Ставим регулятор периодичности взмаха дворников

Ставим регулятор периодичности взмаха дворников

Привет. И так я поставил регулятор времени паузы дворников на свой ДЖАЗ 2003г. Которую уже собирал 2раза. Ставил на 2101 и 2105 очень удобная опция. Хочу поделиться работой.
У меня ДЖАЗ 2003г. Я буду писать, не как я делал, а как удобнее для повторения.
Таймер взял из РАДИО 88г. №12 25стр. из схемы выкинул все транзисторы и сопротивления с ними связанные и еще R1-R2. Ножку №3 пустил на выход «К» через диод, КД522 (замена, стоявшего в Хонде, из за не удобства пайки я его исключил и поставил в свою плату).
Теперь – номинал сопротивлений R3-10 ком. можно9-12ком. R4-27ком. R5-лучше увеличить до 150-220 ком. при 100ком. время паузы вышло 25 с.
Плату установил на крышку руля, просверлив одно отверстие под резистор, а провода подключил через разъем для удобства снятия. Вот что получилось.

Не могу разместить фото, незнаю как.?
Плата готова! Приступаем к разборке авто. Снимаем верхнюю и нижнюю накладки за рулем, отвинчивая три винта, снимаем разъем с переключателя дворников, в нем же находится и реле. Чтоб достать его надо: просовываем тонкую отвертку от начала ручки переключателя в сторону оси руля между корпусом и реле – отстегиваем защелку и вынимаем. Но полностью достать не удается, надо опустить руль еще ниже, для этого я открутил болт ручки опускания руля и достал болт. Руль опустился и тогда достал реле с переключателем.
Вскрываем реле. Крышка держится на четырех защелках, две снаружи, две внутри. с наружными ясно а внутренние я сломал. Попытаюсь описать, как их отстегнуть, и так с верху на крышке есть две дырки и прямо под ними, с другой стороны, есть тоже, и вот в них то и надо вставлять отвертку или шило зацеплять защелку и толкать ее от ручки переключения, значит, шило тяните к ручке. Надеюсь, снимете.
Вам откроется плата, на которую надо припаять два проводка и разрезать между ними дорожку и между ними, стоит тот самый, как бы выкинутый диод, о котором говорилось выше.

Попробую рассказать куда припаяны провода – смотрим на плату реле, с низу идет ряд паек 2 и 4 всего 6 шт. (припаян блок переключений),так вот 5 точка будет +12в нашего таймера. От нее идет дорожа к диоду – режем ее. После диода, идет дорожа к перемычке, к ней припаиваем второй провод «К». Просовываем между низом платы и корпусом провода, потом в трубку. Припаиваем разъемом, длина провода около 25-35см. А массу к кузову

Все собираем, подцепляем, проверяем – вкл. Зажигание, вкл. дворник первое положение – взмах, пауза, крутим наш регулятор – меняется время паузы. Проверяем другие положения переключателя, все работает – УРА
Изолируем плату (у меня желтая термоусадка), крепим, устанавливаем регулятор и до собираем .
Наслаждаемся поездкой в дождь – нешто не будет отвлекать! Ну и все.

P.S. Только што выложил этуже статью С ФОТОГРАФИЯМИ на форуме ссылка сюда фото не идет.

Регулятор паузы – отличная вещь. Мне после 2106 (тоже самостоятельно ставил) его сильно не хватает.
Теперь вопросы:
1. В каком положении штатного переключателя работает регулятор?
2. Непонятно куда припаивать проводки. Фотка все-же нужна.

Я думал поставить регулятор с реле, имеющим 2 пары переключающих контактов, тогда можно имитировать одинарное включение стеклоочистителя. Но тогда включаться он будет независимо от установленного режима, что не есть хорошо.

Еще была мысль – а не получится ли регулировка паузы простым добавлением переменника к штатному реле паузы (если реле стоит единое). Но в мануалах на Фита и Мобилку на схемах нет переменника регулятора паузы. Обидно, комплектация такая есть, а схемы нет.

P.S. По поводу вставки картинок. Если открыть своё сообщение для редактирования, то внизу будет строчка “Загрузка файла” и кнопка “Обзор”.

для ваз-оф продают регулятор паузы в замен штатного там пауза от 1,5с до 99сек регулируется программно ни чего крутить не надо просто надо адаптировать под свой авто

AVL. ответ на: -1. В каком положении штатного переключателя работает регулятор? – включаеш в прерывистый режим (вниз на одно положение) и начинает работать регулятор, остольные режимы остаются штатными.

-2 Еще была мысль – а не получится ли регулировка паузы простым добавлением переменника к штатному реле паузы ?
НЕ ПОЛУЧИТСЯ пробовал и так и сяк – не выходит, максимум 3-5 с.

Сегодня долго смотрел на схему и пришел к такому выводу – для подключения дополнительного реле с регулировкой паузы необязательно лезть в штатное реле прерывистого режима.
Схема взята из мануала на Мобилио (в фитовском мануале схема такая же). Нумерация контактов цепи регулятора интервала работы моя. Я понял назначение контактов так:
1. +12 (питание) в режиме включения насоса омывателя для синхронного с подачей воды включения щеток.
2. Питание штатного реле прерывистого режима в прерывистом режиме работы щеток.
3. Выход штатного реле прерывистого режима на управление мотором щеток стеклоочистителя.
4. Земля (кузов).
5. Вот тут понять конркретно не удалось. Во всяком случае это концевой выключатель щеток для завершения полного взмаха.

Читайте также:
Не забудете выключить фары

Теперь мои соображения о вводе дополнительного реле с регулировкой паузы.
Итак, перерезаем провод, идущий от переключателя, в месте, обозначенном красным крестиком. К полученным двум концам припаиваем 2 провода. Верхний (по схеме) – питание дополнительного реле с регулировкой паузы, нижний (который идет к контакты с номером 2) – выход с дополнительного реле. При появлении +12 на этом проводе штатное реле будет включаться в прерывистый режим. Но так как с выхода доп. реле (с регулируемой паузой) +12В будет приходить импульсами, то при каждом таком импульсе будет производиться взмах щеток. Таким образом для штатного реле все будет выглядеть так, будто водитель периодически дергает рычаг из положения “OFF” в “INT” и обратно. Получаем регулировку паузы, не затрагивая остальные режимы.
wert-68, я так понимаю что ты подпаивал свое реле в принципе в ту же точку, только внутри штатного и после диода. И получается что для взбадривания штатного реле достаточно небольшого тока прямо с выхода 555 (1006ВИ1)? Это хорошо.

AVL. Ваши соображения о работе дополнительного реле с регулировкой паузы полпостью верны.
А вскрывать штатное реле всеже надо, так как провод №2 (к который надо резать), находится внутри его.
Другово варианта вмонтирования дополнительного реле с регулировкой паузы я невижу

wert-68, я забыл поблагодарить за фотки. Хоть запоздало, но СПАСИБО! С ними намного понятнее стало.

Да, еще почитал мануал и понял что насчет невмешательства в реле я действительно несколько погорячился. Не увидел сразу, что штатное прерывистое реле и переключатель составляют единый блок (тот что на схеме обозначен как прямоугольник с надписью “Переключатель управления очистителями и омывателями лобового стекла”). Вот почему крутилка регулятора паузы никак не обозначена на схеме.
Как вариант можно поискать на разборе такой блок с регулировкой паузы и установить вместо своего. Получится быстро и эстетично. Код переключателя без регулировки – 35256-SAA-J01, а с регулировкой мне найти не удалось. Вот ссылка он нарисован (номер 14), но не обозначен.
Только стоимость такой переделки будет намного выше чем самодельного реле. 35256-SAA-J01 в экзисте стоит 2912 р, а с паузой наверное еще дороже. На разборе конечно дешевле, но все равно не даром.

AVL. ты опять ошибаешся. Не знаю, существует ли такой переключатель в природе, а на твоей картинке переключатель №14 – это переключатель поворотов и управление фарами.
переключатели №15 и 17 – японка
переключатели №14 и 16 – европа
Сравни №14 и15 это одно и тоже, а колесико посередине у №14 включение задних противотуманок. У меня Джаз .

Почему не хочеш сделать доп. плату? В схемах вроде разбираешся. У меня на все, ушла неделя, а когда была готова плата и знал куда ставить, окончательная сборка – 4 часа.

wert-68 @ 21.04.2010 – 01:39
AVL. ты опять ошибаешся. . колесико посередине у №14 включение задних противотуманок.

Вот оно как. Спасибо, теперь буду знать. Но все-таки если существуют Фиты с регулировкой паузы, то такой блок должен существовать.

Почему не хочеш сделать доп. плату?

В результате так и сделаю, ибо это обойдется существенно дешевле чем искать на разборе готовый блок с регулировкой. По моим прикидкам пайка схемы, даже с покупкой недостающих деталей и красивой ручки должна уложиться в 100 р.

Кстати в Радио 2005 №4 стр.45 была статья “Доработка реле стеклоочистителя”. В ней было дальнейшее развитие той самой первоначальной схемы из Радио 1988 №12 – убраны лишние детали и приведена печатная платка размерами 26*32 мм для установки в корпус штатного жигулевского реле РС514. Я на шестерке именно его и паял и устанавливал. Только резистор длительности включения пришлось сильно уменьшить, а то шетки делали не 1, а 2-3 взмаха. С платки убираем транзистор, вместо резистора впаиваем диод и готово!

ldl @ 18.04.2010 – 16:38
для ваз-оф продают регулятор паузы в замен штатного там пауза от 1,5с до 99сек регулируется программно ни чего крутить не надо просто надо адаптировать под свой авто

У меня товарищ поставил себе на Вольво такой. Но довольным его не назовешь. По его словам неудобен алгоритм регулировки, в частности увеличение паузы, и простая крутилка “меньше/больше” гораздо удобнее. И я такого же мнения придерживаюсь.

ldl @ 18.04.2010 – 16:38
для ваз-оф продают регулятор паузы в замен штатного там пауза от 1,5с до 99сек регулируется программно ни чего крутить не надо просто надо адаптировать под свой авто

У меня товарищ поставил себе на Вольво такой. Но довольным его не назовешь. По его словам неудобен алгоритм регулировки, в частности увеличение паузы, и простая крутилка “меньше/больше” гораздо удобнее. И я такого же мнения придерживаюсь.
согласен,чтоб сменить паузу нужно обучать блок, а где регулятор расположен

Читайте также:
Терморегулятор для вентилятора автомобиля, автоэлектрика

Регулировка периодичности взмаха дворников

Сразу говорю: сама идея и способ воплощения не мои. Это оттуда: www.semerka.info/node/164.
Но изготовление именно этого изделия, что на фото- моё. Всё работает как надо с первого раза, проблем в монтаже нет, детали легкодоступны. Нужны всего: постоянный резистор на 1,5 кОм (15 руб. за 5 штук, по одному не продают из-за дешевизны), переменный резистор на 20 кОм (наверное около 50 руб.), крутилка на шток переменного резистора (8 рублей), провод около 2 метров (8 руб. за метр), термоусадка или изолента (можно и без них). Итого не более 100 руб. Паяльник, припой, канифоль, электроэнергия, амортизация основных средств :-) не в счет.

Для начала надо найти реле, отвечающее за режим дворников. В моем ВАЗ 21214м оно такое:

Прячется оно за пластиковой обшивкой на шпильке, прикрепленной к левой стенке авто, за блоком предохранителей (можно найти по слуху и наощупь: при включении дворников в первый режим оно щелкает, что слышно и чувствуется рукой). Отыскать реле- было самое сложное во всем деле).

При вскрытии крышки видим следующее:

Далее в верхней крышке рулевой колонки я просверлил отверстие под шток переменного резистора:

и установил его туда

Припаял постоянный резистор на 1,5кОМ одной ножкой к концу одного из свободных проводов

, а воторой ножкой к одному из крайних контактов переменного резистора. Конец второго провода припаиваем к двум оставшимся контактам переменного резистора.

Вот что получается:

Потом все это устанавливаем на авто и регулируем периодичность “уборки территории”.
Вот что получилось:

Метки: регулировка периодичности взмаха дворников

Комментарии 89

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Модератор Олежек: “ааа вот еще что, согласно схеме на ней должно быть минимальное постоянное, т.е. оставить постоянное минимумом около 1,5 КОм, именно оно будет давать минимальную паузу, последовательно с ним припаять подходящее переменное) подобрать эксперементальным путем, что бы пауза была той которая тебе необходима…

Зачем постоянный 1,5 кОм?

Последние дни уже начинает бесить включать и выключать в ручную с нужной частотой!

попробуйте сделать, это просто и удобно

Полезно, даже очень. Спасибо

Просто и понятно. Я бы минимальную паузу уменьшил немного, а так отлично. В закладки

Так держать! На вкус и цвет у каждого своё мнение, а своими руками пусть не дешевле зато знаешь где искать и как бороться +100

Спасибо. Но своими руками даже дешевле

Хороша идея =) Я все мечтал об этом, теперь знаю, как все сделать

Поправьте если я не прав, насколько я понял чем больше установленное регулятором сопротивление тем дольше получается пауза?

Если честно я не совсем понял смысл присутствия в этой схеме постоянного сопротивления, насколько я знаю потенциометр в любом случае, даже вывернутый на минимум, всеравно сохраняет некоторое внутреннее сопротивление, или я просто что-то не так понимаю?

Модератор Олежек: “ааа вот еще что, согласно схеме на ней должно быть минимальное постоянное, т.е. оставить постоянное минимумом около 1,5 КОм, именно оно будет давать минимальную паузу, последовательно с ним припаять подходящее переменное) подобрать эксперементальным путем, что бы пауза была той которая тебе необходима…”

Спасибо, почитаю. Просто появилась идея использовать потенциометр со ступенчатой регулировкой, используются у нас такие в оборудовании, вот и хочу понять, сохраняется ли линейная зависимость между сопротивлением и временем паузы

А тут нет нужды в линейной зависимости регулировки времени паузы. На деле постоянно гоняешь тудасюда длительность, ес-но если не нравиться когда щетки елозят по чистому стеклу.
Ставишь больше — надо ускорить, ускорил — заскрипело по сухому — двигаешь на больше.

ВОт чем я займусь в новогодние выходные!гениально!

Отличная идея.Буду делать, но с ступенчатым переключателем.

в переключателе шаг какой? Не получится, что слишком большой или маленький?

К примеру берём переключатель от вентилятора отопителя ваз 2113-15, и на каждый клемму подключаем ризисторы разных номиналов, допустим первая 10 кОм, втрая 20 кОм и так далие.
Переключател можно взят любой другой главное переключался по ступено. Это я к тому чтобы не ловить переменым резистором положения пауз, а так раз- раз и все понятно где какя скорость. Как зделаю обизательно отпишусь в БЖ. Могу примитвную схемку нарисовать если надо.

я понял что к чему, но так ты будешь выставлять только определенные периоды, которые могут оказаться или слишком большими, или наоборт, слишком маленькими и придется опять работать рычагом переключателя дворников. Переменный резистор же обеспечивает любой период в пределах от примерно 1,5 сек до примерно 40 сек., что по-моему лучше.

Принципе это тоже самое, резистором получается плавно а переключателем по ступенно, что тут не понятного?

мне-то понятно, что переключателем такой плавности настройки, как у резистора не добьешся. Там будет определенный четко фиксированный шаг. А если понадобится установить период взмаха, который под шаг переключателя не попадает, тогда как?

Читайте также:
Делаем реле поворотов под светодиоды

Можно конечно и то другое, мне и не надо плавност, мне нужно четко фиксирлованый шаг.

MakcOrenburg

мне-то понятно, что переключателем такой плавности настройки, как у резистора не добьешся. Там будет определенный четко фиксированный шаг. А если понадобится установить период взмаха, который под шаг переключателя не попадает, тогда как?

Все равно условия вокруг постоянно меняются, как бы ты точно не подобрал период взмаха — через несколько минут он уже будет не идеальным.

Нобелевскую премию за доработку))))

приоровское реле проще поставить…

вариант, который куда изящнее и круче… и цена довольно приемлема…
www.12v.ru/site.xp/050050050124052051054124.html

У меня тоже такой стоит. Веещщ!

Да неудобно это. У меня так и работает сейчас — выключаешь, ждешь, включаешь. Это неудобно. Когда был ползунок, то было проще: встал на перекрестке — два щелчка вниз, чтоб щетки по суху не молотили; тронулся — обратно два щелчка вверх. Если редко машут — просто щелчок вверх, они сразу срабатывают. А сейчас мало работают: надо их щелкнуть вниз (или вверх), подождать (отвлекая внимание от дороги), а потом опять включить. НЕУДОБНО.

вариант, который куда изящнее и круче… и цена довольно приемлема…
www.12v.ru/site.xp/050050050124052051054124.html

+1 на 07 подобное поставил.рублев 150 стоило

вариант, который куда изящнее и круче… и цена довольно приемлема…
www.12v.ru/site.xp/050050050124052051054124.html

Молодец, вот пользуйся им и радуйся и ни в коем случае не делай то, что я сделал

не волнуйся, пользуюсь, радуюсь, и ни в жизни за тобой повторять!)

Спасибо, брат! Давно искал такую тему. Привык в иномарках, а, сейчас бесит уже секунды отсчитывать каждый раз.

зашибись!
добавлю в закладки!

Здорово! Хорошо когда руки и голова работают!
Я пошел более простым способом))) Купил реле с регулировкой паузы.
Вот, если интересно- www.drive2.ru/l/2418925/

Только хотел об этом написать. У меня на святогоре такое стояло — никакого колхоза. Начало капать — врубаешь дворники на 1 взмах, отключаешь, выжидаешь за сколько еще накапает и еще раз врубаешь дворники — реле запоминает промежуток и машет с периодичностью, как ты выставил. Очень удобно.

Да! Сделай сам, конечно здорово, но…
Проще и без всяких проводов дополнительных, поставить реле вместо штатного и наслаждаться)))

я об этом и написал в своем комментарии.

этот способ простой и надёжный, но у него есть один серьёзный недостаток — регулирование паузы для оптимальной работы занимает длительное время. реле с программируемой паузой в этом плане удобнее, но установка чуть сложнее.
за исполнение и описание — 5, вне всякого сомнения. все сделано аккуратно, расписано грамотно и понятно.

Спасибо, раньше было хуже- два режима: 1) взмахи с периодичностью в 4 сек.; 2) постоянное быстрое елозинье дворников по стеклу.
Теперь все от 1,5 сек до примерно 40 сек. регулируется по регулятора велению и моему хотению

Проще “умное” реле поставить, его производит “Русский партнер” www.partner.ryazan.ru/54.htm www.drive2.ru/l/3824608/, кмк )))

Вот зачем такие советы давать? Проще, не проще. Не нравится не делайте и не пишите

Да вы, батенька, агрессор )) ваш труд уважаю, потому и “лайк” поставил. А если не желаете, что бы другие не писали, так и темы не создавайте ;)
Извините, если обидел ))

Да нет, как раз желаю, чтобы писали, но по-делу, так сказать конструктивная критика должна быть, а не просто- фигня, проще купить и пр. К тому же разговор об этом уже был вначале темы. Оскорбить не желал, за “Лайк” спасибо

Сори, действительно, не заметил уже таких же, как я, “советчиков”.

Да вы, батенька, агрессор )) ваш труд уважаю, потому и “лайк” поставил. А если не желаете, что бы другие не писали, так и темы не создавайте ;)
Извините, если обидел ))

На десятке делал так же, переменный резистор прямо в разрыв какого то провода вживлял.
Красава!

Поддерживаю такую доработку ! Это как ручка громкости : громче / тише и никаких доп кувырканий с рычажком .

Я не думал, что это настолько известное и широкоприменяемое изделие. Я, например, об этом никогда не слышал и лишь случайно в магазине увидел, что существует настраиваемое реле (оно не подходило к моей машине), тогда я и задался вопросом самодельного изготовления, нашел в интернете вариант и осуществил. Думал, что явление редкое и будет польза, ан нет, все уже про него знают. Дремуч я оказывается)))

А на новом УАЗ ПАТРИОТЕ это заводская темка. Хотя на 10-ке делал, но другое воплощение. Менял всего лишь релюху на взмахе дворников. Регулировалось от 10 до 90 секунд. Счастью не было предела.
Автору респект!

Не за что. Легких дорог и отсутствию на них ДПС.

Да. На УАЗе-то их можно объехать по полям, лесам, косогорам…

Вот www.12v.ru/ здесь много чего интересно брал. И на ПАТРИОТ и на 10-ку.
Занятно там.

Читайте также:
Устраняем просадки напряжения, автоэлектрика

По интернету ни разу ничего не заказывал, поэтому опасаюсь. Но если у них хорошая репутация, то можно взять, интересные вещи там есть.

Не реклама.
Бери. Ни разу не пожалел. Много интересного.

Вот как то тоже захотел так сделать, сделал не работает! Несколько раз переделал, не работает, так и не понял в чем дело плюнул, теперь у меня датчик дождя:-)

нормуль четко придумал

Интересно сформулировал заголовок!)))

Это всё мне известно. Но вот это:”Управление паузой- минуткой производится следующим образом включаем штатным рычажком в положение 1 и выключаем на 0 снова включаем в положение 1 в тот момент когда на ваш взгляд нужно очистить стекло всё темп задан, чтобы поменять временной интервал проделайте процедуру заново” меня не устраивает. После выключения зажиагиня каждый раз настраивать, темп ловить не хочу

тебе тогда датчик дождя нужен, дожьдь тоже непостоянен, хотя я не замечал на какой паузе рэле становится после выключения замка

Да я не принуждаю делать это. Кому не нравится возиться с авто, может купить готовое изделие. А кто-то захочет сделать, вот для таких написал.

MakcOrenburg

Это всё мне известно. Но вот это:”Управление паузой- минуткой производится следующим образом включаем штатным рычажком в положение 1 и выключаем на 0 снова включаем в положение 1 в тот момент когда на ваш взгляд нужно очистить стекло всё темп задан, чтобы поменять временной интервал проделайте процедуру заново” меня не устраивает. После выключения зажиагиня каждый раз настраивать, темп ловить не хочу

А Вы ездили с таким реле? Мне, например, оно очень понравилось по сравнению с переменным резистором (делал ещё на ВАЗ 2114). Погода переменчива и по пути приходится часто менять режим работы дворников, вот с переменником как раз и ловишь паузу по несколько раз, пока подстроишься. А с реле — решил, что тебе плохо видно, щёлкнул и всё, щётки работают в таком темпе. Изменилась интенсивность осадков — выключил щётки, намокло стекло — включил и они чистят с другим темпом))) А за доработку, конечно жирный плюс, да и фломастеры на вкус и цвет разные))) Главное, что Вы довольны результатом проделанной работы)))

У меня на Оке (!) было такое реле. Очень, просто невероятно удобно.
В ВАЗах 3 положения: взамах с паузой, взмах без паузы и быстрый взмах с паузой.
Первое положение было заменено на работу с Реле. Другими почти не пользовался.
Выбрал нужный темп под погодные условия и балеешь. Дождь усилился — чуть увеличил периодичность.
Очень грамотное реле.
Я потом на иномарках плевался из-за всего-то 4-6 режимов работы дворника.
Кстати сзади был дворник именно с подобной крутилкой (вроде как покупное готовое — я авто покупал уже с прибамбасами). Пользовался редко, было установлено не очень удачно :)

Регулятор дворников своими руками

Потом берем все это дело в машину, снимаем кожух, вытаскиваем фишку из под рулевого переключтеля.
Ищем там желто зеленый провод, для порохаванных колодка J.
Вытаскиваем его из общей фишки, вместо нее вставляем нашу маму, а папу и в ж-з маму через купленную нами фишку)
Думаю, на фото будет более понятно.

Ну и видос для наглядности)

Все удачи!Спасибо за внимание!пальцы вверх)

Современные автомобили оборудованы стеклоочистителем, имеющим 2-е скорости работы. Так же имеет режим работы прерывный и постоянный. Это обеспечивает удобство при поездках в тяжелых погодных условиях.

В тоже время у большинства старых моделей авто, да и у отдельных относительно новых, стеклоочиститель функционирует лишь в одном — непрерывном — режиме. Снабдив их электронным модулем контроля за стеклоочистителем позволяет получить прерывистый режим, который можно регулировать.

Описание работы электронного прерывателя стеклоочистителя, который можно сделать своими руками

Приведенная в данной статье схема прерывателя стеклоочистителя, который можно сделать своими руками, создает регулируемый переменный режим и синхронное подключение электродвигателя М1 на время четырех-пяти непрерывных циклов движения щеток с каждым его включением.

Вслед за тем электронный прерыватель автоматом переключается в режим одиночных циклов с паузами между ними. Предусмотренные устройством стеклоочистителя скоростные режимы – медленный или быстрый — остаются как есть, возможно лишь устанавливать продолжительность пауз между циклами в этих режимах. Паузы определяются потенциометром, ручка которого выведена на лицевую панель автомобиля.

Электронный прерыватель стеклоочистителя рассчитан на функционирование с существующим переключателем режимов функционирования стеклоочистителя, а электрическая схема подключения изображена на примере автомобиля М-2140. Нумерация проводов разъемов и подсоединение к ним переключателя отвечают заводской схеме электрооборудования автомобиля.

Провод А, связывавший вывод 1 разъема Х2 с выводом 1 переключателя SA2 (см. рисунок 1), при установке прерывателя следует убрать.

Электронный прерыватель стеклоочистителя в своем составе содержит тиристорный коммутатора (VS1), генератор открывающих сигналов на однопереходном транзисторе (VT2), узел начального вкл тиристора (VT1), радиоэлементов защиты от ЭДС самоиндукции (VD1, C3). В начальном положении переключатель режимов SA2 стеклоочистителя присутствует в нулевом положении («Выключено»). Выводы конечного выключателя SF1, механически соединенные с редуктором электродвигателя, разомкнуты.

Читайте также:
Описание датчиков ДМРВ, ДК, ДФ – теория

Во время замыкания контактов SA1 замка зажигания, напряжение автомобильной электросети идет на контакт 1 прерывателя и сквозь обмотки электродвигателя, вывод 4 разъема Х2 — на контакт 2. Диод VD1 закрыт, а емкость С1 начинает постепенно заряжаться сквозь диод VD2 и сопротивление R1. Временная постоянная зарядки невелика (0,5…1 с), и емкость стремительно заряжается до напряж. бортовой сети. Прерыватель готов к работе.

Если сейчас перевести переключатель SA2 в положение «1» — небольшая скорость перемещения щеток, — замкнутся его выводы 1, 4 и 2, а значит, замкнутся и выводы 2 и 3 прерывателя. Отключается зарядная электроцепь емкости С1; плюсовая обкладка заряженной емкости С1 оказывается связанной сквозь сопротивление R3 с эмиттером транзистора VT1, а минусовая сквозь сопротивление R2 — с его базой.

Поэтому емкость С1 начинает разряжаться сквозь сопротивление R2, эмиттерный переход транзистора VT1 и сопротивление R3. Иной электроцепи разрядки нет, поскольку диод VD2 закрыт. Транзистор отпирается и открывает тринистор VS1, который подсоединен впараллель контактам SF1. В итоге вал электродвигателя М1 приступает вращаться, замыкаются выводы SF1, замыкая выводы 3 и 4 прерывателя. Это приводит к запиранию тиристора VS1, а двигатель продолжает функционировать до времени размыкания контактов SF1.

Синхронно с этим продолжается разрядка емкости С1 по обозначенной выше цепи. Временная постоянная ее разрядки выбрана большей — 7…9 с.

Когда щетки стеклоочистителя закончат полный цикл перемещения и разомкнутся выводы SF1, напряжение питания снова поступит на плюс тиристора. Так как разрядка емкости С1 еще продолжается, открытый транзистор VT1 снова откроет тиристор. Не успев остановиться, снова активируется электродвигатель и цикл возобновляется.

Данное циклически непрерывное подключение электродвигателя будет длиться до тех пор, пока емкость С1 целиком не разрядится и транзистор VT1 будет закрытым при очередном возникновении напряж. на контакте 3 прерывателя. С данного момента начинает заряжаться емкость С2 генератора сигналов. При достижении определенного порогового напряж. на этой емкости, откроется транзистор VT2 и на сопротивлении R5 образуется сигнал, открывающий тиристор VS1.

Заново активируется электродвигатель, и цикл возобновляется, однако сейчас уже с периодичностью, определяемой зарядной цепью R6-R7 и емкостью С2. При минимальном сопротивлении R6 пауза между циклами фактически отсутствует, при максимальном — пауза равняется приблизительно 15 с.

Если перевести переключатель SA2 в положение «0», прерыватель стеклоочестителя перейдет в первоначальное положение — емкость С1 снова стремительно заряжается до напряж. питания, сквозь остальные электроцепи ток не протекает. Прерыватель готов к очередному активации стеклоочистителя.

При переводе переключателя SA2 в положение «2» (включаются стеклоочиститель в режим быстрого перемещения щеток и электродвигатель омывателя фар) и в положение «3» (добавляется подключение электродвигателя омывателя лобового стекла) все процессы в приборе проходят похоже.

Детали и конструкция электронного прерывателя стеклоочистителя

Все элементы прерывателя, помимо потенциометра R6, расположены на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Эскиз платы приведен на рисисунке 2. В прерывателе возможно применить любые резисторы мощностью 0,125 или 0,25 ватт.

При выборе оксидных емкостей С1 и С2, являющихся составной частью времязадающих цепей, необходимо учесть, что при снижении температуры их величина также снижается, у некоторых видов довольно существенно. В связи с этим от емкостей типа К50-6 необходимо заранее отказаться.

Вместо КТ3107Г подойдет произвольной малой мощности p-n-p транзистор с импульсным током коллектора более 100 мА и статическим коэффициентом передачи тока базы не менее 100.

При приведенных на схеме величинах сопротивлений и емкостей, количество непрерывных циклов во время включения стеклоочистителя равно 4-5, а продолжительность паузы возможно настраивать в районе 0…15 с.

Приведенная схема позволяет плавно изменять частоту, с которой происходит “качание” щеток стеклоочистителя. Во время дождя это более удобно для водителя, чем несколько фиксированных значений частоты.

Микросхема DA1 работает в режиме автогенератора и управляет полевым ключем ѴТ1 (подойдет любой Р-канальный MOSFET транзистор на максимальный ток не менее 10 А).

Рис. 1. Схема регулятора для управления стеклоочистителем.

Транзистор открывается при низком уровне напряжения на выходе таймера. Резистором R2 (он устанавливается на передней панели автомобиля) можно изменять частоту работы стеклоочистителя в диапазоне от 2 до 15 с. Включатель SA1 позволяет соединить моторчик от щеток напрямую с питанием.

Рис. 2. Варианты схем регуляторов для электродвигателя автомобильного стеклоочистителя.

Еще две схемы аналогичного назначения приведены на рис. 2. В первом варианте (а) [Л43] для включения электромоторчика привода механизма, обеспечивающего движение щеток, используется реле К1 на рабочее напряжение 12 В с сопротивлением обмотки не менее 120 Ом.

Во второй схеме (б) для включения стеклоочистителя применен легко доступный мощный биполярный транзистор. Показанное включение таймера обеспечивает непрерывную работу стеклоочистителя в течение примерно 3 с (два цикла работы щеток — время зависит от величины R3). Паузу между циклами можно регулировать в пределах 0,5-20 с при помощи резистора R2.

Автоматическое управление дворниками и омывателем ветрового стекла для Нивы

На отечественном кроссовере «Нива» используется самая простая система управления очистителем ветрового стекла. Это рычаг на три положения: 0 — выключено; 1 — прерывистый режим работы; 2 — постоянная работа дворников. А также кнопка без фиксации включающая мотор подачи жидкости на жиклеры омывания ветрового стекла, активируемая нажатием рычага на себя. Все это просто, но жутко не удобно. Что бы почистить стекло во время движения необходимо одновременно и переключать рычаг и нажимать на кнопку омывайки. И все это в то время когда идет дождь и летит грязь, ограничивая видимость, отвлекает от дороги.

Читайте также:
Простой пробник для автолюбителя

Мною было разработано устройство которое устраняет этот не достаток. Преимуществом данной схемы является то, что не нужно что то обрезать и переделывать в автомобиле. Устройство подключается между колодками подключения рычага и кнопки на под рулевом переключателе к схеме автомобиля и для управления использует те же рычаг и кнопку. Режимы работы устройства представлены в таблице 1.

Положение рычага управления мотором дворников

1 короткое нажатие

2 коротких нажатий

0 — мотор дворников выключено

Один проход дворников.

Автоматическое очищение стекла. На 7 секунд включается мотор омывайки, через 3,5 секунды на 7 секунд включается мотор дворников.

На время нажатие кнопки включается мотор омывайки, через 3,5 секунды на время на которое была нажата кнопка включается мотор дворников.

1 — прерывистый режим работы дворников (3 временных интервалов паузы (7, 5 и 3 секунды)

Циклическое уменьшение паузы.

То же, что и в режиме 0.

То же, что и в режиме 0.

2 — постоянный режим работы дворников

На 7 секунд включается мотор омывайки.

На время нажатие кнопки включается мотор омывайки.

На рисунке представлена схема:

Схема

Сердцем устройства является микроконтроллер ATTiny13. Питание схемы от бортовой электрической сети, питание микроконтроллера через стабилизатор напряжения LM7805. Резистор R1 и конденсатор C5 в схеме сброса МК обеспечивают временную задержку запуска контроллера, для надежного запуска прошивки. Вход PB0 (5) подключен к кнопке мотора омывателя ветрового стекла. Вход PB1 (6) к рычагу управления работы дворников, в положении 1 подтягивается к земле. Для определения положения положения рычага вход PB2 (7) подключен через делитель и стабилитрон, ограничивающий входное напряжение до 4,7 вольт, к контакту реле U3, в нормальном положении который в свою очередь подключает его к + мотора дворников. Логика определения положения рычага дворника следующая: если PB1 опущен на землю, то рычаг в положении 1 иначе в 0 или 2-ом положении, при этом если на PB2 логическая 1, то положение 2. Можно было конечно PB2 также подключить к рычагу управления работой дворника. Но в данном случае реле U3 нужно будет держать включенным на все время работы дворников в режиме 2. При использованном подключении, мотор дворников на постоянную работу включается с помощью штатного контакта рычага и подавать напряжение на реле U3 нет необходимости.

Выход PB3 управляет через резистор R4 и транзистор Q1 реле U3 мотора дворников. Выход PB4 через резистор R5 и транзистор Q2 и с помощью реле U4 включает мотор омывайки.

Прошивка контроллера основана на RTOS приведенной в цикле статей на сайте http://easyelectronics.ru/avr-uchebnyj-kurs-operacionnaya-sistema-vvedenie.html. Фьюзы выставлены по умолчанию, на новом МК ни какие фьюзы менять не надо.

Схема подключения к электрической системе автомобиля:

Схема подключения

Контакт 1 на схеме подключения это крайний левый контакт J1 на принципиальной схеме, далее по порядку.

Транзисторы и диоды в цепях реле можно заменить на любые подходящие по параметрам.

В архиве к статье: прошивка в hex файле, исходник на ассемблере (в файле define.inc можно выставить другие временные интервалы, если по какой либо причине предустановленные не подходят, откомпилировать можно в AVRStudio), проект в Fritzing, печатная плата в PDF, а так же модели для 3d печати корпуса устройства и корпусов штекеров (все печатал как есть, кроме штекера на 2 контакта папа, его масштабировал при печати в 1,05 раз).

Фото и видео работы устройства:

Печатная плата, вид со стороны радиотеталейПечатная плата вид со стороны пайкиПолная сборка

Схема регулятора тактов стеклоочистителя автомобиля

Не все автомобили оборудованы стеклоочистителем, который может работать в непрерывном и пульсирующем режиме движения щеток. Второй режим очень удобен при моросящем дожде и слабом снеге. Некоторые автомобили с базовой комплектацией и автомобили ранних выпусков не имеют пульсирующего режима, что создает определенные неудобства при их эксплуатации.

Предлагаемая схема простого устройства позволяет получить регулируемый пульсирующий режим работы стеклоочистителя. В отличие от ранее опубликованных устройств, применяющих дополнительные выключатели и электромагнитные реле, этот регулятор рассчитан на использование штатного переключателя режимов работы стеклоочистителя и является бесконтактным. Подключение схемы к переключателю не изменяет существующих режимов работы щеток (быстрый, медленный), а только задает паузу между тактами этих режимов. Пауза задается переменным резистором, ручка которого выведена на лицевую панель приборов.

Схема устройства пульсирующего режима работы стеклоочистителя

Схема регулятора тактов стеклоочистителя автомобиля

Устройство, схема которого приведена на рис. 1, состоит из тиристорного ключа VS1, генератора импульсов на однопереходном транзисторе VT2 с элементами С2, R5-R8, блока первоначального включения тиристора — VT1, С1, VD2, R1-R4, элементов защиты схемы от ЭДС самоиндукции — диода VD1 и конденсатора С3.

Читайте также:
Тайм-аут или доводим турботаймер

Работа устройства

Работает устройство следующим образом. В исходном состоянии переключатель SA1 выключен, прибор обесточен, контакт SF1 разомкнут, конденсатор С1 заряжен до напряжения бортовой сети, цепь зарядки С1 следующая: +12 В, обмотка возбуждения (OB), C1, VD2, R1, общая шина.

При включении переключателя SA1 замыкаются его контакты 1, 3, подавая напряжение питания и одновременно подключая заряженный конденсатор С1 к переходу база — эмиттер транзистора VT1, который открывается на время разрядки этого конденсатора и включает тиристор VS1. Электродвигатель стеклоочистителя включается, замыкает свой контакт SF1, механически связанный с ним, и одновременно шунтирует цепь питания генератора и тиристора, последний закрывается, а двигатель остается включенным с помощью контакта SF1.

Схема регулятора тактов стеклоочистителя автомобиля

После двойного хода щеток контакт SF1 размыкается и двигатель отключается. С этого момента устройство вновь получает питание через обмотку двигателя и обмотку возбуждения. Конденсатор С2 генератора начинает заряжаться через резисторы R7 и R8, а конденсатор С1 и его цепь зарядки с диодом VD2 зашунтированы контактами 1, 3 переключателя, транзистор VT1 закрыт. При достижении порогового напряжения на конденсаторе С2 транзистор VT2 открывается, открывает тириcтор, и цикл повторяется. Время зарядки конденсатоpa C2 в основном определяется сопротивлением переменного резистора R7. Когда сопротивление резистора R7 минимально, то время зарядки мало — стеклоочиститель работает непрерывно. При максимальном сопротивлении резистора время зарядки конденсатора С2 максимально—стеклоочиститель совершает цикл за 15 с. Изменением сопротивления резистора R7 устанавливают желаемый режим работы стеклоочистителя в интервале 0…15с.

После выключения переключателя SA1 размыкаются контакты 1, 3 и конденсатор С1 заряжается до напряжения бортовой сети, при повторном включении переключателя транзистор VT1 вновь включит тиристор.

Таким образом, первый такт работы щеток всегда будет происходить сразу же после включения переключателя, второй и последующие — будут повторяться в зависимости от положения движка переменного резистора R7 на данный момент. Введение в схему транзистора VT1 с перечисленными выше элементами позволило однократно включать тиристор независимо от положения движка переменного резистора R7 при каждом очередном включении переключателя режима. При включении переключателя SA1 во второе положение (контакты 2, 3 замкнуты) — режим быстрого движения щеток — все процессы включения двигателя, формирования паузы и его отключения аналогичны описанным.

Подключение схемы

Подключение схемы — четырехпроводное. Клеммы 3, 4 устройства подключаются в разрыв общего провода (а) переключателя (см. схему), клемма 2 — вывод конденсатора С1 — к контакту 1 переключателя — малая скорость электродвигателя, клемма 1 — к шине питания +12 В.

Все элементы размещены на печатной плате, помещены в пластмассовый корпус и закреплены на переменном резисторе R7, являющемся одновременно элементом крепления устройства на приборном щитке.

В устройстве применены резисторы МЛТ, переменный резистор СП-1, конденсаторы: С2, СЗ — электролитические, С1 — бумажный, керамический; диоды — VD1 — Д223, VD2 — КД105Б или их импортные аналоги.

Установка тиристора на радиатор не обязательна. Устройство не критично к замене полупроводниковых элементов.

Все про регулировку паузы стеклоочистителей

В некоторых ситуациях очень полезно иметь реле стеклоочистителя с регулируемой паузой. Как показала практика, благодаря этой конструкции комфортность вождения значительно повышается. Но автолюбителю необходимо понимать, в каких именно случаях понадобится такая модификация дворников. Об этом я и расскажу в этой статье.

Зачем нужно регулировать паузы

Самодельное реле паузы стеклоочистителя

Обычный стеклоочиститель, как правило, незаменим в дождливую погоду, но это только в том случае, если идет относительно сильный дождь, а не слабенький. В моросящий дождь стандартная работа дворника не очень удовлетворительная и это мягко говоря. Я имею в виду те случаи, когда включен прерывистый режим. Так уж повелось, что каждый заводской дворник имеет стандартную паузу между периодами своей активности. Такая пауза составляет, в основном, четыре секунды. В случае слабенького дождя лобовое стекло попросту не успевает стать мокрым и в результате щетки проходятся по сухой поверхности, что часто раздражает и стает причиной последующего появления разводов.

В таком случае приходится выкручиваться регулярным выключением/включением дворников каждые двадцать секунд. Это явно препятствует управлению автомобилем, так как водитель стает все более и более раздраженным через такую, казалось бы, несущественную проблему. В целом сложность необходимых работ по изменению такого временного показателя не очень высокая, что уже исключает высокую вероятность негативных последствий из-за вмешательства со стороны водителя.

Как добавить в реле регулировку пауз

Реле стеклоочистителей с регулировкой паузы

В первую очередь, чтобы иметь возможность регулировать длительность соответственной паузы необходимо снять само реле дворников с автомобиля. Я думаю, найти его будет не очень трудной задачей, так как каждый дворник любой модели автомобиля всегда расположен на лобовом стекле, где он и выполняет свое предназначение. Если быть точнее, то реле прикручено к кузову недалеко от ручки открывания самого капота. И вот отвинчиваем реле, а также колонку и несем нашу деталь домой или в любое иное удобное место, где вам будет комфортно провести остальную работу.

Читайте также:
Делаем дополнительный датчик для вкл. вентилятора

Теперь, чтобы прерыватель стеклоочистителя с регулировкой паузы можно было откалибровать, открываем крышку снятой детали и снимаем печатную плату, которая присоединена к ней с другой стороны. Теперь тщательно рассматриваем схему.

Напоминаю, что пауза между взмахами дворников обеспечивается резистором. Без правильного обращения с ним система чистки лобового стекла не будет работать.

Распиновка подрулевого разъёма стеклоочистителя

Именно благодаря изменению сопротивления регулировка паузы стеклоочистителя стает вполне возможной. Если между взмахами дворника существует интервал в четыре секунды, то сопротивления резистора равно 62 Ком. К примеру, значение 45 Ком предусматривает задержку в три секунды. Если поставить на реле паузы стеклоочистителя резистор с сопротивляемостью примерно 30 Ком, то интервал будет составлять всего две секунды.

Если вы приняли решение оставить первоначальный резистор, то я советую приготовиться к выпаиванию любой его ножки на выбор из той же платы. В случае замены на резистор с меньшим номиналом, первоначальный следует выпаивать только одной ножкой. Потом берем где-то пятьдесят сантиметров пары одножильных проводов или один двухжильный провод и припаиваем один провод к освободившейся ножке резистора, а второй – к тому месту, где вы только что выпаяли освободившуюся ножку.

Реле стеклоочистителя в руке

Желательно, чтобы провода были одеты в специальный прозрачный кембрик термоусадочного типа, так как он гарантирует отличную изоляцию. Одеваем трубочку на само соединение и едва нагреваем с помощью зажигалки, что заставит ее сжаться и плотно осесть. Такой способ намного более эффективный, нежели изолента. На этом с реле паузы стеклоочистителя мы еще не закончили, хотя оба провода уже припаяны. Теперь делаем на них узелок, чтобы из-за невнимательности случайно их не оторвать и прикрываем крышку реле, попутно протягивая эти провода вместе с стандартными (штатными). Не забудьте приклеить крышку самого реле паузы дворников, к примеру, термоклеевым пистолетом.

После этого берем в руки резистор переменного типа с произвольным номиналом сопротивления (к примеру, 100 Ком). Если вы хотите растянуть паузу между взмахами дворников, то я советую выбирать резистор с номиналом более 100 Ком. Чем выше его сопротивление, тем дольше пауза. 100 Ком означает интервал на десять секунд, а 200 Ком – на семнадцать и так далее. Я настоятельно не рекомендую выбирать сопротивление в размере 500 Ком, так как точность установки паузы значительно снизится.

Берем этот переменный резистор и любой из двух проводов, чтобы припаять его к центральному контакту, а второй провод припаиваем к любому крайнему контакту на ваш выбор. Вот и все, работа сделана.

Реле для регулировки паузы дворников

Теперь берем модифицированное реле, устанавливаем обратно на автомобиль, а резистор желательно разместить поближе к переключателю стеклоочистителей, к примеру, на рулевой колонке. Оформить механизм пользования можно полностью на свое усмотрение. В этом деле уже нет рамок.

Как видите, такая адаптация интервала дворников под ваше понимание комфорта не является очень трудным делом. Да и стоимость новеньких реле и резисторов не очень высокая. Тем не менее, это определенно стоит потраченного времени, и стеклоочистители в мелкий дождь больше не будут донимать вас своим чересчур малым интервалом активности.

Видео «Как отрегулировать паузу стеклоочистителя»

На записи автолюбитель делится опытом установки прерывателя стеклоочистителя с регулируемой паузой взмаха щеток. Посмотрите это видео, и вы самостоятельно сможете отрегулировать паузу стеклоочистителя на своем автомобиле.

Стеклоочистители с регулируемой паузой своими руками

Система управления дворниками с регулируемой паузой на Arduino

Стеклоочистители, также именуемые дворниками – незаменимое устройство в любом автомобиле. В большинстве автомобилей у них есть 3 режима работы – прерывистый, постоянный и быстрый постоянный. Но что делать, если не работает прерывистый режим стеклоочистителей, как было у меня? Или, например, он работает, но вас не устраивает жёстко заданная задержка (пауза) между взмахами дворников на прерывистом режиме? В таких случаях вам поможет эта статья, так как сейчас я расскажу, как легко и недорого сделать на Arduino реле стеклоочистителей с регулируемой паузой, а если быть точнее – полноценную систему управления стеклоочистителями для вашего авто на примере моей ненаглядной Opel Vectra B.

Предыстория

Если честно, я бы не особо заморачивался с регулируемой паузой дворников на своём пепелаце, если бы у меня через некоторое время после его покупки не начал глючить прерывистый режим. В чём это выражалось? Честно говоря, я уже и не особо помню, ведь это было более 5 лет назад. Что я тогда ни делал – перебирал сам механизм стеклоочистителей, пробовал заменить реле на заведомо рабочее с другой машины: ничего не помогало. Я тогда не так глубоко шарил в электрике своего автомобиля, у меня не было Opel TIS (советую всем опелеводам обзавестись этим крайне полезным комплексом), поэтому в конце концов я просто плюнул на это дело и отключил на время прерывистый режим как таковой, поставив вместо штатного реле простую перемычку, возвращающую щётки стеклоочистителей в исходное положение.

Так я ездил какое-то время, но отсутствие прерывистого режима доставляло неудобства, поэтому я решил всё-таки взяться за эту проблему и, наконец, решить её. Но просто починить прерывистый режим было уже не интересно, да и зачем заморачиваться со штатной системой, когда можно пустить в дело любимую Ардуину и сделать нечто большее – так я и пришёл к идее реализовать реле управления стеклоочистителями с регулируемой паузой на Arduino.

Читайте также:
Способы подключения дневных ходовых огней

Единственная потенциальная проблема была лишь в одном – на Вектры Б штатно не устанавливалась подобная опция, но она устанавливалась на Omega B, поэтому осталось лишь обзвонить местные разборки и купить заветную ручку с Омеги с нужным мне регулятором. Благодаря высокой унификации моделей одного поколения Опелей, обе ручки не только имеют одинаковые размеры и крепления, но даже и разъёмы (дополнительные кнопки и регулятор выведены на дополнительный разъём), поэтому новая омежная ручка встала на мою машину как родная. Осталось только придумать и собрать сами мозги для неё.

Схема

Разумеется, разработку устройства я начал не с пайки и не сборки на макетке, что отняло бы гораздо больше времени на конструирование и экспериментирование. Я открыл любимую систему автоматизированного проектирования Proteus 8 и набросал там такую вот схему:

Дворники с регулируемой паузой своими руками на Arduino - схема устройства

Так как Proteus позволяет эмулировать не только обычные электронные схемы, но также и микроконтроллеры, в том числе платформу Arduino, я сразу же делал макет полноценного готового устройства с прошивкой. Но начну с объяснения самой схемы.

На входе, как известно, мы имеем бортовую сеть автомобиля номиналом 12 вольт. Так как МК работает от 5ти вольт, в схеме используется обычный стабилизатор напряжения U2 типа 7805 (а на практике – любой стаб с фиксированным выходом 5 вольт (AZ1085, КРЕН5 и т.д.) или даже банальная LM317 с подобранным делителем: пофигу), благодаря которому мы получаем пятивольтовую шину, от которой у нас и будет запитываться микроконтроллер Atmega328P и переменный резистор в купленной ручке. На схеме Атмега не запитана ни от чего (Протеусу это не нужно), но посмотреть, как её запитывать в такой ситуации, вы можете на ещё более подробной схеме в моей статье про зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов на Arduino. Там всё понятно нарисовано, в том числе и необходимая обвязка для микроконтроллера из двух кондёров и кварца на 16 МГц.

Как видно на схеме, у нас есть 3 органа управления:

  1. Кнопка “Нажатие омывашки” – виртуальная кнопка; на самом деле вместо неё мы имеем сигнал с ручки о включении насоса омывателя (тянем ручку на себя). Т.к. уровень этого сигнала – 12 вольт, в схеме реализован делитель напряжения 2:1 на резисторах R4 и R3, то есть на пятивольтовый АЦП Arduino через этот делитель приходит уменьшенный в три раза сигнал: при 14V на входе получается 4,67V на выходе.
  2. Переключатель “Включение прерывистого режима” – аналогично первому пункту, в делителе используются резисторы R5 и R2, даёт микроконтроллеру понять, что в данный момент ручкой включён прерывистый режим и надо, непосредственно, работать.
  3. Переменный резистор RV1 – это то самое колёсико в ручке, которым и задаётся продолжительность паузы (задержки) между взмахами щёток стеклоочистителя. Т.к. в моём случае колёсико это не подключено к бортовой сети автомобиля – на вход переменника подаётся 5 вольт, а выход притянут к земле 4,7К резистором (это зависит от сопротивления самого переменника). Нижний выход на схеме не подключён, т.к. его в реале вообще нет, он и не нужен.

Коммутация происходит с помощью реле RL1 с катушкой на 12 вольт, поэтому Ардуина рулит им через NPN-транзистор, в данном случае мой любимый КТ315, как и в статье про зарядное (ссылка выше). Используются три контакта на месте штатного реле:

Стеклоочистители с регулируемой паузой своими руками - подключение

Как видно из схемы, на Опелях (по крайней мере, этого поколения) для управления стеклоочистителями в данном случае используется 3 контакта: один – питание мотора, два других – постоянные 12 вольт и 12 вольт только когда дворники не в изначальном положении. Соответственно, соединяя выход на питание мотора стеклоочистителей с одним из этих контактов, мы обеспечиваем либо постоянную его работу, либо работу до установки щёток в изначальное (парковочное) положение. Если на вашей машине не так – разницы нет, под любой вариант работы прерывистого режима стеклоочистителей данная схема и нижеописанная прошивка легко корректируются!

Вот, собственно, и вся незамысловатая схема устройства. Реально, тут нечего собирать.

Прошивка (скетч) Arduino

Для вашего удобства я прокомментировал все строчки скетча так, чтобы в нём разобрался даже далёкий от программирования человек:

Собственно, никакого смысла пересказывать всё вышенаписанное ещё раз я не вижу, но если у вас остались вопросы – не стесняйтесь задавать их в комментариях, я стараюсь мгновенно на них отвечать и попытаюсь вам помочь!

Компоненты

Для сборки данного устройства мне понадобились следующие компоненты (по ссылкам – поиск наиболее выгодных предложений на Aliexpress для вашего удобства):

  • Ручка управления стеклоочистителями от Opel Omega B. Если не найдёте ручку с колёсиком под ваше авто – можете воспользоваться обычным переменным резистором. Правда, не знаю как у других ручек, но в этой стоит переменник с фиксированными положениями (всего 8), а не обычная крутёлка. Прошивка, разумеется, заточена именно на такой переменник, но это не принципиально, можно и под обычный переделать, схема, при этом, не изменится.
  • Микроконтроллер Atmel Atmega328P. Вообще, можно и маленькую Atmega8 вместо большой диповской использовать – без разницы, кто что паять умеет. Памяти, разумеется, и 8 килобайт под такой простейший проект хватит.
  • Обвязка для МК – кварц на 16 мГц и 2 керамических кондёра на 22 пФ. Вы не смотрите, что я использовал трубочные – это было ошибкой, т.к. на солнце в сильную жару машина нагревается, и у них, видимо, уходит ёмкость, ардуина перестаёт работать. Уже купил керамику, как руки дойдут – поменяю.
  • Опционально – панелька для МК. Для Atmega328P-PU я использовал ZIF-сокет, можно обычный диповский. Ну и, конечно, как эконом-вариант (хотя сколько вы тут сэкономите?) или если вы будете юзать SMDшный МК – можно тупо впаять его в плату.
  • Любая другая Ардуина с шилдом – чтобы можно было “на лету” перепрошивать всю эту систему для калибровки после сборки. Ну или пустой шилд, в который можно будет перекидывать саму микруху МК для прошивки, если вы, конечно, не пожалели и впаяли в устройство сокет, а не саму микросхему.
  • Макетка – я использовал дешманскую картонную, как и для других своих проектов.
  • Резисторы разных номиналов – ставьте что есть, в данной схеме допустима разбежка номиналов, главное соблюдать порядок и отношение в делителях. ампер на 10. Я использовал советское РЭС-6, оно рассчитатно на коммутацию цепей с токами до 6А, работает как надо. Можно приспособить и пятивольтовое, но у него катушка будет жрать больший ток, поэтому нужен будет более мощный транзистор, плюс всё это будет питаться через стаб, он будет сильнее греться – нахрена вам это надо?
  • Транзистор для управления вышеуказанной релюхой. Должен выдерживать пиковый ток катушки выбранной вами релюхи. Схема рассчитана на использования транзистора NPN, но можно и PNP туда присобачить с незначительными коррективами. Хотя, можно не парится с транзистором и взять готовое реле для Arduino. и пара электролитических кондёров к нему в соответствии с его даташитом. Можно, конечно, и без них, но вам чё, жалко эту мелочёвку? У меня лично от распаянных материнок валяется куча этой мелочёвки, девать некуда. Вместо стаба, конечно, можно и dc-dc преобразователь использовать на LM2596s, но это как по воробьям из зенитки палить – не стоит оно того.
Читайте также:
Подключение авто сигнализации своими руками

Вот, вроде, и все основные компоненты устройства. Как видите, большинство из них – обычная, ничего не стоящая, рассыпуха. Так что всё весьма бюджетненько.

Сборка

Сначала была ручка:

Ручка стеклоочистителей с регулируемой паузой своими руками

Далее был тупой монтаж всех компонентов на макетку в соответсвии с разработанной и протестированной эмулятором схемой:

Стеклоочистители с регулируемой паузой своими руками - готовое устройство

Красиво, да? А с обратной стороны просто жуть жуткая:

Система управления дворниками с регулируемой паузой, обратная сторона

Тем не менее, всё припаяно надёжно и качественно, а это для меня самое главное!

Важнейшим этапом сборки, разумеется, является калибровка и испытание устройства в условиях, максимально приближенных к боевым:

Система управления дворниками с регулируемой паузой - отладка таймингов

Вместо бортовой сети я использовал 12V свинцовый аккум от ИБП, вместо мотора стеклоочистителей – мощную автомобильную лампу. Таким образом были скорректированы те самые средние значения с аналогового входа, соответствующие позициям переменника в ручке и ещё раз пересмотрены все запрограммированные паузы. Как видите, перепрошивал я всё на горячую другим шилдом, для чего достаточно было вытащить МК из прошивающего шилда и подсоединить пины TX, RX, Reset и землю прошиваемого МК вместо соответствующих пинов вытащенного, вот и всё!

Установка

Подключив устройство к автомобилю (те самые три контакта с фото в начале + установка самой ручки) и убедившись в полной работоспособности.

Стеклоочистители с регулируемой паузой своими руками - подключенное устройство

. я тщательно его упечатал во избежание всяких возможных коротких замыканий:

Стеклоочистители с регулируемой паузой своими руками

После этого аккуратно убрал всё это в пространство за блоком предохранителей и реле под крышку (на моей Вектре сзади блока есть отсек, куда отлично засовываются подобные штуки и там они защищены от шкомотания внутри торпедо, т.к. надёжно прижаты и зафиксированы).

В итоге всё, что напоминает о наличии в моей машине новой удобной функции – это новая ручка с колёсиком регулировки паузы прерывистого режима дворников:

Ручка стеклоочистителей с регулируемой паузой своими руками

Заключение

Как видите, всё оказалось максимально просто, самые большие затраты в данном проекте – это покупка самой ручки с регулятором. Остальное – банальная мелочёвка, стоящая копейки. Проект был разработан за вечер, собран за день, установлен за пару часов, я очень доволен. Если остались вопросы – пишите в комментариях: помогу, чем смогу!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: