Замена рулевой рейки ваз 21099 своими руками

Замена рулевой рейки на ВАЗ-2109

  • 48
  • 1
  • 76k
  • 86
  • 6
  • 158k

В данном фотоотчёте подробно показано как заменить рулевую рейку на автомобиле ВАЗ 2109 и 21099. Симптомы, которые указывают на неисправную рулевую рейку, бывают разные.

Проверить рулевую рейку можно так: выставите колёса в нейтральное положение, затем, если после резкого поворота руля в левую или правую сторону слышен стук или потрескивание в районе рулевой рейки, значит пришло время замены. Также можно попробовать затянуть потуже гайку рулевой рейки, хотя помогает не всегда, к тому же это может привести к увеличению сопротивления при повороте руля.

Или же попробовать отремонтировать рулевую рейку, но для этого нужны навыки в проведении подобной процедуры, и кому интересно, как раз можно потренироваться на старой снятой.

Необходимые инструменты это: съёмник рулевой тяги, WD-40, пара плоских отвёрток и самый обычный набор гаечных ключей.

Если вы дополнительно заменили и рулевые тяги, то не забудьте сделать развал схождения.

Какую рулевую рейку ставить на ВАЗ 2109, когда производить замену?

Оригинальный номер рулевой рейки 21080-3400012-10, средняя цена 3462 руб.

  • Trialli CR 108 — 2451 руб.
  • Pilenga SR-P 1141 — 2436 руб.
  • BM SR 2108 — 2887 руб.

Периодичность замены — проверка на каждом плановом ТО. Средний срок эксплуатации — свыше 100 тыс.км.

Прежде всего приподнимаем переднюю часть автомобиля, чтобы достичь полного вывеса обоих передних колес. Под задние колеса следует подложить противоскатные бруски.

Снимаем передние колеса. Заодно проверяем состояние пыльников на рулевых пальцах.

Теперь необходимо получить доступ к креплению рулевой рейки. Необходимо отсоединить адсорбер газов, а также сирену сигнализации, если она имеется и установлена именно в этом месте. Снимаем с адсорбера клему с проводами, и насколько позволяют шланги, отводим их в сторону.

После снятия этих узлов, доступ к креплению рулевой рейки свободен.

В случае установки б/у-шной рулевой рейки, стоит обратить внимание на состояние пыльника чехла и сайлентблоков рулевых тяг.

Теперь выставляем руль в нейтральное положение (когда колеса смотрят прямо). При помощи накидного ключа, либо головкой к карданным шарниром выкручиваем болт из шлицевого соединения, который находится около педального узла.

Очищаем от грязи узел крепления рулевой тяги к стойкам подвески автомобиля.

После того, как узлы креплений очищены, используя пассатижи вытаскиваем стопорный шплинт из соединения.

Откручиваем гайку рулевого наконечника.

Далее устанавливаем съемник.

Затягивая гайку съемника и аккуратно постукивая снизу по съемнику молотком до тех пор, пока пальца рулевого наконечника не выйдут из конусного соединения.

Теперь, вернувшись под капот, необходимо открутить гайки на рулевой рейке.

При помощи отвертки сдергиваем рулевую рейку с креплений.

Вытаскиваем ее через окно в нише колеса.

Приступаем к установке рулевой рейки. Для того, чтобы поймать необходимое среднее положение рулевой рейки, необходимо сначала установить рулевые пальцы в стойках, после чего в салоне устанавливаем вал на шлицы. Рулевой вал в салоне имеет свободных ход, благодаря чему можно легко установить его в необходимом положении. Будьте внимательны, в рулевой рейке есть выточка под болт хомута, и необходимо установить ее так, чтобы хомут оказался напротив выточки, это позволит без лишних усилий установить болт назад.

Теперь выполняем сборку всего рулевого узла в обратно последовательности.

Замена рулевой рейки на ВАЗ 2109

При выходе из строя рулевой рейки, ничего хорошего с вашим автомобилем не произойдет. Потому желательно сразу при появлении первых признаков неисправности приняться за замену агрегата.

Внешний вид узла

Признаки поломки

Изучив признаки появления неисправностей в конструкции рулевой рейки, вы сможете своевременно определить поломку и предпринять соответствующие действия по ее устранению.

Представленные ниже признаки неисправности могут указывать не только на поврежденную рейку, но также и на проблемы с рулевой колонкой, шаровыми опорами или тягами. Потому будьте внимательны.

Читайте также:
Замена рулевой рейки lada 21086 (ваз 21086) своими руками

Признак неисправности

Особенности

Увеличивается свободный ход руля

Это говорит о том, что износился зубчатый сектор из-за попавшей в него грязи, пыли. Либо увеличился зазор между упорами рейки и самой рейкой. Потому зацепление рейки с шестерней уменьшается. Плюс подобный признак может указывать на износ сайлентблоков тяг или слабое крепление опор в поворотном кулаке

Шумит или стучит около рулевого узла

Вероятнее всего, образовался зазор между рейкой и упором, либо износились пластиковые втулки. Стук — это также признак износа тяговых сайлентблоков, шаровых опор или ослабления фиксации вала шестерни к валу колонки

Туго вращается руль

Тут можно говорить о вероятном повреждении втулки рулевой рейки, нарушении целостности подшипника вала шестерни. Но исключать поломку шаровой опоры, либо подшипников стойки также не стоит.

Определив наличие признаков неисправностей, важно понять, что же именно стало причиной их появления.

Схема узла

Подготовка к ремонту

Поскольку речь идет о вмешательстве в рулевую систему, подвеску, подготовке должно быть уделено особое внимание.

  1. Если у вас будет подъемник или смотровая яма, выполнить операции вам удастся намного быстрее и проще, что самое главное.
  2. Обязательно обзаведитесь набором головок и накидных ключей. Без них работать крайне проблематично. Помимо ключей, вам потребуются кусачки, плоскогубцы, молоток, плоская отвертка и съемник для рулевых наконечников.
  3. Чтобы снять все крепежи, затянутые достаточно давно, точно не помешает баллончик с WD40. Он снимает окисления с гаек, удаляет ржавчину. Помимо всемогущего средства WD40, купите графитную смазку или солидол. Обработав ими крепежные элементы, вам удастся намного проще снять их в будущем.
  4. Наличие ветоши, щетки по металлу, свежего бензина или растворителя только приветствуется.
  5. Попросите своего товарища помочь в работе. В четыре руки поменять рулевые намного проще.

Непременно снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи, дабы обесточить автомобиль. Короткие замыкание и перегорание проводки нам не нужно.

Ремкомплект

Вывешиваем ось

Чтобы безопасно и самостоятельно поменять рулевую рейку в условиях вашего собственного гаража, крайне необходимо грамотно и надежно вывесить переднюю ось автомобиля.

Порой этому вопросу не уделяют должного внимания, в результате чего автомобиль падает, это приводит в лучшем случае к повреждению элементов машины, а в худшем — к травмам самого ремонтирующего.

Дабы все сделать в соответствии с нормами безопасности, вам необходимо:

  • Установить свой ВАЗ 2109 на ровную площадку. Обычно пол в гаражах достаточно ровный;
  • Под задние колеса установите противокаты, башмаки, бруски или другие подобные средства. Каждое колесо заблокируйте спереди и сзади;
  • Вытяните до упора ручной тормоз, чтобы застопорить колеса. Только прежде убедитесь, что ручник работает;
  • Руль установите в нейтральном положении;
  • Немного ослабьте затяжение крепежей на колесах;
  • Переднюю часть автомобиля нужно поднять. Тут лучше использовать сразу два надежных домкрата;
  • Около домкратов дополнительно поставьте металлические упоры, которые регулируются. Если специальных приспособлений нет, подойдет обычная колодка из дерева, доски или какой-то пень. Главное, чтобы при контактах с корпусом, когда вы его будете дергать, толкать, автомобиль не опрокинулся;
  • Снимите полностью передние колеса и приступайте к замене рулевых реек.

Оптимальные условия для работы

Демонтаж

Прежде чем поставить новую рулевую рейку, необходимо избавиться от старой. Для этого:

  1. Доберитесь до места крепления рейки в подкапотном пространстве. Для этого вам вероятно придется снять сигнализацию и адсорбер газов, заодно демонтировав шланги.
  2. Отсоедините рейку от вала рулевой колонки. Перед этим снимается пластиковый кожух, закрывающий путь к шлицевым соединениям. Вал рейки освобождается путем откручивания одного болта.
  3. Далее снимаем рулевые наконечники с рычагов. Тут спешка вам может существенно повредить. Постепенно обработайте щеткой по металлу резьбовые соединения, палец наконечника и крепежную гайку. Затем нанесите на эти участки WD40. Дайте средству немного времени, чтобы вступить в реакцию. Затем можно плоскогубцами и отверткой извлечь шплинт из соединения. Как только растворитель подействует, гайки должны откручиваться без особых усилий.
  4. Если наконечник находится в нормальном состоянии, снимать с рычага стойки данный элемент рекомендуется съемником. Более варварский метод может привести к повреждению, потому придется менять и наконечники.
  5. Крепежи рейки открутите с помощью ключей. Их лучше заранее также обработать ВД40.
  6. Открутив гайки, подденьте рулевую рейку плоской отверткой, снимите ее со шпилек.
  7. Позовите напарника, чтобы совместными усилиями извлечь элемент через проем в колесной арке.
Читайте также:
Замена резонатора lada 2123 (ваз 2123) своими руками

Демонтажно-восстановительные работы

Сборка нового узла

Поскольку рейку извлекали вместе с тягами и наконечниками, перед процессом обратной сборки следует собрать конструкцию из новых деталей.

  • Внимательно изучите состояние пыльника. Если защитный чехол имеет следы трещин, дефектов и прочих повреждений, пыльник подлежит замене;
  • Чтобы заменить тяги или пыльник, открутите пару крепежных болтов, предварительно отогнув стопорную пластину отверткой или зубилом;
  • Далее кусачками удалите хомуты, которыми держится пыльник;
  • Снимите резиновую опору, распорное кольцо и демонтируйте поврежденный пыльник;
  • Новые элементы устанавливаются в обратной последовательности.

Подготовка к сборке

Установка

Обратная сборка узла с уже новой рулевой рейкой выглядит так:

  1. Зачистите посадочное место, обработайте резьбовое соединение графитной смазкой или солидолом.
  2. С помощью напарника вставьте рейку в подкапотное пространство. Вращая рейку вдоль оси, вы сможете обогнуть все встречающиеся на пути препятствия.
  3. Когда вы насадите механизм на шпильки, наденьте хомуты и наживите крепежные гайки вместе с новыми шайбами.
  4. Не давайте помощнику уходить далеко, поскольку без второй пары рук вы не справитесь со следующим этапом. Один должен направить вал рейки в салон, а второй — соединить вал с крестовиной колонки. Следите за лыской на валу, дабы она совпала с отверстиями на муфте. Так вы сможете без проблем закрепить болт. После этого зажмите и установите пластиковую обшивку колонки.
  5. Закрутите гайки, крепящие рулевую рейку в подкапотном пространстве.
  6. Соедините рулевые наконечники с рычагом стойки и затяните соответствующие крепежные гайки.
  7. Не забудьте в обязательном порядке обработать резьбовое соединение с помощью графитовой смазки или обычного солидола.

По завершению замены рулевой рейки обязательно проверьте результат ремонта в движении. Для этого достаточно выехать на дорогу и посмотреть, как будет вести себя автомобиль с новыми рейками.

Замена рулевой рейки ВАЗ 2113-2115(2108-21099)

Всем доброго времени суток!
Попробую описать как я менял рулевую рейку на своей ВАЗ 2115, может кому нибудь даст ответы на вопросы о замене рулевой рейки.

После 105тыс.км. пробега, рулевой рейки потихонечку пришёл трындец, начала постукивать на гравии, пока было время и средства решил с этим не затягивать и заменить её.Рем.комплект покупать было бессмысленно, так как его хватает не надолго!Не раз проверено на опыте моего отца, поэтому решил не повторять его ошибки.
Поехал в магазин за рейкой и купил себе Тольяттинскую рейку с рулевыми тягами.

Внимательно проверьте рейку в магазине!на наличие заводских наклеек, номеров, серий детали, наличие пломбы на гайке.

И так по порядку:
Желательно позвать помощника, особенно если вы делаете это в первый раз.

1) Ставим тачку на “маслы”, с этим лучше не торопится, убедитесь что автомобиль имеет надежную опору, не соскочит когда вы будите откручивать гайки, усилий придется приложить много.
2) Снимаем оба колеса.

3) Из салона откручиваем стопорный болт рулевого кардана.и отверткой в указанном месте разжимаем скобу.тут без фанатизма.

4) Идем под капот и для удобства доступа к рулевой рейки откручиваем абсорбер, убираем его в сторону.

Читайте также:
Устройство сцепления ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112

5) Расшплинтовываем гайку наконечника, и выбиваем наконечник от стойки, конечно нужно иметь специальный съемник, но я такими вещами не пользуюсь, привык сподручным способом, быстро и легко.

берем лом, вставляем его в распор, бьем по сошке стойки и наконечник вылетает!при определенной сноровки, данная процедура производится быстро. Не в коем случае не бить по пальцу наконечника! Вы повредите резьбу! А если соберетесь ставить новые то можно)!

6) Отворачиваем гайки крепления рулевой рейки, предварительно побрызгав вдешкой или жидким ключом(на любителя) и вынимаем рейку через правую(пассажирскую) сторону!

7) Сняв рейку с наконечниками, откручиваем их и считаем количество витков, для того что бы хоть как то выставить схождение и доехать до ближайшего сервиса!
8) берем новую рейку и вскрываем боковые заглушки, набиваем туда побольше литола(или другую альтернативную смазгу) так как там её не достаточно! Ходят слухи что этого делать не нужно, ну конечно, на сухую всё лучше трется;)

9) Тут начинается самое веселое!затаскиваем рейку обратно, наживляем с правой стороны крепления рейки, зовем помощника и пытаемся попасть в шлицы рулевого карданчика. Будьте внимательны, на рейке есть проточка, для стопорного болта, её нужно правильно состыковать с хомутом, иначе болт не залезет. Для облегчения можно забить зубило в хомут, тем самым разжав его, так шлицам будет легче войти, а потом в обратном порядке затягиваем все гайки и в путь до сервиса на развалсхождение

Ну вроде ничего не забыл!
Если возникнут вопросы, пишите!
Спасибо за внимание!
Удачи Вам в ремонте своих любимых машинок!)

Ремонт и замена рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 21099

Не всегда появление неполадок в функционале говорит о том, что нужна замена, часто достаточно сделать ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109 и 21099 своими руками. Эти модели автомобилей комплектуются механизмом довольно простой конструкции.

Основные признаки неисправности механизма:

  • стук;
  • люфт;
  • загрязнение и поломка уплотнителей;
  • тугой поворот руля;
  • утечка смазки;
  • гул в гидроусилителе.

Часто точно определить дефект можно только при полной разборке устройства. Чтобы работы выполнить корректно, нужно понимать устройство узла. Для этого следует внимательно изучить схему.

Необходимые запчасти

Для замены ремкомплекта рулевой рейки ВАЗ 2109 или восстановления работоспособности узла, согласно виду работ, потребуются такие запчасти:

  1. Рулевая рейка с артикулом: 21080-3401067-00, 21080340106700 или 2108-3401067
  2. Натяжной ролик с артикулом: 406.1308080-21-088-01, №088-01, 406.1308080-21.
  3. Кольцо гайки с артикулом: 21080-3401075-00, 21080340107500, 2108-3401075.
  4. Чехол с артикулом: 2108-3401224, 2108-3401224К.
  5. Смазка высокотемпературная, артикул 4003/2017.

Инструменты, которые нужны для корректного ремонта

Чтобы выполнить работы по ремонту или установке нового узла подготовьте такие инструменты:

  • плоская и крестообразная отвертка;
  • ключ для отворачивания пробки упора;
  • ключ на 17;
  • щипцы для монтажа стопорного кольца;
  • 2-палый съемник подшипника;
  • ключ для отворачивания гайки подшипника;
  • тиски;
  • острогубцы;
  • выжимной съемник;
  • ремкомплект с артикулом: РК2108-3401120/23, 2108-3401120.

Самостоятельное восстановление работоспособности узла вполне оправдано – вы экономите деньги на ремонт или замену рулевой рейки ВАЗ 2109, цена первой операции в автосервисах на 18.02.2021 года – от 2500 рублей, установка нового механизма в среднем – 2900 рублей.

Порядок выполнения работ

Чтобы снять механизм, нужно воспользоваться эстакадой, смотровой ямой или домкратом. Надежно зафиксировав автомобиль можно приступать в процедуре. Сначала нужно выполнить демонтаж узла.

  1. Согласно выбранной стратегии нужно снять правое переднее или оба передних колеса.
  2. Для создания доступа к механизму нужно отсоединить фильтр и провода.
  3. Выкрутить болт шлица, предварительно выровняв колеса рулем.
  4. Снять крепежные гайки тяг, предварительно удалив в них загрязнения.
  5. Демонтировать рулевые тяги, отсоединив их от картера рейки. Обратите внимание! Есть рекомендации по демонтажу картера с тягами. Снятие в тисках выполняется проще и быстрей.
  6. Рейка готова к изъятию. Она вынимается через арку колес. Перед фиксацией в тисках узел нужно очистить и помыть.

Теперь нужно решить вопрос о замене или возможности ремонта узла. Второе лучше делать с помощью оригинального ремкомлекта.

  • Выполнить дефектовку упоров, пыльника и торцевых колпачков.
  • Извлечь упорные втулки, пружины и стопорные кольца (после демонтажа резьбовых пробок).
  • Проверить подшипник на наличие люфта.

    Так же ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 вы можете посмотреть на видео, в котором детально показаны все этапы восстановления работоспособности самого узла.

    По аналогу с этим видео выполняются работы для ВАЗ 2108, 2113, 2114, 2115.

    Операция выполняется на эстакаде или смотровой яме. Нужно найти регулировочную гайку и подтянуть ее 17-м ключом.

    Установка рулевой рейки на ВАЗ 21099

    Автомобиль марки ВАЗ 21099 перестал выпускаться в 2004 году. Первые машины этой модели были изготовлены на основе ВАЗ 2109, только в новом авто за счет увеличения крыла стала более длинной задняя часть и изменилась панель управления. Довольно часто автовладельцы хотят улучшить качество работы своего автомобиля, прилагая к этому максимум усилий.

    Что такое рулевая рейка

    Вот эта деталь машины

    Бывают случаи, когда у владельца авто возникают вопросы, касающиеся такой части, как рулевая рейка ВАЗ 21099. Для начала стоит разобраться, что такое руль. Это устройство, при помощи которого водитель управляет своим транспортным средством. Находится руль прямо перед водителем и напрямую связан с колесами машины. Когда руль поворачивают влево или вправо, машина соответственно меняет направление движения.

    Существуют гидроусилители и электроусилители руля. Служат они для того, чтобы руль лучше слушался и автовладельцу было легче управлять машиной. Гидроусилитель руля на ВАЗ 21099 основан на применении жидкости, которая помогает рулю быть более маневренным.

    В основе такого элемента, как электроусилитель руля, сокращенно ЭУР, моторчик, который также облегчает повороты руля. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы, поэтому среди автовладельцев есть фанаты как одного, так и другого вида усилителя.

    Преимущества ЭУР по сравнению с ГУР:

    • занимает небольшое пространство;
    • устанавливается прямо на вал, ему не нужно отдельное место в автомобиле;
    • достаточно простая конструкция и несложное обслуживание, не требуется контролировать уровень жидкости;
    • намного экономнее в использовании, так как ЭУР включается при использовании руля, а ГУР работает постоянно;
    • электроусилитель можно настроить при помощи определенных программ, что упрощает его эксплуатацию.

    Минус электрического усилителя руля: его можно поставить только на легкие машины, для грузовиков он не подойдет.

    Использование руля без разного рода усилителей имеет свои достоинства и недостатки. К тому же при выходе усилителя из строя водитель не всегда может вовремя среагировать, ведь он уже привык полагаться на срабатывание данной детали.

    Ремонт и замена

    Рулевая рейка ВАЗ 21099 находится непосредственно в рулевом механизме машины. С ее помощью осуществляется поворот колес в необходимую водителю сторону. Иногда возникают ситуации, когда рулевая рейка выходит из строя. Причиной могут стать изношенные шаровые соединения рулевой тяги или наконечника. В таких случаях необходим разбор и ремонт рулевой рейки на автомобиле ВАЗ 21099.

    Эксплуатация машины, как и любого другого механизма, зависит от исправного функционирования всех ее систем. Выход из строя одной, несомненно, отражается на работоспособности остальных — это принцип цепной реакции. Рулевая рейка должна быть исправна, так как дефектное управление создает очень опасную дорожную ситуацию. Эксплуатировать машину при поломке детали не допускается.

    Если при поворотах руля слышен хруст, следует сменить управляющую рейку. Время от времени требуется подтяжка винтов либо замена сальников. Иногда после подтяжки болтов руль слушается несколько хуже либо его вовсе клинит. В этом случае необходимо срочно заменить рулевую рейку, особенно если при ее использовании по-прежнему слышен неприятный звук.

    Заменить рулевую рейку на ВАЗ 21099 не так трудно, но если совершенно нет навыков починки авто, лучше устремиться в сервис. Самостоятельно осуществить замену детали, конечно, можно, но удобнее взять в помощь друга.

    Инструкция по замене рулевой рейки на ВАЗ 21099

    1. Для замены рейки необходимы несколько вариантов крепления, подходящие инструменты и ключи.
    2. Для начала нужно поставить машину на ручной тормоз, а под задние колеса на всякий случай подставить упор.
    3. Снять клеммы аккумулятора.
    4. Приподнять машину при помощи домкрата.
    5. Выкрутить ключом болты на колесах и снять их с машины.
    6. После снятия колес необходимо смазать их гайки специальным раствором.
    7. В салоне нужно найти стопорный болт кардана и отвинтить его.
    8. Абсорбер, расположенный под капотом автомобиля, открутить для облегчения доступа к рейке.
    9. Ослабляем гайку и осторожно выбиваем абсорбер. Очень важно помнить, что нельзя бить по резьбе.
    10. Осторожно откручиваем и снимаем винты рулевой рейки ВАЗ 21099.
    11. Аккуратно достаем рейку руля, начиная с правой стороны.
    12. Снимаем рулевую рейку с ее шпиц.
    13. Задание выполнено — рейка у вас в руках. Теперь нужно проверить наличие и посчитать количество винтов.
    14. Берем в руки новую рейку и наливаем в нее специальный раствор.
    15. В обратном порядке закручиваем на новой рейке наконечники. Стоит напомнить, что они отличаются друг от друга, поэтому не перепутайте их!
    16. Теперь можно установить новую деталь на место старой. Тут-то и понадобится помощь друга, так как одному человеку при установке и замене рейки очень тяжело правильно вставить шпицы.
    17. В установленную рейку следует вставить стопорный болт. В ней для этого предусмотрено необходимое отверстие.

    При любой поломке в вашем автомобиле рекомендуется консультация и диагностика специалиста. Опытные мастера проведут ремонт транспортного средства быстро, качественно, в установленный срок. Они подберут нужную деталь, дадут гарантию на ее замену и ремонт. Вы не потратите ни своих сил, ни лишнего времени.

    Правильное положение детали

    Но если все-таки автовладелец желает сам заняться диагностикой, ремонтом неисправностей и заменой запчастей, стоит предварительно ознакомиться с характеристиками и строением своей машины, почитать специализированную литературу. В сети интернет сейчас существует множество статей и форумов о ремонте автомобилей, где можно обсудить любую проблему.

    Если вы не знаете, что куда крепится и как одна деталь меняется на другую, то самостоятельно за подобную работу лучше не браться, иначе вы не устраните проблему, а причините ощутимый вред своему транспортному средству.

    В качестве заключения

    Рулевая рейка — очень важная деталь, и нельзя допустить ни малейшей оплошности при ее ремонте. Все должно быть сделано качественно и правильно, иначе рейка выйдет из строя при эксплуатации авто на больших скоростях. В результате этого водитель утратит контроль над управлением транспортным средством и все может закончиться довольно плачевно.

    Мастер разбирает узел

    Все это еще раз доказывает, что лучше доверить ремонт транспорта профессиональным фирмам, мастерам, имеющим опыт в проведении подобной работы. Так вы сэкономите время и не станете подвергать опасности свою жизнь и жизнь своих близких.

    Восстановление или замена рулевого механизма ВАЗ-2109, ВАЗ-2110

    За возможность совершать маневры и менять направление движения у автомобиля отвечает рулевой механизм.

    Тип и особенности конструкции рулевого механизма

    Типов, применяемых рулевых механизмов несколько, наибольшее же распространение у легковых автомобилей получил механизм типа «шестерня-рейка».

    Именно такой тип рулевого механизма применяется на отечественных автомобилях ВАЗ-2109, ВАЗ-2110.

    Работа такого устройства сводится к преобразованию вращательного движения шестерни, которая связана с рулевой колонкой, в продольное движение зубчатой рейки.

    Вращаясь, шестерня перемещает рейку, а та посредством тяг заставляет проворачиваться вокруг оси поворотные кулаки, связанные с передними колесами.

    Особенностью данной конструкции является плотное взаимодействие зубцов шестерни с рейкой. Появление больших люфтов в этой паре приводит к осложнению управления автомобиля, что сказывается на безопасности движения.

    Поэтому при появлении признаков неисправности данного механизма, производится комплекс восстановительных мероприятий, по сути, производится замена рейки рулевой ВАЗ-2110, или более ранней модели – ВАЗ-2109.

    Хотя не всегда требуется замена рейки, иногда достаточно использовать ремкомплекты, позволяющие снизить или убрать люфт.

    Конструкция и принцип работы

    Чтобы было понятнее, следует вначале рассмотреть конструкцию и принцип действия рулевого механизма автомобилей ВАЗ.

    Итак, весь рулевой механизм располагается в картере. Этот картер закреплен при помощи скоб к задней стенке моторного отсека. Для крепления картера на его концах одеты съемные упоры. Внутри же его установлена рейка с зубчатым сектором.

    С правой стороны картера имеется специальный отлив, внутрь которого помещен вал с зубьями, то есть один край вала выполняет роль шестерни.

    Своими зубьями вал входит в зацепление с зубчатым сектором рейки. Чтобы обеспечить должное зацепление в картер помещен подпружиненный упор, который поджимает рейку к шестерне.

    На другом конце вала с зубьями сделаны шлицы, посредством которых он соединяется с валом рулевой колонки.

    С левой стороны в картере имеется продолговатая прорезь. Через эту прорезь можно увидеть саму рейку.

    С этой же стороны в рейке имеется два отверстия с резьбой для крепления рулевых тяг.

    Посредством соединительной пластины и двух болтов к рейке крепятся рулевые тяги.

    Чтобы снизить передачу колебаний от колес на рулевой механизм и далее на руль – в рулевые тяги со стороны их крепления к рейке установлены сайлентблоки.

    Поскольку данный механизм «боится» пыли и грязи, ведь в результате ее попадания внутрь возможен износ зубчатого сектора и зубьев шестерни, прорезь картера закрыта резиновым пыльником, в котором проделаны отверстия под болты крепления.

    Соединение зубчатого сектора с шестерней производится только с одной стороны, где путем упора исключается поперечный люфт рейки, а поскольку длина ее большая, то с другой стороны для предотвращения этого люфта используются пластиковые втулки.

    Чтобы понять, как все работает, рассмотрим ситуацию с поворотом вправо.

    Водитель начинает вращать руль, это вращательное движение полностью передается на вал шестерни механизма.

    Шестерня начинает вращаться по часовой стрелке, а поскольку имеется зубчатое соединение ее с рейкой, то она заставляет смещаться рейку влево.

    Рейка смещаясь, тянет рулевые тяги, поскольку она с ними соединена болтами.

    Рулевые тяги, перемещаясь влево вместе с рейкой, посредством поворотных кулаков обеспечивают поворот колес.

    Неисправности, их признаки

    Неисправностей, которые могут возникнуть с самим механизмом не так уж и много. Однако они могут возникнуть не только с ним, но и остальными элементами рулевого управления – тягами, шаровыми опорами, рулевой колонкой.

    Поэтому при их появлении следует проверять все элементы.

    • Увеличение свободного хода руля может указывать на износ зубчатого сектора из-за попадания пыли и грязи внутрь механизма, а также увеличение зазора между рейкой и ее упором. В таком случае уменьшается зацепление рейки с шестерней. Также такая неисправность может указывать на износ сайлентблоков рулевых тяг или послабление крепления шаровых опор в поворотном кулаке;

    • Стуки и шум со стороны рулевого управления при движении может указывать на появление зазора между упором и рейкой, износ пластиковой втулки рейки. Стук также может появиться из-за сильного износа сайлентблоков тяг, шаровых опор, или в случае послабления крепления вала шестерни к валу рулевой колонки;

    • Тугое вращение руля обычно указывает на повреждение втулки рейки, повреждение подшипника вала шестерни. Но виной также могут быть шаровые опоры, подшипники стойки подвески.

    Перед началом ремонтных работ сначала следует определить, какой из элементов неисправен.

    Если рулевые тяги, шаровые опоры и рулевая колонка подозрений не вызывают, то следует искать причину в самом механизме. Но для этого он должен быть извлечен с автомобиля.

    Инструменты и материалы

    Перечень необходимого инструмента во многом зависит от того, будет производиться замена рулевого механизма или будет выполняться его ремонт.

    Так, для замены потребуется всего лишь головка на 13 с воротком и рожковый ключ того же размера, а также ключ на 22 и отвертка.

    А вот при восстановительных работах инструментов понадобится значительно больше:

    • Набор рожковых и шестигранных ключей, набор головок;
    • Молоток;
    • Съемник;
    • Тиски слесарные;
    • Домкрат;
    • Узкое зубило (до 7 мм);
    • WD-40;
    • Ветоши;
    • Смазка для подшипников (Феол или др.)

    Помимо инструментов понадобятся также и ремкомплект для рулевого механизма.

    Эти ремкомплекты разделяются на малый и большой, хотя разница между ними незначительная.

    В состав малого ремкомплекта входят:

    1. Все резиновые уплотнители;
    2. Пружина и заглушка упора рейки;
    3. Пластиковая втулка рейки;
    4. Стопорное кольцо вала шестерни.

    Большой же ремкомплект включает также наличие вала с зубьями шестерни и саму рейку.

    Одного ремкомплекта для восстановления работоспособности механизма будет недостаточно, понадобятся также сайлентблоки рулевых тяг, пыльник механизма и хомуты для него.

    В независимости от того механизм будет меняется или будет подвергаться ремонту, для начала его нужно снять с автомобиля.

    На каком авто будет производиться снятие – ВАЗ-2109 или ВАЗ-2110, особой разницы нет.

    Демонтаж рулевой рейки ВАЗ 2109, 2110

    Автомобиль должен быть обездвижен – для этого он ставится на ручник и под колеса кладутся упоры.

    Далее передок автомобиля выдомкрачивается с обеих сторон и снимаются передние колеса.

    Затем отворачиваются болты крепления шаровых опор механизма к поворотным кулакам. Далее опоры нужно вытянуть из посадочных мест, для этого используется съемник.

    Следующим этапом будет откручивание болта крепления рулевой колонки к валу шестерни механизма. Располагается он в салоне возле пола, в месте вхождения вала колонки в пол. Болт выкручивается полностью и извлекается.

    Затем нужно открутить болты скоб, которыми механизм крепится к задней стенке. Скобы тоже снимаются. После этого нужно потянуть механизм вниз и на двигатель, чтобы снять вал шестерни с посадочного места в валу колонки.

    Разъединив механизм с рулевой колонкой, можно извлечь его через технологическое отверстие в подкрылках, через которые выходят рулевые тяги.

    После извлечения рулевого механизма, он зажимается в тисках, затем откручиваются болты крепления рулевых тяг, и они снимаются.

    Если производится замена рулевого механизма, то берется новый механизм, к нему присоединяются рулевые тяги и он устанавливается на место.

    Разборка рулевой рейки

    Если же решено произвести ремонт, то дальнейшая последовательность действий такова:

    • Шестигранным ключом выкручивается заглушка упора рейки и извлекается пружина, находящаяся под ней.

    • Далее ударом по корпусу через деревянную проставку выбивается сам упор.

    • С левой стороны механизма с него снимается опора крепления и удаляется заглушка.

    • Срезаются пластиковые хомуты пыльника, и он снимается с картера.

    • Извлекаются пыльник и уплотняющее кольцо вала шестерни.

    • Затем снимается стопорное кольцо вала и выкручивается гайка крепления подшипника вала.

    • Далее ключом на 14 выворачивается вал с шестерней и подшипником.

    • После извлечения шестерни из картера вынимается сама рейка. Далее уже извлекается с картера пластиковая втулка рейки.

    • Чтобы снять подшипник с вала шестерни, нужно снять стопорное кольцо, а после стянуть с вала подшипник при помощи съемника.

    • Сборка механизма производится в обратной последовательности, но с использованием ремкомплекта. Меняются подшипники, используются новые подшипники, втулки, уплотнители и стопорные кольца.

    Особенность снятия рулевой рейки на ВАЗ-2109 (карбюратор)

    При замене рулевого механизма на ВАЗ-2109 владельцам можно поступить несколько проще.

    Не обязательно снимать полностью рулевые тяги с авто вместе с механизмом.

    Перед началом демонтажа достаточно снять с авто корпус воздушного фильтра на карбюраторе.

    Это обеспечит доступ к болтам крепления тяг к рейке.

    Выкрутив их, тяги отсоединяются от рейки, а далее выкручиваются болты крепления механизма и вала шестерни, снимаются скобы и механизм извлекается, без надобности выдомкрачивания и снятия тяг с поворотных кулаков.

    Советы по выбору механизма, ремкомплекта

    Длительная эксплуатация механизма после восстановления или ремонта зависит не только от правильности проведения работ, а и от качества изготовления механизма или ремкомплекта.

    Если приобрести дешевую продукцию, то вполне вероятно, что в ближайшее время проблемы с механизмом возникнут снова, выполненные ремонтные работы будут просто безрезультатно потраченным временем и деньгами.

    Поэтому к выбору механизма или ремкомплекта следует подходить ответственно.

    Большинство автолюбителей советуют при замене рулевого механизма приобретать либо механизм, сделанный заводом-изготовителем, либо механизм производства СС 20 – фирмы, занимающейся выпуском комплектующих отечественных авто.

    А вот механизм производства Фенокс автолюбители не жалуют, очень часто попадаются бракованные или быстро выходят из строя.

    Но, приобретая новый механизм, следует поинтересоваться сертификатом качества, посмотреть, имеются ли упаковке отметки отдела контроля качества.

    Подозрительные рулевые механизмы, без каких-либо отметок, пусть и стоящий дешевле брать не стоит, как правило они сразу же начинают стучать.

    То же и касается комплектов для восстановления, зачастую дешевым ремкомплектом восстановить работоспособность механизма можно разве что ненадолго.

    Ваз 21099: ремонт рулевой рейки быстро и просто

    Рулевая рейка ваз 21099 без ГУР

    Рулевая рейка на ваз21099 это основа рулевого управления, она выполняет такие функции: повышает усилия, прилагаемые к рулевой баранке; передает эти усилия к приводу руля; обеспечивает самопроизвольное возвращение рулевого колеса в среднее положение (нейтральное) после снятия нагрузки. Однако ее механизм доставляет много неприятностей владельцам переднеприводных моделей ВАЗ, появляются увеличенные люфты, которые являются источником стуков, а так же плохой управляемости машины.
    На СТО одни работники рекомендуют менять рейку немедленно (их большинство), другие уверяют, что вполне достаточно регулировки, и можно еще ездить и ездить. Наша инструкция поможет вам разобраться во всем самостоятельно, выполнить ремонт, либо замену своими руками, а так же сэкономить ваши средства.

    Особенности и устройство

    Начнем изучение механизма с его устройства (фото внизу).

    Устройство рулевого управления переднее приводного автомобиля ВАЗ

    Этот тип механизма самый распространенный, из устанавливаемых на легковые авто:

    • Реечный механизм включает рулевую рейку и шестерню
    • Шестерня располагается на валу рулевой баранки и постоянно в зацеплении с зубчатой рейкой

    Работа механизма происходит таким образом:

    • Когда вы вращаете рулевую баранку, рейка смещается влево или вправо
    • Вместе с рейкой перемещаются прикрученные к ней тяги привода руля, они поворачивают управляемые (передние) колеса

    Отличительными особенностями такого механизма являются:

    • Простота устройства
    • Высокий КПД
    • Высокая жесткость
    • Склонность к вибрации
    • Повышенная чувствительность к ударам (ударным нагрузкам) которые возникают от неровностей дорожного покрытия

    Устанавливается такой тип механизма только на переднеприводных машинах, имеющих независимую подвеску передних (управляемых) колес.

    Характерные неисправности

    Рассмотрим типичные неисправности рулевой рейки ваз 21099 без ГУР:

    • Стуки при движении машины (с правой стороны чаще)
    • Повышенный люфт рулевого колеса (от этого — виляние машины в стороны на скорости, увод в сторону, полная невозможность отрегулировать «развал – схождение»)
    • «Закусывание» при вращении рулевого вала (возникают трудности с управлением авто, и вероятность заклинивания руля прямо на ходу)
    • Износ ее внутренних частей и прочие

    Варианты ремонта

    В зависимости от характера и типа неисправности различают три вида ремонта:

    • Простая регулировка
    • Замена износившихся деталей при помощи ремонтного комплекта
    • Замена всего агрегата целиком

    Простая регулировка позволит вам устранить (выбрать) люфты, что на какое то время восстановит работоспособность агрегата. Однако при сильном износе (выработке) внутренних частей, регулировка может не убрать люфты, а сделать «тугой руль» (рулевая баранка требует повышенных усилий для поворота).
    Тут необходимо заменить ремонтный комплект. Целиком обычно меняют рулевую рейку, при ее деформации либо нарушении целостности ее корпуса.

    Снимаем рулевую рейку

    Для снятия агрегата с автомобиля ваз 21099 выполняем следующее:

    • Устанавливаем машину на яме либо эстакаде
    • Застопориваем ее ручным тормозом
    • Снимаем аккумулятор и воздушный фильтр (чтобы удобнее было работать)
    • Из салона автомобиля откручиваем болт, крепящий вал рулевой баранки к валу приводной шестеренки реечного механизма

    Откручиваем болт, крепящий вал рулевой баранки к приводной шестеренке реечного механизма

    • Расконтриваем болты, крепящие обе рулевых тяги к рулевому механизму, отверткой отгибаем концы (углы) стопорной пластинки

    Отверткой отгибаем концы стопорной пластинки

    • Ослабляем затяжку болтов и откручиваем болт крепления одной рулевой тяги
    • Отводим тягу
    • Заворачиваем болт, крепящий рулевую тягу на место, чтобы не сместить рулевую рейку
    • Повторяем процедуру со второй тягой
    • Отворачиваем гайки, крепящие механизм рулевого управления по паре с обеих сторон Отсоединяем вал приводной шестерни нашего механизма от вала колеса рулевого управления

    Отворачиваем с обеих сторон по две гайки, крепящих корпус агрегата

    • Вынимаем механизм через отверстие для рулевой тяги, расположенное в нише для правого колеса
    • Осматриваем состояние подушек и защитного пыльника рулевой рейки
    • Заменяем порванные, растрескавшиеся либо потерявшие упругость резиновые подушки и сам защитный пыльник

    Совет: Пыльник меняется без снятия агрегата с автомобиля. Чтобы облегчить установку резиновых подушек надо смочить их мыльным раствором.

    • Чтобы заменить пыльник, перекусываем пластмассовые ремешки (хомуты), расположенные по его краям (они одноразовые)

    Перекусываем одноразовые пластиковые ремешки (хомуты)

    Теперь, если вы решили менять агрегат целиком – прикручивайте новый в обратном порядке, если нет, переходите к разборке.

    Разбираем рейку

    Прежде чем разбирать механизм приобретите полный ремонтный комплект, цена сравнительно небольшая, по сравнению со стоимостью нового механизма, а так же найдите специальные ключи для разборки и регулировки, затем действуйте в такой последовательности:

    Полный ремонтный комплект реечного механизма ваз 21099

    • Снимаем кожух (чехол) как описано выше

    • Затем снимаем защитный колпачок и опору с левой стороны корпуса
    • С помощью специального регулировочного ключа с восьмигранной головкой под ключ «17», откручиваем гайку упора и вынимаем ее

    Откручиваем и вынимаем гайку упора

    • Вынимаем пружину, затем стопорное кольцо
    • Ударив корпусом, о деревянную дощечку, выбиваем из гнезда упор рейки
    • В его кольцевой проточке находится уплотнительное резиновое кольцо
    • Теперь снимаем уплотнитель щитка
    • Поддеваем отверткой и снимаем пыльник шестеренки
    • Затем снимаем стопорную шайбу
    • Для откручивания гайки, крепящей подшипник шестерни, используем специальный ключ имеющий восьмигранную головку на «24» (и диаметр внутреннего отверстия не менее 18,5 миллиметров под вал шестерни)

    Откручиваем гайку, крепящую подшипник шестерни

    • Выкручиваем гайку, крепящую подшипник шестерни, вынимаем ее с вала
    • Ухватившись за лыску шестеренки ключом «на 14»,опираем его о монтажную лопатку, и таким образом вынимаем шестерню вместе с подшипником из корпуса

    Вынимаем шестерню с подшипником из корпуса

    • Затем достаем рейку, вытаскиваем ее по ходу движения (в направлении левого колпачка)
    • Поддеваем плоской отверткой опорную втулку механизма
    • Выводим выступы втулки из отверстий корпуса
    • Достаем втулку
    • Прежде чем установить новую втулку в корпус наденьте на нее новые резиновые демпфирующие кольца, чтобы их тонкая часть располагалась напротив разреза втулки

    Устанавливаем новые демпфирующие колечки, тонкой частью напротив разреза

    • Установите на место втулку, следите, чтобы ее выступы попали в отверстия корпуса
    • Разрежьте демпфирующие кольца по втулке и удалите отрезанные части
    • Затем снимите с вала шестерни стопорное колечко
    • Воспользовавшись двулапым съемником, спрессуйте шариковый подшипник
    • Чтобы выпрессовать игольчатый подшипник понадобится специальный съемник
    • При отсутствии такового, просверлите в торце корпуса два отверстия двухмиллиметровым сверлом, чтобы они попадали на торец кольца подшипника
    • Выбиваем подшипник из корпуса через отверстия
    • Обязательно промываем полости корпуса
    • Отрезком трубы нужного диаметра запрессовываем новый игольчатый подшипник
    • Чтобы залепить отверстия в корпусе пригодится «холодная сварка» либо «быстрая сталь»
    • Обильно смазываем зубья рейки, подшипников и приводной шестерни смазкой (рекомендуется ФИОЛ-1)
    • А полость, расположенную над гайкой крепления подшипника приводной шестерни заполняем смазкой УНИОЛ-1
    • Затем собираем агрегат в обратной последовательности
    • Прикрепляем защитный чехол на место и зажимаем его хомутами

    Важно: Когда устанавливаете рулевую колонку, рулевая баранка должно располагаться по центру, при этом иметь одинаковое количество оборотов в обе стороны (при этом допустимы небольшие отклонения, их можно исправить регулировкой «развал — схождения»). Крепите рулевые тяги к механизму в таком положении, чтобы их оси были параллельны корпусу.

    Регулировка

    Для выполнения регулировки делаем следующее:

    • Закрепляем в тисках рулевую рейку, подкладываем деревянные бруски (чтоб не повредить корпус), шевелиться при этом она не должна
    • Беремся руками за ее тяги (они же усы) и пошатываем их, таким образом, определяем величину люфта

    Чтобы убрать люфты рулевой рейки понадобится специальный ключ:

    • Вставляем его и прокручиваем против часовой стрелки на 10-15 град.
    • Затем снова пошатываем тяги руками
    • Если люфт рейки по-прежнему присутствует, тогда снова подтягиваем рейку еще на 10-15 град.
    • Повторяем процедуру до полного исчезновения люфта в рейке
    • Конкретного момента затяжки просто не существует, выработка абсолютна разная в каждом отдельном случае
    • Однако перетягивать ее не рекомендуется, иначе руль будет вращаться туго
    • После регулировки обязательно накерните упорную гайку, обмяв резьбу корпуса

    Штатная инструкция по регулировке рейки написанная в сервисном руководстве:

    • Снимаем рулевой механизм с авто
    • Устанавливаем рейку в центральное положение
    • Определяется оно размером (87±0,25) миллиметров от оси шестерни до самого торца рейки
    • Нагружаем рейку усилием (500±20) Ньютонов, при помощи спецприспособления, либо (51±2) кгс, приложенного на расстоянии 84 миллиметра от оси шестеренки в направлении упора рейки
    • Допустимый зазор при этом между гайкой и самим упором составляет 0,2 миллиметра
    • Максимально допустимое смещение рейки, которое замерено через относительное смещение нажимного пуансона, должно не превышать 0,16миллиметров

    По моему сильно заумно, да и прибор такой попробуй еще найди, поэтому идем по простому способу, либо уже описанному выше, либо следующему.

    Регулировка без снятия

    Несмотря инструкции и руководства, в которых написано, рулевой механизм следует непременно демонтировать для регулировки, народные умельцы придумали, как сэкономить массу времени и сил, подтягивая рейку прямо на автомобиле.
    Итак:

    • Наиболее удобный способ, достать до регулировочной гайки из смотровой ямы, то есть снизу
    • Так как регулировочная гайка находится снизу, то подтягиваем рейку в направлении по часовой стрелке
    • А если у вас получается добраться до гайки сверху, тогда крутите против часовой
    • Чтобы определить люфты рейки, воспользуйтесь не руками, а рулевой баранкой
    • А в целом все так же как в инструкции со снятым механизмом

    Обязательно посмотрите видео ремонт рулевой рейки ваз 21099, чтоб был до конца понятен процесс регулировки. На этом ремонт завершен.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: