машину и резко опустить. Также домкратом поочередно можно поднимать каждое колесо и заполнять пространство под ним, чтобы автомобиль смог выехать из сугроба”, – рассказывает Максим Рязанов, технический директор сети автосалонов Fresh Auto.После этих манипуляций можно попытаться выехать, не газуя и плавно нажимая на педаль. Лучше это делать на низкой передаче, аккуратно работая педалью акселератора, чтобы колеса не буксовали, а крутились медленно, и как только начинается пробуксовка – останавливаться.Приспустить колесаСпособ достаточно эффективный, но долгий. Прежде чем им воспользоваться, стоит убедиться в том, что в багажнике есть компрессор. Давление во всех шинах нужно снизить до 0,8–1,0 бар. В результате колеса расплющатся и площадь сцепления с поверхностью станет больше. Выбравшись из сугроба, нужно накачать колеса.”Данный способ поможет, если снега мало, в ином случае будет обратный эффект и машина может увязнуть еще сильнее”, – предупреждает Максим Рязанов.Что подложить под колесоДля того чтобы восстановить сцепление колес с поверхностью, можно подложить под них любые твердые предметы. Для этого подойдут мелкие ветки, сучки, бревна, доски, камни.”Когда деревьев или кустарников поблизости нет, придется использовать то, что есть в автомобиле. Самый простой вариант — салонные коврики. Подкладывать их нужно под ведущие колеса, – рассказывает Сергей Власов, эксперт #банкавто (цифровой платформы РГС Банка). – Если удалось снова начать движение, нельзя останавливаться, чтобы подобрать коврики или посадить пассажиров обратно. Нужно добраться до ровного сухого твердого участка”.Способы и техникиСуществует несколько способов вызволения автомобиля из снежного плена. Каким из них воспользоваться, зависит от того, что есть в багажнике и салоне у автомобилиста.РаскачкаЕсли не получается выехать по собственной колее, можно попробовать раскачать автомобиль. Смысл этого приема в наборе скорости за счет маятниковых движений. Это самый действенный и популярный способ, испробованный большинством автомобилистов.”Хорошо, если в машине водитель не один, иногда бывает достаточно силы одного-двух человек, чтобы подтолкнуть автомобиль. Помощь пассажиров можно совместить с “раскачкой””, – говорит Сергей Власов.Механическая коробка передачНа автомобиле с механической коробкой передач раскачать машину проще всего. Тронувшись в одну сторону, авто чуть заезжает на горку и начинает откатываться назад, можно даже помочь транспортному средству, включив в этот момент заднюю передачу. Когда авто накатывается на противоположный край ямки и снова меняет направление движения, нужно снова сменить передачу. Самый эффективный вариант — двигаться вперед-назад до тех моментов, когда колеса уходят в пробуксовку.На большинстве современных автомобилей применяется дифференциал для распределения крутящего момента на каждое из ведущих колес (передних или задних, в зависимости от привода). Из-за этого они вращаются с разной частотой. В этом случае поможет раскачка автомобиля в стороны. Однако это должен быть крайний шаг, так как в этом случае сильно изнашивается трансмиссия.Автоматическая коробка передачНа АКПП нет сцепления, выжимая которое водитель авто с МКПП помогает раскачивать застрявшую машину. Многие автолюбители уверены, что на “автомате” совсем нельзя буксовать. Но если есть определенный опыт, то небольшая пробуксовка не повредит.Существует два способа раскачки для машин с автоматическими коробками передач:Не стоит забывать, что нагрузка на АКПП может вызвать перегрев, если в течение нескольких минут раскачки авто не выбралось из снега, лучше дать коробке отдохнуть.БуксирЕсли в багажнике есть трос, можно обратиться за помощью к другим автомобилистам, чтобы вытащить авто на буксире.”Владельцам седанов и хэтчбеков лучше попросить об услуге водителей грузовиков – так результат будет гарантирован. Если в снегу увяз внедорожник – лучше вызвать эвакуатор”, – советует Максим Рязанов.Важно не дергать машину стальным тросом, чтобы не повредить проушины. Каждый водитель должен знать, куда подсоединяется трос и как правильно закрутить крюки для буксировки, чтобы они не выскочили и не нанесли повреждений.После того, как все подготовлено, нужно поставить авто на передачу (если тянуть будут назад, то на заднюю) и плавно нажимать на газ, помогая тащить транспортное средство.О еще одном способе использования троса рассказывает Сергей Власов: “Если поблизости есть дерево или столб и достаточно длинный трос, можно закрепить его одним концом на дереве, второй обмотать вокруг ведущего колеса. При аккуратном нажатии на газ получится аналог лебедки”.Растопить снегДля того чтобы растопить снег под колесами, можно использовать поваренную соль (если она имеется в багажнике), поможет в этом и незамерзающая жидкость для мытья стекол.Антипробуксовочные цепиВ случае если перечисленные действия не помогли и машина не двигается, значит колесам не хватает сцепления. Чтобы обеспечить его, стоит использовать антипробуксовочные цепи, если таковые имеются. Они крепятся на ведущие колеса и выполняют роль дополнительного протектора. За счет малой площади контакта звеньев цепи с дорожной поверхностью сила давления веса автомобиля на грунт существенно повышается. Это заставляет цепь “вгрызаться” в глубь льда и снега. Для того, чтобы закрепить устройство на колесе, необходимо воспользоваться домкратом.”Что касается антипробуксовочных цепей, то надевать их стоит заранее, так как если машина застряла в снегу, это будет сделать тяжело. Цепь по сути – это тот же самый трак, только у нее еще есть элементы, чтобы сцепиться с дорогой и протолкнуть машину вперед”, – советует Игорь Боярский.ДомкратДомкрат можно применить для того, чтобы приподнять машину и что-либо подложить под колесо. Если площадка достаточно ровная, можно установить домкрат и столкнуть с него авто вперед или назад, главное убедиться в том, что это действие не навредит его целостности.”Если машина “села” на днище, с помощью домкрата нужно приподнять ее. Однако на снегу это сделать крайне тяжело, потому что домкрат тоже будет проваливаться. Если есть такая возможность, то сначала нужно положить доску под домкрат и поднять колесо, а затем уже что-то подложить под само колесо. Кроме того, если автомобиль оборудован специальными системами антибуксировки, водителю нужно обязательно их включить”, – рассказывает Игорь Боярский.Как не застревать в снегуДля того чтобы не застревать в снегу, важно соблюдать несколько простых правил:
Лайфхак как выбраться из снежного плена Териберки: два часа работы лопатой и грамотная организация движения
Зимой случается настоящий туристический бум для старинного поморского села Териберка, популярность которого после съемок знаменитого «Левиафана» Андрея Звягинцева с каждым годом все растет. На побережье Баренцева моря стремятся попасть как россияне, так и гости из Китая. При этом мало, кто из них задумывается, чем может закончиться такое путешествие дикарями.
С начала 2020 года дорогу Кола – Серебрянские ГЭС, которая ведет к знаменитой жемчужине Мурманской области, уже дважды закрывали из-за непогоды. В первый раз спасателям пришлось вызволять из снежного плена 23 автомобиля. А буквально вчера, 8 января, в белой непролазной каше увязли почти 60 машин. Но благодаря взаимовыручке и слаженным действиям туристы смогли выбраться с самой сложной дороги Заполярья.
Дорожно-снежное братство
– Мы встали около 15.00 из-за того, что китайцы на Land Rover не умели пользоваться полным приводом и ехали фактически только на одной оси. Они влетели в довольно большой перемет и просто закопались в нем, встав поперек дороги. Их попытался вытащить «КамАЗ», но из-за дорожных условий тоже стал буксовать, раскопал под собой лед и заблокировался, перегородив оставшуюся часть проезжей части, – рассказывает, как образовался затор на Серебрянке, член Русского географического общества и профессиональный гид в сфере активных туров Илья Мельников.
Следующие два часа он и остальные автомобилисты провели с лопатами в руках, выкапывая и расталкивая машины, пытаясь хоть как-то организовать информирование колонны и прекратить хаотичное движение. Разумеется, среди попавших в плен водителей находились и те, кто пытался объехать вставших на дороге «железных коней» или проскочить по встречной полосе. Странно, что не было желающих миновать затор по обочине. Спустя два часа Илье удалось урегулировать хаос.
Дорожное братство сплотилось в непростой ситуации и помогла выбраться всем застреявшим в непролазных териберских сугробах. Фото: Илья Мельников
– Мы переставили все внедорожники вперед колонны и разгребли полосу для проезда. Нам повезло, что было два реально хорошо подготовленных полноприводных авто, которые натропили дорогу, и потихоньку за ними начали выводить остальные машины: от самый высоких и мощных «железных коней» до кроссоверов, а потом и легковушек. В итоге сообща нам удалось вытащить из сугробов 60 машин. Большая часть из них буксовала, но мы большими толпами ходили выкапывали и выталкивали. Отрадно, что практически у всех были лопаты. Все были молодцы, – описывает хэппи-энд собеседник «КП».
А спустя еще буквально час дорогу на Териберку вновь закрыли больше чем на 12 часов.
Главные правила, как вести себя на Серебрянке
Советы профессионального и бывалого гида пригодятся тем, кто собирается в ближайшее время штурмовать побережье Баренцева моря. А, как показывает практика, любители экстрима найдутся обязательно.
1. Следите за прогнозами погоды: ветер сильнее 15 метров в секунду и сильный снегопад – ключевые факторы, вызывающие заносы.
2. Резина на автомобиле должна быть шипованная. Всесезонная и прилипайка не подойдут.
3. В машине обязательно должно быть экстренное снаряжение: металлическая снеговая лопата, трос, цепи на колеса, канистра топлива, расширенная аптечка, термос или горелка с котелком и газом, запас еды. Не помешают также спальник и налобный фонарик.
4. Если дорогу начало заметать, не останавливайтесь и идите на скорости 20-40 километров в час, иначе зароетесь. Будете гонять – рискуете улететь в кювет. Нет видимости – сбавьте скорость до 10-15 километров в час и ориентируйтесь по вешкам.
5. Если дорогу заметает, сбивайтесь в колонну, держа дистанцию 25-50 метров в зависимости от видимости. Вперед пустите самые проходимые полноприводные машины, за ними кроссоверы и далее низкие легковушки. Не бросайте колонну, пока не выберетесь на отворотку на Мурманск.
Если дорогу заметает, ни в коем случае не останаливайтесь – надо ехать медленно, но верно. Фото: Илья Мельников
6. Если у вас полноприводный автомобиль, видя большой затор, не пытайтесь объезжать остановившиеся машины. Ваши попытки быть умнее всех наверняка приведут к тому, что застрянете и перекроете участок дороги, по которому может пойти шнек. Остановитесь, выйдете из машины, оцените обстановку и посоветуйтесь с теми, кто застрял и только тогда принимайте решение стоять или ехать.
Даже самые крутые внедорожники могут застрять, а ведь надо оставить проезд для шнека, который в случае чего придет вам на выручку. Фото: Илья Мельников
7. Если у вашего «железного коня» монопривод, то пристройтесь за внедорожником и идите за ними до самого Мурманска. Джипы – ваша единственная надежда, если застрянете. Совершенно точно, не надо их обгонять – увязните в следующем заносе и подъехавшие внедорожники просто спихнут вас на обочину. Зимняя дорога – царство внедорожников и с этим надо смириться!
8. Если вы все-таки застряли, то почти наверняка перегородили дорогу и скоро будете не один. Организуйте раскопки дороги, формируйте колонну и не забудьте при наличии связи сообщить на «большую землю», где вы и какова ситуация. Берегите топливо и ждите, пока вас вытащат. До цивилизации недалеко: если машина и печка работают – не пропадете!
– Сохраняйте спокойствие, помогайте попавшим в беду и соблюдайте скоростной режим! Всем хороших дорог! – желает Илья Мельников, который уже не раз оказывался в снежном плену и с честью из него выбирался.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Издатель: ООО “СеверГрупп” АДРЕС РЕДАКЦИИ: 183025, ул. Капитана Буркова, 51а, офис 43. и.о. редактора Пашенкова Мария Леонтьевна, red@kpmk.ru КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ: 8 (991) 671-16-33, 8 (902) 035-12-31.
Что делать, если застрял в снегу
Россия настолько огромна, что на ее территории умещается несколько климатических поясов: от арктического до субтропиков. Однако несмотря на все это, на большей части страны почти половину года — зима. Поэтому само по себе застревание автомобиля в снегу — не редкость. Это всегда неприятно, хлопотно и отнимает много сил, энергии и времени. Несколько советов помогут быстро выбраться из таких ситуаций.
Главное правило при выборе шин простое: зимой нужно ездить на зимней резине. Ни в коем случае не стоит отдавать предпочтение так называемым всесезонкам. Резиновая смесь таких шин, как правило, плохо работает не только в жаркую погоду, но и при низких температурах. Соответственно, их сцепные свойства на снегу — гораздо хуже, а риск засесть — намного выше. Далее необходимо понять, какой тип зимних шин лучше подходит условиям эксплуатации вашего автомобиля. Если вы часто выезжаете на загородные дороги, то это однозначно должна быть шипованная резина. Шины без шипов подходят скорее для езды по городу.
Да, звучит странно, но зимой лопата в машине — такой же необходимый инструмент, как баллонный ключ или домкрат. Кроме лопаты и инструментов на время зимнего сезона также полезно иметь в машине и другие вспомогательные средства: например, небольшой мешок песка, каменную соль, колесные цепи и трос. Каждый из них может помочь значительно уменьшить количество времени и усилий, необходимых для высвобождения застрявшего в снегу автомобиля.
Вообще-то этот совет отлично подходит не только для того, чтобы не попадать в неприятные ситуации, но и чтобы как можно легче из них выбираться. Превышение скорости и вообще агрессивный стиль вождения создают самый высокий риск попадания в дорожно-транспортные происшествия любого характера. Однако зимой он гораздо выше. Причем дело не только в опасности возникновения заносов и сносов, но и в риске закопаться в глубоком снегу при активной работе с педалью газа. Так что в зимний сезон лучше не переусердствовать с ним.
Прежде всего выпрямите колеса — это значительно облегчит выезд из снежной «каши». Далее по возможности, если у вас под рукой есть насос или компрессор для накачки колес, немного приспустите шины. Снизив давление, вы увеличите пятно контакта колеса со снежным покрытием. Это позволит колесам иметь лучшее сцепление с дорогой.
Статьи 30 января 2017 Мимо сугроба по встречке: какие ловушки ждут водителей зимой
Статьи 25 ноября 2014 День жестянщика: чего нельзя делать водителям в гололед
Работайте мягко с педалью газа. Помните, что чрезмерно высокая скорость вращения проскальзывающей шины приводит к перегреву и повреждению резины. Кроме того, если как следует крутить мотор и колеса в снегу, то автомобиль просто выроет себе яму, и вероятность самостоятельно вылезти из снежного плена будет уменьшаться с каждым оборотом проскальзывающих колес.
Далее отбросьте большую часть снега и льда от колес, на которые приходится привод. Здесь как раз и понадобится лопата, о которой мы упоминали выше. Если у вас полноприводный автомобиль, то лучше расчистить пространство у каждого из колес.
После всего этого можно попытаться тронуться. Важно пытаться выехать из снега на низкой передаче, очень аккуратно работая педалью акселератора. Двигаться необходимо с минимальным крутящим моментом, передаваемым на колеса. Лучше всего, чтобы колеса не буксовали, а крутились медленно, но верно. Необходимо останавливаться, как только колеса начинают пробуксовывать.
Таким образом, самый эффективный вариант — двигаться вперед-назад до тех моментов, когда колеса уходят в пробуксовку. Сначала двигайтесь вперед, а как только автомобиль не может двигаться дальше, включайте заднюю передачу и, взяв небольшой разгон, отъезжайте. А затем накатом пытайтесь пробить себе дорогу далее вперед.
На большинстве автомобилей применяется дифференциал для распределения крутящего момента на каждое из ведущих колес (передних или задних, в зависимости от привода). Из-за дифференциала колеса вращаются не с равной частотой. В этом случае поможет раскачка автомобиля в стороны. Однако это должен быть крайний шаг, так как раскачка сильно изнашивает трансмиссию.
Как выбраться из снежной лавины
Горнолыжный отдых очень популярен. Зачастую он сопряжен с высоким риском для жизни. Снежная стихия коварна, она требует определенных навыков и знаний, чтобы выбраться из ее плена целым и невредимым.
Как выбраться из снежной лавины и чем она опасна?
Мало кто из начинающих лыжников представляет себе реальную опасность этого явления. Чтобы понимать, как выбраться из лавины, стоит четко знать о том, на что способна ее ударная сила.
Лавина может:
- Разрушить крепкие бетонные постройки и металлические конструкции;
- Повредить линии электропередач и коммуникации;
- Сбросить с дорог автомобили и поезда (Рисунок 1);
- Занести магистрали и пути сообщения;
- Сделать недоступными целые населенные пункты;
- Нанести человеку серьезные травмы, в том числе, не совместимые с жизнью.
Существует отдельная система предупреждения людей об опасности стихийного бедствия, которая основана на классификации рисков его возникновения.
Как действовать, если вас настигла лавина?
Если следовать этому алгоритму, можно избежать того, что вас затянет несущимся снегом:
- Уйдите с пути снежной массы на безопасное расстояние, двигаясь по горизонтали (Рисунок 2);
- Спрячьтесь за выступом или утесом, в какой-нибудь пещере;
- Заберитесь на возвышение или устойчивый камень, крепкое дерево — молодые деревца легко сломаются;
- Быстро сбросьте вещи, которые сковывают ваши движения и может втянуть потоком — рюкзак, лыжи, палки, ледоруб и т.д.
Рисунок 2. Если Вас застигла лавина следуйте определённым правилам
Как можно выбраться из снега самостоятельно?
Нередко лыжники сами провоцируют сход лавины, которая сползает немногим ниже места, где расположен источник шума, поэтому дорога каждая секунда.
Чтобы спастись из ее плена:
- Постарайтесь закрепиться — ухватиться за дерево, камень или ограждение, в любом из случаев — воткните лыжную палку на несколько метров выше своего места пребывания;
- Закройте рот и нос шарфом или шапкой, чтобы туда не попали куски льда и снега;
- Сгруппируйтесь — примите горизонтальное положение и развернитесь в сторону снежного потока, подтянув колени к животу;
- Сделайте круговое движение головой, чтобы вокруг нее образовалось как можно больше свободного пространства;
- Как только движение прекратится, попробуйте спастись самостоятельно, если вам не удается — постарайтесь вытолкнуть руку наверх, чтобы та была заметна спасателям (Рисунок 3);
- Оказавшись во власти стихии — не кричите, так как снег поглощает все звуки, а лишние телодвижения быстро лишат вас кислорода и сил;
- Шевелитесь, чтоб не замерзнуть и не отчаивайтесь, по возможности помогите тем, кто оказался с вами рядом — известны случаи, когда людей спасают на 5-ые и даже 13-ые сутки.
Разберем по шагам, как выбираются из подобных ситуаций опытные горнолыжники (Рисунок 4).
Их рекомендации, как выбраться из лавины:
- Надо занять позицию над снежными массами, чуть выше линии разлома;
- Затем сдвинутся к краю движущегося снега, так как в середине его скорость будет намного выше, чем по краям;
- Поддерживайте как можно дольше свое вертикальное положение и сбросьте все лишние и тяжелые вещи;
- Хватайтесь за что-нибудь на своем пути, даже, если вас срывает и несет дальше — так вы выигрываете время и пропускаете основную часть бедствия вниз;
- Гребите руками, двигаясь по течению, стараясь держать голову над поверхностью;
- Делайте вокруг себя воздушную камеру — как только лавинный поток остановился, сложите руки перед лицом в виде чаши, сделайте глубокий вдох и задержите дыхание перед остановкой;
- Экономьте воздух и силы — если вы не глубоко, попробуйте прокопать туннель, при звуке голосов — позовите на помощь.
Метод 1 действуйте в первые несколько секунд
Рассмотрим, как выбраться из лавины на поверхность или вообще избежать попадания в ее поток:
- Быстро отпрыгнув в сторону — за пределы линии схода, здесь важно среагировать моментально, так как снег обрушивается резко и с большой скоростью;
- Уйдя в бок — главное не мешкать, а двигаться настолько скоро, насколько это возможно, чтобы вас не затянуло в центр снежной массы;
- Скинув все приспособления — облегчите свой вес, оставив тяжелые вещи, за исключением аварийно-спасательного снаряжения — лопатки для разгребания заносов и радиопередатчика, по оставленному на поверхности лыжному оборудованию спасателям будет легче определить, где вы находитесь;
- Схватившись за что-нибудь — большой камень или крепкое дерево подойдут, даже небольшая палка на краю схода поможет удержаться, пока основная масса пройдет мимо, в любом случае этот трюк задержит ваше падение вниз (Рисунок 5);
- Начав плыть — старайтесь оставаться наверху и делать отталкивающие движения руками и ногами, как при плавании, плывите на спине, чтобы лицо имело доступ к кислороду по направлению к верху.
Метод 2 как выжить, если лавина вас накрыла
Одна из наиболее неприятных ситуаций, когда вам не удалось избежать опасности, имеет свою методику действий (Рисунок 6).
Как спастись из снежного завала:
- Чтобы определить путь наружу, держите руки по направлению к верху;
- Сразу же сделайте небольшую канавку вокруг своего лица, чтобы избежать удушения и глубоко вдохните перед тем, как уляжется снег, чтобы при выдохе вокруг грудной клетки образовалось свободное пространство;
- Экономьте свои силы и воздух — двигайтесь, как остановиться лавина, но не в ущерб кислородному запасу;
- Позовите людей на помощь, если они поблизости, и вы их слышите, прекратите попытки, если они вам не отвечают;
- Ожидайте прихода спасателей — при наличии маяка или датчика ожидание не займет много времени, главное сохранять спокойствие и уверенность в успешности спасательного мероприятия.
Метод 3 повысьте свои шансы на выживание
Предусмотреть все невозможно, но перед походом в горы стоит пройти специальную подготовку и позаботиться о наличии необходимого снаряжения.
Как повысить свои шансы на выживание:
- Аварийно-спасательное оборудование сокращает вероятность смерти под толщей снега, в него входят датчики и лавинный приемник (Рисунок 7), шлем с лопаткой и воздушные подушки для лыжней;
- Курсы выживания в лавиноопасных ситуациях обучат быстро ориентироваться в случае угрозы, которая не является такой уж большой редкостью в горах.
Советы
Стоит прислушаться к рекомендациям опытных лыжников и спасателей, которые могут спасти вашу жизнь.
Они точно знают, как выбраться из лавины целым и невредимым:
- Следите за прогнозом погоды, поинтересуйтесь у местных жителей о наличии опасных мест, исследуйте местность заранее, не полагаясь на предположения о ее относительной безопасности;
- Обязательно пройдите тренинги по выживанию и не выходите в горы без необходимой экипировки, особенно в разгар горнолыжного сезона;
- Застрявши под лавиной в безлюдном месте не паникуйте, а откапывайтесь своими силами, определяя направление на свет или в той зоне, где выходящий изо рта пар поднимается вверх;
- Далеко не всем удается снять лыжи или сноуборд до того, как их накроет лавиной — известны случаи, когда застрявших находили по торчащим лыжням или палкам, так что это может быть к лучшему;
Если вам захочется справить малую нужду, находясь в снежном плену — сделайте это, несмотря на дискомфорт, так поисковым собакам будет проще найти вас по специфическому запаху.
Как самостоятельно вызволить автомобиль из снежно-ледового плена
Рассказываем, как вызволить железного коня из снежно-ледового плена и подготовиться к зимним неожиданностям.
В зимнее время абсолютное большинство российских автомобилистов ежедневно сталкиваются с экстремальными условиями. Снег и лёд минимизируют сцепление шин с дорожным покрытием, а значит, застрять на машине можно всегда и почти везде, даже на парковке возле собственного дома. В этой статье мы расскажем, как подготовиться к зимним неожиданностям и вызволить железного коня из снежно-ледового плена.
Итак, типичная ситуация: вы «засадили» автомобиль зимой в глубокий снег или просто не можете стронуться с места из-за обледенения дороги. Что делать и как быть?
Оцениваем ситуацию
Отчаиваться не стоит. В большинстве случаев это рядовая ситуация, с которой можно справиться за несколько минут.
В первую очередь, оцените своё положение и перспективу выбраться — самостоятельно или с помощью других автомобилистов. Если автомобиль застрял в городе или на оживлённой дороге, либо вблизи неё, переживать не стоит — даже в самом безнадёжном случае поблизости всегда найдётся «толкательная сила» в виде прохожих и других машин. Вам обязательно помогут. А коли так, пользуемся помощью окружающих. И, конечно, не забываем поблагодарить за оказанную услугу!
Совсем другое дело, если проблема настигла вас вдали от цивилизации, а до ближайшего «трактора» — добрые десятки, а то и сотни километров. Тут впору призадуматься. Но для начала надо оценить запасы топлива: если долго буксовать, можно быстро спалить всю имеющуюся горючку, и тогда проблема приобретёт совсем иной масштаб.
Итак, если вы почувствовали, что колёса автомобиля потеряли сцепление с землёй и крутятся на месте, отпустите педаль газа и вспомните, нет ли в вашем авто кнопки отключения ESP, принудительной блокировки дифференциала или подключаемого полного привода — в абсолютном большинстве случаев это верное решение проблемы. Если ничего из названного арсенала нет, выйдите из автомобиля и осмотрите шины ведущей оси. Это гораздо продуктивнее, чем продолжать впустую молотить мотором, жечь топливо и шлифовать лёд, лишь усугубляя проблему.
Выбираемся без посторонней помощи
Итак, вы вышли из автомобиля и обнаружили, что колёса ведущей оси или одно из них прокопали канавку и крутятся на месте, не в силах вырваться из снежно-ледового плена. Загляните под машину: здорово, если автомобиль не закопался, и днище или элементы шасси не касаются сугробов.
Пробуйте сдать назад. Если выехать задним ходом не получается, примените приём так называемой «раскачки». Для этого следует поочерёдно выжимать и отпускать сцепление, одновременно аккуратно помогая педалью газа, как бы раскачивая машину вперёд-назад. Если удаётся раскачать таким образом автомобиль, он в какой-то момент самостоятельно выскакивает из ямки. Дальше остаётся лишь аккуратно двигаться на ровном газу, не допуская пробуксовки, до участка с хорошим зацепом.
Не помогла раскачка — не беда! В этом случае нужно любым доступным способом обеспечить сцепление прокручивающегося колеса. Обычно буксует всего одно из них, в то время как второе остаётся неподвижным. Виной тому — дифференциал машины, оказывающий медвежью услугу. Итак, что делать? Вот лишь некоторые из способов выбраться самостоятельно:
— стравить давление в ведущих колёсах
Стравливая давление, вы повысите площадь пятна контакта шины с покрытием, что поможет самостоятельно выбраться из ледового плена. Однако пользоваться этим способом настоятельно рекомендуем лишь при наличии манометра и компрессора. Давление не стоит опускать ниже 0,8–0,9 атм. В противном случае колёса могут разбортироваться. Само собой, после вызволения авто давление в шинах сразу же нужно поднять до нормального, иначе вы рискуете их повредить.
— подсыпать песок или подложить различные предметы
Для вызволения авто можно подложить под буксующее колесо ветки, доски, тряпки, салонные коврики и прочие предметы, повышающие сцепление. Предусмотрительные водители возят с собой мешочек песка, соли или наполнителя для кошачьего туалета. Пригодится и обычная питьевая вода, антифриз или жидкость стеклоомывателя — полейте ими землю, чтобы растопить лёд.
Веревка вместо цепи, смекалка вместо эвакуатора. Выбираемся из снежного плена
С чего обычно начинаются неприятности? Правильно, с того, что их никто не ожидает! Сначала вы едете по отлично расчищенной дороге, затем она просто расчищена, ну а потом… Но ведь кто-то ездил! Ведь есть же занесенная снегом колея! О том, что она может быть от грузовика, а посреди поля будет снежный перемет, думать не хочется, да в принципе и не принято.
Хотя пешая разведка подозрительного участка не помешает, особенно если дорога вам незнакома. Возможно, снега немного, а если под ним глубокая колея или промерзшая лужа? Оценивая шансы на успех, учитывайте и состояние снега. Он весь такой воздушный и рыхлый? Значит, есть шанс прорваться: ходом вы легко разгребете снег передней частью машины, излишки разлетятся, в крайнем случае спокойно утрамбуются днищем. Разумеется, если того снега не по самые боковые зеркала. Куда хуже, если оттепель, как сейчас: снег тяжелый, плотный и скользкий. Цепляться за такой шинам тяжело, машине продвигаться вперед – тоже. А сядешь на пузо – пиши пропало: лопатой придется изрядно помахать.
Прорыв или прополз
Если принято решение ехать, несмотря ни на что, – ехайте! Только неспешно! Чем медленнее будете продвигаться, тем проще будет вытаскивать застрявший автомобиль: копать, толкать и так далее. И за трактором бежать, кстати, тоже ближе… Ходом имеет смысл брать только короткие участки, или если решено продвигаться до победного конца, где уже обратная арифметика: чем дальше залетишь, тем меньше копать до выезда.
Соответственно от выбранной тактики зависит и техника. Если принят стиль черепахи, то “тянем” на малых или средних оборотах, стараясь не срывать колеса в букс, а в некоторые моменты для лучшего зацепа даже немного приподнимать ногу с педали “газа”. Потеря скорости не страшна, не за то боремся. Но лучше не допускать, чтобы двигатель работал на самых низких оборотах, тем более не бился в конвульсиях и не глушился.
Что делать с глубокой колеей? Теоретически надо ехать вне ее, но практически в рыхлом снегу это осуществить трудно: машина все равно будет норовить соскочить в нее или же, продавливая покрытие, будет прокладывать новую колею, при этом вы будете бороться с большим сопротивлением качению. Если снег плотный, шансов ехать со смещением больше, но если “свалитесь”, откапываться придется долго!
“Уперлись”? Не стоит рваться вперед, отчаянно буксуя и закапывая машину на месте. Сдаем пару метров назад, затем, вновь набрав свой экстра-темп, катим вперед. Чтобы облегчить себе спокойный старт, расчищаем пару метров дороги перед машиной. Так и берем на измор заснеженную дорогу.
В случае с “прорывом” тактика несколько иная. Здесь, наоборот, скорость – наше все: пока она есть, автомобиль движется по инерции, мы едем. Поэтому скорость – как позволяют обстоятельства, активный “газ”, стараемся держать темп и придерживаться выбранной траектории. Последнее не всегда просто: машину может выкинуть даже из наезженной колеи, особенно если она “рыхлая”, поэтому без подруливающих действий, а иногда и уменьшения подачи “газа” не обойтись.
Если из-за глубокого снега машина постепенно теряет скорость и останавливается, действовать следует так же, как и в случае с медленным продвижением. Не закапываем себя пробуксовкой, а стараемся сдать назад, берем разгон – и снова на приступ. Ну а если вы ходом засадили машину в снег по самое не могу, поздравляем: вы готовы ко второй части квеста!
Качаем, копаем, поднимаем…
Сначала пробуем выехать враскачку: чуть вперед, чуть назад. На машине с МКП для этого быстро переключаем передачи с первой на заднюю. Как вариант – просто пытаемся тронуться (вперед или назад), затем выжимаем сцепление, позволяя машина откатиться в обратную сторону, и снова трогаемся. Если у вас автоматическая трансмиссия, то опять же переключаемся между D (1) и R, но при каждом переключении нажимаем педаль тормоза.
Начинать раскачку можно даже с пары сантиметров, постепенно доводя амплитуду до метра, а то и двух – в этом деле важно не спешить. Для облегчения задачи перед этим стоит расчистить снег перед машиной и позади нее, не забыв про места возле самых колес: скорее всего, там уже будут характерные углубления, также препятствующие движению.
Но, допустим, вам сегодня везет: вы не просто встали, а конкретно “сели” на днище. Снега слишком много, дорожного просвета не хватило, разгруженные колеса не способны сдвинуть машину с места. И, естественно, у вас нет гидро- или пневмоподвески, которая позволила бы приподнять кузов машины. А даже если бы и была, этот “бонус” вы уже наверняка использовали и стоите “на цыпочках” намного дальше от трактора, чем владельцы обычных машин…
Мы ведь уже писали, что делать зимой в ожидании помощи: жечь покрышки, обкладывать машину снегом… Но прежде попробуйте выехать самостоятельно, тем более что вариантов спасения в данной ситуации множество. Рассмотрим их по порядку, от простых к сложным.
Самое простое: в машине куча пассажиров, которых вы вежливо просите выйти, сообщая, что поезд дальше не пойдет. Без дополнительной загрузки машина слегка приподнимется над дорогой. А можно попробовать утрамбовать снег под днищем и моторным отсеком: встаем в дверные проемы и начинаем раскачивать автомобиль вправо-влево. И помните, что пассажиры – это не только лишний вес, но и толкающая сила! Совместными усилиями сначала пробуете сдернуть машину с мертвого места, затем, когда это получилось, враскачку выезжаете в выбранном (и слегка расчищенном) направлении.
А если вы сам себе и водитель, и спасатель, и толкатель, и никого больше нет? Для начала вы можете сделать то же самое: выйти из машины и подтолкнуть! Да-да, включив передачу, вы заставите колеса вхолостую вращаться, сами же будете толкать машину, оставаясь у проема водительской двери. Само собой, здесь важно соблюдать меры безопасности: не попасть под собственный неуправляемый автомобиль, если он сдвинется с места, не позволить ему уехать без вас и не натворить бед.
Не прокатило? Тогда при помощи лопаты производим раскопки под автомобилем (в первую очередь под моторным отсеком и элементами подвески). Весь снег убирать не нужно – достаточно добиться того, чтобы не было тяжелой плотной массы, которая не позволяет машине сдвинуться с места.
Усложним? Машина повисла в глубокой колее, лопата промерзший грунт (лед) не берет. В этом случае стоит вывесить ведущие колеса и подложить под них доски, бревна или любые другие подходящие предметы.
Этот же способ используем, если шинам просто не хватает зацепа (хотя есть и другие, но об этом чуть ниже). В этом случае под колеса можно кинуть даже коврики.
Расчищаем место от снега рядом с колесами, а также под домкрат. Последний на снег лучше не ставить: провалится, завалится, сломается сам, повредит автомобиль. В качестве опорной площадки можно использовать небольшую дощечку (ее лучше вообще возить круглый год в багажнике – летом аналогичным образом выручит на грунтовой дороге).
Как вариант можно подложить железную лопату. Вот только чем вы будете копать, если вдруг еще понадобится?
Как бы то ни было, автомобиль вывешен, и это позволяет подложить под колеса опорные предметы. В нашем случае это короткие доски. Не бог весть что, но даже их может хватить (попробуйте-ка найти в чистом поле бревно или хотя бы дерево!).
Домкрат можно использовать и для “сброса” машины в сторону, что может потребоваться в глубокой колее. Но здесь существует риск повредить домкрат или кузов автомобиля. Собственно способ джиперский, а там и домкраты другие, и соображения об эстетике тоже (шрамы украшают и все такое).
После выезда из снежного плена на асфальт вы можете почувствовать дисбаланс – это снег забился в колеса. Если он легкий и пышный, то через несколько километров разлетится во все стороны сам. Если же плотный и липкий, то может потребоваться очистка дисков. Аналогичная проблема, кстати, проявляется и летом после езды по грязи или мокрому гравию. При этом не всегда удается очистить диски без снятия их с автомобиля.
Также обратите внимание на то, что в моторный отсек может набиться снег. По идее он должен растаять, но до того может заблокировать вентилятор радиатора, ухудшить тепловой баланс в отсеке, а там и до перегрева недалеко.
Тронуться можно!
Думаете, что приключения вас ждут только в чистом поле или лесу? Они могут случиться даже в собственном дворе или на безлюдной улице: под колесами лед, они буксуют, а машина не хочет сдвигаться с места (например, задние колеса стоят в глубоком снегу, застряли в колее) или подниматься в гору. Как быть?
Есть несколько способов заставить автомобиль тронуться на скользком покрытии. Опять же вспомним про раскачку. Если проблема в том, что колеса срываются в букс даже при самом аккуратном обращении с педалью “газа”, можете попробовать сдвинуть машину… стартером! Просто заводите мотор на передаче, не выжимая сцепления. Способ, правда, только для машин с МКП, и то только тех, где нет “защиты от дурака”, требующей выжимать сцепление.
Еще один вариант “усмирения” пробуксовки – притормаживать буксующее колесо при помощи стояночного тормоза. По такому принципу работают электронные имитации блокировок, позволяющие двигаться вперед, когда одно из колес оказывается вывешенным или лишенным полноценного сцепления с дорогой. Но “ручник” поможет, если работает на ведущие колеса. То есть это модели с задним приводом или большие Citroёn.
Другой путь решения проблемы – поработать над покрытием. Если под колесами именно лед, то можно насыпать соли/песка, при помощи лопаты загрубить поверхность (сделать насечки). Любопытный, но тоже в некоторой мере действенный способ – подсыпать снега. И это тоже может помочь, особенно если на улице хороший минус.
Принципиально иной подход – улучшение сцепных качеств шин. Самое простое – приспустить давление на 0,4-0,6 атмосферы. Правда, как потом его восстановить, если насоса с собой нет?
Все слышали про то, насколько феноменально улучшается проходимость, если установить на колеса цепи, кто-то даже видел, но лишь единицы имеют их наготове. Вы из большинства? Не отчаивайтесь: цепь можно заменить обычной веревкой! Эффект будет ниже, но ведь и доступность средства совсем другая!
Замотав совсем небольшой сектор колеса, мы и сами не ожидали, насколько увереннее начнет ехать машина по льду и снегу. Веревка действительно работает! Так что рекомендуем.
Еще один способ, который может быть применен в снежной или грязевой колее, – примотать и зафиксировать на покрышке небольшую деревянную планку, чтобы один ее конец выступал наружу, а второй не выходил за проекцию колеса.
Эффективность может быть высокой, но есть и риск: если деревяшка соскочит, то может повредить колесную нишу или те детали подвески, трансмиссии, тормозов или рулевого управления, которые в ней расположены. Кроме того, на переднем приводе при вывороте колеса деревяшка также может упереться в крыло и натворить бед. Поэтому данный способ стоит использовать с рядом ограничений и оговорок.
А еще машину можно сдвинуть с места… при помощи троса! При этом даже тягач не понадобится – главное, чтобы было за что зацепиться! Обратите внимание: автомобиль стоит на небольшом подъеме и удерживается натянутым тросом. Достаточно рывковым движением отвести его в сторону или даже просто наступить, и машина сдвинется на некоторое расстояние вперед.
Вообще, способов “дернуть” или переместить машину при помощи троса много. Но проблема, как правило, в небольшой длине фала. Чтобы зацепится за ближайший к дороге объект, сложить трос вдвое для применения тех или иных приемов, жалких 6 метров просто недостаточно!
Наш вердикт
Главный враг водителя не погода или другие внешние обстоятельства, а он сам. Кто, как не он, найдет себе приключения на свою… голову? Но именно он сам и в состоянии решить многие вопросы. Если, конечно, знает, как это сделать. Удачи на дорогах!
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY
Что делать, если машина застряла в снегу
Да, как бы это ни казалось странным, но именно задействовав стояночный тормоз, можно довольно легко значительно улучшить проходимость заднеприводного автомобиля на снежном накате, голом льду или даже на снежной целине. Наверняка каждый из нас сталкивался с такой ситуацией, когда попавшее на скользкую поверхность ведущее колесо бешено вращается, а в это время то, которое стоит на поверхности с лучшим сцеплением, остается неподвижным. Виной тому дифференциал. Призванный значительно улучшить управляемость автомобиля на дорогах с хорошим сцеплением, на скользких участках он как раз и становится виновником такой неприятной ситуации. Есть, конечно, автомобили, у которых возможна принудительная блокировка дифференциала, и тогда колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью, существенно повышая проходимость автомобиля в таких условиях, но как быть тем, у кого такой волшебной кнопки нет?
Тут-то и придет на помощь стояночный тормоз. Ведь для того чтобы начало вращаться колесо, стоящее на твердом покрытии, нужно всего-навсего притормозить то, которое беспомощно вращается. А сделать это можно как раз стояночным тормозом. Слегка затянув ручник, вы тем самым притормозите вращение свободного колеса, и дифференциал будет вынужден перекинуть часть момента на то, которое не вращается. В результате колесо, стоящее на поверхности с лучшим сцеплением, вытолкнет автомобиль из ловушки. Главное, не затягивать стояночный тормоз полностью, то есть найти ту грань, при которой он создаст достаточное сопротивление вращению и при этом не заблокирует колеса полностью. Попробуйте этот способ, и вы убедитесь, насколько он эффективен. И после того как выберетесь из ловушки, не забудьте отпустить ручник, чтобы в процессе езды по дороге не спалить тормозные колодки.
2. ОСНОВНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
А как быть, если автомобиль переднеприводной? Да, сейчас в основном все легковые автомобили оснащены приводом на переднюю ось, и притормозить дифференциал стояночным тормозом, который, как правило, заведен на заднюю ось, не получится. Но выход есть. В этом случае притормозить бесполезно вращающееся колесо можно рабочей тормозной системой. Для этого потребуется определенная сноровка, потому как одновременно придется давить и на педаль акселератора, и на педаль тормоза, но, немного потренировавшись, задействуя только правую или обе ноги, можно будет добиться желаемого эффекта.
Во всяком случае, когда колесу, стоящему на поверхности с хорошим сцеплением, не хватает лишь незначительного импульса, этот способ работает.
Кстати, именно по такому принципу, притормаживая то или иное колесо, работают системы интеллектуального полного привода у многих автомобилей. Электроника отслеживает скорость вращения колес и в случае необходимости притормаживает одно из них рабочей тормозной системой, обеспечивая тем самым максимальный крутящий момент на колесах, находящихся на поверхности с хорошим коэффициентом сцепления, что, собственно, и дает хорошую проходимость.
3. ПАЛКИ В КОЛЕСА
Обычно о них говорят, как о предметах, мешающих движению. А между тем в ситуациях, описанных выше, они могут не только не помешать, но и помочь. Правда, следует иметь в виду, что подходит этот вариант лишь при условии, что на автомобиле стоят литые или кованые диски со спицами, между которыми можно вставить нечто наподобие черенка от лопаты. Вставив палку и расклинив ее между колесным диском и суппортом, вы намертво заблокируете беспомощно вращающееся колесо, и дифференциал сам уже перекинет момент на противоположное колесо, которое высвободит автомобиль из плена. Главное, не переусердствовать и не повредить посторонним предметом тормозную систему. В связи с этим начинать движение со вставленным посторонним предметом нужно очень аккуратно, чтобы спицы диска не ударились, а плавно прижались к суппорту. И, естественно, палку нужно тут же удалить, как только машина сдвинется с мертвой точки. Применять для этого, на первый взгляд, варварского способа нужно именно деревянную палку, чтобы свести к минимуму возможные повреждения, так как дерево мягче стали, и основную нагрузку по вынужденным деформациям оно возьмет на себя.
4. ПАЛКИ НА КОЛЁСА
Из палок можно также сделать некое подобие цепей противоскольжения. Для этого достаточно прикрутить по палке на каждое из ведущих колес, веревкой или ремнем поперек протектора, с таким учетом, чтобы они при вращении колеса не цеплялись за элементы конструкции автомобиля. Конечно, ехать с ними по дороге с плотным покрытием не получится, но вылезти из сугроба или же проехать по снежной целине можно вполне.
Все эти способы действенны и вполне могут помочь вызволить автомобиль из плена, если вы оказались в ловушке совершенно одни и без необходимого инструмента. Однако при выезде на зимнюю дорогу мы бы все же рекомендовали иметь в машине хоть небольшую снеговую лопатку, пару килограммов песка и, конечно же, трос. Он как раз может стать тем самым незаменимым предметом, когда свои силы и средства будут исчерпаны и без помощи уже будет не обойтись.