Замена датчика температуры lada 21112 (ваз 21112)

Датчик температуры охлаждающей жидкости ваз 2112 – 16 клапанов где находится, как диагностировать, поменять

Датчик температуры охлаждающей жидкости является важным элементом в системе управления двигателем. Он предназначен для контроля нагрева антифриза, который циркулирует в охлаждающей системе. На инжекторных ВАЗ-2110 датчик температуры влияет на состав горючей смеси, количество оборотов коленчатого вала, а также на угол опережения зажигания.

Какие функции выполняет датчик

Данный прибор выполняет массу задач. На базе его показаний готовится топливная смесь, меняется угол опережения зажигания. Также элемент дает команды на включение вентилятора в случае перегрева.

Обогащение смеси всегда связно с повышенными температурами в силовой установке. Чем ниже нагрет двигатель, тем более богатую смесь нужно в него подавать. По этому принципу работает любой электронный блок управления. И отечественная десятка не является тому исключением.

Устройство датчика

На заре автомобилестроения в качестве ДТОЖ (далее: датчик температуры охлаждающей жидкости) применялись простые термореле – они устанавливались на большинство двигателей внутреннего сгорания. Эти датчики сейчас можно встретить на моновпрысковых системах «К-Джетроник» и им подобных. Такие использовались на старых мерседесах 80-х и 90-х годов выпуска. Как это работает? Когда контакт реле находится в открытом положении, то двигатель прогревается. При закрытом контакте электронный блок управления понимает, что двигатель нагрелся до рабочих температур. Концентрация и состав смеси меняется.

Термистор, находящийся внутри ДТОЖ, отличается отрицательным температурным коэффициентом. Максимальный уровень сопротивления достигается при холодном моторе. На температурный датчик приходит напряжение +5 В и по мере того, как двигатель нагревается, оно понижается. ЭБУ фиксирует малейшие изменения напряжения, и таким образом определяется температура ОЖ.

На двигателях от «Рено» и некоторых других силовых агрегатах могут быть установлены датчики с положительными температурными коэффициентами. Они устроены аналогично. Однако с увеличением температуры антифриза сопротивление на датчике не падает, а вырастает.

Принцип действия ДТОЖ

Работает датчик температуры ВАЗ-2110 следующим образом. Термистор, находящийся внутри датчика, представляет собой электронный прибор с негативным показателем режимов нагрева. Режим значений температур до 130 градусов снижает сопротивление в пределах 70 Ом, а пониженные пределы при -40° увеличивают сопротивление до 107 кОм.

Детектор подает на температурный датчик напряжение +5 В через постоянный резистор, который находится внутри него. Уровень нагрева антифриза элемент определяет, благодаря разности потенциалов на термисторе с переменным сопротивлением.

Где расположен

Владельцы автомобилей данной модели хорошо знакомы с различными проблемами, связанными с данным устройством. Нередко прибор требует замены. Новички не всегда знают, где находится датчик температуры на ВАЗ-2110. В автомобилях этот элемент может устанавливаться в самых разных местах.

Так, в классических моделях терморезистор находится непосредственно в блоке цилиндров. А в моделях АвтоВАЗ десятого семейства найти ДТОЖ можно в термостате. Кстати, на ВАЗ-2110 датчик температуры не один – их два, но второй не выполняет каких-либо важных задач. Он связан лишь с указателем температуры дна панели приборов.

Неисправности датчика

Как известно, от показаний прибора зависит соотношение топлива и воздуха в горючей смеси. Все владельцы уже сталкивались либо еще столкнутся с различными проблемами, которые создает датчик температуры. Также от него зависит, будет ли запускаться вентилятор при перегреве или нет.

Заподозрить неисправность датчика охлаждающей жидкости на ВАЗ-2110 можно по следующим симптомам. Так, первыми признаками являются проблемы с запуском мотора в холодное морозное утро. Также можно наблюдать плохой выхлоп, а расход топлива будет существенно повышенным.

Эти симптомы не обязательно обозначают, что нужна замена датчика. Иногда достаточно почистить контакты, очистить сам датчик от коррозии. Если при визуальном осмотре не удалось выявить проблемы, тогда нужно проверить элемент.

Диагностика датчика

Все автовладельцы должны знать, как проверить датчик температуры на ВАЗ-2110. С помощью проверки можно сэкономить на стоимости нового устройства, хотя цена его не совсем высока.

Протестировать элемент можно путем нагревания. Нужна подходящая емкость. Это может быть стакан или же чайник. В него наливают горячую воду. Вода должна быть нагрета примерно до 100 градусов – контролировать нагрев следует термометром. Далее рабочую часть устройства опускают в воду. Однако, опускать нужно именно ту часть температурного датчика, которая находится в моторе. Контакты не должны находиться в воде. Затем к контактам подсоединяют мультиметр и измеряют сопротивление.

Замена

Прежде, чем приобретать новое устройство взамен старого, стоит уточнить маркировку на старом датчике. Приобретать лучше точно такой же прибор.

Другие, хоть и похожие элементы, могут давать не те показания, ЭБУ неправильно их поймет, а на панели приборов водитель увидит ложные показания. В комплекте с новым элементом обязательно должна быть медная шайба. Если она отсутствует, ее покупают отдельно.

Как снять

Первым делом смотрят, что мешает подобраться к термостату и датчику. Мешает корпус воздушного фильтра – его необходимо снять. Далее рекомендуется слить антифриз из двигателя, но это не всегда обязательно. При замене прольется лишь немного жидкости, и ее всегда можно долить до уровня.

Затем после слива жидкости снимают клемму с АКБ, выбирают нужный датчик и снимают все, что к нему подсоединено. После отсоединения элемент просто выкручивают, держась за его грани руками или же ключом. После этого прибор можно снять.

Замена без слива ОЖ

Если решено выполнять замену без слива жидкости, то нужно взять в руки новый прибор, а старый понемногу выворачивать. Когда датчик уже можно будет крутить вручную, ключ убирают и медленно руками выкручивают и прижимают элемент к отверстию. Когда станет ясно, что устройство выкрутилось, его быстро вынимают, а на его место также быстро устанавливают новый. Затем деталь закручивается и проверяется ее работоспособность.

Установка нового датчика охлаждающей жидкости

Новый датчик температуры ОЖ на ВАЗ-2110 устанавливается в обратном порядке. Опытные автомобилисты рекомендуют смазать резьбу элемента герметиком.

Иногда наблюдаются течи охлаждающей жидкости из-под нового датчика. Процесс замены чрезвычайно простой и с ним без труда справятся даже новички, которые только сели за руль и раньше не знали ничего об автомобилях.

Заключение

Всем известны последствия перегрева двигателя – это испорченные в результате температурных деформаций детали мотора. Чаще всего подвергается воздействию головка блока цилиндров.Восстанавливать этот узел достаточно дорого. Также перегрев может нанести еще более существенный ущерб. При езде на богатой смеси двигатель потребляет чрезмерное количество топлива, выходят из строя свечи. На бедной смеси мотор нагревается и может перегреться. Всего этого можно избежать, если знать признаки неисправности ДТОЖ, уметь его менять и знать, где он расположен.

Читайте также:
Дроссельная заслонка ваз 2110

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Датчик температуры на ваз 2112 — замена и диагностика

Да, именно датчиков, а не датчика, был уверен, что он один, оказывается их два, даже и внимание не обращал на него =)

А вот причина замены, еду себе в пробке, ни кого не трогаю, температура в норме, поглядываю сейчас на нее частенько, после того как сделал Вторую скорость вентилятора охлаждения двигателя перестраиваюсь, смотрю в правое зеркало, потом на приборку, а там! ! ! такое:

автоматом подумал, что проблема в этом датчике

так как, приборка тестилась и все работало

Подобрал вот такой, от CHEVROLET № 96182634

при замене использовал анаэробный герметик и ключ на 19

и быстро вкручиваем новый

как итог: не помогло. . . =(

изучаю систему охлаждения, кручу интернет и выясняется, что поменял я датчик включения вентилятора, то есть датчик для блока управления, а под ним (в блоке) есть еще один датчик, для приборки.

Опять изучаю, подбираю и заказываю вот какой Итальянский датчик Facet 7.3000:

а пока он не приехал покупаю и ставлю заводской, оригинальный здесь уже нужен ключ на 21

Теперь Все работает. . . =)

вот он, уставший датчик:

Через три дня приезжает Итальянский датчик, в этот же день его и ставим, так же используя анаэробный герметик, тут нужен снова, ключ на 19:

вот они, два новых датчика температуры =)

Теперь все суперски =)

Бонусом поменял РХХ, который иногда показывал замыкание на корпус, а вот и он:

Датчик температуры ВАЗ 2112

Датчик температуры ВАЗ 2112 не только позволяет осуществлять процесс контроля за состоянием двигателя, охлаждающей жидкости. Полученные с него данные позволяют регулировать количество подаваемого в камеру сгорания топлива.

Необходимо проверять состояние датчика, при поломке – сразу осуществлять его замену.

Какой датчик температуры устанавливается на ВАЗ 2112?

Как и в многих других автомобилях устройство датчика температуры на ВАЗ 2112 просто – основной конструктивный элемент представляет собой обычный резистор. Его сопротивление изменяется в зависимости от температурного режима. Резистор рассматриваемого типа также обозначается как «термистор».

Задняя часть устройства выполнена из прочной пластмассы устойчивой к перегреву. На ней же находятся специальные контакты, к ним подключается питание. Один из этих контактов является плюсовым. Он идет напрямую к электронному блоку управления. Второй контакт – минусовой. Подключается непосредственно к кузову.

На температурный датчик непрерывно подается питание – с уровнем напряжения 5 В. Напряжение подается непосредственно от электронного блока управления. В нем установлен резистор имеющий постоянное сопротивление. Термистор обозначается аббревиатурой ДТОЖ. Характеризуется следующим:

  • отрицательным температурным коэффициентом;
  • при увеличении температуры сопротивление снижается.

Одновременно снижается и подаваемое напряжение. Электронный блок управления двигателем осуществляет процесс расчета температуры силового агрегата. Соответствующие показания передаются на панель управления приборов. Регулятор включается одновременно с включением зажигания.

Когда требуется осуществить замену?

Проверить своими руками и заменить температурный датчик на автомобиле ВАЗ 2112 с инжекторным 16 клапанным двигателем не составит большого труда. Ремонт данной детали не целесообразен. При возникновении проблем необходимо приобрести новую деталь. Неисправность температурного датчика может стать причиной серьезных проблем.

В первую очередь – перегрева мотора. При отправке неправильным данных в ЭБУ вентилятор охлаждения не будет включаться вовремя.

  • выкипит антифриз;
  • может лопнуть радиатор либо другие узлы, компоненты системы охлаждения;
  • перегреется двигатель.

Стоит отметить: перегрев двигателя приводит к невозможности его дальнейшей нормальной эксплуатации. Потребуется капитальный ремонт.

Потому желательно при первых же признаках неисправности температурного датчика заменить его. Основные симптомы поломки:

  • не включается радиатор – он запускается только по «команде» температурного датчика;
  • проблемы при запуске мотора – особенно остро это ощущается при первых холодах;
  • при непрогретом двигателе – плохой выхлоп;
  • появление пара из двигателя – это говорит о перегреве агрегата;
  • существенно увеличилось потребление топлива при температуре наружного воздуха выше нуля.

Цена температурного датчика составляет не более нескольких сотен рублей. Потому желательно заранее приобрести запасной. Это позволит избежать проблем, связанных с поиском детали. Если возникает подозрение, что датчик не работает – стоит сразу заменить его. Деталь не является ремонтопригодной.Ц

Где располагается температурный датчик на ВАЗ 2112?

Ещё один аргумент в пользу замены датчика помимо цены – простота процедуры. Разобраться, где находится и как её заменить, не составит большого труда даже начинающему автолюбителю.

Место расположения температурного датчика на данной модели ВАЗ типично – он находится в металлической впускной магистрали охлаждающей системы ГБЦ. Что позволяет максимально точно выполнять мониторинг температуры охлаждающей жидкости. Данные передаются одновременно в ЭБУ и салон – на панель приборов.

Стоимость датчиков от разных производителей

Приобрести датчик температуры на ВАЗ 2112 не составит большого труда. Стоимость его сравнительно невелика.

Наименование Артикул Стоимость, рублей
ERA 330626 От 160
Luzar LS0112 От 140
VERNET WS2586 От 340

Процесс замены датчика температуры на ВАЗ 2112 стандартный. Проблем не вызывает. Даже при отсутствии гаража и опыта ремонта автомобилей обращаться в сервисный центр не обязательно. Порядок замены включает основные этапы:

  • отключается «минусовой» провод от аккумуляторной батареи;
  • аккуратно сливается часть жидкости из системы охлаждения;
  • для удобства замены снимается корпус воздушного фильтра;
  • отключается электрическая колодка от температурного датчика;

  • выкручивается датчик с места фиксации;

  • далее устанавливается новый датчик на посадочное место.

Перед началом работ важно дождаться пока двигатель остынет. Так как горячий тосол может повредить кожу, оставить серьезные ожоги. Все работы, несмотря на их простоту, важно осуществлять осторожно. Не следует забывать отключать клеммы аккумуляторной батареи. Иначе можно случайно замкнуть плюсовой контакт на корпус. Что приведет к выходу из строя предохранителей. Возможен пожар.

Процесс замены температурного датчика имеет свои особенности, нюансы. Со всеми тонкостями процедуры следует ознакомиться заранее. Особых навыков, умений для ремонта не требуется.

Датчик температуры охлаждающей жидкости автомобиля ВАЗ 2112

Датчик температуры автомобиля ВАЗ-2112 — это одна из важных деталей мотора. Назначение контроллера состоит в том, чтобы вовремя предупредить водителя об угрозе закипания антифриза и включить вентилятор радиатора. В то же время сам датчик температуры охлаждающей жидкости может поломаться. Нужно знать, как проверить его работоспособность, и при выходе из строя заменить деталь новым устройством.

Контроллеры системы охлаждения:

Почему происходит перегрев мотора

Иногда можно увидеть автотранспорт на обочине дороги с клубами пара, поднимающимися из-под капота. Это перегрев мотора. Закипание жидкости в системе охлаждения авто ВАЗ-2112 может произойти по нижеперечисленным причинам.

Ослабление натяжения ремня газораспределительного механизма (ГРМ)

Ремень ГРМ начинает проскальзывать по шкиву привода насоса. В результате тосол не успевает быстро проходить через радиатор и охлаждаться. Ремень подлежит срочной регулировке натяжения.

Разрушение подшипника помпы

Насос начинает клинить. Антифриз перестаёт перетекать по большому контуру через радиатор, температура жидкости быстро достигает критического порога (100 С0) и закипает.

Поломка термостата

Термостат при нагреве жидкости перестаёт открывать клапан большого контура охлаждения и тосол. Оставаясь в рубашке двигателя, он закипает.

Результат кипения тосола:

Утечка антифриза

Низкий уровень антифриза в расширительном бачке и стрелка индикатора датчика температуры ВАЗ-2112 в красной зоне свидетельствует о потере тосола. Тот, кто вовремя нашёл утечку жидкости и поменял прокладки в узлах соединений трубопроводов или повреждённый радиатор, избежит капитального ремонта двигателя.

Поломка датчика температуры охлаждающей жидкости

Вся опасность поломки контроллера нагрева тосола, расположенного в головке блока двигателя, заключается в том, что все вышеперечисленные явления могут произойти, а стрелка индикатора будет оставаться вне красной зоны. Поэтому время от времени стоит поднимать капот и проверять состояние узлов контуров охлаждающей системы (тактильно и визуально).

Датчик ваз 2112:

Назначение датчика

Во время воспламенения топлива в цилиндрах двигателя ВАЗ, температура достигает более 2000 С0. Если не понижать нагрев, то это приведёт к преждевременному износу группы цилиндров и клапанов. Предназначение системы охлаждения в поддержании оптимального теплового режима работы мотора. Датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле ВАЗ-21212 16 клапанов управляет режимом работы вентилятора радиатора и стрелочным индикатором температуры на ВАЗ-2112.

1 — дополнительный резистор; 2 — кожух; 3 — электродвигатель; 4 — крыльчатка; 5 — радиатор.

Устройство ДТОЖ

Датчик температуры охлаждающей жидкости автомобиля ВАЗ-2112 располагается в головке блока двигателя, там, где находится термостат, если стоять лицом перед машиной.

Как видно на картинке, контроллер представляет собой цилиндрический корпус из латуни с резьбой. Находящийся внутри нижней части детали терморезистор, реагирует на нагрев тосола изменением сопротивления клеммной пары электрического разъёма. Другими словами, можно сказать, что при нагреве жидкости в рубашке блока двигателя, сопротивление в устройстве падает, а при охлаждении резистентность возрастает. Ток, меняя свои характеристики, «подаёт команды» на реле вентилятора радиатора, включая или выключая его.

Замена ДТОЖ своими руками

Замену датчика температуры стоит произвести самому хозяину авто, чем специально ездить за этим на СТО. Это довольно простая операция, не зависящая от того, сколькими клапанными двигателями (8 или 16) оснащены автомобили. Перед началом работы нужно надеть перчатки, подготовить рожковый ключ или накидную головку на 19 мм.

Поступают следующим образом:

  1. С аккумулятора снимают минусовую клемму.
  2. Поверхность контроллера очищают от пыли и грязи ветошью.
  3. В пластиковой головке электрического разъёма снимают клеммы.
  4. Осторожно поворачивая ключ, вывинчивают датчик температуры ВАЗ-2112.
  5. Чтобы не возникало затруднений при установке новой детали, на резьбу наносят пару капель графитовой смазки и проверяют целостность прокладки.
  6. В некоторых случаях резьбу покрывают герметиком.
  7. ДТОЖ ввинчивают без чрезмерных усилий.
  8. Подсоединяют ранее снятые клеммы.

Самый лучший вариант, как проверить работоспособность ДТОЖ — при поднятом капоте заводят двигатель и ждут, когда сработает вентилятор, охлаждая радиатор. Если стрелка индикатора датчика температуры авто ВАЗ-2112 не заходит в красную зону, можно смело отправляться в поездку.

Видео по теме

Датчик температуры охлаждающей жидкости ваз 2112 – 16 клапанов где находится, как диагностировать, поменять

Датчик температуры охлаждающей жидкости является важным элементом в системе управления двигателем. Он предназначен для контроля нагрева антифриза, который циркулирует в охлаждающей системе. На инжекторных ВАЗ-2110 датчик температуры влияет на состав горючей смеси, количество оборотов коленчатого вала, а также на угол опережения зажигания.

Какие функции выполняет датчик

Данный прибор выполняет массу задач. На базе его показаний готовится топливная смесь, меняется угол опережения зажигания. Также элемент дает команды на включение вентилятора в случае перегрева.

Все датчики ВАЗ-2112 16 клапанов и их расположение: схема и описание

Эффективная работа инжекторного двигателя обеспечивается набором датчиков. Все они подключаются к блоку ЭБУ. Хэтчбеки «Лада» семейства «2112» выпускались только с инжекторными двигателями, и две разновидности этих ДВС являются 16-клапанными. О них речь пойдёт дальше. Все датчики ВАЗ-2112, их расположение и внешность будут показаны на фото.

Датчик избыточного давления масла, не подключаемый к ЭБУ, у нас показан на видео.

Разбираемся с датчиком кислорода

Определять артикулы датчиков нужно не по модели двигателя и даже не по нормам Евро, а только по блоку ЭБУ.

Разновидности датчиков концентрации кислорода (ДКК)

Число датчиков кислорода может равняться двум или одному – всё зависит от норм экологии. Также АвтоВАЗ использовал две разновидности датчиков – 0 258 005 133, 0 258 006 537 (артикулы BOSCH). Первые из них совместимы с контроллерами BOSCH M1.5.4, MP7.0 и Январь 5.1. Более новые датчики подключались к ЭБУ BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Датчики двух разных типов отличаются даже внешне.

Блок ЭБУ в «Десятках ВАЗ» находится под пластиковой крышкой. Она расположена возле ступни переднего пассажира.

Красной стрелкой у нас отмечен первый, то есть основной датчик. Верхнее фото соответствует двигателю 21124 (1,6 л).

Местоположение датчиков (21124 и 21120)

Моторы ВАЗ-21120 (1,5 л) могли отвечать стандарту Евро-3, и тогда за основным датчиком приваривался «удлинённый» катализатор. Второй датчик находился за ним, то есть за «банкой». Уточним:

  • Стандарту Евро-2 соответствует конструкция с одним датчиком (основным);
  • При переходе к нормам Евро-3 добавился второй датчик (синяя стрелка).

Кстати сказать, 24-й мотор может отвечать нормам Евро-4.

Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112

Блок ЭБУ должен контролировать множество параметров сразу. Самой важной информацией будет положение коленвала. Можно отключить все датчики, кроме ДПКВ, и это не приведёт к прекращению работы двигателя.

Датчики, подключаемые к ЭБУ

Перечислим все элементы по одному:

  • 15 – ДТОЖ. Резистор, вкручиваемый в корпус термостата. Определяется температура тосола;
  • 17 – ДПРВ, он же ДФ (датчик фаз). Принцип работы – эффект Холла. Контролируется положение распредвала. О его проверке здесь.;
  • 20 – ДПДЗ. Резистор, закреплённый на дроссельном узле 19. Измеряется угол отклонения дроссельной заслонки;
  • 21 – ДМРВ. Датчик, соединённый с корпусом фильтра. Контролирует расход воздуха, основные признаки его неисправности рассмотрены здесь;
  • 22 – РХХ. Не датчик, а регулятор (электромагнит). Используется в режиме холостого хода. О его проверке и даигностике здесь. О замене РХХ здесь.;
  • 24 – лямбда-зонд или датчик кислорода (см. выше);
  • 25 – датчик скорости. Закреплён в прорези КПП. Принцип работы – эффект Холла;
  • 26 – ДПКВ. Электромагнитный датчик. Контролируется положение коленвала;
  • 27 – ДД (датчик детонации). Пьезоэлемент, закреплённый на внешней стенке блока цилиндров.

Рассмотрим, как все элементы выглядят вживую. Показаны снимки датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный ДВС).

Каждый элемент легко будет найти под капотом

Всё, что сказано выше, справедливо для двух двигателей сразу – для агрегатов 21124 и 21120 (1,6 и 1,5 л).

Нельзя откручивать датчик ДТОЖ, не сливая охлаждающую жидкость. А отключить датчик – значит отключить разъём, но не демонтировать сам датчик.

Где какой датчик находится — подкапотная схема

Посмотрим на ещё одну картинку.

Подкапотное пространство и мотор 21124

Важно понять, где находятся следующие элементы:

  1. ДПКВ;
  2. Лямбда-зонд;
  3. Датчик скорости;
  4. РХХ;
  5. ДПДЗ;
  6. ДМРВ;
  7. ДТОЖ.

Местоположение датчика фаз указано в предыдущей главе.

Никогда не откручивайте датчик скорости. Будет сложно установить его так, чтобы сохранить герметичность.

Артикулы

Для датчиков кислорода сначала использовалось обозначение 21120-3850010. Затем появился артикул с цифрами 1118 (см. фото). Похоже, он относится к датчику нового типа. Проще будет использовать артикулы BOSCH.

Выхлопная система двигателя ВАЗ-21120

Перечислим артикулы остальных датчиков:

  • ДМРВ (21124 или 21120): 21083-1130010-01, -10, -20;
  • ДМРВ (мотор 21120 c ЭБУ Январь 4.1): 2112-1130010, -01;
  • ДПДЗ : 2112-1148200;
  • РХХ: 2112-1148300-02;
  • ДПКВ : 2112-3847010, -01, -03, -04;
  • ДТОЖ : 2112-3851010, -01, -02, -05;
  • Датчик скорости : 2110-3843010-13, -18;
  • ДПРВ : 2112-3706040, -02, -03;
  • ДД: 2112-3855020, -01, -02, -03;
  • Датчик давления масла: 2106-3829010, -01, -02;
  • Датчик уровня тосола : 2110-3839310-10, -11, -12, -13, -14;
  • Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости: 2101-3808600, -02, 2106-3828010.

Три последних датчика к блоку ЭБУ не подключаются. Зато может быть подключён датчик неровной дороги (2123-1413130). На работу двигателя он влияет, хотя и закреплён на кузове.

В составе двигателей с ЭБУ Январь 4.1 датчиков кислорода нет.

Вообще на хэтчбеках ВАЗ-2112 датчики могут использоваться другие – не те, что указаны в списке. Но тогда речь идёт о 8-клапаннике. А всё, что мы указали, относится к 16-ти клапанам, вот схема этого двигателя.

Замена датчика температуры lada 21124 (ваз 21124)

Датчики ВАЗ-2112 16 клапанов и их расположение: схема, фото, видео

Эффективная работа инжекторного двигателя обеспечивается набором датчиков. Все они подключаются к блоку ЭБУ. Хэтчбеки «Лада» семейства «2112» выпускались только с инжекторными двигателями, и две разновидности этих ДВС являются 16-клапанными. О них речь пойдёт дальше. Все датчики ВАЗ-2112, их расположение и внешность будут показаны на фото.

Датчик избыточного давления масла, не подключаемый к ЭБУ, у нас показан на видео.

Разбираемся с датчиком кислорода

Определять артикулы датчиков нужно не по модели двигателя и даже не по нормам Евро, а только по блоку ЭБУ.

Число датчиков кислорода может равняться двум или одному – всё зависит от норм экологии. Также АвтоВАЗ использовал две разновидности датчиков – 0 258 005 133, 0 258 006 537 (артикулы BOSCH). Первые из них совместимы с контроллерами BOSCH M1.5.4, MP7.0 и Январь 5.1. Более новые датчики подключались к ЭБУ BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Датчики двух разных типов отличаются даже внешне.

Блок ЭБУ в «Десятках ВАЗ» находится под пластиковой крышкой. Она расположена возле ступни переднего пассажира.

Красной стрелкой у нас отмечен первый, то есть основной датчик. Верхнее фото соответствует двигателю 21124 (1,6 л).

Моторы ВАЗ-21120 (1,5 л) могли отвечать стандарту Евро-3, и тогда за основным датчиком приваривался «удлинённый» катализатор. Второй датчик находился за ним, то есть за «банкой». Уточним:

  • Стандарту Евро-2 соответствует конструкция с одним датчиком (основным);
  • При переходе к нормам Евро-3 добавился второй датчик (синяя стрелка).

Кстати сказать, 24-й мотор может отвечать нормам Евро-4.

Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112

Блок ЭБУ должен контролировать множество параметров сразу. Самой важной информацией будет положение коленвала. Можно отключить все датчики, кроме ДПКВ, и это не приведёт к прекращению работы двигателя.

Перечислим все элементы по одному:

Рассмотрим, как все элементы выглядят вживую. Показаны снимки датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный ДВС).

Всё, что сказано выше, справедливо для двух двигателей сразу – для агрегатов 21124 и 21120 (1,6 и 1,5 л).

Нельзя откручивать датчик ДТОЖ, не сливая охлаждающую жидкость. А отключить датчик – значит отключить разъём, но не демонтировать сам датчик.

Где какой датчик находится — подкапотная схема

Посмотрим на ещё одну картинку.

Важно понять, где находятся следующие элементы:

  1. ДПКВ;
  2. Лямбда-зонд;
  3. Датчик скорости;
  4. РХХ;
  5. ДПДЗ;
  6. ДМРВ;
  7. ДТОЖ.

Местоположение датчика фаз указано в предыдущей главе.

Никогда не откручивайте датчик скорости. Будет сложно установить его так, чтобы сохранить герметичность.

Артикулы

Для датчиков кислорода сначала использовалось обозначение 21120-3850010. Затем появился артикул с цифрами 1118 (см. фото). Похоже, он относится к датчику нового типа. Проще будет использовать артикулы BOSCH.

Перечислим артикулы остальных датчиков:

  • ДМРВ (21124 или 21120): 21083-1130010-01, -10, -20;
  • ДМРВ (мотор 21120 c ЭБУ Январь 4.1): 2112-1130010, -01;
  • ДПДЗ: 2112-1148200;
  • РХХ: 2112-1148300-02;
  • ДПКВ: 2112-3847010, -01, -03, -04;
  • ДТОЖ: 2112-3851010, -01, -02, -05;
  • Датчик скорости: 2110-3843010-13, -18;
  • ДПРВ: 2112-3706040, -02, -03;
  • ДД: 2112-3855020, -01, -02, -03;
  • Датчик давления масла: 2106-3829010, -01, -02;
  • Датчик уровня тосола: 2110-3839310-10, -11, -12, -13, -14;
  • Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости: 2101-3808600, -02, 2106-3828010.

Три последних датчика к блоку ЭБУ не подключаются. Зато может быть подключён датчик неровной дороги (2123-1413130). На работу двигателя он влияет, хотя и закреплён на кузове.

В составе двигателей с ЭБУ Январь 4.1 датчиков кислорода нет.

Вообще на хэтчбеках ВАЗ-2112 датчики могут использоваться другие – не те, что указаны в списке. Но тогда речь идёт о 8-клапаннике. А всё, что мы указали, относится к 16-ти клапанам, вот схема этого двигателя.

Видео с разбором дроссельного узла: один регулятор и датчик

Расположение датчиков на ВАЗ 2110 инжектор (8 клапанов)

На инжекторном 8 клапанном автомобиле ВАЗ 2110 датчики присутствуют самые разнообразные. У каждого из них своя важная функция, прекращение выполнение которой может привести к определенным последствиям.

ДМРВ на ВАЗ 2110

На наличие большого количества электроники предусматривает обильное число датчиков. О некоторых из них мы сегодня с вами поговорим:

  • Датчик регулятора воздуха;
  • Датчик включения вентилятора;
  • Датчик коленчатого вала;
  • Датчик температуры жидкости охлаждения;
  • Датчик скорости;
  • Датчик фаз.

Теперь рассмотрим их более подробно.

Регулятор воздуха

Определив количество воздуха, система определяет нужный объем бензина. Датчик воздуха несет ответственность за объемы всасывания. К недостаткам этого устройства относят:

  • Из-за воздействия влаги нарушается работоспособность;
  • При малых оборотах датчик выдает повышенные показатели;
  • Устройство не может нормально работать при холостом ходу;
  • Могут возникать проблемы при пуске мотора;
  • После повышенного режима мощности двигатель может резко остановиться;
  • Увеличивается расход топлива.

Как же работает этот датчик? Попробуем разобраться.

  1. Конструкция регулятора включает в себя три чувствительных компонента, которые установлены в потоке воздуха. Один из элементов определяет температуру всасываемого воздуха, а остальные два — греются до необходимых показателей.
  2. Определение расхода воздуха происходит за счет измерения мощности электричества для поддержания необходимой температуры.
  3. На регуляторе имеется сеточка, монтируемая в потоке воздуха.
  4. Все это позволяет передать информацию на контроллеры, которые, в свою очередь, включают те или иные режимы для изменения или поддержания нагрузок.

Датчик вентилятора

Данное устройство предназначено для активации вентилятора, охлаждающего силовой агрегат. У этого датчика на ВАЗ 2110 имеются сильные стороны:

  • Он очень надежный, поскольку включает в свою конструкцию твердый наполнитель. При повышенных температурах он расширяется;
  • Также конструкция предусматривает наличие подпружиненного рычага, который не позволяет возникать дефектам;
  • Датчик не позволяет возникать искрам;
  • Приобретая качественный регулятор, можно забыть о его замене на долгие годы.

Регулятор коленвала

Как вы понимаете, расположение всех датчиков на 8 клапанном инжекторном ВАЗ 2110 разное, но все они объединяются в единую систему. Датчик коленвала не является исключением.

За счет работы этого устройства система определяет, когда подавать топливо и искру для воспламенения смеси. По сути, конструкция агрегата представлена в виде магнита и катушки из тонкой проводки.

К его сильным сторонам относят:

  • Работает долго и эффективно даже в режиме повышенных нагрузок;
  • Функционирует совместно с шкивом коленчатого вала;
  • При поломке датчика двигатель прекращает работу, либо ограничивает показатели оборотов на отметке не более 3500 оборотов.

Располагается устройства на масляном насосе, буквально на самой вершине зубцов шкива. Если быть точнее, то 1 миллиметре от них.

Указатель температуры ОЖ

ОЖ, как вы уже знаете, это охлаждающая жидкость. Для нее также предусмотрен свой специальный датчик. По своим функциям он напоминает подсос, который устанавливается на карбюраторных версиях ВАЗ 2110 и не только.

Устройство считывающе температуру ОЖ

То есть, этот датчик отвечает за регулировку горючего. Чем холоднее будет мотор, тем больше топлива он получит. Для данного указателя характерны определенные поломки:

  • Внутри регулятора может нарушиться электрический контакт;
  • Возле троса акселератора расположены провода, которые не редко теряют изоляцию;
  • Датчик выходит из строя, если вентилятор начинает работать при холодном силовом агрегате;
  • Возникают определенные сложности при запуске сильно нагретого двигателя;
  • При поломке датчика возникает повышенный расход топлива.

Датчик скорости

Он предоставляет электронной системе данные о текущей скорости автомобиля. Отличается относительной надежностью, но в действительности разработчикам есть над чем подумать.

Имеет две характерные неисправности:

  • При холостых оборотах двигатель выключается;
  • Сломанный датчик способен частично повлиять на скоростные характеристики автомобиля.

Датчик фаз

Что касается этого регулятора, то он присутствует только на автомобиле с 16 клапанами. Его задача — предоставлять информацию, которая позволит понять, куда и когда впрыскивать топливо, в какой именно цилиндр.

Если датчик выйдет из строя, особо страшного ничего не произойдет с точки зрения целостности автомобиля. Но расход топлива резко увеличится.

Мы затронули далеко не все указатели, но постараемся поговорить о многих из них в наших специальных материалах.

Чтобы разобраться в ремонте своего ВАЗ 2110, рекомендуем для начала детально изучить руководство по эксплуатации. Там сказано о всех датчиках, их задачах, расположении и, конечно же, способах замены. Часто автовладельцы игнорируют рекомендации производителя, хотя именно он лучше остальных знает, как выполнить тот или иной вид ремонта, профилактики, как с минимальными усилиями добраться до определенного узла, того же датчика.

Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110, ВАЗ 2112

Рейтинг 3.8 из 5. Голосов: 45

Замена ОЖ, какую ОЖ лучше выбрать.

Доработки вентилятора двигателя.

Доработка пробки бачка.

Все по радиатору отопителя.

  1. Доработка системы охлаждения двигателя;
  2. Печка.

Интересный сайт? Поделись с друзьями

Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110, ВАЗ 2112

Рейтинг 3.8 из 5. Голосов: 45

Замена ОЖ, какую ОЖ лучше выбрать.

Доработки вентилятора двигателя.

Доработка пробки бачка.

Все по радиатору отопителя.

  1. Доработка системы охлаждения двигателя;
  2. Печка.

Интересный сайт? Поделись с друзьями

Система охлаждения на ВАЗ 2110 инжектор (8 и 16 клапанов)

Примечательно, что недогрев и перегрев опасны для мотора в равной степени. Дабы разобраться в особенностях ремонта СО, для начала следует узнать принцип ее работы.

Как работает СО

  1. На 8 клапанном инжекторном ВАЗ 2110 система охлаждения работает за счет охлаждающей жидкости, принудительно циркулирующей по ней. При нагреве мотора возникает избыточное давление, которое выходит по средствам выпускного клапана.
  2. Для 16 клапанного инжекторного ВАЗ 2110 система охлаждения имеет оптимальную рабочую температуру в диапазоне 90-95 градусов по Цельсию. А клапан срабатывает при возникновении давления с показателями от 1,2 до 1,4 кгс/см2.
  3. Когда избыточное давление выходит, двигатель возвращается к нормальной температуре, включается впускной клапан. Так происходит цикл за циклом.
  4. При нарушении баланса давления происходит перегрев, последствиями которого могут быть различного рода поломки, включая необходимость в полной замене силового агрегата.
  5. За счет работы термостата и электровентилятора, у ВАЗ 2110 поддерживается необходимая постоянная рабочая температура. На головке блока цилиндров расположен датчик, который передает на блок управления сведения о текущей температуре охлаждающей жидкости.
  6. От датчика температуры ОЖ идет команда к системе охлаждения, которая начинает работать с целью снизить нагрев двигателя.
  7. При наличии электронного впрыска в конструкции автомобиля, она также располагает специальным датчиком, который отправляет сообщение на электронный блок управление о перегреве силового агрегата.
  8. С помощью насоса подается охлаждающая жидкость, распределяемая термостатом.
  9. При включении двигателя ему требуется нагреться до рабочих показателей температуры. Для этого термостат направляет жидкость охлаждения по малому контуру, не включая циркуляцию через радиатор. Малый контур включает в себя:
    1. Отопитель для прогрева салона;
    2. Блок нагрева карбюратора (естественно, только на карбюраторных ВАЗ 2110);
    3. Подогрев блока дроссельного узла;
    4. Впускной коллектор.
  10. Когда двигатель нагревается примерно до 90 градусов по Цельсию, термостат отправляет часть ОЖ к радиатору. При срабатывании датчика перегрева двигателя, вся жидкость охлаждения циркулирует уже по большому контуру.

Характерные неисправности

Если система охлаждения «десятки» начинает функционировать не так, как ей положено, это говорит о появлении неисправностей.

Определить их можно по характерным признакам.

  • Пропадает охлаждающая жидкость из системы.
  • Двигателю требуется много времени для прогрева, либо он плохо прогревается. Если для вашего региона характерны сильные морозы, и слабый прогрев наблюдается именно зимой, причина кроется, скорее всего, в климате. Потому советуем утеплить моторный отсек.
  • Происходит детонация мотора. Если возникла подобная ситуация, система охлаждения неисправно уже давно, а вы все равно продолжали эксплуатировать автомобиль.
  • Датчик на панели приборов достиг крайней красной зоны.
  • Крутящий момент снижается. Такое явление характерно для ситуации, когда двигатель перегрелся и наблюдается пропуск на прокладке головки.

Как исправить проблемы

Теперь поговорим об устранении этих неисправностей согласно озвученному списку.

  1. Охлаждающая жидкость не может пропасть по взмаху волшебной палочки, она не испаряется под действием температуры. Потому проверять нужно все патрубки, шланги, хомуты, радиатор и прочие компоненты. Где-то обязательно есть повреждение, вызывающее протечку.
  2. Если зимой вам приходится долго стоять на месте, дожидаясь прогрева двигателя, попробуйте утеплить моторный отсек. Существует множество способов сделать это — от классического «тулупа» для двигателя, до применения простой картонки перед радиатором в зимний период или использования специальных утеплителей. Следите обязательно за тем, чтобы ваши утеплители не задевали ремень генератора.
  3. При детонации можем лишь посочувствовать автомобилю, поскольку его владелец полностью игнорировал все сигналы машины о том, что СО находится в неисправном состоянии. Если простейшие меры по ремонту дадут положительный результат, считайте, что вам крупно повезло. Если нет, тогда ремонта двигателя не избежать. А это уже совсем другие суммы денег.
  4. Когда стрелка датчика оказалась в красной зоне, незамедлительно предпринимайте соответствующие меры. Заглушите двигатель, чтобы чрезмерный перегрев не привел к еще более печальным последствиям. Поднимите капот, проверьте наличие жидкости в бачке. Только не открывайте его, там очень горячо. При своевременной реакции можно избежать закипания и свиста из-под капота. Но своим ходом до СТО лучше не ехать. Вызывайте эвакуатор.
  5. Ситуации, когда рвутся прокладки головки мотора, не редкость. Но сталкиваться с ними не желаем никому. Подобная поломка говорит о том, что вам необходимо в обязательном порядке приступать к полноценному ремонту двигателя. Самостоятельно или на автосервисе — решайте сами.

Меры профилактики

Огромной части поломок можно избежать, если соответствующим образом относиться к собственному автомобилю. Да, никто не исключает непредвиденных ситуаций, однако простые меры профилактики обязательно должны стать для вас нормой обращения с машиной:

  • Проверяйте постоянно показатель уровня жидкости охлаждения в бачке, при необходимости доливайте;
  • Для своего ВАЗ 2110 не поскупитесь на качественную охлаждающую жидкость;
  • Не применяйте простую воду в качестве охладителя, поскольку она обладает меньшей температурой кипения, способствует образованию накипи и коррозии внутри системы охлаждения;
  • Всегда смотрите на показания датчика температуры ОЖ, расположенные в салоне. Избегайте ситуаций, когда стрелка переходит красную границу.

Очевидно, что СО — это важнейший узел в подкапотном пространстве, от эффективности работы которого зависит состояние, работоспособность двигателя и не только. Потому крайне важно бережно относиться к системе охлаждения, следить за ее состоянием, своевременно предпринимать действия по устранению возникающих неисправностей.

Замена датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

Добро пожаловать!
Датчик массового расхода воздуха – вкратце его ещё называют люди просто ДМРВ, он выполняет функцию как такового расходомера а именно он рассчитывает воздух который попадает в цилиндры автомобиля, вить многие уже из вас знают (А многие и до сих пор нет), то что двигатель работает на смеси воздуха и топлива, если чего то в двигателе будет не хватать (К примеру топливо плохо и мало поступает), а чего то будет наоборот больше (К примеру воздуха будет много, а топлива очень и очень мало), то в данном случае автомобиль скорее всего вообще не заведётся, а если и заведётся то двигатель будет работать не устойчиво на холостом ходу, будет так же он глохнуть но расход в данной ситуации у него будет не большим, но если учитывать тот факт то что и автомобиль ехать практически не будет, то расход у него будет больших лишь потому что вы намного чаще будете жать педаль в пол и тем самым много топлива в цилиндры будет литься.

Примечание!
Для того чтобы произвести замену этого датчика на машине, нужны инструменты: А именно нужны будут различного рода отвёртки, а так же понадобятся гаечные и если у вас есть то торцевые ключи, большим бы плюсом было бы если у вас есть вороток с накидными головками! (Кстати рекомендуем вам если вы решите проверить работает данный датчик или же нет, взять с собой в добавок мульти-метр, потому что при помощи него вы и сможете определить неисправность именно этого датчика)

Краткое содержание:

Где находится датчик массового расхода воздуха?
Практически на всех автомобилях ВАЗ, которые имеют систему с распределённым впрыском (Имеется ввиду инжекторную систему), данный датчик устанавливается сразу же после корпуса воздухофильтра (Корпус указан красной стрелкой), так вот после этого самого датчика (Он указан синей стрелкой), чтобы вы не путались идёт толстый патрубок или как его ещё называют гофрированный шланг, данный шланг уже указан зелёной стрелкой и практически во всех автомобилях которые выпускались на АвтоВАЗе данный корпус, а так же сам датчик и данный шланг есть, поэтому местонахождение этого датчика в будущем вы уже вряд ли с чем то спутаете.

Когда нужно менять датчик массового расхода воздуха?
Как при выходе из строя любого другого датчика и после выхода этого на приборной панели загорается лампочка так называемая «check engine», которая говорит о том что какой то датчик неправильно работает, но мы говорим сейчас не обо всех датчиках, а только лишь об датчике расхода воздуха поэтому когда он выйдет из строя двигатель как уже говорилось выше начнёт потреблять по больше топлива, а так же ехать ощутимо будет хуже, у двигателя появятся провалы он так же может глохнуть на холостом ходу, да и вообще холостой ход будет неровный, то есть стрелка тахометра будет не чётко стоять на месте, а будет плавать и вы это сразу же поймёте. (Более подробно о том как будут плавать обороты при неисправности этого датчика, смотрите в ролике ниже)

Примечание!
Не всегда после того как появились все эти симптомы, загорается лампочка «check engine» на панели после заводки двигателя (Данная лампа для наглядности стрелкой указана на фото ниже), а всё это происходит потому что данный датчик умирает постепенно и когда он ещё якобы немного жив, но уже даёт не верные показания и двигатель начинает тупить в прямом смысле этого слова, то данная лампа может даже и не загореться!

Как заменить датчик массового расхода воздуха и как его проверить на исправность на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?

1) Во-первых вам нужно будет проверить сперва датчик, если у вас конечно есть специальный прибор для этого (Мульти-метр называется, если его нет, то в таком случае к пункту 2 переходите, там описывается способ как проверить этот датчик без помощи специального прибора), так вот для его проверки вам нужно будет сперва отсоединить колодку проводов (Указана красной стрелкой) от самого корпуса датчика (Корпус датчика указан синей стрелкой), для этого внизу на колодки есть фиксатор который вам и нужно будет нажать и после этого потянув за неё, просто отсоедините её от корпуса.

Примечание!
Для проверки датчика при помощи мульти-метра, проделайте следующие действия, а именно сперва включите зажигание у автомобиля повернув для этого ключ и дождавшись того пока все приборы загорятся, после этого берите в руки мульти-метр и включите на нём функцию вольтметра чтобы напряжение в датчике проверить (Проверка напряжения, это и есть проверка датчика на работоспособность), после включения один из выводов который идёт от мульти-метра (Чёрный вывод) подсоедините куда ни будь на массу (Массой может двигатель автомобиля выступать или минусовая клемма на аккумуляторе), а другой вывод (Красный вывод, это кстати плюс) подсоедините к выводу 2 колодки проводов (Все выводы на колодки проводов пронумерованы, поэтому ищите на ней вывод 2 и подсоединяйте к нему красный вывод идущий от мульти-метра) и посмотрите по прибору какое он выдаст напряжение, должно будет быть не меньше 12 вольт, в противном случае либо аккумуляторная батарея у вас разряжена, либо же с контроллером что то! (см. фото 1)

Теперь следующая проверка, в общём всё тоже самое проделайте но только уже красный вывод идущий от прибора не ко 2 выводу на колодки подсоедините, а к 4 и посмотрите какие показания выдаст прибор, самое хорошее и правильное напряжение это ближе к 5 вольтам (см. фото 2), в том случае если у вас напряжение совсем другое, тогда проблема либо с самим датчиком или либо контроллер у вас неисправен!

2) А что же делать тем у кого нет этого прибора скажете вы? Есть ещё несколько вариантов, о том как можно проверить этот датчик работает он или же нет, а заключаются они в следующем, сперва вам нужно будет разыскать друга или родственника (Любого человека у которая такой же автомобиль как и у вас, и которого стоит тот же самый датчик что и у вас, а именно обращайте особое внимание на их маркировки, они должны будут совпадать), и после чего переставьте заранее исправный датчик за место своего и если все неисправности пропадут, то дело всё в нём и вам придётся заменить его на новый или же если у вас нет возможности (Они просто не очень то и малых денег стоят), то в таком случае попробуйте почистить данный датчик и возможно вы его восстановите и он у вас снова будет работать. (О том как почистить этот датчик, читайте в статье: «Чистка ДМРВ на автомобиле»)

Примечание!
Кстати есть ещё один способ благодаря которому можно проверить работает ли у вас датчик или же нет, для этого просто отсоедините колодку проводов от него и после чего заведите двигатель у автомобиля, в этом случае обороты двигателя увеличатся на холостом ходу (Будут в районе 1500 тыс.), но автомобиль начнёт нормально ехать и у него не будет никаких провалов, если у вас всё так же, тогда очень большая вероятность то что именно этого датчик у вас вышел из строя! (Такая махинация не пройдёт если у вас будет установлен блок управления Январь 7.2, а так же если будет установлен блок управления BOSCH М7.9.7)

3) С проверкой закончили, теперь что касается его снятия, снимается от довольно таки и легко, для этого вам нужно будет всего лишь чуть-чуть ослабить винт который крепит гофрированный шланг к корпусу датчика и после чего отсоединить этот шланг чтобы он не мешал вам, после этого вам нужно будет отвернуть два болта которые крепят датчик к корпусу воздухофильтра (см. маленькое фото) и в конечном итоге снимите корпус датчика с автомобиля и замените его на новый, его установка происходит в обратном порядке снятию поэтому трудностей у вас возникнуть не должно.

Важно!
В том случае если вы окончательно примете решение поменять датчик на новый (Его очистка к примеру не к чему не привела), то в таком случае обязательно учитывайте тот факт, то что любая деталь в автомобиле имеет свою маркировку и поэтому новый датчик покупайте с той же самой маркировкой, которая у вас присутствует и на корпусе старого датчика, просто данные датчики иногда бывают внешне похожи между собой но если его неправильно подобрать (К примеру купить датчик с другой маркировкой который будет настроен под работу с другим ЭБУ), то автомобиль у вас так же будет неправильно смешивать рабочую смесь в связи с чем машина так же начнёт тупить как и при неисправном датчике, а так же увеличиться расход и холостые будут плавать!

Кой что ещё вы должны знать, а именно при работе с колодкой проводов которая подсоединяется к корпусу датчика будьте осторожны и старайтесь сделать так чтобы во внутреннюю её часть не попала влага, а иначе колодка может запросто выйти из строя, поэтому если вы собираетесь на долго отключать её или если на улице идёт дождь, то в таком случае скиньте клемму минус с аккумулятора, как это сделать читайте «вот в этой статье» в пункте 1, но всегда помните о том что если вы скинете клемму то посредством колодки проводов вы уже не сможете проверить сам датчик на исправность!

Дополнительный видео-ролик:
Более подробно о том как производиться замена этого датчика, вы можете увидеть из поучительного и наглядного видео-ролика который располагается чуть ниже, в нём всё подробно описано.

Как заменить и отрегулировать датчик положения коленвала (ДПКВ) на ВАЗ-2110, 2111 и 2112 своими руками?

11.04.2021 18 707 ВАЗ 2112

Нынешние силовые агрегаты ВАЗ, в которых предусмотрена система впрыска намного экономичнее и проще в обслуживании, нежели их карбюраторные предшественники. Но есть и слабые места — это датчики, часто ломающиеся и этим доставляющие много хлопот. К примеру, датчик коленвала ВАЗ 2112 16 клапанов где находится, знает не каждый, но если он перестает работать, то вся система функционировать не будет. Но отчаиваться не стоит в данном случае можно обойтись своими силами.

Хоть эти устройства отличаются надежностью, но в случае, если с ним что-нибудь произойдет и неисправности, то мотор не запустится. Принимая во внимание, тот факт, что датчик положения коленвала не обладает механическими подвижными частями, то основным виновником выхода его из строя может быть только коррозия или грязь.

Принцип работы и местоположение

Надо отметить, что неисправности датчика коленвала(контролера здесь и далее в тексте) встречаются редко, однако, отправляясь в длительное путешествие, лучше иметь запасной исправный датчик, в случае если ДПКВ выходит из строя, тогда дальнейшее движение на автомобиле чаще всего оказывается невозможным. Перейдем к принципу работы:

  • Зубчатый шкив привода электрогенератора изготовлен в виде диска, имеющего по окружности 58 зубьев расположенные через каждые 6 градусов
  • Для того, чтобы сгенерировать импульс синхронизации оборотов для инжектора на шкиве специально отсутствуют два зуба

Схема работы датчика со шкивом

  • На автомобиле устанавливается либо цельнометаллический шкив, либо шкив с демпфером (резиновой вставкой)
  • Цельнометаллические шкивы в процессе работы двигателя износу практически не подвержены
  • Вам необходимо только следить за отсутствием грязи и посторонних частиц между зубьями
  • Если шкив имеет демпфер, тогда надо следить за состоянием демпфера, повреждение демпфера однозначно приведет к проблемам с работой двигателя
  • При выполнении ремонтных работ необходимо быть осторожным, чтобы не подвергнуть шкив деформации, деформация может привести к перебоям в работе мотора
  • Визуально проконтролировать состояние приводного шкива генератора, можно заглянув через арку переднего правого колеса
  • В нашем случае на двигателе имеется цельнометаллический шкив
  • При появлении неисправностей контролера положения коленвала, либо приводного шкива электрогенератора, а так же привода ГРМ компьютер может зафиксировать ошибку, которая отразится зажженной лампочкой «CHECK ENGINE» (ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ)
  • И внести в буфер ошибок соответствующий код «35» либо «19»

Следующие симптомы характеризуют появление неисправностей этих элементов:

  • Неустойчивые обороты мотора на холостых оборотах
  • Происходит самопроизвольное снижение либо повышение оборотов двигателя
  • Полная остановка работы мотора, и полная невозможность запуска мотора
  • Ощутимое снижение мощности мотора
  • Появление детонации при стандартных динамических нагрузках, а так же пропуски искрообразования (троит мотор)

Остался вопрос на ваз 2112 где находится датчик коленвала, отвечаем — он располагается на крышке масляного насоса.


Расположение контролера положения коленвала

Неполадки системы охлаждения

Если вы заметили, что рабочая температура двигателя ваз 2114 не соответствует норме (как в большую, так и в меньшую сторону), то в первую очередь причину следует искать в системе охлаждения.

Наиболее важными ее составляющими, напрямую влияющими на температуру двигателя, являются:

Таким образом, первое, что стоит проверить при перегреве двигателя — это радиатор.

Основных причин, из-за которых он может функционировать неправильно, всего 3:

  1. Отсутствие охлаждающей жидкости в системе.
  2. Засорение охлаждающей сетки.
  3. Протечка.

В первом случае следует проверить уровень жидкости и, при необходимости, дополнить его. Во втором случае придется демонтировать радиатор и выполнить его очистку (как внутреннюю, так и внешнюю продувку). В третьем случае (если обнаружено место утечки) можно либо воспользоваться пайкой либо применить специальный герметизирующий состав для радиаторов, после чего долить ОЖ до нормального уровня.

Следующим, что придется проверить при поиске неисправности, являются патрубки охлаждающей системы. При длительной эксплуатации они могут «устаревать» с дальнейшим образованием трещин, в результате чего может происходить утечка охлаждающей жидкости. Если обнаружится, что патрубки действительно дали течь, их следует просто заменить на новые, и проблема будет решена.



Признаки неисправности ДПКВ

Как выявить, что сломался на ваз 2112 датчик положения коленвала, а не что то другое:

  • Сильное понижение динамических характеристик мотора в процессе движения автомобиля (у данной проблемы причин может быть множество, однако именно о такой неисправности сообщит компьютер, который, обнаружив проблему зажжет лампочку «check engine» на приборной панели)
  • Если у мотора самопроизвольно «гуляют» обороты (понижаются или повышаются)
  • Неустойчивость оборотов холостого хода
  • Появление детонации в моторе при динамической нагрузке
  • Двигатель невозможно запустить

Здесь приведены основные характерные симптомы поломки контролера оборотов коленвала, либо шкива привода генератора или неполадок ГРМ. Вам с самого начала необходимо понимать, каким способом можно выполнить качественную проверку работоспособности ДПКВ своими руками и быть на сто процентов уверенным, что с ним все в порядке. Для чего эту проверку необходимо выполнять первой всегда? Тут все просто, даже не глядя на тот факт, что контроллер находится в неудобном месте, наша инструкция по проверке его работоспособности поможет выполнить все достаточно быстро. А после проверки будет ясно, надо ли менять контролер.

Нормальная температура двигателя

Для всех выпускавшихся ранее автомобилей (начиная с 1992 года) нормальная рабочая температура двигателя составляла 90 градусов С. Эта величина была общепринятой не только для России, но и для всего Мира, и все автопроизводители в своих стандартах равнялись именно на нее. С дальнейшим развитием автомобильных технологий стало ясно, что придерживаться указанной цифры получается далеко не всегда (в особенности — из-за разнообразия двигателей и их систем).

В результате этого на вновь проведенном международном конгрессе было определено, что стандартной рабочей температурой для бензиновых моторов всех типов впредь будет считаться интервал от +85 С до +105 С. Любая температура двигателя, находящаяся в этих пределах, считается нормальной, но любое, даже небольшое превышение в большую сторону, уже является перегревом.

Если температура в двигателе опустится ниже указанной нормы, то автомашина будет терять мощность и динамику разгона. Если же температура выйдет за верхние рамки, то мотор может закипеть и получить значительный ущерб (длительная езда с закипевшим двигателем может грозить не только его серьезным повреждением, но также и износом смежных с ним агрегатов).



Выполняем проверку

Определить исправность (ДПКВ) можно сразу несколькими способами. Каждый способ требует воспользоваться специальными приборами. Чаще всего применяются три основных способа проверки работоспособности контролера оборотов коленвала, давайте рассмотрим их по порядку:

  • Слушая советы профессионалов, перед проверкой всегда необходимо снять его, открутив крепеж датчика коленчатого вала ваз 2112, не забывайте, при этом зафиксировать отметками его начальное положение на двигателе
  • Каждому понятно, что необходимо осмотреть его после снятия
  • Визуальный осмотр дает возможность обнаружить внешние повреждения на нем
  • И понять состояние его контактной колодки и сердечника самих контактов
  • Грязь с него следует удалить, с помощью спирта или бензина
  • Контакты у контролера коленвала должны быть чистыми
  • В процессе снятия необходимо четко отметить расстояние от сердечника контролера до диска синхронизации
  • Обычно оно варьируется от 0,6миллиметров и до 1,5миллиметров
  • Если отсутствуют видимые проблемы, нужно переходить к выявлению скрытых проблем в электрической схеме этого устройства

Диагностика с применением омметра

Чтобы измерить сопротивление обмотки контролера коленвала можно воспользоваться омметром (мультиметром):

  • Нормально работающий контролер покажет значения в пределах от 550 Ом и до 750 Ом
  • Эта проверка мультиметром заключается в измерении сопротивления катушки индуктивности контролера
  • При повреждении катушки, характеристики датчика отображаются на сопротивлении в первую очередь
  • Устанавливаем необходимый диапазон и проверяем сопротивление щупами тестера на выводах
  • Эта проверка наиболее простая и элементарная, по этому она не дает 100 % уверенности в правильности поставленного диагноза
  • Чтобы не сомневаться в выполняемых действиях, изучите внимательно перед началом работ инструкцию, приложенную к вашему автомобилю
  • Если же, полученные показатели измерений не вписываются в заявленный интервал, тогда необходимо выполнить замену контролера оборотов коленвала

Второй способ проверки работоспособности ДПКВ более трудоемкий и чтобы его осуществить, вам понадобятся такие приборы:

  • Мегомметр
  • Измеритель индуктивности
  • Сетевой трансформатор
  • Цифровой вольтметр

Для достоверности получаемых показателей имеет значение температура воздуха предпочтительнее всего 20-22 градуса, делаем следующее:

  • Измеряем омметром сопротивление обмотки, как и ранее
  • Затем переходим к проверке индуктивности обмотки с использованием специального измерителя
  • Индуктивность исправного измерителя она находится в границах 200-400МегаГерц
  • Далее, воспользуемся мегомметром, и переходим к проверке сопротивления изоляции
  • При напряжении, составляющем 500 Вольт, этот параметр не должен превышать 20МегаОм
  • Если возникло случайное намагничивание диска синхронизации в процессе ремонта датчика, тогда следует непременно выполнить его размагничивание, воспользовавшись сетевым трансформатором
  • Проанализировав все, полученные данные в результате этих измерений, мы можем сделать вывод о работоспособности контролера коленвала либо необходимости его замены
  • Не забываем при установке на свое место нового либо старого прибора, очень внимательно ориентироваться на отметки, оставленные при демонтаже, помните о необходимости расстояния 0,5-1,5миллиметра от сердечника контролера до диска синхронизации

Схема проверки ДПКВ

  • Третий способ проверки контролера оборотов коленвала из всех наиболее точный и применяется, как правило, на профессиональных станциях
  • Так как он требует наличия осциллографа и специальной программы
  • Этот способ не требует снятия с двигателя прибора
  • Так как позволяет увидеть на экране формирование сигнала
  • Поэтому наличие цифрового осциллографа помогает специалистам эффективно выявлять различные проблемы, возникшие в системе впрыска

Диагностика осциллографом

Третий способ доступен не всем, так как не везде есть осциллографы и не всех может устроить цена:

  • Чтобы получить корректные показатели необходимо взять черный зажим осциллографа, так называемый «крокодил», и подключить к массе мотора проверяемой машины
  • Пробник щупа устанавливается параллельно сигнальному выходу датчика (разъем контролера – клемма А)
  • А второй разъем щупа от осциллографа надо подключить к входу аналоговому №5USB AutoscopeII
  • Эти действия необходимо произвести для того, чтобы на экране увидеть осциллограммы напряжения на входе контролера положения коленвала
  • Затем необходимо включить режим показа осциллограмм называемый «InductiveCrankshaft»
  • Только теперь можно запустить автомобиль
  • Когда запуск его мотора невозможен, тогда необходимо вращать мотор стартером
  • Если сигнал от контролера положения коленвала идет, но выходные параметры сигнала не совпадают с номинальными. Тогда может происходить подергивание машины, и затрудненный запуск ее мотора, провалы
  • Нарушения характеристик исходящего сигнала контролера коленвала свидетельствуют об имеющихся неисправностях либо самого контролера, либо задающего диска и возможной поломки зубцов
  • Истинное предположение о характере неисправности становится понятным при рассмотрении формы волны на осциллограмме импульсов напряжения, которые снимаются на выходе контролера положения коленвала

И так вы ознакомились со всеми тремя возможными методами проверки контролера (датчика) коленвала:

  • С помощью Омметра (измерение сопротивление обмотки);
  • С помощью тестера (проверка сопротивления изоляции и его индуктивности);
  • С помощью осциллографа

Каким способам проверять выбирать вам по своим возможностям. Главное быть объективным в получении результатов, осторожным и очень внимательным при проверке

Замена датчика

Для снятия контролера положения коленвала вам потребуется ключ «10». Порядок снятия такой:

  • Выключаем зажигание и отсоединяем разъем датчика
  • Откручиваем болт, крепящий датчик, воспользовавшись ключиком «10», фото внизу


Откручиваем ДПКВ, воспользовавшись ключом «10»

  • Снимаем ДПКВ с кронштейна крышки насоса масла
  • Устанавливаем проверенный либо новый контролер на место таким же образом
  • Марка датчика положение коленчатого вала ваз 21124 по каталогу 2112-3847910

На этом всё, дополнительно разобраться в проверке поможет видео.

Все датчики инжектора автомобилей Лада: Расположение и неисправности

В данной статье рассказывается обо всех датчиках инжектора на автомобилях семейства ВАЗ. Статья обобщенная, так как все датчики, устанавливающиеся на автомобили Волжского автомобильного завода, идентичны между собой и даже взаимозаменяемы.

Изучив статью, Вы с легкостью сможете определить расположение датчика, понять его признаки неисправности, а так же узнаете о его назначении. В данном материале рассказывается только о датчиках на инжекторных автомобилях, так как в карбюраторных версиях датчиков управления двигателем ничтожно мало, да и к тому же, карбюраторных автомобилей становится все меньше и меньше.

Блок управления двигателем

На всех инжекторных Ладах имеется специальный блок, который считывает и обрабатывает показания со всех датчиков в системе автомобиля. Этот блок представляет собой небольшую деталь из пластика и металла, внутри которой имеется микросхема с множеством радиодеталей. Именно этот блок подает сигналы на бензонасос, форсунки и модуль зажигания, а так же формирует угол опережения зажигания, контролирует работы вентиляторов и т.п. Это своего рода головное устройство автомобиля.

Расположение

Во всех моделях лады он находится в салоне, в классических моделях Лады он расположен под вещевым ящиком, в переднеприводных же Ладах ЭБУ располагается под центральной консолью. Проблемным местом расположение ЭБУ можно назвать в автомобилях Лада Гранта и Калина, так как ЭБУ располагается под радиатором отопителя, что довольно часто подвергает его намоканию антифризом и выводит из строя. Многие владельцы данных автомобилей переносят ЭБУ под вещевой ящик.

Признаки неисправности

Как таковой неисправности у блока нет, его поломка может быть связана с поломкой какого-либо из датчиков. Например, при отказе одного из цилиндров проблема может крыться не в модуле или катушке зажигания, а в ключе расположенном в ЭБУ. Часто радиодеталь выгоревшая внутри блока может повлиять на работу какого-либо из датчиков.

Датчик положения коленчатого вала

Устанавливается на все автомобили Лада с инжекторным двигателем, служит он для определения верхней мертвой точки поршня. По его показаниям блок управления двигателем считывает показания о положении поршней в двигателе. После полученных данных ЭБУ подает сигналы на модуль зажигания и форсунки, для подачи искры и топлива в нужный момент времени и в нужную камеру сгорания определённого цилиндра.

Датчик работает по принципу электромагнитной индукции. Сам он выполняется из пластика, внутри которого расположен магнит с обмоткой. Рядом с датчиком вращается задающий диск (шкив коленчатого вала) с которого датчик считывает показания. На шкиве имеется специальная прорезь так называемый «кариес», эта прорезь, дает понять датчику, в каком положении сейчас находятся поршни и коленчатый вал.

Расположение

Находится датчик на всех Ладах в одном месте, вблизи шкива привода генератора, крепится данная деталь через болт. На корпусе масляного насоса имеется специальный отлитый кронштейн в виде уха, в него вставляется датчик и фиксируется болтом М6.

Признаки неисправности

Если датчик коленчатого вала выходит из строя, автомобиль перестает запускаться из-за отсутствующей искры и неработающих форсунок. Потеря связи с датчиком блокирует работу модуля зажигания и форсунок, возлежания попадания топлива в масло и т.п. Так же при поломке датчике двигатель может начать троить, но это случается только когда датчик еще не полностью вышел из строя.

Датчик детонации

С приходом инжекторных двигателей в Ладу, ушло в небытие регулирование угла опережения зажигания (УОЗ). Данное занятие стало выполняться автоматически, но как известно на воспламенение еще влияет и качество топлива, поэтому, чтобы не возникало больших детонаций в двигателе при использовании некачественного топлива, стал применяться датчик детонации, который улавливает малейшие детонации в двигателе и передает показания на ЭБУ, а тот в свою очередь изменяет УОЗ для обеспечения нормальной работы двигателя.

ДД представляет собой круглую деталь внутри которой имеется отверстие для крепления его к корпусу двигателя. Работает схоже с пьеза элементом, то есть при ударах вырабатывает небольшое электрическое напряжение. Когда в двигателе возникают детонации, датчик улавливает их и передает импульсы напряжения на блок управления двигателем для корректировки УОЗ.

Расположение

На всех моделях Лады в независимости от типа привода располагается данная деталь на блоке двигателя и крепится с помощью болта. Так же встречаются датчики которые сами имеют резьбу и вкручиваются в тело блока цилиндров. Более точное расположение датчика в центре между цилиндрами 2 и 3.

Признаки неисправности

При поломке датчика двигатель начинает работать в аварийном режиме, то есть ЭБУ уже не может корректировать УОЗ, а если заправиться некачественным топливом, то на автомобиле появляется неприятный стук пальцев, а работа его становится не ровной и грубой, появляются вибрации на холостом ходу и увеличивается расход топлива.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

В карбюраторных моделях Лады датчик температуры охлаждающей жидкости применялся для включения вентилятора охлаждения, но в инжекторной версии автомобилей данный ДТОЖ начал выполнять несколько функций. Например, датчик в современных ладах участвует в корректировки топливной смеси, включении вентилятора, а так же выводит информацию о температуре ОЖ на приборную панель. Корректировка топливной смеси производится за счет температуры, то есть когда двигатель холодный ему необходима обогащенная смесь, когда же двигатель горячий, смесь нужна беднее.

Расположение

Обнаружить датчик можно под корпусом воздушного фильтра автомобилей, он находится в корпусе термостата и к нему подходит разъем с двумя проводами. Вкручивается датчик через резьбовое соединение, а между ДТОЖ и корпусом термостата расположено специальное уплотнительное кольцо.

Признаки неисправности

Когда датчик выходит из строя на автомобиле наблюдается повышенный расход топлива, а так же отсутствие прогревочных оборотов, двигатель может начать плохо запускаться. Все эти проблемы указывают на неисправность в датчике температуры.

Датчик скорости

В более старых моделях Лады, таких как ВАЗ 2108 и Классика, использовался механический привод спидометра, но с появлением инжектора в автомобилях появилось больше электроники и механический привод спидометра ушел в небытие. В настоящее время используется электронный спидометр во всех Ладах, он представляет собой деталь, работающую на принципе электромагнитной индукции, которая считывает показания с шестерней коленчатого вала и передает их на блок управления двигателем. Основной задачей датчика скорости является подсчет скорости, но в моделях с электроусилителем руля датчик скорости влияет на работу ЭУР.

Расположение

Находится датчик скорости предсказуемое на корпусе коробки переключения передач, вблизи щупа уровня масла КПП. Крепится датчик через болтовое соединение, а герметичность обеспечивается специальным маслостойким уплотнительным кольцом.

Признаки неисправности

При поломке датчика перестает работать спидометр, либо его показания становятся недостоверными. В модификациях автомобилей с ЭУР при поломке датчика усилитель руля может перестать работать.

Датчик массового расхода воздуха

Все модели Лады на инжекторы оснащены датчиком массового расхода воздуха. Он служит для подсчета воздуха подаваемого в двигатель автомобиле. Для правильной работы ДВС нужно не только наличие топлива, но еще и воздух. Топливо необходимо смешивать с бензином в нужных пропорциях для приготовления правильной топливной смеси, для этого и нужен ДМРВ, он подсчитывает количество воздуха поступившего в двигатель и передает показания на ЭБУ. Датчик является довольно прихотливым и если своевременно не менять воздушные фильтра, способен быстро выйти из строя, а стоимость его большая.

Расположение

Обнаружить датчик можно на корпусе воздушного фильтра с торца датчик крепиться через два болта, а с другой стороны к нему подключается резиновая гофра, которая фиксируется большим хомутом. К ДМРВ подходит разъем с несколькими проводами.

Признаки неисправности

При поломке датчика двигатель начинает работать неустойчиво, нарушается запуск, а так же появляется большой расход топлива. При появлении подобных неисправностей датчик можно проверить.

Датчик положения дроссельной заслонки

ДПДЗ служит для определения угла открытия заслонки внутри дросселя. Устанавливался такой датчик только на дроссельные узлы с механическим приводом, в середине 2012 году практически все автомобиле Лада начали оснащаться электронным дросселем, в котором отказались от ДПДЗ.

Датчик довольно часто выходил из строя из-за своей конструкции, так как внутри него находится резистор, по которому бегают дорожки при открытии дросселя, очень быстро эти дорожки приходили в негодность из-за быстрого стирания и сам датчик оказывался нерабочим.

Расположение

Находится ДПДЗ на дроссельном узле обнаружить его можно по подходящему проводу. Фиксируется он через два винтика, а между датчиком и корпусом ДУ расположено уплотнительное поролоновое колечко.

Признаки неисправности

При поломке ДПДЗ происходит самопроизвольное падение и поднятие оборотов в районе 500-2500 об/мин, такую проблему спутать довольно сложно она возникает довольно часто и это является важнейшим признаком неисправности ДПДЗ. Так же при его поломке возникает нестабильная работа ДВС, теряется ХХ и увеличивается расход топлива.

Регулятор холостого хода

Для регулирования оборотов холостого хода на автомобилях Лада примеряется регулятор холостого хода (РХХ). Он представляет собой электродвигатель работающий на постоянном токе и напряжении 12 В. РХХ имеет червячную передачу, которая весьма ненадежна и часто выходит из строя. Роль датчика это открытие либо закрытие канала холостого хода. РХХ участвует в работе только когда, двигатель работает на холостом ходу и закрыта заслонка дросселя. В современных Ладах начиная с 2012 году датчик перестал использоваться из-за перехода на электронный дроссельный узел.

Расположение

Находится регулятор холостого хода на корпусе дроссельного узла и крепиться двумя винтами к корпусу. Между регулятором и корпусом дроссельного узла установлено уплотнительное резиновое кольцо, которое очень часто подвергается износу и начинает пропускать воздух.

Признаки неисправности

При поломке датчика обороты холостого хода начинают падать до низких значений вплоть до остановки двигателя. Чаще всего РХХ загрязняется, после чего перестает выполнять свои функции.

Датчик кислорода

С приходом норм ЕВРО стандартов стали заботиться о выбросах в окружающую среду от автомобилей. Для этого стали применять датчики кислорода (лямбда зонд) он служит для определения концентрации углекислого газа в выхлопных газах автомобиля. Если эти параметры превышают допустимые, датчик подает сигнал на блок управления двигателем для изменения пропорций топливной смеси и снижения вредных выбросов в окружающую среду.

Расположение

В зависимости от комплектации автомобиля и года выпуска может измениться количество датчиков кислорода. В более старых моделях используется один датчик кислорода на выпускном коллекторе. В автомобилях с катализатором используется два датчика кислорода до катализатора и после.

Признаки неисправности

Когда лямбда зонд выходит из строя автомобиль начинает расходовать больше топлива, теряется его мощность и прежняя динамика. Довольно часто поломка в ДК может влиять на работу всего двигателя на холостом ходу может появиться детонация и сильные вибрации.

Датчик распредвала

Датчик положения распределительного вала устанавливается на автомобиле с 16-ти клапанным двигателем. Он необходим для пофазного впрыска топлива в камеру сгорания двигателя. Такой впрыск топлива позволяет добиться большей мощности при меньшем расходе топлива. Если датчик выходит из строя двигатель переходит в режим параллельного впрыска топлива.

Расположение

Находится датчик распределительного вала вблизи шкива впускного распределительного вала. Он считывает показания с вращения распредвала, а именно с его шкива на котором имеется специальный задающий диск.

Признаки неисправности

Как правило, поломку данного датчика довольно сложно заметить, потому что, каких-либо важных функций этот датчик не несет, а лишь помогает экономить топливо. Если уж и выйдет датчик распредвала из строя, увеличится расход топлива

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: