Замена стартера lada 2115 (ваз 2115) своими руками

Замена стартера ваз 2115 (дополняю, временно каша)

Для замены стартера нам потребуется:

Трещотка+удлинители и головки на 10, 13 (в моем случае набор, купленный по акции)

3550 р.
Втулка стартера передняя 2108-1601220

Приступим.
Сначала всегда отсоединяем минусовой провод клеммы аккумуляторной батареи и только потом плюсовой, я снимаю акк для удобства и на его место кладу стартер не снимая с него клеммы)

Ослабляем хомут и отсоединяем патрубок воздушного фильтра

Откручиваем 2 болта крепления кожуха воздушного фильтра

Снимаем его, не забыв отсоединить — название нагуглю допишу

Отсоединяем “управляющую” клемму и если вы сняли аккумулятор — кладем на его место стартер не снимая плюсовой клеммы или снимаем ее и стартер

Отручиваем 3 болта крепления стартера на 13, два свеху:

Проблемный нижний гайка-болт) удобно открутился с помощью двух удлинителей вот так:

Всё “купал” в очистителе карбюратора

Не забываем про втулку, выкручиваем ее метчиком на 14 и ставим новую

Площадку, куда стартер прилегает, зачистил щеткой, потом тряпкой смоченной очистителем карбюратора и ставим наш стартер.

Запчасти

Лада 2115 2005, двигатель бензиновый 1.5 л., 77 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже

Комментарии 6

А втулку в кпп не менял что ли? Она должна быть в комплекте со стартером.

Машина у меня первая, не знал про нее и в комплекте не было.
Спасибо, поеду сегодня за втулкой.
Нашел видео, что старую втулку снимать метчиком 12х1,75 (если застряла).
Раз все равно снимать стартер, что еще полезного можно сделать?

Когда втулку поменяешь намазать место под вал.И желательно втулку подбирать ехать со стартером они иногда не подходят))) стоят рублей 30 наверно)

Машина у меня первая, не знал про нее и в комплекте не было.
Спасибо, поеду сегодня за втулкой.
Нашел видео, что старую втулку снимать метчиком 12х1,75 (если застряла).
Раз все равно снимать стартер, что еще полезного можно сделать?

Лайки вижу так чем все закончилось?)

Вроде все дописал, расписал. Стартер поменял, втулку поменял, на третьей фотке старая втулка на метчике.

а я один раз открутил нижний болт, и больше его туда не ставил)

Замена стартера ваз 2115 своими руками

Стартер на ВАЗ 2115 служит для запуска двигателя внутреннего сгорания. Он передает вращающее движение на коленчатый вал. При чрезмерном износе или поломках узла завести автомобиль становится невозможно или затруднительно.

Поэтому, как только появились первые симптомы неисправности, неотлагательно требуется уделить внимание узлу. Следует провести диагностику стартера и по ее результатам принять решение о дальнейшем ремонте или замене узла.

Проблемы со стартером и их устранение

В ситуации, когда стартер не крутит, а тяговые реле беспрерывно характерно щелкает, причиной почему авто не заводится является разрядившаяся аккумуляторная батарея. Низкий заряд АКБ не обеспечивает достаточный ток электродвигателю для проворачивания коленчатого вала. Для предотвращения перегрева электромотора тяговое реле отключается, что и создает щелкающий звук.

Появление посторонних шумов при работе стартера, сопровождающиеся снижением интенсивности вращения коленвала, является следствием износа или повреждения втулки. Для контроля ее состояния необходимо разобрать стартер и осмотреть поверхность контакта с валом на отсутствие задиров и прочих повреждений. При наличии любых дефектов рекомендуется замена втулки на новую.

Слабым местом в механической части является бендикс. Его шестерня изнашивается и повреждается. Выявить неисправность можно при внешнем осмотре бендикса. Особое внимание следует уделять состоянию зубьев шестеренки, которая изображена на фото ниже.

Частой проблемой электрического характера является пробой на корпус. Проверить изоляцию можно с помощью омметра или мультиметра. Если перечисленных приборов нет, то нижеприведенная схема подключения лампочки позволит выявить повреждения изоляции.

Внимание следует уделить щеточному узлу. Все щетки должны ходить без заеданий. Наличие оплавлений и прочих термических или механических повреждений направляющих недопустимо. При присутствии дефектов рекомендуется замена.

Щетки передают на коллекторные пластины большой ток. Это приводит к возникновению оплавлений и прочих термических повреждений на контактирующих поверхностях. Поэтому во время дефектовки наиболее важно осмотреть состояние коллектора и щеток.

Артикул и примерная цена на оригинальный стартер ВАЗ 2115

Оригинальный стартер ВАЗ 2115 имеет внутризаводскую маркировку 423.3708. Для карбюраторной версии автомобиля в продаже узел имеет артикул 2108370801006. Его цена составляет 2500 рублей.

Читайте также:
Замена термостата ваз 2109, 21099. видео инструкция по замене термостата на ваз самара (2108,2109,21099)

На автомобилях ВАЗ 2115, на которых стоит инжектор, используется усовершенствованный стартер. Он имеет планетарную передачу и обеспечивает более стабильное вращение коленчатого вала. Узел поступает в розничную продажу с артикульным номером 21130370801000. Его стоимость начинается от 5500 рублей.

Номер по каталогу и стоимость стартера от сторонних производителей

Согласно отзывам автовладельцев качество стартеров ВАЗ 2115 не соответствует их стоимости. Среди продукции имеется большое количество брака. Поэтому опытные водители рекомендуют приобретать аналоги фирменного изделия от сторонних производителей. Наилучшие альтернативные варианты родного стартера на ВАЗ 2115, хорошо зарекомендовавшие себя на автомобиле, представлены в таблице ниже.

Таблица — Хорошие аналоги оригинального стартера ВАЗ 2115

Производитель Артикул Примерная стоимость, рубль
Стартвольт LST0115 2800-3500
HC Parts CS332 2700-3600
As-pl S9008 1800-2500
Bosch 986014950 7500-10000
Lucas Electrical LRS00714 7200-9000

Требуемые инструменты

Для того, чтобы выполнить замену и ремонт своими руками, потребуются инструменты из таблицы ниже.

Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки

Название Примечание
Рожковый ключ «на 8», «на 10», «на 13»
Головка «на 13», «на 14», «на 15»
Трещотка С удлинителем
Силиконовая смазка Для работы с резиной
Плоскогубцы Можно заменить пассатижами
Отвертка С крестовым и плоским жалом
Накидной ключ «на 13», «на 14», «на 15»
Металлическая щетка и ветошь Для очистки загрязнений
Смазка проникающая Например, WD-40

Замена стартера ваз 2115 пошагово

Трещотка+удлинители и головки на 10, 13 (в моем случае набор, купленный по акции):

Замена стартера lada 2115 (ваз 2115)

ВАЗ 2115 — это одно из самых достойных детищ Волжского автопрома. В простонародье этот автомобиль называют пятнашкой, он поистине считается одним из самых востребованных и недорогих автомобилей на отечественном рынке, выпускаемый с 1997 года. Свою популярность автомобиль заслужил вполне честно, поскольку эксплуатация и ремонт не представляет особой проблемы владельцу авто. Однако существуют такие поломки, о которых должны знать все, кто имеет в своём подчинении этот замечательный автомобиль. Речь пойдёт о реле стартера, его поломках а также путях починки.

Сам по себе стартер представляет четырёхполюсный двигатель с постоянным током, который питается электричеством от батареи аккумулятора. Технический осмотр стартера необходимо делать через каждые 100 000 км пробега. По принципу своей работы стартер потребляет достаточно мощный ток, поэтому даже незначительные колебания сопротивления могут значительно снизить его производительность и привести к полной поломке. Для того, чтобы убедиться что поломка заключается именно в реле, необходимо сделать проверку. Однако, перед тем, как проводить данного рода проверки самостоятельно, будьте очень осторожны, чтобы исключить возможный травматизм. Включаем зажигание и поворачиваем ключ, если при этом стартер не работает, но на слух можно определить некие характерные щелчки, значит реле работает, а вот сам стартер придётся разбирать. Если же ситуация противоположная и при перемыкании контактов на задней стенке стартера, не снимая его с двигателя вы услышите как механизм закрутился, то вся проблема именно в реле.

Принцип работы тягового реле ВАЗ

Катушка стартера, которая получает электропитание от аккумулятора, создаёт магнитное поле, воздействующее на якорь. Он приходит в движение, сжимая при этом возвратную пружину, которая задействует бендикс, соединяющийся со шлицами венца маховика. Происходит замыкание контактов элементов, втягивающая обмотка остаётся без питания, но якорь остаётся внутри катушки, так как его удерживает сильное магнитное поле. После того, как двигатель запускается катушка теряет своё питание и якорь соответственно возвращается в своё первоначальное положение. При этом сам бендикс расцепляется.

Существует несколько вариантов проверки реле, по которым можно определить о его неисправности.

В большинстве автомобилей марки ВАЗ реле похожи между собой, отличаясь лишь способом крепления к стартеру. И к сожалению, поломки, которые касаются именно реле, в 95 % случаев заканчиваются именно его заменой. Но всё же, перед тем, как поставить данный диагноз, нужно убедиться ещё в одной исправности, а именно работоспособности контактов в месте пайки провода и клеммы. Зачастую, при окислении контакт теряется, и спаяв его заново можно избавиться от проблемы поломки реле стартера, при условии, что после данной процедуры автомобиль полностью работает.

Для ВАЗ 2115 рентабельнее произвести замену реле, чем его отремонтировать до того состояния, чтоб он исправно работал.

Выполнить такую замену помогут на любом СТО, однако стоит и стоит это удовольствие относительно дорого. Куда более дешёвым способом будет сделать всё своими руками. Если же хозяин автомобиля знает своего подопечного 2115 как говориться от и до, то такую замену можно произвести самостоятельно без особых усилий, зная конкретную последовательность действий.

Перед началом работы необходимо отключить питание от аккумулятора, потому что пока создаётся электрическая цепь, снимать стартер запрещено, поскольку можно полностью спалить всю проводку автомобиля.

  1. Очистить поверхность стартера от грязи и пыли;
  2. Открутить гайку с болта реле и снять его контакт;
  3. Открутить винты, которые крепят реле к телу стартера;
  4. Снять с торца гайки и разделяем стартер на 2 части;
  5. Изъять старый сердечник и на его место поставить новый;
  6. Собрать все компоненты в обратном порядке и проверить исправность, подключив к аккумулятору;
  7. Установить стартер с заменённым реле на двигатель автомобиля и проверить работу.

Таким образом, придерживаясь точных рекомендаций, можно выполнить замену реле стартера самому, однако перед началом съёма и разбора самого стартера нужно проверить по показателям, которые описаны выше, и убедиться, что вся проблема именно в этой детали автомобиля, иначе попусту затраченные силы не решат основной проблемы. Если же проблема вами не выявлена, то опытные сотрудники СТО всегда помогут и сделают всё необходимое за вас!

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Рано или поздно наступает то время, когда вашему транспортному средству требуется обслуживание или ремонт и такая деталь как стартер ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 или какой-то другой тоже не исключение.

Неисправности стартера происходят довольно часто, то втягивающее реле барахлит, то втулки разбило, а бывает и такое, что вообще не крутит стартер ВАЗ 2114.

Конечно, неисправности бывают разные и можно обратится за помощью к специалистам на станцию техобслуживания, но ведь можно и сделать небольшой ремонт стартера ВАЗ 2114 и самостоятельно, тем более в некоторых случаях это не составляет не какого труда при этом вы даже сэкономите определенное количество денежных средств.

Стартер ВАЗ 2114 не крутит, причины и неисправности

Конечно перед снятием стартера нужно выяснить может дело совсем и не в нем, а для этого нужно хоть немного знать какие у него бывают неисправности.

Основные неисправности стартера ВАЗ 2114

  • Неисправен бендикс (обгонная муфта).
  • Замкнула обмотка статора или якоря.
  • Неисправно втягивающее реле .
  • Износ или зависание щеток.
  • Износ втулок.

Все эти неисправности относятся к стартеру, но бывают и другие причины при которых не крутит стартер это окисление или плохой контакт на клеммах аккумуляторной батареи или вообще полный ее разряд, обрыв проводов питания которые подходят к стартеру, а возможно неисправен и замок зажигания или его контактная группа.

Такие причины как окисление клемм аккумулятора легко устраняются самостоятельно, для этого их надо всего-навсего почистить и смазать техническим вазелином или литолом, что у вас имеется в наличии, а разряженный АКБ разумеется зарядить.

Если причина возникла в контактной группе, можно попробовать зачистить контакты, но если это не помогло, то скорее всего она подлежит замене, а возможно придется и полностью заменить замок зажигания.

Неисправности, которые связаны непосредственно со стартером без его снятия устранить будет невозможно, поэтому этот момент рассмотри более подробно.

Как снять стартер ВАЗ 2114, подробная инструкция

На самом деле снятие стартера совсем несложная процедура и при этом вам даже не понадобится яма или эстакада, все будет делаться в подкапотном пространстве.

Открываем капот, отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора. Отворачиваем хомут воздуховода, который подходит к корпусу воздушного фильтра .

Так же откручиваем сам корпус фильтра он крепится спереди на двух болтиках, а сзади снизу на резиновом соединении, после чего вытаскиваем его. Теперь вы сможете легко добраться до самого стартера.

Дальше, что нужно сделать, это отвернуть провод питания, который подходит к втягивающему реле ключиком на тринадцать, а также выдернуть разъем, он находится рядом.

Теперь можно отвернуть стартер ВАЗ 2114, ВАЗ 215 в зависимости от вашей модели, он крепится на трех шпильках, для этого отворачиваем гаечки и теперь можно смело вытаскивать его для дальнейшего ремонта.

После замены негодной детали устанавливаем его в обратной последовательности. Более подробную инструкцию по замене щеток, бендикса и других деталей мы расскажем в следующих статьях. Удачной дороги и без поломок.

Устройство и крепление стартера на всех переднеприводных автомобилях с 8-клапанным двигателем практически одинаково и процедура замены на ВАЗ 2114 не будет сильно отличаться от этой же операции на другом авто, таком как ВАЗ 2110 или Калина. Для этого понадобится обычный ключ на 13, а также можно использовать головку с трещоточной рукояткой, чтобы сделать все быстро и удобно.

Добираться до стартера на ВАЗ 2114 не очень удобно, так как будет мешаться корпус воздушного фильтра. Его необходимо будет снять, чтобы получить свободный доступ. После того, как ничего не мешается, можно откручивать крепления клемм к втягивающему реле. Они крепятся гайками, которые необходимо открутить:

Когда гайка откручена, необходимо отсоединить еще один проводок, который находится выше, он виден также на фото:

Теперь необходимо открутить гайки крепления стартера к корпусу коробки передач, как это представлено на фотографии ниже более наглядно:

Есть стартеры, которые крепятся на 2 шпильках, а есть — на трех. Так что это стоит иметь ввиду при демонтаже. Когда все гайки откручены, можно аккуратно снимать стартер со шпилек и вынимать из подкапотного пространства:

Если его необходимо заменить, то покупаем новый, цена которого примерно составляет 3000 рублей и производим установку в обратной последовательности.

Стартер ВАЗ 2115

Стартер на ВАЗ 2115 служит для запуска двигателя внутреннего сгорания. Он передает вращающее движение на коленчатый вал. При чрезмерном износе или поломках узла завести автомобиль становится невозможно или затруднительно.

Поэтому, как только появились первые симптомы неисправности, неотлагательно требуется уделить внимание узлу. Следует провести диагностику стартера и по ее результатам принять решение о дальнейшем ремонте или замене узла.

Проблемы со стартером и их устранение

В ситуации, когда стартер не крутит, а тяговые реле беспрерывно характерно щелкает, причиной почему авто не заводится является разрядившаяся аккумуляторная батарея. Низкий заряд АКБ не обеспечивает достаточный ток электродвигателю для проворачивания коленчатого вала. Для предотвращения перегрева электромотора тяговое реле отключается, что и создает щелкающий звук.

Появление посторонних шумов при работе стартера, сопровождающиеся снижением интенсивности вращения коленвала, является следствием износа или повреждения втулки. Для контроля ее состояния необходимо разобрать стартер и осмотреть поверхность контакта с валом на отсутствие задиров и прочих повреждений. При наличии любых дефектов рекомендуется замена втулки на новую.

Слабым местом в механической части является бендикс. Его шестерня изнашивается и повреждается. Выявить неисправность можно при внешнем осмотре бендикса. Особое внимание следует уделять состоянию зубьев шестеренки, которая изображена на фото ниже.

Частой проблемой электрического характера является пробой на корпус. Проверить изоляцию можно с помощью омметра или мультиметра. Если перечисленных приборов нет, то нижеприведенная схема подключения лампочки позволит выявить повреждения изоляции.

Внимание следует уделить щеточному узлу. Все щетки должны ходить без заеданий. Наличие оплавлений и прочих термических или механических повреждений направляющих недопустимо. При присутствии дефектов рекомендуется замена.

Щетки передают на коллекторные пластины большой ток. Это приводит к возникновению оплавлений и прочих термических повреждений на контактирующих поверхностях. Поэтому во время дефектовки наиболее важно осмотреть состояние коллектора и щеток.

Артикул и примерная цена на оригинальный стартер ВАЗ 2115

Оригинальный стартер ВАЗ 2115 имеет внутризаводскую маркировку 423.3708. Для карбюраторной версии автомобиля в продаже узел имеет артикул 2108370801006. Его цена составляет 2500 рублей.

На автомобилях ВАЗ 2115, на которых стоит инжектор, используется усовершенствованный стартер. Он имеет планетарную передачу и обеспечивает более стабильное вращение коленчатого вала. Узел поступает в розничную продажу с артикульным номером 21130370801000. Его стоимость начинается от 5500 рублей.

Номер по каталогу и стоимость стартера от сторонних производителей

Согласно отзывам автовладельцев качество стартеров ВАЗ 2115 не соответствует их стоимости. Среди продукции имеется большое количество брака. Поэтому опытные водители рекомендуют приобретать аналоги фирменного изделия от сторонних производителей. Наилучшие альтернативные варианты родного стартера на ВАЗ 2115, хорошо зарекомендовавшие себя на автомобиле, представлены в таблице ниже.

Таблица — Хорошие аналоги оригинального стартера ВАЗ 2115

Производитель Артикул Примерная стоимость, рубль
Стартвольт LST0115 2800-3500
HC Parts CS332 2700-3600
As-pl S9008 1800-2500
Bosch 986014950 7500-10000
Lucas Electrical LRS00714 7200-9000

Требуемые инструменты

Для того, чтобы выполнить замену и ремонт своими руками, потребуются инструменты из таблицы ниже.

Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки

Название Примечание
Рожковый ключ “на 8”, “на 10”, “на 13”
Головка “на 13”, “на 14”, “на 15”
Трещотка С удлинителем
Силиконовая смазка Для работы с резиной
Плоскогубцы Можно заменить пассатижами
Отвертка С крестовым и плоским жалом
Накидной ключ “на 13”, “на 14”, “на 15”
Металлическая щетка и ветошь Для очистки загрязнений
Смазка проникающая Например, WD-40

Процесс замены стартера

Для того, чтобы снять и смонтировать стартер на ВАЗ 2115, необходимо следовать инструкции, которая представлена ниже.

  • Затянуть стояночный тормоз, зафиксировав автомобиль на месте.
  • Открыть капот.
  • Снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Для удобства проведения работ многие автовладельцы рекомендуют производить демонтаж АКБ. В таком случае потребуется отсоединить и плюсовую клемму от батареи.
  • Разъединить клеммную колодку датчика массового расхода воздуха.

  • Для получения доступа к месту где находится стартер потребуется снять воздушный фильтр, предварительно отсоединив воздуховод.

  • Изъять из крепежа металлическую гофру воздуховода.

  • Отсоединить разъем от втягивающего реле и открутить силовой провод.

  • Используя трещотку с удлинителем, открутить крепления стартера.

  • Вынуть стартер с моторного отсека.
  • Установить новый узел взамен старого.

  • Собрать все в порядке обратном снятию.
  • Проверить работоспособность стартера, осуществив пробный запуск двигателя внутреннего сгорания.


При попытке снять стартер автовладельцы часто сталкиваются с прикипанием его креплений. В таком случае потребуется доступ со стороны днища машины. Для этого ВАЗ 2115 следует установить на подъемник, смотровую яму или эстакаду.

Самостоятельное снятие стартера ВАЗ 2115

Речь пойдет о снятии стартера ВАЗ 2115 при возникновении необходимости ремонта или его замены. Снятие стартера различно на разных автомобилях: на одних эта процедура выполняется просто, на других вызывает необходимость разборки практически всего двигателя.

Стоит ознакомиться: Проверка стартера

Необходимые инструменты:

  • ключ на «8», «13»;
  • ключ, оснащенный удлинителем и трещоткой, а также имеющий набор насадок «13», «14» или «15» (в зависимости от года выпуска автомобиля).

Алгоритм снятия стартера на ВАЗ 2115

  1. Снятие будет выполняться сверху без разбора защиты. Чтоб все обесточить, отключить минусовую клемму с аккумулятора.
  2. Демонтировать воздушный фильтр, для этого, используя ключ на «8», выкрутить 2 болта.

  1. Ослабить хомут от ДМРВ, убрать с корпуса датчика защищавшую его гофру.
  2. Отсоединить разъем ДМРВ, извлечь из гнезда крепеж фильтра, выполненный из резины.

  1. Осторожно снять металлическую гофру воздуховода.
  2. Ключом на «13» открутить плюсовой провод втягивающего реле, снять гнездо с красным проводом.

Также ознакомьтесь

  1. Чтоб убрать сам стартер, нужно воспользоваться ключом с удлинителем и трещоткой (им легче выкрутить верхние и нижние гайки).

  1. Снять стартер ВАЗ 2115. После этого нужно либо его отремонтировать, либо сразу заменить новым.

Выполнить сборку в обратном порядке. После этого проверить, в каком состоянии находятся крепления провода массы к мотору, по необходимости зачистить его и подтянуть саму гайку.

Снятие стартера ВАЗ 2115 на видео:

Рекомендуем почитать

Выполнять выше обозначенное действие следует для того, чтоб обнаружить неисправности при диагностике или ремонте топливной системы и конкретно в систе .

Заменять расширительный бачок на ВАЗ 2115 требуется при нарушении его герметичности, обнаружении трещин или подтеков, падении уровня охлаждающей .

Ранее речь шла о неисправностях сцепления, о его регулировке. В этой статье будет рассказано о замене сцепления на ВАЗ. .

Кочерга» (металлическая упора капота) заставляет чувствовать себя неуютно многих автовладельцев. Чтоб избавиться от нее, нужно установить .

Стартёр на ваз 2115 — устройство, ремонт, стоимость

Стартер на ВАЗ 2115 служит для запуска двигателя внутреннего сгорания. Он передает вращающее движение на коленчатый вал. При чрезмерном износе или поломках узла завести автомобиль становится невозможно или затруднительно.

Поэтому, как только появились первые симптомы неисправности, неотлагательно требуется уделить внимание узлу. Следует провести диагностику стартера и по ее результатам принять решение о дальнейшем ремонте или замене узла.

Проблемы со стартером и их устранение

В ситуации, когда стартер не крутит, а тяговые реле беспрерывно характерно щелкает, причиной почему авто не заводится является разрядившаяся аккумуляторная батарея. Низкий заряд АКБ не обеспечивает достаточный ток электродвигателю для проворачивания коленчатого вала. Для предотвращения перегрева электромотора тяговое реле отключается, что и создает щелкающий звук.

Появление посторонних шумов при работе стартера, сопровождающиеся снижением интенсивности вращения коленвала, является следствием износа или повреждения втулки. Для контроля ее состояния необходимо разобрать стартер и осмотреть поверхность контакта с валом на отсутствие задиров и прочих повреждений. При наличии любых дефектов рекомендуется замена втулки на новую.

Слабым местом в механической части является бендикс. Его шестерня изнашивается и повреждается. Выявить неисправность можно при внешнем осмотре бендикса. Особое внимание следует уделять состоянию зубьев шестеренки, которая изображена на фото ниже.

Частой проблемой электрического характера является пробой на корпус. Проверить изоляцию можно с помощью омметра или мультиметра. Если перечисленных приборов нет, то нижеприведенная схема подключения лампочки позволит выявить повреждения изоляции.

Внимание следует уделить щеточному узлу. Все щетки должны ходить без заеданий. Наличие оплавлений и прочих термических или механических повреждений направляющих недопустимо. При присутствии дефектов рекомендуется замена.

Щетки передают на коллекторные пластины большой ток. Это приводит к возникновению оплавлений и прочих термических повреждений на контактирующих поверхностях. Поэтому во время дефектовки наиболее важно осмотреть состояние коллектора и щеток.

Артикул и примерная цена на оригинальный стартер ВАЗ 2115

Оригинальный стартер ВАЗ 2115 имеет внутризаводскую маркировку 423.3708. Для карбюраторной версии автомобиля в продаже узел имеет артикул 2108370801006. Его цена составляет 2500 рублей.

На автомобилях ВАЗ 2115, на которых стоит инжектор, используется усовершенствованный стартер. Он имеет планетарную передачу и обеспечивает более стабильное вращение коленчатого вала. Узел поступает в розничную продажу с артикульным номером 21130370801000. Его стоимость начинается от 5500 рублей.

Номер по каталогу и стоимость стартера от сторонних производителей

Согласно отзывам автовладельцев качество стартеров ВАЗ 2115 не соответствует их стоимости. Среди продукции имеется большое количество брака. Поэтому опытные водители рекомендуют приобретать аналоги фирменного изделия от сторонних производителей. Наилучшие альтернативные варианты родного стартера на ВАЗ 2115, хорошо зарекомендовавшие себя на автомобиле, представлены в таблице ниже.

Таблица — Хорошие аналоги оригинального стартера ВАЗ 2115

Производитель Артикул Примерная стоимость, рубль
Стартвольт LST0115 2800-3500
HC Parts CS332 2700-3600
As-pl S9008 1800-2500
Bosch 986014950 7500-10000
Lucas Electrical LRS00714 7200-9000

Требуемые инструменты

Для того, чтобы выполнить замену и ремонт своими руками, потребуются инструменты из таблицы ниже.

Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки

Название Примечание
Рожковый ключ «на 8», «на 10», «на 13»
Головка «на 13», «на 14», «на 15»
Трещотка С удлинителем
Силиконовая смазка Для работы с резиной
Плоскогубцы Можно заменить пассатижами
Отвертка С крестовым и плоским жалом
Накидной ключ «на 13», «на 14», «на 15»
Металлическая щетка и ветошь Для очистки загрязнений
Смазка проникающая Например, WD-40

Процесс замены стартера

Для того, чтобы снять и смонтировать стартер на ВАЗ 2115, необходимо следовать инструкции, которая представлена ниже.

  • Затянуть стояночный тормоз, зафиксировав автомобиль на месте.
  • Открыть капот.
  • Снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Для удобства проведения работ многие автовладельцы рекомендуют производить демонтаж АКБ. В таком случае потребуется отсоединить и плюсовую клемму от батареи.
  • Разъединить клеммную колодку датчика массового расхода воздуха.

  • Для получения доступа к месту где находится стартер потребуется снять воздушный фильтр, предварительно отсоединив воздуховод.

  • Изъять из крепежа металлическую гофру воздуховода.

  • Отсоединить разъем от втягивающего реле и открутить силовой провод.

  • Используя трещотку с удлинителем, открутить крепления стартера.

  • Вынуть стартер с моторного отсека.
  • Установить новый узел взамен старого.

  • Собрать все в порядке обратном снятию.
  • Проверить работоспособность стартера, осуществив пробный запуск двигателя внутреннего сгорания.


При попытке снять стартер автовладельцы часто сталкиваются с прикипанием его креплений. В таком случае потребуется доступ со стороны днища машины. Для этого ВАЗ 2115 следует установить на подъемник, смотровую яму или эстакаду.

Как снять стартер ВАЗ 2115 своими руками

Ремонт автомобиля — не самое приятное занятие, однако ничего с этим не поделаешь, как говорится в старой доброй пословице: «Любишь кататься — люби и саночки возить!» Необходимость что-то ремонтировать рано или поздно возникает , при этом нередко процесс замены или ремонта усложнен не столько самим ремонтом, сколько процессом демонтажа и разборки. Если не знать, что, как, и где крепится, можно серьезно растянуть процесс ремонта.

Сегодня я расскажу о том, как снять стартер ВАЗ 2115 в случае необходимости его ремонта или полной замены. Отказ стартера неприятная поломка, после которой либо пробуй с толкача завести, либо буксируй до самого дома. В разных автомобилях снятие стартера отличается: в одних это — простая незамысловатая процедура, в других — сложный процесс, предусматривающий разборку чуть ли не целого двигателя. К счастью, снятие стартера на ВАЗ 2115 — не самая сложная операция и для ее выполнения не нужно много ума и времени.

Инструмент, который вам потребуется:

  1. Ключ на «8», «13».
  2. Ключ с удлинителем и трещоткой с набором насадок «13», «14» или «15» (зависит от года выпуска авто).

Как снять стартер на ВАЗ 2115 — пошаговая инструкция

1. Мы будем снимать стартер сверху без демонтажа защиты. Первым делом нужно все обесточить, поэтому как всегда снимаем «-» клемму с АКБ.

2. Далее снимите воздушный фильтр, для этого нужно открутить два болта ключом на «8».

3. Теперь необходимо ослабить хомут от ДМРВ и снять с корпуса датчика защитную гофру.

4. Отключите разъем ДМРВ и достаньте из гнезда резиновый крепеж фильтра.

5. Аккуратным движением снимите металлическую гофру воздуховода, затем демонтируйте воздушный фильтр.

6. Возьмите ключ на «13» и открутите «+» провод от втягивающего реле, затем снимите гнездо с красным проводом.

7. Для того чтобы открутить непосредственно сам стартер, я бы рекомендовал использовать ключ с удлинителем и трещоткой. Благодаря такому ключу легче выкручиваются верхние и нижние гайки.

8. Снимите стартер ВАЗ 2115, места у вас должно быть более чем.

Стартер снят, теперь у вас есть возможность либо заменить стартер, либо произвести его частичный ремонт и установить обратно.

Сборка производится в обратной последовательности. Во время сборки обратите внимание на состояние крепления провода массы к мотору, в случае необходимости произведите его зачистку или подтяжку самой гайки. Многие игнорируют это, однако следует понимать, что из-за плохого контакта у вас могут возникнуть проблемы, вплоть до полного выхода стартера из строя.

Правильная замена стартера на ВАЗ 2114

Стартер – необходимый элемент автомобиля, предназначенный для запуска двигателя от ключа зажигания. Вращение стартера передается на коленчатый вал через маховик.

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, в состав которого входят: статор (неподвижная часть, состоящая из обмоток); якорь (вал, в пазах которого расположены коллектор и обмотка); обгонная муфта (шестерня с механическим устройством) и втягивающее реле.

Неисправности

В процессе эксплуатации автомобиля возможны следующие неисправности стартера, которые могут повлечь его замену:

  • неисправна обгонная муфта;
  • замыкание обмоток статора или якоря;
  • значительный износ щёток.

Данные неисправности характеризуются следующими признаками:

  • якорь стартера медленно вращается;
  • слышны нехарактерные шумы при запуске двигателя.

В случае игнорирования медленного вращения якоря на дорогой ремонт в будущем, конечно, не нарвешься, но можно нарваться на такую неприятность, как заводить двигатель «с толкача». А вот в случае шумов – откладывать ремонт не стоит.

Вполне возможна, например, такая неисправность, как выламывание зубьев у шестерни механизма обгонной муфты и тут уже можно нарваться на дорогостоящую замену маховика. Однако, прежде чем покупать новый стартер необходимо убедиться, что не имеется возможности его отремонтировать!

Стоимость

Цены на стартеры для ВАЗ 2114 в интернет-магазинах находятся в диапазоне 2784…4520 рублей, а стоимость работ по его замене в среднем составляет 500 рублей.

Замена

Для того, чтобы немного сэкономить денежных средств, можно заменить стартер своими руками, тем более что для этого потребуются из инструмента:

  • ключи на 8 и на 13;
  • жидкость WD-40.

Работы лучше проводить под навесом или в гараже.

В связи с тем, что добраться до стартера не очень удобно, упростим себе задачу, сняв корпус воздушного фильтра. Для этого, отсоединяем контакты датчика массового расхода воздуха, освобождаем патрубки от корпуса, а затем ключом на 8 отворачиваем два болта крепления кронштейнов передних опор.

Проведя подготовительные работы, приступаем к основной – замене стартера. Работы выполняем в следующей последовательности:

  1. Обесточиваем электрическую цепь автомобиля, сняв с аккумулятора «минусовую» клемму.
  2. Обрабатываем WD-40 резьбовые соединения крепления стартера к коробке скоростей.
  3. Отсоединяем «минусовую» клемму втягивающего реле (красный провод).
  4. Ключом на 13 отворачиваем гайку крепления «плюсовой» клеммы.
  5. Ключом на 13 отворачиваем три гайки крепления стартера.
  6. Снимаем стартер со шпилек.

Работы по установке новой запчасти производим в обратной последовательности, смазав шпильки, расположенные на коробке перемены передач графитовой смазкой, что поможет в последующем сократить время на откручивание, если понадобиться снимать стартер по какой-либо причине.

Как видно из описания работ снять и старый и установить новый стартер не составляет никаких трудностей и не требует специального инструмента и навыков. Удачи на дорогах и, конечно же, без поломок!

Замена стартера lada 2115 (ваз 2115)

Подготовка к замене бендикса: снятие стартера на ВАЗ-2114

Доступ к стартеру можно получить сверху или из-под днища. Рассмотрим второй вариант: закатываем автомобиль на яму, задействуем ручник. Дальше ключом «на 10» откручиваем два винта снизу (фото 1) и по два винта на лонжеронах.

В завершении отворачиваются винты на поперечине (фото 3), чтобы снять брызговик двигателя.

На ВАЗ-2114 заменить бендикс можно одним способом – снимают стартер.

Расположение стартера под капотом отмечено красной стрелочкой

Отворачивают гайку крепежа силового провода к стартеру (фото 1). Снимают клемму, а также отсоединяют колодку с управляющим проводом (фото 2);

Накидным или торцовым ключом откручивают три гайки крепления – ими стартер прижат к картеру;

  • Узел в сборе теперь можно снять.
  • Монтаж проводится в обратном порядке.

    Артикул и примерная цена на оригинальный стартер ВАЗ 2114

    На автомобилях ВАЗ 2114 применяется два основных вида стартеров. С карбюраторным двигателем используется узел с заводским индексом 29.3708. Его стоимость составляет от 3600 рублей.

    На автомобилях ВАЗ 2114, на которых стоит инжектор, применяется стартер 5712.3708. Он отличается наличием планетарного редуктора. Присутствие в конструкции передачи позволило повысить обороты двигателя. Поэтому планетарные стартеры получили большую популярность на фоне ранее рассмотренных. При этом автовладельцы карбюраторных ВАЗ 2114 при замене стартера отдают предпочтение узлам с планетарным редуктором. Цена нового такого изделия начинается от 2200 рублей.

    В розничной продаже оригинальные стартеры встречаются с артикульными номерами 2108370801006 и 21130370801000. Они являются взаимозаменяемыми, но выбор рекомендуется делать в сторону узла с планетарной передачей независимо от типа силового агрегата автомобиля.

    Проблемы со стартером на ВАЗ 2114 и их устранение

    Если автомобиль не заводится, стартер не крутит, а тяговое реле характерно щелкает, то проблему следует искать в цепи питания

    В первую очередь внимание следует уделить аккумуляторной батарее. Она не должна быть разряжена

    Также требуется осмотреть клеммы АКБ. Наличие окислов может стать причиной того, что схема подключения стартера имеет просадку напряжения под нагрузкой. При выявлении разряженной батареи ее необходимо зарядить с помощью ЗУ. Окислившиеся клеммы рекомендуется отшлифовать и покрыть токопроводящей смазкой.

    Для поиска проблем связанных со стартером его требуется разобрать

    В первую очередь внимание следует уделить щеточному узлу. Через него протекает большой ток, что приводит к термическим разрушениям

    Важно проверить, чтобы щетки легко скользили в направляющих и не заклинивали. Пружины должны обладать достаточно высокой упругостью

    Недопустимо наличие любых деформаций щеткодержателей.

    Самым слабым звеном стартера ВАЗ 2114 являются четыре щетки. Они сильно подвержены износу в результате трения об коллектор

    Поэтому при их визуальном осмотре важно не только контролировать отсутствие термических и механических повреждений, но и измерить остаточную длину. Если размер близится к 4 мм, то щетки подлежат замене

    В планетарном редукторе имеется смазка. Со временем она загустевает и стартер начинает менее интенсивно вращать коленчатый вал

    Поэтому при разборке важно промыть шестеренки. Во время сборки редуктор должен быть заполнен свежей смазкой

    Ремонт стартеров 29.3708 и 423.3708

    Отвёрткой откручивают винты, фиксирующие втягивающее реле. Затем реле удаляют – его якорь разъединяют с вилкой.

    Долой реле… и оба кольца

    Взяв трубку подходящего диаметра, с вала сбивают верхнее стопорное кольцо. Затем снимают нижнее стопорное кольцо, используя специальные щипцы. Верхнее кольцо надо удалить тоже.

    Корпус разбирают: откручивается защитная накладка, снимается стопор и все шайбы, затем откручивают две гайки и снимают задний кожух.

    Разъединяем ротор и статор

    Дальше, соблюдая осторожность, демонтируют обе щётки и снимают щёткодержатель. В результате останется «сборка», состоящая из деталей: ротор, передняя крышка, бендикс

    Удаляем стопор и ротор

    Теперь надо вынуть из крышки пластиковый упор вилки. Затем ротор вытягивают назад.

    Как разобрать сам бендикс

    Снимают стопорное кольцо – тут снова нужны щипцы. Затем легко снимается тарельчатая и упорная шайба. Результат показан на фото.

    Детали бендикса по отдельности

    В завершении муфту с вилкой просто стягивают с подшипника. Проблем возникнуть не должно.

    Уточнение для стартера 29.3708

    Выше было рассмотрено, как разбирается стартер 423.3708. Для 29-й модели всё выглядит сложнее:

    • Реле крепится на трёх винтах, а не на двух;
    • Вилка закреплена на оси, и эту ось удаляют перед тем, как выбивать кольцо над бендиксом;
    • Чтобы снять бендикс, надо разъединить подшипник и вилку. Для этого проушину вилки подгибают отвёрткой.

    Пункты 2-3 иллюстрирует одно фото.

    29-я модель – более «сложная»

    ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТИ

    Как и любая другая деталь, находящаяся в постоянной эксплуатации, со временем стартер изнашивается и выходит из строя. Рассмотрим основные признаки, по которым можно определить неисправность устройства:

    • При включении зажигания двигатель не заводится либо слышны щелчки, но мотор не прокручивается;
    • После включения двигателя стартер продолжает крутится (не происходит разъединения бендикса и маховика);
    • Из под капота начинает идти дым с запахом сгоревшей обмотки;
    • При включении зажигания стартер начинает жужжать, а запуск двигателя происходит только после многократных попыток.

    Чтобы определить причину, из-за которой агрегат вышел из строя, необходимо выполнить снятие стартера ВАЗ 2114.

    Стоит отметить, что данное устройство обладает хорошей ремонтопригодностью, так что полная замена стартера требуется далеко не всегда – в большинстве случаев его можно вылечить поменяв лишь некоторые комплектующие.

    Выделим основные причины выхода из строя стартера:

    1. Не крутит: замкнула обмотка либо заел якорь на втягивающем реле, возможно окислились контакты плюсовой клеммы на АКБ;
    2. Крутит, но с недостаточной скоростью: оборвалась или замкнула обмотка якоря или статора, износились щетки;
    3. Крутит, но не передает обороты на коленвал: холостой ход – типичные признаки неисправности бендикса;
    4. Не отключается после включения мотора: заедание тягового реле либо поломка пружины на муфте свободного хода.

    Что нужно знать о реле стартера автомобиля ВАЗ 2115?

    Сам по себе стартер представляет четырёхполюсный двигатель с постоянным током, который питается электричеством от батареи аккумулятора. Технический осмотр стартера необходимо делать через каждые 100 000 км пробега. По принципу своей работы стартер потребляет достаточно мощный ток, поэтому даже незначительные колебания сопротивления могут значительно снизить его производительность и привести к полной поломке. Для того, чтобы убедиться что поломка заключается именно в реле, необходимо сделать проверку. Однако, перед тем, как проводить данного рода проверки самостоятельно, будьте очень осторожны, чтобы исключить возможный травматизм. Включаем зажигание и поворачиваем ключ, если при этом стартер не работает, но на слух можно определить некие характерные щелчки, значит реле работает, а вот сам стартер придётся разбирать. Если же ситуация противоположная и при перемыкании контактов на задней стенке стартера, не снимая его с двигателя вы услышите как механизм закрутился, то вся проблема именно в реле.

    ВАЗ 2115 стартер

    Как снять стартер ВАЗ 2114, подробная инструкция

    На самом деле снятие стартера совсем несложная процедура и при этом вам даже не понадобится яма или эстакада, все будет делаться в подкапотном пространстве.

    Открываем капот, отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора. Отворачиваем хомут воздуховода, который подходит к корпусу воздушного фильтра .

    Так же откручиваем сам корпус фильтра он крепится спереди на двух болтиках, а сзади снизу на резиновом соединении, после чего вытаскиваем его. Теперь вы сможете легко добраться до самого стартера.

    Дальше, что нужно сделать, это отвернуть провод питания, который подходит к втягивающему реле ключиком на тринадцать, а также выдернуть разъем, он находится рядом.

    Теперь можно отвернуть стартер ВАЗ 2114, ВАЗ 215 в зависимости от вашей модели, он крепится на трех шпильках, для этого отворачиваем гаечки и теперь можно смело вытаскивать его для дальнейшего ремонта.

    После замены негодной детали устанавливаем его в обратной последовательности. Более подробную инструкцию по замене щеток, бендикса и других деталей мы расскажем в следующих статьях. Удачной дороги и без поломок.

    Устройство и крепление стартера на всех переднеприводных автомобилях с 8-клапанным двигателем практически одинаково и процедура замены на ВАЗ 2114 не будет сильно отличаться от этой же операции на другом авто, таком как ВАЗ 2110 или Калина. Для этого понадобится обычный ключ на 13, а также можно использовать головку с трещоточной рукояткой, чтобы сделать все быстро и удобно.

    Добираться до стартера на ВАЗ 2114 не очень удобно, так как будет мешаться корпус воздушного фильтра. Его необходимо будет снять, чтобы получить свободный доступ. После того, как ничего не мешается, можно откручивать крепления клемм к втягивающему реле. Они крепятся гайками, которые необходимо открутить:

    Когда гайка откручена, необходимо отсоединить еще один проводок, который находится выше, он виден также на фото:

    Теперь необходимо открутить гайки крепления стартера к корпусу коробки передач, как это представлено на фотографии ниже более наглядно:

    Есть стартеры, которые крепятся на 2 шпильках, а есть — на трех. Так что это стоит иметь ввиду при демонтаже. Когда все гайки откручены, можно аккуратно снимать стартер со шпилек и вынимать из подкапотного пространства:

    Если его необходимо заменить, то покупаем новый, цена которого примерно составляет 3000 рублей и производим установку в обратной последовательности.

    Замена реле: последовательность

    Перед началом работы необходимо отключить питание от аккумулятора, потому что пока создаётся электрическая цепь, снимать стартер запрещено, поскольку можно полностью спалить всю проводку автомобиля.

    1. Очистить поверхность стартера от грязи и пыли;
    2. Открутить гайку с болта реле и снять его контакт;
    3. Открутить винты, которые крепят реле к телу стартера;
    4. Снять с торца гайки и разделяем стартер на 2 части;
    5. Изъять старый сердечник и на его место поставить новый;
    6. Собрать все компоненты в обратном порядке и проверить исправность, подключив к аккумулятору;
    7. Установить стартер с заменённым реле на двигатель автомобиля и проверить работу.

    Перед тем, как выполнить на самом автомобиле ВАЗ, необходимо проверить, чтобы все контакты, которые имеются в данной конструкции, занимали своё правильное положение и в конечном итоге не привели к замыканию, ведь как ни крути, а дело имеем с током. Проверяется работа реле вначале на холостом ходу, затем при езде, точнее при резком торможении.

    Таким образом, придерживаясь точных рекомендаций, можно выполнить замену реле стартера самому, однако перед началом съёма и разбора самого стартера нужно проверить по показателям, которые описаны выше, и убедиться, что вся проблема именно в этой детали автомобиля, иначе попусту затраченные силы не решат основной проблемы. Если же проблема вами не выявлена, то опытные сотрудники СТО всегда помогут и сделают всё необходимое за вас!

    Замена стартера на ВАЗ 2114 своими руками

    Устройство и крепление стартера на всех переднеприводных автомобилях с 8-клапанным двигателем практически одинаково и процедура замены на ВАЗ 2114 не будет сильно отличаться от этой же операции на другом авто, таком как ВАЗ 2110 или Калина. Для этого понадобится обычный ключ на 13, а также можно использовать головку с трещоточной рукояткой, чтобы сделать все быстро и удобно.

    Добираться до стартера на ВАЗ 2114 не очень удобно, так как будет мешаться корпус воздушного фильтра. Его необходимо будет снять, чтобы получить свободный доступ. После того, как ничего не мешается, можно откручивать крепления клемм к втягивающему реле. Они крепятся гайками, которые необходимо открутить:

    Когда гайка откручена, необходимо отсоединить еще один проводок, который находится выше, он виден также на фото:

    Теперь необходимо открутить гайки крепления стартера к корпусу коробки передач, как это представлено на фотографии ниже более наглядно:

    Есть стартеры, которые крепятся на 2 шпильках, а есть — на трех. Так что это стоит иметь ввиду при демонтаже. Когда все гайки откручены, можно аккуратно снимать стартер со шпилек и вынимать из подкапотного пространства:

    Если его необходимо заменить, то покупаем новый, цена которого примерно составляет 3000 рублей и производим установку в обратной последовательности.

    Отличия между поломкой стартера и реле

    Чтобы не перепутать, что же именно вышло из строя — стартер или втягивающее реле, есть отличный метод распознавания «виновника».

    • Снимите стартер, зацепите к массе минусовую клемму аккумулятора;
    • Конструкция устройства имеет медные болты и языковидный элемент;
    • К этому «языку» подключается плюсовой провод от аккумуляторной батареи;
    • При наличии контакта, втягивающее реле щелкает и включается в работу;
    • Если нет, тогда придется отправляться в магазин за новым реле.

    Но есть еще один очень важный момент. При указании всех фактов на то, что не работает стартер или втягивающее реле, все равно причиной проблем с зажиганием может послужить другой агрегат — замок зажигания. Не поленитесь проверить его исправность, прежде чем покупать новые запчасти.

    Стартер ВАЗ 2114 не крутит, причины и неисправности

    Конечно перед снятием стартера нужно выяснить может дело совсем и не в нем, а для этого нужно хоть немного знать какие у него бывают неисправности.

    Основные неисправности стартера ВАЗ 2114

    • Неисправен бендикс (обгонная муфта).
    • Замкнула обмотка статора или якоря.
    • Неисправно втягивающее реле .
    • Износ или зависание щеток.
    • Износ втулок.

    Все эти неисправности относятся к стартеру, но бывают и другие причины при которых не крутит стартер это окисление или плохой контакт на клеммах аккумуляторной батареи или вообще полный ее разряд, обрыв проводов питания которые подходят к стартеру, а возможно неисправен и замок зажигания или его контактная группа.

    Такие причины как окисление клемм аккумулятора легко устраняются самостоятельно, для этого их надо всего-навсего почистить и смазать техническим вазелином или литолом, что у вас имеется в наличии, а разряженный АКБ разумеется зарядить.

    Если причина возникла в контактной группе, можно попробовать зачистить контакты, но если это не помогло, то скорее всего она подлежит замене, а возможно придется и полностью заменить замок зажигания.

    Неисправности, которые связаны непосредственно со стартером без его снятия устранить будет невозможно, поэтому этот момент рассмотри более подробно.

    Принцип работы тягового реле ВАЗ

    Катушка стартера, которая получает электропитание от аккумулятора, создаёт магнитное поле, воздействующее на якорь. Он приходит в движение, сжимая при этом возвратную пружину, которая задействует бендикс, соединяющийся со шлицами венца маховика. Происходит замыкание контактов элементов, втягивающая обмотка остаётся без питания, но якорь остаётся внутри катушки, так как его удерживает сильное магнитное поле. После того, как двигатель запускается катушка теряет своё питание и якорь соответственно возвращается в своё первоначальное положение. При этом сам бендикс расцепляется.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: