Самостоятельная диагностика неисправностей и ремонт генератора ВАЗ 2101
Схема подключения проводов генератора ВАЗ 2101
Что бы правильно подключить генератор нам нужно знать схему подключения проводов. Давайте рассмотрим подробнее. Подключается генератор по однопроводной схеме, поэтому вы легко это сделаете своими руками.
СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ВАЗ 2101
Расшифровка схемы генератора:
- АКБ
- Обмотка возбуждения
- Корпус генератора
- Обмотки ротора
- Выпрямительный мост (диодный мост)
- Регулятор напряжения
- Резистор для снижения напряжения
- Второй резистор для снижения напряжения
- Обмотка регулятора рабочая
- Замок включения зажигания
- Блок предохранителей
- Лампа контроля зарядки АКБ
- Реле зарядки
Обозначение разноцветных проводов:
- ЖЕЛТЫЙ — провод, который идет на контрольную лампу на приборной панели;
- СЕРЫЙ ТОЛСТЫЙ — провод, который идет на щетки от реле регулятора;
- СЕРЫЙ ТОНКИЙ — провод, который подключается к реле;
- ОРАНЖЕВЫЙ — провод, который служит как дополнительный и зачастую соединяется с серым тонким.
Ремень генератора ВАЗ 2101
Довольно часто на генераторе рвется или деформируется (тянется) ремень, поэтому очень важно знать, как можно заменить его самостоятельно в любой, даже экстренной ситуации.
Замена ремня генератора ВАЗ 2101
Процедура замена ремня практически такая же как и при замене самого генератора. Но при этом сам генератор снимать не нужно.
Порядок замены ремня:
- Первым делом нужно снять аккумулятор, после чего немного открутить гайку, с помощью которой генератор крепится к регулировочной планке, но нужно лишь ослабить ее, а не откручивать!
- Далее двигаем генератор до упора к двигателю, снимаем старый ремень и приступаем к надеванию нового.
- Сначала надеваем его на коленвал и шкив генератора, затем немного накидываем на шкив помпы, продвигаем его до полного одевания.
- Теперь нужно затянуть его, опуская генератор в противоположную сторону от двигателя. При нужном натяжении прогиб не должен превышать 10 мм.
- Затягиваем гайку.
- Ставим аккумулятор.
Размер ремня генератора ВАЗ 2101
На классику есть ремни двух типов (ширина*толщина*длина):
- 10*8*944
- 10*80*938
Меняем ремень на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Снятие
Необходимо иметь доступ к верхней и нижней частям автомобиля. Если внизу у вас установлена защита картера, то соответственно её придётся снять, подробности читайте в статье: «Замена защиты картера на ВАЗ».
Примечание! Снятие аккумуляторной батареи облегчит доступ к ремню. Процесс описан в статье: «Замена АКБ на автомобилях».
Оцените внешний вид ремня. В случае неплохого состояния проверьте натяжение, подтяните его при необходимости. Проверить легко: прожмите ремень пальцами руки с усилием в 10 кг в любом месте. Либо в месте «А» расстояние, на которое должен прогнуться ремень составит 10-15 мм, или в месте «В» 12-17 мм (смотрите картинку).
Примечание! Удобнее прожимать и проверять прогиб в точке «А». Любое отклонение от нормы требует подтяжки ремня. Помните, не снимайте со шкивов ремень, если вы не собираетесь производить замену!
Переместитесь в нижнюю автомобильную часть и на один оборот отверните нижнюю гайку генератора (см. маленькое фото), вылезайте из-под автомобиля и переходите к подкапотному пространству. На один или два оборота ослабьте гайку верхнего крепления генератора (красной стрелкой на фото), вам поможет удлинитель с карданным шарниром и накидная головка (инструменты указаны синей стрелкой). Ослабляйте через планку установки аккумуляторной батареи.
Примечание! Верхняя гайка, крепящая генератор к планке у всех по-разному закручена, поэтому как почувствуете, что гайка идёт легко (смотрите полностью её не выверните), то сразу прекращайте откручивать!
Переходим непосредственно к смене ремня. Руками переместите генератор к двигателю и снимите ремень. Если нужно просто отрегулировать, тогда вставьте между двигателем и между самим генератором монтажную лопатку (смотрите фото ниже), и, используя лопатку как рычаг, сместите генератор от двигателя. Удерживая лопаткой в таком положении, затяните верхнюю гайку крепления генератора к планке и нижнюю тоже. Отпустите лопатку и выньте её, проверьте натяжение ремня и по необходимости проделайте операцию повторно (в том случае, если натяжение не укладывается в норму).
Примечание! Отвернув обе гайки, снимайте сперва ремень с верхнего шкива, а только потом со стальных. Самый верхний – шкив помпы охлаждения. На инжекторных автомобилях в добавок снимайте датчик положения коленчатого вала, иначе он не позволит снять ремень, а датчик вала вы сломаете. Подробности читайте в статье: «Замена датчика положения коленвала».
Установка
В начале устанавливаться ремень на шкив коленвала. На изображении выше смотрите шкив указан цифрой 3, шкив генератора цифрой 2 и шкив помпы цифра 1. До конца сдвиньте генератор к двигателю, если он сдвинут, но ремень всё равно не устанавливается, тогда аккуратно прокрутите рукой шкив насоса (верхний), или в крайнем случае попросите помощника, чтобы он воспользовавшись кривым стартером немного прокрутил шкив, а вы в это время наденьте ремень на верхний шкив помпы.
Щетки генератора ВАЗ 2101. Замена
Замена щеток генератора является простой, и справиться с ней может каждый. Для того чтобы произвести замену вам понадобится лишь один инструмент — крестовая отвертка:
-
Нужно с ее помощью открутить один болтик крепления щеток к генератору.
Откручиваем болт крепления щеток генератора ВАЗ
Затем вынуть их из посадочного места.
Щетки генератора ВАЗ
Подшипники генератора ВАЗ 2101. Замена
Иногда сам генератор ВАЗ вполне в работоспособном состоянии и выполняет свою прямую функцию — обеспечение авто электропитанием и зарядку аккумулятора. И когда выходят из строя подшипники, не обязательно покупать новый генератор. Можно просто заменить подшипники.
Порядок замены подшипников генератора:
- Чтобы добраться до подшипника, как и в прошлый раз, нужно отсоединить щеткодержатель, после чего, выкрутить гайку крепления шкива генератора.
Откручиваем гайку крепления шкива генератора ВАЗ
С помощью съемника вы должны спрессовать шкив с вала ротора, затем вынуть шпонку шкива и снять заднюю крышку вместе со статором.
Разбираем статор и ротор
Откручиваем гайки крепления крышки переднего подшипника генератора ВАЗ
Запрессовываем подшипник в крышку генератора
Жигули (ВАЗ-2101). Возможные неисправности генератора, их причины и методы устранения
Главная Автомобили — ВАЗ ВАЗ-2101 (Жигули) 1970-1985 г. в. — руководство по техническому обслуживанию и ремонту
поиск по сайту
содержание .. 91 92 ..
Жигули (ВАЗ-2101). Возможные неисправности генератора, их причины и методы устранения
Ремонт генератора ВАЗ 2101: разборка, чистка, замена деталей
В данной статье подробно описан процесс ремонта генератора ВАЗ 2101 своими руками — разборка, чистка, замена нерабочих деталей, сборка и установка. Ремонт генератора будет произведен на модели 37.3701 (она практически идентична модели — Г222).
Чтобы перебрать генератор ВАЗ 2101 вам потребуются следующие запчасти:
- Подшипники Andycar;
- Конденсатор генератора;
- Диодный мост;
- Гайки на 8 (4 шт);
- Реле регулятор (если есть необходимость его заменить).
Свой реле регулятор я решил не менять, т. к. его состояние меня вполне устраивает.
Схема подключения проводов генератора ВАЗ 2101
Что бы правильно подключить генератор нам нужно знать схему подключения проводов. Давайте рассмотрим подробнее. Подключается генератор по однопроводной схеме, поэтому вы легко это сделаете своими руками.
СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ВАЗ 2101
Расшифровка схемы генератора:
- АКБ
- Обмотка возбуждения
- Корпус генератора
- Обмотки ротора
- Выпрямительный мост (диодный мост)
- Регулятор напряжения
- Резистор для снижения напряжения
- Второй резистор для снижения напряжения
- Обмотка регулятора рабочая
- Замок включения зажигания
- Блок предохранителей
- Лампа контроля зарядки АКБ
- Реле зарядки
Обозначение разноцветных проводов:
- ЖЕЛТЫЙ — провод, который идет на контрольную лампу на приборной панели;
- СЕРЫЙ ТОЛСТЫЙ — провод, который идет на щетки от реле регулятора;
- СЕРЫЙ ТОНКИЙ — провод, который подключается к реле;
- ОРАНЖЕВЫЙ — провод, который служит как дополнительный и зачастую соединяется с серым тонким.
Требуемые инструменты
Для замены и ремонта генератора ВАЗ 2101 требуются инструменты, перечень которых приведен ниже.
Таблица — Перечень необходимых инструментов для замены генератора
Наименование | Примечание |
Торцовый ключ | «на 17», «на 19» |
Карданчик | Для более удобного доступа к креплениям генератора |
Вороток | С трещоткой и удлинителем |
Рожковый ключ | «на 10» |
Накидной ключ | «на 10», «на 15» |
Головка | «на 17», «на 19» |
Мультиметр | Для прозвонки цепи |
Паяльник | Для подсоединения выводов обмоток |
Проникающая смазка | Для отсоединения прикипевших и ржавых резьбовых соединений |
Металлическая щетка и ветошь | Для очистки креплений и рабочих поверхностей |
Часть работ по замене генератора требует доступа со стороны днища ВАЗ 2101. Поэтому желательно иметь в распоряжении смотровую яму или эстакаду.
Ремень генератора ВАЗ 2101
Довольно часто на генераторе рвется или деформируется (тянется) ремень, поэтому очень важно знать, как можно заменить его самостоятельно в любой, даже экстренной ситуации.
Замена ремня генератора ВАЗ 2101
Процедура замена ремня практически такая же как и при замене самого генератора. Но при этом сам генератор снимать не нужно.
Порядок замены ремня:
- Первым делом нужно снять аккумулятор, после чего немного открутить гайку, с помощью которой генератор крепится к регулировочной планке, но нужно лишь ослабить ее, а не откручивать!
- Далее двигаем генератор до упора к двигателю, снимаем старый ремень и приступаем к надеванию нового.
- Сначала надеваем его на коленвал и шкив генератора, затем немного накидываем на шкив помпы, продвигаем его до полного одевания.
- Теперь нужно затянуть его, опуская генератор в противоположную сторону от двигателя. При нужном натяжении прогиб не должен превышать 10 мм.
- Затягиваем гайку.
- Ставим аккумулятор.
Размер ремня генератора ВАЗ 2101
На классику есть ремни двух типов (ширина*толщина*длина):
- 10*8*944
- 10*80*938
Поломки и ремонт
Если вы подозреваете, что генератор на ВАЗ 2101 не работает, проверьте это самостоятельно. Делается это так.
- Запустите двигатель.
- Откройте капот.
- Вытяните ручку регулировки воздушной заслонки, доведя обороты двигателя до 1200–1300 в минуту.
- Снимите плюсовую клемму с аккумуляторной батареи. Если двигатель заглох — агрегат неисправен.
То, что двигатель глохнет, свидетельствует, что он работает только от аккумулятора. Если вы заметили неисправность сразу после того как она возникла, и аккумулятор у вас свежезаряженный, можете проехать десяток—другой километров, пока аккумулятор не потерял мощность. Это позволит вам добраться до своего гаража или до ближайшего сервисного центра. Но не пытайтесь уехать далеко. Вы можете встать посреди дороги, и придётся проситься на буксир или вызывать эвакуатор.
Самая распространённая причина отказа генератора ВАЗ 2101 — слабое натяжение ремня, приводящего его ротор во вращение. Нормальным считается натяжение ремня, при котором прогиб в середине плеча между шкивом коленвала и шкивом водяного насоса при лёгком нажатии составляет 10–12 мм. Этот параметр вы без труда проверите самостоятельно. Изменяется он при неработающем двигателе с приложением небольшого усилия монтажной лопаткой. Мало кто меряет линейкой такой прогиб. Обычно всё бывает ясно на глаз.
Отрегулировать натяжение ремня труднее, чем констатировать отклонение параметра от нормы, но среднему владельцу ВАЗ 2101 вполне по силам. Имейте в виду, что перетягивать ремень не стоит. Это может привести к выходу из строя подшипников, в которых вращаются валы генератора и водяного насоса ВАЗ 2101.
Порядок производства работ таков.
- Обесточьте электросистему автомобиля. Снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
- Рожковым ключом ослабьте гайку крепления к регулировочной планке.
- Используя монтажную лопатку в качестве рычага, отклоните агрегат в сторону от двигателя.
- Добейтесь нормативного прогиба в середине плеча ремня между водяным насосом и коленвалом.
- Зафиксируйте генератор. Закрутите гайку на регулировочной планке.
Нередко агрегат выходит из строя из-за чрезмерного износа щёток. Через них на якорь поступает напряжение возбуждения, то есть рабочая поверхность щётки постоянно трётся о контактную поверхность вала ротора и изнашивается. Изношенные щётки подлежат замене. Такую операцию любой автолюбитель может выполнить своими руками.
Процедура не требует снятия агрегата:
- обесточьте электросистему автомобиля; снимите клемму с минусового контакта аккумулятора;
- открутите винты крепления щёткодержателя; отсоедините его от устройства;
- убедитесь в том, что длина рабочей части щёток не превышает 12 мм;
- замените изношенные щётки;
- верните щёткодержатель на место.
Неисправность имеет особенность: проблема появляется постепенно. Контрольная лампочка на панели приборов сначала время от времени моргает, потом моргание становится частым, и, наконец, она начинает гореть постоянно, сигнализируя о поломке. Не доводите дело до полного отказа генератора, меняйте щётки своевременно.
Вернуться к оглавлению
Щетки генератора ВАЗ 2101. Замена
Замена щеток генератора является простой, и справиться с ней может каждый. Для того чтобы произвести замену вам понадобится лишь один инструмент — крестовая отвертка:
-
Нужно с ее помощью открутить один болтик крепления щеток к генератору.
Откручиваем болт крепления щеток генератора ВАЗ
Затем вынуть их из посадочного места.
Щетки генератора ВАЗ
Подшипники генератора ВАЗ 2101. Замена
Иногда сам генератор ВАЗ вполне в работоспособном состоянии и выполняет свою прямую функцию — обеспечение авто электропитанием и зарядку аккумулятора. И когда выходят из строя подшипники, не обязательно покупать новый генератор. Можно просто заменить подшипники.
Порядок замены подшипников генератора:
- Чтобы добраться до подшипника, как и в прошлый раз, нужно отсоединить щеткодержатель, после чего, выкрутить гайку крепления шкива генератора.
Откручиваем гайку крепления шкива генератора ВАЗ
С помощью съемника вы должны спрессовать шкив с вала ротора, затем вынуть шпонку шкива и снять заднюю крышку вместе со статором.
Разбираем статор и ротор
Откручиваем гайки крепления крышки переднего подшипника генератора ВАЗ
Запрессовываем подшипник в крышку генератора
Возможность доработки устройства и применяемые методы
Штатный генератор вашего ВАЗ 2101 не требует доработки. Изменение его конструкции не приводит к увеличению максимальной скорости, повышению крутящего момента, росту экономичности. Но настоящих фанатов автотюнинга это не останавливает. В своём стремлении разобрать и переделать в автомобиле всё что можно и большую часть того что нельзя, они добираются и до генератора ВАЗ 2101.
Обычно агрегат подвергается доработке для того, чтобы поднять один или оба из следующих параметров:
- максимальный ток;
- максимальное напряжение.
Увеличение этих показателей не приводит к улучшению в функционированию автомобиля. Более того, работа электросистемы ВАЗ-2101 при повышенном токе и напряжении несёт в себе определённые риски. Перегруженная проводка может нагреться, оплавиться и даже загореться. При повышенном напряжении аккумуляторная батарея, нерассчитанная на такую нагрузку, выйдет из строя. Но настоящих фанатов это не останавливает. И они берутся за доработку. Справедливости ради надо сказать, что рост параметров генератора ВАЗ 2101 на 10–15 % обычно сходит с рук.
Чтобы увеличить отдачу генератора, необходимо поменять четырёхдиодный регулировочный блок на восьмидиодный, имеющий повышенные параметры. Трудность состоит в том, что восьмидиодный мост предусматривает три точки подключения, а штатный агрегат — две. Это означает, что вам предстоит организовать дополнительную точку подключения.
Последовательность проведения работ на снятом с автомобиля и разобранном генераторе следующая.
- В месте, где к обмотке статора припаян контакт вывода, снимите участок изоляции.
- Припаяйте дополнительный контакт. Проследите, чтобы толщина провода нового контакта совпадала с диаметром старого провода.
- Заизолируйте место пайки термоусадочной полимерной трубкой подходящего диаметра.
После сборки генератора ВАЗ 2101 подсоедините новый восьмидиодный мост через три контакта модернизированной конфигурации. Установите агрегат на место. Если нет желания заниматься этим, а производительность повысить хочется, можно просто заменить штатный генератор вашего ВАЗ 2101 на вариант от модели ВАЗ 2107 или ВАЗ 2110. Агрегат от «семерки» встаёт на штатное место крепления, а для «десяточного» придётся приобрести или изготовить самостоятельно специальную проставку для его крепежа, потому что штатный агрегат фиксируется на одном кронштейне, а генератор ВАЗ 2110 использует два. Максимальный ток родного агрегата составляет 55 ампер, а у генератора ВАЗ 2110 — 80 ампер. Почувствуйте разницу.
Генератор модели ВАЗ 2101 считается удачным неприхотливым агрегатом. Он также применялся на ВАЗ 2102 и ВАЗ 2103. Если за прибором ухаживать, следить за правильным натяжением приводного ремня, вовремя менять щётки, он верой и правдой прослужит ещё долгие годы.
Генератор — важнейший элемент электросистемы ВАЗ 2101
Подача электроэнергии для всех потребителей ВАЗ 2101 осуществляется при помощи двух источников. Аккумуляторная батарея снабжает автомобиль электричеством при неработающем двигателе, а генератор ВАЗ 2101 обеспечивает электропитание приборов и устройств при работающем моторе, а также зарядку аккумуляторной батареи.
Электросистема ВАЗ 2101 устроена по однопроводной схеме. Это означает, что к каждому бортовому потребителю подходит всего один провод, идущий от положительного контакта батареи. Соединение с отрицательным контактом осуществляется через «массу», то есть корпус автомобиля ВАЗ 2101. Схема подключения генератора ВАЗ 2101 также однопроводная.
Устройство и характеристики генератора
Для выработки тока на борту автомобиля ВАЗ 2101 используется физическое явление электромагнитной индукции. Когда якорь, по которому проходит электрический ток возбуждения, вращается внутри статора, в его обмотке возникает электрический ток. Генератор классических моделей ВАЗ трёхфазный синхронный с электромагнитным возбуждением.
Как и на других автомобилях, генератор ВАЗ вырабатывает переменный ток. А все электроприборы автомобиля потребляют постоянный. Для его преобразования используется специальный выпрямитель. Парадокс объясняется тем, что генератор переменного тока значительно надёжнее, меньше и легче, чем постоянного. Получается, что дешевле и проще вырабатывать переменный ток и преобразовывать его в постоянный, чем сразу вырабатывать постоянный. Для преобразования переменного тока в постоянный применяют выпрямитель на шести кремниевых диодах.
Якорь, или ротор, вместе с валом и втулкой образующий сердечник электромагнита, вращается в двух шарикоподшипниках закрытого типа. Передний подшипник свободно сидит на валу ротора и запрессован в крышку агрегата. На валу ротора закреплён шкив с крыльчаткой вентилятора для охлаждения агрегата. Воздух засасывается в окна одной крышки и через окна другой выбрасывается наружу крыльчаткой.
Сердечник статора набран из пластин электротехнической стали. В пазах статора уложена трёхфазная обмотка. Фазные обмотки соединены в звезду с выводом нулевой точки для подключения реле контрольной лампы заряда аккумулятора. Для повышения электрической прочности статор пропитан лаком.
Конструктивно генератор классики ВАЗ 2101 установлен в моторном отсеке автомобиля, на корпусе двигателя справа, в нижней его части, вблизи радиатора. Он имеет регулировочное устройство, обеспечивающее надлежащее натяжение ремня. Клиновидный ремень соединяет валы генератора и водяного насоса со шкивом коленчатого вала двигателя ВАЗ 2101, который приводит их во вращение. На автомобиле ВАЗ 2101 агрегат не имеет регулятора напряжения. Для обеспечения работоспособности ему необходим внешний регулировочный блок.
Технические характеристики генератора ВАЗ 2101
Виды электрических параметров | Числовые величины |
Номинальное напряжение | 12 В |
Максимальная сила тока отдачи | 52 А |
Масса агрегата без регулировочного блока | 4,28 кг |
Направление вращения ротора — правое.
Генератор Жигули ВАЗ 2101 — один из двух источников электричества на борту.
Поломки и ремонт
Если вы подозреваете, что генератор на ВАЗ 2101 не работает, проверьте это самостоятельно. Делается это так.
- Запустите двигатель.
- Откройте капот.
- Вытяните ручку регулировки воздушной заслонки, доведя обороты двигателя до 1200–1300 в минуту.
- Снимите плюсовую клемму с аккумуляторной батареи. Если двигатель заглох — агрегат неисправен.
То, что двигатель глохнет, свидетельствует, что он работает только от аккумулятора. Если вы заметили неисправность сразу после того как она возникла, и аккумулятор у вас свежезаряженный, можете проехать десяток—другой километров, пока аккумулятор не потерял мощность. Это позволит вам добраться до своего гаража или до ближайшего сервисного центра. Но не пытайтесь уехать далеко. Вы можете встать посреди дороги, и придётся проситься на буксир или вызывать эвакуатор.
Самая распространённая причина отказа генератора ВАЗ 2101 — слабое натяжение ремня, приводящего его ротор во вращение. Нормальным считается натяжение ремня, при котором прогиб в середине плеча между шкивом коленвала и шкивом водяного насоса при лёгком нажатии составляет 10–12 мм. Этот параметр вы без труда проверите самостоятельно. Изменяется он при неработающем двигателе с приложением небольшого усилия монтажной лопаткой. Мало кто меряет линейкой такой прогиб. Обычно всё бывает ясно на глаз.
Отрегулировать натяжение ремня труднее, чем констатировать отклонение параметра от нормы, но среднему владельцу ВАЗ 2101 вполне по силам. Имейте в виду, что перетягивать ремень не стоит. Это может привести к выходу из строя подшипников, в которых вращаются валы генератора и водяного насоса ВАЗ 2101.
Порядок производства работ таков.
- Обесточьте электросистему автомобиля. Снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
- Рожковым ключом ослабьте гайку крепления к регулировочной планке.
- Используя монтажную лопатку в качестве рычага, отклоните агрегат в сторону от двигателя.
- Добейтесь нормативного прогиба в середине плеча ремня между водяным насосом и коленвалом.
- Зафиксируйте генератор. Закрутите гайку на регулировочной планке.
Нередко агрегат выходит из строя из-за чрезмерного износа щёток. Через них на якорь поступает напряжение возбуждения, то есть рабочая поверхность щётки постоянно трётся о контактную поверхность вала ротора и изнашивается. Изношенные щётки подлежат замене. Такую операцию любой автолюбитель может выполнить своими руками.
Процедура не требует снятия агрегата:
- обесточьте электросистему автомобиля; снимите клемму с минусового контакта аккумулятора;
- открутите винты крепления щёткодержателя; отсоедините его от устройства;
- убедитесь в том, что длина рабочей части щёток не превышает 12 мм;
- замените изношенные щётки;
- верните щёткодержатель на место.
Неисправность имеет особенность: проблема появляется постепенно. Контрольная лампочка на панели приборов сначала время от времени моргает, потом моргание становится частым, и, наконец, она начинает гореть постоянно, сигнализируя о поломке. Не доводите дело до полного отказа генератора, меняйте щётки своевременно.
Замена агрегата
Снять генератор с классической модели Жигулей несложно. Но он смонтирован в нижней части моторного отсека, под двигателем, и снимать его надо снизу. Это означает, что вам понадобится смотровая яма или эстакада. Подготовительная операция состоит в том, чтобы поставив автомобиль на яму и убрать защиту картера двигателя, если она есть. Также необходимо, открыв капот, снять минусовую клемму «масса» аккумуляторной батареи. Теперь всё готово для снятия.
Работы выполняются в следующем порядке. Отсоедините генератор вашего ВАЗ 2101 от электросистемы автомобиля. Открутите гайку крепления плюсовых проводов на генераторе. Отсоедините штекер щёток и штекер диодного моста.
Открутите на пару оборотов гайку крепления агрегата к регулировочной планке. Если есть такая возможность, используйте накидную головку и удлинитель с карданным шарниром. Отклоните генератор так, чтобы ремень провис на шкивах коленвала, водяного насоса и генератора ВАЗ 2101. Снимите ремень.
Спуститесь в яму. Ключом на 19 отверните большую гайку крепления. Болт, фиксирующий агрегат, находится в самой нижней части моторного отсека и подвергается воздействию ветра и воды, снега и грязи, поэтому он часто прикипает. Выбейте его молотком. Аккуратно снимите генератор с ВАЗ 2101.
Если предполагается ремонт, переходите к нему. Планируется замена — смонтируйте генератор на ваш ВАЗ 2101 в обратном порядке. Для подключения подсоедините штекеры и закрутите гайку крепления проводов.
Возможность доработки устройства и применяемые методы
Штатный генератор вашего ВАЗ 2101 не требует доработки. Изменение его конструкции не приводит к увеличению максимальной скорости, повышению крутящего момента, росту экономичности. Но настоящих фанатов автотюнинга это не останавливает. В своём стремлении разобрать и переделать в автомобиле всё что можно и большую часть того что нельзя, они добираются и до генератора ВАЗ 2101.
Обычно агрегат подвергается доработке для того, чтобы поднять один или оба из следующих параметров:
- максимальный ток;
- максимальное напряжение.
Увеличение этих показателей не приводит к улучшению в функционированию автомобиля. Более того, работа электросистемы ВАЗ-2101 при повышенном токе и напряжении несёт в себе определённые риски. Перегруженная проводка может нагреться, оплавиться и даже загореться. При повышенном напряжении аккумуляторная батарея, нерассчитанная на такую нагрузку, выйдет из строя. Но настоящих фанатов это не останавливает. И они берутся за доработку. Справедливости ради надо сказать, что рост параметров генератора ВАЗ 2101 на 10–15 % обычно сходит с рук.
Чтобы увеличить отдачу генератора, необходимо поменять четырёхдиодный регулировочный блок на восьмидиодный, имеющий повышенные параметры. Трудность состоит в том, что восьмидиодный мост предусматривает три точки подключения, а штатный агрегат — две. Это означает, что вам предстоит организовать дополнительную точку подключения.
Последовательность проведения работ на снятом с автомобиля и разобранном генераторе следующая.
- В месте, где к обмотке статора припаян контакт вывода, снимите участок изоляции.
- Припаяйте дополнительный контакт. Проследите, чтобы толщина провода нового контакта совпадала с диаметром старого провода.
- Заизолируйте место пайки термоусадочной полимерной трубкой подходящего диаметра.
После сборки генератора ВАЗ 2101 подсоедините новый восьмидиодный мост через три контакта модернизированной конфигурации. Установите агрегат на место. Если нет желания заниматься этим, а производительность повысить хочется, можно просто заменить штатный генератор вашего ВАЗ 2101 на вариант от модели ВАЗ 2107 или ВАЗ 2110. Агрегат от «семерки» встаёт на штатное место крепления, а для «десяточного» придётся приобрести или изготовить самостоятельно специальную проставку для его крепежа, потому что штатный агрегат фиксируется на одном кронштейне, а генератор ВАЗ 2110 использует два. Максимальный ток родного агрегата составляет 55 ампер, а у генератора ВАЗ 2110 — 80 ампер. Почувствуйте разницу.
Генератор модели ВАЗ 2101 считается удачным неприхотливым агрегатом. Он также применялся на ВАЗ 2102 и ВАЗ 2103. Если за прибором ухаживать, следить за правильным натяжением приводного ремня, вовремя менять щётки, он верой и правдой прослужит ещё долгие годы.
Ремонт генератора и все вытекающие последствия)
Всем привет) Поделюсь такой историей. Вообщем поехал вчера на рыбалку, всё было отлично, даже клев был)) после рыбалки, уже уставшие, поехали к дяде (он был на своей, тоже шестерке) я проехал примерно километра 3 (+-) и началось.свет стал тусклым, тахометр начал врать, точнее показывать намного ниже обороты, чем должны быть, поворотники не работали (как будто реле залипло). Я подумал предохранитель, или клемма, доехав до дяди посмотрел все предохранители в порядке. Ну думаю может на солнце перегрелась=). Посидел у дяди примерно часа 2-3 собрались домой, но машина не завелась.сел аккумулятор. У меня клемма минусовая очень мне не нравилась, думал косяк в ней. У дяди взял зарядку, чуть зарядил и попробовал еще. Завелась и впринципе как ни в чем не бывало поехал, но! Контрольная лампочка аккумулятора при включенном зажигании и не заведенной машине не горела, так же и как на заведенном. Я знал давно что при вкл зажигании она должна гореть, а после запуска двигателя она должна гаснуть, т.к. после запуска машина работает уже от генератора. По ней же понятно что при вкл зажигании если она не горит чтото с генератором или с самой лампочкой (бывает дохнет лампа)
Ну да ладно, завелся, поехал…проехав около тех же 3 км заглох на ходу (на нейтралке катился был красный светофор) и опять же сел аккумулятор. Я решил позвонить соседу чтобы взять у него аккумулятор и попробовать завести свою. Обидно конечно, но и как то в то же время всеравно, что пока ждал соседа ( примерно 20-30 мин) из проезжающих никто не остановился и не предложил помощ.ну да ладно, время вечернее, все ехали домой уставшие может быть. Приехал сосед, попробовали его аккумулятор, завелась, все норм но лампа аккумулятора так же не горела. Я уже понял что с генератора ничего не идет, и тем более он не заряжает, на всякий случай на работающем двигателе скинул минус и она заглохла. Я не стал рисковать и насиловать чужой аккумулятор, попросил его дотянуть к дому. Кстати первый раз меня тянули…ощущение не передаваемое. Когда едешь на тросе с хорошей горки примерно 20-30км в час и тут впереди видишь загорающиеся стоп сигналы…сердце замирает. Вобщем пару раз приблизился в зад машины на очень близкое расстояние наверно 20-30 см и начал думать о том, какой короткий трос=) Доехали домой, сказал спасибо соседу и решил лечь спать, а с утра уже начать разбираться что случилось.
Сегодня поехал с тем же соседом купил себе зарядное устройство ( на самом деле давно хотел, очень полезная вещь), купил диодный мост и щетки на генератор, новые клеммы. Перед началом, решил удостоверится и проверить еще раз, зарядив немного свой аккумулятор, измерил напряжение 12.3 вольта, подключил к машине — те же 12.3 ну там чуть меньше потому что магнитола подключена, сигнализация и тд, в общем большой просадки нет, и короткого тоже нет. На заведенной машине те же результаты ( должно быть около 14вольт) Начал снимать генератор, процесс уже описывать не буду, есть в интернете ( я проверил сам себя мало ли может что бы не забыть ничего) Скажу одно — занятие это непростое из-за того что очень неудобно, особенно без ямы или подъемника, но вполне выполнимое. Когда отключал провода заметил что основной силовой провод, который прикручен на гайку (коричневый и розовый) как то болтается, причем сама шпилька. Я уже был уверен в чем дело, частенько делаю разные устройства (люблю электрику)
Разобрав генератор (разбирается довольно легко) увидел что эта самая шпилька как я и думал соединяется с диодным мостом. Точка соединения обуглена, конечно же о контакте и речи быть не может. Зачистив болт (я думал это шпилька кстати) поставил новый мост, щетки (старые были еще хорошие, но раз уж купил и разобрал надо ставить) все контакты зачистил собрал, поставил на место генератор, подключил — лампочка горит как положено, завел погасла, заглушил — включил зажигание загорелась, завел потухла. В общем починил, все заработало, прокатился немного по городу все в порядке и я обрадовался.
В заключении хочу сказать, что в генераторе это больное место на диодном мосту. Очень часто при таком соединении через болтсаморез или похожее пропадает контакт.
Чуть позже хочу поставить себе (ну и до этого чп хотел) генератор от инжекторной нивы. еще не знаю когда и как, но хочу) надеюсь у нивы такой генератор получше выполнен в плане конструкции. Плохо что диодный мост в самом генераторе, лучше бы он был на задней крышке его.
Итак основные симптомы:
-Не горит контролька аккумулятора;
-Тусклый свет;
-Не работает аварийка и следовательно поворотники (залипает горит один поворотник постоянно;
-Глохнет на ходу;
-Разряжается аккумулятор после поездки;
-При заведенном двигателе нет
14вольт на клеммах;
-При отключении одной из клемм двигатель глохнет;
Моя причина:
-Нет контакта в диодном мосту генератора
Возможные другие причины:
-Оборванотвалилсяктото отсоединилобрезал и тд. розовый коричневый провод (нет контакта-надо зачистить) подходящий на генератор;
-Перегорела сама контрольная лампочка на приборной панели (на тахометре)
-Ну и конечно провод идущий от генератора к той же лампочке.
Эти симптомы были на моей машине, вылечил заменой диодного моста и зачисткой всех контактов (старый диодный мост оставил запасным — диоды то рабочие, ну и щетки на всякий случай поменял))
В процессе так увлекся, что сфотографировал только несколько моментов. Качесто конечно не очень, но в принципе всё видно. Может быть проблема и известная, но решил я ее самостоятельно с помощью тестера, ключей, новых зч и конечно же молотка)
Вот решил поделиться такой историей.
Ремонт генератора
Генератор ВАЗ 2106
16.9.8 Ремонт генератора / ВАЗ 2106
Порядок выполнения
Снимаем генератор с двигателя (см. Снятие генератора).
Ключом «на 10» отворачиваем гайку. . и снимаем изоляционную шайбу с вывода «30» генератора. Ключом «на 19» отворачиваем гайку шкива генератора. Ротор от проворачивания удерживаем отверткой за выступ крыльчатки (не погните лопасти). Небольшим зубилом удаляем из паза вала шпонку. . и снимаем установленное за ней кольцо. Ключом «на 10» отворачиваем четыре гайки. . и вынимаем болты, стягивающие крышки генератора. Снимаем переднюю крышку. Если вал ротора плотно сидит в подшипнике, удерживая генератор на весу за переднюю крышку, выбиваем ось через оправку из мягкого металла.
|