Замена рулевой рейки ваз 2109 – пошаговая инструкция

Замена рулевой рейки на ВАЗ-2109

  • 48
  • 1
  • 76k
  • 86
  • 6
  • 158k

В данном фотоотчёте подробно показано как заменить рулевую рейку на автомобиле ВАЗ 2109 и 21099. Симптомы, которые указывают на неисправную рулевую рейку, бывают разные.

Проверить рулевую рейку можно так: выставите колёса в нейтральное положение, затем, если после резкого поворота руля в левую или правую сторону слышен стук или потрескивание в районе рулевой рейки, значит пришло время замены. Также можно попробовать затянуть потуже гайку рулевой рейки, хотя помогает не всегда, к тому же это может привести к увеличению сопротивления при повороте руля.

Или же попробовать отремонтировать рулевую рейку, но для этого нужны навыки в проведении подобной процедуры, и кому интересно, как раз можно потренироваться на старой снятой.

Необходимые инструменты это: съёмник рулевой тяги, WD-40, пара плоских отвёрток и самый обычный набор гаечных ключей.

Если вы дополнительно заменили и рулевые тяги, то не забудьте сделать развал схождения.

Какую рулевую рейку ставить на ВАЗ 2109, когда производить замену?

Оригинальный номер рулевой рейки 21080-3400012-10, средняя цена 3462 руб.

  • Trialli CR 108 — 2451 руб.
  • Pilenga SR-P 1141 — 2436 руб.
  • BM SR 2108 — 2887 руб.

Периодичность замены — проверка на каждом плановом ТО. Средний срок эксплуатации — свыше 100 тыс.км.

Прежде всего приподнимаем переднюю часть автомобиля, чтобы достичь полного вывеса обоих передних колес. Под задние колеса следует подложить противоскатные бруски.

Снимаем передние колеса. Заодно проверяем состояние пыльников на рулевых пальцах.

Теперь необходимо получить доступ к креплению рулевой рейки. Необходимо отсоединить адсорбер газов, а также сирену сигнализации, если она имеется и установлена именно в этом месте. Снимаем с адсорбера клему с проводами, и насколько позволяют шланги, отводим их в сторону.

После снятия этих узлов, доступ к креплению рулевой рейки свободен.

В случае установки б/у-шной рулевой рейки, стоит обратить внимание на состояние пыльника чехла и сайлентблоков рулевых тяг.

Теперь выставляем руль в нейтральное положение (когда колеса смотрят прямо). При помощи накидного ключа, либо головкой к карданным шарниром выкручиваем болт из шлицевого соединения, который находится около педального узла.

Очищаем от грязи узел крепления рулевой тяги к стойкам подвески автомобиля.

После того, как узлы креплений очищены, используя пассатижи вытаскиваем стопорный шплинт из соединения.

Откручиваем гайку рулевого наконечника.

Далее устанавливаем съемник.

Затягивая гайку съемника и аккуратно постукивая снизу по съемнику молотком до тех пор, пока пальца рулевого наконечника не выйдут из конусного соединения.

Теперь, вернувшись под капот, необходимо открутить гайки на рулевой рейке.

При помощи отвертки сдергиваем рулевую рейку с креплений.

Вытаскиваем ее через окно в нише колеса.

Приступаем к установке рулевой рейки. Для того, чтобы поймать необходимое среднее положение рулевой рейки, необходимо сначала установить рулевые пальцы в стойках, после чего в салоне устанавливаем вал на шлицы. Рулевой вал в салоне имеет свободных ход, благодаря чему можно легко установить его в необходимом положении. Будьте внимательны, в рулевой рейке есть выточка под болт хомута, и необходимо установить ее так, чтобы хомут оказался напротив выточки, это позволит без лишних усилий установить болт назад.

Теперь выполняем сборку всего рулевого узла в обратно последовательности.

Замена рулевой рейки ВАЗ 2113-2115(2108-21099)

Всем доброго времени суток!
Попробую описать как я менял рулевую рейку на своей ВАЗ 2115, может кому нибудь даст ответы на вопросы о замене рулевой рейки.

Читайте также:
Замена рулевой рейки lada 21108 (ваз 21108) пошагово

После 105тыс.км. пробега, рулевой рейки потихонечку пришёл трындец, начала постукивать на гравии, пока было время и средства решил с этим не затягивать и заменить её.Рем.комплект покупать было бессмысленно, так как его хватает не надолго!Не раз проверено на опыте моего отца, поэтому решил не повторять его ошибки.
Поехал в магазин за рейкой и купил себе Тольяттинскую рейку с рулевыми тягами.

Внимательно проверьте рейку в магазине!на наличие заводских наклеек, номеров, серий детали, наличие пломбы на гайке.

И так по порядку:
Желательно позвать помощника, особенно если вы делаете это в первый раз.

1) Ставим тачку на “маслы”, с этим лучше не торопится, убедитесь что автомобиль имеет надежную опору, не соскочит когда вы будите откручивать гайки, усилий придется приложить много.
2) Снимаем оба колеса.

3) Из салона откручиваем стопорный болт рулевого кардана.и отверткой в указанном месте разжимаем скобу.тут без фанатизма.

4) Идем под капот и для удобства доступа к рулевой рейки откручиваем абсорбер, убираем его в сторону.

5) Расшплинтовываем гайку наконечника, и выбиваем наконечник от стойки, конечно нужно иметь специальный съемник, но я такими вещами не пользуюсь, привык сподручным способом, быстро и легко.

берем лом, вставляем его в распор, бьем по сошке стойки и наконечник вылетает!при определенной сноровки, данная процедура производится быстро. Не в коем случае не бить по пальцу наконечника! Вы повредите резьбу! А если соберетесь ставить новые то можно)!

6) Отворачиваем гайки крепления рулевой рейки, предварительно побрызгав вдешкой или жидким ключом(на любителя) и вынимаем рейку через правую(пассажирскую) сторону!

7) Сняв рейку с наконечниками, откручиваем их и считаем количество витков, для того что бы хоть как то выставить схождение и доехать до ближайшего сервиса!
8) берем новую рейку и вскрываем боковые заглушки, набиваем туда побольше литола(или другую альтернативную смазгу) так как там её не достаточно! Ходят слухи что этого делать не нужно, ну конечно, на сухую всё лучше трется;)

9) Тут начинается самое веселое!затаскиваем рейку обратно, наживляем с правой стороны крепления рейки, зовем помощника и пытаемся попасть в шлицы рулевого карданчика. Будьте внимательны, на рейке есть проточка, для стопорного болта, её нужно правильно состыковать с хомутом, иначе болт не залезет. Для облегчения можно забить зубило в хомут, тем самым разжав его, так шлицам будет легче войти, а потом в обратном порядке затягиваем все гайки и в путь до сервиса на развалсхождение

Ну вроде ничего не забыл!
Если возникнут вопросы, пишите!
Спасибо за внимание!
Удачи Вам в ремонте своих любимых машинок!)

Замена рулевой рейки на ВАЗ 2109

При выходе из строя рулевой рейки, ничего хорошего с вашим автомобилем не произойдет. Потому желательно сразу при появлении первых признаков неисправности приняться за замену агрегата.

Внешний вид узла

Признаки поломки

Изучив признаки появления неисправностей в конструкции рулевой рейки, вы сможете своевременно определить поломку и предпринять соответствующие действия по ее устранению.

Представленные ниже признаки неисправности могут указывать не только на поврежденную рейку, но также и на проблемы с рулевой колонкой, шаровыми опорами или тягами. Потому будьте внимательны.

Читайте также:
Замена термостата lada 2109i (ваз 2109i) фото

Признак неисправности

Особенности

Увеличивается свободный ход руля

Это говорит о том, что износился зубчатый сектор из-за попавшей в него грязи, пыли. Либо увеличился зазор между упорами рейки и самой рейкой. Потому зацепление рейки с шестерней уменьшается. Плюс подобный признак может указывать на износ сайлентблоков тяг или слабое крепление опор в поворотном кулаке

Шумит или стучит около рулевого узла

Вероятнее всего, образовался зазор между рейкой и упором, либо износились пластиковые втулки. Стук — это также признак износа тяговых сайлентблоков, шаровых опор или ослабления фиксации вала шестерни к валу колонки

Туго вращается руль

Тут можно говорить о вероятном повреждении втулки рулевой рейки, нарушении целостности подшипника вала шестерни. Но исключать поломку шаровой опоры, либо подшипников стойки также не стоит.

Определив наличие признаков неисправностей, важно понять, что же именно стало причиной их появления.

Схема узла

Подготовка к ремонту

Поскольку речь идет о вмешательстве в рулевую систему, подвеску, подготовке должно быть уделено особое внимание.

  1. Если у вас будет подъемник или смотровая яма, выполнить операции вам удастся намного быстрее и проще, что самое главное.
  2. Обязательно обзаведитесь набором головок и накидных ключей. Без них работать крайне проблематично. Помимо ключей, вам потребуются кусачки, плоскогубцы, молоток, плоская отвертка и съемник для рулевых наконечников.
  3. Чтобы снять все крепежи, затянутые достаточно давно, точно не помешает баллончик с WD40. Он снимает окисления с гаек, удаляет ржавчину. Помимо всемогущего средства WD40, купите графитную смазку или солидол. Обработав ими крепежные элементы, вам удастся намного проще снять их в будущем.
  4. Наличие ветоши, щетки по металлу, свежего бензина или растворителя только приветствуется.
  5. Попросите своего товарища помочь в работе. В четыре руки поменять рулевые намного проще.

Непременно снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи, дабы обесточить автомобиль. Короткие замыкание и перегорание проводки нам не нужно.

Ремкомплект

Вывешиваем ось

Чтобы безопасно и самостоятельно поменять рулевую рейку в условиях вашего собственного гаража, крайне необходимо грамотно и надежно вывесить переднюю ось автомобиля.

Порой этому вопросу не уделяют должного внимания, в результате чего автомобиль падает, это приводит в лучшем случае к повреждению элементов машины, а в худшем — к травмам самого ремонтирующего.

Дабы все сделать в соответствии с нормами безопасности, вам необходимо:

  • Установить свой ВАЗ 2109 на ровную площадку. Обычно пол в гаражах достаточно ровный;
  • Под задние колеса установите противокаты, башмаки, бруски или другие подобные средства. Каждое колесо заблокируйте спереди и сзади;
  • Вытяните до упора ручной тормоз, чтобы застопорить колеса. Только прежде убедитесь, что ручник работает;
  • Руль установите в нейтральном положении;
  • Немного ослабьте затяжение крепежей на колесах;
  • Переднюю часть автомобиля нужно поднять. Тут лучше использовать сразу два надежных домкрата;
  • Около домкратов дополнительно поставьте металлические упоры, которые регулируются. Если специальных приспособлений нет, подойдет обычная колодка из дерева, доски или какой-то пень. Главное, чтобы при контактах с корпусом, когда вы его будете дергать, толкать, автомобиль не опрокинулся;
  • Снимите полностью передние колеса и приступайте к замене рулевых реек.

Оптимальные условия для работы

Демонтаж

Прежде чем поставить новую рулевую рейку, необходимо избавиться от старой. Для этого:

  1. Доберитесь до места крепления рейки в подкапотном пространстве. Для этого вам вероятно придется снять сигнализацию и адсорбер газов, заодно демонтировав шланги.
  2. Отсоедините рейку от вала рулевой колонки. Перед этим снимается пластиковый кожух, закрывающий путь к шлицевым соединениям. Вал рейки освобождается путем откручивания одного болта.
  3. Далее снимаем рулевые наконечники с рычагов. Тут спешка вам может существенно повредить. Постепенно обработайте щеткой по металлу резьбовые соединения, палец наконечника и крепежную гайку. Затем нанесите на эти участки WD40. Дайте средству немного времени, чтобы вступить в реакцию. Затем можно плоскогубцами и отверткой извлечь шплинт из соединения. Как только растворитель подействует, гайки должны откручиваться без особых усилий.
  4. Если наконечник находится в нормальном состоянии, снимать с рычага стойки данный элемент рекомендуется съемником. Более варварский метод может привести к повреждению, потому придется менять и наконечники.
  5. Крепежи рейки открутите с помощью ключей. Их лучше заранее также обработать ВД40.
  6. Открутив гайки, подденьте рулевую рейку плоской отверткой, снимите ее со шпилек.
  7. Позовите напарника, чтобы совместными усилиями извлечь элемент через проем в колесной арке.
Читайте также:
Замена рулевой тяги, наружного наконечника рулевой тяги и защитного чехла шарового шарнира - рулевая трапеция - руководство по ремонту ваз 2110, 2112, 2111 (лада 110)

Демонтажно-восстановительные работы

Сборка нового узла

Поскольку рейку извлекали вместе с тягами и наконечниками, перед процессом обратной сборки следует собрать конструкцию из новых деталей.

  • Внимательно изучите состояние пыльника. Если защитный чехол имеет следы трещин, дефектов и прочих повреждений, пыльник подлежит замене;
  • Чтобы заменить тяги или пыльник, открутите пару крепежных болтов, предварительно отогнув стопорную пластину отверткой или зубилом;
  • Далее кусачками удалите хомуты, которыми держится пыльник;
  • Снимите резиновую опору, распорное кольцо и демонтируйте поврежденный пыльник;
  • Новые элементы устанавливаются в обратной последовательности.

Подготовка к сборке

Установка

Обратная сборка узла с уже новой рулевой рейкой выглядит так:

  1. Зачистите посадочное место, обработайте резьбовое соединение графитной смазкой или солидолом.
  2. С помощью напарника вставьте рейку в подкапотное пространство. Вращая рейку вдоль оси, вы сможете обогнуть все встречающиеся на пути препятствия.
  3. Когда вы насадите механизм на шпильки, наденьте хомуты и наживите крепежные гайки вместе с новыми шайбами.
  4. Не давайте помощнику уходить далеко, поскольку без второй пары рук вы не справитесь со следующим этапом. Один должен направить вал рейки в салон, а второй — соединить вал с крестовиной колонки. Следите за лыской на валу, дабы она совпала с отверстиями на муфте. Так вы сможете без проблем закрепить болт. После этого зажмите и установите пластиковую обшивку колонки.
  5. Закрутите гайки, крепящие рулевую рейку в подкапотном пространстве.
  6. Соедините рулевые наконечники с рычагом стойки и затяните соответствующие крепежные гайки.
  7. Не забудьте в обязательном порядке обработать резьбовое соединение с помощью графитовой смазки или обычного солидола.

По завершению замены рулевой рейки обязательно проверьте результат ремонта в движении. Для этого достаточно выехать на дорогу и посмотреть, как будет вести себя автомобиль с новыми рейками.

Самостоятельная замена рулевой рейки ВАЗ-2109

Эксплуатация автомобиля в экстремальной среде или на не попадающих под приемлемые нормы покрытиях способствует быстрому расшатыванию рулевой рейки. Особенно это касается моделей ВАЗ серий 2108-2109. Потому деталь приходится периодически поправлять – подтягивать. Когда это уже не помогает нужно выполнить ремонт или полностью заменить рейку. Далее мы расскажем вам в подробностях, как происходит замена рулевой рейки ВАЗ-2109.

Для проведения ремонтных работ вам понадобятся:

  • молоток;
  • монтировка;
  • удлинитель;
  • торцевые головки на 10, 13, 22;
  • трещоточные рукоятки;
  • воротки.

Подготовив все необходимое, запаситесь дополнительно свободным временем и желанием сделать все как нужно, а не спустя рукава, чтобы потом пришлось переделывать или отправлять машину в СТО.

Читайте также:
Замена подшипника задней ступицы ваз 2114

Пошаговая инструкция по снятию и установке рулевой рейки ВАЗ-2109

Последовательность действий:

  1. Прежде всего, необходимо снять защиту. Для этого понадобится открутить крепежные гайки, которые есть на ней сверху и снизу.
  2. Снимите протекторный элемент полностью, иначе он будет мешать вам в дальнейшей работе.
  3. Чтобы избавиться от рулевых тяг, открутите пару болтов по центру рейки. Только после этого вы сможете без помех выполнить отсоединение.
  4. Хомуты всех реек крепятся гайками с обеих сторон – их тоже нужно открутить. После этого получится отвести элемент в сторону.
  5. Чтобы полностью снять деталь, понадобится избавиться от стяжного болта, который расположен со стороны салона, в самом низу рулевого вала.
  6. Легко снять рейку у вас вряд ли получится – придется срывать ее с вала. Если не получается, подденьте ее монтировкой снаружи.

Если деталь подлежит ремонту, выполните все необходимое для этого. В случае необходимости замены понадобится покупать новую рейку. В среднем новая рулевая рейка стоит от 1 500 до 2 200 руб. Цена зависит от места покупки и производителя механизма. Установка отремонтированного или нового элемента происходит в обратной последовательности демонтажным работам.

Можно починить рейку, заменив ее некоторые износившиеся элементы.

Советы по замене старых деталей рейки

  1. На новую опорную пластину надеваются демпфирующие кольца, чтобы тонкие края резиновых элементов были посреди выреза пластины. После покупки ремкомплекта для рулевой рейки вы найдете в нем две нужные резинки для этой цели.
  2. Выступы втулки помогут правильно установить ее на место, после чего нужно аккуратно с помощью лезвия избавиться от тонких резинок.
  3. Опорное кольцо с вала шестерни снимается специальными щипцами, а потом демонтируется подшипник.
  4. Не забудьте промыть картер рулевого механизма, чтобы потом вставить новенький игольчатый подшипник.

Замена пыльника рулевой рейки ВАЗ 27.04.17

Задача пыльника – предотвращать попадание пыли, жидкости или любой другой грязи к основному механизму, из-за чего тот может выйти из строя. По мере службы этот элемент, как и любой другой, может износиться.

Процесс снятия пыльника без демонтажа рейки:

  • избавьте карбюратор (инжектор) от воздушного фильтра;
  • снимите резиновый патрубок, который расположен над рейкой, выполняющий функцию слива дождевой воды;
  • открутите протектор рейки;
  • избавьтесь от рулевых тяг;
  • освободите хомут рейки от кузова;
  • откусите инструментом стяжки чехла и снимите его;
  • очистите поверхность рейки и смажьте ее ШРУСом или обычной графиткой;
  • перед монтажом нового элемента его необходимо тщательно смазать, так как его средняя часть задействуется во время движения автомобиля;
  • надев пыльник, убедитесь, что он легко скользит;
  • вставьте тяги и наживите болты;
  • зажмите хомуты на месте и стяжки на краях новой детали;
  • выполните остальные манипуляции, которые производили для предоставления доступа к пыльнику в обратном порядке.

Выполнять работу нужно без балансировки, но если вы вращали руль, понадобится выставлять подвижную часть рейки в нужное положение.

Ремонт и замена рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 21099

Не всегда появление неполадок в функционале говорит о том, что нужна замена, часто достаточно сделать ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109 и 21099 своими руками. Эти модели автомобилей комплектуются механизмом довольно простой конструкции.

Основные признаки неисправности механизма:

  • стук;
  • люфт;
  • загрязнение и поломка уплотнителей;
  • тугой поворот руля;
  • утечка смазки;
  • гул в гидроусилителе.
Читайте также:
Замена термостата lada 2108 (ваз 2108) фото

Часто точно определить дефект можно только при полной разборке устройства. Чтобы работы выполнить корректно, нужно понимать устройство узла. Для этого следует внимательно изучить схему.

Необходимые запчасти

Для замены ремкомплекта рулевой рейки ВАЗ 2109 или восстановления работоспособности узла, согласно виду работ, потребуются такие запчасти:

  1. Рулевая рейка с артикулом: 21080-3401067-00, 21080340106700 или 2108-3401067
  2. Натяжной ролик с артикулом: 406.1308080-21-088-01, №088-01, 406.1308080-21.
  3. Кольцо гайки с артикулом: 21080-3401075-00, 21080340107500, 2108-3401075.
  4. Чехол с артикулом: 2108-3401224, 2108-3401224К.
  5. Смазка высокотемпературная, артикул 4003/2017.

Инструменты, которые нужны для корректного ремонта

Чтобы выполнить работы по ремонту или установке нового узла подготовьте такие инструменты:

  • плоская и крестообразная отвертка;
  • ключ для отворачивания пробки упора;
  • ключ на 17;
  • щипцы для монтажа стопорного кольца;
  • 2-палый съемник подшипника;
  • ключ для отворачивания гайки подшипника;
  • тиски;
  • острогубцы;
  • выжимной съемник;
  • ремкомплект с артикулом: РК2108-3401120/23, 2108-3401120.

Самостоятельное восстановление работоспособности узла вполне оправдано – вы экономите деньги на ремонт или замену рулевой рейки ВАЗ 2109, цена первой операции в автосервисах на 18.02.2021 года – от 2500 рублей, установка нового механизма в среднем – 2900 рублей.

Порядок выполнения работ

Чтобы снять механизм, нужно воспользоваться эстакадой, смотровой ямой или домкратом. Надежно зафиксировав автомобиль можно приступать в процедуре. Сначала нужно выполнить демонтаж узла.

  1. Согласно выбранной стратегии нужно снять правое переднее или оба передних колеса.
  2. Для создания доступа к механизму нужно отсоединить фильтр и провода.
  3. Выкрутить болт шлица, предварительно выровняв колеса рулем.
  4. Снять крепежные гайки тяг, предварительно удалив в них загрязнения.
  5. Демонтировать рулевые тяги, отсоединив их от картера рейки. Обратите внимание! Есть рекомендации по демонтажу картера с тягами. Снятие в тисках выполняется проще и быстрей.
  6. Рейка готова к изъятию. Она вынимается через арку колес. Перед фиксацией в тисках узел нужно очистить и помыть.

Теперь нужно решить вопрос о замене или возможности ремонта узла. Второе лучше делать с помощью оригинального ремкомлекта.

  • Выполнить дефектовку упоров, пыльника и торцевых колпачков.
  • Извлечь упорные втулки, пружины и стопорные кольца (после демонтажа резьбовых пробок).
  • Проверить подшипник на наличие люфта.

    Так же ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 вы можете посмотреть на видео, в котором детально показаны все этапы восстановления работоспособности самого узла.

    По аналогу с этим видео выполняются работы для ВАЗ 2108, 2113, 2114, 2115.

    Операция выполняется на эстакаде или смотровой яме. Нужно найти регулировочную гайку и подтянуть ее 17-м ключом.

    Восстановление или замена рулевого механизма ВАЗ-2109, ВАЗ-2110

    За возможность совершать маневры и менять направление движения у автомобиля отвечает рулевой механизм.

    Тип и особенности конструкции рулевого механизма

    Типов, применяемых рулевых механизмов несколько, наибольшее же распространение у легковых автомобилей получил механизм типа «шестерня-рейка».

    Именно такой тип рулевого механизма применяется на отечественных автомобилях ВАЗ-2109, ВАЗ-2110.

    Работа такого устройства сводится к преобразованию вращательного движения шестерни, которая связана с рулевой колонкой, в продольное движение зубчатой рейки.

    Вращаясь, шестерня перемещает рейку, а та посредством тяг заставляет проворачиваться вокруг оси поворотные кулаки, связанные с передними колесами.

    Особенностью данной конструкции является плотное взаимодействие зубцов шестерни с рейкой. Появление больших люфтов в этой паре приводит к осложнению управления автомобиля, что сказывается на безопасности движения.

    Поэтому при появлении признаков неисправности данного механизма, производится комплекс восстановительных мероприятий, по сути, производится замена рейки рулевой ВАЗ-2110, или более ранней модели – ВАЗ-2109.

    Хотя не всегда требуется замена рейки, иногда достаточно использовать ремкомплекты, позволяющие снизить или убрать люфт.

    Конструкция и принцип работы

    Чтобы было понятнее, следует вначале рассмотреть конструкцию и принцип действия рулевого механизма автомобилей ВАЗ.

    Итак, весь рулевой механизм располагается в картере. Этот картер закреплен при помощи скоб к задней стенке моторного отсека. Для крепления картера на его концах одеты съемные упоры. Внутри же его установлена рейка с зубчатым сектором.

    С правой стороны картера имеется специальный отлив, внутрь которого помещен вал с зубьями, то есть один край вала выполняет роль шестерни.

    Своими зубьями вал входит в зацепление с зубчатым сектором рейки. Чтобы обеспечить должное зацепление в картер помещен подпружиненный упор, который поджимает рейку к шестерне.

    На другом конце вала с зубьями сделаны шлицы, посредством которых он соединяется с валом рулевой колонки.

    С левой стороны в картере имеется продолговатая прорезь. Через эту прорезь можно увидеть саму рейку.

    С этой же стороны в рейке имеется два отверстия с резьбой для крепления рулевых тяг.

    Посредством соединительной пластины и двух болтов к рейке крепятся рулевые тяги.

    Чтобы снизить передачу колебаний от колес на рулевой механизм и далее на руль – в рулевые тяги со стороны их крепления к рейке установлены сайлентблоки.

    Поскольку данный механизм «боится» пыли и грязи, ведь в результате ее попадания внутрь возможен износ зубчатого сектора и зубьев шестерни, прорезь картера закрыта резиновым пыльником, в котором проделаны отверстия под болты крепления.

    Соединение зубчатого сектора с шестерней производится только с одной стороны, где путем упора исключается поперечный люфт рейки, а поскольку длина ее большая, то с другой стороны для предотвращения этого люфта используются пластиковые втулки.

    Чтобы понять, как все работает, рассмотрим ситуацию с поворотом вправо.

    Водитель начинает вращать руль, это вращательное движение полностью передается на вал шестерни механизма.

    Шестерня начинает вращаться по часовой стрелке, а поскольку имеется зубчатое соединение ее с рейкой, то она заставляет смещаться рейку влево.

    Рейка смещаясь, тянет рулевые тяги, поскольку она с ними соединена болтами.

    Рулевые тяги, перемещаясь влево вместе с рейкой, посредством поворотных кулаков обеспечивают поворот колес.

    Неисправности, их признаки

    Неисправностей, которые могут возникнуть с самим механизмом не так уж и много. Однако они могут возникнуть не только с ним, но и остальными элементами рулевого управления – тягами, шаровыми опорами, рулевой колонкой.

    Поэтому при их появлении следует проверять все элементы.

    • Увеличение свободного хода руля может указывать на износ зубчатого сектора из-за попадания пыли и грязи внутрь механизма, а также увеличение зазора между рейкой и ее упором. В таком случае уменьшается зацепление рейки с шестерней. Также такая неисправность может указывать на износ сайлентблоков рулевых тяг или послабление крепления шаровых опор в поворотном кулаке;

    • Стуки и шум со стороны рулевого управления при движении может указывать на появление зазора между упором и рейкой, износ пластиковой втулки рейки. Стук также может появиться из-за сильного износа сайлентблоков тяг, шаровых опор, или в случае послабления крепления вала шестерни к валу рулевой колонки;

    • Тугое вращение руля обычно указывает на повреждение втулки рейки, повреждение подшипника вала шестерни. Но виной также могут быть шаровые опоры, подшипники стойки подвески.

    Перед началом ремонтных работ сначала следует определить, какой из элементов неисправен.

    Если рулевые тяги, шаровые опоры и рулевая колонка подозрений не вызывают, то следует искать причину в самом механизме. Но для этого он должен быть извлечен с автомобиля.

    Инструменты и материалы

    Перечень необходимого инструмента во многом зависит от того, будет производиться замена рулевого механизма или будет выполняться его ремонт.

    Так, для замены потребуется всего лишь головка на 13 с воротком и рожковый ключ того же размера, а также ключ на 22 и отвертка.

    А вот при восстановительных работах инструментов понадобится значительно больше:

    • Набор рожковых и шестигранных ключей, набор головок;
    • Молоток;
    • Съемник;
    • Тиски слесарные;
    • Домкрат;
    • Узкое зубило (до 7 мм);
    • WD-40;
    • Ветоши;
    • Смазка для подшипников (Феол или др.)

    Помимо инструментов понадобятся также и ремкомплект для рулевого механизма.

    Эти ремкомплекты разделяются на малый и большой, хотя разница между ними незначительная.

    В состав малого ремкомплекта входят:

    1. Все резиновые уплотнители;
    2. Пружина и заглушка упора рейки;
    3. Пластиковая втулка рейки;
    4. Стопорное кольцо вала шестерни.

    Большой же ремкомплект включает также наличие вала с зубьями шестерни и саму рейку.

    Одного ремкомплекта для восстановления работоспособности механизма будет недостаточно, понадобятся также сайлентблоки рулевых тяг, пыльник механизма и хомуты для него.

    В независимости от того механизм будет меняется или будет подвергаться ремонту, для начала его нужно снять с автомобиля.

    На каком авто будет производиться снятие – ВАЗ-2109 или ВАЗ-2110, особой разницы нет.

    Демонтаж рулевой рейки ВАЗ 2109, 2110

    Автомобиль должен быть обездвижен – для этого он ставится на ручник и под колеса кладутся упоры.

    Далее передок автомобиля выдомкрачивается с обеих сторон и снимаются передние колеса.

    Затем отворачиваются болты крепления шаровых опор механизма к поворотным кулакам. Далее опоры нужно вытянуть из посадочных мест, для этого используется съемник.

    Следующим этапом будет откручивание болта крепления рулевой колонки к валу шестерни механизма. Располагается он в салоне возле пола, в месте вхождения вала колонки в пол. Болт выкручивается полностью и извлекается.

    Затем нужно открутить болты скоб, которыми механизм крепится к задней стенке. Скобы тоже снимаются. После этого нужно потянуть механизм вниз и на двигатель, чтобы снять вал шестерни с посадочного места в валу колонки.

    Разъединив механизм с рулевой колонкой, можно извлечь его через технологическое отверстие в подкрылках, через которые выходят рулевые тяги.

    После извлечения рулевого механизма, он зажимается в тисках, затем откручиваются болты крепления рулевых тяг, и они снимаются.

    Если производится замена рулевого механизма, то берется новый механизм, к нему присоединяются рулевые тяги и он устанавливается на место.

    Разборка рулевой рейки

    Если же решено произвести ремонт, то дальнейшая последовательность действий такова:

    • Шестигранным ключом выкручивается заглушка упора рейки и извлекается пружина, находящаяся под ней.

    • Далее ударом по корпусу через деревянную проставку выбивается сам упор.

    • С левой стороны механизма с него снимается опора крепления и удаляется заглушка.

    • Срезаются пластиковые хомуты пыльника, и он снимается с картера.

    • Извлекаются пыльник и уплотняющее кольцо вала шестерни.

    • Затем снимается стопорное кольцо вала и выкручивается гайка крепления подшипника вала.

    • Далее ключом на 14 выворачивается вал с шестерней и подшипником.

    • После извлечения шестерни из картера вынимается сама рейка. Далее уже извлекается с картера пластиковая втулка рейки.

    • Чтобы снять подшипник с вала шестерни, нужно снять стопорное кольцо, а после стянуть с вала подшипник при помощи съемника.

    • Сборка механизма производится в обратной последовательности, но с использованием ремкомплекта. Меняются подшипники, используются новые подшипники, втулки, уплотнители и стопорные кольца.

    Особенность снятия рулевой рейки на ВАЗ-2109 (карбюратор)

    При замене рулевого механизма на ВАЗ-2109 владельцам можно поступить несколько проще.

    Не обязательно снимать полностью рулевые тяги с авто вместе с механизмом.

    Перед началом демонтажа достаточно снять с авто корпус воздушного фильтра на карбюраторе.

    Это обеспечит доступ к болтам крепления тяг к рейке.

    Выкрутив их, тяги отсоединяются от рейки, а далее выкручиваются болты крепления механизма и вала шестерни, снимаются скобы и механизм извлекается, без надобности выдомкрачивания и снятия тяг с поворотных кулаков.

    Советы по выбору механизма, ремкомплекта

    Длительная эксплуатация механизма после восстановления или ремонта зависит не только от правильности проведения работ, а и от качества изготовления механизма или ремкомплекта.

    Если приобрести дешевую продукцию, то вполне вероятно, что в ближайшее время проблемы с механизмом возникнут снова, выполненные ремонтные работы будут просто безрезультатно потраченным временем и деньгами.

    Поэтому к выбору механизма или ремкомплекта следует подходить ответственно.

    Большинство автолюбителей советуют при замене рулевого механизма приобретать либо механизм, сделанный заводом-изготовителем, либо механизм производства СС 20 – фирмы, занимающейся выпуском комплектующих отечественных авто.

    А вот механизм производства Фенокс автолюбители не жалуют, очень часто попадаются бракованные или быстро выходят из строя.

    Но, приобретая новый механизм, следует поинтересоваться сертификатом качества, посмотреть, имеются ли упаковке отметки отдела контроля качества.

    Подозрительные рулевые механизмы, без каких-либо отметок, пусть и стоящий дешевле брать не стоит, как правило они сразу же начинают стучать.

    То же и касается комплектов для восстановления, зачастую дешевым ремкомплектом восстановить работоспособность механизма можно разве что ненадолго.

    Рулевая рейка на ваз 2109 – её замена и ремонт

    В сравнении с другими представителями отечественного автопрома рулевая рейка на ВАЗ 2109 проще по своей конструкции, а значит, отличается высокой живучестью и стабильностью. Но каким бы надежным и простым не был механизм, он все равно имеет свойство изнашиваться и приходить в негодность.

    На марках ВАЗ 2109 рулевая рейка ответственна за координацию вращения и направление движения колес.

    Амортизация деталей автомобиля приводит к тому, что увеличивается зазор и ВАЗ 2109 становится менее управляем. Кроме того, быстрее изнашиваются шины авто из-за неконтролируемого движения. Владельцу автомобиля необходимо найти поломки в рулевом механизме и устранить их как можно скорее.

    Механизм устройства рулевой рейки

    Разрез рулевого механизма в сборе: 1 – защитный колпак; 2 – картер рулевого механизма; 3 – рейка; 4 – приводная шестерня; 5 – внутренний наконечник рулевой тяги; 6 – распорная втулка; 7 – болт крепления рулевой тяги; 8 – соединительная пластина; 9 – опорная втулка; 10 – опора рулевого механизма; 11 – опорная втулка рейки; 12 – защитный чехол; 13 – хомут; 14 – ограничительное кольцо рейки; 15 – уплотнительное кольцо упора рейки; 16 – гайка; 17 – упор рейки; 18 – роликовый подшипник; 19 – шариковый подшипник; 20 – стопорное кольцо; 21 – уплотнительное кольцо гайки; 22 – гайка крепления подшипника шестерни; 23 – пыльник; 24 – стопорная шайба

    Рулевая рейка в автомобиле ВАЗ 2109 состоит из таких элементов, как:

    • зубчатой направляющей рейки с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутреннего наконечника стержня;
    • ведущей шестерни со шлицевым валом для подключения к муфте рулевого управления;
    • опорных полуколец для создания плавного скольжения;
    • стопорного механизма для регулировки конструктивного зазора, необходимого для зубчатой пары;
    • картера, в котором детали собираются и крепятся к кузову автомобиля;
    • герметизирующих элементов, которые предотвращают попадание пыли и грязи.

    Причины повреждений

    Поломки рулевой рейки заключаются в следующем:

    • Ослаблено крепление рулевой рейки;
    • Шестеренки были изношены;
    • Сцепление пары тяг не отрегулировано вовсе или плохо;
    • В местах стыка рейки и рулевых тяг наблюдается изношенность втулок.

    Не всегда правильно настроенная рейка позволяет исключить ее неправильную работу. Это возникает из-за того, что формируется внушительное поколение компонентов. Определить это можно путем разборки. Так как в случае, если настройка не помогла справиться с проблемой придется снять рейку с машины и проверить, что именно работает не так.

    Снятие рулевой рейки на ВАЗ 2109

    Для демонтажа и предстоящего ремонта рулевой рейки автолюбителю потребуется набор инструментов. Такой набор может быть полным или же неполным – все зависит от типа поломки. Например, в полный ремонтный набор входят запчасти, которые нужно менять с определенной регулярностью.

    В случаях, когда зубья и заточка изрядно потрепаны, придется покупать полный комплект для ремонта, который может включать в себя все: от шарикоподшипников до пружин давления. Этот сервисный комплект не включает только картер.

    Этапы разбора рулевой рейки:

    1. Между педалями под рулевым валом нужно открутить от рейки кардан. Следует открутить два болта, чтобы было легче подобраться к ним, нужно вращать руль. Затем откручиваем вал и снимаем его с рейки;
    2. Наконечник рулевой тяги снимается путем выпрямления изогнутого конца штифта наконечника плоскогубцами. Следует вынуть открывающий штифт с помощью гаечного ключа диаметром 19 мм. После этого затянуть гайку и выжать шарикоподшипник из вращающегося рычага стойки подвески с помощью съемника;
    3. Затем снимается защитный кожух. Делается это через двигательный отсек, откручиванием трех гаек. Используя головку диаметром 13 мм, нужно отвинтить две гайки, с помощью которых скобы картера крепятся к корпусу авто;
    4. Тисками зажимается блок цилиндров, сгибаются углы планки-фиксатора, что предотвращает самопроизвольное откручивание болтов, закрепляющих наконечник внутри рычага;
    5. При помощи торцевой головки на 22 мм демонтируются стопорные и соединительные штифты и отсоединяются обе тяги;
    6. Опора для домкрата, отделяющая кольцо с одной стороны, снимается. Отсоединяются защитные колпачки и съемная опора. Извлекается пылезащитный чехол с помощью отвертки;
    7. Используя кусачки нужно срезать два пластиковых зажима и удалить защитную крышку.

    После демонтажа защитные элементы должны быть проверены, чтобы определить уровень их амортизации. Если нет повреждений или износа, их можно использовать снова во время сборки. Старые же детали должны быть заменены новыми деталями.

    Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

    Если износ рабочей части рулевой рейки ВАЗ 2109 невелик, то ее можно легко затянуть, избегая полной разборки, тем самым увеличивая ее срок службы на десятки тысяч километров.

    Гайка 17 мм, которую необходимо затянуть для соединения рулевого вала с рейкой, должна быть затянута специальным гаечным ключом соответствующего размера.

    Ремонт осуществляется в следующем порядке:

    1. От рулевой рейки отсоединяются колпачки с концов, а также багажник и упоры. Нужно оценить качество и степень износа всех снятых частей машины. В случае малейшей погрешностей заменить детали.
    2. Используя октаэдр, следует открутить заглушки так, позволяя добраться до стопорных колец, пружин и втулок.
    3. Потом нужно снять подшипник и на глаз оценить его «самочувствие». В случае обнаружения любого дефекта следует заменить на новый.
    4. Далее нужно удалить зубчатое колесо и рейку.
    5. Установить новую ступицу на полуось.
    6. Следует отметить – на штурце есть резиновый элемент, предназначенный для защиты. Сначала нужно ее положить в гидравлический цилиндр усилителя руля, лишнее срезать ножом.
    7. Следует использовать универсальный съемник подшипников. Либо с помощью шуруповерта и сверла на полтора миллиметра сделать отверстие в центре. После этой манипуляций он выбивается из картера.
    8. Перед сборкой весь корпус рулевой рейки должен очищен от пыли и грязи.
    9. Подвижные части механизма нужно подвергнуть обработке смазочным маслом.

    Ремонт рулевой рейки ВАЗ-2109 закончен. Сборка всей сборки осуществляется в обратном порядке, устанавливаются новые запасные компоненты.

    За безопасность езды, наряду с другими важными системами, отвечает и рулевое управление. В интересах водителя следить за системой работы и ее надежностью.

    Периодичность ремонта

    Владелец автомобиля не должен забывать, что впоследствии серьезного починки или же замены рулевой рейки ВАЗ-2109 необходимо выполнять следующие шаги:

    • Все элементы, соединенные с помощью резьбы, должны проверять и при необходимости подтягиваться каждые триста километров.
    • Хотя бы один раз в одну тысячу километров нужно проводить осмотр всех пылесборников. Производить срочную замену по необходимости.
    • С определенной регулярностью проверять состояние руля и его составляющих. Обращать особое внимание на шумы, при их возникновении срочно проводить осмотр.
    • В обязательном порядке проверять качество покупаемой продукции – пыльников. У одних производителей они могут проехать и более десятков тысяч километров, у других же не выдержат и тысячи.

    Плюсы и минусы ремонта своими руками рулевой рейки ВАЗ 2109

    Ремонт рейки своими руками значительно сэкономит бюджет владельцу авто. Ведь в этом случае нужно потратиться только на инструменты и масла.

    Если же хозяин решит обратиться к профессионалу, то он потратит на порядок более крупную сумму. И в этом случае, он не может быть стопроцентно защищен от не чистых на руки работники автомастерской. Такие «специалисты» могут не устанавливать новые детали. Такая непредусмотрительность может привести к внеочередному ремонту.

    Но и самостоятельный ремонт может привести к негативным последствиям, если в ходе разборки или сборки будут допущены малейшие неточности. Так что если хозяин авто и сможет самостоятельно подтянуть рулевую рейку, поменять пылесборники и резиновые детали, то основную работу по регулировке и устранения неисправностей в рулевом механизме лучше доверить профессионалу.

    Квалифицированный механик будет более уверенно проводить разбор, полное исследование и сбор оборудования в специально подготовленной мастерской. Капитальный ремонт и удаление пришедших в негодность элементов в рулевой рейке может осуществляться только механиком с большим стажем в ремонте отечественных автомобилей.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: