Замена аккумулятора lada kalina sedan (ваз калина) своими руками

Аккумулятор – снятие и установка

Снятие

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и отсоединяем клемму провода от отрицательного вывода аккумуляторной батареи . Аналогично отсоединяем клемму провода от положительного вывода аккумуляторной батареи.

2. Торцовым или накидным ключом на 13 мм отворачиваем гайки крепления аккумуляторной батареи и снимаем прижимную планку с двумя стяжками.

3. Снимаем аккумуляторную батарею с автомобиля.

Установка

Устанавливаем аккумуляторную батарею в обратной последовательности.

Выводы аккумуляторной батареи выполнены разными, диаметр положительного вывода больше. Нарушение полярности при подсоединении аккумуляторной батареи приведет к выходу из строя электронно го оборудования автомобиля.

В продаже имеются аккумуляторные батареи необслуживаемого типа с герметичным корпусом. Такие батареи не имеют отверстий для доливки воды и проверки плотности электролита.

Для выполнения работы потребуются:

— мелкозернистая наждачная бумага;

Обслуживая аккумуляторную батарею, необходимо соблюдать правила техники безопасности и работать в резиновых перчатках.

Регулярный уход за батареей

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы.

2. Протираем корпус аккумуляторной батареи тканью, смоченной 10 % раствором питьевой соды или нашатырного спирта, а затем чистой водой.

3. Проверяем надежность закрепления батареи на автомобиле.

4. Проверяем состояние выводов аккумуляторной батареи и клемм силовых проводов. Если клеммы покрыты слоем окислов, снимаем клеммы с выводов аккумуляторной батареи. Наждачной бумагой зачищаем выводы аккумуляторной батареи и клеммы проводов до блеска.

5. Проверяем уровень электролита в каждом аккумуляторе, для этого на корпусе батареи нанесены метки MIN и МАХ. Если уровень ниже нормы, ареометром (или медицинским шприцем) доливаем в аккумуляторы дистиллированную воду.

На аккумуляторной батарее, находящейся несколько лет в эксплуатации, уровень электролита плохо виден через стенку корпуса. В этом случае проверить уровень можно через заливные отверстия аккумуляторов. Электролит должен полностью покрывать сепараторы аккумуляторов и немного не доходить до нижних кромок колодцев заливных отверстий.

Климатические условия эксплуатации

Плотность электролита (при + 2 5 ° С ) , г/см^

заливаемого в батарею

в батарее, у которой степень заряженности аккумуляторов

Жаркий климат (круглый год)

Умеренный климат (круглый год)

Холодный климат (круглый год)

Очень холодный: зимой летом

Проверка и зарядка

1. Снимаем аккумуляторную батарею с автомобиля или отсоединяем клеммы проводов от выводов батареи и снимаем прижимную планку (см. выше).

2. Выворачиваем пробки аккумуляторов (это удобно делать монетой).

3. Грушей ареометра отбираем часть электролита в колбу прибора и, не вынимая носик колбы из заливного отверстия аккумулятора, по поплавкам определяем плотность электролита в каждом аккумуляторе. Па каждом поплавке написана минимальная плотность, при которой он всплывает.

После доливки дистиллированной воды, пока раствор в аккумуляторе полностью не перемешается, показания ареометра будут неверны. В ареометре с одним поплавком плотность определяется по шкале, нанесенной на поплавок, и зависит от глубины его погружения.

Плотность электролита в полностью заряженной батарее, должна быть близка к указанной в табл. 13.4.1. в соответствии с климатической зоной эксплуатации автомобиля.

Снимая показания ареометра, необходимо учитывать температурную поправку. При уменьшении температуры электролита на один градус емкость аккумуляторной батареи уменьшается на 1—2 %.

При отсутствии ареометра степень заряженности аккумуляторной батареи можно проверить вольтметром, измеряя напряжение на выводах батареи. Сравнив полученный результат со значениями указанными в таблице, определите зараженность батареи.

Напряжение на выводах аккумуляторной батареи, В

Аккумуляторную батарею, разряженную на 50 % и более, необходимо зарядить.

4. Подсоединяем зарядное устройство к выводам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность, и только после этого включаем зарядное устройство в электросеть. Зарядный ток не должен превышать 10 % емкости аккумуляторной батареи в амперах, то есть максимальная сила тока заряда — 5,5 А.

5. Заряжаем аккумуляторную батарею. Процесс контролируем, измеряя плотность электролита. Время зарядки полностью разряженной батареи не менее десяти часов при зарядном токе 5,5 А.

6. Прекращаем заряжать батарею после того, как во всех ее аккумуляторах начнется обильное выделение газа; сначала отключаем зарядное устройство от электросети, и только после этого отсоединяем провода от выводов аккумуляторной батареи.

Читайте также:
Бензонасос Ниссан Альмера Классик, G15, N16: замена, чистка, как снять и где находится реле

7. Заворачиваем пробки на место.

8. Надеваем клеммы силовых проводов на выводы аккумуляторной батареи. Накидным ключом на 10 мм затягиваем болты крепления клемм и наносим на клеммы и выводы батареи тонкий защитный слой пластичной смазки.

Замена аккумулятора!

Пришла пора заменить аккумулятор (второй после родного), стал крутить не так “бодро” как раньше, оно и понятно, для него это могла быть 7 зима! Отработал он достойно и неожиданно долго, доливал периодически дистиллированную воду, подзаряжал по необходимости! Купил такой же, не стал искать другие фирмы! Старый аккумулятор сдал в тот же магазин по цене 500 руб. Планирую купить еще Ареометр!
Аккумулятор FORSE 60Ач 242х175х175мм 600А

Lada Kalina sedan 2006, engine Gasoline 1.6 liter., 81 h. p., Front drive, Manual — consumables

Comments 18

Хороший! Был у меня такой. Пусковой ток большой — это плюс для зимы!
У меня случай был: Обмотка стартера сделала КЗ и при пуске стартер еле вращался.
Я не долго думая решил, что дело в АКБ и поехал в ближайшим магаз за новым — купил МУТЛУ 60-ку, поставил — вообще не крутит, ставлю свой родной — крутит 2-3 оборота и встает. Ну думаю дело не в АКБ, замерили ток — поменяли стартер.
Вывод: стартерный ток он выдавал даже больше, чем новый (заряженный) АКБ, хотя на тот период уже отслужил — 4 года. Вот как то так! )))

Если его обслуживать хотябы минимально, он будет служить хорошо! Мне он тоже понравился, не стал искушать судьбу и ставить другое!

Родной аком был или Саратов?
Первый раз вижу чтоб заводской меньше покупного отходил…

Родной аккумулятор был! Видимо это моя вина что родной быстро вышел из строя!

Какой родной то был?
Этому 7 лет, а машине 11…

Да кто его помнит какой он был! :) помню был белого цвета! Машине в декабре будет 11

Родной аккумулятор был! Видимо это моя вина что родной быстро вышел из строя!

Вы меня наверное не поняли.
С завода стояла АКБ ” Аком” +. или ” Электроисточник” г.Саратов?)))

Не помню! Но наверное электроисточник

У меня 6 лет отходил саратовский…
А из магазина они, извините, говно- говном)))

А какой из магазина был? чтоб иметь ввиду?

Я про родные саратовские)))
Кроме пилота серебрянного, гадость страшная.
Да и серебряный у меня лет 7 назад и был)))
Тюмень не очень.

У меня большого опыта использования аккумуляторов нет, этот второй, вполне хорош оказался! Поэтому выбрал такой же :) А первый быстро вышел из строя по моей вине, не следил никак за ним!

У вас опыт использования, довольно большой…
А вот обслуживать их мне доводилось)))
Правда не стартерные…

Хороший! Был у меня такой. Пусковой ток большой — это плюс для зимы!
У меня случай был: Обмотка стартера сделала КЗ и при пуске стартер еле вращался.
Я не долго думая решил, что дело в АКБ и поехал в ближайшим магаз за новым — купил МУТЛУ 60-ку, поставил — вообще не крутит, ставлю свой родной — крутит 2-3 оборота и встает. Ну думаю дело не в АКБ, замерили ток — поменяли стартер.
Вывод: стартерный ток он выдавал даже больше, чем новый (заряженный) АКБ, хотя на тот период уже отслужил — 4 года. Вот как то так! )))

Мутлу не хуже этого хохла…

Наверное, но ток отдачи при той же емкости и габаритах ниже )))

При той же емкости, одинаков)))
Если только внутреннее сопротивление сильно ниже…
При той же заявленной)))
Скорее всего мутлу залит был уже давно и стоял…

Читайте также:
Рено Дастер: фото и видео обзор, описание автомобиля

Предлогаю, дабы не всупать в полемику, посмотреть характеристики мутлу 60 и найти 600А ))))

Не люблю я эти европрокрутки)))
Полемика праздная, согласен)))

Аккумулятор (характеристики, снятие, установка)

Примечание: каталожные номера аккумулятора, его клемм, проводки, крепления и пр. см. здесь

Какой аккумулятор стоит на Lada Largus?

На автомобиле ЛАДА Ларгус устанавливается аккумулятор с обратной полярностью (минусовой вывод обращен к левому борту автомобиля, а оба вывода расположены ближе к ветровому стеклу, см. фото ниже). Номинальная ёмкость при 20-часовом режиме разряда составляет 70 А·ч.

Аккумулятор – не обслуживается, в нём нет пробок. Степень зарядки батареи можно определить по цвету индикатора, вмонтированного в крышку батареи: – зеленый цвет означает, что аккумулятор заряжен; – темный цвет – частично разряжен; – прозрачный или светло-желтый цвет свидетельствует о понижении уровня электролита сверх допустимого.

В вариантном исполнении АКБ имеет индикатор «глазок» плотности и уровня электролита. Состояние АКБ можно определить по его цвету:
• «Глазок» зелёного цвета – уровень и плотность электролита в норме.
• «Глазок» чёрного цвета – батарею необходимо зарядить.
• «Глазок» белого цвета – уровень электролита ниже нормы.

Раствор серной кислоты – это очень агрессивное и токсичное вещество, разъедающее большинство металлов, поэтому при обслуживании аккумуляторной батареи необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

– использовать защитные очки,

– надевать кислотостойкие перчатки и спецодежду, стойкую к воздействию кислоты.

Во избежание разрушения или взрыва аккумуляторной батареи, необходимо следить за тем, чтобы во время зарядки вблизи батареи не было источников тепла или искрения.

Слабая затяжка клемм к АКБ может привести к нагреву контактов, сбоям при запуске двигателя или заряде аккумуляторной батареи, появлению искр или взрыву аккумуляторной батареи.

Внимание.
Чтобы исключить искрение при отсоединении клемм проводов от АКБ, необходимо убедиться, что все потребители электроэнергии выключены.

При зарядке аккумуляторной батареи в помещении перед отсоединением или подсоединением батареи необходимо выключить зарядное устройство.

Не класть на аккумуляторную батарею металлические предметы, которые могут вызвать короткое замыкание между клеммами.

Внимание.
Надежность визуального указателя не гарантируется при послепродажном обслуживании, поэтому не использовать визуальный указатель как средство контроля состояния аккумуляторной батареи.

Установить автомобиль на рабочее место, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание, поднять капот.

Внимание:
Перед отсоединением аккумуляторной батареи необходимо:
– дождаться остановки электровентилятора системы охлаждения двигателя;
– дождаться окончания процедуры сохранения данных в ЭБУ (1 мин).

Снять крышку с плюсовой клеммы.

Ослабить затяжку гайки 2, рисунок 2-1, клеммы минусового провода аккумуляторной батареи (ключ “на 10”).

Отсоединить клемму минусового провода от АКБ.


Рисунок 2-1 – Снятие аккумуляторной батареи:
1 – гайка крепления клеммы плюсового провода; 2 – гайка крепления клеммы минусового провода; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – планка крепления аккумуляторной батареи; 5 – болт крепления планки аккумуляторной батареи

Ослабить затяжку гайки 1 клеммы плюсового провода аккумуляторной батареи (ключ “на 10”).

Отсоединить клемму плюсового провода от АКБ.

Отвернуть болт 5 крепления планки аккумуляторной батареи (головка “на 13”, вороток, удлинитель).

Снять планку 4 крепления.

Снять аккумуляторную батарею.

Очистить клеммы аккумуляторной батареи и клеммы проводов и нанести на них тонкий слой смазки, при наличии белого налета на клеммах удалить его шлифовальной шкуркой (вазелин технический ВТВ-1 в аэрозольной упаковке, шкурка шлифовальная зернистостью не более Р 220 или фетр с абразивной пастой ПМА-2).

Установить аккумуляторную батарею в порядке обратном снятию.

При этом моменты затяжки:

– болт крепления планки крепления аккумуляторной батареи – 12 Н.м (1,2 кгс.м);

– болт крепления клеммы плюсового провода – 6 Н.м (0,6 кгс.м);

– гайка крепления клеммы минусового провода – 6 Н.м (0,6 кгс.м).

Убедиться в надежности крепления АКБ на площадке.

Установить крышку на плюсовую клемму.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

Очистка

Самым первым действием при подготовке АКБ к зимнему сезону профессионалы советуют произвести чистку аккумулятора. Для начала его следует вытащить из автомобиля, затем очистить от загрязнений и протереть нашатырным спиртом. Для удаления налета с клемм и полюсных выводов можно использовать теплую воду, а окисную пленку можно устранить мелкозернистой шкуркой. Если на корпусе батареи заметны различные сколы и трещины, то рекомендуется избавиться от них при помощи паяльника. Но это при условии, что дефекты незначительны. В случае если на аккумуляторе заметны серьезные повреждения, конечно, следует заменить его на новый. Также специалисты говорят, что не следует слишком туго зажимать болты, так как в случае замыкания клеммы должны быстро и легко сниматься. Проводить такие процедуры с автомобильным аккумулятором в зимнее время года нужно хотя бы раз в 14 дней.

Читайте также:
Очиститель для кондиционера автомобиля: виды и рейтинг

Уровень электролита (для обслуживаемых АКБ)

Следующим шагом следует выкрутить пробки из банок и проверить уровень электролита внутри них. В норме он должен покрывать пластины на 10-15 мм. В случае, когда его меньше нормы, нужно добавить недостающее количество дистиллированной воды. После этих манипуляций нужно полностью зарядить аккумулятор. Эта процедура займет около 12-13 часов, а после ее завершения батарею нужно не трогать еще на протяжении 60 минут.

Плотность электролита

Затем следует этап проверки на плотность электролита. Сделать это можно при помощи специального прибора, называемого ареометром. Нормальный показатель будет 1,26— 1 »27 г/куб. см. Главным критерием будет цифра 1,18, тут главное, чтобы показатель нс опускался ниже этой отметки, иначе зимой будет велика вероятность замерзания аккумулятора. Чтобы этого избежать, в холодное время года рекомендуется использовать электролит повышенной плотности.

Проверка мощности

Чтобы быть уверенным в том, что батарея полностью готова к зимнему сезону, следует измерить напряжение на ее клеммах. В этом деле в помощь можно взять вольтметр ил» цифровой мультиметр. Для того чтобы аккумулятор смог нормально запускать двигатель вашего автомобиля во время зимней эксплуатации, напряжение на его клеммах должно составлять не менее 12,6 вольт. Желательно также позаботиться об утеплении батареи. Для этого можно использовать специальный термокейс.

Как правильно эксплуатировать

Во время прогревания мотора зимой старайтесь отключать все электрическое оборудование (магнитолу, фары, систему климат-контроля). Это позволит сохранить больше энергии. Если предстоит путешествие на большое расстояние, то профессионалы рекомендуют снять аккумулятор с авто и на ночь поместить его в теплое помещение. Во время продолжительной стоянки хорошо было бы отключать его от сети автомобиля, отсоединив одну из клемм.

Видео

Замена аккумулятора lada largus (ваз ларгус)

Инструмент:

  • Гаечный ключ рожковый на 10 мм
  • Мультитестер
  • Вороток под торцевую насадку
  • Удлинитель под торцевую насадку на вороток
  • Насадка на вороток на 13 мм
  • Динамометрический ключ

Детали и расходники:

  • Вазелин технический ВТВ-1 в аэрозольной упаковке
  • Шкурка шлифовальная зернистостью не более Р220 или фетр с абразивной пастой ПМА-2

Примечания:

Все главные электрические цепи автомобиля имеют защиту в виде плавких предохранителей. Стоит отметить, что в случае перегорания предохранителя, а тем более в случае повторного перегорания этого же предохранителя, необходимо выяснить причину их перегорания, прежде чем вставлять новый.

При замене перегоревших предохранителей не заменяйте их предохранителями другого типа или другими приспособлениями, заменяющими нормальные предохранители.

Если вы выполняете ремонт каких-либо систем автомобиля, а тем более электрооборудования, то не забудьте перед началом работ отсоединить провод «массы» аккумулятора с помощью ключа на 10 мм.

На автомобиле Lada Largus устанавливается аккумулятор с обратной полярностью (минусовой вывод обращен к левому борту автомобиля, а оба вывода расположены ближе к ветровому стеклу, см. фото выше). Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда составляет 70 А·ч.

Аккумулятор не обслуживаемый, в нём нет пробок. Степень зарядки батареи можно определить по цвету индикатора, вмонтированного в крышку батареи: — зеленый цвет означает, что аккумулятор заряжен; темный цвет — частично разряжен; прозрачный или светло-желтый цвет свидетельствует о понижении уровня электролита сверх допустимого.

Но помните, что надежность визуального указателя не гарантируется при послепродажном обслуживании, поэтому не используйте только визуальный указатель как средство контроля состояния аккумуляторной батареи.

Меры предосторожности

Читайте также:
Замена бензонасоса Ваз 2107 видео инструкция

1.Раствор серной кислоты — это очень агрессивное и токсичное вещество, разъедающее большинство металлов, поэтому при обслуживании аккумуляторной батареи соблюдайте следующие меры предосторожности:

— используйте защитные очки;

— надевайте кислотостойкие перчатки и спецодежду, стойкую к воздействию кислоты.

2. Во избежание разрушения или взрыва аккумуляторной батареи следите за тем, чтобы во время зарядки вблизи батареи не было источников тепла или искрения.

Примечание:

При зарядке аккумуляторной батареи в помещении перед отсоединением или подсоединением батареи, выключите зарядное устройство.

Не кладите на аккумуляторную батарею металлические предметы, которые могут вызвать короткое замыкание между клеммами.

3. Слабая затяжка клемм к аккумуляторной батареи может привести к нагреву контактов, сбоям при запуске двигателя или заряде аккумуляторной батареи, появлению искр или взрыву аккумуляторной батареи.

Примечание:

Чтобы исключить искрение при отсоединении клемм проводов от АКБ, необходимо убедиться, что все потребители электроэнергии выключены.

Снятие

1. Установите автомобиль на рабочее место, затормозите его стояночным тормозом и, выключив зажигание, поднимите капот.

2. Снимите крышку с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи.

Примечание:

Перед отсоединением аккумуляторной батареи:

— дождитесь остановки электровентилятора системы охлаждения двигателя;

— дождитесь окончания процедуры сохранения данных в ЭБУ (1 мин).

3. Ослабьте затяжку гайки 1 (на фото ниже) клеммы плюсового провода аккумуляторной батареи 3 с помощью рожкового ключа.

Снятие аккумуляторной батареи:

1 — гайка крепления клеммы плюсового провода;

2 — гайка крепления клеммы минусового провода;

3 — аккумуляторная батарея;

4 — планка крепления аккумуляторной батареи;

5 — болт крепления планки аккумуляторной батареи.

4. Отсоедините клемму плюсового провода от аккумуляторной батареи.

5. Ослабьте затяжку гайки клеммы минусового провода аккумуляторной батареи, воспользовавшись ключом на 10 мм.

6. Отсоедините клемму минусового провода от аккумуляторной батареи.

7. Отверните болт крепления планки аккумуляторной батареи с помощью воротка с насадкой.

8. Снимите планку крепления.

9. Затем снимите аккумуляторную батарею.

Установка

1. Очистите клеммы аккумуляторной батареи и клеммы проводов и нанесите на них тонкий слой смазки (вазелин технический и т.п.), при наличии белого налета на клеммах удалите его шлифовальной шкуркой или фетром с абразивной пастой.

2. Установите аккумуляторную батарею в порядке, обратном снятию, при этом обеспечивая динамометрическим ключом моменты затяжки:

— болт крепления планки крепления аккумуляторной батареи — 12 Н·м (1,2 кгс·м);

— болт крепления клеммы плюсового провода — 6 Н·м (0,6 кгс·м);

— гайка крепления клеммы минусового провода — 6 Н·м (0,6 кгс·м).

3. Убедитесь в надежности крепления аккумуляторной батареи на площадке.

4. Установите крышку на плюсовую клемму.

В статье не хватает:

  • Фото инструмента

Источник: carpedia.club

Если в ходе диагностики в аккумуляторе Lada (ВАЗ) Largus замечена неисправность, его может быть необходимо заменить.

Аккумулятор Lada (ВАЗ) Largus необходимо перед заменой продиагностировать, чтобы понять, по какой причине необходимо заменить АКБ.

Если ваш аккумулятор сел, разрядился, то есть полностью вышел из строя и вы не можете завести автомобиль, это значит, что необходимо заменить АКБ.

Подберите удобный техцентр, в который можно обратиться, чтобы провести замену аккумулятора на быстро и своевременно.

На сайте указаны автосервисы, техцентры и СТО с данными телефонов и адресов, прописаны контакты конкретных предприятий, у кого данная услуга является ежедневно оказываемой услугой.

Автосервисы Двигатель МСК

Заменить аккумулятор

Если пытаться заменить аккумуляторную батарею самостоятельно, возможен сбой в панели управления, электронных системах и настойках навигации автомагнитолы. Чтобы этого при замене аккумулятора на автомобиле Lada (ВАЗ) Largus, рекомендуем обращаться в специализированные техцентры.

Снять аккумулятор

Установка

Поэтому снятие и установка аккумуляторной батареи на не будет усложнять жизнь автомобилиста, так как не произойдёт сбоя настроек, ранее установленных на автомобиль.

Читайте также:
Рено Дастер с двигателем 114 л с: отзывы, видео и полезная информация

Проверка аккумулятора

  • Соответствует ли аккумуляторная батарея Лада Ларгус требуемым параметрам
  • Способна ли АКБ держать необходимый заряд
  • Не разрядится ли аккумуляторная батарея Lada (ВАЗ) Largus внезапно

Диагностика

Опытный специалист и диагност знает, как выполнять данные процессы проверки АКБ.

Время

Проконсультируйтесь с механиком автосервиса, с которым можно связаться через операторов колл-центра, чтобы узнать время работы по диагностике, проверке или замене аккамуляторной батареи на Лада.

Стоимость

Цена работ складывается из множества факторов, в том числе, зависит от прайс-листа и текущего состояния автомобиля.

Примерную стоимость можно уточнить в колл-центре, где операторы подскажут ориентировочную сумму. Точная цена на диагностику или проверку будет объявлена в самом техцентре. После согласования с автовладельцем работы будут начаты.

Этапы

Процессы проверки и установки новой АКБ на подразделяется на несколько частей.

Если вы хотите проконсультироваться по замене, работе, времени работы, стоимости, проверке, диагностике или другим вопросам, обратитесь в колл-центр.

Номер телефона указан на сайте.

Не держит напряжение

После проведения замены будет проведено контрольное мероприятие на качество установки.

Разрядился аккумулятор

Если вы не хотите внезапно столкнуться с тем, что не можете завести автомобиль из-за разрядки аккумуляторной батареи, рекомендуется периодически проводить диагностику АКБ.

При снятии аккумулятора или другим причинам, штатная магнитола Лада Ларгус требует ввода 4-х значного кода.

Код магнитолы можно восстановить с помощью нашего генератора кода штатных магнитол Renault и Lada Largus

Как снять штатную магнитолу Lada Largus

Для снятия есть оригинальное приспособление от Renault, код — 7711381821

Вставляете 4 стержня в отверстия по периметру, для освобождения фиксации (см. фото ниже), снизу можно поддеть пластиковой картой или плоской отверткой. Стержни можно вставлять поочередно, сначала 2 слева, затем 2 справа.

Для понимания того, что вы отщелкиваете, вот фото:

Обратная часть штатной магнитолы Ларгус

Как найти PRE-КОД на штатной магнитоле Lada Largus

После снятия магнитолы ищем штрих код, нам нужны 4 последние знака — 1буква и 3 цифры

На данном примере это: K068

Код штатной магнитолы Lada Largus содержит 4 цифры.

1. Последовательно нажимайте кнопку 1 на панели до тех пор, пока не появится требуемое значение для первой цифры кода.

3. Последовательно нажимайте кнопку 2 на панели до тех пор, пока не появится требуемое значение для второй цифры кода.

5. Последовательно нажимайте кнопку 3 на панели до тех пор, пока не появится требуемое значение для третьей цифры кода.

7. Последовательно нажимайте кнопку 4 на панели до тех пор, пока не появится требуемое значение для четвертой цифры кода. Когда секретный код полностью отображен на экране, для его сохранения в памяти магнитолы нажмите и удерживайте кнопку 6 на панели до подтверждающего звукового сигнала.

Электрооборудование. Снятие и установка аккумуляторной батареи Lada Largus

Инструмент:

  • Гаечный ключ рожковый на 10 мм
  • Мультитестер
  • Вороток под торцевую насадку
  • Удлинитель под торцевую насадку на вороток
  • Насадка на вороток на 13 мм
  • Динамометрический ключ

Детали и расходники:

  • Вазелин технический ВТВ-1 в аэрозольной упаковке
  • Шкурка шлифовальная зернистостью не более Р220 или фетр с абразивной пастой ПМА-2

Примечания:

Все главные электрические цепи автомобиля имеют защиту в виде плавких предохранителей. Стоит отметить, что в случае перегорания предохранителя, а тем более в случае повторного перегорания этого же предохранителя, необходимо выяснить причину их перегорания, прежде чем вставлять новый.

При замене перегоревших предохранителей не заменяйте их предохранителями другого типа или другими приспособлениями, заменяющими нормальные предохранители.

Если вы выполняете ремонт каких-либо систем автомобиля, а тем более электрооборудования, то не забудьте перед началом работ отсоединить провод “массы” аккумулятора с помощью ключа на 10 мм.

На автомобиле Lada Largus устанавливается аккумулятор с обратной полярностью (минусовой вывод обращен к левому борту автомобиля, а оба вывода расположены ближе к ветровому стеклу, см. фото выше). Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда составляет 70 А·ч.

Аккумулятор не обслуживаемый, в нём нет пробок. Степень зарядки батареи можно определить по цвету индикатора, вмонтированного в крышку батареи: – зеленый цвет означает, что аккумулятор заряжен; темный цвет – частично разряжен; прозрачный или светло-желтый цвет свидетельствует о понижении уровня электролита сверх допустимого.

Но помните, что надежность визуального указателя не гарантируется при послепродажном обслуживании, поэтому не используйте только визуальный указатель как средство контроля состояния аккумуляторной батареи.

Меры предосторожности

Читайте также:
Замена цепи lada 21072 (ваз 21072)

1. Раствор серной кислоты – это очень агрессивное и токсичное вещество, разъедающее большинство металлов, поэтому при обслуживании аккумуляторной батареи соблюдайте следующие меры предосторожности:

– используйте защитные очки;

– надевайте кислотостойкие перчатки и спецодежду, стойкую к воздействию кислоты.

2. Во избежание разрушения или взрыва аккумуляторной батареи следите за тем, чтобы во время зарядки вблизи батареи не было источников тепла или искрения.

Примечание:

При зарядке аккумуляторной батареи в помещении перед отсоединением или подсоединением батареи, выключите зарядное устройство.

Не кладите на аккумуляторную батарею металлические предметы, которые могут вызвать короткое замыкание между клеммами.

3. Слабая затяжка клемм к аккумуляторной батареи может привести к нагреву контактов, сбоям при запуске двигателя или заряде аккумуляторной батареи, появлению искр или взрыву аккумуляторной батареи.

Примечание:

Чтобы исключить искрение при отсоединении клемм проводов от АКБ, необходимо убедиться, что все потребители электроэнергии выключены.

Снятие

1. Установите автомобиль на рабочее место, затормозите его стояночным тормозом и, выключив зажигание, поднимите капот.

2. Снимите крышку с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи.

Примечание:

Перед отсоединением аккумуляторной батареи:

– дождитесь остановки электровентилятора системы охлаждения двигателя;

– дождитесь окончания процедуры сохранения данных в ЭБУ (1 мин).

3. Ослабьте затяжку гайки 1 (на фото ниже) клеммы плюсового провода аккумуляторной батареи 3 с помощью рожкового ключа.

Снятие аккумуляторной батареи:

1 – гайка крепления клеммы плюсового провода;

2 – гайка крепления клеммы минусового провода;

3 – аккумуляторная батарея;

4 – планка крепления аккумуляторной батареи;

5 – болт крепления планки аккумуляторной батареи.

4. Отсоедините клемму плюсового провода от аккумуляторной батареи.

5. Ослабьте затяжку гайки клеммы минусового провода аккумуляторной батареи, воспользовавшись ключом на 10 мм.

6. Отсоедините клемму минусового провода от аккумуляторной батареи.

7. Отверните болт крепления планки аккумуляторной батареи с помощью воротка с насадкой.

8. Снимите планку крепления.

9. Затем снимите аккумуляторную батарею.

Установка

1. Очистите клеммы аккумуляторной батареи и клеммы проводов и нанесите на них тонкий слой смазки (вазелин технический и т.п.), при наличии белого налета на клеммах удалите его шлифовальной шкуркой или фетром с абразивной пастой.

2. Установите аккумуляторную батарею в порядке, обратном снятию, при этом обеспечивая динамометрическим ключом моменты затяжки:

– болт крепления планки крепления аккумуляторной батареи – 12 Н·м (1,2 кгс·м);

– болт крепления клеммы плюсового провода – 6 Н·м (0,6 кгс·м);

– гайка крепления клеммы минусового провода – 6 Н·м (0,6 кгс·м).

3. Убедитесь в надежности крепления аккумуляторной батареи на площадке.

4. Установите крышку на плюсовую клемму.

В статье не хватает:

  • Фото инструмента

В статье не хватает:

  • Бесполезная статья

Как выбрать аккумулятор для Lada Largus и самостоятельно его заменить

Отечественная автомобильная промышленность придерживается принципа создания недорогих автомобилей с бюджетным обслуживанием. Потому встретить среди российских разработок какие-то премиальные серийные модели не получится.

Зато огромной популярностью пользуются практичные, вместительные и крепкие машины. Наглядным примером такого авто выступает модель Lada Largus. Фактически это копия Renault Logan MCV первого поколения, адаптированная под российскую сборку и местные условия эксплуатации.

Сотрудничество АвтоВАЗа с концерном Renault-Nissan дало свои положительные результаты. В частности, появился Ларгус. Машина представлена в виде семейного универсала, а также коммерческого фургона. Чуть позже появилась и кроссоверная версия Ларгус Кросс. В техническом плане она почти не отличается, зато имеет увеличенный дорожный просвет и видоизменённую внешность.

Читайте также:
Дастер 2017: новый кузов, комплектации и цены, фото Рено и начало продаж в России

Одной из задач, которая стоит перед владельцами Ларгусов, является периодическая замена аккумуляторной батареи.

  1. Характеристики заводской АКБ
  2. Аккумуляторы на замену
  3. Инструкция по замене

Характеристики заводской АКБ

Чтобы подобрать новую батарею, важно предварительно узнать о том, какой аккумулятор изначально с завода стоит на Ларгусе производства АвтоВАЗ совместно с Рено-Ниссан.

Важно учитывать, что производитель понимал, в каких условиях в основном будет эксплуатироваться Lada Largus. Потому для оснащения выбрали довольно мощную и производительную аккумуляторную батарею.

Они отличаются следующими характеристиками:

  1. Производитель. С завода возможно встретить 2 варианта оснащения. Это Ista (Иста) либо же штатный аккумулятор от Rombat (Ромбат). В первом случае речь идёт об украинском производителе, а во втором – о румынском. Всё же не последнюю роль сыграла модель Dacia Logan MCV, выпускаемая румынским подразделением компании Renault.
  2. Полярность. Поскольку это совместный проект отечественной компании АвтоВАЗ и альянса Renault–Nissan, а сама Лада Ларгус построена на базе Логана, полярность у АКБ здесь обратная, а не прямая, как на большинстве российских машин.
  3. Ёмкость. Также большую роль играет ёмкость штатного аккумулятора, которым оснащается Лада Ларгус. С завода на машину идёт АКБ на 70 Ач. Это весьма неплохой показатель. Но с учётом эксплуатации в тяжёлых условиях, а также при низкой температуре порой и этого оказывается недостаточно.
  4. Пусковой ток. Он же ток холодной прокрутки. При 70 Ач, заводские батареи выдают 720 А. Хорошие показатели для уверенного запуска двигателя.
  5. Габариты. Размеры штатного аккумулятора у Лады Ларгус и Ларгус Кросс идентичные. Это 278х175х190 мм.

Для автомобилей Lada Largus предусмотрено специальное крепление. Оно подразумевает необходимость наличия у АКБ пластикового выступа в нижней части корпуса. За него прижимная планка фиксирует батарею в посадочном гнезде.

Производитель предполагает, что штатная батарея способна прослужить около 3 лет. Хотя встречаются разные ситуации. У некоторых аккумулятор выходил из строя уже через 1–2 года после начала эксплуатации. У других заводской источник питания стабильно работал 4–5 лет.

Зная, какой полярности нужно подбирать АКБ для Ларгуса, а также принимая во внимание габариты, которыми обладает заводской аккумулятор для модели Лада Ларгус, водителю не составит большого труда выбрать АКБ на замену.

Обратная полярность АКБ, предусмотренная для автомобилей Лада Ларгус и Лада Ларгус Кросс, означает, что плюсовая клемма находится слева, если смотреть под капот машины.

Ассортимент подходящих для Ларгуса АКБ достаточно внушительный.

Аккумуляторы на замену

Теперь к вопросу о том, какой аккумулятор можно выбрать для Ларгуса в обычном исполнении и в модификации Ларгус Кросс.

Разницы в том, как именно выполнен автомобиль, нет.

Для всех версий Lada Largus предусматривается покупка аккумуляторных батарей, соответствующих следующим характеристикам:

  • ёмкость от 60 до 80 Ач;
  • пусковой ток в диапазоне от 550 до 850 А;
  • европейский тип;
  • длина от 241 до 279 мм;
  • ширина в пределах 174–175 мм;
  • высота в диапазоне от 175 до 190 мм.

Если это версия со штатным ГБО, предусмотренным с завода, тогда ограничения по ёмкости от 70 до 80 Ач, а размерные характеристики по длине от 275 до 278 мм, по ширине 174–175 мм, а по высоте от 188 до 190 мм.

Выбирая аккумулятор в рамках установленных ограничений, продиктованных производителем, можно взять отличный вариант на замену штатной батарее.

Минимальная стоимость аккумуляторных батарей, подходящих для Лады Ларгус, стартует с отметки 2500 рублей. Если бюджет составляет не более 4000 рублей, тогда есть смысл присмотреться к продукции следующих производителей:

  • Атака;
  • Русская Звезда;
  • Тюмень;
  • РУСБАТ;
  • Аком;
  • Автофан;
  • Uno.

Но такие АКБ не отличаются внушительным сроком службы и надёжностью. В качестве временного варианта либо батареи на 1–2 года уверенной службы, их может и хватить.

Читайте также:
Замена абс lada 2115i (ваз 2115i) своими руками

Но всё же лучше искать батарею под Lada Largus из категории среднебюджетных аккумуляторов. А это АКБ стоимостью от 4 тысяч рублей и выше.

К числу приоритетных вариантов можно отнести такие:

  • Bosch S3 005;
  • Inci Aku Supr A;
  • Mutlu Mega Calcium;
  • Blizzaro Trendline;
  • Varta Blue;
  • Bosch S4 005;
  • Akom EFB;
  • Blizzaro Silverline;
  • Varta Black;
  • TAB Polar;
  • Exide Excell;
  • Bost Premium;
  • Zubr Original Equipment;
  • Exide Premium;
  • Topla Energy;
  • TAB Magic;
  • Topla Top и пр.

Есть также откровенно дорогие аккумуляторные батареи, цена которых переваливает за отметку в 10 тысяч рублей. Это аккумуляторы, изготовленные на основе гелевых технологий (AGM и GEL), а также технологии EFB.

Но насколько это будет рациональным решением для столь бюджетного автомобиля как Lada Largus, вопрос достаточно спорный. Если есть желание и возможности, смело покупайте. Подобные варианты предлагают следующие ведущие производители:

  • Alphaline;
  • Varta;
  • Exide;
  • Deka;
  • TAB;
  • Moll.

Ассортимент более чем обширный и внушительный. Остаётся только решить, что среди этого разнообразия выбрать.

Большинство владельцев отечественного автомобиля Лада Ларгус сходятся во мнении, что для такой машины лучше всего покупать аккумуляторные батареи среднего ценового диапазона в пределах 5–8 тысяч рублей.

В конечном итоге водитель сам решает, какой аккумулятор лучше поставить под капот своего автомобиля в лице Лада Ларгус. Главное, чтобы АКБ имела нужный показатель ёмкости, пускового тока, а также соответствовала размерам посадочного гнезда под источник питания.

Никто не мешает поставить какую-нибудь AGM батарею за 10–12 тысяч рублей, либо же взять обычный обслуживаемый аккумулятор за 2,5–3 тысячи. Каждый вариант имеет полное право на существование.

Инструкция по замене

С тем, чтобы снять старый аккумулятор, и установить на его место новый источник питания, даже у начинающего водителя и владельца Лады Ларгус проблем возникнуть не должно.

Тут главное – ставить изначально хорошую батарею, соблюдать полярность и не забывать об элементарных правилах безопасности.

Инструкцию по замене можно представить в таком виде:

  • подготовьте небольшой набор из 3 ключей;
  • потребуется пара обычных гаечных ключей на 10 и 13, и ещё торцевой ключ на 13;
  • помимо торцевого ключа, подготовьте удлинитель для него;
  • заглушите двигатель, подождите, пока он остынет;
  • выключите зажигание и вытащите ключ из замка;
  • поднимите капот и зафиксируйте его, чтобы исключить случайное падение;
  • ключом на 10 ослабьте крепление минусовой клеммы, снимите её и откиньте в сторону провод;
  • с помощью гаечного ключа на 13 открутите крепление плюсовой клеммы, снимите её и уберите провод, чтобы он не касался металлических поверхностей;
  • воспользовавшись торцевым ключом на 13 и удлинителем, открутите болт прижимной планки аккумулятора;
  • достаньте планку и уберите в сторону всё лишнее, препятствующее выходу АКБ из посадочного гнезда;
  • схватившись за корпус или за ручку для переноски батареи, аккуратно вытащите её из подкапотного пространства.

Даже если старый аккумулятор полностью необслуживаемый, при его извлечении лучше не переворачивать и не наклонять батарею.

Если на корпусе имеются повреждения и трещины, через них потенциально может начать вытекать электролит. Удерживая АКБ строго горизонтально, этого не произойдёт.

Далее остаётся выполнить установку новой батареи. Для этого придерживайтесь той же инструкции, только в обратной последовательности.

Многие забывают о том, что только при снятии первым снимается минус, а затем плюс. В случае установки аккумулятора сначала подключается плюс, а потом уже минус. Это золотое правило, о котором нужно помнить всегда и всем.

Наглядно можно видеть, что в замене АКБ на таком автомобиле как Lada Largus нет совершенно ничего сложного. Процедура демонтажа и установки элементарная. Также производители предлагают обширный ассортимент АКБ, соответствующих заводским требованиям.

Замена аккумулятора lada largus (ваз ларгус)

Как бы водитель ни старался, но со временем батарея выходит из строя. Ее необходимо заменить на новый. Качественный и долговечный аккумулятор можно приобрести по ссылке. Надежный производитель — гарантия того. что такая важная комплектующая прослужит долго и не подведет в кризисных обстоятельствах.

Читайте также:
Рено Дастер 2015 года: обзор, фото и технические характеристики

Правильно заряжаем и храним аккумулятор

Верхняя сторона АКБ содержит специальный индикатор, показывающий уровень плотности электролита (то есть заряда) в данный момент. Этот сигнальный элемент способен изменять цвет своего свечения в зависимости от степени заряженности устройства. Конкретнее:

  • зеленый свет – АКБ находится в заряженном состоянии;
  • темное свечение – частичная зарядка;
  • прозрачный или желтый оттенок – сильный разряд (иногда требуется заменить АКБ).

С этой целью следует проверить уровень заряда посредством прибора (тестера). Если величина меньше 12,5 В, то требуется подзарядить, при этом подавая ток зарядки примерно в 3,5 А.

Штатные АКБ на Lada Largus

Большинство выпущенных автомобилей реализуется в регионах, где они могут оказаться в самых неблагоприятных условиях, а надежность четырехколесного “помощника” превыше всего. Поэтому в штатной комплектации устанавливается аккумулятор Rombat или Ista емкостью 70 а/ч, выдающий стандартное напряжение 12V. Геометрические характеристики модели — 278х175х190 мм., при силе тока 720 ампер. Данная АКБ рассчитана на эксплуатацию в течение трех лет, но на практике, и согласно отзывам владельцев в интернете, заводские “батарейки” способны выполнять свою работу 4 года и более.

Полярность аккумуляторов на Ларгусе обратная, то есть, когда автовладелец смотрит под капот, клемма со знаком “плюс” будет с левой стороны, ближе к силовому агрегату. Еще одним важным моментом является наличие в нижней части корпуса батареи специального пластикового выступа, за который она фиксируется прижимной пластиной на посадочном месте.

Как заменить батарею?

Процедура демонтажа АКБ в Лада Ларгус достаточно проста. Ее выполняют не только с целью замены на новое аккумулятор, но и, к примеру, для того, чтобы занести в дом на ночь в мороз с целью сохранения заряда. Так поступают с аккумуляторами, «намотавшими» приличный ресурс.

Действуем по предписанию инструкции.

  1. Запасемся ключами: на «10» для откручивания крепежа минусовой клеммы и на «13», чтобы отвинтить плюсовой контактный элемент.
  2. Первым отсоединяется минусовой контакт.
  3. Теперь поднимаем вверх красную протекционную защиту из пластика и откручиваем крепеж плюсовой клеммы.
  4. Далее снимаем прижимную пластину. Здесь на помощь придет торцевая головка. Ее размер также на «13». В добавок к ней понадобится удлинитель. В отсутствие указанного инструмента можно откручивать пассатижами, однако это не так удобно, как в первом случае.
  5. Монтаж АКБ осуществляется по обратному алгоритму.
  6. Перед посадкой клемм рекомендуется выполнить их очистку от окислов.
  7. Затем контактные компоненты смазываем специальным составом, содержащим медные примеси и являющимся токопроводящим.

Модели аккумуляторов, подходящие для Lada Largus

Заводские модели АКБ у многих Ларгусов уже исчерпали свой эксплуатационный ресурс — срок их службы редко превышает 4 года, а следовательно, уже успела сложиться некоторая статистика подбора аналогичных автокомпонентов. При выборе аккумуляторной батареи на замену штатной необходимо учитывать:

  1. Габаритные характеристики — 278х175х190 мм.
  2. Полярность расположения клемм на аккумуляторе — обратная.
  3. Емкость — 70-80 а/ч.
  4. Сила пускового тока — 680-780 А.

На какие модели следует обратить внимание:

  1. Из аккумуляторных батарей эконом-класса подойдет РУСБАТ 75R. Емкость этой модели 75 а/ч, сила тока 700 А, полярность обратная, а габариты — 278х175х190.
  2. Из АКБ премиум-класса — Alpha Line AGM 70R — необслуживаемый аккумулятор с габаритами 278х175х190 мм., емкостью 70 а/ч и силой тока 760 А. Полярность — обратная.
  3. Средний ценовой сегмент — модель от BOST 78R (57820). Емкость этой модели увеличена до 78 а/ч, сила тока 750 А, полярность обратная, а геометрические размеры — 275х175х190 мм.
  4. Hankook 74R (57412) — заслужил ряд положительных отзывов. Его емкость — 74 а/ч, при силе тока в 680 А, обратной полярности и габаритах 277х174х188. Несмотря на меньший (по сравнению с заводским) размер, он помещается на установочную площадку для АКБ.
  5. Поклонникам немецкой продукции подойдет Varta Silver E44 (77К) емкостью 77 а/ч. Сила пускового тока у этой модели — 780 А, при размерах 278х175х190 мм. Полярность обратная.
Читайте также:
Ниссан Альмера: расход топлива на 100 км для Классик, N16 и G15 с коробкой автомат и механика

Гарантийные обязательства заводов Bost и AlphaLine — 3 года, остальных — два.

Для замены АКБ на Лада Ларгус потребуется 3 автомобильных ключа — плоские на “10 и “13, торцевой на “13. Ключом на “10 откручивается гайка минусовой клеммы, отсоединяется масса. Ключом на “13 откручивается плюсовая клемма, отсоединяется “плюс”. Торцевым ключом (обязательно требуется удлинитель) на “13 выкручивается болт, фиксирующий прижимную планку, удерживающую аккумуляторную батарею. После извлечения прижимной планки можно достать из поддона АКБ. Устанавливается новый аккумулятор, после чего производится его монтаж (в обратном порядке).

Установка радиатора системы охлаждения двигателя

Устанавливаем радиатор двигателя в нижние крепления на подрамнике передней подвески.

Устанавливаем кронштейны 2 (рисунок 4), крепления радиатора на радиатор системы охлаждения.

Головкой на 10 устанавливаем и затягиваем болты 1 крепления кронштейна радиатора к кузову. Момент затяжки болтов крепления кронштейнов радиатора 8 Нм (0,8 кгс.м).

Устанавливаем электровентилятор системы охлаждения двигателя.

Присоединяем шланги отвода и подвода жидкости.

Устанавливаем новые хомуты на шланги.

Если автомобиль с кондиционером, то устанавливаем конденсор на радиаторе двигателя.

Устанавливаем воздухоотражатель 1 (рисунок 2), и закрепляем фиксаторами к кузову автомобиля.

Закрепляем трубопровод гидроусилителя рулевого управления в держателе на электровентиляторе.

Присоединяем трубопровод кондиционера к держателю на электровентиляторе.

Если автомобиль с гидроусилителем то устанавливаем кронштейн 3, (рисунок 1), и закрепляем двумя винтами. Устанавливаем бачок насоса гидроусилителя.

Заполняем систему охлаждения.

Устанавливаем защиту двигателя.

Подсоединяем минусовую клемму аккумулятора.

Работу выполняем на холодном двигателе, установив автомобиль на смотровую канаву или эстакаду. Если двигатель горячий, необходимо дать ему остыть, а затем сбросить избыточное давление в системе охлаждения, отвернув крышку расширительного бачка.

В радиаторе и блоке цилиндров не предусмотрены пробки для слива жидкости.

После того как охлаждающая жидкость перестанет вытекать, надеваем отводящий шланг на патрубок радиатора и крепим его хомутом.

Пускаем двигатель. При прогреве двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен быть холодным, а затем быстро нагреться, что будет свидетельствовать о начале циркуляции жидкости по большому кругу. Дождавшись включения вентилятора системы охлаждения, останавливаем двигатель. После того как двигатель остынет, проверяем уровень охлаждающей жидкости. При необходимости доводим его до нормы.

Источники
  • http://www.autosecret.net/dvigatel/1514-radiator-sistemy-ohlazhdenija
  • http://autoruk.ru/lada-largus/dvigatel-k4m/kak-zamenit-radiator-avtomobilia-lada-largus
  • http://www.zr.ru/content/articles/830136-kak-zamenit-oxlazhdayushhuyu-zhidkost-v-lada-largus/

Какой аккумулятор подойдет Ларгус?

Производитель рекомендует владельцам Лада Ларгус устанавливать необслуживаемый аккумулятор, рабочее напряжение которой аналогично штатному устройству. Также при выборе следует соблюсти габариты аккумулятора и учесть полярность подключения. Какой аккумулятор лучше в таком случае? Сам алгоритм выбора нового устройства не сложен, но для уверенности приведем его основные постулаты:

Подбираем по размерам (указаны выше). Смотрим на рыночные предложения именитых брендов. Учитываем требуемую единицу заряда, именуемую емкостью. Для Лада Ларгус она составляет 70 А*ч. Производитель допускает применение аккумулятора, обладающего немного большей емкостью в сравнении с заявленной величиной. Тот миф, когда утверждается, что аккумулятор с большей емкостью будет склонен при работе не полностью заряжаться, не соответствует действительному положению дел

Обращаем внимание на показатель пускового тока (указан ранее). Данный параметр косвенным образом характеризует качество АКБ

Чем выше его значение, тем соответственно меньше собственное сопротивление аккумулятора. То есть больший пусковой ток способен предоставить более весомые шансы запустить мотор в морозную погоду. Покупать устройство следует только в проверенных торговых субъектах. Таким образом риск приобрести подделку снижается многократно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: