Что такое адаптивный круиз-контроль

Адаптивный круиз контроль: что это и как работает

Подбирая авто в салоне или просматривая перечень серийно устанавливаемых и опциональных систем на сайте производителя, вы могли заметить такой термин как «адаптивный круиз-контроль». Данная функция начала появляться на автомобилях недавно, поэтому ее значения знают далеко не все автолюбители. Поэтому, в данной статье мы расскажем о том, что такое адаптивный круиз-контроль в машине, как он работает, зачем вообще он нужен?

Что такое адаптивный круиз контроль?

Круиз-контроль – дополнительная система автомобиля, основная задача которой – поддержание установленной скорости движения. Она бывает полезной при продолжительных поездках по загородным трассам, но в городе использовать ее трудно, так как нужно постоянно сбавлять скорость, останавливаться и потом снова разгоняться. Для решения этой проблемы был разработан адаптивный круиз-контроль (или ACC — adaptive cruise control).

Адаптивный круиз-контроль — это улучшенная система круиз-контроля, которая не только автоматически поддерживает скорость движения, но и соблюдает безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, адаптируясь под текущую ситуацию на дороге.

Первые, ещё неактивные системы круиз-контроля начали устанавливаться в 70-е годы прошлого века, а исследования в данной области стартовали 30-ю годами ранее. Конечно, родоначальником ещё механических систем, где обычный стальной тросик был напрямую связан с карбюратором, стала Северная Америка. Изначально круиз-контроль позиционировался как предмет роскоши: даже для топовых комплектаций самых дорогих, роскошных моделей предлагался исключительно как опция. Или – как главная «фишка» при анонсе новинки. Но с прогрессом данная система быстро стала электронной, а во многом благодаря компании Bosch перебралась через океан, где начала внедряться на любые, не только легковые авто.

Адаптивный круиз-контроль появился гораздо позже, на рубеже веков. В отличие от неактивной системы, которая только поддерживает заданную скорость движения, система адаптивного круиз-контроля:

  • ускоряет автомобиль до заданного значения;
  • замедляет его, вплоть до полной остановки;
  • наконец, удерживает заданную скорость, обеспечивая не только комфорт в длительных поездках, но и значительно, на 10% и более сокращая расход топлива.

Хотя до полностью автономного от водителя движения, когда автомобиль сам не только тормозит/ускоряется, но и поворачивает, перестраивается из ряда в ряд, ему далеко.

Как устроен адаптивный круиз-контроль

Сама система – простая, понятная, состоит из всего трёх узлов:

  • Фронтальные датчики, расположенные в переднем бампере, реже – за фальшрешёткой радиатора. Это – «глаза» круиз-контроля, поэтому должны быть чистыми от грязи и снега. В противном случае эффективность системы будет стремиться к нулю.
  • Дополнительные датчики, отслеживающие едет ли автомобиль по прямой, в горку или с неё, на какой угол отклонено рулевое колесо, контролирующие включенную в КПП передачу, даже информацию с дорожной разметки и придорожных знаков.
  • Электронный блок управления, «мозг» адаптивного круиз-контроля. Это – основа системы, от которой зависит не только качество функционирования, но и работа вообще. Он анализирует поступающую информацию, давая команды:
    • системе подачи топлива изменить угол наклона дроссельной заслонки;
    • тормозному контуру увеличить или, наоборот, ослабить силу прижатия тормозных колодок к дискам.

Важно: смежные системы, например, ABS или ESP должны быть исправными, в противном случае круиз-контроль просто не включится.

Как работает адаптивный круиз-контроль

Опять же, ничего сложного:

  • собирается вся информация с основных и второстепенных датчиков;
  • блок управления в режиме реального времени непрерывно её анализирует;
  • в зависимости от заданной водителем скорости и ситуации на дороге – пустая, прямая трасса или, наоборот, впереди идущее авто притормаживает/перестраивается, даёт команду на ускорение или, наоборот, замедление. При этом «продвинутые» системы могут тормозить двигателем или уменьшать его мощность путём кратковременного обеднения воздушно-топливной смеси.

Адаптивный круиз-контроль прежних поколений работает диапазоне от 30 до 160 км/час. Тогда как новые версии имеют расширенную «вилку» от 0 до 200 километров в час. Она будет одинаково удобна как в городской «тянучке» – нет необходимости постоянно подгазовывать/притормаживать, так и на автобане. Выставьте желаемую скорость, и можно убрать ногу с педали газа.

Читайте также: Что такое климат контроль в автомобиле и чем он отличается от кондиционера и печки.

Как пользоваться адаптивным круиз-контролем

Исполнение управлением адаптивным круиз-контролем может отличаться от модели к модели. Но сам принцип остаётся неизменным: это могут быть как отдельный блок на рулевом колесе, так дополнительный подрулевой многофункциональный рычажок. Обычно это:

  • Включение/выключение системы: нередко это одна и та же клавиша. Хотя отключить адаптивный круиз-контроль можно прикосновением к педали тормоза или, напротив, резким ускорением.
  • Кнопка SET, переводящая в режим настройки: ею будете пользоваться редко.
  • Ползунок, лепестки, качелька вверх/вниз, позволяющие задать желаемую скорость.
  • Клавиша RESUME, восстанавливающая прежние значения.

Это лишь базовые настройки – возможности управления, набора скорости/торможения могут быть гораздо шире.

Читайте также: Что такое центральный замок и как он работает.

Устройство и принцип работы адаптивного круиз-контроля

Постоянно держать ногу на педали газа довольно неудобно во время длительных поездок. И если раньше поддерживать скорость движения без нажатия на педаль было невозможно, то по мере развития технологий удалось решить и эту проблему. Адаптивный круиз-контроль (АСС), устанавливаемый во многих современных автомобилях, способен поддерживать постоянную скорость даже в то время, когда нога водителя убрана с акселератора.

  1. Что такое адаптивный круиз-контроль
  2. Элементы системы
  3. Принцип управления системой
  4. В каких автомобилях устанавливается ACC
  5. Плюсы и минусы

Что такое адаптивный круиз-контроль

В автомобильной промышленности система круиз-контроля была применена в середине ХХ века, когда в 1958 году концерн Chrysler представил миру первый круиз-контроль, созданный для транспортных средств. Спустя еще несколько лет – в 1965 году – принцип действия системы был пересмотрен компанией American Motors, которая создала механизм, наиболее близкий к современному.

Читайте также:
Сайлентблоки передних рычагов подвески: нижние, задние

Принцип действия адаптивного круиз-контроля

Adaptive Cruise Control (АСС) стал улучшенной версией классического круиз-контроля. Если обычная система может только автоматически поддерживать заданную скорость транспортного средства, то адаптивный круиз-контроль способен принимать решения, основываясь на данных дорожной обстановки. Например, система может снизить скорость движения машины, если возникает гипотетическая опасность столкновения с автомобилем, который едет впереди.

Создание АСС многие считают первым шагом на пути к полной автоматизации транспортных средств, которые в дальнейшем смогут обходиться без вмешательства водителя.

Элементы системы

Современная система АСС включает в себя три основных составляющих:

  1. Сенсорные датчики, определяющие расстояние до автомобиля, идущего впереди, а также его скорость. Радиус действия датчиков составляет от 40 до 200 метров, однако возможно применение устройств, имеющих иные диапазоны. Сенсоры крепятся на передней части транспортного средства (например, на бампере или решетке радиатора) и могут работать по принципу:
    • радара, излучающего ультразвуковые или электромагнитные волны;
    • лидара, основанного на инфракрасном излучении.
  2. Блок управления (процессор), считывающий информацию с датчиков и иных систем автомобиля. Полученные данные сверяются с параметрами, заданными водителем. В задачи процессора входит:
    • определение расстояния до едущего впереди автомобиля;
    • вычисление его скорости;
    • анализ полученной информации и сравнение показателей со скоростью движения вашего транспортного средства;
    • сравнение скорости движения с параметрами, заданными водителем;
    • расчет дальнейших действий (разгона или торможения).
  3. Оборудование, которое подает сигнал другим системам транспортного средства – системе курсовой устойчивости, АКПП, тормозным механизмам и т.д. Все они связаны с управляющим модулем.

Расположение датчика в системе Distronic Plus

Принцип управления системой

Включение и выключение адаптивного круиз-контроля регулируется водителем и осуществляется при помощи панели управления, которая чаще всего устанавливается на рулевом колесе.

  • Включить и выключить систему можно при помощи кнопок On и Off соответственно. Если же они отсутствуют, в качестве замены применяется кнопка Set, позволяющая ввести в действие круиз-контроль. Выключение системы происходит при нажатии педали тормоза или сцепления.
  • Задать параметры можно с помощью кнопки Set. После нажатия система фиксирует фактическую скорость и продолжает поддерживать ее во время движения. Воспользовавшись клавишами «+» или «-», водитель может увеличивать или снижать скорость на заданное значение при каждом нажатии.

Переключатель управления работой ACC

Адаптивный круиз-контроль начинает действовать на скорости не менее 30 км/ч. Бесперебойная работа возможно при движении не более 180 км/ч. Впрочем, отдельные модели премиум-сегмента способны работать с момента начала движения и до скорости 200 км/ч.

В каких автомобилях устанавливается ACC

Автопроизводители заботятся о максимальном комфорте водителя и пассажиров. Поэтому большинство автомобильных марок разработали свои собственные вариации системы АСС. Так, например, в машинах марки Mercedes система адаптивного круиз-контроля носит название Distronic Plus, у Toyota – Radar Cruise Control. Volkswagen, Honda и Audi используют название Adaptive Cruise Control. Однако, вне зависимости от вариантов наименования механизма, принцип его работы во всех случаях остается одинаковым.

Сегодня систему АСС можно встретить не только в машинах премиум-сегмента, но и в улучшенной комплектации автомобилей средней и бюджетной ценовой категории, таких как Ford Focus, Huyndai Solaris, Renault Duster, Mazda3, Opel Astra и других.

Индикация работы ACC на приборной панели BMW

Плюсы и минусы

Использование системы адаптивного круиз-контроля имеет не только очевидные плюсы, но и некоторые минусы. К преимуществам АСС относятся:

  • увеличение уровня безопасности водителя и пассажиров (система помогает избежать возникновения аварийных ситуаций и столкновения с впереди идущим автомобилем);
  • снижение нагрузки для водителя (автомобилист, уставший во время длительной поездки, сможет доверить регулировку скорости автоматической системе);
  • экономия топлива (автоматическое регулирование скорости не требует лишних нажатий на педаль тормоза).

К числу минусов адаптивного круиз-контроля относятся:

  • психологический фактор (работа автоматической системы может расслабить водителя, в результате чего снизится объективный контроль за дорожной ситуацией);
  • возможность технических неисправностей (ни один механизм не может быть полностью защищен от неполадок в работе, поэтому полностью доверять автоматике все же не стоит).

Автомобилисту важно учесть, что в условиях дождя или снегопада датчики на некоторых устройствах могут работать со сбоями. Поэтому водитель должен следить за дорожной обстановкой, чтобы вовремя отреагировать на возможное возникновение нештатной ситуации.

Адаптивный круиз-контроль станет отличным помощником в дальней дороге и позволит водителю немного отдохнуть, доверив управление скоростью автомобилю. Однако необходимо понимать, что в полной мере терять контроль за дорожной обстановкой недопустимо: даже самая надежная техника может дать сбой, поэтому водителю важно быть готовым в любой момент взять управление транспортным средством полностью в свои руки.

Адаптивный круиз-контроль (ACC)

Что же меня побудило начать это повествование? А вот что! АСС

Что же это такое и с чем его едят?

Введение.
Адаптивный круиз-контроль (ACC) может поддерживать заданную скорость движения и одновременно дистанцию до следующих впереди транспортных средств, освобождая водителя от необходимости нажимать на педали акселератора и тормоза.

Пространство перед автомобилем, а также дистанция до следующего впереди автомобиля контролируются радарным датчиком.

Состояние, при котором ACC поддерживает заданную скорость или дистанцию, ниже называется регулированием.

Вспомогательные системы.
Общие правила:

■ Вспомогательные системы выполняют только вспомогательную функцию и не освобождают водителя от ответственности за управление автомобилем.
■ Повышенный уровень безопасности и дополнительная защита пассажиров, обеспечиваемые вспомогательными системами, не могут служить основанием для рискованного стиля вождения — опасность аварии!
■ Скорость и стиль езды выбирайте с учётом видимости, погодных условий, состояния дороги и дорожной ситуации.
■ Вспомогательные системы подчиняются законам физики, поэтому их возможности не безграничны. По этой же причине реакция системы может восприниматься водителем как нежелательная или запоздалая.
Поэтому водитель должен быть всегда собранным и готовым взять управление на себя!
■ Вспомогательные системы следует включать, выключать и настраивать только так, чтобы в любой дорожной ситуации полностью контролировать автомобиль — опасность ДТП!

Читайте также:
Электронный блок управления (ЭБУ) Рено Сандеро

Внимание.
■ Водитель должен быть всегда готов взять управление педалями акселератора и тормоза на себя.
■ Адаптивный круиз-контроль не реагирует на неподвижные препятствия, например автомобили в хвосте затора, перед светофором или обездвиженные из-за неисправности или ДТП.
■ Адаптивный круиз-контроль не реагирует на встречные и пересекающие дорогу автомобили.
■ Если адаптивный круиз-контроль замедляет автомобиль недостаточно эффективно, немедленно затормозите автомобиль, нажав педаль тормоза.

Из соображений безопасности запрещается использовать ACC в следующих случаях.
■ На развязках и выездах с автомагистрали, на ремонтируемых дорогах (во избежание нежелательного разгона до записанной в память скорости).
■ Плохая видимость (туман, ливень, сильный снегопад и т. п.).
■ Плохое состояние дорожного покрытия (гололёд, скользкая дорога, гравий, рыхлый грунт).
■ Движение в «крутых» поворотах или на крутых спусках/подъёмах.
■ При проезде через места, где находятся металлические объекты (металлические цеха, железнодорожные рельсы и т. п.).
■ При проезде через замкнутые помещения с множеством перегородок (большие гаражи, паромы, тоннели и т. п.).

Примечание:
■ Система ACC предназначена для использования, главным образом, на автомагистралях.
■ ACC уменьшает скорость посредством автоматического сброса газа или торможения. Если ACC задействует тормоз, загораются стоп-сигналы.
■ При выходе из строя более одного стоп-сигнала на самом автомобиле или на его прицепе адаптивный круиз-контроль перестаёт работать.
■ Регулирование автоматически прерывается при срабатывании систем управления динамикой, использующих тормозные механизмы (например ESC), в случае превышения максимально допустимых оборотов двигателя.

Настройки в системе Infotainment.
› В системе Infotainment в меню CAR нажмите экранную кнопку (шестеренки) → Ассистенты водителя.
■ Адаптивный круиз-контроль (ACC) — настройки адаптивного круиз-контроля
■ Режим движения — регулировка ускорения автомобиля при включённом адаптивном круиз-контроле (в автомобилях с выбором режима движения эта настройка выполнена)
■ Выбранная в последний раз дистанция — включение/выключение выбранной
в последний раз дистанции
■ Расстояние – настройка контроля дистанции до автомобиля впереди

Примечание:
С помощью функции выбора режима движения можно изменить динамические характеристики в соответствии с желаемым стилем вождения.
Для выбора доступны следующие режимы: Эко, Комфорт, Обычный, Спорт, Индивидуальный и Бездорожье.
Режим Комфорт доступен только для автомобилей с адаптивной ходовой частью (DCC), а режим Offroad – только для автомобилей Octavia Scout.

ACC позволяет поддерживать скорость в диапазоне 30-160 или 30-210 км/ч (в зависимости от комплектации) и дистанцию до следующих впереди автомобилей.
С помощью радарного датчика ACC может распознать следующий впереди автомобиль с расстояния до 120 м.

Индикация ACC
1. Распознан автомобиль (регулирование поддерживается)
2. Линия, отмечающая сдвиг дистанции при настройке, Настройка дистанции
3. Настроенное расстояние до едущего впереди автомобиля
4. Распознан автомобиль (регулирование не поддерживается)

Индикация состояния адаптивного круиз-контроля
A. Регулирование не выполняется (на цветном дисплее заданная скорость отображается серыми цифрами).
B. Регулирование выполняется — автомобиль не распознаётся (на цветном дисплее заданная скорость отображается жирными цифрами).
C. Регулирование не выполняется — скорость не введена в память.
D. Регулирование выполняется — автомобиль распознаётся (на цветном дисплее заданная скорость отображается жирными цифрами).

Указание снизить скорость
Если ACC не в состоянии замедлить автомобиль в достаточной для поддержания нужной дистанции мере, в комбинации приборов загорается контрольная лампа (Нажатие на педаль тормоза), а на дисплее появляется указание нажать педаль тормоза.

Регулирование по автомобилю на соседней полосе
Во время регулирования для вашего автомобиля можно задать параметры, аналогичные автомобилю на соседней полосе.
Это может потребоваться при скорости выше 80 км/ч, если ваш автомобиль движется быстрее автомобиля на соседней полосе со стороны водителя. На дисплее отображается распознанный автомобиль на соседней полосе.

Примечание:
Индикация ACC на дисплее в комбинации приборов может быть перекрыта информацией других функций. Индикация ACC автоматически высвечивается на короткое время при изменении состояния системы.

Автоматическая остановка и трогание с места
Автомобили с автоматической коробкой передач ACC может замедлять до полной остановки, а затем снова приводить в движение.

Замедление до полной остановки
Когда впереди идущее транспортное средство затормозило до полной остановки, адаптивный круиз-контроль затормаживает автомобиль тоже до полной остановки.

Трогание с места после полной остановки
Как только находящееся впереди транспортное средство возобновит движение, ваш автомобиль тоже тронется с места и разгонится до введённой в память скорости. При долгой остановке регулирование автоматически
прерывается.

Описание процесса управления

Функции ACC, управляемые с помощью подрулевого переключателя
1. ON — Включение ACC (скорость и дистанция не поддерживаются).
2. RESUME — Запуск (возобновление) регулирования/увеличение скорости с шагом 1 км/ч (подпружиненное положение)
3. CANCEL — Прерывание регулирования (положение без фиксации)
4. OFF — Выключение ACC
5. SPEED + — Увеличение скорости с шагом 10 км/ч
6. SPEED — — Уменьшение скорости с шагом 10 км/ч
A. — DISTANCE + — Выбор дистанции
B. SET — Запуск регулирования/уменьшение скорости с шагом 1 км/ч

Когда подрулевой переключатель переводится из положения OFF сразу в подпружиненное положение RESUME, принимается текущее значение скорости и запускается регулирование.

Запуск регулирования
Условия для запуска регулирования
— Адаптивный круиз-контроль включён.
— На автомобилях с механической коробкой передач включена вторая или более высокая передача, и текущая скорость выше 30 км/ч.
— В автомобилях с автоматической коробкой передач селектор находится в положении D/S или в пазе Tiptronic, а текущая скорость превышает 2 км/ч.

Читайте также:
Схема стеклоподъемников: механизм механических и электростеклоподъемников, как работает, устройство

Включение управляющей функции круиз-контроля
› Нажмите клавишу SET.
› Или: Переведите рычаг в положение без фиксации RESUME.

ACC принимает текущую скорость движения и поддерживает её, в комбинации приборов загорается контрольная лампа (спидометр со стрелкой).
Если регулирование запускается переводом подрулевого переключателя в положение RESUME и скорость уже введена в память, ACC принимает эту скорость и поддерживает её.

Примечание:
Если при автоматической КП регулирование запускается при скорости ниже 30 км/ч, то в память всё равно заносится скорость 30 км/ч. Скорость автоматически возрастает до 30 км/ч или до значения, учитывающего скорость движущегося вперёд транспортного средства.

Прерывание/возобновление регулирования
Временное прекращение управляющей функции круиз-контроля
› Переведите рычаг в подпружиненное положение CANCEL.
› Или: нажмите педаль тормоза.
Регулирование прерывается, значение скорости из памяти не стирается.

Возобновление регулирования.
› Запустите регулирование, Запуск регулирования.

Примечание
Регулирование также прерывается при удерживании педали сцепления нажатой дольше 30 секунд или при отключении ASR.

Установка/изменение значения скорости
Значение поддерживаемой скорости можно настроить или изменить с помощью подрулевого переключателя

Установка/изменение скорости с шагом 10 км/ч (SPEED) — необходимые условия
-Адаптивный круиз-контроль включён.

Повышение/снижение скорости шагами по 1 км/ч (RESUME/SET): условия
-Адаптивный круиз-контроль включён.
-Система находится в состоянии регулирования.

Изменение значения скорости путём принятия текущей скорости (SET) — необходимые условия
-Адаптивный круиз-контроль включён.
-Скорость автомобиля отличается от записанного в память значения.

Примечание
■ Когда во время регулирования водитель увеличивает скорость нажатием на педаль акселератора, регулирование временно прерывается. После отпускания педали акселератора регулирование автоматически возобновляется.
■ Когда во время регулирования водитель уменьшает скорость нажатием на педаль тормоза, регулирование прерывается. Чтобы возобновить регулирование, его необходимо запустить заново.
■ Если круиз-контроль должен поддерживать скорость меньше заданной, тогда первым нажатием клавиши SET сохраняется текущая скорость, а повторным нажатием клавиши SET скорость уменьшается с шагом 1 км/ч.

Настройка дистанции
Адаптивный круиз-контроль позволяет устанавливать пять уровней дистанции до следующих впереди автомобилей.
Дистанция настраивается в диапазоне от 1 до 3,6 сек.

Настройка дистанции в системе Infotainment
› В системе Infotainment в меню ACC выберите пункт Расстояние и настройте дистанцию, Настройки в системе Infotainment.

Настройка дистанции с помощью подрулевого рычага
› Переведите переключатель DISTANCE в положение без фиксации — или +.
На дисплее в комбинации приборов высвечивается линия 2 (3 рисунок) на, которая отмечает сдвиг дистанции.
› С помощью клавиши DISTANCE на подрулевом переключателе сдвиньте линию 2 на желаемое расстояние.

Примечание
■ Если дистанция была изменена в системе Infotainment, это изменение можно увидеть только после последующего включения ACC.
■ Настройка дистанции сохраняется (в зависимости от модели системы Infotainment) в активной учётной записи персональных настроек.

Особые условия движения
Следующие (и подобные) дорожные ситуации требуют особого внимания и при необходимости вмешательства водителя (торможение, разгон и т. п.).

При движении в повороте
В начале или в конце затяжных поворотов может случиться, что едущее по соседней полосе транспортное средство попадёт в зону действия радара » илл. А. Тогда скорость вашего автомобиля будет регулироваться
по этому транспортному средству.

Малогабаритные ТС и ТС в межрядном пространстве
Малогабаритное или едущее в межрядном пространстве транспортное средство может распознаваться системой ACC только в том случае, если оно находится в зоне действия радара » илл. В.

Перестроение других автомобилей
Система ACC может не сразу распознать «подрезающие» транспортные средства » илл. С.

Неподвижные автомобили;
Адаптивный круиз-контроль не реагирует на неподвижные объекты! Если распознанное адаптивным круиз-контролем транспортное средство, закрывающее неподвижный автомобиль, сворачивает или неожиданно пере
страивается, то адаптивный круиз-контроль не в состоянии среагировать на неожиданно появившийся в зоне действия датчика неподвижный автомобиль » илл. D.

Автомобили с нестандартным грузом или с особенными навесными деталями
Адаптивный круиз-контроль может не распознать имеющиеся на других автомобилях груз или навесные детали, выступающие за их габариты.

Обгон и движение с прицепом
При обгоне
Если во время регулирования скорость автомобиля ниже записанной в память и водитель включает указатели поворота, ACC расценивает это как подготовку к обгону. Адаптивный круиз-контроль автоматически разгоняет автомобиль и уменьшает тем самым дистанцию до впереди идущего автомобиля.
После перестроения на полосу обгона, когда впереди нет транспортных средств, ACC разгоняет автомобиль до записанной в память скорости и поддерживает эту скорость постоянной.
Разгон можно в любой момент прервать нажатием на педаль тормоза или на клавишу CANCEL на рычаге.

Буксировка прицепа
При движении с прицепом или другим дополнительным оборудованием, подключённым к розетке для прицепа, регулирование ACC происходит со сниженной динамикой. Это необходимо учитывать при выборе стиля
вождения.

Неисправности
Если система ACC недоступна, на дисплее комбинации приборов загорается контрольная лампа (спидометр со стрелкой и восклицательным знаком) и появляется соответствующее сообщение.

Датчик перекрыт/загрязнён
Если накладка датчика или датчик загрязнены или перекрыты, появляется сообщение о том, что видимость датчика нарушена. Очистите накладку датчика или уберите мешающее препятствие .
Если датчик перестал видеть зимой, причиной может быть снег на датчике или под его накладкой. ACC полностью работоспособен после того, как растает снег на датчике.
ACC недоступен
Если система ACC недоступна, появляется сообщение о недоступности. Остановите автомобиль, выключите и снова заведите двигатель. Если ACC по-прежнему недоступен, обратитесь за помощью на сервисное предприятие.

Читайте также:
Lada (Лада) ВАЗ 2120: ремонт своими руками, фото-инструкции, отзывы

Неисправность ACC
В случае неисправности ACC появляется сообщение об ошибке. Обратитесь за помощью на ближайшее сервисное предприятие.

На этом закончим с теорией. Продолжение следует.
Нравиться мой бред? Поставь нравиться и подпишись!

Ноги вверх!

Мы находимся на перепутье. С одной стороны, мы прекрасно знаем, каково оно — управлять машиной и даже получаем от этого удовольствие. С другой — мы с нарастающим нетерпением ждем наступления эры автопилотов, которые перепишут все, что известно о мобильности. И выставят нас, самостоятельно руливших, полными чудаками в глазах потомков. Автопилоты буквально где-то за углом, хотя еще могут несколько задержаться с прибытием. Но один из главных (и самых полезных) элементов автономного вождения уже с нами и прекрасно работает.

Обычный круиз-контроль — не новость вот уже более полувека. Милое дело: задаешь машине нужную скорость, а та самостоятельно ее поддерживает, снимая с водителя массу забот. Но безупречно такой подход может работать только в одной ситуации: вы едете по абсолютно пустой дороге без единого светофора, населенного пункта и всего остального, что может повлиять на ваш темп. То есть, дело должно происходить где-то на Луне. Ведь стоит появиться на вашем пути кому-нибудь еще, кто едет с хоть немного другой скоростью, и магия рассыпается. Приходится давить на тормоз, корректировать заданный лимит — словом, вновь брать управление на себя.

Поэтому ленивые люди изобрели еще другой круиз-контроль. Адаптивный.

Принцип его работы отлично знаком всякому, кто хоть раз оказывался на машине в чужой стране или хотя бы в чужом городе. Чтобы не нарваться на штраф, ищем кого-нибудь из местных и пристраиваемся за ним: сколько едет, столько и можно. С адаптивным круиз-контролем — та же история. Он «цепляется» за едущую впереди машину и поддерживает постоянную дистанцию, которую задает водитель. «Спонсор» тормозит — замедляется и наш автомобиль. Разгоняется — набираем скорость и мы.

Но это живому человеку легко сказать: «Видишь тачку? Езжай в ее темпе». Автомобилю органы чувств заменяет дальномер, чаще всего реализованный на основе высокочастотного радара, хотя встречаются и лазерные, и даже оптические системы, когда машина разглядывает окружающую обстановку через камеры. В любом случае, главная задача электроники — определить наличие объекта впереди, узнать, какое до него расстояние, и выяснить скорость сближения или отдаления. На основании этих данных (и с учетом собственной скорости автомобиля) автоматика адаптивного круиз-контроля принимает решение: надавить на газ или на тормоз.

В итоге, пока впереди едет кто-то адекватный, мы можем вовсе убрать ноги с педалей и заниматься исключительно рулением. Это не только чертовски удобно, но и напрямую влияет на безопасность: чем меньше отвлекаешься на подобную рутину, тем больше сил экономишь и дольше сохраняешь бодрость. А бодрый водитель — это, при прочих равных, с большей вероятностью водитель целый и невредимый.

Окей, мы научили автомобиль самостоятельно поддерживать ту же скорость, что и машина впереди. А если там никого нет? Или если наш автомобиль как раз тот, на чью скорость ориентируется парень сзади? Тогда темп движения придется выбирать самостоятельно, как на машинах с простым круиз-контролем, или… тоже отдать эту задачу автоматике!

Сколько раз мы, зазевавшись, проскакивали знак ограничения скорости или незаметно для себя въезжали в населенный пункт? У любого водителя счет таких ошибок идет на десятки, а то и сотни. И каждая из них — потенциальная опасность. Даже не столько для кошелька, сколько для здоровья: собственного и окружающих. Но ведь если машина с адаптивным круиз-контролем будет знать, с какой скоростью можно ехать на конкретном участке дороги, то почему бы ей автоматически эту скорость и не поддерживать?

Как работает адаптивный круиз-контроль

Во многих современных автомобилях — как, например, в последних моделях концерна Jaguar Land Rover, при поддержке которого мы подготовили этот материал, — реализована система распознавания дорожных знаков. В ней используются и навигационные данные, и визуальная картинка, получаемая с камер. Вещь полезная даже сама по себе: вы всегда знаете, насколько быстро можете ехать — для этого достаточно посмотреть на информационный дисплей. И не гадать, к примеру, закончилась уже «населенка» или нет. А в сочетании с активным круиз-контролем это значит, что в абсолютном большинстве ситуаций вы можете вообще не беспокоиться о скоростном режиме: автомобиль все сделает сам — сбросит скорость в начале зоны действия скоростных ограничений или разгонится после знака «конец ограничений».

Наконец, в состав практически всех современных систем активного круиз-контроля входят функция автоматического аварийного торможения и так называемый «пробочный ассистент». Первая без стеснения ударит по тормозам, если обнаружится, что впереди возникла угроза столкновения, а водитель считает овец и никак эту угрозу избежать не пытается. А пробочный ассистент занимается именно тем, что следует из названия: самостоятельно разгоняется и тормозит в заторах, избавляя вас от неприятной рутины и риска обидных мелких аварий.

И это только начало: например, в исследовательском центре Jaguar Land Rover уже вовсю испытывается система «общения» между автомобилями, которая сделает круиз-контроль следующего поколения еще эффективнее. Если нынешние системы начинают замедление уже после того, как обнаружили сближение с другой машиной (то есть, с задержкой), то в ближайшем будущем одна машина просто будет сообщать другой: «Я торможу!». И вторая тотчас займется тем же самым.

Через некоторое время из таких кирпичиков инженеры обязательно соберут настоящую, полноценную систему автономного вождения. И инженеры из Jaguar Land Rover, например, вовсе не считают, что это навредит традиционным автомобильным ценностям. Наоборот: они уверены, что автопилоты нужны для того, чтобы брать на себя всю скучную езду и отдавать управление человеку тогда, когда ему действительно захочется порулить — на классном серпантине или, скажем, внедорожном участке. То же самое и со скоростью: зачем лишний раз жать на педали в пробках или на шоссе, если можно расслабить ноги и дать поработать автоматике? Ведь она уже прекрасно все умеет сама.

Читайте также:
Трансмиссионное масло: масло в коробку передач (КПП и МКПП), температура, срок годности, маркировка

Круиз-контроль и адаптивный круиз-контроль: Полное руководство

Чем отличается круиз-контроль от адаптивного круиз-контроля?

Что такое круиз-контроль? К сожалению многие владельцы автомобилей знают об этой функции только поверхностно. А что такое адаптивный круиз-контроль? Думаем друзья, что на этот вопрос смогут детально и подробно ответить не так много водителей, не смотря даже на то, что эта технология давно уже появилась в автомобилестроении. Давайте сегодня вместе подробнее узнаем, что же это за такая полезная и при том очень удивительная функция (опция) в современных автомобилях.

И так, уважаемые водители, что же такое круиз-контроль? Круиз-контроль представляет собой электронную систему, которая автоматически регулирует скорость автомобиля без участия водителя. То есть, система круиз-контроля позволяет водителю при движении на машине убрать ногу с педали газа. Это самое простое объяснение которое в принципе подходит к основному описанию классической системы круиз-контроля. Но в наши дни многие автопроизводители с каждым годом добавляют в автомобили все более продвинутые новейшие системы круиз-контроля, которые делают сам процесс управления автомобилем намного проще и более безопаснее.

Также, многие современные системы круиз-контроля в настоящий момент превратились в промежуточный этап перехода всей автопромышленности к полной автономности современного автомобиля, которые в будущем со слов специалистов будут способны полностью обходится без водителя.

Когда этот круиз-контроль был пререгативой только автомобилей высокого люксового класса. Каких-то 20 лет назад невозможно было узнать, что такое круиз-контроль, это мог узнать только владелец дорогостоящего роскошного автомобиля. Сегодня же, когда себестоимость этой технологии существенно и порядком подешевела, автопроизводители начали оснащать круиз-контролем автомобили даже эконом-класса.

Сегодня мы может получить для себя такой круиз-контроль даже в самых дешевых и не престижных малолитражных микроавтомобилях. Еще каких-то 10 лет назад это для многих казалось фантастикой.

А что такое адаптивный круиз-контроль (АСС)?

Главным отличием классического круиз-контроля от современных систем автоматического поддержания заданной скорости движения машины является, электронная система АСС, которая впринципе сама по себе и означает адаптивный круиз-контроль. Эти системы позволяют автомобилю самостоятельно без участия водителя поддерживать на дороге не только определенную скорость движения машины, но и поддерживать ее в соответствии с дорожным движением работая автоматически, т.е. снижать скорость в случае возникновения опасности столкновения машины с другими автотранспортными средствами.

Также, в определенных дорогих автомобилях эти технологии адаптивного круиз-контроля продвинулись еще дальше. Например, некоторые автопроизводители оснащают свою продукцию полуавтоматическим автопилотом, который включается при активировании опции адаптивного круиз-контроля. В итоге получаем следующее, автомобиль не только автоматически поддерживает скорость движения и следит за дистанцией между другими автотранспортными средствами на дороге, но и еще автономно по сути управляет самим автомобилем (например, плавно поворачивает или поддерживает курс автомобиля в полосе).

История круиз-контроля.

История системы круиз-контроля уходит корнями далеко в 17 – 18 века, когда инженеры изобрели систему контроля скорости для паровых машин. Эти механические системы в последующем как-раз и были адаптированы в первые модели автомобилей (определенные модели) в начале 20-го столетия. Но в реальности обычный для нашего понимания круиз-контроль появился только после 1940-х годов.

Первым автомобилем оснащенным круиз-контролем была модель Imperial 1958 года выпуска, которую выпускало люксовое подразделение компании “Крайслер”. Система называлась “Автопилот” и представляла собой обычное механическое решение. Выглядело это так: -приборная панель была оснащена механическим диском на котором была нанесена шкала скорости. Водитель, собирающийся включить механический круиз-контроль должен был выбрать на круглом циферблате желаемую для него скорость движения и повернуть диск, который был соединен с карданным валом. Так же с поворотом диска выбора скорости одновременно включался и электрический мотор, который автоматически регулировал положение дроссельной заслонки на двигателе, благодаря чему и поддерживалась необходимая скорость движения автомобиля.

Американская компания “American Motors” в 1965 году выпустила бюджетную версию системы круиз-контроля для своих моделей автомобилей. Но затем, во время нефтяного кризиса в 1973 году, интерес к системе круиз-контроля резко пропал. А вот начиная с конца 80-х годов популярность данного круиз-контроля начала стремительно расти вверх. В конечном итоге большинство современных автомобилей сегодня могут быть оснащены круиз-контролем.

Изначально эта популярность круиз-контроля наблюдалась в США. Это было связана конкретно с тем, что в Америке традиционно и больше всего любят автомобили с автоматической коробкой передач, любят длинные путешествия по всей стране в связи с огромной сетью скоростных автомагистралей.

Например, тажа популярность круиз-контроля в Европу пришла намного позже, в сравнении с теми-же Соединенными Штатами Америки.

Но тем не менее, в Европе как и в США круиз-контроль появился изначально лишь на люксовых автомобилях, а затем эта система круиз-контроля начала свой путь и начала постепенно распространяться к обычным автомобилям.

А вот первый адаптивный круиз-контроль (ACC) появился только в начале 1990-х годов в Японии. Хотя первое поколение адаптивных систем круиз-контроля всего-навсего только лишь предупреждала водителей об опасности и советовала им (ему) снизить скорость, нажав при этом педаль тормоза при включенном круиз-контроле.

Только спустя несколько лет в автопромышленности начали появляться адаптивные системы круиз-контроля, которые регулировали в автономном режиме не только одну дроссельную заслонку, но еще и тормоза самого автомобиля.

Читайте также:
Сливная пробка охлаждающей жидкости: где находится

Первый же полноценный круиз-контроль появился на автомобиле Mercedes S-класса в 1999 году, которая носила название- “Дистроник”. Эта система не только контролировала дроссель, но и была способна контролировать тормоза, поддерживая заданную машине дистанцию до впереди идущего автотранспорта.

С тех пор прошло время и автопроизводители начали уже массово использовать адаптивный круиз-контроль (ACC). В конечном итоге эту систему АСС сегодня можно встретить на всех без исключения автомобилях, начиная от мини автомобилей и хэтчбеков, и заканчивая кроссоверами и спортивными автомобилями.

Стоит здесь отметить, в связи с ростом автомобильного трафика на дорогах всего мира этот адаптивный круиз-контроль стал более полезным (полезной функцией) для многих автомашин, в сравнении со стандартным круизом, так как его адаптивная опция позволяет автомобилю не только поддерживать заданную водителем скорость движения, но автоматически поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущих автотранспортных средств.

Как работает круиз-контроль?

Современные системы круиз-контроля интегрированы в электронику автомобиля и часто устанавливаются на автотранспортные средства в сочетании с дополнительными технологиями. Вот например, с системой предупреждения проезда перекрестков и переулков, с системой контроля слепых зон, или с системой экстренного аварийного торможения в случае опасности на дороге.

Со стандартной системой круиз-контроля водителю для поддержания скорости необходимо с помощью переключателя установить нужную ему скорость движения и затем только нажать кнопку либо на рулевом колесе, либо на рычаг на рулевой колонке. В итоге электроника машины просто запомнит установленную скорость и автоматически начинает поддерживать с помощью контроля дроссельной заслонки заданную скорость движения автомобиля.

На некоторых автомобилях вы можете регулировать скорость с помощью кнопки и тогда машина сама автоматически будет изменять свою скорость.

На автомобиле оборудованом адаптивным круиз-контролем (ACC) можно увеличивать или уменьшать заданную скорость во время движения машины, автомобиль сам будет разгоняться или замедляться до установленной скорости.

Также, эта система адаптивного круиз-контроля использует у себя радиолокационные или лазерные датчики, для поддержания заданного расстояния до автотранспорта идущего впереди. Так же с помощью этих же сенсоров данная адаптивная система может как увеличивать, так и уменьшать расстояние до впереди идущих автомобилей по мере такой необходимости.

Для отключения круиз-контроля надо просто нажать кнопку и вы восстановите ваш контроль над дроссельной заслонкой с помощью педали газа. Стоит сразу отметить главную особенность всех видов круиз-контроля, а именно, при нажатии педали тормоза система поддержания скорости движения автоматически выключается. Это сделано прежде всего для безопасности.

На автомобилях с механической коробкой передач при нажатии педали сцепления круиз-контроль в целях безопасности также деактивируется. Правда подобным образом не все современные машины так себя ведут. Все зависит от марки и модели автомобиля.

Кстате друзья, большинство автомобилей оснащенных такими системами круиз-контроля имеют функцию памяти. Это означает следующее, что выставив определенную скорость поддержания движения машины на дороге, в последующем эта настройка по скорости остается в памяти системы и вам не придется заново устанавливать данную скорость. Это происходит (касается) и в том случае, если круиз-контроль отключился в связи с нажатием педали газа или сцепления.

Так же обращаем ваше внимание на следующее, на более ранних системах круиз-контроля система включается только при скорости не ниже 30 – 50 км/час. Стоит тоже здесь отметить, что некоторые автопроизводители до сих пор упорно поддерживают подобное ограничение по скорости.

Тем не менее, в большинстве современных автомобилях в наши дни данный круиз-контроль можно включить при движении автомобиля даже и на минимальной его скорости. Это сделано прежде всего для того, чтобы современный адаптивный круиз-контроль мог работать (взаимодействовать) вместе с системой старт/стоп, которая автоматически отключает двигатель при остановках автомашины.

Типы систем круиз-контроля.

Существует четыре типа круиз-контроля, а именно, начиная от самой простой системы, которая может поддерживать только установленную скорость движения и заканчивая более сложной системой, которая умеет автоматически менять полосу движения машины. Давайте рассмотрим преимущества и недостатки этих типов систем круиз-контроля.

Ограничитель скорости.

Что это такое? Эта система в автомобиле выполняет роль обычного ограничителя максимальной скорости. Например, в некоторых странах на многих коммерческих автомобилях установлено ограничение скорости в 110 км/час. Машина, при достижении ограниченной максимальной скорости просто перестает разгоняться. Как правило такая система не предупреждает водителя о достижении ограниченной скорости. Подобное ограничение может устанавливать как сам водитель, так и владелец этого автотранспортного средства, который к примеру ведет бизнес в сфере коммерческих перевозок и не желает, чтобы его водители превышали установленную определенную скорость движения на дороге.

В каких марках авто встречается: на Citroen, Ford, Nissan, Peugeot, Renault. Также данная система ограничения скорости может быть установлена и на любой подержанный коммерческий автотранспорт.

Преимущества: Помогает вам (водителю) придерживаться ограничения скорости, позволяет экономить топливо и не нарушать ПДД.

Недостатки: Водитель должен продолжать использовать дроссель для поддержания скорости (держать ногу на педали газа).

Круиз-контроль.

Что это такое? Стандартный круиз-контроль является довольно распространенной системой во многих современных новых автомобилях, включая в себя ту же самую систему (обычно при активировании круиз-контроля на приборной панели появляется шкала выбора необходимой скорости и соответствующий значок системы), где водитель, сначала выбирает скорость движения машины а потом фиксирует ее, ну а далее машина начинает поддерживать заданную ей скорость без участия водителя. То есть, можно смело убирать ногу с педали газа и машина будет продолжать двигаться на заданной скорости. Но обычный круиз-контроль не может поддерживать безопасную дистанцию до других автотранспортных средств, поэтому, водитель самостоятельно должен нажимать педаль тормоза, чтобы избежать столкновения.

Читайте также:
Ремонт Lada (Лада) ВАЗ 2129 совими руками: фото, отзывы

В каких марках авто встречается: Большинство новых автомобилей в наши дни оснащаются функцией круиз-контроля.

Преимущества: Помогает снять напряжение и усталость водителя при длительных поездках. Экономия топлива.

Недостатки: Водитель должен контролировать дистанцию на дороге и в случае необходимости снижать скорость автомобиля. Также, этот обычный круиз-контроль можно использовать в основном только на скоростных шоссе или автобанах с плотным потоком машин.

Адаптивный круиз-контроль.

Что это такое? Эта система, работающая с помощью радаров или лазера, она может не только поддерживать заданную водителем скорость движения, но и автоматически контролировать дистанцию до впереди идущих автомобилей и при необходимости снижать скорость, чтобы избежать сближения с другими автотранспортными средствами.

Водитель при включенном адаптивном круиз-контроле может в любой момент сам самостоятельно использовать педаль тормоза.

В каких марках встречается: BMW, Fiat, Ford, JLR, Lexus, Mercedes, на моделях VW Group, а также на ряде других автопроизводителей машин.

Преимущества: Система регулирует скорость движения машины в зависимости от трафика на дороге и самостоятельно принимает решение о безопасной дистанции, автоматически нажимая и не только при необходимости на педаль тормоза, что способствует существенной экономии топлива.

Недостатки: К нашему сожалению датчики адаптивного круиз-контроля пока не совершенны и могут быть просто “ослеплены” (не видеть препятствия на дороге) в плохую погоду. Также, сама электроника может срабатывать не достаточно эффективно. Например, автомобиль может с запозданием реагировать на внезапное замедление движения на дороге. Поэтому, при включенном адаптивном круиз-контроле дистанция до впереди идущего автомобиля должна быть достаточно большой (приличной), а скорость машины должна соответствовать общему потоку машин, иначе ваш автомобиль может не успеть вовремя затормозить в случае резкого торможения этого потока машин идущего впереди вас. В результате всего этого, водители, включающие адаптивный круиз-контроль частенько стакиваются с такой проблемой, когда их автомобиль разгоняется или снижает скорость не плавно, а какими-то неопределенными рывками, что создает им дискомфорт.

Полуавтономный круиз-контроль.

Что это такое? Новейшие электронные системы ставят этот современный адаптивный круиз-контроль на новый уровень (на один шаг вперед), превращая таким образом круиз-контроль в автономную технологию, которая способна управлять машиной без участия водителя. Это уже второй уровень развития адаптивного круиз-контроля, в результате чего определенные современные автомобили получают для себя по своей сути уже полуавтоматический автопилот.

В отличии от первого поколения адаптивного круиз-контроля второе поколение этой системы способно, контролировать не только заданную скорость движения, но и обеспечивать в автоматическом режиме определенную дистанцию до других автотранспортных средств, а также самостоятельно вмешиваться в рулевое управление автомобиля. Но тем не менее, говорить о том, что в современных автомобилях появился настоящий автопилот который мы впервые увидели в фантастических фильмах, пока еще рано. Поэтому эта система и называется “полуавтоматическим автопилотом”.

Дело здесь вот в чем, не смотря на возможность управления автомобилем без участия водителя большинство этих систем, конкретно не видит вокруг себя полностью все автомобили и не может в полном объеме контролировать местность по которой движется машина. Так что друзья запомните, если ваш автомобиль оснащен полуавтоматическим автопилотом, вы все равно постоянно должны контролировать ситуацию на дороге и в случае опасности тут-же вмешиваться в рулевое управление. Полуавтоматические системы автономного вождения встречающиеся в некоторых современных автомобилях, могут различаться как по сложности, так и по алгоритму своей работы. Например, полуавтопилот может помогать водителю менять полосы движения, контролировать движение в заданной полосе, регулировать скорость машина в соответствии с данными GPS/Глонасс и даже распознавать дорожные знаки. Можно сказать это достойные показатели для такой системы.

Преимущества: Может облегчить водителю управление автомобилем и реально помогает отдохнуть за рулем. Особенно во время долгого нахождения за рулем в автопробке. Также существенно снижает и расход топлива автомобиля.

Недостатки: Датчики системы должны всегда быть очищены от снега, грязи, пыли или песка, что в обычных дорожных условиях не всегда выполнимо. Таким образом надо помнить, что для эффективной работы полуавтоматических систем адаптивного круиз-контроля необходимо постоянно очищать все сенсоры и датчики от различной грязи. Также, подобные системы снижают концентрацию нахождения водителя за рулем, что не способствует увеличению безопасности на дороге. Ведь это все-таки не полный автопилот и водитель должен суметь быстро, в случае возникновения опасности или в экстренной ситуации на дороге, принять управление машиной на себя.

Что такое адаптивный круиз-контроль и как он работает?

Адаптивный круиз-контроль является ответом на самую большую проблему, от которой страдает круиз-контроль с момента его появления. Хотя круиз-контроль может помочь вам поддерживать постоянную скорость на шоссе и даже повысить экономию топлива, он бесполезен в пробках. Адаптивный круиз-контроль исправляет это, автоматически регулируя скорость вашего автомобиля в соответствии с потоком движения.

Что такое адаптивный круиз-контроль?

Адаптивный круиз-контроль, также называемый автономным круиз-контролем и радиолокационным круиз-контролем, по сути, является естественной эволюцией устаревших систем круиз-контроля , дополненных дополнительными технологиями для обеспечения более безопасного и менее беспокойного вождения.

Эти системы способны автоматически регулировать скорость транспортного средства в соответствии со скоростью автомобиля или грузовика перед ним. Это позволяет автомобилям, оснащенным адаптивным круиз-контролем, реагировать на действия других водителей без каких-либо дополнительных действий.

Водителю транспортного средства, оснащенного адаптивным круиз-контролем, нужно только установить желаемую скорость, а затем убедиться, что его транспортное средство остается на своей полосе движения. Когда адаптивный круиз-контроль обнаруживает, что переднее транспортное средство замедлилось, он может отрегулировать дроссель и тормоза, если необходимо, для автоматического согласования с ним. Когда трафик восстанавливается, эти автоматические системы также могут ускоряться.

Читайте также:
Mobil 1 X1 5W-30: отзывы и характеристики

Как работает адаптивный круиз-контроль?

Круиз-контроль — это относительно простая система, которая позволяет водителю регулировать положение дроссельной заслонки без использования педали газа. Это было вокруг в течение очень долгого времени, и это часто помогает улучшить экономию топлива на скоростях шоссе.

Основная проблема круиз-контроля всегда заключалась в том, что водители, использующие эти системы, должны постоянно сохранять бдительность в отношении действий других водителей. Большинство систем круиз-контроля отключаются, если водитель нажимает на тормоза , но они не способны автоматически регулировать скорость транспортного средства.

Адаптивный круиз-контроль похож по дизайну на более традиционные системы, но в игре есть несколько дополнительных компонентов.

Вместо того, чтобы полагаться исключительно на ввод водителя, адаптивные системы круиз-контроля используют камеры, лазерные датчики или радар . Эти датчики способны обнаруживать присутствие и скорость других транспортных средств, и эта информация используется для обеспечения безопасности на следующем расстоянии.

Если адаптивный круиз-контроль обнаруживает препятствие на проезжей части или ведущий автомобиль замедляется, система способна отключить газ, переключить передачу и даже активировать тормоза.

Как мне использовать адаптивный круиз-контроль?

Если вы использовали обычный круиз-контроль, то у вас должно быть довольно хорошее представление о том, как использовать адаптивный круиз-контроль. Фактически, некоторые автомобили с адаптивным круиз-контролем предоставляют вам возможность работать в стандартном режиме круиз-контроля, если вам это удобно.

Конкретные элементы управления могут различаться в зависимости от конкретного транспортного средства, но общий процесс включает в себя установку желаемой крейсерской скорости и затем включение круиз-контроля. В тех случаях, когда устаревшая система круиз-контроля является режимом по умолчанию, вам придется специально включить адаптивную систему.

Поскольку в адаптивном круиз-контроле используются камеры, радар и лазерные датчики для контроля скорости и положения автомобиля перед вами, вы можете сосредоточиться на сохранении своего положения полосы движения и проверять другие опасности. Вы все еще должны сохранять бдительность, потому что адаптивный круиз-контроль — это не то же самое, что автопилот или автомобиль без водителя, но он снимает некоторую нагрузку.

Если ваше транспортное средство оборудовано частично адаптивной системой круиз-контроля, вы обнаружите, что вам также нужно следить за пробками и другими опасностями. Эти частично адаптивные системы обычно отключаются после того, как ваш автомобиль замедляется до определенной скорости, поэтому они не способны привести вас к полной остановке. Полностью адаптивные системы способны функционировать в условиях остановки и движения.

Адаптивный круиз-контроль действительно делает вас безопаснее?

Адаптивный круиз-контроль может помочь уменьшить вероятность и серьезность столкновений сзади, но эти системы все еще относительно ограничены. Отвлеченные водители, вероятно, не смогут вручную отрегулировать свои настройки круиз-контроля вовремя, чтобы избежать столкновений, поэтому адаптивный круиз-контроль может быть огромным преимуществом в таких ситуациях.

Однако адаптивный круиз-контроль может привести к снижению безопасности, если водитель не знает об ограничениях системы.

Согласно исследованию, проведенному ААА , тревожное количество водителей не знают, что их частично адаптивные системы круиз-контроля не способны полностью остановить свои транспортные средства.

Другие водители не знали, что адаптивный круиз-контроль не работает должным образом на извилистых дорогах, потому что он может поднимать транспортные средства в других полосах. Если вы полностью осознаете все эти ограничения, то адаптивный круиз-контроль сделает вас более безопасным.

Какие автомобили поставляются с адаптивным круиз-контролем?

Первое транспортное средство с адаптивным круиз-контролем было выпущено в 1995 году, но потребовалось некоторое время, чтобы технология действительно взлетела. Большинство крупных автопроизводителей предлагают некоторый тип адаптивного круиз-контроля, и у немногих несогласных по крайней мере есть что-то на чертежной доске. Однако доступность полностью адаптивного круиз-контроля несколько более ограничена.

BMW был одним из первых автопроизводителей, предложивших полностью адаптивный круиз-контроль, который представляет собой тип круиз-контроля, способный полностью остановить автомобиль. Это большое дело, потому что оно позволяет вам использовать систему в режиме ожидания. Другие типы адаптивного круиз-контроля требуют от водителя ручного управления на низких скоростях.

С 2007 года полностью адаптивный круиз-контроль BMW доступен на различных моделях, в том числе 7-й, 5-й и 6-й сериях. Mercedes, Volkswagen, GM и несколько других также выпустили свои собственные полностью адаптивные системы круиз-контроля. ,

Во многих случаях опция адаптивного круиз-контроля ограничивалась только несколькими моделями. Классическим примером является GM, который изначально ограничил выбор своим престижным значком Cadillac. Затем, начиная с 2014 модельного года, для Chevy Impala также была доступна полностью адаптивная система, и другие модели получили систему после этого.

Какие типы адаптивного круиз-контроля доступны?

Адаптивные и автономные системы круиз-контроля можно разбить на лазерные и радиолокационные системы, а также дифференцировать их по количеству входных данных, необходимых от водителя.

Лазерные автономные системы круиз-контроля используют фронтальный лазер для отслеживания положения и скорости других транспортных средств. Из-за ограничений использования лазера в этих системах часто возникают проблемы с обнаружением грязных или неотражающих транспортных средств, и плохая погода также может отрицательно повлиять на способность лазерной системы отслеживать другие транспортные средства.

Радарные системы иногда называют радарным круиз-контролем, и они используют один или несколько радарных датчиков вместо лазера. Они обычно работают в более широком диапазоне погодных условий и, как правило, способны отслеживать другие транспортные средства независимо от отражательной способности.

Некоторые адаптивные системы круиз-контроля также интегрированы с технологиями предварительного сбоя , такими как адаптивное торможение , и другими ADAS, такими как системы предупреждения о выходе из полосы движения .

Читайте также:
Руководство по эксплуатации Рено Сандеро

Что происходит при сбое адаптивного круиз-контроля?

Потенциальный сбой — главная причина, по которой вам нужно сохранять бдительность. Если ваша система выходит из строя во время ее использования, вам придется вручную отрегулировать скорость. Автомобиль по-прежнему будет безопасен в управлении, но вы не сможете полагаться на адаптивную систему для автоматического поддержания следующего расстояния.

Также важно понимать, что некоторые системы могут выйти из строя, даже если они работают нормально. Если в вашем адаптивном круиз-контроле используется лазерный датчик, вам следует помнить о том, что он может неправильно отслеживать другие транспортные средства в неблагоприятных погодных условиях.

Лазерные датчики также могут не отслеживать транспортные средства, если они особенно загрязнены или используют неотражающую краску. Радарный адаптивный круиз-контроль обычно способен отслеживать транспортные средства независимо от краски и погодных условий, но ни одна из этих систем не является надежной.

Куда идет адаптивный круиз-контроль в будущем?

Сегодня адаптивные системы круиз-контроля способны функционировать без какого-либо участия извне. Они просто используют датчик для определения положения и скорости других транспортных средств и внесения необходимых корректировок. Эта технология также является инструментальной составляющей самостоятельного вождения автомобилей .

В будущем мы могли бы видеть совместные адаптивные системы круиз-контроля, которые используют информацию от других транспортных средств и передают информацию другим транспортным средствам. Реализация системы такого типа будет включать в себя одно транспортное средство, передающее данные о скорости в транспортное средство позади него, которое, в свою очередь, будет передавать данные о скорости в транспортное средство, находящееся за ним, и так далее.

Преимущество этого вида усовершенствованного адаптивного круиз-контроля заключается в том, что он не будет опираться на внешние измерения и датчики, которые могут выходить из строя в некоторых ситуациях, например в существующих системах.

Однако внедрение этого типа системы потребует огромного сотрудничества между автопроизводителями и законодателями и не будет работать без всестороннего внедрения этой технологии.

Виды, устройство и принцип работы автомобильного аккумулятора

Электрические аккумуляторные батареи применяются в любом автомобиле и представляют собой автономный источник питания. АКБ накапливает энергию, которая затем питает бортовую сеть, когда это необходимо, и подает ток на стартер для запуска двигателя.

  1. Назначение аккумулятора в автомобиле
  2. Параметры АКБ
  3. Устройство аккумулятора
  4. Корпус и крышка
  5. Пластины
  6. Электролит
  7. Сепаратор
  8. Клеммы и пробки
  9. Принцип работы
  10. Зарядка, хранение и зависимость от температуры
  11. Разновидности аккумуляторов
  12. EFB
  13. AGM
  14. Гелевые

Назначение аккумулятора в автомобиле

Автомобильный аккумулятор принято обозначать аббревиатурой АКБ, что значит аккумуляторная кислотная батарея. Не все батареи относятся к этому типу, но в автомобилях наиболее распространены именно они.

Автомобильный аккумулятор

Аккумулятор является важным компонентом в работе любого транспортного средства. Он выполняет следующие основные функции:

  1. Подача электроэнергии на стартер для запуска двигателя. Аккумулятор способен в течение 30 секунд подавать пусковой ток или ток холодной прокрутки на стартер, который, в свою очередь, запускает двигатель.
  2. Питание бортовой сети в случае недостаточной мощности (производительности) генератора.
  3. Автономное питание бортовой сети автомобиля.

Каждый аккумулятор имеет определенную емкость и заряд. При работе двигателя всю нагрузку на электропитание берет на себя генератор. Он же заряжает аккумулятор во время движения. Если мощности не хватает, подключается батарея. Определенное время АКБ может обеспечить автономное питание.

Генератор выходит на оптимальный режим производительности при достижении двигателем частоты вращения коленчатого вала 1600-1800 об/мин и более.

Располагается АКБ, как правило, в подкапотном пространстве автомобиля или закреплен на раме в случае крупного грузового транспорта. Это связано с тем, что кислота, находящаяся внутри, очень агрессивна и опасна для здоровья. Она может просочиться через корпус или выделиться в виде газа. С аккумулятором следует обращаться осторожно.

Более безопасны необслуживаемые АКБ, внутри которых нет жидкого электролита. Такие батареи практически не выделяют вредных паров и их можно использовать где угодно. Среди альтернативных мест размещения аккумулятора можно выделить багажное отделение и под сиденьем водителя.

Параметры АКБ

Обычная автомобильная батарея выдает напряжение в 12В. Этого хватает для питания бортовой сети. Для большегрузных автомобилей используются батареи с напряжением в 24В. По сути, это две обычные батареи, которые последовательно соединены. Емкость АКБ измеряется в Ампер-часах (А*ч). Для легкового транспорта емкость батареи находится в пределах 40-130 А*ч. Емкость показывает, какое время аккумулятор сможет давать энергию при нагрузке. Но эти величины измеряются при определенной нагрузке и при определенной температуре – 20°C. При других условиях параметры могут меняться.

Также важным показателем является ток холодной прокрутки или пусковой ток. Разные модели способны выдавать от 250А до 1300А. Ток холодной прокрутки – это то напряжение, которое способен отдать АКБ в течение 30 секунд при температуре 18°C. В иных условиях данный параметр может поменяться, например, зимой.

Устройство аккумулятора

На самом деле, стандартный аккумулятор – это шесть маленьких аккумуляторов, заключенных в один корпус. Шесть отсеков объединены в едином корпусе. Часто их называют банками. Каждая банка дает напряжение в 2,1В – 2,2В. Шесть банок соединены последовательно толстыми свинцовыми перемычками, что в итоге дает напряжение в 12,6В – 13,2В.

Устройство автомобильного аккумулятора

Автомобильный аккумулятор состоит из следующих основных элементов:

  • пластиковый корпус;
  • крышка;
  • отрицательные пластины (электроды);
  • положительные пластины;
  • перемычки, соединяющие отсеки;
  • жидкий электролит;
  • сепараторы;
  • положительный и отрицательный вывод (клеммы);
  • заливные пробки.

Корпус и крышка

Корпус и крышка выполнены из пластика, который нейтрален к кислоте. В каждой банке находятся свинцовые пластины – электроды.

Пластины

Отрицательная пластина из губчатого свинца (Pb) называется катод, положительная пластина пористая с диоксидом свинца (PbO2) – анод. Чтобы батарея разряжалась не так быстро, используется не чистый свинец, а с применением разных присадок. Ранее добавляли 5% сурьмы, но процесс сульфатации все равно проходил быстро. В современных жидкостных аккумуляторах добавлен кальций. Он значительно снижает процесс сульфатации и повышает емкость АКБ до 70%. Если говорить про гелевые или AGM аккумуляторы, то в них применяется только чистый свинец. Это позволяет повысить мощность и отдаваемый пусковой ток до 1000-1300А.

Читайте также:
Тюнинг Рено Сандеро 2015: фото, идеи для тюнинга

Электролит

В каждой банке залит электролит. Это смесь серной кислоты и дистиллированной воды, в соотношении 35:65. Плотность электролита находится в пределах 1,23-1,31 г/см3. Чем она выше, тем батарея более устойчива к морозам.

Сепаратор

В простых жидкостных аккумуляторах между пластинами находится сепаратор. От слова “separate” – разделять. Обычно сепараторы изготавливаются из нейтрального пластика. Эти пластины разделяют положительные и отрицательные электроды от замыкания. Материалом для сепараторов служит ревертекс или эбонит. Также эти элементы иногда называют диэлектрической прослойкой.

В более современных необслуживаемых аккумуляторах в качестве сепараторов применяется микроволокно. Этот высокотехнологичный материал удерживает электролит внутри и не дает ему вытекать и испаряться. Пластины завернуты в микроволокно как в конверте и плотно прижаты друг к другу.

Клеммы и пробки

Клеммы аккумулятора также изготавливаются из свинца. К ним присоединяются контакты. На обслуживаемых аккумуляторах на корпусе располагаются заливные пробки. Их количество равно количеству банок. Они служат для заливки дистиллированной воды в случае необходимости.

Принцип работы

Между пластинами и электролитом непрерывно происходит электрохимическая реакция. При разряде химическая энергия преобразовывается в электрическую, а при заряде, наоборот, – электрическая в химическую. Когда аккумулятор подключен к потребителям энергии, то происходит его разрядка.

Химическая формула реакции

Происходит следующий процесс. На катоде идет восстановление диоксида свинца. Свинец на аноде окисляется. Серная кислота вступает в реакцию с металлами на обеих пластинах. При этой реакции образуется сульфат свинца. Процесс называется сульфатацией. Из серной кислоты выделяется водород, который затем вступает в реакцию с кислородом из положительно заряженной пластины. Образуется вода, а серная кислота расходуется. Плотность электролита понижается. Процесс реакции показан на картинке.

При зарядке весь процесс происходит в обратном порядке. Серная кислота восстанавливается. Вновь образуется диоксид свинца и серная кислота. При полной зарядке плотность электролита должна быть в пределах 1,29 гр/см3. Это значение показывает уровень содержания серной кислоты на один кубический сантиметр электролита.

Таким образом, работа батареи основана на циклах заряд-разряд. Если допустить глубокий разряд, процесс может быть необратимым. Останется только вода и сульфат свинца. Поэтому нужно всегда следить за уровнем заряда.

Зарядка, хранение и зависимость от температуры

После того как автомобильный аккумулятор запустил стартер и двигатель, происходит его зарядка от генератора. В снятом положении батарея заряжается зарядным устройством. Хранить аккумулятор с жидким электролитом можно только в строго горизонтальном положении и при определенной температуре 5°С -15°С. Это обусловлено тем, что электролит может вытечь, а осыпавшиеся пластины замкнуть на дне банки.

Разная температура также влияет на работу АКБ. При высокой температуре показатели мощности и токоотдачи высокие, но батарея быстрее разряжается и повышается расход воды. Электролит по своему составу не замерзает при минусовой температуре, но на сильном морозе он все же может это сделать. В мороз химические процессы замедляются, пусковой ток снижается, падает емкость батареи. Вот почему у водителей часто возникают проблемы с запуском двигателя зимой.

Разновидности аккумуляторов

Современные аккумуляторные батареи можно условно разделить на обслуживаемые и необслуживаемые.

Можно выделить следующие основные виды:

  • АКБ с жидким электролитом.
  • EFB аккумуляторы.
  • AGM.
  • Гелевые.

Аккумуляторы с жидким электролитом относятся к обслуживаемому типу. Это значит, что время от времени нужно следить за уровнем электролита, его плотностью и емкостью батареи. Их срок службы в среднем составляем 3-5 лет. Они доступны по цене и хорошо справляются со своей задачей в автомобиле. Поэтому остаются самыми распространёнными.

Батареи по технологии EFB появились сравнительно недавно. В них также находится жидкий электролит, но пластины завернуты в микроволокно. Материал впитывает электролит, что увеличивает площадь контакта с пластинами. Это также повышает емкость и мощность и позволяет снизить объем электролита по сравнению с обычными АКБ, делая такие батареи практически необслуживаемыми. Срок службы 4-5 лет. Стоимость приемлемая.

Аккумуляторы AGM относятся к классу необслуживаемых батарей. Это значит, что у них полностью герметичный корпус. На корпусе имеются газоотводные клапаны. Между пластинами находится стекловолокно, в порах которого электролит. Это позволяет значительно замедлить процесс сульфатации. Такие батареи не боятся полного разряда. Срок службы до 10 лет. Но есть минусы: высокая стоимость и обслуживание.

Гелевые

Это также необслуживаемые батареи. В электролит добавлены вещества, которые сгущают его и доводят до твердого состояния. Сам электролит выступает в роли сепаратора между пластинами. Срок службы до 10 лет, но требуется специальный уход, как и в случае с AGM. Не боятся глубокого разряда, но чувствительны к перезаряду и замыканию. Стоят в 3-4 раза дороже обычных.

Аккумуляторная батарея – это то устройство, которое требует от водителя внимания. Чтобы батарея прослужила долго, нужно знать ее устройство и принцип работы. При правильном уходе и условиях содержания АКБ проработает долгие годы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: