Замена помпы lada 2131 (ваз 2131) своими руками

Замена помпы lada 2131 (ваз 2131)

Снятие и установка крышки насоса охлаждающей жидкости Нива 2121-2131

Замена крышки насоса охлаждающей жидкости.

  • Сливаем охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости).
  • Работу по демонтажу крышки сложнее провести на карбюраторном двигателе ваз 2121, поэтому все операции показаны на нем.
  • Снимаем кожух вентилятора (см. Снятие кожуха вентилятора карбюраторного двигателя).
  • Снимаем ремень привода насоса охлаждающей жидкости (см. Регулировка натяжения и замена ремня привода насоса охлаждающей жидкости).

Головкой «на 13» отворачиваем три болта крепления крыльчатки нива 2131 и шкива насоса охлаждающей жидкости.

Снимаем шайбу,…

…крыльчатку…

  • …и шкив.
  • Отсоединяем крепление генератора нива 2121 к натяжной планке (см. Регулировка натяжения и замена ремня привода насоса ваз 2131 охлаждающей жидкости).

Накидной головкой «на 17» отворачиваем гайку крепления натяжной планки к крышке насоса.

«на 13» отворачиваем четыре гайки крепления кронштейна.

Демонтируем кронштейн…

  • Стык крышки и корпуса насоса охлаждающей жидкости уплотнен прокладкой.
  • Корпус насоса ваз 2121 охлаждающей жидкости снимаем при ремонте двигателя (см. Разборка и сборка двигателя).
  • Монтаж крышки насоса охлаждающей жидкости производим в обратном порядке.
  • При этом для облегчения установки шкива нива 2121, крыльчатки и шайбы…

…вворачиваем в ступицу шкива шпильку М8 длиной около 40 мм.

  • Надеваем на шпильку и выступ ступицы шкива все детали,…
  • …наживляем два болта и заменяем шпильку болтом.

ВАЗ 21213 | Проверка состояния и замена водяного насоса

1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.

Если установленная на автомобиле стереосистема
оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею
удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией
для ввода аудиосистемы в действие!

2. Опорожните систему охлаждения (см. Главу
Настройки
и текущее обслуживание). Если замена охлаждающей жидкости производилась
недавно, сохраните для дальнейшего использования (см. предупреждение
в Разделе
Антифриз — общие сведения).
3. Снимите приводные ремни (см. Главу
Настройки
и текущее обслуживание).

4. На двигателях sohc заблокируйте шкив водяного
насоса от проворачивания при помощи ленточного ключа и отдайте
четыре крепежных болта. Снимите шкив и крышки газораспределительного
ремня.

5. На двигателях dohc снимите кронштейн промежуточного ролика приводного
ремня и сборку правой опоры подвески силового агрегата со своими
кронштейнами. Также снимите крышку натяжителя главной газораспределительной
цепи с передней крышки привода ГРМ. Отожмите внутрь поршень натяжителя
цепи и проденьте штифт подходящего диаметра в блокировочное отверстие
натяжителя. Проверните коленчатый вал на 20
против часовой стрелки
с целью ослабления цепи на звездочки водяного насоса.
6. Выверните крепежные болты и снимите насос с двигателя. Проверьте
лопасти крыльчатки с обратной стороны ротора на наличие признаков
коррозии и разрушения.

7. Прочистите резьбу крепежных болтов и болтовых отверстий, полностью
удалив следы коррозии и старого герметика и восстановив поврежденные
витки.
8. Удостоверьтесь в идентичности типоразмерных характеристик нового
и старого насосов.
9. Соскоблите остатки старого герметика с сопрягаемой поверхности
блока двигателя.
10. Тщательно протрите сопрягаемые поверхности нового насоса смоченной
в ацетоне ветошью.
11. На двигателях sohc нанесите на сопрягаемую поверхность нового
насоса тонкий слой герметика rtv, затем аккуратно прижмите новую
уплотнительную прокладку. На двигателях dohc установите на насос
новое уплотнительное кольцо, затем слегка смажьте его густой смазкой
с целью облегчения посадки сборки в блок двигателя.
12. Аккуратно посадите насос на свое штатное место, вверните крепежные
болты и затяните их от руки.

Перед вворачиванием болтов смажьте их резьбовую
часть герметиком rtv. Проследите, чтобы все предусмотренные
направляющие штифты находились на своих местах.

13. В несколько приемов (по 1/4 оборота за подход) затяните крепеж
с требуемым усилием. Помните, что чрезмерно сильное обтягивание
болтов может привести к повреждению насоса. На двигателях dohc проверните
коленчатый вал на 20
по часовой стрелке с целью обтягивания главной
цепи на звездочке насоса, извлеките стопорный штифт из натяжителя
и установите на место крышки доступа к натяжителю и к насосу.

Крышки следует сажать на герметик rtv.

14. Установите все прочие снимавшиеся с целью обеспечения доступа
компоненты.
15. Заправьте систему охлаждения и удалите из нее воздушные пробки
(см. Главу
Настройки и текущее обслуживание).
Запустите двигатель и проверьте его на наличие признаков утечек
охлаждающей жидкости.

На двигателях dohc в первое время, до полного
удаления воздуха из камеры высокого давления, может иметь
место повышенный уровень шума, издаваемого газораспределительной
цепью. Для устранения шума дайте двигателю некоторое время
поработать с частотой 3000 об/мин.

Когда и как нужно менять помпу на ВАЗ 2121 «Нива»

Для циркуляции жидкости в системе охлаждения используется помпа. Несмотря на высокую надёжность узла, деталь может выйти из строя. Водяной насос ремонту не подлежит и меняется в сборе. Для этого необязательно быть автомехаником и иметь большой набор инструментов.

Для чего нужна помпа в автомобиле

Система охлаждения любой машины состоит из ряда элементов и охлаждающей жидкости. Одной из основных деталей является водяной насос, называемый помпой. Элемент предназначен для циркуляции жидкости по системе, в результате чего отводится тепло от головки блока цилиндров и самого блока цилиндров. Больше никаких функций на помпу не возлагается, но от неё напрямую зависит работоспособность мотора. В случае выхода из строя водяного насоса будет наблюдаться быстрый перегрев силового агрегата.

Читайте также:
Замена сальника редуктора ваз 2109 своими руками пошагово

Наиболее распространены помпы центробежного типа, что обусловлено конструктивными особенностями. В движение деталь приводится от коленчатого вала двигателя посредством ремня. По системе охлаждения жидкость циркулирует за счёт крыльчатки, которая располагается в крышке насоса.

Основная часть помпы расположена с внешней стороны двигателя, а крыльчатка находится внутри системы. Работа насоса довольно проста: с помощью ремня деталь от коленвала получает вращение, приводя в движение зубчатое колесо либо шкив, жёстко закреплённый на оси. С противоположной стороны оси устанавливается крыльчатка, которая тоже начинает вращаться. Она находится в постоянном контакте с охлаждающей жидкостью. При работающем двигателе создаётся центробежная сила, которая заставляет двигаться жидкость по системе.

Помпа для автомобиля необходима для циркуляции охлаждающей жидкости по системе охлаждения мотора и предотвращения его быстрого перегрева

Когда необходима замена помпы

Несмотря на простоту конструкции водяного насоса и высокую надёжность, узел находится постоянно в работе и с ним могут возникнуть неисправности, о которых лучше знать заранее. Слабыми местами в рассматриваемом элементе являются сальник и подшипник. При износе подшипника появляется люфт, шум, что выводит сальник из строя.

Существует ряд признаков, которые свидетельствуют об износе помпы и необходимости её замены:

  • охлаждающая жидкость подтекает в области водяного насоса;
  • при работе силового агрегата появляется посторонний шум;
  • при работающем моторе визуально наблюдается люфт.

Перечисленные признаки указывают на износ подшипника и сальника. Есть и другие менее распространённые причины выхода из строя водяного насоса. К таковым можно отнести: повреждение крыльчатки, появление трещин на корпусе детали, износ шкива либо зубчатого колеса.

Стоит отметить, что помпа не подлежит ремонту, а меняется в сборе, поскольку конструкция является неразборной: все её элементы запрессовываются в корпус. В обязательном порядке при замене водяного насоса меняется и прокладка.

Основными причинами замены помпы являются течь, шум подшипника и люфт

Замена помпы на «Ниве»

На автомобиле ВАЗ 2121 насос охлаждающей жидкости расположен в передней части блока цилиндров с правой стороны и его демонтаж не вызывает каких-либо сложностей даже у новичков.

Помпа на «Ниве» располагается в передней части двигателя с правой стороны

Инструменты для замены

Чтобы произвести замену помпы, понадобится следующий перечень инструментов:

  • головка и ключ-трещотка либо накидной ключ на 13;
  • головка на 17;
  • трубка для слива жидкости подходящего диаметра.

В процессе демонтажа может потребоваться другой инструмент, например, молоток, отвёртка, что зависит от сложившейся ситуации.

Для демонтажа помпы потребуется перечень инструментов, который будет зависеть от того, снимается только помпа или насос вместе с корпусом

Слив охлаждающей жидкости и замена насоса

Прежде чем приступить к работе потребуется слить жидкость (воду, тосол) с системы охлаждения двигателя. Для этого нужно подставить подходящую ёмкость с левой стороны двигателя и, отвернув ключом болт на 13 приложить трубку к сливному отверстию и снять пробку с горловины радиатора. Далее можно приступать непосредственно к демонтажу помпы.

    С помощью ключа или головки на 13 откручиваем три болта вентилятора. Они же являются креплением шкива насоса.

Чтобы снять вентилятор, потребуется головкой на 13 открутить три болта крепления крыльчатки и шкива насоса охлаждающей жидкости

Для доступа к помпе необходимо снять натяжную планку генератора при помощи головки на 17

С помощью головки на 13 необходимо отвернуть четыре гайки крепления помпы

После откручивания гаек вынимаем помпу из корпуса, не забывая снять прокладку

Бывают ситуации, когда помпу приходится менять вместе с корпусом. В этом случае потребуется открутить две гайки на 10 крепления трубки подвода жидкости к помпе накидным ключом либо трещоткой.

В некоторых случаях приходится производить замену помпы вместе с корпусом, что связано с невозможностью её ремонта

После чего трубка аккуратно отводится назад. Далее, отворачиваются три болта на 13: один сверху и два снизу. Крестообразной отвёрткой ослабляется хомут патрубка, идущий от термостата к помпе, после чего он сдёргивается. Далее, насос вместе с корпусом демонтируется с двигателя.

После замены детали не забываем залить жидкость в систему охлаждения до необходимого уровня. В систему охлаждения автомобиля «Нива» совместно с системой отопления салона заливается 10,7 л. охлаждающей жидкости.

Видео: замена помпы на «Ниве»

Замена помпы на «Ниве» 21213 своими руками

Каких-либо принципиальных отличий в замене насоса охлаждающей жидкости на ВАЗ 21213 по сравнению с ВАЗ 2121 нет. Разница заключается в том, что на более современных автомобилях вентилятор закрывается специальным защитным кожухом. Для его демонтажа понадобится накидной ключ и головка на 10. Ключом отворачиваются две гайки, которые соединяют части кожуха, после чего нижний кожух снимается. Верхняя часть кожуха крепится болтом под головку на 10.

Установка производится в обратной последовательности. Единственное на что следует обратить внимание, так это на верхний кожух, на котором есть паз: его необходимо надеть на выступ кронштейна. На современных «Нивах», а именно на ВАЗ 21214, принудительный вентилятор охлаждения отсутствует: его сменили электровентиляторы, расположенные спереди радиатора охлаждения и управляемые посредством реле. Замена помпы производится аналогичным образом.

Читайте также:
Замена подшипника генератора lada vesta (ваз веста) своими руками

На ВАЗ 21213 для снятие вентилятора потребуется демонтировать кожух вентилятора

Какие помпы устанавливаются на карбюраторные и инжекторные «Нивы»

Хотя старые добрые «Нивы» во многом сходны с новыми инжекторными автомобилями, но отличия есть, в том числе и в водяных насосах. Деталь выпускается для разных модификаций рассматриваемого авто. Например, насос 21230–1307011–82 может быть установлен на все «Нивы», но в некоторых случаях может использоваться запчасть на 2107, которая отличается крыльчаткой большей ширины.

Покупая помпу нужно быть внимательным и следить, чтобы корпус подошёл к крыльчатке. В противном случае возникнут сложности при монтаже. Чтобы избежать ошибок, можно приобрести насос в сборе, т. е. крышку и корпус.

Хоть классическая помпа и подходит на инжекторную «Ниву», деталь может попросту не справиться с высокой температурой и её замена потребуется раньше. Существуют следующие разновидности детали:

  • стандартный насос с крыльчаткой из пластика, у которой лопасти расположены ниже и имеют удлинённую форму;
  • помпа нового образца, оснащённая также пластиковой крыльчаткой с более длинными лопастями;
  • водяной насос HEPU, который имеет чугунную крыльчатку.

Наиболее надёжным считается последний вариант, поскольку крыльчатка, изготовленная из пластика, попросту оплавляется и деформируется при высоких температурных показателях, в результате чего элемент может сорваться с оси, а насос заклинит. Плюсом запчастей с пластиковой крыльчаткой является приемлемая цена и доступность в продаже.

Помпа HEPU считается наиболее надежным вариантом для автомобилей «Нива», поскольку крыльчатка выполнена из чугуна

Как поставить вентилятор на помпу ВАЗ 21214

Некоторые владельцы ВАЗ 21214 сталкиваются с ситуацией, когда штатные электрические вентиляторы системы охлаждения радиатора не справляются со своей задачей. Обычно проблема проявляется в летний период в городских пробках. В этом случае приходится задумываться об установке вентилятора на помпу, как на ВАЗ 2121, но при этом просто взять и поставить не получится. Дело в том, что пропеллер задевает шкив гидроусилителя руля. Проблема решается путём установки проставки в виде шайб между вентилятором и шкивом помпы.

Чтобы лопасти вентилятора не цеплялись за гидроусилитель, их можно немного сточить либо установить проставки в виде шайб

Некоторые автомобилисты прибегают к более кардинальным мерам, стачивая край лопасти пропеллера на 2–3 мм при помощи напильника.

Для установки вентилятора на помпу Ваз 21214 необходимо немного сточить лопасти, чтобы они не цеплялись за гидроусилитель

В результате описанных доработок двигатель прогревается практически так же, как и с электрическими вентиляторами, но при достижении температуры в +80˚С, дальше она поднимается очень медленно.

После некоторых доработок вентилятор принудительного охлаждения радиатора занимает свое место и его работа не вызывает нареканий

Произвести замену водяного насоса сможет даже начинающий автолюбитель. Главное, не торопиться и выполнить процесс в описанной последовательности, не забывая заменить прокладку и залить по окончании работ охлаждающую жидкость до требуемого уровня.

Электровентилятор охлаждения на Ниву 2131

Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции

Водяной насос обеспечивает циркуляцию антифриза в системе охлаждения двигателя. Его выход из строя может привести к серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта двигателя. Избежать проблем поможет своевременное обнаружение неисправности помпы и знание алгоритма её замены.

Назначение помпы

Силовой агрегат любого автомобиля и входящие в него его узлы в процессе работы сильно нагревается. Больше других это касается камеры сгорания, головки блока цилиндров и поршневой группы. Для поддержания рабочей температуры около 90°С конструкцией двигателя предусмотрена система охлаждения. В рамках этой системы помпа (водяной насос) обеспечивает циркуляцию антифриза по охлаждающей рубашке мотора, снижая тем самым его температуру до рабочего уровня.

Водяной насос имеет несложное устройство

Если водяной насос выйдет из строя и принудительная циркуляция прекратится, то возникнет перегрев двигателя. Алюминиевые поршни расширятся внутри стальных гильз и на первом этапе сильно поцарапают шлифованные стенки. При худшем раскладе поршни заклинят, отчего согнутся шатуны, а мотор придётся капитально ремонтировать.

Помпа ВАЗ 2121 — это отдельный агрегат, состоящий из корпуса на фланце с установленным внутри валом. На валу находится крыльчатка для перекачивания охлаждающей жидкости (ОЖ) и посадочное крепление для шкива. Вращается вал на двух подшипниках, защищённых изнутри сальником, предотвращающим вытекание ОЖ.

В автомобиле ВАЗ 2121 водяной насос расположен на передней части двигателя над шкивами коленчатого вала и генератора. К блоку цилиндров он прикреплён не напрямую, а через дополнительный корпус. Чаще всего выходит из строя и подлежит замене вал с крыльчаткой, а корпус остаётся на месте.

Вал водяного насоса вращается с помощью ремня генератора

Диагностика неисправностей

Основная причина выхода из строя водяного насоса — сильный износ подшипников. Протечка сальника также является следствием изношенных подшипников. Случаи, когда сальник начинал пропускать ОЖ сам по себе, большая редкость.

Признаки этих неисправностей следующие.

  1. В районе ремённого привода слышится подозрительный шум, интенсивность которого зависит от степени износа подшипников. На ранних стадиях он проявляется в виде гула, а затем переходит в стук и скрежет. Подобные звуки может издавать и вал генератора — поэтому в этом случае требуется дополнительная проверка.
  2. На валу водяного насоса возникает люфт. Определить его можно, покачав вал рукой.
    Люфт вала ощущается при качании шкива рукой
  3. Ремень и пространство вокруг шкива забрызгано антифризом. Это тоже необходимо дополнительно проверить — похожий эффект наблюдается при потере герметичности переднего коренного сальника коленвала. В последнем случае передняя часть двигателя покрывается слоем масла и грязи.
  4. При высокой степени изношенности вал помпы сдвигается в сторону вместе со шкивом. В результате крыльчатка разбивает корпус, вал заклинивается и ломается на две части, ремень генератора соскакивает.
Читайте также:
Замена маслосъемных колпачков lada 2104 (ваз 2104)

При сильном износе подшипников вал может разломиться на две части

Если вовремя не обнаружить неполадки помпы и наступают последствия, описанные в п. 4, двигатель моментально перегревается, а охлаждающая жидкость быстро уходит из системы. В подобном случае немедленно заглушите мотор.

Диагностировать неисправность водяного насоса довольно просто. Необходимо открыть капот и осмотреть пространство около шкива. Если обнаружатся следы жидкости, нужно убедиться, что это антифриз, а не масло. Затем с целью обнаружения люфта следует покачать шкив помпы рукой. При этом следует учитывать, что люфт может возникнуть и без утечки ОЖ через сальник. С небольшим (1–2 мм) люфтом можно проехать от 1 до 3 тыс. км. После этого необходим ремонт или замена помпы.

Крыльчатка разбила стенку корпуса, и антифриз вытек наружу

Замена водяного насоса

Процесс замены помпы на автомобиле ВАЗ 2121 различных модификаций состоит из следующих этапов.

  1. Приобретение нового насоса.
  2. Подготовка инструментов и рабочего места.
  3. Разборка узла и демонтаж старого насоса.
  4. Установка нового насоса и проверка его работоспособности.

Указанная последовательность работ может изменяться. Если нет полной уверенности в выходе насоса из строя (возможно, тосол течёт из-за износа прокладки), покупать новую помпу следует только после демонтажа и диагностики старой.

Выбор помпы

Кроме штатного изделия от АвтоВАЗа, на автомобиль ВАЗ 2121 устанавливают насосы производства:

Для охлаждения двигателя полноприводного автомобиля крыльчатка нового образца более эффективна

Перечисленные бренды предлагают насосы с пластиковой и чугунной крыльчаткой. Несмотря на предубеждение автолюбителей к пластиковым изделиям, лучше выбрать именно пластик — материал долговечен, лёгок и не поддаётся коррозии. Следует обращать внимание на размеры крыльчатки, чтобы не купить подделку или изделие старого образца, эффективность которых гораздо ниже.

При покупке внимательно изучайте упаковку и товарные знаки, сделанные на элементах агрегата способом литья, тиснения либо лазерной гравировки. На бумажной пломбе, заклеивающей крышку упаковки, должен быть нанесён штрихкод и каталожный номер детали 2123–1307011–75.

Оригинальную помпу можно отличить по меткам производителя на корпусе

На автомобили ВАЗ 21213—21214 можно установить помпу с каталожным номером 2107–1307011–75 от классических моделей ВАЗ. Однако штатный насос «Нивы» имеет усиленную конструкцию, поэтому прослужит такая помпа заметно меньше, и ставить её можно лишь в крайних случаях.

Если крыльчатка разбила или каким-либо другим образом повредила корпус, его тоже придётся заменить. В продаже имеются как отдельные помпы, так и в комплекте с корпусом. Насосы для карбюраторных и инжекторных вариантов двигателя абсолютно идентичны.

Необходимые инструменты

Если под днищем автомобиля установлена металлическая защита двигателя, перекрывающая доступ к нижнему болту генератора, её придётся снимать. Для этого потребуется смотровая яма или эстакада. В противном случае до болта можно дотянуться и без ямы — благодаря высокому клиренсу автомобиля.

Для снятия ремня генератора нужно ослабить гайку его крепления

Для замены помпы ВАЗ 2121 потребуется:

  • плоская и крестообразная отвёртки;
  • монтировка с концом в виде лопатки;
  • стандартные наборы накидных ключей и головок с воротком, оснащённым трещоткой;
  • короткий шланг и ёмкость для слива антифриза (таз или пластиковая канистра с отрезанной боковиной);
  • ветошь, перчатки;
  • высокотемпературный герметик;
  • литровая ёмкость с антифризом антифриза.

Диагностика неисправностей

Основная причина выхода из строя водяного насоса — сильный износ подшипников. Протечка сальника также является следствием изношенных подшипников. Случаи, когда сальник начинал пропускать ОЖ сам по себе, большая редкость.

Признаки этих неисправностей следующие.

  1. В районе ремённого привода слышится подозрительный шум, интенсивность которого зависит от степени износа подшипников. На ранних стадиях он проявляется в виде гула, а затем переходит в стук и скрежет. Подобные звуки может издавать и вал генератора — поэтому в этом случае требуется дополнительная проверка.
  2. На валу водяного насоса возникает люфт. Определить его можно, покачав вал рукой.

Люфт вала ощущается при качании шкива рукой

  • Ремень и пространство вокруг шкива забрызгано антифризом. Это тоже необходимо дополнительно проверить — похожий эффект наблюдается при потере герметичности переднего коренного сальника коленвала. В последнем случае передняя часть двигателя покрывается слоем масла и грязи.
  • При высокой степени изношенности вал помпы сдвигается в сторону вместе со шкивом. В результате крыльчатка разбивает корпус, вал заклинивается и ломается на две части, ремень генератора соскакивает.
  • При сильном износе подшипников вал может разломиться на две части

    Если вовремя не обнаружить неполадки помпы и наступают последствия, описанные в п. 4, двигатель моментально перегревается, а охлаждающая жидкость быстро уходит из системы. В подобном случае немедленно заглушите мотор.

    Диагностировать неисправность водяного насоса довольно просто. Необходимо открыть капот и осмотреть пространство около шкива. Если обнаружатся следы жидкости, нужно убедиться, что это антифриз, а не масло. Затем с целью обнаружения люфта следует покачать шкив помпы рукой. При этом следует учитывать, что люфт может возникнуть и без утечки ОЖ через сальник. С небольшим (1–2 мм) люфтом можно проехать от 1 до 3 тыс. км. После этого необходим ремонт или замена помпы.

    Читайте также:
    Замена охлаждающих жидкостей на ваз (lada) 2113/2114/2115 своими руками

    Крыльчатка разбила стенку корпуса, и антифриз вытек наружу

    Когда и как нужно менять помпу на ВАЗ 2121 «Нива»

    Для циркуляции жидкости в системе охлаждения используется помпа. Несмотря на высокую надёжность узла, деталь может выйти из строя. Водяной насос ремонту не подлежит и меняется в сборе. Для этого необязательно быть автомехаником и иметь большой набор инструментов.

    Для чего нужна помпа в автомобиле

    Система охлаждения любой машины состоит из ряда элементов и охлаждающей жидкости. Одной из основных деталей является водяной насос, называемый помпой. Элемент предназначен для циркуляции жидкости по системе, в результате чего отводится тепло от головки блока цилиндров и самого блока цилиндров. Больше никаких функций на помпу не возлагается, но от неё напрямую зависит работоспособность мотора. В случае выхода из строя водяного насоса будет наблюдаться быстрый перегрев силового агрегата.

    Наиболее распространены помпы центробежного типа, что обусловлено конструктивными особенностями. В движение деталь приводится от коленчатого вала двигателя посредством ремня. По системе охлаждения жидкость циркулирует за счёт крыльчатки, которая располагается в крышке насоса.

    Основная часть помпы расположена с внешней стороны двигателя, а крыльчатка находится внутри системы. Работа насоса довольно проста: с помощью ремня деталь от коленвала получает вращение, приводя в движение зубчатое колесо либо шкив, жёстко закреплённый на оси. С противоположной стороны оси устанавливается крыльчатка, которая тоже начинает вращаться. Она находится в постоянном контакте с охлаждающей жидкостью. При работающем двигателе создаётся центробежная сила, которая заставляет двигаться жидкость по системе.

    Помпа для автомобиля необходима для циркуляции охлаждающей жидкости по системе охлаждения мотора и предотвращения его быстрого перегрева

    Когда необходима замена помпы

    Несмотря на простоту конструкции водяного насоса и высокую надёжность, узел находится постоянно в работе и с ним могут возникнуть неисправности, о которых лучше знать заранее. Слабыми местами в рассматриваемом элементе являются сальник и подшипник. При износе подшипника появляется люфт, шум, что выводит сальник из строя.

    Существует ряд признаков, которые свидетельствуют об износе помпы и необходимости её замены:

    • охлаждающая жидкость подтекает в области водяного насоса;
    • при работе силового агрегата появляется посторонний шум;
    • при работающем моторе визуально наблюдается люфт.

    Перечисленные признаки указывают на износ подшипника и сальника. Есть и другие менее распространённые причины выхода из строя водяного насоса. К таковым можно отнести: повреждение крыльчатки, появление трещин на корпусе детали, износ шкива либо зубчатого колеса.

    Стоит отметить, что помпа не подлежит ремонту, а меняется в сборе, поскольку конструкция является неразборной: все её элементы запрессовываются в корпус. В обязательном порядке при замене водяного насоса меняется и прокладка.

    Основными причинами замены помпы являются течь, шум подшипника и люфт

    Замена помпы на «Ниве»

    На автомобиле ВАЗ 2121 насос охлаждающей жидкости расположен в передней части блока цилиндров с правой стороны и его демонтаж не вызывает каких-либо сложностей даже у новичков.

    Помпа на «Ниве» располагается в передней части двигателя с правой стороны

    Инструменты для замены

    Чтобы произвести замену помпы, понадобится следующий перечень инструментов:

    • головка и ключ-трещотка либо накидной ключ на 13;
    • головка на 17;
    • трубка для слива жидкости подходящего диаметра.

    В процессе демонтажа может потребоваться другой инструмент, например, молоток, отвёртка, что зависит от сложившейся ситуации.

    Для демонтажа помпы потребуется перечень инструментов, который будет зависеть от того, снимается только помпа или насос вместе с корпусом

    Слив охлаждающей жидкости и замена насоса

    Прежде чем приступить к работе потребуется слить жидкость (воду, тосол) с системы охлаждения двигателя. Для этого нужно подставить подходящую ёмкость с левой стороны двигателя и, отвернув ключом болт на 13 приложить трубку к сливному отверстию и снять пробку с горловины радиатора. Далее можно приступать непосредственно к демонтажу помпы.

      С помощью ключа или головки на 13 откручиваем три болта вентилятора. Они же являются креплением шкива насоса.

    Чтобы снять вентилятор, потребуется головкой на 13 открутить три болта крепления крыльчатки и шкива насоса охлаждающей жидкости

    Для доступа к помпе необходимо снять натяжную планку генератора при помощи головки на 17

    С помощью головки на 13 необходимо отвернуть четыре гайки крепления помпы

    После откручивания гаек вынимаем помпу из корпуса, не забывая снять прокладку

    Бывают ситуации, когда помпу приходится менять вместе с корпусом. В этом случае потребуется открутить две гайки на 10 крепления трубки подвода жидкости к помпе накидным ключом либо трещоткой.

    Читайте также:
    Замена радиатора печки lada 2108 (ваз 2108) своими руками

    В некоторых случаях приходится производить замену помпы вместе с корпусом, что связано с невозможностью её ремонта

    После чего трубка аккуратно отводится назад. Далее, отворачиваются три болта на 13: один сверху и два снизу. Крестообразной отвёрткой ослабляется хомут патрубка, идущий от термостата к помпе, после чего он сдёргивается. Далее, насос вместе с корпусом демонтируется с двигателя.

    После замены детали не забываем залить жидкость в систему охлаждения до необходимого уровня. В систему охлаждения автомобиля «Нива» совместно с системой отопления салона заливается 10,7 л. охлаждающей жидкости.

    Видео: замена помпы на «Ниве»

    Замена помпы на «Ниве» 21213 своими руками

    Каких-либо принципиальных отличий в замене насоса охлаждающей жидкости на ВАЗ 21213 по сравнению с ВАЗ 2121 нет. Разница заключается в том, что на более современных автомобилях вентилятор закрывается специальным защитным кожухом. Для его демонтажа понадобится накидной ключ и головка на 10. Ключом отворачиваются две гайки, которые соединяют части кожуха, после чего нижний кожух снимается. Верхняя часть кожуха крепится болтом под головку на 10.

    Установка производится в обратной последовательности. Единственное на что следует обратить внимание, так это на верхний кожух, на котором есть паз: его необходимо надеть на выступ кронштейна. На современных «Нивах», а именно на ВАЗ 21214, принудительный вентилятор охлаждения отсутствует: его сменили электровентиляторы, расположенные спереди радиатора охлаждения и управляемые посредством реле. Замена помпы производится аналогичным образом.

    На ВАЗ 21213 для снятие вентилятора потребуется демонтировать кожух вентилятора

    Какие помпы устанавливаются на карбюраторные и инжекторные «Нивы»

    Хотя старые добрые «Нивы» во многом сходны с новыми инжекторными автомобилями, но отличия есть, в том числе и в водяных насосах. Деталь выпускается для разных модификаций рассматриваемого авто. Например, насос 21230–1307011–82 может быть установлен на все «Нивы», но в некоторых случаях может использоваться запчасть на 2107, которая отличается крыльчаткой большей ширины.

    Покупая помпу нужно быть внимательным и следить, чтобы корпус подошёл к крыльчатке. В противном случае возникнут сложности при монтаже. Чтобы избежать ошибок, можно приобрести насос в сборе, т. е. крышку и корпус.

    Хоть классическая помпа и подходит на инжекторную «Ниву», деталь может попросту не справиться с высокой температурой и её замена потребуется раньше. Существуют следующие разновидности детали:

    • стандартный насос с крыльчаткой из пластика, у которой лопасти расположены ниже и имеют удлинённую форму;
    • помпа нового образца, оснащённая также пластиковой крыльчаткой с более длинными лопастями;
    • водяной насос HEPU, который имеет чугунную крыльчатку.

    Наиболее надёжным считается последний вариант, поскольку крыльчатка, изготовленная из пластика, попросту оплавляется и деформируется при высоких температурных показателях, в результате чего элемент может сорваться с оси, а насос заклинит. Плюсом запчастей с пластиковой крыльчаткой является приемлемая цена и доступность в продаже.

    Помпа HEPU считается наиболее надежным вариантом для автомобилей «Нива», поскольку крыльчатка выполнена из чугуна

    Как поставить вентилятор на помпу ВАЗ 21214

    Некоторые владельцы ВАЗ 21214 сталкиваются с ситуацией, когда штатные электрические вентиляторы системы охлаждения радиатора не справляются со своей задачей. Обычно проблема проявляется в летний период в городских пробках. В этом случае приходится задумываться об установке вентилятора на помпу, как на ВАЗ 2121, но при этом просто взять и поставить не получится. Дело в том, что пропеллер задевает шкив гидроусилителя руля. Проблема решается путём установки проставки в виде шайб между вентилятором и шкивом помпы.

    Чтобы лопасти вентилятора не цеплялись за гидроусилитель, их можно немного сточить либо установить проставки в виде шайб

    Некоторые автомобилисты прибегают к более кардинальным мерам, стачивая край лопасти пропеллера на 2–3 мм при помощи напильника.

    Для установки вентилятора на помпу Ваз 21214 необходимо немного сточить лопасти, чтобы они не цеплялись за гидроусилитель

    В результате описанных доработок двигатель прогревается практически так же, как и с электрическими вентиляторами, но при достижении температуры в +80˚С, дальше она поднимается очень медленно.

    После некоторых доработок вентилятор принудительного охлаждения радиатора занимает свое место и его работа не вызывает нареканий

    Произвести замену водяного насоса сможет даже начинающий автолюбитель. Главное, не торопиться и выполнить процесс в описанной последовательности, не забывая заменить прокладку и залить по окончании работ охлаждающую жидкость до требуемого уровня.

    Замена помпы автомобиля ВАЗ 2121 «Нива» своими руками: советы и инструкции

    Водяной насос обеспечивает циркуляцию антифриза в системе охлаждения двигателя. Его выход из строя может привести к серьёзным проблемам, вплоть до капитального ремонта двигателя. Избежать проблем поможет своевременное обнаружение неисправности помпы и знание алгоритма её замены.

    Назначение помпы

    Силовой агрегат любого автомобиля и входящие в него его узлы в процессе работы сильно нагревается. Больше других это касается камеры сгорания, головки блока цилиндров и поршневой группы. Для поддержания рабочей температуры около 90°С конструкцией двигателя предусмотрена система охлаждения. В рамках этой системы помпа (водяной насос) обеспечивает циркуляцию антифриза по охлаждающей рубашке мотора, снижая тем самым его температуру до рабочего уровня.

    Читайте также:
    Снятие, установка, замена вентилятора воздухонагнетателя (вентилятор печки) лада гранта ваз 2190

    Водяной насос имеет несложное устройство

    Если водяной насос выйдет из строя и принудительная циркуляция прекратится, то возникнет перегрев двигателя. Алюминиевые поршни расширятся внутри стальных гильз и на первом этапе сильно поцарапают шлифованные стенки. При худшем раскладе поршни заклинят, отчего согнутся шатуны, а мотор придётся капитально ремонтировать.

    Помпа ВАЗ 2121 — это отдельный агрегат, состоящий из корпуса на фланце с установленным внутри валом. На валу находится крыльчатка для перекачивания охлаждающей жидкости (ОЖ) и посадочное крепление для шкива. Вращается вал на двух подшипниках, защищённых изнутри сальником, предотвращающим вытекание ОЖ.

    В автомобиле ВАЗ 2121 водяной насос расположен на передней части двигателя над шкивами коленчатого вала и генератора. К блоку цилиндров он прикреплён не напрямую, а через дополнительный корпус. Чаще всего выходит из строя и подлежит замене вал с крыльчаткой, а корпус остаётся на месте.

    Вал водяного насоса вращается с помощью ремня генератора

    Диагностика неисправностей

    Основная причина выхода из строя водяного насоса — сильный износ подшипников. Протечка сальника также является следствием изношенных подшипников. Случаи, когда сальник начинал пропускать ОЖ сам по себе, большая редкость.

    Признаки этих неисправностей следующие.

    1. В районе ремённого привода слышится подозрительный шум, интенсивность которого зависит от степени износа подшипников. На ранних стадиях он проявляется в виде гула, а затем переходит в стук и скрежет. Подобные звуки может издавать и вал генератора — поэтому в этом случае требуется дополнительная проверка.
    2. На валу водяного насоса возникает люфт. Определить его можно, покачав вал рукой.

    Люфт вала ощущается при качании шкива рукой

    При сильном износе подшипников вал может разломиться на две части

    Если вовремя не обнаружить неполадки помпы и наступают последствия, описанные в п. 4, двигатель моментально перегревается, а охлаждающая жидкость быстро уходит из системы. В подобном случае немедленно заглушите мотор.

    Диагностировать неисправность водяного насоса довольно просто. Необходимо открыть капот и осмотреть пространство около шкива. Если обнаружатся следы жидкости, нужно убедиться, что это антифриз, а не масло. Затем с целью обнаружения люфта следует покачать шкив помпы рукой. При этом следует учитывать, что люфт может возникнуть и без утечки ОЖ через сальник. С небольшим (1–2 мм) люфтом можно проехать от 1 до 3 тыс. км. После этого необходим ремонт или замена помпы.

    Крыльчатка разбила стенку корпуса, и антифриз вытек наружу

    Видео: диагностика неисправностей и ремонт помпы

    Замена водяного насоса

    Процесс замены помпы на автомобиле ВАЗ 2121 различных модификаций состоит из следующих этапов.

    1. Приобретение нового насоса.
    2. Подготовка инструментов и рабочего места.
    3. Разборка узла и демонтаж старого насоса.
    4. Установка нового насоса и проверка его работоспособности.

    Указанная последовательность работ может изменяться. Если нет полной уверенности в выходе насоса из строя (возможно, тосол течёт из-за износа прокладки), покупать новую помпу следует только после демонтажа и диагностики старой.

    Выбор помпы

    Кроме штатного изделия от АвтоВАЗа, на автомобиль ВАЗ 2121 устанавливают насосы производства:

    • TZA;
    • Fenox;
    • Hepu;
    • Luzar.

    Для охлаждения двигателя полноприводного автомобиля крыльчатка нового образца более эффективна

    Перечисленные бренды предлагают насосы с пластиковой и чугунной крыльчаткой. Несмотря на предубеждение автолюбителей к пластиковым изделиям, лучше выбрать именно пластик — материал долговечен, лёгок и не поддаётся коррозии. Следует обращать внимание на размеры крыльчатки, чтобы не купить подделку или изделие старого образца, эффективность которых гораздо ниже.

    При покупке внимательно изучайте упаковку и товарные знаки, сделанные на элементах агрегата способом литья, тиснения либо лазерной гравировки. На бумажной пломбе, заклеивающей крышку упаковки, должен быть нанесён штрихкод и каталожный номер детали 2123–1307011–75.

    Оригинальную помпу можно отличить по меткам производителя на корпусе

    На автомобили ВАЗ 21213—21214 можно установить помпу с каталожным номером 2107–1307011–75 от классических моделей ВАЗ. Однако штатный насос «Нивы» имеет усиленную конструкцию, поэтому прослужит такая помпа заметно меньше, и ставить её можно лишь в крайних случаях.

    Если крыльчатка разбила или каким-либо другим образом повредила корпус, его тоже придётся заменить. В продаже имеются как отдельные помпы, так и в комплекте с корпусом. Насосы для карбюраторных и инжекторных вариантов двигателя абсолютно идентичны.

    Видео: выбор водяного насоса для ВАЗ 2121

    Необходимые инструменты

    Если под днищем автомобиля установлена металлическая защита двигателя, перекрывающая доступ к нижнему болту генератора, её придётся снимать. Для этого потребуется смотровая яма или эстакада. В противном случае до болта можно дотянуться и без ямы — благодаря высокому клиренсу автомобиля.

    Для снятия ремня генератора нужно ослабить гайку его крепления

    Для замены помпы ВАЗ 2121 потребуется:

    • плоская и крестообразная отвёртки;
    • монтировка с концом в виде лопатки;
    • стандартные наборы накидных ключей и головок с воротком, оснащённым трещоткой;
    • короткий шланг и ёмкость для слива антифриза (таз или пластиковая канистра с отрезанной боковиной);
    • ветошь, перчатки;
    • высокотемпературный герметик;
    • литровая ёмкость с антифризом антифриза.

    Для замены помпы потребуется стандартный набор инструментов, защитные перчатки и литровая канистра с антифризом

    При сливе антифриза из системы часть жидкости прольётся. Поэтому следует заблаговременно приобрести литровую ёмкость ОЖ для доливки.

    Порядок работ

    Если доступ к нижнему болту генератора закрыт защитой двигателя, её необходимо снять на эстакаде или смотровой яме. Затем следует ослабить гайку на болте крепления генератора, не откручивая её полностью. Кроме этого, на инжекторной модели ВАЗ 21214 нужно демонтировать воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра.

    На инжекторной модели ВАЗ 21214 демонтируется воздуховод, соединяющий ресивер с пластиковым коробом воздушного фильтра

    Слив антифриза

    Слив охлаждающей жидкости производится в следующем порядке.

      Поместите ёмкость под автомобиль напротив сливной пробки в виде болта, расположенного с левой стороны блока цилиндров рядом с датчиком давления масла.

    Для слива тосола из блока цилиндров выкручивается болт-пробка

    Открывается крышка на левой верхней части радиатора, и антифриз потечёт быстрее

    Чтобы вытащить помпу, не следует опорожнять всю систему — сливать тосол из блока, расширительного бачка и радиатора, разве что вы планируете заменить жидкость на новую. Важно понизить её уровень в водяной рубашке мотора ниже той высоты, где расположен насос.

    Демонтаж помпы

    Порядок действий при демонтаже помпы одинаков для всех модификаций «Нивы».

    1. При натянутом ремне ключом на 13 ослабьте три болта крепления шкива помпы.
    2. Ключом на 17 ослабьте гайку на натяжной скобе и подвиньте корпус генератора вправо, в сторону коленвала. Ослабленный ремень привода генератора легко снимется со шкивов.

    После откручивания фиксирующей гайки ослабленный ремень генератора легко снимается со шкивов

    Выкручиваются три болта, и шкив легко снимается

    Для снятия водяного насоса откручиваются четыре гайки крепления

    На моделях ВАЗ 2121 с гидроусилителем руля (ГУР) перед генераторным ремнём установлена ещё одна ремённая передача, вращающая вал гидронасоса. Замене помпы этот ремень не мешает, снимать его не нужно.

    Ременная передача гидронасоса не помешает поменять помпу на ВАЗ 21214

    Ветошью удалите с двигателя и кузова следы тосола. Коротким ножом или наждачной бумагой зачистите посадочный фланец корпуса.

    Установка новой помпы

    Новый водяной насос устанавливается в обратном порядке. При этом следует учесть ряд важных моментов.

      На фланцы детали и корпуса перед установкой нанесите высокотемпературный герметик. Помпу вставляйте таким образом, чтобы регулировочная скоба натяжения ремня оказалась справа (по ходу движения).

    Помпа устанавливается таким образом, чтобы шпилька для крепления скобы генератора находилась справа (по ходу движения)

    На карбюраторном двигателе трубка подключена к выпускному коллектору, на инжекторном — к дроссельной заслонке

    Одного литра заблаговременно приобретённого антифриза будет достаточно для компенсации потерь при сливе ОЖ. Не забудьте затянуть гайку на нижнем болте генератора и поставить воздуховод на инжекторной версии. Заведите двигатель, прогрейте его до 90°С и дождитесь включения вентилятора охлаждения. Это доказательство отсутствия в системе воздушных пробок.

    Видео: замена помпы

    Принудительное охлаждение двигателя

    Некоторые автовладельцы считают, что постоянный принудительный обдув двигателя ВАЗ 21214 механическим вентилятором лучше справляется с охлаждением, чем электронная система с датчиком температуры. Для этого на помпу устанавливается крыльчатка с шестью лопастями, как на старых моделях ВАЗ.

    Принудительное охлаждение обеспечивает механический вентилятор, прикреплённый к помпе

    Монтаж механического вентилятора производится следующим образом.

    1. Отсоедините разъём питания электровентилятора. Ключом на 10 открутите болты и снимите вентилятор с радиатора вместе с диффузором.
    2. Снимите ремень привода генератора и шкив помпы.
    3. Три коротких болта крепления шкива замените на длинные, накрутив проставочные гайки. Этими болтами закрепите крыльчатку вместе со шкивом на валу помпы.

    Крыльчатка крепится длинными болтами через проставки в виде гаек или пластин

    Подкладочные гайки ставятся для того, чтобы лопасти нового вентилятора не касались шкива ГУР на коленчатом валу. Если толщины гаек недостаточно, можно подложить металлическую пластину или обработать каждую лопасть напильником.

    Если лопасти задевают шкив, их необходимо подрезать

    Вентилятор на помпе — не самое лучшее решение, хотя в определённых условиях эксплуатации может оказаться полезным. Причина — нагрузка на подшипники насоса, ведущая к ускоренному износу. В обычном режиме агрегат служит 40—60 тыс. км, а с крыльчаткой данный пробег может существенно сократиться.

    Самостоятельная замена помпы на внедорожнике ВАЗ 2121 «Нива» не представляет большой сложности. Так как с неисправной системой охлаждения ездить недопустимо, насос следует менять на ранней стадии износа. Для полноприводного автомобиля это особенно актуально — даже мелкая неполадка может вызвать быстрый рост температуры двигателя.

    Инструкция по замене помпы на ВАЗ 2121

    Довольно частой выходит из строя водяной насос, этот агрегат представляет собой важный элемент охладительной системы и служит для регуляции температуры топлива и внутренних узлов.

    Когда в машине ломается помпа, происходит утечка тосола, может перегреться мотор.

    Изделие состоит из двух основных элементов – крыльчатки и корпуса, и выход из строя может затронуть любой из них.

    Как проверить помпу на исправность

    Чтобы понять, действительно ли поломка относится к водяному насосу, проведем следующие действия:

    • проверка шкива на наличие люфта. Достаточно покачать его из стороны в сторону: сильное отклонение свидетельствует о наличии проблем с помпой;
    • осмотр дренажного отверстия. Если мы посмотрим на срез, при поломке насоса увидим капли тосола по краям или сильную протечку. Такой симптом чаще говорит о повреждении корпуса помпы;
    • проверка состояния натяжных роликов в системе ГРМ. При наличии затруднения движения подшипников можно говорить о неисправности насоса;
    • если пострадала дополнительная помпа Нивы, сигналом неисправности могут выступать проблемы с электроприводом элемента.

    Как выбрать помпу для Нивы

    Водяные насосы выпускаются для разных модификаций этого автомобиля; так, помпа 21230-1307011-82 подходит на все виды, однако в некоторых случаях используется модель на 2107 с более широкой крыльчаткой.

    При покупке важно следить, чтобы корпус подходил к крыльчатке, иначе установить элемент получится с трудом. Чтобы не ошибиться, можно купить изделие в сборе.

    Если мотор Нивы инжекторный, классическая помпа может не справиться с высокой температурой, деталь придется менять раньше. Рекомендуем обратить внимание на разновидности запчасти:

    • стандартная помпа с пластиковой крыльчаткой; лопасти расположены ниже, имеют более вытянутую форму;
    • насос нового образца, оснащенный пластиковой крыльчаткой с удлиненными лопастями;
    • помпа HEPU, имеющая более прочную чугунную крыльчатку.

    Последний вариант мы считаем более надежным из-за материала: крыльчатки из пластика повреждаются чаще, оплавляясь от воздействия высокой температуры, из-за деформации способны срываться с оси, что приводит к заклиниванию.

    С другой стороны, помпы с пластиковым вентилятором более доступны в продаже, цена деталей ниже.

    Необходимый инструмент

    Проводя ремонт с заменой данного элемента самостоятельно, обзаведемся следующим набором инструментов:

    • торцевые головки; понадобится инструмент размером на 10 и на 13;
    • вороток;
    • трещотка;
    • удлинители;
    • крестовая отвертка.

    Последовательность замены

    Предварительно снимаем генератор: после демонтажа помпы польется тосол, и жидкость попадает прямо в эту деталь, что приведет к повреждению и необходимости замены/прочистки.

    Сам вентилятор на Ниве расположен неудобно, для демонтажа подводим трещотку между фланцем и самим радиатором. Потребуется отвернуть болты, которыми фиксируется трубка для подведения охлаждающей жидкости, после чего мы отводим ее назад.

    Ни в коем случае не дергайте изделие: данный элемент довольно легко повредить.


    Затем мы отвинчиваем болт, которым насос фиксируется в верхней части. Для этого также применяем трещотку.

    Еще два болта располагаются внизу, их тоже откручивают ключом на 13.

    После этого используем крестовую отвертку: потребуется ослабить хомутовое крепление патрубка, подведенного от термостата, и снять шланг.

    После снятия патрубков обнаруживаем, какого рода поломка случилась с деталью. Чаще выходит из строя крыльчатка, но также может оказаться пробит корпус устройства.

    В последнем случае мы увидим, как через образовавшуюся трещину подтекает тосол; если отверстие большое, через него могут посыпаться шарики из поврежденного подшипника.

    Отметим также, что прокладку, устанавливаемую между корпусом и блоком насоса, требуется покупать отдельно: ее может не быть в комплекте. Чаще всего уплотнительная прокладка также требует замены, начиная протекать.

    Сборку и установку производим в обратном порядке, генератор устанавливаем самым последним, т.е. по окончании соединения патрубков и заправки системы жидкостью для охлаждения.

    Перед заливанием тосола потребуется убрать патрубок с карбюратора: если не сделать это, тосол не сможет заливаться в систему, поскольку ему некуда будет поступать.

    После замены и фиксации болтов заводим машину, давая двигателю прогреться, спустя минуту выключаем и проверяем, нет ли течи в месте установки нового элемента. Если деталь поставлена правильно, следов тосола быть не должно.

    Процедура замены требует примерно 20 минут, при отсутствии опыта вы справитесь за 30-40 минут. Стоимость помпы зависит от разновидности и магазина, где вы будете брать деталь: расценки варьируются в среднем от 1100 до 1500 рублей.

    Полезное видео про замену и выбор помпы

    Инструкция по замене помпы на Ниве Шевроле, советы по диагностике и выбору запчастей

    Инструкция по замене прокладки клапанов

    Все о расширительном бачке Нивы Шевроле: назначение, неисправности, аналоги и инструкция по замене

    Самостоятельная замена помпы на классических моделях автомобилей ВАЗ

    Классические модели автомобилей ВАЗ отличаются простой конструкцией, что позволяет автовладельцам проводить большинство ремонтов самостоятельно. Диагностика и замена механического насоса охлаждающей жидкости также довольно просты, и могут быть выполнены своими руками.

    Назначение и расположение водяного насоса

    Водяной насос (помпа) предназначен для циркуляции антифриза в системе охлаждения двигателя в принудительном режиме. Таким образом охлаждаются наиболее нагретые части двигателя — цилиндры, поршни и камеры сгорания. Горячий антифриз поступает в радиатор, где охлаждается встречным потоком воздуха.

    Без водяного насоса охлаждающая жидкость не может циркулировать в каналах и магистралях. Поэтому при эксплуатации автомобиля с поврежденным насосом двигатель быстро перегревается и выходит из строя, а следовательно, требует дорогостоящего ремонта.

    Конструкция водяного насоса довольно проста. На валу, встроенном в корпус со встроенным фланцем, с одной стороны находится рабочее колесо, а с другой — ступица ведущего шкива. Вращение вала обеспечивается парой подшипников, а уплотнение корпуса — внутренним сальником.

    Некоторые производители дополнительно оснащают насос смазочным ниппелем — насадкой для нагнетания смазки в подшипник.

    В классических моделях ВАЗ водяной насос устанавливается на передней части двигателя и прикручивается не непосредственно к блоку цилиндров, а к отдельному корпусу.

    Вал насоса и рабочее колесо приводятся в движение серповидным ремнем, идущим от шкива коленчатого вала к генератору. Устройство и принцип действия этого агрегата одинаковы для карбюраторных двигателей классических моделей ВАЗ и для двигателей с впрыском топлива.

    Диагностика неисправностей

    Для водяных насосов на классических моделях ВАЗ характерны следующие поломки:

    • износ подшипников и возникающий люфт вала;
    • Утечка ртути через сальник;
    • Вал перекос и заклинило.

    Почти все отказы насосов происходят из-за износа подшипников. Насос работает нормально с небольшим износом и зазором вала. По мере увеличения зазора в корзинах подшипников уплотнение начинает протекать антифризом, а с места установки насоса при работающем двигателе можно услышать неестественные шумы — шумы или потрескивания. В результате вал наклоняется. Возможны три сценария дальнейшего развития.

    • Подшипник заедает, и ремень соскальзывает со шкивов. Двигатель продолжает работать, но на приборной панели горит красный индикатор разряда аккумулятора, и температура охлаждающей жидкости быстро повышается до максимальной.
    • При заедании подшипника вал распадается на две части. Как и в первом случае, лампа разряда аккумуляторной батареи загорается при работающем двигателе и максимальной температуре охлаждающей жидкости.
    • Из-за перекоса вала вращающееся рабочее колесо пробивает отверстие в стенке корпуса насоса, через которое вся охлаждающая жидкость выходит за секунды, и двигатель сразу же перегревается. В этом случае потребуется замена не только насоса, но и корпуса, в котором рабочее колесо пробило стенку.

    В отличие от переднеприводных моделей ВАЗ, где помпа спрятана под крышкой ГРМ, в «классике» она на виду. Это позволяет избежать неприятных последствий. Необходимо лишь периодически проверять насос следующим образом.

    • Запускаем двигатель, открываем капот и слушаем. Если вы слышите подозрительные шумы в передней части двигателя, нажмите педаль акселератора вручную.и увеличивайте количество оборотов до тех пор, пока не станет отчетливо слышен гул.
    • Тщательно осмотрите переднюю часть двигателя на предмет утечки охлаждающей жидкости.
    • Если вы обнаружите утечку антифриза, возьмитесь за шкив насоса рукой и переместите его вдоль оси вала, чтобы обнаружить люфт.
    • Если вы чувствуете небольшой люфт или сомневаетесь в диагностике натянутого ремня, открутите гайку крепления генератора на регулировочном кронштейне и ослабьте ремень. Затем снова покачайте шкив помпы.

    Ввиду приличного возраста оригинальные запчасти для этих автомобилей завод уже не выпускает. Серийно доступные запчасти редко служат более 50 000 км. Помните об этом номере при техническом обслуживании автомобиля, чтобы вовремя обнаружить неисправность.

    Если вы обнаружите небольшой люфт, не начинайте сразу замену водяного насоса. Он еще будет «жить» на 3-5 тысяч. км пробег. Однако за ее состоянием придется постоянно следить и заранее заказывать новый насос.

    Если наблюдаются протечки на землю, заметен люфт в валу, и вы слышите дребезжащие звуки во время работы, насос следует немедленно заменить на новый.

    Замена водяного насоса

    Работа по сборке нового насоса на классической модели ВАЗ состоит из нескольких этапов.

    • Подбор и покупка новой детали.
    • Подготовка инструментов и рабочего места.
    • Демонтаж старого насоса и определение возможности его ремонта.
    • Установка нового насоса и проверка его работы.

    Покупка нового насоса имеет смысл только в том случае, если вы уверены, что старый насос неисправен или его срок службы подходит к концу. Если рядом есть автомагазин, при разборке можно купить помпу.

    Выбор новой помпы

    Насосы с символом 2101, устанавливаемые на классические модели ВАЗ первой серии, в настоящее время не производятся. Подходят насосы (номера деталей 2107-1307011-75 и 2123-1307011-75) с увеличенным рабочим колесом и усиленной конструкцией. Прежде всего, они были произведены для «Нивы». Эти насосы немного дороже обычных. Так что проблем с правильным подбором нового насоса возникнуть не должно.

    На силовых агрегатах ВАЗ 2101-07, оснащенных инжектором или карбюратором, используются насосы такой же конструкции и типоразмера.

    Среди автовладельцев наибольшей популярностью пользуются насосы следующих производителей:

    • Luzar;
    • Hepu;
    • TZA;
    • «Фенокс».

    Имеющиеся в продаже насосы с рабочими колесами из пластика, чугуна и стали. Насосы с пластиковыми рабочими колесами, оснащенными продолговатыми и выдавленными лопатками, зарекомендовали себя безупречно. Чугунные детали менее эффективны при перекачивании жидкостей, в то время как стальные детали подвержены коррозии и с большей вероятностью могут оказаться подделками.

    Водяные насосы продаются в комплекте корпусов или по отдельности. Ваш выбор зависит от целостности корпуса — если он поврежден или корродирован изнутри старым ротором, приобретайте изделие целиком. Когда корпус цел, нужно только купить передаточную часть.

    Подготовка инструмента и рабочего места

    Для замены водяного насоса на классической модели ВАЗ понадобится ровный, освещенный участок или теплый гараж (в холодное время года). Поскольку все работы ведутся из-под капота, канал наблюдения не нужен.

    Вам потребуются следующие инструменты:

    • набор торцевых ключей и головок;
    • отвертка плоская;лома;
    • Перчатки из материала и тряпки.
    • Кроме того, необходимы высокотемпературный герметик и 1 литр охлаждающей жидкости для повторного заполнения. Чтобы заподернуть охлаждающую жидкость, приготовьте контейнер емкостью 10 литров с широкой шеей (пластиковый контейнер или отрезать с боковой части канистды) и счетчика растяжения обычного шланга.

    Чтобы избежать ожогов, все работы должны быть выполнены на холодном двигателе

    Чтобы удалить насос в классических моделях VAZ, вам не нужно вращать коленчатый вал, выровнять маркеры сходимости или разбирать привод передач, как это в корпусе на передних транспортных средствах. Просто приверните свою машину на равной платформе и обездвижите ее ручным тормозом.

    Демонтаж помпы

    Слейте безработные жидкости в следующем порядке:

    Откройте маску и на стороне сливной пробки. Поместите контейнер с бесперебойной жидкостью под автомобилем. Внутренний винт расположен на блоке цилиндра слева (в направлении перемещения) под третьей свечей зажигания. Сливный винт расположен рядом с индикатором давления масла.

    • Открутите винт гайкой с помощью клавиши 13 мм и поместите шланг одним концом в контейнере. Снимите винт до конца вручную и отсоедините его в сторону, немедленно размещайте шланг на отверстии.
    • Другая рука медленно открывает верхнюю вилку радиатора. Во время истощения разборки жидкости откройте вилку радиатора, чтобы позволить воздуху.
    • Когда разборка жидкости начинает запускать тонкую тропи на боковой стенке блока, прикрутите винт пробки и затяните его ключом.

    Во время демонтажа насоса нет необходимости сливать всю охлаждающую жидкость. Нужно только уменьшить свой уровень ниже места установки насоса. Однако не рекомендуется резать интенсивный поток, потому что в этом случае много горячей воды проигрывает.

    Чтобы заполнить свежепринесенную жидкость с свежим воздухом и каналом, отсоедините тонкие ветви нагрева коллектора (в карбюрарной версии двигателя). В двигателе с инжекторами кабель подключается к блоку дроссельной заслонки.

    Диск генератора необходим для дальнейшей работы. Для этого плоский ключ 17 откручивают крепежную гайку натяжителя (расположен в верхней части совокупного крепежного кронштейна) и подтолкните корпус генератора в направлении коленчатого вала с помощью вала. Для более легкого доступа к гайке вы можете отключить и удалить аккумулятор.

    Диск генератора необходим для дальнейшей работы. Для этого открутите крепежный гайку ключом 17 (расположен в верхней части монтажной кронштейны) и переместите корпус генератора в направлении коленчатого вала с помощью вала. Вы можете отключить и удалить аккумулятор, чтобы получить легкий доступ к гайке.

    Когда ремень свободен, удалите его из шкивов и продолжайте разборку.

    • С тяжелой отверткой на вал насоса ослабьте и открутите три винта, которые защищают шкив с помощью 10-точечной отвертки. Снимите шкив и отложите в сторону. Водяной насосный шкив представляет собой отвертку, открученный и удален.
    • Открутите гайку, которая защищает скобу регулировки генератора, используя отвертку до 17.
    • Используя клавишу 13 мм, открутите четыре гайки, которые защищают фланец насоса к корпусу.
    • Тщательно откройте фланец насоса с отверткой и удалите его.
    • Очистите старую прокладку и остаток герметика с поверхности корпуса насоса и снимите любые жидкие остатки. Используйте небольшое зеркало, чтобы проверить состояние корпуса изнутри.
    • Оцените состояние удаленного насоса. Если утечки Desalina, и ролик немного свободно, вы можете это исправить.

    Установка помпы

    Перед установкой нового насоса проверьте, как он соответствует старому корпусу. Для этого вставьте насос прокладкой в ​​слот до остановки и поверните конец вала. Если ротор протирает на стену корпуса, у вас, вероятно, есть подделка.

    Обратный порядок сборки нового насоса.

    • Примените жилищные фланцы и прокладки.
    • Установите насос в правильном положении — болты, которые защищают кронштейн генератора, должныбыть с левой стороны.
    • Затяните все крепежные болты в обратном порядке. Закрепите шкив.
    • Установите ремень привода генератора и натяните его, прижав лом к ​​корпусу электрического блока. Затяните зажимную гайку. Ремень генератора устанавливается и натягивается на заключительном этапе сборки.

    Перед заливкой старую жидкость лучше профильтровать через мелкую латунную сетку. Вылейте жидкость осторожно, чтобы на дне емкости не образовался осадок.

    Сначала залейте в систему свежий антифриз через заливную горловину радиатора. Медленно доливайте антифриз, наблюдая за трубкой, снятой с блока подогрева коллектора (в инжекторном двигателе — дроссельная заслонка). Как только жидкость потечет из трубки, сразу наденьте на разъем колпачок и закрепите зажимом. Осторожно залейте оставшуюся охлаждающую жидкость в расширительный бачок до нужного уровня (между отметками Min и Max).

    По окончании работы закройте крышки радиатора и бачка и запустите двигатель. После прогрева до 80-90 ° C проверьте переднюю часть двигателя на герметичность и дождитесь включения охлаждающего вентилятора. Это означает, что в шлангах нет воздушных карманов, а значит, система охлаждения работает нормально.

    Ремонт водяного насоса

    Если старый корпус насоса цел, его можно отремонтировать — заменить вал на подшипники и сальник, имеющиеся в продаже. Для этого специальным съемником выдавите крыльчатку, а затем вытащите вал. Такая операция может сэкономить до 60% стоимости нового насоса и может быть проведена самостоятельно.

    Самостоятельная замена помпы в системе охлаждения классических моделей ВАЗ не так уж и сложна. Используя стандартный набор инструментов и внимательно следуя инструкциям, вы сможете сделать это без посторонней помощи.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: